Рассказ про орфографический словарь 5 класс

Орфографические словари

Любопытная заметка

Грамотная письменная речь – неотъемлемая часть жизни современного интеллектуально развитого человека. При ведении деловой переписки строго недопустимы ошибки в написании слов. Это может говорить о малообразованности персонала партнеров. Или неграмотные личные сообщения при общении в социальных сетях, мобильных месенджерах, смс-переписках могут оттолкнуть едва познакомившихся людей.

При возникновении затруднений в написании слов лучше обратиться к орфографическому словарю.

Значение орфографического словаря

Орфографический словарь – словарь, в котором размещены слова, в алфавитном порядке. К этим словам сложно подобрать проверочные слова, чтобы убедиться в правильности написания нужной орфограммы. Такие слова необходимо запомнить. Самая главная функция этого типа словарей – помочь правильно написать или произнести слово, написание или произношение которого вызывает затруднения.

Особенности словарей

В орфографических словарях во всех словах расставлены ударения. Это способствует повышению качества не только письменной, но и устной речи.

Отличительные черты орфографического словаря:

если слова с одинаковым смыслом можно писать по-разному, то эти слова следуют в одной строчке через союз «и». Например, «тоннель» и «туннель».

при раздельном или слитном написании некоторых словарных единиц, в случае возникновения различий, они размещены на двух строчках («легко раненный» и «легкораненый», прил.)

глаголы с постфиксами «–ся» («-сь») указаны в одной строке. Например, «запускать(ся), -аю, -ает(ся)». Это характерно и при написании причастий: «сеющий(ся)».

Категории словарей

Словарей существует огромное количество. Для простоты использования их подразделяют на следующие группы.

Основными разновидностями орфографических словарей являются:

  1. Школьные – словари, которыми пользуются ученики школ. Обычно имеют удобный формат изданий, бывают карманного размера. Они наиболее распространены и подходят для дополнительного изучения русского языка.
  2. Отраслевые – имеют достаточно узкую направленность. В таких словарях указаны слова, их написание, возможное использование в определенных профессиональных кругах. Например, «Музыкальный энциклопедический словарь» – содержит основную терминологию и наиболее используемую лексику среди профессиональных музыкантов и любителей музыки.
  3. Словари-справочники – служат для использования в корректорской и редакторской работе над текстами.
  4. Общие — используются при возникновении определенных проблем написания слов. Например, дефисное, раздельное или слитное написание слов.

Классические словари

Среди огромной массы книг для грамотного письма, словари занимают одно из главных мест. Среди них следует отметить труды великих российских языковедов, их результатами работы нередко пользуются и в 21 веке.

Самый популярный — орфографический словарь, созданный под началом Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова.

Известный русский лингвист Д. Н. Ушаков в 1911 г. создал труд «Русское правописание». Именно он был активным участником реформы правил русской орфографии 1918 г. Тогда перестала существовать буква Ѣ (ять) и некоторые другие, твердый знак «Ъ» стали использовать только для разделения, в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание –аго заменялось на -его (лучшаго → лучшего) и ряд других. Все это и подтолкнуло Д.Н. Ушакова к созданию орфографического словаря.

Крючков Сергей Ефимович – знаменитый советский лингвист. Он известен созданием современной школьной грамматики русского языка. При объединении трудов Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова получился «Орфографический словарь русского языка», который активно используется на протяжении более полувека. Его издавали порядка шестидесяти раз.

Знаменит «Русский орфографический словарь: около 180 000 слов» под руководством О. Е. Ивановой, В. В. Лопатина. Владимир Владимирович Лопатин – известный российский лингвист. Первоначальный труд В.В. Лопатина издали в середине ХХ века, и с той поры он постоянно переиздавался и расширялся. С момента первого выпуска и по сегодня его словарный запас вырос на 80 000 единиц. Лексика постоянно пополняется новыми современными словами по темам бизнеса, программирования, банковского дела и прочим. Помимо этого, в словаре В.В. Лопатина внесен ряд категорий, которые необходимо записывать с прописной буквы: названия священных понятий веры: Библия, Коран; и названия исторических эпох или событий: Реформация, Рисорджименто и ряд других.

Нельзя не упомянуть заслуженные и часто используемые труды Д.Э. Розенталя. Популярный российский языковед анализировал и доступно излагал как грамматические правила, так и пунктуационные, стилистические и орфографические принципы нормативного русского языка. Под его руководством в 80-ых годах ХХ века были изданы словари-справочники для работников печати, словари-справочники для верного употребления прописных либо строчных букв и ряд других учебников, сборников упражнений для глубокого изучения языка.

Орфографический словарик – отличный помощник для грамотного письменного или устного общения с окружающими. Это то приобретение, которое пригодится не только во время обучения в школе, но и на протяжении учебы в институте, при деловой переписке на работе или при обмене личными сообщениями.

Орфографический словарь Выполнила: ученица 4 В класса Ушанова Маргарита

Орфографический

словарь

Выполнила:

ученица 4 В класса

Ушанова Маргарита

Цель:  узнать, что такое орфографический словарь, и когда мы к нему обращаемся. Задачи:  1. Найти определения для слов «орфография» и «орфографический словарь» 2. Узнать когда появились русские орфографические словари. 3. Познакомиться со структурой и содержанием словаря. 4. Выяснить назначение орфографического словарь.

Цель:  узнать, что такое орфографический словарь, и когда мы к нему обращаемся.

Задачи:  1. Найти определения для слов «орфография» и «орфографический словарь»

2. Узнать когда появились русские орфографические словари.

3. Познакомиться со структурой и содержанием словаря.

4. Выяснить назначение орфографического словарь.

Орфографи́ческий слова́рь  —  словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку дает только понятие о правописании слова, а не о его значении. Является показателем современной орфографии. Орфогра́фия  (от  греч.   « орфос» — правильный, и  «графос» —писать) — это правописание, общепринятая и единообразная система правил написания слов.

Орфографи́ческий слова́рь  —  словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку дает только понятие о правописании слова, а не о его значении. Является показателем современной орфографии.

Орфогра́фия  (от  греч.   « орфос» — правильный, и  «графос» —писать) — это правописание, общепринятая и единообразная система правил написания слов.

Выделяют следующие разновидности орфографических словарей: школьные  —изложение орфографических правил в объёме школьной программы; словари-справочники   для работников печати  — включают трудные случаи написания, а также подробное изложение орфографических правил; общие  — рассчитаны на всех пишущих; отраслевые  — посвящены специальной терминологии.

Выделяют следующие разновидности орфографических словарей:

  • школьные  —изложение орфографических правил в объёме школьной программы;
  • словари-справочники   для работников печати  — включают трудные случаи написания, а также подробное изложение орфографических правил;
  • общие  — рассчитаны на всех пишущих;
  • отраслевые  — посвящены специальной терминологии.

Первый орфографический словарь русского языка появился в 1885 г. Его автором был Яков Карлович Грот.   Дмитрий Николаевич Ушаков составил свой

Первый орфографический словарь русского языка появился

в 1885 г. Его автором был Яков Карлович Грот.

  Дмитрий Николаевич Ушаков составил свой «Орфографический словарь русского языка»

в 1934 году. Этот словарь выдержал множество переизданий.

Рассмотрим подробнее Орфографичесикй словарь Д.Н.Ушакова и С.Е.Крючкова Данный словарь является справочником по правильному написанию слов русского языка. Издание орфографического словаря 1990 г. предназначено для учащихся средней школы. Словарь включает около 15 000 слов В словаре все слова расположены в алфавитном порядке. Имеются грамматические указания.

Рассмотрим подробнее Орфографичесикй словарь Д.Н.Ушакова и С.Е.Крючкова

Данный словарь является справочником по правильному написанию слов русского языка.

Издание орфографического словаря 1990 г. предназначено

для учащихся средней школы.

Словарь включает около 15 000 слов

В словаре все слова расположены в алфавитном порядке.

Имеются грамматические указания.

Дается начальная форма слова Род указан у несклоняемых существительных и существительных оканчивающихся на -ь В некоторых случаях указаны формы слов во множественном числе, или в родительном, творительном падежах.

Дается начальная форма слова

Род указан у несклоняемых существительных и существительных оканчивающихся на -ь

В некоторых случаях указаны формы слов во множественном числе, или в родительном, творительном падежах.

В скобках даются однокоренные слова для более четкого понимания смысла слова и его написания Также используются краткие пояснения значения слова

В скобках даются однокоренные слова для более четкого понимания смысла слова и его написания

Также используются краткие пояснения значения слова

В скобках указывается употребление слова в словосочетании В словах отмечено ударение. Постановка двух знаков ударения в одном слове означает возможность двоякого произношения: например, твóрóг.

В скобках указывается употребление слова в словосочетании

В словах отмечено ударение.

Постановка двух знаков ударения в одном слове означает возможность двоякого произношения: например, твóрóг.

В конце словаря есть приложение, которое состоит из двух частей: 1 часть включает список мужских и женских имён. 2 часть - это важнейшие правила правописания, например, правописание шипящих с гласными, прописная буква в именах собственных и другие.

В конце словаря есть приложение, которое состоит из двух частей:

1 часть включает список мужских и женских имён.

2 часть — это важнейшие правила правописания, например, правописание шипящих с гласными, прописная буква в именах собственных и другие.

Вывод  Орфографический словарь очень важен для соблюдения правописания слов, также из такого словаря можно узнать правильное произношение, так как здесь во всех словах указано ударение. Орфографический словарь поможет справиться с трудностями в выборе форм множественного числа и падежных форм. Он полезен в первую очередь для школьников, но также и для любого человека, который хочет писать грамотно.

Вывод

Орфографический словарь очень важен для соблюдения правописания слов, также из такого словаря можно узнать правильное произношение, так как здесь во всех словах указано ударение. Орфографический словарь поможет справиться с трудностями в выборе форм множественного числа и падежных форм. Он полезен в первую очередь для школьников, но также и для любого человека, который хочет писать грамотно.

Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя
общеобразовательная школа № 6 г. Тынды Амурской области

МИНИ-ПРОЕКТ

по русскому языку

Автор:

 Королькова Полина
Олеговна

Ученица 3 А класса

МОБУ СОШ №6 г. Тында

Руководитель: Шарова Виктория Васильевна

2020 г.

Актуальность

Ежедневный поток информации, содержащейся в радио и
телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает огромное
количество вопросов. При наличии словарей и справочников, любой человек быстро
и легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью этих
пособий дети учат сами себя. Словарь — это ключ от «Дома» знаний по русскому
языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе и должен уметь с
ними работать и по мере появления вопросов обращаться к ним. В данном проекте я
должна научиться пользоваться орфографическими словарями. Находить необходимую
информацию, использовать её при необходимости, а также составить свой
орфографический словарь.

Цель мини-проекта: Создать свой орфографический словарь

Задачи:

узнать, что такое орфографический словарь

— учиться пользоваться орфографическим словарём.

— вспомнить изученные орфограммы;

— составить словарь на изученные орфограммы;

— учиться грамотно читать и писать.

ВИД ПРОЕКТА: творческий

ТИП ПРОЕКТА: индивидуальный

УЧАСТНИКИ: ученица 3 класса,
родители, учитель.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: одна
неделя.

1. История появления орфографического словаря.

Орфографические словари, в отличие oт толковых, рассматривают
слова c точки зрения правописания. Такие справочники существуют для помощи
школьникам, редакторам и специалистам, использующим терминологию пo отраслям
профессиональной деятельности.

С 19 века., когда началось издание
орфографического словаря, наметились четыре типа таких словарей в соответствии
с их направленностью: словари школьные, словари-справочники для работников
печати, общие словари (с подтипом словарей по отдельным орфографическим
проблемам) и отраслевые орфографические словари, посвященные специальной
терминологии. Такая дифференциация орфографических словарей принята и в
современной лексикографической практике.

Объём школьных
орфографических словарей  различается в зависимости от адресата — учащихся
средней школы или начальных классов. К словарю прилагаются обычно орфографические
правила в соответствии со школьной программой. Первый школьный «Орфографический
словарь с присоединением повторительного курса русской орфографии» составил А.
Спицын (1883). Школьные словари сопровождались иногда методическими указаниями,
как использовать это пособие на уроках русского языка. Современный нормативный
словарь для средней школы —  «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова (1934, с
1944 совместно с СЕ. Крючковым; 27-40-е издание  готовил Л. А. Чешко) выдержал
41 издание (1990 года); нормативный словарь для начальной школы —
«Орфографический словарик. Пособие для учащихся начальной школы» П. А.
Глушникова

2. Что
такое орфографический словарь? Когда мы к нему обращаемся?

Орфографический словарь — это словарь, в
котором все слова написаны правильно, без ошибок, в алфавитном порядке.

Орфографический словарь помогает нам
осуществить проверку правописания слов, поставить правильное ударение и поможет
сделать грамотной не только свою речь, а так же  письменную речь и устную.

3. Правила по созданию орфографического словаря

При составлении своего словаря, я пользовалась следующими
правилами:

v
Правописание слов с
удвоенными согласными.

Их я записала в алфавитном порядке

Аа

Аккорд, аккуратный, аллея,
аппетит.

Бб

Бассейн, баллон, балл,
беззвёздный.

Вв

Ванна, вверх, ввозить,
весенний.

Гг

Гамма, грамм, группа,
грамматика

Дд

Дрожжи, длинный, деревянный

v
Правописание слов с
безударными   гласными в корне

Голубка, дворы, звезда,
зима, звонок, лесник, моряк,
письмо, побежал, скала, скворец,
словарь, снеговик, солить, трава,
чистота.

v
Правописание слов с глухими
и звонкими согласными в корне

Герб, грузчик, замазка,
зуб, канавка, кости, лебедь,
лезть, лодка, ловкий, пробка,
просьба, резьба, сапожки, сказка,
стрижка, тряпка, узкий.

v
Правописание слов с
непроизносимым согласным звуком в корне

Доблестный, здравствуйте, лестница, окрестность,
поздний, праздник, прелестный, сердце, солнце,
счастливый, тростник, чувство,   честный.

v
Правописание слов с
разделительным твёрдым знаком

Взъерошенный, двухъярусный, изъян, необъятный,
объявление, подъезд, подъём, предъюбилейный, разъяснить,
съезд, съесть, съёжился, съёмка.

v
Правописание безударных
гласных, непроверяемых ударением

Альбом, берёза, ворона,
дорога, коньки, лопата, огурец, одежда, погода,
рябина, песок, посуда, сапог, спасибо, топор,
урожай, четверг, яблоко.

Заключение:

В ходе 
работы над проектом мы узнали, что, орфографические словари необходимы для
правильного письменного оформления своей речи.

       В
процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные
вопросы, мы узнали что — то новое, учились выделять главное.  В ходе
проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета:
русский язык. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта,
работали в Интернете. Во время реализации проекта в целях исследования, общения
и сотрудничества пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку
полученной информации, осваивали основы проектной деятельности. У нас
развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.

ВЫВОД:

В ходе работы над проектом
мы составили орфографический словарь на разные правила и теперь знаю, что
орфографические словари необходимы не только на уроках русского языка, но и в
повседневной жизни. Они бывают разными. Каждый словарь помогает нам в
правописании слов. Чтобы стать грамотным нужно всегда обращаться к
орфографическим словарям.

Литература:

1.    
Русский язык.3 класс. Учеб.
для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 10-е
изд., перераб.-М.: Просвещение, 2019.- 159 с. [2] л. Ил.:ил.-(Школа России).

2.    
Орфографический словарь : для начальной, неполной средней и средней школы /
Проф. Д. НУшаков. — 3-е изд. — Москва : Учпедгиз,
1936. — 160 с.

3.    
Русский орфографический
словарь: под ред. В.В. Лопатина.- 4-е изд.,
испр. и доп. — М.: 2013. — 896 с.

4.    
Орфографический словарь русского языка [Текст] / ОВБорисенко. — Минск : Харвест, 2005.
— 493 с. — ISBN 985-13-2609-7 : Б. ц.

5.    
Ресурсы сети Интернет

  • Рассказ про орла 2 класс
  • Рассказ про орден иезуитов
  • Рассказ про органы чувств для 1 класса
  • Рассказ про органы человека
  • Рассказ про опята 3 класс