Рассказ про почву для детей

   Чудесная кладовая.

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что не обхватишь.

Это не сказкаЧудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется:»

     Почва — это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. 

     Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

     Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие — основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв и разрабатывают правила их использования.    
    Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

     Земля — наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

     Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам. На склонах оврагов высевают луговые травы. Корни их, разрастаясь в почве, закрепляют склоны.

     В природе растения и подземные животные приспосабливаются к почве, а человек научился составлять почвенные смеси из разных природных компонентов для более эффективного роста и развития растений.

     Дерновая земля — это перепревшие в течение года пласты дерна (трава вместе с землей), взятые с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой — глина.

     Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опавших листьев, которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля.

     Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

     Торфяная земля — это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1.5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

     Перегной — это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все микро- и макроэлементы.

     Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом. 

     Глина — тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но и задерживает её, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.    

                                                                        


Животные почвы

     Есть мир, скрытый от нас, недоступный наблюдению, —мир животных почвы. Там вечный мрак т.е темнота, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что под поверхностью почвы среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят порой холмики над норками кротов, отверстия норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями, и сами они, выползающие после дождя, а также неожиданно появляющиеся буквально из-под земли массы крылатых муравьев или личинки майских жуков, которые попадаются в земле.

     Как среда обитания животных почва сильно отличается от воды и воздуха. Попробуйте взмахнуть рукой в воздухе — вы не заметите почти никакого сопротивления. Проделайте то же в воде — вы почувствуете значительное сопротивление среды. А если опустить руку в яму и засыпать землей, не то что пошевелить ею, но и обратно вытащить ее будет трудно. Понятно, что 

животные могут сравнительно быстро двигаться в почве лишь в естественных пустотах, трещинах или ранее прорытых ходах. Если ничего этого на пути нет, то продвинуться животное может, только прорывая ход и отгребая землю назад, либо заглатывая землю и пропуская ее через кишечник. Скорость движения при этом, конечно, будет незначительной.

     Всякому животному, чтобы жить, необходимо дышать. Для дыхания в почве иные условия, чем в воде или в воздухе. В состав почвы входят твердые частицы, вода и воздух. Твердые частицы в виде небольших комочков занимают  более половины объема почвы; остальной объем приходится на долю промежутков — пор, которые могут быть заполнены воздухом (в сухой почве) или водой (в почве, насыщенной влагой)..


Дождевой червь.

     Благодаря такому строению почвы в ней живут многочисленные животные, которые дышат через кожу. Если их вынуть из земли, они быстро погибают от высыхания кожных покровов. Кислород потребляют в почве и животные,  и корни растений при дыхании. Все они выделяют углекислый газ. После сильных дождей или весной, после таяния снега, почва насыщается водой. Воздуха в почве становится недостаточно, и под угрозой гибели многие животные ее покидают. Этим и объясняется появление земляных червей на поверхности после сильных дождей, что вы, наверное, нередко наблюдали.

     Среди почвенных животных встречаются и хищники и такие, которые питаются частями живых растений, главным образом корнями. Есть в почве и потребители разлагающихся растительных и животных остатков;.

     Свою пищу почвенные животные находят либо в самой почве, либо на ее поверхности. Жизнедеятельность многих из них очень полезна. Особенно полезны дождевые черви. Они затаскивают в свои норы огромное количество растительных остатков, что способствует образованию перегноя и возвращает в почву вещества, извлеченные из нее корнями растений.

     В лесных почвах беспозвоночные, особенно дождевые черви, перерабатывают более половины всех опавших листьев.  

    В почве «работают» не только дождевые черви, но мелкие клещи, различные насекомые, особенно их личинки, и, наконец, мокрицы, многоножки и даже улитки.

     Влияет на почву и чисто механическая работа многих живущих в ней животных. Они прокладывают ходы, перемешивают и разрыхляют почву, роют норы. Все это увеличивает количество пустот в почве и облегчает проникновение в ее глубину воздуха и воды. В такой «работе» участвуют кроты, сурки, суслики, тушканчики, полевые и лесные мыши, хомяки, полевки. По этим ходам, особенно в более плотных почвах, корни растений проникают в глубину.

     Крот. Передние лапы его хорошо приспособлены для копания.

     Многие почвенные животные питаются корнями, клубнями, луковицами растений. Те из них, которые нападают на культурные растения или на лесные насаждения, считаются вредителями, например майский жук. Его личинка живет в почве около четырех лет и там же окукливается. В первый год жизни она питается преимущественно корнями травянистых растений. Но, подрастая, личинка начинает питаться корнями деревьев, особенно молодых сосенок, и приносит лесу или лесонасаждениям большой вред. Личинки, гусеницы некоторых бабочек, личинки многих мух,корневые тли, также питаются корнями различных растений, сильно вредя им.

     Многие насекомые, повреждающие надземные части у растений — стебли, листья, цветки, плоды, откладывают в почву яйца; здесь же вышедшие из яиц личинки скрываются в засуху, зимуют, окукливаются.

     В почве обитает немало хищников. «Мирные» кроты поедают огромное количество дождевых червей, улиток и личинок насекомых, нападают они даже на лягушек, ящериц и мышей. Едят эти животные почти непрерывно. Например, крот за сутки съедает по весу почти столько живности, сколько весит сам.

     В почве живет много хищных насекомых. Это жужелицы и их личинки, играющие немалую роль в истреблении насекомых-вредителей, многие муравьи, особенно более крупные виды, истребляющие большое количество вредных гусениц, и, наконец, знаменитые муравьиные львы, названные так потому, что их личинки охотятся за муравьями. У личинки муравьиного льва сильные острые челюсти, Личинка роет в сухой песчаной почве, обычно на опушке соснового леса, воронкообразную ямку и зарывается на ее дне в песок, выставив наружу только широко раскрытые челюсти. Попадающие на край воронки мелкие насекомые, чаще всего муравьи, скатываются вниз. Тогда личинка муравьиного льва схватывает жертву и высасывает ее. Взрослые муравьиные львы внешне напоминают стрекоз.

    У обитателей почвы выработались приспособления к соответствующим условиям жизни: особенности формы и строения тела, способности переносить неблагоприятные условия, поведения. У дождевых червей, большинства многоножек, у личинок многих жуков и мух сильно удлиненное гибкое тело, позволяющее легко продвигаться в извилистых узких ходах и трещинах почвы. Щетинки у дождевых и других кольчатых червей, волоски и коготки у членистоногих (пауки и др.) позволяют им значительно ускорять свои движения в почве и прочно удерживаться в норах, цепляясь за стенки ходов. Прокладывая новые ходы, некоторые почвенные животные, например черви, попеременно вытягивают и сокращают тело. Он сильно вздувается и расталкивает почвенные частицы. Другие животные, например кроты, расчищают себе путь, копая землю передними лапами, превратившимися в специальные органы копания.

     Окраска животных, постоянно живущих в почве, обычно бледная — сероватая, желтоватая, беловатая. Глаза у них, как правило, развиты слабо или полностью отсутствуют. Зато очень тонко развились органы обоняния и осязания.

Загадки.

Я землю копала,

ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

                         (лопата)

Черен, а не ворон.

Рогат, а не бык.

Шесть ног без копыт.

С крыльями, а не птица.

Летит – воет, падет – землю роет. 

(жук)

В лесу у пня суета, беготня,
Народ рабочий
Весь день хлопочет.
(муравьи)

Толстушка-ползушка
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи не спеши, рога покажи. (улитка)

Мягок, а не пух, 
Зелен, а не трава.
(Мох)

Сделал дыру, 
Вырыл нору, 
Солнце сияет
А он и не знает. (Крот)

Мы — лесные жители, 
Мудрые строители. 
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(Муравейник)

Чей домишко из иголок 
На земле, у старых елок? 
(Муравейник)

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает

Тот слезы проливает. 

(лук)

Растет на грядке оранжевая,
Сладкая; зайчики ее очень любят.
(Морковь.)

Растет на грядке,
Зелененький, овальный
И очень вкусный.
Его можно солить
и делать из него салат.
(Огурец.)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли пол мешка.
(капуста)


И зелен и густ
На грядке вырост куст
Покопай немножко:
Под кустом – (картошка).

Кругла, да гладка,
Откусишь – сладка
Засела крепко,
На грядке – (репка).

Глина

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.

Торф

Росли на болоте растения …
А теперь это топливо и удобрение

Песок

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже

Весна – время копать огороды, рыхлить грядки, возиться в грязи… Стоп! Какая же это грязь? Это почва! Или ласково: Мать-сыра земля.

Мы с моей Катей со Дня Земли, который отмечался 22 апреля, так увлеклись изучением земли-почвы, что я решила сделать на эту тему небольшой цикл уроков для детей.

Чтобы не только дочка могла узнавать интересное, а познакомить с этим всех моих подписчиков. Вместе заниматься веселее, ведь правда?

Малышам будут просто интересны опыты.
Детям  школьного возраста пригодится еще и теория, которую я даю.
Даже шестиклассники занимаются по моим урокам на дистанционке – одна учительница географии (и моя подписчица одновременно) таким нескучным образом проводит занятия для своих учеников по теме “Почвы России”.

На моих виртуальных уроках как всегда минимум теории, максимум практики.

Кто меня давно знает, тот привык к тому, что мы все изучаем через руки.

А кто только недавно со мной, тот для примера может посмотреть прошлые марафоны, их перечень в конце этого поста.

Мы с детьми изучали улиток, дождевых червей, растения, экологию, ветер, экологию и яйца…

А теперь вот почва.

Ведь это только на первый взгляд тема кажется скучной. Ну земля и земля… Черная и грязная.

Это вам не бабочек или цветочки изучать.
Но это только на первый взгляд!

Как только мы начали делать первые опыты, то уже не смогли остановиться!

Столько, оказывается, интересного можно узнать о земле. И столько интересного рассказать детям! Тут уж парой постов ограничиваться не хотелось.

Так что приглашаю вас с детками любого возраста на НОВЫЙ МАРАФОН “ПОЧВА-УРОКИ!!

ВСЕГО БУДЕТ 7 УРОКОВ о почве.

По мере их публикации в блоге, здесь будут появляться активные ссылки.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ:

Вы в любой момент можете присоединится к познавательному марафону #почвауроки, который идет сейчас у меня в Инстаграм и тут в блоге “Это интересно!”
Участие в нем БЕСПЛАТНОЕ, а возраст детей не ограничен – каждый поймет и возьмет на своем уровне:)

Для участия нужно всего лишь быть ПОДПИСАННЫМ на мою почтовую рассылку, чтобы не пропускать новости блога.

Форма подписки в конце поста.
Или быть моим подписчиком в соцсети Инстаграм – там я @tavika.ru

А еще желательно выполнять домашние задания и ПУБЛИКОВАТЬ ФОТО своих занятий у себя в соцсетях с тегом #почвауроки от @tavika.ru  или блогах с активной ссылкой на мой блог “Это интересно!”

ДЛЯ УРОКОВ ПОНАДОБИТСЯ:

Образцы разных почв, а также (желательно) глина и песок.

Образцы земли можно взять буквально по стаканчику из любой клумбы, газона, огорода.

Желательно разную. Ориентируйтесь по цвету. Белесая, серая, рыжая, коричневая, черная…

Чем разноцветнее, тем лучше!

И приступайте к опытам и экспериментам!

Даже если вам не повезло быть собственником дачи или огорода, то все равно эти уроки вполне можно проводить в режиме самоизоляции, который мы все сейчас соблюдаем в связи с пандемией коронавируса.
Но стаканчик земли всегда можно раздобыть даже в 100 метровой зоне у дома;) Или использовать образцы из цветочных горшков на окне.
Остальные материалы для опытов тоже доступны и есть у каждого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Эти материалы вам могут пригодиться для занятий со своим ребенком или их можно использовать для обучения групп детей в летних лагерях, кружках, при подготовке исследовательских проектов в детских садах и школе.

Все фото-материалы и тексты “Травяных уроков” подготовлены лично мной. Они защищены законом об авторских правах.

Поэтому вы их  можете использовать ТОЛЬКО в личных целях и ТОЛЬКО с указанием активной ссылки на источник – мой блог www.tavika.ru

То есть вы можете заниматься по этим урокам со своими детьми или группой детей, рассказывать в интернете о СВОИХ занятиях, публиковать СВОИ фото, как вы выполняете задания уроков. И обязательно ставить ссылку на источник www.tavika.ru. Но полнная или частичная публикация в любой форме МОИХ фотографий, МОИХ иллюстраций и/или текстов ЗАПРЕЩЕНА.

А для использования материалов уроков в коммерческих целях свяжитесь со мной по электронной почте tavika2000@yandex.ru – договоримся об условиях.

Если вам понравились эти материалы, то вам будут интересны и другие мои развивающие занятия для детей:

  • Архитектурные прогулки” – 10 занятий-прогулок. Гуляем по городу, фотографируем его и изучаем архитектуру прямо на улице! На занятиях марафона детей ждет знакомство с архитектурными терминами и понятиями в максимально наглядной форме.
  • Травяные уроки” – 10 уроков для детей по ботанике в виде игр и других активностей.
  • ” – 10 уроков для детей любого возраста про весенние наблюдения за природой. Что наблюдать, как фиксировать, и введение в науку фенологию.

  • Червячные уроки” – 8 уроков про дождевых червей для детей: изучаем их образ жизни, ставим опыты.
  • Уроки про улиток” – 7 занятий про моллюсков для детей: знакомимся со строением, образом жизни и разнообразием улиток.
  • Изучаем ветер” – 5 занятий о ветре и погоде для детей. Введение в метеорологию.
  • Детям про тыкву” – 6 занятий по ботанике для детей .
  • Эко уроки“: 6 уроков для детей об экологии и экологичном образе жизни.
  • Узнай свое сердце” – 6 опытов и экспериментов для детей по анатомии о сердце и его работе.
  • Моряк” – играем в моряков, а заодно знакомимся с азбукой Морзе и другими морскими азбуками, учимся вязать морские узлы, варить макароны по-флотски и много чего еще на 7 дневном цикле занятий для дошкольников и младших школьников.

                      А вот здесь почти сотня занятий моего Клуба почемучек с детскими вопросами, присланными читателями блога, и моими ответами на них с помощью игр, поделок, опытов и экспериментов. Наглядно и нескучно!

                      Подписаться на новости моего блога и получать раз в 1-2 недели письмо от меня с полезной и интересной информацией для развития детей можно тут: 

                      Конспект НОД «Знакомство с
                      почвой»

                      Почвою не вся земля зовётся,

                      Только верхний плодородный слой,

                      Только в нём, когда пригреет солнце,

                      Прорастают семена весной.

                      Цель:


                      формировать у детей представления о почве как компоненте природы, о взаимосвязи
                      почвы, растений и животных, обитающих в почве.

                      Программное содержание:


                      дать представление о почве и её составе;


                      показать значение почвы для растений и живых организмов;


                      развивать умение проводить простейшие опыты и на их основании делать выводы;


                      развивать мыслительные способности: анализ, обобщение;


                      выделить некоторые свойства песка и глины;


                      воспитание интереса к неживой природе, к исследовательской деятельности.

                      Интеграция образовательных областей
                      «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
                      развитие»

                      Оборудование:


                      маленькие пластиковые ёмкости для песка, глины, камушков, перегноя, чернозёма;


                      большая пластиковая ёмкость для почвы;


                      сказочный персонаж из природного материала «Старичок – лесовичок»;


                      увеличительное стекло (лупа);


                      вода.

                      Методы и приёмы:

                      Словесные:
                      мини-беседы с детьми, чтение сказки, объяснения, вопросы, пояснения,
                      инструкция.

                      Игровая
                      и трудовая деятельность.

                      Предварительная работа:

                      Беседы: «Что
                      у нас под ногами», «Для чего нужна почва», «Как наши предки выращивали хлеб»,
                      «Летние работы в огороде».

                      Чтение сказки Н.
                      А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял».

                      Рассматривание: «Коллекция
                      камней», «Какой он, песок?», «Сухая и мокрая почва».

                      Словесные игры: «Я
                      садовником родился», «Колесо».

                      Строительные игры из песка с
                      помощью формочек различного вида
                       «В песочной стране».

                      Труд на
                      цветочной клумбе — ухаживание за цветочными растениями.

                      Наблюдения: «Куда
                      уходит дождевая вода», «Труд садовника».

                      Слушание музыки: «Лесная
                      тропинка» (Р. Лединев).

                      Упражнения на равновесие: «Гриб
                      стоит на крепкой ножке» (стоять на одной ноге, «Змейка» (ходьба по начерченным
                      линиям «тропинкам»).

                      Ходьба босиком по
                      песку, камушкам, «Возьми камушек»

                      Пальчиковая гимнастика: «Рисуем
                      угольком», «Найди камушки» (в песке).

                      Активизация словаря: почва,
                      глина, песок, чернозём, камни, увеличительное стекло (лупа, опыт.

                      Ход образовательной деятельности

                      Воспитатель.
                      Здравствуйте, ребята! Смотрите, к нам в гости пришёл сказочный гость – Старичок
                      – лесовичок! Ребята, давайте поздороваемся с ним.

                      (дети
                      здороваются)

                      Воспитатель.
                      Ребята, смотрите, Старичок – лесовичок что-то с собой принёс. (воспитатель
                      демонстрирует детям маленький мешочек)

                      Воспитатель.
                      Ребята, это подарок — мешочек с землёй из леса с тропинки, ведущей в домик
                      Старичка — лесовичка. Эта земля называется почвой. Почва – это самый верхний
                      плодородный слой земли, который пронизан корнями растений.

                      (Дети
                      рассматривают содержимое мешочка, которое воспитатель пересыпал в большую
                      ёмкость)

                      Послушайте
                      стихотворение о почве.

                      Рыхлый слой и плодородный,

                      Не оставит всех голодным,

                      Лишь с посадкой поспеши,

                      И работу соверши.

                      Прокопаешь и польёшь,

                      Сорную траву сорвёшь,

                      Выкопаешь урожай —

                      Им соседей угощай!

                      Почву необходимо

                      Беречь и сохранять.

                      Рыхлить, полить,

                      Следить, не засорять.

                      Тогда растения будут

                      Цвести, расти, блистать,

                      И урожай хороший

                      Удастся всем собрать.

                      Воспитатель.
                      Ребята, почва бывает разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют
                      песчаной. К дому Старичка – лесовичка ведёт тропинка, на которой почва
                      песчаная. Посмотрите, в ней больше песка!

                      (дети
                      внимательно рассматривают почву)

                      В
                      другом месте больше глины. Такая почва называется глинистой. Почва бывает и
                      чёрного цвета, тогда она называется чернозём.

                      Воспитатель
                      дополняет свою речь демонстрацией природного материала: песок, глина, чернозём.
                      Дети с помощью палочек могут перемешать эти материалы и лучше познакомиться с
                      ними

                      Воспитатель.
                      Ребята, в народе есть немало пословиц и поговорок о земле:

                      Поле труд любит.

                      Добра мать до своих детей, а земля —
                      до всех людей.

                      Земля кормит людей, как мать детей.

                      Земля ласку любит.

                      Какова земля, таков и хлеб.

                      Землю уважай, она дает урожай.

                      Землю удобряй, так и получишь урожай.

                      Физкультминутка

                      Вырос
                      красивый цветок на поляне,

                      Утром
                      весенним раскрыл лепестки.

                      Всем
                      лепесткам красоту и сиянье

                      Дружно
                      дают под землей корешки.

                      Воспитатель.
                      А ещё в почве живут разные животные. Кто скажет, кто же живёт в земле?

                      Ответы
                      детей.

                      Воспитатель.
                      Ребята, для жизни всем нужен воздух. Чтобы узнать, что растения и животные
                      получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить
                      состав и свойства почвы. Давайте с помощью опыта убедимся, что в земле тоже
                      есть воздух.

                      Опыт № 1 «В почве есть воздух»

                      Воспитатель.
                      Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите
                      его в баночку с водой. Что вы наблюдаете?

                      Ответы
                      детей. Из комочка земли вверх поднялись маленькие пузырьки.

                      Воспитатель.
                      Это воздух поднимается из воды. Где же был воздух?

                      Ответы
                      детей. В комочке земли.

                      Воспитатель.
                      Воздух в виде маленьких пузырьков всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.

                      Вывод: в почве
                      есть воздух.

                      Опыт №2 «Из чего состоит почва»

                      Воспитатель.
                      Посмотрите на землю через увеличительное стекло. Скажите, что вы видите?

                      Ответы
                      детей. Корешки, сухие листики, песочек, камешки, глина и ещё что-то.

                      Воспитатель.
                      На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с
                      деревьев. А вы знаете, куда исчезают опавшие листья? Все опавшие листья тоже
                      превращаются в почву. От этого она становится плодороднее, и на ней всё растёт
                      лучше.

                      Вывод: почва
                      состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев, песка, глины,
                      камушков.

                      Рассматривание «Песок и глина»

                      Воспитатель.
                      Рассмотрим через лупу песок. Похожи ли песчинки друг на друга?

                      Ответы
                      детей.

                      Воспитатель.
                      Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

                      Ответы
                      детей. Нет, песок рассыпался и песчинки тоже рассыпались кто куда!

                      Воспитатель.
                      А теперь рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?

                      Ответы
                      детей. Нет.

                      Воспитатель.
                      Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?

                      Ответы
                      детей. Да!

                      Опыт № 3 «Что лучше пропускает воду песок или
                      глина?»

                      В
                      процессе опыта дети убедились, что, так как частички песка не прилипают друг к
                      другу, а рассыпаются, то вода быстро проходит сквозь него.

                      А
                      глина плохо пропускает воду, потому что частички глины, намокая, прилипают друг
                      к другу (слипаются вместе).

                      Вывод: песок
                      пропускает воду лучше, чем глина.

                      Воспитатель:
                      Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

                      Физкультминутка

                      Ветер
                      веет над полями

                      И
                      колышется трава.

                      Облако
                      плывет над нами

                      Словно
                      белая гора.

                      Ветер
                      пыль над полем носит,

                      Наклоняются
                      колосья

                      Вправо-влево,
                      взад-вперед.

                      А
                      потом наоборот.

                      Мы
                      взбираемся на холм,

                      Там
                      немного отдохнем.

                      Воспитатель.
                      Ребята, мы провели с вами опыты, чтобы узнать состав почвы и её свойства.
                      Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений?

                      Ответы
                      детей.

                      Воспитатель.
                      Правильно. Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, перегной, песок и
                      глина, камни. А что же получают растения из почвы?

                      Ответы
                      детей: воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве, воду.
                      Животные, обитающие в почве, рыхлят её, и в почву лучше проникают воздух и вода.

                      Воспитатель.
                      Молодцы, ребята, давайте скажем спасибо нашему гостю из леса.  Он помог нам 
                      узнать много нового и интересного о почве.

                      Урок-сказка «Как образовалась почва»

                      Категория: География.

                      Урок-сказка «Как образовалась почва»

                      Тема: «Образование почвы»

                      Цели: формировать представление об образовании почвы под воздействием природных факторов; развивать внимание и наблюдательность, ассоциативно образное и логическое мышление; умение сравнивать, анализировать, обобщать; вызывать у детей ощущение причастности к природе.

                      Оборудование: опорная схема «Состав почвы»; карточки с начальными буквами названий времён года, рисунки для сочинения сказки, рисунки для сочинения сказки, рисунок жука; карточки «Как проросло зёрнышко»; карточки для индивидуальной работы; две магнитных доски, цветные карандаши.

                      Ход урока:

                      1. Организационный момент.

                      Приветствие и пожелание друг другу хорошего настроения.

                      2. Повторение состава почвы.

                      – Отгадайте загадку: «Сам чёрен, да не ворон, есть рога, да не бык, шесть ног без копыт?» (жук). На магнитную доску прикрепляется картинка с изображением жука.

                      – А теперь послушайте мой рассказ о приключениях жука. Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. «Неужели эта чёрная, сырая земля – мой дом?!»– постоянно думал он. И решил он проложить себе путь на верх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей. С ними и вы сейчас встретитесь!

                      Каждому из вас я дам листочек, и вы выполните задание: соедините цифры по точкам и узнаете, кого встретил жучок, прорывая путь наверх.

                      Каждый из них, знакомясь с жучком, кое-что рассказывал о себе.

                      Учащиеся по просьбе учителя озвучивают предметы, изображённые на карточке под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6.

                      Я – воздушная капелька. Помогаю корням растений дышать.

                      Я – капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться.

                      Я – песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням растений.

                      Я – комочек глины. Хорошо удерживаю воду.

                      Я – кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом, необходимым для роста и развития растений.

                      Мы – остатки растений и животных – образуем перегной.

                      – Замечательно! А что интересное вы заметили, когда

                      соединили цифры по точкам? (У нас получилась буква П)

                      Кто из вас догадался, что же является домом для этих обитателей? (почва). Да это действительно так! Очень обрадовался жучок: «Теперь то я знаю, что и мой дом – почва и живу здесь среди друзей».

                      – Конечно, ребята, почва – дом для многих обитателей. Перечислите, пожалуйста, из чего состоит почва.

                      Вывешивается опорная таблица:

                      Состав почвы: воздух; соли; вода;

                      песок; перегной; глина

                      – А кто живёт в почве? (Кроме того что мы назвали, в почве есть живые существа: микробы, различные животные (грызуны, насекомые, черви, многоножки), корни растений, лишайники. )

                      – А какую роль играют бактерии? (Под действием бактерий остатки растений и животных образуют перегной. )

                      – Молодцы! Вы много знаете.

                      – Что же такое почва? (Почва – верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения. ) Точнее: почвой мы можем назвать верхний плодородный слой земли.

                      3. Постановка задач урока

                      – Я довольна вашими ответами.

                      Сегодня на уроке мы все вместе сделаем открытие, как образовалась почва.

                      4. Физминутка

                      Продолжаю свой рассказ.

                      5. Работа над новым материалом.

                      Продолжаю свой рассказ.

                      – Конечно. Всё время жить в темноте жучку не хотелось, и, увидев в трещинке земли лучик яркого солнышка, он, попрощавшись с жителями своего дома, поспешил наверх. Прокладывая путь наверх, он неожиданно задумался: кто же помог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? На этот вопрос жучок решил искать ответ…

                      Как же прекрасно было на поверхности! Светило солнышко, дул лёгкий ветерок, внезапно полил и тут же быстро прекратился дождик…

                      Вдруг на пути жучка возникла маленькая горка. Грустная она стояла. Попыталась она рассказать жучку. Что произошло с её мамой – старой горой, да не очень хорошо у неё это получилось. Что же могла она поведать жучку?

                      Давайте, ребята, призовём на помощь свою фантазию и знания и поможем маленькой горке. Будем все вместе сочинять сказку о том, как образовалась почва. А образовывалась она долгие, долгие годы и во все времена года.

                      Вспомним, какие времена года вам известны? (Зима, весна, лето, осень)

                      Сколько их? (Четыре)

                      – У вас на партах карточки с начальными буквами, обозначающими времена года. Расположите их начиная с самого теплого времени года. (Дети работают на партах, располагая времена года в нужной последовательности)

                      – Что же у вас получилось? (Самое теплое время года – лето. Его сменяет осень. За осенью следует зима. Затем весна.

                      У детей на партах карточки: Л О З В_

                      – А сейчас вы будете помогать мне сочинять сказку. Какими словами обычно начинается сказка? (Жила – была)

                      Этими словами один из учеников (заранее подготовленный будет работать в паре с учителем у доски) начнет нашу историю, а вы хором будете дополнять его, называя изображенный на рисунке предмет, который я буду показывать, а затем выкладывать на магнитной доске.

                      Ваня Учитель Учащиеся
                      Жила – была … Показывает рисунок гора
                      Её ласково согревало солнышко
                      Нежно обнимал… ветерок
                      Часто поливал… дождик

                      – В какое время года это могло происходить? (Летом)

                      Но вот пришла… Показ рисунка осень
                      Днем гору еще согревало… солнце
                      Но ночью прилетал холодный… ветер
                      И приносил с собой… дождь
                      Осень сменила… Показ рисунка зима
                      С морозами и метелями…
                      И снова наступила… Весна !
                      Днем с веселыми ручейками и ласковым

                      Ночью с холодами.

                      солнышком

                      – Спасибо, ребята, за активную помощь в сочинении сказки.

                      – Ах, как не нравились горе эти перемены. Ночью приходилось съеживаться от холода, а днем греться на солнышке. И у горы появились морщины – трещины. Гора переживала и плакала, а трещины становились все глубже и глубже…Ветер часто проносил над горой песок. Многие песчинки прятались от ветра в трещинах горы. Однажды там спряталось зернышко травы.

                      – Попробуем проследить, что могло произойти с зернышком дальше.

                      У детей на партах набор картинок с нарисованным зернышком, дождиком, желтой травкой и т. д.

                      – Рассмотрите картинки и назовите предметы, изображенные на них.

                      – У кого получилось так? Сравните.

                      – Кто может рассказать, как зернышко превращается в перегнившие остатки растения? (Весной зернышко спряталось в трещинку. Вскоре дождик полил его,и выросла зеленая травка. Осенью она пожелтела, а потом и вовсе засохла. Зимой под снегом высеялись новые зернышки, а стебельки перегнили. ) Итак повторялось тысячи лет.

                      6. Физминутка

                      – Мы проведем физминутку и постараемся нашими движениями показать превращения зернышка.

                      – Из перегнившей травки, мхов и лишайников образовалась…(хором) почва. Росли все новые и новые травы, кустарники и деревья: ведь почва была молодая и сильная. И в ней поселились различные животные: насекомые, дождевые черви, жуки, кроты, землеройки и др. они повышали плодородие. Поселились и бактерии под действием которых остатки растений превращались в перегной. Гора уступала почве место. Вскоре от горы ничего не осталось, кроме маленьких камешек среди густых трав и молодых деревьев…

                      – Вот так и образовалась почва. Теперь мы знаем, почему грустит молодая горка. Узнал это и наш маленький жучок.

                      – Спасибо вам, ребята, за помощь в сочинении сказки

                      7. Закрепление.

                      – А сейчас я хочу предложить вам задание, где вы укажете цифрой 1 или 2 правильный и полный ответ.

                      Задание 1.

                      1. Почва образуется о разрушения земли.

                      2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

                      Задание 2.

                      1. Почваэто верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.
                      2. Почва это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

                      Задание 3.

                      1. Образуется почва очень медленно.
                      2. Образуется почва очень быстро.

                      Проверка.

                      На доске – табличка с правильными ответами: 2, 1, 1.

                      – Молодцы! Я очень за вас рада. Обрадовался и наш жучок. Он узнал много интересного о почве и поспешил к себе в домик. Больше почва не казалась ему черной, сырой и противной.

                      – А нам, людям, нужно защищать почву от разрушения. Ведь почва…Давайте, ребята, вспомним, как мы называем почву. (Почва – наша кормилица. Почва – земля, землица. Почва – это чудесная кладовая. )

                      Вы правы, почва дает человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется она очень – очень медленно, поэтому ее надо правильно использовать и охранять.

                      -А теперь я хочу предложить вам игру «Скажи да или нет».

                      – Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие – недопустимые?

                      Беречь растения там, где они есть… Да.

                      Вырубать леса… Нет.

                      Сильно распахивать почву… Нет.

                      Сжигать листья… Нет.

                      Много поливать… Нет.

                      Сажать растения там, где их нет… Да.

                      Повышать плодородие… Да.

                      Много удобрять… Нет.

                      8. Итог урока.

                      Дома вы попробуете придумать и нарисовать свои знаки, которые показывают, как происходит образование верхнего слоя земли, или придумать продолжение истории путешествия маленького жучка в почве.

                      Вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо за урок и активное участие в нем.

                      Н. В. Дементьева, Беломечетская СОШ

                      Метки: География

                      Конспект НОД «Почва и подземные обитатели» в подготовительной  к школе группе.

                      Образовательная область: Познавательное развитие.
                      Этап обучения по данной теме: Основной.
                      Цели: ознакомление детей с понятием «почва» на основе экспериментов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира.
                      Задачи: Повышать уровень развития ребенка, расширять представления детей о почве, ее составе, взаимозависимости почвы, растений, животных. Закрепить знания о представителях животного мира почвы. Развивать познавательный интерес. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, уточнить состав почвы. Способствовать развитию речи, внимания, воображения, восприятия. Продолжать учить детей делать выводы на основе практической деятельности, выражать их в своей речи. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы; уважительное отношение к труду; бережное отношение к природе. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры. 

                      Предварительная работа: Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» ; Беседа по содержанию сказки; Беседа о животных, Наблюдение в природе за дождевыми червями и жуками.

                      Тип занятия: Обобщающий
                      Используемые приемы,  технологии обучения, методы :  ИКТ,  игровая, экспериментирование, сотрудничество; беседа с детьми, рассказ, разъяснение,  наблюдение, использование демонстрационного материала, обсуждение, поощрение.
                      Используемые формы познавательной деятельности детей: опыт, групповая работа, индивидуальная, игра.
                      Оборудование и материалы: (демонстрационные, раздаточные материалы),Аудиозапись «Выглянуло солнышко»; Мультфильм «Путешествие дождевого червячка»;Ободки с цветами, напольные цветы, костюмы : дюймовочки, крота, мыши, ласточки,

                      Основные источники информации: ПК;  презентация: «Состав почвы»;  

                      Для опытов: почвы, стаканы с водой, лупы; фартук нарукавники;  подносы; палочки; влажные салфетки на каждого ребенка; клеенки;
                      Прогнозируемый результат: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.

                      Ход деятельности: Организационный момент. Дети входят в зал.
                      Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
                      Руку другу протяни , И слегка ее пожми,
                      Подари улыбку, взгляд ,Каждый здесь другому рад. Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.

                      Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы. Ребята, поздоровайтесь с гостями и присаживайтесь на стульчики

                      Воспитатель; Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

                      Самый верхний слой земельный. В ней растут трава, деревья, Плодородием обладает, Как ее все называют?

                      Дети :(Почва)

                      Воспитатель: Почва – это земля. Мы привыкли её так называть, потому, что наша планета так называется. А под ногами у нас почва- это её правильное название. Тема нашего разговора – почва и ее обитатели.
                      — Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
                      Почва – это верхний, плодородный  слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений 
                      — Как же образовалась почва? (ответы детей)  ( слайд )
                      Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветра, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились все шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга , измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. Так в этот слой попадали другие семена растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозема.Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет.     

                       Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какую сказку мы с вами читали накануне?

                      Дети: Дюймовочка.

                      Воспитатель: Верно. А сейчас я предлагаю вам,  встретится с героями сказки. Хотите встретиться?

                      Дети: да, хотим.

                      Воспитатель: ну что же, тогда садитесь поудобнее.

                      Инсценировка сказки.

                      Полевая мышь: Здравствуйте, дети! Я знаю, что недавно вам читали сказку «Дюймовочка». Я помогла Дюймовочке, предложив пожить у меня зимой. У меня очень теплая, сухая норка. Я делаю припасы, поэтому в холодную долгую зиму у меня всегда есть что покушать. Приходите в гости. Я угощу вас зернышками! Это так вкусно!

                      Крот: Здравствуйте, Мышь! Я чувствую, что здесь кто – то есть.  

                      Полевая мышь: Да, здесь много детей. А как ты это узнал?

                      Крот: Я хоть и слепой, но чувствую, что кто-то рядом. Здравствуйте ребята! Закройте глаза, посидим тихо- тихо…. Что вы чувствуете и слышите? (ответы детей). А я лучше всех слышу  звуки и чувствую запахи. Приглашаю всех ко мне в гости, в подземное царство. Показ презентации воспитателем,

                       Кого там только нет: жуки, пауки, червяки, мышки, суслики, кроты и много другой живности. Все они живут в земле, кого – то я часто встречаю, а кто – то зарывается так глубоко, что я с ними и не знаком.

                       Крот; Жаль вот только что Дюймовочка  убежала от меня, не захотела жить в моем подземном царстве.

                       Дюймовочка: Здравствуйте! Извини, Крот! Мне очень хотелось на волю, к солнышку. Я не могла долго жить в подземном царстве. Там нет солнышка! Спасибо мышке – она помогла мне в трудный момент.  И ласточке спасибо – она помогла мне выбраться на свободу! Сейчас я живу среди эльфов. Они дали мне новое имя – Майя. Теперь у меня есть крылышки, и я могу летать! Я очень счастлива и радуюсь встрече с солнышком и моими друзьями!

                      Ласточка:  Здравствуйте! Я слышу, что вы  говорите обо мне. Это очень приятно! Я благодарна Дюймовочке, ведь она мне спасла жизнь. У меня появились детки – маленькие птенчики. Я их очень люблю! Но мне пора их кормить! Спасибо! Я полетела! До свидания! Все прощаются с Ласточкой .  

                      Дюймовочка предлагает превратиться в ее друзей – эльфов и поиграть. Она “превращает их в эльфов”. Под звуки мелодии  “Танец Феи Драже” дети – эльфы играют вокруг “цветов”- обручей (их на один меньше количества детей). По окончании музыки каждый “эльф” занимает любой свободный “цветок”. Идет игра на выбывание. Тот “эльф”, которому не хватило “цветка”, выбывает.  Игра повторяется 3-4 раза.

                      Крот: Какая красивая музыка! Как у вас весело! А теперь давайте пойдем ко мне в гости !

                      Дюймовочка: Благодарю! Мне пора лететь к королю эльфов. Заждался он меня! До новых встреч, друзья! (улетает).

                      Воспитатель: К сожалению, и мы не можем пойти в гости, но очень хотим узнать, как живут разные живые существа под землей. Как там можно дышать? Есть ли там воздух? — Чтобы узнать,  я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию. Где мы проведем  опыты, А вы крот с мышкой нам поможете.

                      Организуется опытническая деятельность.
                      Воспитатель. — Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять рабочие места, надеваем фартуки и нарукавники. (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов).

                      Воспитатель: Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
                      1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу.
                      2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
                      3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
                      4.Советоваться друг с другом.
                      5. Поддерживать порядок на рабочем месте.
                      Опыт №1.

                      1.Постановка проблемы детьми на основе определенной мотивации.

                      Есть ли в земле, где обитают различные животные воздух?

                      2.Прогнозирование действий(планирование процесса).

                      Взять колбу с водой и бросить туда комочек почвы.

                      3.Реализация замысла.

                      Возьмем колбу с водой и положим туда комочек почвы.

                      4.Получение продукта деятельности, значимого для ребенка.

                      Из почвы выходят пузырьки, значит, в почве есть воздух.

                      Крот: Да, в земле есть воздух, и мы, животные, им дышим.

                      Полевая мышь: Для жизни нужен воздух, и на земле, и под землей мы чувствуем себя хорошо. Мы, мышки, делаем норки неглубоко в земле.

                      Крот: Верхний слой зе6мли называется почва. Она бывает разная. А вы знаете, из чего состоит почва?

                      ОПЫТ № 2

                      1.Постановка проблемы детьми на основе определенной мотивации.

                      Из чего состоит почва?

                      2.Прогнозирование действий(планирование процесса).Взять комочек земли, помять его в руке, опустить в банку с водой и дать воде отстояться. Рассмотреть, что лежит на дне стакана. В лупу рассмотреть, что плавает на поверхности земли.

                      3.Реализация замысла. Помять кусочек земли в руке, определить, какая она на ощупь. Опустить землю в банку с водой и дать воде отстояться . В лупу рассмотреть, что плавает на поверхности воды.

                      4.Получение продукта деятельности, значимого для ребенка. На дно стакана опустился песок, глина и камешки. На поверхности воды плавают травинки, листики, веточки. Почва состоит из элементов живой и неживой природы.

                      Рассматривание почвы с помощь лупы. (камешки, крупинки, песок, остатки насекомых, растительность.

                      Крот: в почве есть то , что нужно нам, животным для жизни: траву, листочки мы едим, веточками, камушками укрепляем норки, да и растения могут расти только в земле.

                      Опыт № 3.

                      Воспитатель: А в почве есть вода? Давайте проверим?

                      Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы(1 ложку) и сильно сожмем ( на столе)

                      Что осталось на салфетке? (влажное пятно) 

                      Воспитатель: вывод: в почве есть вода, поэтому и растут растения.
                      -Откуда же она берется в почве?
                       Дети: Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива.  Воспитатель: Все правильно Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

                      А сейчас давайте  отдохнем.

                      Проводится физкультминутка.
                      Ветер веет над полями
                      И колышется трава
                      Облако плывет над нами
                      Словно белая гора.
                      Ветер пыль над полем носит,
                      Наклоняются колосья
                      Вправо-влево, взад-вперед
                      А потом наоборот.
                      Мы взбираемся на холм,
                      Там немного отдохнем.

                      Воспитатель: Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва. А какие вы знаете пословицы о земле? 
                      «Без хозяина земля — круглая сирота»,

                      «В землю не положишь — и с земли не возьмешь»,                                           

                       «Где нет земли, там нет травы»,

                      «Земля – кормилица»,                                                                                                   

                      « Земелька черная, а хлеб белый родит.»

                      «Нет земли краше, чем страна наша». 

                      Воспитатель:  А сейчас мы посмотрим мультфильм о подземных обитателях. (просмотр мультфильма «Путешествие подземного червячка»

                      Воспитатель: Ребята! Мы посмотрели мультфильм и увидели, что под землей кроме червяков, которых мы видели на поверхности земли ,наблюдали на прогулке, там живет целый подземный мир. Они делают в почве ходы, чтобы она дышала, и по этим ходам идут корни растений.  Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной.

                      Воспитатель:Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что такое почва?

                      Дети: Почва – это верхний, плодородный  слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений 

                       Воспитатель: Из чего состоит почва?

                      Дети: Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

                      Воспитатель: кто обитает  в почве ?

                      Дети: (кроты, червяки, мелкие животные, клещи, слизни, муравьи, землеройки, жуки).  Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее и в почву лучше проникают воздух и вода.

                      Воспитатель: Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

                      Дети: Не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, не разбрасывать мусор  оберегать «подземных жителей» — ведь они нужны почве.

                      Крот: Мне пора отправляться в мое подземное царство.

                      Полевая мышь: Я провожу тебя, Крот! Мне тоже пора домой! (дети прощаются со сказочными героями).

                      Заключительная часть:

                       Воспитатель: какие вы молодцы, любознательные дети! Подумайте как мы сможем исследовать почву на прогулке,

                      — Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. (дети встают полукругом и исполняют  песню » Земелюшка-чернозем» )

                    • Рассказ про помидор для детского сада
                    • Рассказ про почву 3 класс окружающий мир краткое содержание
                    • Рассказ про помидор 3 класс русский язык
                    • Рассказ про похороны вождя
                    • Рассказ про полярный мак