Научно-популярные и художественные книги, рассказывающие про жизнь и работу археологов, организацию экспедиций,
долгие кропотливые поиски и удивительные открытия. За основу списка взят пост
в сообществе zabytoe_staroe.
Научно-художественные
Лучшие познавательные книги на тему археологии собраны в списке Библиогида. Еще один список есть на сайте Historic.Ru. В чем-то эти книги могли уже устареть, но целям популяризации они служат вполне успешно.
И еще несколько книг, не вошедших в эти списки:
Амальрик А., Монгайт А. «Что такое археология»
доступным языком изложена история археологии, описаны основные методы и премы археологических раскопок и исследований, рассказывается о различных исследованиях и находках — от палеолита до берестяных грамот (каменный, бронзовый, железный век, античные города Северного Причерноморья, Урарту и Хорезм, Древняя Русь).
Берестов В. — известный поэт и писатель Валентин
Берестов был по образованию археологом и не раз бывал в археологических экспедициях. Эта работа послужила основой его книг познавательного характера.
золотых ножнах» (переиздана в 2001г. в сб.«Застенчивый трубач»)
рассказывает об удивительных находках, сделанных Хорезмской археолого-этнографической экспедицией в курганах среднеазиатских скифов. Повесть «Приключений не будет» один критик определил как научно-художественную повесть, другой — как лирический дневник, а третий — даже как археологическую поэму. Она посвящена раскопкам
средневекового замка в цветущем оазисе древнего Хорезма.
приключениях в пустыне.
Бершадский Р. «Две повести о тайнах истории: Горизонты истории. На раскопках древнего Хорезма» — юный читатель узнает, каким был в древности Новгород Великий и столица древнего Хорезма — Топрак-кала, узнает многое об археологических раскопках, особенностях работы археологов.
Варшавский А. «Все, что выше материка» — книга о самых интересных и значительных археологических открытиях во всех
уголках земного шара. О наскальных рисунках восемнадцатитысячелетней давности, о кожаных свитках, пролежавших двадцать веков в пещерах, о городах, погребенных под толщей песков, о древнейших цивилизациях в Африке и Америке, в Индии и Ираке, в Молдавии, Таджикистане, Иудейской пустыне, на Дальнем Востоке.
Вронский Ю. «Рассказы о древнем Новгороде» — в основу
рассказов о жизни старинного русского города на протяжении нескольких веков легли летописные источники, материалы, полученных в результате археологических раскопок археологов, сохранившиеся сведения по
строительной и производственной технологии Средневековья, фольклор. Язык книги стилизован под новгородские летописи, что погружает читателя в атмосферу того времени.
Каждан А. «В поисках минувших столетий», «Удивительный мир истории» — каменные кубки Крита — чьи они? Кто писал папирусы Фив и глиняные таблички Древней Ниневии? Как определили возраст мостовых Господина Великого Новгорода? А изъятые из земли ладьи викингов
и щиты рыцарей?.. Эта книга рассказывает о том, как расшифровывают
историки следы ушедшего времени и каким упорным трудом добываются ими
исторические факты. Читателя ждёт рассказ об археологии, нумизматике,
геральдике, сфрагистике, палеографии и палеоклиматологии, с помощью которых расшифровываются следы быстротекущего времени.
Караев Г., Потресов А. «Загадка Чудского озера» — в книге
рассказывается о путешествиях и приключениях археологической экспедиции
и групп юных туристов, о поисках места Ледового побоища и легендарного
Вороньего камня на Чудском озере. Книга содержит многочисленные этнографические и исторические сведения.
Кондратов А. «Века и
воды» — книга о подводной археологии — науке, изучающей
затонувшие города, поселения, корабли на дне озер, морей и океанов. Читатели узнают об истории подводной археологии, методах раскопок под водой.
Липин Л., Белов А. «Глиняные книги» — популярный рассказ об
истории древних Ассирии, Вавилонии, Шумера, об археологических раскопках в Месопотамии и поисках библиотеки «глиняных книг» царя Ашшурбанипала — древнейшего в мире книгохранилища.
Лурье С. «Письмо греческого мальчика» — в этой книге рассказано о том, как было найдено письмо греческого мальчика,
написанное на папирусе полторы тысячи лет тому назад. Ученый разгадал его
содержание, и перед ним раскрылась страничка жизни Древнего Египта. Маленький папирус послужил как бы билетом для путешествия в эту страну. Это рассказ об интересном труде историка-археолога и историка-исследователя.
Матвеев К., Сазонов A. — две книги из серии «Эврика»:
существовавших на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры на территории современной Сирии (Эбла,Финикия, Пальмира, Мари, Дамаск). Авторы предлагают совершить путешествие по страницам глиняных табличек, по древним городищам, остаткам крепостей и храмов, по улицам и площадям, восстановленным археологами.
А.Никитин «Распахнутая земля, или Путь через лабиринт», «Над квадратом раскопа», «Дороги веков» — О том, как реально, «в поле» происходит исследование прошлого. Книги написаны по следам экспедиций в Волго-Окском междуречьe, на Плещеевом озере и в Беломорье. Изучение и интерпретация найденного в одном-единственном раскопе требует совместных усилий археологов, этнографов, палеонтологов, геологов,биологов, химиков и — наблюдательных, нестандартно мыслящих людей.
«- А мамонты, по-твоему, тоже в мезолите бегали?
— Если в раннем, то п-почему бы им и не бегать? — философически отпарировал Лева. — Никто не знает, какой он, мезолит…»
Успенский Л., Шнейдер К. «За семью печатями. Очерки по археологии» — в начале XVIII века на берегу Дона был найден громадный слоновый зуб. Откуда он тут взялся? Древнегреческие писатели и историки сообщают, что в землях скифов на вершинах гор жили «стерегущие золото грифы», таинственные полуптицы-полулюди. Что это? Только сказка? А если нет, то какими они были, эти древние жители гор? Сколько вопросов, загадок, дел встает перед археологами. Авторы рассказали о ряде интересных археологических открытий. Большое место в книге уделено показу
своеобразного мира археологических экспедиций, работы «в поле», приемов
реставрации, сохранения, обработки и анализа собранного материала, то есть той стороны деятельности ученых, которая остается скрытой от любознательного взгляда при посещении археологических
музеев.
Шилов Ю. «Космические тайны курганов» — мегалиты Стоунхенджа, гигантские изображения в пустыне Наска, загадочные кромлехи Причерноморья и степные курганы. Сторонники теории палеоконтакта видят в них следы пребывания на Земле инопланетных гостей. Археологические
исследования предлагают более прозаическое, но не менее интересное объяснение тому,кто и зачем создавал эти удивительные сооружения.
Энциклопедии
Многие детские энциклопедии, на обложке которых присутствует слово «археология», на деле представляют из себя коллекции популярных сведений по истории и культуре древнего мира. Узнать из них что-то об особенностях работы археологов практически невозможно.
Отрадным исключением является книга Франсис Дьелафэ «Археология. Энциклопедия для любознательных». Она
последовательно рассказывает о подготовке и методах проведения археологических раскопок: разведка на местности, изучение исторических текстов, техника ведения раскопок на земле и под водой, инструменты, способы очистки, консервации и хранения, датировка находок. Все очень наглядно, благодаря постраничным иллюстрациям и схемам. Описания краткие и в целом несложные, но дающие достаточно полное представление о том, что работа археолога — это не охота за сокровищами, а кропотливый и внешне не слишком эффектный труд. К сожалению, в книге нет раздела, посвященного знаменитым археологическим находкам и археологам. (Ср)
За этой информацией можно обратиться к энциклопедии «Археология» из серии «Я познаю мир»: в ней нашлось место и Шлиману, и Эвансу, и Вулли. Это тоже своеобразный «вводный курс» в археологию — как копают, кто, чем и зачем, что ищут и находят, какие есть методы датировки и т.д, но текста в ней не в пример больше, чем в книге Ф.Дьелафэ. Причем текста интересного: книга написана толково и с чувством, не только скармливает читателю определенный объем информации, но и пытается увлечь предметом, дать ощутить «почему у археологов существует поговорка, что в экспедицию приезжают либо один раз, либо навсегда». Основной недостаток книг этой серии — плохая бумага и скудный иллюстративный материал.(Ср)
Книга «100 великих археологических открытий» дает краткое описание наиболее известных археологических находок, сделанных в разные времена на разных континентах (за исключением Австралии). Не самый захватывающий рассказ, зато охватывающий большой временной отрезок и огромный материал: список упоминаемых цивилизаций и имен действительно впечатляет.(Ст)
Дошкольникам можно предложить иллюстрированную энциклопедию «Археолог», вышедшую в популярной серии «книга с
окошечками» издательства Аркаим/Урал ЛТД (серия «Когда я стану взрослым»).
Повести и рассказы
Aлександров Ю. «Кудеяров
стан» — герои повести, школьники Игорь и Глеб, становятся ревностными помощниками археолога Дмитрия Павловича, изучающего остатки поселения древних славян. Увлекательный рассказ о раскопках старинного городища переплетается с легендой о событиях далекого прошлого. По вечерам,у костра,Дмитрий Павлович рассказывает ребятам о жизни наших предков-славян,об умельце и храбром воине Поляне и девушке
Заряне и об осаде городища печенегами. (Ср)
Александрова А., Туберовский М. «Зеленая пиала» — рассказы «Загадка» и «Замок Пери». Археологи, зашедшие в знаменитую
«чайхану стариков», где каждый за пиалой зеленого чая должен поведать
занимательную историю, рассказывают о долгих поисках в пустыне загадочной крепости Пери-Кале и удивительную легенду о его строителях. (Мл)
Голицын С. «Тайна старого Радуля»,»За березовыми книгами»,»Сорок изыскателей» — повести о школьниках, проводящих «изыскания на местности»: в первой ребята из пионерлагеря ищут в древнем селе Радуль следы старинных построек и могилу витязя; во второй — отряд школьников проводит настоящее расследование в маленьком провинциальном городке в поисках картины, с которой связана трогательная легенда о несчастной любви; в третьей — школьники пытаются разыскать библиотеку тринадцатого века, спрятанную при нашествии татар. Правильнее было бы назвать эти повести краеведческими, но отсылки к археологии в
них есть. (Мл-Ср)
Голубев Г. — детективно-приключенческие истории на фоне археологических раскопок.
— повесть рассказывает о кладе скифского золота, случайно обнаруженном керченскими строителями. Перед археологами встает вопрос: где именно и кем были найдены изумительные изделия, спрятанные в подвале старого дома. История, к которой пришлось привлечь криминалистов, архивариусов и медэкспертов, оказалась причудливой и запутанной. (Ст)
Дворкин И. «Голова античной богини» — увлекательная
приключенческая повесть. Двенадцатилетней девочке с мальчишеским именем Витя необычайно повезло — отец-археолог впервые взял ее в экспедицию, в южный приморский городок. Археологи, разыскивающие затонувший древнегреческий корабль, нашли на дне моря голову прекрасной
античной статуи, но почти сразу же драгоценная находка была похищена.
Вите, ее другу — местному мальчику Андрею, и бывшему недругу Жекете удалось
помочь найти и вернуть экспонат. (Ср)
Ефремов И.
как легенды могут привести к удивительным открытиям. Герой рассказа поверил в древнюю легенду о воине, который совершил восхождение на неприступную гору Ак-Мюнгуз и оставил на вершине меч хана, властителя тех земель. (Ср)
Забелин И. «Загадки Хаирхана (Записки хроноскописта)» — сборник приключенческо-фантастических повестей. Историки и археологи с помощью компьютера-хроноскопа восстанавливают по найденным предметам события далекого прошлого: на раскопках неолитической стоянки, по пиктограммам и черепкам, найденным в сибирской пещере, по дневнику участника пропавшей арктической экспедиции, в темнице в белозерском монастыре, по загадочным находкам археологов-аквалангистов. (Ср-Ст)
Иосифов К. «Охотники за джихами» — незатейливая, но милая повесть о сельских школьниках, подключившихся к работе спелеологов и археологов. Они побывали в таинственной пещере, обнаружили загадочные ребус на скале, выкопали непонятные четырехугольные сосуды и человеческий череп в глиняном горшке, узнали, чем прославили себя таинственные джихи и организовали собственный музей с весьма оригинальной экспозицией. В основу повести легла реальная история школьного археологического кружка. (Мл-Ср)
Квин Л. «Приключения двух друзей в жаркой степи» — подросток едет на лето к другу отца в студенческий археологический лагерь. Там он помогает студентам в работе, знакомится с деревенскими жителями и встречает нового друга, вместе с которым потом расследует похищение золотой гривны, найденной при раскопках.(Ср-Ст)
Клячко Ц. «На поиски исчезнувшего племени» — героям-школьникам предстоят увлекательнейшие летние каникулы — помощь археологам в раскопках древнего городища. (Ср)
Криштоф Е. «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой» — роман о старшеклассниках, их взаимоотношениях с учителями, родителями и друг с другом. Действие происходит в южном приморском городке. В романе присутствует детективная линия — исчезновение золотых монет во время археологических раскопок. (Ст)
Лапин Б. «Пещера трех Робинзонов»,»Серебряный остров» —
приключенческие повести. Трое друзей Санька, Рудик и Цырен отправились в путешествие по Байкалу в поисках приключений и сокровищ. Волна разбила вдребезги лодку о скалу, но оставила в живых трех подростков.
Случайно ребята наткнулись на пещеру, где много веков назад жили первобытные люди, и обнаружили древнее захоронение. (Ср)
Лихоталь Т. «Здравствуй, сосед!»
Повесть о детях, юных любителях археологии,о современной жизни Новгорода и его далеком прошлом, о новгородских археологических раскопках и, конечно, о берестяных грамотах. Главная героиня — современная девочка, живущая в Новгороде, увлекающаяся историей и принимающая участие в раскопках. Параллельно развивается история мальчика Вишены, жившего в древнем Новгороде. (Ср)
Максименко Н.
Колумба!» — приключенческая повесть о молодых историках и археологах, о любви, крымских раскопках и о загадочных фигурках и карте, полученных от неизвестного старика в блокадном Ленинграде.«Когда старик ушел, мама увидала на столе сложенную бумагу и взяла ее, думая, что он сам догадался оставить свой адрес. Мама развернула бумагу и увидела, что на ней красивыми такими буквами скорее нарисованы, чем
написаны, странные слова: «Тайна некоего затопленного города».
Мама увидела, что это карта. Но это была самая необычная на свете карта.
Какой-то там профиль Мефистофеля, и Поворот в Неведомое, и Трон
Дьявола.» (Ст)
Сабинина Л. «Стрелы над
крепостью» — о приключениях, поисках и открытии
мальчишек-шестиклассников из старинного городка Городец на реке Тесьме.Неожиданная находка открывает перед ребятами волнующий мир старины — события героической защиты их родного города от набега монголотатарской орды в XIII веке. Два друга — Миша Анкудинов и Дима Красиков — вместе со своими товарищами участвуют в работе научной археологической экспедиции, отстаивают свою собственную смелую гипотезу, разгадывают тайну древнего города и даже вступают в схватку с похитителями исторических ценностей. (Ср)
Сидоров В. «Сокровища
древнего кургана» — хорошая повесть о жизни четырнадцатилетнего
мальчишки из степного алтайского села. «Я не понял ни того, почему длинный не успеет раскопать курган, ни того, кто должен прийти сюда, в степь, да еще и помешать раскопкам, ни того, наконец, почему этот «кто-то» не может обойти курган стороной, а обязательно полезет на него. Да мне и не до этого было. Я понял другое: здесь, в этом курганчике, мой подвиг и моя слава! Я раскопаю Желтый курган, спасу все эти памятники культуры, о которых так волновался длинный, и отдам народу. Вот тогда Эвка сразу поймет кто есть кто!» (Ср)
Сильверберг Р. «Археологические находки» —
фантастический рассказ с ироническим, но очень реалистичным взглядом на
«исторические артефакты». (Ст)
Федоров Г. «Лесные пересуды» — в книге писателя и ученого, доктора исторических наук Георгия Федорова рассказывается о буднях археологической экспедиции, об открытиях, радостях и горестях полевой работы ученых, об их попытках восстановить то далекое время, тот мир, останки которого уже многие столетия были погребены в земле и снова увидели свет дня лишь под лопатами археологов. Говорится в ней и о разных животных, которые поселялись в лагере экспедиции, об их взаимоотношениях друг с другом и с археологами.
(Ср)
Фингарет С. «Друзья из Сары-Тепе» — четвероклассник Сева Клюев приезжает с отцом в Узбекистан. Сева быстро знакомится с новыми одноклассниками, узнает, чем занимаются пионеры-следопыты его отряда, и подключается к археологическим поискам. (Мл-Ср)
Фоминцева Л.
«Сунгирская лошадка» — школьник Алеша с отцом приехали на раскопки палеолитической стоянки Сунгирь на владимирской земле. (Ср)
Чтобы лучше понимать своих детей, иногда стоит вспомнить себя в их возрасте. В этом выпуске «Родительского клуба Littleone» нынешние взрослые рассказывают о том, какие подростковые тайны они скрыли от своих родителей.
От автора
Мне было восемь лет, я училась в первом классе. Школу и музыкалку отделяла сопка. Десять минут пути. Максимум пятнадцать. Я решила, что в обход сопки ходят слабаки, и решила идти вверх: так же ближе. Сапоги проваливались в наст, шуба намокла и стала неподъемной, к вершине я выбилась из сил, и думала только том, как бы добраться домой. И тут я увидела два глаза. Два голодных глаза. Не сразу поняла — человек, животное? Потом разглядела военную форму, догадалась — стройбатовец. Открыла рюкзак, чтобы достать бутерброд — глаза стройбатовца были голодные. И тут этот человек вытряхнул все содержимое моего рюкзака в снег, и вцепился зубами в красный пластмассовый мячик, решив, что это яблоко. И разрыдался — от отчаяния. И заголосил на незнакомом мне языке.
«Не ешьте!», — закричала я, протягивая ему бутерброд, сплюснутый тетрадками и книжками. Он проглотил бутерброд — будто его и не было, и мы вместе, аккуратно отряхивая снег, сложили тетрадки в мой рюкзак. Он всхлипывал. Я — от ужаса, страха и бессилия — разрыдалась тоже. Та встреча с дезертиром стала моей главной детской тайной. Я боялась даже вспоминать то свое восхождение и ту встречу, не то, что говорить об этом. Зато я сразу позвала на помощь всех взрослых, когда, решив, что в дверь звонит сосед Рома, открыла ему и увидела, что там никакой не Рома, а незнакомый дяденька — и у дяденьки спущены штаны.
А как у других? По-разному. Но однозначно — моя первая история скорее исключение из правил. А вторая — вполне себе правило. Большая часть детских тайн связана с дяденьками, которые достают из широких штанин, которые хотят потрогать или погладить, которые… Впрочем, опрос, проведенный среди читательниц «Литтлвана» скажет сам за себя.
Итоги опроса
На вопрос «Твоя самая страшная подростковая тайна, которую ты до сих пор скрываешь от родителей, касается…» треть респондентов ответила «отношений / интимных отношений с МЧ», еще почти треть — «домогательств знакомых / незнакомых людей, угрозы изнасилования, изнасилования», 13% опрошенных указали в качестве своей тайны «результат нахождения в интимных отношениях (посещение гинеколога, лечение от ЗППП, аборт)». Более 15% респондентов назвали своей тайной «нарушение самых строгих родительских запретов (употребление наркотиков, общение в компании, где употреблялись наркотики, пребывание в секте)», и только несколько оставшихся процентов голосов пришлись на «другое».
Photodesigner:
«Как-то летом я не поехала к бабушке и осталась в Норильске, где для подростков никаких развлечений не предусмотрено. Как-то раз моя одноклассница Кристина — мы жили через дорогу друг от друга — стала меня зазывать в свою компанию. Нам было по 13 лет, а мальчикам в той компании по 14-16. И однажды я поддалась уговорам — мы пришли вместе. Кристина с парнями общалась очень свободно, раскованно, и очень быстро ушла с одним из них в другую комнату. И тут я вижу, что на столе какие-то упаковки, коробки, пакеты. И среди прочего порошок, ложки, зажигалки и шприцы. Окончательно до меня дошло, что происходит, когда все стали колоться. От увиденного волосы у меня встали дыбом. Я стала проситься домой, но мальчики под воздействием препаратов не очень понимали, зачем мне так быстро уходить. К счастью в это время Кристина присоединилась к нам, я ей наврала, что плохо себя чувствую, и она меня проводила. Так быстро я домой никогда не бежала. И никогда больше с теми Кристиниными знакомыми я не общалась. Но и маме не рассказывала об этом».
Вика:
«Родители разводились с шумом и грохотом, на детей забили. Мне было 16, я затусила с 4 мальчиками — как пацан с пацанами. Мать это видела и переживала, но ничего взамен предложить не могла. Она до сих пор не знает про наши развлечения с огнестрельным ружьем, добытым непонятно где: стреляли в лесу, по банкам и бутылкам. Пуля не всегда совпадала с калибром оружия. Нам очень повезло, думаю, что ни у кого в руках пистолет не взорвался».
Лера:
«Я не рассказывала маме, как меня травили в школе в 10-11 лет: ей всегда было фиолетово что происходит — главное, чтоб хорошо училась. Когда я рассказала ей, что ко мне цепляются педофилы, она не поверила, сказала, что я выдумываю, я перестала говорить и об этом тоже — хотя до 15 лет они меня преследовали, и преимущественно это были папины знакомые».
Инна:
«Я училась в первом классе. Однажды я зашла в рекреацию, где были туалеты для первоклассников, но туда почти никто не ходил, потому что они находились далеко от классов, а были те, что около классов, но там было многолюдно. И не успела я зайти в туалет, как увидела четвероклассника, который достал свой писюн из штанов, и подозвал меня подойти его рассмотреть. Я остолбенела — не могла двинуться ни вперед, ни назад, а четвероклассник произносил слова, от которых мне хотелось вырвать: «Если ты сейчас не посмотришь на него, я расскажу твоим родителям, что ты сама попросила меня его достать». Я все же смогла преодолеть себя, зашла в туалет, меня там вырвало. А вышла из туалета я, уже когда начался урок и я убедилась, что в рекреации никого нет».
Ира:
«Однажды — я только начала учить английский, старшеклассник сказал мне: «Kiss my penis». Я смогла перевести первые два слова, а с последним помогла учительница английского. Я никому никогда не говорила о том ужасе, что испытала, когда поняла, ЧТО он мне предлагал».
Анна:
«Я не рассказывала маме, берегла ее, что на меня напал военный из южной республики. У нас в окрестностях было несколько изнасилований, и мама провожала меня на электричку, надо было идти 3,5 км полем, было жарко, я пожалела маму и уговорила идти домой, а я сама полдороги дойду. Все закончилось удачно: стресс дал мне силы крикнуть так, что солдат, лежащий на мне, отпрыгнул (я еще впилась ему ногтями в глаза) и сказал: «Извините!». Я думаю, мой утробный, из живота крик дернул проходившего полминуты назад мужичка (он посмотрел на меня с недоброй усмешкой, то есть понял, зачем караулит посреди поля стройбатник) на помощь мне. И я ушла».
Ольга:
«Мама не знает, как меня направили в 20 лет на проверку в онкодиспансер. Я пришла домой мертвая после диспансера, но увидев, что мама заметила, что на мне лица нет, сказала себе: «Я здорова», и решила не делать никаких проверок».
Лера:
«Мои родители не знают, что я сделала аборт».
Инга:
«Мне было 4 или 5, сестре на 1,5 года меньше. Наша двоюродная сестра, старше нас на 5 лет, играла с нами в доктора. Сажала нас на стульчик по очереди и осматривала там…».
Милана:
«Начиная лет с 14 лет я живу двойной жизнью. Мама не знала обо мне почти ничего: о том, что я начала интимную жизнь, о том, с кем я встречаюсь, что делаю. Я начала сексуальную жизнь в 15 лет и, конечно, признаться в этом не могла. Через 3-4 месяца у меня начались симптомы молочницы, я запаниковала, побежала в консультацию — меня отправили в подростковое отделение. Ездила туда в школьное время. Спасибо моей подруге, она сопровождала меня туда. Сдавала анализы, СПИД, Вассерман — впервые в жизни всё это было очень страшно. Сказать маме про то, что я живу половой жизнью с мальчиком не представлялось возможным. Когда у меня в 15 лет нашли пачку сигарет, для меня это было столь травматичным, что я чуть не покончила с собой от стыда. Я была уверена, что мама не поймёт, будет ругать, осуждать. А ее мне нужен был свой, безопасный мир. В который никого не пускают. Сейчас мама почти ничего обо мне не знает, я тщательно оберегаю свое внутреннее пространство при том, что она хочет меня контролировать».
Алина:
«В 16 лет я занималась любовью с девушкой — никто не признается в таком родителям, и я никогда не признаюсь!».
- «В 15 лет меня чуть орально не изнасиловали. В процессе меня вырвало на насильника, и он убежал. Но заявление все равно написали. И самым страшным воспоминанием об этом для меня стал тот вечер, когда меня привезли на опознание. И на меня, маленькую напуганную девочку, смотрело три пары глаз, в которых не было ни капли человечности».
- «Когда мне было семь лет, я проходила лечение в больнице, мне назначили курс барокамер. Это такой здоровый железный саркофаг с изменяемым давлением. Закрыли меня, поставили аудиосказку Аладдин (кстати, страшную довольно) и благополучно забыли. Когда сказка пошла на четвертый или пятый круг, в комнате погас свет. Стало окончательно жутко, я тихонько подвывала, скреблась, и не могла ничего поделать. Руки ноги в проводах, аппарат не открыть изнутри, я печально прощалась со своей маленькой бестолковой жизнью. Меня стали искать часов в восемь, когда шел вечерний обход. Прибежали врачи, испуганные, освободили, напоили чаем, так как ужин уже закончился. Попросили не говорить родителям. И я не сказала. Сейчас понимаю, что узнай я такое от своего ребенка — убила бы».
Психолог Людмила Бородина:
«Мне было 6 лет, и я приехала на хутор к своим родственникам. Рядом жила мама с двумя детьми примерно моего возраста, и с этими детьми я проводила много времени вместе. Однажды к этим детям приехал папа и повел нас всех троих гулять в поля. Там, в полях, он сел рядом со мной и начал меня очень странно гладить. Никто никогда меня так не гладил. Я была в ступоре, не понимала, что происходит, но не отвела его руку, не встала и не ушла. Рядом ходили дети, увидев, что их отец меня наглаживает, они перестали играть и стали смотреть на нас. Это меня спасло — он встал и повел нас всех гулять дальше. Больше я не бывала у детей, когда к ним приезжал папа. А когда мне было 7 лет, мы с мамой жили в городской квартире, и напротив нас на площадке жил мужчина — тогда он мне казался очень старым: может быть, ему было лет пятьдесят. Когда он меня видел, он все время приговаривал: «Ах, какая девочка! Ах, какая хорошенькая! Настоящая красавица! Однажды, когда я оказалась на лестничной площадке одна, он поймал меня и поцеловал в губы, взасос. У меня было чувство, что он меня проглотит. Было очень противно. Мы жили рядом много лет, но больше он меня не трогал, хоть и продолжал при маме ворковать: «Ах, какая у вас дочка!». У меня нет идей, почему ни в первом случае, ни во втором я не стала делиться случившимся с мамой. У нас были доверительные отношения, но мне даже в голову не пришло рассказать ей, что со мной произошло».
А как у мальчиков?
Вряд ли у девочек больше тайн, чем у мальчиков. Скорее, они более откровенны. Я задавала вопросы и мальчикам — на подростковых форумах и в личном общении. А в ответ — тишина. Точнее, скромная пара мужских мнений и мнение мамы подростка.
Денис:
«Самое страшное, что происходит со мной — это призрак, который живет в нашей квартире, когда нас нет. Если я возвращаюсь с дачи, то нередко замечаю, как кто-то открывает шкафы, включает и выключает свет, двигает вещи. А потом затихает. Взрослые этого не видят».
Юрий:
«Мы с другом в подростковом возрасте катались на крышах поездов. Пару раз чуть не убились. А еще было несколько «стрелок», на которых применялось все — от кастетов и цепей до огнестрела. Родители об этом, конечно, не знают».
Алексей:
«В 9-м классе я спер ключи от отцовской машины и мы всю ночь с друзьями на ней гоняли (я нормально водил, но прав не было). Очень быстро гоняли. Не очень, скажем так, трезвыми. Но обошлось, слава Богу. До сих пор не знаю, в курсе отец про эту вылазку или нет».
София:
«Моя тайна касается моего сына. Ему было 12 лет, когда я заметила, что к него откуда-то появляются деньги. Пытаюсь выяснить откуда — тишина! Применила все возможные способы вытянуть информацию! Прижала к стенке! Успела! Оказалось, что к школе приходит мужчина и предлагает «денежку за пару фоток». Подняла всю школу, учителей…. оказался педофил!».
Психотерапевт Александр Ройтман:
«Я не буду давать очевидных советов про то, что нужно разговаривать с ребенком с самого его рождения, нужно прививать ему привычку разговаривать — с вами и с самим собой, учить его с юмором принимать самые тяжелые ситуации, а если у ребенка не хватает юмора, то просто быть с ним созвучным. Созвучным, но не отражающим его мнение, а говорящим так, чтобы ребенок видел разницу между собой и родителем. Я не буду об этом. Я лучше поддержу тех родителей, которым подобные советы не пригодятся: не все дети одинаково настроены на «а поговорить», и не все родители одарены талантом разговорить свое чадо до необходимой кондиции. И… если вы не разговаривали с ребенком предыдущие 10 лет, то просто наблюдайте, следите за ним — во сколько он приходит домой, как себя чувствует, насколько стабильно он себя ведет. И если вы чувствуете, что в жизни вашего ребенка происходит что-то опасное, то именно сегодня — тот миг, когда вы можете сделать все, что не делали предыдущие 10 лет. Вы не построили доверие за годы? Постройте его за секунды: будьте готовы перевернуть мир, круг друзей, школу, быть невежливым, недипломатичным, нелиберальным — и искренним! Будьте готовы быть своему ребенку не только психологической помощью, но и полицейской службой. Когда ситуация экстренная, времени на размышления нет, нужно реагировать немедленно, незамедлительно спасая жизнь. Пусть ребенок видит — насколько он перепуган, настолько же его родители смелы. Наркотики? Уезжайте в другой город. Секта? Вытаскивайте его оттуда за волосы. И не вините себя во всем: целый детский мир скрыт от родителей. И — вспомните себя! — даже хорошим родителям не рассказывают обо всем. Так устроен мир».
P.S. Улыбнитесь!
Не всегда страшные тайны подростков — такие уж страшные!
Мирта Гроффман:
«Мне лет 15, я только познакомилась с новыми друзьями — вожделенно вымечтанной неформальной компанией. И вот со своей подругой Ирой мы пошли в гости к еще какой-то подруге. А я накануне вечерком читала на ночь книгу про наркоманию, и там как раз была история о том, как приобщившиеся к зелью подростки варили так называемый «компот»: в книге было объяснено, что вываренная маковая соломка — это коричневое варево, напоминающее компот из сухофруктов. И вот мы приходим к Ириной подруге, там еще куча народу, все старше меня, все тусят, я, стесняясь, примостилась в кухне на стуле.
Внезапно в кухню входит хозяйка квартиры и ее парень, и между ними такой диалог:
— Где кастрюля?
— А шприц где?
Кастрюлька приземляется на стол передо мной, и я вижу там тот самый «компот».
Когда на стол кладут советский стеклянный шприц без иглы.. мне совсем плохеет. Я начинаю прикидывать: «Они будут колоться прям тут? Будут ли предлагать мне? Как свалить, не привлекая внимания?». И, конечно, паническое: «Куда я попала — это же наркоманский притон!»
Тем временем диалог продолжается:
— Ну что, готов?
— Да… Тащи сюда этого гада! И замотай его во что-то!
Хозяйка притона уходит, а я смотрю на дверь кухни, пытаясь представить, как эта худая и щуплая девица будет тащить кого-то завернутого… И тут она входит и заносит большого толстого рыжего кота в полотенце. У бедняги воспалились почки и его надо было отпаивать отваром каких-то трав, так что «компот» вливали в животное шприцом, предварительно обездвижив».
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В школе дети изучают литературу прошлых веков, о современной же русской (равно как и зарубежной) прозе у них представления самые туманные. Между тем, есть немало современных рассказов, не просто доступных, а вполне интересных подростку. Но мало того: если дети читают их и обсуждают вместе с родителями, такое чтение может сильно сблизить разные поколения. Рекомендации по такому семейному чтению дает Римма Исаковна Зандман, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.
У себя в гимназии я, помимо уроков русского языка и литературы, веду литературную студию, куда приходят подростки, начиная с 13-14 лет. На этих занятиях мы с детьми читаем и обсуждаем новейшую русскую прозу. Это заблуждение, что подросткам она недоступна, что их привлекают только фэнтези и ужастики. Нет, они с живым интересом читают те рассказы современных русскоязычных писателей, которые я им рекомендую, бурно обсуждают их. А студия у нас открытая, на занятия нередко приходят и родители, и наравне с детьми участвуют в обсуждении.
Так вот, я давно уже заметила, что такое совместное чтение и обсуждение не просто развивает детей, но и улучшает их отношения с родителями (равно как и с бабушками-дедушками), помогает разным поколениям в семье лучше понимать друг друга.
И, конечно, такое совместное чтение и обсуждение может происходить не только в формате школьной литстудии, но и просто у себя дома. Инициатива, конечно, тут должна исходить от родителей.
Однако сразу встает вопрос: а что именно читать с детьми? На мой взгляд, для этого лучше всего подходят именно короткие рассказы, а не повести и романы. Это такое чтение, которое не напрягает, но очень содержательно, глубоко, и в семье может быть обсуждено детально. Важно, что это рассказы из сегодняшнего дня, из жизни, которая детям понятна.
Но где же именно их брать, такие рассказы? Я своих ребят давно уже научила пользоваться крупнейшим сетевым ресурсом, публикующим качественную современную прозу и поэзию — «Журнальным залом» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).
Понятно, что подбор таких рассказов для чтения и обсуждения с подростками требует большой работы. Я постоянно мониторю периодику, езжу по книжным магазинам и изучаю содержимое полок с современной прозой. Но я — учитель, это моя работа, а вот родителям, тем более, далеким от филологии, будет сложнее. Поэтому я взяла на себя смелость рекомендовать читателям «Фомы» несколько рассказов из тех, что мы вместе с детьми и родителями обсуждали на занятиях литстудии. Все эти рассказы есть в интернете в свободном доступе.
1
Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»
Это грустный рассказ, который совершенно четко ставит проблему взаимоотношения ребенка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.
Подходит для подростков от 14 лет.
2
Вячеслав Комков. «Я — немец»
Рассказ на ту же тему — взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребенок — и терпение и любовь родителей… Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации. А вот показать художественные особенности текста — это уже дело учителя.
Подходит для подростков от 12 лет.
3
Елена Долгопят. «Часы»
Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный — там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своем прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема — ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.
Подходит для подростков от 12 лет.
4
Анна Игнатова. «Джинн Сева»
Это ужасно смешной рассказ. Пили сок «Джей севен» — и вдруг из пакета появился оранжевый субъект. Его спрашивают — ты кто? Он отвечает, что раз он из жидкости, значит, джин. А почему не из бутылки? А потому что, отвечает он, на нас, джиннов, бутылок не напасешься. И вот этот джинн Сева по всем сказочным канонам должен выполнить желания героини-девочки. Столкновение с этим джинном новой формации — очень смешное, и девочка в нем оказывается добрее и лучше, чем джинн. Когда у нее остается одно-единственное желание, она просит: пусть хотя бы на пять минут во всем мире наступит мир..
Подходит для детей от 10 лет.
Кстати, обращаю внимание на журнал «Октябрь», который периодически выпускает детские номера — целиком состоящие из произведений, адресованных юному читателю. И там тоже можно искать рассказы для совместного чтения с детьми.
Есть рассказы, которые лучше давать уже старшеклассникам (хотя в некоторых случаях они вполне доступны и ребятам от 14 лет). Например, такие:
5
Нина Литвинец. «Антиквар»
Грустный рассказ о стариках, об их восприятии жизни. Там есть и острая социальная линия — сюжет построен на том, как некий жулик-антиквар обманывает пожилую женщину. Вроде бы, с рациональной точки зрения, ничего такого не стряслось, но героиня рассказа не смогла пережить случившееся. «Ее мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алеше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим». Благодаря таким рассказам подростки гораздо лучше смогут понять внутренний мир своих бабушек и дедушек.
Подходит для подростков от 14 лет.
6
Олег Рябов. «Смерть старика»
В этом очень лирическом, пронзительном, берущем за душу рассказе есть очень важная тема — приход к вере. Если читать его вместе с детьми, это будет способствовать духовному сближению старших и младших.
Подходит для подростков от 16 лет.
7
Андрей Волос. «Калитка»
Рассказ о том, как у старика умерла жена, и он утратил смысл жизни — и это повод для разговора о том, что любовь дает придает жизни смысл. Тут можно поговорить о том, как хрупка человеческая жизнь. Рассказ завершается тем, что старик, поплакав на могиле жены, переступает через низенькую оградку, не открывая калитки, и вдруг задумывается: Господи, что же такое человеческая жизнь? Вот так перешагнул — и ты в мире живых, перешагнул обратно — и ты уже в каком-то другом мире.
Подходит для подростков от 16 лет.
8
Леонид Юзефович. «Поздний звонок»
Это рассказ, который с удовольствием прочитают и ребята из 10-го и 11-го классов, и родители. Рассказ о том, как появилось произведение, в котором по каким-то косвенным признакам человек опознаёт судьбу своего деда. И поскольку в произведении дед выглядит весьма непрезентабельно, то его внук звонит автору, начинается выяснение отношений… И вот тут очень интересно соотнесение творчества и жизни, тут важно стремление сохранить репутацию рода. Для обсуждения дома это очень важно. Причем в некоторых случаях можно читать его и с 13-14-летними подростками.
Подходит для подростков от 16 лет.
9
Елена Долгопят. «Скупой рыцарь»
Как замечательно здесь прослеживается литературная традиция! Как здесь интересно показано, что такое вообще жизнь! И как неожиданно здесь показано, что любой дом, в котором есть любовь и добро, может стать своего рода ноевым ковчегом. Причем все это не оторвано от земли, очень интересно там изображены пересекающиеся пространства человеческой жизни — от рынка до монастыря. И гостиница — с тем смыслом, что здесь, на земле, мы только гости. Вообще, в этом рассказе очень много смысловых слоев.
Подходит для подростков от 16 лет.
10
Александр Снегирев. «Фото в черном бушлате»
Это о превратностях человеческой судьбы, об ответственности за каждый шаг своей жизни, о последствиях лжи, о мужестве, о противостоянии агрессивному фанатизму.
Подходит для подростков от 15 лет.
11
Михаил Шишкин. «Пальто с хлястиком»
По большому счету это произведение о том, как рождается произведение, о том, что же лежит в основе творчества. И выясняется, что для писателя — героя рассказа, это отношения с мамой.
Подходит для подростков от 14 лет.
12
Игорь Лёвшин. «Полет»
Очень тонкий, интеллектуальный фантастический рассказ — о столкновении человека с новой виртуальной цивилизацией. Человеческое сознание и искусственный интеллект: как они взаимодействуют. И выясняется, что этот компьютерный мир порождает своих Мефистофилей и Фаустов.
Подходит для подростков от 16 лет.
На заставке: фото Johnny McClung on Unsplash
Вы здесь
Сейчас стало модно считать себя жертвой токсичных или абьюзивных отношений родителей и кричать об этой «проблеме» на каждом углу. Я не говорю о тех, кто действительно пострадал, например, от психически больной матери или отца-алкоголика, любящего распускать руки. Я о тех «жертвах», которые возомнили себя недолюбленными, при этом имели всё на свете, полученное ими как раз-таки от родителей. До 22-23 лет я тоже относила себя в касту «пострадавших», вспоминая некоторые ссоры с мамой и барьеры, что причиняли мне боль. Но впоследствии я полностью приняла сторону родителей, поняла причины их поступков, попыталась залезть в их шкуру, чтобы понять пережитые трудности, и меня полностью отпустило. Я не ходила к новомодным психологам, не плакалась подругам или парню, не убивала себя внутренними копаниями. Просто стала старше и сказала себе посмотреть на себя саму объективно и со стороны. И все проблемы начали решаться, словно я потянула за ниточку и клубок распутался сам собой.
Подростком встречалась с парнем года 3, никаких стеснений уже не было. Выскочил у него как-то на ягодице то ли прыщ, то ли чирей, и так долго нарывал, что парень не выдержал и додумался попросить меня выдавить. Традиционные методы ни к чему не привели, и мы пустили в ход плоскогубцы и пинцет! Блин, никогда не забуду, как давила гной на его жопе плоскогубцами, обёрнутыми ватой, и пинцетом вытянула какой-то типа мешочек. Буээ, ору и кровищи было Удивительно, но всё зажило.
В юности с девочкой одной целовались за домом. Было темно. Вдруг приходит бомж, который нас не заметил, и начинает срать. Со спецэффектами, комментариями и возгласом облегчения так, что звуки и запах слышны были, наверное, на метров 10 от него. Это длилось минуту, мы с девушкой в ступоре не знали, что делать. Не перешагивать же через него. После своего дела он застёгивает штаны и видит двух подростков с просто охуевшими лицами. Простоял секунды две и выдал: «Блять, всю романтику испортил. Простите, молодёжь», — и ушёл.
Я была трудным подростком, в старших классах баловалась всякой ерундой. Однажды ночью тихонько зашла к маме в комнату, взяла ее сумку, вышла с ней в коридор, чтобы она не проснулась от звука открывающейся молнии… потому что хотела взять у нее пару сигарет! Пачка лежала в сумке, а сумка у мамы в спальне. Взяла, застегнула и поставила на место. Оказывается, мама не спала, все слышала и подумала, что я брала деньги из кошелька. А я бы никогда в жизни не украла, тем более у мамы! Было очень обидно.
Когда был подростком, отношения с отцом были очень плохие: и скандалы, и драки, в основном из-за его бухалова. Папа рос без отца, и однажды он мне сказал: «Ты не знаешь, что такое без отца жить», — на что я засмеялся и сказал: «Лучше без, чем с таким, как ты…» Сейчас мне 40, отца нет уже 20 лет. И лет десять назад я понял смысл той фразы. Мне не с кем поговорить, я завидую друзьям, которые проводят время со своими отцами. Всё-таки лучше плохой отец, чем вообще никакого.
В школе сдружилась со своей одноклассницей. Я всегда была худым подростком, а лет в 15 чуть-чуть набрала в связи с гормональной перестройкой. Растущие цифры на весах казались мне катастрофой, и подруга позвала меня худеть с ней. Она показала мне всё: диеты по 150 ккал в день, сочетания таблеток, рвота после еды. В итоге меня заклинило. Уже 10 лет я пытаюсь достичь идеального тела, навязчивая идея не отпускает. А подруга похудела в общаге универа и живет без проблем.
Всегда считала своих родителей образцовой парой: никаких ссор и драм, убирались поровну, готовили вместе, вечерами в обнимку смотрели кино и хихикали, как подростки. Недавно мама рассказала, что «отбила» папу у невесты, потому что поняла, что судьба. Переживания той девушки никого не волновали, родители переехали вместе в другой город, чтобы избежать сплетен и разговоров среди знакомых. Вроде и правда счастливо живут уже 30 лет, а картинка совсем паршивая рисуется теперь.
Мне кажется, я поняла, почему подростки сейчас в большинстве своём не знают, что им делать, чем заняться по жизни. Говорят, в 90-х было мало возможностей, но зато каждый был занят «своим» делом. А сейчас дохуя разных возможностей, и человек просто не может понять, что ему ближе, и определиться, чему в итоге посвятить жизнь.
Было мне 17 лет, влюбилась в парня, переехала к нему в самый неблагополучный район города в обшарпанную общагу. Всё было хорошо год, а потом начался ад. Парень любил подвыпить, а впоследствии и распустить руки. Я, маленькая и хрупкая девушка 40 кг с телосложением подростка, просто падала. Он бил по лицу, толкал в спину, чтобы шла быстрее, унижал. Однажды я пыталась убежать, но он догнал, расколотил лицо и телефон, с которого я хотела вызвать такси. Как-то ночью на улице он снова толкнул меня, навстречу шёл местный гопник и спросил меня: «Убить его?» Я, конечно же, ответила, что нет. Он выбил ему зуб и ушёл. После этого мне ещё больше доставалось. Каждый раз меня, как магнитом, тянуло обратно: я покупала ему алкоголь на последние деньги, срывалась по первому зову — больно сильно его любила. Так мне казалось. Я настолько себя загнала, никакого уважения, паническая боязнь остаться одной, убитая в край самооценка. Так продолжалось год.
Когда училась в начальной школе, как-то с одноклассницами спросили нашу учительницу: «Почему Вы не захотели в средней школе работать?» Она ответила, что дети хороши, пока маленькие, а со временем они превращаются в засранцев. Мы тогда начали возмущаться: «Что Вы, мы всегда хорошими будем!» А сейчас смотрю на подростков и понимаю, как же она тогда была права…
Я замужем за двоюродным братом. Мы с ним росли практически вместе, поскольку родились в один год, все время были рядом до 10 лет. Затем жизнь развела наших родителей, и встретились мы снова только будучи подростками в 16 лет. Чувства вспыхнули внезапно. Естественно, от родных это скрывалось. Легче стало, когда мы оба поступили, стали жить вместе. Через 6 лет отношений он сделал мне предложение, от которого я поначалу даже отказалась, испугавшись реакции семьи, но любви не прикажешь. Пришлось сообщать близким. От нас моментально отвернулись все. Еще и переругались между собой, ища виноватого. Вне семейного круга о нашем родстве не знают, чтобы не получить такой же реакции. Так и живем уже 5 лет в браке, словно изгои, родители ни меня, ни его видеть не хотят.
Будучи подростком, я думала, что мой отец — самый идиотский мужик во всём мире. Но потом появился интернет, и я поняла, что все мужики одинаковы в своём идиотизме!
Многие знают эту зазывающую вредительскую рекламу на сайтах, мол, «похудей за два дня на 10 кг», «грудь вырастет сама». Будучи подростком, наткнулась на такую с заголовком «избавься от волос навсегда». Кликнула. Рецепт был достаточно простой и дешёвый в исполнении. Сколько-то дней подряд мазала этой смесью ноги, потом забила, мол, фигня. Не так давно заметила, что волос в этих местах нет! Баночка с остатками этой смеси до сих пор стоит дома, её состав не помню, в интернете искала — не нашла. Но там точно был аммиак))
Не понимаю своих родителей. Всё детство у меня были вши: от трёх до 11 лет, потом сама от них избавилась; вообще не заставляли чистить зубы, нормально питаться и принимать душ. Воспитывали меня бытовым инвалидом, самостоятельно мыться, одеваться/обуваться начала уже сама, когда доросла до понимания, какой это пиздец. Научиться готовить, мыть посуду я тоже захотела сама уже подростком. Лет до 12 была жирным и грязным изгоем. В целом хорошие, адекватные люди воспитали меня в любви и добре. Это мой самый больший секрет, о детстве стараюсь молчать. Боюсь, что люди помнят меня такой. Лучшая подруга знала меня с детства, близко подружились позже, есть другие знакомые с того времени.
В детстве у меня был велосипед, но когда я была совсем маленькая. Лет 5-6. Потом он стал мне мал. И вот с самого подросткового возраста я мечтала о велосипеде, так как было безудержно активным и общительным подростком. Но мама сказала, что только складной. На то время меня складной ну никак не устраивал (стрёмные же), а на горный я слышала от мамы твёрдое «Нет». Шли годы, я закончила школу, университет. И знаете? Мечты сбываются! Теперь я работаю в крупной велосипедной компании и могу позволить себе каждый год покупать новый велосипед
Мой муж, когда был подростком, часто смотрел сериал «Секретные материалы» по ТВ, интернета тогда не было. Первые несколько серий выключал на вступлении, потому что оно начиналось со слов «истина где-то рядом». Он думал, что так называется серия. И каждый раз: «Да, блин! Опять эта серия? Я вообще посмотрю сериал?»
Недавно взяла себе кошку, первым делом отвезла её к ветеринару. В ветеринарной клинике я впервые. Была большая очередь (бабушки с котами-ровесниками, подростки с хорьками, мамочки с детьми и детёнышами кроликов, мужики с «охранниками»), но когда в коридор зашла девушка с «обморочным» щенком, её вся очередь чуть ли не подтолкнула к кабинету ветеринара, со словами: «Тут животинка совсем плохая!» Я охренела! Ведь ни в одной больнице «для людей» не ведут себя настолько человечно.
Когда была подростком, папа подарил мобильник на день рождения. Подруга в смс спросила, что подарили родители. Я на бегу написала (с Т9): «Папа подарил могилу». Потом узнаю, что подруга со своей мамой плакали от чёрствости моего отца, который с моей мамой в разводе…
Когда была маленькой, потом подростком и даже в универе, всегда мечтала быть кем-то значимым, сделать что-то невероятное, грандиозное! Но чем старше становлюсь, тем больше хочу, чтобы мой жизненный путь был тихим и незаметным. Хочу пройтись по жизни, насладиться ей как бутылкой хорошего коньяка и по пути, по-тихому сделать столько добра, сколько смогу. А потом, чтобы из меня дерево выросло, вишня или слива.
Работаю участковым. Уже задолбался объяснять бабулькам, что mountain dew — газировка, а не пиво. И что подросткам в парке пить газировку не запрещено. Но в день по 2-3 раза звонят (в основном одни и теже же люди) с жалобами на распитие алкоголя в общественном месте. Приезжаю — там этот злосчастный mountain dew. А недавно бабульки на меня жалобу написали, что я ничего не предпринимаю и покрываю якобы своих родственников.
Когда была подростком, чувствовала, что в моём организме что-то не так. Просила родителей обследовать меня. Для этого нужно было ехать в другой город. Деньги на это есть. Но они постоянно откладывали на завтра, ссылаясь на дела. Каждый день обещали: «Завтра поедем, точно!» И всё равно ничего не получилось. За всю свою жизнь я даже анализ крови не делала, все болезни решали народными методами. Теперь мне 22. И у меня рак…
В 7 классе был прыщавым подростком в очках. Пара моих одноклассников постоянно издевалась надо мной. Я долго терпел. Последней каплей стало то, что они мне нарисовали свастику на шее. Когда я увидел себя в зеркале, то просто пришел в бешество, схватил стул и в ярости бил их, куда придется. Бил до тех пор, пока меня учитель ОБЖ не оттащил в сторону. В итоге у обоих открытые ЧМТ, меня поставили на учёт в детскую комнату милиции, я полгода ходил к следакам, психологу и директору. Больше одноклассники меня не трогали.
Будучи подростком, поругалась с мамой и ушла жить к отцу. Позже несколько дней пыталась достучаться до неё. Оказалось, она лежала дома пьяная и не в состоянии была открыть. Вызвала дедушку, с помощью МЧС попали в квартиру. Маме было плохо — бледная, тряслась вся, слова сказать не могла. Пыталась куда-то уйти, не пустили. Дедушка ушёл гулять с собакой, мама опять попыталась уйти, и я в порыве злости крикнула: «Когда же ты наконец сдохнешь?!» А на следующее утро её не стало.
Пошла на наращивание ресниц. Вид не самый парадный, разумеется. Легла, вещи в карман худи напихала. Заснула. На следующий день обнаружила себя в аккаунте мастера в подробном видео. Короче, пока я храпела на кушетке, меня преспокойно снимали, не предупредив. И вот смотрю я на себя с куцыми ресницами, некрашеными корнями волос, с непрополотыми бровями и большим пузом и не знаю, ржать или обижаться. Хоть бы сказали, я бы шапочку надела и вещи с брюха убрала. Подростком любила я над спящим друзьями прикалываться. Вот, видимо, ответочка прилетела.
Я был умный мальчик и любил компьютеры. Поэтому в 7-8 классе (шли 90-е) я уже оккупировал компьютерный класс. Разбирался лучше учительницы во всем. И после уроков мог оставаться в классе сидеть за компом до усрачки. А ещё я закрывал класс и мог делать, что захочу. Эта свобода возбуждала, и я начал дрочить там регулярно. Ещё я обнаружил, что учительница, которая была лет 35, в пакете оставляет вещи сменные. А там для озабоченного подростка сокровища — нижнее бельё. Лучше любой порнухи сейчас.
Лучшие Истории про подростков подобрал Историкс. Собрали их 505 штук, они точно увлекательные. Читайте, делитесь и ставьте лайки!
Лучшее За:
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|