Рассказ про польку для 2 класса

Полька – один из самых популярных и любимых национальных танцев.

Полька – это веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Бодрую, радостную пляску по достоинству оценили, и, вскоре, ни одно празднество не проходило без полюбившегося танца. Полька – неотъемлемая часть любого торжества: народного, светского, официального.

Темпераментный танец оценили и композиторы-классики: Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын и другие. Полька быстро вошла в моду в Чехии, затем во Франции, а затем и по всей Европе. В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый балетмейстер петербургской императорской труппы Николай Осипович Гольц. Сначала танец появился на сцене, а затем и в салонах аристократов. Вскоре ни один великосветский прием не обходился без польки. Томные дамы из высшего света наконец-то смогли проявить свой темперамент в веселом и озорном танце.

Сейчас полька распространена по всей территории Европы. В каждом уголке она вобрала в себя национальные особенности разных народностей, и каждый, кто танцует этот танец, по праву, считает его своим.

Полька – это парный танец. Музыкальный размер 2/4, темп – быстрый. Полька покорила всю Европу. Практически в каждой стране существует свой вариант этого танца. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, польская и даже бразильская. На основе польки, также построены большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы.

Польку можно танцевать с любым уровнем подготовки. Это один из самых первых танцев, которые дети изучают еще в детском саду. Полька оказала огромное влияние на формирование бального репертуара, а также заняла место в танцевальном творчестве многих народов.

Основные движения, используемые в танце «Полька»

Приставной шаг

Приставной шаг является подготовительным упражнением для освоения шагов галопа и польки.

Выполняется приставной шаг из 1-ой или 3-ей позиции ног.

На счёт «раз» — выполняется скользящий шаг одной с носка на всю стопу, на счёт «два» — другая нога приставляется в исходную позицию.

Приставной шаг может выполняться как с правой, так и с левой ноги вперёд, или в сторону, или назад.

Руки располагаются на поясе.  

Галоп

Галоп — приставные шаги, выполняемые прыжками. В момент безопорной фазы ноги вместе, носки оттянуты. В момент приземления на одну ногу другая делает скользящий шаг с носка в сторону движения.

Галоп выполняется в сторону, вперёд, назад.

Музыкальный размер 2/4. 

Положение рук при выполнении галопа: руки на поясе, руки в стороны, одна рука вперёд, другая в сторону

Переменный шаг

Исходное положение –  3-я позиция.

Переменный шаг  состоит из двух шагов: приставного и шага с той же ноги. Следующий шаг выполняется с другой ноги. Через каждые два шага нога меняется, поэтому шаг называется переменным.

Один переменный шаг закончился, начинается следующий с другой ноги. Переменный шаг назад выполняется так же из 3-ей позиции. Начинает движение нога, стоящая сзади.

Шаг польки

Шаг польки — переменные шаги, выполняемые лёгкими прыжками.

И.п. — 3-я позиция; 

Начинается движение из затакта на счёт «и» небольшим подскоком на левой ноге, правую ногу вперёд на носок; 1- лёгкий, скользящий шаг галопа с правой; 2- шаг правой, левую ногу назад на носок; далее подскок на правой ноге, шаг польки с левой ноги.

Шаги выполняются легко и изящно. Движения можно украсит поворотами головы и туловища. 

Тема урока: Полька

Цель урока: Знакомство с полькой — бальным
танцем 19 века.

Задачи урока:

обучающие

      
закрепить навыки и умения, приобретенные в процессе
изучения экзерсиса;

      
выучить основной шаг польки, галоп;

      
выучить движения польки по  кругу, галоп в круг и
из круга;

      
отработать ритмичность и правильность исполнения с
музыкальным сопровождением.

развивающие:

      
развитие у учащихся артистизма и творческого
воображения;

      
понимание исторической культуры 19 столетия;

      
умение передать в танце стиль и культуру 19 века;

      
развитие уверенности и раскованности движений.

познавательные:

      
использовать специфические средства искусства танца
для гармонизации развития учащихся, расширение рамок культурного и
эстетического воспитания детей, расширение знаний в области истории, музыки,
литературы.

воспитательные:

      
использование этических особенностей танца для воспитания
нравственности, дисциплины, чувства долга, организованности;

      
обучение танцевальному этикету и формирование умения
переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в
повседневной жизни.

Тип урока: урок
изучения и первичного закрепления новых знаний
 
Оборудование: танцевальный зал с зеркалами, музыкальный центр с
фонограммами.

План урока:

1.   Организационный момент

2.   Актуализация опорных знаний

3.   Изучение нового материала

4.   Применение полученных знаний

5.   Подведение итогов занятия

Ход урока:

Дети входят под музыку в зал. Построение. Приветствие (поклон,
реверанс)

Педагог :

Сегодня
на уроке мы познакомимся с одним из популярнейших танцев, исполняемых на балах
— танцем «Полька». Полька -национальный чешский танец. Родина его – Богемия. Первое
упоминание о польке как о бальном танце относится к 1825году. Из Богемии полька
попадает в Вену, а затем в Париж. Известный танцмейстер Целлариус вводит ее в
танцевальные салоны. «Редкому танцу выпадала честь произвести такую
сенсацию и заставить о себе столько говорить, писать, печатать и фантазировать
чуть ли не по всему земному шару, как то случилось в 1844 году с полькой», — пишет
А.Цорн. Повсеместный успех польки объясняется тем, что она как и вальс имеет
живой ритм, состоит из незамысловатых вращательных движений. Аристократическое
общество не сразу признало польку. Ее танцевали в небольших собраниях и на
семейных вечерах. На привилегированных вечерах она появилась уже будучи очень
популярным танцем. Другое название польки — нимра, модера. Быстрая, веселая и
свободная, она вместе с вальсом и мазуркой составляет основу популярных бальных
танцев 19 века. Танец этот очень быстрый, музыка размером 4/4 (иногда 2/4). Существует
масса разновидностей исполняемых композиций польки. Вообще же говоря, полька представляет
из себя некий достаточно большой набор фигур, комбинируемый произвольно. Основные
позиции ног, используемые в польке- это вторая и шестая, позиция рук- вторая.
Вспомним эти позиции.

Дети вспоминают основные позиции экзерсиса.

Педагог:

Послушаем
музыкальное произведение Сергея Васильевича Рахманинова       «Итальянская
полька», музыкальный размер 4/4 и отхлопаем ритм.

Дети отхлопывают ритм.

Педагог:

Одно
из основных движений польки — галоп. Галоп исполняется из шестой позиции по
кругу, по и против часовой стрелке.

Дети исполняют галоп.

Педагог:

Галоп
исполняется не только по кругу, но и в круг и из круга с притопом на четвертую
долю в такте. Разделим  музыкальное сопровождение на такты и доли и отметим
четвертую долю притопом.

Дети исполняют упражнения под музыку.

Педагог:

Теперь
исполним галоп с притопом в круг и из круга.

Дети исполняют предлагаемые движения.

Педагог:

Молодцы!
Вы выучили галоп. А теперь давайте попробуем разучить основное движение польки
— движение по кругу с вращением через правое плечо. Для этого сначала выучим
повороты через правое плечо.

Дети выполняют повороты через правое плечо.

Педагог:

А
теперь выполним движения по кругу с одновременным вращением

через
правое плечо.

Дети учат основное движение польки.

Педагог:

Разделим
основное движение польки хлопками.

Дети учат основное движение польки с хлопками.

Педагог:

Все
движения польки должны быть непременно легкими и грациозными, четкими и изящными.
Давайте попытаемся станцевать основные па польки под музыкальное сопровождение.

Звучит пьеса С.В.Рахманинова «Итальянская полька».

Дети разучивают движения под музыку, соблюдая ритмичность и
правильность исполнения.

Педагог:

Полька
исполнялась на балу парами: кавалер мог танцевать в паре с дамой, держа ее то
одной. то двумя руками. Иногда дама и кавалер клали руки на бедра друг друга.
Мы будем танцевать польку в парах, держа руки во второй позиции (« Лодочка»).Выстроимся
по кругу в парах, встанем в шестую позицию, руки соединим во второй позиции. С
этого положения мы начнем основное движение в польке.

Дети учат основное движение польки в парах.

Педагог:

Сегодня
мы познакомились с элементами и основными движениями польки  — бального танца
19 века. На наших гимназических балах полька тоже очень популярна. На этом наш
урок  закончен, продолжим знакомство с историко-бытовыми танцами на следующем
уроке.

Дети прощаются (поклон, реверанс) и выходят из зала.

Песня, танец, марш

Пётр Ильич Чайковский. Полька
Самуил Майкапар. Полька

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с танцем полька.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы уже знакомы с разной танцевальной музыкой. Сегодня вы услышите две польки — П. Чайковского и С. Майкапара. Послушайте сначала польку П. Чайковского. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Весёлая, лёгкая, отрывистая.

П е д а г о г. Да, музыка задорная, отрывистая, подпрыгивающая, остренькая, лёгкая. Полька — это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками — маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова pulka — «полшага». Полька была распространена и как бальный танец. (Исполняет пьесу повторно.)

А полька С. Майкапара какая по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Тоже весёлая, задорная.

П е д а г о г. Да, но эта полька более плавная, в ней есть и отрывистые звуки, короткие плавные интонации, и более длинные музыкальные фразы — взлёты и спуски мелодии (исполняет фрагмент, 1-10-й такты). Мелодия звучит то плавно, то отрывисто (играет 1-2-й такты).

Обе польки очень близки по характеру, они изящные, лёгкие, весёлые. Пожалуй, пьеса С. Майкапара начинается с большим блеском, ярко, с озорством (исполняет фрагмент), а полька П. Чайковского в начале звучит легко, грациозно, воздушно, остро (исполняет фрагмент). Местами и в польке С. Майкапара звучность затихает (играет 10-20-й такты), но потом вновь в ней появляется задор, блеск, озорство. (Играет 20-23-й такты.)

Эти повторяющиеся высокие отрывистые звуки похожи на шутливое взвизгивание скрипок в оркестре. (Играет фрагмент повторно.)

Давайте движениями рук передадим характер этих пьес. В польке П. Чайковского движения будут лёгкими и более отрывистыми, а в польке С. Майкапара более плавными. (Играет обе пьесы.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки.

Ход занятия:

Педагог исполняет польку П. Чайковского, дети высказываются о характере музыки.

П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно, в середине пьесы музыка звучит тяжело, низко, громко (играет фрагмент средней части), а в начале и в конце — легко, отрывисто, высоко. (Играет фрагмент.)

Полька начинается изящно, легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. (Исполняет фрагмент.) А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр — большой, смешной и неповоротливый. (Исполняет фрагмент.) Потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше — снова танцует девочка. (Исполняет фрагмент и всю пьесу целиком.)

В польке С. Майкапара тоже две части. Они похожи между собой и разделяются задорной, озорной мелодией на повторяющихся звуках, похожей на игру скрипочек. В середине пьесы эта мелодия звучит звонко, празднично (играет 20-23-й такты), а в самом конце — тихо, поддразнивая, очень высоко (играет последние четыре такта).

Вторая часть пьесы лёгкая, воздушная, полётная, нежная, в ней много коротких, летящих мелодий (играет фрагмент второй части, затем всю пьесу).

Давайте потанцуем под музыку полек П. Чайковского и С. Майкапара. (Исполняет обе пьесы. На последующих занятиях можно сравнить и другие польки с уже знакомыми, например, польку-галоп «Трик-трак» И. Штрауса, польку С. Рахманинова и др.)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 7 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Майкапар. Полька из альбома «Бирюльки», mp3;
    Чайковский. Полька из «Детского альбома» (3 варианта исполнения: фортепиано, симф. оркетр, вокал), mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Презентация на тему «План-конспект внеурочного занятия «Красота движений. Танец «Полька»» 2 класс

  • Скачать презентацию (2.35 Мб)


  • 4 загрузки

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «План-конспект внеурочного занятия «Красота движений. Танец «Полька»» по физкультуре. Презентация состоит из 12 слайдов. Для учеников 2 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.35 Мб.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    12

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: План-конспект внеурочного занятия "Красота движений. Танец "Полька"

    Слайд 1

    М

    МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области.
    Внеурочная деятельность
    «Мы играем
    и танцуем»!
    Учитель начальных классов
    Матюшина ФаридаИсхаковна

  • Слайд 2

    М

    Тема занятия: «Красота движений. Танец полька»

  • Слайд 8

  • Слайд 9

  • Слайд 12

    Молодцы!
    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Весенняя неделя добра

Презентация: Микропроцессоры и микроконтроллеры

Презентация: Официально - деловой стиль речи

Презентация: Современные концепции воспитания

Презентация: Танец

Презентация: Удовлетворенность трудом и организационное поведение

Презентация: Лекарственная форма. Вспомогательные вещества используемые в изготовлении ЛФ. Название лекарственных средств.

Презентация: БЕСПЛОДНЫЙБРАК

Презентация: Домашнее задание и его роль в самообразовании школьника

Презентация: Тульский оружейный завод

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Конспект открытого занятия по хореографии

  • Сергиенко Наталья Викторовна педагог дополнительного образования

Тема: танец «Полька» И.Штраус

Цель: Научить исполнять (танцевать) польку.

Задачи:

  • разучить движения польки;

  • познакомить с музыкальным размером танца «Полька»;

  • подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию случайных травм;

  • развивать координацию движений, музыкальный слух;

  • вырабатывать легкость движений, осанку;

  • воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше);

  • развивать физические данные ребенка, память, внимание.

План занятия.

Вводная часть занятия

  • приглашение детей в зал;

  • знакомство с педагогом, концертмейстером, между собой ( посмотри кто рядом);

  • знакомство с танцевальным залом;

  • танец и его виды: классический, народный, бальный, современный. 
    (видеоряд);

  • танец «Полька» его родина;

  • прослушивание музыкального материала (фонограмма целиком), обращается внимание на музыкальный размер произведения 2/4, 4/4 три музыкальные фразы (части).

  • расстановка по линиям в шахматном порядке.

Основная часть занятия

Разминка : на середине зала

  • маршировка на месте;

  • упражнения для улучшения гибкости шеи;

  • упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;

  • упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;

  • упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

  • упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

  • упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

Игра «Найди своё место»;

  • педагог раздает резинки двух цветов, одеть на правые руки (белый – внешний круг, красный – внутренний круг);

Изучение основных движений танца «Полька»:

  • прыжок «соте»;

  • приставные шаги;

  • ритмические похлопывания — хлопки.

  • подскоки;

  • Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись).

  • Постановка детей в пары.

  • Разметка мест остановки пар цветным мелом.

Разучивание танца «Полька» по частям:

  • 1 часть — подскоки;

  • 2 часть — прыжок «соте»;

  • 3 часть — приставные шаги, хлопки;

Заключительная часть занятия

  • исполнение танцевальной композиции «Полька»;

  • подведение итогов;

  • поклон (благодарим друг друга — аплодисменты )

для занятия

  • мелок белый;

  • резинки двух цветов;

  • фонограмма частями (с паузами);

  • фонограмма целая.

  • бейджик с Ф.И.О педагога;

  • бейджик с именем ребенка;

  • музыкальный инструмент;

  • хореографический зал.

Описание занятия

Приглашаются обучающиеся в зал.

Педагог:

Танцы в 21 век,
Любит каждый человек.
Танцевальная наука!
Это что еще за штука?
Где её преподают?
Тут !!!
в Доме творчества!!

Педагог: Хочу познакомиться с вами, каждый громко назовите свое имя.

Дети: ответы.

Педагог: Вот и познакомились.

Педагог: Как вы думаете, для чего предназначен зал, в котороммы с вами находимся?

Дети: ответы.

Педагог: Здесь танцуют, зал для танцев.

Педагог: Посмотрите внимательно и скажите какие предметы в зале помогают танцорам? Что вы видите здесь?

Дети: ответы.

Педагог: Зеркала — помогают нам следить за правильным исполнением движений руками, ногами, корпусом.

Станок – помогает тренировать и разогревать наши мышцы. У станка танцоры выполняют различные движения. (показ: например батман тандю жете, и т.д.)

Музыкальный инструмент баян помогает нам ритмично исполнять движения. (показ : например полька)

Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое танец?

Дети: ответы.

Педагог: Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни.

Педагог: А какие виды танца вы знаете?

Дети: ответы.

Педагог: Сейчас я вас познакомлю, посмотрите.

Видеоряд:

«Классический» танец — самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец который сочиняет хореограф.

«Народный» танец — выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец который сочиняет сам народ.

«Бальный» танец — танец который танцевали на балах.

«Современный» танец- танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.

Педагог: Сегодня на занятии мы научимся танцевать самый веселый и распространенный танец «Полька» — родиной этого танца является Чехия. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка. Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. А мы будем танцевать парами!

Прослушайте музыкальный размере танца «Полька» 4/4 (иногда 2/4). (прохлопывает педагог)

Давайте прохлопаем вместе. Приготовьте ваши ручки.

(Прохлопывают дети с педагогом музыкальный размер)

А теперь послушаем музыку для нашего танца «Полька», композитор И.Штраус.

Прослушивание музыкального материала.

Педагог:  Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наших мышцы, т. е. сделать разминку. Для этого я поставлю вас в две линии, в шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу, видели себя в зеркале.

Педагог:

И так друзья начнем,
Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!
Голова, шея и плечи.
Тренируем мысли и тело,
Приступаем к разминке смело!!
(Е.Гуляев)

Разминка

  1. марш на месте;

  2. повороты, наклоны головы;

  3. поднимание плечей;

  4. локти, кисть ;

  5. наклоны в сторону;

  6. деми плие приседания прямо, с поворотом;

  7. релеве полупальцы 2 ноги, попеременно.

Педагог: Молодцы!

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Найди своё место».

Запомните, пожалуйста, свое место и посмотрите кто стоит рядом с вами. Теперь представьте, что вы бабочки, жуки, а ваши места цветы. Бабочки, жуки летают по полю и тут появляется туча. Каждая(ый) летит на свой цветок. Молодцы!!!!!

Педагог раздает детям резинки двух цветов, одеть на правые руки. Внимание — резинки (белый – внешний круг (девочки), красный – внутренний круг(мальчики)).

Педагог:

Теперь наберемся терпения,
Перейдем к изучению движений,
Движения танца просты, посмотри и повтори!

Педагог: Первое движение: подскоки на месте по одному. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №1).

Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте»Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом к друг другу. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №2).

Далее: приставные шаги; и добавляем хлопки. исполняем комбинацию: приставные шаги + хлопки.

Соединяем все движения вместе: прыжки; приставные шаги; хлопки.Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №3)

Педагог: Запомнили?

Дети: ответы.

Педагог: Сейчас мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки), опустим руки и сделаем 1 шаг назад. Теперь повернемся по кругу и исполним под музыку подскоки .

Педагог: Молодцы!

Педагог ставит детей в пары. Отмечаетместо остановки пары цветным мелом.

Педагог: Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:

1 часть – подскоки;
2 часть – прыжок «соте»;
3 часть – приставные шаги, хлопки;
4 часть – подскоки;
5 часть – прыжок «соте».

Педагог:

Если танца будет мало,
Есть у танца поворот:
Мы станцуем всё сначала,
А потом – наоборот!

А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.

Педагог: Молодцы!

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Какая страна является родиной танца «Полька»? Узнали какие стили танца? Какие предметы помогают нам? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами.

Спасибо.

Как полька стала популярным европейским танцем и при чем здесь чехи

Полька

В XIX веке практически все европейское сообщество было охвачено страстью под названием «полька». Не обошла эта одержимость и российскую публику: все разговоры барышень и джентльменов сводились лишь к польке. Ни один другой танец до этого не удостаивался такого внимания. В чем его секрет?

История польки: легенда о веселой служанке

Для начала развенчаем главный миф, который связан с этим танцем. Полька не имеет никакого отношения к Польше. Ведь зародился жанр в середине XIX века на территории современной Чехии. Тогда эта земля называлась красивым словом Богемия. Получается, что полька — это чешских национальный танец. Но останемся на мгновение в прошлой эпохе, чтобы проследить рождение этого жанра.

Однажды молодая служанка, которую звали Анной Хадимовой, поливала цветы в саду своего хозяина и наслаждалась теплым летним вечером. Несмотря на свое социальное положение, девушка в тот день была в прекрасном настроении. Ее душу переполняли приятные эмоции, которые заставляли Анну петь и танцевать прямо во время исполнения своих прямых обязанностей.

Девушка настолько была увлечена своим танцем, что не заметила наблюдавшего за ней молодого мужчину. Ее легкие, энергичные движения произвели огромное впечатление на него. Шаг, подскок, еще шаг — танцевала Анна, а таинственный наблюдатель запоминал каждое ее движение, чтобы переложить танец на язык музыки. Мужчину звали Йозефом Нерудой. Он руководил небольшим оркестром, с которым и представил новую мелодию на мещанском балу в Брандисе-над-Лабем. Это, конечно же, была полька. Случилось столь знаменательное событие в мире музыки и танцев в 1831 году.

Говорят, что история про служанку Анну и музыканта Йозефа Неруду, всего лишь красивая легенда. Существует и другая версия происхождения польки. Согласно ей, танец придумал преподаватель Франтишек Гилмар. Именно ему чаще всего приписывают авторство этого жанра.

Как Франтишеку удалось создать танец, которым бредила вся европейская богема? Может его музой и была та самая Анна Хадимова? На самом деле, история жанра выглядит весьма прозаично. В те времена появлялось много танцев, схожих с полькой. Они зарождались среди простого народа и в аристократических кругах и нередко смешивались — слияние двух танцев и стало началом польки.

По утверждению Франтишека, он объединил быстрый «квапик» и медленную «нимру». Этого было достаточно, чтобы произвести фурор на танцевальных вечерах. За счет чего? Близости партнеров во время танца. Полька вызвала такие же жаркие споры среди консерваторов, как и вальс. Ведь и там, и там танцорам разрешалось касаться друг друга.

Сплетни, разговоры в кулуарах и огромный интерес к новому танцевальному направлению охватил Богемию. Особый восторг полька вызвала среди девушек и юношей, сердца которых были наполнены страстью и романтикой.

Богемия, вслед за ней Австрия и другие ближайшие страны — «полькомания» охватила практически всю центральную Европу. Но особый фурор танец произвел на парижан. Стоило пражскому танцмейстеру исполнить польку на сцене парижского театра Odeon, как молва о новом танце охватила все общество. Его начинают преподавать во всех салонах, чтобы каждый смог проникнуться живым и веселым нравом этого танцевального стиля. Французская любовь к польке позже создаст ложное представление о том, что танец придумали французы.

Позже польку начинают танцевать за океаном. Правда, хореография американцев отличается от чешского, традиционного варианта, но энергетика танца осталась прежней.

О развитии польки в России

В 1845 году петербургский Александринский театр стал центром притяжения всей великосветской публики. Сюда приезжали со всего города, чтобы посмотреть на исполнение… польки. До ее появления театр не мог похвастаться аншлагами и переполненными залами. Но энергичный танец, подсмотренный у парижского бомонда изменил ситуацию в корне.

На самом деле первая попытка «привезти» польку в Россию была предпринята пятью годами ранее. Но общество с сомнением отнеслось к вольной хореографии. Поэтому в следующий раз ее слегка адаптировали, чтобы никто во время постановки не почувствовал себя оскорбленным и сконфуженным.

Появление польки в Петербурге неизменно связывают с именем артиста балета Николаем Осиповичем Гольцем. Именно он, очарованный французским искусством танца, решил сделать этот стиль частью российской культуры. И у него это получилось. Никогда еще врачи так не радовались за петербуржцев, которые с лихвой отплясывали на балах и в салонах, поддерживая свое здоровье!

Предлагаем отправиться на бал и полюбоваться исполнением польки в лучших традициях XIX века. Вот большой зал начинают заполнять пары. Они двигаются вольно и непринужденно, стараясь не задевать других танцоров. Вперед, назад, в сторону, обратно — их движения хаотичны и одновременно веселы. Что будет если вставить отдельные фигуры польки в другие известные танцы? Эффектный и оригинальный танцевальный рисунок. Так развлекалось петербургское общество длинными вечерами.

Стоит сказать, что наибольшее распространение полька получила среди мелкого чиновничества, купцов и мещан. К концу века ее вытеснил танец галоп.

Полька глазами современного человека

Широкое распространение этого направления привело к появлению десятков видов полек. Венгерская, немецкая, шведская, финская, бразильская — практически в каждой стране исполняют этот танец на свой лад. Истинный, чешский вариант стал забываться. Поэтому возникают мифы, связанные со страной, где зародился танец.

Несмотря на количество полек, неизменными остаются следующие моменты:

  • жанр привлекает внимание своим живым, веселым и зажигательным характером;

  • полька принадлежит к числу двудольных танцев, как галоп и канкан;

  • ее исполняют парами;

  • чтобы научиться танцевать польку, достаточно выучить несколько движений: приставной и переменный шаги, озорные подскоки. Главное — не терять ритм.

Первоначально танец состоял из 10 фигур. Но позже их количество стало увеличиваться и видоизменяться: смягчались прыжки, появлялись новые обороты. Не избежала полька и объединения с различными бальными танцами. Так свет увидел польку-вальс, польку-мазурку, польку-галоп и т.д.

Интересные факты

  • В городе Брно (Чехия) польку используют в танцевальной терапии для лечения болезни альцгеймера. Регулярный ритм этого танца благотворно воздействует на интеллектуальные способности пациентов и улучшает их настроение.

  • В названии танца заложена его главная особенность — полушаги, которые и совершают танцоры. «Pulka» на чешском означает «полшага». Хотя существует теория, что к названию танца «приложили» руки поляки. В 30-е года XIX века, когда возник этот жанр, произошло польское восстание. Чехи настолько прониклись судьбой поляков, что назвали в их честь танец.

  • Происхождение стиля до сих пор вызывает споры среди специалистов. Одни придерживаются «чешской» версии, другие считают, что жанр появился гораздо раньше — в XVI веке, и его прародителем был танец бурре.

  • Англичане оказались единственными, кто не проникся энергией польки, когда по ней сходила с ума почти вся Европа.

  • Насколько полька была популярна в европейском обществе? Судите сами: в честь этого танца назвали мужскую прическу и пирожное. Ради обучения живым и смелым па откладывались свадьбы — лишь бы успеть отточить хореографию. Врачи неустанно принимали пациентов с «полечной болезнью», когда ступни опухают, а связки болят от растяжений.

  • Во время Второй мировой войны полька стала символом освобождения от нацистов. Ее исполняли представители многих стран. Не обошлось и без курьезных случаев. Так, американцы были удивлены тем, что чехи знают их польку, а чехи, в свою очередь, никак не ожидали увидеть американцев, танцующих польку.

  • Немало пришлось пережить во время Второй мировой и Джону Вилфарту, который играл в музыкальной группе польку. Его записали в шпионы за то, что в его игре услышали зашифрованные послания фашистам. Якобы Джон таким образом передавал сведения о движении антигитлеровских войск.

  • Финская полька Сяккиярви — еще один «фигурант» в военном деле. На этот раз речь идет о вражде между Финляндией и СССР. Благодаря быстрому музыкальному ритму этой польки удалось избежать разрушения многих зданий в Выборге. Дело обстояло так. Перед сдачей финам Выборга, советские военные заминировали город. Приводить мины в действие предполагалось дистанционно с помощью радиосигнала определенной частоты. Для глушения финские саперы как раз и использовали польку Сяккиярви. Хотя существует мнение, что это всего лишь легенда.

  • В российских пансионатах и различных учебных заведениях начала XX века танцам обучали платно. Чтобы освоить польку девушкам приходилось платить.

 

Популярные польки

Полька — это не только танец, но и музыкальный стиль. Множество композиций, написанных в духе зажигательной хореографии было написано за время существования жанра. Предлагаем послушать лучшие из них.

Полька «Трик-трак» Иоганна Штрауса-младшего. Это одно из поздних сочинений композитора. Он написал его в 1858 году, когда гастролировал по Петербургу. Впервые композиция была исполнена в Вене и сразу же завоевала любовь публики. Особый интерес вызывает происхождение названия мелодии. Одна версия гласит, что основой послужило венское слово «трич-трач» (в переводе «болтовня»). Согласно другой, полька была названа в честь пуделя знакомой Штрауса. Собачку так и звали Трик-трак.

«Трик-трак» (слушать)

«Детская полька» М.И. Глинки узнаваема с первых нот. Ее великий русский композитор написал в 1854 года и посвятил племяннице.

«Детская полька» (слушать)

«Полька Евы» — финская полька, истоки мелодии которой теряются в глубине веков. Существует мнение, что она имеет русское происхождение. Слова для «Евиной польки» сочинил Эйно Кеттунен в 1937 году, но особую популярность песня приобрела в 2006 благодаря финской фолк-группе «Loituma», хотя альбом с записью был выпущен в 1995 году. Что сделало простую мелодию известной? Диалект, который звучит как скороговорка. «Як-цуп-цоп» — вот что расслышала и запомнила публика. С тех пор «Полька Евы» больше известна как «Як-цуп-цоп».

«Полька Евы» (слушать)

«Škoda lásky» — самая известная чешская полька. На русском она звучит как «Жаль любви». Мелодию написал композитор Яромир Вейвода, а слова — Вацлав Земан. Задорная, веселая и живая — буквально так можно описать эту песню, которая была написана в 1927 году. В начале 2000-х «Škoda lásky» была признана хитом XX века по результатам чешского голосования.

«Škoda lásky» (слушать)

Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Карел Коваржовиц — вот еще несколько известных имен, чье творчество навсегда будет ассоциироваться с полькой.

Ни интернета, ни телевидения, ни радио — ничего из этого списка не понадобилось для распространения польки по всему миру. И это вызывает восторг и удивление! Так в чем же заключается секрет этого танца? Он появился в нужное время и в нужном месте, когда буржуазная Европа была готова к легкой, раскрепощенной, веселой хореографии. Полька стала воплощением нового времени, что и заставляет до сих пор восхищаться этим жанром.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Полька

  • Рассказ про полтавскую битву
  • Рассказ про поход в горы
  • Рассказ про полицейского для детей в детском саду
  • Рассказ про потерю девственности
  • Рассказ про полезные ископаемые для 4 класса