Рассказ про посуду для дошкольников

Зубцова Т.Ю.

Истории жителей

Королевства Посудной полки

C:UsersДомDesktopНовая папка (7)SDC17409.JPG

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Т.Ю. Зубцова

Истории жителей

Королевства Посудной полки

Сборник сказок для инсценировок

«Театра с посудной полки»

Тяжинский, 2016

Автор – составитель: Зубцова Татьяна Юрьевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик».

        Сборник сказок для инсценировок «Театра с посудной полки»  состоит из сказок, придуманных и составленных на основе личного педагогического опыта и материалов разных авторов. Способствует воспитанию доброты, взаимовыручке и развитию других человеческих качеств. Предназначен   для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.

Содержание

Сказка про ложку…………………………………….

6

Сказка о посуде……………………………………….

8

Тайны Королевства  Посудной полки……………

10

Сказка о Королевстве столовых приборов………..

11

Кто самый важный……………………………………

12

Вилка и нож……………………………………………

13

Унылый чайник………………………………………

14

Сказка про ложку

Ольга Оструховаhttp://portalpomidor.ru/upl/ru/page/file/509/1281531287_eda_1_.jpg

Каждое утро я открываю ящик со столовыми принадлежностями.  Там лежат ножи, вилки, ложки, в отдельном отсеке маленькие ложечки.

И совсем в стороне набор  дорогих серебряных ложек, которыми я никогда не пользуюсь. Зачем? Они же для праздников, дорогих гостей. Но таких встреч становится все меньше и меньше.

Как всегда после завтрака я мыла посуду. Маленькая ложечка, совсем старая, приехавшая в мою новую квартиру еще из деревянного дома в провинциальном городке, выскользнула из рук и звонко ударилась о край пиалки.

Я машинально подняла ее и почему-то замерла. Потому что почувствовала, что ложечка живая.

Да, живая!

И она что-то мне хочет рассказать.

Вот что я услышала.

Жила – была Ложа. Так звали маленькую ложечку, которая попала в деревенский дом совсем случайно. Её дали на сдачу в магазине. Она была одна, ни на кого не похожая. То есть неформат, как сегодня говорят. Гостям не подашь, в хозяйство не пустишь. По этой причине определили ей место с игрушками для маленькой девочки. Она и прозвала ее Ложа. Играть – то особо было нечем. Кукол нет, одни тряпочки старые, да пуговицы. Вот и стала Ложа вместо куколки. Её и спать укладывали, и качали-баюкали, и даже наказывали за непослушание.

Хорошо жилось Ложе. Очень она полюбила маленькую девочку. Только выросла она очень быстро.

Потом Ложа оказалась в другом большом доме. Здесь было трое детей. И снова была девочка. Только сейчас Ложа стала служить ей по назначению. Потому что ложка была ни на кого не похожа, и малышка сама могла ее найти, не перепутав с ложками братьев.

Совсем Ложа потускнела, потеряла свой блеск. Рядом с новыми соседями она выглядела старой дурнушкой.

Однажды в доме появился дорогой столовый набор. Серебряный. Там были и маленькие ложечки. Шесть штук. Необычных  с витыми ручками и цветным узором. Очень красивые. Хозяйка доставала их, любовалась и откладывала до торжественного случая.

А пока он не наступил, в ход шли повседневные ложки, как говорили в доме.

Старенькую Ложу доставали для самой грязной работы.

Снять пенку, убрать накипь или подгоревший жир, выскрести остатки засохшей пищи. Её же не жалко.

Ложа не сердилась и выполняла свою работу честно.

Она даже радовалась, что снова пригодилась.

Если бы не серебряные ложки, которые постоянно над ней смеялись и говорили, что ей осталось жить совсем недолго, что скоро ее совсем выбросят.

Кому нужно такое уродство?

Ложа слушала, но никогда не вступала в спор.

Зачем?

Чтобы лишь увеличить нападки?

– Как сложится, так сложится. Итак, прожила отличную и долгую жизнь,

 – думала Ложа про себя.

– Да, некрасивая. Не серебряная. На ней нет узора и витой ручки. Но тем не менее, без дела не лежит и постоянно кому-то нужна.

А это самое главное для ложек.

И случилось чудо. В новом доме вновь появилась маленькая девочка, которая залезла в ящик с кухонными принадлежностями и нашла ее.

Выбрала из десятка более новых и красивых. Она сразу назвала ее по имени: “Моя Ложа”. И больше не захотела с ней расставаться. Кукол и игрушек у нее было много, но чаще всего она почему-то играла с ней. Знакомила со своими друзьями – машинками и мишками и постоянно с ней разговаривала.

– Ты моя любимая Ложа. Ты живая. Настоящая. Я это знаю.

Начался новый этап жизни. Неожиданный и счастливый.

А ведь было время, что, устав от разговоров и обсуждений серебряных ложек, ей хотелось самой прыгнуть в мешок с мусором. Чтобы ее унесли и забыли.

Я пришла в себя от звука текущей воды из крана. Я все еще стояла с ложкой в руках, забыв о времени и обо всем.

В руках у меня была старая ложечка, невзрачная на вид.

Но сейчас я посмотрела на нее совсем другими глазами. Я поняла, почему моя внучка выбирает только ее. Ест и играет только с ней. Просит помыть, а вытирает всегда сама. Значит она видит и понимает больше, чем мы взрослые.

Я бережно еще раз ополоснула ложку. Закрыла кран с водой.

Затем обтерла Ложу  сухой салфеткой и положила на самое видное место.

Чтобы внучка, когда снова придет ко мне в гости, сразу смогла ее найти.

И прошептала: “Спасибо, Ложа! Спасибо за внучку. Спасибо, что помогаешь видеть то, во что мы, взрослые, перестали верить”

И мне показалось, что я услышала в ответ благодарный смех. Похожий на перезвон крохотных колокольчиков.

Сказки о посуде

Евгения УрусоваC:UsersДомDesktopконсборник сказок1.jpg

Хочу рассказать про обычную ложку,
Которой  мешают супы и картошку.
Столовая ложка, которых не счесть.
У каждого дома такая же есть.
Её доставали из шкафа к обеду,
Она попадала то к папе, то к деду,
Порою и к маме, но чаще к Алёшке
И  это особенно нравилось ложке.
С Алёшей она не рассольник черпала,
А плавала рыбкой  и даже летала.
Порой она рыла тоннель в запеканке
И пушкой была на картофельном танке.
Вот с манною кашей она не дружила,
В ней часто тонула. Что было, то было.
И ложка, представьте, зазналась ужасно:

 «Я самая лучшая. Разве не ясно?
Не будет меня и какой же обед?
Поскольку другой такой ложечки нет!
Когда потеряюсь, не медля ни дня,
Весь дом перероют, но сыщут меня!»
«Но мы ведь не хуже ни капли, ни крошки»
Сказали другие такие же ложки.
«Ну что вы? Ведь вы же совсем не такие!
Вы проще намного. Короче,  другие». 
Как ложка хвалилась, кричала, шумела!
Так плохо вести себя – это не дело.
И до чего  в результате дошла?
Да просто свалилась она со стола.
Тут дедушка шёл за посудою чайной
И ложку под шкаф отодвинул случайно.
Она закричала: «Я здесь, помогите!
На кухню скорее меня отнесите!
Помойте быстрее! Мне душ очень нужен!
Как грязной такой появлюсь я на ужин!?»
Два дня пролежала под шкафом в углу
Несчастная ложка в пыли на полу.
Её заменили, подумав немножко,
Другой, из набора, такою же ложкой.
Во время уборки бедняжку достали,
Помыли и просто в коробку убрали.
Ей в тёмной коробке лежать надоело,
Скучала она без привычного дела,
А время подумать у ложки хватало.
Теперь-то ошибки она признавала.
Не стоит кичиться и громко кричать,
Попробуй себя и других уважать.

Тайны Королевства  Посудной полки

Владимир Симановский

           Всю ночь они мирно спят. Иногда даже посапывают и похрапывают во сне.  Какие чудесные сны им снятся! Если б вы только знали! Если б мы только знали! 

           Утром начинается великое передвижение… Голубой Дуршлаг взбирается на верхнюю полку, поближе к Терке. Большая Белая Киора вбирает себя две Малые и плавно отправляется на пьедестал, построенный из Больших Тарелок. Чашки прыгают на полки со сноровкой цирковых акробатов. Ложки, Вилки, Ложечки и Ножи разбредаются по своим каморкам. Чашечки с их подружками из изысканного фарфора Блюдечками, кокетливо выгнув свои тонкие точенные ручки, в ритме вальса отправляются в свои королевские покои. Поздно возвратившиеся с вечернего бала пары Разнокалиберных тарелок и тарелочек, утром принимают душ, смывая с себя всю грязь вечерних забот. Перечницы и другие любительницы острых ощущений затаились в своих департаментах. Только и ждут удобного Случая, дабы насолить или наперчить ближнему. Они знают не мало пикантных историй о своих собратьях. Помывшись в душе, Тарелочки и иже с ними Чашечки, с нескрываемым удовольствием прыгают в элитную сушилку, где они успевают поведать друг другу последние истории: А вы знаете, вот Марья Ивановна… Не будем столь любопытны и сделаем вид, что это нас совсем не интересует.                                                         Этикет, этикет, этикет. Мы же – культурные люди!

Сказка о  Королевстве столовых приборов.C:UsersДомDesktopконсборник сказок2_king-72-400-s.jpg

Наталья Комарова 

Было это или не было, а если и было, то очень давно. В королевстве столовых приборов среди посуды жили не тужили ложка, вилка и нож. А королевством тем правил король Беспорядок и королева Ленивица. В таком королевстве, где правит Беспорядок, как правило нет никакого порядка. Поэтому ложка, вилка и нож располагались на столе как хотели.                                                                                 Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и переругались. Долго спорили они, но никто не хотел уступать друг, другу и решили идти за советам к тарелке. Подошли и с поклоном к ней обратились: «Ты тарелка умна, рассуди нас кому какое место занимать на столе?» И конечно умная тарелка дала им совет: «Для вас центром буду я. Место справа дам ножу, рядом ложку положу, вилку положу я слева, чтоб зубцами вверх смотрела». Ложка, вилка и нож обрадовались, что тарелка помогла разрешить их спор, поблагодарили её и разошлись.                                                                 И с тех пор из королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица. Там воцарились уют и порядок. И с тех давних пор ложка и нож всегда лежат справа от тарелки, а вилка зубцами вверх слева.

Кто самый важный

Иван Бель

Вилка с ложкой поругались
Не могли понять никак
Кто нужнее человеку
Чей ко рту важнее шаг.
Вилка, хвастаясь, сказала,
Что котлеты и грибы
Человеку помогает
Съесть она без суеты.
“Ну а кто же помогает
Есть бульоны и супы?-
Ложка вилочку спросила –
Может это тоже ты?”
“Хватит сориться, соседки –
Нож пробормотал в ответ –
Каждый в этом доме знает,
Что Меня важнее нет!
Если помогать не буду
Людям я варить обед
Человек о вас забудет,
Словно вас на кухне нет!”
Помирились вилка с ложкой
Только мучает вопрос:
“Разве, правда, что на кухне
Всех важнее – это нож?”

Вилка и нож

Татьяна Зубцова

Вилка с ножом были  друзья «не разлей вода». Но вот однажды вилка обиделась на нож.http://previews.123rf.com/images/yayayoy/yayayoy1105/yayayoy110500028/9633644-Spoon-knife-and-fork-cartoon--Stock-Vector-kids.jpg

— Тебя всегда берут в правую руку, когда режут котлету или жаркое, чем я хуже.

Нож улыбнулся и сказал:

— Ты тоже важная вилочка, но правила этикета не позволяют резать котлетку вилкой.

         Вилочка вспыхнула и ушла от ножа в другой столовый прибор. И вот наступил День рождения. Было приглашено много гостей. Одному гостю не хватило ножа. Он взял вилочку в руки и стал разрезать вилочкой котлету. Мясо попало между зубцов вилочки, ей было это неприятно.                                                                 Вечером, когда все приборы были вымыты. Вилочка подошла к ножику и сказала:

— Ты был прав. Каждый выполняет свое дело, и завидовать друзьям нельзя.

Унылый чайник

Татьяна Зубцоваhttp://vmeste.opredelim.com/tw_files2/urls_771/54/d-53001/53001_html_33528634.jpg

Жил – был чайник. С ним никто не хотел дружить. Потому что он всегда плакал. Однажды к нему подошла старенькая кастрюля с верхней полочки.

— Чайничек , я всегда вижу капли на твоей крышечке , с чего это ты плачешь?

— Нет.

 Ответил чайничек.

— Когда в меня наливают воду, то капельки текут по моей крышечке. Но мсо мной никто не хочет дружить, потому что думают, что я плакса.

Кастрюлька сказала:

— А ты вытри свои капельки полотенцем и чаще закипай при встрече друзьями.

Никогда не показывай плохого настроения своим друзьям. С грустными не дружат.

Вводная часть

Обсуждение реального события

Постановка цели исследования

Основная часть

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Работа в подгруппах:

сортировка и закрепление мелких

иллюстраций на панно «Река времени»

Заключительная часть

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте подарим свои улыбки и хорошее настроение друг другу.

— А теперь, пожалуйста, присаживайтесь (указание на осанку).

— Сегодня я хочу прочитать вам продолжение сказки «Вовка из Тридевятого царства».

(Открывает книгу, раздается крик Вовки)

— Да что же это такое, опять у меня ничего не получается! Хочется помочь, а выходит все наоборот!

— Ребята, кажется, это сам Вовка из Тридевятого царства к нам в гости пожаловал.

— Здравствуйте вам! (на экране появляется Вовка)

— Здравствуй. Что у тебя случилось, почему ты так кричишь?

— Да вот, хотел я бабушке помочь, посуду помыть. Да тут такое дело… Разбил я ее любимую чашку, а потом тарелку, а потом и весь чайный сервиз! Как ей теперь в этом признаться? Эх, не везучий я! Как было бы здорово, если посуда была сделана из камня, как в древности! Я про такую слышал, такая уж точно не разобьется! Ребята, я вот чего подумал, может вы достанете хоть одну чашечку для моей бабушки, а лучше целый сервиз. Небьющийся, прочный. Она была бы рада!

— Ребята, Вовка просит нас достать ему посуду такую, как была в древности. Поможем?

— Ваня, как думаешь, что древние люди использовали в качестве посуды? А ты Даша…

— Удобно ли было есть из такой посуды?

— Я, предлагаю вам проверить это, отправиться в путешествие по Реке времени. Время течёт так быстро, как вода, и на пути нам будут встречаться острова, мы узнаем много интересного. Давайте вспомним, как называются острова на Реке времени?

— Правильно, Река времени начинается в далёком, далёком прошлом – это «Древность», протекает через «Старину», где жили наши прабабушки и прадедушки и «Современность», это настоящее время, где живём мы с вами.

(на экране демонстрируются изображения, символизирующие разные времена)

— Ну ладно, отправляйтесь в путешествие, разузнайте там, какой посудой раньше люди пользовались, а потом мне все расскажите. А я вас здесь подожду.

— Ну что ребята, отправимся в путь.

— Для того чтобы начать путешествие по Реке времени, давайте встанем вокруг волшебных часов, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: звучит музыка

Мчится времени река широка и глубока.

Речка, речка не спеши, нам про древность расскажи.

— Ну вот, мы и в «Древности».

(на слайде появляется картинка «Древность», подходят к мольберту «Древность», рядом стол с предметами, изображающими древнюю посуду)

— Когда-то, давным-давно люди жили в пещерах, а еду готовили на костре. Что такое суп и каша они не знали. В основном, ели жареное мясо, растения и ягоды, которые находили в лесу. Ели руками. Клали еду на листья растений или прямо в пучок травы.

— Саша возьми листок, положи его на ладонь. Удобно ли было его использовать в качестве тарелки? А если положить на него кусок горячего мяса? Дима, как ты считаешь?

— Конечно, так есть было неудобно, и люди решили использовать в качестве тарелки камни, ракушки, скорлупу плодов растений.

— Алиса, возьми скорлупу кокоса. Как ты думаешь, из такой тарелки удобно было бы есть? Почему?

— Дима возьми камень, как ты думаешь, удобно ли было есть из такой тарелки? Вовка утверждал, что посуда из камня его бабушке бы очень понравилась, так ли это?

— Затем первобытные люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Конечно, такая посуда была удобней, но она была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.

— Давайте подведем итог, что же использовали люди в древности в качестве посуды?

(прикрепляет на мольберт картинки с изображением древней посуды)

— Удобная ли была посуда в древности?

— Давайте поплывём дальше по Реке времени, чтобы узнать, как изменилась посуда.

(звучит музыка)

— Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Старина».

(на слайде появляется картинка «Старина», рядом стол с предметами, старинной посуды)

— Мы с вами очутились в том времени, когда наша страна называлась не Россия, а Русь.

— Наши предки были очень трудолюбивы. Всё, что было необходимо для жизни, делали своими руками. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, чтобы она была прочная. Главной посудой из глины на Руси были горшок, миска и кувшин.

— Если посуда сделана из глины, то она какая? Давайте скажем все вместе.

— Тимофей, подойти, и возьми миску в руки. Чем она отличается от древней посуды?

— Что можно было есть из миски? Удобно ли было есть из такой посуды? Тимофей, передай миску Ване. Ваня ты согласен с Тимофеем? Посуда из глины действительно удобнее, чем в древности?

— Да такая посуда была удобней, в глиняных кувшинах можно было хранить воду и молоко, из мисок есть суп и кашу. Сначала глиняная посуда была простая, без особой красоты, затем человек начал украшать ее различными орнаментами.

— Как вы думаете, а чем не удобна была такая посуда?

— Да, всем посуда из глины хороша, и лёгкая, и красивая, да только она не прочная.

— На столе у меня лежат еще несколько предметов старинной посуды. Я предлагаю вам их рассмотреть, а затем передать своему соседу. А пока вы будете рассматривать, подумайте, из чего сделана эта посуда, и удобно ли было ее использовать.

(дает детям по очереди, на местах рассмотреть деревянную посуду)

— Так из чего она сделана? Значит она какая? Скажем все вместе…

— Правильно, человек научился вырезать посуду из дерева. Из него делали миски, черпаки, тарелки. А чтобы посуда была красивой, расписывали её яркими красками.

— Какая посуда из дерева на ощупь?

— Удобная ли она? Почему?

— А можно ли сварить суп в посуде из дерева? Почему?

— Из какого материала можно сделать посуду, что бы была возможность готовить на огне?

— Правильно, человек придумал делать посуду из металла, появилась металлическая посуда. Из чугуна выплавляли чугунки. Потрогайте, что вы можете сказать о металлической посуде? (дает детям по очереди, потрогать чугунок)

— Чугунную посуду использовали для приготовления пищи в печах, так как она не боится огня. Что бы подогреть воду и приготовить чай, люди пользовались самоваром. Он тоже сделан из металла. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие.

— Итак, давайте же вспомним, из каких материалов делали посуду в старину.

(выставляются картинки на мольберт)

— Удобная ли была посуда в старину?

— Давайте же посмотрим, как изменилась посуда, и какой она стала в наше время? Поплывём дальше по нашей Реке времени в «Современность».

вучит музыка)

— Ну вот, ребята, мы с вами оказались в нашем времени, в «Современности».

(на экране появляется картинка «Современность»)

— Современная посуда разнообразна, из каких материалов делают ее в наше время. (показывает современную посуду из разных материалов)

— Фарфоровая посуда изготавливается из глины, но белого цвета. Она хрупкая, но красивая и легкая. Широко используется в хозяйстве посуда из металла. Сковородки, кастрюли, ковшики из металла отличаются прочностью и стойкостью к высоким температурам. Из стекла на специальных стекольных заводах создают очень красивую посуду: кувшины, вазы, бокалы. Как вы думаете, чем не удобна посуда из стекла?

— Правильно. Оно раскалывается от лёгкого удара или падения. Посуда из стекла требует бережного обращения. Еще существует посуда из специального, небьющегося стекла. Такая посуда красивая, удобная и практичная.

(предлагает одному ребенку взять тарелку из небьющегося стекла и как будто случайно ее уронить и затем сделать соответствующие выводы)

— Еще один материал для изготовления современной посуды — это пластик. Из него делают одноразовую посуду и посуду для холодных продуктов.

— Подумайте, для чего человек придумал такое разнообразие посуды, выполненной из разного материала?

— Правильно. Красивую посуду из фарфора и стекла ставят на стол когда приходят гости. В посуде из металла удобно готовить пищу. А зачем нам нужна посуда из пластика или одноразовая посуда?

— Итак, давайте вспомним, из каких материалов делают современную посуду.

выставляются картинки на мольберт

— Удобно ли пользоваться современной посудой?

— Какое интересное путешествие у нас получилось. Мы узнали, какой большой путь проделала посуда от древности до современности. А возвращаться назад, в детский сад, нам надо? Почему?

(на экране появляется Вовка)

— Эй, ребята, заждался я вас! Долго же вас не было! Расскажите-ка мне, что интересного вы разузнали с помощью Реки времени?

— Ребята, а предлагаю вам не рассказать, а показать Вовке, что мы узнали нового про историю возникновения посуды, а заодно проверим свои знания. Сейчас я раздам вам картинки с изображением предметов посуды, относящиеся к «Древности», «Старине», «Современности», а вы должны разделиться на группы, в зависимости от того, что изображено на вашей картинке. (раздает картинки)

— Теперь каждая группа разместит картинки с изображением посуды на Реке времени, от самой древней до самой современной. Первая команда размещают картинки с изображением посуды, которая была… Как вы думаете в какое время?

— Вторая команда раскладывает картинки с изображением посуды, которая была…

— Третья команда картинки посуды, которая существует в…

— Давайте начнем выполнять задание.

— Смотри, Вовка, ребята тебе показали посуду, которая была в разные времена.

— А где же мой сервиз-то, из камня? Новенький… Небьющийся…

— Ребята, как вы думаете, обрадуется бабушка, если Вовка подарит ей сервиз из камня?

— Что же мне делать? Посоветуйте, сервиз сделанный из какого материала подарить бабушке, что б она пила чай и радовалась? А я б и помыть его мог и не разбил…

— Ну что ребята, из какого же материала мы посоветуем Вовке подарить сервиз для бабушки. Чтоб он был красивый и крепкий?

— Да, Вовка, подари бабушке новый сервиз из небьющегося стекла. Он удобный, красивый и не разобьется. Твоя бабушка точно обрадуется!

— Спасибо вам, ребята. Помогли мне. Ладно, мне пора возвращаться в тридевятое царство, а то бабушка меня заждалась, наверное. До свиданья…

Рефлексия

— Какое интересное путешествие у нас с вами получилось. Что нового и интересного вы узнали? Что было сложно? Ребята, Река времени — волшебная, по ней можно еще отправиться в путешествие и узнать еще много интересного. Об истории, каких вещей вы хотели бы узнать? Я предлагаю дома подумать вместе с родителями, какая посуда может быть в будущем. Как она будет выглядеть, из каких материалов сделана. Нарисуйте какой-нибудь предмет посуды из будущего и приносите свой рисунок в детский сад.

Стоят в кругу

Здороваются и улыбаются

Садятся на стулья перед экраном

Здороваются

— Да.

— Камни, листья…

— Нет.

— «Древность», «Старина» и «Современность».

Встают вокруг волшебных часов, берутся за руки и произносят слова

Встают вокруг стола

Берет лист

— Нет. Мясо может обжечь, упасть, лист может порваться.

Берет скорлупу

— Нет, она может перевернуться, у нее острые края, можно пораниться…

Берет камень

— Нет. Она тяжелая, плоская, туда нельзя налить жидкую пищу, можно уронить…

— Камни, ракушки…

Ответы детей

Встают вокруг волшебных часов, берутся за руки и произносят слова

Садятся перед мольбертом «Старина», рядом стол с предметами, старинной посуды

— Глиняная.

Берет миску

Ответы детей

— Она может разбиться.

Берут посуду, рассматривают по очереди

— Из дерева, деревянная.

— Гладкая, легкая…

Ответы

— Нет, она сгорит.

— Из металла.

— Тяжелая, холодная…

Ответы детей

— Удобная.

Встают вокруг волшебных часов, берутся за руки и произносят слова

Подходят к столу около мольберта «Современность»

— Металла, пластмассы, стекла…

— Может разбиться.

Роняет тарелку, убеждаются, что не разобьется, делают выводы.

Предположения детей

— Удобно брать с собой в поездку, на природу…

Ответы детей

— Да.

— Мы уже в настоящем времени.

Берут картинки, делятся на группы

— В древности, т.к. картинка команды «Древность».

— В «Старину».

— В «Современности».

Раскладывают картинки на панно «Река времени»

— Нет.

— Из небьющегося стекла.

Прощаются

Ответы детей

Задачи:

  1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».
  2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
  3. Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
  4. Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое
    мышление.
  5. Развивать физиологическое дыхание.

Оборудование:

  • игра «Чего нет?»;
  • предметные картинки с изображением посуды;
  • телевизор, DVD-проигрыватель («видеосообщение от Федоры»);
  • мнемодорожки для составления предложений;
  • мнемотаблица на слово «чашка»;
  • игра «Собери разбитую посуду»;
  • опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.

II. Введение в тему занятия.

1. «Видеосообщение от Федоры»: От нее убежала вся посуда, Федора
искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит
все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь
ей выполнить задания волшебника.

2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п.ед.ч.

Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют
предложения:

  • У меня нет чашки.
  • У меня нет чайника. И т.д.

Картинки помещаются на фланелеграф.

Рисунок 1

3. Сообщение темы и задач занятия.

— О чем мы будем сегодня говорить?

— Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.

III. Упражнение на пространственное
ориентирование.

— Назовите предмет, который находится справа от чашки.

— Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.

Названные предметы убираются. Остается чашка.

IV. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».

1. Рассматривание таблицы.

Рисунок 2

5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.

2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на
доске.

V. Упражнение «Подуем на чай».

Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения
чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

— Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей
команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы
трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

VI. Составление предложений по мнемодорожкам.

Рисунок 3

— От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.

— От Федоры убежала голубая чашка.

— От Федоры убежал красный чайник. И т.д.

VII. Игра «Склей разбитую посуду».

Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением
посуды.

— Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы
склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.

— Я склеила голубую чашку.

— Я склеил зеленую кастрюлю.

VIII. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки
взяли».

Рисунок 4

  1. Рассматривание картинок.
  2. Рассказывание стихотворения ребенком.
  3. Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.

В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.

IX. Отгадывание мнемозагадок.

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает
большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней
можно варить суп.

Рисунок 5

Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть
прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью
можно есть.

Рисунок 6

Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей:
одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она
железная. В ней можно пожарить картофель.

Рисунок 7

X. Физкультурная минутка.

Посуда.

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.
Надули животики: одна рука на
поясе, другая изогнута – «носик».
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Присели, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Руки сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
Ложатся на ковер, вытянулись.

XI. Составление рассказа-описания чайника.

1. Отгадывание загадки.

Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.

2. — Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.

3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.

— О чем мы скажем сначала?

— Это чайник. Чайник – это посуда.

Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.


Рисунок 8

4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.

— О чем мы скажем потом?

— О цвете.

— Какого цвета наш чайник?

— Чайник красный.

5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур

— О чем нужно сказать теперь?

— О форме.

— Какой формы чайник?

— Чайник круглый.

Аналогично разбираются следующие пункты плана:

6. Величина.

7. Материал.

8. Из чего состоит.

9. Для чего служит.

10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой.
Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка,
стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.

11. Составление рассказов-описаний детьми

XII. Подведение итогов занятия.

— Что научились делать на занятии?

— Что понравилось больше всего?

Федора приносит угощение для детей.

  • Рассказ про пословицу семь раз отмерь один раз отрежь
  • Рассказ про пословицу друзья познаются в беде
  • Рассказ про пословицу делу время потехе час
  • Рассказ про пословицу гнев твой враг твой
  • Рассказ про пословицу век живи век учись