Рассказ про позднюю осень для дошкольников

Конспект

НОД «Речевое развитие» по теме:

«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени

 с опорой на картинки – символы».

Тема: Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени по опорным картинкам- символам.

Задачи:

Образовательные: учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-символы, активизировать в речи слова, обозначающие приметы осени, учить правильно располагать детские рисунки, соблюдать пропорции.

Развивающие: развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности.

Воспитывающие: воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться её красотой и желание беречь её.

Материалы и оборудование: картины с изображением ранней, «золотой», поздней осени, картинки-символы, план-схема с рябиновой кистью, картинки на каждого ребенка с изображением снегирей.

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание картины «Поздняя осень».

Словесный: беседа об осени, загадка об осени.

Практический: рисование рябиновой кисти по образцу-схеме.

Игровой: Минута вхождения в день «Нам здороваться не лень», физминутка «Признаки поздней осени», письмо от Незнайки.

НОД

1. Организационный момент. Минутка вхождения в день:

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое. Если дождик льется,

Как такое время года у людей зовется? (Осень)

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасной поре – поздней осени.

2. Беседа по вопросам.

Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь).

Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на деревьях только начинают менять окраску. В парках еще цветут цветы.

— А какой же месяц наступает после сентября? (Октябрь).

Воспитатель: В октябре наступает «золотая осень», листья начинают окрашиваться в желтый, красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад, часто идут дожди, солнце светит не так ярко, цветы на клумбах засыхают и теряют свой цвет.

— Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (Ноябрь).

— В ноябре тепло или холодно?  (В ноябре становится холодно)

— Солнце светит ярко? (Светит, но не греет)

— Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)

— Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто)

— Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег)

3. Сравнить природу в октябре и ноябре.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какая погода была в октябре, когда мы с вами наблюдали «золотую осень», и расскажем какая погода сейчас, в ноябре, поздней осенью. Я начну предложение, а вы его закончите.

— В октябре было тепло, а сейчас … (холодно)

— В октябре листья начинали падать с деревьев, а сейчас … (опали)

— В октябре птицы улетали на юг, а сейчас … (улетели)

— В октябре редко шли дожди, а сейчас… (часто)

— В октябре снега не было, а сейчас… (можно увидеть первый снег)

Воспитатель: Ноябрь – это последний месяц осени. Он очень холодный, дождливый. Небо хмурое, солнце появляется редко на небе и светит не так ярко.

4. Найди ошибку.

Воспитатель: Знаете, ребята. Прихожу я сегодня утром в нашу группу, а на столе лежит письмо. Как вы думаете. От кого оно? (от Незнайки) Давайте вместе его откроем. Незнайка пишет, что очень любит позднюю осень, и утверждает, что хорошо знает её признаки. Давайте это проверим? Если утверждение верное, вы будете хлопать, если неверное – топать.

— В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)

— В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)

— В ноябре часто идут дожди (Верно)

— В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)

— В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).

— Ноябрь – это последний месяц осени. ( Верно)

Воспитатель: Оказывается,  Незнайка не очень хорошо знает признаки поздней осени, я ему обязательно отправлю ваши правильные ответы.

4. Физминутка.

Солнышко греет уже еле-еле,

Птицы на юг давно улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

5. Составление описательного рассказа о поздней осени по картинкам- символам.

— Ребята, сегодня мы с вами поучимся составлять описательный  рассказ о поздней осени по опорным картинкам- символам. Давайте их рассмотрим.

— Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней осенью.

— А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).

— А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре становятся длиннее, а день короче.

— Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные дожди.

— Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть первый снег).

— Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).

— Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В теплой одежде, потому что стало холодно).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно.

Наступила поздняя осень. Солнце светит редко  и не греет. Небо серое, хмурое. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. В ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые. Люди надели теплую одежду.

— Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы? (Ответы детей).

6. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? (Овощи, фрукты, орехи, грибы, желуди). Вот и у меня в волшебной коробке её дары. Подойдите, посмотрите, что в ней? (Ягоды рябины). Кисть рябины – главное украшение осени. А кто любит полакомится этими ягодами? (Снегири). Ребята, хотите, чтобы и к вам сейчас прилетели снегири? У вас на столах лежат рисунки с ветками рябины. Давайте сделаем их яркими и красочными, чтобы снегири их увидели, и прилетели к нам в группу.

8. Рефлексия. Дети раскрашивают ветки рябины, под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь».

Воспитатель: Посмотрите на свою работу. По-моему, у вас получились очень красивые ветки рябины. Вот и снегири летят! (Воспитатель кладет на рисунок каждого ребенка изображение снегиря). А рисовали мы сегодня под прекрасную музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский, которая называется, как последний месяц осени… (Ноябрь).

Конспект
по теме:

«Поздняя
осень. Составление описательного рассказа о поздней осени

 с
опорой на картинки – символы».

Подготовила и провела:

Воспитатель МКДОУ «ДС №506»

Сергеева Анна Валерьевна

Тема:
Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени по опорным
картинкам- символам.

Задачи:

Образовательные:
учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть
отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный
рассказ об осени с опорой на картинки-символы, активизировать в речи слова,
обозначающие приметы осени, учить правильно располагать детские рисунки, соблюдать
пропорции

Развивающие:
развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление,
наблюдательность, зрительную память, творческие способности.

Воспитывающие:
воспитывать любовь к родной природе, умение
восхищаться её красотой и желание беречь её.

Материалы
и оборудование:
картины с изображением
ранней, «золотой», поздней осени, картинки-символы, план-схема с рябиновой
кистью, картинки на каждого ребенка с изображением снегирей.

Методы
и приемы:

Наглядный:
рассматривание картины «Поздняя осень».

Словесный:
беседа об осени, загадка об осени.

Практический:
рисование рябиновой кисти по образцу-схеме.

Игровой:
Минута вхождения в день «Нам здороваться не лень», физминутка «Признаки поздней
осени», письмо от Незнайки.

Предварительная
работа:
наблюдение за изменениями в природе на
прогулках, беседа и объяснения, выполнение панно «Золотая осень», выставка
поделок «Дары осени».

ООД

1.
Организационный момент. Минутка вхождения в день:

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Воспитатель:
Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое. Если дождик льется,

Как такое время года у людей зовется? (Осень)

Воспитатель:
Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасной поре – поздней осени.

2.
Беседа по вопросам.

Воспитатель:
Скажите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь).

Воспитатель:
Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью
немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на
деревьях только начинают менять окраску. В парках еще цветут цветы.


А какой же месяц наступает после сентября? (Октябрь).

Воспитатель:
В октябре наступает «золотая осень», листья начинают окрашиваться в желтый,
красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад, часто идут дожди, солнце
светит не так ярко, цветы на клумбах засыхают и теряют свой цвет.


Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (Ноябрь).


В ноябре тепло или холодно?  (В ноябре становится холодно)


Солнце светит ярко? (Светит, но не греет)


Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)


Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто)


Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег)

3.
Сравнить природу в октябре и ноябре.

Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним какая погода была в октябре, когда мы с вами наблюдали
«золотую осень», и расскажем какая погода сейчас, в ноябре, поздней осенью. Я
начну предложение, а вы его закончите.


В октябре было тепло, а сейчас … (холодно)


В октябре листья начинали падать с деревьев, а сейчас … (опали)


В октябре птицы улетали на юг, а сейчас … (улетели)


В октябре редко шли дожди, а сейчас… (часто)


В октябре снега не было, а сейчас… (можно увидеть первый снег)

Воспитатель:
Ноябрь – это последний месяц осени. Он очень холодный, дождливый. Небо хмурое,
солнце появляется редко на небе и светит не так ярко.

4.
Найди ошибку.

Воспитатель:
Знаете, ребята. Прихожу я сегодня утром в нашу группу, а на столе лежит письмо.
Как вы думаете. От кого оно? (от Незнайки) Давайте вместе его откроем. Незнайка
пишет, что очень любит позднюю осень, и утверждает, что хорошо знает её
признаки. Давайте это проверим? Если утверждение верное, вы будете хлопать,
если неверное – топать.


В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)


В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые
края)


В ноябре часто идут дожди (Верно)


В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)


В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья
опадают с деревьев, природа увядает).


Ноябрь – это последний месяц осени. ( Верно)

Воспитатель:
Оказывается,  Незнайка не очень хорошо знает признаки поздней осени, я ему
обязательно отправлю ваши правильные ответы.

4.
Физминутка.

Солнышко
греет уже еле-еле,

Птицы
на юг давно улетели,

Голы
деревья, пустынны поля,

Первым
снежком принакрылась земля.

5.
Составление описательного рассказа о поздней осени по картинкам- символам.


Ребята, сегодня мы с вами поучимся составлять описательный  рассказ о поздней
осени по опорным картинкам- символам. Давайте их рассмотрим.


Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней
осенью.


А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно
сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).


А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре
становятся длиннее, а день короче.


Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные
дожди.


Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть
первый снег).


Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).


Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В
теплой одежде, потому что стало холодно).

Воспитатель:
Молодцы, ребята. Послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным
картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно.

Наступила
поздняя осень. Солнце светит редко  и не греет. Небо серое, хмурое. Дни
становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. В
ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые.
Люди надели теплую одежду.


Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы?
(Ответы детей).

6.
Продуктивная деятельность.

Воспитатель:
Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? (Овощи, фрукты, орехи,
грибы, желуди).

8.
Рефлексия. Дети рисуют  под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь».

Воспитатель:
Посмотрите на свою работу. По-моему, у вас получились очень красивые осенние
пейзажи . А рисовали мы сегодня под прекрасную музыку, которую написал Пётр
Ильич Чайковский, которая называется, как последний месяц осени… (Ноябрь).

  • Сочинения
  • Про времена года
  • Осень
  • Поздняя осень

Поздняя осень – грустное и печальное время. У большинства падает настроение, когда оно приходит. Так хочется солнечного света и, хотя бы немного тепла. За окном льют дожди, стоит холодная погода. Природы уже готова к приходу зимы. Стихло птичье пенье, услышать можно только стук каплей дождя об подоконник и раскаты грома. Все певчие птички уже давно улетели на юг, а остальные добывают себе пищу.

Но даже в это время можно увидеть особенную красоту. Земля устлана жёлто-красным ковром, который возможно лицезреть только в это время года. Интересно наблюдать за жизнью животного мира. Многие зверюшки используют этот ковёр как укрытие. Лисица может затаиться под листвой и внимательно наблюдать за зайцем. Можно заметить, как листва шевелится и шуршит, когда лисица медленно, но стремительно продвигается за новой жертвой. Хорошо, когда зайчишка успевает среагировать на подозрительный шорох и убежать.

В воздухе чувствуется свежесть, дожди льют каждый день. Небо безутешно плачет. Сначала маленькими капельками, а потом непрерывным дождём. В такой момент совсем не хочется находиться на улице. Сразу же появляется риск промокнуть насквозь, а потом заболеть. В такую погоду хочется сидеть дома с книгой и чашкой чая в руках. Какая же противная погода на дворе, кругом слякоть и грязь. Помимо этого, еще и холодно. Холод пробирает до нитки. Хочется, как можно быстрее добраться до ближайшего помещения, чтобы согреться.

Деревья стоят голые, разве что на некоторых веточках еле держится последний листочек. Он оторвётся, когда подует легкий ветерок. Темнеет рано, с каждым днём световой день уменьшается всё больше и больше. В конце осени потихоньку срывается первый снег, по ночам стоит легкий морозец. Но к утру температура поднимается и всё тает, превращаясь в отвратительную слякоть. Грязь липнет на обувь, можно заметить, что почти все люди недовольны и ворчливы. Все ждут, когда дорожки заметёт снежком.

Каждое время года по-своему особенно. Мало кто любит осень. Это пора тоски и грусти. Все ждут, чтобы поскорее пришла зима и укутала землю снежным одеялом. Осень – дождливая и грустная пора. Всё засыпает и готовится к встрече зимы.

Вариант 2

По законам природы, каждое время года проходит несколько этапов. Осенняя пора настолько своеобразна и порой необыкновенно ярко представляет свое время, что ни одно из ее проявлений не остается не замеченным.

Поздняя осень имеет особое значение в жизни человека, природы. Она заметно отличается от начала этого периода. Поздняя осень – это пора ожидания начала зимних дней. Возникает ощущение, что каждый кустик подготовился к приходу холодов.

На фоне низкого хмурого неба полет птиц кажется не столь веселым и быстрым как летом. Пернатые медленно парят, будто не в силах лететь, издавая протяжные песни, улетают в сторону юга. Голые ветви деревьев машут им прощально, расставаясь до весны. Ветер периодически подхватывает сырую листву и то подкидывает вверх, будто в ожидании эффекта фейерверка, то гоняет желтую кучу из стороны в сторону, наслаждаясь подобной игрой. В дождливую погоду ливень втаптывает листву в грязь, прижимая ее еще больше к земле.

Всех хозяек огородов радуют уже убранные грядки, где совсем недавно они торопливо убирали зрелые овощи. Пустынно стало и в населенном пункте, и в полях.

Если быть более внимательным к явлениям окружающей природы, то можно с любопытством заметить ранним утром, как тонкий хрупкий ледок покрывает лужи. Домашним животным зябко, они прячутся в конуре или в квартире. Окружающая обстановка напоминает состояние дремоты, особенно если вокруг стоит осенний непроглядный туман. Цветовая гамма осенью заметна поменялась. От багровых, желтых оттенков остались только рыжие, коричневые тона. Сухость сменилась на постоянную сырость, а теплые лучи уже не прогревают землю как в начале осени. Ветер стал холодным и порывистым, иногда он с воем носится над опустевшими лугами.

Новый вид деятельности становится обязательным с приходом последнего месяца осени. Сооружение кормушек – неотъемлемая часть ухода за пернатыми, в этом интересном деле каждый становится участником процесса присмотра за ними.

Но, несмотря на такие изменения в природе, жизнерадостное ощущение прибытия на свежем воздухе, вдох аромата мокрой листвы не портит настроение. Не дает заскучать и смена видов дождя. Иногда моросит мелкий дождик, иногда припустит ливень. Стоит лишь надеть резиновые сапоги и теплую одежду и выйти на улицу, чтобы быть ближе к природе, где происходят неповторимые изменения в конце осени.

Антоновские яблоки

Бунин Иван Алексеевич

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.

К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду — костер и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком…

«Ядреная антоновка — к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился… Вспоминается мне урожайный год.

На ранней заре, когда еще кричат петухи, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце… Побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, а сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень.

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие.

С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.

Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая, тревожная ночь…

Из такой трепки сад выходил совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых заморозков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимыми…

Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме — тишина. Впереди — целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие.

Сочинение про Позднюю осень

Времена года все настолько разные, но каждый сезон уникален по-своему. Осень… столько красочного в ней, яркого, еле тёплого и такого радушного. Настроение меняется осенью, как и погода, поначалу ещё радостное, безмятежное, беззаботное, после прошедшего лета и его ленивых дней, потом становится постепенно угрюмое и подавленное, сонливое.

Все деревья засыпают, сбрасывают листву и с этим все краски осени смываются мелкими, но долгими дождями, меняющими наши привычные планы, так и уговаривающими остаться нас в уютном и теплом доме. День укорачивается и хочется как и все животные впасть в спячку, усталость нагнетает и под конец одолевает полностью. Солнце пытается всегда спрятаться за тучки и в пасмурном небе поздней осени летят птицы на юг, неторопливо и безмятежно. У животных очень много дел, делать запасы на зиму, готовить норы, чтобы было не холодно в зиму.

Наблюдать за природой в такое время особенно занятно. Притягательна таящая в себе множество секретов лесная чаща, темные воды подмерзающих прудов и речушек вместе с их обитателями манят своей загадочностью. Осенние цветы пахнут завораживающе, яркие пионы и обворожительные розы, нежные лилии, ирисы и гладиолусы.

Осень мое любимое время года, такая непостоянная, светящаяся магическими красками, хранящая в себе сотни мистических секретов. Это время волшебных сказок, которые напевает осенний ветерок. Из-за всей чудной атмосферы люди на секунду останавливаются, отвлекаются от свих привычных забот и наблюдают за красотой окружающего мира.

Это сезон сбора урожая, полезные овощи, напитавшись энергией тёплого летнего солнышка и прохладных проливных дождей, попадают к нам на стол. Столько всего разного: тыквы, невероятно оранжевые, маленькие и совсем огромные, сочные и сладкие яблочки, картофель и кабачки, и много другого. Ягоды и грибы также щедрые дары осени как и созревший урожай. Утром выдвигаясь по грибы, чувствуешь прохладу и влажность леса. Тут под каждым деревцем ждёт тебя подарок: подберезовики, белые грибы, рыжики и опята. Осень — время заряжаться витаминами и энергий на предстоящую зимнюю пору.

Шелест под ногами опавшей листвы и еле греющее солнце, пасмурное небо и дожди не мешают наслаждаться всей этой красотой. Такое странное время года, несет в себе и радость, и грусть, время мечтаний и новых целей. Каждая осень разная, но всегда незабываемая.

Осень

И. Соколов-Микитов
Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.

В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.

Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси…

Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.

Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.

Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.

Скоро, скоро начнутся первые морозы.

До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.

Есть у природы пора, когда вся жизнь замирает, как будто кто-то нажал на паузу. Кажется, что в это время абсолютно ничего не происходит…

Каждое утро встречает нас безрадостным сизым небом и моросящим дождем. Больше нет желания задержаться у окна, чтобы полюбоваться празднично украшенными золотой осенью улицами и дворами. Последний лист печально улетел в неведомую даль, подхваченный порывистым ветром. Из съежившейся серой земли безжизненно торчат уставшие бороться с непогодой голые стволы деревьев и ветки кустов.

Давно не стало слышно щебета певчих птиц, так как большинство из них отправились в теплые края, а те, что остались, нашли приют на чердаках и в осиротевших после отлета скворцов скворечниках. Только серые вороны, бессменные стражники поздней осени, угрюмо восседают на покачивающихся ветках, следя за тем, чтобы в унылый пейзаж не просочилось ни одного радостного, яркого, вселяющего надежду элемента, оповещая своих коллег хриплым криком о том, что на подконтрольной территории все в порядке и однородную безысходность ничто не нарушает. Смолкли голоса и смех на детских площадках, где одни только качели жалобно скрипят, потревоженные ветром. Все звуки вокруг печальны, заунывны и вызывают щемящую тоску.

Очень тяжело воспринимаются людьми вынужденные передвижения по городу. Кутаясь в длинные плащи и шерстяные шарфы, они прячут свой потухший взгляд и покрасневшие замерзшие носы, утомленные запахом стылой сырости. Молчаливо и немного сторонясь друг друга, отгораживаясь друг от друга куполами зонтов, они стремятся поскорее прибыть к месту назначения.

Как островки уюта, как маленькие оазисы, дышат из приоткрывающихся дверей ароматом кофе и свежей выпечки разбросанные по городу кофейни, согревающие и успокаивающие своих приунывших посетителей.

Потускневшие, мрачные краски разбавляются лишь светом вечерних фонарей, автомобильных фар и окон многоэтажек, разлившимся по мокрому асфальту. Время от времени город окутывает туман, пытаясь скрыть его от глаз осеннего ненастья, убаюкивая его, усыпляя и посылая сны о белоснежной радостной красавице-зиме, которая обязательно скоро весело пронесется по приунывшим улицам, взбодрит их и снова возвратит к жизни.

Другие сочинения: ← Осенний вечер↑ ОсеньОписание природы осенью →

Начало осени

Автор: М.М.Пришвин
Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад.

Я оглянулся вокруг себя. Вот кочка, расчесанная лапками тетеревей. Раньше, бывало, непременно в ямке такой кочки находишь перышко тетерева или глухаря, и если оно рябое, то знаешь, что копалась самка, если черное — петух. Теперь в ямках расчесанных кочек лежат не перышки птиц, а опавшие желтые листики. А то вот старая-престарая сыроежка, огромная , как тарелка, вся красная, и края от старости завернулись вверх, и в блюде плавает желтый листик березы.

Лес осенью

Автор: Иван Тургенев

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь обнажённые, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развёртывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

  • Рассказ про порку дочери
  • Рассказ про позднюю осень для детей 5 6 лет
  • Рассказ про попутчиков в поезде
  • Рассказ про позднюю осень в лесу
  • Рассказ про популярную улицу на английском