Рассказ про разбитую чашку и собаку

Рассказ как мальчик случайно разбил чашку, но побоялся маме признаться и обвинил свою собачку Бима. Мама сказала, что теперь Бим будет жить на улице в будке. Мальчик не мог заснуть, пока не сказал маме правду.

Почему? читать

Почему? - Осеева В.А.

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.

Почему? - Осеева В.А.

— Смотри, Бум, — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

— Это… это… Бум!

Почему? - Осеева В.А.

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развёл руками:

— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

Почему? - Осеева В.А.

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

— Ты очень испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

— Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…

Почему? - Осеева В.А.

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

Почему? - Осеева В.А.

Я вышел на крыльцо и сел рядом с «Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

— Будет дождь.

Я попросил:

— Пусти Бума…

— Нет.

— Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

Почему? - Осеева В.А.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть, и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

— Мама!

Почему? - Осеева В.А.

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

— Мама!

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?”

Мама долго не спала. Она тоже думала:

“Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?”

Почему? - Осеева В.А.

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “почему”.

❤️ 278

🔥 156

😁 141

😢 151

👎 65

🥱 81

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Почему? — В. Осеева

Почему? — иллюстрацияПочему — автор В. Осеева, трогательный, поучительный рассказ про то, как мальчик разбил чашку и свалил вину на свою собаку. Текст рассказа «Почему» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль.
Распечатать рассказ «Почему» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, что лучше не врать, а сразу сказать правду.
Краткое содержание рассказа «Почему» для читательского дневника: Мальчик сидел в столовой, и раскачиваясь на стуле играл со своей собакой. Вдруг он разбил папину памятную чашку. Мама очень расстроилась и спросила, кто это сделал? Мальчик не смог признаться и все свалил на своего пса Бума. Собаку отправили на улицу, жить в будке. Мальчику до слёз было жаль пса, и мучила совесть, но он не мог набраться смелости, что бы сказать маме правду. Наступила ночь, подул сильный ветер и пошёл дождь. Бум скулил, скрёбся в дверь, и просился домой. Сердце мальчика не выдержало, и он босиком побежал к маме. — Мама! Мама! Это я разбил чашку! Пусти Бума. Бума пустили в дом, обсушили и он улёгся на своё место. В эту ночь все долго не спали, и у троих был свой вопрос: «Почему?». Собака думала: «Почему меня выгнали во двор, а сейчас впустили и обласкали?». Мама думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?». А мальчик думал: «Почему мама нисколько не бранила меня, а даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?».
Главная мысль рассказа «Почему?»: Лучше горькая, но, правда. Не стоит сваливать свою вину на других, тем более на беззащитных животных. В конечном итоге нормального человека обязательно замучает совесть и ему будет еще тяжелее.
Чему учит рассказ «Почему»: Учит не бояться говорить правду и признавать свои ошибки, не обманывать родных и близких, уметь вовремя остановиться, сознаться в содеянном, и попросить прощения.

Почему? читать

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.

— Смотри, Бум, — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

— Это… это… Бум!

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развёл руками:

— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

— Ты очень испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

— Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

Я вышел на крыльцо и сел рядом с «Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

— Будет дождь.

Я попросил:

— Пусти Бума…

— Нет.

— Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть, и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

— Мама!

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

— Мама!

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?”

Мама долго не спала. Она тоже думала:

“Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?”

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “почему”.

Рассказы / Осеева

Просмотров:  4 168

Почему? (В. Осеева)

В столовой сидели только я и Бум. Я был за столом, а он сидел под ним, тихонько покусывая меня за пятки. От этого мне было очень щекотно.

Над столом висела большая папина фотография. Недавно мы с мамой специально отдавали её, чтобы увеличить. Папа выглядел на ней таким добрым и весёлым. Но, когда я с Бумом начал баловаться, раскачиваясь на стуле, мне стала казаться, что папа качает головой.

— Смотри, — сказал я собаке и сильно качнулся на стуле, ухватившись за край скатерти.

Вдруг что-то разбилось, я испугался. Сердце у меня будто остановилось, я опустил глаза вниз и увидел, что на полу лежали кусочки от разбитой розовой чашки, а её золотой ободок поблёскивал на солнце.

Бум в момент падения чашки отскочил под стол. Теперь он вылез оттуда и обнюхивал черепки. Из кухни прибежала мама.

— Что случилось? – спросила мама и вдруг увидела осколки чашки. – Это папина чашка? Папина чашка… — горько ответила она сама себе. – Это ты сделал? – спросила меня мама.

Я испугался, мои колени задрожали, язык не слушался меня.

— Это Бум, — соврал я.

— Бум? Это точно сделал Бум? – спросила мама.

— Да, — кивнул головой я.

Мама с удивлением смотрела то на меня, то на пса. А Бум, ничего не понимая, махал хвостом и двигал ушами.

— А как он разбил её?

— Не знаю, просто он немного подпрыгнул и лапами… — от страха у меня горели уши.

Мама поменялась в лице. Она взяла собаку за ошейник и понесла его к двери. Я с ужасом смотрел им вслед. Мама выгнала Бума во двор и сказала:

— Теперь он будет жить там, в будке.

После этих слов мама присела на колени рядом с разбитой чашкой и задумалась о чём-то. Она сгребала разбитые кусочки, а сама смотрела куда-то поверх стола. Вдруг Бум начал проситься со двора домой.

— Не пускай его! – сказала мне мама. После этого она поцеловала меня в лоб и спросила: — Ты не испугался?

На самом деле я очень испугался. Ведь когда папы не стало, мама и я берегли все его вещи. Мы пытались их сохранить, чего бы нам это не стоило. Из этой чашки папа всегда пил чай, поэтому, когда он умер, мама, конечно же, сохранила её.

— Ты испугался? – переспросила меня мама ещё раз.

Я кивнул и обнял маму за шею.

— Если ты сделал это случайно… — начала говорить мама.

— Это не я! Это Бум! – перебил её я. – Он подпрыгнул… немного подпрыгнул. Извини его, пожалуйста.

Мама будто снова разозлилась, она резко встала и отошла.

— Бум будет жить на улице, в будке. Он больше не зайдёт домой.

Я не стал больше ничего говорить. Я был напуган, а с фотографии на меня смотрел мой папа…

***

Бум лежал на крыльце, положив голову на лапы. Он вслушивался в каждое слово, которое доносилось из дома. Он смотрел, не отрывая глаз, на закрытую дверь, а его хвост громко бил по крыльцу.

Время медленно шло, уже начинало темнеть. Я переживал за Бума, который остался один на улице. Я подумал, что ему будет там холодно и страшно. Если бы та чашка не была папиной, или, если бы он был жив, то ничего страшного бы не случилось. Мама меня никогда сильно не ругала и не наказывала за мои проступки.

Но я боялся не наказания. Мама так берегла все вещи отца! А я так поступил. Тем более, я соврал и свалил всю вину на собаку. От этого на сердце у меня становилось всё тяжелее и тяжелее с каждым часом, а вина моя становилась всё больше и больше.

Я вышел на крыльцо к Буму, погладил его по спине и сел рядом. Из окна на нас посмотрела мама. Чтобы она не поняла, что чашку разбил я, мне пришлось погрозить пальцем собаке и сказать:

— Нельзя было разбивать чашку.

После ужина на улице совсем стемнело, появились чёрные тучи и нависли над нашим домом. Кажется, скоро должен начаться дождь.

— Пусть Бума домой, — сказал я маме.

— Нет, он наказан.

— Хотя бы в кухню, мамочка.

— Нет.

Я замолчал, к горлу подступил комок, на глазах начали накатываться слёзы.

— Иди спать, — сказала мне мама.

Я переоделся и лёг в кровать. Мама вышла из моей комнаты. Я видел в окно, что на улице был сильный ветер, он качал деревья. Всё самое пугающее собралось для меня за этим ночным окном. В этой темноте я слышал голос Бума.

Я слышал, как он подбегал к моему окну и звонко лаял. Я встал с кровати и слушал. Бум, бедный Бум, он ведь тоже был папиной собакой, вспомнил я.

С Бумом мы вместе провожали отца в последнее плавание на корабль. Когда папа уплыл, пёс отказывался от еды. Так сильно он тосковал по отцу. Мама тогда плакала, уговаривала его поесть, обещала, что отец вернётся. Но отец не вернулся…

Лай Бума слышался то далеко, то близко. Он бегал от двери к окну, скрёбся под дверь и просился домой, жалобно взвизгивая. Я видел, что из-под двери в комнату мамы горит тонкая полоска света. Значит, она еще не спала.

Я никак не мог решиться пойти к ней. Я нервничал, грыз ногти, тыкался лицом в подушку. Вдруг в окно ко мне ударил сильный ветер и с неба полились огромные капли дождя. Я не мог больше терпеть, побежал к маме в комнату.

— Мама! – крикнул я. Но мама спала, сидя за столом и облокотившись на него.

Я поднял лицо мамы, оно было мокрое от слёз, под щекой у неё лежал мокрый платок. Она проснулась и обняла меня. Лай Бума слышался отсюда ещё громче. Он был тоскливый и пронзительный.

— Это я разбил чашку! Это я! Мама, пусти Бума…

Он вскочила, схватила меня за руку, и мы побежали к двери. Бум был очень рад меня видеть. Своим шершавым языком он высушил мои слёзы. Я обнимал его и гладил по мокрой от дождя шерсти. Мы вытерли его сухим полотенцем, а он радостно стал валяться на полу.

Потом Бум лёг на своё место и стал пристально смотреть на нас. Кажется, он думал о том, почему же мы выгнали его на улицу, заставили мокнуть под дождём, а затем пустили его обратно и обласкали.

Мама тоже думала: «Почему сын не сказал мне сразу о том, что это он разбил чашку?»

А я думал: «Почему мама не ругала меня, когда узнала правду? Почему она будто бы обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

В эту ночь никто из нас не спал. И у каждого из нас крутилось в голове своё «Почему?»

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад 11 «Березка»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Развитие речи в группе компенсирующей направленности дошкольного возраста  6 -7 лет с ОНР

На тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка»

Тип занятия: Обучающее

Программа: От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.

                                                                              Работу выполнила воспитатель:

                                                                              Пяткина И.В.

Кулебаки                                                                                           2017 г.

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных  картинок «Разбитая чашка»

Задачи:

Обучающие:

 Продолжать учить детей составлять коллективный рассказ по серии сюжетных картинок,

— Соблюдать структуру повествования, сочетая описание и рассуждение.

Развивающие:

 Развивать умение детей грамматически правильно строить предложения.

 Закреплять названия посуды.

 Развивать внимание, логическое мышление.

 Формировать положительное эмоциональное настроение

Воспитательные:

 Воспитывать нравственные отношения к окружающим.

Словарная работа: Кофейник, молочник, сахарница, конфетница, сухарница, хлебница, масленка, солонка.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: письмо, 6 цветных карточек среднего размера, наборное полотно, интерактивная доска, презентация.

Методы:

 Игровые

Словестные

Практические

Наглядные

Приемы:

Привлечение и сосредоточение внимания;

Активизация самостоятельного мышления;

Обеспечение эмоционального мышления;

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная.

Предварительная работа:

 Беседа «Как бы поступил я»,

— Беседа «К чему приводит ложь»,

— Беседа «Наши поступки».

— Дидактическая игра «Какая посуда бывает»,

— Дидактическая игра «Что для чего?»,

— Дидактическая игра «Скажи наоборот»,

— Дидактическая игра «Что лишнее».

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

(Дети садятся на стульчики полукругом. В это время раздается стук в дверь, входит почтальон и вручает письмо, воспитатель благодарит почтальона, и он уходит.)

Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: Ребята – это письмо от Незнайки, давайте посмотрим что он нам пишет. Он пошел в школу и ему задали задание составить рассказ по  картинкам, но у него ничего не получается и он просит помощи у ребят.

(Воспитатель достает из конверта карточки и выставляет на наборное полотно не по порядку.)

Основная часть (содержательный, деятельностный этап).

Воспитатель:  Внимательно посмотрите на картинки. Связанны ли они общим содержанием?

Дети: Да

Воспитатель:  Почему вы так думаете?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Воспитатель: Давайте расставим картинки правильно, подумайте, какая картинка должна быть первой?  Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой, шестой. Молодцы, ребята.  Давайте мальчику дадим  имя, а собаке  кличку. Мальчика назовем Вовой, а собаку Тузиком.

(От наборного полотна переходим к интерактивной доске, на которой появляется первая картинка)

                        Первая картинка

Беседа по картинкам:

Воспитатель: Что изображено на первой картинке

Дети: собака лежит на коврике, мальчик уронил чашку

Воспитатель: Какое выражение лица у мальчика?  

Дети: Испуганное

Воспитатель: Почему испугался мальчик?  

Дети: Мама будет ругаться

                Появляется вторая картинка

Воспитатель: Что случилось с чашкой

Дети: Чашка разбилась

Воспитатель: Что спросила мама?  

Дети: Кто разбил чашку

Воспитатель: Что ответил мальчик?  

Дети: Чашку разбила собака

Воспитатель: Хорошо ли поступил  мальчик?  

Дети: Плохо, он обманул маму

              Появляется третья картинка

Воспитатель: Что сделала мама?  

Дети: Мама выгнала собаку на улицу

              Появляется четвертая картинка

Воспитатель: Какое время года?  

Дети:  Зима

Воспитатель: Что делает собака?

Дети: Просится в дом

Воспитатель: Почему?

Дети: На улице холодно

              Появляется пятая картинка

Воспитатель: Что делает собака?  

Дети: Сидит под окном

Воспитатель: Какое у нее настроение?

Дети: Грустное

Воспитатель: Что делает мальчик?  

Дети: Сидит у окна и смотрит на собаку

Воспитатель: Какое настроение у мальчика?  

Дети: Грустное, ему стало жалко собаку

             Появляется шестая картинка

Воспитатель: Что сделал мальчик?  

Дети: Признался во всем маме

Воспитатель: Что теперь  можно сказать  о его поступке?  

Дети: Он поступил хорошо, потому что во всем признался

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами все вместе попробуем  составить весь рассказ, который я чуть позже запишу и мы отправим его Незнайке.

                                           Совместный рассказ:

«Тузик лежал на коврике. Вова нес чашку, нечаянно уронил ее и она разбилась. Он очень испугался, что мама будет ругать. Когда мама пришла в комнату и спросила, кто разбил чашку Вова струсил и свалил вину на Тузика. Маме ничего не оставалось делать, как прогнать Тузика на улицу. Была зима. Тузику было холодно на улице, он просился, чтобы его пустили в дом. Грустный Тузик сидел под окном на снегу и не понимал, за что его прогнали. Вова смотрел в окно на  Тузика и ему стало жалко, и стыдно за свой поступок. Ведь так не поступают со своим друзьями. Вова пришел к маме и честно признался, что это он разбил чашку и Тузик не виноват. Мама очень обрадовалась этому и простила его»

Воспитатель: Вы молодцы, составили интересный рассказ. Я думаю, Незнайке он очень понравится. Ну, а теперь предлагаю  нам немного размяться.

                             Физкультминутка: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животики)

Очень важный, как начальник (ставят одну руку на пояс, другую изогнули , как носик)

Вот фарфоровые чашки: очень хрупкие  бедняжки (приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца: только стукни – разобьются (кружатся, рисуя руками круги)

Вот серебряные ложки: голова на тонкой ножке (потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос: он посуду нам принес  (наклоняются вперед, руки вперед, как  будто держат поднос)

                                           Игры на интерактивной доске

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь я предлагаю поиграть в  игру:  «Где, какой продукт живет?». На экране будут появляться картинки продуктов, а вы будете называть посуду, где они живут.

       Кофе – кофейник

       Молоко – молочник

       Сахар – сахарница

       Конфеты – конфетница

       Сухари – сухарница

       Хлеб – хлебница

       Масло – масленка

       Соль – солонка

                 Пальчиковая гимнастика: Мы посуду перемыли

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашка, ковшик, ложка и большая поварешка.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, ложку мы чуть – чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Так мы маме помогали (удар кулачками друг о друга)

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте еще с вами поиграем.                                  «Скажи наоборот» 

Сковородка тяжелая,                 а сухарница легкая

Кастрюля большая,                    а блюдце маленькое

Кувшин высокий,                       а чашка низкая

Блюдце мелкое,                         а миска глубокая

Воспитатель: А теперь ребята поиграем в игру «Что лишнее и почему», нужно выйти к интерактивной доске  убрать  лишний предмет  и аргументировать  свой выбор.

Воспитатель:

Молодцы, ребята хорошо справились с заданием.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним от кого мы получили письмо? О чем он нас просил?

Дети: От Незнайки, он просил помочь составить рассказ.

И мы  составили для Незнайки рассказ по картинкам. А еще играли в игры «Где, какой продукт живет?» Узнали новые слова. Играли  « Скажи наоборот»  называли слова на оборот. Играли с игру «Что лишнее», выбирали и называли лишние предметы.

Воспитатель: Молодцы! Вы меня очень порадовали своими знаниями.

                                Приложение

Объяснение:

Шалости и ребенок – понятия родственные. Да, дети шалят, через это проходят многие. Главный герой из рассказа Осеевой «Почему» весело раскачивался на стуле до тех пор, пока не уронил на пол любимую папину чашку. Маме, конечно, это не понравится! Она будет просто в гневе! Зная это, главный герой решил свалить всю вину на собаку. Она ведь безмолвная. Ни признать, ни отрицать свою вину не будет. Это решение казалось главному герою оптимальным. Но муки совести и замерзающий Бум в будке покоя не дают…

Вопросы и ответы к рассказу Осеевой «Почему»

1. Какого цвета была чашка, которую разбил главный герой рассказа?

Ответ: розовая с золотым ободком

2. Что способствовало тому, что чашка разбилась?

Ответ: главный герой раскачивался на стуле, и чтобы не упасть ухватился за край скатерти

3. В каком помещении разбилась чашка?

Ответ: в столовой

4. Кто, кроме собаки Бума, наблюдал за тем, как главный герой разбил чашку?

Ответ: никто

5. Кто прибежал в столовую на звук разбитой посуды?

Ответ: мама

6. Чем особенным выделялась разбитая чашка?

Ответ: это была папина чашка

7. Почему сын сказал маме, что чашку разбил Бум, а не он?

Ответ: он испугался, что мама будет его ругать

8. Зачем мама переспросила сына о том, кто разбил чашку?

Ответ: подсознательно она не верила в виновность собаки

9. Какому наказанию со стороны мамы подвергся Бум?

Ответ: он должен был жить в будке

10. Почему папа, как казалось сыну, смотрел на него с фотографической карточки укоризненно?

Ответ: потому что его сын наврал, он свалил свою вину на пса

11. Какой декоративный элемент имела скатерть в столовой?

Ответ: бахрому

12. Почему мама ни в какую не хотела прощать Бума?

Ответ: через наказание собаки она хотела, чтобы сын признался в содеянном

13. Какое природное явление добавило главному герою решимости в признании собственной вины?

Ответ: дождь

14. На суше или на воде ранее нес трудовую вахту папа?

Ответ: на воде, на корабле

15. Где спала мама?

Ответ: сидя за столом

16. Хватило ли в конечном итоге сыну силы воли признаться в том, что это он разбил чашку?

Ответ: да

17. Кто в конце рассказа задал вопрос со словом «почему» сам себе?

Ответ: мама, сын и Бум

Рубрика: Викторины Метки: викторины с ответами Постоянная ссылка

  • Рассказ про разбитое корыто домашнее задание
  • Рассказ про разбитое корыто для 2 класса литературное чтение
  • Рассказ про разбитое корыто 2 класс придумать сказку
  • Рассказ про радугу для детей
  • Рассказ про радугу 2 класс по окружающему миру