Рассказ про самовар 2 класс родной язык

Сообщение о самоваре

На чтение 4 мин Обновлено 27 февраля, 2022

Краткое сообщение о самоваре 2 класс может использовать, чтобы узнать какая история русского самовара, кто его придумал и из чего он состоит.

Содержание

  1. Сообщение о самоваре: кратко
  2. История русского самовара
  3. Виды самоваров
  4. Из чего состоит самовар?

Сообщение о самоваре: кратко

Согласно давним документам мы узнаем, что некоторые устройства под названием «хого» были известны в Китае. Они объединяли емкость для воды и углей со специальной отводящей трубой. После хого стали использовать в Японии и на территории современного Ирана.  А первый найденный археологами самовар имеет возраст 3600 лет. Его родиной является сельская местность Азербайджана.

История русского самовара

Согласно русской легенде в Россию самовар привез Петр I, однако официальные документы утверждают, что агрегат появился спустя 50 лет после смерти царя. Так кто придумал самовар? Считается, что в 1701 году тульский промышленник Демидов посетил Урал, где и был выкован им с местными кузнецами первый самогреющийся агрегат. А вот в самой Туле самовары стали изготавливаться с 1778 года. Первое потоковое производство началось благодаря братьям  Лисицыным, спустя 77 лет после открытия Демидова.

Для самоварного производства использовали следующие материалы:

  • медь в ранний период;
  • латунь и с 1880-тых годов никелированную латунь (используется чаще всего, так как этот материал самый удобный для производства самоваров);
  • сплавы серебра и меди в Петербурге и Варшаве;
  • сплавы меди с цветными металлами.

В редких случаях при изготовлении агрегата, а точнее для декорирования использовали другие металлы.

Виды самоваров

  1. Жаровые, работающие на дровах и углях. Данной конструкции уже 300 лет. Работает благодаря закладке топлива в специальную трубу.
  2. Электрические (хотя по технологии они больше напоминают электрочайник). Сквозь сосуд проходит нагревательный элемент, который кипятит воду.
  3. Комбинированные. Сочетают в себе нагревательный элемент и специальную трубу для жара. Можно использовать и то, и то.
  4. Сувенирные. Это маленькие самовары, которые повторяют конструкцию больших агрегатов. Чаще всего их покупают на подарок в коллекцию.  Так, самый маленький самовар «ростом» всего 1,2 мм и состоит из 12 золотых деталей. А самый маленький работающий самовар, попавший в Книгу Рекордов Гиннеса, был высотой 4 мм. Он мог подавать 1 каплю горячей воды.
  5. Антикварные. Это оригинальные, работающие самовары, производства прежних лет. Особую ценность представляют отреставрированные экземпляры с метками императорского двора, клеймом владельца, мастера.
  6. Самовары авторской конструкции. Образцы ручной работы с новыми инженерными решениями и интересным внешним оформлением. Эти агрегаты представляют особую ценность.

Из чего состоит самовар?

  Устройство самовара, который работает на древесном топливе, сложилось с начала производства агрегата. И таким остается до сих пор. Единственное, что меняется — оформление деталей.

Все части самовара предназначены для следующей задачи – кипятить воду к чаю, это:

  • Корпус для наливания воды.
  • Внутренняя труба-жаровня для топлива. В нижней части имеется решетка, на которой собственно и лежат угли. Через нее просыпается также зола.
  • Крышка. Она закрывает корпус самовара и не дает воде выкипеть или протечь.
  • Ручки. Благодаря им устройство можно поднимать и переносить с места на место.
  • Шейка с поддувалом. Через ее отверстия к горячему топливу поступает воздух.
  • Поддон и ножки для стойкости конструкции и возможности стоять на поверхности
  • Конфорка. На нее устанавливается чайник после закипания воды.
  • Крышка-заглушка, останавливающая процесс горения.

Также к жаровому устройству идет вытяжная труба, диаметр которой совпадает с диаметром жаровни. Ее главная задача – выводить дым наружу. Мы уже знаем, что видов самоваров много, однако их конструкция примерно одинаковая. Разница только в размерах, художественных оформлениях и авторских решениях.

Надеемся, что сообщение: «Что такое самовар» для детей помогло Вам узнать много полезной информации об этих устройствах. А свой краткий рассказ про самовар для 2 класса Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Урок родного русского языка по теме:

«Самовар кипит-уходить не велит»

Ход урока:

I Организационный момент:

                                     Очень часто за событиями

                                      И сУтолокой дней

                                      Старины своей не помним,

                                      Забываем мы о ней.

                                      И хоть более привычны

                                      Нам полеты на Луну,

                                      Вспомним русские обычаи,

                                      Вспомним нашу старину.

1)  — Сегодня мы совершим очередное путешествие  в мир русской народной культуры. Наша встреча посвящена одному из  неофициальных  символов России.

— Давайте назовём  государственные символы России.(герб с трёхглавым орлом, гимн, флаг бело-сине-красный)

— Есть и неофициальные  символы. Назовите их. (Березка, матрешка, самовар, ушанка, валенки, балалайка).

2)  — Представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола …

Стоит толстячок,
Подперевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (самовар)

— Подумайте, чему будет посвящён наш урок?

Какую задачу поставим на сегодняшний урок?

3) — Наш урок пройдёт под темой «Самовар кипит – уходить не велит». Только на Руси пили чай из самовара. В русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.

4) — Запишите в тетрадях число и тему урока.

III Работа по теме урока:

 Что такое самовар?

А.Словарно-лексическая работа.

Что же такое самовар, как его ещё называли раньше вы узнаете, прочитав «Кейс-справочник» (Читают текст и устно отвечают на вопросы

Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая.

История самовара

— В толковом словаре В.И.Даля указано: назначение самовара – нагревать воду.

Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

— У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас — без самовара. 

 — Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

Тула до сих пор славится своими самоварами, даже есть поговорка « В Тулу со своим самоваром не ездят».

,

2. Устройство самовара

-Прочитать текст из «Кейса-справочника». (Читают текст о том, как разжигали самовар) 

 В трубу клали сосновые сухие шишки, берёзовые щепки или древесный уголь. Поджигали специальной лучиной. Потом раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога. Сверху у самовара ставили трубу, как у печки. Самовар начинал нагревать воду, вскоре уже кипел. Горячие угли в самоваре поддерживали тепло в самоваре очень долго.

 — Рассмотрите серию картинок «Как разжигали самовар». (По серии картинок устанавливают порядок разжигания самовара, устанавливат «ловушку»)

1. В металлическую чашу заливали воду

2. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев.

3. Поджигали их лучиной.

4. Раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога, и вода закипала.

5.Сверху у самовара ставили трубу.

ФИЗМИНУТКА

Я пыхчу,  пыхчу,  пыхчу,    

Поднимаем плечи

Больше греться не хочу.

Мотаем головой

Крышечка запрыгает,

будто кто-то двигает

прыгаем

Вот уже кипит вода

Поднимаем руки вверх

Значит, сесть давно пора.

Садимся.

2.«Самовар» в литературном чтении

— Угадайте, из каких произведений взяты эти строки?(читают дети)

1. Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл…
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!”.

(К.Чуковский “Федорино горе”)

2. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал, как от огня.

(К.Чуковский “Мойдодыр”)

3. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.

(К.Чуковский “Муха-цокотуха”)

3.Слово  « самовар» в русском языке

б.Словообразовательная работа.

Как образовано слово «самовар»?

Оно образовано сложением корней сам и вар ( от варить в значении «кипятить»).

Запишите в тетрадь, выделите корни (В этом слове 2 корня, которые соединяются гласной О. )

! Самовар – исконно русское слово. Как оно образовалось? А просто сложили сам – и вар – (от слова варить в значении «кипятить» ). Из словаря В.И.Даля мы узнаём, что раньше в Курске самовар называли «самокипец», а в Вятке -«самогрей». Слово «самовар» не переводится на другие языки

Подберите однокоренные слова: (самоварец, самоварчик, самоваришка, самоварище, самокипец, самоварный,самоварщик,)

в.Орфоргафическая работа

Поставьте ударение, подчеркните опасные места

г. Грамматическая работа.

 Составьте  словосочетания с прилагательными русский, горячий, полезный, с существительными самовар, чай, напиток.

Самовар кипит-уходить не велит.

Определите части речи и подчеркните грамматическую основу

Какую задачу ставили на сегодняшний урок?

Какую задачу поставим на урок Родная литература?ИЗО?

Кейс-справочник 1

Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая.

История самовара

— В толковом словаре В.И.Даля указано: назначение самовара – нагревать воду.

Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

— У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас — без самовара. 

 — Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

Тула до сих пор славится своими самоварами, даже есть поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят».

Кейс-справочник 2

      В трубу клали сосновые сухие шишки, берёзовые щепки или древесный уголь. Поджигали специальной лучиной. Потом раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога. Сверху у самовара ставили трубу, как у печки. Самовар начинал нагревать воду, вскоре уже кипел. Горячие угли в самоваре поддерживали тепло в самоваре очень долго.

Самовар символ русского гостеприимства составить текст родной язык 2 класс

Во всём мире знают русский самовар. Самовар – это символ доброго русского гостеприимства. Его родиной считают Тулу. Там было много мастеров-самоварников. Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным.

Есть версия, что у русского самовара был «прадедушка» — сосуд, напоминающий чайник. Для чего он был нужен? Как назывался? Проведём маленькое расследование.

«Прадедушка» самовара – сбитенник, сосуд, похожий на чайничек, для смешивания заваренных трав и растворенного мёда.

Для чего он был нужен.

1klass. org

09.01.2020 9:56:29

2020-01-09 09:56:29

Источники:

Https://1klass. org/russkij-yazyk/2-klass/russkij-rodnoj-yazyk/stranicza-72/

Внеклассное мероприятие «Мы вместе» (ко Дню единения народов Беларуси и России) | Классный час (6 класс): | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Самовар символ русского гостеприимства составить текст родной язык 2 класс

Внеклассное мероприятие «Мы вместе» (ко Дню единения народов Беларуси и России)классный час (6 класс)

Внеклассное мероприятие «Мы вместе» (ко Дню единения народов Беларуси и России)
Классный час (6 класс)

Знакомство учащихся с историей создания Сообщества России иБеларуси, развитие информационной культуры учащихся, мыслительных операций, речи, внимания; воспитание интереса к событиям, фактам.

Задачи:

• познакомить учащихся с историей создания Беларуси;

• воспитать у детей миролюбие, принимать и понимать других людей,

• уметь позитивно с ними взаимодействовать,

• формировать уважение и признание к себе и к людям, к их культуре;

• выявить общее в истории и культуре России и Беларуси.

Скачать:

ВложениеРазмер

rossiya_i_belarus. docx 26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»

(ко Дню единения

Народов Беларуси и России)

Подготовила и провела:

Лобынцева Вероника Станиславовна

Внеклассное мероприятие «Мы вместе»

(ко Дню единения народов Беларуси и России)

Знакомство учащихся с историей создания Сообщества России иБеларуси, развитие информационной культуры учащихся, мыслительных операций, речи, внимания; воспитание интереса к событиям, фактам.

• познакомить учащихся с историей создания Беларуси;

• воспитать у детей миролюбие, принимать и понимать других людей,

• уметь позитивно с ними взаимодействовать,

• формировать уважение и признание к себе и к людям, к их культуре;

• выявить общее в истории и культуре России и Беларуси.

Мудрость книжных страниц –

Это жизни уроки

О дне предстоящем

И о наших истоках.

Они их побуждают

Мечтать о высоком,

О будущем думать –

О потомках далёких.

В книгах знания, свет,

В книгах память веков,

В книгах мудрость людей –

Наших дедов, отцов.

— Сегодня мы полистаем страницы необычной книги, авторами которой являются два славянских народа – русский и белорусский.

Союз народов будет вечным,

Как братья мы, мы как родня,

В соединении бесконечном,

Мы вместе как одна семья!

Ты белорус иль россиянин,

В России, в Минске, в стороне,

В беде не бросим мы друг друга,

Народ пусть дружит наш везде!

— Общая история, традиции и обычаи… Мы живём вместе, мы так похожи, и все-таки такие разные…

— 2 апреля отмечается День единения народов Беларуси и России. Это знаковый праздник, он символизирует нерушимую дружбу и братство народов.

2 апреля 1996 года президенты России и Беларуси Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве Договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии».

Ровно через год был подписан Договор «О Союзе Беларуси и России».

Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Мы были и будем в Союзе,

И нету надежнее уз.

Россия – сестра Беларуси,

России сестра – Беларусь.

— И Беларусь, и Россия, с учётом добровольно переданных Союзному государству полномочий, сохраняют свои суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. Это исторический символ приверженности народа Беларуси созидательному труду, его веры в торжество справедливости, достойного места в мировом сообществе.

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос.

— Как вы думаете, что означают цвета на флаге?

Красный цвет на флаге – из глубины веков, цвет победоносных штандартов грюнвальдской победы белорусских полков над крестоносцами, цвет знамён дивизий Красной Армии и белорусских партизанских бригад, освобождавших Беларусь от фашистских оккупантов и их прислужников.

Зелёный цвет – это цвет надежды, весны и возрождения, цвет лесов и полей.

Белорусский орнамент – символ древней культуры народа, духовного богатства нации, единства еёпесняров и творцов с народом.

Государственный гимн Республики Беларусь – один из символов государственности Беларуси. В 2002 утверждён новый текст гимна.

— На гербе Российской Федерации изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага.

— Почему же именно орёл? Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

Российский флаг – это трёхцветное полотнище.

Есть разные версии обозначения трёх цветов флага.

По одной – это содружество трёх славянских народов – русского, белорусского и украинского.

По другой – это единство моря, воды и неба.

По третьей – белый символизирует – веру, чистоту; синий – небо, благородность, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.

Гимном России стала музыка патриотической песни русского композитора Михаила Глинки, который жил в 19 веке.

— Особая страница в истории наших государств – Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Беларусь первой встретила фашистские войска, оказалась форпостом Советского Союза.

Наши государства – это братья по крови, братья по боли.

Брестская крепость – крепость-герой, которая первой встала на пути врага. Нападение на крепость было внезапным, поэтому гарнизон был застигнут врасплох. Огнём с воздуха фашисты уничтожили водопровод, склады, прервали связь и нанесли крупные потери гарнизону.

Я – крепость! Я – крепость! Я – крепость!

Я бьюсь. Я не сдамся врагу.

А смерть – это просто нелепость,

Её я принять не могу!

Я – Брест. Я стою обожжённый.

Я бьюсь за солдатскую честь.

И нету здесь, нету сражённых,

Здесь только убитые есть!

Мой дом окружён и отрезан.

Мне трудно опять и опять.

Но если не хватит железа –

Я буду камнями стрелять!

Сквозь смертную эту свирепость,

Сквозь гиблую бурю огня…

Я – крепость! Я – крепость! Я –крепость!

Потомок, ты слышишь меня?

— Немецкое командование рассчитывало захватить крепость в течение нескольких часов, но 45-я дивизия вермахта застряла в Бресте на неделю и со значительными потерями ещё целый месяц подавляла отдельные очаги сопротивления героев – защитников Бреста.

В результате Брестская крепость стала символом мужества, героической стойкости и доблести времён Великой Отечественной войны.

В памяти людей бережно хранятся имена героев многочисленных битв и войн. Память о них живёт в названиях улиц, бульваров, проспектов наших городов.

Давно закончилась война,

Давно с войны пришли солдаты,

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну –

В тылу иль на полях сражений, –

Принес победную весну, –

Поклон и память поколений.

— Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… «Без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего».

— «Два мощнейших языка» – эти слова очень актуальны. И мы должны привыкнуть слышать язык друг друга. Двуязычие – это большое достижение общества. Это действительно очень важно: не только слушать, но и слышать. Русский язык – основа Российской государственности. В Беларуси русский язык является вторым государственным языком.

— 23 декабря 2011 года на пресс-конференции в Минске Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил:

«…Право каждого человека – выбирать язык. На референдуме мы определились, что у нас два государственных языка – русский и белорусский. И если вы ставите вопрос о том, что русский язык для нас чужой и не родной, я с вами не согласен. Это наш родной язык, мы его тоже никому не должны отдавать…

Я расцениваю язык как нечто живое. И ведь мы туда свою душу вложили.

У нас есть два таких мощнейших языка – русский и белорусский».

— Русский и белорусский языки очень похожи. Многие слова в них звучат и пишутся одинаково. Но, есть и такие, которые звучат одинаково, а имеют разное значение.

Игра «Угадай слово»

(Учитель показывает карточку и называет слово на белорусском языке, учащиеся пытаются назвать слово, которое оно означает в русском языке, проверяют по карточке.)

Скачать:

ВложениеРазмер

rossiya_i_belarus. docx 26.42 КБ

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»

(ко Дню единения

Народов Беларуси и России)

Подготовила и провела:

Лобынцева Вероника Станиславовна

Внеклассное мероприятие «Мы вместе»

(ко Дню единения народов Беларуси и России)

Знакомство учащихся с историей создания Сообщества России иБеларуси, развитие информационной культуры учащихся, мыслительных операций, речи, внимания; воспитание интереса к событиям, фактам.

• познакомить учащихся с историей создания Беларуси;

• воспитать у детей миролюбие, принимать и понимать других людей,

• уметь позитивно с ними взаимодействовать,

• формировать уважение и признание к себе и к людям, к их культуре;

• выявить общее в истории и культуре России и Беларуси.

Мудрость книжных страниц –

Это жизни уроки

О дне предстоящем

И о наших истоках.

Они их побуждают

Мечтать о высоком,

О будущем думать –

О потомках далёких.

В книгах знания, свет,

В книгах память веков,

В книгах мудрость людей –

Наших дедов, отцов.

— Сегодня мы полистаем страницы необычной книги, авторами которой являются два славянских народа – русский и белорусский.

Союз народов будет вечным,

Как братья мы, мы как родня,

В соединении бесконечном,

Мы вместе как одна семья!

Ты белорус иль россиянин,

В России, в Минске, в стороне,

В беде не бросим мы друг друга,

Народ пусть дружит наш везде!

— Общая история, традиции и обычаи… Мы живём вместе, мы так похожи, и все-таки такие разные…

— 2 апреля отмечается День единения народов Беларуси и России. Это знаковый праздник, он символизирует нерушимую дружбу и братство народов.

2 апреля 1996 года президенты России и Беларуси Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве Договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии».

Ровно через год был подписан Договор «О Союзе Беларуси и России».

Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Мы были и будем в Союзе,

И нету надежнее уз.

Россия – сестра Беларуси,

России сестра – Беларусь.

— И Беларусь, и Россия, с учётом добровольно переданных Союзному государству полномочий, сохраняют свои суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. Это исторический символ приверженности народа Беларуси созидательному труду, его веры в торжество справедливости, достойного места в мировом сообществе.

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос.

— Как вы думаете, что означают цвета на флаге?

Красный цвет на флаге – из глубины веков, цвет победоносных штандартов грюнвальдской победы белорусских полков над крестоносцами, цвет знамён дивизий Красной Армии и белорусских партизанских бригад, освобождавших Беларусь от фашистских оккупантов и их прислужников.

Зелёный цвет – это цвет надежды, весны и возрождения, цвет лесов и полей.

Белорусский орнамент – символ древней культуры народа, духовного богатства нации, единства еёпесняров и творцов с народом.

Государственный гимн Республики Беларусь – один из символов государственности Беларуси. В 2002 утверждён новый текст гимна.

— На гербе Российской Федерации изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага.

— Почему же именно орёл? Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

Российский флаг – это трёхцветное полотнище.

Есть разные версии обозначения трёх цветов флага.

По одной – это содружество трёх славянских народов – русского, белорусского и украинского.

По другой – это единство моря, воды и неба.

По третьей – белый символизирует – веру, чистоту; синий – небо, благородность, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.

Гимном России стала музыка патриотической песни русского композитора Михаила Глинки, который жил в 19 веке.

— Особая страница в истории наших государств – Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Беларусь первой встретила фашистские войска, оказалась форпостом Советского Союза.

Наши государства – это братья по крови, братья по боли.

Брестская крепость – крепость-герой, которая первой встала на пути врага. Нападение на крепость было внезапным, поэтому гарнизон был застигнут врасплох. Огнём с воздуха фашисты уничтожили водопровод, склады, прервали связь и нанесли крупные потери гарнизону.

Я – крепость! Я – крепость! Я – крепость!

Я бьюсь. Я не сдамся врагу.

А смерть – это просто нелепость,

Её я принять не могу!

Я – Брест. Я стою обожжённый.

Я бьюсь за солдатскую честь.

И нету здесь, нету сражённых,

Здесь только убитые есть!

Мой дом окружён и отрезан.

Мне трудно опять и опять.

Но если не хватит железа –

Я буду камнями стрелять!

Сквозь смертную эту свирепость,

Сквозь гиблую бурю огня…

Я – крепость! Я – крепость! Я –крепость!

Потомок, ты слышишь меня?

— Немецкое командование рассчитывало захватить крепость в течение нескольких часов, но 45-я дивизия вермахта застряла в Бресте на неделю и со значительными потерями ещё целый месяц подавляла отдельные очаги сопротивления героев – защитников Бреста.

В результате Брестская крепость стала символом мужества, героической стойкости и доблести времён Великой Отечественной войны.

В памяти людей бережно хранятся имена героев многочисленных битв и войн. Память о них живёт в названиях улиц, бульваров, проспектов наших городов.

Давно закончилась война,

Давно с войны пришли солдаты,

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну –

В тылу иль на полях сражений, –

Принес победную весну, –

Поклон и память поколений.

— Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… «Без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего».

— «Два мощнейших языка» – эти слова очень актуальны. И мы должны привыкнуть слышать язык друг друга. Двуязычие – это большое достижение общества. Это действительно очень важно: не только слушать, но и слышать. Русский язык – основа Российской государственности. В Беларуси русский язык является вторым государственным языком.

— 23 декабря 2011 года на пресс-конференции в Минске Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил:

«…Право каждого человека – выбирать язык. На референдуме мы определились, что у нас два государственных языка – русский и белорусский. И если вы ставите вопрос о том, что русский язык для нас чужой и не родной, я с вами не согласен. Это наш родной язык, мы его тоже никому не должны отдавать…

Я расцениваю язык как нечто живое. И ведь мы туда свою душу вложили.

У нас есть два таких мощнейших языка – русский и белорусский».

— Русский и белорусский языки очень похожи. Многие слова в них звучат и пишутся одинаково. Но, есть и такие, которые звучат одинаково, а имеют разное значение.

Игра «Угадай слово»

(Учитель показывает карточку и называет слово на белорусском языке, учащиеся пытаются назвать слово, которое оно означает в русском языке, проверяют по карточке.)

Мечтать о высоком,.

Nsportal. ru

01.12.2017 12:25:17

2017-12-01 12:25:17

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/raznoe/library/2021/12/07/vneklassnoe-meropriyatie-my-vmeste-ko-dnyu-edineniya-narodov

Сжатое изложение Братья-близнецы | Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Самовар символ русского гостеприимства составить текст родной язык 2 класс

Сжатое изложение Братья-близнецыметодическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Сжатое изложение Братья-близнецы
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Цель: — показать особенности сжатого изложения; используя инструкцию, научиться писать сжатое изложение; развитие устной и письменной речи; воспитывать силы воли.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, книга «Мифы Древней Греции» ,русская матрёшка

— Что такое изложение?

(2 слайд) ( изложение — вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста)

— Виды изложений? (по форме речи — устное и письменное; по объему – подробное и сжатое)

— Что значит «сжать» текст?

(«сжать» текст – это сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце, убрать всё лишнее и оставить только главное, отказаться от подробностей)

2. Тема, цель урока

Задача сжатого изложения –

    кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

(Учитель показывает русскую матрешку. Исходный текст – это большая матрешка, подробное изложение – матрешка поменьше, а сжатое изложение – остальные)

Типы заданий, направленных на сжатие текста

    1.Сократите текст (на одну треть, вдвое). 2.Сократите текст, передав его содержание в одном – двух предложениях. 3.Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

. 4.Составьте на основе текста «телеграмму».

Инструкция « Как писать сжатое изложение»

    1.Выделите в тексте существенные (важные, необходимые) мысли. 2.Найдите среди них главную мысль. 3.Озаглавьте каждую часть и составьте план. 4.Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 5.Какие факты можно объединить, обобщить. 6.Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 7.Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.

(6слайд) Словарная работа

    Сила воли – ихтыяр к ө че; способность осуществить свои желания, достигнуть намеченной цели, умение управлять собой, умение преодолевать препятствия

4. Чтение текста учителем

Кроме легенд о Геракле, греки рассказывали и о двух братьях — близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

Ещё очень рано, и мальчикам очень хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко,- ворчит Ификл.- Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим,- предлагает Геракл.- Так мы скорее одолеем дорогу».

Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ.

И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля — это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.

— О ком говорится в тексте? ( КН. «Мифы Древней Греции» и иллюстрации о Геракле) — Что вы помните о нем?

— Что запомнил (а)… из текста?

6) Составление примерного плана.

1.Легенда о Геракле и Ификле.

4. Яблоко на дереве.

5. До привала ещё далеко.

6. Геракл становится героем.

7) Пересказ текста (2-3 уч-ся)

8)Чтение текста второй раз.

9)Работа в черновиках.

10) Домашнее задание. В черновиках написать сочинение – рассуждение.

-О каком человеке говорят, что у него есть сила воли? Есть ли среди вас такой человек? А у тебя самого есть сила воли?

(Примерное «сжатие» текста)

Кроме легенд о Геракле, греки рассказывали и о двух братьях — близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.

Ещё очень рано, и мальчикам очень хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Ранним утром, когда Ификл ещё спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие.

Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко,- ворчит Ификл.- Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках.

Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим,- предлагает Геракл.- Так мы скорее одолеем дорогу».

Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед.

Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ.

И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля — это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.

Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.

5 класс ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС.

(1 СЛАЙД ) Тема : Описание

Цель : развитие представлений о тексте-описании;

Формирование умения выделять части текста;

Развитие устной и письменной речи учащихся;

Воспитывать любовь к животным, пробуждать интерес к составлению текста-описания;

1.Развитие устной речи.

Зимнее утро. После уроков.

Задание: а) дописать во мн. числе, б) составить 2 предложения; в) подчеркнуть орфограммы;

Заяц, журавль, береза, птица, животное, планета, человек.

111. Текст ( о лисе)

1. Ученик читает

— О чем этот текст?

— Главная мысль? (1 абзац, 1 предложение)

— Описание внешности лисы (2 абзац)

— Какие особенности у этого животного? (3 абзац)

— Что мы сделали с лисой? Обругали? Наказали за то, что она хитрая воровка?

— Что такое описание? (мнения учеников)

Описание — сүрәтләү, тасвирлау; Это подробный рассказ о ком-чем-нибудь, изображение кого-что-нибудь в письменной или устной форме.

3. А теперь посмотрим на эту картину.

-Какое время года изображено? (осень, листья пожелтели, птицы улетают. )

— Как вы думаете, что это за птицы? (журавли)

-А чтобы доказать, мы должны прочитать и стихотворение:

Откапало, отшелестело лето.

Леса задумчивы:зима близка.

Блестят полей осенние паркеты,

И журавли летят издалека.

4. — На картине какая птица изображена? (журавль)

Учитель читает текст “Журавли” Вопросо-ответная работа

    Сколько абзацев? Главная мысль каждого абзаца? Укажите самое главное предложение. (Указывают) А теперь составим план, чтоб было возможно пересказать текст по этому плану.

2. (Составляется план и проверяется)

Журавли – особые птицы. Журавли в критическом положении. Убить журавля – большой грех.

3. Портрет А. Н.Комарова. Как вы думаете, почему я вставила сюда портрет этого человека? ( мнения учеников)

Это — художник – анималист.

Словарная работа Анималист — художник, который рисуе животных.

5. Картина А. Н. Комарова “ Новоднение”

6. Словарная работа

Наводнение — паводок, разлив, половодье.

7. План сочинения-описания

1.Кто такой А. Н Комаров?

2.Какое время года изображено?

3.Почему так назвал картину?

4.Как заяц оказался на дереве?

5.Каким худ-к изобразил зайчика?

8. Крупный план зайца

9. Задание: выбрать имена прилагательные, которые подходят к описанию зайца и согласовать их со словом “ЗАЯЦ”.

Грустный, веселый, тревожный, беззаботный, радостный, испуганный, равнодушный, робкий.

6.Какое состояние испытывает зверёк?

7.Как себя ведет?

8.Как он может спастись?

9.Какие чувства вызывает эта картина?

10. Списать предложение, вставив пропущенные буквы:

К. ртина А. Н.Комарова “Наводнение” пр. никнута любов. ю к ж. вотному миру и всей пр. роде.

11. 2 ученика устно оприсывают эту картину.

-Что такое описание?

-Кто такой А. Н.Комаров?

-Кто такой художник – анималист?

У1. Домашнее задание.

Нарисовать любимого домашнего животного.

1. Русский язык. Тема : «Братья – близнецы». Сжатое изложение для 9 класса.

2. Русский язык. Тема: Описание. Элективный курс. 5 класс

МОУ «Шушмабашская средняя общеобразовательная школа» Арского района РТ

« Прекрасен наш язык » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

( из опыта работы)

ГАЛЯУТДИНОВА ЛЯЛЯ ФАРИТОВНА —

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Первой квалификационной категории

МОУ «ШУШМАБАШСКАЯ СРЕДНЯЯ

АРСКОГО РАЙОНА РТ

Тема : Мы за чаем не скучаем

Цель : организация досуга учащихся, развитие познавательных интересов

Оборудование : плакаты, чайные сервизы, угощения, вода из разных родников.

Плакаты : «Чай не пьешь, где силы возьмешь?», «За чаем не скучаем, по три чашки выпиваем», «выпьешь чайку — позабудешь тоску».

1.История появления чая

2.Рецепты приготовления чая

3.Дегустация родниковой воды

4.Частушки о чае

9.Конкурс «Неразлучные пары мировой литературы»

Х О Д В Е Ч Е Р А

ВЕД. Добрый день, дорогие друзья! Мы начинам наш вечер, посвященный ЧАЮ. Приглашая в гости, мы любим угощать чаем. Чай – основа гостеприимства многих народов. В Европу первый чай привезли в 1610 году.

Ученица 10Б класса (Сообщение из интернета «Чай в России»)

Ученица 10А класса (Сообщение из интернета «Чай в Татарстане»)

Одной из первых европейских стран, познакомившихся с чаем, была Россия. В 1638 году царь Михаил Романов отправил подарки монгольскому хану Кучкуку. Тот, в свою очередь, послал в подарок московскому царю 200 пачек чая весом по 1000 фунтов (4 пуда)

ВЕД. Попробовал царь неизвестный до того времени напиток и сказал: «Хорошо питие! Ещё! Это и было первое чаепитие на Руси.

«Хорошо питие!- сказал русский царь Михаил Федорович, «хорош чаек!»- говорят и сейчас, Давайте ж и мы приступим к чаепитию. Наливайте, пожалуйста, чай!

ВЕД. Самовар блестит, кипя, чай в нем пенится! Дорогие друзья! Сегодня мы собрались вместе, чтобы поближе познакомится, обсудить наши «семейные дела». А где же нам ещё поговорить, как не за столом!

ВЕД. Сейчас вы все станете участниками веселых конкурсов.

10А кл. Английский завтрак

2. Итак, ВТОРОЕ задание. Каждая группа (стол) должны ответить на заданный вопрос. УСЛОВИЕ. Время действия18 век. На столе самовар, чайник с заварником, сахар, хлеб, варенье, пряники, молоко, мед, овсяной кисель, а за столом сидит старый человек. Сначала он поел киселя, молока нахлебался, чаю напился.

ВОПРОС. Все ли правильно в этой сценке? Помните, это 18 век.

Ответ. Чай появился только в 1638 году. Для простого лица чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому – то и возникло выражение «чайком побаловаться». Хлеб появился еще в домонгольское время. Сахара же в 18 веке не было. Его промышленное производство началось в 16 веке в Индии, а с 18 века в России. Соответственно варенье приготовляли не на сахаре, а только на меду. Самовар же изобрели только в 18 веке. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Есть такая шуточная песня середины 19 века.

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить

А я от роду не знаю,

Как проклятый чай варить.

На столе семечки черные и белые, картофель, помидоры, Грибы маринованные, яблоки, сливы, масло, хлеб, деревянные ложки, вилки. Покажите,(назовите), что следует есть. Не забывайте, что это 18 век.

Ответ. Семечек не было. Подсолнечник и тыква американского происхождения. Картофель появился в Европе в 15 65 году, а в России — в конце 18 века. Грибов маринованных и вилок, конечно, не было.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ. Конкурс» неразлучные друзья мировой литературы» Называется имя одного литературного героя, а вы должны объявить его пару.

Том Сойер — Гек Финн

Дон Кихот — Санчо Панса

АНАГРАММА. В ней заложен ключ к победе. Тот, кто первый прочитает, станет победителем.

Читается строчка из песни, а команды должны назвать и спеть один куплет.

«Ой ты, песня, песенка девичья…»

«От улыбки хмурый день светлей…»

«Я играю на гармошке…»

«Ой цветет калина…» и др.

1.Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я от роду не знаю,

Как проклятый чай варить.

2Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок.

И приправил перцу, луку,

Да петрушки корешок.

3.Разлил варево по плошкам

Остудил его немножко,

На господский стол подал

4.Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел.

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

5.Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

6.Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

ВИКТОРИНА (по книге «Занимательная грамматика»)

Задания и вопросы на стр. 115, 117, 125, 127, 135

ТЕМА : Государственные символы Республики Татарстан

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с государственными символами родной

Республики; углубить знания по истории республики и родного края; воспитывать чувство уважения к национальным традициям татарского народа; чувство гордости за принадлежность к народу Татарстана.

Оборудование: Государственный флаг, герб РТ, политическая карта мира, запись гос. гимна РТ, РОССИИ, выставка книг и брошюр по истории РТ и татарского народа.

В мире насчитывается более 170 независимых государств, которые отличаются друг от друга своими символами: гимнами, флагами, гербами. Ст.160 Конституции РТ гласит: «Государственный флаг. Государственный герб. Государственный гимн – официальные эмблемы, символы, выражающие суверенитет РТ, самобытность и традиции народа Татарстана» Знакомство, изучение государственных символов нашей Республики мы начинаем с гимна. Что означает «гимн»?

Шайхиева Г. «Гимн»- греческое слово, означающее «торжественная песнь». Известны гимны государственные, военные, революционные, религиозные, в честь определенных событий. 27 августа кабинет Министров РТ утвердил Положение о Государственном гимне РТ. Государственные гимны исполняются,

-ежедневно в начале радиопередач ТРК Татарстан.

-при открытии торжественных собраний,

— при поднятии Государственного Флага РТ во время церемоний,

-при открытии памятников,

Звучит гимн в записи. (выслушивают стоя)

Автор гимна — заслуженный деятель искусств, народный артист СССР и России, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая композитор Рустем Яхин. Он родился в 1921 году в Казани, закончил Московское музыкальное училище, Прошел ВО войну. После войны закончил Московскую консерваторию.

Сафин Р. Знакомит со значением слова «флаг»

«ФЛАГ» — голландское слово. Это прикрепленное к дереву или шнуру полотнище установленных размеров и цветов. Это официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Государственный флаг РТ первый раз был поднят над зданием Верховного Совета на площади Свободы в Казани в декабре 1991 года. Это прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, красного и белого цветов. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – это цвет живой природы, жизни, молодости.

БЕЛЫЙ – признак чистоты, благородности, мира и спокойствия.

КРАСНЫЙ – это цвет торжества жизни, праздника. Проект флага РТ выполнен народным художником республики Тавилем Хазиахметовым.

Камалов Р. Знакомит со значением слова «герб»

161 статья Конституции РТ гласит: «Государственный герб РТ представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан». Приподнятая лапа означает центральную власть. Острые зубы и когти барса говорят о том, что он может постоять за себя и за свой народ. На боку круглый щит с изображением цветка с 8 лепестками. Щит означает защищенность, неприкосновенность и безопасность, а 8 лепестковый цветок – знак долголетия. (Астра – символ солнца). Орнамент выражает красоту, плодородие нашей земли. Эту землю охраняет священный барс. Солнце означает безоблачное небо, чистоту, свет и добро. Герб выполнен теми же цветами, что и государственный флаг. Идею о том, что одним из символов суверенного Татарстана должен быть барс выдвинул в прессе ученый Н. Ханзафаров. Эта идея воплотилась художником Р. Фахретдиновым.

Тотем является защитником рода и племени. Тотемом наших предков был барс. Образ барса вошел в мифологию многих тюркских народов.

Ахметова Р. Рассказывает древнюю легенду.

…Много-много лет назад враги истребили наших древних предков. Живым остался единственный 10-летний ребенок. Но и его решили казнить. Отрубив ему руку, ногу бросили его в болото. Обреченного на смерть мальчика вскормила самка барса. Прошли годы. Этот парень погиб в одной из схваток, самка барса спряталась в степях Алтая и родила 10 мальчиков, которые

Начали род тюркских племен. Образ барса сохранился. Он означает богатство, авторитет, силу.

В И К Т О Р И Н А

1.В каком году был впервые поднят трехцветный государственный флаг?

2.Назовите поэтов и писателей Арского района.

3.Назовите прародину тюрков. (Алтай)

4.Перечислите татарские народные инструменты (кубыз, саз, курай)

5.Когда мы отмечаем день Республики?(30 августа)

6.Когда утверждена Конституция РТ? (1992)

7.Перечислите татарские национальные женские украшения (чулпы, бел әзек, алка, йөзек, балдак)

8.Город, где находится дом-музей Шишкина? (Елабуга)

9.Автор музыкальной редакции Государственного гимна РТ? (Р. Яхин)

10.Назовите татарские народные песни. ( «Райхан». «Гульджамал» и др.)

П Р А З Д Н И К

Р У С С К А Я М А С Л Е Н И Ц А

( За неделю до праздника проводится подготовительная работа. Руками школьников изготовлено чучело зимы. Оно сделано из соломы и укреплено на крестовине из палок. За день до праздника строят снежную крепость. А в центре приготовлено место для костра )

Вед. Внимание, внимание!

Торопись честной народ,

Всех нас масленица зовёт!

Здравствуйте, люди добрые! Благодарю вас, что пришли по старому народному обычаю Зиму – матушку проводить!

( входят несколько учеников и исполняют песни встречи масленицы)

Наша масленица годовая/3р

Она гостика дорогая/2р

Она пешею к нам не ходит/2р

Всё на комоньях разъезжает/2р

Чтобы коники были вороные/2р

Чтобы слуги были молодые!

1.Песни «Ой, мороз, мороз…» и др.

3.Девушки исполняют частушки

4.Игры «Змейка», «Лошадка», «Сиамские близнецы»

ВЕД. МАСЛЕНИЦА –это праздник «проводов зимы». Им отмечался переход к весенним земледельческим работам. В древности это были разнообразные обрядовые действия. В масленицу сжигают соломенные чучела, пекут блины, ходят друг к другу в гости, катаются на санках с гор, ездят на быстрых лошадях, играют.

5. Каждый класс исполняет свои песни.

У двух матерей по пяти сыновей

Одно имя всем. (пальцы)

Сижу верхом, не знаю на ком,

Соскочу – привечу. (шапка)

Черненькая — маленькая,

В платье вскочила,

Царя разбудила. (блоха)

Чёрненькая собачка, свернувшись лежит,

Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)

5. Чёрный конь скачет в огонь (кочерга)

6. Два брюшка, четыре ушка (подушка)

7. Одну меня не едят,

А без меня мало едят (соль)

8. Не огонь, а жжется (крапива)

Под небеса ушел (печь, огонь, дым)

ВЕД. Люди добрые! Вот и масленицу везут.

(Приближается живописная процессия: на санях везут чучело Зимы)

А мы масленицу прокатали,

Прокатали, душа, прокатали,

На каталицах не бывали,

Не бывали, душа, не бывали.

Наша масленица обманула,

На велик пост посадила,

Посадила, душа, посадила!

( Все идут проводить Зиму на праздничную площадь, где состоится прощание с ней. Чучело несут к костру. Сжигают.)

Ты прощай, прощай, наша масленица.

Ты прощай, прощай, наша широкая!

Ты не в среду пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье, всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром, с квасом и чайком

С блинами, пирогами да с оладьями.

Блины масленые, шаньги мазаные

Мы катаемся с горы от зари до зари.

А сегодня в воскресенье, наше кончилось веселье.

Прощай, прощай наша масленица!

Хозяйка приглашает всех на блины!

Ах ты, Домнушка, красно солнышко, вставай с печи,

Гляди в печь: не пора ли блины печь.

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!

На поднос блины кладите да к порогу подносите.

( Хозяйка угощает всех блинами)

Как на масленой недели со стола блины летели,

И сыр и творог – все летело за порог!

Как на масленой недели из печи блины летели,

Весело было нам, весело было нам!

Прошла масленица, кончилось гулянье,

Идем теперь на отдыханье.

Дорогая наша масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

(Все угощаются блинами) С этого момента все участники представления проводят, игры. Ведущий приглашает детей кататься на санях с горы.

Прощай масленица – вертушка, настает великий пост.

Дома ужинать садятся, подают от редьки хвост!

Как на масленой неделе в потолок блины летели!

Уж ты, маслена, обманщица, ты сказала:»семь недель»,

А остался один день!

Прощай, масленица — ерзовка!

Оставила нас — на кислый квас, на постные щи!

На холодные харчи.

1. Внеклассное мероприятие. Тема: « Мы за чаем не скучаем» (литературный вечер)

2. Классный час. Тема: Государственница»ые символы Республики Татарстан

3. Внеклассное мероприятие. Тема: Праздник «Русская масленица»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения

Для подготовки учашихся к ГИА.

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово.

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста.

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож.

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов.

Урок русского языка «Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста»

Урок русского языка «Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста», 8 класс.

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение. Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем.

Уж ты, маслена, обманщица, ты сказала семь недель,.

Nsportal. ru

28.04.2019 3:40:16

2018-09-04 05:06:01

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/11/10/szhatoe-izlozhenie-bratya-bliznetsy

Слайд 1
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ СОШ№2 г.Донской
Климанова Марина Алексеевна
Урок родного (русского)языка

во 2 классе.
Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ№2 г.Донской Климанова Марина АлексеевнаУрок родного (русского)языка во 2 классе.


Слайд 2
Самовар кипит –
уходить не велит 

Самовар кипит –     уходить не велит 


Слайд 3
Что такое самовар?
«Самовар — металлический прибор для кипячения

воды с топкой внутри, наполняемый углями»
Словарь русского языка (М.,1981г., т.4)
«Самовар — водогрейный для чаю сосуд, б.ч. медный с трубою и жаровнею внутри»
Толковый словарь живого великорусского
языка В.И. Даля (СПб-М.,1912г., т.4)
Что такое самовар?


Слайд 4

Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это

круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Самовар стоит всегда в центре стола. Он
добрый — по своему образу, по округлости
форм. Он добродушно попыхивает дымком
и булькает кипящей водой.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО…
Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг


Слайд 5
Раз прислал мне барин чаю,
И велел его сварить.
А я отроду

не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял я всё на скору руку,
Чай весь высыпал в горшок.
На приправку перцу, луку
И петрушки корешок.

Раз прислал мне барин чаю, И велел его сварить. А я


Слайд 6
На огонь его поставил,
Всё лучиночкой мешал.
Потом мучкою заправил,
И начало чай

принял.
Чай мой вышел – объеденье.
Раза два прокипятил,
И вдобавок в наслажденье
Сверху маслица подлил.

На огонь его поставил, Всё лучиночкой мешал. Потом мучкою заправил, И


Слайд 7
«Чай готов! Извольте кушать!» —
Снял я с барина пальто.
«Молодец! Коли

послушал! —
И хвалю тебя за то!»
«Если будешь аккуратно
Ты всегда так выполнять,
То на праздничек, понятно,
Подарю рублишек пять».


Слайд 8
Слышу, барин расходился,
Меня в горницу позвал,
В волоса мои вцепился,
И таскал

меня, таскал.
«Ты чего же образина?
Ты чего же наварил?
Ах ты, Пешка, ты — дубина!
Чтобы шут тебя схватил!»

Слышу, барин расходился, Меня в горницу позвал, В волоса мои вцепился,


Слайд 9
Долго думал, удивлялся,
Что же мог я натворить?
А потом, уж догадался!!!
Что

забыл я, п о с о л и т ь!!!

Долго думал, удивлялся, Что же мог я натворить? А потом, уж


Слайд 10

Как же пили чай наши прадедушки и прабабушки? 

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.
Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Как же пили чай наши прадедушки и прабабушки? 


Слайд 11
В России самовар появился во времена Петра Первого. Форма

у самоваров была самая разнообразная. Мастера старались друг перед другом изо всех сил…

Чем необычнее форма –
тем дороже самовар!
В России  самовар появился во времена Петра Первого. 	Форма у


Слайд 12
Первая известная фабрика самовара была

основана в Туле Назаром Лисицыным в 1778. Город оружейных мастеров прославился по всему миру как центр производства самоваров благодаря богатым рудным запасам, чрезвычайно искусным мастерам, которые обрабатывали металлы в районе Тулы.

Фабрика Котырева Василия Сергеевича, он же Баташев в Туле основана 1875 году
Первая известная фабрика самовара была основана


Слайд 13

В 1850 году в одной

только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч самоваров в год ни один район не имел стольких мастеров по металлу как Тула.
В 1850 году в одной только


Слайд 14
Самовар продолжает удивлять

нас разнообразием своих форм, и человек ещё долгие годы будет восхищаться талантом русских мастеров, которые создали чудо, имя которому — САМОВАР.

Самовар продолжает удивлять нас


Слайд 15
Памятник самовару в Туле

Памятник самовару в Туле


Слайд 16
Памятники самовару
г.Ван Турция
г.Елабуга (Татарстан)
Поселок Суксун

Памятники самоваруг.Ван Турцияг.Елабуга (Татарстан)Поселок Суксун


Слайд 17
Давно на белом свете
Живет годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый

самовар.
Сиянье излучая,
Морозным зимним днём
Он сердце согревает
Особенным теплом.
Давно на белом свете  Живет годами стар, Поэтами


Слайд 18
Выпей чайку –откуда силу возьмешь?
Чай пить – так на свете

не жить.
Чай не пьешь — забудешь тоску.
Чай не пить — не дрова рубить.
Выпей чайку –откуда силу возьмешь?Чай пить – так на свете не


Слайд 19
Ч.йка ч.ек днём на ч.й
Пригласила невзнач.й.
В ч.йник новый, расписной
Нал.ла в.ды

м.рской.
Почему с.лёный ч.й?
Ну-ка, ч.йка, отв.ч.й!    

Ч.йка ч.ек днём на ч.й Пригласила невзнач.й. В ч.йник новый, расписной


МОУ «Школа №2 р.п.Новые Бурасы имени Героя Советского Союза М.С.Бочкарёва» История самовара Автор: Дубоносова Светлана Владимировна, учитель начальных классов

МОУ «Школа №2 р.п.Новые Бурасы имени Героя Советского Союза М.С.Бочкарёва»

История самовара

Автор: Дубоносова Светлана Владимировна, учитель начальных классов

История русского самовара не такая уж древняя, она насчитывает немногим более 250 лет.

История русского самовара не такая уж древняя, она насчитывает немногим более 250 лет.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.  Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Ростов Саратов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком .

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Ростов Саратов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком .

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике.

Сбитенник

Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке в РОССИИ появились самовары-кухни , которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай.  Сбитенник и самовар-кухня , явились предшественниками самовара. самовар-кухня

В XVIII веке в РОССИИ появились самовары-кухни , которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.

Сбитенник и самовар-кухня , явились предшественниками самовара.

самовар-кухня

О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 177 8 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 177 8 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

И все же прошло еще полвека, прежде чем самовары окончательно утвердились в российских домах — от императора до крестьянина. Случилось это уже после Отечественной войны 1812 года .  Чаепитие, Наумов А. А.

И все же прошло еще полвека, прежде чем самовары окончательно утвердились в российских домах — от императора до крестьянина. Случилось это уже после Отечественной войны 1812 года .

Чаепитие, Наумов А. А.

В XIX веке самовар

В XIX веке самовар «расселяется» в С-Петербурге, Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях, а далее и по всей России.

Форма у самоваров была самая разнообразная. Мастера старались друг перед другом изо всех сил…

Форма у самоваров была самая разнообразная. Мастера старались друг перед другом изо всех сил…

Чем необычнее форма – тем дороже самовар!

Чем необычнее форма –

тем дороже самовар!

Самые редкие и дорогие самовары делались из серебра, кустарные – из жести, а наиболее распространенные - из меди и латуни. Особенность самоваров – надписи-поговорки: «Чай пьешь, до ста лет доживешь», «Где есть чай, там и под елью рай»…

Самые редкие и дорогие самовары делались из серебра, кустарные – из жести, а наиболее распространенные — из меди и латуни. Особенность самоваров – надписи-поговорки: «Чай пьешь, до ста лет доживешь», «Где есть чай, там и под елью рай»…

Часто устраивались выставки самоваров и наиболее красивым экземплярам вручались медали.Это было очень престижно и владельцы фабрик клеймили на самовары образцы медалей. Такие самовары стоили дорого и их могли себе позволить купить только очень богатые люди…

Часто устраивались выставки самоваров и наиболее красивым экземплярам вручались медали.Это было очень престижно и владельцы фабрик клеймили на самовары образцы медалей. Такие самовары стоили дорого и их могли себе позволить купить только очень богатые люди…

Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями.  Позже появились другие виды самоваров -керосиновые, электрические и другие.

Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями.

Позже появились другие виды самоваров -керосиновые, электрические и другие.

...С каким уважением, можно сказать, нежностью относились в домах к самоварам.  Это была последняя вещь, с которой расставалась нуждающаяся семья . Вокруг него по вечерам собирались домочадцы, пили душистый чай, неторопливо беседовали. « Самовар кипит, уходить не велит » — говорят в народе. На террасе, Б. Кустодиев

…С каким уважением, можно сказать, нежностью относились в домах к самоварам.

Это была последняя вещь, с которой расставалась нуждающаяся семья . Вокруг него по вечерам собирались домочадцы, пили душистый чай, неторопливо беседовали. « Самовар кипит, уходить не велит » — говорят в народе.

На террасе, Б. Кустодиев

Чаепитие. Б Кустодиев.

Чаепитие. Б Кустодиев.

Чаепитие. Б. Кустодиев. В. Ф. Стожаров. За самоваром.

Чаепитие. Б. Кустодиев.

В. Ф. Стожаров. За самоваром.

Чаепитие. Б. Кустодиев.

Чаепитие. Б. Кустодиев.

Мальчик и женщина, пьющие чай, В. Маковский

Мальчик и женщина, пьющие чай, В. Маковский

Осень в провинции, чаепитие, Б. Кустодиев

Осень в провинции, чаепитие, Б. Кустодиев

В настоящее время чай пьют все народы нашей многонациональной страны. Но самовары почти повсеместно были вытеснены чайниками. Если они и есть в доме, то как украшение или для праздничного чаепития…Но именно на праздниках за большим столом стоит...

В настоящее время чай пьют все народы нашей многонациональной страны. Но самовары почти повсеместно были вытеснены чайниками. Если они и есть в доме, то как украшение или для праздничного чаепития…Но именно на праздниках за большим столом стоит…

Давно на белом свете  Живет годами стар,  Поэтами воспетый  Пузатый самовар  Сиянье излучая,  Морозным зимним днем  Он сердце согревает  Особенным теплом.

  • Давно на белом свете Живет годами стар, Поэтами воспетый Пузатый самовар Сиянье излучая, Морозным зимним днем Он сердце согревает Особенным теплом.

  • Рассказ про самовар 2 класс по родному языку
  • Рассказ про самбо на английском языке
  • Рассказ про самару на английском языке с переводом
  • Рассказ про салавата юлаева
  • Рассказ про савельича из капитанской дочки