Рассказ про самовар для детей 2 класса

Сообщение о самоваре

На чтение 4 мин Обновлено 27 февраля, 2022

Краткое сообщение о самоваре 2 класс может использовать, чтобы узнать какая история русского самовара, кто его придумал и из чего он состоит.

Содержание

  1. Сообщение о самоваре: кратко
  2. История русского самовара
  3. Виды самоваров
  4. Из чего состоит самовар?

Сообщение о самоваре: кратко

Согласно давним документам мы узнаем, что некоторые устройства под названием «хого» были известны в Китае. Они объединяли емкость для воды и углей со специальной отводящей трубой. После хого стали использовать в Японии и на территории современного Ирана.  А первый найденный археологами самовар имеет возраст 3600 лет. Его родиной является сельская местность Азербайджана.

История русского самовара

Согласно русской легенде в Россию самовар привез Петр I, однако официальные документы утверждают, что агрегат появился спустя 50 лет после смерти царя. Так кто придумал самовар? Считается, что в 1701 году тульский промышленник Демидов посетил Урал, где и был выкован им с местными кузнецами первый самогреющийся агрегат. А вот в самой Туле самовары стали изготавливаться с 1778 года. Первое потоковое производство началось благодаря братьям  Лисицыным, спустя 77 лет после открытия Демидова.

Для самоварного производства использовали следующие материалы:

  • медь в ранний период;
  • латунь и с 1880-тых годов никелированную латунь (используется чаще всего, так как этот материал самый удобный для производства самоваров);
  • сплавы серебра и меди в Петербурге и Варшаве;
  • сплавы меди с цветными металлами.

В редких случаях при изготовлении агрегата, а точнее для декорирования использовали другие металлы.

Виды самоваров

  1. Жаровые, работающие на дровах и углях. Данной конструкции уже 300 лет. Работает благодаря закладке топлива в специальную трубу.
  2. Электрические (хотя по технологии они больше напоминают электрочайник). Сквозь сосуд проходит нагревательный элемент, который кипятит воду.
  3. Комбинированные. Сочетают в себе нагревательный элемент и специальную трубу для жара. Можно использовать и то, и то.
  4. Сувенирные. Это маленькие самовары, которые повторяют конструкцию больших агрегатов. Чаще всего их покупают на подарок в коллекцию.  Так, самый маленький самовар «ростом» всего 1,2 мм и состоит из 12 золотых деталей. А самый маленький работающий самовар, попавший в Книгу Рекордов Гиннеса, был высотой 4 мм. Он мог подавать 1 каплю горячей воды.
  5. Антикварные. Это оригинальные, работающие самовары, производства прежних лет. Особую ценность представляют отреставрированные экземпляры с метками императорского двора, клеймом владельца, мастера.
  6. Самовары авторской конструкции. Образцы ручной работы с новыми инженерными решениями и интересным внешним оформлением. Эти агрегаты представляют особую ценность.

Из чего состоит самовар?

  Устройство самовара, который работает на древесном топливе, сложилось с начала производства агрегата. И таким остается до сих пор. Единственное, что меняется — оформление деталей.

Все части самовара предназначены для следующей задачи – кипятить воду к чаю, это:

  • Корпус для наливания воды.
  • Внутренняя труба-жаровня для топлива. В нижней части имеется решетка, на которой собственно и лежат угли. Через нее просыпается также зола.
  • Крышка. Она закрывает корпус самовара и не дает воде выкипеть или протечь.
  • Ручки. Благодаря им устройство можно поднимать и переносить с места на место.
  • Шейка с поддувалом. Через ее отверстия к горячему топливу поступает воздух.
  • Поддон и ножки для стойкости конструкции и возможности стоять на поверхности
  • Конфорка. На нее устанавливается чайник после закипания воды.
  • Крышка-заглушка, останавливающая процесс горения.

Также к жаровому устройству идет вытяжная труба, диаметр которой совпадает с диаметром жаровни. Ее главная задача – выводить дым наружу. Мы уже знаем, что видов самоваров много, однако их конструкция примерно одинаковая. Разница только в размерах, художественных оформлениях и авторских решениях.

Надеемся, что сообщение: «Что такое самовар» для детей помогло Вам узнать много полезной информации об этих устройствах. А свой краткий рассказ про самовар для 2 класса Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Тема: «В гостях у Самовара»

Цель: расширить знания детей о русском самоваре, как о предмете народного быта.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с историей возникновения русского самовара.

Воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству, чувство патриотизма, гордость за мастеров и художников России, сохранение и укрепление семейных традиций.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного.

Оборудование: музейные экспонаты (самовары), презентация, текст сказка «Самовар», карточки вопросы, картинки самоваров, видео.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Собрались сейчас мы в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Влево, вправо повернемся

И еще раз улыбнемся.

Я приветствую всех вас,

Всё получится у нас!

Учитель: – Мы подарили друг другу улыбку и вместе с улыбкой – хорошее настроение. Теперь рассаживайтесь по местам.

-Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в прошлое. А прошлое всегда интересно и необычно.

2. Основная часть

– Сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости:

Давайте прочтём.

«Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

Всех вас в гости приглашаю».

(Самовар Самоварыч)

Учитель: Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? (ответы детей)

Учитель: Кто написал эту сказку? (ответы детей)

Слайд 1

Учитель: Корней Иванович Чуковский «Федорино Горе»

— Так кто же нас в гости приглашает, отгадайте загадку?

Слайд 2

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

-Ребята, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь?

(ответы детей)

Слайд 3

Учитель: Да, это самовар. Недаром в народе говорили: «Печка-матушка, да самовар-батюшка».  Я приглашаю вас в гости к Русскому Самовару. Вы немного узнаете об истории появления самовара о традициях русского чаепития.

Работа в группах

— Сейчас, я предлагаю поработать в группах. На столах у вас лежит текст, прочтите его все, а затем каждой группе даны вопросы, дайте на них ответы опираясь на прочитанный текст. (5 минут)

Работа в парах

— Ребята, а кто знает почему такое название получил самовар?

-Давайте найдём в словарях Ожегова, значение этого слова.

Слайд 4

В словаре ОжеговаСАМОВАР, — Металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой — высокой трубкой, наполняемой древесными углями.

Слайд 5

Учитель: Миниатюрные и большие, стройные и пузатые, расписные и обычные. Все о них, о самоварах.

 Самовар – чудо России! Испокон веков, цари, пили чай из самовара, наслаждались вкуснейшим напитком.

Слайд 6

На  Руси  самовар  считался  символом  добра,  домашнего  уюта  и  семейного  покоя.  Недаром  говорят – где  есть  чай,  там  и  под  елью  рай.  Однажды  попробовав  чаю  из  настоящего  русского  самовара,  уже  не  захочется  пить  чай  из  обычного  чайника.   В  деревенских  глубинках и  сегодня  самовары  передаются  из  поколения  в  поколение,  становясь  семейной  реликвией.

Слайд7

Учитель: Русский  самовар – это  таинство. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате. Много лет назад, именно у самовара собирались гости, делились новостями, отдыхали, старики передавали опыт молодым. Много историй  и тайн хранит самовар.

Слайд 8

Учитель: Сегодня самовар и посиделки вновь становятся символом и примером объединения семьи, гармонии и общения. Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар может создать удивительно теплую и уютную остановку в доме, напомнит о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Слайд 9

Учитель: — Ребята, а кто из вас хоть раз пил чай из самовара? (ответы детей)

Что необходимо  для  русского чаепития? (ответы детей)

 Ребята, почему в России так любили чай из самовара? (ответы детей)

Учитель: В России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость.

-Скажите, а каких два слова спряталось в слове самовар?

— Предлагаю вам просмотреть видеоролик, как же это происходило.

(просмотр видеоролика)

Беседа:

— Кто расскажет, как же люди заваривали чай в самоваре?

Слайд 10

-В трубу, которая находится  внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Слайд 11(основные части самовара)

Слайд 12 ( Азия)

Не было бы самовара, если бы не завезли в Россию чай. А завезен он был в XVII веке из Азии и применялся в то время, как лекарство среди знати и богатых людей. Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и другие города России.

Слайд 13, 14,15

   Самовары в России прославили тульские мастера, умевшие из обычного куска металла сотворить настоящее произведение искусства. Первая мастерская была основана в Туле оружейником Федором Лисицыным. К середине XIX века их насчитывалось в городе уже с десяток, и было несколько фабрик, в каждой из которых имелись собственные секреты «ваяния» самоваров. Самые известные «самоварные» фамилии: Морозов, Ломовы, Капырзины, Баташев и многие другие. На самоварах ставили специальное клеймо фабрики, служившее товарным знаком. Поэтому родиной самоваров, люди считают город Тулу

Самовары продавали на рынках по весу. Они выпускались  для зажиточных граждан — изящные, с множеством украшений, для простых людей — скромные и незатейливые.

Слайд 16

Формы у самоваров тоже были разные: «банка», «кастрюля», «арбуз», «груша», «тыква», «гайка», «ваза» и другие. В одной только Туле их насчитывалось более 150 видов.

Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

Слайд17 по 24

Я вам предлагаю поработать в группах, склеить свои самовары, побыть настоящими писателями и придумать рассказ о своем самоваре, который у вас получится. Но чтобы было вам легче составить рассказ, вам поможет план подсказка:

– Что это?

– Какого цвета?

– Какой формы?

— На что похож?

– Как используют?

В подведении этого этапа работы, прослушайте стихотворение

Михаил Пляцковский  

ДОБРЫЙ САМОВАР

Посидеть за самоваром

 Рады все наверняка.

 Ярким солнечным пожаром

 У него горят бока.  

Самовар поет-гудит,

 Только с виду он сердит.

 К потолку пускает пар

 Наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится –

 Щедрый, хрупкий, золотой.

 Озаряет наши лица

 Он своею добротой.  

Лучше доктора любого

 Лечит скуку и тоску

 Чашка вкусного, крутого

 Самоварного чайку.

3. Подведение итогов

Блиц — опрос: « В гостях у Самовара».

(ответы детей)

1.Какой формы делали самовары?

2.Какая страна считается родиной чая?

3.Во время чаепития, кто считался главой стола?

4.Какой город считался родиной самоваров?

5.Кто основал первую самоварную фабрику?

6.Как узнавали, кто этот самовар изготовил?

Учитель: Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького, в картинах известных русских художников — Н. Богданова — Бельского, К. Коровина, К. Маковского.

Самовар — это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой, который поможет напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Наше мероприятие подходит к концу, у вас на столах лежат чашечки двух цветов….

  1. Если вам понравилось наше мероприятие, поднимите красную чашку
  2. Если вам понравилось наше мероприятие, но вы бы хотели еще больше узнать о самоварах, поднимите жёлтую чашку

Спасибо, и в заверение  предлагаю просмотреть сценку, которую подготовили учащиеся нашего класса.

Всем спасибо, мероприятие окончено

«Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

Всех вас в гости приглашаю».

(Самовар Самоварыч)

Приглашение

План

1. Что это?

2. Какого цвета?

3.Какой формы?

4. На что похож?

5.Как используют?

План

1. Что это?

2. Какого цвета?

3.Какой формы?

4. На что похож?

5.Как используют?

План

1. Что это?

2. Какого цвета?

3.Какой формы?

4. На что похож?

5.Как используют?

1группа:

1.Главный герой произведения?

2. Какого жанра это произведение?

3. Кто приходил в гости к самовару?

2 группа:

  1. Как обращались гости к самовару?
  2. Чем угощал гостей самовар?
  3. Какая беда произошла с самоваром?

3 группа:

  1. Как отнеслись к электрическому чайнику гости?
  2. Какой дал совет мудрый самовар?
  3. Какая главная мысль текста?

МОУ «Школа №2 р.п.Новые Бурасы имени Героя Советского Союза М.С.Бочкарёва» История самовара Автор: Дубоносова Светлана Владимировна, учитель начальных классов

МОУ «Школа №2 р.п.Новые Бурасы имени Героя Советского Союза М.С.Бочкарёва»

История самовара

Автор: Дубоносова Светлана Владимировна, учитель начальных классов

История русского самовара не такая уж древняя, она насчитывает немногим более 250 лет.

История русского самовара не такая уж древняя, она насчитывает немногим более 250 лет.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.  Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Ростов Саратов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком .

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Ростов Саратов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком .

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике.

Сбитенник

Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке в РОССИИ появились самовары-кухни , которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай.  Сбитенник и самовар-кухня , явились предшественниками самовара. самовар-кухня

В XVIII веке в РОССИИ появились самовары-кухни , которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.

Сбитенник и самовар-кухня , явились предшественниками самовара.

самовар-кухня

О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 177 8 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 177 8 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

И все же прошло еще полвека, прежде чем самовары окончательно утвердились в российских домах — от императора до крестьянина. Случилось это уже после Отечественной войны 1812 года .  Чаепитие, Наумов А. А.

И все же прошло еще полвека, прежде чем самовары окончательно утвердились в российских домах — от императора до крестьянина. Случилось это уже после Отечественной войны 1812 года .

Чаепитие, Наумов А. А.

В XIX веке самовар

В XIX веке самовар «расселяется» в С-Петербурге, Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях, а далее и по всей России.

Форма у самоваров была самая разнообразная. Мастера старались друг перед другом изо всех сил…

Форма у самоваров была самая разнообразная. Мастера старались друг перед другом изо всех сил…

Чем необычнее форма – тем дороже самовар!

Чем необычнее форма –

тем дороже самовар!

Самые редкие и дорогие самовары делались из серебра, кустарные – из жести, а наиболее распространенные - из меди и латуни. Особенность самоваров – надписи-поговорки: «Чай пьешь, до ста лет доживешь», «Где есть чай, там и под елью рай»…

Самые редкие и дорогие самовары делались из серебра, кустарные – из жести, а наиболее распространенные — из меди и латуни. Особенность самоваров – надписи-поговорки: «Чай пьешь, до ста лет доживешь», «Где есть чай, там и под елью рай»…

Часто устраивались выставки самоваров и наиболее красивым экземплярам вручались медали.Это было очень престижно и владельцы фабрик клеймили на самовары образцы медалей. Такие самовары стоили дорого и их могли себе позволить купить только очень богатые люди…

Часто устраивались выставки самоваров и наиболее красивым экземплярам вручались медали.Это было очень престижно и владельцы фабрик клеймили на самовары образцы медалей. Такие самовары стоили дорого и их могли себе позволить купить только очень богатые люди…

Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями.  Позже появились другие виды самоваров -керосиновые, электрические и другие.

Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями.

Позже появились другие виды самоваров -керосиновые, электрические и другие.

...С каким уважением, можно сказать, нежностью относились в домах к самоварам.  Это была последняя вещь, с которой расставалась нуждающаяся семья . Вокруг него по вечерам собирались домочадцы, пили душистый чай, неторопливо беседовали. « Самовар кипит, уходить не велит » — говорят в народе. На террасе, Б. Кустодиев

…С каким уважением, можно сказать, нежностью относились в домах к самоварам.

Это была последняя вещь, с которой расставалась нуждающаяся семья . Вокруг него по вечерам собирались домочадцы, пили душистый чай, неторопливо беседовали. « Самовар кипит, уходить не велит » — говорят в народе.

На террасе, Б. Кустодиев

Чаепитие. Б Кустодиев.

Чаепитие. Б Кустодиев.

Чаепитие. Б. Кустодиев. В. Ф. Стожаров. За самоваром.

Чаепитие. Б. Кустодиев.

В. Ф. Стожаров. За самоваром.

Чаепитие. Б. Кустодиев.

Чаепитие. Б. Кустодиев.

Мальчик и женщина, пьющие чай, В. Маковский

Мальчик и женщина, пьющие чай, В. Маковский

Осень в провинции, чаепитие, Б. Кустодиев

Осень в провинции, чаепитие, Б. Кустодиев

В настоящее время чай пьют все народы нашей многонациональной страны. Но самовары почти повсеместно были вытеснены чайниками. Если они и есть в доме, то как украшение или для праздничного чаепития…Но именно на праздниках за большим столом стоит...

В настоящее время чай пьют все народы нашей многонациональной страны. Но самовары почти повсеместно были вытеснены чайниками. Если они и есть в доме, то как украшение или для праздничного чаепития…Но именно на праздниках за большим столом стоит…

Давно на белом свете  Живет годами стар,  Поэтами воспетый  Пузатый самовар  Сиянье излучая,  Морозным зимним днем  Он сердце согревает  Особенным теплом.

  • Давно на белом свете Живет годами стар, Поэтами воспетый Пузатый самовар Сиянье излучая, Морозным зимним днем Он сердце согревает Особенным теплом.

Открытое занятие в старшей группе

Воспитатель

Вишневская Л.Н.

Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития, познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и гостеприимства, развивать познавательную активность детей, любознательность.

Оборудование:

самовары, приборы;

русские костюмы;

памятка “Рецепт приготовления чая”;

выставки: “В мире самоварных профессий”.

коллекция чая.

Оформление: пословицы о гостеприимстве, самовары, скатерти, презентация «В гости к самовару»

Ход занятия

«Добро сидеть за самоваром!

И пить из блюдца не спеша.

Поёт, горит, исходит жаром

Его славянская душа»

-Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости! Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем. Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!

— Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару. Где мы узнаем об истории чая, самовара, а так же о традициях русского чаепития.

Ребенок

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

 Реки питаются ручьями, ручьи – ручейками, ручейки берут своё начало с маленького родничка. А человек питается любовью и теплом своей семьи. Семья – удивительное слово: оно хранит уют домашнего очага,

мамину улыбку, надёжность крепких папиных рук, запах бабушкиных пирогов, дедушкины рассказы и небылицы. Любая семья должна быть крепкой и дружной.

Представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола …

Загадка:

Стоит толстяк, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)

-Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе в музее, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

История самовара

-Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

Выставка самоваров

Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили. (Рассматривание пластинок меди)

Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары – “банки”, “рюмки”, “шарики”, у которых есть несколько подвидов: “арбуз”, “дыня”, “груша”. Одни из самых красивых – самовары “ваза” и “цветок лотоса”. А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – “паровоз”, “петух” и “бочонок”.

Презентация «В гости к самовару»

Существуют музеи самоваров. Первый такой музей был создан далеко от родины самовара – в Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. И у каждого из них своя история, ведь многим из них более 200 лет. Не так давно открыт музей самоваров и в городе Туле.

— Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела

А самовар, как верный друг.
Все споры слушал молчаливо
И пар струистый выпускал.
Иль вдруг на наш рассказ бессвязный
Какой-то музыкою странной,
Как собеседник отвечал…

Самовар Самоварыч: Здравствуйте, любители чая! Давайте познакомимся.

Я Самовар Самоварыч. Без меня вам никак не обойтись.

Самовар Самоварыч:

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней.
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью – лучший друг!

(выходят дети в русских костюмах)

-Хозяин. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. “Давным-давно китайские пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, как они начинают резвиться и легко взбираются в горы. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они заварили их в кипятке. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем– чай.”

Хозяйка: В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.

Дочь: Почти триста лет тому назад русский царь получил подарок от  монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью “бах-ча”, что  переводилось как “чай для заварки”.

Хозяин: Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию.

Хозяйка: Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение “чайком побаловаться”. Об одном непутёвом крестьянине, который никогда не пил чая и не готовил этот напиток,  послушайте “Раз прислал мне барин чаю!”

Хозяин: исценировка

Принимал гостей мой барин,
Чай велел мне заварить,
Как заваривать – не знаю,
Постараюсь угодить!
Взял тогда налил водицы,
Чай весь высыпал в горшок.

И добавил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Все ругались и плевались,
Барин был ужасно зол, 
Наказать меня заставил,
Меня розгами порол!
Я всё думал, удивлялся:
Чем я мог не угодить?
А потом уж догадался –
Чай забыл я посолить!

Врач-смехач: Здравствуйте, это я, врач-смехач. Думаю, что с вами такого не случится, так как сейчас я познакомлю вас, как правильно заваривать чай.

Рецепт приготовления чая: Завариваем чай по памятке

Заваривать чай следует свежевскипячённой водой. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она побелеет, т.е. закипит “белым ключом”.

Чайник для заварки, желательно фарфоровый, сполоснуть кипятком.

Всыпать сухую заварку(2чайные ложечки).

Залить кипятком на 2/3, закрыть крышкой.

Чёрный чай настаивают 3-5 минут. Зелёный 5-8 минут. Затем чайник долить кипятком, оставляя 1см до крышки.

Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно.

Самый лучший чай после первого настоя.

Приятного чаепития.

Восточная мудрость гласит:

“Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее”.

Физминутка “Самовар”.

Крутобокий самовар,
Ты кипишь, пуская пар.
Руки в боки, ноги в стол
И пошёл, пошёл, пошёл…
Вот варенье, вот ватрушки,
Вот вам пряники и сушки…
Изо всех, сколь было, сил
Всех он чаем напоил.
Запыхался от ходьбы – 
Наливай ещё воды.

 Самовар – это часть жизни нашего народа, отражённая в его пословицах, поговорках и произведениях.

Угадайте, из каких произведений взяты эти строки?

1. Из окошка вывалился стол.И пошёл, пошёл, пошёл.…А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит.И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!”.

(К.Чуковский “Федорино горе”)

2. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал, как от огня.

(К.Чуковский “Мойдодыр”)

3.. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.

(К.Чуковский “Муха-цокотуха”)

– Какие пословицы и поговорки о чае вы знаете, устроим соревнование.

За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.

С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.

Чай пьёшь – здоровье бережёшь.

Пей чай, беды не знай!

С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.

Чай не пьёшь – где силу берёшь?

Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!

Чай пить – приятно жить!

Выпьешь чайку – позабудешь тоску!

Чай пить – не дрова рубить.

Самовар кипит – уходить не велит.

Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.

В Тулу со своим самоваром не ездят.

Вот и закончилось наше путешествие, я предлагаю вам ответить мне на следующие вопросы:

-Где мы были в гостях?

-Чем занимались в гостях?

— Ребята, я хотела бы узнать с каким настроением вы прибыли из гостей, для этого я предлагаю вам выбрать волшебные лепестки и прикрепить на коврограф. Под музыку дети выбирают лепестки и составляют цветок.

Самовар воспел в своих стихах и А.С.Пушкин:

Смеркалось,
На столе, блистая,
Кипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.

Дети дарят подарки гостям.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русские
обычаи и знакомство с самоваром»

Цель:

Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и
появления самовара на Руси;

Вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить
с обрядом чаепития.

Обобщить знания детей о народных традициях.

Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую
родину.

Развивать умение видеть красоту изделия, формировать
эстетический вкус.

Активизировать словарь: самовар, роспись.

Материалы и оборудование:

Самовары, иллюстрации и картинки с изображением различных
самоваров, минусовка частушек, загадок, пословиц, физминутки, вырезанные
чашечки из бумаги, карандаши, пряники, печенье и конфеты.

Ход занятия:

-Ребята обратите внимание на красивый предмет, который стоит на
столе. Кто знает, как называется этот предмет? (самовар).

-Да правильно! Молодцы!

-В старые добрые времена был на Руси такой обычай: осенью, когда
заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы
на людей поглядеть, да и себя показать. А какие же посиделки без чайку
горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш
народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает
любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а
самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. А,
что же такое – самовар? Самовар — старинное русское изобретение, для нагревания
воды. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют
тульским. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы
самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов,
петухов и других животных. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый
мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Вся семья
собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили
чай с вареньем, пирогами, блинами…

-Давайте внимательно рассмотрим самовар и расскажем из чего он
состоит, какие украшения вы увидели.

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и в вправо, чтобы налить воду в
чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

-Молодцы!

-Сейчас в наше время делают электрические или декоративные
самовары. (Показываю самовар наших дней) .

-Ребята давайте мы с вами немного поиграем в простую игру,
которая называется «Опиши самовар, который тебе понравился».

(Дети составляют небольшой рассказ 3-4 предложения).

-Молодцы!

-А теперь давайте с вами немного отдохнём, выходите ко мне.

Физминутка.

Я чайник ворчун, хлопотун, сумаброд, (дети стоят, изогнув одну
руку, как носик чайника, другую держат на поясе)

Я вам на показ выставляю живот. (животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (топают обеими ногами)

«Эй, люди, я с вами попить чай хочу» (делают призывные движения
правой рукой)

Молодцы!

-А вы знаете ребята, что про самовар есть пословицы и поговорки?
Сейчас я вам прочитаю, а вы внимательно послушайте.

Пословицы и поговорки.

Самовар кипит, уходить не велит.

Чай пьёшь — до ста лет проживёшь.

Мы за чаем не скучаем.

Пей чай – удовольствие получай.

Самовар кипит – уходить не велит.

-Понравились вам пословицы и поговорки? Хорошо!

-А теперь давайте я вам прочитаю частушки про самовар.

Частушки.

-Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.

-Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

-Посидеть за самоваром рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

-Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

-Понравились вам частушки? Хорошо.

-А теперь ребята, я загадаю вам загадки, а вы внимательно
послушайте и попробуйте отгадать.

Загадки.

Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)

Мы в пакете сто нулей

С маком замечаем.

Бабушка, чаек налей,

Их сгрызем за чаем. (Баранки)

Бабушка из сладких ягод

Наварила что-то.

И его нам хватит на год

К чаю и в компоты. (Варенье)

В ней варят

Щи, компот и кашу

На всю семью

Большую нашу! (Кастрюля)

Рядом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Да, была я деревянной,

А потом и оловянной,

Но теперь-то я стальная,

И ребят из группы

Лучше всех на свете знаю,

Ведь кормлю их супом. (Ложка)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублик)

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало — не пропало,

Румяной булкой стало. (Печь)

Я — услужливый пузан.

Всех охотно угощаю.

То молчу, как истукан.

А то песни распеваю. (Самовар)

-Понравились вам загадки?

-Молодцы ребята все загадки угадали!

-И про самовар и про печь, ложку, матрёшку, молодцы!

-Давайте мы с вами замесим тесто и испечём творожники к чаю!

-Подходите ко мне!

«Мы спросили нашу печь»

Мы спросили нашу печь, что сегодня нам испечь?

Печку мы спросили, тесто замесили,

Тесто скалкой раскатали, раскатали не устали.

Начинили творогом и назвали пирогом!

Ну-ка печка, дай твороженьку местечко.

-Вот какие у нас ребята молодцы!

-Давайте созывать гостей, на чаепитие.

-Сверху пар, снизу жар

-Шипит наш русский самовар.

-А теперь, я предлагаю вам для нашего стола разукрасить чашечки.

-Подходите к столам, там есть всё необходимое для рисования.

-Молодцы! У вас получились красивые и красочные чашечки.

-Вы все хорошо сегодня постарались!

-Правильно отвечали на вопросы, отгадывали загадки, хорошо спели
частушки, молодцы!

-А сейчас приглашаем всех к столу.

-Вот так мы живём:

-Пряники
жуём, чаем запиваем и ВСЕХ в гости приглашаем!

Цель:
Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка,
носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и
приветливым хозяином.

Задачи:
Образовательные:

— Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на
Руси;

— Закрепить знание об истории
возникновения самовара;

— Расширять представление о том, как люди
украшают самовары.

Развивающие
— Способствовать развитию у детей памяти, мышления.

— Продолжать расширять и активизировать
словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

— Воспитывать через устное народное
творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость,
заботливость, щедрость, гостеприимство).

— Воспитывать интерес детей к
историческому наследию русского народа, традициям, культуре.

Возраст: 5-7лет

Форма организации: групповое

Предварительная работа
— разучивание пословиц о чае, стихотворений о самоваре.
— знакомство с росписями декоративно — прикладного искусства.

Оборудование:
Мультимедиа (презентация «Русский самовар», сундук, самовар для наглядности;
русский сарафан и кокошник; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем,
чайник для заварки, молочник, чашки с блюдцами).

Словарная работа: самовар, самоварная Родина – Тула,
сувенир.

Методы:

словесные – беседа, художественное слово,
отгадывание загадок;

рассматривание иллюстраций на слайдах.

практические – дидактические игры,
физкультминутка.

Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы,

поощрение, процесс чаепития у самовара.

Программное содержание:

1.    Организационный
момент

Дети входят в
мини-музей «Горница», их встречает хозяйка, одетая в русский сарафан и
кокошник. Стоит большой стол, накрытый для чаепития. (Сушки, баранки,
сахар кусковой, самовар с чаем, чайник для заварки, чашки с блюдцами).

ХОЗЯЙКА: Здравствуйте,
гости дорогие! Проходите, садитесь поудобнее.

Ребята, у нас
сегодня гости. Давайте поздороваемся!

Сюрпризный
момент: 
В нашем
сундуке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее,
узнаете, что же это такое.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться.

Дети: — Это самовар.

Хозяйка: ДаЭто самовар (дети рассматривают
самовар).

Дидактическая игра «Что есть у самовара»

Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом.
Какой он самовар?

Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый,
железный.

Хозяйка: Что есть у самовара?

Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.

Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева).

Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

Ответ детей: (чтобы не обжечься).

Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара

(четыре ножки).

Хозяйка: А для чего нужен самовар?

Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют
чай.

2.    Основная часть

Воспитатель: Это
русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для
разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, считают
себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки
и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали
в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. (Слайд 2)

Внутри у него
находится топка – металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их
поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и
вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. (Слайд 3)

Самовары
получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими,
квадратными (Слайд 4).

А в качестве
материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.
Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть
выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. (Слайд 5, 6)

В купеческих
домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к
столу всех желающих. Несмотря на появление газа и электричества, самовар
сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические
или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если вы
спросите своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом
доме или на даче. (Слайд 7, 8)

ХОЗЯЙКА: Ребята, кто
знает стихотворения о самоваре?

Самовар гудит и топчет

Топку в небо белый дым.

Где ты ни был, днем иль ночью

Словно дома рядом с ним.

Он гудит не уставая

Двести лет уже подряд.

Самовар — душа живая

Друг веселью, сказке брат.

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец самовар.

Самовар блестит кипя,

И чаек в нем пенится

Погляди-ка на себя

Ну, и отраженице.

Самовар, самовар

Золотая ножка

Я посеяла горох

Выросла картошка.

ХОЗЯЙКА: Ребята,
а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)

Дело в том,
что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий
людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики,
мелко колотый сахар, разные варенья. (Слайд 9, 10)

Наши предки, в
отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в
блюдце, которое держали за донышко. (Слайд 11)

Воспитатель: Какие пословицы о чае вы знаете?
Дети: — Чай пить – до ста лет жить.
— Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
— Где есть чай, там под елью рай.

Физкультминутка Дети становятся в круг, выполняют
упражнения

Самовар
похож на чайник Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево

Очень важный, как начальник. Поднимают
плечи, «пыхтят».

Вот фарфоровые чашки, Приседают,
руки на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца кружатся,
рисуя круг руками.

Только стукни – разобьются. Кулачками
стучат над головой

Вот серебряные ложки, потянуться,
руки над головой

Голова на тонкой ножке. Голову
наклоняют вправо-влево

Вот пластмассовый поднос. Сделать
широкий общий круг

Он посуду нам принес.

ХОЗЯЙКА: А теперь
я предлагаю вам отгадать загадки.

Бел, как снег,

В чести у
всех.

В рот попал –

Там и пропал
(сахар) (Слайд 12)

Что на
сковородку наливают,

Вчетверо
сгибают,

Да в сметану
макают? (блин) (Слайд 13)

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода
(самовар) (Слайд 14)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль
станет

Чаёвничать вся
семья (стол) (Слайд 15)

Маленькое,
сдобное

Колесо
съедобное.

Я одна тебя не
съем,

Разделю ребяткам
всем (бублик) (Слайд 16)

Цветом жёлт и
ароматен.

В чай кладут и
чай приятен.

Только очень
кислый он.

А зовут его …
(лимон) (Слайд 17)

ХОЗЯЙКА: Русские
люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между
членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на
столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. (Слайд 18)

Сверху пар,
снизу пар –

Шипит наш
русский самовар.

Милости просим
на чашку чая!

Вот так мы
живем:

Баранки жуем,
чаем запиваем,

Всех в гости
приглашаем.

Ребята,
приглашаю всех к столу!!!

После чаепития
все благодарят хозяйку.

3.    Рефлексия.

Подведение
итогов

– С каким
предметом народного быта вы познакомились сегодня?

– Где родина
самовара?

— Как на Руси
пили чай?

Ответы детей.

ХОЗЯЙКА: Молодцы
ребята! До свидания!

  • Рассказ про самовар 2 класс родной язык
  • Рассказ про самовар 2 класс по родному языку
  • Рассказ про самбо на английском языке
  • Рассказ про самару на английском языке с переводом
  • Рассказ про салавата юлаева