Рассказ про школьные принадлежности

Слайд 1

Сочиняем сказки Сочиняем сказки про школьные принадлежности и другие предметы (2-а класс)

Слайд 2

Школьные принадлежности Сочиняем сказки про …

Слайд 3

Сказка о Карандаше и Ручке ( сочинила Кудрявцева Вера ) Жили – были Карандаш и Ручка. Жили они в пенале. Каждый день выходили они потрудиться в школьные тетради. Выйдет Ручка – попишет. Потом Карандаш выскочит: что нужно подчеркнёт, где- то что- то выделит ( окончание или корень, например ). Где Ручка не справляется, Карандаш на помощь идёт. Где Карандашу сложно – Ручка тут как тут . Так они и жили – дружили. Как-то раз случилась беда с Карандашом : грифель сломался. Плохо Ручке одной! Побежала она к Точилке. «Помоги, пожалуйста, у Карандаша грифель сломался!» — просит Ручка. Точилка помогла, поточила Карандаш. Заблестел грифель, обрадовался Карандаш . И стали Ручка и Карандаш ещё лучше в тетрадках трудиться. Спасибо Точилке!

Слайд 4

Кто важнее? (сочинил Мелехов Илья) Жили – были в пенале у Саши: Линейка и Циркуль . Однажды они поссорились. Кто из них важнее? Циркуль говорит: «Без меня нельзя нарисовать круг!» «А без меня нельзя провести прямую линию!» — кричит Линейка . Шумят, спорят. В это время пришёл Саша и взял циркуль. Циркуль обрадовался: «Видишь, Линейка , меня мальчик выбрал! Я важнее!» Саша нарисовал циркулем круг и взял линейку. Он пририсовал к кругу отрезки и появилось на листке бумаги … солнышко! Поняли тогда и Циркуль , и Линейка , что они одинаково важны для мальчика Саши. С тех пор они больше не ссорились.

Слайд 5

Про школьные предметы (сочинила Альшина Юлия) Жили- были Ластик, Бумага и два Карандаша. Один карандаш был Красный, а другой – Зелёный. Однажды Красный Карандаш сказал Бумаге: «Бумага, можно я буду на тебе рисовать?» Услышал этот разговор Зелёный Карандаш и тоже решил попросить Бумагу порисовать на ней. Бумага была добрая и разрешила Карандашам рисовать на ней. И стали Карандаши рисовать. Но у Зелёного Карандаша получалось плохо. Карандаши стали ругаться. Их ссору остановил Ластик. Ластик сказал: «Не надо ругаться. Я ваши плохие рисунки без проблем сотру». И Карандаши перестали ссориться, потому что если у них что – то не получалось, им на выручку приходил Ластик.

Слайд 6

Спор. (сочинил Пономарёв Иван) В пенале жили Ручка , Карандаш , Ластик и Точилка . Однажды Ручка сказала: « Я самая главная, потому что мной всегда пишут». « Нет я, — сказал Карандаш – я самый главный, потому что мной всё подчёркивают». « А я могу всё стирать», — сказал Ластик . И сказала Точилка : « Я тоже главная, потому что я точу карандаши». « Не ссорьтесь, — сказал Пенал – для учёбы вы все нужны!»

Слайд 7

Про девочку Дашу и … (сочинила Ивановская Лилия) Жила в одном доме девочка Даша. У Даши был портфель ( она уже ходила в 1 класс). Вот как – то раз пришла Даша из школы, сделала уроки, поиграла и легла в спать. А из портфеля послышался тоненький голосок. Это был Ластик. Он не спал: его мучила бессонница. Он пищал на всю комнату : «Я главный. Слушайте все меня!» Тут проснулся Карандаш и сказал: «Спи. Ты здесь не главный. Ты всё стираешь и этим портишь всё». Проснулись от крика и другие жители портфеля. Они тоже вмешались все в спор. Так продолжалось несколько дней. И вот в одну из таких ночей Даша проснулась. Она открыла портфель и … «Ой! – удивлённо сказала Даша – все предметы разговаривают». Даша послушала их спор и заявила : « Не спорьте. Вы ведь все мне нужны! Без каждого из вас мне будет трудно обойтись».

Слайд 8

Волшебная Ручка (сочинил Зубакин Алексей) В одной московской школе учился мальчик Саша. Он очень любил играть, гулять, смотреть телевизор, а делать уроки не любил. Однажды по дороге в школу Саша нашёл странную Ручку, которая вдруг заговорила: «Давай с тобой дружить. Я буду за тебя делать уроки на одни пятёрки, но у тебя не должно быть никаких друзей, кроме меня». Саша согласился. Целый день ему звонили друзья и приглашали на горку, на каток, поиграть в шахматы. А Ручка шипела: «Ты забыл наш уговор, не ходи!» Она сделала все уроки за Сашу красиво и без ошибок, но Саше почему – то весело не было. На следующий день он положил Ручку на то место, где её нашёл. « Сам буду учиться, без тебя,» — решил мальчик.

Слайд 9

Сказка про школьные принадлежности ( сочинила Лебедева Полина) Жили – были школьные принадлежности. Однажды, собираясь в школу, они стали проверять : все ли они на месте? Ручки и карандаши – на месте, тетрадки и учебники – на месте, линейка и пенал – на месте. И вдруг обнаружилось, что нет ластика . Принадлежности стали искать его в портфеле. В этом углу – нет, в этом тоже нет. И тут линейка предположила, что он мог остаться на письменном столе. Вчера девочка учила уроки и брала его. Портфель стоял на стуле, возле стола. Линейка легла между портфелем и столом, как мостик. Она сказала : «Ручка, перейди по мне на стол и посмотри, может быть , ластик там?» Ручка перешла по ней на стол на стол и начала искать ластик. Она увидела ластик на другом конце стола. Он лежал, придавленный компьютерным диском. Ручка подбежала и попыталась поднять диск. Но он был тяжелым. Тогда она позвала на помощь остальных. Школьные принадлежности подбежали и все вместе легко освободили ластик. Вся довольная компания вернулась в портфель.

Слайд 10

Про мальчика Костю и … (сочинила Судакова Лиза) Жил – был мальчик. Звали его Костя. Костя был плохим мальчиком . он ломал всё : ломал ручки, карандаши, а ластики просто разламывал на несколько частей. Он делал так, как ему хотелось. Никого не слушался и ничего не любил. И вот однажды ночью пошёл необычный дождь – звёздный, волшебный. Мы все знаем, что когда падают звёзды, надо загадывать желание. И Костя загадал желание : «Хочу быть маленьким!» Утром он проснулся , и оказалось, что желание его исполнилось. Он стал маленьким : ростом с пальчик. Решил Костя посмотреть, что происходит в его пенале. Открыл его и увидел : Ручку, у которой была сломана рука; Карандаш со сломанной ногой; Ластик со сломанной спиной. Все они горько плакали. Увидели они Костю и закричали : «Уходи, злой негодный мальчишка. Не подходи к нам, а то мы тебя побьём». Костя первый раз в жизни испугался и горько заплакал. Он стал рыдать и … произошло чудо : он стал снова большим, как все другие мальчики. Но с тех пор он больше не ломает ни карандаши, ни ручки, ни какие другие предметы.

Слайд 11

Волшебный Пенал (сочинил Чергесбиев Али) Мальчику в школу купили красивый пенал. В нём было всё, что нужно школьнику : синяя и цветные ручки, простой карандаш, ластик, линейка, угольник, ножницы и клей. Но Пенал этот оказался волшебным. Вы спросите почему? Да потому, что как только мальчик получал «пятёрку», обитатели Пенала начинали спорить. Синяя Ручка всем заявляет, что она красиво пишет, значит она самая главная. А Зелёная Ручка ей в ответ: «Нет я, потому что мною выделяют все опасные места – орфограммы». Ластик спорит со всеми: « А я могу стереть любую ошибку!» А Угольник и Линейка заявляют, что без них мальчик не получил бы отличную оценку по математике. Ножницы и Клей тоже не отстают : «Без нас ничего не приклеишь и не вырежешь на уроках труда». А вы как считаете: кто же из них всего нужнее?

Слайд 12

Катин пенал (сочинила Исмаилова Марьям) Жила на свете девочка Катя. Она была отличницей. Катя всё делала вовремя: гуляла, играла, учила уроки, собирала портфель и ложилась спать. Однажды ей приснился сон: все обитатели портфеля ожили и начали спор. Кто среди них самый главный? Спорили Карандаши, Ручки, Ластик, Точилка, Циркуль и Линейка. Каждый доказывал, что Катя учиться на «отлично» только из-за него. Девочка приходила в школу и оказывалось, что в её пенале не оказывалось, то карандаша, то ручки, то линейки … Катя стала получать плохие отметки. Она плакала каждый день и не понимала, почему так происходит. И все жители пенала наконец- то поняли, что все они нужны Кате. Больше они не стали убегать из пенала. Хорошо, что это был сон. Катя проснулась и побежала посмотреть: всё ли в её пенале на месте? Все принадлежности оказались на местах. Довольная девочка побежала в школу.

Слайд 13

Про девочку Галю и … (сочинила Мазикина Вика) Жила – была девочка. Звали её Галя. Она уже ходила в школу и училась на одни пятёрки. Все её хвалили. И вот однажды, когда Галя ушла гулять, случилось следующее.. Портфель вдруг открылся и из него сначала вылезла Ручка, потом Карандаш, за ним – Ластик и Фломастер. «Давайте отправимся путешествовать!» — решили они. Но старенький Портфель им говорит : «Не надо, это очень опасно!» Но друзья не послушались и ушли под кровать. С прогулки пришла Галя, разделась и … вдруг она залезла на кровать и стала на ней прыгать. А Ручка, Карандаш, Ластик и Фломастер сидели под кроватью и не знали, что им делать. Они очень испугались. Ручка сказала : «Почему мы не послушались Портфеля?» Они очень хотели вернуться назад. Галя попрыгала немного ( она делала это только тогда, когда дома никого не было ) и отправилась на кухню. А школьные принадлежности вернулись к себе домой (в портфель). С тех пор они всегда слушают взрослых.

Слайд 14

Ночной спор. (сочинил Блинов Никита) Однажды ночью сидели за столом и пили чай школьные принадлежности. Они спорили. Кто из них нужнее для школьника? Первой вступила в спор Ручка. «Я всех нужнее, — уверенно сказала она. – Без меня школьники не смогли бы написать диктант, текст …» « А я выполняю особую работу …» — сказал Карандаш. « Но, если пользуясь тобой, дети сделают ошибку, то без меня исправить её будет тяжело,» — сказал Ластик. Тут вступили в спор учебники. Спор продолжался целый час. Пенал не выдержал и сказал : «Не спорьте, вы можете спорить всю жизнь, и толку от этого не будет. Никто из вас не может быть лучше другого. Каждый из нас нужен по – своему».

Слайд 15

Посуду, игрушки и другие предметы Сочиняем сказки про …

Слайд 16

Сказка про Чайник и Чашку (сочинила Дзюбенко Диана) Жил – был Чайник. Он был старый фарфоровый. В его стенки прочно въелась накипь, а голубые цветочки по бокам потускнели от времени и обуглились на огне. Когда в нём заваривали чай, он брюзжал и плевался кипятком. Вечно ему что – то не нравилось. А рядом жила Чашка. Обычная, с золотым ободком и с цветочками по бокам. Чашка была любимой ученицей чайника. По вечерам к ним являлась Дама. Она усаживалась, и они втроём пили свежезаваренный чай. Чайник то и дело, капая на скатерть, что – то рассказывал Чашке о былых временах или просто о жизни. Чашка любила старый уже некрасивый Чайник и заворожено слушала его рассказы. Но вот однажды, когда Чашка стояла на подоконнике, порыв ветра открыл окно … Чашка, жалобно вскрикнув, упала вниз и разбилась. В тот же вечер, скорбя по Чашке, Чайник на плите треснул. Его пришлось выбросить, как и Чашку. Дама горько плакала. Оказывается и посуда умеет дружить.

Слайд 17

Сказка про игрушки (сочинила Ивановская Лилия) У одной девочки жили – были : солдатик, кукла Марина и резиновый кролик. Однажды девочка забыла убрать игрушки. Ночью, когда все спали, прибежал кот Васька и хотел схватить куклу… Но кролик своими крепкими зубами схватил Ваську за хвост, а солдатик стал бить кота по лапам своим деревянным ружьём. Марина смогла убежать и спрятаться на верхней полке. Кот Васька с тех пор не пытался больше «играть» с куклой, ведь у неё есть такие защитники.

Сказка про школьные принадлежностиГлавный смысл сказки про школьные принадлежности заключается в том, что к своим школьным вещам нужно относиться бережно, ценить их. Ведь они каждый день с тобой! Новые школьные принадлежности выглядят яркими, красивыми — постарайся сохранить их такими подольше! Красных, синих, жёлтых оттенков, угловатые и прямые — они такие разные, но цель их использования одна — помочь тебе в учебе.

Сказка про школьные принадлежности
Автор: Ирис Ревю

Жил-был Вася Ёлкин. И были у него школьные принадлежности — карандаши, ручки, кисточки, ластик, точилка, краски, линейка. Они очень уважительно относились друг к другу. Школьные принадлежности обращались друг к другу на «вы» и получалось это примерно так:

— Как вы себя сегодня чувствуете, уважаемый карандаш? — спрашивала ручка. — Не пора ли вам обратиться к точилке?

— Сегодня я, пожалуй, ещё продержусь, — говорил карандаш, — а вот завтра мне без почтенной точилки уже не обойтись.

Ученик Вася Ёлкин носил в школу школьные принадлежности каждый день. Они работали на совесть – писали, измеряли, чертили, рисовали, точили, стирали. Они считали, что труд – это самое важное в жизни.

Но вот однажды Вася где-то потерял свой ранец, а в нём были все его школьные принадлежности. По секрету вам скажем, что Вася оставил ранец в раздевалке. В раздевалке жили старые вещи, забытые туфли, кроссовки, которые давно потеряли свою пару. На него упала какая-то старая вещь и он стал практически невидим.

Бедные школьные принадлежности натерпелись страха. Они думали, что их служение делу закончилась, на интересных уроках они больше никогда не появятся, так и будут жить вечно в холодной раздевалке.

… А что делел в это время Вася Ёлкин? А он плакал. Вася потерял свой ранец, и ему казалось, что он потерял что-то очень важное в жизни. Вася никогда не думал, что он так привязался к своим вещам. Он бы сейчас открыл ранец, убедился, что всё лежит на своих местах, а … его нет!

Но случилось чудо! Мария Ивановна, которая обычно наводила порядок в раздевалке, нашла Васин ранец. Дело было так. Мария Ивановна протирала в раздевалке пыль. И вдруг она услышала, как кто-то тихонечко чихнул. Мария Ивановна огляделась, но никого не увидела. А это чихнула от пыли ароматная красная краска, которую использовал Вася на уроке рисования.

Мария Ивановна услышала, что звук шел из ранца и подняла его. Из ранца выпал дневник Васи Ёлкина, так она и узнала, кому принадлежит этот ранец. Он был возвращен ученику.

Радости Васи не было предела. А школьные принадлежности, оказавшиеся вновь на уроке, улыбались. Они бы и сплясали, но на уроке надо вести себя прилично.

Вечером Вася делал домашнее задание. Он любовно писал ручкой. Никогда ещё так аккуратно он не писал! По линейке карандашом он чертил линии. Никогда так ровно они у Васи ещё не получались!

Вася понял, насколько дороги ему школьные принадлежности. Он стал более внимательным, бережливым. И учительница начала хвалить его.

Вася был горд!

Вопросы и задания к сказке про школьные принадлежности

О каких школьных принадлежностях идёт речь в сказке?

Для чего нужны школьные принадлежности?

По какой причине школьные принадлежности испытали страх?

После каких событий Вася понял, что школьные принадлежности ему дороги?

Нарисуй картинку, как ручка беседует с карандашом.

Какие пословицы подходят к сказке?

Кто не умеет беречь малое, тот не сбережёт и большое.
Береженая вещь два века живёт.


1


Сочиняем сказки Сочиняем сказки про школьные принадлежности и другие предметы (2-а класс)


2


Школьные принадлежности Сочиняем сказки про …


3


Сказка о Карандаше и Ручке ( сочинила Кудрявцева Вера ) Жили – были Карандаш и Ручка. Жили они в пенале. Каждый день выходили они потрудиться в школьные тетради. Выйдет Ручка – попишет. Потом Карандаш выскочит: что нужно подчеркнёт, где- то что- то выделит ( окончание или корень, например ). Где Ручка не справляется, Карандаш на помощь идёт. Где Карандашу сложно – Ручка тут как тут. Так они и жили – дружили. Как-то раз случилась беда с Карандашом : грифель сломался. Плохо Ручке одной! Побежала она к Точилке. «Помоги, пожалуйста, у Карандаша грифель сломался!» — просит Ручка. Точилка помогла, поточила Карандаш. Заблестел грифель, обрадовался Карандаш. И стали Ручка и Карандаш ещё лучше в тетрадках трудиться. Спасибо Точилке!


4


Кто важнее? (сочинил Мелехов Илья) Жили – были в пенале у Саши: Линейка и Циркуль. Однажды они поссорились. Кто из них важнее? Циркуль говорит: «Без меня нельзя нарисовать круг!» «А без меня нельзя провести прямую линию!» — кричит Линейка. Шумят, спорят. В это время пришёл Саша и взял циркуль. Циркуль обрадовался: «Видишь, Линейка, меня мальчик выбрал! Я важнее!» Саша нарисовал циркулем круг и взял линейку. Он пририсовал к кругу отрезки и появилось на листке бумаги … солнышко! Поняли тогда и Циркуль, и Линейка, что они одинаково важны для мальчика Саши. С тех пор они больше не ссорились.


5


Про школьные предметы (сочинила Альшина Юлия) Жили- были Ластик, Бумага и два Карандаша. Один карандаш был Красный, а другой – Зелёный. Однажды Красный Карандаш сказал Бумаге: «Бумага, можно я буду на тебе рисовать?» Услышал этот разговор Зелёный Карандаш и тоже решил попросить Бумагу порисовать на ней. Бумага была добрая и разрешила Карандашам рисовать на ней. И стали Карандаши рисовать. Но у Зелёного Карандаша получалось плохо. Карандаши стали ругаться. Их ссору остановил Ластик. Ластик сказал: «Не надо ругаться. Я ваши плохие рисунки без проблем сотру». И Карандаши перестали ссориться, потому что если у них что – то не получалось, им на выручку приходил Ластик.


6


Спор. (сочинил Пономарёв Иван) В пенале жили Ручка, Карандаш, Ластик и Точилка. Однажды Ручка сказала: «Я самая главная, потому что мной всегда пишут». «Нет я, — сказал Карандаш – я самый главный, потому что мной всё подчёркивают». «А я могу всё стирать», — сказал Ластик. И сказала Точилка: « Я тоже главная, потому что я точу карандаши». «Не ссорьтесь, — сказал Пенал – для учёбы вы все нужны!»


7


Про девочку Дашу и … (сочинила Ивановская Лилия) Жила в одном доме девочка Даша. У Даши был портфель ( она уже ходила в 1 класс). Вот как – то раз пришла Даша из школы, сделала уроки, поиграла и легла в спать. А из портфеля послышался тоненький голосок. Это был Ластик. Он не спал: его мучила бессонница. Он пищал на всю комнату : «Я главный. Слушайте все меня!» Тут проснулся Карандаш и сказал: «Спи. Ты здесь не главный. Ты всё стираешь и этим портишь всё». Проснулись от крика и другие жители портфеля. Они тоже вмешались все в спор. Так продолжалось несколько дней. И вот в одну из таких ночей Даша проснулась. Она открыла портфель и … «Ой! – удивлённо сказала Даша – все предметы разговаривают». Даша послушала их спор и заявила : « Не спорьте. Вы ведь все мне нужны! Без каждого из вас мне будет трудно обойтись».


8


Волшебная Ручка (сочинил Зубакин Алексей) В одной московской школе учился мальчик Саша. Он очень любил играть, гулять, смотреть телевизор, а делать уроки не любил. Однажды по дороге в школу Саша нашёл странную Ручку, которая вдруг заговорила: «Давай с тобой дружить. Я буду за тебя делать уроки на одни пятёрки, но у тебя не должно быть никаких друзей, кроме меня». Саша согласился. Целый день ему звонили друзья и приглашали на горку, на каток, поиграть в шахматы. А Ручка шипела: «Ты забыл наш уговор, не ходи!» Она сделала все уроки за Сашу красиво и без ошибок, но Саше почему – то весело не было. На следующий день он положил Ручку на то место, где её нашёл. «Сам буду учиться, без тебя,» — решил мальчик.


9


Сказка про школьные принадлежности (сочинила Лебедева Полина) Сказка про школьные принадлежности (сочинила Лебедева Полина) Жили – были школьные принадлежности. Однажды, собираясь в школу, они стали проверять : все ли они на месте? Ручки и карандаши – на месте, тетрадки и учебники – на месте, линейка и пенал – на месте. И вдруг обнаружилось, что нет ластика. Принадлежности стали искать его в портфеле. В этом углу – нет, в этом тоже нет. И тут линейка предположила, что он мог остаться на письменном столе. Вчера девочка учила уроки и брала его. Портфель стоял на стуле, возле стола. Линейка легла между портфелем и столом, как мостик. Она сказала : «Ручка, перейди по мне на стол и посмотри, может быть, ластик там?» Ручка перешла по ней на стол на стол и начала искать ластик. Она увидела ластик на другом конце стола. Он лежал, придавленный компьютерным диском. Ручка подбежала и попыталась поднять диск. Но он был тяжелым. Тогда она позвала на помощь остальных. Школьные принадлежности подбежали и все вместе легко освободили ластик. Вся довольная компания вернулась в портфель.


10


Про мальчика Костю и … (сочинила Судакова Лиза) Жил – был мальчик. Звали его Костя. Костя был плохим мальчиком. он ломал всё : ломал ручки, карандаши, а ластики просто разламывал на несколько частей. Он делал так, как ему хотелось. Никого не слушался и ничего не любил. И вот однажды ночью пошёл необычный дождь – звёздный, волшебный. Мы все знаем, что когда падают звёзды, надо загадывать желание. И Костя загадал желание : «Хочу быть маленьким!» Утром он проснулся, и оказалось, что желание его исполнилось. Он стал маленьким : ростом с пальчик. Решил Костя посмотреть, что происходит в его пенале. Открыл его и увидел : Ручку, у которой была сломана рука; Карандаш со сломанной ногой; Ластик со сломанной спиной. Все они горько плакали. Увидели они Костю и закричали : «Уходи, злой негодный мальчишка. Не подходи к нам, а то мы тебя побьём». Костя первый раз в жизни испугался и горько заплакал. Он стал рыдать и … произошло чудо : он стал снова большим, как все другие мальчики. Но с тех пор он больше не ломает ни карандаши, ни ручки, ни какие другие предметы.


11


Волшебный Пенал (сочинил Чергесбиев Али) Мальчику в школу купили красивый пенал. В нём было всё, что нужно школьнику : синяя и цветные ручки, простой карандаш, ластик, линейка, угольник, ножницы и клей. Но Пенал этот оказался волшебным. Вы спросите почему? Да потому, что как только мальчик получал «пятёрку», обитатели Пенала начинали спорить. Синяя Ручка всем заявляет, что она красиво пишет, значит она самая главная. А Зелёная Ручка ей в ответ: «Нет я, потому что мною выделяют все опасные места – орфограммы». Ластик спорит со всеми: « А я могу стереть любую ошибку!» А Угольник и Линейка заявляют, что без них мальчик не получил бы отличную оценку по математике. Ножницы и Клей тоже не отстают : «Без нас ничего не приклеишь и не вырежешь на уроках труда». А вы как считаете: кто же из них всего нужнее?


12


Катин пенал (сочинила Исмаилова Марьям) Жила на свете девочка Катя. Она была отличницей. Катя всё делала вовремя: гуляла, играла, учила уроки, собирала портфель и ложилась спать. Однажды ей приснился сон: все обитатели портфеля ожили и начали спор. Кто среди них самый главный? Спорили Карандаши, Ручки, Ластик, Точилка, Циркуль и Линейка. Каждый доказывал, что Катя учиться на «отлично» только из-за него. Девочка приходила в школу и оказывалось, что в её пенале не оказывалось, то карандаша, то ручки, то линейки … Катя стала получать плохие отметки. Она плакала каждый день и не понимала, почему так происходит. И все жители пенала наконец- то поняли, что все они нужны Кате. Больше они не стали убегать из пенала. Хорошо, что это был сон. Катя проснулась и побежала посмотреть: всё ли в её пенале на месте? Все принадлежности оказались на местах. Довольная девочка побежала в школу.


13


Про девочку Галю и … (сочинила Мазикина Вика) Жила – была девочка. Звали её Галя. Она уже ходила в школу и училась на одни пятёрки. Все её хвалили. И вот однажды, когда Галя ушла гулять, случилось следующее.. Портфель вдруг открылся и из него сначала вылезла Ручка, потом Карандаш, за ним – Ластик и Фломастер. «Давайте отправимся путешествовать!» — решили они. Но старенький Портфель им говорит : «Не надо, это очень опасно!» Но друзья не послушались и ушли под кровать. С прогулки пришла Галя, разделась и … вдруг она залезла на кровать и стала на ней прыгать. А Ручка, Карандаш, Ластик и Фломастер сидели под кроватью и не знали, что им делать. Они очень испугались. Ручка сказала : «Почему мы не послушались Портфеля?» Они очень хотели вернуться назад. Галя попрыгала немного ( она делала это только тогда, когда дома никого не было ) и отправилась на кухню. А школьные принадлежности вернулись к себе домой (в портфель). С тех пор они всегда слушают взрослых.


14


Ночной спор. (сочинил Блинов Никита) Ночной спор. (сочинил Блинов Никита) Однажды ночью сидели за столом и пили чай школьные принадлежности. Они спорили. Кто из них нужнее для школьника? Первой вступила в спор Ручка. «Я всех нужнее, — уверенно сказала она. – Без меня школьники не смогли бы написать диктант, текст …» «А я выполняю особую работу …» — сказал Карандаш. «Но, если пользуясь тобой, дети сделают ошибку, то без меня исправить её будет тяжело,» — сказал Ластик. Тут вступили в спор учебники. Спор продолжался целый час. Пенал не выдержал и сказал : «Не спорьте, вы можете спорить всю жизнь, и толку от этого не будет. Никто из вас не может быть лучше другого. Каждый из нас нужен по – своему».


15


Посуду, игрушки и другие предметы Сочиняем сказки про …


16


Сказка про Чайник и Чашку (сочинила Дзюбенко Диана) Жил – был Чайник. Он был старый фарфоровый. В его стенки прочно въелась накипь, а голубые цветочки по бокам потускнели от времени и обуглились на огне. Когда в нём заваривали чай, он брюзжал и плевался кипятком. Вечно ему что – то не нравилось. А рядом жила Чашка. Обычная, с золотым ободком и с цветочками по бокам. Чашка была любимой ученицей чайника. По вечерам к ним являлась Дама. Она усаживалась, и они втроём пили свежезаваренный чай. Чайник то и дело, капая на скатерть, что – то рассказывал Чашке о былых временах или просто о жизни. Чашка любила старый уже некрасивый Чайник и заворожено слушала его рассказы. Но вот однажды, когда Чашка стояла на подоконнике, порыв ветра открыл окно … Чашка, жалобно вскрикнув, упала вниз и разбилась. В тот же вечер, скорбя по Чашке, Чайник на плите треснул. Его пришлось выбросить, как и Чашку. Дама горько плакала. Оказывается и посуда умеет дружить.


17


Сказка про игрушки (сочинила Ивановская Лилия) У одной девочки жили – были : солдатик, кукла Марина и резиновый кролик. Однажды девочка забыла убрать игрушки. Ночью, когда все спали, прибежал кот Васька и хотел схватить куклу… Но кролик своими крепкими зубами схватил Ваську за хвост, а солдатик стал бить кота по лапам своим деревянным ружьём. Марина смогла убежать и спрятаться на верхней полке. Кот Васька с тех пор не пытался больше «играть» с куклой, ведь у неё есть такие защитники.

Слайд-путешествие

1. Дорогие ребята, здравствуйте!!! Вот незаметно и пролетело  веселое, теплое и беззаботное лето, наступает
учебный год. Все вы хорошенько отдохнули и можете с новыми силами приступить к
учебе. Уже мамы купили каждому из вас тетрадки, дневники, пеналы, ручки,
карандаши, линейки. Все эти вещи с волнением и гордостью вы сложили в новенькие
портфели. И каждый из вас готов идти в школу и попасть в волшебную страну
Знаний.  Но сегодня наш с вами разговор
будет не об этой чудесной стране, а о тех предметах, без которых путешествие по
стране Знаний стало бы невозможным.

2. Все вы привыкли к словам тетрадь, карандаш, линейка, ручка, вы
пользуетесь этими предметами каждый день, берете их в руки, выполняете с их
помощью домашнее задание.
Никому из вас в голову не приходила мысль задуматься над тем, как эти
слова возникли? Что обозначали первоначально? Откуда они явились в наш язык?

Собирая портфель или делая домашнее задание, вряд ли вы, ребята, подозреваете о
том, сколько интересного могли бы рассказать о себе ваши верные помощники —
школьные принадлежности. А ведь их история очень интересна.

3. Итак, заглянем — ка, ребята, в ваш портфель. Что там есть?  Карандаш, ручка, тетради, циркуль, линейка,
ластик…
Большое хозяйство! Этими вещами вы пользуетесь каждый день в школе на
каждом уроке.
С
виду они просты и привычны…

4. Ребята, свой рассказ о школьных
принадлежностях я начну с такого предмета, как
циркуль. Кто из вас
знает, что это такое, и для чего он служит ученикам? (Ребята отвечают.)

Ребята,
а с каким словом созвучно слово циркуль? (Ребята отвечают.) Совершенно
верно: цирк. Ведь происходят оба слова от одного латинского «циркулюс», что
значит «круг», «окружность».

5.
У цирка, как известно, арена круглая, ну а назначение циркуля мы знаем: чертить
круги.

Циркуль ваш циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой — проткнул бумагу,

Уцепился — и ни шагу.

Каких
только циркулей среди его далеких предков не было! Один из них, например, был
найден при раскопках во Франции. Он пролежал в земле больше двух тысяч лет!
Возможно, циркули существовали и намного раньше. Потому, что на стенах и
куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних жителей Вавилона и
Ассирии сохранились настолько ровные круги, что становится ясно — без помощи
циркуля здесь не обошлось. А существовали эти государства около трех тысяч лет
назад.

Но
как люди впервые получили ровный круглый контур? (Ребята отвечают.) Сначала
окружность делали с помощью нити: один ее конец закрепляли, а к другому
прикрепляли острую палочку. Крутишь натянутую нить вокруг закрепленного центра
— получается круг.

На смену нити пришла деревянная дощечка с отверстиями. Но у нее был один
существенный недостаток. С ее помощью можно было провести окружность только
определенного радиуса. Для других кругов приходилось мастерить новые
приспособления. Пришлось древним изобретателям задуматься, как объединить
окружности любого радиуса в одном инструменте.

 6. Так на свет появился самый
древний родственник циркуля с двумя длинными разводящими ножками. Он один мог
изобразить окружности различной величины. Но самое интересное, что предки
циркуля не только прекрасно чертили, но и служили резчиками по дереву. Вместо
привычного грифеля в одну ножку этого инструмента вставляли резец для нанесения
рисунка на деревянном изделии. Одно из таких изобретений нашли при раскопках в
Новгороде.

Ну а современные братья циркуля вам, конечно, знакомы. Самый простой из них
— циркуль по прозвищу «козья ножка». Без вставного карандаша он ни одну
окружность не нарисует.

Есть еще циркуль-измеритель. У того обе ножки с иголками. Им удобно с
большой точностью измерять линии, перенося их длину на линейку.

7. Ребята, а как вы думаете, с какого времени человечество пользуется
линейками? (ответы детей) Линейками —
гладкими обструганными дощечками — пользовались еще древние египтяне при
строительстве своих пирамид.

Не обходились без линейки и русские писцы. В книгах XVIII века нередко встречается имя прабабки
линейки — каркасы. Она представляла собой деревянную раму размером с лист, на
которую туго натягивались нити. Положив на лист бумаги каркасу, писец проводил
вдоль нитей костяной палочкой, выдавливая линии. Вот почему рукописи того
времени поражают ровностью строк и четкими интервалами.

Старшие сестры нашей сегодняшней линейки — деревянные линейки с делениями —
появились не так давно, после того, как в 1792 году по предложению Парижской
академии наук за единицу длины был принят метр.

В старину линейки пользовались огромным уважением! Не всякое дерево брали
для их изготовления. Использовалась в основном груша. Но только настоящий
мастер своего дела мог выбрать и обработать дерево так, чтобы линейка не
изменяла формы. Толщина линейки тоже была строго определена: два миллиметра.
Именно эта толщина позволяла проводить самые ровные линии. Знающие люди
выписывали себе линейки только из Парижа.

8.
Современные линейки, изготовлены на высокоточных станках из самых разнообразных
материалов — не только из дерева, но и из пластмассы, стали. Семья у линеек
большая. Есть среди них и линейка, похожая на букву «Т». Зовут ее рейсшина.
Плечами она упирается в край чертежной доски, а ножкой скользит по листу.
Сколько ни проводи с ее помощью линии, все они будут параллельными. А еще есть
угольники, один из углов у всех угольников обязательно прямой, равный девяноста
градусам.

9. В 1770 году известный английский философ, химик и общественный деятель
Джозеф Пристли, открывший множество химических веществ, придумал
приспособление, без которого теперь не обходится ни один школьник.

Зовут меня — резинка,

Чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста:

Помарку стерла я с листа.

У  ластика, характер непостоянный.
Ему все время хочется все изменить. Вы очень часто им пользуетесь. И неважно,
ручкой вы пишете или рисуете карандашом. Ластик все сотрет с большим
удовольствием.Часто его еще называют резинкой. Ведь ластик сделаниз резины.
Ребята, а вы знаете, почему стирательную резинку называют ластиком?(Ребята
отвечают.)

 Все потому, что резина, из которой
изготовляют ластики сделана из каучука, который по латыни называют «гумми
эластикум». Отсюда и пошло название «ластик», что означает «упругий». А кто
знает что такое каучук? (Ребята отвечают.) Само слово «каучук» на языке
индейцев Амазонки произносится «као-чу» и означает «слезы дерева».

10. Каучук
варится из тягучего сока тропического дерева гевеи.

В
наши дни ластики тоже делаются из каучука, но только искусственного, его
добывают из самой обыкновенной картошки, опилок и даже нефти, так намного
дешевле. Так что ластики бывают картофельные, нефтяные или опилочные. Правда,
сначала из картофеля получают спирт, а уже потом на химическом заводе из спирта
вырабатывают искусственный каучук. А чтобы ластик хорошо стирал, к каучуку
примешивают мел. Так что если не хотите, чтобы в тетрадях протирались дырки,
обращайтесь с ластиками аккуратнее.

11.А другой приятель ваш

Деревянный карандаш.

Он и желтый, красный, синий,

Он с начинкой в середине,

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Ребята, а как вы думаете, в старину, много лет назад как выглядел простой
карандаш? (Ребята отвечают.)

История его такова. Раньше художники рисовали серебряной палочкой, а
школьники писали свинцовой. Но свинцовая палочка оставляла на бумаге серый,
неясный след. Да и держать ее в руке было неудобно. Поэтому ее вкладывали в
кожаную трубочку, а когда палочка стиралась, кожу на конце приходилось срезать.
Кстати, до сих пор карандаш в переводе с немецкого языка обозначает «свинцовая
палочка».

Триста лет назад свинец заменили графитом. Графит — это минерал
темно-серого или черного цвета, употребляемый для изготовления карандашей,
искусственных алмазов и смазочных материалов. Примерно в 1790 году независимо
друг от друга австралийцы и французы изобрели грифель (стержень) для карандаша.
Именно с этого времени и возникла индустрия пишущих инструментов.

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как изготовляется карандаш?(Ребята отвечают.)

12.Чтобы он появился на свет, необходим сибирский кедр. Благодаря нему
карандаш не лохматится и не упрямится при заточке, а режется гладко и ровно.
Правда, сейчас на фабриках начали выпускать синтетические карандаши разных
цветов. В будущем они, возможно, заменят деревянные.

13. Чтобы получился карандаш, нужно в палочку вложить графит. За графитом
для карандашей едут на Урал, в горы. Но не так-то легко его достать. Приходится
спускаться глубоко под землю. Для того чтобы графитный стержень был прочнее и
тверже, нужна еще и глина. В зависимости от количества глины карандаши бывают
различных номеров.

Но и это еще не все. Для того чтобы графит легче ходил по бумаге и оставлял
жирный след, в графитную массу добавляют жир и клей.

14. Я вас приветствую, друзья.

Я — ручка шариковая.

Писать умею на бегу,

Но жить без вас я не могу.

 Кто дружить со мной готов,

 Тот не пожалеет —

Столько он хороших слов

Написать сумеет.

История шариковой ручки не менее интересна. Прошли почти три тысячелетия,
прежде чем ручка приняла современный вид. Три тысячи лет назад в Азии и древней
Месопотамии писали заостренной палочкой-клином, выдавливая изображение на сырой
глине.

15. В Древней Руси берестяные грамоты царапали «писалом» — металлическим
или костяным инструментом, закругленным с одного конца и заостренным с другого.
Закругление на конце писала служило для заглаживания ошибок, так как оно было
заполнено воском. Подобными «канцтоварами» пользовались когда-то и в Древнем
Риме, их пишущий инструмент был сделан из металла и тоже имел плоский конец для
стирания ненужных записей. Назывался он «стиль» или «стилус». В это же время в
Китае использовали стилусы из бронзы.

Шли годы… Но даже когда в Китае изобрели бумагу, ручки еще и в помине не
было, а появился сначала карандаш. Вернее, старший брат современного карандаша.
Но историю его создания вы уже знаете.

16. Когда придумали чернила, стали писать остро заточенными перьями птиц,
чаще всего гусиными. Затем вместо гусиных, начали использовать стальные перья,
насаженные на деревянный стержень.

17. Стальное перо стало прообразом письменного прибора под названием
«авторучка». Чернила набирались в баллончик ручки специальным поршнем. Такими
ручками некоторые пользуются и сейчас, их часто выпускают в комплекте с золотыми
перьями. Такие авторучки выпускают для красоты, чтобы кому-нибудь подарить.

18. С конца XIX века химики всех стран пытались придумать
состав пасты для шариковой ручки. Это удалось сделать только в 1938 году
венгерскому химику Йозефу Биро. Именно ему мы обязаны появлением самой удобной
ручки на свете! А в 1943 году в Аргентиневпервые было налажено промышленное
производство шариковых ручек. Ребята, а кто из вас расскажет нам, как устроена
шариковая ручка? (Ребята отвечают.)

19. Главное
в ней — это шарик, маленький, стальной, почти незаметный. Когда шариком водят
по бумаге, он вращается и смазывается пастой, оставляя след. Все гениальное —
просто.

20. Чтобы было, где писать,

В школе вам нужна тетрадь.

У меня обложка синяя,

На любой странице линия,

Чтоб помочь ученику

Ровно вывести строку.

Ребята, а вызнаете, на чем писали люди в глубокой древности?

(Ребята отвечают.)

21. Еще до того как изобрели бумагу, в Китае и некоторых странах
Юго-Восточной Азии писали на бамбуковых дощечках, а в древнем Вавилоне для
этого использовали обожженные глиняные таблички. В Древней Индии писали на
пальмовых листьях, европейцы же использовали для письма выделанные шкуры
животных.

22. Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и
относят к 105 году нашей эры. Однако бумагу в Китае начали производить еще
раньше. Просто Цай Лунь, будучи образованным человеком, обобщил и
усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги.

На Ближнем Востоке центром развития производства бумаги стал Самарканд. В
конце
VIIIвека арабы переняли у китайцев способ
производства бумаги и распространили его по всей Европе.

23. В России изготовлять бумагу начали гораздо позже, только  в XVIвеке
при Иване Грозном. Мощный толчок к развитию бумажного производства дал Петр
I. Для поощрения отечественного производства
он запретил в канцеляриях заграничную бумагу и велел построить несколько
бумажных предприятий под Москвой и Петербургом… Ребята, а как вы думаете, лет
триста назад были в школах у учеников учебники, а если были, то какие? (Ребята
отвечают.)

24.Самая первая книжка всех школьников – это Азбука. С ее помощью дети
учатся усваивать печатные и рукописные буквы, их звуковые значения, осваивают
чтение слогов и слов. Известно, что букварь появился в 16 веке, а

25. в России первая азбука была напечатана в 1534 году Иваном Федоровым, то
есть почти пятьсот лет назад. Учебник Ушинского «Родное слово», вышел в свет в
1864 году, и дети учились по нему более полувека.

26. До сих пор не забыта «Азбука», изданная Л.Н. Толстым в 1875 году, ведь
это настоящая энциклопедия в четырех томах, в которую входил не только букварь,
но также и большое количество рассказов, басен и сказок.

27. Не менее интересна история школьного дневника. Само слово «дневник»
появилось еще в Петровскую эпоху. А вот пользоваться этим школьным предметом
начали после проведения реформы 1930-1934 годов в прошлом веке. Первые
советские дневники не были такими красочными и яркими, как сейчас вам покупают
мамы. Они имели обложку белого или серого цвета, страницы из плотной и шершавой
бумаги, на которых было хорошо писать чернильной ручкой, и стоили они 13-14
копеек (в зависимости от сорта бумаги).

28. Вот и подошла к концу наша встреча.
Всех вас  в учебном году ждет много
открытий и побед. Уже завтра в школьных классах закипит работа: зазвучат голоса
учителей, радостно встретят  учеников
соскучившиеся по ним за лето парты, заскрипит мел, школьные коридоры наполнятся
привычным гулом…

29. Я от 
всей души желаю вам чтобы путь к знаниям не показался вам долгим и
трудным, чтобы на каждый урок вы шли с удовольствием и радостью! Еще раз
поздравляю вас с началом нового учебного года! Удачи вам всем, трудолюбия,
терпения и успехов!!!

Сценарий и слайд-презентация составлены библиотекарем отдела искусств МБ им. М. А. Ульянова Решетниковой О.Г.

Новость опубликована 01/09/2020

«В коробке с карандашами. Из истории школьных принадлежностей»


Подборка интересных фактов о канцелярских предметах от Библиотеки №3


Первое
Сентября —
Первый день
Календаря,

— строчки из стихотворения Самуила Маршака вспоминаются накануне замечательного праздника – Дня знаний.

В этот день школьники берут свои портфели и вновь отправляются в увлекательную страну открытий и новых свершений. Давайте заглянем в школьные ранцы и поговорим об истории канцелярских принадлежностей: ручек и карандашей, линеек и тетрадей.

Школьные принадлежности для фотографий предоставлены сотрудниками библиотеки №3 и Музея истории Уралхиммаша.

Тетрадь

  • Тетрадь (от греч. τετράδιον — четвёртая часть листа, от др. -греч. τέτρα — «четыре») — письменный носитель информации, предмет для произведения записей, состоящий из листов бумаги, скреплённых различными способами (спиралью, сшивкой, скреплением скобами).
  • Термин «школьная» тетрадь кажется обычным, а вот в дореволюционной России была другая терминология – тетради «ученические» и «общие».
  • Листы, из которых состоит тетрадь, могут быть в клетку, в линейку, в косую линейку и т. п.
  • 18-листовые тетради — чисто советское изобретение! Её придумали в середине 70-х годов. На фабриках проанализировали, что в среднем 12-листовая тетрадь в школе исписывается довольно быстро, а 24-листовая практически не исписывается никогда — уже на 17-18 листочке тетрадь «затирается». И тогда было придумано выпустить из экономических целей 18-листовые тетради.
  • Плотные обложки к тетрадям придумали в 1982-м году. 
  • А вы знали, что поля в тетради придумали не для учителей?

123

Дело в том, что раньше книгам и тетрадям частенько наносили урон нашествия крыс и мышей, которые любили погрызть края бумаги. Именно для того, чтобы не дать грызунам вместе с бумагой съесть часть важной информации, придумали делать поля, за которые старались не заступать.

44-15


Ручка

  • Металлическая перьевая ручка была запатентована в 1803 году, но патент не был использован в коммерческих целях. Стальные перья вошли в общественное применение в 1830-х. В 19 веке металлические ручки полностью вытеснили ручки из гусиных перьев.
  • Ручки с металлическим пером были в школах нашей страны до середины шестидесятых годов.
  • Обращение с перьевой ручкой требовало особой аккуратности. Ее непременными спутниками были чернильница, кляксы, промокашки. Осторожно макнул ручку в чернильницу, следя, чтобы на пере осталось немного чернил, иначе в тетради можно поставить кляксу. Нажим при письме должен быть не очень сильный и одинаковый – только тогда перо оставляет тонкую красивую линию. Нажмешь очень сильно – испортишь перышко. Две его половинки разойдутся, и перо можно только выбросить. Поэтому сходить «купить перышки» для школьников в 50-60- годы XX века было обычным делом.
  • Позже в школах стали пользоваться авторучками с «вечным» пером. Его не надо было макать в чернильницу: в корпусе такой ручки находилась небольшая емкость с чернилами.
  • А в конце 1960-х до советских школ наконец-то добрались и шариковые ручки, изобретенные венгерским журналистом Ласло Биро еще в 1931 году. Первые пластмассовые советские ручки были очень тоненькими, ломались от малейшего нажатия и стоили несуразно дорого — 2 рубля.
  • Долгое время учителя неодобрительно относились к «шарику». Считалось, что ученик должен сначала выработать правильный и красивый почерк и лишь после этого пользоваться удобными, но губительными для каллиграфии новинками. В некоторых школах пользоваться ими запрещали даже старшеклассникам. Так, если выпускное сочинение было написано шариковой ручкой, его не проверяли в принципе, а сразу ставили «двойку».
  • 1990-е годы ознаменовались появлением другой технологической новинки — гелевых ручек, писать которыми было так же легко, как пером. Еще через 10 лет распространилась мода на роллеры и капиллярные ручки.

678


Карандаш

  • Появление слова «карандаш» восходит к тюркскому karadas — «черный камень» и турецкому karatas – «чёрный сланец”. Лингвисты связывают с ним также слово «карандыш» (крошка, карапуз, маленький человек) указывая на близость его значения с немецким словом «tift» — карандаш карапуз. 
  • Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге.
  • Привычную для нас шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фабер Кастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. 
  • Цанговые карандаши появились в 1869 году.
  • В Советском Союзе было несколько фабрик, производящих карандаши: фабрика им. Красина, им. Сакко и Ванцетти.
  • Школьники, берущие в руки карандаш, не задумываются, что при производстве карандаш проходит через 83 технологические операции, при его изготовлении используется 107 видов сырья и материалов, а цикл производства составляет 11 дней. 
  • Ассортимент карандашей в семидесятые был весьма разнообразен и включал следующие группы: графитные – школьные, чертежные, рисовальные, канцелярские, специальные; копировальные – канцелярские графитные и канцелярские цветные; цветные – школьные, рисовальные, канцелярские, чертежные.

1213


Линейка

  • Линейка, инструмент для проведения линий, знаком каждому школьнику с первого класса.
  • Производное от слова линия, заимствованного через немецкий из латинского языка, где linea – «линия», «нитка», производное от linum – лен.
  • В 1789 году во Франции была введена метрическая система мер. Сантиметр- это сорокамиллионная часть географического меридиана проходящего через Париж. Сначала линейками пользовались ученые, потом студенты. В обычной школе линейки стали появляться лишь в начале 19 века.
  • В России такие линейки попали в 1812 году в качестве военного трофея. Производство было отлажено лишь в 20 веке, благодаря Д.И.Менделееву, который был инициатором введения метрической системы мер в России.
  • Для изготовления линеек первоначально использовалась исключительно прямослойная груша. В Советском Союзе согласно ГОСТу применялась древесина твердолиственных пород (груша, бук, клен, береза). Толщина линейки была 2 мм.
  • В старших классах во времена Советского Союза школьники учились делать вычисления с помощью логарифмической линейки.
  • Счетный инструмент для упрощения вычислений был изобретен английским математиком Э.Гунтером вскоре после открытия логарифмов и описана им в1623 году.
  • Для своего времени логарифмическая линейка была нужным инструментом. Она позволяла выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. 
  • Принцип действия логарифмической линейкой основан на том, что умножение и деление чисел заменяется соответственно и вычитанием их логарифмов.

10

11

Много интересного можно узнать, заглянув в школьный портфель. Приглашаем всех на страницу во ВКонтакте Библиотеки №3, где стартует акция приуроченная к сегодняшней дате. 


Поделиться

Нравится

Отправить

Поделиться

Некрасова Ольга Фёдоровна,  МАОУ   Чигиринская
СОШ

Урок внеклассного чтения.

Тема урока: История вещей. Школьные вещи и принадлежности..

Цель: Обобщение знаний
учащихся об истории школьных вещей и принадлежностей.

Задачи:

  • Углубление
    знаний об истории школьных вещей и принадлежностей . Развитие
    аналитического мышления, памяти, монологической речи; расширение кругозора
    учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских
    умений.
  • Воспитание познавательного интереса.

Планируемые результаты:
Личностные— формирование положительного отношение к учёбе и своим
знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные
    учебные действия (УУД)- организация учащимися своей
    учебной деятельности: целеполагание, планирование;контроль и самоконтроль
    процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД– умение
    анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос,
    подбирать сведения из дополнительных источников об истории школьных вещей
    и принадлежностей.
  • Коммуникативные УУД– умение
    слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
    проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные — уточнить
представления об  истории школьных вещей и принадлежностей.
Учебно-методическое обеспечение: инциклопедии, книги о школьных
вещах и принадлежностях, загадки.

.

1.    
Начало
урока

— 
Притча.      
Жили – были  Карандаш  и  Ручка. Жили  они  в  пенале. Каждый  день 
выходили  они  потрудиться  в  школьные  тетради. Выйдет  Ручка – попишет.
Потом  Карандаш  выскочит: что  нужно  подчеркнёт, где- то  что- то  выделит
( окончание  или  корень, например ).                                       
Где  Ручка  не  справляется, Карандаш  на  помощь  идёт. Где  Карандашу 
сложно – Ручка  тут  как 
тут.                                                                     Так 
они  и  жили – дружили.                                                                                   
Как-то  раз  случилась  беда  с  Карандашом : грифель  сломался.       
Плохо  Ручке  одной! Побежала  она  к  Точилке. «Помоги, пожалуйста, у 
Карандаша  грифель  сломался!» — просит  Ручка. Точилка  помогла, поточила 
Карандаш. Заблестел  грифель, обрадовался 
Карандаш.                                                          И  стали 
Ручка  и  Карандаш  ещё  лучше  в  тетрадках  трудиться. Спасибо  Точилке!

Как
можно назвать карандаш и ручку по отношению друг к другу? Можно ли их назвать
друзьями? Почему?

А вы
знаете с каких пор человек стал пользоваться карандашом?

На
доске слова : С.Маршак

 Пожелание
друзьям

Пусть
каждый день и каждый час

Вам
новое добудет,

Пусть
будет добрым день у вас,

И
сердце добрым будет.

2.    
Актуализация
знаний

На доске
ряд слов: бумага, краски, шарфик, карандаш, чернила, ножницы,
циркуль, книга,  портфель.

Прочитать
слова, найти лишнее.(шарфик)

Что
объединяет все другие слова?

(школьные 
принадлежности)

 Подумайте,
предложите  с чего начнём свой разговор о школьных принадлежностях?

На доске
«Лента времени» 8 век_____   10век___________12 век____________16век___    
__ 17век______________18век______________19век_____________20век_____

 Предположите,
в какой последовательности человек стал пользоваться этими предметами.
Разместите их на ленте времени.

(Дети предполагают и располагают слова на «ленте времени»)

3.    
Изучение
нового материала

Что
вы хотите узнать об этих предметах на сегодняшнем уроке?

Зачем
вам эти знания?

Какие
материалы помогут вам найти ответы на ваши вопросы?

Подготовленный
ребёнок . Сообщение.

Об
истории карандаша.

Карандаш был изобретен в 1775 году
французом Николя Жак Конте. Идея заковать в футляр легко оставляющий след на
бумаге, но пачкающий руки, графит, сохранила имя изобретателя и бизнесмена в
веках. Фирма «Конте» до сих пор является одним из лидеров производства
карандашей

Первые месторождения графита
открыты 1654
 году, что не так-то и давно. И сам
графит и без золотых трубок был недёшев. А найден он был в Англии в графстве
Кемберли в небольшом количестве и королева, не уверенная в скором изобретении
шариковых и гелиевых ручек и тем более лазерных принтеров, дозволяла добывать
графит не дольше шести недель в году, чтобы сохранить этот минерал и для
потомков.

В России же, богатой графитом и
лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии
развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой
обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс — дневная норма выработки
карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире —
«гросс» единица измерения количества именно карандашей. 

С оправкой графитового стержня в деревянную оболочку вид и
принцип действия карандаша уже не изменяется более двухсот лет.
Совершенствуется производство, оттачивается качество, количество выпускаемых
карандашей становится астрономическим, но идея трения слоистой красящей
субстанции о шершавую поверхность остается удивительно жизнеспособной. 

Изобретение карандаша в деревянной оправе, в силу удобства
пользования, а также сравнительной простоты и дешевизны их изготовления,
облегчило процесс закрепления и распространения информации. 

Слово «карандаш »
перемещается по ленте на отметку 1775год.- 18век.

Подготовленный
ребёнок

http://images.myshared.ru/5/440920/slide_10.jpg

Перемещаем
слово «РУЧКА» на 8 век.

А
вот я хочу рассказать о предмете, который может убрать всё то, что написано и
карандашом и ручкой. Догадались о чём пойдёт речь?  Конечно же, о ЛАСТИКЕ!

Эта вещь, без которой карандаши в
современном мире уже немыслимы. Речь пойдет о ластике или, как этот предмет
называют в народе, стирашке.

Джозеф Пристли

История ластика, при помощи которого стираются
карандашные надписи, насчитывает уже более двух веков. До того данную функцию
чаще всего выполнял хлебный мякиш, однако в 1770 году английский химик
Джозеф Пристли обнаружил, что резина (тогда был известен только каучук) может
успешнее хлеба стирать карандашные надписи. Это объясняется тем, что при
трении каучука по бумаге возникает электростатическое напряжение, за счет
которого частицы графита притягиваются к ластику.

История ластика

Вот только природный каучук недолговечен, так как имеет
свойства размягчаться летом, издавая при этом неприятный запах, и отвердевать
зимой, становясь хрупким. Улучшить качество ластиков удалось с открытием
процесса вулканизации резины Чарльзом Гудиером (Charles Goodyear) в 1839
году. После этого популярность каучуковых ластиков резко возросла. Так в
конце девятнадцатого столетия в Германии и Америке появились первые фабрики
по производству канцелярских ластиков.

На
«Ленте времени» слово «ЛАСТИК» перемещается на 1770год – 18век

Подготовленный
ребёнок.

ПЕНАЛ

 В этой узенькой коробке

 Ты найдёшь карандаши,

 Ручки, перья, скрепки, кнопки,

 Что угодно для души.

—  Слово пенал пришло к нам из немецкого языка. (Можно
заметить, что в немецком языке «пеналом» шутливо называют и
гимназию, а «пенальщиком» — школьника.) Корень этого слова
латинский- penna, что значит перо. А где хранили перья? В специальной коробочке,
которую назвали  пенал. Раньше писали настоящими гусиными перьями. И
хотя потом они были заменены более удобными, металлическими пластинками для
письма, названия  перо, перья, по традиции, сохранились. Теперь мы в нее
складываем и ручки, и карандаши, и даже для резинки там найдется местечко. А
название осталось прежнее, как это часто бывает в языке.
Пенал для
школьника необходимая вещь в портфеле. Существительное пенал вошло в широкое
употребление в XIX веке.

На «Ленте времени» слово «ПЕНАЛ» перемещается на 19 век

Точилка

Если сломан карандаш –

Я помощник верный ваш.

Я как врач, его лечу –

Быстро, остро заточу.

(Точилка, строгалка)

До изобретения точилки карандаш строгали
ножом. Точилки для карандашей сделали эту задачу намного легче и дали более равномерную
заточку карандаша. Некоторые специализированные виды карандашей, такие как
столярный карандаш обычно заостряется ножом, в связи с их плоской формой.

Бернард Лассимон, французский математик,
взял первый патент на точилки для карандашей в 1828 году. Первая
американская точилка для карандашей была запатентована Уолтером К. Форстером
из Бангора в 1855 году. Электрические точилки карандашей для офисов были
сделаны в 1917 году.

Слово «ТОЧИЛКА» перемещается на 19век.

Ручка, Ластик, Карандаш, Пенал, Точилка  (все вместе):

Мы хорошие друзья.

 Вам без нас никак нельзя.

4.
Обсуждение и решение проблем

Работа в
группах.

Каждая
группа получает своё задание:

1 группа.
Прочитать и инсценировать «Притчу о КАРАНДАШЕ» (5 человек. 1-мальчик.

2-
бабушка, +3,4,5- отвечают за бабушку внуку о качествах  карандаша)

Притча Карандаш!

Малыш смотрит,
как бабушка пишет письмо, и спрашивает:

— Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь
обо мне?

Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:

— Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то,
чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот
карандаш…

Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает
ничего особенного.

— Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!

— Все зависит от того, 

как смотреть на вещи. Этот карандаш
обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить
жизнь в ладу со всем миром.

Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен
забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом.
Всегда вверяй себя Его воле.

Во- вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать
карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого
карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она
облагораживает тебя.

В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно
стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя —
не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.

В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из
которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому
всегда думай о том, что происходит внутри тебя.

И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой
след. Так же и ты оставляешь после себя 

следы своими поступками и поэтому
обдумывай каждый свой шаг.

2
группа. Прочитать загадки.  5 учащихся (каждый готовит по 2 загадки)

Берегите нас, ребята, –

 Мы поможем вам всегда!

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след.

(ответ: ручка)

Моя подружка так живет:

С утра она чернила пьет,

Потом я ей даю тетрадь,

Она по ней идет гулять.

(ответ: ручка)

Пенал

Ластик, карандаши, линейка,

Точилка, ножницы, наклейка —

Всё это в школе пригодится,

Но как лежит ведь! Не годится!

Пока я всё не растерял,

Сложу их всех скорей в …

Ручка

Чтоб письмо мне написать,

Нужно палочку мне взять,

Палочку волшебную,

Необыкновенную.

А зовется эта штучка

Просто шариковая …

Циркуль

На одной ноге стою,

Другою ровный круг веду.

Я всегда вам пригожусь,

Если нужно, поверчусь.

Тетрадь

Яркая обложка,

Страничек очень много,

Чтоб писать, не забывать,

В школу я возьму …

Альбом

Много в нем страниц больших,

Белых и совсем пустых.

Я раскрашу их цветами:

Красками, карандашами.

Нарисую красный дом —

Станет лучше мой …

Рюкзак

Он красивый и большой,

Он удержит груз любой,

Но тетрадки мне важней,

Положу их внутрь скорей.

А уж рад ему я как!

Что купили мне …

.      Линейка

Как ровно отчертить поля,

Чтоб ровно линия легла?

Попробуй-ка, сумей-ка,

Поможет нам …

Пластилин

Разного цвета в коробке бруски,

Ручкой кусочек ты сам отломи.

Попробуй, вдруг выйдет красивый дельфин,

А сделать его нам помог …

Ластик

Карандаш простой возьму,

По бумаге им веду,

Если вдруг я ошибусь,

Не расстроюсь – я ж учусь.

А стереть, исправить кляксы

Мне всегда поможет …

.  Дневник

Тетрадкой этой я горжусь,

Ведь не зря же я тружусь!

В ней одни пятерки

От корочки до корки.

Вот хороший ученик!

И хорош его …

3
группа. Инсценировать сказку .7уч-ся (Ручка, Карандаш, Ластик, 3 учебника,
Пенал)

«Кто важней?»

—  Однажды  ночью 
сидели  за  столом  и  пили  чай  школьные  принадлежности. Они  спорили.
Кто  из  них  нужнее  для  школьника? Первой  вступила  в  спор  Ручка. «Я 
всех  нужнее, — уверенно  сказала  она. – Без  меня  школьники  не  смогли 
бы  написать  диктант, текст …»

         
«А  я  выполняю  особую  работу  …» — сказал  Карандаш.

    
«Но, если  пользуясь  тобой, дети  сделают  ошибку, то  без  меня  исправить 
её  будет  тяжело,» — сказал  Ластик. Тут  вступили  в  спор  учебники. Спор 
продолжался  целый  час. Пенал  не  выдержал   и  сказал : «Не  спорьте, вы 
можете  спорить  всю  жизнь,  и  толку  от  этого  не  будет. Никто  из 
вас  не  может  быть  лучше  другого. Каждый  из  нас 
нужен                     по – своему».

Отчёт
групп . 1 группа показывает сценку «Притча КАРАНДАШ»: —  
Какие
слова Бабушки вам понравились? Как можно назвать такие напутствия? (Мудрые
слова)


каким хочется вырасти тебе?

Чему учит
притча?

Учитель подводит
итог, насколько  дети показали свою артистичность, эмоциональность.

2
группа: загадывают загадки.
Учитель анализирует.  Хвалит, если
кто-то выучил наизусть и выразительно прочитал.

3
группа. Инсценировка  «Кто важней?»
   — Почему
пенал сделал такой вывод?

Можно
ли такой вывод  применить к людям?

5 . Решение учебных задач

Работа с
«Лентой времени».

Рассмотрите
что у нас получилось. Какой напрашивается вывод?

Наибольшее
развитие  возникновения  учебных принадлежностей приходится на 19 век! 

6.
Домашнее задание.
  Написать сказку о школьных принадлежностях.

ХОРОШО!  А
можно  больше узнать о других принадлежностях?

7.
Рефлексия
.

Мысли во
времени. Кому я сегодня поставлю оценку и какую?

  • Рассказ про школьные каникулы на английском
  • Рассказ про часового который спас утопающего
  • Рассказ про шарика из простоквашино
  • Рассказ про чехова антона павловича чехова
  • Рассказ про чарльза диккенса на английском