Рассказ про синичку для детей средней группы

Конспект НОД «Птица-синица» для детей 4-5 лет.

Цель: уточнение и расширение  представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.

Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закрепить понятие зимующие птицы, воспитывать заботливое отношение к птицам, активизировать в речи обобщающие слова “зимующие птицы”,  расширять словарный запас , развивать мелкую моторику рук, учить раскрашивать птиц в пределах контура, нанося штрихи в одном направлении.

Оборудование:  фотографии синиц, плакат с изображениями различных зимующих птиц, магнитофон, аудиозапись пения синицы, аудиозаписи с музыкой Моцарта, раскраски синиц, цветные карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций птиц.

Ход:

  1. Организационный момент

(Изображения синицы)

С жёлтой грудкою  летит

Что это за птица?

Как наряден ее вид!

Звать ее – синица!

Летом мошек ест она,

А в морозец зерна

По характеру шустра,

Быстра и проворна.

  1. Беседа по теме

Посмотрите, какая красивая птица. Спинка у нее желтовато-зеленого цвета, брюшко  желтое с широкой черной полосой  — кажется, будто синичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной  шапочкой. Видите? Верхняя сторона головы, бока шеи, горло и прилежащая блестяще-черные, а бока головы белые. Крылья серовато-голубого цвета со светлой поперечной полосой. Хвост черноватый с голубоватым налетом

Живут синицы в разных лесах, обычно на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. Гнезда устраивают в дуплах дятлов, реже в выгнившей древесине дерева на месте выпавшего сучка, за отставшей корой, в щелях деревянных построек, в старых гнездах белок Тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках. В городах синицы охотно селятся в домиках сделанных человеком. Как они называются? Скворечники.

Синица, как правило, оседлая птица. Что это значит?…Значит, что она живёт на одном месте. Не улетает далеко. В отличие от кочующих птиц.

Синица  подвижная, вертлявая птица. Размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост.

  1. Появляется плакат с изображением различных зимующих птиц. Сравнивание синицы с другими птицами.
  1. Беседа по теме

Птиц назвали синицами потому, что они издают довольно громкий мелодичный посвист «сии-сии»  Но она умеет петь по-разному: Песня — громкий перезвон «ци-ци-ци-пи», «ин-чи-ин-чи», крик — звонкое «пинь-пинь-чрррж». Весной однообразная песня «зин-зи-вер», «зинь-зинь». Она то нежно и тихо посвистывает, то заведет громкую перекличку: «пинь-пинь-пинь», вроде зяблика, то испуганно затрещит: «пинь-тарара» или с бесконечными интонациями повторяет свой двухсложный посвист: «фи-фи». В конце зимы, приблизительно с февраля, большие синицы становятся оживленнее. В оттепель уже слышится их двух- или трехсложный напев — ритмичное повторение звенящих или иногда как бы «звякающих» звуков («ци-ци-фи-ци-ци-фи» или «цу-ви-цу-ви-цу-ви»). У каждого певца своя интонация  (Звучит аудиозапись с пением синицы)

  1. Беседа по теме

Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы?

Летом они едят мелких насекомых, жуков и  тем самым  , приносит несомненную пользу природе, уничтожая большое количество вредителей леса. Осенью синицы питаются  семенами, ягодами и плодами. А зимой совсем мало остается пищи для синиц. Поэтому они из лесов прилетают поближе к людям в поисках корма. Как вы думаете, чем могут помочь синичкам люди? Правильно, люди мастерят кормушки, чтобы подкармливать птиц… А чем можно подкармливать? Семечками, пшеном. А еще синички любят клевать кусочки мяса и сала…

  1. Физминутка

Песня про синичек (Наталья Ключкина)

В небесах такая синь, синь, синь —
Насмотреться невозможно.
За окном синички тинь-тинь-тинь.
Не спугни их, осторожно.

А когда наступят хо-ло-да,
И закружат злые вьюги,
Покорми синичек. Мы всег-да
Позаботимся о друге.

Ты насыпь в кормушку се-ме-на
И повесь кусочек сала,
Чтоб зимой синичка ни од-на
В стужу бы не голодала.

Снова будет в небе синь, синь, синь,
Снег искрится так красиво.
За окном синички тинь-тинь-тинь
Говорят тебе «спасибо».

  1. Повторение изученного материала

Молодцы! Садитесь. А теперь скажите мне еще раз,  как называется птичка? Где живет? Почему, когда становится холодно, они прилетают ближе к людям?…Чем их нужно подкармливать?…

  1. Раскрашивание с целью закрепления материала

  Посмотрите, что я для вас приготовила. (Раскраски с изображением синиц) Кто это? Давайте их раскрасим. Карандаши какого цвета нам понадобятся, чтобы раскрасить синичек?  Желтый, синий, черный. Приступайте.

 Раскрашивание под  музыку (Моцарт в аранжировке для детей)

Слышу я: звенит синица 
Средь желтеющих ветвей; 
Здравствуй, маленькая птица, 
Вестница осенних дней! (тургенев)

Итог занятия, оценка деятельности детей.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 п.Теплое» Тепло-Огаревский район Тульская область

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей средней группы

«Птичка — синичка».

Воспитатель: Игнатова А.М.

п.Теплое

Образовательная область(приоритетная)-познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Программное содержание:

Цель: продолжить работу над проектом «Синичкин день».

Задачи:

Образовательные:закрепить знания о синице, её внешнем виде, повадках, издаваемых звуках;расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека; продолжать учить отгадывать описательные загадки;

Развивающие:сформировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.);упражнять в звукоподражаниях; развивать восприятие, память, мышление, внимание.Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.

Воспитательные:воспитывать бережное отношение к птицам.

Планируемые результаты:приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Птицы»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за птицами.

Подготовительный этап:

-материально-техническое обеспечение: птичка-синичка, ноутбук, проектор, доска, презентация «Синичкин день», птичка-свистулька, разноцветные колечки, раскраска «синица» каждому ребенку;

-наблюдения за птицами на прогулке (как выглядят, как называются, что делают). Заучивание наизусть стихотворения А.Барто «Синица», аппликация «Синица», рисование «Синица и снегирь», изготовление «птичьей» конфеты;

-Взаимодействие с родителями изготовление кормушек, подготовка мини-рассказов о синичках.

Ход:

-Здравствуйте дети, я хочу загадать вам загадку, послушайте меня внимательно.

-Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом,

Мы умеем щебетать,

Можем зернышки клевать.

Дети: Птичка.

-Правильно, молодцы! Это птичка. А давайте с вами поиграем в пальчиковую игру «Птичка». Приготовили свои ручки.

Птичка, птичка- (погладить правой ладошкой-левую)

Вот тебе водичка, (указать на левую ладошку)

Вот тебе крошки (указательным пальцем часто

На моей ладошке. постучать по центру ладошки)

— Ребята, пока мы играли к нам в окошко заглянула синичка, посмотрите какая она ловкая. Ой, улетела. Это она нам снежок принесла.Т-ш-ш, а кто это поет: тинь-тинь, тинь-тинь? Сейчас я проверю, что за певунья к нам пришла.

-Вот она веселая наша птичка-синичка, к ребятам в гости опять прилетела. Понравилось ей у нас в гостях, понравились ей ваши рисунки с ее подружками синичками. А теперь прилетела она посмотреть, как группу мы украсили.

-Птичка синичка, а мы очень много про тебя и твоих подружек нового узнали и в группе, и дома, и на прогулках, когда за твоими подружками наблюдали.

-Ребята проходите на стульчики (дети садятся на места). А синичку я на стол посажу. Ребята, мы знаем очень много всего интересного про синичек, что бы вы друг друга слышали, я буду давать зернышки вам по очереди. Кого назову, тот зернышки в тарелочку синичке высыпает и рассказывает, сто он про нее знает.Согласны?

Дети: Да.

Выступления детей:

-Замечательно, тогда первый будет рассказывать Тимоша.

Жили-были две синицы

Чем же будем мы кормится?

Ведь кругом белым-бело

Все поляны замело,

Позабыли вы синицы,

Что ваш друг живёт в станице:

Вон мой дом, моё окно

Там отборное зерно.

— Молодец, Тимоша, какое стихотворение интересное выучил. А теперь, Ксюша расскажет нам о чем ей стало известно про синичку от мамы. Посмотрите, ребята Ксюша нам еще и фотографию синички принесла.

«У синички жёлтая грудь, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, щечки белые, глаза чёрные.»

-Умница, Ксюша, присаживайся на стульчик. Ребята, Ванюша, тоже хочет нам рассказать про птичку-синичку. Давайте его послушаем.

«Летом синички живут в лесах. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что там лежит».

-Молодец Ванюша. Тонечка, а ты нам что-нибудь расскажешь про синичек?

«Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. Живут дружно, по многу птичек в семейке»

-Умница Тоня. Ребята, а кто расскажет из чего синички делают себе гнездышки?

Дети: Они собирают тонкие веточки, сухие травинки, пушинки и шерстинки.

-Птички-синички любят селиться поблизости друг к другу, птенцов у них бывает много, которых они кормят мошками, жучками, червячками. Когда птенцы вырастают, подходит время зимы, когда птицам в лесу становится голодно и они прилетают поближе к домам людей. Синицы зимующие птицы, и у них много друзей таких же зимующих птиц, которым трудные холодные дни помогают пережить люди.

-Ребята выходите, пожалуйста, на коврик, птичка синичка хочет с вами поиграть. «Птичий концерт»(звукоподражание.)

-Я буду называть птичку, а вы будите петь так же, как и она, хорошо?

-Как поет воробей? Чик-чирик!

-А, как поет сама птичка-синичка? Тинь-тинь-тинь!

-Как поет ворона? Ка-кар-кар!

-Как поет дятел? Т-р-р-р, т-р-р,т-р-р!

-Как поет снегирь? Дзю-дзю-дзю!

-Давайте, еще раз споем песенку синички?Тинь-тинь-тинь!

-Молодцы ребята! Птичка синичка хочет с вами в еще одну игру поиграть. Эта игра называется «Стайки». Пока птичка поет свою песенку, вы все летаете по коврику, а когда замолчит, вы должны быстро собраться у своего гнездышка. Цвет гнездышка должен присутствовать у вас в одежде.

-Молодцы ребята, посмотри синичка какие у нас ловкие ребята, как много они про тебя знают, как хорошо умеют подражать твоим друзьям. Дети синичка-зимующая птица, а почему ее так называют?

Дети: Она зимой остается, живет рядом с людьми, не улетает на юг.

— А как называют птиц которые улетают далеко в теплые края, как называются?

Дети: перелетные.

— Как мы можем помочь синичкам? Что они любят есть?

Дети: зернышки, не соленое сало, птичий корм, хлеб.

-Молодцы ребята, синичке вы очень понравились и она приготовила для вас раскраску, которую вы можете раскрасить карандашами, фломастерами ли красками. А синичке пора лететь к своим подружкам. Давайте с ней попрощаемя.

Дети: До свидания синичка!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы «Наблюдения за синицей»

Цель: расширять представления детей синице, ее внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.

I. Программное содержание.

А) Образовательные задачи: формировать умение узнавать и различать синицу по особенностям внешнего вида, повадках; дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.

Б) Речевые задачи: активизировать в речи слова прилагательные при описании птицы и обобщающие слова «оседлые птицы», «кочующие птицы», умение составлять описательный рассказ по схеме.

В) Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание заботиться и помогать им зимой.

Г) Развивающие задачи: развивать наблюдательность, память и воображение у детей; умение делать выводы и умозаключения; умение раскрашивать птиц в пределах контура, нанося штрихи в одном направлении.

II. Подготовка к занятию.

  1. Подготовка воспитателя: Подбор сказок, стихов, загадок, иллюстраций, книг про птиц; развивающих игр с атрибутами, картинками, фотографиями синиц.
  2. Предварительная работа с детьми: Рассматривание серии картин «Птицы нашего края»; Д/И: «Гости нашей кормушки», «Третий лишний!», «Угадай, кто кричит»; чтение загадок о птицах, рассказ «Кто прилетает к нам на кормушку»; В.Бианки «Зима» (отравок «Синичкин календарь»).
  3. Оборудование и материалы: ноутбук, звуковые колонки, мр3 плеер; видеоролик «Синицы в природе»; веер; маска синицы; материалы на каждого ребенка: 2 листа бумаги.

Формы и методы организации совместной деятельности

Детская
деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Д/И: «Подбери картинку»
Продуктивная Рисование «Синица»
Двигательная Гимнастика для глаз «Часики»
Подвижная игра: «Синицы и кот»
Речевая Беседа «Синица в природе» МПИ: «Я синица….птица»
Составление описательного рассказа по схеме
Познавательно-исследовательская Эксперимент «Как крылья помогают птицам летать»

Логика образовательной деятельности

Части НОД Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемые результаты
Вводная часть Аудиозапись: «Пение синицы».
— Мы с вами каждый день видим, что к нам на кормушку прилетают разные птицы. Сегодня мы будем знакомиться одной очень красивой птицей, а с какой, отгадайте.
«Этой птице никак не сидится, все хвастает синим своим сюртуком и шапочкой синей гордится…» (синица).
Обращают внимание. Отгадывают загадку. Создана мотивация к последующей образовательной деятельности.
Основная часть Видеоролик «Синица в природе» (2-3 минуты) Дети наблюдают – 2-3 минуты Развивать наблюдательность, внимание
  Гимнастика для глаз «Часики» Выполняют упражнение для глаз Снятия напряжения с газ после просмотра видеоэкрана
  Беседа «Синица в природе»
— Как кричит синица?
— Какая это птица?
— Чем синичка отличается от других птичек?
— Какая грудка?
— Какого цвета голова у птички? (черная и белая щечка)
— Как она передвигается?
— Где живут синицы?
— Где зимует?
— Как меняется жизнь синицы с приходом зимы?
Отвечают на вопросы Сформированы элементарные представления о внешнем виде, повадках, среде обитания синицы.
  Рассказ воспитателя:
Синица тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населенных пунктах, в пригородах, в садах и парках. В городах синицы охотно селятся в домиках сделанных человеком. Как они называются? (скворечники)
Синица, как правило, оседлая птица. Что это значит?… Значит, что она живёт на одном месте. Не улетает далеко. В отличие от кочующих птиц. «Кочующие птицы – это птицы которые улетают в теплые места с приходом холодов»
Слушают, получают новые зания о жизни синицы, отвечают на вопросы. Пополнение словарного запаса детей обобщенными словами «оседлая птица», «кочующая птица»
  Эксперимент «Как крылья помогают летать птицам»
1. Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? А что помогает птицам летать? А хотите узнать, как крылья помогают птицам летать?
2. Перед вами два листа, они ровные, гладкие. Один лист комкайте и превратите в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Давайте проверим.
3. Какой шарик падает очень быстро, как камень? Почему? (тяжелый).
4. А как падает гладкий лист? (медленно) Почему? (легкий, широкий)
5. При падении опирается на воздух, гладкий лист может лететь.
6. Вот так даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья , когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания воспитателя, смотрят результат, делают вывод.
Формируется умение делать выводы на основе наблюдений.
  МПИ: «Я синица……. птица»

Дети встают в круг, по кругу передается маска «Синица»

под мелодию «Пение птиц», после остановки музыки, у кого маска, надевает на голову и говорит «Я синица…… птица».

Расширять

словарный запас прилагательными.

  -Как человек может помочь синице зимой?
-Как вы помогаете зимой птицам?
Дети выносят свои предположения.

Формируется умение поиска решения, воспитывать бережное

отношение к синицам.

  Выдвигает проблемную ситуацию «Чем питается синица?»
Д/И: «Подбери картинку»
Дети подбирают картинки с изображением корма (насекомые, ягоды, зерна) для синицы. Формируется знание о питание синицы.
  В ноябре люди отмечают «Синичкин день» — укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает».
В России считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.»
Слушают, получают новые знания – «Синичкин день» Сформировать новые знания, воспитать бережное отношение к пернатым.
  Подвижная игра «Синицы и кот» Выполняют движения соответствующие тексту.   Закрепляется навык совместного выполнения движений. Формируется положительный эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность
  Рассказ по схеме «Расскажи-ка!»

Дети по схеме

«Раскажи-ка» рассказывают про синицу.

Формируется умение составлять описательный рассказ про синицу по схеме.
Закрепление пройденного материала.
Заключи-тельная часть Подарок маме:
Рисование «Синица»
Раскрашивают шаблон «синица», передавая характерные признаки внешнего вида Закрепление умения раскрашивать птиц в пределах контура, нанося штрихи в одном направлении.

  • Рассказ про синичку 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про синицу для 1 класса по окружающему миру
  • Рассказ про синий трактор читать
  • Рассказ про синие листья читать
  • Рассказ про синее небо