Конспект НОД «Птица-синица» для детей 4-5 лет.
Цель: уточнение и расширение представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закрепить понятие зимующие птицы, воспитывать заботливое отношение к птицам, активизировать в речи обобщающие слова “зимующие птицы”, расширять словарный запас , развивать мелкую моторику рук, учить раскрашивать птиц в пределах контура, нанося штрихи в одном направлении.
Оборудование: фотографии синиц, плакат с изображениями различных зимующих птиц, магнитофон, аудиозапись пения синицы, аудиозаписи с музыкой Моцарта, раскраски синиц, цветные карандаши.
Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций птиц.
Ход:
- Организационный момент
(Изображения синицы)
С жёлтой грудкою летит
Что это за птица?
Как наряден ее вид!
Звать ее – синица!
Летом мошек ест она,
А в морозец зерна
По характеру шустра,
Быстра и проворна.
- Беседа по теме
Посмотрите, какая красивая птица. Спинка у нее желтовато-зеленого цвета, брюшко желтое с широкой черной полосой — кажется, будто синичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Видите? Верхняя сторона головы, бока шеи, горло и прилежащая блестяще-черные, а бока головы белые. Крылья серовато-голубого цвета со светлой поперечной полосой. Хвост черноватый с голубоватым налетом
Живут синицы в разных лесах, обычно на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. Гнезда устраивают в дуплах дятлов, реже в выгнившей древесине дерева на месте выпавшего сучка, за отставшей корой, в щелях деревянных построек, в старых гнездах белок Тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках. В городах синицы охотно селятся в домиках сделанных человеком. Как они называются? Скворечники.
Синица, как правило, оседлая птица. Что это значит?…Значит, что она живёт на одном месте. Не улетает далеко. В отличие от кочующих птиц.
Синица подвижная, вертлявая птица. Размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост.
- Появляется плакат с изображением различных зимующих птиц. Сравнивание синицы с другими птицами.
- Беседа по теме
Птиц назвали синицами потому, что они издают довольно громкий мелодичный посвист «сии-сии» Но она умеет петь по-разному: Песня — громкий перезвон «ци-ци-ци-пи», «ин-чи-ин-чи», крик — звонкое «пинь-пинь-чрррж». Весной однообразная песня «зин-зи-вер», «зинь-зинь». Она то нежно и тихо посвистывает, то заведет громкую перекличку: «пинь-пинь-пинь», вроде зяблика, то испуганно затрещит: «пинь-тарара» или с бесконечными интонациями повторяет свой двухсложный посвист: «фи-фи». В конце зимы, приблизительно с февраля, большие синицы становятся оживленнее. В оттепель уже слышится их двух- или трехсложный напев — ритмичное повторение звенящих или иногда как бы «звякающих» звуков («ци-ци-фи-ци-ци-фи» или «цу-ви-цу-ви-цу-ви»). У каждого певца своя интонация (Звучит аудиозапись с пением синицы)
- Беседа по теме
Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы?
Летом они едят мелких насекомых, жуков и тем самым , приносит несомненную пользу природе, уничтожая большое количество вредителей леса. Осенью синицы питаются семенами, ягодами и плодами. А зимой совсем мало остается пищи для синиц. Поэтому они из лесов прилетают поближе к людям в поисках корма. Как вы думаете, чем могут помочь синичкам люди? Правильно, люди мастерят кормушки, чтобы подкармливать птиц… А чем можно подкармливать? Семечками, пшеном. А еще синички любят клевать кусочки мяса и сала…
- Физминутка
Песня про синичек (Наталья Ключкина)
В небесах такая синь, синь, синь —
Насмотреться невозможно.
За окном синички тинь-тинь-тинь.
Не спугни их, осторожно.
А когда наступят хо-ло-да,
И закружат злые вьюги,
Покорми синичек. Мы всег-да
Позаботимся о друге.
Ты насыпь в кормушку се-ме-на
И повесь кусочек сала,
Чтоб зимой синичка ни од-на
В стужу бы не голодала.
Снова будет в небе синь, синь, синь,
Снег искрится так красиво.
За окном синички тинь-тинь-тинь
Говорят тебе «спасибо».
- Повторение изученного материала
Молодцы! Садитесь. А теперь скажите мне еще раз, как называется птичка? Где живет? Почему, когда становится холодно, они прилетают ближе к людям?…Чем их нужно подкармливать?…
- Раскрашивание с целью закрепления материала
Посмотрите, что я для вас приготовила. (Раскраски с изображением синиц) Кто это? Давайте их раскрасим. Карандаши какого цвета нам понадобятся, чтобы раскрасить синичек? Желтый, синий, черный. Приступайте.
Раскрашивание под музыку (Моцарт в аранжировке для детей)
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней! (тургенев)
Итог занятия, оценка деятельности детей.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 п.Теплое» Тепло-Огаревский район Тульская область
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей средней группы
«Птичка — синичка».
Воспитатель: Игнатова А.М.
п.Теплое
Образовательная область(приоритетная)-познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Программное содержание:
Цель: продолжить работу над проектом «Синичкин день».
Задачи:
Образовательные:закрепить знания о синице, её внешнем виде, повадках, издаваемых звуках;расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека; продолжать учить отгадывать описательные загадки;
Развивающие:сформировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.);упражнять в звукоподражаниях; развивать восприятие, память, мышление, внимание.Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
Воспитательные:воспитывать бережное отношение к птицам.
Планируемые результаты:приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Птицы»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за птицами.
Подготовительный этап:
-материально-техническое обеспечение: птичка-синичка, ноутбук, проектор, доска, презентация «Синичкин день», птичка-свистулька, разноцветные колечки, раскраска «синица» каждому ребенку;
-наблюдения за птицами на прогулке (как выглядят, как называются, что делают). Заучивание наизусть стихотворения А.Барто «Синица», аппликация «Синица», рисование «Синица и снегирь», изготовление «птичьей» конфеты;
-Взаимодействие с родителями изготовление кормушек, подготовка мини-рассказов о синичках.
Ход:
-Здравствуйте дети, я хочу загадать вам загадку, послушайте меня внимательно.
-Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать,
Можем зернышки клевать.
Дети: Птичка.
-Правильно, молодцы! Это птичка. А давайте с вами поиграем в пальчиковую игру «Птичка». Приготовили свои ручки.
Птичка, птичка- (погладить правой ладошкой-левую)
Вот тебе водичка, (указать на левую ладошку)
Вот тебе крошки (указательным пальцем часто
На моей ладошке. постучать по центру ладошки)
— Ребята, пока мы играли к нам в окошко заглянула синичка, посмотрите какая она ловкая. Ой, улетела. Это она нам снежок принесла.Т-ш-ш, а кто это поет: тинь-тинь, тинь-тинь? Сейчас я проверю, что за певунья к нам пришла.
-Вот она веселая наша птичка-синичка, к ребятам в гости опять прилетела. Понравилось ей у нас в гостях, понравились ей ваши рисунки с ее подружками синичками. А теперь прилетела она посмотреть, как группу мы украсили.
-Птичка синичка, а мы очень много про тебя и твоих подружек нового узнали и в группе, и дома, и на прогулках, когда за твоими подружками наблюдали.
-Ребята проходите на стульчики (дети садятся на места). А синичку я на стол посажу. Ребята, мы знаем очень много всего интересного про синичек, что бы вы друг друга слышали, я буду давать зернышки вам по очереди. Кого назову, тот зернышки в тарелочку синичке высыпает и рассказывает, сто он про нее знает.Согласны?
Дети: Да.
Выступления детей:
-Замечательно, тогда первый будет рассказывать Тимоша.
Жили-были две синицы
Чем же будем мы кормится?
Ведь кругом белым-бело
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно
Там отборное зерно.
— Молодец, Тимоша, какое стихотворение интересное выучил. А теперь, Ксюша расскажет нам о чем ей стало известно про синичку от мамы. Посмотрите, ребята Ксюша нам еще и фотографию синички принесла.
«У синички жёлтая грудь, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, щечки белые, глаза чёрные.»
-Умница, Ксюша, присаживайся на стульчик. Ребята, Ванюша, тоже хочет нам рассказать про птичку-синичку. Давайте его послушаем.
«Летом синички живут в лесах. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что там лежит».
-Молодец Ванюша. Тонечка, а ты нам что-нибудь расскажешь про синичек?
«Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. Живут дружно, по многу птичек в семейке»
-Умница Тоня. Ребята, а кто расскажет из чего синички делают себе гнездышки?
Дети: Они собирают тонкие веточки, сухие травинки, пушинки и шерстинки.
-Птички-синички любят селиться поблизости друг к другу, птенцов у них бывает много, которых они кормят мошками, жучками, червячками. Когда птенцы вырастают, подходит время зимы, когда птицам в лесу становится голодно и они прилетают поближе к домам людей. Синицы зимующие птицы, и у них много друзей таких же зимующих птиц, которым трудные холодные дни помогают пережить люди.
-Ребята выходите, пожалуйста, на коврик, птичка синичка хочет с вами поиграть. «Птичий концерт»(звукоподражание.)
-Я буду называть птичку, а вы будите петь так же, как и она, хорошо?
-Как поет воробей? Чик-чирик!
-А, как поет сама птичка-синичка? Тинь-тинь-тинь!
-Как поет ворона? Ка-кар-кар!
-Как поет дятел? Т-р-р-р, т-р-р,т-р-р!
-Как поет снегирь? Дзю-дзю-дзю!
-Давайте, еще раз споем песенку синички?Тинь-тинь-тинь!
-Молодцы ребята! Птичка синичка хочет с вами в еще одну игру поиграть. Эта игра называется «Стайки». Пока птичка поет свою песенку, вы все летаете по коврику, а когда замолчит, вы должны быстро собраться у своего гнездышка. Цвет гнездышка должен присутствовать у вас в одежде.
-Молодцы ребята, посмотри синичка какие у нас ловкие ребята, как много они про тебя знают, как хорошо умеют подражать твоим друзьям. Дети синичка-зимующая птица, а почему ее так называют?
Дети: Она зимой остается, живет рядом с людьми, не улетает на юг.
— А как называют птиц которые улетают далеко в теплые края, как называются?
Дети: перелетные.
— Как мы можем помочь синичкам? Что они любят есть?
Дети: зернышки, не соленое сало, птичий корм, хлеб.
-Молодцы ребята, синичке вы очень понравились и она приготовила для вас раскраску, которую вы можете раскрасить карандашами, фломастерами ли красками. А синичке пора лететь к своим подружкам. Давайте с ней попрощаемя.
Дети: До свидания синичка!
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы «Наблюдения за синицей»
Цель: расширять представления детей синице, ее внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
I. Программное содержание.
А) Образовательные задачи: формировать умение узнавать и различать синицу по особенностям внешнего вида, повадках; дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.
Б) Речевые задачи: активизировать в речи слова прилагательные при описании птицы и обобщающие слова «оседлые птицы», «кочующие птицы», умение составлять описательный рассказ по схеме.
В) Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание заботиться и помогать им зимой.
Г) Развивающие задачи: развивать наблюдательность, память и воображение у детей; умение делать выводы и умозаключения; умение раскрашивать птиц в пределах контура, нанося штрихи в одном направлении.
II. Подготовка к занятию.
- Подготовка воспитателя: Подбор сказок, стихов, загадок, иллюстраций, книг про птиц; развивающих игр с атрибутами, картинками, фотографиями синиц.
- Предварительная работа с детьми: Рассматривание серии картин «Птицы нашего края»; Д/И: «Гости нашей кормушки», «Третий лишний!», «Угадай, кто кричит»; чтение загадок о птицах, рассказ «Кто прилетает к нам на кормушку»; В.Бианки «Зима» (отравок «Синичкин календарь»).
- Оборудование и материалы: ноутбук, звуковые колонки, мр3 плеер; видеоролик «Синицы в природе»; веер; маска синицы; материалы на каждого ребенка: 2 листа бумаги.
Формы и методы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Д/И: «Подбери картинку» |
Продуктивная | Рисование «Синица» |
Двигательная | Гимнастика для глаз «Часики» Подвижная игра: «Синицы и кот» |
Речевая | Беседа «Синица в природе» МПИ: «Я синица….птица» Составление описательного рассказа по схеме |
Познавательно-исследовательская | Эксперимент «Как крылья помогают птицам летать» |
Логика образовательной деятельности
Части НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Вводная часть | Аудиозапись: «Пение синицы». — Мы с вами каждый день видим, что к нам на кормушку прилетают разные птицы. Сегодня мы будем знакомиться одной очень красивой птицей, а с какой, отгадайте. «Этой птице никак не сидится, все хвастает синим своим сюртуком и шапочкой синей гордится…» (синица). |
Обращают внимание. Отгадывают загадку. | Создана мотивация к последующей образовательной деятельности. |
Основная часть | Видеоролик «Синица в природе» (2-3 минуты) | Дети наблюдают – 2-3 минуты | Развивать наблюдательность, внимание |
Гимнастика для глаз «Часики» | Выполняют упражнение для глаз | Снятия напряжения с газ после просмотра видеоэкрана | |
Беседа «Синица в природе» — Как кричит синица? — Какая это птица? — Чем синичка отличается от других птичек? — Какая грудка? — Какого цвета голова у птички? (черная и белая щечка) — Как она передвигается? — Где живут синицы? — Где зимует? — Как меняется жизнь синицы с приходом зимы? |
Отвечают на вопросы | Сформированы элементарные представления о внешнем виде, повадках, среде обитания синицы. | |
Рассказ воспитателя: Синица тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населенных пунктах, в пригородах, в садах и парках. В городах синицы охотно селятся в домиках сделанных человеком. Как они называются? (скворечники) Синица, как правило, оседлая птица. Что это значит?… Значит, что она живёт на одном месте. Не улетает далеко. В отличие от кочующих птиц. «Кочующие птицы – это птицы которые улетают в теплые места с приходом холодов» |
Слушают, получают новые зания о жизни синицы, отвечают на вопросы. | Пополнение словарного запаса детей обобщенными словами «оседлая птица», «кочующая птица» | |
Эксперимент «Как крылья помогают летать птицам» 1. Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? А что помогает птицам летать? А хотите узнать, как крылья помогают птицам летать? 2. Перед вами два листа, они ровные, гладкие. Один лист комкайте и превратите в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Давайте проверим. 3. Какой шарик падает очень быстро, как камень? Почему? (тяжелый). 4. А как падает гладкий лист? (медленно) Почему? (легкий, широкий) 5. При падении опирается на воздух, гладкий лист может лететь. 6. Вот так даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья , когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает. |
Отвечают на вопросы. Выполняют задания воспитателя, смотрят результат, делают вывод. |
Формируется умение делать выводы на основе наблюдений. | |
МПИ: «Я синица……. птица» |
Дети встают в круг, по кругу передается маска «Синица» под мелодию «Пение птиц», после остановки музыки, у кого маска, надевает на голову и говорит «Я синица…… птица». |
Расширять словарный запас прилагательными. |
|
-Как человек может помочь синице зимой? -Как вы помогаете зимой птицам? |
Дети выносят свои предположения. |
Формируется умение поиска решения, воспитывать бережное отношение к синицам. |
|
Выдвигает проблемную ситуацию «Чем питается синица?» Д/И: «Подбери картинку» |
Дети подбирают картинки с изображением корма (насекомые, ягоды, зерна) для синицы. | Формируется знание о питание синицы. | |
В ноябре люди отмечают «Синичкин день» — укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает». В России считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.» |
Слушают, получают новые знания – «Синичкин день» | Сформировать новые знания, воспитать бережное отношение к пернатым. | |
Подвижная игра «Синицы и кот» | Выполняют движения соответствующие тексту. | Закрепляется навык совместного выполнения движений. Формируется положительный эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность | |
Рассказ по схеме «Расскажи-ка!» |
Дети по схеме «Раскажи-ка» рассказывают про синицу. |
Формируется умение составлять описательный рассказ про синицу по схеме. Закрепление пройденного материала. |
|
Заключи-тельная часть | Подарок маме: Рисование «Синица» |
Раскрашивают шаблон «синица», передавая характерные признаки внешнего вида | Закрепление умения раскрашивать птиц в пределах контура, нанося штрихи в одном направлении. |