Рассказ про скрипку 3 класс по музыке

  • Энциклопедия
  • Разное
  • Скрипка

Скрипка — инструмент, необходимый для идеального симфонического оркестра. Она относится к струнным смычковым музыкальным инструментам. Смычок — это инстумент, для извлечения звуков из инструмента.

Скрипка не только красива внешне, но и неповторима в музыкальном плане. Скрипка появилась много лет назад в разных народах: в Германии, в Арабских странах и, конечно же, в Испании. Стоит отметить, что скрипка не была тогда такой, как сейчас, это была лишь отдаленная схожесть. Позднее изготовлением скрипок прославилась именно Италия. Современный вид скрипка приобрела только в 16 веке, когда начала набирать популярность.

Интересно то, что за час игры на скрипке можно сжечь более 170 калорий. Удивительно и то, что некоторые творцы изготавливают скрипки из камня. По звучанию они совсем не уступают деревянному инструменту.

Семейство Амати стало самым знаменитым производителем первых скрипок. Они не только были изготовлены из прекрасного материала, но и имели правильную для скрипок форму.

Изначально скрипки считались инструментом трактирным, простонародным, а значит не дальновидным. Однако вскоре скрипки стали слышны не только в придорожных трактирах, но и в знаменитых гостиных, а позже и на концертах.

Известный Антонио Страдивари был учеников семьи Амати. В двенадцать лет он начал наблюдать, помогать, запоминать. В тринадцать самостоятельно изготовил свою первую скрипку.

Стоит отметить, что до сих пор не создали такой аппаратуры, которая смогла бы синтезировать звучание удивительного музыкального инструмента.

Вариант №2

Скрипка – это смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, натянутыми на гриф. Корпус музыкального инструмента изготавливается из дерева, верхняя часть из ели, для нижней используется клен. Гриф постоянно соприкасается со струнами и быстро изнашивается, в связи с этим его делают из палисандрового дерева, которое отличается особой прочностью. Дерево для изготовления скрипки тщательно выбирается, ведь от этого будет зависеть ее звучание. Смычок для скрипки – это трость, на которую натягиваются 150-200 конских волосков.

Сегодня скрипку считают королевой академической музыки, но так было не всегда. Скрипку изобрели в народе. На ней играли бродячие музыканты и по форме она напоминала грушу. Похожей на современную она стала только в 16 веке благодаря Гаспаро да Сало. Именно его инструмент стал образцом классической скрипки. В то же время Андреа Амати основал школу скрипичных мастеров, которые довели форму скрипки до исключительной изысканности.

Считается, что самые лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Технологии изготовления скрипок держались в строгом секрете и передавались по наследству. Одним из самых известных мастеров являлся Антонио Страдивари. Его скрипки и по сей день считаются непревзойденными и очень высоко ценятся. На них играют только самые лучшие музыканты мира.

Одним из самых выдающихся классических скрипачей считается Николо Паганини. Он был гениальнейшим виртуозом и именно по этому его личность считали демонической. Люди не могли поверить, что человек способен настолько искусно играть на музыкальном инструменте.

Скрипка очень изысканный и утонченный инструмент с красивейшим звучанием. Именно по этому для нее пишутся произведения самых различных жанров современной музыки. Своим звучанием она всегда будет покорять сердца людей с разными музыкальными предпочтениями и возбуждать их воображение.

2, 3, 4, 5, 6 класс кратко. Музыкальный инструмент

Скрипка

Скрипка

Популярные темы сообщений

  • Финикия

    К сожалению, не обо всех древних государствах, городах и территориях нынешние историки могут предоставить нам точную информацию. Со временем изменялись границы местоположения территорий самих государств и территорий их влияния.

  • Живопись византии

    В иконописи художник должен был соблюдать определенный свод правил, который регламентировала церковь, сюда входили: сюжет писания, тип внешности святых, выражение лица, позы, палитру цветов, пропорции фигур и технику живописи.

  • Последствия вредных привычек

    В чём секрет человеческого долголетия? Что нужно делать людям для того, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь? На эти вопросы вам сможет ответить даже маленький человечек, который уже понимает, что правильное питание,

  • Труженики Кубани

    убань – хлебный край! Край виноградников, фруктовых садов, кукурузы, риса и многих других озимых. В этом жарком краю когда-то давно людям пришлось приложить титанические усилия для того чтобы не пересохли реки,

  • Алтайский край

    Алтайский край располагается на юге Западной Сибири. Существует он больше чуть больше 80 лет, 28 сентября 1937 году был образован. Город Барнаул является столицей края. На территории расположено 11 городских округов, но также есть и сельские

  • Доклады
  • Музыка
  • Скрипка

Скрипка – это струнный смычковый музыкальный инструмент. Имеет 4 струны (иногда 5, когда добавляют нижнюю альтовую струну), которые натянуты на гриф. Обладает высоким регистром. Дека (корпус) скрипки изготовлен из дерева, в основном из клена и ели. Из-за необходимости повышенной прочности грифа инструмента, т.к. он стирается из-за соприкосновения со струнами, его изготавливают из палисандра. От вида дерева и качества используемой древесины зависит и звучание скрипки, ведь дека является основным резонатором – устройством, воспроизводящим звуки определенных частот и усиливающим их. Смычок, используемый для звукоизвлечения, представляет из себя небольшую трость, на которую натянуто более 100 конских волос.

По своему происхождению скрипка является народным инструментом. Прообразами являются народные инструменты из Германии, Испании и арабских стран. Использовались они в большинстве случаев бродячими музыкантами.

Современный вид скрипка приобрела в Италии в XVI веке стараниями Гаспаро да Сало. В это время и был изобретен образец классической скрипки, т.к. скрипка начала пользоваться большой популярностью. Производителем первых современных скрипок стало семейство Амати во главе с Андреа Амати. Их инструменты имели правильную форму и изготавливались из лучших сортов дерева. Николо Амати является учителем известного Антонио Страдивари. Его скрипки очень высоко ценятся даже в наши дни, а их качество считается непревзойденным. Они находятся в руках только самых лучших музыкантов мира. Например, у виртуозного скрипача современности, Дэвида Гарретта.

По мнению экспертов, лучшие скрипичные мастера находились именно в Италии. Технологии изготовления инструментов были секретом, очень часто они передавались только по наследству. Самым известным и одним из самых талантливых и виртуозных классических скрипачей является Никколо Паганини. Он был новатором и обладал ошеломляющей уникальной техникой. Про Паганини говорили, что он заключил сделку с дьяволом, люди не верили, что человек способен без сверхъестественной помощи настолько искусно овладеть музыкальным инструментом.

Скрипка пользуется большой популярностью до сих пор. Для нее написаны произведения в совершенно разных жанрах, в том числе и современной музыке. Даже в наши дни до сих пор нет качественного оборудования, которое могло бы синтезировать идеальное звучание скрипки. Поэтому ее и сейчас можно смело назвать уникальным музыкальным инструментом.

Картинка к сообщению Скрипка

Скрипка

Популярные сегодня темы

  • Тараканы

    Интересными насекомыми являются тараканы. Отряд членистоногих паразитов, которые очень распространены в мире.

  • Осевая и центральная симметрия

    Симметрия является неотъемлемой частью мира, в котором мы живем. Мы восхищаемся красотой природы, архитектурными сооружениями, механическими приборами и шедеврами искусства

  • Кактус

    Кактус – это многолетнее растение, цветковое. Кактус относится к семейству гвоздичноцветных. Кактусы делят на четыре группы:

  • Фикус

    Фикус – вечнозеленое растение (редко встречаются листопадные виды), представитель семейства Тутовые. Фикусы любят теплый влажный климат, поэтому ареалом их распространения в основном являются

  • Теофраст

    Теофраст является известным философом древней Греции, был теоретиком в сфере музыки и известен как отец ботаники. Философ родился в 370 году до нашей эры и скончался в 288 году до нашей эры

  • Заповедники России

    В России существует около 100 заповедников. Заповедник – уникальное место природы (водное или земное), которое находится под государственной охраной. В зависимости от занимаемой территории за

Доклад-сообщение Скрипка (2, 3, 4, 5 класс)

Слайд 1Презентация выполнена учителем музыки Тельновой Л.М.
ГБОУ СОШ ОЦО п.Тулинский
Новосибирского района

Новосибирской области

СКРИПКА

Скрипка

Презентация выполнена учителем музыки Тельновой Л.М. ГБОУ СОШ ОЦО п.Тулинский  Новосибирского района Новосибирской области  СКРИПКАСкрипка


Слайд 2Древние предшественники скрипки
Фидель и ребек

Древние предшественники скрипки Фидель и ребек


Слайд 3 Первые пращуры скрипки появились в Европе приблизительно в

10 веке н.э. Это были фидель и ребек ,Они ещё совсем далеки от вида нашей современной скрипки, похожие на коротеньких толстячков с толстой шейкой и пузатым корпусом. Фидель был похож формой на грушу,
Ребек был похож на него своим таким же грушевидным корпусом, так что его частенько тоже кликали фиделем. Количество струн было от 2 до 5, и на обоих инструментах играли смычком, который в то время не был известен Европе. Смычки их имели дугообразную форму со свободным креплением конского волоса. Во время игры инструменты держали в вертикальном положении, опирая на колено. Но, иногда музыканты держали инстумент, опирая его на плечо или грудь.

Первые пращуры скрипки появились в Европе приблизительно в 10 веке н.э. Это были фидель


Слайд 6
От ребека произошёл пошет, который получил своё название от того, что

учителя танцев носили его в кармане (по-французски Pochette – карман). Ведь он был такой маленький, всего 20-35 см, но имел громкий, резкий звук. Играли на нём, оперев инструмент в плечо, это было очень удобно — можно было одновременно показывать танцевальные фигуры ученикам из благородных аристократических семей.

От ребека произошёл пошет, который получил своё название от того, что учителя танцев носили его в


Слайд 7″Виола да гамба»
«Ручная виола» в прямом значении слова, и так называемая

«ручная лира», легла в основу современного семейства скрипок. Великий Рафаэль (1483—1520) на одной из своих картин, относящихся к 1503 году, даёт превосходное изображение этого инструмента.  


Слайд 8История появления скрипки
Невозможно точно установить, кто изобрёл скрипку, но доподлинно известно,

что самые лучшие экземпляры этого удивительного по красоте звучания инструмента были изготовлены в XVII и XVIII веках. В Италии существовали целые знаменитые семьи создателей скрипок. Секреты изготовления скрипок тщательно оберегались и передавались по наследству.

История появления скрипкиНевозможно точно установить, кто изобрёл скрипку, но доподлинно известно, что самые лучшие экземпляры этого удивительного


Слайд 9Скрипичные мастера
История скрипки, овеянная тайнами и легендами, связана с именами не

только гениальных исполнителей, но и великих мастеров.
Самой известной семьёй мастеров – создателей скрипки была семья Амати из итальянского города Кремона.
Долгое время считалось, что скрипки с такой удивительной и редкой мелодичностью и нежностью не способен создать больше никто.

Скрипичные мастера История скрипки, овеянная тайнами и легендами, связана с именами не только гениальных исполнителей, но и


Слайд 10Амати довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых

скрипках он усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто-жёлтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Скрипок и виолончелей, созданных николо амати, сохранилось очень немного — чуть больше двадцати

Амати довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых скрипках он усилил звучание, сохранив мягкость


Слайд 11Анто́нио Страдива́ри (1644 — 18 декабря 1737) — знаменитый мастер струнных

инструментов, ученик Амати.

Анто́нио Страдива́ри (1644 — 18 декабря 1737) — знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Амати.


Слайд 12У Николо Амати был талантливый ученик Антонио Страдивари его без преувеличения

называли мастером мастеров. Но самое главное, что ему удалось приблизить звук инструмента к тембру человеческого голоса.
Известно, что Страдивари создал более 1000 инструментов. Многие из них назывались по имени музыкантов, которые играли на них. До наших времён сохранилось всего лишь 540 скрипок Страдивари, каждая из которых очень высоко ценится и считается выдающимся произведением искусства.

У Николо Амати был талантливый ученик Антонио Страдивари его без преувеличения называли мастером мастеров. Но самое главное,


Слайд 13
Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (по прозвищу дель Джезу,  (1698 — 1744) — итальянский мастер изготовления струнных инструментов.
Джузеппе Гварнери Прозванный

за свой талант «дель Джезу» («от Иисуса»). На его инструментах играли многие выдающиеся скрипачи — в частности, на скрипке «Il Cannone Guarnerius» играл Никколо Паганини.
Сохранилось приблизительно140 скрипок изготовленных Джузеппе Гварнери

Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (по прозвищу дель Джезу,  (1698 — 1744) — итальянский мастер изготовления струнных инструментов.Джузеппе Гварнери Прозванный за свой талант «дель Джезу» («от


Слайд 14Скрипки Амати и Страдивари ценились еще при жизни этих великих мастеров,

а Джузеппе Гварнери Дель Джезу прославился уже после смерти в основном благодаря своему не менее знаменитому земляку Никколо Паганини.

Скрипки Амати и Страдивари ценились еще при жизни этих великих мастеров, а Джузеппе Гварнери Дель Джезу прославился


Слайд 15Скрипки Гварнери, имеют несколько более обширный диапазон звуковой палитры. На скрипках

Гварнери можно даже прорычать, или гавкнуть, и в то же самое время, они обладают невероятными магическими звуковыми свойствами. Скрипки Гварнери требуют более высокого уровня мастерства игры на скрипке, но при этом дают больше возможности раскрыться своей личности. Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже.

Скрипки Гварнери, имеют несколько более обширный диапазон звуковой палитры. На скрипках Гварнери можно даже прорычать, или гавкнуть,


Слайд 16Историческая скрипка, созданная в 1728 году кремонским мастером Джузеппе Гварнери (дель

Джезу), приобретенная Фондом поддержки уникальных культурных проектов им. Когана, передана Дмитрию Когану.
Выбранная Фондом скрипка за почти три века своей истории побывала во многих знаменитых руках. Эксперты считают, что именно «Робрехт» звучал в руках Робберехтса когда музыкант был придворным скрипачом короля Нидерландов Виллема I.

Историческая скрипка, созданная в 1728 году кремонским мастером Джузеппе Гварнери (дель Джезу), приобретенная Фондом поддержки уникальных культурных


Слайд 17Электронные скрипки
Самыми дорогими электрическими скрипками в мире признаны две скрипки «Bridge».

Обладателями этих музыкальных инструментов являются известные в мире британские скрипачи из дуэта «Fuse» Линзи Стоппард и Бен Лин. Скрипки настолько уникальны, что вошли в Книгу рекордов Гиннеса как самые дорогие в своем роде. 
Нередко эти скрипки называют алмазными, что вполне объяснимо, ведь каждая из них украшена 50 000 кристаллов Swarovski.

Электронные скрипкиСамыми дорогими электрическими скрипками в мире признаны две скрипки


Слайд 18Линзи Стоппард – известная музыкантка, дочь сэра Тома Стоппарда, оскароносного писателя.

Линзи Стоппард – известная музыкантка, дочь сэра Тома Стоппарда, оскароносного писателя.


Сообщение о скрипке. Доклад

На чтение 3 мин Обновлено 5 февраля, 2022

Доклад о скрипке для детей 5 класс кратко расскажет Вам много полезной информации об этом народном музыкальном инструменте.

Содержание

  1. Сообщение про скрипку
  2. История скрипки для детей
  3. Описание скрипки
  4. Звучание скрипки
  5. Интересные факты о скрипке

Сообщение про скрипку

Скри́пка  — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке.

Скрипка является изысканным и утонченным музыкальным инструментом. Не зря ей отдана роль королевы оркестра.

История скрипки для детей

Скрипка народного происхождения: ее прародителями были испанская фидель, арабский ребаб и германская рота. Слияние этих инструментов и привело к появлению скрипки. 

В середине XVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Вплоть до начала XVII века изготовлением скрипок занималось семейство Амати, Италия. Инструменты отличались превосходным материалом и прекрасной формой. Вообще Италия прочно заняла лидирующее положение по изготовлению скрипок высокого качества. В свое время ими занимались Гварнери и Страдивари, инструменты которых сегодня ценятся на высшем уровне. 

Сольным инструментом она стала в XVII веке. Первые произведение, написанные для нее, это «Romanesca per violino solo е basso» (Марини из Брешии 1620 год) и «Capriccio stravagante» (Фарин). Основателем художественной игры на королеве оркестра был А. Корелли, затем Торелли, Тартини, Пьетро Локателли. 

Описание скрипки

Инструмент имеет 4 струны, которые настроенные по квинтам —  соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы соответственно. Он состоит из таких частей:

  • Корпус. Он овальной формы с округлыми по бокам выемками, образующими так званую  «талию» скрипки. Подобная округлость обеспечивает удобство игры. Нижняя и верхняя части корпуса (деки) соединены обечайками. Нижняя часть изготавливается из клена, а верхняя из Тирольской ели. В верхней деке имеются 2 резонаторных отверстия (эфы), которые влияют на тембр звучания. В середине верхней части расположилась подставка со струнами, закрепленными на струнодержателе из полоски черного дерева. В сторону крепления струн он расширяется. Внутри корпуса из резонансной ели вставлен круглый штифт, душка. Он обеспечивает резонанс колебания звука. 
  • Гриф. Это длинная пластинка черного дерева или пластмассы. Нижняя его часть крепится к отшлифованной и закругленной планке — шейке.

Также на звучание инструмента влияют состав лака, которым он покрыт, и материал изготовления. 

Звучание скрипки

Скрипка издает изящный и напористый звук. Тембр звучания зависит от качества инструмента, выбора струн и мастерства исполнителя. Басовые струны издают насыщенный, густой, суровый и строгий звук. Средние струны звучат душевно, мягко, бархатно. Верхний регистр струн звучит солнечно, звонко и ярко. Исполнитель произведений может видоизменять звучания, внося свою палитру звуков. 

Интересные факты о скрипке

  • В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.
  • Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.
  • До 1750 года струны делались из овечьих кишок.
  • Инструмент стимулирует работу мозга.
  • В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана самая маленькая скрипка в мире, длинной в 1 см.

Надеемся, что доклад про скрипку для детей помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много интересных фактов о ней. А свой краткий рассказ про скрипку Вы можете оставить через форму комментариев ниже. 

СКРИПКА – КОРОЛЕВА ОРКЕСТРА

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Хатыпова Я.И. 1


1МБОУ «СОШ № 179 с УИОП» г.Казани

Шакирова Г.Ф. 1


1МБОУ «СОШ № 179 с УИОП»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Музыка – одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, успокоить малыша! Разве это не чудо?

А как иначе, если не чудом, назовем мы симфонию, в которой сто разных инструментов соединяют свои несхожие голоса в такое цельное и стройное звучание, словно это поет один стоголосый инструмент. Среди них хотела бы выделить скрипку. Это один из самых моих любимых инструментов. Поэтому очень люблю музыку и учусь в музыкальной школе по классу скрипка. Нежность, печаль, раздумье – вот что соединено в нотах скрипки.

Многие мои сверстники посещают музыкальную школу по классу фортепиано, берут уроки по флейте и кураю. Но я хочу доказать, что скрипка ничем не уступает таким музыкальным инструментам, как фортепиано и саксафон. Поэтому главной целью моего исследования является изучение влияния скрипки на развитие творческих способностей человека.

В ходе моего исследования были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю создания скрипки;

  • проанализировать влияние звуков скрипки на человека;

  • рассказать свой способ очистки смычка и скрипки;

  • убедить сверстников, что скрипка была и остается популярным музыкальным инструментом.

Объектом моего исследования стала скрипка и влияние игры на скрипке на концентрацию внимания и усидчивость, что немало важно в наш бурно развивающий темп жизни.

Практическая ценность моей работы состоит в том, что этим исследованием я хочу привлечь как можно больше моих сверстников к игре на скрипке.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

§1. Скрипка – королева оркестра

Скрипка — это четырехструнный смычковый инструмент, самый высокий по своему звучанию в своем семействе и важнейший в оркестре. В симфоническом оркестре скрипок больше, чем любых других инструментов. Скрипку называют «королевой оркестра». Она обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. И ни один другой музыкальный инструмент не может воспроизвести звуки скрипки. (см. Приложение на с. 13)

Скрипка состоит из: головки (ушки-колки), шейки, тела (верхняя дека и нижняя дека), пуговки, подбородника, подставки, подгрифника и струн (волшебные нити). А частями смычка являются трость, винт, конский волос и колодка.

1.1 История возникновения скрипки

Точная дата рождения скрипки неизвестна. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Самые известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания – более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно – скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния и на инструментах Страдивари играют крупнейшие современные музыканты. Страдивари изготовил около 1100 скрипок и около 150 из них дошли до наших дней.

1.2 Всемирно известные скрипачи

С полным основанием можно считать основоположником французской классической скрипичной школы Жан-Мари Леклера. В своем творчестве он отдал дань французским национальным традициям, обогатив их новыми средствами выразительности. Его игра отличалась нежностью и выразительностьютона. Особенно поражало слушателей виртуозное мастерство игры двойными нотами и аккордами.

Но одним из самых выдающихся скрипачей в истории музыки был Николо Паганини. Родился он в Генуе. Уже в восемь лет Паганини сочинил первую сонату, а в девять участвовал на концерте в Генуе. В тринадцать лет отец вывозил его в концертное путешествие по городам Северной Италии, где тот приобретал много поклонников. Гете и Берлиоз сравнивали Паганини с блестящим метеором, за необычными формами и быстротой движения которого с изумлением следила вся Европа. (см. Приложение на с. 13)

А вот Владимир Спиваков — всемирно известный российский скрипач современности. Критики ведущих музыкальных держав мира причисляют к особенностям исполнительской манеры Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность. Кроме того, Владимир Спиваков является дирижером, меценатом, видным общественным деятелем. (см. Приложение на с. 14)

Без Рустема Абязова сегодня трудно представить музыкальную жизнь нашей республики. Прекрасный музыкант, скрипач, создатель и художественный руководитель Казанского государственного камерного оркестра «La Primavera». Абязов и его коллектив являются неотъемлемой частью современной музыкальной культуры, во многом определяя ее имидж. (см. Приложение на с.14)

Самое главное, конечно, то, что у Рустема Абязова и его оркестра есть своя публика. Его концерты всегда проходят при полных залах. Благодаря оркестру «La Primaverа» число любителей классической музыки продолжает расти. В зале всегда много молодежи. Слушатели ходят на «свой» оркестр, зная, что он не обманет их ожиданий. Я тоже с удовольствием слушала концерты оркестра «La Primaverа», специально написанные для скрипки с оркестром на музыку Й. Гайдна, Ф. Крейслера и Ж-М. Леклера. Моя учительница по скрипке Семенова А. Э. является концертмейстером этого оркестра.

1.3 Какие же произведения пишут для скрипки?

В иерархии музыкальных инструментов скрипка занимает главенствующую ступень. Она царица в мире настоящей музыки. Только скрипка может с помощью своего звучания передать все тонкости человеческой души и ее эмоции. Она может излучать детскую радость и зрелую грусть. Скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в ансамблевой игре. Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей. Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Мы можем услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента. Многие композиторы писали сольные произведения для скрипки в моменты, когда им было грустно или, наоборот, в моменты воодушевления. Ведь никакой другой инструмент не способен выразить в полной мере всю глубину переживаний. Поэтому исполнителям, прежде чем играть на концертах выдающиеся произведения для скрипки надо очень четко себе представлять внутренний мир композитора. Без этого скрипка попросту не будет звучать. Конечно, звуки будут извлекаться, но в исполнении не будет главного компонента – души композитора. Далее я хотела бы познакомить с произведениями, написанные специально для скрипки:

  1. П.И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром.

Композиция концерта гармонична и стройна. Слушатель сразу рисует в своем воображении сцены народного веселья. Скрипка изображает задор, удальство и жизненную силу.

  1. К. Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо.

Это виртуозное лирическое произведение для скрипки с оркестром. Здесь музыка экспрессивна и легка.

  1. Г. Венявский. Полонезы.

Романтичные и виртуозные произведения для скрипки Венявского очень популярны среди слушателей. Музыка рисует в воображении слушателей зарисовки праздничного веселья с торжественным шествием.

  1. Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром.

Первая и вторая часть концерта представлены лирическими темами, а финал праздничный и шутливый колорит.

  1. Ф. Крейслер. Вальсы «Радость любви» и «Муки любви»

«Радость любви» — светлая и мажорная музыка, а «Муки любви» — это очень лиричная музыка. В мелодии постоянно чередуется минор и мажор. Но даже радостные эпизоды представлены здесь с поэтичной грустью.

1.4 Как влияют звуки музыкального инструмента на человека?

Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется. Ниже я привела некоторые данные об особенностях влияния на человека отдельных музыкальных инструментов, взятые из мирового музыкотерапевтического опыта. Например:

СКРИПКА – лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

БАРАБАН— стимулирует иммунную систему;

ФОРТЕПИАНО — успокаивает;

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (кларнет, флейта, гобой, английский рожок, фагот) влияют на кровообращение, печень; нормализуют сердечно-сосудистую систему;

СТРУННЫЕ ( гитара, домбра) — полезны для сердца.

1.5 Какие способности развивает в человеке игра на скрипке?

Учёные доказали, что игра на скрипке активно развивает творческие способности, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию. В первую очередь это связано с тем, что при игре на скрипке очень активно работают пальцы левой руки. А, как известно, мелкая моторика напрямую влияет на развитие мозга. Также, всем известно, что левая рука влияет на правое полушарие мозга, а правая – на левое. Левое полушарие отвечает за логические способности, а правое – это творческое мышление и воображение. А это значит, что игра на скрипке очень сильно развивает работу мозга! Несомненно, занятия на скрипке делают детей умнее. Играя на скрипке какую-нибудь (даже самую простую) пьесу, человек может случайно решить сложную интеллектуальную задачу, на первый взгляд никак не относящуюся к скрипке и вообще к музыке. Дело в том, что игра на скрипке стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся «умы» любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте.

Например, самый известный физик — Альберт Эйнштейн — был страстным скрипачом. Сам ученый не раз повторял: лучший способ объяснять физику — делать это, пользуясь терминами из мира музыки.

Влияние скрипки на развитие интеллектуальных способностей трудно переоценить. К тому же занятия скрипкой требуют усидчивости и концентрации внимания. А это очень ценные качества, которые впоследствии помогут хорошо справляться со своими рабочими обязанностями и достигнуть успеха в жизни.

§2. Популярна ли скрипка среди молодежи?

2.1 Результаты опроса

Чтобы узнать, насколько популярна скрипка, я вместе с братом и сестрой провела опрос среди моих сверстников и студентов 1 курса и магистров КНИТУ на тему: «На каком музыкальном инструменте хотелось бы мне играть?».

Результаты я привела в виде диаграммы:

По моим полученным данным, скрипка по популярности занимает 2-ое место среди предложенных музыкальных инструментов. 35% голосов из числа опрошенных набрала скрипка. Это значит, что скрипкой интересуются многие, им нравится слушать её музыку и они хотели бы научиться играть на ней.

§3. Рекомендации по очистке смычка и скрипки

Чтобы скрипка всегда «звучала» всеми красками ее тембра за ней надо ухаживать — содержать скрипку и смычок в чистоте. Ни для кого не секрет, что деревянный инструмент — это хрупкая вещь, требующая ежедневного ухода. Этому меня учили на самых первых уроках в музыкальной школе. Все знают, что нужно протирать скрипку после каждого занятия, но достаточно ли этого? Как показывает мой личный опыт недостаточно.

Я придумала свой способ очистки скрипки и смычка.

Я слышала, что этиловым спиртом очень хорошо можно очистить смычок и скрипку от засаленных пятен канифоля. Я давно не чистила свой инструмент, поэтому попросила маму дать мне немного этилового спирта. Вот ход моих действий.

Мне потребовались: бумажное полотенце, пилочка для удаления лишнего слоя канифоля и пыли на смычке, ватные диски. И, конечно, же этиловый спирт.

1. Для начала, острой пилочкой для ногтей, я соскребла излишки канифоля на трости смычка.

2. Раскрутила винтик, ослабила конский волос и протирала его бумажным полотенцем смоченным спиртом.

3. Мягко соскребла грязь и остатки канифоля пилочкой.

4. Аккуратно промокнула волос бумажным полотенцем, после чего дальше отделяла конский волос, пока он не высох.

5. Закрутила его и наканифолила.

6. Немного смочила полотенце спиртом и протерла скрипку, одновременно протирая ее сухой стороной полотенца.

7. Ватным диском, смоченным спиртом очистила струны скрипки.

Моя скрипка засверкала и засияла! Звук стал звонким и плотным! Отношение к своему инструменту — это показатель порядка в душе! (см. Приложение на с.15)

Заключение

Музыка входит в жизнь человека с самого раннего детства и не покидает до самых последних дней. По результатам моего исследования можно сделать следующие выводы:

  • Игра на скрипке развивает творческие способности, мышление, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию.

  • Игра на скрипке способствует концентрации внимания и усидчивости.

  • Скрипка была и остается популярным музыкальным инструментом.

Таким образом, я хочу научиться играть на скрипке. Потому что я восхищаюсь её изящной формой и тембром звучания. (см. Приложение на с.16) Когда мне грустно, я всегда могу взять скрипку и сыграть задорную мелодию. От этого становится весело. Потому что игра на скрипке развивает творческие способности, мышление, дарит богатое воображение, гибкий ум и чуткую интуицию. А я хочу быть умной и способной. Потому что игра на скрипке способствует концентрации внимания и усидчивости. А это важные качества для любого успешного человека. В будущем я хочу стать успешным человеком. Поэтому я буду стараться и равняться на своих кумиров — Ванессу Мэй и Зарину.

Список литературы

1. Источник: http://music-education.ru/proizvedeniya-dlya-skripki/а.

2. Источник: http://music-education.ru/kak-ustroena-skripka-skolko-interesnye-fakty-o-skripke.

3. Л. Гуревич, Н. Зимина. Скрипичная азбука. Часть I. Партия скрипки.

4. А. И. Леман. Книга о скрипке № 8. С рисунками в тексте. СПб.,1914.

5. В. Мазель. Скрипач и его руки. Левая рука. Изд. «Композитор — Санкт-Петербург», 2008.

Приложения

Жан-Мари Леклер Николо Паганини

Владимир Спиваков

Рустем Абязов

Оркестр «La Primavera»

Шаг 1. Шаг 2.

Шаг 3. Шаг 4.

Просмотров работы: 5690

                      Тема урока: «Музыкальные инструменты».

Цели и задачи урока: продолжить знакомство с инструментами симфонического оркестра.

Умение ориентироваться в инструментальных тембрах. Умение анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе слушания музыки развивать тембровый слух. Обогащать духовный мир детей. Воспитание потребности в общении с искусством и понимания значения музыки для человека. Знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями.

Ход урока

Орг. момент.

Сегодня мы c вами побываем на экскурсии в музее музыкальных инструментов, встретимся с одним из музыкальных инструментов. Ребята, как вы думаете, существуют ли правила поведения в музее? Объединитесь в группы и  разработайте правила поведения в музее.

— Нам предстоит встреча с музыкальным инструментом, что это за инструмент?

Слушание Ванесса Мэй  Мечта и полёт

— Ребята, какой инструмент солировал в музыке? (скрипка).

— Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте нашу тему?   ТЕМА: Музыкальные инструменты.

— Что вы знаете о скрипке?

 — А теперь прочитайте статью в учебнике на с. 100-101 и подготовьте небольшой рассказ о скрипке.

Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.

К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны.

Верхняя часть скрипки-дека — изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.

Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают. В изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют сегодня мастера — волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос. 

Сказка об Антонио Страдивари.

В XVII веке в итальянском городе Кремоне,— рассказывает одна старинная легенда,—волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

—   Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,—сказал волшебник.

—   Я  хочу жить вечно,— ответил юноша.

—   Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.

—   Я согласен!

Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:

—              Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.

Имя  этого  мастера   известно  всему  миру — Антонио Страдивари.

Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. В маленькой скрипке  — более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос.

   Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.

Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.

Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим.

Давайте сейчас послушаем «Мелодию» композитора П. И. Чайковского. Послушайте и подумайте, о чём рассказывает скрипка своим необыкновенным голосом?

Слушание  «Мелодия»  П. И. Чайковского.

— О чём же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили? Какое настроение она нам передаёт?

— Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты:

Звезды водят хоровод.

Светит в тишине луна.

Скрипка песенку поёт,

Песенку поёт струна.

И взлетает в небосвод

Синий парус ветерка,

В море музыки плывет

Лодочка смычка.                           П. Синявский, «Мелодия»

— Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем,  как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

Слушание   А. Вивальди.  Лето.  Из цикла «Времена года».

— Как бы вы назвали это произведение? Правильно, это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года».

— Сегодня весь мир знает скрипача — виртуоза Никколо Паганини из Италии.

 (Рассказ о Н. Паганини).

Музыкант — легенда, публика приходила в восторг, когда смычок итальянского скрипача касался струн. Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей.  Его искусство исполнения было столь необычным, что приписывалось силе дьявола. Только настоящий музыкант знает, что его игра — это музыкальная смелость, изобретательность, мастерство, огромный неустанный труд. Но у церкви были насчёт этого совершенно другие доводы и мысли. Его считали безбожником, говорили,  что он продал душу дьяволу. А его непропорциональное тело: огромные руки, невысокий рост, лишь добавляли таинственности его образу.

— Обратите внимание, как художники показали образ музыканта. Каким они увидели его? (Работа с репродукцией картины С. Коненкова «Паганини»).

— Ребята, а сейчас мы послушаем произведение Н. Паганини.

Слушание произведения Н. Паганини «Каприс № 24».

— Скажите, звучание какого инструмента вы услышали?

— Какая музыка была по характеру?

— Может ли это произведение сыграть ученик 2 или 3 класса музыкальной школы? Почему? 

Действительно, сейчас прозвучала инструментальная пьеса виртуозного характера, которая требует от артиста безукоризненной техники. Виртуоз – всякий, кто делает своё дело ловко, великолепно, блестяще, быстро.

Очень интересно и необычно название этого жанра. Каприс- от итал. Capriccio- каприз, прихоть.

Вы, капризничаете иногда? Вы готовитесь к  своему капризу заранее? Можете ли вы сдержать свои эмоции при капризе?

Так и в музыке — всплеск эмоций, творческий полёт, яркие краски, свобода и задумчивая меланхоличность — всё это сочетается в жанре «Каприс». Основная особенность — свободная форма. Жанр был известен в 17 веке, но популярен стал в 19 веке.  Можем ли мы назвать виртуозом  Н. Паганини?— В наши дни тоже есть талантливые музыканты виртуозы. Перед нами Виктор Зинчук. Доцент Московского государственного университета культуры и искусств.

                Заслуженный артист России 

                Золотая гитара России

                Кавалер ордена «За служение искусству» (2006)

                Состоит в книге рекордов России

Рекорд был установлен в 2001 году: исполнение своей вариации музыкального произведения «Полет шмеля» Римского-Корсакова в темпе 270 ударов в минуту — при этом, по утверждению самого Зинчука, он извлекал 20 нот в секунду. В 2002 был включен в издание «Гиннес. Книга рекордов». В его репертуаре есть и произведение Паганини. Давайте послушаем.

Слушание произведения Н.Паганини «Каприс№24».

— Понравилось исполнение? Можно его назвать виртуозом?

«Неторопливо, не спеша скрипичный мастер скрипку ладит.

Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит,

Поправит деку, завиток, покроет лаком осторожно.

Теперь он сделал всё, что мог, теперь играть на скрипке можно!

Пой, королева, смейся, плачь, твой голос и стан твой строен,

Какой счастливчик твой скрипач, пусть будет он тебя достоин!»

-Ребята, раз мы с вами сегодня говорили о скрипках, то и песню исполним про этот волшебный инструмент. Норвежская народная  песня “Волшебный смычок”.

-Почему музыкант не захотел продать скрипку? ( благодаря скрипке у музыканта были друзья, которые рады были встрече с ним.

— Скрипка была для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.

— Почему люди думали, что смычок у скрипки волшебный?

— Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям, которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.

— Ребята, что мы с вами сегодня узнали на уроке,  давайте проверим.

Вопросы для повторения.

1.Скрипка – это струнный смычковый инструмент…

2.Родина скрипки – Россия…

3.Чайковский – великий итальянский мастер, делавший скрипки…

4.Автор музыкальной пьесы «Гроза» из цикла «Времена года» — А. Вивальди…

5. Никколо Паганини – гениальный итальянский скрипач и композитор…

6. Основная особенность жанра «Каприс» в музыке – это всплеск эмоций, творческий полёт, свободная форма…

Разговор о скрипке мы продолжим в старших классах, и узнаем ещё немало интересного.

         Творческая мастерская.

—  Давайте, ребята, сделаем подарок для музея музыкальных инструментов, попробуем изобразить скрипку.

(Класс делится на группы и детям предлагается собрать на листах ватмана, используя клей-карандаш, из нескольких фрагментов изображение скрипки /по принципу игры в пазлы/, под звуки скрипки, дети “творят”)

         Завершение урока. Демонстрация выполненных работ.

Д/З:  Найдите стихотворения, сказки, рассказы, песни о скрипке и скрипачах.

Инструмент скрипка

История инструмента

Основой для скрипки стало сразу несколько музыкальных инструментов: испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта, казахский кобыз. При их соединении появилась первая виола. В это же время славяне изобрели четырехструнный инструмент и назвали его жига. Позже это слово стало означать скрипку на немецком языке — geige.

Несколько веков длилась борьба между аристократами и народом. Последний победил, поэтому народная скрипка быстро стала популярной в Польше, Беларуси, Украине, Далмации, Румынии и Истрии. А в прошлом веке об этом инструменте узнали кавказские страны.

Скрипка 16 века

Современная конструкция появилась в Италии еще в середине XVI века, отсюда и начинается история скрипки. Основоположником производства считается Гаспаро да Сало, который основал кремонскую школу. Самые лучшие инструменты изготавливали мастера из Ломбардии, они использовали качественные материалы. Высоко ценились итальянские скрипки мастеров Страдивари и Гварнери (Джузеппе и Андреа).

Первые произведения для сольного инструмента написали Карло Фарина и Бьяджо Марини. Известные скрипачи и основатели художественной игры:

  • Арканджело Корелли;
  • Тартини и Торелли;
  • Локателли;
  • Никола Маттейс;
  • Магдалена Лаура Сирмен;
  • Джованни Антонио Пьятти.

Локателли создал бравурную технику игры, а Маттейс открыл музыкальную школу в Великобритании.

Конструкция скрипки

У инструмента две части — корпус и гриф, вдоль него натягивают струны. Стандартные размеры скрипок: масса составляет 300−400 г, а длина достигает 60 см. Но есть модели и меньших размеров, рассчитанные на детей.

Форма корпуса обеспечивает правильное звучание инструмента. У него есть выпуклые деки и эфы. Смычком мастер издает короткий громкий звук. Благодаря особому строению скрипки на ней можно играть разные мелодии. Они могут быть грустные и веселые, звонкие и приглушенные, имитирующие человеческий голос или звуки природы.

Стандартные размеры скрипок

Для виртуозной игры необходимы некоторые аксессуары и принадлежности. Главный среди них — смычок. При выборе инструмента нужно обращать внимание на породу дерева, из которого он изготовлен, и искать дефекты на корпусе.

Строение корпуса

У корпуса музыкального инструмента закругленная форма. Круглые боковые вырезы образуют талию скрипки. Большое значение имеет материал, используемый для изготовления инструмента. Разновидность лака не играет особой роли. Но покрытие защищает скрипку от механического воздействия, а также придает ей разные тона — от светло-золотистого до черного.

Детали корпуса:

  • нижняя и верхняя дека;
  • обечайки;
  • уголки;
  • душка;
  • подгрифок;
  • петля;
  • пуговка;
  • мостик.

Деки — это корпус скрипки

Деки — это корпус скрипки, то есть его верхняя и нижняя деталь, они соединены обечайками. От их толщины зависит тембр звучания. Нижнюю плоскость делают из твердых пород. В верхней части, изготовленной из ели, есть отверстия — эфы, а также подставка для опоры струн. А под ее ножкой находится пружина, она обеспечивает прочность корпуса.

Уголки помогают направлять смычок во время игры. Можно направлять его в одну сторону или помещать между двух углов. Но есть виртуозы, способные играть сразу на 3−4 струнах. Распорка круглой формы, которую называют душка, соединяет деки. Ее можно переставлять, чтобы извлекать из скрипки разные звуки.

На подгрифке крепятся струны. Раньше его изготавливали из дорогих пород дерева, сейчас используются пластмассовые сплавы. С одного конца у него есть четыре отверстия для закрепления струн, а с другого — петля. В современных скрипках установлены рычажные машинки, с помощью которых легко настроить инструмент. Петлю изготавливают из прочной проволоки или толстой струны.

Для подгрифка в скрипке есть специальный деревянный кол, его вставляют в специальное отверстие на корпусе. А шляпку называют пуговкой. Она выдерживает большую нагрузку — до 24 кг. Мостик — это опора для струн, с его помощью колебания переходят на деки. Если даже немного его переставить, то строй скрипки заметно изменится. Чем ближе мостик к подгрифку, тем глуше звук.

Особенности грифа

Грифом называется длинная тонкая дощечка, ее делают из куска твердой деревесины. Эта деталь изогнута так, чтобы смычок при игре не задевал соседние струны. Низ приклеен к корпусу. Составляющие грифа:

  • порожек;
  • шейка;
  • колковая коробка;
  • завиток.

Расположение порожка на скрипке

Расположение порожка — между грифом и его головкой. Это пластина из черного дерева с отверстиями-прорезями для струн. Шейкой называется полукруг, объединяющий копус и гриф. Во время исполнения мелодий ее обхватывают рукой.

Колковая коробка необходима для настройки струн. В нее встроены четыре колка. Есть и отверстие в виде конуса для стрежня. Плавного вращения добиваются путем смазывания колков специальной притирочной пастой, мылом или карандашным грифелем. Их часто украшают инкрустацией из драгоценных металлов — золота, серебра или перламутра.

Завиток — это фирменное клеймо скрипки. В первых инструментах он был похож на женскую ступню в туфельке. Инструменты современности выглядят по-другому: пятка осталась прежней, но носок стал неузнаваемым. У некоторых скрипачей завиток имел форму звериной головы.

Струны в скрипке идут от подгрифка через подставку, достигают верхнего порожка и колков, где их и наматывают. Всего их четыре:

Струны в скрипке

  • ми второй октавы со звонким тембром;
  • ля первой октавы с мягким звуком;
  • ре первой октавы с матовым тембром;
  • моль малой октавы с густым и суровым звуком.

Вторую струну — ля — строить нужно по фортепиано или соответствующему камертону. Остальные настраивают на слух по квинтам.

Дополнительные принадлежности

Главное дополнение к скрипке — это смычок. Он представляет собой деревянную трость с головкой, к которой прикреплена колодка. Между ними натянут конский волос, пропитанный канифолью. Но есть и другие аксессуары:

  • подбородник;
  • мостик;
  • звукоснимательные устройства;
  • сурдина;
  • глушилка;
  • кофр или футляр.

Подбородник для скрипки

Для удобства можно приобрести подбородник, его положение регулируется самим скрипачом. Мостик нужно закреплять на нижней деке, с его помощью инструмент комфортно располагают на ключице. Это выгнутая или прямая пластина из металла, покрытая более мягким материалом.

Звукоснимательные устройства позволяют преобразовать механические звуки в электрические. Но используют их и для электроскрипки, чтобы сделать ее полуакустической. Сурдина — это гребешок из резины или дерева, его надевают на подставку для уменьшения вибрации. Чаще всего ее используют оркестры и ансамбли при исполнении своей музыки. В футляре скрипку и ее аксессуары удобно хранить и транспортировать.

Описание звучания

Партию записывают в скрипичном ключе, используя диапазон от соль малой октавы до четвертой. Высокие ноты на инструменте взять сложно, но их исполняют только при сольной виртуозной игре, но не на концертах оркестров.

Струны прижимают к грифу пальцами левой руки, а правой направляют смычок. При давлении колеблющаяся область уменьшается, повышается частота звука. А неприжатые струны называют открытыми, в аппликатуре они обозначаются нулем.

Держать смычок можно несколькими способами:

Способы держать смычок

  • немецкий;
  • франко-бельгийский;
  • русский.

При немецком или старом варианте указательным пальцем скрипач касается трости, тесно смыкая остальные фаланги. Конский волос при этом натягивают умеренно. Франко-бельгийский способ — указательным пальцем держат смычок средней фалангой, оставляя большой промежуток между ним и средним. Трость в этом случае немного наклонена, а волос сильно натянут.

Русский метод еще называют новейшим. Брать смычок нужно сбоку, захватывая его сгибом между пястной и средней фалангой. Большой палец должен находиться напротив среднего. Так можно достичь лучшего звучания при минимальных усилиях.

Одновременно на скрипке можно захватывать 1−2 струны. При сольной игре играют сразу и на трех, четыре возможно использовать очень быстро, но не одновременно. А также некоторые музыканты задевают струны пальцами правой руки. При сольных выступлениях виртуозы орудуют и фалангами левой стороны.

Разновидности и функции

Существует несколько видов скрипок — народная и классическая. Первый также делится на подвиды в зависимости от музыкальный традиций и предпочтений. Оба варианта практически не отличаются, это родственные музыкальные инструменты. Разница между классической и народной скрипкой заключается только в сфере использования. Если первая подходит для исполнения академической музыки, то вторую покупают скрипачи-самоучки.

Классическая скрипка

В разные эпохи у инструмента были свои функции. Барокко стало периодом расцвета классической скрипки. Она стала ведущим инструментом в ансамблях благодаря особому звучанию, похожему на человеческий голос.

В оркестрах музыкантов делят на две группы — первая (исполняет мелодическую линию) и вторая скрипка (аккомпанемент или имитация). Первый музыкант, которого еще называют концертмейстером, может исполнять мелодию сольно. Но такая честь предоставляется только известным музыкантам.

Часто встречаются выступления струнного квартета. В его состав входят две скрипки, виолончель и альт. При этом сольная партия может быть у любого из этих инструментов. Игра на скрипке входит во многие конкурсные программы.

Любопытные факты

С историей и происхождением скрипки связано множество интересных фактов. Знаменитым виртуозом-рекордсменом стал Атхира Кришна из Индии. Он попал в Книгу рекордов Гиннеса, так как 32 часа подряд играл на скрипке на фестивале Тривандрама. Один час занятий на музыкальном инструменте сжигает около 170 калорий, поэтому ребенку перед уроками лучше поесть.

В Тайвани в 2011 году собрался самый большой ансамбль скрипачей. На стадионе выступило 4645 музыкантов возрастом от 7 до 15 лет. До 1750 года вместо струн на инструменте натягивали овечьи кишки. Родиной этого изобретения была Италия.

Миниатюрная скрипка

У мастеров скрипичных дел есть странное хобби — делать миниатюрные изделия. На юге Китая изготовили скрипку длиной всего 1 см, а в Шотландии был инструмент на 0,5 см больше. На этих изделиях можно играть. А в Швеции и Чехии скрипки делают из камней. Они получаются массивными, но внешне не уступают деревянным изделиям.

Леонардо да Винчи во время работы над «Моной Лизой» приглашал к себе скрипачей, каждый день они играли разные мелодии. Искусствоведы считают, что именно благодаря влиянию музыки разных жанров у художника получилось написать загадочную улыбку. Ученые подтвердили, что скрипка стимулирует развитие интеллекта. Многие знаменитые личности владели этим инструментом.

Самые дорогие изделия принадлежат Гварнери и Страдивари — 18 и 16 млн долларов соответственно. А за смычок мастера Франсуа Ксавье Турта заплатили 200 000 долларов. Самая молодая скрипачка Ванесса Мэй уже в 10 лет выступала вместе с Лондонским филармоническим оркестром. А через год она стала ученицей класса Королевского музыкального колледжа.

Наиболее сложными композициями, которые можно сыграть на скрипке, считаются «Каприсы» и другие произведения Паганини, «Соната Дьявола» Тартини и мелодии Сибелиуса, Чайковского и Брамса. На большой скорости нужно играть «Полет шмеля», эпизод из «Сказки о царе Салтане». Многие виртуозы соревнуются в скорости исполнения этой композиции.

Скрипка — это сложный музыкальный инструмент, обучаться игре на нем трудно и долго. Но если добиться успеха, то можно исполнять любые мелодии, ведь даже современные песни легко интерпретировать под акустическое звучание.

Исследовательская работа

по музыке

на тему:

Выполнила: Бородулина Ксения

Ученица 3 «А» класса

Руководитель: Земисева А.Ю.

Учитель музыки

Кимовск 2015

Введение

Музыка позволяет открыть человеку чудесный мир, наполненный звуками, покоряющими красотой и одухотворённостью.

Музыка не знает границ и языковых барьеров. Часто то, что люди не могут выразить словами, мелодия отразит с множеством оттенков и интонаций.

Мне очень нравится слушать музыку разных стилей и направлений. Самой сложной является классическая музыка.

Тема: « Музыкальные инструменты. Скрипка» мне близка, так как я обучаюсь игре на скрипке в музыкальной школе. Интересно узнать много нового об инструменте, который приходится держать ежедневно в руках.

Руководитель моей работы Земисева Ассоль Юрьевна – учитель музыки, и она помогла мне изложить основные идеи работы.

Цель моей работы – вызвать интерес слушателей к музыкальному искусству.

Задачи:

1. Пробуждение познавательного интереса к музыкальным инструментам.

2. Изучить историю возникновения скрипки.

3. Определить значимость инструмента в симфоническом оркестре. 4. Развить у слушателей способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения музыкального искусства

Объект исследования: музыкальный инструмент – скрипка.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, и интернет – ресурсов.

Для того, чтобы осуществить свой проект, я разработала план:

  1. Сбор информации (использовала материал мультимедийных энциклопедий, энциклопедий по искусству и др.)

  2. Анализ и обработка собранной информации (в процессе работы я отбирала наиболее интересный и важный материал)

  3. Репетиции игры на скрипке музыкального фрагмента.

. В ходе этой проектной деятельности, я приобрела важные навыки:

  • Умение анализировать собранный материал;

  • Опыт публичного выступления с целью презентации своей работы;

  • Умение кратко и убедительно донести материал до слушателя, чтобы вызвать его интерес.

I.Музыкальные инструменты.

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека.

Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное

душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлениям

и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни.

Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой

невозможно описать словами.

Серьезную музыку называют классической в отличие от популярной развлекательной музыки.

Классическая музыка — это образцовая музыка в переводе с латинского языка. К ней можно отнести оперы, балеты, симфонии, оратории, кантаты, концерты, пьесы и другие крупные музыкальные произведения. Как правило, музыкальное сопровождение в данных сочинениях поручается симфоническому оркестру, в состав которого входят многие инструменты (скрипка, виолончель, фортепиано, клавесин, флейта, валторна и пр.).

Впервые оркестры появились в 16 веке, но состав его музыкантов постоянно менялся. Лишь когда состав закрепился, слово «оркестр» стало общеупотребительным. Наиболее богат по своему звучанию симфонический оркестр. Это большой коллектив музыкантов (обычно в нем около 90 человек!). Чтобы все его участники играли слаженно, у музыкантов есть свой директор. Он называется дирижер. Дирижер с помощью жестов, которые передает его палочка, управляет оркестром. Все множество музыкальных инструментов, входящих в симфонический оркестр, можно разделить на четыре группы: ударные, струнные, деревянно-духовые и медно-духовые.

II.Скрипка. Из чего она состоит и как играет.

Королева оркестра — скрипка — самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке. Происхождение и история

Долбленное деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, четыре струны, лукообразный смычок, стянутый на концах пучком волос из конского хвоста, — этот народный славянский инструмент и стал древним предком нынешней скрипки.

Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, германская рота, слияние которых и образовало виолу.

Формы скрипки установились к XVI веку; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI — XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они — на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». На верхней деке красивые, в виде буквы «f» вырезы, которые так и называются — эфы.

И размер, и форма корпуса, и все мельчайшие его детали, даже качество лака, которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь все влияет на звук капризного инструмента. К корпусу скрипки прикреплен гриф, который заканчивается завитком. Перед завитком в желобке отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны, с другой стороны плотно закрепленные у подгрифка. В середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль или басок, считая от самой высокой струны.

Смычок — это тоже важная деталь. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно. Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча. На ней можно исполнять длинные плавные мелодии, как иногда говорят, «на одном дыхании», то есть не прерывая их паузами или цезурами. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Но она умеет не только петь. Есть много различных способов, так называемых штрихов, которые применяют при игре на скрипке. Можно играть не на одной, а на двух соседних струнах сразу. Тогда звучат две мелодии. Больше чем два звука одновременно извлечь нельзя, так как струны расположены не плоско, а на закругленной подставке. Однако скрипачи играют аккорды из трех и четырех нот особым приемом — арпеджиато, беря звуки не одновременно, а один за другим, быстро скользнув по струнам смычком.

В оркестре скрипки — главные инструменты. Им поручают ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых пьесах слышится пение скрипок; иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а порою и драматически напряженное. Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент. Для нее созданы разнообразные произведения — от виртуозных этюдов Паганини до лирических пьес Прокофьева. Многими композиторами написаны концерты для скрипки с оркестром.

Вы, наверное, слышали концерты Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна.

История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил — в первой половине XIX века, не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке.

III.Скрипка — мой любимый музыкальный инструмент.

Я выбрала скрипку, потому что меня с раннего детства поражала ее легкость звучания. Технические возможности скрипки велики: она самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых.

Я всегда мечтала выйти на сцену и играть на этом инструменте. Я поступила в музыкальную школу. Сначала было тяжело, но я приложила много усилий и стараний.

Сегодня я близка к моей мечте, так как являюсь хорошим исполнителем, и часто выступаю на концертах в музыкальной школе.

Литература

  1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. / Глав.ред. В.А.Володин.-М.: Аванта+,2001.

  1. Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва «Педагогика» 1985.

  1. Интернет ресурсы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

I.Музыкальные инструменты…………………………………………………………………………….….4

II.Скрипка. История создания……………………………………………………………………………………..5

III.Скрипка – мой любимый инструмент…………………………………………………………….……………………6

IV.Литература………………………………………………………………………………7

  • Рассказ про скелет человека на английском
  • Рассказ про скалу джонсона на английском
  • Рассказ про скалолазание на английском
  • Рассказ про сказочный лес
  • Рассказ про сказочное животное на английском 3 класс