Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
3
Как написать рассказ о слове ветер по плану?
Как сделать проект по русскому языку для 4 класса «Рассказ о слове ветер»?
Лексическое значение слова.
Однокоренные слова.
Синонимы.
Антонимы.
Фразеологизм.
Сочетаемость слова.
Пословица.
Загадка.
Поговорка.
Предложения с этим словом.
5 ответов:
3
0
Рассказ о слове ветер, 3, 4 класс
1). Лексическое значение прописано в толковых словарях, поэтому возьмем любой толковый словарь и найдем это слово. Например, из словаря Ожегова:
2). Однокоренные слова, это слова с корнем ВЕТЕР//ВЕТР:
ветровой, ветерок, ветрище, обветренный.
3). Синонимы:
вихрь, буря, ветрило, дуновение, смерчь, торнадо, суховей, ураган, циклон, ветрище.
4). Антонимы:
штиль, безветрие, тишина.
5). Фразеологизмы со словом ветер:
6). Сочетаемость слова:
легкий ветер, попутный ветер.
7). Пословицы, загадки, поговорки со словом ветер:
Из словаря Даля:
8). Примеры предложений со словом ветер:
Хотя ветер ночью был не сильный, у соседа замело снегом окно.
Попутный ветер помог студентам нашего института занять 1 место.
3
0
1) Лексическое значение смотрим в любом словаре или пытаемся сформулировать своими словами. Я бы определила ветер как сильное или слабое движение воздушных масс.
2) Выделим корень: ветер/ветр и подберем однокоренные слова: ветряные (мельницы), ветрянка (болезнь), ветрюга (сильный ветер, разговорное).
3) Синонимы: сирокко (так называют жаркий ветер в Италии), муссон, вихрь.
4) Антонимы: безветрие, штиль.
5) В качестве примера фразеологизма подойдут: ветер перемен, унесенные ветром.
6) Слово ветер сочетается с прилагательными: сильный, переменчивый.
7) Пословица (моя любимая):
Загадка:
9) Поговорка:
10) Со словом ветер можно придумать такое предложение: Сильный порыв ветра сломал высокое дерево.
2
0
Сперва немного расскажем о ветре. Ученые называют ветер просто потоком воздуха, то есть это движение воздушных масс. Таково лексическое значение этого слова. Его корнем будет морфема ВЕТЕР, и однокоренными словами Ветреный, Безветренный, Поветрие, Ветерок, Ветрище.
Синонимы слова Ветер — ветерок, ветрище, дуновение, порыв, вихрь.
Антонимы: тишь, гладь, штиль, безветрие
Со словом ветер можно составить много сочетаний, например приятный ветер, холодный ветер, жаркий ветер, сильный ветер, слабый ветер и другие.
Предложения со словом ветер:
Подул сильный ветер и последние листья облетели с деревьев.
С утра задувал ветер и гремела крыша.
Теперь обратимся к проекту «Рассказ о слове ветер», который лучше выполнить в виде презентации, для которой могут быть использованы следующие картинки:
![][7<wbr />]
2
0
Делали такой Проект «Рассказ о слове» по русскому языку (с.72 учебника Горецкого по русскому языку в 3 классе) со старшим сыном, только для слова солнце.
Проект «Рассказ о слове ветер» делается аналогично — на тетрадном листе или листе А4 на выбор, приведу пример:
ВЕТЕР — произносим ветер, записываем ветер (не забываем проставить ударения).
Лексическое значение слова:
- Поток воздуха
- Перемены (ветер перемен)
Однокоренные слова: ветреный, ветряной, ветерок, заветренный, подветренная, безветрие.
Синонимы: буря, вихрь, смерч, ураган, борей.
Антонимы: затишье, штиль, безветрие.
Фразеологизмы: ветер перемен, ветер в голове, бороться с ветряными мельницами, деньги на ветер
Сочетаемость слова: сильный, шквалистый, порывистый, осенний, летний, пронизывающий.
Пословицы о ветре:
Загадки про ветер
Предложения со словом ветер:
В конце проекта надо сделать рисунок
2
0
Рассказ и проект по русскому языку для 4 класса «Рассказ о слове «ветер»:
Слово «ветер» с лексической точки зрения — это движение воздушных масс.
Ветер — имя существительное, пишем — ветер (ударение на первую «е»), произносим, как [В’ЭТ’ЭР]
Однокоренные слова: ветровой, ветерок
Синонимы к слову ветер: ураган, шторм, вихрь.
Антонимы к слову ветер можно подобрать: штиль, тишина.
Фразеологизмов про ветер придумано очень много, можно взять за пример один очень распространенный: «ищи ветра в поле» — т.е. человека не найти, непонятно куда он исчез.
Слово «ветер» сочетается со многими словами, в основном это прилагательные: сильный, теплый, страшный, летний, колкий и т.д.
Пословиц о ветре написано очень много: куда ветер — туда и пламя.
Загадки, где отгадками будет слово «ветер»: Без рук, без ног, по свету рыщет, поет, танцует, свищет
.
Поговорка о ветре: Кто сеет ветер, тот пожмет бурю
Предложения со словом ветер: Сегодня очень сильный ветер, урок физкультуры будет в зале.
Читайте также
Если Вы уже оплатили какую-то сумму и ждете ответа от админов, то думаю что скорее всего проект лохотрон. Во всяком случае в большинстве проектов так делают. Как получат деньги, так пропадают. В лучшем случае сообщат, что по не зависящим от них причинам что-то «пошло не так»… А в худшем, они просто создавали проект для того чтобы по-немногу (а бывает и по-многу) собрать с людей деньги, а потом закрыться. Таких проектов я за 4 года столько повидала и столько денег потеряла, что просто сделала вывод что в них лучше не лезть. Даже если «хороший проект» и существует с …года, никогда никого не обманул и всем непременно выплачивает — я уяснила себе что все проекты рано или поздно прекращают свое существование. Они все по сути пирамиды. Только какой-то проект в большей степени, какой-то в меньшей. Да и те кто первым вошел, как правило набрав кучу денег с рефералов — забирают свои деньги и уходят с проекта, и тогда проект разваливается. А те, кто чуть позже и совсем поздно вошел, остаются ни с чем.
У меня, к сожалению, нет таких талантов, которые требуются, чтобы победить в этом конкурсе). Правда, я не смогу преодолевать препятствия, не соответствую своей физической подготовкой). Возможно, то, что я могу делать хорошо, не принесет ожидаемого Рамзаном Кадыровым результата. То есть я реально оцениваю свои возможности и честно об этом вам говорю).
**
Теперь — почему я бы пошла в проект «Команда». Кстати, Кадыров говорит, что это не его «Команда», а команда его отца, которого он очень почитает. Я знаю, что Кадыров сделает, действительно, всё, чтобы человек, который в этом конкурсе выиграет, имел все условия для жизни и работы. Он и его семья будут обеспечены благоустроенным жильем. У него будет возможность реализовать свои проекты. И тем самым сделать жизнь в Чеченской республике (а может быть, и в России) лучше для простых граждан. К тому же это шанс для данного победителя реализовать себя, как творческую личность, свои здоровые амбиции, получить новый смысл жизни. Чем плохо? Ничем. Только сплошной позитив.
Я вообще люблю людей деятельных и активных делами, а не словами. Рамзан Кадыров именно такой. Он очень многое умеет делать сам. Он близок к своему народу. Он патриот — а это сейчас очень важно! И он умеет заряжать своей энергией. Я желаю Рамзану Ахматовичу успехов во всем и крепкого здоровья!
На Первом канале с 04 июля 2016 года запущено реалити — шоу «Это я».
Участие в проекте принимают обычные женщины, которые захотели рассказать о себе и о своей жизни. Они просто взяли видеокамеру и начали снимать в режиме селфи себя и своих близких.
В шоу на сегодня участвуют восемь героинь. Кто — то из них может добровольно покинуть шоу, тогда ее место может занять новая участница, которая заполнит анкету на сайте Первого канала и будет отобрана для дальнейших съемок.
- Анастасия Назарова, 51 год, предприниматель, разведена, имеет двоих дочерей.
- Наталья Коротовских, 38 лет, решилась родить без мужа.
- Аня Яшина, 33 года, красивая и успешная, но не может найти себе мужа.
- Ада Маркова, 32 года, любит эпатаж, третий раз замужем, не может родить ребенка.
- Кристина Апаткина, 29 лет, безработная, ищет себе интересную работу и будущего мужа, одна воспитывает дочь.
- Марина Федяева, 28 лет, домохозяйка, видеоблогер, замужем, не довольна отношениями с мужем.
- Яна Кашина, 23 года, стюардесса, имеет множество поклонников, но не может выбрать своего единственного.
- Женя Будалова, 22 года, тайно встречается с бывшим женихом, который бросил ее накануне свадьбы.
Подробнее о каждой героине можно узнать здесь.
У Кристины и Олега роман какой-то вялый, хотя они оба интересные участники. Мне кажется, что все дело здесь в том, что каждый из них привык к ухаживаниям, вот и ждут, что другой будет за ними ухаживать. Олег пригласил Кристину на остров, она рассчитывала, что он будет уделять ей внимание и всячески ее завоевывать. Олег же решил, что Кристина приехала, чтобы его добиваться. То есть они как-то искусственно оказались вместе в силу обстоятельств. У них есть друг к другу симпатия, но чувствами там и не пахнет. Как только появится возможность строить отношения еще с кем-то, они расстанутся.
- дом-3 это другая история
- дом -2 это как бы «второй дом » зачем третий ?
- когда у участников вырастят дети и они там же будут строить любовь
- когда Венцеслав убирет порчу
- когда у Бородиной будет борода
- когда Родители участников приедут а мест не будет и сделают дом-3 . Построй свой загородный дом .
- даже не знаю
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
Разбор слова «Ветер»
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Бадмаев В.Б. 1
1МКОУ «Комсомольская СОШ имени Н.С. Манджиева»
Насунова Т.В. 1
1МКОУ «Комсомольская СОШ имени Н.С. Манджиева»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Как часто мы произносим слова и как мало значения мы им придаем. Каждое слово в русском языке наполнено смыслом, а многие слова имеют несколько значений. В нашем классе проходила акция «Узнай больше!», во время которой всем ученикам было задано собрать как можно больше информации о том или ином слове, и мне было поручено подготовить информацию о слове «Ветер». До работы с этим словом я не задумывался о том, что можно так много интересного рассказать о хорошо знакомом слове. Теперь мне хочется поделиться полученными знаниями, рассказать о том, как бывает увлекательно ставить перед собой хотя бы маленькую цель и самому ее добиваться.
В данном случае моя цель – достичь умения сформулировать свою мысль и доступно изложить ее своим сверстникам. В последнее время школьники практически перестали общаться друг с другом, затрудняются выразить свою мысль, мало читают. Явно, что чем богаче речь, тем эффективнее общается человек. Актуальность работы заключается в необходимости обогащать словарный запас школьников. Считается, что современный взрослый использует около 100 000 слов, а школьники в возрасте до 12 лет накапливают около 3500-4000 слов. Но ведь рождается человек без словарного запаса вообще – его нужно выучить и постоянно пополнять. Таким образом определились следующие задачи:
пополнить словарный запас;
улучшить память;
активизировать мыслительные процессы;
развить умственные способности;
усовершенствовать коммуникативные навыки.
Моя исследовательская работа основана на материалах учебника русского языка для 3 класса авторов Канакиной В.П. и Горецкого В.Г. [6], в котором авторы дали пример разбора слова; материалах толковых словарей Даля С.И.[5], Ожегова В.И.[8], Ушакова Д.Н.[12] с подробным описанием слова «Ветер» и интересными примерами; универсального словаря Соболевой О.Л. [10], в котором легко и доступно для школьников изложен материал.
В своей работе я собрал материал о слове «Ветер» из разных источников и попытался создать интересную статью для классного словаря.
2. Общие сведения об исследуемом слове
Статьи в толковых словарях обычно начинаются с форм слова в единственном и множественном числах, слово изменяется по падежам, склонениям или спрягается. Я не буду отступать от традиций и приведу следующие формы слова:
Ветер, им.п. ед.ч.,- ветра, р.п. ед.ч.- ветру, д.п. ед.ч., — ветер, в.п. ед.ч., — ветром, пт.п. ед.ч., — о ветре, п.п. ед.ч.
Ветер, ед.ч.,- ветры, мн.ч.
Ветры, им.п. мн.ч., — ветров, р.п. мн.ч., — ветрам, д.п. мн.ч., — ветры, в.п. мн.ч., — ветрами, т.п. мн.ч., — о ветрах, п.п. мн.ч.
2.1. Фонетический разбор слова
Слово «Ветер»
произносим в’[э]т’[и]р записываем «ветер»
2.2. Лексическое значение слова
По толковому словарю Ожегова Сергея Ивановича дается следующее определение слова: движение, поток воздуха в горизонтальном положении [8].
Даль Владимир Иванович дает следующее понятие слова «Ветер, ветр» м. — движение, течение, теча, ток, поток воздуха [5]
Ушаков Дмитрий Николаевич вывел следующее понятие: Ветер — движение потока воздуха [12].
Пример: Какой холодный ветер!
2.3. Однокоренные слова
Ветреный — ветреный день
ветряной — ветряная мельница, ветряной двигатель
ветряный — ветряная оспа
ветровой – ветровое стекло
ветерок – легкий, слабый ветер
ветрище – сильный, мощный ветер
ветрогон – газы в животе [10]
2.4.Синонимы слова
Слово «Ветер» имеет множество синонимов в зависимости от интенсивности его движения, местонахождения и др. По силе своей ветер бывает: ураган, шторм, буря (обычно с бурей соединены гроза и дождь), жестокий, сильный, ветрища: ветерок, ветерочек, ветерец, ветришка; по постоянству направления: пассатный или полосовой; постоянный, вондулук; изменчивый, шаткий или переходный; смерч, вихорь или заверть, т. е. круговой. По направлению вообще, ветры именуются странами света. На устьях рек, принято вообще два главных вида ветров: морской, моряна, нагон, назовой, и береговой, матерой. [1]
Приведу свои варианты синонимов, различающиеся скоростью, направлением и интенсивностью движения: сквозняк, ураган, бриз1, мистраль2, буря, зефир3, муссон. Пример: На крыльях зефира.
2.5. Антонимы слова
Антонимов слова не так уж и много. Вот несколько примеров, которые можно привести: штиль, затишье, безветрие, духота. Все эти слова свидетельствуют об отсутствии движения или потока воздуха [4].
2.6. Фразеологизмы слова
Эта часть работы вызвала у меня большой интерес. На мой взгляд, это самая интересная глава в работе со словом. Я часто слышу разные фразеологизмы, но бывает, что не могу понять смысл фразы. В случае со словом «Ветер» все оказалось гораздо проще, так как возникают ассоциации с чем-то непостоянным, движущимся, меняющимся, неустойчивым. Наиболее яркие примеры я заметил в словаре Ожегова С.И. [8]:
Каким ветром занесло? (перен.: то же, что какими судьбами?).
Держать нос по ветру (перен.: приспосабливаться к обстоятельствам; разг. неодобр.).
Ищи ветра в поле (о бесполезных поисках исчезнувшего).
Откуда (куда) в. дует (также перен.: беспринципно применяясь
к обстоятельствам, к чужим мнениям, взглядам; разг.).
Ветер перемен (перен.: о свежих, новых веяниях в общественной жизни; книжн.).
Бросать слова на ветер — говорить что-н. безответственно, не подумав.
Следующие примеры я собрал из разных источников: художественной литературы, кинофильмов, песен, из устной речи:
Ветреный человек – ненадежный, часто меняющий свое мнение человек.
Прокатиться с ветерком — ехать очень быстро.
Ветер в голове – легкомысленный, безответственный человек.
Как ветром сдуло – будто исчез, быстро исчезать или уходить, покидать.
Ветер в кармане – пустота в кошельке.
Один как ветер в поле – совершенно одинок, одинокий человек.
Попутный ветерок – удачно сложившиеся обстоятельства, удача.
Промчаться как ветер – очень быстро.
2.7. Сочетаемость слова
В зависимости от сочетаемого слова с исследуемой лексической единицей меняется значение слова. Слово «Ветер» чаще всего сочетается со следующими прилагательными [12]:
Холодный
Сильный
Шквалистый
Порывистый
Слабый
Теплый
Пронизывающий
Пронизывающий
Попутный
Прохладный
Ласковый
Тихий
Вольный
Легкий
2.8. Предложения с исследуемым словом
Ветер,Ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе. [9]
Дуйте, дуйте, ветры, в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки. [7]
2.9. Пословицы, поговорки, загадки
Особенность русского языка заключается в том, что он богат разнообразием форм слова, иносказаниями, сочетанием слов, присутствием диалекта. Свой отпечаток в истории и развитии языка оставил русский фольклор и поэтическое творчество народа. Русский язык богат пословицами, поговорками:
Ветра в рукавицу не поймаешь;
За ветром в поле не угонишься;
Ведром ветра не смеряешь;
Ветром море колышет, молвою – народ;
Ветры горы разрушают, слово народы подымает;
Куда ветер, туда и пламя;
Ветер подует – следы заметет;
Кто сеет ветер, пожнет бурю;
Ветряная мельница да баба-бездельница – мелет без устатку;
Ветер кручины не развеет;
а также загадками:
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет
Гуляю на воле,
летаю в поле
Кручу, бурчу,
знать никого не хочу
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
Без рук, без ног, под окном стучится, в дом просится.
Без рук, без ног, а ворота отворяет.
Выше лесу, тоньше волосу.
2.10. Стихотворение
Увлекшись работой над словом «Ветер», я встретил замечательное стихотворение Агнии Барто «Как Вовке ветер помог» [2], которое я не могу не включить в свою работу. Это стихотворение лучше всего олицетворяет явление природы, ведь я уже даже не сомневаюсь, что ВЕТЕР – это нечто живое:
«Как Вовке ветер помог»
Листья… листья…
Листопад…
Не расчистить
школьный сад.
Листья… листья на пути,
На площадке – листья,
И площадку размести
Вышли футболисты.
Только листья разметешь,
Только станет чисто,
Вновь летят как желтый дождь
Листья, листья, листья.
Ветер, листьями шурша,
Провожает лето.
Вовка – добрая душа
Громко крикнул ветру:
Ты зачем ребят подвел?
Как теперь играть в футбол?
Ты бы сам листву подмел!
Только Вовка попросил –
Ветер дунул что есть сил,
Смел листву с площадки,
Все теперь в порядке.
3.Заключение
Выполнив домашнее задание по учебнику русского языка [6], я подготовил к уроку презентацию своей работы. Было заметно, что ребятам очень интересно. Мое предложение создать классный словарь исследованных слов в начальной школе поддержал весь класс. У каждого есть информация, которой хочется поделиться. Классный словарь поможет нам сохранить наши работы и послужит методическим пособием не только нашему учителю. Данную исследовательскую работу можно применить в качестве материала на уроках русского языка, а также слова из отдельной главы легко запомнить и использовать как способ для улучшения памяти.
Приятным дополнением к тому, что я узнал много интересного о слове «Ветер», стало то, что я действительно пополнил свой словарный запас, мне довелось много выступать с докладами перед своими одноклассниками, а теперь я готовлюсь к школьной конференции. В целом моя самооценка повысилась, мне стало легче первым обратиться к кому-либо и лаконично выразить свою мысль.
Я уверен, что осталось еще много секретов о слове «Ветер», я их обязательно раскрою.
Список использованной литературы:
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.М., 1975
Барто А.Л. Вовка – добрая душа.: Облака, 2015
Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник, — СПб., 1998
Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка, — Ростовн/Д, 1995
Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка.: Абрис/ОЛМА, 2018 г.
Канакина В.П., Русский язык. 3класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2015
Маршак С.Я. 200 самых любимых стихов С. Маршака.: АСТ, 2013
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов.: Мир и образование, 2018 г.
Пушкин А.С. Ветер по морю гуляет.: Малыш, 1976
Соболева О.Л. Универсальный словарь русского языка: Начальная школа.: АСТ-ПРЕСС, 2004
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1978
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка.: Славянский Дом Книги, 2017 г.
Приложение 1
Презентация «Разбор слова «Ветер»»
1 Бриз — бриза, м. (фр. brise) (мор.). Легкий ветер.[у]
2 Мистраль – Северо-западный сухой и холодный ветер в южной Франции.[у]
3 Зефир — Приятный и мягкий ветер (поэт. устар.). [у]
Просмотров работы: 514
Содержание
- Русский родной язык 3 класс учебник Александрова стр 35
- Урок по родному языку на тему «Ветер без крыльев летает»
- Презентация по русскому я зыку на тему » Наши проекты. Рассказ о слове ветер ( 3 класс) У МК » Школа России»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Ветер — 30 однокоренных слов!
- Корень слова «ветер»
- Однокоренные существительные
- Примеры
- Однокоренные прилагательные
- Однокоренные глаголы
- Слова категории состояния
- Народный календарь. Ветер без крыльев летает. Родной русский язык. 3 класс.
- Просмотр содержимого документа «Народный календарь. Ветер без крыльев летает. Родной русский язык. 3 класс.»
Русский родной язык 3 класс учебник Александрова стр 35
👉 Ответы к странице 35. Русский родной язык 3 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.
Перечитай текст. Почему у ветра столько разных имён?
Ветер имеет столько имен, потому что может приходить с разных сторон и иметь разные функции.
Значение каких слов, называющих ветер, ты можешь объяснить, опираясь на информацию из текста?
Сельдяной, макрельный, сёмужный ветер – получили свои названия от названий видов рыб, которых они пригоняют к берегам.
Чинук – ветер, который за короткое время меняет погоду в горах.
Баргузин – холодный, стремительный ветер, который известен на Байкале.
Сделай несколько страниц раздела «Слова ветра» в «Природном словаре».
Бриз – слабый ветер, который в дневное время дует с моря на берег, а в ночное время с берега на море. «– Да, знаете, – ответил, поколебавшись, моряк, – любовь – как бриз. Днем он дует с моря на берег, ночью – с берега на море. Не все же нас так преданно и терпеливо ждут, как нам бы хотелось.» (К. Паустовский. «Бриз»)
Буран – метель в степи, снежная буря.
«Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми…» (С. Аксаков. «Буран»)
Объединитесь в группы по четыре человека. Каждый участник группы выберет одно слово и будет работать с отрывками из текстов и фотографиями.
Порядок работы в группе посмотрите на странице 21(§ 3, упр. 6).
Пурга – рисунок №3 – «Всё слилось, всё смешалось: земля, воздух, небо превратилось в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил всё, что ему попадалось» (С. Аксаков)
Ураган – рисунок №4 – «Задувал со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, вздрагивали рамы, хлопали двери и дико завывало в печных трубах.» (По А. Куприну)
Метель – рисунок №1 – «Свистит косая метель – белая метла дороги метёт». (Н. Сладков)
Позёмка – рисунок №2 – «Позёмка выбивала из сугробов горсть-другую белого буса и тянула белые нитки наискось, через взлётную полосу, через дорогу». (По В. Астафьеву)
Источник
Урок по родному языку на тему «Ветер без крыльев летает»
Предмет: Родной язык, 3 класс
Тема: Ветер без крыльев летает
Цель: познакомить со словами, связанными с природными явлениями («слова ветра»).
Планируемые результаты: учащиеся научатся работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы пары, группы, всего класса; определять ценностные ориентиры в области языкознания; уважительно относиться к своему творчеству и творчеству других людей.
Оборудование: карточки с кроссвордом, заданиями для актуализации знаний и рефлексии.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
– Какие «снежные» загадки вы придумали? Загадайте их товарищам. (Ученики загадывают свои загадки. Взаимооценка.)
2. Работа по карточкам (Индивидуальные задания.)
– Соедини линией слово с его определением.
метель мохнатая белая бахрома на деревьях
иней снежные волны
куржак плотная корка снега на поверхности снежного покрова,
образующаяся в результате подтаивания и последующего
наст застывшая роса
заструги свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
пороша снежная зимняя буря, сопровождаемая сильным ветром,
при которой снег кружится и носится по воздуху
– Разгадай кроссворд, объясни значение ключевого слова.
1. Метель без снегопада, во время которой снег переносится ветром по поверхности земли или снежного покрова. (Поземка.)
2. Только что выпавший снег. (Перенова.)
3. Мохнатая белая бахрома на деревьях. (Куржак.)
4. Пушистые маленькие комочки снега. (Хлопья.)
5. Плотная корка снега на поверхности снежного покрова. (Наст.)
(Ключевое слово: крупа. Снег-крупа похож на крепкие шарики.)
III. Самоопределение к деятельности
Поет да свищет. (Ветер.)
– Какие слова помогли вам отгадать загадку? (Летит, воет, тучи нагоняет, воет, задувает, свищет.)
– Прочитайте тему урока. Поставьте задачи. («Ветер без крыльев летает». Узнаем новые слова – названия ветра, узнаем, какой бывает ветер.)
IV. Работа по теме урока
– Как вы думаете, почему у текста такой заголовок? (В тексте рассказывается о разных ветрах, которые есть на белом свете.)
– Какие ветра вам уже известны? (Ответ. Ураган – ветер разрушительной силы и продолжительности. Тайфун – вихреобразный ураган огромной разрушительной силы, часто приходит с Тихого океана. Тропический циклон – ураган, который возникает над теплой морской поверхностью и сопровождается мощными грозами, выпадением ливневых осадков и ветрами штормовой силы. Бриз – это легкий морской ветер. Пурга – сильная низовая метель, возникающая в равнинных безлесных местностях.)
– Названия каких ветров говорят о том, какую рыбу они пригоняют? (Сельдяной, макрелевый, сёмужный.)
– Какие еще интересные названия ветров вы узнали? (Чинук, Иван – козлиная борода, кривой Джон, Егор – сорвал шапку, баргузин.)
– Почему у ветра столько разных названий? (Ответ. Ветру дают название в зависимости от скорости: ураган, тайфун, бриз; в зависимости от его особенностей, т. е. какую рыбу он пригоняет к берегу: сельдяной, макрелевый, семужный; в зависимости от способности изменять температуру воздуха: чинук; а также названия местных ветров.)
– Что можно узнать по названию ветра? (Сельдяной, макрелевый, семужный ветры – можно узнать, какую рыбу они пригоняют к берегам. Егор – сорвал шапку – сильный ветер, который срывает головные уборы.)
VI. Закрепление изученного материала
– Сколько человек должно быть в каждой группе. (4.)
– Распределите слова, с которыми вы будете работать.
– Прочитайте порядок работы на с. 21 учебника.
(Выполнение задания. Коллективная проверка.
Ответ. Пурга: рисунок 3, С. Аксаков. Ураган: рисунок 4, А. Куприн. Метель: рисунок 1, Н. Сладков. Поземка: рисунок 2, В. Астафьев.)
– Прочитайте Интересный вопрос на с. 37.
– Ответьте на него. (Вьюга– вьюжить, завьюжило. Пурга – пуржить, запуржило.)
Работа по карточкам
– Вставь пропущенные слова.
У ветра много разных имен. Продолжительный ветер разрушительной силы называется – … (ураган). А если он сопровождается большими осадками и штормовым ветром – это … (тайфун). Легкий морской ветерок называется … (бриз). Ветер, который пригоняет к берегам сельдь, называется … (сельдяной). Мне запомнилось интересное название ветра … (Ответы учеников.)
VIII. Подведение итогов урока
– Какие новые слова и понятия вы узнали на уроке?
– Какой вывод вы сделали для себя из урока?
– Что на уроке вам показалось особенно интересным?
Выполнить упр. 2 на с. 35.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Презентация по русскому я зыку на тему » Наши проекты. Рассказ о слове ветер ( 3 класс) У МК » Школа России»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное общеобразовательное учреждение »Школа№ 10 города Белогорск» Наши проекты. Рассказ о слове ветер Выполнила : Полотовская Наталья Владимировна ученица 3 в класс Руководитель : Вечирко Наталья Михайловна
ЗАПИСЫВАЕМ ВЕТЕР ПРОИЗНОСИМ ВЕТЕР [В ЭТ‘ИР]
1. Лексическое значение слова Движение потока воздуха в горизонтальном направлении.
2.Однокоренные слова. Ветер,ветерок,ветрище,ветрило,ветряк,ветреный,ветряной,ветровой,выветрить,обветрить.
3.Синонимы Ветер вихрь ураган.
4. Сочетаемость слов Сильный, слабый, лёгкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, страшный(разг.), ужасный (разг.), прохладный, свежий, холодный, ледяной, тёплый, горячий, сухой, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, весенний, утренний, ….ветер.
5. Пословицы Ветер не дунет, осока не шумит. Не море топит корабли, а ветры. Не бросай слов на ветер.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-775978
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Ветер — 30 однокоренных слов!
Прежде чем подобрать однокоренные слова к слову «ветер», определим, какая главная морфема объединяет их по смыслу. С этой целью вычленим корень в морфемном составе интересующего нас слова.
Корень слова «ветер»
Издавна этим древнерусским по происхождению словом называют слабое, сильное или порывистое движение воздуха над землей.
Грамматически это слово оформлено как существительное мужского рода второго склонения. Оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что? При изменении его по падежам появляется окончание, материально выраженное буквами:
Сравнив падежные формы существительного, убедимся в наличии нулевого окончания. Все слово не делится на значимые части, а является корнем:
С корнем -ветер- укажем родственные слова, принадлежащие к разным частям речи.
Однокоренные существительные
От рассматриваемого непроизводного слова с помощью суффиксов и приставок образуются множество однокоренных существительных:
Обратим внимание, что в корне имеется беглая гласная «е», из-за чего эта морфема приобретает вид ветер-/ветр-. Первый гласный является ударным, поэтому потребуется проверочное слово для безударного гласного во втором слоге корня.
Примеры
Ты чувствуешь, какой прохладный ветерок дует с озера?
Все говорят, что Надюша — настоящая ветреница.
Надень ветровку и сходи в сад за спелыми яблоками.
Корень ветр- является первой частью сложных слов:
Однокоренные прилагательные
От существительных с корнем -ветер-/ветр- образуем слова, обозначающие признак предмета — имена прилагательные:
Однокоренные глаголы
Анализируемое существительное является производящим для ряда слов, обозначающих действие:
Слова категории состояния
Слово «ветер» образует прилагательные, от которых в свою очередь появляются с помощью суффикса -о однокоренные слова категории состояния.
Проследим за их образованием:
Эти слова обозначают состояние окружающей среды и являются предикативным центром безличных предложений:
Сегодня довольно ветрено на улице!
Источник
Народный календарь. Ветер без крыльев летает. Родной русский язык. 3 класс.
Материал к рурокам родного русского языка по теме «Слова ветра». Пополнение словарного запаса учащихся начальных классов. Развитие умений использовать дополнительную литературу.
Просмотр содержимого документа
«Народный календарь. Ветер без крыльев летает. Родной русский язык. 3 класс.»
Ветер без крыльев летает
Литературное чтение на родном русском языке
учитель начальных классов
МКОУ «Товарковская СОШ 1»
Городничева Елена Александровна
1. Актуализация знаний
Игра «Подбери словечко»
— Какой бывает ветер?
— Ребята, как между собой связаны эти картинки?
Сформулируйте тему урока.
-Что хранится в кладовой?
-Зачем люди делают кладовые?
-А, что может храниться в кладовой у ветра?
-Что он может туда положить?
-Где может быть кладовая у ветра?
Поэт Т. Белозеров заглянул в одну такую кладовую ветра и вот, что там нашел
-Что увидел поэт в кладовой у ветра?
-А что вы хотели бы подарить ветру и положить в его кладовую?
-Для чего бы ему понадобились ваши подарки?
-Есть ли у ветра работа?
-Как он помогает людям, зверям, птицам?
-А может ли ветер нанести вред?
-Давайте поиграем в игру «Добрый и злой ветер». Распределите картинки на две группы: польза и вред ветра, объясните почему вы сделали такой выбор
Послушайте стихи поэтов о ветре
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Или мельницы крути!
Ветер-ветерок. О. Дриз
Есть на свете взрослый Ветер.
Есть и Ветер-Ветерок.
Он резвее, чем котёнок,
Целую ночь ищет ветер-бездельник,
Что бы поделать ему в понедельник?
То отрывает кусок старой жести,
То хлопнет дверью раз этак двести.
Вдруг пробежался по крыше азартно
И на чердак провалился внезапно…
С воем пронёсся, как паровоз,
Через все щели себя он унёс!
Тут же щекою к окошку прижался,
Форточкой хлопнул, чуть-чуть отдышался,
Сильно вздохнул и куда-то умчался…
Ветер. М. Исаковский
Вперегонку с пылью.
Ветер. Н. Рубцов Трудяга-ветер вертит жернова, Бродяга-ветер открывает острова. Мы с ветерочком пробежали кросс. Подлиза держит по ветру свой нос. Аркаша написал стихи для Светы, Она вздохнула: «Ах, как ветрены поэты!» Гуляет ветер по некошеной траве И у Горохова – в кудлатой голове.
Ветер. Л. Кондрашенко В детстве ветер был ветрёнком, Непоседливым ребёнком. По обочинам дорог Бегал шустрый ветерок.
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (отрывок) Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК СЛОВА ВЕТЕР
1.Лексическое значение слова: Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. 2.Этимология: В древнерусском языке ветр, ветреный, ветрило означало парус, ветрити – веять. 3.Однокоренные слова: Ветерок, ветрило, ветряк, ветрище, ветровое (стекло), ветряная (мельница), ветреный, безветренный, заветренный, подветренный, безветрие, наветренный, надветренный, поветрие, выветрить, обветрить, проветрить, разветриться. 4. Синонимы: дуновение, вихрь (сильный ветер), ураган, ветр, зефир. 5.Антонимы: штиль, безветрие.
6.Сочетаемость слова с другими словами: Ветер – бешеный, буйный, веселый, вольный, воющий, встречный, горячий, жалобный, злой, знойный, зябкий, игривый, ласковый, лёгкий, ледяной, лютый, могучий, морской, нежный, неугомонный, нещадный, озорной, освежающий, попутный, порывистый, прибрежный, прохладный, резкий, свежий, свирепый, свободный, сердитый, слабый, соленый, студеный, сырой, теплый, ураганный, хлёсткий, холодный, шаловливый, шальной, шквалистый, яростный.
7. Фразеологизмы: Бросать слова на ветер – говорить не подумав. Бросать деньги на ветер – безрассудно тратить. Ветер в голове – о пустом легкомысленном человеке. На семи ветрах – место, открытое всем ветрам. Пожелать попутного ветра – пожелать удачи. Ищи ветра в поле – не отыщешь, как и ветра. Как ветром сдуло – быстро, молниеносно, мгновенно исчез. Держать нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствам.
От безделья собака на ветер лает.
Собака лает – ветер носит.
Заглазную (заочную) брань ветер носит.
Шумит, как ветер в пустую трубу.
Ветер большой, да дождь маленький.
Кто догадался как будет называться раздел?
Вспомните порядок работы в группе.
(Дети объединятся в группы по 4 человека. Учитель предлагает раздаточный материал. Каждому участнику группы нужно выбрать одно слово и работать с отрывками из текстов и фотографиями.)
Прочитаем текст «Ветер, ветер – на всем белом свете». Прочитайте первое предложение. Выпишем слова-названия ветра.
Продолжите фразу ……….. – это (синонимы, антонимы). Какую рыбу пригоняют сельдяной, макрельный и сёмужный ветра?
Устно выберите только те имена прилагательные и глаголы, которые подходят для описания ветра.
— Придумайте и запишите предложение о ветре.
Тебя с ног сбивает.
— Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
4. На уроке мне было…
Домашнее задание: С.37-38 упр. 5 устно
https:// тридевятоецарство.рф / tvorceskie — raboty -i- metodiceskie — razrabotki-pedagogov /2421/urok-po-rodnomu-azyku-veter-bez-kryl-ev-letaet-3-klass-
Ветер без крыльев летает. Словарь слова ветер. Картинки
Шаблон для презентации изготовлен Ранько Е.А.
Рамочка с листьями сделана в программе Adobe Photoshop.
Источник
-
ВЕ́ТЕР, —тра (-тру) и (трад.-поэт.) ВЕТР, -а (-у), предл. о ве́тре, на ветру́, мн. ве́тры и ветра́, м. Движение потока воздуха в горизонтальном направлении. Слабый ветер. Резкий ветер. Попутный ветер. Порывистый ветер. Ветер улегся. Ветер стих. Ветер поднялся. □ Полночный ветр качает корабли И в парусе шумит нетерпеливом. Пушкин, Гараль и Гальвина. Голубая даль от Умбрских гор. Вдруг — минутный ливень, ветр прохладный, За окном открытым — громкий хор. Блок, Перуджия. Второй день дул сильный горячий ветер. А. Н. Толстой, Сестры.
◊
Ветер в голове
у кого — о легкомысленном, несерьезном человеке.Какой ветер занес или
каким ветром занесло — о неизвестной причине появления, о неожиданном прибытии кого-, чего-л.Ветер свистит в карманах
чьих или
у кого (
прост.) — об отсутствии денег у кого-л.Бросать (или
кидать, швырять и т. п.
) деньги на ветер — безрассудно или бесцельно тратить, расточать зря.Бросать слова на ветер; говорить (или
болтать) на ветер — говорить без пользы или говорить необдуманно, зря.Держать нос по ветру — беспринципно менять свои взгляды, убеждения, приноравливаясь к обстоятельствам.
Пустить по ветру (
деньги,
состояние) — расточить.Куда ветер дует (
идти,
смотреть и т. д.) — не имея твердых убеждений, не будучи принципиальным, применяться, приспосабливаться к господствующим мнениям, вкусам.Откуда ветер дует — в каком направлении развиваются какие-л. дела, обстоятельства, от кого исходит что-л.
Ляховский, конечно, сразу понял бы, откуда дует ветер, и переменил бы тактику. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.Ищи (или
догоняй) ветра в поле — о бесполезных поисках, преследовании.Подбитый ветром — 1) о верхней одежде, холодной, не греющей; 2) о легкомысленном человеке.
Как (словно, точно) ветром сдуло — о внезапном исчезновении кого-, чего-л.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
-
Ве́тер — поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности. На Земле ветер является потоком воздуха, который движется преимущественно в горизонтальном направлении; на других планетах он является потоком свойственных этим планетам атмосферных газов. Сильнейшие ветры Солнечной системы наблюдаются на Нептуне и Сатурне. Солнечный ветер является потоком разрежённых газов от звезды, а планетарный ветер является потоком газов, отвечающих за дегазацию планетарной атмосферы в космическое пространство. Ветры, как правило, классифицируют по масштабам, скорости, видам сил, которые их вызывают, местам распространения и воздействию на окружающую среду.
Ветры классифицируют, в первую очередь, по их силе, продолжительности и направлению. Таким образом, порывами принято считать кратковременные (несколько секунд) и сильные перемещения воздуха. Сильные ветры средней продолжительности (примерно 1 минута) называются шквалами. Названия более продолжительных ветров зависят от силы, например, такими названиями являются бриз, буря, шторм, ураган, тайфун. Продолжительность ветра также сильно варьируется: некоторые грозы могут длиться несколько минут, бриз, который зависит от разницы нагрева особенностей рельефа несколько часов, глобальные ветры, вызванные сезонными изменениями температуры — муссоны — имеют продолжительность несколько месяцев, тогда как глобальные ветры, вызванные разницей в температуре на разных широтах и силой Кориолиса, дуют постоянно и называются пассаты. Муссоны и пассаты являются ветрами, из которых слагается общая и местная циркуляция атмосферы.
Ветры всегда влияли на человеческую цивилизацию, они вдохновляли на мифологические рассказы, влияли на исторические действия, расширяли диапазон торговли, культурного развития и войн, поставляли энергию для разнообразных механизмов производства энергии и отдыха. Благодаря парусным суднам, которые плыли за счет ветра, впервые появилась возможность преодолевать большие расстояния по морям и океанам. Воздушные шары, которые тоже двигались с помощью ветра, впервые позволили отправляться в воздушные путешествия, а современные летательные аппараты используют ветер для увеличения подъемной силы и экономии топлива. Однако, ветры могут быть и небезопасными, так градиентные колебания ветра могут вызвать потерю контроля над самолетом, быстрые ветры, а также вызванные ими большие волны, на больших водоемах часто приводят к разрушению штучных построек, а в некоторых случаях ветры способны увеличивать масштабы пожара.
Ветры могут влиять и на формирование рельефа, вызывая эоловые отложения, которые формируют различные виды грунтов (например, лёсс) или эрозию. Они могут переносить пески и пыль из пустынь на большие расстояния. Ветры разносят семена растений и помогают передвижению летающих животных, которые приводят к расширению видов на новой территории. Связанные с ветром явления разнообразными способами влияют на живую природу.
Ветер возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления. Вследствие непрерывного изменения давления во времени и в пространстве скорость и направление ветра постоянно меняются. С высотой скорость ветра меняется из-за убывания силы трения.
Для визуальной оценки скорости ветра служит шкала Бофорта. Метеорологическое направление ветра указывается азимутом точки, откуда дует ветер; тогда как аэронавигационное направление ветра — куда дует, таким образом значения различаются на 180°. Многолетние наблюдения за направлением и силой ветра изображают в виде графика — розы ветров.
В ряде случаев важным является не само направление ветра, а положение объекта относительно него. Так, при охоте на животное с острым нюхом к нему подходят с подветренной стороны — во избежание распространения запаха от охотника в сторону животного.
Вертикальное движение воздуха называется восходящим или нисходящим потоком.
Источник: Википедия
-
ВЕ’ТЕР, ве́тра, мн. ве́тры (ветра́ простореч.), ве́тров-ветро́в, м. 1. Движение потока воздуха. Сильный в. Порывистый в. Слабый в. Западный в. Поднялся в. Дуновение ветра. Сквозной в. Попутный в. 2. только мн. Газы, образующиеся в желудке или кишках (спец.). ◊
Ветер в голове
у кого (разг. пренебр.)
— о пустом, легкомысленном человеке.Стоя́ть на ветру́ (разг.)
— где дует сильный ветер.Пойти до ве́тру (обл. простореч.)
— для отправления естественной нужды.Бросать слова на́ ветер
— говорить что-н. необдуманно, без ответственности за свои слова.
— Диктатура есть большое слово. А больших слов нельзя бросать на в. Лнн.Держать нос по ветру (разг. ирон.)
— приноравливаться к господствующим вкусам.Подбитый ветром (разг. шутл.)
—
1) ветреный, легкомысленный (о человеке);
2) без подкладки, холодный, плохой (о верхнем платье).Итти, куда ветер дует (разг. ирон.)
— не иметь твердых убеждений, подчиняться в каждый данный момент господствующей идеологии, моде.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
-
ве́тер
1. атмосферное явление, представляющее собой горизонтальное движение воздуха; в более широком смысле — вообще поток любого газа ◆ Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, с неистовой злобой стучит в окна и в кровли. Чехов, «Сон», 1884 г. ◆ Огрубелая кожа его могла выдержать и порывистые ветры северной Атлантики, и мягкое дуновение бризов, и пылкие мистрали, и пыльные бури, и снежные заряды; поэтому и не ударила по нему местная духота, он лишь вспомнил строку из Гончарова о климате этой страны и кем-то приведенное сравнение: «Если надеть шубу и войти в парную…» Анатолий Азольский, «Глаша» // «Новый Мир» (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: диспут — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Понятия со словом «ветер»
-
Преимущественные ветры — ветры, которые дуют преимущественно в одном направлении над конкретной точкой земной поверхности. Являются частью глобальной картины циркуляции воздуха в атмосфере Земли, включая пассаты, муссоны, западные ветры умеренного пояса и восточные ветры полярных районов. В районах, где глобальные ветры слабы, преимущественные ветры определяются направлениями бриза и другими локальными факторами. Кроме того, глобальные ветры могут отклоняться от типовых направлений зависимости от…
-
Местные ветры — ветры, отличающиеся какими-либо особенностями от главного характера общей циркуляции атмосферы, но, как и постоянные ветры, закономерно повторяющиеся и оказывающие заметное влияние на режим погоды в ограниченной части ландшафта или акватории.
-
Ве́тер — поток воздуха, который движется около земной поверхности. На Земле ветер представляет собой движущийся преимущественно в горизонтальном направлении поток воздуха, на других планетах — поток свойственных им атмосферных газов. В Солнечной системе сильнейшие ветры наблюдаются на Нептуне и Сатурне. Солнечный ветер представляет собой поток разрежённых газов от звезды, а планетарный ветер — поток газов, отвечающий за дегазацию планетарной атмосферы в космическое пространство. Ветры, как правило…
-
Катабатический ветер (от греч. κατάβασις, катабасис — спуск, снижение), также падающий — плотный и холодный воздушный поток, направленный вниз по склонам земной поверхности (с горных перевалов), а также нисходящие струи холодного воздуха в кучево-дождевых облаках.
-
Западные ветры умеренного пояса — преобладающие ветра, дующие в умеренном поясе примерно между 35 и 65 градусами северной и южной широты, от субтропического хребта до полярного фронта, часть глобальных процессов циркуляции атмосферы и приповерхностная часть ячейки Феррела. Эти ветры дуют преимущественно с запада на восток, точнее с юго-запада в Северном полушарии и с северо-запада в Южном полушарии и могут образовывать внетропические циклоны на своих границах, где градиент скорости ветра высок. Тропические…
- (все понятия)