8 глава
Мысли бьются в голове, словно испуганные птицы. Мне страшно. Очень. Я сжимаю в руках газовый баллончик. Измайлов не сводит с меня напряжённого взгляда, опускает его вниз, заметив движение моих рук. Отрицательно качает головой и шепчет губами: «Не двигайся». Наверное, ему со стороны виднее, что мне сейчас ничего не поможет. Ну почему я не осталась ждать в стороне? Только хуже сделала!
— Если девушке причинишь вред, перегрызу тебе сонную артерию зубами, и мне ничего не будет за эту нелепую смерть. Я столько бабла имею, что в полиции ещё руку пожмут и награду дадут за то, что я избавил мир от такой грязи, как ты, — угрожающе произносит Измайлов.
— Да пошёл ты, дядь! — Парень дрожит, может быть, ему страшно, как и мне, но я всё ещё в его руках.
— Вы напали на беззащитного. Втроём. Это хулиганство, статья двести тринадцатая Уголовного кодекса, — продолжает Измайлов, отпуская парня, лежащего на земле.
Я боюсь пошевелиться. Нервы сдают, я зажмуриваю глаза, и зря, потому что не проходит и нескольких секунд, как я оказываюсь в руках Павла, и он тут же загораживает меня своей широкой спиной.
Парень, приставивший нож к моему горлу, лежит на земле и корчится от боли. Что же я такая трусиха? А ещё врач называется! Всё самое интересное пропустила.
— Быстро собрал свою гопоту и бегом отсюда. Иначе на ремни порежу.
Измайлов подбирает нож с земли и кидает его со всего размаху в дерево позади парней. Тот вонзается острым лезвием в ствол.
Я понимаю, что они ушли, лишь когда Измайлов поворачивается ко мне и с беспокойством разглядывает лицо и шею. Меня всё ещё трясёт от пережитого ужаса. Адреналин гонит кровь по венам.
— Ты как? — спрашивает Паша, и его голос приобретает тёплые оттенки. — Ничего бы они тебе не сделали. — Он забирает у меня газовый баллончик и прячет к себе в карман. — Я же просил стоять в стороне. Или ты думала, что я с ними не справлюсь, лапуль? Прибежала на помощь со своим баллончиком? Испугалась за меня?
— Да, испугалась. И за тебя, и потом за себя. — Трогаю ладонью шею и опускаю взгляд на алое пятно на его рубашке. Это его кровь? Его всё же задели? — Ты… У тебя кровь… — лепечу я.
Никак не могу прийти в себя.
— Ты точно врач, Софья? — смеётся Измайлов, поднимает руку, чтобы обнять меня, но вдруг морщится и прикрывает глаза. — Да. Есть немного. Любимую рубашку исполосовали. Отморозки! Надо было и впрямь на ремни порезать, а не отпускать.
— Тебе нужно в больницу.
Так сразу и непонятно, глубоко его задели ножом или нет и какую часть тела.
— Никуда я не поеду. Идём, — уверенно говорит Измайлов и берёт меня за руку.
Ведёт за собой, но спустя несколько минут мы останавливаемся. Павел прикрывает глаза и снова морщится. Крови на рубашке очень много. Ему нужно обработать и перевязать рану, посмотреть, не задеты ли жизненно важные органы. Вдруг артерию повредили?
Он ловит мой беспокойный взгляд:
— Ты водишь? — спрашивает побелевшими губами.
Быстро киваю в ответ.
— Отлично. Подъедь ближе, — просит он, протягивая мне ключ.
— Паша, давай я лучше вызову скорую. К чему это геройство?
— Лапуль, тебе же прекрасно известно, что при ножевом сообщают в полицию, а мне вся эта канитель не нужна. Отлежусь у себя. Ты же медсестричка. Окажешь первую помощь. Разве не заслужил? Отлично будешь смотреться в коротком халатике у меня дома.
Если бы не его бледный вид, залепила бы звонкую пощёчину. Хотя за что? По сути, он ни в чём не виноват. Это я не выполнила его приказ, пошла за ним, и он пострадал, спасая меня. Да даже если и не из-за меня, то не остался равнодушным к чужой беде. Я такое уважаю.
— Стой тут и никуда не уходи, — велю я.
— А ты шутница, лапуль. — Измайлов держится за плечо и снова прикрывает глаза, закусив губу.
Всё же плечо? Надеюсь, что неглубоко. Сейчас подгоню машину, усажу его и попрошу показать мне рану.
Я подхожу к его огромному танку, забираюсь на водительское место и теряюсь. Требуется несколько минут, чтобы разобраться, что нажать, и ещё немного времени — выехать с парковки ресторана, никого не задев. Неужели нельзя было купить что-то попроще? К чему эти понты?
Паркуюсь у входа в парк. Измайлов стоит, опершись об изгородь и всё так же держится за плечо, прикрыв глаза. Ему нехорошо. Это видно невооружённым взглядом. По идее, сдать бы тех придурков куда следует. Жаль, что не успела позвонить в дежурную часть. И странно, что Паша не хочет обращаться в полицию. Но один раз я его не послушала, и ни к чему хорошему это не привело.
Открываю Измайлову дверь, помогаю сесть на пассажирское сиденье. Откинувшись на спинку, он судорожно выдыхает.
— Расстёгивай рубашку.
— Прямо сейчас? — произносит слабым голосом.
— Прямо сейчас. Или я сама это сделаю.
— Лапуль, давай чуть позже? — устало просит он. — Я сейчас не в состоянии сделать тебе приятно.
— Я тебе сейчас ещё больнее сделаю, если ты не покажешь мне рану.
Роман Славы Дорониной «Случайная связь» о любви, разбитых сердцах, лжи и предательстве. Могла ли Соня предположить, что сестра проткнула презерватив в квартире, чтобы ускорить процесс получения заветного кольца? Вот только жертвой махинации стала ничего не подозревающая сестра, и теперь носит под сердцем ребенка Измайлова.
Цикл: Однолюбы
Автор: Слава Доронина
Жанр: Короткий любовный роман
Читать онлайн Случайная связь
скачать книгу / читать онлайн
Любите читать книги? На нашем книжном портале вы можете скачать бесплатно книги в формате fb2, rtf или epub. Для любителей чтения с планшетов и телефонов у нас есть замечательный ридер.
О книге
Соня забежала на работу всего лишь на минуту дать данные новой зарплатной карточки. Она в отпуске, которого ждала два года. Чемоданы запакованы и ее ждет Доминикана. Она с мужем летит завтра на отдых. Но судьба часто вносит коррективы в наши тщательно составленные планы. Марина попросила заменить коллегу, только один вызов. Ее напарница грохнулась в обморок. Выезд на дом по срочному вызову, предварительный диагноз – внематочная беременность. Соня соглашается. Поднявшись на нужный этаж, Соня замирает, слыша голос своего Влада в чужой квартире. На встречу с телефоном в руках вышел полуобнаженный муж. Вот и причина частых командировок и авралов на работе раскрылась. Слова его жестокие и хлесткие. Они бьют в самое сердце. Это он вытащил ее из мухосранска и обеспечил достойное существование. Ему не до истерик. А если подаст на развод, лишит ее бизнеса в котором его доля.
Соня никогда не простит измены, она тверда в своем решении. Только надо прийти в себя. Ей дает ключи от своей квартиры сестра, которая с любимым едет отдыхать. Но срочный возврат документов и необходимость исправить ошибку в них, заставляют девушку покинуть убежище и ехать на другой конец города в офис известной фирмы. Там она и встретила Павла, высокого красавца, с бархатистыми нотками в голосе. Одна ночь, а утром Паша случайно увидел на столе ее паспорт и, не удержавшись, открыл на странице регистрации брака. Его в самое сердце поразил штамп о браке. А он как мальчишка запал на нее.
Гад снял девчонку, чтобы привести её к нам за столик?
– Это Света, – представляет он свою спутницу, и меня перекашивает, когда слышу имя девушки.
Вот теперь я точно жалею, что не уехала домой.
Света – полная моя противоположность. Глаза голубые, волосы пшеничного оттенка, грудь больше, чем у меня, на размер, бёдра пышные. Какой же всё-таки Измайлов… Нет для него подходящих эпитетов. Все ругательные.
Аня, Ярослав и Сергей улыбаются знакомой Паши. Я мысленно даю себе оплеуху и тоже растягиваю губы в притворной улыбке, стараясь не смотреть на гада. Не дождётся от меня реакции.
– Солнц, – воркует Измайлов, склоняясь над блондинистой шваброй. – Что из выпивки заказать? – Он кладёт руку ей на плечо и что-то шепчет на ухо.
Солнце краснеет, закусывает губу и неприлично смеётся. Хочется предложить ей воды. Холодной. В её наштукатуренное лицо. И ему до кучи. В штаны. Чтобы у него не встал на неё. Ненавижу!
14 глава
Меня хватает ровно на час. И весь этот час я стараюсь не смотреть на Измайлова и его спутницу. Гасить в себе мысли, что этим вечером они отправятся к нему и что он будет делать с этим лучиком света в своём доме на Кузнецкой, у озера. Обидно, что девушку зовут так же, как и любовницу моего мужа. Я одёргиваю себя, чтобы не проводить параллели. Но эти мысли – как назойливые мухи, от них не отбиться. Зато теперь я понимаю, почему мы так быстро оказались с Измайловым в постели. Ему понравилась моя неприступность, а мне – его натиск. В какой-то мере мы даже соответствуем друг другу. Всем нужны не только хорошие учителя, но и ученики, а я всегда всё схватывала на лету. Вот и сейчас прекрасно отдаю себе отчёт, что учащённое сердцебиение, когда я смотрю на Измайлова, пока он в обществе другой девушки, не очень хороший знак. Я бы даже сказала, дурной.
Сергей оказывается компанейским мужчиной. Травит байки, всех смешит. Я бросаю быстрый взгляд на Измайлова. Он держит руку на плече блондинки и пьёт виски, но не хмелеет. Лишь щёки чуть покраснели. И губы… Задерживаю на них глаза, вспоминая наш первый поцелуй. Как Паша усадил меня на колени, какой шквал эмоций вызвали его руки на моём теле. И как невозможно было сделать вздох, когда он прижимал к себе, пока его накрывало волной экстаза. Я будто под стимуляторами была, сказав ему в то утро «Да». И продолжаю находиться под ними, если всё ещё здесь и не ухожу.
Весёлый запал вдруг исчезает, и на смену ему приходит тоска. Не настроение, а американские горки. То плакать хочется, то смеяться. Я беру в руки телефон и открываю приложение, чтобы вызвать такси. Заодно заглядываю в календарь. Может, у меня месячные на подходе и это ПМС? Но до красных дней далеко. Сдам анализы на гормоны, как выйду на работу. Должно же быть всему этому состоянию объяснение. Логическое.
Поднимаю глаза и замечаю, что Паша наблюдает за мной. Какой же красивый, гад. И этот румянец на щеках очень ему идёт. Блондинке Измайлов тоже нравится. Всё же я ужасная собственница и не приемлю измен. Поэтому не смогу простить Влада. И по этой же причине не хочу больше оставаться в «Румии».
«Достань из чёрного списка».
Сообщение приходит со скрытого номера, и сердце пропускает удар, а потом начинает биться, как сумасшедшее. Весь час, что я пыталась делать вид, будто Измайлова нет за столиком, он не сводил с меня глаз и даже не прятал своего интереса, прикасаясь к другой.
Перевожу глаза на блондинку рядом с ним. Закусываю губу и отрицательно качаю головой. Измайлов довольно усмехается и продолжает прожигать меня взглядом.
«Одно твоё слово, и её здесь не будет».
Это приходит следом, и Паша убирает руку с плеча девушки, делая глоток виски. Заметил, что с Молчановым я держу дистанцию? Не отвечаю на подкаты Сергея, не позволяю к себе прикасаться и чётко обозначила границы ещё вначале вечера. Мне важен лишь факт развода с Владом и получение прав на долю в станции.
Из приложения приходит оповещение, что машина ждёт внизу. Я собиралась уйти по-тихому, но передумала. Не хочу, чтобы Измайлов подумал, будто я сбегаю от него. Да, меня задело появление Светы и его руки на ней, но я ему этого не покажу.
– Мне пора. – Поднимаюсь из-за стола. – Сергей, спасибо, что согласился помочь.
– Я провожу. – Молчанов тут же встаёт следом.
– Не стоит. Я заказала такси. Оно уже пришло. Хорошего всем вечера.
Аня просит скинуть СМС, когда доберусь до дома. Соблазн взглянуть на Измайлова очень велик, но я не поворачиваю головы. Хотелось бы остаться и понаблюдать за поддатым засранцем, который, похоже, собрался уйти в отрыв. Вдруг всё очарование Измайлова сошло бы на нет после какой-нибудь его пьяной или идиотской выходки? Я была бы не прочь в нём разочароваться.
О книге
Добавлена в библиотеку 27.06.2022 пользовательницей Galadriel
Издание 2021 года
Размер fb2 файла: 981.88 KB
Объём: 280 страниц
4.2
Книгу просматривали 1791 раз, оценку поставили 10
читателей
Аннотация
– Ты проткнула презервативы иголкой? Ань, ты в своём уме?
– Ну а что? Яр не торопится с предложением. Я решила взять всё в свои руки, – как ни в чём ни бывало сообщает сестра. – И вообще-то, Сонь, спрашивать нужно, когда трогаешь чужие вещи. Откуда мне было знать, что после размолвки с Владом ты приведёшь в мою квартиру мужика и вы используете запас бракованной защиты?
– Ну просто замечательно, – произношу убитым голосом.
– Погоди, ты хочешь сказать, что этот ребёнок не от Влада? – Аня переводит огромные глаза на мой живот.
– Я подумала, что врач ошибся со сроком, но, похоже, никакой ошибки нет. Я жду ребёнка от человека, который унизил меня, оставив деньги за близость.
Читать онлайн любовный роман Случайная связь
На данной странице свободной женской библиотеки ladylib.top вы можете прочитать подробное описание любовного романа «Случайная связь», ознакомиться с другой информацией о книге, выбрать один из вариантов для чтения онлайн. Книга написана автором Слава Доронина, является частью серии Однолюбы [Доронина], относится к жанру Современные любовные романы, добавлена в библиотеку 27.06.2022 и доступна полностью.
Любовный роман «Случайная связь», занимающий 280 печатных страниц, подарит вам незабываемый уютный вечер чтения, и может быть даже не один. Выбирайте себе подходящую онлайн читалку по ссылкам под постером. Все варианты позволяют читать в привычной светлой теме, а также в популярной ночной. Ночная тема отлично подойдет для чтения выбранного любовного романа в тёмное время суток перед сном, так вы обеспечите себе максимальное погружение в события книги «Случайная связь». Библиотека ladylib.top желает вам интересного чтения!
1 глава
– Сонь, ты какими судьбами? Вроде в отпуске со вчерашнего дня? Или по привычке? – спрашивает Марина.
Я бросаю сумку на стул и тянусь в карман за телефоном, чтобы вызвать такси.
– Да я уже всё, Мариш. Ухожу. Заходила в бухгалтерию. Совсем закружилась и забыла, что данные новой карточки не оставила. Завтра с мужем летим в отпуск! Наконец-то! – растягиваю губы в блаженной улыбке.
– Везучая. А я здесь в такой запарке. С утра всё валится из рук. И Тихомирова, оказывается, беременна, представляешь? Грохнулась сегодня в обморок на смене, и теперь некого поставить вместо неё. Ты смотри мне там, подарочек из отпуска не привези, а то зашьюсь одна. С кадрами напряжёнка, – сообщает Марина.
– Ну вообще-то я магнитик планировала, – пожимаю плечами. – Но если так настаиваешь…
– Соня!
– Да ладно. Шучу я. Мы с Владом детей пока не планируем. Только недавно всё в гору у обоих пошло, кредиты выплатили. Успеется.
Я отвлекаюсь от разговора. Звонит муж. Говорит, что у него аврал на работе, срочно нужно решить какие-то вопросы, чтобы на отдыхе никто не мешал. Я обещаю приготовить к его возвращению что-нибудь вкусненькое, и мы прощаемся. Перевожу взгляд на Листову. Глаза у неё, как у кота из «Шрэка», губы растянулись в извиняющейся улыбке. Я уже знаю, что за этим последует.
– Нет, – отрицательно качаю головой. – Нет, – повторяю твёрже, беру сумку в руки и направляюсь к двери. – Я в отпуске. Сжалься, Марина! Я работала как проклятая, два года без отпуска. Разве я не заслужила месяц отдыха? Ты меня откачивать вечером будешь от обморока? Я отдыхать хочу. Чемодан в поездку собрать, мужу внимание уделить. В конце концов, приказ на отпуск ты мне подписывала несколько дней назад, помнишь? Я буду жаловаться в трудовую инспекцию!
– Соня, пожалуйста. В двойном размере оплачу и ещё сверху шлифану премиальными. Ну вот вообще нет людей. Некого отправить с Гавриловым на вызовы сегодня. А завтра вы сядете с мужем в самолёт и забудешь обо мне и о работе как о страшном сне под своим горячим мачо.
Не знаю, зачем я соглашаюсь. Наверное, потому что мы с Мариной давно дружим и вместе ведём общее дело. Тем более Влада не будет дома до вечера, на ужин закажу нам поесть что-нибудь из кафе. Не в первый раз так делаю. Я много работаю и не то что приготовить не успеваю – сама иной раз забываю поесть.
– Спасибо, моя хорошая. В долгу не останусь. С меня оплачиваемый день. – Марина радостно хлопает в ладоши.
Я спускаюсь вниз и замечаю Гаврилова с Игнатовым, стоящих у машины. Они курят и ржут, как кони. Будто работы у них нет. Но оказывается, что сегодня её действительно мало. Стараюсь не раздражаться по пустякам и думать о том, что завтра мы будем лететь с мужем в солнечную Доминикану. Две недели проведём в шикарном отеле на берегу моря… И за эти дни я ни разу не вспомню о работе и своих обязанностях! Иначе от меня муж откажется. Я и так всё время провожу на работе. Впрочем, как и Влад. Встретились два трудоголика.
– Софья Андреевна, а вы разве не в отпуске? – удивляется Степан, заметив меня.
– В нём, со вчерашнего дня. Но сегодня буду с тобой работать до конца смены вместо Тихомировой. Заодно лично проинспектирую, как проходит твой испытательный срок.
Гаврилов нервно смеётся.
– Нормально я работаю. Не халтурю!
– Если повезёт, со смены раньше вернёмся. Сегодня вроде тихий день, – говорит Игнатов, садясь за руль.
– Ну вот и хорошо. Мужу ужин успею приготовить, – произношу я, мечтая вернуться домой, достать чемодан с антресоли и приступить к сборам.
Как же сильно хочется оказаться у моря. Прикрываю глаза и на мгновение представляю нас с Владом сидящими на берегу с бутылкой красного сухого и провожающими закат. Идеально.
Вызовов и правда сегодня очень мало. Смена заканчивается быстро, мы собираемся по домам, когда поступает звонок из диспетчерской. Скачок давления, обморок. Девушка около двадцати лет. Где-то в центре, недалеко от нашей бригады. Даём согласие, и Игнатов разворачивает машину.
Отчасти я уже и забыла, как это тяжело – весь день кататься в машине, пусть и оснащённой всем необходимым оборудованием. В частной скорой условия, естественно, лучше, чем в городских больницах, где я начинала трудовой путь. Есть с чем сравнить. Поэтому неудивительно, что у нас не такая текучка и столько молодых специалистов из обеспеченных семей. Взять того же Гаврилова. Его отец не захотел отдавать любимого сыночка абы куда и определил в хорошее и тёплое место, попросив Марину по старой дружбе взять к себе на поруки. В целом толковый парень. Но наглый. За словом в карман не полезет.
– Софья Андреевна, а вы сколько лет в браке? – вдруг спрашивает Степан.
Мы с Гавриловым поднимаемся на второй этаж пешком. Я оборачиваюсь и замечаю, что он разглядывает меня.
– Почти семь.
– Да ладно? Семь? – удивляется он. – Так вам сейчас… Двадцать шесть или около того?
Или около того. Я рано выскочила замуж. Влад – моя первая любовь. И к счастью, взаимная.
– Гаврилов, ты к чему это клонишь?
– Вы же отлично выглядите, Софья Андреевна, но ваш строгий вид и стиль в одежде… Вы бы приукрашивали как-нибудь свою красоту. У вас, оказывается, красивые изгибы тела, выпуклости в нужном месте, но в мешковатых костюмах ничего же не разглядишь! И волосы длинные, тоже красивые. Чаще их распускайте, а то так проснётесь однажды, а муж к любовнице ушёл, которая…
– Гаврилов! – резко перебиваю парня. – Ты флиртовать, что ли, пытаешься? Вернусь из отпуска и скажу Марине, чтобы по всей строгости спрашивала с тебя. Изгибы и выпуклости… – фыркаю я.
– Ну а что такого я сказал? – недовольно бурчит он. – Действительно выглядите, как девочка, когда одеваетесь молодёжно. Вам не идёт строгий стиль. Возраст накидывает.
– Ты, кажется, профессии перепутал и папе забыл сказать, что на «Модный приговор» мечтал попасть.
Гаврилов ухмыляется, окидывает меня ещё одним плотоядным взглядом, от которого я начинаю смущаться.
– О работе думай. И быстрее ногами передвигай. Там, возможно, серьёзное что-то, а ты пикапера включил и клеишь одну из своих начальниц. К тому же ещё и замужнюю. Смотри, а то папе позвоню, и он научит, как общаться с людьми, которые старше тебя по возрасту.
– На три года старше? – ехидно хмыкает Степан. – И без папы никак?
Я закатываю глаза и нервно смотрю на часы. Как здесь закончим, наберу Влада. У него офис поблизости находится, может, вместе домой поедем.
Степан не разуваясь идёт вглубь квартиры, а я достаю бахилы и надеваю их на туфли. Знала бы, что сегодня придётся мотаться по вызовам, взяла бы сменную обувь. Ноги гудят от неудобной обуви.
Характеристика Софьи
Софья Фамусова — один из центральных персонажей комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума». Автор наделяет этот образ противоречивыми чертами: с одной стороны, Софья является представительницей «фамусовского» общества, с другой — обладает такими чертами, как смелость, независимость, желание развиваться. Характеристика Софьи Фамусовой важна для раскрытия качеств главного героя произведения, Чацкого, а также для обличения пороков старосветского высшего общества.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Полное имя — Софья Павловна Фамусова.
Возраст — 17 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности, дочь богатого дворянина, девушка на выданье.
Семья — отец Павел Афанасьевич Фамусов, мать умерла.
Социальное положение — дворянка.
Происхождение — единственная дочь богатого, уважаемого чиновника, дворянина.
Воспитание — после смерти матери воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.
Образование — домашнее образование, традиционное для дворянских семейств.
Внешность — юная, очаровательная девушка, чья красота только распустилась.
Характер — решительная, независимая, эмоциональная, своенравная, гордая, способная на сильное чувство.
Положительные черты — смелая, доверчивая, откровенная, честная.
Отрицательные черты — капризная, эгоистичная, недальновидная, способная на подлый поступок.
Произведение — «Горе от ума».
Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Софьи основан на том, что она является дочерью дворянина, всеми уважаемого чиновника Павла Афанасьевича Фамусова.
«…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом месте…»
Источник: цитата из списка действующих лиц
«…Софья Павловна, дочь его…»
Источник: цитата из списка действующих лиц
«В угодность дочери такого человека…»
Источник: Действие IV, явление 12
Софья — дочь богатого человека, и её будущий супруг должен ей полностью соответствовать.
«Кто беден, тот тебе не пара…»
Источник: Фамусов, Действие I, явление 4
Портретная характеристика Софьи основывается также на её сильном, решительном характере.
«Однако о себе скажу,
Источник: Действие II, явление 11
Что не труслива. Так, бывает,
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Внешность
Софья — юная девушка, ей исполнилось семнадцать лет.
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…»
Источник: Действие I, явление 7
Внешний вид Софьи вызывает восхищение: девушка очень хороша собой.
«…вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно». Источник: Чацкий, Действие I, явление 7
«Как Софья Павловна у вас похорошела!»
Источник: Чацкий, Действие I, явление 9
«Как хороша!»
Источник: Чацкий, Действие I, явление 9
Черты характера и поступки
Софья влюблена в Молчалина — молодого человека, работающего секретарем её отца.
«Счастливые часов не наблюдают».
Источник: Действие I, явление 3
«Идите; целый день ещё потерпим скуку».
Источник: Молчалину при прощании, Действие I, явление 3
«Кого люблю я, не таков:
Источник: Действие I, явление 5
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!»
Софья, не стесняясь, признаётся Молчалину в своих чувствах. Этим она демонстрирует свою смелость и отсутствие предрассудков.
«Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Источник: Действие II, явление 11
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?»
«Готова я была в окошко, к вам прыгнуть».
Источник: Действие II, явление 11
Окрылённая любовью к Молчалину, Софья готова игнорировать всё, что о ней подумают другие.
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Источник: Действие II, явление 11
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Софья совершенно равнодушна к Чацкому, который пугает её своими смелыми взглядами на жизнь, прямотой, язвительностью.
«На что вы мне?»
Источник: Действие II, явление 8
Софья Фамусова — легкомысленная, ветреная девушка.
«…Я очень ветрено, быть может, поступила,
Источник: Софья о своей влюблённости в Молчалина, Действие I, явление 5
И знаю, и винюсь; но где же изменила?..»
«Никем по совести она не дорожит…»
Источник: Чацкий, Действие IV, явление 10
Софья считает себя смелой, отважной девушкой.
«Однако о себе скажу,
Источник: Действие II, явление 8
Что не труслива. Так, бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать».
Софья — искренняя девушка, которой очень сложно притворяться.
«…Пойду любезничать сквозь слёз;
Источник: Действие II, явление 11
Боюсь, что выдержать притворства не сумею».
Софья Фамусова — гордая девушка, с чувством собственного достоинства. Узнав о коварстве Молчалина, она без сожаления вычёркивает его из своего сердца.
«Упрёков, жалоб, слёз моих
Источник: Действие IV, явление 12
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала».
Софья — решительная девушка, способная на поступки, которые могут скомпрометировать её. Однако возможный позор её не пугает.
«Иначе расскажу
Источник: Действие IV, явление 12
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу».
Софья рада, что она, пусть и случайно, узнала об обмане Молчалина. Ей проще справиться с сильным разочарованием в одиночестве, чем на виду у свидетелей.
«Сама довольна тем, что ночью всё узнала:
Источник: Действие IV, явление 12
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давиче, когда я в обморок упала».
Софья — сильная девушка, способная признавать собственные ошибки.
«…я виню себя кругом.
Источник: Действие IV, явление 13
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!»
Софья, желая досадить Чацкому, распускает слух о его помешательстве. Столь подлый поступок вызван сильным раздражением, которое вызывает в ней поведение Чацкого.
«София
Источник: Действие IV, явление 13
Он не в своём уме.
Г.N.
Ужли с ума сошёл?
София (помолчавши)
Не то, чтобы совсем…
Г.N.
Однако есть приметы?
София (смотрит на него пристально)
Мне кажется!»
Воспитание
Поначалу, после смерти матери, воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.
«Уж об твоём ли не радели
Источник: Действие I, явление 4
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил».
Софья получила традиционное дворянское образование на дому, которое заключалось в игре на музыкальных инструментах, изучении иностранных языков, правил этикета и пр.
«Дались нам эти языки!
Источник: Фамусов, Действие I, явление 4
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!»
Софья владеет игрой на музыкальных инструментах, и занятия музыкой доставляют ей удовольствие.
«…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт,
Источник: Действие I, явление 5
Забылись музыкой, и время шло так плавно…»
«То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано?»
Источник: Действие I, явление 2
Софья увлекается чтением. Как и большинство барышень того времени, она читает французские романы.
«Всё по-французски, вслух, читает запершись…»
Источник: Действие I, явление 2
Характеристика Софьи другими героями
Отец (Фамусов)
Фамусов глубоко возмущён тем, что Софья провела ночь наедине с Молчалиным.
«А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
Источник: Действие I, явление 4
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!»
Павел Афанасьевич считает, что недостойное поведение дочери — результат чтения книг.
«…Всю ночь читает небылицы,
Источник: Действие I, явление 4
И вот плоды от этих книг!»
Фамусов уверен, что лучшим примером для дочери является он сам.
«Не надобно иного образца,
Источник: Действие I, явление 4
Когда в глазах пример отца».
Павлу Афанасьевичу не по душе современное образование для девушек из высшего сословия, которое, по его мнению, лишь развращает их.
«Дались нам эти языки!
Источник: Действие I, явление 4
Бepём же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жёны их готовим скоморохам».
Будучи представителем богатого знатного семейства, Фамусов не потерпит, чтобы его единственная дочь вышла замуж за бедного человека.
«Кто беден, тот тебе не пара».
Источник: Действие I, явление 4
«Как все московские, ваш батюшка таков:
Источник: Лиза, Действие I, явление 5
Желал бы зятя он с звёздами да с чинами».
Фамусов глубоко возмущён безнравственным поведением дочери.
«Где домовые? Ба! знакомые всё лица!
Источник: Действие IV, явление 14
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем!..»
Фамусов искренне не понимает, как Молчалин мог пленить его дочь.
«Побойся Бога, как? чем он тебя прельстил?
Источник: Действие IV, явление 14
Сама его безумным называла!»
В качестве наказания Фамусов решает отправить Софью из Москвы в деревню, подальше от соблазнов.
«Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Источник: Действие IV, явление 14
Ещё дни два терпение возьми:
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать».
Подробная характеристика Фамусова.
Чацкий
При встрече с Софьей Чацкий замечает её неискренность по отношению к нему.
«София
Источник: Действие I, явление 7
Ах! Чацкий, я вам очень рада.
Чацкий
Вы ради? в добрый час.
Однако искренно кто ж радуется эдак?»
Чацкий находит Софью настоящей красавицей.
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Источник: Действие I, явление 7
Неподражаемо, и это вам известно».
«Как Софья Павловна у вас похорошела!»
Источник: Действие I, явление 9
«Как хороша!»
Источник: Действие I, явление 9
Несмотря на холодность Софьи, Чацкий признаётся ей в любви. Именно к ней он спешил после долгой разлуки.
«И день и ночь по снеговой пустыне,
Источник: Действие I, явление 7
Спешу к вам, голову сломя.
И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
Вот полчаса холодности терплю!
Лицо святейшей богомолки!.. —
И всё-таки я вас без памяти люблю».
«Простите; я спешил скорее видеть вас,
Источник: Действие I, явление 7
Не заезжал домой…»
Любовь к Софье так сильна, что Чацкий готов ради девушки на любой, даже самый безумный поступок.
«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед».
Источник: Действие I, явление 7
Узнав, какое ничтожество (Молчалина) Софья предпочла ему, Чацкий глубоко разочаровывается в девушке. Она перестаёт казаться ему идеальной и достойной его любви.
«Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Источник: Действие IV, явление 14
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!»
Подробная характеристика Чацкого.
Молчалин
Молчалин пугается излишней откровенности Софьи, которая не в состоянии скрывать своих чувств к нему.
«Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны».
Источник: Действие II, явление 11
Молчалин не любит Софью и заводит с ней роман из корыстных побуждений.
«Молчалин
Источник: Действие II, явление 12
Какое личико твоё!
Как я тебя люблю!
Лиза
А барышню?
Молчалин
Её по должности, тебя…»
«Я в Софье Павловне не вижу ничего
Источник: Действие IV, явление 12
Завидного. Дай Бог ей век прожить богато…»
Подробная характеристика Молчалина.
Лиза
Лиза беспокоится о юной барышне и пытается давать ей советы. Она считает, что Софья не должна завязывать отношения с Молчалиным.
«Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья
Источник: Действие I, явление 5
Не жалуете никогда:
Ан вот беда.
На что вам лучшего пророка?
Твердила я: в любви не будет в этой прока
Ни во веки веков».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Софьи Фамусовой вместе!
Биография
Софья Павловна Фамусова — 17-летняя девушка, дворянка, единственная дочь богатого и знатного чиновника Павла Афанасьевича Фамусова. Рано лишившись матери, девочка воспитывается гувернанткой-француженкой мадам Розье.
Девушка получает образование, традиционное для отпрысков аристократов того времени. Она музицирует, владеет иностранными языками, умеет достойно вести себя в высшем обществе. Как и большинство своих ровесниц, она увлекается чтением французских романов.
Лишённая влияния матери, Софья ведёт себя очень свободно и способна, запершись в комнате, всю ночь провести с молодым человеком. Она чувствует себя полноправной хозяйкой в доме, которая может не отчитываться за свои поступки.
В детстве она была влюблена в Александра Чацкого, своего верного товарища по играм. Его внезапный отъезд за границу, долгая разлука, а затем внезапное появление выбивают Софью из привычной колеи. При встрече с Чацким Софья понимает, что не способна ответить ему взаимностью: прогрессивно мыслящий, смелый, ироничный Александр Чацкий наводит на неё страх. Она распускает в обществе слух о его сумасшествии, чем вынуждает навсегда покинуть Россию.
Образ Софьи Фамусовой
Софья Фамусова представляет собой весьма неоднозначный, противоречивый женский образ в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Воспитанная в лучших традициях того времени, девушка прекрасно владеет музыкальными инструментами, иностранными языками, увлекается литературой. На фоне «фамусовского» общества она выделяется своим умом, ясным мышлением, индивидуальностью. Даже несмотря на критическое отношение отца к образованию, девушка стремится к саморазвитию.
Наделённая от природы сильным и независимым характером, Софья не понимает, в каком направлении ей двигаться, так как лишена нравственных ориентиров. Она выступает своенравной и капризной аристократкой, способной на самые отчаянные поступки. Вместе с тем это честная и откровенная девушка, которая может любить всем сердцем.
Имея от природы достаточно сильный потенциал, она всё же принимает решение погрузиться в «фамусовское» общество, в котором царят ложь, лицемерие, чинопочитание.
5 фактов о Софье Фамусовой
- Большим увлечением Софьи являются французские романы, но именно они становятся причиной её любовной трагедии. Наделив Молчалина качествами литературного героя-любовника, девушка влюбляется в вымышленный образ, но в итоге жестоко разочаровывается в избраннике.
- Софья далека от меркантильности. Она способна всем сердцем полюбить бедного юношу. Богатый, но нелюбимый жених — не её выбор.
- Обладая властными решительным характером, Софья выбирает в качестве любовного объекта Молчалина, который
«уступчив, скромен, тих».
Чацкий — слишком сильный и независимый, чтобы им можно было повелевать. Понимая, что ей с ним не справиться, Софья избавляется от Чацкого путем гнусной сплетни. - Фамусов сравнивает дочь с покойной женой, которая отличалась кокетством:
«Как мать её, покойница жена. Бывало, я с дражайшей половиной Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!»
- Софья является персонажем, который находится в процессе своего развития. В комедии он занимает промежуточное место между прогрессивно мыслящим Чацким и загнивающим «фамусовским» обществом.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
Одним из ярких персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является Софья Фамусова. Отношение к ней меняется на протяжении всего повествования, поскольку героиня обладает сложным, противоречивым характером, в котором нет преобладания явных положительных или отрицательных качеств.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать пассивность думающих, независимых людей из «фамусовского» общества. Видя всё лицемерие и порочность своего окружения, Софья ничего не предпринимает для того, чтобы вырваться из него, предпочитая просто плыть по течению и меняться под его влиянием.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Арсен Арустамян
5/5
Образ Софьи в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» сложен и противоречив. С одной стороны, эта героиня относится к реакционному фамусовскому обществу, с другой стороны, многие её качества нетипичны для его представителей. Характеристика Софьи Фамусовой поможет раскрыть не только черты характера героини, но и полнее показать качества Чацкого, главного героя пьесы, а также его антипода Молчалина.
Происхождение, воспитание, образование
Отец Софьи — богатый московский барин, дворянин, служащий управляющим в казённом учреждении. Мать умерла, воспитывала девочку мадам Розье, то есть Софья получила традиционное дворянское воспитание (тогда в воспитатели нанимали иностранцев, в основном, французов). Учили её приходящие учителя. Софья — умная, образованная девушка, она много читала, хотя её отец уверен, что «в чтенье прок-то не велик».
Описание Софьи: возраст, внешность, поведение
Софья Павловна Фамусова — красивая девушка 17 лет. Чацкого, не видевшего её 3 года, поразило то, что она очень похорошела. «Как Софья Павловна у вас похорошела!» — восклицает он при встрече с Фамусовым. «…В семьнадцать лет вы расцвели прелестно, //Неподражаемо, и это вам известно, //И потому скромны, не смотрите на свет», — говорит он своей подруге детства. Из этих слов видно, что девушка ведёт себя скромно, сдержанно.
Речевая характеристика
Об образованности, начитанности, уме свидетельствует речь Софьи. Девушка говорит правильным литературным языком, выражается образно, метко, например: «Не человек, змея!», «Счастливые часов не наблюдают», «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…»
В разговорах героини с Чацким встречается ирония и даже сарказм. Она уверенно говорит с Чацким, который старше её и очень умён. В её речи присутствует независимость суждений, что свидетельствует об уме героини.
Жизненные ценности
Софья Фамусова очень молода, у неё ещё нет никаких идей, убеждений, жизненных принципов. Её взгляды на жизнь просты: она хочет, чтобы любимый человек был рядом. Эта героиня полюбила очень небогатого человека, и это указывает, что богатство она, в отличие от её отца, не признаёт жизненной ценностью.
Софья и Молчалин
Фамусов — враг просвещения и книг, а дочь его воспитывалась на книгах, скорее всего, на французских романах. По ним она и составила идеальный образ, который стал видеться ей в безродном и бедном Молчалине, секретаре её отца. Софья влюблена в «бессловесного», незаметного Молчалина, так как её воображение наделило его теми чертами характера, которые она считает идеальными. Софья ценит Молчалина за такие качества как скромность, уступчивость, считает, что у него добрая душа. Софья полюбила Молчалина за то, что он «уступчив, скромен, тих, //В лице ни тени беспокойства, //И на душе проступков никаких…» Именно Молчалин становится избранником этой девушки. Он же успешно скрывал свои подлинные интересы по отношению к девушке. Одним из жизненных принципов Молчалина было угождение не только своему начальнику, но и всем его домашним, вот он и не противится проявлению любви со стороны дочери Фамусова и сам притворяется влюблённым в неё. Из него мог бы получиться «муж-слуга», являющийся идеалом московских дам. Возможно, девушку привлекло к нему стремление повелевать, которое роднит её с отцом. Ведь именно она выступает инициатором встреч с Молчалиным.
Отношение Софьи к любви и отношение к Молчалину романтические, поэтому ошибка и разочарование в возлюбленном наносит ей жестокий удар. Ей, как и Чацкому, выпало на долю своё горе, свой «мильон терзаний».
Отношение Софьи к Чацкому
Чацкий и Софья Фамусова вместе воспитывались, но после трёхлетнего путешествия героя Софья встречает Чацкого очень холодно. Девушке независимый и резкий характер друга детства явно не по душе, поэтому Софья и предпочла Молчалина Чацкому.
В критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров отмечает, что девушка избегала Чацкого, «едва говорила с ним, призналась в равнодушии, назвала какой-то старый детский роман и прятанье по углам „ребячеством“ и даже намекнула, что „бог её свёл с Молчалиным“».
Героиня осуждает насмешки Чацкого над её возлюбленным и над всем фамусовским обществом и пускает слух, будто Чацкий «не в своём уме».
Характер, поступки
Характер Софьи Фамусовой в некоторых своих качествах под стать Чацкому. В 17 лет эта героиня проявляет своеволие, независимость от мнения светского общества. «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» — говорит она Лизе.
Софья выбрала Молчалина, полюбила необычного для фамусовского общества человека, а ведь это потребовало самостоятельности и немалого мужества, так как в фамусовском обществе ценится только богатство, а избранник девушки беден.
Гордость героини видна в её словах, обращённых к Молчалину. Узнав его истинное лицо, девушка говорит: «Упрёков, жалоб, слёз моих //Не смейте ожидать, не стоите вы их…»
Положительные черты характера Софьи уживаются с отрицательными. Она мучает служанку Лизу, заставляя не спать всю ночь, караулить, чтобы никто не узнал о её свиданиях с Молчалиным. Может дочь Фамусова и солгать, чтобы выйти из неприятного положения. Софья рассказывает свой сон Фамусову, чтобы убедить его, что из-за «смутного» сна она встревожилась, её перепугал голос отца и поэтому она бросилась в гостиную. Всё это было ложью, включая сам сон, просто девушке нужно было, чтобы отец подумал, что она и Молчалин оказались вместе в гостиной ранним утром случайно.
Сочинённый сон Софьи важен для понимания её образа. Она так его сочинила, что в нём проглядывает её характер, черты её личности. В этом сне она будто бы стремилась к милому, умному, но робкому из-за своей бедности человеку, а отец и «какие-то не люди и не звери» мучают его и тащат Софью от него прочь. Фамусова настораживает сон Софьи, потому что в нём был какой-то милый, но бедный человек, и он поспешно объявляет дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». А для его дочери важно не богатство избранника, а любовь к нему.
Служанке Лизе, намекающей, что богатый полковник Скалозуб является выгодным женихом, девушка говорит: «…Мне всё равно, что за него, что в воду».
Вывод
Образ Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является неоднозначным, многогранным. Эта героиня получила первый жестокий урок. Роковая ошибка Софьи в любимом человеке, её трагедия добавляют ей тоже «мильон терзаний». Автор изобразил девушку в начале испытаний, которые выпали на её долю, поэтому характер её может вполне раскрыться лишь в будущем. Характеристика Софьи, героини комедии «Горе от ума», показывает, что эта девушка не только определённый социальный тип, но и яркая индивидуальность.
Характеристика образа Софьи Фамусовой, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Царевна Софья Алексеевна и Петр I Алексеевич.
В допетровскую эпоху участь девочек, рожденных в царских покоях, была незавидной. Жизнь каждой из них развивалась по одинаковому сценарию: детство, юность, монастырь. Царевен даже не обучали грамоте. С подобным положением дел наотрез отказалась мириться дочь царя Алексея Михайловича и сестра Петра I царевна Софья. Благодаря острому уму и хитрости, эта женщина стала фактической правительницей на Руси на целых семь лет.
Портрет Царя Алексея Михайловича. | Фото: delaemvmeste.by.
Вплоть до XVIII века судьба царевен была предопределена. По статусу им запрещалось выходить замуж за придворных, а мысль о браках с европейскими монархами не допускалась, т. к. для дочерей русских правителей переход в католицизм был невозможен. Именно поэтому никто особо не обременял себя обучением царевен грамоте. В основном их образование ограничивалось основами рукоделия. После того, как девушкам исполнялось 20-25 лет, их отправляли в монастыри. Исключением стала дочь царя Алексея Михайловича Софья.
Портрет Софьи Алексеевны. Эрмитаж. | Фото: liveinternet.ru.
Софья Алексеевна была одной из 16 детей царя Алексея Михайловича. Маленькая царевна отличалась от своих сестер: она проявляла любознательность, отказывалась проводить время в бесконечных молитвах, не слушалась мамок-нянек. К удивлению придворных, ее отец не только не рассердился на дочь за такое неповиновение, а, напротив, нанял ей учителя.
Уже в 10-летнем возрасте царевна Софья научилась читать и писать, освоила несколько иностранных языков, интересовалась историей и науками. По мере взросления царевны слухи о ней расползались далеко за пределы страны. Прижизненных изображений царевны не сохранилось, но по мнению современников, Софью нельзя было назвать красавицей. Француз Фуа де ла Нёвилля описывал ее так: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и насколько её стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остёр и политичен».
Князь Василий Васильевич Голицын. | Фото: dmdonskoy.ru.
После кончины Алексея Михайловича русский трон занял его сын Федор Алексеевич. Он был очень болезненным, поэтому царевна вызвалась присматривать за братом. В перерывах между уходом за царем, Софья заводила полезную дружбу с боярами и разбиралась в придворных интригах. Именно тогда произошло ее знакомство с князем Василием Голицыным.
Голицын имел прекрасное образование, слыл талантливым дипломатом, был хорошо воспитан. Царевна, сама того не желая, влюбилась в князя, который еще и был на 14 лет старше ее. Однако Голицын считался примерным семьянином. У царевны с князем завязались доверительные отношения.
Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. А. И. Корзухин, 1882. | Фото: kartina.msk.ru.
Когда в 1682 году царь Федор Алексеевич скончался, на трон возвели малолетнего Петра, а регентом назначили его мать Наталью Нарышкину. Царевна Софья не захотела мириться с подобным положением дел, и при поддержке князя Голицына она устроила стрелецкий бунт, после которого новоиспеченного царя и его мать свергли. Буквально через пару недель на царствование посадили двух братьев Петра и Ивана, а Софью назначили регентшей.
Царевна Софья Алексеевна. | Фото: ru.wikipedia.org.
Начало правления Софьи ознаменовалось рядом положительных реформ. В Россию привлекались иностранные торговцы, учителя, мастера. Была открыта Славяно-греко-латинская академия. При царевне немного смягчили наказания. Теперь обвиненных в воровстве не казнили, а ограничивались отрубанием руки. Женщин-мужеубийц не оставляли умирать в страданиях, закопанных по грудь, а сразу отсекали им головы.
Время шло, и Петр повзрослел. Теперь он уже не во всем слушался сестру. Мать Наталья Нарышкина постоянно нашептывала юному Петру историю о том, каким образом его сестра сумела стать фактической главой государства. К тому же все знали, что регентство Софьи должно закончиться по достижению Петром совершеннолетия или же после его женитьбы. По настоянию матери царь женился в 17 лет, но Софья и не думала складывать с себя полномочия.
Заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь в 1689 году. Миниатюра из рукописи 1-й пол. 18 века «История Петра I», соч. П. Крекшина. | Фото: ru.wikipedia.org.
Ситуация обострилась в начале августа 1689 года. К Петру в село Преображенское прибыло несколько стрельцов, сообщивших ему о возможном покушении. Наследник скрылся в Троице-Сергиевой лавре. Постепенно все бояре и стрелецкие войска перешли на его сторону.
Василий Голицын предусмотрительно уехал в свое имение. Единственным, кто поддерживал Софью, был ее фаворит – начальник стрелецкого приказа Федор Шалковитый. Позже его обезглавили, и Софья Алексеевна осталась совсем одна.
Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре. Илья Репин. | Фото: liveinternet.ru.
Петр I сослал ее в Новодевичий монастырь и приставил охрану. Женщине продолжали оказывать почет и даже кормили с царской кухни. В 1698 году стрельцы, недовольные реформами «подмененного немцами» Петра, пребывавшего в тот момент заграницей, снова попытались возвести Софью на престол. Дело закончилось тем, что царь приказал насильно подстричь сестру в монахини.
Петр I, занявший трон, прославился своими кардинальными реформами. Но во время правления были у царя как великие начинания, так и великие провалы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: