8 глава
Мысли бьются в голове, словно испуганные птицы. Мне страшно. Очень. Я сжимаю в руках газовый баллончик. Измайлов не сводит с меня напряжённого взгляда, опускает его вниз, заметив движение моих рук. Отрицательно качает головой и шепчет губами: «Не двигайся». Наверное, ему со стороны виднее, что мне сейчас ничего не поможет. Ну почему я не осталась ждать в стороне? Только хуже сделала!
— Если девушке причинишь вред, перегрызу тебе сонную артерию зубами, и мне ничего не будет за эту нелепую смерть. Я столько бабла имею, что в полиции ещё руку пожмут и награду дадут за то, что я избавил мир от такой грязи, как ты, — угрожающе произносит Измайлов.
— Да пошёл ты, дядь! — Парень дрожит, может быть, ему страшно, как и мне, но я всё ещё в его руках.
— Вы напали на беззащитного. Втроём. Это хулиганство, статья двести тринадцатая Уголовного кодекса, — продолжает Измайлов, отпуская парня, лежащего на земле.
Я боюсь пошевелиться. Нервы сдают, я зажмуриваю глаза, и зря, потому что не проходит и нескольких секунд, как я оказываюсь в руках Павла, и он тут же загораживает меня своей широкой спиной.
Парень, приставивший нож к моему горлу, лежит на земле и корчится от боли. Что же я такая трусиха? А ещё врач называется! Всё самое интересное пропустила.
— Быстро собрал свою гопоту и бегом отсюда. Иначе на ремни порежу.
Измайлов подбирает нож с земли и кидает его со всего размаху в дерево позади парней. Тот вонзается острым лезвием в ствол.
Я понимаю, что они ушли, лишь когда Измайлов поворачивается ко мне и с беспокойством разглядывает лицо и шею. Меня всё ещё трясёт от пережитого ужаса. Адреналин гонит кровь по венам.
— Ты как? — спрашивает Паша, и его голос приобретает тёплые оттенки. — Ничего бы они тебе не сделали. — Он забирает у меня газовый баллончик и прячет к себе в карман. — Я же просил стоять в стороне. Или ты думала, что я с ними не справлюсь, лапуль? Прибежала на помощь со своим баллончиком? Испугалась за меня?
— Да, испугалась. И за тебя, и потом за себя. — Трогаю ладонью шею и опускаю взгляд на алое пятно на его рубашке. Это его кровь? Его всё же задели? — Ты… У тебя кровь… — лепечу я.
Никак не могу прийти в себя.
— Ты точно врач, Софья? — смеётся Измайлов, поднимает руку, чтобы обнять меня, но вдруг морщится и прикрывает глаза. — Да. Есть немного. Любимую рубашку исполосовали. Отморозки! Надо было и впрямь на ремни порезать, а не отпускать.
— Тебе нужно в больницу.
Так сразу и непонятно, глубоко его задели ножом или нет и какую часть тела.
— Никуда я не поеду. Идём, — уверенно говорит Измайлов и берёт меня за руку.
Ведёт за собой, но спустя несколько минут мы останавливаемся. Павел прикрывает глаза и снова морщится. Крови на рубашке очень много. Ему нужно обработать и перевязать рану, посмотреть, не задеты ли жизненно важные органы. Вдруг артерию повредили?
Он ловит мой беспокойный взгляд:
— Ты водишь? — спрашивает побелевшими губами.
Быстро киваю в ответ.
— Отлично. Подъедь ближе, — просит он, протягивая мне ключ.
— Паша, давай я лучше вызову скорую. К чему это геройство?
— Лапуль, тебе же прекрасно известно, что при ножевом сообщают в полицию, а мне вся эта канитель не нужна. Отлежусь у себя. Ты же медсестричка. Окажешь первую помощь. Разве не заслужил? Отлично будешь смотреться в коротком халатике у меня дома.
Если бы не его бледный вид, залепила бы звонкую пощёчину. Хотя за что? По сути, он ни в чём не виноват. Это я не выполнила его приказ, пошла за ним, и он пострадал, спасая меня. Да даже если и не из-за меня, то не остался равнодушным к чужой беде. Я такое уважаю.
— Стой тут и никуда не уходи, — велю я.
— А ты шутница, лапуль. — Измайлов держится за плечо и снова прикрывает глаза, закусив губу.
Всё же плечо? Надеюсь, что неглубоко. Сейчас подгоню машину, усажу его и попрошу показать мне рану.
Я подхожу к его огромному танку, забираюсь на водительское место и теряюсь. Требуется несколько минут, чтобы разобраться, что нажать, и ещё немного времени — выехать с парковки ресторана, никого не задев. Неужели нельзя было купить что-то попроще? К чему эти понты?
Паркуюсь у входа в парк. Измайлов стоит, опершись об изгородь и всё так же держится за плечо, прикрыв глаза. Ему нехорошо. Это видно невооружённым взглядом. По идее, сдать бы тех придурков куда следует. Жаль, что не успела позвонить в дежурную часть. И странно, что Паша не хочет обращаться в полицию. Но один раз я его не послушала, и ни к чему хорошему это не привело.
Открываю Измайлову дверь, помогаю сесть на пассажирское сиденье. Откинувшись на спинку, он судорожно выдыхает.
— Расстёгивай рубашку.
— Прямо сейчас? — произносит слабым голосом.
— Прямо сейчас. Или я сама это сделаю.
— Лапуль, давай чуть позже? — устало просит он. — Я сейчас не в состоянии сделать тебе приятно.
— Я тебе сейчас ещё больнее сделаю, если ты не покажешь мне рану.
Роман Славы Дорониной «Случайная связь» о любви, разбитых сердцах, лжи и предательстве. Могла ли Соня предположить, что сестра проткнула презерватив в квартире, чтобы ускорить процесс получения заветного кольца? Вот только жертвой махинации стала ничего не подозревающая сестра, и теперь носит под сердцем ребенка Измайлова.
Цикл: Однолюбы
Автор: Слава Доронина
Жанр: Короткий любовный роман
Читать онлайн Случайная связь
скачать книгу / читать онлайн
Любите читать книги? На нашем книжном портале вы можете скачать бесплатно книги в формате fb2, rtf или epub. Для любителей чтения с планшетов и телефонов у нас есть замечательный ридер.
О книге
Соня забежала на работу всего лишь на минуту дать данные новой зарплатной карточки. Она в отпуске, которого ждала два года. Чемоданы запакованы и ее ждет Доминикана. Она с мужем летит завтра на отдых. Но судьба часто вносит коррективы в наши тщательно составленные планы. Марина попросила заменить коллегу, только один вызов. Ее напарница грохнулась в обморок. Выезд на дом по срочному вызову, предварительный диагноз – внематочная беременность. Соня соглашается. Поднявшись на нужный этаж, Соня замирает, слыша голос своего Влада в чужой квартире. На встречу с телефоном в руках вышел полуобнаженный муж. Вот и причина частых командировок и авралов на работе раскрылась. Слова его жестокие и хлесткие. Они бьют в самое сердце. Это он вытащил ее из мухосранска и обеспечил достойное существование. Ему не до истерик. А если подаст на развод, лишит ее бизнеса в котором его доля.
Соня никогда не простит измены, она тверда в своем решении. Только надо прийти в себя. Ей дает ключи от своей квартиры сестра, которая с любимым едет отдыхать. Но срочный возврат документов и необходимость исправить ошибку в них, заставляют девушку покинуть убежище и ехать на другой конец города в офис известной фирмы. Там она и встретила Павла, высокого красавца, с бархатистыми нотками в голосе. Одна ночь, а утром Паша случайно увидел на столе ее паспорт и, не удержавшись, открыл на странице регистрации брака. Его в самое сердце поразил штамп о браке. А он как мальчишка запал на нее.
Аня смотрит на меня огромными потрясёнными глазами.
– А защита у вас в тот вечер точно была? В «Дубраву» он уже, наверное, целенаправленно ехал подготовленным, а в первый раз?
– Из вашей спальни прихватила коробочку.
– Из нашей спальни? – звучит не вопросом, а упрёком. – Тогда всё логично…
– Что логично?
– У нас в доме почти все коробочки с «сюрпризом», – взволнованно произносит сестра.
– В каком смысле?
– В прямом. Я несколько штук проткнула иголкой.
– Что ты сделала? Проткнула презервативы иголкой? – сквозь шум своего дыхания переспрашиваю я, наблюдая, как губы Ани теряют цвет.
Она кивает, а моё тело становится ватным. Я рассматриваю ободок серой чашки на столе, пытаясь переварить услышанное.
– Откуда мне было знать, что ты приведёшь к нам в квартиру мужчину? Я даже подумать не могла о подобном…
Проглатываю возникшую сухость в горле. Я с Аней с самого детства, знаю каждую эмоцию на её лице, и сейчас на нём паника и страх.
– Ну просто замечательно, – произношу убитым голосом, всё ещё не веря, что Аня могла так сделать. – Я подумала, что врач на УЗИ ошибся со сроком, но… похоже, никакой ошибки нет. Тест это подтверждает, а твои слова окончательно рассеивают все сомнения. Я беременна от Измайлова.
Аня задумчиво жуёт губу и опускает глаза на мой живот.
Повисшая пауза давит на виски. Мне не хватает воздуха, чтобы спросить, зачем она протыкала презервативы. Сестра отворачивается и достаёт бутылку вина из пакета. Её руки дрожат, она ищет штопор по шкафам. Неужели до такой степени дезориентирована, что забыла, где он лежит? Я уже немного отошла от шока после теста, а Аню, похоже, им только накрыло. Помогаю ей. Не хватало, чтобы разбила бутылку.
– Зачем ты это сделала? – спрашиваю я. – Так хочется ребёнка?
– Очень – грустно вздыхает Аня в ответ. – У меня была замершая беременность. Год назад, – вдруг признаётся она. – Мы никому не говорили. Срок был небольшой. Ты любишь за меня волноваться, а тут такое… Свете я запретила тебе рассказывать. Ярослав хоть и не торопится вести меня под венец, но о ребёнке в то время разговоры велись. А после неудачной беременности он сказал, что в ближайшее года три не будем поднимать этот вопрос. К тому же сейчас проблемы на фирме, возможен переезд в Москву…
– И ты решила взять всё в свои руки и «положиться на случай»?
– Типа того, – хмурится она. – Ты бы видела глаза Яра, когда меня скрутило от боли посреди ночи. Или когда он забирал меня из больницы после чистки. У меня проблемы с зачатием, Софья. Возможно, я и не смогу сама забеременеть. Мы не планировали ребёнка. Но лишь потеряв его, я поняла, как хотела малыша. И Ярослав был поначалу рад…
– Представляю, как теперь обрадуется Измайлов.
– Софья, прости, – дрожащим голосом просит сестра.
– Ань, я не собираюсь тебя ни в чём обвинять, тем более за что-либо осуждать. – Мне приходится делать над собой усилие, чтобы говорить. – Сама виновата, привела мужчину к вам в квартиру. Но даже не знаю, что в этой ситуации лучше… Ведь Измайлова я практически не знаю. Впрочем, оказалось, что и бывшего мужа тоже. Не представляю, как сообщать эту новость Паше. Прийти к нему с тестом и сказать, что вышла ошибка? И ладно это, но мне и с Владом придётся объясняться… Он же мне телефон весь оборвал. Страшно подумать, что он выльет на меня…
Кажется, что голова сейчас взорвётся от сумбурных мыслей. Придётся откуда-то брать силы для ещё одного разговора. С Владом. И Аню жаль. Не знаю, как отреагирует Ярослав на новость о проколотых презервативах и нужно ли ему об этом знать. Возможно, нам удастся как-то по-тихому всё решить с Пашей, без привлечения третьих лиц. В конце концов, презервативы действительно иногда дают сбой. Измайлову ничего не останется, как принять этот факт.
– И что ты теперь планируешь делать? – спрашивает сестра, делая глоток вина.
– Ничего. Уеду домой, – отвечаю, неопределённо пожимая плечами. – Как и планировала.
А потом, возможно, решусь огорошить Измайлова «счастливой» новостью.
33 глава
Павел
Разгар рабочего дня. Я провожу совещание перед отпуском, когда в кабинет врывается Эрик. Взбесившийся, злой, на эмоциях, которые у него не получается скрыть. Куда смотрит Таня? Я же сказал никого не впускать.
– Мне нужен номер той чёрной из клуба. Имя точно не помню, кажется, Анжелика? – грохочет бас Эрика на весь кабинет.
Даже любопытно становится, что же такого случилось, если Багдасаров в ярости и сознательно нарывается на грубость, беспардонно вламываясь в мой кабинет.
– Жанна, – поправляю его, хмурясь.
Рогожин и команда замерли в ожидании. Если бы кто-то из них позволил себе подобное… Впрочем, никто из них на такое бы не осмелился. Не то у них положение. А Эрик всегда был взбалмошным, и коррекции его характер не поддаётся. Лишь усугубляется с годами.
– Да мне без разницы, как её зовут. Номер давай. Я с другого конца города примчался и сейчас дальше поеду рвать и метать.
– Вообще-то у меня совещание. Если ты не заметил.
– Павел Владимирович, будьте добры, скиньте номер той черноволосой дряни из клуба, которая к вам клеилась и хотела присесть на ваш…
– Всё! – резко перебиваю, начиная тоже злиться. – Сейчас сброшу. Перезвони потом. Когда будешь в настроении. – Я киваю на дверь, показывая, что разговор окончен.
– Тогда это будет явно не сегодня, – голос Эрика становится на тон тише. – Жду номер, – бросает он через плечо и направляется на выход.
Я обвожу взглядом всех присутствующих. Сбрасываю Багдасарову номер Жанны и замечаю входящее сообщение в почте от Зиминой. Младшей. Старшая теперь тоже с такой фамилией. Выключаю телефон и решаю после совещания заняться накопившимися вопросами, в том числе и Эриком. Пусть он не мой подчинённый, но субординацию, хотя бы в стенах офиса, соблюдать не мешало бы. Здесь не прыжки с тарзанки.
Через два часа Рогожин и начальники отделов покидают мой кабинет. Все проинструктированы, как себя вести, если вдруг опять нагрянут с какой-нибудь ерундой. Габузов сейчас затаился, но что-то мне подсказывает, что в стенах больницы была не последняя наша встреча и он ещё объявится со своими псами в чёрной экипировке.
Ощущаю облегчение, когда день близится к концу. Первым делом набираю Эрика. На звонок он не отвечает, но тут же сбрасывает сообщение: «Всё потом. Я занят». Занят – значит, занят. Не смею отвлекать. Теперь очередь Зиминой. Открываю электронную почту. Ни здравствуйте, ни до свидания. Прикрепила сфотографированный лист какого-то документа, и всё. Но неплохая затравка, умеет девочка интриговать. Я увеличиваю изображение, пробегаюсь глазами по тексту. Отрицательный тест на отцовство Ковальчука – намёк на то, что я имею отношение к беременности Софьи? Да ладно? Что за бред?
Характеристика Софьи
Софья Фамусова — один из центральных персонажей комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума». Автор наделяет этот образ противоречивыми чертами: с одной стороны, Софья является представительницей «фамусовского» общества, с другой — обладает такими чертами, как смелость, независимость, желание развиваться. Характеристика Софьи Фамусовой важна для раскрытия качеств главного героя произведения, Чацкого, а также для обличения пороков старосветского высшего общества.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Полное имя — Софья Павловна Фамусова.
Возраст — 17 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности, дочь богатого дворянина, девушка на выданье.
Семья — отец Павел Афанасьевич Фамусов, мать умерла.
Социальное положение — дворянка.
Происхождение — единственная дочь богатого, уважаемого чиновника, дворянина.
Воспитание — после смерти матери воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.
Образование — домашнее образование, традиционное для дворянских семейств.
Внешность — юная, очаровательная девушка, чья красота только распустилась.
Характер — решительная, независимая, эмоциональная, своенравная, гордая, способная на сильное чувство.
Положительные черты — смелая, доверчивая, откровенная, честная.
Отрицательные черты — капризная, эгоистичная, недальновидная, способная на подлый поступок.
Произведение — «Горе от ума».
Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Софьи основан на том, что она является дочерью дворянина, всеми уважаемого чиновника Павла Афанасьевича Фамусова.
«…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом месте…»
Источник: цитата из списка действующих лиц
«…Софья Павловна, дочь его…»
Источник: цитата из списка действующих лиц
«В угодность дочери такого человека…»
Источник: Действие IV, явление 12
Софья — дочь богатого человека, и её будущий супруг должен ей полностью соответствовать.
«Кто беден, тот тебе не пара…»
Источник: Фамусов, Действие I, явление 4
Портретная характеристика Софьи основывается также на её сильном, решительном характере.
«Однако о себе скажу,
Источник: Действие II, явление 11
Что не труслива. Так, бывает,
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Внешность
Софья — юная девушка, ей исполнилось семнадцать лет.
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…»
Источник: Действие I, явление 7
Внешний вид Софьи вызывает восхищение: девушка очень хороша собой.
«…вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно». Источник: Чацкий, Действие I, явление 7
«Как Софья Павловна у вас похорошела!»
Источник: Чацкий, Действие I, явление 9
«Как хороша!»
Источник: Чацкий, Действие I, явление 9
Черты характера и поступки
Софья влюблена в Молчалина — молодого человека, работающего секретарем её отца.
«Счастливые часов не наблюдают».
Источник: Действие I, явление 3
«Идите; целый день ещё потерпим скуку».
Источник: Молчалину при прощании, Действие I, явление 3
«Кого люблю я, не таков:
Источник: Действие I, явление 5
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!»
Софья, не стесняясь, признаётся Молчалину в своих чувствах. Этим она демонстрирует свою смелость и отсутствие предрассудков.
«Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Источник: Действие II, явление 11
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?»
«Готова я была в окошко, к вам прыгнуть».
Источник: Действие II, явление 11
Окрылённая любовью к Молчалину, Софья готова игнорировать всё, что о ней подумают другие.
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Источник: Действие II, явление 11
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Софья совершенно равнодушна к Чацкому, который пугает её своими смелыми взглядами на жизнь, прямотой, язвительностью.
«На что вы мне?»
Источник: Действие II, явление 8
Софья Фамусова — легкомысленная, ветреная девушка.
«…Я очень ветрено, быть может, поступила,
Источник: Софья о своей влюблённости в Молчалина, Действие I, явление 5
И знаю, и винюсь; но где же изменила?..»
«Никем по совести она не дорожит…»
Источник: Чацкий, Действие IV, явление 10
Софья считает себя смелой, отважной девушкой.
«Однако о себе скажу,
Источник: Действие II, явление 8
Что не труслива. Так, бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать».
Софья — искренняя девушка, которой очень сложно притворяться.
«…Пойду любезничать сквозь слёз;
Источник: Действие II, явление 11
Боюсь, что выдержать притворства не сумею».
Софья Фамусова — гордая девушка, с чувством собственного достоинства. Узнав о коварстве Молчалина, она без сожаления вычёркивает его из своего сердца.
«Упрёков, жалоб, слёз моих
Источник: Действие IV, явление 12
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала».
Софья — решительная девушка, способная на поступки, которые могут скомпрометировать её. Однако возможный позор её не пугает.
«Иначе расскажу
Источник: Действие IV, явление 12
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу».
Софья рада, что она, пусть и случайно, узнала об обмане Молчалина. Ей проще справиться с сильным разочарованием в одиночестве, чем на виду у свидетелей.
«Сама довольна тем, что ночью всё узнала:
Источник: Действие IV, явление 12
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давиче, когда я в обморок упала».
Софья — сильная девушка, способная признавать собственные ошибки.
«…я виню себя кругом.
Источник: Действие IV, явление 13
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!»
Софья, желая досадить Чацкому, распускает слух о его помешательстве. Столь подлый поступок вызван сильным раздражением, которое вызывает в ней поведение Чацкого.
«София
Источник: Действие IV, явление 13
Он не в своём уме.
Г.N.
Ужли с ума сошёл?
София (помолчавши)
Не то, чтобы совсем…
Г.N.
Однако есть приметы?
София (смотрит на него пристально)
Мне кажется!»
Воспитание
Поначалу, после смерти матери, воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.
«Уж об твоём ли не радели
Источник: Действие I, явление 4
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил».
Софья получила традиционное дворянское образование на дому, которое заключалось в игре на музыкальных инструментах, изучении иностранных языков, правил этикета и пр.
«Дались нам эти языки!
Источник: Фамусов, Действие I, явление 4
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!»
Софья владеет игрой на музыкальных инструментах, и занятия музыкой доставляют ей удовольствие.
«…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт,
Источник: Действие I, явление 5
Забылись музыкой, и время шло так плавно…»
«То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано?»
Источник: Действие I, явление 2
Софья увлекается чтением. Как и большинство барышень того времени, она читает французские романы.
«Всё по-французски, вслух, читает запершись…»
Источник: Действие I, явление 2
Характеристика Софьи другими героями
Отец (Фамусов)
Фамусов глубоко возмущён тем, что Софья провела ночь наедине с Молчалиным.
«А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
Источник: Действие I, явление 4
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!»
Павел Афанасьевич считает, что недостойное поведение дочери — результат чтения книг.
«…Всю ночь читает небылицы,
Источник: Действие I, явление 4
И вот плоды от этих книг!»
Фамусов уверен, что лучшим примером для дочери является он сам.
«Не надобно иного образца,
Источник: Действие I, явление 4
Когда в глазах пример отца».
Павлу Афанасьевичу не по душе современное образование для девушек из высшего сословия, которое, по его мнению, лишь развращает их.
«Дались нам эти языки!
Источник: Действие I, явление 4
Бepём же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жёны их готовим скоморохам».
Будучи представителем богатого знатного семейства, Фамусов не потерпит, чтобы его единственная дочь вышла замуж за бедного человека.
«Кто беден, тот тебе не пара».
Источник: Действие I, явление 4
«Как все московские, ваш батюшка таков:
Источник: Лиза, Действие I, явление 5
Желал бы зятя он с звёздами да с чинами».
Фамусов глубоко возмущён безнравственным поведением дочери.
«Где домовые? Ба! знакомые всё лица!
Источник: Действие IV, явление 14
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем!..»
Фамусов искренне не понимает, как Молчалин мог пленить его дочь.
«Побойся Бога, как? чем он тебя прельстил?
Источник: Действие IV, явление 14
Сама его безумным называла!»
В качестве наказания Фамусов решает отправить Софью из Москвы в деревню, подальше от соблазнов.
«Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Источник: Действие IV, явление 14
Ещё дни два терпение возьми:
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать».
Подробная характеристика Фамусова.
Чацкий
При встрече с Софьей Чацкий замечает её неискренность по отношению к нему.
«София
Источник: Действие I, явление 7
Ах! Чацкий, я вам очень рада.
Чацкий
Вы ради? в добрый час.
Однако искренно кто ж радуется эдак?»
Чацкий находит Софью настоящей красавицей.
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Источник: Действие I, явление 7
Неподражаемо, и это вам известно».
«Как Софья Павловна у вас похорошела!»
Источник: Действие I, явление 9
«Как хороша!»
Источник: Действие I, явление 9
Несмотря на холодность Софьи, Чацкий признаётся ей в любви. Именно к ней он спешил после долгой разлуки.
«И день и ночь по снеговой пустыне,
Источник: Действие I, явление 7
Спешу к вам, голову сломя.
И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
Вот полчаса холодности терплю!
Лицо святейшей богомолки!.. —
И всё-таки я вас без памяти люблю».
«Простите; я спешил скорее видеть вас,
Источник: Действие I, явление 7
Не заезжал домой…»
Любовь к Софье так сильна, что Чацкий готов ради девушки на любой, даже самый безумный поступок.
«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед».
Источник: Действие I, явление 7
Узнав, какое ничтожество (Молчалина) Софья предпочла ему, Чацкий глубоко разочаровывается в девушке. Она перестаёт казаться ему идеальной и достойной его любви.
«Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Источник: Действие IV, явление 14
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!»
Подробная характеристика Чацкого.
Молчалин
Молчалин пугается излишней откровенности Софьи, которая не в состоянии скрывать своих чувств к нему.
«Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны».
Источник: Действие II, явление 11
Молчалин не любит Софью и заводит с ней роман из корыстных побуждений.
«Молчалин
Источник: Действие II, явление 12
Какое личико твоё!
Как я тебя люблю!
Лиза
А барышню?
Молчалин
Её по должности, тебя…»
«Я в Софье Павловне не вижу ничего
Источник: Действие IV, явление 12
Завидного. Дай Бог ей век прожить богато…»
Подробная характеристика Молчалина.
Лиза
Лиза беспокоится о юной барышне и пытается давать ей советы. Она считает, что Софья не должна завязывать отношения с Молчалиным.
«Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья
Источник: Действие I, явление 5
Не жалуете никогда:
Ан вот беда.
На что вам лучшего пророка?
Твердила я: в любви не будет в этой прока
Ни во веки веков».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Софьи Фамусовой вместе!
Биография
Софья Павловна Фамусова — 17-летняя девушка, дворянка, единственная дочь богатого и знатного чиновника Павла Афанасьевича Фамусова. Рано лишившись матери, девочка воспитывается гувернанткой-француженкой мадам Розье.
Девушка получает образование, традиционное для отпрысков аристократов того времени. Она музицирует, владеет иностранными языками, умеет достойно вести себя в высшем обществе. Как и большинство своих ровесниц, она увлекается чтением французских романов.
Лишённая влияния матери, Софья ведёт себя очень свободно и способна, запершись в комнате, всю ночь провести с молодым человеком. Она чувствует себя полноправной хозяйкой в доме, которая может не отчитываться за свои поступки.
В детстве она была влюблена в Александра Чацкого, своего верного товарища по играм. Его внезапный отъезд за границу, долгая разлука, а затем внезапное появление выбивают Софью из привычной колеи. При встрече с Чацким Софья понимает, что не способна ответить ему взаимностью: прогрессивно мыслящий, смелый, ироничный Александр Чацкий наводит на неё страх. Она распускает в обществе слух о его сумасшествии, чем вынуждает навсегда покинуть Россию.
Образ Софьи Фамусовой
Софья Фамусова представляет собой весьма неоднозначный, противоречивый женский образ в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Воспитанная в лучших традициях того времени, девушка прекрасно владеет музыкальными инструментами, иностранными языками, увлекается литературой. На фоне «фамусовского» общества она выделяется своим умом, ясным мышлением, индивидуальностью. Даже несмотря на критическое отношение отца к образованию, девушка стремится к саморазвитию.
Наделённая от природы сильным и независимым характером, Софья не понимает, в каком направлении ей двигаться, так как лишена нравственных ориентиров. Она выступает своенравной и капризной аристократкой, способной на самые отчаянные поступки. Вместе с тем это честная и откровенная девушка, которая может любить всем сердцем.
Имея от природы достаточно сильный потенциал, она всё же принимает решение погрузиться в «фамусовское» общество, в котором царят ложь, лицемерие, чинопочитание.
5 фактов о Софье Фамусовой
- Большим увлечением Софьи являются французские романы, но именно они становятся причиной её любовной трагедии. Наделив Молчалина качествами литературного героя-любовника, девушка влюбляется в вымышленный образ, но в итоге жестоко разочаровывается в избраннике.
- Софья далека от меркантильности. Она способна всем сердцем полюбить бедного юношу. Богатый, но нелюбимый жених — не её выбор.
- Обладая властными решительным характером, Софья выбирает в качестве любовного объекта Молчалина, который
«уступчив, скромен, тих».
Чацкий — слишком сильный и независимый, чтобы им можно было повелевать. Понимая, что ей с ним не справиться, Софья избавляется от Чацкого путем гнусной сплетни. - Фамусов сравнивает дочь с покойной женой, которая отличалась кокетством:
«Как мать её, покойница жена. Бывало, я с дражайшей половиной Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!»
- Софья является персонажем, который находится в процессе своего развития. В комедии он занимает промежуточное место между прогрессивно мыслящим Чацким и загнивающим «фамусовским» обществом.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
Одним из ярких персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является Софья Фамусова. Отношение к ней меняется на протяжении всего повествования, поскольку героиня обладает сложным, противоречивым характером, в котором нет преобладания явных положительных или отрицательных качеств.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать пассивность думающих, независимых людей из «фамусовского» общества. Видя всё лицемерие и порочность своего окружения, Софья ничего не предпринимает для того, чтобы вырваться из него, предпочитая просто плыть по течению и меняться под его влиянием.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Арсен Арустамян
5/5
Год рождения установлен приблизительно — около 1455.
Год смерти — 1503
В 1472 году в жизни московского князя Иоанна III произошло событие, которое заставило все европейские государства с любопытством посмотреть на мало известную им и далекую «варварскую» Россию.
Узнав о вдовстве Иоанна, Папа Павел II предложил ему через посла руку византийской царевны Зои. После разорения отечества семейство византийских царей Палеологов осело в Риме, где пользовалось всеобщим уважением и покровительством Папы.
Павел
Чтобы заинтересовать великого князя, папский легат живописал, как решительно царевна отказала двум женихам – французскому королю и миланскому герцогу – из-за нежелания менять православную веру на католическую. На самом деле, как считали современники, претенденты на руку Зои отказались от нее сами, узнав о ее чрезмерной полноте и отсутствии приданого. Проходило драгоценное время, женихов все не было, и Зою, скорее всего, ожидала незавидная участь: монастырь.
Реконструкция по черепу
С. А. Никитина, 1994 г.
Иоанн обрадовался предложенной ему чести, и вместе со своей матерью, духовенством и боярами решил, что такая невеста послана ему от самого Бога. Ведь на Руси весьма ценились знатность и обширные родственные связи будущей жены. Спустя время Иоанну III привезли из Италии портрет невесты – она ему глянулась.
Представление портрета Софьи Палеолог Ивану III
К сожалению, портрет Зои не сохранился. Известно только, что при росте около 156 см она считалась самой пышнотелой царствующей особой Европы – впрочем, уже под конец жизни. Зато, по отзыву итальянских историков, Зоя обладала удивительно красивыми большими глазами и кожей несравненной белизны. Многие отмечали ее ласковое обхождение с гостями и способности к рукоделию.
«Источники, довольно подробно описывающие обстоятельства заключения брака Софьи Палеолог и Ивана III, почти ничего не сообщают о намерениях самой невесты: хотела ли она стать женой вдовца, уже имевшего наследника престола, и ехать в далекую и малоизвестную северную страну, где у нее не было ни друзей, ни знакомых? – замечает историк Людмила Морозова. – Все переговоры о браке происходили за спиной невесты. Никто не удосужился хотя бы описать ей внешность московского князя, особенности его характера и т. д. Обошлись лишь несколькими фразами о том, что он «князь великий, и земля его в православной вере христианской».
Окружавшие царевну лица, видимо, полагали, что ей, как бесприданнице и сироте, выбирать не приходилось…
Вручение приданого Софье Палеолог
Вполне вероятно, что жизнь в Риме была для Зои безрадостной… Никто не желал считаться с интересами этой девушки, ставшей бессловесной игрушкой в руках католиков-политиканов. Видимо, их интриги настолько надоели царевне, что она была готова ехать куда угодно, лишь бы подальше от Рима».
ПРИЕЗД СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ В МОСКВУ
Иван Анатольевич Коваленко
17 января 1472 года за невестой были отправлены послы. С большими почестями приняли их в Риме, и 1 июня царевна в церкви св. Петра была обручена с русским государем – его на церемонии представлял главный посол. Так Зоя отправилась на московскую землю, о которой почти ничего не знала, к своему тридцатилетнему мужу. «Верные» люди уже успели нашептать ей, что есть у Иоанна в Москве зазноба. Или даже не одна…
Ф.А. Бронников. Встреча греческой царевны Софьи Палеолог. Фотография с живописного эскиза из архива Бронникова. Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова
Путешествие длилось полгода. Зою везде встречали как государыню, отдавая ей должные почести. Рано утром 12 ноября Зоя, нареченная в православии Софьей, въехала в Москву. В церкви ее ожидал митрополит и, получив его благословение, она пошла к матери Иоанна и там в первый раз увиделась с женихом. Великий князь – высокий и худощавый, с красивым благородным лицом – понравился греческой царевне. В тот же день отпраздновали и свадьбу.
Венчание Ивана III и Софьи Палеолог.
Византийский император с незапамятных времен считался главным защитником всего восточного христианства. Теперь же, когда Византия была порабощена турками, таким защитником становился великий московский князь: с рукой Софии он как бы наследовал и права Палеологов. И даже перенял герб Восточной Римской империи – двуглавого орла. С этого времени на всех печатях, которые крепились на шнурках к грамотам, стали изображать с одной стороны двуглавого орла, а с другой – древний московский герб – Георгия Победоносца на коне, поражающего дракона.
Двуглавый орел на регалиях Софьи Палеолог 1472 г.
На другой день после свадьбы прибывший в свите невесты кардинал Антоний начал переговоры о соединении церквей – цель, с которой, как отмечают историки, и было главным образом задумано замужество Софьи. Но посольство кардинала кончилось ничем, и он скоро отбыл несолоно хлебавши. А Зоя, как отмечал Н. И. Костомаров, «при своей жизни заслужила укор и порицания Папы и его сторонников, которые очень ошиблись в ней, рассчитывая через ее посредство ввести в московскую Русь флорентийскую унию».
Ф.А. Бронников. Встреча греческой царевны Софьи Палеолог. Рисунок-вариант. Бумага, карандаш, тушь, перо. Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова
Софья принесла с собой в Россию блеск и обаяние императорского имени. Еще недавно великий князь ездил в Орду, кланялся хану и его вельможам, как кланялись в течение двух столетий его предки. Но когда в великокняжеский двор вошла Софья, то Иоанн Васильевич заговорил с ханом совсем по-другому.
Иоанн III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов
Шустов Николай Семенович
В летописях сообщается: именно Софья настояла, чтобы великий князь не выходил пешком, как это водилось до нее, навстречу ордынским послам, чтобы не кланялся им до земли, не подносил бы кубок с кумысом и не выслушивал бы ханскую грамоту, стоя на коленях. Она стремилась привлечь в Московское княжество деятелей культуры, врачей из Италии. Именно при ней началось строительство замечательных памятников архитектуры. Она самолично давала аудиенции чужестранцам, имела свой круг дипломатов.
Встреча Софьи Палеолог
Иван Анатольевич Коваленко
У великой княгини Софьи родилось три дочери. Она и супруг очень ждали сына, и Бог наконец прислушался к их горячим мольбам: в 1478 (по другим сведениям – в 1479) году у них родился сын Василий.
Встреча царевны
Федор Бронников
Сын великого князя от первой жены, Иоанн Молодой, сразу воспринял мачеху в штыки, часто грубил ей и не оказывал должного почтения. Великий князь поспешил женить сына и отдалил его от двора, затем вновь приблизил к себе и объявил наследником престола. Иоанн Молодой уже принимал деятельное участие в делах правления, как вдруг внезапно занедужил от какой-то неизвестной болезни вроде проказы и скончался в 1490 году.
Свадебный поезд.
В повозке — Софья Палеолог
с «подругами»
Был поднят вопрос, кому наследовать престол: сыну Иоанна Молодого, Димитрию, или Василию, сыну Софьи. Бояре, враждебно относившиеся к заносчивой Софье, приняли сторону первого. Они обвинили Василия с его матерью в недобрых замыслах против великого князя и так настроили великого князя, что он отдалил от себя сына, охладел к Софье, а главное – торжественно венчал внука Димитрия на великое княжение. Известно, что в этот период великая княгиня одного за другим потеряла двух детей, которые родились недоношенными… Как повествуют историки, в самый день коронования государь казался невеселым – заметно было, что он грустил о супруге, с которой счастливо прожил двадцать пять лет, о сыне, чье рождение всегда представлялось ему особенной милостью судьбы…
Шитая пелена 1498 года. В левом нижнем углу изображена Софья Палеолог. Ее одежду украшает круглый таблион, коричневый круг на желтом фоне — знак царского достоинства. Кликайте, чтобы увидеть более крупное изображение.
Прошел год, происки бояр, благодаря стараниям Софьи, обнаружились, и они жестоко поплатились за свои козни. Наследником престола объявили Василия, и Софья снова вернула себе расположение Иоанна.
Смерть Софьи Палеолог. Пропись миниатюры из лицевого летописного свода второй половины ХVI века.
Умерла Софья в 1503 году (по иным данным, в 1504-м), оплакиваемая мужем и детьми. Летописи не содержат никаких сведений о причинах ее кончины. Ей не довелось увидеть своего внука – будущего Иоанна Грозного. Супруг же ее, Иоанн III, пережил ее только на год…
Гипсовая копия черепа Ивана Грозного
с наложенными на него основными обводами черепа
(более светлый) Софьи Палеолог.
Текст Е. Н. Обойминой и О. В. Татьковой
единственный ребенок
из обеспеченной семьи
нет детей
никогда не был женат/замужем
ранняя потеря родителей
История создания героя
Кадр из ф/спектакля “Горе от ума”. Софья – актриса Нелли Корниенко
Согласно одной из версий, прототипом для создания образа Софьи послужила одна из дочерей дяди Грибоедова – Софья Алексеевна.
Описание героя
Софья Павловна Фамусова – дочь Павла Афанасьевича, молодая красивая девушка в возрасте семнадцати лет. Влюблена в Молчалина и при содействии служанки Лизы встречается с ним на тайных свиданиях.
Софья воспитывалась вместе с Чацким. Детей связывали тесные дружеские отношения. Дружба могла бы естественным образом перерасти в любовь, но Чацкий внезапно уехал за границу. Софья сама признает, что поступила “очень ветрено”, влюбившись в Молчалина.
В рассуждениях Софьи заметна ограниченность женщины, принадлежащей к высшему свету: “если любит кто кого, зачем ума искать”. Дочь Фамусова уже попала под полное влияние светского общества и “развращена” им. Девушка совершенно не ценит в людях ум и независимость. Ее мужской идеал – почтительный и подобострастный Молчалин, покорно переносящий ругань Фамусова и не имеющий в лице “ни тени беспокойства”.
Софья и Молчалин. Иллюстрация Д. Кардовского
Софья очень наивна и имеет слабые представления о реальной жизни. Она вполне удовлетворена тем, что на ночных свиданиях Алексей Степанович сидит возле нее, молчит и “глаз… не сводит”. Лиза не может удержаться от смеха, выслушивая эти целомудренные признания барышни.
Несмотря на усвоенную привычку постоянно притворяться, Софья еще сохранила способность к искренним душевных порывам. Она не может скрыть своих чувств при падении Молчалина с лошади и признается: “Боюсь, что выдержать притворства не сумею”.
В целом, Софья – очередная жертва высшего света и царящих в нем законов и обычаев. Чацкий убежден, что ее обида на Молчалина пройдет, ведь этот человек – идеальный кандидат в мужья в насквозь лживом и лицемерном обществе.
Роль героя в произведении
Софья играет в произведении роль последнего и главного разочарования Чацкого. По сути, главный герой примчался в Москву, “людей и лошадей знобя”, только ради нее. Он никак не предполагал, что умная и добрая девушка так изменится всего лишь за три года.
Софья окончательно “открывает глаза” Чацкому на безнадежность попытки найти в московском высшем обществе хороших людей. Глумление девушки над его искренними чувствами, ее любовь к подлецу Молчалину, наконец, пущенный Софьей слух о сумасшествии поражают главного героя до глубины души: “Так! отрезвился я сполна”.
Развитие героя по мере сюжета
На протяжении почти всего произведения образ Софьи остается неизменным. Характер девушки уже давно сформировался. Она любит Молчалина за его мнимые достоинства и практически не скрывает неприязненного отношения к “пересмешнику” Чацкому.
Иллюстрация С. Острова
Лишь узнав о подлом поведении Молчалина, Софья вынуждена признать, что была жестоко обманута. Охваченная справедливым негодованием девушка наконец-то “прозревает”: “себя я, стен стыжусь”, “виню себя кругом”.
Отношение автора к герою
Грибоедов неоднозначно относится к созданному образу. Софья, конечно же, достойна осуждения за введение Чацкого в обман. Она должна была сразу же признаться детскому другу в своей любви к Молчалину, а не выслушивать равнодушно его горячие признания. Главная вина Софьи – пущенный ею в обществе нелепый слух о сумасшествии Александра Андреевича.
С другой стороны, автор дает понять, что воспитанная в высшем обществе девушка и не могла быть другой. Софью окружают лжецы и лицемеры. Чтобы добиться успеха и счастья, нужно поступать так же. Хрупкая девушка, в отличие от Чацкого, не способна вести борьбу с “целым светом” и поэтому подчиняется общепринятым законам и традициям.
Автор сочувствует главной героине в ее любовной драме. Софья действительно любит Молчалина наивной, но искренней любовью. Ставшую жертвой расчетливого обмана девушку очень жалко.
Прототипы
В образе Софьи нашли выражение лишь некоторые черты Софьи Алексеевны Грибоедовой (Римской-Корсаковой). Драматическая любовная ситуация главной героини комедии – плод воображения писателя. К тому же Грибоедов никогда бы не посмел опорочить имя своей двоюродной сестры, с которой был связан тесными дружескими отношениями.
Кадр из фильма-спектакля “Горе от ума”. 1977
Экранизации
Образ Софьи Павловны Фамусовой в отечественном кинематографе был экранизирован дважды. В 1952 г. ее роль исполнила Заслуженная артистка РСФСР И. А. Ликсо (телеспектакль “Горе от ума”).
В экранизации 1977 г. (“Горе от ума”) Софью Павловну сыграла Народная артистка РСФСР Н. И. Корниенко – одна из ведущих актрис Малого театра. Нелли Ивановна запомнилась зрителям искренностью исполнения и мастерским воплощением на экране образа молодой девушки, уже “испорченной” пагубным влиянием общества.
Список литературы
- Белый А. Осмеяние смеха. Взгляд на «Горе от ума» через плечо Пушкина // Московский пушкинист. – Вып. VIII. – 2000.
- Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте. (Анализ биографий персонажей «Горя от ума») // Вопросы литературы. — 2003.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Медведева И. Н. “Горе от ума” Грибоедова. – М., 1974.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.8k