Рассказ про сосну для детей дошкольного возраста

Сосны всегда от нас неподалёку. Если сосны нет в ближайшем лесопарке, то стоит только немного отъехать от города, и вот она – статная зеленовласая красавица. Стоит, тянет к солнцу свои ветви и тонкие иголочки, и тихонько покачивается во след ветру.

Рассказ про сосну
Автор: Ирис Ревю

Сосна – вечнозелёное дерево из семейства хвойных, покрытое корою бурого или пепельного цвета. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времён прочное бревно сосны было в большом употреблении. Оно служило и топливом, и материалом для построек и различных изделий.

Сосна любит разместиться на сухих, песчаных пригорках, деревья могут стоять как небольшими группами, так и поодиночке. Приживается сосна и на открытых заболоченных местах — могучая корневая система позволяет ей сделать это. Сосна светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу.

«Хорошо в сосновом бору! Сидишь под сосной на сухих иголках и слушаешь, как пёстрый дятел долбит ствол, потом с криком перелетит на другое дерево. За дятлом летят синички. На закате красной медью горят сосновые стволы. Скоро стемнеет, и всё равно не хочется уходить из соснового бора. Слышно, как ветер шумит в сосновых вершинах и чешуйки сыплются сверху – это сосна шелушится».

Сосна — древнейший лекарь. Ее целебная хвоя входила в лечебные составы ещё пять тысяч лет тому назад. Узнали об этом специалисты, разобрав надписи на глиняных табличках, раскопанных на месте старинных городов.

В Древнем Египте смола сосны была непременным компонентом лечебных составов. Утверждается, что эти смеси до настоящего времени (спустя три тысячи лет!) не утратили своих целебных качеств.

В русской речи есть такое выражение: «Заблудиться в трёх соснах». Это значит не суметь найти выхода из достаточно лёгкой ситуации.

Вот однокрылая сосна…
Прижатая к сосне-соседке,
Сухие, немощные ветки
Давно утратила она.

Зато единственным крылом
Она в метели и морозы
Прикрыла голый ствол березы.
И так стоят они втроем…

С.Маршак «Вот однокрылая сосна»

Сосновый бор славится особой тишиной. Тишиной, навевающей романтическое настроение. Хорошо побывать в сосновом бору. Представьте себе, сколько удивительных открытий и прекрасных эмоций подарит вам прогулка в те места, где царствуют сосны.

https://pdnr.ru/lektsianew/baza25/969376586185.files/image002.jpgD:НЕЛЬЗЯ!!!UsersAdminDesktopлоготип детского сада0001.tif

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №212»

_________________________________________________________

665383, Иркутская область, г. Зима, ул. Лазо, 17

Тел. 839554-7-21-51, E-mail: msadik212@mail.ru, http://mbdou212zima.ru/

Технологическая карта

 познавательно – исследовательской деятельности по теме

«Волшебница сосна»

 для детей 6-7 лет

г. Зима – 2021 г.

Главной задачей в работе воспитателя является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В настоящее время проблема здоровья ребенка дошкольного возраста актуальна и вызывает беспокойство. Задача здоровьесбережения детей стала особенно актуальна и животрепещуща в марте 2020 г., когда была объявлена в мире пандемия по коронавирусной инфекции и сохраняется по сей день.

Для того чтобы любой человек был здоровым, ему необходимо научиться прежде всего сохранять и укреплять свое здоровье и иммунитет. Именно этому процессу в своей работе стараюсь уделять как можно больше внимания, не забывая о том, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек. При своей работе я учитываю индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей, но вместе с тем только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами — это залог успешного развития детей. А в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такие целевые ориентиры, чтобы к концу дошкольного детства, ребенок проявлял любознательность, интересовался причинно-следственными связями, пытался самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Для того, чтобы избежать развития у своих воспитанников интеллектуальной пассивности, мне, как педагогу, необходимо включать их в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставлять им возможность приобретать знания самостоятельно.

При создании условий для формирования у дошкольников основных ключевых компетенций в поиске необходимой информации технологию исследовательской деятельности можно применять в образовательной деятельности с детьми. Ценность и значимость использования технологии исследовательской деятельности Савенкова А.И. заключается в том, что позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности: от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Тема занятия была определена исходя из интересов детей.

Тема познавательно-исследовательской деятельности: «Волшебница сосна».

Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие.

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: создание условий для развития у детей познавательной активности и любознательности, а также навыков здорового образа жизни в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Познакомить с полезными свойствами сосны для иммунитета и сохранения здоровья человека.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность, умение проверять собственные предположения, выдвигать гипотезы, умение представлять собственные выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Активизация словаря: хвоя, иммунитет, эфирное масло.

Предметно – развивающая среда: сосновая ветка, карточки с изображениями хвои, почек и шишек сосны, хвойный отвар, фотографии, корзинка с шишками, эфирное масло, хвоя, кубик, чашка для эксперимента, варенье из сосновых шишек, экран настроения.

Оборудование для педагога: мультимедийный проектор, ноутбук, портативная колонка, демонстрационная афиша, столы.

Предварительная работа: беседы с детьми о здоровье, витаминах, о методах исследования, разучивание логоритмической игры, знакомство с игрой с шишками.

Этапы деятельности

Содержание

 познавательно – исследовательской деятельности

Результат этапов

познавательно – исследовательской деятельности

1.

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)

Мотивационная игра «Солнечные лучики»

«Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!».

Сюрпризный момент «Волшебная коробка».

Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть! Волшебная коробка! Хотите узнать, что там лежит? Отгадайте загадку и узнаете.

Хоть колюча, а не Елка,

Подлинней ее иголка,

А кора тонка, красна,

Та красавица….(сосна)

Воспитатель достает из коробки ветку сосны и предлагает потрогать и рассмотреть иголки сосны.

Воспитатель: А, что вы знаете об этом дереве?

Предполагаемые ответы детей: сосна растет в лесу, у нее длинные иголки.

Воспитатель: А вы знаете, что сосну называют «Природный доктор»? Хотите узнать почему?

Дети встают в круг, протягивают  руки вперёд и соединяют их в центре круга. Пытаются почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Дети настроены на совместную деятельность со взрослым.

Создана проблемная ситуация, дети понимают и принимают ее, выражают готовность почему сосну называют «Природный доктор»

2.

Выработка гипотез, предположений

Воспитатель: Чем же оно полезно? Хотите узнать? Для этого нам нужно превратиться в исследователей. Вы согласны? Тогда нам нужно пройти в нашу лабораторию и одеть настоящие лабораторные халаты.

Воспитатель: С чего начинают исследование ученые? Какие методы они используют, чтобы узнать что-то новое?

Предполагаемые ответы детей: подумать, спросить у взрослого, посмотреть в компьютере, провести опыт.

Воспитатель: Отлично! У нас получился план исследования.

Воспитатель: Из каких частей состоит это дерево?

Дидактическая игра «Найди части сосны».

Детям предлагается найти части, которые принадлежат сосне и составить из них дерево целиком. На предложенных карточках присутствуют изображения хвои, сосновых почек, сосновых шишек, листья, цветы.

Дети размещают выполненное задание на листе исследования.

Активизация зоны актуального развития у детей: называют, что уже знают об этом дереве.

Надевают халаты. Происходит мотивация к совместной исследовательской деятельности.

Дети выдвигают собственные предположения и пути решения ситуации.

Дети выбирают лишь те части, которые необходимы и крепят их на лист исследования, составляя целостное изображение сосны.

3.

Поиск и предложение возможных вариантов решения

Воспитатель: Вы знаете, что такое иммунитет? Правильно, это такие клетки в организме, которые помогают нам справиться с простудой и человек остается здоровым.

А как вы думаете, полезна ли сосна для нашего иммунитета? Почему? Каким образом это дерево сохраняет наш иммунитет?

Как мы это можем проверить (узнать)?

Предлагаю спросить у специалиста, нашей медсестры Елены Ивановны.

Видеосообщение от медицинской сестры.

Воспитатель предлагает детям попробовать отвар хвои.

Воспитатель: Скажите, а какой вкус у этого отвара?

Предполагаемые ответы детей: кислый.

Воспитатель: Как вы думаете, почему отвар кислый?

Воспитатель: Потому что в хвое содержится очень большое количество витамина С. А это, как известно, укрепляет наш иммунитет.

Воспитатель: А в каких продуктах тоже есть витамин С?

Воспитатель: Итак, что мы узнали полезного о сосне?

Предполагаемые ответы детей: В хвое сосны содержится витамин С, который полезен для иммунитета.

Логоритмическая пауза «По тропинке в лес шагаем»

По тропинке в лес шагаем ходьба, высоко поднимая колени

Ножки выше поднимаем.

На пути у нас ручей проходят по бревнышку

Ты его преодолей!

Мы по бревнышку пройдем

И в ручей не упадем!

Впереди у нас болото перепрыгивают по кочкам

Упасть в него нам не охота.

Мы по кочкам, прыг да скок

Вот и попали мы в лесок! разводим руки в стороны

Лес красивый, славный лес,

Запах тайны и чудес! дыхательные упражнения под звуки леса

Дети проявляют готовность проверить выдвинутые гипотезы, предлагают методы, с помощью которых можно их проверить.

Дети пробуют отвар хвои сосны.

Дети закрепляют знания о полезных для здоровья продуктах.

Дети делают выводы о полезных свойствах хвои сосны.

Логоритмическая пауза позволяет снять статическое напряжение тела у детей.

4.

Практическая часть (проведение экспериментов, наблюдений)

Воспитатель: Какая замечательная прогулка у нас получилась? Как называется лес, в котором растут одни сосны?  А кто-нибудь из вас, был с родителями в сосновом бору? Как вы думаете, это полезно? Почему? С помощью какого источника информации мы можем узнать, чем полезны прогулки по сосновом бору?

Предполагаемые ответы детей: посмотреть по компьютеру или по телевизору.

Просмотр видеоролика «Сосновый бор».

Воспитатель: Итак, скажите, что мы узнали?  Хвоя сосны выделяет эфирные масла, вдыхая которые наши легкие очищаются от пыли. И чтобы наш организм не болел, нужно иногда ездить в бор и дышать воздухом. А у кого совсем нет возможности поехать в лес, можно купить такое масло в аптеке.

Воспитатель показывает детям флакон с эфирным маслом сосны и предлагает почувствовать его аромат.

А как же такое масло получают? Как вы думаете? А хотите сами получить такое же эфирное масло?

Эксперимент «Эфирное масло из хвои сосны».

У каждого ребенка на столе размещены кусочек ткани, хвоя сосны и кубик. Необходимо завернуть хвою в ткань и постучать кубиком по ней.

Воспитатель: Проверим, получилось ли у нас получить эфирное масло?

Воспитатель предлагает понюхать ткань.

Вывод: В хвое сосны содержатся полезные эфирные масла, которые укрепляют наш иммунитет.

Воспитатель: Вспомните, какую часть сосны мы еще не изучили? У сосны есть еще и шишки.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и раздает шишки из корзинки.

Воспитатель: Как вы думаете, а шишки полезны для нашего здоровья?

Предлагает детям взять шишки из корзинки.

Воспитатель: Что мы можем делать с этими шишками? Такими шишками можно делать массаж. А массаж полезен для здоровья?

Игра «Массажируем ладошки».

Сосновую шишку возьму я в ладошку,

В ладошке ее покатаю немножко,

Кручу и катаю, катаю-кручу,

Ладошки и пальчики ей щекочу,

Я шишкой своей проведу по ладошке,

И сразу на ней остаются дорожки,

Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю,

Здоровье себе сохранить помогаю.

Игра «Массажируем спину соседу справа и слева».

     Мы маленькие шишки по спинке покатаем.

     Мы шишками сосновыми здоровье укрепляем.

     Полезен очень будет, массаж для нас лесной

     Спасибо скажем лесу, мы сейчас с тобой!

Воспитатель показывает, как можно делать массаж при помощи шишек.

Воспитатель: Сосновые шишки, когда еще молодые и висят на ветках, выглядят совсем по-другому.  

Показывает фотографию.

Воспитатель: Как вы думаете, такие шишки полезны для иммунитета и здоровья человека?  Каким образом? А знаете, что из молодых сосновых шишек варят очень полезное варенье, которое хорошо укрепляет иммунитет?

Предлагает детям рассмотреть и попробовать варенье из сосновых шишек.

 Вывод: Шишки сосны тоже полезны для здоровья человека, из них варят варенье и можно делать массаж.

Смотрят видеоролик про прогулки по сосновому бору, о том, что, полезно дышать в таком лесу, так как хвоя содержит полезные эфирные масла.

Дети включены в познавательно — исследовательскую деятельность. Проявляют умения проверять собственные предположения, применяя методы поиска информации: наблюдения, экспериментирование.

Дети делают выводы о полезных свойствах хвои сосны.

Дети демонстрируют навыки элементарного массажа шишкой.

Дети закрепляют навыки игрового массажа.

Дети индивидуальными ложечками пробуют варенье. Рассказывают о вкусовых ощущениях.

Дети делают выводы о полезных свойствах шишек сосны.

5.

Обобщение полученных данных; сбор материалов

Воспитатель: Попрошу вас, ученых, сделать вывод, полезна ли сосна для здоровья человека.

  1. У сосны есть ствол, корни, ветви, хвоя, шишки, почки.
  2. Сосновая хвоя и почки полезны для иммунитета, тем, что содержат большое количество витамина С.
  3. В хвое сосны содержатся полезные эфирные масла, которые укрепляют наш иммунитет.
  4. Шишками сосны можно делать массаж.
  5. Из шишек варят полезное для иммунитета варенье.

По итогу наблюдений и проведённого эксперимента дети делают выводы.

6.

Подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.)

Дидактическая игра «Найди полезные свойства сосны».

Детям предлагается выбрать нужные картинки, которые отражают выводы всего мероприятия и прикрепить на лист исследования.

Дети фиксируют выводы в результате эксперимента и наблюдений в листе исследования.

7.

Защита.

По желанию детей, выбирается ребенок, который расскажет о полезных свойствах сосны для поддержания иммунитета.

Воспитатель: Вы все сегодня молодцы! Провели настоящую научную работу!

Предлагает снять халаты и подойти к центру настроения.

Рефлексия: А вы хотите быть здоровыми? С помощью чего вы будете укреплять свой иммунитет? Выберите смайлик, который отражает ваше настроение после проведенного исследования.

Дети демонстрируют умение представлять собственные выводы сверстникам.

Дети выражают свое эмоциональное состояние после совместной деятельности.

Цель: формирование экологической культуры,
развитие познавательно-речевых навыков у детей
дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с хвойными деревьями: елью и
    сосной;
  • учить распознавать сосну и ель по общему виду,
    веточкам, хвоинкам, шишкам;
  • обогащать словарный запас по лексической теме
    “Ель и сосна”;
  • формировать навыки первичной
    исследовательской деятельности (наблюдение,
    анализ, вывод);
  • расширить кругозор детей;
  • содействовать воспитанию интереса к изучению
    природных явлений;
  • воспитывать любознательность, интерес детей к
    объектам живой и неживой природы;
  • способствовать расширению и углублению
    экологических знаний.

Ход занятия

Слайд 2

Педагог. Здравствуйте, ребята! К нам из
леса прилетела сова и принесла какое-то письмо.
Что же в нем? А, здесь загадки… Вы любите
отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать.

Слайд 3

***

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Слайд 4

В лесу у ели есть подружка. Вы с ней
познакомитесь, если отгадаете загадку.

***

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки — только на макушке.
(Сосна).

Слайд 5

Педагог. Сегодня героями нашего
занятия будут ель и сосна. У Агнии Львовны Барто
есть такие стихотворные строки:

***

Я у мальчиков спросила:
— Это что за деревце? –
Говорят они: — Осина. –
Только мне не верится
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы, получше поглядели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.

Педагог. Ребята, а вы хотите узнать,
чем похожи ель и сосна и чем они отличаются?

Сегодня на занятии мы научимся сравнивать эти
два дерева.

Ель и сосна — хвойные деревья.

Слайд 6

Существует более 100 видов сосен. В нашей
местности растет сосна обыкновенная. В Крыму –
сосна крымская. В Сибири – сибирская кедровая
сосна.

Слайд 7

Ель — высокое стройное дерево. У нас можно
встретить два вида ели: — голубая и обыкновенная.

Слайд 8

Сосна — неприхотливое дерево. Она растёт в лесу,
на песках, камнях, на болотах.

Слайд 9

Ель растёт только на богатой питательными
веществами почве. Любит влагу. Ель –
влаголюбивое дерево.

Слайд 10

Сосна — светолюбивое, жароустойчивое дерево.
Ель в отличие от сосны, хорошо переносит тень. Это
дерево теневыносливое.

Слайд 11

Ель и сосна хорошо переносят морозы. Это
морозостойкие деревья.

Слайд 12

Ствол у сосны прямой и высокий. Кора
золотистого цвета. Ветви сосны подняты высоко от
земли, они тянутся вверх к солнцу.

Слайд 13

Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора
темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми
лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а
внизу старые и длинные.

Слайд 14

Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол
парашюта. Про такую форму говорят, что она
куполообразная.

Слайд 15

У ели – пирамидальная, потому что по форме
напоминает пирамиду.

Слайд 16

Лес, в котором растут сосны, называется
сосновый бор. В сосновом бору всегда светло и
радостно.

***

Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.

Слайд 17

Лес, где растут ели, называется ельник. Ельники
мрачные и темные. Еловые лапы почти не пропускают
солнечный свет. Поэтому в густом ельнике не
растет трава, а земля покрыта сухими коричневыми
иголками и пустыми шишками.

Слайд 18

У сосны корневая система глубоко уходит в
землю, а у ели расположена в поверхностном слое.

Слайд 19

Поэтому ураганы сосны ломают, а ели
выворачивают с корнем.

Слайд 20

Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки.
Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками.

Слайд 21

Семена у ели и сосны находятся в шишках. Они
находятся на поверхности, их легко достать,
поэтому ель и сосну называют голосемянными
растениями.

Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки.
Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками.
Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из
упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена
этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с
крылышками. Ветер разносит их по всему лесу. Там
где упадут семена, вырастут новые сосны и ели.

Из семян ели вырастут ёлочки. А из семян сосны
сосенки.

Физминутка

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели – ёлки — ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса, (руки вверх)
На ёлках – слышны птичьи голоса, (приложить руку
к уху)
Внизу на ёлочках роса. (присели, поводили руками)

Слайд 22

У ели и сосны есть листья, но они особой формы.
Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки
живут несколько лет. У ели – 5-7 лет, а у сосны – 2-3
года. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу,
так что на дереве всегда сохраняется хвоинки.
Поэтому ель и сосну называют “вечнозелеными”
деревьями.

Давайте сравним хвоинки у ели и сосны. У ели
хвоинки располагаются поодиночке, а у сосны по
две – парами на пенечке. У ели темные хвоинки, а у
сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны
длинные.

В пословице говорится:

“Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна”.

Если сравнить хвоинки на ощупь, то можно
заметить, что у ели хвоинки твердые и колючие,
если покатать между пальцами, можно ощутить
твердые грани. У сосны хвоинки мягкие, они легко
скручиваются.

В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.

У хвои есть аромат. У хвоинок ели аромат еловый,
а у хвоинок сосны аромат сосновый.

Слайд 23

Снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он
защищает хвоинки от высыхания.

Если рассмотреть хвоинку под микроскопом, то
внутри клеток хвоинки можно увидеть зеленые
зерна хлорофилла. Они придают хвоинкам зеленый
цвет.

У хвоинок есть дыхательные “окошечки” —
устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности
иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания,
замерзания окошечки – устьица на зиму плотно
запечатываются воском. Так хвоинки научились
защищаться от мороза и высыхания.

Слайд 24

У каждого дерева, как и у человека, есть свой
возраст. Определить возраст дерева можно по
мутовкам. Надо посчитать количество мутовок. К
полученному значению прибавить пять. Это число и
будет возрастом дерева.

Определить возраст дерева можно по годовым
кольцам. Для этого надо сосчитать кольца на спиле
дерева.

Слайд 25

Специалисты, чтобы определить возраст дерева,
используют особый инструмент – бур. Это
приспособление напоминает штопор, с помощью
которого из ствола дерева вынимают небольшой
кусок древесины. Остается потом лишь сосчитать
годичные кольца.

Слайд 26

Существуют деревья долгожители. Самая старая
ель в мире растет в Швеции на горе Фулу. Ему более
9000 лет.

Самая древняя сосна находится в Калифорнии. Ей
дали имя – Мафусаил. Ей около 5000 лет. Она внесена
в книгу рекордов Гиннеса.

В 1953 году сосну Мафусаил открыл ученый Эдмунд
Шульман. Когда люди узнали об этом старейшем
дереве, они решили посетить его и взять от него
какую-нибудь часть, и вот тогда- то сосна чуть не
погибла!

В наше время расположение сосны в парке
держится в секрете, и сосна никому не
показывается.

Слайд 27

Кто же дружит с елью и сосной? Под корой живут
мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не
страшны. Если много, они приносят хвойным
деревьям большой вред.

Муравьям сосна даёт “строительный материал”
для муравейника – хвою. Эти насекомые любят
делать свои жилища у южной стороны сосны.
Уничтожают за сезон тысячи вредных насекомых.

Медведи часто делают берлоги под корнями
упавшей ели.

Слайд 28

К ели и сосне полакомиться короедами прилетает
дятел. Дятла называют санитаром леса. Он питается
короедами, а иногда семенами сосны.

Зимой к сосне приходит лось. Он любит
полакомиться молодыми веточками сосны.

Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается
семенами шишек.

Под хвойными деревьями можно встретить лесных
грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются
семенами шишек.

Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не
только от голода, но и от стужи. В густых еловых
ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов.

Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и
хищников.

Слайд 29

Сосна и ель приносят огромную пользу. Хвойные
деревья выделяют летучие вещества – фитонциды,
которые убивают вредные бактерии. Поэтому в
хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром
санатории строят в сосновом бору.

Слайд 30

В народном хозяйстве ценная древесина сосны
используется для строительства домов.

Слайд 31

Из древесины ели и сосны изготовляют мебель.

Слайд 32

Делают детские игрушки.

Слайд 33

Музыкальные инструменты.

Слайд 34

Делают бумагу, карандаши, подстилку для
животных. Дерево – это топливо.

Слайд 35

Сосна и ель — зелёная аптека. В хвое содержится
много витаминов. Чистую смолу (живицу) можно
накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек
сосны принимают при кашле. Из хвои делают зубную
пасту, мыло, крем.

Слайд 36

Янтарь – это сосновая смола, которая миллионы
лет пролежала в земле. Из янтаря делают
украшения, картины. Недалеко от Питербурга, в
Царском селе есть знаменитая янтарная комната. В
ней все выполнено из резного янтаря.

Слайд 37

На Новый год мы все украшаем елочку. Этот обычай
появился в России. Тогда правил царь – Петр 1. Он
первый издал указ и приказал украшать дома и
улицы еловыми и сосновыми ветками.

С тех пор мы и отмечаем Новый год с елочкой
нарядной, пушистой, душистой.

Слайд 38

В настоящее время много хвойных лесов
уничтожено в результате строительства дорог,
городов, лесных пожаров. Потеря лесных богатств —
одно из экологических бедствий.

В Красную книгу России занесено уже 11 видов
хвойных растений.

Из них три вида сосен. Это сосна меловая, сосна
пицундская, сосна погребальная.

Слайд 39

Для того чтобы сохранить лесные богатства, в
нашей стране существует Лесной Кодекс.

Слайд 40

Педагог. Дорогие ребята! Лес – это
наша жизнь, наше богатство и его надо беречь.
Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых
людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь
Родину, беречь нашу планету!

– Берегите русский лес,
Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели
Берегите русский лес!

Итог занятия

Слайд 41

Сегодня мы говорили о ели и сосне. Давайте
повторим, что мы узнали нового.

Игра “Доскажи словечко”

  • Лес, в котором растут сосны, называется ….(сосновый
    бор)
  • Лес, в котором растут ели, называется…(ельник)
  • Семена у ели и сосны находятся в…(шишках)
  • Елочка – короткая иголочка,
  • Сосна – игла…(длинна)
  • Елка колет, сосна…(гладит)
  • У хвоинок “дыхательные окошечки” называются…(устьица)
  • Имя самой древней сосны…(Мафусаил)
  • Самая древняя ель растет на горе….(Фулу)
  • Сосновая смола, которая миллионы лет пролежала
    в земле, это — …(янтарь)
  • Лесные богатства надо…(беречь, охранять)

Педагог. Наше занятие подошло к концу.

Слайд 42

Спасибо за внимание!

Источники

1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим
темам: Планирование и конспекты: Кн. 2 – М.: ТЦ
Сфера, 2008. – 208 с.

2. Кайгородов Д. Н. Беседы о русском лесе / Д. Н.
Кайгородов. М.: Изд. ООО Белый город, 2009. – 304 с.

3. Махотин С. Прогулки по лесу / С. Махотин. М.: Изд.
ООО Белый город, 2013. – 144 с.

4. Подрезова Т. И. Материал к занятию по развитию
речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. –
4-е изд.-М.: Айрис – пресс, 2009. -256с.

5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для
воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А.
Шорыгина.- М.: Изд.Гном, 2013. – 64 с.

6.
URL:http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-srednei-grupe-hvoinye-derevja.html

7. URL: http://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia3246.html
(физкультминутка елочки)

8. URL: http://stranamasterov.ru/node/3951(стихотв. Барто)

9.
URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/10/18/otkrytoe-zanyatie-s-kem-druzhit-el

10. URL: https://urok.1sept.ru/articles/567409/

Карточки для занятий в детском саду и дома для детей 4-6 лет.

  •   БЕРЁЗА
  •   ДУБ
  •   ЕЛЬ
  •   ИВА
  •   КЕДР
  •   КЛЕН
  •   ЛИПА
  •   ОЛЬХА
  •   ОСИНА
  •   СОСНА
  •   ТОПОЛЬ

БЕРЁЗА

Расскажите детям о деревьях
В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,
С зелеными сережками.

(А. Прокофьев)
Именно березу считают символом нашей страны. С давних времен об этом дереве слагали песни,стихи: Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла.
Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром,

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

(С. Есенин)

Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на заболоченных почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках.

Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на березе появляются цветы — малоприметные сережки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. В каждой созревшей сережке содержится несколько сотен мелких семян. А на целом взрослом дереве в урожайные годы их может созревать до нескольких миллионов. Мельчайшие плодики, похожие на очень маленькую бабочку с распахнутыми крыльями, разносятся ветром на большие расстояния и следующей весной прорастают на подходящих почвах. Вот почему береза одной из первых занимает свободные участки земли.

Белая кора березы — береста — отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.

С давних времен бересту использовали для изготовления бытовых изделий. Сырье заготавливали весной. В это время «береста линяет», то есть свободно отделяется от древесины. Сырье сушили в тени и разглаживали под прессом. Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Из внутренней части коры березы — лыка — плели лапти, корзины, баулы.

Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, которым 700-800 лет, сохранились до наших дней.

Береза и в наши дни приносит пользу. Из ее древесины изготавливают мебель. Березовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.

ЗАГАДКА

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит над горой.

(Береза)

к оглавлению ↑

ДУБ

Расскажите детям о деревьях

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Я стою зеленый.

Значит, я выносливый,

Значит, закаленный.
Дуб — мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества и знатности. Дуб посвящали покровителю искусств — богу Аполлону. В Древнем Риме желуди считались божественными плодами. Древнеримский ученый Плиний Старший так писал про дубы: «Не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».

Дуб считали священным деревом и славяне, его посвящали богу молнии и грома — Перуну.
Дуб — деревьев всех король,

У него большая роль.

(И. Горюнова)

В средней полосе нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Живут дубы 400-500 лет. Единичные экземпляры достигают возраста около полутора тысяч лет. Самый древний дуб растет в Германии. Его возраст — около 1400 лет.

Дуб — дерево светолюбивое. Обращали внимание на ветви дуба? Они многократно изогнутые, словно скрученные, у старых дубов имеют причудливые изгибы. Дело в том, что ветви постоянно тянутся к солнцу, к свету. Вот и меняют направление роста в зависимости от освещения.

Цветут дубы в мае. Плоды — желуди — созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная, с красивой текстурой. Ее используют в кораблестроении, мебельном, столярном производстве.

ЗАГАДКИ

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. . .
(Желудь)

к оглавлению ↑

ЕЛЬ

Расскажите детям о деревьях

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(А. Рождественская)
Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, елку. Елка, или, по-
научному, ель, родственница других хвойных деревьев, таких как сосна или кедр.

У ели крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти. Для хорошего роста ели требуется влажная питательная почва. Ели — стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская — самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 метров.
Ели на опушке — до небес макушки —

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата-елочки, тонкие иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.
Если у лиственных деревьев листья осенью желтеют и опадают, то у хвойных листья-хвоинки остаются зелеными и в зимнюю пору. Единственное хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает хвою, —лиственница.

В нашей стране в европейской части растет ель обыкновенная, на Урале и в Сибири — ель сибирская, на Дальнем Востоке — ель корейская, на Кавказе — ель восточная, в Карелии — ель финская. Вот сколько видов!

На центральных площадях российских городов красуются голубые ели. Их родина — Северная Америка. Необычную голубую окраску хвое придает восковой налет. Дерево, покрытое природным воском, с легкостью может пережить как суровую зиму, так и засушливое лето.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Живет ель несколько сотен лет, самые старые ели в нашей стране обнаружены в Костромской области. Им больше 500 лет.

Древесина у ели мягкая, приятного белого или желтоватого цвета. Из нее получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

ЗАГАДКИ

Зимой и летом одним цветом.

(Ель)

У нее одежки колки —

Всё иголки да иголки.

Звери шутят: «Дядя Еж

На нее слегка похож!»

(Елка)

к оглавлению ↑

ИВА

Расскажите детям о деревьях

Сядем здесь у этой ивы

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла.

(А. Фет)

Разные виды ивы получили в народе собственные, запоминающиеся названия: верба, ракита, ветла, чернотал, белотал.

Ива встречается повсюду: от пустынной полярной тундры до степной Средней Азии. На севере она достигает всего нескольких сантиметров, а на юге — это огромные 30-метровые деревья.

Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить? 

Может, нам пойти спросить?

(И. Токмакова)

У ивы длинные корни, поэтому ее высаживают для закрепления сыпучих песков, укрепления берегов, каналов, откосов, плотин, для создания лесополос. Очень красиво выглядят плакучие ивы, которые высаживают в парках и по берегам водоемов.

Если вы увидите дерево ивы, то знайте — где-то совсем рядом есть вода — пруд или речка. В старину люди искали воду с помощью ивового прутика. В каком месте дрогнет прутик, наклонится вниз — значит, глубоко в земле есть водоносный слой, здесь и надо колодец копать. Людей, которые с ивовым прутиком воду искали, прозвали лозоходцами.

Весной ива зацветает, и ее ветки покрываются сережками. Созревшие плоды раскрываются, выпуская на волю легкие, как пух, семена. Ветер разносит их далеко от родительского дерева.

Семена ивы обладают удивительной способностью. Упав на землю, они начинают прорастать уже через час! Через сутки семечко обзаводится хвостиком — корешком, а вверх поднимается стебелек.

Молодыми побегами ивы питаются многиеживотные. В тундре в зарослях ивняка кормятся олени, в лесной зоне — лоси. Ивовые прутья идут на плетение корзин и изготовление плетеной мебели. Из древесины ивы белой изготавливают различные поделки.
ЗАГАДКА

Почки — серебряные,

Цветки — золоченые,

А кожа на ветке —

Красной расцветки.

(Верба)

КАШТАН

Расскажите детям о деревьях
Солнце встало рано,

Заглянуло в дом.

Зацвели каштаны

За моим окном.

Птица распевает

Близко-близко где-то,

Значит наступает

Золотое лето.
(Г. Бойко)

Конский каштан — величественное дерево с раскидистой, плотной, равномерной высокосводчатой кроной. Ствол у взрослых деревьев очень мощный, обычно прямой. В высоту это дерево достигает 25-30 метров.

Конский каштан заслуженно пользуется славой одного из красивейших парковых деревьев. Его часто высаживают в парках и садах, близ домов и дач. Ранней весной на каштане возникают крупные клейкие зеленовато-розовые почки. Спустя несколько дней из них появляются оригинальные большие листья, разделенные на 5-7 листочков.

В начале мая каштан цветет. Цветочки у него очень красивые — пирамидальные метелки высотой до 30 сантиметров, состоящие из крупных белых цветков с желтоватыми или красноватыми капельками сока. Цветы, напоминающие свечи на новогодней елке, придают дереву неповторимый облик. Привлекательно выглядят и плоды каштана: зеленые, с многочисленными шипами, шаровидные коробочки, в каждой их которых содержится 1-3 блестящих, темно-коричневых семени.

В южных районах растет каштан посевной благородный. Он так сильно отличается от каштана конского, что ученые относят их к разным семействам. Похожи они только внешне, у обоих видов блестящие, коричневые, словно отполированные орешки, заключенные в почти одинаковые оболочки, только у съедобного она бурая с шипами, а у конского каштана — ярко-зеленая с бугорками. Точно сказать, почему каштан стали называть конским, сложно. Существуют две версии. По одной из них, после опадения листа на месте прикрепления черешка к ветке остается рубец, напоминающий след лошадиной подковы. Согласно второй, на темно-коричневой поверхности плода есть серое пятно, похожее на отпечаток конского копыта.

Древесину конского каштана используют в мебельном производстве для изготовления высококачественных бочек. Экстракт, приготовленный из коры, используют для дубления кожи, окраски хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей в темно-коричневый и оливковый цвет. Из молодых ветвей плетут корзины.

к оглавлению ↑

КЕДР

Расскажите детям о деревьях
Начнем с того, что дерево, которое все называют кедром и с которого собирают кедровые  орешки, на самом деле вовсе не кедр. Это кедровая сосна, или сибирский кедр.

Настоящих кедров всего три вида: ливанский, атласский и гималайский. В нашей стране они почти не встречаются. В некоторых южных городах на улицах высаживают гималайские кедры.

Зато сибирской сосны в России очень много. Это высокое мощное дерево. Оно достигает высоты 40 метров, а диаметр ствола — 1,5-2 метров. Крона у молодых деревьев пирамидальная, у взрослых — раскидистая.

Впервые сибирскую сосну назвал кедром тобольский митрополит Киприан в своем произведении «Синодика». Он описал, как новгородские купцы, в XII веке оказавшись в Сибири, увидели большие деревья с шишками. Кто-то из них раньше видел кедровые шишки. Вот и назвали незнакомое дерево кедром.

В кедровнике дышится очень легко из-за запаха хвои и ароматических масел, которые выделяет древесина кедра. Эту замечательную особенность кедровых лесов заметили древние монахи. Тогда и возникла пословица: «В ельнике — трудиться, в березняке — веселиться, в кедровнике — Богу молиться». Монахи завезли кедры из Сибири в среднюю полосу России. И сегодня они растут в Сергиевом Посаде, монастырях Ярославской и Тверской областей. Есть они на территории Московского Кремля. Кедры — деревья-долгожители. Они живут до 800, а то и до 1000 лет.

Сибирский кедр — настоящее дерево-комбинат, практически все его части используются человеком. Сок применяют в медицине. Из древесины изготавливают мебель, музыкальные инструменты и карандаши. Дубильные вещества из коры используют в производстве изделий из кожи. Хвою перерабатывают для получения витаминной муки для животноводства.

В урожайный год одно крупное дерево дает до 1000-1500 шишек. В природе семена сибирского кедра распространяются кедровкой, бурундуком, белкой, соболем и другими животными, которые питаются кедровыми орешками. Кедровые орешки очень питательны, они содержат 65 процентов масла, богаты белком и витаминами.

ЗАГАДКИ

Есть в тайге сибирской кедры,

На орехи кедры щедры.

Знают белки, знают мышки,

Что искать их надо в… (шишке)

к оглавлению ↑

КЛЕН

Расскажите детям о деревьях

В густой синеве,

Апельсиново-ал,
Кленовый листок

Надо мною летал.

Я следом бегу:

Он, как будто дразня,

Куда-то манил

За собою меня. 

Листок,

Утомившись кружить в вышине,

Доверчиво сел

На ладошку ко мне.

(Г. Осинова)
Клён легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Особенно красив клен осенью. Листочки на клене окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. Сложно удержаться и не собрать букет из листьев.
Клен встречает самым первым

Осени приход.

Кружит в воздухе веселый

Листьев хоровод,

Землю быстро укрывает

Золотым ковром —

Пусть родная засыпает

Долгим зимним сном.

Весной клен пробуждается одним из первых. Как только начинает таять снег, корни клена впитывают влагу из земли и гонят ее по стволу к веткам. Если в это время сделать на дереве надрез, из него потечет сок. Кленовый сок сладкий, содержит 2-3 процента сахара.

В конце апреля клен начинает цвести. Цветочки у него малозаметные: мелкие, желтовато-зеленые, но у них сильный привлекательный запах. К тому же в это время не так много цветущих растений, поэтому пчелы и другие насекомые устремляются к клену, собирают сладкий нектар и опыляют растение.

Плоды клена похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их по окрестностям.

Клен — дерево быстрорастущее. Молодые побеги, которые получают достаточно влаги, тепла и света, за год подрастают примерно на метр.

Древесина у клена белая, с красно-бурым или желтоватым оттенком. Она прекрасно строгается и сохраняет форму. Древесину клена можно легко гнуть, поэтому с давних времен ее использовали для изготовления музыкальных инструментов. Еще в IX веке славяне делали из клена гусли. В Средние века клен стал широко применяться в изготовлении струнных, смычковых и других музыкальных инструментов. Сейчас из клена изготавливают звонкие скрипки, гитары. А еще из клена изготавливают лыжи, быстрые и легкие.

к оглавлению ↑

ЛИПА

Расскажите детям о деревьях
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой —

Не ломай меня!

Медоносным цветом

Зацвету я летом —

Береги меня.

В полдень подо мною

Спрячешься от зноя —

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою —

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый,

Наберемся силы —

Ты люби меня.

А дождешься срока,

Выйдешь в мир широкий —

Не забудь меня!
Липа — стройное дерево с густой кроной. В жаркий летний день в ее тени всегда прохладно,
поэтому липу сажали в парках старинных дворянских усадеб.

В отличие от многих деревьев липа цветет довольно поздно — в конце июня — начале июля. Цветочки у нее желтовато-белые, собраны в небольшие гроздья. Выглядят они малопривлекательно, зато выделяют большое количество нектара. Липа — лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.

За день цветок липы выделяет 2-3 миллиграмма нектара. В липовом меде много полезных веществ. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах.

Зимой липа привлекает соек, дятлов, белок — липовые плоды остаются зимовать на дереве. Вот и спешат лесные обитатели полакомиться.

Липа — хорошая соседка для других деревьев. Под липой никогда не бывает старых опавших листьев, они быстро перегнивают и возвращают в почву питательные вещества, в том числе необходимый растениям кальций.

Древесина у липы — однотонная, белая, без оттенков, и мягкая. Издавна из нее вырезали наличники для окон, делали резную кухонную посуду, игрушки, музыкальные инструменты.

Из коры молодых лип раньше драли лыко, из которого плели лапти.
ЗАГАДКА

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают:

Шкурку тонкую снимают.

(Липа)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Сосна кормит, липа одевает.

к оглавлению ↑

ОЛЬХА

Расскажите детям о деревьях
Научилась ольха понемножку
Надевать за сережкой сережку,
А когда совсем подросла,
Две сережки тебе поднесла.

И вовсе она не модница,

Да так уж на свете водится:

Каждому хочется подрасти,

Каждому хочется расцвести.

(Е. Серова)
Ольха — дерево невысокое, с тонким, часто кривым стволом. Кора у него серо-зеленоватая, всегда гладкая, даже у старых деревьев.

Цветет ольха ранней весной, еще до появления листьев на ветках распускаются длинные сережки. По давнему обычаю выходили девушки смотреть, как ольха цветет. С красотой ольхи сравнивали красоту девушки. Расцветает она пышным цветом, как и девушка-красавица. На цветущую ольху пчелы собираются, на красивых девушек парни засматриваются. Пчеловоды старались ко времени цветения ольхи пчел из ульев выпустить, чтобы они с клейких листочков собирали себе пищу.

Листья у ольхи сверху матово-зеленые, снизу серозеленые. Даже осенью они не изменяют цвет, так и падают на землю зелеными. Опавшие листья ольхи богаты азотом. Этот элемент необходим для нормального развития растений. Листья ольхи перегнивают достаточно быстро и обогащают почву азотом.

Корни ольхи живут в тесном симбиозе с определенными почвенными бактериями. Для этого они образуют специальные клубеньки, как у бобовых культур. Но в отличие от бобовых в них поселяются не бактерии, а так называемые лучистые грибы. Они усваивают из воздуха азот и возвращают его в почву. Там, где растет ольха, значительно улучшается почва. Это дерево очень полезно для леса.

Корни у ольхи располагаются на небольшой глубине, и на них часто вырастают главные побеги. Ольха растет очень быстро и поэтому первой заселяет вырубку, заброшенные пашни. Ольху часто высаживают для укрепления грунта на отвалах или свеженасыпанных почвах.

Древесина у ольхи имеет оранжевый оттенок. Свежий ольховый пень ярко-оранжевого, почти апельсинового цвета.

Ольховая древесина, вымоченная в воде, прочная, не поддается гниению. Издавна на Руси из нее делали колодезные срубы. И сейчас ее используют для строительства подводных сооружений.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

• Ольха зацвела — сей гречиху.

• Запылила серая ольха, распустила золотисто-зеленые барашки ива-бредина, запел жаворонок — пора выходить на пашню.

• Коль бабье лето ненастно — осень суха, суха, как черная ольха.

к оглавлению ↑

ОСИНА

Расскажите детям о деревьях
Осинку
Окрасила

Осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль —

Облетает.
(В. Лунин)
Даже в безветренную погоду в осиновом лесу листьев, словно они постоянно о чем-то перешептываются. Если же подует ветерок, осиновые листочки начинают раскачиваться и шелестеть.

Вам, наверное, приходилось слышать выражение: «дрожит как осиновый лист». Так говорят о человеке трусливом или охваченном страхом. Возникло это выражение не случайно. С давних пор люди подметили, что при малейшем дуновении ветерка листья осины начинают шелестеть — «дрожать». Почему так происходит? Листья у осины округлой формы, сидят на длинном черешке. При движении воздуха они начинают раскачиваться, ударяться друг о друга и шуметь. Интересно, что у молодых побегов листья совершенно не похожи на листья взрослого дерева. Они крупнее, мягче, слегка опушены, с заостренной верхушкой. Черешки молодых листьев короткие и круглые в сечении, и «дрожать» они не могут.

Цветет осина ранней весной. Еще не успели распуститься листья, а осина покрывается длинными мохнатыми сережками. Осенью листья осины одними из первых приобретают нарядную окраску разных оттенков: от нежно-желтых до ярко-багряных.

Плоды у осины созревают осенью. Семена у нее легкие, мелкие. Благодаря пушистому хохолку разлетаются на большие расстояния. Молодые осинки отличаются быстрым ростом. Молодые деревца (до 30 лет) ежегодно вырастают на 1,5-2 метра. Продолжительность жизни у осины 60-80 лет.

С давних времен древесину осины использовали как отделочный материал при постройке деревянных церквей. Из нее резали лемех — узорчатую дрань, которой покрывали купола. Правильно высушенная древесина по прочности уступает лишь дубу и сосне, поэтому она пригодна для изготовления лодок и лыж.

ЗАГАДКА

Что за дерево стоит —

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

• Осина в сережках — урожай на овес.

• Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.

• Осенью одна ягода — горькая рябина, одно дерево — горькая осина.

к оглавлению ↑

СОСНА

Расскажите детям о деревьях

Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Сосны — деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Нижние сучья на соснах быстро отмирают, так как питательные вещества в нижней части деревьев расходуются быстрее, чем накапливаются в процессе фотосинтеза. Поэтому сосновый лес напоминает светлый храм с величественными колоннами. Жители Северной Европы создали много сказок об этом дереве. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробов.

Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе.

Сосны — растения светолюбивые, любят простор и солнце. Посмотришь на сосновый бор и кажется, что сосны так и тянутся вверх, поближе к солнышку.

Сосны можно встретить на песчаных почвах, на болотах, на скалах, среди расщелин. Они не капризны и могут приспосабливаться к разным условиям.

Корни у сосны мощные, большие. На песчаных почвах корни устремляются вниз, добывая живительную влагу. На болотистых почвах они поджимаются, спасаясь от излишней влажности.

Сосны — самые древние деревья на нашей планете. Сосна обыкновенная, распространенная в средней полосе, растет 300-500 лет. В Северной Америке встречаются сосны-долгожители. В высокогорных районах Калифорнии растет сосна остистая. В 1955 году одну из таких сосен спилили. Оказалось, что ее возраст — 4900 лет. Она старше египетской пирамиды Хеопса. Сейчас все сосны-долгожители взяты под охрану государства. Среди них немало деревьев старше 4000 лет.
ЗАГАДКА

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке.

(Сосна)

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

• Много шишек на соснах и елях — к доброму году: и рожь, и жито — все придет.

• На бурю сосна, если внимательно прислушаться, звенит, а дуб — стонет.

к оглавлению ↑

ТОПОЛЬ

Расскажите детям о деревьях
Тополь — это знают все —
Чемпион по росту.

И достать мою макушку

Вам совсем не просто,

Потому что я за лето

Вырастаю на два метра.

Тополь и в самом деле одно из самых быстрорастущих деревьев средней полосы. Он
в короткие сроки достигает внушительных размеров. За год тополь вырастает на 1,5-2 метра. Это дерево неприхотливо и не требует особого ухода.

Тополь чаще других деревьев используют при озеленении улиц. Кроме быстрого роста, у него есть и другие преимущества. Это величественное стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой кроной великолепно вписывается в ландшафтный дизайн, украшает городские скверы, площади, улицы. В городе тополь играет роль санитара. Он очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу большое количество кислорода.

Давайте повнимательнее посмотрим на тополиные листочки. Сверху они блестящие темно-зеленые, а снизу — светлые с белым опушением. Такие опушенные листья способны улавливать из воздуха значительное количество пыли. Она оседает в волосках, а при сильных ливнях смывается и уносится стекающей водой. Если же пыли и копоти слишком много и воздух сильно загрязнен, тополиные листья подают сигнал бедствия — становятся мелкими, покрываются пятнами, редеют. Нужно принимать меры, ведь жить в таких условиях невозможно не только тополю, но и человеку.

Цветет тополь ранней весной, еще до того, как распустятся на нем первые листочки. Уже в конце мая на тополях созревают плоды — коробочки с большим количеством мелких семян. Семена эти покрыты длинными шелковистыми волосками — в народе их называют тополиным пухом. Коробочки лопаются, и на город обрушивается «белая метель». Тополиный пух, словно снег, покрывает землю и деревья.

— Признавайся нам, петух,

Почему повсюду пух?

Ты — известный забияка!

Здесь была, наверно, драка?

— Не дерусь я восемь дней!

Пух летит от тополей!

(М. Дружинина)

Тополиный пух быстро впитывает влагу, создавая тем самым хорошие условия для прорастания семян. Тополиное семечко набухает за 4 часа, а через 8-10 часов у него появляется корешок.

Древесина у тополя мягкая и легкая. Из нее делают фанеру, бумагу. Тополиные почки используют в косметологии.

Добавлено в плейлист (избранное)

Удалено из плейлиста (избранное)

Достигнут лимит

  • Рассказ про сосну 1 класс окружающий мир
  • Рассказ про соседей на английском с переводом
  • Рассказ про сороку для детей
  • Рассказ про термометр для детей
  • Рассказ про сороку 4 класс