Рассказ про сову для детей дошкольного возраста

Рассказ о совах детям

Ушастая сова

Символом мудрости у многих народов является сова. В Древней Греции богине мудрости сопутствовала именно эта птица. А современные дети хорошо знают сову, благодаря сказочной истории о Винни-Пухе. Почему эта птица так привлекает людей, каковы её привычки и манеры?

Совы – это хищные птицы, ведущие преимущественно ночной образ жизни. Семейство совиных очень многочисленно и насчитывает более двухсот видов. В нашей стране это семейство представляют ушастая сова, неясыть и филин.

Самой крупной совой в нашей стране является филин. Длина его тела достигает 60-70 сантиметров, а крылья в полете распростерты почти на два метра. В народе его прозвали «пугачом» за жуткое уханье, которое он издает в ночном лесу. Желтовато-рыжее оперение со множеством темных пятен помогает филину хорошо маскироваться на деревьях. Глаза у филина огромные и желтые. На голове по бокам торчат перья, своеобразные «ушки», которые поднимаются торчком в минуты повышенного внимания. Филин умеет поворачивать голову на очень большие углы, оставляя при этом тело совершенно неподвижным. Охотится филин по ночам, вспугивая спящих птиц и хватая их на лету. Добычей его становятся и наземные животные. Огромные размеры филина позволяют ему хватать даже зайцев.

Гнезда филины не строят. Будучи грозными хозяевами леса, они способы выгнать любую птицу из ее жилища. А если поблизости удобных гнезд нет, филины спокойно обходятся небольшой ямкой на земле, устилая ее своими перьями. Как и у многих птиц, высиживанием птенцов занимается самка, а корм добывает глава семейства. А когда птенцы подрастают настолько, что корма, приносимого отцом, не хватаем, к добыче пропитания присоединяется и мать. Птенцам филина присущ определенный эгоизм – недоеденные куски добычи они прячут на ночь под себя.

В обычных ситуациях филин только ухает, но, встретив соперника, он издает звуки, похожие на трагический хохот и взвизгивания. Именно эти звуки и пугают запоздалых путников в ночном лесу.

Серая неясыть существенно меньше филина и на ее голове отсутствуют ушные перья. Оперение у этих птиц неприметное, под цвет стволов деревьев, за что их и называют серыми. Глаза у неясыти темные. Подобно филинам, они охотятся по ночам за птицами. Наземная добыча у них поменьше – это ящерицы и полевые мыши. Летают неясыти абсолютно бесшумно и подают голос, только приближаясь к дуплу, в котором их дожидаются птенцы. А вот птенцы, начиная летать, обычно задевают крыльями ветки деревьев, но со временем и они овладевают искусством бесшумного полета.

Ушастая сова, согласно своему названию, имеет на голове два пучка перьев. Окрас оперения – серо-бурый, с пестрыми пятнами. Селится она, в основном, в хвойных лесах, отыскивая брошенные другими птицами гнезда. Питается полевыми мышами, но во время ухода за потомством может охотиться и на птиц. Характер у этой птицы спокойный, других обитателей леса она особо не тревожит, предпочитая надежно скрываться в своем гнезде.

Совы на зиму остаются жить в лесу. В особо трудные времена они начинают в поисках пищи вылетать на открытые пространства и могут даже залетать в городские парки и рощи, где их с удивлением и любопытством рассматривают местные жители.

Автор текста: Лев Поясникин

Как-то Старик поссорился с Совой: она назвала его другом, а он сказал, что они не друзья. Сова решила больше не прилетать на его поле охотиться на мышей. Тогда мыши осмелели, стали вдоволь зерна наедаться, шмелиные норки разорять. Шмели перестали клевер опылять, коровам стало нечего есть, и они молоко перестали давать. Тут пришлось Старику идти к Сове прощения просить.

«Сова» читать

Сова - Бианки В.В.

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.
— Здорово, — говорит, — друг!

Сова - Бианки В.В.

А Старик ей:
— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.

Сова - Бианки В.В.

— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.
А Старик:
— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Сова - Бианки В.В.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

Сова - Бианки В.В.

А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.

Сова - Бианки В.В.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Сова - Бианки В.В.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают.

Сова - Бианки В.В.

Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.

Сова - Бианки В.В.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Сова - Бианки В.В.

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Сова - Бианки В.В.

❤️ 511

🔥 352

😁 352

😢 208

👎 196

🥱 247

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Дети находятся в группе

Ответы детей

Дети занимают свои места

— Ребята, к нам пришло сообщение.

— Хотите узнать, что в нём?

— Тогда ,устраивайтесь поудобнее, и мы прочитаем письмо.

Звучит сигнал (слайд1 клик «звук» ) и на экране появляется конверт (сл.1кл.1 )

Ответы детей

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам письмо медвежонок Мишутка (сл.2 клик 1).

У нас в лесу случилась беда, появился неизвестный зверь, который летает по ночам и пугает всех в лесу (сл.2 кл.звук).  Я не знаю, кто он такой, а как выглядит, могу рассказать.

— Ребята, скажите, а звери летают?

— Так кто же тогда поселился в лесу? Зверь или птица?

Воспитатель читает письмо (сл.2)

Ответы детей

— Ребята, а хотите помочь медвежонку узнать эту птицу?

Ответы детей

Дети рассматривают разрезные контуры разных птиц

По описанию выкладывают портрет птицы, которая живёт в лесу

Ответы детей

Дети слушают рассказ воспитателя и смотрят презентацию

Дети играют

Ответы детей

Ответы детей

Философские рассуждения детей

Дети разукрашивают контур совы

— Тогда я предлагаю вам составить портрет птицы по описанию.

— Что есть у всех птиц? (Голова, клюв, два крыла, две ноги, покрыты перьями, появляются из яйца)

  • Составление коллажа птицы

— У вас на столах лежат нарисованные части тела от разных птиц: лапки, головы, хвосты, туловища.

— По Мишуткиному описанию предлагаю сложить портрет птицы, которая живёт в лесу.

Голова большая, круглая, с большими немигающими глазами, клюв – крючком. Туловище – овальное, пестрой окраски. Лапы короткие, с крепкими, острыми когтями. Хвост короткий, закругленный.

— Какая птица у вас получилась? Молодцы, ребята – это сова.

  • Рассказ о сове

        Совушка – сова

          Большая голова,

      На суку сидит,

        Головой вертит

В самом деле, у совы – большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые, немигающие глаза. Сова великолепно видит в темноте, у нее очень хороший слух. Пышное оперение совушки защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий, короткий хвост помогают летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Сова – хищная птица. Она охотится по ночам за мелкими грызунами и птицами (мыши, воробьи и т.д.) (сл.6 кл.1), а днем – спит, спрятавшись в глубоком дупле (сл.6 кл.2).

Свои гнезда совы строят в глубоких дуплах, в развалинах домов (сл.7 кл1).

Весной птица откладывает белые блестящие яйца (сл.7 кл2). Сова насиживает их целый месяц. Новорожденные совята покрыты мягким серым пухом (сл.7 кл.3). Они слепые и глухие, но через неделю малыши обрастают перышками, у них открываются глаза и ушки. Вскоре, любопытные совята начинают по очереди выглядывать из гнезда (сл.8). Придет время, и родители – совы, негромко посвистывая, позовут детей, и те неуклюже вывалятся из гнезда – и полетят! (сл.9 кл.1) Птенцы растут быстро и вскоре, повзрослевшие совята, покинут родное гнездо и начнут самостоятельную жизнь (сл.9 кл.2)

  • Физкультурно – оздоровительная пауза  

          Подвижная игра “Ночная охота”

У совы, у совушки
Пёстренькие перышки
Голова большая очень
Вылетает птица ночью

  • Упражнение в словообразовании

— Ребята, почему сова вылетает ночью?

– Охота ночью называется “ночная охота”

Как будет называться охота:

Утром – Зимой (сл.10 кл.1)
Днем – Весной –
Вечером – Летом (сл.10 кл.2)
Ночью – Осенью –

— Умнички, хорошо поработали!

  • Составление пищевой цепочки:

         колоски зерна— мышь— сова

— Кем питается сова? (Мышами)

— Чем питаются мыши? (Зерном)

— Что произойдет, если все совы исчезнут? (Будет много мышей и не будет зерна)

— Что произойдет, если не будет мышей? (Не будет сов)

— Что произойдет, если не будет зерна? (Мыши и совы погибнут от голода).

— В природе все взаимосвязано. Поэтому мы с вами не должны вмешиваться в жизнь растений и животных.

  • Рассматривание иллюстраций

— Посмотрите на эти картинки, что там изображено?

— Правильно ли поступают дети?

— Почему нельзя стрелять в птиц из рогатки?

— Почему нельзя разорять птичьи гнезда?

— Ребята! Как хорошо, что вы понимаете , как важно не забывать, что птицы – живые существа, такие же, как и мы с вами, что они меньше нас и не могут себя защитить, поэтому мы не должны их обижать.

  • Раскрашивание контура совы

— Мы с вами совсем забыли о Мишутке, мы ведь знаем, кто поселился рядом с ним. Посмотрите на листы бумаги, кто нарисован? (Сл.13). Давайте раскрасим ее и отправим Мишутке в лес. Он будет очень благодарен вам за помощь!

Слайд3(Птицы)

Воспитатель читает продолжение письма

Сл.5 (Сова)

Презентация

Выбирается “сова”, остальные дети – “мышки”. “Мыши” – играют. Воспитатель говорит слова. На слова “вылетает птица ночью” – “мышки” замирают. “Сова” облетает вокруг, и ищет детей, которые не замерли, и забирает их с собой в дупло

Воспитатель показывает схему – модель пищевой цепочки (сл.1 кл.1)

На иллюстрации изображены дети, стреляющие в птиц из рогатки и разоряющие гнёзда птиц

Слайд14 (Мишутка радуется)

Ответы детей

  • Ребята, что нового узнали вы на занятии?
  • Что показалось самым интересным?
  • Кого испугался Мишутка?
  • Как выглядит сова? Где живёт? Чем питается?
  • Что делает сова ночью, днём?
  • Как называется связь между зерном, мышью и совой?
  • Как нельзя поступать с птицами в природе?
  • Кому и для чего вы сможете рассказать о том, что узнали сегодня?

  • Рассказ про сову для 1 класса окружающий мир по плану
  • Рассказ про современных пожарных
  • Рассказ про современные танцы
  • Рассказ про современные игрушки
  • Рассказ про современную армию