Рассказ про суд осириса

Обновлено: 10.01.2023

1) Согласно верованиям египтян, после смерти человека по загробному миру (Дуату) его сопровождает Хранитель мертвых — бог с головой шакала — Анубис. На рисунке мы видим, как он за руку ведет умершего.

2) Пройдя через ворота Дуата умерший попадает в Зал Суда, где произносит отрицательные признания, делая множество заявлений о своей невиновности в грехах. Он говорит о том, что он не убивал, не воровал, не лгал и т.д. После этого начинается церемония взвешивания сердца. Анубис кладет сердце на весы, Бог Тот (с головой ибиса) записывает результат.

В верхней части рисунка нарисованы боги и богини, которые контролируют, что процесс взвешивания происходил по установленным правилам.

Мы видим, что сердце умершего не тяжелее перышка богини Маат, помещенного на противоположную часть весов. Это говорит о том, что он вел достойный образ жизни.

3) Теперь бог Гор с головой сокола ведет умершего его к Осирису.

4) Осирис сидит на троне, за его спиной стоят богини Исида и Нефтида. Перед ним — четыре сына Гора на вершине цветка лотоса.

Гор обращается к Осирису, рассказывает ему, что умерший успешно прошел процедуру взвешивания сердца.

Облик Осириса: лицо бога (согласно египетской традиции) окрашено в зеленый цвет не случайно: этот цвет египтяне связывали связывали с возрождением. На Осирисе — высокая белая корона с перьями с обеих сторон, Осирис облачен в белые одежды, в такие же одежды обычно завертывали мумии.

Описание древнеегипетского рисунка «Суд Осириса» по плану:

Папирус, на котором изображен посмертный суд Осириса над умершим создан по древнеегипетской Книге Мертвых.

  1. На изображении бог Анубис с головой черного шакала и телом человека ведет за руку умершего в белых одеждах. Он провожает его на суд бога Осириса, царя и судьи загробного мира.
  2. В центре зала стоят весы, с помощью которых определяется праведность усопшего. Умерший клянется, что не делал зла: не убивал и не воровал, не совершал других плохих деяний. Анубис кладет сердце человека на одну чашу весов, а на другую перышко богини Маат, а показания записывает бог Тот. Если весы остались в равновесии, то умерший считался оправданным перед богами, наблюдающими за судом. Если сердце перевешивало, то умершего съедала Амат с телом льва и головой крокодила.
  3. Бог Гор с головой сокола встречает оправданного умершего и провожает его дальше к богу Осирису.
  4. Осирис, владыка загробного мира восседает на троне с жезлом и плетью в руках. Позади него стоят две богини. Лицо Осириса зеленого цвета, этот цвет символизирует возражение. После встречи с Осирисом, оправданный мог отправятся в страну мертвых.

Подробное описание древнеегипетского рисунка суд Осириса

На рисунке изображен посмертный суд Осириса над усопшим.

Усопшего за руку ведет бог Анубис.

Бог с головой шакала или Анубис:

Перед судом усопший должен был произнести клятву отрицания, т.е перечислить все грехи и заверить богов, что ни в одном из них не виновен. Далее усопшего ждет взвешивание на весах Маат. На одну чашу весов кладут сердце усопшего, на другую страусовое перо, символ богини Маат.

Богиня Маат:

Вот интересная цитата по поводу этого взвешивания:

yLvD3gFXNP3a1mNAUqOEVw138zEmwcEy.jpg

Если сердце перевесит, то душа усопшего достанется пожирательнице душ Амт. На рисунке она изображена с головой крокодила.

Пожирательница душ Амат:

В взвешивании также принимает участие и Анубис. Рядом с весами стоит бог Тот с головой птицы, он следит за взвешиванием.

Бог Тот:

Если усопший был оправдан, то он вступал в Великий Чертог, где восседал владыка мертвых Осирис. На рисунке Бог Гор как раз ведет к Осирису усопшего, которого оправдали.

Бог Гор:

Осирис нарисован в окружении богинь Исиды и Нефтиды и сыновей Хора.

Бог Осирис и описание его облика:

xVKtVxkOrE9i7VRZHZOKVQoXscfhJuU9.jpg

Краткое описание суда Осириса

Опишем древнегреческий рисунок Суд.

  1. Бог с головой шакала — Анубис ведет умершего в белых одеждах в зал суда. Там уже приготовлены весы, на которых будет взвешено сердце человека и на одну чашу весов уже положено перо богини Маат. Под весами сидит зверь, готовый сожрать грешного.
  2. Умерший клянется в том, что при жизни он не совершал порочащих его деяний, деяний, которые считаются древними египтянами преступными. Его показания записывает бог Тот с головой птицы и листом папируса в руках. Если весы оставались в равновесии умерший считался оправданным и чистым перед богами.
  3. Далее на рисунке мы видим бога Гора, который отводит оправданного к Осирису. У Гора также птичья голова, но на этот раз сокола.
  4. Сам Осирис восседает в стороне на богато убранном троне. Он в белых одеждах и позади него стоят две богини. Кожа Осириса зеленого цвета, ведь он бог возрождения. После того, как Осирису называли имя оправданного, тот мог отправляться в поля мертвых.

На папирусе нарисована процедура выявления грешности души умершего человека — этот ритуал, происходящий после смерти, представляли себе древние египтяне . Процедуру совершают египетские боги, которые выглядят иначе, чем человек. Один бог имеет голову шакала и его имя Анубис — он за руку ведёт умершего к весам для взвешивания его сердца и умерший рассказывает, что он сделал в жизни плохого и хорошего и перо богини Маат, положенное в другую чашу весов показывает, как отвечает умерший, справедливо или нет. Бог Тот, который стоит у весов имеет голову птицы с длинным клювом — он пишет показания умершего. Для устрашения умершего, чтобы он говорил правду, под весами сидит чудовище с зелёной головой крокодила, которое готово растерзать умершего за сказанную неправду. После взвешивания умершего другой бог по имени Гор, голова которого изображена соколиной, ведёт к богу Осирису, который восседает на троне весь облачённый в белые одежды, скрывающие его тело и только лицо и руки мы видим незакрытыми, а они у него зелёные, что говорит о том, что Осирис возродился из мёртвых после того, как был убит своим братом Сетом. Сзади трона стоят две богини, имеющие нормальный цвет лица.

Как описать древнеегипетский рисунок на папирусе Суд Осириса по плану

Древние египтяне были очень набожными людьми, они верили в загробную жизнь и готовились к ней. У них была так называемая «Книга мертвых», это сборник текстов, который помогал умершему в царстве мертвых, ведь там его ждало много испытаний.

Одно из самых сложных испытаний и был суд Осириса, бога возрождения. На рисунке из этой книги изображен как раз этот суд. Три фрагмента слева направо:

  • Бог с головой шакала Анубис приводит умершего на суд,
  • Анубис взвешивает сердце умершего,
  • Бог Гор подводит умершего к Осирису.

Опишем рисунок по плану.

  1. Бог с головой шакала — Анубис. Это покровитель умерших, бог бальзамирования. Религия Древнего Египта развивалась, поэтому сначала этого бога изображали в виде шакала, позже это был человек с головой шакала. Роль Анубиса на суде Осириса такова, что он следит за взвешиванием сердца умершего и он же приводит умершего на этот суд. Анубис бальзамирует тело, такие эпизоды можно видеть на других папирусах или росписях.
  2. На суде Осириса взвешивали сердце умершего — на одну чашу клали сердце, на другую перышко богини Маат. Самый лучший исход, когда их вес был одинаков. В этом случае умерший попадал в царство мертвых. При плохом исходе, когда сердце перевешивало, то душу умершего сжирала Амат и теперь уже действительно наступала смерть. На рисунке мы видим, что бог Тот с головой Ибиса записывает показания взвешивания на дощечке. Умерший говорит, что не совершал плохих поступков, перечисляет каких именно, их около 40, обращается к каждому из 42 богов, которых мы видим наверху рисунка.
  3. На нашем рисунке сердце умершего не перевесило перышко Маат и бог Гор с головой сокола ведет умершего к Осирису. Гор сообщает Осирису о том, что умерший вел праведную жизнь.
  4. Бог Осирис восседает на троне, на нем белые одежды, а кожа зеленого цвета. Осирис — бог возрождения, царь загробного мира. Его изображали в виде мумии. Корона у Оириса из стеблей папируса. Осирис возродился из мертвых, но остался богом для в загробном мире. Исида и Нефтида стоят за Осирисом. Перед Осирисом мы видим цветок лотоса, на котором изображены сыновья Гора.

На рисунке изображены древние Микены. В эпоху, описанную Гомером, Микены были одним из центров греческого мира, а правителем в городе был царь Агамемнон. Из курса истории мы знаем, что только царь и его семья могли жить во дворце на вершине холма, следовательно, на заднем плане автор нарисовал дворец Агамемнона.

Сам город окружен высокими массивными стенами, построенными таким образом, чтобы дать возможность защитникам города расположиться на них так, чтобы метать копья и камни в любого, кто приближается к воротам цитадели. Но в данный момент на стенах расположились женщины, они с грустью и надеждой смотрят на уходящих в поход мужей, сыновей и братьев, понимая, что обратно возвратятся не все.

На переднем плане картины изображены микенские воины, одетые согласно традициям своего времени: в шлемы, наколенники и килты. Они хорошо вооружены: в руках держат копья и щиты. Щиты держатся на левом плече при помощи ремня, грудь воина защищает кольчуга. Мы знаем, что в качестве резервного (запасного) оружия каждый воин имел метательный нож или меч. Поскольку это оружие небольшое по размеру, на рисунке его не видно.

Возглавляет процессию колесница, в которой находятся два человека — возничий и хорошо вооруженный воин. Микенцы использовали в боях колесницы, управлявшие ими воины считались элитой греческой армии.

Штурм Карфагена римскими войсками подвел черту под Пуническими войнами. Осада Карфагена длилась больше года. Женщины города стриглись на голо, что бы из волос сплести веревки и канаты для катапульт, но враг все же ворвался на улицы города. Спрашиваешь кому больше сочувствуешь? Представь — ты давно голоден, ты ранен, и не спал одним богам ведомо сколько, но на улице, где ты еще ребенком играл — враг, безжалостный и беспощадный, а за твоей спиной мать, сестра, возможно уже и жена есть и дети, их удел грабеж, изнасилование и продажа в рабство (если выживут), кстати, рабство никак не обеспечивало выживание, а вот ежедневное унижение насилие, побои и пр. радости гарантировало, а теперь скажи мне на чей стороне должны быть симпатии? Нет, можно представить себя и римским легионером, который, собственно, и желает дорваться до всего перечисленного (грабеж, насилие и т.д.). Подобные веселые парни на нашу землю приходили, у них еще на ремнях было написано»С нами Бог», а до них были другие и нет им числа. Карфагеняне не были белыми и пушистыми. Взятие Карфагена — это 3-я Пуническая война, но когда враг у ворот у тебя есть только один выбор, только одна судьба и только один исход.

На рисунке изображены скрывающиеся христиане. Центральное место композиции — пастор, с посохом. Вокруг несколько христианских семей. Вообще первые христиане не часто скрывались, т. к. старались открыто выходить к своим противникам, часто собирались под открытым небом, но без центрального общинного костра и без архитектуры. Скрывались они в катакомбах и пещерах. Тут изображено что-то вроде городской катакомбы, вероятно, во время Неронских гонений 3-го века. Первые христиане были андеграундом, меньшинством, поэтому и жили обособленно. Так же у них не было как такового жречества, духовенства, и они избирали своих народных лидеров общин, как судей Израиля. их уклад был сильно похож на социал-демократический, но более воинственный, ревизионыый, отнюдь не жаждущий стабильности. Тексты они все хранили устно, бумаги тогда не было, ораторские речи толкали по памяти, если требовалось упоминать цитаты из писания. Рукоположение делали тоже достатчно фривольно, не было сформированных афтокефалий, не было пышных облачений расшитых золотом и имущество было все общее.

в то же время, пока горожане скрывались под городом, от пожаров, которые создавал Нерон,основной костяк христиан, не из мирян, а из монахов, жил в пустыне. Отцы-пустынники, основатели первых аскетических текстов, известные как анахореты, скрывались в египетской пустыне Вади-Аль-Нафрун, начиная с III века. Жили они полностью изолированно и верили что наступает конец света. Их радикальная форма аскетизма была вдохновлена книгой Апокалипсис, которая долго считалась апокрифом, без канонического статуса.

Церковь (собрание верующих), у иудеев (синедрион, синод, собрание) существует, согласно верованиям христиан, помимо реальных людей, еще на небесах, как церковь незримая, нерушимая.

так называемые церковные соборы, первые юридические заседания, где иерархи церкви решали доктринальные вопросы, начали проводить со времен принятия Римом христианства, с подачи Константина Великого. Первый собор прошел в городе Никеи в 325 году.

Попав в мир мертвых, египтянин должен был отчитаться перед Осирисом в том, что в течение жизни он не совершал никаких действий, противных богам. Перечень этих действий (не лгать, не воровать, не убивать, не завидовать, чтить родителей и т.д.) был очень схож с заповедями, данными Моисею.

В обоих случаях соблюдать правила и заповеди должны были все: от фараона до простолюдина, они были необходимым условием для попадания в царство блаженства (у египтян) или в рай (у иудеев).

Осирис у египтян воплощал моральный порядок вселенной, он судил каждого, бесстрастно и непредвзято, вознаграждая или наказывая его душу строго, но справедливо.

Десять заповедей составляют основу иудаизма, это правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни, правила, которыми и сегодня живет весь иудейский и христианский мир.

На суде Осириса душа умершего должна была дать клятву, что в течение жизни человек не совершал определенных грехов. Однако единого установленного списка грехов, который был бы применим ко всем, не существовало. Так, например, список грехов военачальника отличался от списка грехов, скажем, судьи или пекаря. Тем не менее, некоторые «вечные» грехи встречались почти у всех.

Вот, например, неполный список грехов из папируса Ани (книга Мертвых). Душа клялась, что человек при жизни:

  • не совершал грехов;
  • не воровал, не совершал мошеннических действий, не грабил, в т.ч. с применением насилия;
  • не убивал;
  • не похищал собственность Бога;
  • не лгал и не произносил проклятий;
  • не совершал прелюбодеяний и не занимался развратом;
  • не гневался;
  • был открыт словам правды и не богохульствовал;
  • не повышал голос и не относился с высокомерием к другим людям и т.д.

Человек, который мог после смерти сказать применительно к себе все перечисленные «не», считался хорошим человеком и мог рассчитывать на загробную жизнь.

Доп.инф-ю на тему Что общего между клятвой на суде Осириса и заповедями Моисея можно найти в этом вопросе.

Бог Оси́рис был царём Египта. Он научил египтян земледелию, лечить болезни, строить, читать и писать, заниматься науками. Это было счастливое время.

Как-то Осирис вернулся после удачного военного похода и решил устроить пир в честь своей победы. Сет изготовил драгоценный саркофаг, принёс его на пир богов и предложил всем по очереди лечь в него — кому придётся впору, тому и достанется.

Осирис тоже подошёл к саркофагу и лёг в него, а Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку, залили свинцом и бросили в воды Нила. Унесло саркофаг течением Нила в море, а там волны выбросили его на берег рядом с кустом вереска. Быстро вереск разросся и скрыл саркофаг внутри своего ствола. А потом его срубили и сделали колонну для царского дворца.

Исида , преданная и верная жена Осириса, отправилась на поиски мужа. Нашла она колонну, разрубила её, достала саркофаг с телом Осириса и вернулась с ним в Египет. Там спрятала она саркофаг в дельте Нила.

1920px-The_judgement_of_the_dead_in_the_presence_of_Osiris.jpg

Египтяне верили, что каждый год Осирис снова умирает, и тогда в стране начинается засуха. Но вот оживает Осирис, разливается Нил и расцветает вся природа.

Произведения древнеегипетской литературы — излюбленные легенды многих детей, подростков и взрослых, которые с помощью образов великих богов и бесстрашных смертных демонстрировали важность доброго сердца в жизни человека, учили нравственности и моральному спокойствию. Миф об Осирисе кратко, представленный ниже, можно назвать сказанием, способным научить благородству и честности, открыть важность справедливости и беззлобия.

Кто такие Осирис и Исида?

Осирис — царь Древнего Египта, который открыл народу искусство лечить и создавать. В годы царствования великого правителя египтяне научились земледелию, исцелению, строительству, чтению, письму и другим немаловажным наукам.

Исида — дочь бога земли, своим существованием олицетворяющая женственность и материнство. Была почитаема египтянами, ценилась каждым родом за доброе сердце, мудрость и неподдельной искренностью.

Краткий пересказ мифа об Осирисе

Миф об Осирисе и Исиде кратко

Узнав о том, что произошло, Исида отстригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась искать тело Осириса, заточенное в своеобразной клетке.

Спустя множество дней, пройдя через труднейшие испытания, богине удалось отыскать его. По возращении в Египет она спрятала саркофаг в Дельте Нила, в зарослях камыша, в надежде, что его не отыщут неприятели.

Однако Исида не оставила бедного Осириса в столь плачевном состоянии — благодаря Анубису она отыскала все части молодого, но мертвого царя, собрала воедино и оживила. Осирис, разумеется, не воскрес окончательно — в новом воплощении он начал царствовать в мире мертвых.

Что такое Иару? Аналог христианского Рая…

Вот последовательность Суда Осириса в Великих Чертогах 2-х истин:

1. Умершего сопровождает Анубис — бог бальзамирования, он изображался как черный шакал или собака с человеческим телом, а также боги Гор и Тот, богиня Исида, и павиан (священное животное, посвящается Тоту)

3. Ритуал психостасии (в переводе: душа + неподвижный): взвешивают сердце умершего, его вынимает Анубис: на второй чаше весов лежит перо богини истины Маат (страусовое)

4. Если равновесие нарушено — значит, сердце отягощено грехами

5. Грешника пожирает Ампт– чудовище, которое охраняет весы: с головой крокодила и туловищем бегемота

6. Тот записывает результат.

Религия Древнего Египта включала в себя множество богов.

Что такое Иару? Аналог христианского Рая…

Вот последовательность Суда Осириса в Великих Чертогах 2-х истин:

1. Умершего сопровождает Анубис — бог бальзамирования, он изображался как черный шакал или собака с человеческим телом, а также боги Гор и Тот, богиня Исида, и павиан (священное животное, посвящается Тоту)

3. Ритуал психостасии (в переводе: душа + неподвижный): взвешивают сердце умершего, его вынимает Анубис: на второй чаше весов лежит перо богини истины Маат (страусовое)

4. Если равновесие нарушено — значит, сердце отягощено грехами

5. Грешника пожирает Ампт– чудовище, которое охраняет весы: с головой крокодила и туловищем бегемота

Читайте также:

      

  • Оперативная память кратко и понятно
  •   

  • Марпол приложение 4 кратко
  •   

  • Миссия тату салона кратко
  •   

  • Концептуализм пьера абеляра кратко
  •   

  • Место экологии среди биологических наук кратко

Суд Осириса

Суд Осириса

Глава 125 «Книги мертвых» посвящена суду Осириса. Во вступительной части усопший, стоящий перед входом в зал суда, который охраняет бог мертвых Анубис, описывает богу путь, который он проделал, и святилища, которые посетил. После того как он называет имена богов в зале Двойной Маати — богини истины и порядка, створки дверей, запоры и даже пазы для петель позволяют ему войти.

Вступив в зал, умерший заявляет, что знает имя Осириса и имена сорока двух богов египетских номов (земель), помогающих Осирису в проверке душ, и что он не совершил грехи, которые подробно перечисляет по статьям:

1) не совершал дурных поступков; 2) не обижал членов своей семьи; 3) не совершал дурного в святом месте; 4) не имел порочных друзей; 5) не творил зла; 6) не перегружал своих людей работой; 7) не стремился к почестям; 8) не обращался жестоко со своими слугами; 9) не презирал бога; 10) не покушался на чью-либо собственность; 11) не делал неугодное богам; 12) не чернил слугу перед его господином; 13) не причинял никому страданий; 14) не прогнал голодного; 15) не заставил никого плакать; 16) на совершал убийства; 17) не приказывал никому убивать; 18) не причинял страданий; 19) не крал подношений в храме; 20) не крал хлеба, пожертвованного богам; 21) не крал хлеба, пожертвованного духам; 22) не прелюбодействовал; 23) не осквернял себя в святилище бога своего города; 24) не обманывал при расчетах; 25) не отнимал ничью землю; 26) не покушался на чужую землю; 27) не обманывал торговца; 28) сам не жульничал при торговле; 29) не крал молоко у детей; 30) не угонял чужой скот; 31) не ставил силки на священных птиц; 32) не ловил рыбу на наживку из того же вида рыбы; 33) не перегораживал путь воде; 34) не обрушивал берег канала; 35) не гасил огонь, которому следовало гореть; 36) не лишал богов принесенного им мяса; 37) не угонял священный скот; 38) не препятствовал богу в его выходе.

«Я чист. Я чист. Я чист. Я чист», — повторял умерший. После того как умерший произносит эту «исповедь», он обращается к каждому из сорока двух божеств, утверждая, что он не совершал такого-то греха. Знанием имен этих божеств «подсудимый» обезоруживает их, и они не смеют выступить против него. Кроме этого, в главе 30 «Книги мертвых» умерший магическим заклинанием заставляет свое сердце не свидетельствовать против него: «Не выдумывай против меня клеветы перед великим богом, владыкой Запада! Ведь от твоего благородства зависит признание меня праведным».

Перед лицом Осириса в присутствии Великой Эннеады (Девятка) богов (в другом варианте — Большого и Малого Совета богов) происходит психостасия — взвешивание сердца умершего. Сердце в данном случае выступает как символ совести покойного, причем противовесом сердцу на весах богини Маат служит страусовое перо — символ Маат, олицетворяющее истину (иногда на иллюстрирующих суд виньетках перо заменяет фигура самой богини). Сердце должно весить столько же, сколько перо Маат. На одних виньетках на опоре весов изображена обезьяна писца богов Тота, на других — голова Маат, или голова Анубиса, или голова Тота. Иногда взвешивание сердца производит Анубис, иногда Маат либо Гор. За результатами взвешивания следит Тот и записывает их на дощечке. Рядом с весами находится пожирательница душ Амт.

В зал суда умерший входит один или в сопровождении жены, но на некоторых виньетках его приводит туда Анубис, либо бог с головой собаки, держащий в левой руке нож, либо Гор — сын Исиды. Довольно часто Осирис изображен не один, а в сопровождении Исиды, Нефтиды и четверых сыновей Гора, которые стоят на цветке лотоса. Стебель этого цветка растет из вод озера, которое питается водами небесного Нила и служит источником воды для душ блаженных и богов.

Тот, обращаясь к Эннеаде, говорит, что покойный признан праведным. Тогда суд выносит оправдательный приговор: «Нет позволения, чтобы чудовище Амт Пожирательница овладело им; пусть дадут ему хлеб, кладущийся перед Осирисом, земельный участок в одну десятину, находящийся в Полях Иару». Уже будучи оправданным, умерший еще раз настаивает на своей праведности при выходе из зала и ведет диалоги магического характера с привратниками, дверями, докладчиками.

Гарантами вечной жизни были магия и ритуальная чистота — очистительные церемонии, соблюдение пищевых табу. Все это должно было устранить опасности, подстерегающие умершего в его загробной жизни.

Специальный бог Шексему, покровитель виноделия, был ответствен также за изготовление масел для притирания и бальзамирования; он призван был охранять мумию от повреждения и наказывать тех, кто пытался осквернить останки.

Уже в «Текстах саркофагов» возникает идея загробного суда, то есть вечную жизнь определяет в том числе и этический принцип. Суд и психостасия происходят либо в барке бога Солнца, либо на острове Огня, либо в Гелиополе или Абидосе; судья, обычно, — Ра или Осирис.

Со становлением идеи справедливого загробного суда преисподняя оказывается разделенной на сферы — светлое пространство близ богов и ад для грешников (сказка о Са-Осирисе). Описание наказаний содержится в «Книге амдуат», «Книге врат» и «Книге пещер». Грешники лишаются погребения — боги срывают погребальные пелены с «врагов, приговоренных к наказанию в Дуате»; они лишены общения с богами, тепла и света, их удел лишь темный хаос. Распространенное наказание — связывание и заключение. В «Книге врат» Гор объявляет: «Вы связаны сзади, злодеи, чтобы быть обезглавленными и перестать существовать». В «Книге пещер» преисподняя описана как тюрьма, из которой грешники не могут выйти.

Самым грозным наказанием считалось окончательное уничтожение всей сущности грешника: и тела и души. Души грешников существовали независимо от тела в перевернутом положении — вниз головой, они не могли воссоединиться с телом, чтобы жить полноценной загробной жизнью, а потому им предстояло полное и окончательное уни-чтожение. Такое уничтожение достигалось обезглавливанием или сожжением. В «Книге амдуат» грешников сжигают в котлованах, в «Книге пещер» казнь огнем совершается в специальных котлах, куда бросают головы, сердца, тела, души и тени грешников (что напоминает средневековые христианские поверья об аде).

Вместе с неуверенностью в том, что ритуал обеспечит загробное блаженство, рождается религиозный скептицизм. На одной египетской стеле умершая жена обращается к пережившему ее мужу с призывом наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях:

«…Следуй своим желаниям день и ночь. Не давай заботе места в твоем сердце. Ибо Западная страна — это страна сна и мрака, обиталище, где остаются те, кто здесь пребывает. Они спят в своем обличье мумий, они никогда не просыпаются, чтобы увидеть своих друзей, они не узнают ни своих отцов, ни своих матерей, их сердце больше не заботится об их женах и детях. На земле всякий наслаждается водою жизни, но я страдаю от жажды. Вода приходит к тому, кто пребывает на земле, а я жажду и не могу испить воды, которая есть здесь у меня. С тех пор как я пришла в эту долину, я не знаю, где я нахожусь. Я томлюсь по воде, которая течет здесь. Я тоскую по ветерку на берегу реки, который освежил бы мое сердце в его печали. Ибо имя бога, царящего здесь, звучит: совершенная смерть. Когда он зовет, все люди, трепеща от страха, приходят к нему. Для него нет разницы между богами и людьми, великие и малые равны перед ним. Он не оказывает никакой милости тому, кто его любит; он одинаково забирает и ребенка, отрывая его от матери, и старика. Никто не приходит поклониться ему, ибо он не проявляет милости к тем, кто ему поклоняется, он не ценит тех, кто приносит ему жертвы».

Вместе с тем диалог умершего Ани с богом Атумом (Новое царство, XVI–XI вв. до н. э.) пытается внушить оптимизм, предвкушение идеального блаженства на том свете:

Ани: «О Атум, что это, что я отправляюсь в пустыню? Там ведь нет воды, нет воздуха, она глубока-глубока, она темна-темна, она вечна-вечна!»

Атум: «Ты будешь в ней жить с удовлетворенным сердцем».

Ани: «Но в ней нет радостей любви!»

Атум: «Я дал просветление вместо воды и воздуха и радостей любви, умиротворение сердца вместо хлеба и пива».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сегодня мы хотим рассказать вам все возможное об одном из самых почитаемых богов египетского пантеона, которого звали Осирис. Это один из немногих богов Египта, которого почитали, боялись, уважали и любили на протяжении всей истории древнего государства. Судьба Осириса была очень тяжелой. Кроме того, ему прошлось пройти через множество испытаний прежде чем он стал тем, кем мы его привыкли знать. Осирис был богом сил природы, царем загробного мира и его верховным судьей. Но изначально он был великим фараоном, а впрочем, не будем забегать наперед и расскажем вам историю Осириса с самого начала.

Происхождение Осириса

Удивительно, но существует несколько легенд, связанных с одним только рождением Осириса. Кстати, это один из немногих богов, чья история почти целиком высечена на внутренних стенах пирамид V династии – “Текстах пирамид”. Именно из этих источников доподлинно известно, что Осирис являлся сыном Геба и Нут, а значит он был внуком Шу и Тефнут, которые являлись «детьми» Атума, переродившегося в Ра.

древний осирис

Интересный факт, Осирис – это греческий вариант произношения имени божества, более удобный для нашего восприятия. На самом деле, дословный перевод имени бога с египетских изображений должен звучать так (кстати, попробуйте произнести) «Wsjr» . Так что каждое поколение египтологов называют Осириса на свой лад: Асер, Аусар, Асар, Асари, Усир, Везер, Везир. Если перевести имя Осириса на русский язык дословно, то звучать оно будет как «всемогущий».

Что касается легенды о рождении, то дело было так. Однажды верховному богу Ра предсказали, что его место на троне фараонов займет сын богини Нут. Ра разозлился настолько, что проклял нут и запретил ей рожать детей в любые из 360 дней года. Богиня Нут, на тот момент, уже была беременна 5 детьми. В расстроенных чувствах, она стала просить мудрого Тота помочь ей. И он действительно помог. Согласно легенде, Тот отправился к богу Луны, Хонсу, играть в кости. Они играли 5 дней и Тот выиграл. Его требованием было увеличить год с 360 до 365 дней. Т.е. Ра запретил рожать Нут в любые из 360 дней, а неожиданные 5 дней он не учел. Согласно легенде, Осирис родился в первый из этих пяти дней, а за ним – и все остальные.

осирис бог чего

У Осириса были братья и сестры. Так, например, известно, что Нефтида и Исида были сестрами Осириса, а Сет – был его братом. Учитывая сложные кровосмешения того времени, не удивительно, что родственники переженились друг на друге. Таким образом, Исида стала женой Осириса, а Нефтида – женой Сета.

О детстве Осириса мало что известно, но точно известно, что в те времена боги являлись фараонами и правили людьми. Учитывая возраст, впоследствии найденного Тутанхамона, вполне можно предположить, что Осирис начала править очень рано. Т.к. Осирис был старшим сыном, то и родительский трон достался ему. Таким образом, Осирис стал 4 богом-фараоном, правившем в Древнем Египте.

испытания осириса

Нужно отдать должное Осирису – правил он просто великолепно, и во времена его правления Египет достиг небывалого развития. И не удивительно, ведь именно Осирис, во времена своего правления, отучил «дикарей» от подобного образа жизни и каннибальских наклонностей. Также именно Осирису приписывают земледельные успехи египтян, ведь именно он научил их выращивать пшеница, ячмень и полбу, выращивать виноградники и изготавливать из них вино, выпекать хлеб и варить пиво, а также обрабатывать медь и золото. Кроме того, некоторые источники гласят о том, что именно Осирис был первым из богов, который научил людей целительскому искусству, а также архитектуре и зачаткам религии.

Судьба Осириса

Долго правил Осирис на египетской земле, и все были им довольны, все его восхваляли, любили и почитали. Но, в то же время, популярность Осириса не нравилась его брату, Сету. И чем больше восхваляли Осириса, тем сильнее снедала зависть сердце Сета. И однажды обстоятельства сложились таким образом, что колодец с ненавистью Сета переполнился окончательно, а во что это вылилось мы и предлагаем вам узнать в следующей легенде.

Осирис и Сет

осирис и сет

А дело было вот как. Супруга Сета, Нефтида, завидовала сестре, мужа которой все любили и почитали, в отличие от ее собственного мужа, которого все ненавидели и боялись, и который приносил людям только страдания и несчастья. Легенда гласит, что Нефтида решительно начала приставить к Осирису, желая разделить с ним ложе.

Антон

Задать вопрос

Почему Нефтида решила изменить мужу с Осирисом?

Антон

Заметки об этом имеются среди надписей на пирамидах. Они гласят, что Нефтида устала от того безобразия, которое творил Сет, а также от того, что он приносил людям одни неприятности. В то же время она завидовала сестре, мужа которой все любили и почитали.

Одна из легенд гласит, что Осирис все-таки не выдержал и добровольно вступил в связь с Нефтидой. Но большинство других источников говорят о том, что Нефтида сумела забраться в постель Осириса обманом. Она приняла облик Исиды и провела с Осирисом ночь любви. От этого она забеременела, а впоследствии родила сына – Анубиса.

эннеада осирис и сет

Видимо, Сет все-таки что-то узнал о связи Нефтиды и Осириса, отчего чаша его ненависти переполнилась окончательно, и он решил отомстить брату за все сразу. Некоторые источники гласят, что Сет просто убил Осириса, поместил его тело в ящик и отправил плыть по Нилу. Однако на этот счет существует еще одна легенда, которой мы хотим с вами поделиться.

Смерть Осириса

Однажды Осирис вернулся в Египет, после удачных военных походов в Азии. Естественно, возвращение фараона, да еще и победоносное, сопровождалось шикарным пиром. На этом пире и случилось несчастье. Сет, боявшийся открытого противостояния Осирису, придумал хитрый план, который он и реализовал на пиру.

Смерть Осириса

Легенда гласит, что Сет нашел себе 72 помощника, с которыми он и явился встречать Осириса с похода. После всех стандартных поздравлений и восхвалений, сет приказал своим людям внести шикарный саркофаг. Однако саркофаг не был подарком Осирису, он был предметом спора. Дело в том, что хитрый Сет заявил, что подарит саркофаг тому из богов, которому он придется впору.

Т.к. саркофаг был изготовлен специально по меркам Осириса, то Сет ничем не рисковал и играл наверняка. Когда же Осирис лег на дно саркофага, подручные Сета моментально накрыли его крышкой, а все щели и отверстия залили свинцом. Но и этого показалось Сету мало. Он приказал своим подручным тайком вынести саркофаг к Нилу и утопить его там. Так и погиб Осирис, величайший из богов-фараонов.

осирис смысл

Кстати, по сей день, многие египтяне верят, что человек, утонувший в Ниле, является священным. Вполне вероятно, что данное поверье пошло как раз от легенды об Осирисе. Кстати, известна и настоящая дата смерти Осириса – это 17 ноября. Осирису на тот момент было 28 лет.

Осирис и Исида

Исида, прежде жестоко ревновавшая мужа, и даже просившая Тота о снадобье, которое поможет ей вернуть расположение супруга, узнала о смерти мужа и была сильно опечалена. Даже больше – она была в отчаянии, т.к. Осириса она полюбила, будучи еще совсем юной и эти чувства она пронесла не только до самого дня его гибели, но и намного дольше.

Осирис и Исида

Узнав о смерти мужа – Исида сбрила волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на его поиски. Судьба была благосклонна богине. Ей удалось найти саркофаг с мужем около одного из небольших городков Фив. На тот момент, саркофаг уже был обнаружен местным правителем Мелеккаретом, который изготовил колонну из дерева, которое оплело саркофаг. Исида объяснила ситуацию и получила разрешение правителя и его жены на то, чтобы забрать тело мужа, дабы похоронить его с почестями на родной земле.

Исида вернулась в Египет, вместе с телом Осириса, однако коварному Сету было мало одной только смерти брата. Дождавшись, когда Исида отлучится от тела Осириса, он прокрался к нему и разрубил его на множество кусочков. Легенда гласит, что тело Осириса было разделено на множество кусков (от 14 до 42), после чего все тот же Сет разбросал их по всему Египту.

Вернувшись к телу мужа, Исида увидела содеянное Сетом. Однако и это не остановило богиню, с ее намерениями. Вновь она отправилась на поиски частей тела Осириса. На этот раз, как гласит легенда, ей помогали Анубис и Тот. Вместе им удалось собрать абсолютно все части тела Осириса, за исключением одной. Недостающей частью тела был пенис Осириса, который Сет выбросил в Нил, и который съели рыба. Согласно легенде, Исида вылепила его из глины, освятила и прирастила к объединенному телу Осириса.

миф об осирисе и исиде

После этого Исида провела сложнейший ритуал, который сопровождался бальзамированием, со стороны Анубиса. Вместе им удалось оживить Осириса, но всего лишь на короткий промежуток времени.

По некоторым легендам, Исида смогла оживить Осириса только на одну ночь. Согласно другим источникам, Осирис был оживлен на 3 ночи.

Однако и этого времени хватило, чтобы Исида свершила свой задуманный план. За то время, на которое Осирис посетил мир живых, ей удалось зачать от него ребенка. Впоследствии, скрываясь, ей удалось родить, вырастить и воспитать сына Гора – невероятно могучего бога, которого впоследствии стали почитать как новое воплощение бога Ра.

Возмужав, Гор заявил о себе миру. Однако Сет совсем был не рад появлению на сцене отпрыска Осириса, которого он совсем не ожидал увидеть. Согласно легенде, долгое время бились боги, однако силы их были равны. В этом бою Гор потерял свой глаз (око Ра), но продолжил биться с Сетом на равных, не уступая ему. В конце концов, в битве они не смогли найти победителя и отправились решать судьбу весами правосудия верховных богов. Победа досталась Гору. По другой легенде, в тяжелой битве Гор все-таки сумел победить Сета именно в бою. Причем важно, победить, но не убить.

супруга осириса

Что случилось с Сетом, после сражения с Гором?

Антон

Большинство источников говорят о том, что верховный бог Ра, который изначально ему покровительствовал, не только оправдал его, но и пригласил в свою ладью, на которой он совершал ежедневные путешествия. Надо отдать должное и Сету, он исправился и добросовестно помогал Ра в его ежедневных сражениях со змеем Апопом.

Вернувшись к матери, Гор сумел воскресить Осириса и даже дал ему проглотить свое око, выбитое Сетом в битве. Однако, воскрешенный Осирис, не пожелал снова занимать земной трон. Вместо этого он пожелал отправиться в царство мертвых, владыкой которого он теперь хотел быть. Земной же трон перешел к Гору, тем самым, сделав его 5 богом-фараоном в династии.

Осирис, как владыка подземного мира

С тех пор, Осирис слал полноправным владыкой подземного мира. По одной из легенд, до этого подземный трон занимал Анубис, либо одно из его предыдущих воплощений. Тем не менее, воскресший Осирис, снова вернувшийся в подземный мир, запросто стал его владыкой. Вероятней всего, главные роли в этом сыграли отсутствие владыческих амбиций самого Анубиса, а также то, что Осирис проглотил око Ра (глаз Гора, выбитый Сетом).

осирис бог чего в египте

Рекомендуем по теме

Древние египтяне считали, что смерти, как таковой, не существует. Вместо нее существует что-то вроде глубокого сна. Именно поэтому они клали в захоронения людям все, что им может понадобиться в их следующей, загробной жизни.

К тому времени сформировалось полноценное представление о том, что из себя представляет подземный мир, и, в частности, суд Осириса. Согласно легенде, в подземном мире, помимо Осириса, находилось еще 42 бога, которые были его верными помощниками. Все вместе они и осуществляли суд над душой умершего человека, решая ее дальнейшую судьбу.

Душу умершего приводил Анубис, а сам суд проходил в Зале Двух Истин. А сам суд происходил в несколько этапов:

миф об осирисе

  1. Легенда гласит, что изначально душу человека заставляли произносить клятву, в которой он должен был перечислить отрицание смертных грехов, которые он не совершал. Например, не убивал, не воровал и т.д.
  2. После этого начиналась процедура взвешивания. Посреди зала стояли весы правосудия. Анубис брал сердце человека и клал его на одну из чаш весов. В этот момент, Тот брал перо с головного убора богини Маат и клал его на другую чашу весов. Если перевешивало сердце, значит человек вел грешную жизнь и совершал поступки, которым нет оправдания. Если же перевешивало перо или чаши уравнивались, то значит, что человек вел достойный и благочестивый образ жизни.
  3. В зависимости от показаний весов, дальнейшая судьба душ людей, и суда Осириса расходилось. Если человек оказывался достойным, то Осирис выносил вердикт, что он достоин попасть на благодарные поля Иару (по нашему – в Рай), где до конца своих времен он не будет знать горя и недостатка в чем-либо.
    Если же человеку выносился обвинительный приговор, то его съедало чудовище с телом льва и головой крокодила, имя которого Амат. Это существо всецело подчинялось Осирису и действовало по его приказу.

Примечательно, что грешная душа съедалась Амат, таким образом, впадая в небытие и забвение. Понятие об Аде, у древних египтян, отсутствовало, как таковое. Видимо, забвение и небытие для них было более страшным наказанием, чем вечные муки.

осирис история

Кстати, если в первом случае душа имела право на воскрешение и перевоплощение в новое тело, в новой жизни, то душа, съеденная Амат, не имела на это права. Т.е., смерть ее становилась окончательной и бесповоротной. О суде Осириса говорится в египетской Книге Мертвых. Сцена суда описывается практически на протяжении всей книги.

Возможно, именно поэтому Осириса боялись, любили и почитали больше, чем других богов. И не удивительно, ведь все равно каждому человеку, рано или поздно, предстояло предстать перед Осирисом на суде, где бог подземного мира выносил ему справедливый и заслуженный приговор. Возможно именно поэтому культ Осириса и был крайне популярным в эпоху Древнего Египта, а сам Осирис почитался как самый великий из богов.

Внешний вид Осириса и его атрибуты

храм осириса

К сожалению, на сегодняшний день не сохранились изображения Осириса, говорящие о нем в первой половине его жизни, до предательства Сета. Зато полно сохранилось изображений Осириса в облике владыки подземного мира. Практически всегда он предстает обернутым в белую ткань, символизирующую мумификацию.

Осирис – это один из немногих египетских богов, который полностью обладает человекоподобным обликом. Правда цвет его кожи – зеленый, что символизировало либо вещество, которым его обмазали Исида и Анубис, когда воскрешали, либо символизировало его связь с плодородием и Нилом.

Кстати, интересный факт, абсолютно на всех фресках Осирис изображается очень высоким. Даже в сидячем положении он выше многих египетских божеств. Логично предположить, что если бы он стоял прямо на ногах, то был бы намного выше остальных богов.

египетский осирис

Что касается нижней половины тела Осириса, то можно с уверенностью сказать, что они полностью обмотаны специальной мумифицирующей тканью. Практически на всех фресках Осирис изображается сидящим на своем подземном троне, а в руках он держит символы своей власти. А на голове его изображается своеобразная белая корона, именуемая атефом, обладающая красными перьями страуса.

Что касается символов Осириса, то у него их было несколько, и каждый символизировал определенную деятельность божества. Изначально, каждый из его символов говорил о том, что именно Осирис является основателем Великого Египетского Царства, а также символизируют его положение в подземном мире.

осирис бог чего в древнем египте

  1. Хек – магический скипетр (загнутый вверху жезл) – символ его власти в обоих мирах.
  2. Афлагеллум (нехех) – плеть, которая использовалась для сбора ладана.
  3. Корона его – это символ плодородия египетских земель, а также напрямую говорит о том, что именно Осирис был тем, кто научил людей возделывать пшеницу.
  4. Два страусиных пера на короне – символ величайшей власти и высочайшего ранга в пантеоне богов.

Насколько популярным был Осирис в Древнем Египте

к чему относится осирис

Сказать сильно – равносильно тому, что ничего не сказать. Все последующие, после Гора, фараоны, отождествлялись именно с ним, а умирая – они отождествлялись с Осирисом. В более поздние времена, египтяне начали верить в то, что Осирис является второй стороной души бога Ра.

Осирис был настолько популярным и востребованным божеством, что без преувеличения можно сказать, что любые похороны, любое погребение в Древнем Египте – это часть культа Осириса, который по популярности своей превосходил любые другие культы. А все дело в том, что египтяне уделяли слишком большое внимание смерти, а точнее загробной жизни, которая и начиналась как раз с суда Осириса.

Осирис был невероятно популярен во всех городах Древнего Египта. Практически в каждом городе был храм, в котором местные жители поклонялись богу подземного мира. Однако главным его центром считался город Абидос, в Среднем Египте. По легенде, именно там было похоронено тело Осириса, после того, как он не пожелал оставаться в мире живых и отправился править миром мертвых.

время осириса

Рекомендуем по теме

Более того, известность Осириса распространилась далеко за пределы Древнего Египта. В частности, о нем, в своих заметках, упоминали римские, греческие и даже галльские источники. Так, например, об Осирисе упоминали Плутарх и Геродот, Тибулл и Диодор.

Кстати, Геродот связывал Осириса с Дионисом, который в Древней Греции отвечал за виноделие. Но Дионис, в Греции, был отнюдь не такой важной персоной, как Осирис в Египте. Намного лучше будет выглядеть сравнение Осириса с Аидом и Персефоной одновременно, а в дополнение с Деметрой и Дионисом.

Также о популярности Осириса можно было судить по количеству праздников, проводимых египтянами в его честь. Знаменитая Колонна Джед отождествляется с позвоночником Осириса (во времена его расчленения). Данная колонна является одним из самых знаменитых символов Древнего Египта.

карта осириса

Из-за своей популярности, власти и особенностей, у Осириса было много имен и прозвищ, о которых вы также должны знать.

  1. Владыка Запада.
  2. Царь Мертвых.
  3. Владыка Маат.
  4. Существо Благое.
  5. Господин вечности.

Интересные факты об Осирисе

Большинство легенд и интересных фактов об Осирисе мы уже выложили, в нашей статье. Однако и напоследок мы оставили для вас несколько интересных моментов из мифологии, которые вам также должны понравиться.

Смерть и воскрешение

культ осириса

Интересно, но Осирис единственный бог в египетской мифологии, который умер. Да, впоследствии он был воскрешен, но мифология гласит, что в этот раз он решил умереть окончательно, заняв трон в подземном царстве.

Внешний вид

бог сын осириса

Осирис – первый из египетских фараонов, у которого была борода, Уаса и клафта. Правление Осириса считалось идеальным, поэтому все последующие фараоны Египта старались ему подражать и надевали искусственные бороды. Кстати, мы часто видим, что древних фараонов изображали именно таким образом, но не знали, что облик их пошел от самого Осириса.

Суд Осириса

легенда об осирисе

Во многих источниках, суд Осириса именуется судом Анубиса. Дело в том, что до появления Осириса в качестве правителя подземного мира, данную должность целиком и полностью выполнял Анубис. Впоследствии, он передал бразды правления отцу.

На этом, история величайшего из древнеегипетских богов подходит к концу. Мы постарались максимально раскрыть для вас образ этого божества, а также рассказать вам обо всех интересных моментах его существования. На этой ноте мы с вами и попрощаемся. Всем удачи и до новых встреч.

Осирис, Гор и Ра

осирис значение

Изначально Ра поддерживал Сета в его противостоянии с Гором. И лишь только после вмешательства Исиды он был вынужден изменить свою точку зрения. Кстати, известно, что Исида хитростью выманила у Ра его истинное имя, которое давало ему силу и знания. Возможно, именно это и сыграло решающую роль в поведении верховного бога.

Часто задаваемые вопросы

Почему Осирис изображался с кожей зеленого цвета?

Почему Осирис предпочел царство мертвых, царству живых?

Почему Осириса называли справедливым?

Прежде чем переступить порог Великого Чертога, умерший обращался к солнечному богу Ра:

— Слава тебе, великий бог, Владыка Двух Истин! Я пришёл к тебе, о господин мой! Меня привели, дабы я мог узреть твоё совершенство. Я знаю тебя, знаю имя твоё, знаю имена сорока двух богов, которые находятся с тобой в Чертоге Двух Истин, которые живут как стражи грешников, которые пьют кровь в этот день испытания [людей] в присутствии Ушефера.

«Тот, чьи близнецы любимые — Два Ока, Владыка Двух Истин» — таково имя твоё. Я прибыл, дабы узреть тебя, я принёс тебе Две Истины, я устранил ради тебя грехи мои.

Умершему внимала Великая Эннеада — боги, под предводительством Ра возглавлявшие Загробное Судилище, и Малая Эннеада — боги городов и номов. В Великую Эннеаду, помимо Ра, входили Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Хор, Хатхор, Ху (Воля) и Сиа (Разум). Головы всех судей украшало перо Истины — перо Маат.

Произнеся свою речь, умерший приступал к «Исповеди отрицания»:

— Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних. <-..> Я не грабил бедных. Я не делал того, что не угодно богам. Я не подстрекал слугу против его хозяина. Я не отравлял <…>.

Перечислив сорок два преступления и клятвенно заверив богов, что ни в одном из них он не виновен, умерший восклицал:

— Я чист, я чист, я чист, я чист, моя чистота — это чистота Великого Бену, что в Ненинесут. <…> Мне не причинят вреда в Великол Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там вместе с тобой.

После «Исповеди отрицания» умерший обращался к Малой Эннеаде, называя по имени каждого из сорока двух богов и снова заверяя их в своей непричастности к преступлениям. Затем боги начинали допрос умершего: — Кто ты? Назови свое имя. — Я нижний побег папируса. Тот, кто в своей Оливе. — Вот моё имя. — Откуда ты прибыл? <…> — Я прибыл из города, что лежит к северу от Оливы.

Когда допрос заканчивался, перед лицо Ра-Хорахте и Эннеад представали Мешент, «ангел-хранитель» Шаи, богиня доброй судьбы Рененут и душа Ба покойного египтянина. Они свидетельствовали о характере умершего и рассказывали богам, какие он совершал в жизни добрые и дурные поступки.

Исида, Нефтида, Селкет и Нут защищали покойного перед судьями. После этого боги приступали к взвешиванию сердца на Весах Истины: на одну чашу клали сердце, на другую — перо богини Маат. Если стрелка весов отклонялась, покойный считался грешником, и Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор, после чего сердце отдавалось на съедение страшной богине Ам(ма)т — «Пожирательнице», чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если же чаши весов оставались в равновесии, покойный признавался оправданным.

Отчего греховное сердце должно было быть легче (или тяжелей) пера Маат, строго говоря, неизвестно, есть только гипотезы. Так, например, ряд египтологов придерживается мнения (разделяемого и автором), что Весы служили для загробных судей своеобразным «детектором лжи»: взвешивание сердца производилось не после «Исповеди отрицания» и второй оправдательной речи, а одновременно с ними — на протяжении всего допроса сердце покоилось на чаше Весов, и если умерший оказывался виновным в каком-либо из преступлений, то, едва он начинал клятвенно утверждать обратное, стрелка немедленно отклонялась.

Автору представляется, что древнеегипетское мифическое действо взвешивания сердца символически выражает духовный смысл исповеди как таковой, смысл, одинаковый, по-видимому, во всех религиях, независимо от различий внешней атрибутики исповедального обряда.

Давно замечено, что человек, совершив противоречащий морали поступок, невольно (этот процесс бессознателен) ищет, а значит и находит, оправдание, суть которого обычно сводится к тому, что поступок был вынужден обстоятельствами, а не совершен свободной волей. Рассказывая о таком поступке или вспоминая о нём, человек испытывает потребность привести оправдывающие. его доводы; если же у него отсутствует такая возможность, им сразу овладевает некое внутреннее беспокойство, неудобство. В художественной литературе множество раз описано, как в такой ситуации хочется «отвести глаза», «сменить тему разговора» и т. п. Обряд же исповеди как раз и не допускает всякого рода оправданий — только «да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого». Таким образом, убедивший себя в собственной безгрешности (или, применительно к христианству, в искренности своего раскаяния в грехе) человек, заявив о своей безгрешности (раскаянии) вслух и будучи лишён возможности что бы то ни было добавить, сразу почувствует это самое внутреннее неудобство — «сердце изобличит ложь», и стрелка Весов отклонится.

Эннеада оглашала оправдательный приговор, и бог Тот записывал его. После этого умершему говорили:

— Итак, войди. Переступи порог Чертога Двух Истин, ибо ты знаешь нас.

Умерший целовал порог, называл его (порог) по имени, произносил вслух имена стражей и наконец вступал в Великий Чертог, где на тропе восседал владыка мёртвых Осирис в окружении других богов и богинь: Исиды, Маат, Нефтиды и сыновей Хора.

О прибытии умершего объявлял божественный писец Тот:

— Входи, — говорил он. — Зачем ты прибыл?

— Я пришёл, дабы возвестили обо мне, — отвечал покойный. — В каком состоянии ты пребываешь? — Я очищен от грехов. <…> — Кому я должен возвестить о тебе? — Возвести обо мне Тому, Чей свод из огня, Чьи стены из змей живых и Чей пол — водный поток. — Скажи, кто это? — спрашивал Тот. — Это Осирис.

— Воистину же, воистину [ему] скажут [имя твоё], — восклицал Тот.

С эпохи Древнего царства существовало и другое представление — что Загробный Суд возглавляет Ра. Это представление просуществовало вплоть до Птолемеевского периода, но пользовалось значительно меньшей популярностью.

На этом Суд заканчивался, и египтянин отправлялся к месту вечного блаженства — в Поля Иалу, куда его сопровождал «ангел-хранитель» Шаи. Путь в загробный «рай» преграждали врата, последнее препятствие на пути умершего. Их тоже приходилось заклинать:

— Дайте путь мне. Я знаю [вас]. Я знаю имя [вашего] бога-хранителя. Имя врат: «Владыка страха, чьи стены высоки <…>. Владыки гибели, произносящие слова, которые обуздают губителей, которые спасают от гибели того, кто приходит». Имя вашего привратника: «Тот, кто [вселяет] ужас».

В Полях Иалу, «Полях Камыша», умершего ждала такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Покойный ни в чём не знал недостатка. Семь Хатхор, Непери, Непит, Селкет и другие божества обеспечивали его пищей, делали его загробные пашни плодородными, приносящими богатый урожай, а его скот — тучным и плодовитым. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти — деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д. Ушебти — «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, «как заставить ушебти работать»: когда в Полях Иалу боги позовут покойного на работу, окликнув его по имени, человечек-ушебти должен выйти вперёд и откликнуться: «Здесь я!», после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят боги, и будет делать, что прикажут. Богатым египтянам обычно клали в гроб ушебти — по одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со списком 360 таких работников. В Полях Иалу при помощи магических заклинаний человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего хозяина.

О заупокойном культе в Древнем Египте пишет М. А. Коростовцев: «В основе культа лежали представления о том, что умерший после погребения продолжает жизнь, аналогичную земной, т. е. нуждается в жилище, еде, напитках и т. п., поэтому заупокойный культ прежде всего состоял в обеспечении умершим необходимых жизненных благ. Во времена Древнего царства фараон жаловал своим вельможам ещё при жизни гробницу. Те, кто не удостаивался такой награды, строили себе гробницу на собственные средства. В начальный период Древнего царства умершего, обитавшего в гробнице, одаривали подношениями либо за счёт его самого, либо за счёт короны. Для материального обеспечения культа умерших были отведены специальные земельные участки, предназначенные для «кормления» умершего, а лица, выполнявшие функции «кормления», назывались «хем-Ка» — «рабы Ка». Но очень скоро эта практика оказалась весьма убыточной, и фактически дары в пользу умершего были заменены магической фикцией. В мастабах сановников времени Среднего царства обнаружены тексты, приглашающие посетителей некрополя воздержаться от нарушения ритуальной чистоты и активно помочь умершему заклинаниями и молитвами. Обобщённо содержание этих «обращений к живым», дошедших до нас от времени V и VI династий, сводится к перечисленным <…> пунктам: 1) посетитель некрополя не имеет права приближаться к гробнице, если он ритуально не чист — если он ел, например, запрещенную пищу; 2) посетитель не должен осквернять гробницу ритуально — в противном случае ему адресовывались угрозы умершего; 3) посетитель не должен наносить ущерб зданию гробницы, чтобы не навлечь на себя гнев умершего; 4) к посетителю было обращено увещевание прочесть текст жертвенной молитвы в пользу умершего; это магическое действо заменяло материальное подношение.

Обращения адресованы либо близким и родственникам умершего, либо лицам, более или менее случайно попавшим в некрополь, либо, наконец, лицам специального назначения, призванным соблюдать культ мёртвых. Увещевание, адресованное «живым, пребывающим [ещё] на земле», сопровождалось поощрением или угрозами со стороны умершего: умерший обещал живому заступничество перед божественными силами в случае благожелательного отношения к нему и угрозу «судиться» с ним перед «великим богом» или даже «свернуть ему шею» в противном случае, а также угрозу навлечь на него несчастье на земле. Таким образом, умерший по отношению к живым воспринимался не как пассивное, нейтральное существо, а как существо, способное причинить живым зло или, наоборот, оказаться им полезным.

Особое внимание уделено в этих текстах жертвенной молитве в пользу умершего, заменявшей материальные подношения: так называемая формула «хетеп ди несу» — «дар, даруемый царём». Молитва была обращена к богам с тем, чтобы боги обеспечили умершего тем, что в ней перечислено. Существовало даже нечто вроде более или менее стандартного «меню» для умерших — список продовольственных и иных подношений: хлеб, пиво, быки, птица, разные виды одеяний и т. п. Чаще всего молитва была обращена к богу Царства мёртвых Осирису и богу Анубису. Заупокойная жертвенная молитва в интересах умершего произносилась от имени царя — полубога и неограниченного повелителя материальных ресурсов всех храмов. Подношения фараона как существа, приближённого к богам, были угодны богам и поэтому эффективны. Так магическая фикция избавила египтян на многие столетия от непосильных материальных расходов на культ мёртвых».

  1. Суд Осириса

Между Гором и
Осирисом их соединяющее понятие правды.
Не случайно Осирис именуется «Владыкой
правды» (Неб-Маат), в том смысле, что он
есть правда. Но так же Осирис именуется
великим богом (Нечер-Аа), «Владыка
взвешивания слов». Здесь мы вновь
оказываемся близкими к Евангелию, а
именно к словам «От своих слов ты
осудишься или оправдаешь», то есть
Господь говорит, что слова взвешиваются
на предмет того правда они или ложь.
Слово оказывается даже важнее дела,
потому что слово предшествует делу.
Дело это результат слова. Поэтому Осирис
именуется «Владыкой взвешивания слов».
Впервые этот титул мы читаем в гробнице
6-той династии, Мастаба-Каа, но совершенно
ясно, что это понятие существует и
раньше, и «Владыка правды» (Неб-Маат)
тоже относится к этому же времени.

О суде с Богом
великим и об оправдании на этом суде
есть много древних текстов. Посмотрим
на текст 6-той династии, принадлежащий
Харкуфу, наместнику Верхнего Египта,
то есть это текст современный Текстам
Пирамид. Здесь речь идёт о положительном
исповедании правды, Египет знает три
вида исповеди: 1) классическая исповедь,
когда человек называет свои грехи; 2)
отрицательная исповедь, когда человек
говорит что он не делал таких-то гадостей;
3) положительное исповедание правды,
когда человек говорит что он делал
хорошего. Древний человек ощущал своё
стояние перед Богом яснее чем это ощущаем
мы, поэтому он легче разделял правду и
лож и не стеснялся говорить, что он делал
правду (не гордясь). «Я уроженец моего
города, я пришёл из моей области. Я
постоил дом мой, навесил двери его. Я
ископал пруд, насадил дерева. (Этим всем
человек подчёркивает что он созидатель,
он организует жизнь, создаёт космос. Он
Мин.) Я был хвалим царём (царь — Гор во
плоти – его принимал как Гора, как
соратника). Отец мой сделал завещание
на меня (отец не сделает завещания на
негодяя, то есть он был действительно
достойным сыном). Был я человеком
достойным, любим отцом моим, хвалим
матерью моею, любим всеми братьями
моими. Давал я хлеб голодным, одежды
нагому, не имеющего лодки своей переправлял
(он не говорит о богословских тонкостях,
но о том простом, что абсолютно необходимо,
о том что должен делать человек). О живые,
сущие на земле, проходящие мимо гробницы
этой, плывущие на Юг или на Север, только
скажите ”Тысячи хлебов и кувшинов пива
для обладателя гробницы сей” (не надо
их приносить, достаточно просто сказать,
это и есть глаз Гора, который даёт Осирису
жить). Взираю я на вас из мира Божьего
(Буквально ”Из страны пребывающей под
Богом”), я воскресший, имеющий всё
потребное. Я чтец-священник, знающий
слово своё. Если войдёт человек нечистый
в гробницу сию, схвачу я за горло его
как хватают птицу, будет судим он за
святотатство это Богом великим. Тот я
кто говорил благое, кто повторял любезное
Богу. Никогда не говорил я злого начальнику
о подвластных людях его, ибо желал я,
дабы благим было имя моё пред Богом
великим. Никогда не судил я двух так,
чтобы лишился сын наследства отца
своего». Царь в этом смысле ничем не
отличается от любого другого египтянина,
и в первой же царской пирамиде в которой
сохранились тексты, в пирамиде Унаса
есть толу подтверждение. Несмотря на
то, что царя именуют творцом Маат,
владыкой Маат каким он должен быть, в
тоже время царь точно также трепещит
перед судом Божьим. Про Унаса говорится
«Желает быть оправданным Унас сей своими
добрыми делами, ибо Тефен и Тефнут (Шу
и Тефнут) судят Унас, ибо две Маат внемлют
Унасу (это правда неба и правда земли,
они проверяют правду ли говорит он)».
Человек оправданный на суде так и
называется Имерет-Маат-Херу (Правогласный),
тот кто имеет правый голос, тот кто
говорит правду, в результате чего он
оправдан. Говоря об этом речении Текстов
Пирамид египтолог С. Мерсер говорит «Мы
встречаем здесь самый первый пример
веры в оправдание добрыми делами
известный историку религий». Но идея
оправдания делами, оправдания правдой
видимо древнейшая категория для человека.
Поэтому очень справедливо говорит
выдающийся английский египтолог Бадж
в книге «Осирис или суд над умершим»:
«Образ Осириса как бога истинного и как
праведного и правосудного судьи был
уже вполне в эпоху начертания Текстов
Пирамид при 5-той – 6-той династии.
Древнейшие памятники Египта хранят
свидетельства величайшей древности
почитания Осириса, но нет свидетельств
тому когда это почитание началось.
Однако можно наверняка утверждать, что
вера в Осириса, как беспристрастного
судью человеческих дел и слов, награждающего
правого и наказывающего виновного, и
владычествующего над небесами, где
пребывают лишь безгрешные существа, и
убеждённость в том что он (Осирис) имеет
власть сделать так ибо сам он жил на
земле испытал смерть и восстал из
мёртвых, вера эта столь же древняя как
и сама династическая цивилизация
Египта».

ри этом египтяне
прекрасно понимали, что для достижения
спасения необходима собственная воля
человека. В самом древнем поучении,
которое было написано сыном Хеопса,
царевичем Раджедефом, для своего сына
Уибра (4-тая династия), есть таинственные,
но очень важные слова «Очищай себя сам
наблюдая за собой, дабы другие не очищали
тебя». Если человек сам очищает себя,
сам совершенствует себя, то его жизнь
пряма. Если он этого не делает, то приходит
наказание (сама жизнь наказывает, другие
люди наказывают, боги наказывают), в
итоге человек всё равно очищается, но
как сказано в Писании «И грешники
спасутся, но как бы из огня». А чуть позже
Птах-Хотеп, сродник и вельможа царя
Изези (5-тая династия), в поучении своему
сыну говорит: «Если станешь ты мужем
начальствующим, управляющим делами
многих, то изыскивай любую возможность
совершить доброе деяние, дабы поведение
твоё было безукоризненным. Вели правда
и то что обретено в согласии с ней
долговременно и незыблемо. Со времён
Осириса наказывается нарушитель правды,
хотя жадный и пренебрегает этим. Дурной
человек может достичь богатства, но
беззаконие бессильно сохранить его, в
конце концов всегда торжествует правда,
и говорит человек ”На ней основал жизнь
отец мой”.»

В поучении царевичу
Мери-Кара, это первый Переходный период,
когда вся страна находится в смуте, царь
объясняет своему «Проходит жизнь на
земле, не длится она долго. Не принесёт
множество подданных пользу владыке
обеих стран (царю). Разве вечно живёт
человек на земле? Уходит и тот кто
совершает путь свой, держась за руку
Осириса, и тот кто тешит себя наслаждениями.
Предстаёт человек перед Богом, шествующим
в стране потаённого. Приходит душа в
место знаемое ею, и не утрачивает она
прошлого пути своего, никакими чарами
не обратить её вспять, грядёт она к тем,
кто даёт ей воду жизни. Ведомо тебе, что
судьи совершающие суд над грешниками
не милостивы они над несчастными в день
вынесения приговора, в тот час когда
совершают они дело своё. Страшен
обвинитель имеющий знания. Не полагайся
на давность годов, ибо обозревают они
всю жизнь как единый час. Когда переходит
человек по ту сторону смерти, пребывают
с ним все дела совершённые им на земле
как имущество его, а пребывание там
вечно. Глуп пренебрегающий этим. Тот же
кто достигнет судей не совершив
преступлений будет пребывать он там
богом, шествующим как владыка вечности».
Потому-то Осириса именуют ещё и страшным
эпитетом «Господин смертоубийства,
владыка ужаса, которому всё приносится,
для которого всё восставляется». То
есть Осирис и тот кто казнит, он не только
тот кто милует, он судит строго. В эпоху
революционных потрясений это предупреждение
приобретало особую актуальность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Заработок в интернете без вложений

Суд бога Осириса

Суд бога Осириса…

Осирис – владыка загробного мира и бог плодородия в древнеегипетской мифологии, судья душ усопших. Сын бога Геба и богини Нут, брат Сэта и Нефтиды. Супруга — Исида. Дети — Гор, Анубис.

Изображали Осириса как человека с зеленой кожей (по некоторым данным с черной) и длинной фараоновской бородкой, его ноги и грудь были обернуты льняными полотнами, подобно мумии, в руках его были атрибуты власти (цеп и посох), на голове он носил высокую корону по бокам с двумя страусиными перьями.

Справедливый Суд

Перед тем как начать получать посмертные дары, усопшему с помощью Осириса надлежало обрести саму возможность посмертного существования. Для чего, оказавшись в загробном мире, он представал перед судом Осириса и 42-х содействовавших ему богов египетских номов (земель), оценивавших всю совокупность прижизненных поступков усопшего с точки зрения их соответствия маат: в соответствии с этим сердце человека (согласно представлению египтян, средоточие человеческих помыслов) помещали на весы, на другой чашке которых ложилось перо, которое символизировало маат.

Чтобы дела усопшего соответствовали маат, среди них не должно было быть осознанного причинения вреда другим людям или пренебрежения точным исполнением религиозных ритуалов, которое тоже могло причинить людям вред, нарушая их нормальные отношения с богами и вызвав их гнев.

Суд Осириса - перечень грехов

В случае если во время взвешивания сердце точно уравновешивало перо, усопшего считали оправданным от подозрений в нарушении маат («правым голосом») после чего он занимал отведенное ему место в царстве Осириса. В том случае если чашка весов с сердцем перевешивала перо, считали, что человеческое сердце свидетельствует против него: во время земной жизни его злые поступки преобладали над добрыми, он не заслуживал посмертного существования, и сердце усопшего пожирало находящееся рядом с весами чудовище Амамат.

Существенно, что после «Суд Осириса» и взвешивания сердца перед лицом Осириса усопший не мог попасть ни в «рай», ни в «ад» по аналогии с представлениями о загробной жизни (см. Загробный мир реален) монотеистических религий. Благая посмертная судьба в царстве Осириса представляла из себя не вечное блаженство и наслаждение близостью к божеству, а продолжение жизни на Земле, включая и работу на владыку загробного мира (подобно работе под властью царя земного) на так называемых «полях тростника».

В связи с чем во II тыс. до н. э. в погребения помещались ушебти (егип. «ответчик»), т. е. небольшие фигурки, которые, отзываясь на призыв усопшего, оживают и исполняют за него назначенную ему работу. А воздаянием за неправедную жизнь были не вечные муки, а лишение человека возможности посмертного существования, его абсолютное уничтожение.

Следует отметить, что политические наставления, которые содержались в «Поучении царю Мерикара», рассчитывались на обеспечение ему не только благополучного правления при жизни, но и служили оправданием на Суде Осириса в воздаяние за исполнение им своего долга перед богами и людьми. Судя по этому, в I Переходный период адаптация ритуала погребения царя к заупокойному ритуалу обычного человека привела к тому, что на какое-то время загробная участь людей воспринималась (в том числе и самими царями!) как абсолютно одинаковая.

В последствии, после нового объединения Египта и стабилизации положения в государстве, царя начали снова считать способным к обретению бессмертия путем вознесения на небо и слияния со своим отцом Ра, в близкой аналогии с представлениями III тыс. до н. э., намеченными в «Текстах пирамид»; несмотря на это, отождествление умершего царя с Осирисом тоже сохранило свое значение.

Таким образом Осирис все также оставался справедливым и честным владыкой, а суд Осириса мог дать надежду каждому египтянину на загробную жизнь, в независимости от происхождения и положения в обществе.


ред. shtorm777.ru

Суд Осириса
— На суде Осириса в «Зале двух истин» Маат опускала на одну из чаш весов своё перо истины.
— На другую чашу помещалось сердце покойного (поэтому из всех внутренних органов сердце оставалось в мумии).
— Если сердце оказывалось вровень или легче пера, то покойник вёл праведную жизнь и достоин благодатных полей Иалу.
— Если сердце перевешивало, то грешника сжирала Амат, и тот навеки оставался в Дуате.

Исповедь отрицания

— Во время взвешивания сердца, умерший произносил «исповедь отрицания»,
— обращаясь к 42 богам

Я не совершал греха.
Я не занимался вооружённым разбоем.
Я не воровал.
Я не убивал мужчин и женщин.
Я не крал зерно.
Я не похищал приношения.
Я не покушался на предметы богов.
Я не лгал.
Я не чревоугодничал.
Я не произносил проклятия.
Я не прелюбодействовал.
Я не заставлял других плакать.
Я не ел сердца [то есть я не огорчался понапрасну или не чувствовал угрызений совести].
Я не бросался в драку.
Я не прибегал к хитрости и уловкам.
Я не присваивал обрабатываемых земель.
Я не подслушивал украдкой.
Я не клеветал [на человека]
Я не сердился без причины.
Я не покушался на чужую жену.
Я не покушался на чужую жену (повторяет предыдущее признание, но обращено другому богу).
Я не был неряхой.
Я не изводил никого.
Я не преступал [закона].
Я не гневался.
Я не закрывал уши от слов правды.
Я не порицал.
Я не был жесток.
Я не сеял вражду (не возмущал спокойствие).
Я не действовал (не судил) поспешно.
Я не лез не в своё дело.
Я не говорил многозначно.
Я не опозорил никого и не чинил зла.
Я не колдовал против фараона (не хулил фараона).
Я не мешал [потокам] воды.
Я не поднимал голос (не говорил высокомерно, или в гневе).
Я не богохульствовал.
Я не поддавался слепой ярости.
Я не крал хлеб у богов.
Я не уносил пироги, оставляемые духам умерших.
Я не вырывал хлеб у ребёнка, и не относился с презрением к богу моего города.
Я не убивал крупный рогатый скот, отведённый богу
Я чист, я чист, я чист, я чист!


_____________________________________
из папируса Ани, 125 глава «Книги мёртвых», пер. с древнеегипетского М.А. Коростовцева
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B0%D1%82#%D0%A1%D1%83%D0%B4_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0

  • Рассказ про суворова для 4 класса
  • Рассказ про суворова 3 класс
  • Рассказ про сувениры на английском языке 5 класс с переводом
  • Рассказ про сувенир на английском 5 класс
  • Рассказ про субъекты россии