Сказка о точке и её путешествии в математическое царство.
(домашнее задание КВН)
Автор: Жила-была Точка,
Ни брюшка, ни крючочка.
В округе — ни души.
Жила в лесной глуши.
Ей так печально стало,
Смеяться перестала.
И загрустила Точка,
Ни брюшка, ни крючочка.
Точка: Соберусь-ка нынче в путь
Да свою развею грусть.
Слышала, что царство есть.
В нём фигур не перечесть.
Мне сказали будто там
Всё по полкам, по местам.
Слишком правильным быть тоже
Вам скажу, друзья, негоже.
Автор: Да, забыл сказать, что Точка,
Что ни брюшка, ни крючочка.
Не любила точности,
За что лишилась почести.
Точка: Пойду… Всё там погляжу,
Может их растормошу.
Будет весело тогда,
Вспомню прежние года.
Помню я была шалунья,
Веселунья, хохотунья.
За задор такой друзья
В ссылку выслали меня.
Автор: Долго-коротко ли шла,
Но тропиночку нашла.
И по ней бежала Точка,
Что ни брюшка, ни крючочка.
Показалися врата,
Рядом стражников толпа.
Заправляет всеми луч –
Тонок, строен, всемогуч.
К нему Точка подкатила,
Говорит: « Эй ты, стропила!
Внутрь меня ты пропусти
Да не стой здесь на пути!»
Луч: «Кто такая, что за дело,-
Отвечает Луч ей смело,-
В царство мы чужих ни-ни,
Так что мимо проходи!
Я на страже здесь стою,
Зорко в стороны смотрю.
С точки начинаю путь
И стремлюсь куда-нибудь»
Точка: Ах ты, длинноногий плут,
Тонкий, хрупкий баламут.
Знаешь, Точка – это я,
Уважать изволь меня.
Автор: Спор горячим оказался.
И как Луч бы ни старался
Изогнуться он не смог.
Точка шмыг и за порог.
Точка: Первый тайм прошёл успешно!
Автор: Размышляла Точка лестно,
Не спеша гуляла крошка
По прямым-прямым дорожкам.
Тут дорожка изогнулась,
Наша Точка пошатнулась.
Перед ней во всей громаде
Дом стоял, как на параде.
Стала дом тот обходить,
За углы все заходить.
Насчитала их четыре –
Не найдёшь прямее в мире.
Точка: Кто же здесь такой живёт?
Видно знатный всё народ.
Дом квадратный, двери тоже.
Это же дворец вельможи!
Эй, хозяин, открывай
Да гостей скорей встречай.
Эй, квадратный, торопись
Да не мешкай, не ленись!
Квадрат: Кто стучится в дверь мою,
Не жалеет жизнь свою.
Задавлю квадратной массой,
Не тревожь меня напрасно!
Автор: Услыхала Точка это,
Прошептала: «Конец света,
Вот объём, вот габариты,
Боже, жизнь моя разбита».
Квадрат: Кто ты? — пробурчал Квадрат
Я гостям, увы, не рад.
В нашем царстве что-то томно,
И живём мы очень скромно.
Все фигуры разругались
И чуть было не подрались.
Всё не могут спор решить,
Кому главным в царстве быть.
В общем так, большой мой брат,
Называемый Квадрат,
Надо бунт сей усмирить.
Помогу вам, так и быть.
Автор: Был Квадрат в недоумении,
Но запасся он терпением:
« Поглядим, что может Точка,
Что ни брюшка, ни крючочка»
Он в квадратный дом вошёл
И забавным то нашёл,
Что какая-то там кроха
Разгребёт всю суматоху.
А тем временем та кроха
Была вовсе не дурёха.
Отыскала дом другой.
Кто же там живёт такой?
Крыши нет, лишь острый угол
Смотрит в небо, точно купол,
А углов всего лишь три:
« Вот те раз, ты посмотри!
Эй, хозяин, открывай
Да гостей скорей встречай.
Покажись, какой ты с виду,
Позабудь свою обиду.
Треугольник: Треугольник я вообще-то,
А тебе зачем всё это?
Давай мимо проходи
Да на грех не наводи.
У меня есть угол острый,
И не задавай вопросов.
Уколоть могу случайно,
А потом скажу, нечаянно.
Не поймёшь – тупым углом
Придавлю тебя потом,
А скажу, что было так –
Это для меня пустяк.
Точка: Как озлобились фигуры,
Очень нервные натуры.
Как же вам договориться,
Если будете вы злиться?
Вот Квадрат поклон прислал,
От войны он подустал.
Вы же раньше дружно жили
Иль те времена забыли?
Треугольник: А Прямоугольник как?
Тоже миру будет рад?
Ты к нему давай сходи,
Всё узнай да расспроси.
Автор: Без труда нашла дом знатный,
Ведь Прямоугольник статный.
Рассудителен и строг
Вышел чинно на порог.
Прямоугольник: Ну и кто же ты такая,
С виду мелкая, смешная.
Граждан царства баламутишь,
Воду здесь всё ходишь, мутишь.
Я вступлю в переговоры,
Коли прекратятся споры.
И когда корона царства
На мне будет красоваться.
Строен я, углы прямые,
Стены ровные какие.
Вид мой – просто загляденье.
Я в восторге, в упоении.
Точка: Ты собой любуешься,
На фигуры дуешься,
Поскромнее надо быть,
Будет проще тогда жить.
Вот такое самомнение
Вызвало у всех волнение.
Ты ж любуешься собой,
На остальных махнул рукой.
Автор: Точка горестно вздохнула,
Да слезу рукой смахнула:
« Ну и царство, ну бардак,
А расстроилась я как!»
Мимо Круг катился, он
Был картине удивлён
Видит, что рыдает Точка,
Что ни брюшка, ни крючочка.
Знал он Точку ещё с детства,
Жили рядом по соседству:
Круг: « Помнишь, ты была болтушка,
Веселушка, попрыгушка.
Помню, что хотела тоже
На меня быть ты похожа.
Говорила, Круг прекрасен,
Аккуратен, не опасен.
Нет углов и нет сторон,
И звала меня Барон.
И с тех пор я титул этот
Гордо проношу по свету.
А ругаемся мы зря.
В царстве этак жить нельзя.
Не война решает спор,
А душевный разговор.
Автор: Тут фигуры рассудили:
Квадрат: Нынче всех мы удивили.
Треугольник: Царство привели в упадок.
Непорядок? Непорядок!
Круг: Точка, милая подруга,
В каждом ты нашла здесь друга.
И спасибо скажем мы.
Прямоугольник: Всё, теперь мы не враги.
Так как ты нас помирила,
Радость и покой вселила,
Будь царевною у нас
В сей же день и в сей же час.
Квадрат: С гордостью носи корону.
Верой, правдой служи трону.
Справедливой ко всем будь,
Мы с тобой продолжим путь.
Точка: Вам спасибо, господа,
Цель у нас теперь одна,
Чтоб любил каждый учиться,
К этому должны стремиться.
Все: К себе в царство всех зовём.
Дружно вместе заживём.
С математикой вперёд
К знаниям стремись, народ!
Точка — это общеупотребимый на письме знак препинания, которым обозначают завершение повествовательного предложения. Его история восходит к первым книгам, написанным на старославянском языке.
Краткая история точки
Первоначально точка была в форме креста. Таким образом писцы обозначали не конец предложения как таковой, а всего лишь остановку. Например, писец мог уйти на трапезу, на отдых, спать, молиться или выполнять тому подобные вещи. Перед тем как это происходило, ставилась точка, которая тогда была в форме креста.
Интересно, что пунктуация в то время еще не была развита, и поэтому крест вполне мог ставиться посреди слова. Дальнейшее развитие русского языка привело к постепенному превращению креста в пунктирный крестик, а затем родилась знакомая всем точка, ставящаяся в конце предложения.
Наследие былых времен
Наша точка знак препинания очень интересный и поныне несет в себе воспоминания о том, что когда-то это было простое указание на остановку.
Возьмем, например, сокращения: «и т. д.», «и т. п.» или другие подобные конструкции. Знакомая всем точка встречается и здесь, вот только указывает не на конец предложения, а на остановку слова. Подобно тому, как древние писцы могли ставить крест, чтобы сэкономить бумагу и сократить слово, так и в наше время ставится указание.
Но точка знак препинания, который до сих пор не до конца превратился в указание на конец предложения. Взять, например, заголовок. Любой хороший заголовок — это, вне всякого сомнения, предложение. Есть существительное, сказуемое. Предложение выражает какую-то мысль, которая может быть понята и осмыслена. Однако знакомая всем точка знак препинания, указывающий на конец предложения, здесь не ставится. Более того, посмевший это сделать немедленно навлечет на себя гнев всего филологического сообщества. Такие знаки препинания, как точка, в заголовках не ставятся.
Есть и другие исключения. Например, предложения в списках далеко не всегда заканчиваются точками, хотя другие знаки препинания вполне могут использоваться и даже обязаны там присутствовать.
Если еще подробнее посмотреть на то, что представляет собой точка знак препинания открывается с совершенно иной стороны. Иногда повествовательное предложение вовсе не заканчивается точкой. Обычно так происходит, когда мысль не полностью закончена: тогда многоточие намекает читателю на то, что не все еще сказано, что начатая здесь мысль может быть продолжена когда-то в будущем.
Точка знак препинания очень интересный, и, если принять во внимание постоянное развитие русского языка, неизбежно развитие точки. Ее путь от древнего креста к современному своему состоянию, безусловно, интересный и заслуживает уважения, но ни в коем случае не завершился полностью и окончательно.
Смысловое содержание точки
Пунктуация в русском языке не терпит вольности подхода. Красота письменного языка основывается на четких правилах, знать которые вменяется в обязанность любому грамотному человеку.
И все же точка знак препинания, который выполняет смысловую функцию. Ею мы отделяем на письме одно предложение от другого, а вместе с ними и мысли друг от друга. Без точки невозможно было бы понять, где кончается одно утверждение и начинается новое. Если читатель мысленно попробует убрать из этого текста все точки, он превратится в нечитаемую абракадабру. Поэтому, прежде чем рассматривать тот факт, что точка знак препинания очень интересный, необходимо взглянуть на кое-что другое — на правила формирования мыслей. Любая мысль выражается на каком-то языке. Невозможно себе вообразить «мысль вообще», без использования какого-то языка, с помощью которого только и возможна передача мышления и его результатов.
Русский язык — это такой же инструмент мышления, как и знания в голове отдельно взятого человека. Этим веками отточенным инструментом необходимо научиться пользоваться, в противном случае мысль будет выражена без учета его особенностей, и тогда человека не поймут. Его могут даже назвать неграмотным.
Предложение
Точка знак препинания, который отделяет одно предложение от другого. Каждое предложение — законченная мысль и содержит:
- Подлежащее. Главный член предложения. Это субъект, который выполняет какое-то действие, или объект, в отношении которого такое действие выполняется. В ряде случаев подлежащим может быть даже признак, который указывается в сказуемом. Например, предложение «Маша едет за хлебом» — это, вне всякого сомнения, законченная мысль. Здесь в качестве подлежащего выступает «Маша».
- Сказуемое. Чаще всего предстает в виде глагола и указывает на конкретное действие, которое выполняется подлежащим или в отношении подлежащего. Возьмем уже знакомое предложение «Маша едет за хлебом». Если «Маша» — это подлежащее, то «едет» — глагол-сказуемое.
Подлежащее и сказуемое — минимально необходимая конструкция предложения, после которого ставится знакомая всем точка. Но если вдруг этим правилом решит кто-то пренебречь и будет формулировать предложения не по правилам, то даже верно расположенная точка не спасет положение. Неграмотного не поймут.
Дополнительные возможности точки
Читатель, конечно, помнит безусловно интересную историю точки. Когда-то в прошлом она означала остановку работы писца или просто остановку внутри предложения. Это предназначение точки живо поныне, хотя применяется не всегда. Как всякое средство усиления выразительности, точка используется в меру и со вкусом. Иначе читатель привыкнет к такому средству и перестанет его воспринимать.
Такие мастера русской словесности, как Александр Пушкин или Владимир Маяковский, могли использовать знаки препинания в качестве способа указания на дополнительные паузы, которых можно было бы избежать. Например: «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо», — принадлежит пушкинскому перу. Здесь вполне можно избежать точки, поскольку фактически одна мысль делится на несколько частей. И тем не менее это сделано не просто так. Точка служит средством усиления художественной выразительности, описывается быстрая смена событий.
Человек, умеющий пользоваться точкой, без сомнения, выразит мысль наиболее привлекательным способом, заставит читателя воспринять все оттенки передаваемой информация. Пунктуация русского языка открывает мастеру словесности всю широту использования богатства возможностей точки.
Точка перед союзом
Есть еще одно наследие тех времен, когда точка использовалась преимущественно как знак остановки работы писца или просто указание на смысловую остановку. Известно, что союзы «а», «и», «однако» и тому подобные могут соединять несколько мыслей в одно предложение. Полученные конструкции бывают сложноподчиненными или сложносочиненными.
К подобным конструкциям всегда относятся с настороженностью. Мастер словесности, решивший соединить несколько мыслей в одну фразу, должен это сделать безукоризненно. Иначе конструкция развалится, станет непонятной окружающим. То, что могло бы быть триумфом умения выражать собственные мысли, станет поражением. Поэтому, согласно правилам русского языка, допускается ставить точку перед союзом, если следующая часть может быть выражена самостоятельным предложением. Например: «За несколько дней до праздника нас посетил доктор. И опять мы спорили до утра, а по вечерам играли на бильярде».
Красота русского языка в том, что озвученная выше мысль может выражаться разными способами. Поэтому различаются знаки препинания в конце предложения. Нужно подчеркнуть выразительность повествования? Тогда точкой надо разделить мысль на несколько маленьких фрагментов — динамика повествования усилится. Прием подходит художественной литературе, которая поднимает проблемы, требующие от читателя напряженного внимания к быстро меняющимся событиям.
Нужен более спокойный и ровный темп? Нет ничего проще. Точкой можно поделить мысль на два или три предложения. Если от читателя требуется напряженная работа ума, тренировка мышления, точка может быть поставлена всего один раз — в самом конце. Вместо этого мысли соединяются запятыми в одно сложное предложение.
Перечисление
Правила русского языка не запрещают точке присутствовать в рубриках перечисления, особенно если внутри списка уже присутствуют знаки препинания или перечисление состоит из нескольких предложений.
Наша точка завоевала себе право присутствовать в таких предложениях, потому что по правилам русского языка их следует рассматривать как самостоятельную и законченную мысль. Факт перечисления, безусловно, учитывается, но если бы это предложение можно было силой вырвать из перечисления и рассмотреть со всех сторон, стороннему читателю была бы понятна мысль, выраженная в предложении.
Если список состоит из нескольких пунктов перечисления, ставится другой знак препинания — точка с запятой. Запомнить просто. Представим, что у нас есть такой список, как:
Слово состоит из:
- приставки;
- корня;
- суффикса;
- окончания;
- основания.
Чтобы узнать, какой знак препинания надо ставить в конце каждого перечисления, просто вырвем любой пункт из контекста. Разве читатель поймет заложенную автором мысль, если просто прочитает «суффикса»? Это слово могло быть применено в абсолютно любом контексте, а потому нужна дополнительная информация, которая поможет читателю понять мысль.
Если же, напротив, предложение понятно само по себе и не требует никаких дополнительных уточнений, ставится заслуженная точка. Именно этот знак препинания отделяет одну законченную мысль от другой.
Дополнительная информация
Точка выполняет еще одну утилитарную функцию — облегчение декламирования написанного текста. В античное время греческая и римская точки использовались, не в последнюю очередь, именно для этого. Чтецу было проще декламировать написанный текст, если предложения разделялись между собой точками.
Хотя те точки не имеют прямого отношения к старославянскому языку, где употреблялся знакомый нам уже крест, все же именно эта утилитарная цель должна по праву считаться основной причиной использования точки.
Точка — это самый старый знак препинания. Фактически именно с его изобретения можно говорить о начале пунктуации в современном нам виде.
Поскольку это самый древний знак, он поныне основной в тексте. Можно представить художественную книгу без вопросительных, восклицательных знаков, без запятой или тире, но без точки — нельзя!
Парцелляция
Еще один инструмент использования точки — парцелляция. Конструкция подразумевает намеренное расчленение связанного повествовательного текста на несколько крошечных. Например: «Черные джинсы. Мои. Любимые. Надеваю их. Выгляжу сногсшибательно. Встречаю Машу». Согласитесь, мысль можно выразить менее рваными кусками. Но тогда потеряется определенная часть смысла. Та самая, которая придает тексту известное обаяние.
Впрочем, парцелляция — это частичное нарушение норм русского языка. Инструмент этот вполне признан, но пользоваться им следует очень осмотрительно, как всяким тонким механизмом.
Одно неверное движение — и фраза, которая могла бы поразить читателя в самое естество, превратится в простую неграмотность и нарушение правил русского языка.
Полезная информация: к сложным инструментам рекомендуется переходить только после того, как автор научится использовать более простые способы выражения мыслей.
Русская словесность дарит возможность действительно высокого разнообразия использования средств. Не рекомендуется забывать об этом.
Многоточие
Со временем некоторые точки разрослись сразу до трех. В русском языке этот знак известен под названием «многоточие». Три поставленные в ряд точки — это относительно новое изобретение, и впервые оно упоминается в грамматике Востокова в 1831 году. Правда, в то время многоточие называлось иначе, а именно «знак пресекательный».
В отличие от классической точки, многоточие говорит о прерванной речи, незаконченном повествовании, а то и просто о пропуске в тексте.
Каждый знак надо использовать с умом! В противном случае читатель не поймет, что же хотел сказать автор. Порой в литературе автор даже специально уточняет, в каком именно смысле применяется многоточие в конкретный момент. Если в научно-популярной, публицистической литературе это можно делать открытым текстом, то в случае с художественной все обстоит куда сложнее. Автору приходится просеивать слова в поисках подходящего, чтобы описать смысл использованного знака без нарушения художественной целостности повествования.
И все же многоточие востребовано гораздо меньше нашей любимой точки. Возможно, потому что знак этот еще относительно молод на фоне огромной истории русской словесности, а возможно, по причине более приземленной: если точка востребована почти в каждом предложении, то редкий автор согласится строить свое повествование из прерванных мыслей, недоговоренных сообщений и пропусков.
Восклицательный знак и точка
Помимо знакомой точки, в русском языке существуют другие знаки, говорящие о конце предложения. К таким относится восклицательный знак.
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения и выполняет интонационно-выделительную функцию. Если автор задумал указать на экспрессию, изумление, удивление или иные сильные чувства, ставится восклицательный знак.
Выбор между точкой и восклицанием нелегок. Ошибка может привести к тому, что автора поймут неправильно и даже изменится характер текста. Русский язык, как всякая сложная и постоянно развивающая система, одновременно очень тонкая. Даже небольшие изменения вызывают колоссальные последствия.
Порой приходится проделать нелегкую работу, чтобы понять, какой же знак здесь более всего подходит — точка или восклицательный. Может быть, вопросительный?
Мастера русской словесности рекомендуют внимательно читать собственный текст. Находите мысли, выраженные словами, которые могут быть поняты двояко. Меняйте конструкцию фраз на менее двусмысленную. Только так можно гарантировать, что читатель не просто прочитает написанный текст, но и поймет его, как и было задумано.
Если попытка решить дилемму восклицательного знака и точки никак не удается, лучше попробовать перестроить фразу и выразить мысль каким-то иным способом.
Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания
- В русском языке 10 знаков препинания:
точка [ . ] вопросительный знак [ ? ]
запятая [ , ] восклицательный знак [ ! ]
точка с запятой [ ; ] тире [ — ]
многоточие […] скобки [ ( ) ]
двоеточие [ : ] кавычки [ « » ]
Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой ( ; ), двоеточие ( : ), многоточие ( … ).
1. Вспомните употребление знаков препинания:
а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях.
Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения.
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения.
б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?
Запятая.
в) какой знак и когда ставится перед предложением?
Тире ставится перед каждой репликой в диалоге.
2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.
— Здравствуйте! Я Вопросительный знак! Больше всего на свете я люблю спрашивать: Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? Как? С утра до ночи я задаюсь вопросами: «Зачем падает снег?», «Почему люди не летают?», «Откуда известно, что Солнце —это ближайшая звезда?»
3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.
- Какие знаки препинания употреблены в стихотворении?
- Каких знаков больше?
- Какие знаки вам неизвестны?
А. А. Фет
Весенний дождь
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.
Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?
В стихотворении употреблены знаки препинания — точка и запятая. Больше всего в тексте запятых. В тексте нет незнакомых знаков препинания. Знаки препинания помогают читать стихотворение более выразительно.
Составьте сообщение на одну из тем:
- «Похвальное слово знакам препинания»,
- «Зачем нужны знаки препинания»,
- «Почему надо почтительно относиться к знакам препинания».
- Представьте своё сообщение в классе.
Наш проект
«Похвальное слово знакам препинания»
О пользе знаков препинания можно говорить долго. Если мы потеряем запятую, то будем говорить только простыми предложениями. В большом, сложном предложении мы запутаемся. А за несложными фразами стоят несложные мысли. Если не будет восклицательного знака, наша речь потеряет эмоциональность. Мы не сможем выразить возмущение или радость. Если будет отсутствовать вопросительный знак, мы не сможем задать вопрос. Двоеточие в предложении что-то объясняет. Как же без него? Нет, что ни говорите, а знаки препинания очень важны.
Раньше всех была введена точка, примерно в XV веке, поэтому она важничает больше всех и считает себя самой необходимой. Ведь до этого времени текст писался без промежутков между словами. Представляете, как трудно сегодня читать древнерусские тексты! Уже к первой половине XVI века использовалась запятая, вопросительный знак. А вот восклицательный знак сначала назывался «удивительным». Он и сегодня всему удивляется. «Прибежал Чудак — Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: — Ура! Долой! Караул! Разбой!» К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым стал применять писатель и историк Н.М. Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.B. Ломоносова, называл этот знак «молчанкой».
Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: «!».
Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении «Точка, точка, запятая…» А. Шибаев:
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.
Восклицательный знак
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
Вопросительный знак
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.
Многоточие
Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но — тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками…
Двоеточие
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему…
Тире
Ляжет палочкой
На строчку: —
Проходите
По мосточку.
Кавычки
Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят…
Скобки
Словам раскрывают объятья: —
Ждём в гости вас,
Милые братья!
Запятая
Выйдет на дорожку —
Всем подставит ножку!
Точка
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Ответы по русскому языку. 4 класс