Рассказ про точку знак препинания

Точка — это общеупотребимый на письме знак препинания, которым обозначают завершение повествовательного предложения. Его история восходит к первым книгам, написанным на старославянском языке.

Краткая история точки

Первоначально точка была в форме креста. Таким образом писцы обозначали не конец предложения как таковой, а всего лишь остановку. Например, писец мог уйти на трапезу, на отдых, спать, молиться или выполнять тому подобные вещи. Перед тем как это происходило, ставилась точка, которая тогда была в форме креста.

Интересно, что пунктуация в то время еще не была развита, и поэтому крест вполне мог ставиться посреди слова. Дальнейшее развитие русского языка привело к постепенному превращению креста в пунктирный крестик, а затем родилась знакомая всем точка, ставящаяся в конце предложения.

Наследие былых времен

Наша точка знак препинания очень интересный и поныне несет в себе воспоминания о том, что когда-то это было простое указание на остановку.

Возьмем, например, сокращения: «и т. д.», «и т. п.» или другие подобные конструкции. Знакомая всем точка встречается и здесь, вот только указывает не на конец предложения, а на остановку слова. Подобно тому, как древние писцы могли ставить крест, чтобы сэкономить бумагу и сократить слово, так и в наше время ставится указание.

Но точка знак препинания, который до сих пор не до конца превратился в указание на конец предложения. Взять, например, заголовок. Любой хороший заголовок — это, вне всякого сомнения, предложение. Есть существительное, сказуемое. Предложение выражает какую-то мысль, которая может быть понята и осмыслена. Однако знакомая всем точка знак препинания, указывающий на конец предложения, здесь не ставится. Более того, посмевший это сделать немедленно навлечет на себя гнев всего филологического сообщества. Такие знаки препинания, как точка, в заголовках не ставятся.

Точка в рукописи - это красный крест

Есть и другие исключения. Например, предложения в списках далеко не всегда заканчиваются точками, хотя другие знаки препинания вполне могут использоваться и даже обязаны там присутствовать.

Если еще подробнее посмотреть на то, что представляет собой точка знак препинания открывается с совершенно иной стороны. Иногда повествовательное предложение вовсе не заканчивается точкой. Обычно так происходит, когда мысль не полностью закончена: тогда многоточие намекает читателю на то, что не все еще сказано, что начатая здесь мысль может быть продолжена когда-то в будущем.

Точка знак препинания очень интересный, и, если принять во внимание постоянное развитие русского языка, неизбежно развитие точки. Ее путь от древнего креста к современному своему состоянию, безусловно, интересный и заслуживает уважения, но ни в коем случае не завершился полностью и окончательно.

Смысловое содержание точки

Пунктуация в русском языке не терпит вольности подхода. Красота письменного языка основывается на четких правилах, знать которые вменяется в обязанность любому грамотному человеку.

И все же точка знак препинания, который выполняет смысловую функцию. Ею мы отделяем на письме одно предложение от другого, а вместе с ними и мысли друг от друга. Без точки невозможно было бы понять, где кончается одно утверждение и начинается новое. Если читатель мысленно попробует убрать из этого текста все точки, он превратится в нечитаемую абракадабру. Поэтому, прежде чем рассматривать тот факт, что точка знак препинания очень интересный, необходимо взглянуть на кое-что другое — на правила формирования мыслей. Любая мысль выражается на каком-то языке. Невозможно себе вообразить «мысль вообще», без использования какого-то языка, с помощью которого только и возможна передача мышления и его результатов.

Точка

Русский язык — это такой же инструмент мышления, как и знания в голове отдельно взятого человека. Этим веками отточенным инструментом необходимо научиться пользоваться, в противном случае мысль будет выражена без учета его особенностей, и тогда человека не поймут. Его могут даже назвать неграмотным.

Предложение

Точка знак препинания, который отделяет одно предложение от другого. Каждое предложение — законченная мысль и содержит:

  1. Подлежащее. Главный член предложения. Это субъект, который выполняет какое-то действие, или объект, в отношении которого такое действие выполняется. В ряде случаев подлежащим может быть даже признак, который указывается в сказуемом. Например, предложение «Маша едет за хлебом» — это, вне всякого сомнения, законченная мысль. Здесь в качестве подлежащего выступает «Маша».
  2. Сказуемое. Чаще всего предстает в виде глагола и указывает на конкретное действие, которое выполняется подлежащим или в отношении подлежащего. Возьмем уже знакомое предложение «Маша едет за хлебом». Если «Маша» — это подлежащее, то «едет» — глагол-сказуемое.

Подлежащее и сказуемое — минимально необходимая конструкция предложения, после которого ставится знакомая всем точка. Но если вдруг этим правилом решит кто-то пренебречь и будет формулировать предложения не по правилам, то даже верно расположенная точка не спасет положение. Неграмотного не поймут.

Дополнительные возможности точки

Читатель, конечно, помнит безусловно интересную историю точки. Когда-то в прошлом она означала остановку работы писца или просто остановку внутри предложения. Это предназначение точки живо поныне, хотя применяется не всегда. Как всякое средство усиления выразительности, точка используется в меру и со вкусом. Иначе читатель привыкнет к такому средству и перестанет его воспринимать.

Такие мастера русской словесности, как Александр Пушкин или Владимир Маяковский, могли использовать знаки препинания в качестве способа указания на дополнительные паузы, которых можно было бы избежать. Например: «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо», — принадлежит пушкинскому перу. Здесь вполне можно избежать точки, поскольку фактически одна мысль делится на несколько частей. И тем не менее это сделано не просто так. Точка служит средством усиления художественной выразительности, описывается быстрая смена событий.

Человек, умеющий пользоваться точкой, без сомнения, выразит мысль наиболее привлекательным способом, заставит читателя воспринять все оттенки передаваемой информация. Пунктуация русского языка открывает мастеру словесности всю широту использования богатства возможностей точки.

Точка перед союзом

Есть еще одно наследие тех времен, когда точка использовалась преимущественно как знак остановки работы писца или просто указание на смысловую остановку. Известно, что союзы «а», «и», «однако» и тому подобные могут соединять несколько мыслей в одно предложение. Полученные конструкции бывают сложноподчиненными или сложносочиненными.

К подобным конструкциям всегда относятся с настороженностью. Мастер словесности, решивший соединить несколько мыслей в одну фразу, должен это сделать безукоризненно. Иначе конструкция развалится, станет непонятной окружающим. То, что могло бы быть триумфом умения выражать собственные мысли, станет поражением. Поэтому, согласно правилам русского языка, допускается ставить точку перед союзом, если следующая часть может быть выражена самостоятельным предложением. Например: «За несколько дней до праздника нас посетил доктор. И опять мы спорили до утра, а по вечерам играли на бильярде».

Красота русского языка в том, что озвученная выше мысль может выражаться разными способами. Поэтому различаются знаки препинания в конце предложения. Нужно подчеркнуть выразительность повествования? Тогда точкой надо разделить мысль на несколько маленьких фрагментов — динамика повествования усилится. Прием подходит художественной литературе, которая поднимает проблемы, требующие от читателя напряженного внимания к быстро меняющимся событиям.

Нужен более спокойный и ровный темп? Нет ничего проще. Точкой можно поделить мысль на два или три предложения. Если от читателя требуется напряженная работа ума, тренировка мышления, точка может быть поставлена всего один раз — в самом конце. Вместо этого мысли соединяются запятыми в одно сложное предложение.

Перечисление

Правила русского языка не запрещают точке присутствовать в рубриках перечисления, особенно если внутри списка уже присутствуют знаки препинания или перечисление состоит из нескольких предложений.

Наша точка завоевала себе право присутствовать в таких предложениях, потому что по правилам русского языка их следует рассматривать как самостоятельную и законченную мысль. Факт перечисления, безусловно, учитывается, но если бы это предложение можно было силой вырвать из перечисления и рассмотреть со всех сторон, стороннему читателю была бы понятна мысль, выраженная в предложении.

Если список состоит из нескольких пунктов перечисления, ставится другой знак препинания — точка с запятой. Запомнить просто. Представим, что у нас есть такой список, как:

Слово состоит из:

  • приставки;
  • корня;
  • суффикса;
  • окончания;
  • основания.

Чтобы узнать, какой знак препинания надо ставить в конце каждого перечисления, просто вырвем любой пункт из контекста. Разве читатель поймет заложенную автором мысль, если просто прочитает «суффикса»? Это слово могло быть применено в абсолютно любом контексте, а потому нужна дополнительная информация, которая поможет читателю понять мысль.

Если же, напротив, предложение понятно само по себе и не требует никаких дополнительных уточнений, ставится заслуженная точка. Именно этот знак препинания отделяет одну законченную мысль от другой.

Дополнительная информация

Точка выполняет еще одну утилитарную функцию — облегчение декламирования написанного текста. В античное время греческая и римская точки использовались, не в последнюю очередь, именно для этого. Чтецу было проще декламировать написанный текст, если предложения разделялись между собой точками.

Хотя те точки не имеют прямого отношения к старославянскому языку, где употреблялся знакомый нам уже крест, все же именно эта утилитарная цель должна по праву считаться основной причиной использования точки.

Точка — это самый старый знак препинания. Фактически именно с его изобретения можно говорить о начале пунктуации в современном нам виде.

Поскольку это самый древний знак, он поныне основной в тексте. Можно представить художественную книгу без вопросительных, восклицательных знаков, без запятой или тире, но без точки — нельзя!

Парцелляция

Еще один инструмент использования точки — парцелляция. Конструкция подразумевает намеренное расчленение связанного повествовательного текста на несколько крошечных. Например: «Черные джинсы. Мои. Любимые. Надеваю их. Выгляжу сногсшибательно. Встречаю Машу». Согласитесь, мысль можно выразить менее рваными кусками. Но тогда потеряется определенная часть смысла. Та самая, которая придает тексту известное обаяние.

Впрочем, парцелляция — это частичное нарушение норм русского языка. Инструмент этот вполне признан, но пользоваться им следует очень осмотрительно, как всяким тонким механизмом.

Одно неверное движение — и фраза, которая могла бы поразить читателя в самое естество, превратится в простую неграмотность и нарушение правил русского языка.

Полезная информация: к сложным инструментам рекомендуется переходить только после того, как автор научится использовать более простые способы выражения мыслей.

Русская словесность дарит возможность действительно высокого разнообразия использования средств. Не рекомендуется забывать об этом.

Многоточие

Со временем некоторые точки разрослись сразу до трех. В русском языке этот знак известен под названием «многоточие». Три поставленные в ряд точки — это относительно новое изобретение, и впервые оно упоминается в грамматике Востокова в 1831 году. Правда, в то время многоточие называлось иначе, а именно «знак пресекательный».

В отличие от классической точки, многоточие говорит о прерванной речи, незаконченном повествовании, а то и просто о пропуске в тексте.

Грамматика Востокова

Каждый знак надо использовать с умом! В противном случае читатель не поймет, что же хотел сказать автор. Порой в литературе автор даже специально уточняет, в каком именно смысле применяется многоточие в конкретный момент. Если в научно-популярной, публицистической литературе это можно делать открытым текстом, то в случае с художественной все обстоит куда сложнее. Автору приходится просеивать слова в поисках подходящего, чтобы описать смысл использованного знака без нарушения художественной целостности повествования.

И все же многоточие востребовано гораздо меньше нашей любимой точки. Возможно, потому что знак этот еще относительно молод на фоне огромной истории русской словесности, а возможно, по причине более приземленной: если точка востребована почти в каждом предложении, то редкий автор согласится строить свое повествование из прерванных мыслей, недоговоренных сообщений и пропусков.

Восклицательный знак и точка

Помимо знакомой точки, в русском языке существуют другие знаки, говорящие о конце предложения. К таким относится восклицательный знак.

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения и выполняет интонационно-выделительную функцию. Если автор задумал указать на экспрессию, изумление, удивление или иные сильные чувства, ставится восклицательный знак.

Выбор между точкой и восклицанием нелегок. Ошибка может привести к тому, что автора поймут неправильно и даже изменится характер текста. Русский язык, как всякая сложная и постоянно развивающая система, одновременно очень тонкая. Даже небольшие изменения вызывают колоссальные последствия.

Порой приходится проделать нелегкую работу, чтобы понять, какой же знак здесь более всего подходит — точка или восклицательный. Может быть, вопросительный?

Мастера русской словесности рекомендуют внимательно читать собственный текст. Находите мысли, выраженные словами, которые могут быть поняты двояко. Меняйте конструкцию фраз на менее двусмысленную. Только так можно гарантировать, что читатель не просто прочитает написанный текст, но и поймет его, как и было задумано.

Если попытка решить дилемму восклицательного знака и точки никак не удается, лучше попробовать перестроить фразу и выразить мысль каким-то иным способом.

Точка — знак препинания, который используется при письме. Ей обозначают конец повествования предложения. Происхождение связано с появлением первых книг, которые писались на языке старославянском.

Содержание

  1. История знака препинания точки
  2. Особенности знака
  3. Точка — знак препинания в смысловом формате
  4. Где нужно ставить точку

История знака препинания точки

Изначально изображалась в форме креста, употребляясь не в конце предложения, а там, где писец останавливал повествование, уходя по делам, спать, на трапезу. Такой знак мог ставиться даже посреди слова.

С развитием языка обычный крест постепенно преобразовался в пунктирный. После появилась известная нам точка, завершающая предложение. Но по сей день сохранилось указание на то, что это остановка повествования. Это самый старый знак препинания. Фактически с неё началась вся пунктуация в нашем языке.

Современные сокращения отображают семантику явления: «и т.п.», «и т.д.» и похожие конструкции.

Но! Точка не должна проставляться после точки в сокращённых словах.

Особенности знака

Один из древних знаков остаётся в тексте главным. Книга может быть без других пунктуационных обозначений, без тире и запятых, но без точек – никогда!

При этом здесь не всегда есть указание на завершение предложения. В заголовках она не ставится, хотя здесь, как правило, есть сказуемое и подлежащее. Мысль понятна и оформлена, а знак не ставится.

Также в перечислениях в виде списков не употребляются точки, хотя прочие знаки там присутствуют.

Предложения повествовательные обходятся без этого знака, если мысль там не завершена. Многоточие сообщает недосказанность, продолжение мысли.

Таким образом, точка изменяется, развивается и обретает новые смыслы.

Точка — знак препинания в смысловом формате

Пунктуация в нашем языке всегда аргументирована правилами, она не предполагает вариативности, кроме авторской расстановки.

Точка является знаком, отображающим смысловую нагрузку. С её помощью фразы отделяются одна от другой, и, соответственно, расставляются смысловые акценты.

  • Главный член предложения – подлежащее. Оно же – субъект, выполняющий действие или объект, на который распространено это действие.

«Катя идёт в магазин» – это завершённая мысль, где подлежащее – «Катя».

  • Сказуемое зачастую выражено глаголом и обозначает конкретное действие. В вышеуказанном примере глагол — сказуемое – «идёт».

Подлежащее и/или сказуемое – минимально возможная конструкция, после неё нужно ставить точку.

Авторское видение текста здесь не является исключением. Это своеобразный художественный приём.

Поэты и прозаики – мастера слова пользуются знаками препинания для расстановки смысловых пауз. В обычной речи они редко употребляемы.

Пример: «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо.»  (А. С. Пушкин). Фактически здесь единственная мысль разделена на блоки. Точка выступает здесь как усиливающий элемент выразительности, передаётся динамичность действий и событий.

Люди, чувствующие язык и умело пользующиеся этим знаком, могут выражать мысли привлекательно, ярко, выразительно, образно. Они заставляют читателя нестандартно воспринимать передаваемую информацию.

Где нужно ставить точку

  1. Это знак обязателен в повествовательном предложении. «Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел.» (А. С. Пушкин).
  2. В предложении побудительном (без восклицания). Пример: «А ты не печалься, Маша.» или «Ну, хорошо, поехали.»
  3. Перед союзами сочинительными (но, и, а, однако и другими) или перед подчинительными в значении присоединения, где они являются началом другого предложения. «Всё замело белым снегом. И вдруг в этой ослепительной белизне раздался гул.»; «И все она сидит и думает, думает. А о чем думает, спрашивается (Чехов)».

Но к такого плана конструкциям читатель относится настороженно. Писатель, решившись объединить мысли одной фразой, должен сделать это грамотно и безукоризненно.

Примечание

Точка может употребляться в конструкциях присоединительных, которые начинаются с союзов или являются бессоюзными, но при иной пунктуации могут выполнять роль членов предложения. «Притащила постель и подушку. И цветок. И зашторила окна тюлем»; «Вы мне связали синий свитер. Шерстяной. Тёплый.»

Также знак ставят в качестве окончания списков перечисления, когда у обозначений предыдущих списков тоже стоит точка: «Пункт 1. Предпринимательство.»

Но! Подпункты принято разграничивать «;» точкой с запятой!

Точку ставят в конце повествования, предполагающего дальнейшее развёрнутое пояснение.

«То, что на научном языке обозначается …., объясняется следующим образом.» ; «Этот агрегат имеет следующие свойства.» Далее следуют длинные развёрнутые разъяснения.

По правилам нашего языка знак может употребляться при перечислении, особенно, когда в списке уже есть другие знаки или же перечисление составлено несколькими предложениями.

В случае, когда список составлен несколькими пунктами перечисления, ставится точка с запятой.

Например: «Блюдо состоит из следующих ингредиентов:

  • зелени;
  • масла;
  • рыбы;
  • овощей.»

Если убрать какой-либо пункт из контекста, часть смысла утратится. Здесь необходима дополнительная информация, раскрывающая суть темы.

Но если фраза, выражение понятны сами по себе и не подразумевают уточняющих конструкций, необходимо ставить точку для отделения одной законченной мысли от другой.

Парцелляция.

Это ещё один способ использования данного знак препинания. Он возможен там, где есть специальное разделение связанного текста на небольшие фразы.

Например: «Синее платье. Моё. Любимое. Ношу его. Выгляжу восхитительно. Встречаю Олю».

Здесь мысль можно было выразить более цельно. Но тогда бы утратилась бы некоторая часть смысла, привносящая в текст некоторое обаяние.

Но этот приём также можно назвать частичным нарушением норм языка. Этот приём, хотя и считается признанным, обращаться с ним стоит осторожно, как и с любым подобным языковым механизмом.

Ведь даже небольшое неправильное решение может превратить фразу, которая могла бы удивить читателя, в элементарное нарушение норм русского языка.

Вот такой это знак препинания ТОЧКА!

Точка (.) — это пунктуационный знак препинания, который завершает повествовательное предложение.

Узнаем, что такое точка в русском языке, с какой целью её используют в предложении и в связном тексте.

Точка — это многозначное слово в русском языке:

  1. метка, пятнышко от прикосновения;
  2. графический значок в языке, алгебре, нотной записи, телеграфном коде;
  3. понятие в математике: место, не имеющее измерения, граница отрезка линии;
  4. определенное место на теле, местности, в пространстве и пр.

Нас интересует точка как лингвистический термин.

Точка в пунктуации

В пунктуации русского языка точка — это специальный символ, который не является буквой. В графической системе языка он имеет важное значение для оформления предложения и связного текста в целом.

Точка, пожалуй, самый древний знак препинания. Интересно, что в старину прообразом точки выступал крестик, с помощью которого монах-писец выражал конец законченной мысли или обозначал то место, на котором прерывал свой труд и уходил на церковную службу, молебен или трапезу. С течением времени крестик стал намечаться в виде пунктира, а затем превратился в известную нам точку.

Чтобы помочь читателю зрительно воспринимать текст и понять его содержание, с помощью этого значка текст делится на законченные смысловые и интонационные отрезки, которые называются предложениями. Точка ставится в конце каждой логически оформленной мысли, чтобы отделить её от другой.

Вот и пришла долгожданная весна. На деревьях распустились почки. В саду весело щебечут птицы, радуясь весеннему солнцу и теплу. А вот летит пчела.

Точка в конце предложения

В русском языке в системе знаков препинания это завершающий знак, как и восклицательный, вопросительный знак, многоточие.

Точка это

Кроме функции завершения предложения, точка имеет еще интонационный аспект. С помощью поставленной точки автор дает понять, что предложение следует прочесть вслух спокойным тоном голоса, без проявления особых эмоций.

Точка ставится в повествовательном предложении, которое в конце произносится с понижением тона голоса.

Уже начал накрапывать дождь.

Эту же мысль можно оформить интонационно по-другому, используя разные завершающие пунктуационные знаки.

Сравним:

Уже начал накрапывать дождь?

Уже начал накрапывать дождь!

Точка ставится также в конце побудительного предложения, выражающего повеление или просьбу, высказанную спокойным тоном голоса.

Напиши мне письмо.

Позвони мне завтра с утра.

Если проделать эксперимент и убрать все точки из текста, то он, несомненно, превратится в поток мыслей, в котором нелегко и иногда даже невозможно разобраться. Проиллюстрируем это наблюдение в помощью следующего текста, в котором не расставлены знаки препинания:

Я оглянулся маяк горел белым огнём до порта было еще далеко ветер дул с немыслимой яростью он наскакивал порывами круто бросался в сторону кружился и злорадно свистел в веслах волны с размаху били в нос шлюпка взлетала в темноте и я слышал как море тяжелыми бросками швыряет в неё ведра воды

Это текст довольно сложно воспринимать с ходу, если не разделить его с помощью точек на смысловые, логически законченные части.

Я оглянулся. Маяк горел белым огнём. До порта было ещё далеко. Ветер дул с немыслимой яростью. Он наскакивал порывами, круто бросался в сторону, кружился и злорадно свистел в веслах. Волны с размаху били в нос. Шлюпка взлетала в темноте, и я слышал, как море тяжёлыми бросками швыряет в неё вёдра воды (К. Паустовский «Повесть о жизни»).

При чтении этого художественного текста без расставленных пунктуационных знаков трудно выбрать, где нужно сделать необходимые интонационные и логические паузы после каждой законченной мысли. Расставив в нём точки, мы получили возможность правильно его понять и образно представить изображенное в нем бушующее море, захлестывающее волнами одинокую шлюпку.

Итак, точка — это необходимый знак препинания, показывающий, что именно эта мысль закончена. После точки начинается другая мысль.

В тексте точка отделяет одно повествовательное предложение от другого. Этот графический знак упорядочивает письменную речь, обозначая границы предложений. Это способствует правильному восприятию связного текста и пониманию сути того, о чём в нем идет речь.

Тест

Средняя оценка: 5.
Проголосовало: 10

История точки довольно занимательная, и в этой статье мы с ней познакомимся. Сейчас этот знак указывает на конец предложения, сокращённое написание слова. Однако так было не всегда.

Этимологически слово связано с *tъknǫti (ткать, ткнуть), соответствует латинскому punctum — «точка», от которого произошло слово «пунктуация». Фактически точка — это родоначальник пунктуации.

Исторически родственные слова: тыкать, ткать и другие производные.

Это один из самых древних знаков препинания, если не самый древний. Впервые точка появилась еще в древнеримских надписях и в средневековых рукописях.

Есть версия, что использовать знаки пунктуации для разделения текста на смысловые отрезки начали примерно со II века до н.э. Тогда глава Александрийской библиотеки Аристофан Византийский изобрёл систему трёх точек.

  • Точка внизу (comma) ставилась в конце самого короткого отрезка;
  • вверху (periodos) делила текст на большие отрезки;
  • в центре (colon) — на средние. Однако эти знаки повсеместно использовать не стали.

Всё потому, что гораздо больше в Древней Греции и Риме ценили хорошо подготовленную и убедительную речь, а не то, как размечен текст.

Фактически знаки препинания появились в книгах только с приходом христианской культуры. Это были IV — V века н.э.

VIII век — время появления пробелов между словами (ориентировочно). В средневековой Европе начали чаще использовать систему точек, которую предложил Аристофан.

Читать ещё: Точка в заголовке: ставится или не ставится?

В VII веке архиепископ и основатель средневекового энциклопедизма Исидор Севильский расширил систему точек. Нижняя точка (.) обозначала не только паузу между словами, но и получила грамматические функции первой в истории запятой. Верхняя точка (·) начала значить конец предложения.

История точки в русской пунктуации

В русской письменности первые знаки препинания встречаются ещё в Остроми́ровом Евангелии (1057 г.), в старейшем датированном памятнике славянской письменности.

история точки
Новгородская первая летопись XII в. Источник: Wikimedia Commons

Прообраз точки — знак креста (знак остановки). Им писец обозначал место, на котором остановился перед уходом на молебен или трапезу. Причём этот знак вполне мог падать на середину слова. Потом он сократился до пунктирного креста, а далее — до точки.

В словаре В. И. Даля можно найти смешную цитату по поводу точки. Похоже, она посвящена той непоследовательности, которая сопровождала русскую пунктуацию до её упорядочения.

Где писцу надо нос утереть, там запятая, а где табаку понюхать, точка.

Примерно до XVI в. включительно точки ставились произвольно, поскольку в текстах даже не было деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах.

По-настоящему пунктуацию начали упорядочивать в связи с появлением и развитием книгопечатания. Однако это уже совсем другая история. 🙂

Читать ещё: Тире и двоеточие: когда они ставятся?

Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку


0

Как составить рассказ от имени знака препинания, план, пример рассказа?

Русский язык 4 класс. Составить рассказ от имени какого-либо знака препинания: что писать, примеры рассказа и план?

10 ответов:



8



0

Рассказ-сочинение от имени знака препинания вопросительный знак (пример) для 4 класса:

Кто этот сгорбленный старичок — говорят про меня? Я — вопросительный знак — гордо отвечаю я и продолжаю — запомнили меня? Любое предложение я делаю вопросом.

Я очень любопытная и сомневающаяся натура, мне все интересно и никогда не скучно. Что бы ни случилось, я всегда поинтересуюсь: что? где когда? зачем? и почему? Я — ключ к познаниям и двигатель науки. Благодаря мне и моему любопытству, люди делают открытия и изобретения. Я — основа диалога, мез меня не обходится ни одна беседа. Когда Вы видите вопросительный знак в конце предложения, то это предложение может быть произнесено с разными интонациями: интонация спокойного любопытства (где ты живешь?) либо с негодованием (Почему ты до сих пор не оделся?) либо со смехом (кто у нас такой хороший?). Я — эмоциональный знак препинания, мои предложения по эмоциональной окраске всегда восклицательные

Немногие знают, что меня можно было встретить в печатных книгах еще XVI веке и образовался я от латинской буквы Q, с которой начинается слово «вопрос» на латинском языке. В современном языке без меня не обойтись. Попробуйте хотя бы один день прожить, общаясь с друзьями и родителями, без вопросительного знака в своей речи — это невозможно.

qnHyzoFDBxnEYMVoIjvTXesQ0bUplTrs.png



8



0

Хм… Я… э-э-это… Многоточие. Говорят, будто бы я совершенно не нужный знак, никудышний, будто бы без меня можно легко обойтись… Должен вас разубедить в этом. Я не прост. И я очень востребован писателями. Они любят пользоваться моими услугами, особенно когда герои их произведений, люди эмоциональные, говорят прерывисто под влиянием каких-то чувств, вызванных непростыми жизненными ситуациями.

Служу я и тем, кто хочет с моей помощью передать незаконченность речи. Меня ставят только грамотные люди, которые понимают, что без меня сложно передать обрывистость речи.

А ещё я пригожусь, когда хотят показать, что в тексте что-то пропущено. В учебниках литературы часто размещают произведения в сокращённом виде. Вот тут меня и зовут.

Без меня люди не смогли бы грамотно оформить письменную форму речи.

План

  1. Необходимость многоточия.
  2. Передача на письме прерывистости речи.
  3. Многоточие для оформления незаконченности речи.
  4. Важный знак препинания для оформления пропусков в тексте.



8



0

А я — знак восклицательный. Восклицаю, радуюсь, печалюсь, огорчаюсь, пугаюсь и восхищаюсь. И это ещё не всё, что я умею. Я талантливый артист и тонкий психолог. Выгляжу как палочка с точкой внизу, но стоит забыть дописать сверху палочку, как всё богатство человеческих эмоций потускнеет и посереет. Нет, эмоции совсем не пропадут, просто передать их на письме будет без меня сложно. Люди могут неправильно понять друг друга без меня. Моё участие нужно всем и всюду, во всех сферах человеческой жизни. Разве что в документах и научных статьях я не встречаюсь. Это потому, что в деловых отношениях люди не должны руководствоваться эмоциями, да и учёные всегда должны быть объективны.

Я очень требовательный знак препинания. Со мной нужно говорить выразительно, не забывая передать соответствующей интонацией то, что чувствуешь: сочувствие, осуждение, удивление, страх или радость. Наверное, больше нет ни одного знака, который так, как я, умел бы понимать и поднимать настроение. Правда, и портить его иногда приходится. И всё-таки чаще я радуюсь и восхищаюсь: Ура! Как замечательно! Как чудесно! Вот это да! Превосходно!

Не забывайте обо мне, пожалуйста, когда будете писать сочинения в школе и когда станете общаться в интернете.



6



0

План рассказа:

  1. Когда появилась запятая.
  2. что значит слово «запятая».
  3. Какую роль играет запятая.
  4. Если бы не было запятой.

<hr />

Я — очень важный в предложении знак препинания. Я — запятая. Появилась я после точки, хотя и не такая древняя. А произошло это в конце второй четверти 16-го века. На данный момент я являюсь самым распространенным знаком препинания в русском языке.

Слово «запятая» произошло от глагола «запяти», который имел такое значение: «задержать», «воспрепятствовать». Глагол «запяти» является родственным глаголу «запинаться».

Именно благодаря мне, запятой, вы можете составлять сложные предложения и высказывать сложные мысли. Именно я отделяют простые предложения друг от друга, одну мысль от другой.

Если бы не было меня, в текстах использовались бы только простые предложения, или же сложные предложений были бы непонятными, потому что сложно было бы разделить их на части. Да и язык стал бы уже не таким красивым и образным.

К. Паустовский говорил, что именно знаки препинания «твердо держат тест и не дают ему рассыпаться».



4



0

Я древнейший знак препинания и это не случайно, ведь без моего присутствия предложение будет не законченным и люби не смогут понять где закончилось одно предложение , а где начинается другое.

Наверно все узнали , что я за знак препинания – Я – Точка.

Не буду сильно себя восхвалять, но Точка является главным знаком препинания. Благодаря мне люди отображают законченность предложения, где я- там Точка всему написанному ранее. Конечно есть два других знака, как вопросительный и восклицательный, но их придумали только для удобства выражения мысли, но и в них я присутствую – внизу, а все остальное, это только ко мне пририсовано.

Думаю, что по своим возможностям, Я (точка) обладаю большими возможностями, ведь меня нельзя забывать ставить в конце каждого предложения.



3



0

Перед тем как составлять рассказ, сначала выберите для себя знак препинания, потом прочитайте о его роли в предложении и уже можно сочинить историю.

Я бы предложила написать рассказ от имени знака препинания точки.

Пример:

Здравствуйте. Меня зовут Точка. У меня есть разные братья и сестры, но я считаюсь одним из главных знаков препинания. Меня всегда ставят в конце для того, чтобы предложение было законченным. Благодаря мне любое предложение может стать повествовательным. Я такой знак препинания, который люди никогда ставить не забывают. Без меня грамотная письменная речь в русском языке просто невозможна.

Рассказ можно составить по плану:

  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение

В первой части расскажите об истории выбранного вами знака препинания. Затем в основной части от его имени напишите основные его функции и в конце сделайте вывод.



1



0

Рассказ от имени знака препинания «кавычки».

Здравствуйте! Разрешите представиться: нас зовут Кавычки. Почему множественное число? Во-первых, потому, что мы состоим из двух составляющих, во-вторых, в письменной речи мы всегда прописывается дважды, открывая и закрывая высказывание.

У нас много функций. Любая цитата, которую автор хочет вставить в свой текст, обязательно должна быть выделена с нашей помощью. Мы непременно должны присутствовать при обозначении переносного смысла слова, если ставится акцент на его ироничном употреблении, а также, если в текст вводятся архаизмы.

Мы очень любим участвовать в оформлении прямой речи, четко обозначая ее место в предложении.

Без нас невозможна грамотная письменная речь!



1



0

Рассказ о знаке препинания запятая.

Кому-то может показаться, что я маленький знак препинания, не имею веса или значения, как бы не так. Хотя я и выгляжу неказисто, кажусь невеликим знаком, но роль в предложении у меня очень большая.

Со мной лучше дружить и все буквы об этом знают, ведь если я убегу или встану не в том месте, то могу изменить весь смысл предложения.

Посудите сами: «казнить, нельзя помиловать» или «казнить нельзя, помиловать». Ну, что убедились в моей значимости, поняли, что от меня зависит очень много?

Ребята, давайте мы будем с вами дружить! Не забывайте про меня, а если и берётесь ставить, тогда делайте это правильно.

План к рассказу можно составить так:

  • Знакомство со знаком препинания.
  • Основная часть.
  • Заключение — роль знака препинания.



1



0

««Если нет над нами точки,

Запятая – знак пустой!» –

Отозвалась с той же строчки

Тётя точка с запятой.»- так писал обо мне Самуил Яковлевич Маршак. Я- точка с запятой, без меня тоже нельзя обойтись. В отличие от других знаков у меня есть » папа» — это знаменитый издатель Альд Мануций. Меня используют в бессоюзных сложных и сложносочиненных предложениях, когда в его частях уже много запятых. А в греческом языке у меня функция вопросительного знака. Вот такой я универсальный знак препинания.

План может быть таким:

Введение.

Рассказ о знаке.

Заключение.



1



0

План рассказа про знак препинания.

Вступление о важности знаков препинания.

Основная часть об истории знака и о его использовании.

Заключение.

<hr />

Пример рассказа от имени знака препинания.

Знаки препинания очень важны, без них нельзя было бы понять смысл текста.

Разрешите познакомиться, я — довольно редкий знак препинания, без меня даже можно обойтись в обычной речи, зато я нужна в речи деловой, в научных текстах.

Меня придумал итальянский печатник более пятисот лет назад. Наверное, ему не хватило точек и запятых.

Создали меня из двух знаков, назвали «точка с запятой». Я нужна в очень длинных предложениях, где много однородных членов предложения, где идёт перечисление фактов. Когда предложение сложное, моя сестра запятая не справляется, потому что ей не помогли союзы — вот тогда я и нужна. Я помогаю сделать остановку, передохнуть при чтении.

Меня используют программисты и поэты, чем я очень горжусь, ведь я такая особенная.

В заключении стишок про меня:

Читайте также

Я считаю, что какое бы произведение вы не взяли как пример для сочинения, в каждом более или менее выразительно и полно будет звучать тема доброты и жестокости, потому что все морально-этические проблемы, которые волнуют и волновали писателей, связаны с этими противоположными категориями.

Выигрышным, по моему мнению, будет вариант, если автор сочинения вспомнит Соню Мармеладову, Раскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского. Ярким примером доброты человеческой является учительница из произведения «Уроки французского» Распутина. Если старшеклассник его внимательно читал, то может воспользоваться этими знаниями. Можно оттолкнуться от проблемы в рассказе «Муму» И.С. Тургенева и порассуждать на заданную тему.

Нужно очень любить творчества Николая Гавриловича Чернышевского и, в частности, его роман «Что делать?», который необходимо будет проштудировать практически досконально — слишком уж мудрёный предлагается вопрос. Понятно, что книгу наизусть помнит вряд ли кто, да и идеи, обуревающие Лопухова и Веру Павловну, вряд ли сохранились в памяти у тех, кто давно покинул школьные стены, поэтому обратимся к нашему полезному источнику — Википедии. В статье о Франсуа Мари Шарле Фурье читаем:

9EQx3IZ7l7jGmTZEgZcB5JXi8HALD.png

Автором книги «Социальное предназначение» является известный французский философ Виктор Консидеран, которого в нашем списке нет, но который искренне разделял взгляды Шарля Фурье — читаем о Консидеране:

Z8Q8MzFOiQ9htCXP5hZpe76Zm6td7H5D.png

Таким образом, выбирать для ответа к этому заданию нужно вариант «А) Шарль Фурье».

Разбор по составу слова РАСТЕТ

Выделяем окончание глагола 3 лица единственного числа ЕТ, ср. раст-у, раст-ем, раст-ете.

Основа слова РАСТ,

корневая морфема совпадает с основой РАСТ, в корне происходит чередование согласных ст//щ, ср. растить, растение, выращивать.

Как пишется пол деревни, полдеревни или пол-деревни, выясню, обратив внимание на начальный согласный корня.

В русском языке слова с пол пишутся по-разному. С дефисом слова пишутся только в трех слчаях:

1) корень слова начинается с гласной, например:

пол-яблока

пол-арбуза

пол-участка

2) корень слова пишется с прописной буквы:

пол-Самары

пол-России

3) корень слова начинается с буквы «л»:

пол-ломтика хлеба;

пол-лужайки

пол-ладошки.

В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно, например:

полчайника кипятка;

полведра воды;

полдома.

В существительном «полдеревни» корень начинается с согласного и это не буква «л». Значит, слово полдеревни напишу слитно с приставкой пол-.

Полдеревни собралось на свадьбу нашей дочери.

Возможен вариант раздельного написания рассматриваемого существительного, если между пол- и словом появится определение в виде прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия и пр., например:

пол нашей деревни;

пол всей деревни;

пол соседней деревни;

пол строящейся деревни.

Как правило, слово «вот» запятыми не выделяется, так как оно не является вводным словом.

Пример: Вот окончу я школу и буду поступать в институт.

Исключением может быть ситуация, когда оно используется для усиления основной мысли предложения или привлечения к нему внимания. Пример: Вот, я всегда тебе это говорила!

  • Рассказ про тосю и артема
  • Рассказ про торнадо на английском
  • Рассказ про торжок 3 класс
  • Рассказ про тора на английском языке
  • Рассказ про топор и женщину