муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №8 комбинированного вида «Земляничка»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: «Транспорт»
Выполнил воспитатель1 категории
логопедической группы №8 «Солнышко»
Минаева Евгения Федоровна
Новосибирск 2018
Цель: сформировать понятие «транспорт»; закрепить знания детей о видах транспорта – наземный, водный, воздушный; Расширять знания детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта: особенности строения, назначение транспорта.
Развивающие задачи: Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, развивать мелкую моторики, координацию речи с движением, зрительное внимание и восприятие. Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный;
Образовательные речевые задачи: учить составлять описательный рассказ об игрушке с помощью вопросов:
— упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;
— практическом употреблении приставочных глаголов;
— согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;
— учить составлять целое из частей (разрезные картинки).
Коррекционные задачи: упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме «Транспорт», развивать артикуляционный аппарат.
Воспитательные задачи: учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.
Предварительная работа:
— Чтение художественной литературы
— Просмотр иллюстраций
-Разучивание комплекса упражнений пальчиковой гимнастики по теме
Оборудование: игрушки –предметы транспорта, картинки – предметы транспорта, разрезные картинки- предметы транспорта.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель берет мяч и встает с детьми в круг:
— Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, машине, автобусе), а на чем мы еще можем доехать куда — то далеко?
Проводится игра с мячом: «Назови транспортное средство».
2. Основная часть.
Беседа по теме.
— Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, Кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)
— Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? (Пассажиры)
— Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)
— Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)
Пальчиковая гимнастика. Упражнение “Посчитаем”.
Будем пальчики сгибать —
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).
Игра «Назови правильно».
— Кто водит пассажирский и грузовой транспорт (водитель, шофер).
Обобщение воспитателя: Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.
— А знаете ли вы, из каких основных частей она состоит?
— Как называется та часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина)
— Куда складывают груз? (Кузов)
— Где сидят пассажиры? (Салон)
— Без какой части машина никогда не поедет? (Без колес)
А я знаю один вид транспорта которому не нужны колеса чтобы передвигаться, а вы его знаете? (Лошадь)
А давайте покажем как она движется. Артикуляционная гимнастика «Лошадка».
Игровое упражнение «Едем в автобусе»
— А теперь все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе? (Пассажирами). А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему? (вежливо, культурно)
Я буду говорить, а вы отвечайте:
— Автобус от остановки (отъехал), к другой остановке (подъехал). Затем на небольшую горку (въехал или заехал) и вместе с нами он мост (переехал). Он быстро в тоннель (заехал) и оттуда вскоре на заправку (поехал, приехал).
Речевая игра «На заправке»
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку.
(обеими руками «крутят руль» перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
Заправившись, автобус на выставку-салон (приехал, заехал).
Составление описательного рассказа.
— В нашей группе открылась выставка-салон транспортных средств «Веселые моторы». Я буду директором, а вы менеджерами по продаже автомобиля. Вы должны рассказать о понравившемся транспорте и сделать его рекламу:
Название машины.
Какая она: описать ее внешний вид, цвет.
Назвать части.
Для чего она предназначена.
— Начну я с рекламы: Это автобус. Он красный. У него есть кабина, колеса, много окошек, двери. Автобус перевозит пассажиров.
Заслушать 3-4 рассказа.
— Ребята, а в далекой сказочной стране «Лилипутии» живут маленькие человечки и все у них маленькое: и одежда, и обувь, и транспорт.
Игровое упражнение «Большой-маленький»
Воспитатель |
Дети |
машина |
машинка |
автомобиль |
автомобильчик |
грузовик |
грузовичок |
трамвай |
трамвайчик |
троллейбус |
троллейбусик |
автобус |
автобусик |
Машины наши верные и надежные помощники. Но чтобы они долго служили за ними нужно следить, во время чинить, ставить в гараж.
Дидактическая игра «Почини машину»
Водители сильно жали на педали,
Развалилась машина на детали.
Помогите, помогите
Машинку из деталей соберите.
Дети собирают машинки по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.
3.Итог НОД
Подвижная игра «Летает, плавает, ездит».
Воспитатель показывает карточку с изображением какого- либо транспорта дети показывает как оно передвигается. Например : корабль — плывут, самолет – летят, машина – держат руль в руках.
Русские сказки про Машинки и о Машинке
-
504551
25723
5609
Автомобильчик Бип
На день рождения Лёне подарили красивый игрушечный автомобиль. Он был почти как настоящий, только маленький. Как только Лёня увидел новую машину, он тотчас громко воскликнул: «Бип-Бип!» – точь-в-точь как сигналят машины на улице. Так автомобильчик получил своё имя. Как и любая игрушечная машина Бип мечтал …
-
211989
8893
1609
Паровозик Пых
Однажды Лёне подарили железную дорогу. Всё в ней было совсем как настоящее: и рельсы, и станция с перроном, и переезд, возле которого стоял семафор. Красный огонёк семафора предупреждал: стой! Путь закрыт! Зато, когда загорался зелёный свет, можно было ехать дальше. За переездом начинался лес из пушистых, …
-
50305
1702
155
Машинка по имени Машка
В одном маленьком гаражике жила белая машинка по имени Машка. Гаражик этот стоял совсем недалеко от леса, и Машка часто ездила в лес покататься по дорожкам. Чаще всего она каталась по широкой, но очень неудобной дорожке, которая вела от самого гаражика к речке. А неудобной эта дорожка стала, потому что …
-
16669
516
65
Машка и клумба
Однажды утром машинка Машка увидела, как ее старый дружок мальчик Олежка копает землю железной лопаткой. – Здравствуй, Олежка! – крикнула Машка. – Ты, наверное, что– то напутал, песочница не здесь, а на детской площадке. – Мне и не нужна песочница, – важно ответил Олежка. – Я делаю клумбу. – А что это …
-
20798
658
64
Машка и Фольксваген
Однажды утром машинка Машка поехала навестить своего дедушку Фольксвагена. Дедушка жил в большом гараже далеко от Машкиного гаражика, и пока она ехала к нему по новой асфальтовой дороге, успела устать. Дедушка очень обрадовался Машке, сразу посадил ее за стол, налил чаю и положил в блюдце малиновое варенье. …
-
14918
453
54
Машка в порту
Как то раз машинка Машка привезла Олежку в порт. – Смотри, какой большой корабль – почти как дом! – закричала она в восторге. – Много этажей, много окон, там наверху даже люди гуляют! Что это за корабль? – Это теплоход. Пассажирский корабль, – важно сказал Олежка. – Там есть каюты для пассажиров, бассейн, …
-
13699
450
44
Машка упрямится
Однажды машинка Машка потерялась. Случилось это так: тем утром машинка Машка и мальчик Олежка отправились погулять на речку. Они долго играли, катались по берегу, плескались водой на мальков, ловили лягушат, а потом устали и сели на солнышке отдохнуть. – Смотри, Олежка, там мостик! – заметила Машка. …
-
43837
1087
294
Сказка про Маленькую Желтую Машинку
Как-то раз, одним прекрасным летом, на свет появилась Маленькая Желтая Машинка. Она оглянулась вокруг и мир показался ей таким чудесным, таким замечательным… Немногим позже она спросила у старого могучего Автовоза, который вез ее в неизвестность: -Скажите, а как вы думаете, кого я буду катать? Автовоз …
-
16314
723
76
Ремонт дорог
Дороги в городе оставляли желать лучшего. Многие из них давно требовали ремонта. Но для этого нужны специальные машины, а таких в городе не было. Был только асфальтовый каток. Когда на дороге появлялась очередная яма, которая мешала ездить машинам, приходили рабочие с лопатами и закидывали ее горячим …
-
13570
409
45
Трактор и радиоприемник
Тракторист Петрович купил радиоприемник и повесил его в кабине. Теперь в дороге он слушал музыку. Трактору это понравилось. Он даже стал подпевать. И мотор вместо «ТР-р-р — тр — тр — тр» стал выговаривать «Тр-р — рам — пам — па-а — тр-р — рам — пам — пам». Трактор начинал ехать рывками, а иногда и совсем …
-
10527
416
27
Вежливость на двоих
Наш трактор был не простым трактором. Он был трактором вежливым. Чего нельзя было сказать о прицепе. Конечно, прицеп тоже знал, когда нужно говорить «Здравствуйте», а когда — «До свидания»; когда — «Спасибо», а когда — «Пожалуйста». Только все это у него как-то не получалось. Да и как тут будешь вежливым, …
-
18896
691
49
Трактор с прицепом
Жил-был трактор. Новенький, красного цвета, марки «Беларусь», с большими черными колесами. И был у него друг — прицеп. Прицеп был не такой красивый; краска на нем поблекла и облупилась, один борт был погнут. Трактор и прицеп крепко дружили. Они даже никуда друг без друга не ездили. Люди о них так и говорили: …
-
17366
718
33
Как трактор с прицепом за елками ездили
Зимой тракторист Петрович простудился. Доктор запретил ему на работу выходить. Остался Петрович дома — горло полоскать и лечиться чаем с лимоном и малиной. Случилось это за четыре дня до Нового года. Трактор с прицепом и Петрович как раз должны были в лесничество за елками ехать. А потом эти елки нужно …
-
19820
605
46
Трактор с прицепом в деревне
Весной трактор с прицепом и их тракторист Петрович поехали в командировку в деревню Михайловку. Там рабочих рук не хватало и техники тоже. Михайловка оказалась далеко; так что приехали в нее только под вечер. Гостей встретили и разместили в гараже, вместе с деревенскими машинами. А тракториста Петровича …
-
10302
297
36
Мечта (сказка про машинки)
Синий Феррари, у которого все было, что только может быть у автомобиля, – большие тяжелые колеса, четыре желтых фары, мощный мотор и еще много чего, мечтал полететь на Луну. Ему нравилась Луна – большая, желтая, круглая. Но Луна иногда пряталась, иногда превращалась в месяц, а Феррари так ее не хватало. …
-
16034
493
49
Дружба (сказка про машинки)
Была холодная зима. Желтая Газель ехала по занесенной снегом дороге. Она везла подарки детям на Новый год. Дул холодный ветер, но в Газели было тепло, она весело ехала по дороге, слушала радио и напевала песенки про голубой вагон, улыбку и Новый год. По дороге Газель вспоминала теплое лето, дачу знакомой …
-
8192
225
34
Подарок (сказка про машинки)
Весной с реки сошел лед, и красный Ламборджини и желтые Жигули отправились на рыбалку. Они накопали червей, взяли с собой удочки и теплую накидку на сиденья, вдруг похолодает. Машины любили подсидеть у реки, погреться на весеннем солнышке и посмотреть, как появляются, жужжа, первые пчелы. Пчел они не …
-
7620
270
25
Помощь (сказка про машинки)
Розовый Вольво ехал по дороге, сам не знал куда. Ему просто нравилось ездить быстро по любой дороге, которую видел он перед собой. На пути ему встречалось много других машин, которые приветствовали его гудками, и он радостно гудел им в ответ. На пути ему встречалось много интересного, но останавливаться …
-
7540
282
30
Победа (сказка про машинки)
Красный Ламборджини и синий Феррари всегда участвовали в гонках, ездили в другие страны, пилоты вели их по скоростным трассам, и на виражах они счастливо визжали от скорости, которую развивал их мотор. Потом им дарили разные призы и машины ехали на следующую гонку. А в это время в железном гараже стояли …
-
8184
221
52
Путишествие (сказка про машинки)
Наша Земля, на которой мы живем круглая. На ней кроме дорог, есть горы, реки, мосты, моря и многое другое. Машины умеют ездить только по дорогам, по хорошим дорогам. Только вездеход и танк умеет ездить по плохим дорогам, но и он не сможет проехать везде. А что же делать грузовику, белой Волге и синему …
-
7721
373
18
Правила (сказки про машинки)
дна очень упрямая зеленая Газель не хотела соблюдать правила дорожного движения. Не хотела, и все тут. Газель была очень мила, всем нравилась, поэтому думала, что все можно, гоняла по улицам, пела песни и очень хотела, чтобы все видели, какая она смелая, отважная, как красиво она едет, не обращая внимания …
-
4595
146
25
Музей (сказки про машинки)
Красный Запорожец долго гулял, плутал между больших машин на дороге, потому что он был маленький, и вот заехал туда, где никогда не был. Ведь всегда есть место, где мы никогда не были. Место было удивительным. На большой стоянке стояло много машин, да еще таких, каких Запорожец никогда не видел. Он подошел …
-
7981
178
34
Стихи (сказка про машинки)
Один красный большой КАМАЗ очень любил петь песенки, про дорогу длинную и прямую, про своих друзей, сильных, больших и маленьких, про лето и море, про все, что он видел по дороге. Но не очень хорошо у него получалось, скорее не получалось совсем. Он просто громко-громко гудел, все думали, что он просит …
-
13175
530
31
Сказка про машинку
Жила-была маленькая трудолюбивая машинка, ее все в округе уважали за то, что любую просьбу, любое поручение она выполняла очень быстро и с удовольствием. Просит, например, старая бабушка свою внучку сходить за хлебом, а внучке некогда, уроки учить надо, машинка тут же свою помощь предлагает, а по пути …
-
16664
505
63
Сказка про большой кран и маленькую машинку
Ехал как-то раз большой Кран по дороге на стройку. Вдруг у него сломалось колесо. Стал он посреди дороги и стоит, не знает, что делать. И на помощь звал, но никто не слышал, потому что было еще совсем рано, и сам пытался на трех колесах дальше ехать — ничего не получалось. Устал Кран, и решил ждать, …
-
9657
213
72
Машинка-вытворяшка
Жила-была машинка-вытворяшка. Она была еще совсем маленькой и не совсем опытной машинкой. Безусловно, у нее было имя, но все близкие и друзья называли ее просто – машинка-вытворяшка. Она была хорошей, доброй и славной машинкой, но, как все маленькие машинки, любила немножко повытворять. «Мама, — говорила …
-
7535
212
47
Сказка про машинку Люсю
Машина Люся стояла в гараже. Было раннее утро, птички начали просыпаться и лениво чирикать. Люся одна стояла в своем гараже, ей было немного грустно и одиноко, ведь ей не с кем было поговорить, птички ее не понимали, и она тоже не понимала их птичьего языка. А ей так хотелось иметь подружку, с которой …
-
19058
1131
286
Бибишка — славный дружок
Среди твоих ребячьих дел И сказкам место есть. Ты много их уже успел Услышать и прочесть. Ты сказки разные узнал… Средь них наверняка Ты только этой не слыхал — Про Славного Дружка. Она покажется порой Похожею на быль; По ней промчится, как герой, Простой автомобиль …
-
9795
280
30
Сказка про экскаватор
В городе среди машин Экскаватор жил один. Ездил шумно, неуклюже По канавам и по лужам. Заведётся и гремит, Перебудит всех, кто спит. Добрый был, всем помогал: То копал, то засыпал. В гараже среди машин Он был очень нелюбим. «Шумный ты, — они твердили. И с соседом не дружили. Мы красивы и сильны – Людям …
-
5720
266
11
История про грузовичок
Жил да был грузовичок, Разрисованный бочок. По асфальту и просёлкам Ездил в город и посёлки. Грузы важные возил. Торопился что есть сил. Проезжал и полустанок. Каждый день там спозаранок Проносились поезда, Мчались в сёла, города. Там был важный светофор: Переезд! Глуши мотор! Если по железным рельсам, …
-
4858
196
18
Умные машины
Умные машины едут по дороге. Умные машины – людям для подмоги. Вот кирпич везет камаз, труженик большой. Он помощник первый класс, борт его крутой. Очень интересная пожарная машина. На пожар поехала, сигналит что есть силы. Автовышка – тоже класс, подъезжает к проводам. Чинит лампочки для нас, людям …
-
12957
274
23
Сказки про Бобика и Бибику
Знакомство Жила-была маленькая жёлтая машинка Бибика. Её папа был грузовик, а мама — пожарная машина. Бибика была очень упрямая, и к тому же любила похвастаться. — Бибика, ну разве можно ездить так быстро? — твердил папа. — А разве я виновата, что другие ездят так медленно? — возражала Бибика. — Езди …
-
13322
369
26
Сказка для сына. Красная машина
В одном далеком-далеком городе жили машины. Все они были разные: большие и маленькие, быстрые и неторопливые, болтливые и молчаливые. Но какие бы разные они не были, они все знали и неукоснительно выполняли одно правило: на дороге не жди просьбы о помощи, помоги сам. Вот как–то в этом городе появилась …
-
3813
123
19
Машинка
Это была маленькая игрушечная машинка, в которой все было игрушечное. Колеса и сиденья, руль и двигатель все, все, все. Как и многие другие игрушки, отдельные ее части сошли с конвейера, потом чьи-то умелые руки собрали все в единое целое, далее игрушку упаковали и отправили в неизвестность. В коробке …
-
4702
228
13
Про то, как Гоночная машина извинилась
Однажды Гоночная машина решила погулять. Выехала она из гаража, заправилась бензином, помигала фарами и помчалась по дороге. Она соблюдала правила дорожного движения и выполняла требования всех знаков. На светофорах она останавливалась и уступала дорогу автобусам и трамваям. Проехала Гоночная машина …
-
39323
905
70
Сказка про новую пожарную машину
Жила-была Пожарная Машинка. Она был совсем новая, красная, блестящая и очень красивая. Машинка только совсем недавно приехал из завода и была самой красивой в пожарной части. Когда в городе случался какой-нибудь парад, смотр или другое торжественное мероприятие, Пожарная Машина всегда была в первых рядах, …
-
4944
213
22
День рождения трактора
Был теплый летний вечер. По пыльной полевой дороге ехали Кран и Экскаватор. Они ехали неспеши и разговаривали между собой. Они издалека увидели, что навстречу им едет Камаз. Подъехав поближе, Камаз остановился. — Привет. А куда вы едете? — Спросил он. — Привет. — Ответили друзья. — Мы едем на день рождения …
-
7452
292
17
Сказка про белый автобус и белого медведя
Жыл-был белый Автобус. Он очень любил зиму, потому что зимой все было такое же белое, как и он. Как-то раз ехал белый автобус своей обычной дорогой в город. Вдруг посреди дороги он увидел большой белый холм. «Странно, — подумал Автобус, — я раньше не видел этот холмик. Надо посмотреть, что это.» Он подъехал …
-
4505
171
34
Про машину-кран
Жила – была на свете машина-кран. Красивая, желтая! Это была непростая машина-кран, а настоящий трансформер. Она запросто превращалась в любого вида краны. Каждое утро она выезжала делать важные дела. Увидев аварию на дороге, машина-кран становилась эвакуатором. Она подцепляла сломавшуюся машинку своим …
-
7340
183
26
сказки про Джипуню
День первый. Жила — была маленькая машинка, и звали ее Джипуня. Почему Джипуня? Да потому что мама и папа у нее были большие Джипы. Однажды Джипуня решил погулять. «Мама, можно я поеду, погуляю?»- спросил он. — Хорошо,- сказала мама, — только далеко не уезжай. Джипуня выехал за ворота на главную дорогу. …
-
21249
637
128
Сказка про машинки: Приключения Джипса Бонда
Сверхсекретный агент Джипс Бонд приехал к своему боссу Кадиллаку по срочному вызову: — Я прибыл, шеф! — Джипс, ты самый лучший мой спецагент! Доставь, пожалуйста, новый сверхсекретный двигатель на водной основе в город Бамперов! – попросил Кадиллак — Будет сделано! – бодро ответил Джипс. По его мнению, …
-
5415
190
17
Сказки о машинках
Братишки В одном автомобильном городе, в большом гараже на Скоростной улице жили-были машинки. Мама, папа и два сыночка — Бипка и Бибишка. Бипке исполнилось уже целых три года. Он очень любил катать в своем кузове игрушечные машинки, а значит, был эвакуатором. А Бибишке недавно исполнился всего один …
-
25525
2772
429
Автомобиль
Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим — на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то …
-
16362
691
33
Сказка про маленькую зеленую машинку
В одном большом городе жила-была маленькая зеленая машинка. Она, как все малыши, была очень любознательная, и каждый ее новый день был похож на маленькое приключение. Однажды утром она выехала из своего гаража и решила навестить своего доброго друга — Грузовичка. Грузовичок был старенький, очень мудрый. …
-
4012
113
53
Сказка про Машинку и ее Хозяина
Жила была Машинка. У нее был очень добрый Хозяин. Он ее так любил, что выполнял любые ее капризы. Машинке это очень нравилось! Её и приласкают, и тёплое слово скажут, и помоют вкусным шампунем, и на улице выгуляют… А уж когда друзья Хозяина приходили в гости, так на эту машинку не налюбуются и хвалят, …
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 40 г. Липецка
Конспект
образовательной деятельности детей средней группы
по краеведению
Тема: «Транспорт нашего города»
Воспитатель: Иванова И.Л.
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о различных видах транспорта родного города.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о наземном транспорте;
- уточнить понятия: транспорт, виды наземного транспорта: грузовой, пассажирский, транспорт специального назначения;
- активизировать словарный запас детей: названия различных видов наземного транспорта;
- закреплять правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения.
Развивающие:
развивать умение называть транспорт и его назначение;
развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы;
- стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового;
продолжать развивать мышление и внимание;
развивать умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать любознательность, интерес и любовь к родному городу.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением эпизодов работы людей различных профессий; чтение стихов о профессиях; познавательные беседы «Кем бы я хотел(а) стать», «Кем работают мои родители, бабушка, дедушка, другие родственники»; разучивание пальчиковой гимнастики, стихотворений о профессиях.
Развивающая среда: картинки с изображением транспорта: пассажирского, грузового, транспорта специального назначения; атрибуты для игры «Светофор».
Ход ОД:
Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Педагог: Как вы думаете, на чём можно путешествовать?
Дети: На машине, на автобусе, на поезде, на самолёте.
Педагог: Правильно, ребята. А как можно назвать одним словом: автобус, машину, поезд, самолёт? Что это такое?
Дети: Транспорт.
Педагог: Наш город очень большой. На дорогах города можно увидеть очень много разнообразного транспорта. Давайте вспомним, как называется транспорт, который движется по улицам нашего города. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Отгадай и покажи». Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать и выбрать картинку, которая соответствует отгадке.
Игра: «Отгадай и покажи».
- Что за чудо – длинный дом,
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: Автобус.
- Дом на рельсах тут как тут.
Нас умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай:
Отправляется ….
Дети: Трамвай.
- Если нужно ехать срочно.
Каждый знает это точно:
Ты лишь только попроси –
Вмиг примчит к тебе …
Дети: Такси.
Педагог: Молодцы! Вы правильно отгадали загадки и показали соответствующие картинки. Ребята, а как называют людей, которые пользуются этим транспортом?
Дети: Пассажиры.
Педагог: Значит, этот транспорт …
Дети: Пассажирский.
Педагог: Правильно. Это пассажирский транспорт. А кто может сказать, как надо себя вести в транспорте.
Дети: При входе в транспорт нельзя толкаться.
Нельзя заходить в транспорт с едой и напитками, чтобы не испачкать пассажиров.
Не прилично громко разговаривать, смеяться и спорить.
Нельзя высовываться из окон.
Педагог: Я вижу, вы очень хорошие, культурные пассажиры. Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка «Едем домой»
Едем – едем мы домой Имитация поворота руля
На машине легковой.
Въехали на горку: хлоп, Руки вверх, хлопок над головой
Колесо спустилось: стоп! Руки через стороны вниз, присесть
Педагог: Ребята, а ещё на улицах нашего города можно увидеть транспорт, который оказывает специальную помощь человеку – транспорт специального назначения. Я надеюсь, вы очень хорошо знаете этот транспорт.
(Дети подходят к макетам машин специального назначения)
Педагог: На белой машине с красным крестом
Доктор примчится к больным в каждый дом.
Машина поедет с сиреной, мигая,
Нужна неотложно служба такая!
Другие машины ей путь уступают.
Эту машину все граждане знают.
Ребята, что это за машина?
Дети: Скорая помощь.
Педагог: Как выглядит машина «Скорая помощь»?
Дети: Белого цвета с красным крестом. На ней написано «03».
Педагог: У машины – красный цвет,
Есть сирена, яркий свет.
Наготове в ней всегда:
Шланги, лестница, вода!
Если где-то есть пожар,
И огня опасен жар –
Ей дорогу уступают!
Это правило все знают.
Ребята, кто догадался, что это за машина.
Дети: Пожарная машина.
Педагог: А как вы думаете, почему её сделали такой яркой?
Дети: Чтобы могли узнать, что пожарная машина едет по вызову оказывать помощь.
Педагог: А по какому номеру мы можем вызвать пожарную машину?
Дети: «01».
Педагог: Правильно, ребята. Если случился пожар, нужно набрать «01». Но чтобы этого не случилось, не нужно играть со спичками.
Пусть кругом жара и пыль,
Вьюга или иней –
На посту автомобиль
С полосою синей.
Он, конечно, очень строгий.
У него серьёзный вид:
За порядком на дороге
Он внимательно следит.
Ребята, вы, конечно, узнали эту машину.
Дети: Полицейская машина.
Педагог: А вы когда-нибудь слышали звук сирены полицейской машины?
Дети: Да.
Педагог: Как вы думаете, для чего ей такая сирена?
Дети: Чтобы могли узнать, что полицейская машина срочно едет по вызову «02» оказывать помощь.
Педагог: Молодцы, ребята! Давайте еще раз назовём транспорт специального назначения, который можно увидеть на улицах нашего города.
Дети: Скорая помощь, полицейская машина, пожарная машина.
Педагог: Предлагаю немного отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика «Машины»
По шоссе идут машины, Крутим воображаемый руль.
По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони
двигаются параллельно друг другу.
По дороге не беги, Погрозили пальцем.
Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец
выпрямлен – «сигналим».
Педагог: Ребята, но на улицах нашего города можно увидеть не только пассажирский транспорт и транспорт специального назначения. Какие машины вы ещё видели?
Дети: «Ауди», «БМВ», «Альфа Ромео», «Джип», «Бентли»…
Педагог: Это легковые автомобили. А ведь по нашим улицам едут машины с грузами. Грузовые автомобили. А вот что это за машины, попробуйте отгадать.
- Я рабочая машина –
Вот мой кузов и кабина.
Я тяжёлый, я большой,
Знаешь, мощный я какой!
Грузы я возить привык.
Кто, скажи я?….
Дети: Грузовик.
- Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
Дети: Поливальная машина.
- Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой?
Не лопатой, не метлой,
А железною рукой.
Дети: Снегоуборочная машина
- Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
Дети: Бульдозер.
- Поднимает великан
Много груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
Дети: Подъёмный кран.
- С края на край
Режет чёрный каравай,
Бездорожье не преграда,
Нет дороги – и не надо.
Сам себе кладёт под ноги
Две широкие дороги.
Дети: Трактор.
Педагог: Молодцы, ребята! Отгадали все мои загадки. Давайте повторим, какой грузовой транспорт мы можем увидеть на дорогах нашего города.
Дети: Грузовик, снегоуборочная машина, поливальная машина, подъемный кран, трактор, рефрижератор, бульдозер, мусоровоз….
Педагог: Весь этот транспорт: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения, движется по улицам. Но ведь на дорогах должен быть порядок, транспорт и пешеходы должны соблюдать какие-то правила. Какие? Кто из вас может сказать?
Дети: Все должны знать правила дорожного движения.
Педагог: Правильно, ребята, чтобы не случилось беды на дорогах, нам всем необходимо знать и выполнять правила дорожного движения. Предлагаю поиграть в игру «Светофор».
Но сначала повторим, что обозначают цвета светофора.
Дети: Красный – стой!
Желтый – приготовься!
Зеленый – иди!
Игра «Светофор».
Педагог показывает какой-то цвет светофора, а дети должны выполнить определенные действия. Красный – стоят, желтый – хлопают в ладоши, зеленый – шагают на месте.
Педагог: Ребята, я надеюсь, что вы всегда соблюдаете правила дорожного движения. Наш город очень большой, красивый. На улицах можно увидеть много транспорта. Давайте с вами повторим, какой же это транспорт.
Дети: Пассажирский – транспорт, который перевозит людей.
Грузовой – транспорт, который перевозит грузы.
Транспорт специального назначения, который спешит на помощь.
Виды транспорта
Цель: ознакомление детей с видами транспорта по среде перемещения, их подвидами.
По среде перемещения выделяют несколько видов транспорта: наземный и подземный, водный, воздушный и космический.
Наземный и подземный транспорт
На поверхности «царствует» наземный транспорт. Его так много, и он такой разнообразный, что необходимо разделить его на виды.
Выделяют рельсовый и безрельсовый транспорт. К рельсовому наземному транспорту[1] относят железнодорожный. Поездам для передвижения обязательно нужна железная дорога с двумя полосами рельсов.
К безрельсовому наземному транспорту относится транспорт, которому не нужны рельсы. Автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды и другой наземный транспорт передвигается по обычным дорогам, без железнодорожных путей.
Также важно, с помощью чего транспортное средство движется. Транспорт может быть колесным (передвигаться с помощью колес), гусеничным (передвигаться с помощью гусениц) или использующим животных (передвигаться с помощью домашних животных).
Важно и количество колес. Так, моноциклы имеют одно колесо. Их используют в цирке и для перемещения по городу. Есть велосипеды и мотоциклы, которые имеют не два, а одно колесо. Бициклы имеют два колеса. К ним относятся велосипеды, мотоциклы и мопеды. Трициклы соответственно имеют три колеса. К этим транспортным средствам относятся некоторые велосипеды, мотоциклы (трайки), ряд автомобилей. Квадроциклы — четырехколесные транспортные средства. К ним относится большинство автомобилей, мотовездеходы и четырехколесные велосипеды.
Попробуем разобраться в этих видах наземного транспорта.
Рельсовый наземный транспорт
Железные дороги связали металлической паутиной почти все населенные пункты на суше. Железнодорожный транспорт остается надежным и необходимым людям видом транспорта. Грузовые поезда перевозят по железным дорогам самые разные грузы. Пассажирские поезда дают возможность людям добраться не только до городов, но и до поселков, полустанков. Электрички помогают тысячам дачников добраться до своих любимых дач. Не все пассажиры отдают предпочтение быстрым самолетам. Многим по сердцу место в купе поезда и мирный стук колес.
Современные скоростные железные дороги дают возможность поездам значительно увеличить скорость движения. К тому же электрифицированные железные дороги намного экологичнее автомобильных дорог.
К путям сообщения железнодорожного транспорта относят: железнодорожные пути, мосты, туннели и эстакады. В пути машинистам помогают железнодорожная сигнализация и стрелки. Стрелки (стрелочный перевод) — устройство, служащее для разветвления путей. Они позволяют подвижному составу переходить с главного пути на одну из двух (или более) веток. Стрелки переключают стрелочники.
Формируются, отправляются и прибывают поезда на железнодорожные станции или железнодорожные вокзалы. Работники депо проводят технический осмотр вагонов и локомотивов, ремонтируют или заменяют их. Депо — предприятие, осуществляющее эксплуатацию и ремонт подвижного состава железных дорог, а также городского транспорта, пожарных машин.
К рельсовому наземному транспорту относится и трамвай. В отличие от поезда, он используется как уличный общественный транспорт в городах. Трамвай перевозит пассажиров по заданным маршрутам. В соответствии с маршрутом каждый трамвай имеет свой номер. Движется он с помощью электричества. Это удобный городской вид транспорта, так как для него не существует автомобильных пробок. Проигрывает он автомобилям по скорости движения.
К рельсовому наземному транспорту относится и монорельс.
Вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются не по двум рельсам, как на железной дороге, а по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке — монорельсу. Монорельсовые дороги могут быть навесными и подвесными. Вагоны перемещаются над монорельсом или в подвешенном виде под ним.
Конструкторы создали новый вид поезда на магнитной подушке, или маглев. Он тоже относится к монорельсовому транспорту. Этот поезд при движении не касается поверхности рельса. Между ним и рельсом создается магнитная подушка, которая значительно уменьшает трение. Скорость такого поезда, как у самолета. Для него нужны специальные дороги.
Выделяют среди рельсового наземного транспорта и легкорельсовый транспорт. Его разновидностью является скоростной трамвай. Скорость движения у него намного выше, чем у обычного трамвая.
Безрельсовый наземный транспорт
Безрельсовому транспорту не нужны рельсы. Одним транспортным средствам необходимы хорошие, ровные, асфальтированные или бетонные дороги без ям и выбоин, другим достаточно узкой тропинки.
К безрельсовому наземному транспорту, прежде всего, относится автомобильный. У каждого автомобиля есть свой двигатель (мотор).
Автомобильный транспорт перемещается по автомобильным дорогам, мостам, путепроводам и эстакадам. Его управление осуществляется с помощью правил дорожного движения, светофоров, дорожных знаков и автотранспортной инспекции.
Для автомобильного транспорта построены автостанции, автовокзалы и автостоянки. На них производятся посадка и выгрузка пассажиров из общественного транспорта, его стоянка. Заправляется автотранспорт на автомобильных заправочных станциях. Технический осмотр и ремонт производятся на станциях технического обслуживания автомобилей, в троллейбусных и автобусных парках. Дороги в порядке содержат автодорожные службы.
Автомобильный транспорт считается экологически вредным. Поэтому электромобили становятся все более популярными. Они не выбрасывают в атмосферу вредные выхлопные газы.
По назначению автомобили разделяют на транспортные, специальные и гоночные.
Транспортные автомобили служат для перевозки грузов и пассажиров. Они бывают легковыми, грузовыми и общественными. Легковые автомобили перевозят людей, они считаются автомобилями индивидуального пользования; грузовые автомобили перевозят разнообразные грузы; общественный автомобильный транспорт (автобусы, троллейбусы, маршрутное такси) используется для перевозки пассажиров внутри города, между населенными пунктами (городами, городом и селом).
Специальные автомобили применяются для различных целей. К ним относятся машины: пожарные, «скорой медицинской помощи», МЧС (Министерства по чрезвычайным ситуациям), мусоровозы, автокраны и другие.
Гоночные автомобили используются для спортивных соревнований и тренировок, установления рекордов скорости.
Весь автомобильный транспорт относится к колесному наземному транспорту.
Велосипедный транспорт. Экологически чистым видом наземного транспорта является велосипедный. Во многих крупных городах разных стран мира для него выделяют специальные дороги, организуют многочисленные стоянки, пункты проката. В некоторых странах (Вьетнам, Китай, Индонезия) часто используют веломобиль (своеобразное такси) — велосипед, к которому присоединена коляска для пассажиров.
Наземный транспорт, движимый животными. Выделяют наземный транспорт, который передвигается с помощью животных. Он бывает гужевым и вьючным.
Лошади, буйволы, слоны, ослы, верблюды, олени, ламы, собаки и другие животные используются людьми как гужевой транспорт для езды верхом, в прогулочных каретах, перемещения грузов на санях, телегах, повозках. Там, где не проедут ни сани, ни телеги, груз навьючивают на животных. Его крепят и удерживают с помощью вьючных седел и вьюков. Вьюк — упакованная поклажа или сумка для поклажи для перевозки на спине животных. Чаще всего наземный транспорт, движимый животными, используется в сельской местности, горных районах, пустынях, на Крайнем Севере, таежной или болотистой местности, там, где плохие дороги или их нет совсем.
Подземный транспорт
Метрополитен — еще один вид рельсового, но уже не наземного, а подземного транспорта. Строят метрополитены в больших городах, в которых живет много людей. Это железная дорога, проложенная в туннелях под землей, по поверхности земли и на эстакадах. По ней курсируют поезда. Каждый поезд имеет свое направление и расписание движения. Пассажиров поезда забирают и высаживают на станциях метрополитена, каждая имеет свое название.
Поезда по линиям метрополитена перемещаются с большой скоростью и на большие расстояния, поэтому пассажиры могут быстро добраться с одного конца города на другой. Пробок в метрополитене не бывает.
Водный транспорт
По рекам, озерам, морям и океанам, через каналы и шлюзы людей и грузы перевозит водный транспорт. К нему относится и подводный транспорт.
Среди всех видов транспорта водному отводится важная роль, ведь вода занимает большую часть нашей планеты. Особенно значимы грузовые суда, паромы и круизные лайнеры. Водный транспорт — самый древний. На водных путях грузовым и пассажирским судам помогают маяки и буи. Маяки в ночное время указывают путь судам. Буи (сигнальные поплавки) обозначают на реках или озерах отмели.
Чтобы морские и речные суда могли причалить к берегу, выгрузить или загрузить грузы и людей, провести технический осмотр, ремонт, существуют морские и речные порты и вокзалы. Они называются морскими или речными транспортными узлами. Только в них никто не завязывает узлы, а встречаются и пересекаются разные виды судов, железнодорожный и автомобильный транспорт.
Подводный транспорт представляют в основном подводные лодки (субмарины), на которых выполняют боевые задачи военные моряки-подводники. Подводные лодки и другие подводные аппараты (батискаф) служат и для научных исследований. Пока океаны открыли человеку лишь самую малую частичку своих тайн.
Воздушный транспорт
Воздушным пространством владеет воздушный транспорт. Самолеты и вертолеты помогают людям и грузам попасть в самые труднодоступные районы. Воздушный транспорт считается самым быстрым, но в то же время и самым дорогим. Миллионы людей пользуются воздушным транспортом, чтобы быстро преодолевать большие расстояния.
На грузовых летательных аппаратах в основном перевозят скоропортящиеся продукты, особо ценные грузы и авиапочту. Особая роль отводится грузовым самолетам и вертолетам в строительстве крупных объектов (гидроэлектростанций, атомных станций, военных сооружений), при перемещении техники.
Путями сообщения для воздушного транспорта служат воздушные коридоры — специальные проходы, воздушные дороги, по которым летают самолеты и вертолеты.
В ночное время летчикам помогают авиамаяки. Управляет полетами диспетчерская служба. Авиадиспетчеры находятся в специальных вышках на аэродромах. Они управляют полетами с помощью радиосвязи.
Транспортные узлы воздушного транспорта находятся в аэропортах. Там самолеты и вертолеты осуществляют взлет и посадку, загружаются грузами и пассажирами, проходят технический осмотр, ремонтируются.
Аэростаты и дирижабли тоже используют как транспортные средства, но значительно реже, чем самолеты и вертолеты.
Космический транспорт
К космическому транспорту относят космические корабли, которые доставляют к космическим станциям необходимые грузы и космонавтов. Эти летательные аппараты работают только с помощью ракетных двигателей. Чтобы вывести космический аппарат на орбиту, используют ракеты-носители с мощными ракетными двигателями, способными разогнать аппарат до космических скоростей.
Собирают и запускают космический корабль на космодроме.
Вопросы и задания
● Для чего люди используют транспорт? Где может перемещаться транспорт?
● Какой транспорт можно назвать наземным?
● Какой вид наземного транспорта относится к рельсовому транспорту? К безрельсовому?
● С помощью чего может передвигаться наземный транспорт?
● Сколько колес может быть у наземного транспорта? Приведите примеры.
● Найдите картинки с изображением рельсового наземного транспорта. Расскажите о нем.
● Расскажите о безрельсовом автомобильном транспорте. Сгруппируйте картинки с его изображением. На какие виды делится автомобильный транспорт?
● В чем преимущество велосипедного транспорта?
● В каких случаях человек не может обойтись без транспорта, движимого животными?
● Сочините историю «Как я путешествовал на наземных видах транспорта».
* * *
● Какой транспорт относится к водному транспорту?
● Как морские суда находят дорогу ночью?
● Какое устройство обозначает отмель на реке?
● Какие сооружения являются водными транспортными узлами?
* * *
● Какой транспорт относится к воздушному?
● Как называются дороги, по которым летает воздушный транспорт?
● Какое устройство помогает летать в ночное время?
● Кто управляет полетами?
● Какие сооружения являются воздушными транспортным узлами?
* * *
● Какой транспорт относится к космическому транспорту? Как называется площадка для запуска космических кораблей?
● Распределите предложенные картинки с изображением разных видов транспорта по группам. Расскажите о каждом виде транспорта.
Сказка «Необычное путешествие Вовы»
Цель: закрепление посредством сказки представления детей о видах транспорта по среде перемещения.
Жил-был мальчик Вова. Его мама уехала в командировку в далекие края. Он очень скучал без мамы и часто ей звонил. По скайпу Вова с мамой общались почти каждый день. Это как-то скрашивало ее отсутствие дома.
Однажды на экране компьютера Вова увидел маму и не узнал ее. Она выглядела бледной и больной. Рядом с мамой на экране появился доктор. Он сказал, что она тяжело больна, и спасти ее может только чудо.
Мальчик очень расстроился. Он любил свою маму больше всего на свете. Весь день он думал, какое чудо может ее спасти. А потом решил, что этим чудом станет он. Если он приедет к маме, она сильно обрадуется. Радость и вылечит ее.
Вова, ничего никому не сказав, наметил путь, положил в рюкзак все необходимое и отправился в дальний путь. В гараже у папы стоял автомобиль. Он был с характером и подчинялся только папе.
— Миленький автомобильчик, — жалобно обратился к нему Вова, — помоги мне, пожалуйста. У меня тяжело заболела мама, и вылечить ее могу только я. Мне надо очень быстро до нее добраться. А уехала она на край света. Я знаю, что ты слушаешься только моего папу. Но я не могу его ждать. Если я не приеду, моя мама умрет. Довези меня, пожалуйста, куда сможешь.
Из глаз мальчика потекли горькие слезы. Автомобилю стало жалко Вову, и он сказал:
— Хорошо. Я помогу твоему горю. Ты хороший мальчик. Только далеко я тебя отвезти не могу. На мне ты будешь ехать долго. Давай я отвезу тебя до железнодорожного вокзала, а там ты сядешь на поезд.
Вова и на это был согласен. Доехал он на автомобиле до железнодорожного вокзала, поблагодарил его и побежал скорее к железнодорожным путям. Как раз к отправке готовился пассажирский поезд дальнего следования.
— Уважаемый поезд, — вежливо обратился Вова к поезду, — мне очень нужна Ваша помощь. Моя мама тяжело больна. Она может умереть, если я не приеду. Помогите мне, пожалуйста, как можно быстрее добраться до нее.
У мальчика был такой печальный вид, что поезд чуть сам не заплакал.
— Хорошо, — сказал он, — я помогу тебе. Я вижу, что ты хороший мальчик и сильно любишь свою маму. Я отвезу тебя до города, в котором есть аэропорт. На мне ты не сможешь пересечь океан. Да и скорость у самолетов намного быстрее.
Поезд старался ехать как можно быстрее, но расписание движения нарушать было нельзя. Всю дорогу Вова переживал, что не успеет доехать до мамы. Поэтому, когда показалась конечная станция, он обрадовался.
В благодарность мальчик даже обнял поезд и поцеловал его. От ответных чувств поезд прослезился. Он пожелал мальчику доброго пути и рассказал, как добраться до аэропорта.
В аэропорту самолетов было так много, что Вова растерялся. Он стал подходить к каждому и спрашивать, куда он летит. Самолеты смотрели на мальчика с удивлением. Такой маленький, а куда-то хочет лететь.
Наконец-то Вова нашел самолет, который должен был лететь в нужном направлении.
— Многоуважаемый самолет, — задрав голову вверх, закричал мальчик, — Вы такой большой и могучий! Настоящий великан! Я думаю, что Вы добрый и милосердный. Мне очень нужна Ваша помощь. Моя мама тяжело больна. Она может умереть, если я не приеду к ней. Помогите мне, пожалуйста. Мне нужно перелететь через страны и долететь до океана.
— Хорошо, — ответил самолет, — я помогу тебе. Я вижу, что ты любишь свою маму. Твоя любовь преодолеет любые преграды. На мне ты долетишь до самого океана. Дальше я тебя, к сожалению, отвезти не могу. У меня не такие мощные моторы, чтобы перелететь через океан.
Но мальчик был и этому рад. Он благополучно долетел на самолете до самого океана. Там он попрощался с самолетом, поблагодарив его за помощь. Самолет на прощание покачал крыльями и улетел. А Вова побежал в морской порт. На его счастье к отплытию готовился пассажирский лайнер.
— Господин лайнер! — обратился он к кораблю. — Вы моя последняя надежда! Помогите мне, пожалуйста. У меня тяжело больна мама. Если я вовремя не доберусь до нее, она может умереть. Вы такой большой и сильный, не боитесь плыть через океан. Отвезите меня, пожалуйста, к маме. Я ее очень люблю.
Лайнер внимательно посмотрел на мальчика сверху вниз. Он был таким маленьким, но таким решительным, что вызывал у лайнера уважение.
— Хорошо, — пробасил корабль, — я тебе помогу. Уважаю таких решительных и смелых людей. Я довезу тебя прямо до порта назначения. К сожалению, на суше я тебе помочь уже не смогу. Дальше будешь добираться сам.
Океан штормило, но лайнер уверенно шел вперед. Долго ли, коротко ли, но он доплыл до порта назначения. Вова сошел на берег и низко поклонился кораблю в знак благодарности.
Дело оставалось за малым — добраться в горный район, где была мамина экспедиция. Добраться туда можно было только верхом на лошадях. Мальчик никогда не ездил раньше верхом. Но отступать было некуда. К счастью, лошадь оказалась не норовистой. Она везла мальчика бережно, стараясь не свалить его со своей спины.
Когда Вова наконец-то добрался до стоянки экспедиции, у него не осталось никаких сил. Он кое-как спустился с лошади, упал на траву и заснул. Когда он открыл глаза, рядом с собой он увидел маму. Она улыбалась и ласково гладила сына по голове.
Вова быстро вскочил, обнял маму и закричал сквозь слезы:
— Мама, мамочка, ты выздоровела? Я так счастлив! Я ехал к тебе с другого конца света, чтобы ты поправилась. Тебя уже вылечил кто-то другой? Я зря приехал?
— Нет, мой дорогой, — крепко обнимая сына, сказала мама, — это ты вылечил меня. Я так обрадовалась, когда увидела тебя, что болезнь сразу отступила. Теперь я обязательно поправлюсь.
Вова был счастлив. Мама была рядом, ее здоровью уже ничто не угрожало. Необычное путешествие мальчика закончилось. Он еще долго вспоминал всех, кто помог ему добраться до мамы.
Вопросы и задания
● Что случилось с мамой Вовы?
● Какое решение принял Вова?
● Какие виды транспорта помогали мальчику добраться до мамы?
● Почему они ему помогали?
● Почему Вова не мог добраться до мамы на одном виде транспорта?
● Чем закончилось необычное путешествие мальчика?
● Придумайте продолжение сказки с героями — разными видами транспорта.
● Распределите предложенные картинки с изображением разных видов транспорта по группам. Расскажите о каждом виде транспорта.
Сказка «Как самолет научился плавать»
Цель: ознакомление детей с видами транспорта, в которых совмещены среды перемещения.
Жил-был самолет. Самолет как самолет, ничего особенного. Аэродром, где он жил, находился рядом с морем. Самолет часто наблюдал за морскими судами. Особенно ему нравились белоснежные круизные лайнеры. Они, словно чайки, парили над морем.
Самолет был мечтателем. Часто в своих мечтах он превращался в корабль и скользил по глади воды. Летая над морем, он любовался его красотой. Самолет так притягивала вода, что однажды он стал стремительно к ней приближаться, чтобы лучше рассмотреть, и чуть не разбился. Хорошо, что вовремя опомнился и снова набрал высоту.
Морские мечты самолета не давали ему покоя. Он стал меньше летать, в полете был рассеянным. Небо надоело ему. Уже не радовали прекрасные облака, яркое солнце и безбрежная синь.
Однажды в ангар, где ночевал самолет, пришел человек. Он оказался авиаконструктором. Самолет доверился ему и рассказал о своей мечте. Сначала авиаконструктор долго смеялся. Он стал весело подпрыгивать и восклицать:
— Ай да молодец! Чего задумал. Тот, кто летает в воздухе, не может плавать. Такого просто не может быть! Ай да мечтатель! Ай да фантазер! Не может птица стать рыбой.
Самолет даже немного обиделся на человека. Но вдруг авиаконструктор призадумался. В его голове стали рождаться какие-то мысли. Он что-то быстро стал рисовать на листе бумаги. Самолет внимательно следил за изменением выражения лица авиаконструктора. Появилась маленькая надежда. Не обращая больше внимания на самолет, человек что-то чертил, разговаривал сам с собой вслух, что-то себе доказывал, за что-то ругал. Через какое-то время он подошел к самолету, похлопал его по фюзеляжу и сказал:
— Ты знаешь, друг, а ведь в твоих мечтах не все сказка. Я думаю, что скоро смогу осуществить твою мечту. Ты будешь ходить по воде, как морские суда. Только надо немного потерпеть. Ты согласен?
Самолет даже подпрыгнул от радости.
— Конечно, согласен! — воскликнул он. — Я готов ждать сколько угодно!
Дни ожидания тянулись бесконечно. Авиаконструктор все не появлялся. Самолет подумал, что он про него совсем забыл. От тоски самолет не выезжал из ангара и даже не заправлялся топливом.
Однажды утром, когда самолет еще дремал, а под его глазом застыла горестная слеза, в ангар пришел авиаконструктор. Он громко закричал:
— Эй, дружище, ты еще спишь? Ну-ка быстро вставай. Я тебе новые ноги привез.
От неожиданности самолет даже вздрогнул. Слеза сразу высохла, а на лице появилась улыбка.
— Какие ноги? — недоуменно спросил он у человека. — У меня уже есть ноги. Вот мои шасси, посмотрите.
— С помощью колесного шасси на воду не сядешь, сразу утонешь, — ответил авиаконструктор, — я тебе другие шасси привез. Они на водные лыжи похожи. Смотри, какие устойчивые. На воде тебя будут прекрасно держать. Скорее примеряй!
Самолет примерил новые ноги, но в ангаре проверить их надежность было нельзя. Тогда самолет вместе с авиаконструктором полетел прямо к морю.
Новые ноги-шасси самолета работали, как поплавки. Они легко держали самолет на поверхности воды. От новых ощущений у самолета даже закружилась голова. Он потерял равновесие и чуть не свалился в воду. Хорошо, что человек был рядом.
С этого дня самолет стал вместе с человеком тренироваться. Каждый день они прилетали к морю. Самолет учился взлетать с поверхности воды и садиться на нее. Учился скользить по глади воды. Проходящие мимо корабли с удивлением наблюдали за необычными тренировками. Многие из них скептически относились к попыткам самолета укротить море. Некоторые открыто посмеивались и отпускали злые шутки в адрес самого самолета и его новых ног. Но самолет никого не видел и не слышал. Он всем сердцем стремился к своей мечте. Никто не мог его остановить. Вскоре самолет стал более уверенным на воде, начал получать удовольствие от плавания.
В один прекрасный день человек сказал самолету:
— Теперь я тебе не нужен. Ты осуществил свою мечту. Я горжусь тобой! Только как тебя теперь называть? Ты же самолет, который умеет плавать. С этого дня ты будешь гидросамолетом. Первая часть твоего имени — «гидро» — означает «вода». Пусть все знают, что ты водный самолет.
Самолет загрустил. Он полюбил человека. Ему не хотелось с ним расставаться. Он опять оставался один.
— Ты что загрустил? — участливо спросил человек. — Ты же добился своего. Я лишь тебе помог.
— Да, я осуществил свою мечту, — грустно ответил самолет, — но теперь я такой совсем один. Я даже друга не могу себе найти. Обычные самолеты со мной не будут дружить.
— Друга? — удивился человек. — В этом я тебе, наверное, смогу помочь. Несколько дней подряд за твоими полетами следит вон тот самолет. Может, он подружится с тобой? Я даже новые ноги и для него подготовил втайне от тебя. Только они не на поплавки, а на лодки похожи. Ты будешь поплавковым гидросамолетом, а он лодочным. Можно и летающей лодкой его называть.
И человек показал рукой в сторону берега. Там стоял какой-то самолет. Человек позвал его, и тот с радостью к нему подкатил.
С этих пор два друга вместе летали и плавали. Корабли больше не смеялись над ними. Они теперь сами мечтали полетать.
Вопросы и задания
● О чем эта сказка?
● К какому виду транспорта относится самолет?
● Каким видом транспорта он хотел стать?
● Кто помог самолету осуществить его мечту?
● Кто такой авиаконструктор? Какие ноги-шасси он придумал для самолета? Почему они помогали самолету не тонуть в воде?
● Как стал называться самолет после того как научился плавать? К какому виду транспорта он стал принадлежать?
● Как изменились шасси у самолета и его друга?
● Почему корабли перестали смеяться над самолетом?
● Нарисуйте гидросамолет с разными шасси. Расскажите, в чем его отличие от обычного самолета.
Общественный транспорт
Цель: ознакомление детей с видами и назначением общественного транспорта, используемого в разных средах перемещения.
Без общественного транспорта мы не мыслим сегодня своей жизни, хотя почти в каждой семье есть автомобиль, мотоцикл, мопед или велосипед.
Общественный транспорт создан для перевозки сразу большого количества пассажиров по определенному маршруту и расписанию. Чтобы средства общественного транспорта не попадали в дорожные пробки, для них в больших городах выделяют специальные дорожные полосы. В этом случае не нарушается расписание движения, а пассажиры своевременно попадают в пункт назначения. Все большее количество автолюбителей оставляют свои автомобили на парковках и добираются до работы или в другие нужные места города на общественном транспорте. Это частично решает проблему дорожных пробок.
Проезд в общественном транспорте платный. За безбилетный проезд пассажиров штрафуют. Месячные проездные билеты более удобны, так как не надо каждый день оплачивать проезд. По единому проездному билету можно ездить на любом виде транспорта в пределах одного города. Особенно это важно для таких больших городов, как Москва.
В городах пассажиров перевозят автобусы, городской электрический транспорт (троллейбусы и трамваи), такси, метро, речные трамваи, катера (если на территории города протекает река).
Пригородное сообщение осуществляют электрички и автобусы. При перемещении на дальние расстояния пассажиры пользуются железнодорожным и воздушным транспортом. Такой общественный транспорт называют междугородным. Если необходимо пересечь океан, пассажиры выбирают воздушный или морской транспорт. Такой общественный транспорт называют международным.
В странах Южной и Восточной Азии есть такой вид общественного транспорта, как рикша. Это такой человек, который впрягается вместо животного в двуколку (двухколесную повозку) и перевозит седоков и грузы.
Общественный транспорт обслуживается в автобусных, троллейбусных и трамвайных парках, таксопарках, на речных и железнодорожных вокзалах.
Вопросы и задания
● Для чего предназначен общественный транспорт?
● Чем путь движения общественного транспорта отличается, например, от передвижения личного автомобиля?
● Почему общественный транспорт становится все более популярным в больших городах?
● Как пассажиры оплачивают проезд в общественном транспорте?
● Какой общественный транспорт используется в городах? В пригородном сообщении? При перемещении на далекие расстояния? При перемещении через океаны?
● Где общественным транспортом могут быть животные? Люди?
● Где у общественного транспорта место стоянки, ремонта и технического осмотра?
● Расскажите, на каком общественном транспорте вы ездили.
● Расскажите, какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете.
Сказка «Как троллейбус полюбил свое дело»
Цель: закрепление знаний детей об общественном городском транспорте, его назначении, особенностях передвижения с помощью сказки.
В одном городе жил-был Троллейбус. Каждый день рано утром, подсоединив свои рожки к электрическим проводам, он послушно выезжал из троллейбусного парка, чтобы вернуться в него поздним вечером. Маршрут Троллейбуса проходил почти через весь город. Это был маршрут № 6. Пассажиры на остановках входили и выходили. Двери то открывались, то закрывались. И так изо дня в день.
Свой маршрут Троллейбус уже давно изучил, ничего нового вокруг не происходило. Он даже стал завидовать автобусам, которые не были привязаны к электрическим проводам и, как ему казалось, ехали куда хотели.
— Какая у меня скучная жизнь, — вздыхал Троллейбус, — от такой скуки и умереть можно. Вот бы стать автобусом. Какие они все быстрые, шустрые. На меня смотрят с усмешкой. Мол, ползешь, как черепаха, и ползи дальше, нам дорогу уступай. Надо что-то срочно в жизни менять.
И Троллейбус стал нарочно нарушать правила движения общественного транспорта, чтобы его из троллейбусов выгнали. То с выездом на маршрут опоздает, то двери не откроет на остановке, то рожки свои специально опустит и стоит. Пассажиры стали возмущаться. Из-за Троллейбуса они вовремя не попадали в нужное место. А он и рад. Ждет, когда его перестанут в рейс выводить.
Стоял как-то Троллейбус в дорожной пробке, а рядом с ним оказался рейсовый Автобус. Они и разговорились. Троллейбус рассказывал о своих проблемах, а Автобус о своих. Оказывается и у автобусов их немало. С разочарованием Троллейбус узнал, что автобусы ездят тоже по своим маршрутам с остановками. У них есть график движения, который нарушать они не должны. Автомобили не уступают им дорогу, поэтому им приходится стоять в пробке и постоянно опаздывать. К тому же их ругают экологи за выхлопные газы, а троллейбусы хвалят. Народу в салон набивается столько, что они постоянно боятся лопнуть. Вообще, жизнь не такая легкая и интересная, как себе вообразил Троллейбус.
— Но я все равно свою работу люблю несмотря на трудности, — подытожил Автобус, — я делаю людям добро, помогаю им. Особенно мне жалко стариков. У них ноги больные, они сами далеко не доберутся. Да еще мамы с маленькими детьми и колясками во мне очень нуждаются. Куда они еще свои тяжелые коляски затащат, держа малыша на руках?
К этому времени пробка рассосалась, и Автобус поехал дальше по своему маршруту, посигналив на прощание. Троллейбус задумался над словами Автобуса. Он вдруг понял, что делает очень нужное дело. С этого времени он перестал нарушать правила, стал чище мыться. Утром он выезжал с бодрой музыкой в салоне, чтобы пассажиры ехали на работу в хорошем настроении. Остановки объявлял четко и громко, чтобы слышали все, особенно старые люди. График движения старался не нарушать, чтобы пассажиры на остановках его долго не ждали и никуда из-за него не опаздывали.
Одно только огорчало Троллейбус — ступеньки у него были такими крутыми, что старым людям и инвалидам трудно было забираться в него. Стал он каждый день по громкой связи просить людей о том, чтобы они придумали новые ступеньки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Занятие №1 “Знакомство с транспортом”
Цель: Расширять знание детей о разных
видах транспорта (наземный, воздушный, водный),
его использовании и назначении. Учить, правильно
называть виды транспорта, формировать
представление о его назначении, закрепить
понятие транспорт. Учить описывать предмет, не
называя его. Развивать диалогическую речь. Учить
задавать вопросы и отвечать на них. Учить чётко
произносить чистоговорки. Закрепить умение
строить из конструктора и перестраивать из
одного предмета в другой.
Ход занятия
Перед детьми выставлены игрушки: машины
легковые, грузовые, лодка, вертолёт, самолёт,
пароход, велосипед.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть
каждую игрушку, задаёт вопросы
-Зачем людям нужен транспорт?
-На каком транспорте дети ездили и куда?
Выслушивает свободные высказывания детей из
личного опыта.
Игра “Выбери и опеши”
Воспитатель предлагает ребёнку выбрать машину,
описать , но не называть её. Один из детей
прячется за ширмой и должен постараться угадать,
о какой машине идёт речь.
Первое описание может сделать воспитатель.
Например:
У него есть руль, сиденье, педали и три колеса.
На нём катаются дети. Или составлять описание в
виде загадки: “Он перевозит грузы. У него есть
кабина, кузов, четыре колеса. Он умеет сам
сваливать груз. Это ……
Далее дети сами описывают игрушки, которые им
нравятся.
Физкультминутка в кругу
Проговаривание чистоговорки
Си – си – си – дети едут на такси
Су – су – су – дети едут по мосту
Конструирование: преобразование
трамвая в автобус
Воспитатель показывает и анализирует образец
трамвая, построенного заранее. Трамвай длинный в
нём могут ехать много пассажиров. У трамвая много
окон. Затем воспитатель рассказывает, как
строить трамвай.
— положите 2 цилиндра, а на них пластину. На
пластину поставьте 4 кубика на одинаковом
расстоянии друг от друга, сверху положите ещё
такую же длинную пластину, а на неё маленькую
призму.
После объяснения дети воспроизводят постройку.
Когда дети закончат работу, предлагает им
закрыть глаза, а в это время берёт у одного
ребёнка готовый трамвай и приставляет к своему,
убирает с крыши призму.
-На какой вид транспорта стала похожа
постройка? (на вагончики, автобус). Воспитатель
предлагает покатать игрушки на автобусе.
Итог занятия:
Мы сегодня с вами познакомились с транспортом,
который ходит по нашим улицам. и теперь, когда вы
выйдите из детского сада вы можете
самостоятельно увидеть и рассмотреть его на
улице.
Занятие №2 “Знакомство со специальным
транспортом на наших улицах”
Цель: Продолжать работу над темой
“Транспорт”. Развивать умение отгадывать
загадки. Формировать связную речь ребёнка.
Уточнить и закрепить правильное произношение
звука (и) (в словосочетаниях); учить регулировать
высоту голоса. Расширять представление о видах
транспорта. Формировать элементарное
представление о слове и предложении. Развивать
фонематическое восприятие, уточнять и
закреплять правильное произношение связной
речи. Воспитывать чувство уважения к труду
взрослых.
Ход занятия
Воспитатель задаёт детям загадки о специальном
транспорте:
Высоты я не боюсь
Поднимаю в небо груз
Я – силач и великан
А зовут меня все …… (кран)Он гигант среди машин
Едет с кузовом большим
Землю, уголь и металл
Перевозит ….. (самосвал)Очень срочно, прямо к дому
Этот транспорт мчит к больному
Врач к нему не опоздал
Быстро помощь оказал!
(скорая помощь)Вдоль по улице, как птица
На пожар машина мчится
Ей успеть скорее надо
Огоньку задать преграду
(пожарная машина)Помощь их всегда нужна
Помощь их всегда важна
От воров они спасут
И порядок наведут
(полицейская машина)
— Ребята, почему весь транспорт пропускают
вперёд машины с сиренами?
Физкультминутка
Игра “Автомобили”
— Сейчас вы все станете шоферами автомобилей.
Автомобили едут и сигналят: би – ип – би – ип.
Дети ходят по комнате, имитируя действия шофёра
и сигнала (произносят звукосочетание би – ип,
выделяя голосом звук (и). затем садятся на
стульчики и занятие продолжается.
Игра: живые слова
Живыми словами будут дети. Вызывается двое
ребят. 1 ребёнок будет словом “машина”, 2 ребёнок
будет словом “едет”. Дети вместе с воспитателем
читают предложение: Машина едет. Воспитатель
переставляет детей местами и вновь читают хором
“Едет машина”. Вызывается третий ребёнок. Он
будет словом “быстро”. Читают: Быстро едет
машина. Машина едет быстро.
Итог занятия:
Сегодня мы узнали ещё больше о транспорте.
Зачем людям необходим специальный транспорт и
какую работу он выполняет.
Занятие №3 “Светофор – что это такое?”
Цель: Познакомить с макетом улицы, где
есть проезжая часть дороги, светофор и
пешеходная часть. Закрепить знание детей об
основных видах транспорта. Формировать навык
дифферентации транспорта по назначению:
грузовой, пассажирский. Учить заменять
многозначные слова в словосочетаниях. Упражнять
в правильном подборе слов. Воспитывать культуру
поведения на дорогах.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям послушать
загадки, а ответы найти на карточках, которые
лежат на подносах и выложить на столе по порядку
Что за чудо этот дом
Окна светлые кругом
Носит обувь из резины
А питается бензином
(автобус)Две дорожки так узки
Две дорожки так близки
И бегут по тем дорожкам
Домики на круглых ножках
(трамвай)По реке плывёт дом
Даже окна есть в нём
(корабль)Я по небу лечу
Я пропеллером кручу
Если хочешь прокачу
(вертолёт)Кто по улице спешит
Зазевался, он в рожок трубит
Би-би-би, берегись!
Би-би-би, посторонись
(автомобиль)
На двух колёсах я качу
Двумя педалями верчу
За руль держусь, гляжу вперёд
И вижу – скоро поворот
(велосипед)Возле леса лестница лежит
Дом на лестнице стоит
Братцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк
Лишь оставили дымок!
(поезд)
-Как можно назвать одним словом всё то, что вы
выложили на столе? (транспорт)
Дидактическая игра “Разложи
правильно”
Дети выполняют указания воспитателя и
дифференцируют транспорт по месту передвижения:
воздушный, наземный и водный.
На макете города расставлены машины, дорожные
знаки, дома, человечки.
— Что не должны водители нарушать на дорогах?
(правила движения)
Правила движения
Все без исключения
И взрослые и дети
Знать всегда должны!
— Послушайте загадку и скажите:
-Кто следит за тем, чтобы машины на дорогах
соблюдали правила движения?
Он вежливый и строгий
Он известен на весь мир
Он на улице широкой
Самый главный командир!
(светофор)
— Всем водителям нужно обязательно помнить
основные правила, которые всегда подскажет
светофор:
Если свет зажёгся красный
Значит двигаться опасно
Свет зелёный говорит:
“Проезжайте, путь открыт!”
Жёлтый свет – предупрежденье:
“Жди сигнала для движенья!”
Воспитатель выставляет светофор. Дети
рассматривают его.
Дидактическая игра : “Выложи
светофор!”
Дети подбирают круги соответствующего цвета и
выкладывают последовательно, изображая
светофор.
Упражнение “Как сказать по другому?”
— Скажи по другому! Поезд едет (идёт, мчится).
Пароход идёт (плывёт). Светофор мигает
(показывает, светит, указывает). Пешеходы идут
(шагают, вышагивают). Полицейский указывает
(показывает, направляет).
Словесная игра “Закончи предложение”
Я вызвала скорую помощь, потому что…..
- На дороге остановилась полицейская машина,
потому что…… - Светофор включил зелёный свет, для того, чтобы…….
- Мы поехали на велосипедах в лес, для того чтобы……..
Итог занятия:
Ребята, сегодня мы с вами выяснили какую важную
роль играет порядок на дорогах. И самый главный
на дороге это – светофор. Без его помощи мы бы не
смогли перейти улицу, доехать до детского сада и
многое другое.
Занятие №4 “В гости к дяде Стёпе –
милиционеру”
Цель: побуждать детей составлять
короткий рассказ по картине. Формировать
обобщающее слово – транспорт, различать и
называть отдельные детали и части предметов.
Развивать зрительное восприятие,
наблюдательность, способность объединить с
помощью воспитателя все ответы в короткий
повествовательный рассказ. Побуждать отчётливо
произносить слова и короткие фразы, говорить
спокойно, с естественными интонациями. Побуждать
подбирать слова, схожие по звучанию. Воспитывать
партнёрские отношения, трудолюбие и творческую
активность на занятии.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отправиться в
гости к дяде Стёпе – милиционеру.
— Где живёт дядя Стёпа? (в Ленинграде)
Воспитатель подводит детей к карте России.
Показывает, где находиться наш посёлок, в котором
мы живём, и Ленинград, где живёт дядя Стёпа
милиционер.
— Как мы может добраться до Ленинграда? (на
поезде, самолёте, машине)
— Давайте рассмотрим все варианты и выберем, что
нам больше всего подойдёт.
— Мы решили ехать в Ленинград на машине.
— Кто расскажет, подойдёт нам машина или нет?
Дети по очереди рассказывают о транспорте , на
котором можно добраться до Ленинграда.
Приходим к выводу, что нам подойдёт самолёт.
Строим из стульев самолёт и отправляемся в
полёт.
В Ленинграде нас встречает дядя Стёпа
милиционер. Вместе в детьми он рассматривает
книги и иллюстрации к книгам С.Михалкова. узнают
и называют знакомых героев, обмениваются
впечатлениями.
Проводиться дидактическая игра
“Подумай и скажи”
Воспитатель сообщает, что друзья из Ленинграда
подарили детям игрушки:
— Это мишка. Это зайка. Это лисичка. Это петрушка.
Мы будем с вами подбирать к названиям игрушек
слова, сходные по звучанию.
я говорю:
— Лисичка – сестричка!
— А вы какие слова добавите? (синичка, певичка,
невеличка и т.д.)
— А теперь без моей подсказки, подберите слова,
сходно звучащие к слову зайка. (зайка – майка,
попрыгайка, побегайка и т.д)
(мишка – шишка, малышка, топтышка и т.д)
(петрушка – ватрушка, подушка, вертушка и т.д.)
Дети благодарят дядю Стёпу и отправляются
домой.
Краткий анализ проведённой работы:
Сложность проведенной работы соответствовала
возрасту и особенностям речевого развития
данной группы.
Цели всех занятий были достигнуты
В дальнейшем продолжать работу по формированию
речи дошкольников.