Рассказ про труженика тыла 4 класс

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………… 3

Глава I. Труженики тыла в военное время…………………………………………5

1.1. Современники моей прабабушки………………………………………………5

1.2. Омское село в годы войны……………………………………………………..7

Глава II. Годы прабабушки, опаленные войной…………………………………..8

2.1. История семьи моей прабабушки………………………………………………8

2.2. Рассказ прабабушки о своём военном детстве………………………………9

2.3. Данные о тружениках тыла Тарского и Седельниковского районов……..12

Заключение……………………………………………………………………………13

Библиография………………………………………………………………………15

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе мы и детство и война.

Р. Рождественский

Тема нашей исследовательской работы: «Жизнь тружеников тыла на примере военного детства моей прабабушки».

Всё дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, отданы миллионы жизней в борьбе с фашистами [4].

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали разорвавшихся снарядов и взрывов бомб. Но война не стёрлась из памяти людей, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил мужество и героизм в эти годы [5].

Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство [4].

Как-то мы с мамой сидели и разговаривали о моей прабабушке, которая во время войны была ребенком, но она трудилась и помогала фронту. После этого разговора я задумалась о том, что очень мало знаю о судьбе своей прабабушки, о том, как она жила и трудилась во время войны. Я решила глубже об этом узнать.

Своей работой мы хотели показать события Великой Отечественной войны глазами ребенка, еще юной девочки, живущей в тылу. Она вспоминала, а мы записывали. Это рассказ о собственной жизни – борьбе за выживание.

Тема моей исследовательской работы актуальна и в наши дни, потому что многие мало знают историю своей семьи, а в ходе исследования я узнала много нового о войне 1941 — 1945 года, о людях, трудившихся в тылу, о родном мне человеке.

Новизна работы заключается в том, что до меня в семье никто не занимался исследованием судьбы прабабушки.

Цель работы: узнать о жизни тружеников тыла на примере военного детства моей прабабушки.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить материалы о тружениках тыла.

2. Расспросить прабабушку с целью изучения фактов ее жизни и изучить документы из архива моей семьи.

3. Собрать сведения о тружениках тыла Тарского и Седельниковского районов Омской области.

Объект исследования – труженики тыла в годы войны.

Предмет —  военное детство Стахиюк (Гамза) Анастасии Владимировны, моей прабабушки.

 В ходе работы я использовала следующие методы:

Теоретический: анализ литературы и интернет – источников.

Интервью (беседа) с моей прабабушкой.

Опрос руководителя Тарского клуба «Поиск» и членов Совета ветеранов ВОВ.

Обобщение полученных данных.

ГЛАВА I. ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

1.1. Современники моей прабабушки.

О Великой Отечественной войне нам многое известно из книг и документальных источников. В 2016 исполнился 71 год со дня окончания ВОВ. Участников боевых действий осталось очень мало. Большинство участников тех событий – это труженики тыла, сироты войны и дети войны.

Тружениками тыла называют всех тех, кто работал и помогал фронту с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года в возрасте от 10 лет и старше. У всех тружеников тыла имеется медаль и удостоверение (Приложение 5).

Через воспоминания живых свидетелей военных лет о своём военном детстве, через историю судьбы каждого человека мы постигаем историю нашей страны [2]. Многие жизни и разные судьбы перечеркнуло одно страшное слово — ВОЙНА. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» — так называют сегодняшних 86—90-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Дети войны были не по годам серьёзными, взрослыми, рассудительными [1]. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети, — голод, холод. Им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам,— они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Ради будущей победы они готовы были выдержать любые испытания и совершать свой ежедневный маленький подвиг. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей [6]. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин (Приложение 1).

Трудовой героизм был нормой поведения. Свыше 16 млн. тружеников города и села удостоены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.». В стране широко развернулось всенародное движение по сбору личных средств на строительство танков, самолетов, подводных лодок для действующей армии [9].

В ходе войны перед тружениками всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны…

Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих были направлены на увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств [11].

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» — этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого [10].

В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам – школьникам [6].

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна [6]. Работники тыла стояли в одном ряду с доблестными солдатами Советской армии и ковали победу для фронта. Они делали танки, пушки, самолёты, плавили сталь, добывали уголь, растили хлеб. Труженики тыла заслуживают такого же уважения и почёта, как и солдаты, воевавшие на полях сражений.

1.2. Омское село в годы войны.

Родина моей прабабушки – это Седельниковский район Омской области. В Сибири не было военных действий, но сибиряки делали всё для победы в тылу и также заслуживают почёта и уважения [2].

В Омской области Седельниковский район в годы ВОВ покинуло более пяти тысяч призывников и добровольцев. Уходили на фронт отцы, мужья, братья, сыновья, уходили с надеждой и верой поскорее избавиться от фашистского нашествия. Вчерашние школьники покидали родные края, обещая до последней капли крови защищать Отчизну. Более двух тысяч земляков так и не вернулось с полей сражений. В их честь в центре с. Седельниково был возведен Мемориал Славы где выбито на плитах 2352 имени (Приложение 2) [8].

В сельском хозяйстве Омской области накануне войны были колхозы и совхозы. В годы войны сельское хозяйство Омской области, как и весь тыл, оказалось в тяжелом положении. Оно должно было обеспечить продуктами не только себя, но и воюющую армию. К тому же из Омских хозяйств на фронт было направлено десятки сотен тракторов, автомобилей, лошадей. Около половины трактористов и комбайнеров были призваны в действующую армию [7].

Нехватка людей стала сразу же остро ощущаться и в Седельниковском районе, и в целом по стране. Тогда на помощь пришли женщины и девушки, которые пришли учиться на краткосрочные курсы трактористов и комбайнеров. За годы войны имена нескольких сотен и тысяч женщин прославились героическим трудом [7].

Тяжелейший труд лег и на детские плечи школьников нашей области. Во время каникул вместо отдыха они трудились нередко наравне со взрослыми: работали на сенокосилках и тракторах, на уборке овощей и прополке зерновых. Дети быстро осваивали новую для них профессию трактористов и успешно пахали землю, сеяли и убирали хлеб. Многие дети за свой труд были удостоены званиями «Ударник Социалистического труда» [8].

Главной задачей являлось выполнение и перевыполнение государственных планов по заготовке хлеба и других продуктов сельского хозяйства: молока, мяса, картофеля и других овощей. Крестьяне, сами жившие впроголодь, в тяжелейших лишениях, отдавая зачастую последнее. С этой задачей справились [11].

Таким образом, изучив различные источники, мы выяснили, что труженики тыла нашей страны, несмотря на суровые условия, внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.

ГЛАВА II. ГОДЫ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ.

2.1. История семьи моей прабабушки.

Суровое военное время, голод, холод, гибель отцов на полях сражений – дети сороковых взрослели быстро, трудились наравне со взрослыми. Война ворвалась в жизнь внезапно, детям, потерявшим родителей, было вдвойне тяжело. На примере моей прабабушки мы хотим рассказать о трудном детстве того времени [7].

Моя прабабушка Стахиюк Анастасия Владимировна родилась 7 февраля 1928 года в деревне Ильинка – Седельниковского района Омской области (деревня Ильинка уже не существует на карте Седельниковского района) (Приложение 3). Росла она вместе с братом в семье военного. Потом отец Гамза Владимир Андреевич привел в дом другую женщину. Забрав брата Витю и новую жену, отец уехал с ними на Украину в Крым, где воевал против фашистов, там же и погиб. О его гибели Анастасия Владимировна ничего не знает. Да и знать не хочет. Осталась обида за маму, за себя. А мать Гамза (Черномазова) Мария Ивановна не смогла пережить этого горя и еще, будучи тридцатилетней, молодой женщиной умерла.

Рано осиротев, моя прабабушка, ей тогда было 7 лет, осталась жить со старой бабушкой Гамза Прасковьей Петровной (матерью отца). Благодарна она ей очень, без слез и вспомнить ее не может. Если бы не старая бабушка воспитывалась бы она в детском доме.  Детство у прабабушки было тяжелое: довоенное и военное, бабушка, Прасковья Петровна, часто болела. Приходилось, самой, этой маленькой девочке и воду носить и печь топить и корову доить. Пришло время, идти в школу. Пошла в школу в соседнюю деревню за 12 километров от дома. Трудно было ходить от деревни в деревню, но учиться очень хотелось. Зимой бывало идёшь, дорогу снегом заметет, и думаешь как бы с пути не сбиться. А зимы какие раньше суровые были не такие как сейчас. Пожалела тогда меня тетя и забрала к себе жить. Тетю звали Гамза Лидия Иосифовна (Приложение 3). Это была сестра отца. Добрая была женщина. У нее было двое своих детей (Николай и Яков), и я была третей (Приложение 3). На лето бабушка, Прасковья Петровна, забирала меня к себе, а зимой жила у тёти и училась в школе. Это было её довоенное детство, а потом началась война.

2.2. Рассказ прабабушки о своём военном детстве.

О своём военном детстве прабабушка рассказала нам сама. Мы задавали ей вопросы, а она нам отвечала. В нашей семье принято уважать старшее поколение, поэтому к своей прабабушке мы обращаемся на «Вы».

-А как Вы узнали  о начале войны?

-Мы с ребятишками играли на улице. Прибежала соседская девочка и сказала, что началась война.

Когда началась война, мне было всего 13 лет. Жизнь во время войны была очень тяжелой и у тех, кто был ближе к фронту, и у тех, кто жил в глубоком тылу. На фронт, как и везде, из нашей деревни забрали всех мужчин. Все хозяйство легло на женские и детские плечи.

В это время я училась в школе. Наверное, как и везде у нас в школе не хватало учителей, так как многие из них ушли на фронт. Учебников почти не было, совсем не было тетрадей, писали на листах старых книг или газет. Писали палочками или гусиными перьями, чернила делали из сажи или свеклы. Занятия приходилось посещать не всегда. Сказывались трудные бытовые условия. Нередко случалось так, что у нас в семье было одно пальто, одни сапоги, и в весеннюю распутицу мы не могли посещать занятия. Многие ученики из-за тяжелых материальных условий вынуждены были бросить школу.

Сама жизнь заставляла этих людей работать от зари до зари, и поэтому пришлось расстаться со школой и мне. Наряду со взрослыми, я стала работать в колхозе.  К тому времени основными работниками в деревне были только женщины, дети да вернувшиеся с фронта инвалиды

Мы, школьники, помогали колхозу: работали на сенокосе, пололи просо, зимой собирали золу для удобрения полей, домашнее хозяйство тоже лежало на наших хрупких плечах, так как у взрослых было много других забот. Все работали: дети и взрослые, днем и ночью, не считались ни с чем.

Рабочий день во время посевной начинался в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером, при этом голодным селянам надо было успеть еще и засадить свой собственный огород. Из-за отсутствия техники все работы приходилось выполнять вручную. Впрочем, народ у нас был находчивый. Колхозницы пахали, запрягая в плуг женщин, что посильнее. За работу получали паек. Летом бегали по лесу, собирали ягоды, травы, а осенью до «белых мух» копали картошку. Трудно жилось, голодно. Летом ещё ничего: питались всем, что растёт в лесу: ягодами, грибами, а зимой – сложнее: суп из картофельных очистков, болтушка из отрубей и летние заготовки: жёлуди, засушенные травы, хлеб с клевером, оладьи из картошки, запивая все это солодом из сахарной свеклы. Иногда ходили собирать на поля оставшиеся колоски и гнилую картошку – вот и вся наша еда.

Во время войны на нашей улице остался один мужчина, старый дедушка, который бесплатно возил дрова для семей, в которых были женщины и дети. Мы, ребятишки, помогали ему разгружать эти дрова.

Но всё же — это было моё детство.  Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. На фронте мы не воевали, но вместо спокойного и мирного детства мы испытали участь немецкой оккупации. Мы жили в  тылу, где не было военных действий, где не рвались мины, самолеты не сбрасывали бомбы, не стреляли танки, и не врывались в дома фашисты. Несмотря на все невзгоды, тяготы и лишения, Родина победила. Главное для всех была победа над врагом. И мы приближали этот день, как могли, и дождались победы. Окончилась война и наша жизнь стала легче.

-А где Вы встретили День Победы и как его отмечали?

-О Победе объявили по радио. Все плакали от радости и счастья. Этот день ждали, потому что советские войска были в Берлине. Об этом говорили по радио. День Победы для нас стал самым счастливым днём.

-В чём, по-вашему, секрет победы?

-Секрет победы в патриотизме народа. Одни воевали, другие работали в тылу. Советский народ делал всё ради победы.

Я выросла, выучилась. Работала в деревне на току (заведующей складом), затем продавцом. Была депутатом сельского совета (Приложение 5). Вышла замуж. Мужа звали Степан. Он был председателем колхоза. Родила и вырастила четверых детей.

Всенародная беда сплотила нас и помогла выжить, выстоять, победить, и это уже было подвигом, который совершили не только взрослые, но и дети. Наше поколение хорошо знает, что такое война, и поэтому готовы вслед за поэтессой Людмилой Татьяничевой повторять:

Что мне надо? Скажу по совести:

Непременней всего на свете

Я хочу, чтоб ни войн, ни горестей

Не изведали наши дети!

Выслушав внимательно свою прабабушку, я думаю, что, несмотря на тяжёлое детство, она не стала злой или капризной, она — очень порядочный, скромный и отзывчивый человек. Военное лихолетье оставило отпечаток в её душе, но не сломало её. Моя прабабушка всегда остаётся жизнерадостной, милой и самой доброй. Я люблю проводить с ней время за чашкой чая, слушая  рассказы о трудном детстве, о своей любимой и родной деревне Ильинке, которая уже не существует на карте Седельниковского района, о медалях, которыми она награждена (Приложение 5).

О той незабываемой беде нашего народа  написано много книг, создано большое количество фильмов. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы моей прабабушки. Такое не должно повториться! Великая Отечественная война навсегда останется в памяти людей, которые ковали победу в тылу не ради себя и не для награды, а на благо своих родных, на благо той земле, где родились и жили. И никакая сила, даже смерть, не могли убить эту любовь и веру в победу.

Проанализировав полученный материал, я пришла к выводу, что моим родным, не пришлось встретить врага лицом к лицу на поле боя, на их счету нет ни одного убитого фашиста. Но победа над врагом одерживалась не только на поле боя, но и в тылу. Если бы не труд женщин, которые растили хлеб, чтобы кормить бойцов, если бы не труд детей и подростков на заводах по выпуску снарядов, если бы не работа врачей и медсестёр, спасавших раненых… Если бы не работа тружеников тыла—не одержать бы нашей армии победы над врагом. Победа была общей. И одну из страниц этого общего дела написали мои родные.

2.3. Данные о тружениках тыла Тарского и Седельниковского районов.

Проводя исследование, мы решили узнать сколько тружеников тыла живёт в Тарском и Седельниковском районах, так как моя прабабушка прожила большую часть своей жизни в Седельниковском районе, а в данный момент живёт уже четвёртый год в городе Тара.

Обратившись к председателю Тарского районного отделения Омской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) Котлячкову Александру Никоновичу и руководителю Тарского городского клуба «Поиск» Лукьянцеву Геннадию Григорьевичу, а также к председателю Седельниковского Совета ветеранов Казаеву Сергею Равильевичу, мы получили следующие данные о ветеранах и тружениках тыла на 01 января 2017 года:

Таблица 1.

Район

Ветеранов ВОВ

Тружеников тыла

Тарский

31 чел.

(7 человек в селе и 24 в городе, из них 1 участник Сталинградской битвы Скульский Степан Сергеевич)

955 чел.

Седельниковский

6 чел.

183 чел.

Ещё мы узнали, что всего за годы войны на фронт было призвано 14043 тысячи наших Тарских земляков. Они участвовали во всех решающих битвах. 6541 тарчанин отдал свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

В Седельниковском районе было призвано на фронт 5164 человека, из них 2352 участника войны погибли, защищая нашу Родину.

Также мы выяснили, что по всей России воздвигнуты памятники труженикам тыла (Приложение 6). В Омске такой памятник был открыт 7 мая 2010 года (Приложение 6). В Седельниковском районе, по сведениям статьи «Памятник труженикам тыла» районной газеты «Сибирский труженик» от 05.08.2009 , что памятник собирались воздвигнуть (Приложение 7). Через родственников, которые живут в с. Седельниково, мы узнали, что прошло 7 лет, а памятника до сих пор нет в связи с материальными трудностями. Чтобы хоть как – то помочь в создании этого памятника мы решили проводить классные часы для учеников начальных классов, на которых хотели бы рассказывать о людях ВОВ. Один из классных часов мы уже провели, в ходе которого нарисовали рисунки на лучшее изображение памятника «Труженики тыла». Свой эскиз памятника я показала прабабушке. Она расплакалась, потому что ей очень понравилось (Приложение 8). Эти рисунки мы планируем отправить в Администрацию Седельниковского района, а также обратиться в Благотворительный фонд «Сибирская глубинка» памяти Михаила Ульянова с просьбой помочь собрать материальные средства для создания памятника «Труженикам тыла».

К сожалению, в нашем городе Таре такого памятника нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря проделанной работе, мы выяснили, что во время войны люди, жившие в тылу, были вынуждены помогать фронту. Спустя много лет этих людей стали называть тружениками тыла и выдавать медаль и удостоверение. Мы узнали о их жизни из книг и из рассказа прабабушки о своём военном детстве.

Моя работа стала подарком для прабабушки, так как ей 7 февраля 2017 года исполнилось 89 лет.

Мы пришли к выводу, что каждый из нас должен и обязан ценить воспоминания своих родных, ветеранов и тех людей, чье детство пришлось на это непростое время, чтобы знать и не забывать свою историю, быть патриотами своей Родины.

Также мы выяснили данные о ветеранах и тружениках тыла в Тарском и Седельниковском районах на конец 2016 года. Лукьянцев Г.Г. отметил, что большинство детей того времени рано ушли из жизни из — за тяжелых жизненных условий, которые повлияли на их здоровье. Подробнее о тружениках тыла и детях войны Тарского района можно узнать из книг «Сыны и дочери Отчизны» автор Лукьянцев Г.Г. и «Жизнь, опалённая войной» (воспоминания тружеников тыла и детей войны) составители Царегородцева Т.И., Г.К. Нечаева. А узнать информацию о детях военного времени Омской области можно в сборнике «Обожгла наше детство война…» (Приложение 10).

Узнали мы и о памятниках труженикам тыла. Нарисовали с ребятами свои эскизы будущего памятника для села Седельниково.

В дальнейшем мы планируем продолжить свою работу по этой теме. А для этого нам нужно будет сделать следующее:

1) Продолжать проводить классные часы по теме «Люди ВОВ»;

2) Для продолжения идеи создания и установки памятника труженикам тыла в село Седельниково, мы отправим рисунки в Администрацию Седельниковского района и обратимся в благотворительный фонд «Сибирская глубинка» для собрания средств;

3) Написать мемуары о военном детстве по воспоминаниям моей прабабушки;

БИБЛИОГРАФИЯ

Алексеев С. Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей. – М.: Сибирская Благозвонница, 2014

Жизнь, опалённая войной (воспоминания тружеников тыла и детей войны) /сост. Т.И.Царегородцева, Г.К.Нечаева. – Омск: Изд – во «Амфора», 2015. – 120 с.

Лукьянцев Г.Г. Сыны и дочери Отчизны. РПО Тарского филиала ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2014 – 190 с.

Новая иллюстрированная энциклопедия. Книга 3. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004.

Новая иллюстрированная энциклопедия. Книга 18. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004.      

Рост, Ю. Хлеборобы войны: Дети военной поры / Э.Максимова. – Москва: Политиздат, 1984.

Сборник воспоминаний детей военного времени. Обожгла наше детство война…Омск, 2010 год.

 Сибирь в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Электронный ресурс]-. http://www.orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/1464-10.html

Тимошенко, Т. Белая шубка: Дети военной поры /  Э.Максимова. – Москва: Политиздат, 1984.

 Ходза, Н. Дорога жизни: Рассказы / Н. Ходза. – Ленинград: Детская литература, 1974.

Эвакуация в СССР во время Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. — https://ru.wikipedia.org/wiki

Автор материала: А. Юрина (5 класс)

 В сочинении рассказывается о нелёгких годах жизни девочки — подростка в годы войны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение ученика 4 класса
МБОУ «Красномихайловская СОШ им. Т.Т. Шерета»

Гусейнова Александра.

«Моя бабушка — труженица тыла»

                                                                    … Да разве об этом расскажешь
                                                                        В  какие ты годы жила!
                                                                        Какая безмерная тяжесть
                                                                        На женские плечи легла!…
                                                                                                       Н. Некрасов.

        Моей прабабушке Минко Анне Андреевне сейчас 86 лет.  Когда началась война,  ей было  четырнадцать. Это время бабушка вспоминает со слезами на глазах. Она, совсем ещё ребёнок, вместе со взрослыми работала не покладая рук. Время было трудное. Нечего было одевать и обувать. Донашивали вещи за старшими. В школе почти не учились: нужно было помогать взрослым.  В летнее время работали на токах. Перекидывали зерно, грузили его на подводы и отправляли на мельницу. Там получали муку. Так же работали на полях. Собирали каждый колосок, чтобы было больше зерна. Зимой пряли шерсть, вязали носки, пекли хлеб и всё это отправляли на фронт. Весной, когда начинали  появляться у овец ягнята, дети пасли сакманы. Пасла сакманы и моя бабушка Нюра. «Жили на кошарах, а в воскресенье отпускали домой.  Кушали, переодевались и опять ехали пасти овец. Очень хотелось спать, заниматься своими делами, но мы понимали, что помогать взрослым необходимо», — говорит прабабушка.

       Ещё бабушка  Нюра вспоминает, что её семья жила впроголодь. Хотя в годы войны все жили так. Особенно было тяжело, когда в село пришли фашисты. Нельзя было лишний раз попадаться им на глаза.  Колхозники уничтожили  весь  хлеб и животных , чтобы ничего не досталось врагам. « Но мы смогли пережить это тяжёлое время, — говорит моя бабушка. —  У нас был сильный дух и вера в наших солдат. Вера в Победу!» Бабушка очень надеется, что такое больше не повторится, что наша жизнь будет спокойной и мирной.

        За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны прабабушка не раз была награждена юбилейными медалями. Она очень бережно хранит их. В них память того тяжёлого и страшного времени.

         Я с большим интересом слушал рассказ своей  бабушки и очень гордился. Ведь именно их поколение, не жалея жизни, дали нам счастливое детство. Мы можем спокойно учиться, отдыхать, кушать вдоволь, путешествовать,  заниматься делами по интересам. Спасибо  Вам за всё!
Моя сестра Мадина тоже слушала рассказ бабушки. Об услышанном она написала стихотворение.

Труженица
Ей было всего четырнадцать,
Когда началась война.
Ей очень хотелось учиться,
Но началась война.
Кончилось детство весёлое,
Стала ты взрослой теперь.
Вместе трудилась со взрослыми,
Веря, настанет тот день…
Всё для победы делала:
Пряла, вязала, пасла.
Хлеб собирала до зёрнышка,
Булки большие пекла.
Всё для солдат, для Победы
Вы отправляли на фронт.
Сами порой голодали,
Но верили: время придёт.
Вот и настала Победа,
Вот и пришёл этот час!
Мир наступил на Планете,
Стали жить мирно все дети!
Помня, кто дал им всё это,
Кто от фашизма их спас!

Дмитриевы
Алексей Кузьмич и  Мария Михайловна

                             

 «Родился в семье
колхозников Дмитриева Кузьмы Иосифовича и Дмитриевой Анисьи  Потаповны в 1939
году. В семье нас было четверо, две сестры и  два брата. Отец  мой,  Кузьма,
погиб в Вологде в Великой Отечественной Войне в 1941 году и мы  с самого
раннего детства начали трудиться, помогали своей маме в колхозе, убирали поля, 
чистили покосы от веток, ломали осиновые ветки овцам. В летний период работали
на покосах и жили в шалашах, заготавливали дрова в Нарынскую семилетнюю школу.
Так и закончил семилетнюю Нарынскую школу. В 1958 г был призван в ряды
Советской Армии, был солдатом-стрелком. Отслужил два года, вернулся, поступил 
в  Оёрскую-среднюю школу-механизатором, закончил,  получил аттестат, вернулся в
колхоз, получил трактор ДТ-54, плуги были прицепные, и стал работать
трактористом. В 1962 году женился на красивой девушке-колхознице Батясовой 
Марии Михайловне, которая работала на молочной ферме дояркой. В 1963 году
родилась старшая дочь Марина, в 1965 году сын Юрий, в 1967 году сын Владимир и
в 1977 году младшая дочь Алла. С детьми жили, работали на ферме сакманами,
принимали и  выращивали  до 2-3х месяцев  маленьких ягнят. В 1968 году поступил
учиться на шофёра в Петропавловскую ПТП, закончил и стал работать водителем в
селе Петропавловка, потом работал кочегаром –слесарем в соседнем селе на
станции Армаки, В 1988 году поступил работать  в ДРСУ до 1994 г. В данное время
на пенсии, награждён медалями «Заслуженный ветеран труда и тыла». 14 внуков,11
правнуков.

Дмитриевой
(Батясовой)  Марии Михайловны:

«Родилась в 1940
году, в семье нас  было трое детей: 2 брата и сестра. Училась в школе,
закончила 5 классов. Детство было тяжелое. Не знали мы, что такое летний отдых,
каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству.
Были поля, на которых сеяли овес, приходилось сажать и копать картофель. То
посадка, то прополка. Трудности в годы войны заключались только в одном, было
очень голодно. Ели мерзлую картошку, лебеду, траву. Иногда по несколько дней
ничего не ели. Зимой на санках возили дрова из леса, печь топили да лепешки из
жмыха пекли. Когда окончилась война,  весть о победе быстро облетела деревню:
все радовались и плакали одновременно. Кто-то от счастья, что скоро мужья, отцы
вернутся домой, а кто-то от горя, что своих родных они уже не увидят никогда.
Награждена медалью — «Заслуженный ветеран труда и тыла».

                     
                          

Филиппова Мария Ивановна

Родилась в 1933
году. В семье было 8 человек, сейчас осталось трое, есть ещё сестра и брат.

В школе не
училась, работала дояркой с 12 лет. Родители были бедные, мама была сирота.

В годы войны
ходили копать саранки, варили их. Кусочек хлеба делили на всех. Жили дружно.
Когда закончилась война, жить стало лучше, завели корову, овец. Потом вышла
замуж за Ивана Батясова. Хороший был человек…, сейчас нет его, он умер…

Вырастили двоих 
сыновей. Сейчас у меня 6 внуков и 13 правнуков. Живу одна, но внуки и правнуки
часто навещают меня и помогают мне. Мне исполнилось 86 лет .

           

                           
 Козлов Иван Павлович   
             

    

Я хочу рассказать
о своём прадедушке, ветеране труда, со слов моей мамы.

Мой прадедушка
Козлов Иван Павлович, 05.03.1928 года рождения, умер в 2010 году. Когда
началась война, ему было 13 лет. По словам прадеда, всех охватил ужас, когда
узнали эту страшную весть.

Когда проводили на
войну его отца и дядю, прадедушке пришлось повзрослеть очень быстро, ведь он
остался единственным мужчиной в семье, ему нужно было заботиться о маме и двух
сёстрах. Война забрала беззаботное детство не только у прадеда, но и у всех
детей.

Прадед начал
работать в
 колхозе, сеял и убирал поля со всеми,
делая и другую работу. И верил в Победу, ждал! В 1945 году, в феврале, пришла
весточка о смерти отца. Прадеду было больно и страшно, но он не мог показывать
свою боль другим, ведь он – мужчина!

9 мая 1945 года
закончилась война. Вернулся с войны дядя. И он стал опорой для семьи прадеда. Я
хочу сказать спасибо всем, кто участвовал в этой страшной войне, и ценой жизни
завоевал Великую Победу!!! Спасибо, что у нас есть мирное детство!!!

Балабанов Илья Парфентьевич.

               

 «На начало войны
мне было 11 лет. Мы с ребятами учились в школе, а в свободное время помогали
взрослым на работах в колхозе. Илья  Парфентьевич вспоминает: «Весной, как
обычно, 10 апреля, ребята, которые были взрослее, лет 15-16, пахали на конях, а
младшие боронили, тоже на конях. Кормить коней было нечем,  и дети выбирали из
земли корни пырея, отрясали их от земли и кормили этими корешками животных.
Люди голодали, иногда привозили кукурузную муку и давали по 200
граммов на человека. Ходили в основном босиком, а если сошьют какую-либо
обувку, то в них улаживали сено — так было теплее и мягче. Илья Парфентьевич
рассказывал, как  пилили лес на доски. Один человек стоял на специально
построенной «горке», а второй внизу — на земле и пилили вручную, пилой, один тянет
вверх, другой – вниз».

               
Балакина Евдокия  Степановна

                                  

 1927 года
рождения. С 12 лет работала в колхозе. Она вспоминает о том, что жили очень
плохо, не было хлеба, еда была в основном из травы, все время голодали. На
работе все уставали, потому что нужно было ухаживать за скотом, косить сено,
возить дрова, воду. Все это делали дети и женщины.

            В то
время в Нарыне был большой колхозный огород, где выращивали капусту, помидоры,
огурцы и другие овощи.  Поливали посевы вручную, т.е. женщины носили
воду из речушки «Нарынка» — коромыслами. Тяжело было, но благодарность тому –
всегда высокий урожай.

                        

Осокина Таисья Павловна

06.01.1925 года
рождения. Когда девочкам исполнялось 14 лет, многие из них шли  работать на
ферму. В то время скота было много и надои молока были высокими. Там — же, на
ферме, стоял большой сепаратор, на котором это молоко перегоняли на сливки и
взбивали масло. Сливки и масло сдавали в «Проммасло», которое находилось тут
же, в Нарыне. Женщины работали  в колхозе, не покладая рук. Все, что собиралось
с полей, отправляли на фронт, оставляя себе самый минимум. В селе, были женщины
и дети, всех мужчин забрали на войну. Были только два старичка — Зайцев
Парфентий Николаевич и Михайлов Лаврентий, которые караулили ферму и пасли
коров. Детям тоже приходилось нелегко. Утром они ходили в школу, а после
занятий бегали помогать взрослым. Зимой ребятишки собирались всей деревней,
садились на лошадей и ехали в лес за селом. Пилили, кололи дрова, собирали
хворост. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и
отправляли   на фронт. Работали на полях: собирали сено, солому; вязали снопы,
матери молотили зерно. Детские руки пухли от непосильных работ, колючих
сорняков.

Моя прабабушка – труженица тыла

В этом году вся страна отметит 75-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Война прошла через каждую семью, разделила всех советских людей на «фронт» и «тыл».

Хочу рассказать о моей милой, доброй прабабушке Антонине Павловне Кулигиной, которая во время войны трудилась в тылу.

Моя бабушка родилась 28 августа 1929 году в Рязанской области в маленьком посёлке. Семья её была большая: папа, мама, три брата, одна сестра и она. Ей было 11 лет, когда началась Великая Отечественная война.

Война – это большая всеобщая беда. Как рассказывала мне бабушка, многие мужчины в селе ушли на фронт, забирали и молодых парней. А оставшиеся женщины и дети выполняли всю работу в селе. Ничто их не останавливало: ни голод, ни холод, ни жара. В своём возрасте прабабушке приходилось работать наравне с взрослыми. Возила сено и силос, пахала на быках и лошадях, которые падали без сил.

«На фронте им было конечно очень трудно. И мы втылу старались тоже помочь приблизить Победу», – вспоминала прабабушка.

Антонина Павловна Кулигина
Антонина Павловна Кулигина / Фото: из личного архива Димитрия Смолева

В тяжёлые годы во время войны не было еды и одежды. Суп варили из разных съедобных трав. Собирали различные семена, делали из них муку и лепили лепёшки. Всё приходилось есть, так как надо было жить. Бывало, суп делали из одной картошки и капусты, вот и всё. Особенно трудно было зимой. Летом можно было пойти в лес, набрать ягод, грибов, а зимой было плохо от голода и холода. Были и радостные моменты, когда после тяжёлого трудного дня собирались все вместе, пели песни, играли.

Удивляюсь, как прабабушка выдержала и вынесла все тяготы военных лет. Она рассказывала, как закончилась война. Плакали тогда все, но это были слёзы радости.

Жизнь стала потихонечку налаживаться. Антонина Павловна выросла, вышла замуж. Появились дети: два сына и две дочки. Много лет работала учителем в школе. Рано умер её муж (мой прадед). Она сильно переживала и заболела. Из‑за болезни пришлось оставить работу. О ней заботились её дети. Слава богу, она выздоровела.

Моя прабабушка – труженица тыла - Изображение
Фото: из личного архива Димитрия Смолева

В этом году моей прабабушке исполниться 91год. Она не сидит на месте, любит что‑то делать дома: готовить, убирать или шить, кормить цыплят и кроликов, потому что она привыкла всегда работать.

Моя прабабушка награждена юбилейными медалями «к 70-летию Победы» и недавно ей вручили юбилейную медаль «к 75-летию Победы».

Сейчас у моей прабабушки 12 внуков и 23 правнуков, которые, её очень любят и берегут.

Я счастлив, что родилась в мирное время, а так же горжусь своей прабабушкой. Когда вырасту, я буду рассказывать своим детям о войне, которая коснулась нашей семьи, чтобы связь поколений не прерывалась.

Моя прабабушка – труженица тыла - Изображение
Фото: из личного архива Димитрия Смолева

Гурулёва Ольга Афанасьевна.

Ольга Афанасьевна родилась и выросла в нашем селе. Здесь пошла в школу. Училась Оля хорошо. Материал усваивала быстро, учёба давалась легко. Четыре года прошли незаметно. Продолжать учёбу надо было в районном центре – в Акше, только там был интернат. С наступлением осени отправились на учёбу, добирались до Акши пешком. В интернате государственного обеспечения не было. Скорее это было место для ночлега. Ребята варили себе сами, и продукты каждый должен был приносить свои. С продуктами, да и с одеждой в семье было плохо, и поэтому Оля осталась дома. Продолжить учёбу пришлось не скоро. Стала работать в колхозе, Оля работала лучше других, но ей не хватало знаний и Олю отправили учиться на агронома. Очень трудным было учение, особенно начало. Шли общеобразовательные предметы, а за плечами Оли была лишь начальная школа. Но все — таки если бы не четверка по животноводству, окончила бы свою учёбу Оля на одни пятёрки.

По возвращению в колхоз стала трудиться ещё лучше. Её работой гордились и оценили очень высоко – избрали делегатом на XXII съезд КПСС.

Панин Николай Слуянович.

Николай Слуянович родился 24 декабря в1928 году, в Воронежской области. В школу пошёл в 1935 году. В 4 классе бросил школу и пошел работать в колхоз, работал на быках, пахал, сеял. В семье было пятеро детей, Николай – старший. Отец погиб на фронте. В 1947 году в октябре призвали в армию и отправили на угольные шахты, для подъема городов после войны 1947-1955гг. В 1953 году вышло постановление: освоение целинных земель и Николай по путёвке вновь вернулся в Нарасун. В октябре 1953 года вместе с братом Константином, Топорковым Александром и Матвеевым Григорием был отправлен на курсы механизаторов широкого профиля. После окончания курсов работал трактористом, комбайнёром, много лет был бригадиром, заведующим МТС. Женился, Вырастили с женой пятерых детей, всем дали образование. Николай Слуянович имеет заслуженные награды: «За долголетний добросовестный труд», бронзовая медаль «За успехи в народном хозяйстве СССР», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «За освоение целинных земель», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Ударник одиннадцатой пятилетки», награжден медалью «Ветеран труда», имеет звание «Почётного колхозника», медали, грамоты.

Есть удостоверения «За высокий урожай кукурузы», удостоверение об избрании депутатов. В 2004 году на слёте передовиков были вручены медаль «За освоение целины» и ценный подарок.

Панин Константин Слуянович.

Константин Слуянович родился в 1932 году, в Воронежской области. В Нарасун приехали, когда Константину было всего 3 года. Здесь провёл своё детство. Закончил 4 класса (с 1939г. по 1943г). Остался без отца в 9 лет, он погиб на войне, мать умерла в 1979 году. После школы работал в колхозе, а в 1949 году приехал на шахты к Брату Николаю и остался работать.

Вернулся так же по путёвке и учился вместе с братом на курсах механизаторов широкого профиля. Работая в колхозе, всегда был в передовиках, был заслуженным механизатором, имеет награды в соц.соревнованиях. Всегда являлся победителем по уборке урожая. Проработал в колхозе с 1953г по 1992 год. Когда ездил в Смоленскую область нашёл могилу отца. Константину Слуяновичу присвоено звание «Почётный колхозник»; он многократно награждён грамотами и медалями. Вместе с женой Галиной вырастили восьмерых детей. Сейчас его уже нет в живых, но односельчане помнят его.

Исаев Владимир Сергеевич.

В 1935 году семья Исаевых приехала в Нарасун с запада. В семье было 8 детей. В 1936 году они поступили в школу: Владимир Павел, Раиса. Владимир (1926 г.р.), поступил в 9 лет, Павел – в 7 лет.

Владимир 4-ый класс не закончил, ушёл работать в бригаду: пахал на быках колхозные поля, убирал в ручную урожай. В 1943 году был призван в армию и отправлен на передовую в Брянск. В село вернулся в 1950 году. Работал в ДЭУ, затем пошёл в колхоз, закончил курсы механизаторов и до пенсии трудился, выращивая и убирая хлеб. За многолетний добросовестный труд имеет множество почётных грамот и юбилейных медалей, присвоено звание ветерана Великой Отечественной войны и звание Почётного колхозника. Владимир Сергеевич и сегодня помнит своих учителей: Марию Ивановну и Прасковью Васильевну, директора Петра Васильевича (фамилии забыл).

Исаев Павел Сергеевич.

Павел 4 класса закончил в Нарасунской начальной школе и 2 четверти учился в селе Акша в 5 классе. Началась война. Плохо было с продуктами и обучение пришлось закончить. Начал работать в колхозе чабаном, затем учётчиком. Последние годы до пенсии работал строителем. На его счету 97 домов, а сколько кошар и чабанских стоянок не перечесть. Имеет звание «Почётного колхозника», медаль «За освоение целинных земель», грамоты. Вырастил 6 детей; все учились в Нарасунской школе.

Павел учился прилежно, был отличником. Одноклассниками Павла были: Александр Топорков, Николай Панин, Виктор Гурулёв (живёт в Хабаровском крае).

Арефьева Анфиса Фоминична.

Анфиса Фоминична родилась в 1922 году. В 1 класс поступила в 1931 году. Закончила 4 класса и пошла работать в колхоз, не открывалась ни от какой работы. В 15 лет была отправлена на курсы трактористов. Всю войну и после войны трудилась Анфиса Фоминична в колхозе трактористкой. Трудна и тяжела была её жизнь, но никто не слышал жалоб; Анфиса Фоминична была заводилой и душой коллектива.

За свой многолетний добросовестный труд награждалась медалями и грамотами, имела звание «Почётного колхозника». Из газеты «Сельская новь»: «А вот Анфиса Фоминична Арефьева. Ещё в 30-ых годах закончила курсы трактористов и много лет водила машины по полям колхоза «Дружба». Нынче она приняла участие не только в районном, но и в областном конкурсе пахарей-механизаторов, заняв там 2 место среди женщин-механизаторов».

Топорков Александр Гаврилович.

В 1 класс поступил в 1936 году. В 5 класс, в 1941 году поехал учиться в с.Урейск, но сразу бросил, так как отца взяли на фронт. Начал работать в колхозе: пас овец, чистил кошары, пахал на быках поля. В 1947 году призвали в армию, но вместо армии отправили на шахты. В 1953 году вернулся домой поднимать целинные земли, был отправлен на курсы механизаторов широкого профиля.

За добросовестный труд неоднократно награждался юбилейными медалями, грамотами. Занимал 1 место в области. В 1956 году ездил на ВДНХ.

Кулинцев Иван Тихонович.

В школу пошёл в 1943 году. 5 класс закончил в Нарасунской средней школе. После школы учился на тракториста в Кыре. Затем на комбайнёра в Сретенске. В 1954 году был призван в армию. Вернулся в село в 1957 году. Работал в колхозе до пенсии. Был механизатором, бригадиром, поднимал целину. За свой труд неоднократно награждался медалями, грамотами.

Перфильев Георгий Васильевич.

Георгий Васильевич закончил только 1 класс и немного учился в вечерней школе. После войны работал в колхозе: возил на конях горючее; затем проводил радиоточки по сёлам. По путёвке работал на Баме. Имеет награды: медаль «60 лет в Великой Отечественной войне», грамоты, правительственные письма и премии.

Перфильева Татьяна Александровна.

Татьяна Александровна родилась в 1922 году. В школу пошла 8ми лет. Закончила 2 класса, больше учиться не пришлось. Работала в колхозе – сначала погоняла быков на пахоте, затем дояркой. Некоторое время работала на птицеферме.

Татьяна Александровна прожила трудную жизнь, но всегда была в почёте у односельчан и руководства, пользовалась большим уважением. Своим детям Татьяна Александровна дала образование, привила любовь к труду.

Силинская Галина Николаевна.

Галина Николаевна родилась в 1935 году. В школу поступила в 1944 году. В семье было 5 детей. В 1937 году забрали отца, как врага народа и 16 декабря расстреляли в г.Чите. В 1947 году посадили в тюрьму мать. Галина закончила 4 класса. Училась у Марии Михайловны Петренко. Директором был Константинов Василий Филатович. После школы работала в колхозе. Вышла замуж. Вырастила 2 детей.

  • Рассказ про ученика который не хотел учиться
  • Рассказ про труд 5 класс
  • Рассказ про учебу в университете на английском
  • Рассказ про троллей для детей
  • Рассказ про участника великой отечественной войны