Рассказ про учительницу которая приехала в деревню

Сельская учительница (по несчастью или счастью)...

­ЧИТАЕТ СВЕТЛАНА КАЛИНИНА 5
Ее страница :

https://www.chitalnya.ru/work/1825935/

Спасибо Вам, Светлана, за Ваш удивительный голос, за Ваш талант и Ваше доброе сердце!

*******
  ***

                                Лето. Самое теплое и благодатное
время года. Стоял погожий июньский день. Ярко светило солнышко в
светло-голубом небе. Вокруг все одето в
зелень, все кажется нарядным. Птицы наперебой подают свои голоса, щебечут,
поют.

                                Педагогический институт. Собрали
всех в актовом зале. Сначала официальная часть, потом вызывали каждого по
одному. Вручение по группам, сначала красные дипломы, потом обычные.
Естественно, волнение у каждого. Дошла
очередь и до Людмилы. Вот ее совершенное
тело, в своем сказочно белом платье, подобному ангелу, летит к сцене за
дипломом. Теперь она – учитель русского языка и литературы. Сбылась ее давняя
мечта. Будет обучать в школе, как ее родители.

                                Счастливая, летящей походкой возвращалась Людмила домой.
Все вокруг радовались вместе с ней: и солнце светило по-особенному, и птицы
приветствовали своим пением. В почтовом ящике она обнаружит письмо. С виду
странное письмо: адресовано оно было ей,
точнее, на конверте указано ее имя, а
фамилия чужая.

«Что за
шутка?!, — возмутилась Людмила.

                                Осторожно вскрыла конверт. Стала
читать. Читала, и не понимала. Или не хотела понимать? Вот что-то начало
доходить до ее сознания. В девичьей груди резко возросло сердцебиение. В голове возникла мысль: «Немедленно найти
ответ этому письму, непременно, в сию же
минуту!». Она перерыла все полки в
шкафу. Нашла. На самой верхней полке лежало что-то завернутое белым платком. Развернула. Это метрика. А вот и
ответ: она — приемная дочь.

********
  ***

                            Небольшая деревня в живописном
районе Энской области. Не передать
красоту местности, ни словами сказать, ни пером описать. Здесь Клавдия родилась, училась, познала
чувство первой любви, вышла замуж за самого хорошего, трудолюбивого парня,
бывшего воспитанника детского дома. Были они безгранично счастливы. Ожидали
ребенка.

                            Пришла беда, отворяй ворота. Вот она
окаянная нежданно-негаданно постучится в ее дверь. В один миг разрушится жизнь самой счастливой семьи:
трагически в автомобильной аварии погибают супруг Клавдии, и ее родители: папа
и мама. Страшная трагедия не может не
отразиться на ее здоровье:
Клавдия родит недоношенную
семимесячную девочку Людмилу. Людмила — людям милая.

                            Говорят в народе, что беда не ходит в одиночку, как начнет,
так будет косить все подряд. Клавдия будет работать в колхозе кладовщиком.
Проверка покажет большую недостачу. Потом суд, срок. Срок за чужое
преступление. Дочь Людмилу власти определят в детский дом.

*******
  ***

                            Летним вечером, когда спала дневная
жара, по небу разлились алые тучи заката, но еще солнце освещало землю
золотистым светом, маршрутный автобус привезет в деревню нескольких пассажиров.
Среди них будет и Людмила. Людмила с родителями принимают решение: отправиться
в деревню на встречу с матерью. Новая жизнь, тяготы деревенской жизни,
неизвестные человеческие отношения заранее пугают ее.

                            Вот она вышла из автобуса,
огляделась. Вокруг было спокойно и умиротворенно. Оглянулась. В ее сторону
спешно шла женщина. В темном длинном изрядно поношенном платье, на голове белый
платок в синий горошек, из-под которого
выглядывала прядь седых волос. Она все время то поправляла своей рукой
платок, то заправляла волосы под него. Обута была в черные резиновые старые-старые калоши.

                            Вот они встретились. Встретились их
глаза. Одинаково голубые-голубые, как голубой сапфир, глаза. Как они
похожи! Если только одна молода, а у
второй тяжелая доля судьбы, годы нахождения в местах не столь отдаленных,
оставили отпечаток на лице, прибавили
лишние не по возрасту морщины, но не в
душе, и не в сердце.

«Здравствуй, дочка!, — с дрожью в голосе сумела проронить Клавдия, и, обнимая Людмилу крепко-крепко,
зарыдала, плечи ее задрожали.

                            Прошло две недели. За это время Людмила
так и не смогла принять деревенскую жизнь. Сердце тянулось домой, где были ее
родители, друзья, городская комфортная
жизнь. Она принимает решение вернуться в город, поэтому еще с вечера соберет свой чемодан для отъезда.

                            Ранним утром перед отъездом решит Людмила сходить на речку искупаться. Вода прохладная, чистая, не
удержаться! Искупавшись в речке с
влажным полотенцем, перекинутым через девичье плечо, возвращалась обратно. В самый неожиданный для нее момент в ее
сердце, словно молнией, пронзило предчувствие чего-то сказочно-необычного, что
должно произойти на самом деле. Ей навстречу шел немолодой мужчина, слегка прихрамывая на
правую ногу. Ранение с войны. Он был высокий, за метр восемьдесят, богатырского
телосложения; волосы были слегка тронуты сединой. И, конечно же, для
нее был особенным, самым обаятельным. Это — председатель колхоза. Уроженец
Ленинграда. В годы войны погибла его семья:
по дороге в эвакуацию их поезд попадает под бомбежку. Погибают жена и
двое сыновей. После войны с орденами и медалями на груди он возвращается в
родной город, но жить в этих стенах без семьи он не может. Все напоминало самых
дорогих его сердцу людей. Тогда он
обратится в Городской комитет партии, и его направят в эту деревню в качестве председателя
колхоза.

                            Встреча Людмилы с председателем длилась
всего несколько минут. Но этой недолгой встречи хватило, чтобы понять, что это
— судьба. Так зародится у них любовь, любовь с первого взгляда. Эта встреча изменят всю дальнейшую жизнь
Людмилы. Она летела на крыльях любви под впечатлением, в ее голубых глазах
лучились озорные искорки, а голова кружилась от счастья.

Дома она распакует свой чемодан…

*******
  ***
                            Прошло много лет. Пролетело хмельное
лето. Наступила осень. Начался новый
учебный год. Стрелки часов перевалили далеко за полночь. В комнате было тихо, супруг отдыхал. За
стеной посапывали сын и дочь. Людмила сидела за столом при настольной лампе за проверкой школьных
тетрадок.

                            Вот встала, подошла к окну
посмотреть: не горит ли огонек в мамином
окне. На деревенскую улицу опустилась темнота, кое-где тускло светили одинокие
фонари. На улице дул порывами холодный ветер. Он раскачивал деревья в
палисаднике и гудел на электрических проводах.

                            Вернулась к столу. На столе в
рамке фотография ее приемных родителей.
Она стояла и долго-долго смотрела на них. Губы
расплылись в мягкой улыбке. Перед глазами пробежали самые светлые
мгновения ее счастливого детства.

Затем она присела, взяла чистый лист
бумаги и написала: «Здравствуйте, мои дорогие папа и мама!»…

© Copyright:2016
Свидетельство о публикации №216110302090

Картинка из интернет-ресурсов

Начну с предыстории. Мама осталась сиротой в 2 года. Кроху не оставили с отцом , ее забрала родная тетка в глухую деревню. Как я шучу сейчас: путь туда – совсем близкий: три дня верхом на оленях и еще пять — на собаках. Смех смехом, но тогда это было величественное село из нескольких сотен дворов, со своей церковью, магазинами, школой, клубом и прочими признаками процветания.

Но многое свидетельствовало о том, что цивилизация далеко , например, полное отсутствие дорог на многие десятки километров, постоянные перебои с электричеством, ну, и несколько претензий так, по мелочи… Самое главное, атмосфера там была такая, что невольно поверишь и в Бога, и в нечисть всякую! Подтверждения существования и борьбы светлых и темных сил передавались из деревни в деревню посредством устного народного творчества: «Маньк, я слыхала вчерась у колодца…» Далее шла новость, распространявшаяся со скоростью лесного пожара. Многие из «новостей», пересказанных разными людьми, мама помнила. Постараюсь воспроизвести некоторые из них.

У сельской учительницы Веры Семёновны умерла пожилая матушка, жившая в соседней деревне. Маму проводили как положено. Настало время возвращаться домой. И так лишний день на работе попросила, а это школа, не коровник! За уборками-приборками день пролетел незаметно. Зимой рано темнеет. В 4 часа – уже глаз коли, ни зги не видно! Да что там страдать. Идти недалече, всего 3 километра. Все тропинки с детства хожены-перехожены, наизусть знакомы! С закрытыми глазами дойдешь. Собралась Вера Семеновна, дом закрыла, с соседями простилась и пошла.

Небо нахмурилось, снег повалил. Дальше – больше. Хлопьями, хлопьями, кружит, воет, в лицо пригоршнями кидает! Пол часа протопала по дороге, час, два… Чует, заблудилась. Нет дороги! Поле – не поле, только снегу по колено. Женщина она была интеллигентная и воспитанная, как положено учительнице. Церковь не посещала, но и ярой атеисткой не слыла. Покружила, потыкалась по сторонам, как слепой котенок, и села в сугроб. Думает: «Господи! Что же делать? Помру, замерзну здесь. Да ладно я, а дети мои дома как же? Сиротами останутся…». Отчаялась совсем. Засыпать стала, замерзать….

Чует, толкает ее кто-то, за рукав дергает. Глядь, стоит перед ней мальчонка, в белой рубашонке, босыми ножками — на снегу!!! «Вставай, — говорит, — тетенька, пойдем». За руку взял и повел. Идет учительница, а мальчонка рядом семенит босыми ножками: топ-топ-топ.

Поутих снег, небо расчистилось, звезды высыпали. Услыхала Семеновна лай собак. Огоньки вдали показались. Деревня. Дошли до крайнего дома, мальчонка говорит: «Сюда не стучи, люди там не добрые. Вот в тот дом постучи, там примут». И довел ее до крыльца. Женщина стала в дверь стучать. Открывают. Разрыдалась она, говорит: «Шла из Р***, да заблудилась!» . Ответил хозяин: «Заходи, ночь на дворе, переночуй!». «Спасибо, — говорит, — только не одна я, мальчонка со мной, голенький совсем, в рубашке одной, замерзнет ведь!». Глядь, а рядом нет никого, как будто и не было вовсе!

Бабки потом говорили, что ангел с небес спустился, а то и сам Господь!

Можно сказать, что все это байка, да только рассказала ее маме учительница, Вера Семёновна, женщина интеллигентная и воспитанная, как положено учительнице…

Сельская учительница

Сельская учительница - img_1.jpeg

Сельская учительница - img_2.jpeg

Призвание учителя есть призвание высокое и благородное.

1

Они стояли на берегу реки, чуть подернутой белесым, зыбким туманом. Валентина Майорова держала в руках замшевую сумочку, вчера купленную на последнюю студенческую стипендию, а в той сумочке лежал самый важный, и самый дорогой сердцу документ — диплом учительницы русского языка и литературы. Игорь Коротков горделиво поглядывал на лацкан пиджака, где сиял новенький институтский значок-ромбик.

Гасли в небе звезды. Было тихо кругом, только слышалось, как шуршала галькой река на перекате да где-то невдалеке плескалась рыба.

Валентина смотрела на дальний, уже хорошо видимый лесок. Небо над ним начинало потихоньку розоветь, как будто кто-то там раздувал костер. Этот невидимый костер с каждой секундой разгорался все ярче и ярче, его красноватый отблеск тронул зубчатые края высоких облаков, прошил золотистыми нитями белесый речной туман, заплясал в окнах городских строений.

— Ты посмотри, Игорь, как чудесно! — воскликнула Валентина. — Миллионы лет встает над землей солнце, и каждый раз оно всходит неповторимо. Правда?

— Нет, — с усмешкой возразил Игорь, — солнце всегда всходило и всходит одинаково, но люди воспринимают это явление каждый по-своему.

— Неужели ты вот так скучно станешь объяснять восход солнца своим будущим ученикам?

— Во-первых, я не преподаватель астрономии, а во-вторых…

— Но ты учитель! — живо перебила она. — А учитель должен быть и астрономом, и художником, и поэтом, чтобы пробуждать в детских душах любовь к прекрасному. Ведь все прекрасное, говорил Пушкин, величаво. Ты посмотри, посмотри на это чудо!

Большое огненно-красное солнце выкатилось из-за кромки леса, и все вокруг засверкало, заулыбалось, радуясь новому дню.

— Здравствуй, солнце! — крикнула Валентина.

Игорь оглянулся — нет ли свидетелей. Он тоже радовался и солнцу, и тому, что девушка рядом, но кричать?.. Нет, он достаточно теперь серьезен и не может проявлять свою радость вот так — бездумно и бурно.

Поругиваясь, мимо пробежали ребятишки с удочками.

— Удачи вам, рыболовы! — пожелала ребятишкам Валентина.

Игорь сердито нахмурился.

— Нельзя так, — предупредил он. — Ты забываешь…

— Что? Что я забываю? — поблескивая веселыми черными глазами, опять перебила она. — Ах да, извини, я забыла о том, что прошли, отшумели студенческие деньки… Но пока в нас еще бурлит нерастраченный студенческий задор, давай и мы побежим к крутояру и нырнем с берега.

— Ты с ума сошла, — испугался Игорь. — Переоденемся и потом придем сюда.

— Трусишь? А я нырну, нырну! — Не оглядываясь, она побежала вдоль берега. Игорь пожал плечами: дескать, что с ней поделаешь… Он посмотрел на свои бежевые модные туфли, с неохотой побрел вслед.

Валентина сняла белое праздничное платье, разбежалась, ловко оттолкнулась ногами от высокого берега. Выгнув спину и вытянув руки, она какое-то мгновение невесомо парила над розоватой гладью реки, напоминая большую бронзовую птицу, потом бесшумно скрылась под водой.

«Здорово ныряет», — восхищенно подумал Игорь. Он тоже разделся, аккуратно свернул новый, старательно отутюженный костюм и бросился в речку. Они долго плавали, дурачились, брызгали друг другу в лицо водой, сидели на отмели, подставив загорелые спины уже высокому жаркому солнцу.

— Валечка, ну как все-таки, надумала? — осторожно поинтересовался Игорь.

— Все остается по-прежнему, — упрямо ответила она.

— Но ты пойми, глупо отказываться от такого чудесного путешествия, — доказывал он.

В знак поощрения родители купили Игорю путевку в ялтинский санаторий, и он вот уже в который раз уговаривал Валентину поехать в Крым вместе. Пусть у нее нет путевки — не беда, в Ялте живут родственники Коротковых, они, по словам Игоря, отлично устроят ее.

— Почти все лето мы будем вместе, и где — у самого Черного моря!

Валентина хорошо понимала, как интересна и заманчива эта поездка, и она, быть может, согласилась бы отправиться к Черному морю, но ее удерживало основательное затруднение: не было денег, а ехать в Крым на средства родителей Игоря не могла.

— Какая ты упрямая, — с упреком и обидой сказал Игорь. — Я отказываюсь понимать тебя.

— Все объясняется очень просто, — отвечала она, — скоро у нас появятся свои деньги, и мы поедем с тобой куда угодно — в Крым, Кавказ, и никто не упрекнет нас…

Игорь тряхнул мокрой головой.

— Своей расчетливостью ты начинаешь путать меня, — сердито говорил он. — Через два дня мы смогли бы уехать.

— Я уезжаю завтра в детский дом.

Прежде в дни летних каникул Валентине приходилось работать, потому что жить на стипендию было трудно. Всякий раз она устраивалась вожатой в пионерский лагерь и все лето возилась с ребятишками: ходили в походы, жгли костры, удили рыбу, собирали грибы и ягоды.

В горкоме комсомола и этим летом ей предлагали поработать в лагере, но Валентина впервые отказалась: ее звала в гости директор детского дома Зоя Александровна.

— У меня пропала всякая охота ехать в Крым, там тебя не будет, — искренне жаловался Игорь, когда они по крутой каменистой тропке возвращались с реки в город.

Валентина виновато молчала.

* * *

В коридоре общежития стояла непривычная тишина. Студенты младших курсов уже давно разъехались на каникулы, а выпускники, должно быть, отдыхали после вчерашнего суматошного вечера. Валентина вошла в свою комнату. Ее встретила Зина Солнышко — невысокая, толстенькая, круглолицая, с рыжеватыми кудряшками. Стоя над раскрытым чемоданом, наполненным девичьими пожитками, Зина певуче говорила:

— Любовь любит уединение… Мы вас искали, искали на берегу и не нашли. Куда утащил тебя Игорь с вечера?

— Быть может, наоборот, я утащила его, — улыбнулась Валентина.

Зина Солнышко махнула рукой.

— Может быть. У вас все может быть. — Она перепрыгнула через чемодан, подбежала к Валентине, обняла ее за плечи. — Вы молодцы с Игорем, едете в один район, в одну школу…

— Но удивительно, почему вы с Виктором отправляетесь в разные города?

— Да разве ты не знаешь Марченко, — безнадежно вздохнула девушка.

Валентина хорошо знала Виктора Марченко. Высокий, лобастый, он был способным математиком. Друзья всерьез пророчили ему блестящее будущее ученого, все были уверены, что он останется в институте на кафедре. Но Марченко вдруг попросился в соседний индустриальный город учителем.

— Он чудаковат, — с нежностью говорила о парне Зина Солнышко. — Он увлечен математикой и больше ничего не замечает. Я даже сама первая поцеловала его…

Валентина рассмеялась.

— Теперь осталось предложить ему быть твоим верным супругом…

— Я, кажется, так и сделаю, — серьезно ответила Зина. Она гордилась тем, что получила назначение в новый город, которого еще нет на карте, о котором только нынешней весной стали говорить и писать в газетах. Над ее кроватью и сейчас еще висит рядом с портретом Галины Улановой фотография палаточного городка в степи. Зина посылала письмо в комсомольский штаб стройки. Ей ответили телеграммой: «Приезжай ждем нетерпением». Эту телеграмму девушка тоже приколола над кроватью и восхищенно говорила: «Видите, меня ждут, и как? Нетерпением!» Но всем было известно другое: Зина радовалась назначению потому, что большой город, куда ехал Виктор Марченко, и новый, еще не построенный, расположены близко, километрах в двадцати друг от друга. И Зина, конечно, верила: они часто будут встречаться с Виктором.

— Вот и кончено — разъезжаемся, — тихо говорила она. — На душе как-то грустно… Сколько прожили в этой комнатке… Знаешь что, Валечка, давай договоримся писать друг дружке, писать обо всем, что бы ни случилось с нами.

Сельская учительница

Фото Фото

Призвание учителя есть призвание высокое и благородное.

Л. Н. Толстой

1

Они стояли на берегу реки, чуть подернутой белесым, зыбким туманом. Валентина Майорова держала в руках замшевую сумочку, вчера купленную на последнюю студенческую стипендию, а в той сумочке лежал самый важный, и самый дорогой сердцу документ — диплом учительницы русского языка и литературы. Игорь Коротков горделиво поглядывал на лацкан пиджака, где сиял новенький институтский значок-ромбик.

Гасли в небе звезды. Было тихо кругом, только слышалось, как шуршала галькой река на перекате да где-то невдалеке плескалась рыба.

Валентина смотрела на дальний, уже хорошо видимый лесок. Небо над ним начинало потихоньку розоветь, как будто кто-то там раздувал костер. Этот невидимый костер с каждой секундой разгорался все ярче и ярче, его красноватый отблеск тронул зубчатые края высоких облаков, прошил золотистыми нитями белесый речной туман, заплясал в окнах городских строений.

— Ты посмотри, Игорь, как чудесно! — воскликнула Валентина. — Миллионы лет встает над землей солнце, и каждый раз оно всходит неповторимо. Правда?

— Нет, — с усмешкой возразил Игорь, — солнце всегда всходило и всходит одинаково, но люди воспринимают это явление каждый по-своему.

— Неужели ты вот так скучно станешь объяснять восход солнца своим будущим ученикам?

— Во-первых, я не преподаватель астрономии, а во-вторых…

— Но ты учитель! — живо перебила она. — А учитель должен быть и астрономом, и художником, и поэтом, чтобы пробуждать в детских душах любовь к прекрасному. Ведь все прекрасное, говорил Пушкин, величаво. Ты посмотри, посмотри на это чудо!

Большое огненно-красное солнце выкатилось из-за кромки леса, и все вокруг засверкало, заулыбалось, радуясь новому дню.

— Здравствуй, солнце! — крикнула Валентина.

Игорь оглянулся — нет ли свидетелей. Он тоже радовался и солнцу, и тому, что девушка рядом, но кричать?.. Нет, он достаточно теперь серьезен и не может проявлять свою радость вот так — бездумно и бурно.

Поругиваясь, мимо пробежали ребятишки с удочками.

— Удачи вам, рыболовы! — пожелала ребятишкам Валентина.

Игорь сердито нахмурился.

— Нельзя так, — предупредил он. — Ты забываешь…

— Что? Что я забываю? — поблескивая веселыми черными глазами, опять перебила она. — Ах да, извини, я забыла о том, что прошли, отшумели студенческие деньки… Но пока в нас еще бурлит нерастраченный студенческий задор, давай и мы побежим к крутояру и нырнем с берега.

— Ты с ума сошла, — испугался Игорь. — Переоденемся и потом придем сюда.

— Трусишь? А я нырну, нырну! — Не оглядываясь, она побежала вдоль берега. Игорь пожал плечами: дескать, что с ней поделаешь… Он посмотрел на свои бежевые модные туфли, с неохотой побрел вслед.

Валентина сняла белое праздничное платье, разбежалась, ловко оттолкнулась ногами от высокого берега. Выгнув спину и вытянув руки, она какое-то мгновение невесомо парила над розоватой гладью реки, напоминая большую бронзовую птицу, потом бесшумно скрылась под водой.

«Здорово ныряет», — восхищенно подумал Игорь. Он тоже разделся, аккуратно свернул новый, старательно отутюженный костюм и бросился в речку. Они долго плавали, дурачились, брызгали друг другу в лицо водой, сидели на отмели, подставив загорелые спины уже высокому жаркому солнцу.

— Валечка, ну как все-таки, надумала? — осторожно поинтересовался Игорь.

— Все остается по-прежнему, — упрямо ответила она.

— Но ты пойми, глупо отказываться от такого чудесного путешествия, — доказывал он.

В знак поощрения родители купили Игорю путевку в ялтинский санаторий, и он вот уже в который раз уговаривал Валентину поехать в Крым вместе. Пусть у нее нет путевки — не беда, в Ялте живут родственники Коротковых, они, по словам Игоря, отлично устроят ее.

— Почти все лето мы будем вместе, и где — у самого Черного моря!

Валентина хорошо понимала, как интересна и заманчива эта поездка, и она, быть может, согласилась бы отправиться к Черному морю, но ее удерживало основательное затруднение: не было денег, а ехать в Крым на средства родителей Игоря не могла.

— Какая ты упрямая, — с упреком и обидой сказал Игорь. — Я отказываюсь понимать тебя.

— Все объясняется очень просто, — отвечала она, — скоро у нас появятся свои деньги, и мы поедем с тобой куда угодно — в Крым, Кавказ, и никто не упрекнет нас…

Игорь тряхнул мокрой головой.

— Своей расчетливостью ты начинаешь путать меня, — сердито говорил он. — Через два дня мы смогли бы уехать.

— Я уезжаю завтра в детский дом.

Прежде в дни летних каникул Валентине приходилось работать, потому что жить на стипендию было трудно. Всякий раз она устраивалась вожатой в пионерский лагерь и все лето возилась с ребятишками: ходили в походы, жгли костры, удили рыбу, собирали грибы и ягоды.

В горкоме комсомола и этим летом ей предлагали поработать в лагере, но Валентина впервые отказалась: ее звала в гости директор детского дома Зоя Александровна.

— У меня пропала всякая охота ехать в Крым, там тебя не будет, — искренне жаловался Игорь, когда они по крутой каменистой тропке возвращались с реки в город.

Валентина виновато молчала.

* * *

В коридоре общежития стояла непривычная тишина. Студенты младших курсов уже давно разъехались на каникулы, а выпускники, должно быть, отдыхали после вчерашнего суматошного вечера. Валентина вошла в свою комнату. Ее встретила Зина Солнышко — невысокая, толстенькая, круглолицая, с рыжеватыми кудряшками. Стоя над раскрытым чемоданом, наполненным девичьими пожитками, Зина певуче говорила:

— Любовь любит уединение… Мы вас искали, искали на берегу и не нашли. Куда утащил тебя Игорь с вечера?

— Быть может, наоборот, я утащила его, — улыбнулась Валентина.

Зина Солнышко махнула рукой.

— Может быть. У вас все может быть. — Она перепрыгнула через чемодан, подбежала к Валентине, обняла ее за плечи. — Вы молодцы с Игорем, едете в один район, в одну школу…

— Но удивительно, почему вы с Виктором отправляетесь в разные города?

— Да разве ты не знаешь Марченко, — безнадежно вздохнула девушка.

Валентина хорошо знала Виктора Марченко. Высокий, лобастый, он был способным математиком. Друзья всерьез пророчили ему блестящее будущее ученого, все были уверены, что он останется в институте на кафедре. Но Марченко вдруг попросился в соседний индустриальный город учителем.

Читать дальше

  • 27 ноября 2014

 Судьба, судьба, в твоей высокой власти
 Предвидеть все, что ждет нас впереди.
 Ты нам приносишь счастье и несчастье.
И нас по справедливости суди.
 Н. Старшинов.

В начале ХХ века в сельском хозяйстве было занято свыше 80% населения Урала. Средний земельный надел составлял 12 дес., из которых 7 приходилось на пашню. Этого было недостаточно, чтобы прокормить семью, т. к. в это время жили большими семьями – бабушка, дедушка, родители, все дети от мала до велика, сыновья со снохами. В такой семье порой насчитывалось до 30 и более человек! А такая большая семья была необходима, так работать на земле легче.

К такой большой семье принадлежали родители Суминой Александры Васильевны – Казанцевы. До революции 1917 года относилась семья к группе крестьян – середняков: имела землю, скотину в избытке, лошадей.

Всякая революция приводит к коренным изменениям в жизни общества. Весной 1918 года началось перераспределение земли, в результате которого крупные семьи стали дробиться. Теперь каждая маленькая семья из большой получала свой кусок земли. Не обошел стороной передел земли и семью Казанцевых. Евдокия Максимовна и Василий Михайлович отделившись, поселились в землянке.

Весной 1921 года в стране возник социально-политический кризис. В связи с засухой многие уезды испытывали голод. Коснулся он и семьи Казанцевых. В это время на Урал ввозили продукты питания даже из-за рубежа

В первые годы НЭПа количество колхозов на Урале было незначительным. Однако индустриализация потребовала огромных средств, сырья и большого количества рабочей силы. Все это могла дать только деревня.

Во второй половине 1929 года партийное руководство во главе со Сталиным, не считаясь с настроением основной массы крестьянства, провозгласило курс на сплошную коллективизацию. Под нажимом сверху над крестьянством, в том числе на Урале, было осуществлено массовое насилие.

Насильственная коллективизация больно ударила по деревне. Политическая и экономическая обстановка в ней резко обострилась. Семья Казанцевых к 1930 году считалась бедной, отец и мать добровольно вступили в колхоз. В селе, где они жили, прокатилась волна пожаров, каждую ночь горело несколько домов. Причем неважно было, зажиточный крестьянин или бедный. Жгли всех, чтобы не падало подозрение на истинных поджигателей.

В феврале – марте 1930 года село Шаблиш Багарякского (ныне Каслинского) района Челябинской области, где жили Казанцевы, шумело как встревоженный улей. Население не знало, что делать, кому верить. А через несколько месяцев в этой семье родился пятый ребенок – девочка, получившая имя – Александра.

«Мама была неграмотной. Считалось, что грамота девочкам ни к чему, а мальчикам нужна для того, чтобы письма домой писать из армии, поэтому девочек не обучали. А вот папа умел читать и писать и работал в сельсовете секретарем. Помимо этой должности выполнял функции «свободного пожарного», т. е. На общественных началах тушил пожары в селе, которых в 30 –ые годы было очень много»,- вспоминает Александра Васильевна.

В 1931 году умер отец, осталось пятеро детей и больная мать. Семья и так очень нуждалась, а, потеряв кормильца, и вовсе обнищала. Пришлось братьям бросить школу, (Митя окончил 6 классов, а Коля – 5 классов) и пойти работать в колхоз.

«Крестьянский сын» фото Суминой А.В. 1964 г.

«Крестьянский сын» фото Суминой А.В. 1964 г.
Этот снимок украшает обложку книги «Деревня – Родина нашего детства». 

«На дворе стоял 1931 год. Сначала братья работали на разных работах, а потом старшего взяли конюхом, а младший – рассыльный в правлении колхоза, секретарь. Это в свои-то 11 лет! Однажды «зарплату» Мите и Коле выдали мукой. Митя хвалится: «У меня 16 килограммов, а у Коли всего восемь!» «Так он же маленький!» – вступилась за Колю мать. «Да он только с перышком сидеть умеет», – не унимается Митя. «А ты шестилетку закончил, а только навоз у коней умеешь убирать!» – в сердцах ответила мама.

Обиделся Митя. Узнал, что в Каменске-Уральском открывают учительские курсы, назло всем пешком ушел учиться, хотя его с шестиклассным образованием сначала не брали. Но сумел убедить начальника курсов, его приняли. Так начиналась наша учительская династия», – рассказывает Александра Васильевна.

В 1935 году семья переехала в село Поднево, где учительствовал старший брат.

Александра оказалась очень смышленой. Долго наблюдала за тем, как брат проверяет тетради, пишет в них что-то. Таким образом, она самостоятельно научилась писать, читать, и 1 марта 1938 года ее зачислили в 1 класс.

В 1940 году школа стала семилетней. Ребята, начиная с 3 класса, сдавали переводные экзамены по всем основным предметам. 1941 год. Война. Александра пошла в 5-й класс. В расписании уроков появился новый учебный предмет – военное дело (физкультура была отменена). В это время в школе училось много учеников, но не все заканчивали ее. Кто-то уезжал, кто-то бросал и шел работать. Тяжелое время. Холодно и голодно, нечего надеть, обуть. Школа как могла, помогала детям. «Нас подкармливали. Один день давали две вареных картофелины и кусочек хлеба, назавтра – кусочек киселя. На следующий день что-то подобное», – вспоминает Александра Васильевна.

Очень много ученики помогали фронту. Вязали носки, варежки для бойцов. Шили кисеты. Сушили картофель: надо было его почистить, нарезать соломкой, обдать кипятком, а потом высушить на печи. На своем огороде Александра с сестрой выращивала табак. Когда он высыхал, его рубили в деревянном корытце и отправляли на фронт.

Каждый день в школе в большую перемену дежурный учитель читал ученикам последние известия с фронта. В это время в школе ввели новый предмет – военное дело (физкультура была отменена).

Летом работали на прополках хлебных полей, помогали на сенокосе. Осенью старшеклассники выходили жать хлеб серпами. Сжатый хлеб вязали в снопы, снопы ставили в суслоны. В суслонах снопы высыхали, затем их свозили в скирды. Зимой молотили конной молотилкой, веяли и сортировали вручную, т. к. электричества в деревне не было. Для этого существовали машины: веялка и триер. Крутить их надо было вручную, что делать было особенно тяжело. На этих работах трудился каждый школьник, т.к. все понимали, что в этом заключается их помощь в борьбе с фашистскими захватчиками.

Выращенный и с таким трудом собранный хлеб почти весь сдавали государству. Оставались лишь отходы, т. е. легкое зерно с семенами сорняков. Его выдавали на трудодни колхозникам. Колхозники размалывали его на водяной мельнице и из полученной муки пекли хлеб. Но и такой муки было мало, поэтому жили впроголодь.

«Юный турист», фото Суминой А.В., 1982 г.

«Юный турист», фото Суминой А.В., 1982 г.

«В нашей семье была лишь одна работница – моя старшая сестра Анастасия. Она как раз в 1941 году окончила десятилетку, сдала экстерном экзамены за педагогическое училище в городе Катайске и поступила работать учительницей начальных классов в селе Клепалово. На ее иждивении была больная мать, я и двое маленьких племянников сирот. Мы получали паек: 5 килограммов 400 граммов на работающую сестру и по 2 килограмма 700 граммов на одного иждивенца в месяц, т. е. в день приходилось ½ стакана муки на каждого. Натрем картошки на терке, откинем на сито, жидкость с крахмалом вытечет, в оставшийся жмых добавляли немного муки и выпекали «хлеб». Разделит мама этот «хлеб» всем поровну, и не знаешь, то ли сразу съесть, то ли к обеду поберечь» – вспоминает Александра Васильевна.

Весной семья собирала перезимовавший картофель и пекла из него «алябушки». Летом питались овощами с огорода, корнями журавлиного гороха, саранками, варили похлебку из лебеды, крапивы…

Так и перебивались. К концу войны Александра окончила 7 классов.

В 1945 году Александра Васильевна пошла в 8 класс в районном центре, т. к. в родном селе, Полдневом, была лишь семилетка. Обучение в старших классах тогда сделали платным, средств в семье было немного, поэтому 9  класс она заканчивала самостоятельно и экзамены сдала на «отлично». В этот же год ее приняли учителем начальных классов, и одновременно Александра Васильевна поступила в Катайское педучилище на заочное отделение. В отличие от очников, она обучалась платно и стипендию не получала.

«В том, что я буду учительницей начальных классов, я не сомневалась ни секунды. Мой брат, сноха, сестра работали на педагогическом поприще. Да и детей я очень люблю», – рассказывает Александра Васильевна.

Учащиеся 3 кл. Полдневой семилетней школы, первый выпуск Суминой А.В. (она в центре).

Учащиеся 3 кл. Полдневой семилетней школы, первый выпуск Суминой А.В. (она в центре). Фото 03.10.1947 г.

В 1949 году Александра успешно закончила обучение и была назначена заведующей в Колясниковскую начальную школу. Зарплата учителя в 1948/49 учебном году составляла 441 рубль (без специального образования) и со средним педагогическим образованием – 525 рублей. Осенью после уроков вместе с учениками подбирали колоски в поле, помогали копать картофель. Иногда учителя работали в ночную смену.

Вскоре приехал в гости Коля, привез с собой простенький широкопленочный фотоаппарат «Комсомолец». Понаблюдав, как он печатает фотографии в темном чулане при керосиновой лампе, Александра решила тоже попробовать. Фотографии вышли темные из-за проявителя. «Мы с сестрой пытались и фотографировать, но вышла лишь одна фотография, которую мы сделали на улице», – продолжает свой рассказ Александра Васильевна.

Коля, уезжая по просьбе мамы, оставил фотоаппарат Александре. «Учись фотографировать, под старость кусок хлеба будет», – сказал он мне. «Как в воду глядел! А у меня и в мыслях не было заниматься фотографией!»

Так, благодаря маме, Александра Васильевна по жизни идет с фотоаппаратом. Почти вся история послевоенной фотографии отразилась в ее творчестве: печатала при керосиновой лампе снимки 6 х 6; сделала самодельный фотоувеличитель, стали получаться снимки 6 х 9, 9 х 12.

«Утро в Новоипатово», фото Суминой А.В.

«Утро в Новоипатово», фото Суминой А.В.

В 1954 году Александра Васильевна вышла замуж за человека, который искал ее всю свою жизнь – за Алексея Николаевича Сумина. В 1955 году родилась дочь Нина. Через два года семья переехала в наше село, и Александра Васильевна стала учить новоипатовских ребятишек. В 1957 году родился второй ребенок – сын Сергей.

Хотя после войны прошло более десяти лет, рабочих рук не хватало, поэтому иногда учителя работали ночью на складе, в том числе и Александра Васильевна.

«Школа в Новоипатово была одноэтажной, деревянной, рассчитанной на четыре класса, а занималось семь. В каждом классе было по 20 с небольшим ученика. В 1962 году построили пристрой на 6 классных комнат. Занятия теперь проходили в одну смену. Все учителя занимались агитационной работой. А получали за свою, можно сказать, круглосуточную работу 52 рубля 50 копеек (после реформы 1961 года)», – рассказывает Александра Васильевна.

В начале 1959 года при Н.С.Хрущеве Новоипатовский колхоз начал сеять кукурузу (каждый колхоз должен был ее сеять), а всех работников школы обязали пропалывать тяпками определенные участки посевов. В колхозе, кроме зерновых и кукурузы, сеяли морковь, садили турнепс и картофель. Школьники под руководством учителей летом пололи овощи, а осенью помогали убирать урожай.

«Где-то в семидесятых годах выдалось очень засушливое лето. Ученики и учителя во главе с директором Эммой Константиновной Сазоновой заготовляли ветки ивы, березы. Этот веточный корм везли на АИСТ (агрегат искусственной сушки травы), там его измельчали, сушили и размалывали на витаминную муку для скота. Но ее не хватало, поэтому приходилось зимой выходить в лес и заготовлять ветки сосны, которые тоже на АИСТе перерабатывали в муку для скота», – вспоминает Александра Васильевна.

За свой самоотверженный труд в первой половине семидесятых годов учителя получали 70-77 рублей, затем, после 1974 года – 100 рублей. Перед перестройкой учителя считались богатыми людьми – государство платило им 125 рублей в месяц.

Проработав в школе не одно десятилетие, Александра Васильевна много маленьких мальчишек и девчонок научила писать и читать, и все о ней вспоминают с благодарностью. Например, так, как Елена Александровна Орехова:

«Ее искренне улыбающиеся глаза говорят о чуткости и доброте. Она очень скромный человек. Это заметно во всем: в ее умении сдерживать эмоции, в манере одеваться – неброская одежда в будни, строгое синее платье с белой вышивкой в праздники. И никакой косметики. Александра Васильевна очень преданный человек, преданный своему делу обучения и воспитания подрастающего поколения. Ее призвание – педагог и фотограф. В наше время в фотокружок ходили почти все. Мы задерживались в школе до вечера, увлеченные подготовкой очередного фото-стенда. А теперь уже внуки ее первых выпускников занимаются фотоискусством. Низкий поклон Вам, моя первая учительница!»

Последний выпуск 1980-1984 гг. в Новоипатовской средней школе №19 (она в центре). Фото 1982 г.

Последний выпуск 1980-1984 гг. в Новоипатовской средней школе №19 (она в центре). Фото 1982 г.

Прошли годы. Выросли и разъехались дети. Умер муж. Александра Васильевна живет одна. Но не чувствует себя одинокой. Каждый день ждут ее юные фотографы. С 1984 года руководит она школьным фотокружком. «Разве не волшебство, когда на чистом листе бумаги появляются по твоему «хотению» неповторимые по своей красоте уголки природы?! И это сотворенное тобой «чудо» будет жить долгие годы. Мои ребята еще не волшебники, они только учатся. Но я верю, что у них многое получится».

Центральное место в творчестве самой Александры Васильевны занимают снимки детей. «Дорогие мои мальчишки и девчонки! Они даже не подозревают, как много значат в моей жизни. Идут годы, уносят силы, и здоровье… Ничего не поделаешь, это закон природы. Но общение с детьми помогает сохранить бодрость духа.

Как важно для человека осознавать, что ты нужен кому-то, что тебя ждут и радуются твоему приходу! Рядом с молодыми я забываю о своей старости и обо всех жизненных невзгодах. Вместе переживаем горечь неудач, вместе радуемся хорошим снимкам. В самом деле, как это чудесно, когда на чистом листе бумаги появляются то серьезные, то озорные, то немного испуганные детские лица! И это созданное нами «чудо» будет долгие годы бережно храниться в семейных альбомах…

Это увлечение делает мою жизнь содержательной, интересной, дает возможность общаться с людьми, останавливать на долгие годы разные мгновения из жизни».

Александра Васильевна демонстрирует самодельный фотоувеличитель в музее школы №19. Фото 1985 г.

Александра Васильевна демонстрирует самодельный фотоувеличитель в музее школы №19. Фото 1985 г.

Александра Васильевна иногда участвует в конкурсах своей любимой газеты «Маяк», с которой не расстается вот уже сорок лет, и, конечно, часто занимает первые места. 

В мае 2001 года Александра Васильевна уволилась. «Собралась пожить в свое удовольствие, без забот и хлопот. Все-таки восьмой десяток живу на свете, пора и угомониться. Да не для меня оказалась такая беззаботная жизнь. Летом еще ничего: уход за скотом, дела огородные, сенокос. Скучать некогда. А зимой разные думы стали одолевать. Жизнь стала неинтересной, бессодержательной. Заменить в школе меня оказалось некому. Приду, а дети спрашивают: когда фотокружок будет работать. Жалко мне их стало. И в январе 2002 года я решила вернуться к своим юным фотографам. Буду работать, пока есть силы и здоровье. Так решила».

«Новоипатовские просторы – луг», фото Суминой А.В.

«Новоипатовские просторы – луг», фото Суминой А.В.

Как мы рады такому решению! Ведь благодаря увлечению Александры Васильевны мы знаем, как строилась наша школа, весь комплекс, как проходили праздники и митинги в деревне, как протекала школьная жизнь. И в этом ее огромный вклад в создание летописи нашего села Новоипатова.

За добросовестный труд, за почти 40 лет отданных детям, школе в 1984 году Александра Васильевна была награждена медалью «Ветеран труда».

2004 год, Суминой А.В. вручает Почетную грамоту глава Сысертского раона

2004 год, Суминой А.В. вручает Почетную грамоту глава Сысертского раона (на тот момент) Патрушев В.Г.

Много учеников было у Александры Васильевны, в разных уголках нашей Родины можно встретить их. И каждый из них нашел благодаря своей первой учительнице свое призвание в жизни.

Поздравление Суминой А.В учениками 7 класса с Днем Учителя

Поздравление Суминой А.В учениками 7 класса с Днем Учителя, 05.10.2014 г.

Автор: Колобова Людмила Викторовна, учитель 1 категории МКОУ СОШ №19, село Новоипатово Сысертского района Свердловской области, стаж работы 16 лет.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

  • Рассказ про труженика тыла 4 класс
  • Рассказ про ученого на английском языке
  • Рассказ про трудолюбивого человека
  • Рассказ про ученика который не хотел учиться
  • Рассказ про труд 5 класс