В дождливую погоду на земле появляется очень много ползающих улиток и дети с большим интересом наблюдают за ними.
Кто-то берет их в руки, кто-то наступает и разрушает улиткин домик, кто-то пытается дотронуться до улиткиных рожек и напугать ее.
Мы сегодня принесли одну улитку домой, решили с ней познакомиться поближе: покормить, разглядеть, нарисовать, а потом отнести обратно на улицу.
Что же можно рассказать детям об улитке?
Ползет такая крошка-
Одна нога и рожки,
По тоненькой травинке,
Спиральный дом на спинке.
По листику, цветочку,
По камню, по песочку,
По тротуарной плитке
Ползет, ползет … (улитка). Н. Шемякина.
Улитка – это маленькое травоядное животное, а слово травоядная означает, что питается улитка растениями.
Мы нашей улитке Уле, так девочки ее назвали, положили петрушку, но видимо петрушкин запах ей не понравился.
На язычке улитки находятся сотни маленьких зубов, которыми она срезает листики и перемалывает их. Обычно кормиться улитка выходит ночью.
Улитка очень любит воду и поэтому в дождь их очень много выползает из травы и камней, где улитки прячутся в сухую погоду.
В жару улитки прячутся в свои раковины, а на зиму закапываются в почву и спят там до весны. Просыпаются улитки, как только весной потеплеет на улице.
У улитки есть длинные и короткие рожки – это щупальца.
На длинных рожках находятся глаза, поэтому не стоит улитку тыкать пальчиками в эти рожки, ведь это улиткины глаза.
Улитка различает, когда светло и когда темно, а также видит предметы на расстоянии до одного сантиметра.
Маленькие рожки – это усики, которыми улитка нюхает.
При возникновении опасности улитка прячет все свои усики – щупальца.
А как же ползает улитка, если у нее нет ног?
Оказывается, что вся нижняя часть тела – это и есть одна улиткина нога с широкой плоской подошвой. Из ноги улитки вытекает липкая жидкость, с помощью которой она удерживается на поверхности, когда ползет.
Свой домик-раковину улитка таскает с собой на спине и при любой опасности прячется в ней, но такой домик очень легко сломать, если наступить на него ногой.
Не стоит этого делать, я думаю ни одному ребенку не понравилось, если бы на его дом наступил своей ногой какой-нибудь Гулливер и раздавил его.
У улитки и без человека достаточно врагов: мыши, ежи, лягушки, птицы и хищные насекомые.
Очень легко слепить улитку из пластилина.
Для этого надо скатать две колбаски – одну короткую и толстую, а вторую длинную и тонкую.
Из короткой колбаски делаем тело улитки, а тонкую сворачиваем спиралью – это будет раковина и укрепляем на теле улитки, ближе к заднему концу.
Спереди добавляем две пары усиков. Вот и все.
Вот какая улитка получилась у Даши.
А еще прочитайте своим детям небольшой рассказ “Дрессировщик улиток” А.Е. Нелихова про улитку Машку и мальчика Митю.
Я уверена, что этот рассказ им очень понравится.
После теплого дождя повсюду на дорожках двора, в садах и парках, можно встретить необычные существа. Они одеты в крепкий скафандр, а на голове у них рожки-антенны. Но нет, это не марсиане прибыли на Землю – это проснулись улитки:)
В соцсети Инстаграм (мой профиль там tavika.ru – подписывайтесь, я там теперь появляюсь чаще чем в блоге) я только что провела марафон “Уроки про улиток“, где мы изучали этих милых животных и ставили опыты с реальными улитками. Не волнуйтесь – ни один моллюск не пострадал:)
И теперь я хочу собрать здесь в одном месте всю информацию, которую я готовила для марафона. Чтобы читатели моего блога тоже могли присоединиться к нашим урокам:)
Обратите внимание, что все фото-материалы сделаны лично мной, все схемы улиток в уроках, как и во всем моем блоге, мои авторские. Это касается и текстов. Они защищены законом об авторских правах.
В статье мы познакомимся с улитками, как следует рассмотрим их со всех сторон и даже поставим несколько биологических экспериментов, чтобы исследовать образ жизни улиток.
Этот материал вам потом может пригодиться для самостоятельного исследовательского проекта ребенку в школу или на конкурс. Или просто для того, чтобы с пользой провести летние каникулы 🙂
Рекомендую распланировать занятия на неделю: один урок – один день!
Не торопитесь изучить все за раз. Устройте себе “улиточную недельку”. При этом биологические занятия можно разбавлять творчеством: смотрите мультики и документальные фильмы про улиток, рисуйте улиток, лепите улиток (тут я даю мастер-класс), мастерите улиток, делайте поделки из ракушек (более 20 наших идей тут) и так далее.
Чем глубже вы погрузитесь в тему, тем больше пользы принесут эти занятия вашему ребенку.
Для занятий с детьми вам понадобятся раковины улиток, чем разнообразнее, тем лучше.
А еще живые улитки, за которыми можно наблюдать. Это могут быть домашние ахатины, аквариумные улитки или просто улитки в природе, которых дети смогут изучать во время прогулки.
А по результатам занятий, чтобы закрепить и систематизировать услышанное и увиденное предлагаю сделать с детьми лэпбук. Именно в виде таких интерактивных развивающих папок мы с дочкой любим готовить материалы к нашим домашним проектам.
Посмотреть, как устроен сам лэпбук, прочитать его описание и приобрести его файлы для распечатки, чтобы самим сделать такую же папочку, можно тут: “Лэпбук Улитки”
Лэпбук для детей “Улитки” |
Но лэпбук целесообразно делать в самом конце занятий.
А пока приступаем к изучению улиток!
УЛИТКА – это разговорное название брюхоногого моллюска, имеющего раковину. Их на планете обитает огромное количество самых разнообразных размеров, цветов и форм.
У нас в Крыму часто можно встретить небольших (1-2 см) улиток: ксеропиктов с раковиной в виде катушечек и вытянутых брефулопсисов с раковиной в виде башни.
А из больших улиток многие дети, конечно, знают ахатину – экзотическую африканскую улитку, которая у многих живет дома в качестве домашнего питомца.
Но можно держать дома в террариуме и еще одну крупную улитку, которая хорошо знакома нам из природы – это виноградная улитка.
Научное название виноградной улитки Helix pomatia. Живет она по всей Евразии, кроме самых северных ее областей. Чаще всего ее можно встретить в зарослях кустарников, садах и парках.
На прогулке весенним или летним днем после дождя присмотритесь к близлежащим кустам и клумбам: вы обязательно найдете такую улитку или ее родственников из рода Хеликсов (Helix), очень похожих на нее.
Мы с детьми брали домой такую. И улитка жила у нас дома некоторое время, пока мы ее не вернули назад в природу. Вот тут я рассказываю об этом “Как содержать дома виноградную улитку“.
Некоторые виды улиток |
Итак, давайте рассмотрим улитку поближе?
Урок 1. РАКОВИНА
Как только вы возьмете в руки это животное – оно обязательно спрячется в свой домик-раковину. Ничего страшного, изучим пока домик:)
Размер раковины виноградных улиток доходит до 5-6 сантиметров. У взрослой особи она имеет четыре с половиной оборота, закрученных по спирали направо.
Форму таких раковин называют кубаревидная.
А вы знаете, какие еще бывают формы раковин улиток? Веретеновидные, башневидные, конусоовидные, дисковидные, овальные, шаровидные, трохусовидные, пупоидные, колпачковидные и т.д.
У виноградной улитки раковина чаще всего кубаревидная.
У степной улитки дисковидная.
У янтарки яйцевидная (или еще говорят овальная)
У ахатин, например, бывают разные формы раковин. Но в большинстве своем они башневидные.
Откуда такие названия? Спросите ребенка, пусть догадается!
Да, верно – названия происходят от предметов, на которые раковина похожа.
С «конусом», «яйцом», «колпачком» и т.д. все понятно. А вот знаете, что такое «кубарь»?
Кубарь – это волчок, старинная детская игрушка. Его запускали специальным кнутиком. И он катился «кубарем» 🙂
Наверное, ваш ребенок знает выражение «катиться кубарем с горы». Это тот самый кубарь!
А ракушка похожа на этот волчок.
Детская игрушка “кубарь” |
А «трохусовидные»? Да, они похожи на «трохус» – один из видов улиток с такой формой раковины, которая и дала название всем похожим.
Кроме того, у раковин улиток может быть разная фактура: шипы, бугорки, ребра и т.д. Которые в свою очередь могут располагаться радиально, концентрически, по спирали.
В науке это называется СКУЛЬПТУРА РАКОВИНЫ.
Но форма раковины определяется без учета скульптуры. Берем ракушку, располагаем ее вершиной вверх и смотрим на общую форму.
Давайте научимся ее определять форму ?
ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Какая форма раковины у улитки?
Чтобы было удобнее определить, какая у встреченной вами улитки форма раковины, я сделала рамку-определитель. Мне очень нравятся такие наглядные пособия. С ними можно легко и быстро установить все, что нужно, не роясь в книгах и не копаясь в картинках в интернете. На прогулке это особенно важно!
Все иллюстрации для этой рамки, как и для всего лэпбука, нарисовал по моей просьбе для меня мой сын Витя. Все они являются полностью авторскими!
Пособие для определения формы раковин улиток |
Файл для распечатки этой рамки для определения форм раковин брюхоногих моллюсков можно СКАЧАТЬ у меня.
Вам надо будет распечатать рамку (2 листа А4), вырезать в середине окошко, наклеить на картон и брать с собой на прогулку, на дачу или в поход.
Я сделала и цветной, и черно-белый варианты – кому как удобнее.
А еще ракушки различаются цветом. Раковины практически всех виноградных улиток окрашены в коричневый цвет, по которому вдоль идут черные полосы. Но встречаются улитки совсем однотонные. К тому же сам фон окраски не у всех виноградных улиток одинаков – он варьируется от кремового до темно-коричневого. Это зависит от места обитания улитки, ведь окраска ее раковины служит для маскировки от многочисленных врагов, среди которых и птицы, и ежи, и ящерицы, и кроты, и землеройки, и даже люди.
Отверстие раковины называют УСТЬЕМ, а ее противоположный заостренный конец – ВЕРШИНОЙ.
Та часть раковины улитки, которая находится между устьем и вершиной называется ЗАВИТОК. Точнее, все, кроме первого от устья оборота раковины. А он так и называется ПЕРВЫЙ ОБОРОТ.
А сам размер раковины называют “ВЫСОТА” и “ШИРИНА“
И сейчас мы с вами научимся ее измерять!
ЭКСПЕРИМЕНТ 2. Как измерить улитку?
Чтобы измерить высоту раковины, нужно взять расстояние от ее вершины до нижнего края устья.
Вот так:
У большинства видов улиток раковина правозакрученная (дексиотропная). Но есть и левозакрученные (леотропные ) улитки, у которых спираль закручена наоборот.
У виноградной улитки и у ахатины правозакрученная раковина.
Проверим?
ЭКСПЕРИМЕНТ 3. В какую сторону закручена раковина улитки?
Берем раковину так, чтобы вершина была направлена вверх, а устье отверстием к нам. И смотрим – если отверстие находится правее вертикальной оси – то это правозакрученная раковина. А если левее – левозакрученная. Все просто!
Определяем, левозакрученная раковина, или право- ? |
Тело улитки к раковине крепится с помощью сильных мышц. Поэтому она может в считанные секунды втянуть свое тело внутрь и спрятаться в “домике”.
Но вот совсем “выйти из домика” улитка не может. Раковина – это часть ее организма. Она является затвердевшим выделением складки кожи, одевающей тело. Эта складка называется МАНТИЯ.
Раковина растет по мере роста смой улитки. Самая старая ее часть – вершина. Новые же отделы располагаются по краю у входа.
Раковина состоит из известковых солей, которые улитка получает из пищи и воды. В течение года улитка растет неравномерно – зимой рост останавливается, а весной возобновляется. Кроме того, на него оказывают влияние питание и другие условия жизни улитки. Поэтому на ее раковине можно обнаружить “годовые кольца”. Примерно такие же, как и годовые кольца у деревьев. Их у улитки называют ГОДОВЫМИ ЛИНИЯМИ.
ЭКСПЕРИМЕНТ 4. Как узнать возраст улитки?
Посмотрите внимательно на структуру раковины и найдите на ней годовые линии. Сможете ли вы их сосчитать? Имейте в виду, что виноградные улитки в природе живут в среднем 7-8 лет. А в неволе максимальный рекорд 30 лет.
То есть примерно столько линий вы сможете обнаружить на раковине.
Узнаем возраст улитки |
Раковина улитки строится из известковых солей, которые улитка получает из пищи и воды.
Поэтому улитководам надо следить, чтобы их улитка получала достаточно кальция. Иначе раковина у нее будет некрасивой и хрупкой.
Давайте докажем, что раковина состоит из кальция!
Все делали с детьми вулкан из соды и уксуса? Там кальций-сода и кислота-уксус дают бурную реакцию выделения газа. А что будет, если в уксус положить ракушку?
ЭКСПЕРИМЕНТ 5. Таинственное исчезновение!
Моем ракушку, чтобы не мешали грязь и налет.
Наливаем в стеклянную банку уксус так, чтобы он покрывал ракушку. Ракушка сначала всплывет – ее нужно наклонить, чтобы изнутри вышел воздух и туда затекла жидкость.
Ждем и наблюдаем в течении дня.
Через некоторое время вы увидите, как на ракушке начнут появляться пузырьки воздуха.
Как в газировке! Это выходит углекислый газ.
Примерно через 8 часов (зависит от вида и размера вашей раковины) ракушка полностью раствориться! Останется только тонкая пленочка или пенка.
Растворение ракушки в уксусе |
Урок 2. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ УЛИТКИ
Снаружи улитки устроены до смешного просто: РАКОВИНА и ТУЛОВИЩЕ. На туловище можно выделить ГОЛОВУ и НОГУ.
Все!
Туловище покрыто складкой МАНТИЕЙ, которая как в мешке содержит в себе внутренние органы улитки. Снаружи мы можем видеть ее краешек.
У улиток, дышащих воздухом, в мантии есть небольшое дыхательное отверстие – ПНЕВМОСТОМ. Через него улитка дышит. Она открывает это отверстие для вдоха примерно 1 раз в минуту.
У правозакрученных улиток оно находится с правого бока под самой раковиной.
У некоторых водных легочнодышащих улиток пневмостом переходит в дыхательную трубку, которую улитка вытягивает из-под воды, чтобы подышать воздухом.
Как аквалангист:)
Например, так делает аквариумная ампулярия.
Орган дыхания улитки |
На голове улитки есть одна или две пары щупалец, которые дети называют рожками.
Верхняя пара – это ГЛАЗНЫЕ ЩУПАЛЬЦА. Они есть не у всех улиток, а только у СТЕБЕЛЬЧАТОГЛАЗЫХ. У ахатин, виноградных и практически всех сухопутных улиток глаза расположены именно так
А есть отряд СИДЯЧЕГЛАЗЫХ УЛИТОК, у которых глаза расположены сразу на голове. Подавляющее большинство из них – это водные улитки. Например, прудовик.
Снизу можно увидеть ГУБНЫЕ ЩУПАЛЬЦА. Ими улитка чувствует запахи.
Под щупальцами расположен РОТ.
Нижнюю, брюшную часть тела улитки занимает НОГА. Это отличительная особенность этих животных, ведь даже класс назван «брюхоногие». Нижняя часть ноги называется ПОДОШВОЙ.
Нога служит улитке для передвижения.
Схема внешнего строения улитки |
Урок 3. ОРГАНЫ ЧУВСТВ УЛИТКИ
Органы зрения и обоняния улитки |
ОБОНЯНИЕ
Когда улитка немного привыкнет к вашим рукам, то вы увидите, как осторожно она начнет высовывать из домика свою голову. Первыми показываются ЩУПАЛЬЦА– две пары мягких выростов. Нижние щупальца называются ГУБНЫМИ. Они меньше верхних и служат органом обоняния.
Оно у улитки очень хорошо развито – она может почувствовать запах пищи на расстоянии до 40 см.
Проверим?
ЭКСПЕРИМЕНТ 6. Что любит нюхать улитка?
Положите на пути улитки чуть впереди кусочек пищи или ватку, смоченную в каком-нибудь пахучем веществе.
Например, это может быть духи, уксус, разные соки, чеснок, лимон дыня и т.д.
Понаблюдайте за реакцией улитки. Поползет к приманке, свернет или просто не заметит?
Можно проверить с одними и теми же веществами несколько улиток – есть ли у них индивидуальные предпочтения?
Результаты записывайте в табличку.
ЗРЕНИЕ
Верхние щупальца – ГЛАЗНЫЕ. Они достигают в длину 1-2 см и очень подвижны. На концах у них находятся черные точечки – ГЛАЗА улитки.
Зрение у улиток неважное: они способны отличить свет от тени, а также различать предметы на расстоянии до 1 см.
Снова проверим!
ЭКСПЕРИМЕНТ 7. Как улитка видит?
Когда улитка ползет, осторожно поднесите к ее глазному щупальцу, например, тупой кончик карандаша или палочку (только, пожалуйста, не доверяйте это детям, они могут поранить улитку по неосторожности – пусть просто наблюдают). Улитка сначала испугается и втянет в раковину всю голову. Но если вы проделаете такое несколько раз, улитка привыкнет и перестанет пугаться, а будет втягивать внутрь головы только одно это щупальце.
Вот теперь можно попытаться определить, с какого расстояния она может заметить карандаш.
СЛУХ
Органов слуха у улитки нет. Но осязание очень развито, поэтому иногда она может отреагировать на звук, чутко воспринимая вызванные им вибрации.
ЭКСПЕРИМЕНТ 8. Что слышит улитка?
Стукните по столу, где ползет улитка, ложкой. Посмотрите на реакцию улитки.
А потом просто погремите с такой же громкостью этой ложкой по кастрюльке рядом с улиткой, держа их в руках. Даже если вы сделаете это «над самым ухом улитки» она ничего не заметит:)
А еще у улиток есть чувство РАВНОВЕСИЯ – его органы СТАТОЦИСТЫ расположены на ноге.
И есть органы ХИМИЧЕСКОГО чувства.
Вот сколько у нее чувств! 🙂
Урок 4. ПИТАНИЕ
Кроме щупалец на голове улитки располагается РОТ– небольшое отверстие на внутренней стороне. Зубов в нашем понимании у улитки нет, но ее язык – РАДУЛА, – весь покрыт мельчайшими зубчиками. Этим шершавым языком, как теркой, улитка соскребает частички пищи и поедает их.
Дальше пища идет в ГЛОТКУ,
потом по ПИЩЕВОДУ в ЗОБ (у некоторых видов его нет).
Затем пища попадает в ЖЕЛУДОК.
В него выходит пищеварительная железа – «ПЕЧЕНЬ»
А из желудка идет КИШКА, которая заканчивается выделительным отверстием АНУСОМ.
Единственная ПОЧКА улитки тоже имеет выводящий проток, который выходит рядом с анусом.
Питается виноградная улитка листьями и плодами растений. Любит листья винограда (за что и получила свое название).
Но есть среди улиток и хищники – они едят других моллюсков, рачков, червей и т.п.
Например, аквариумная улитка хелена.
Или морская улитка рапана – случайно завезенная к нам из Японии, она стала настоящим бедствием для Черного моря, доведя многие виды моллюсков, живших в нем, до грани вымирания.
ЭКСПЕРИМЕНТ 9. Как ест улитка?
Понаблюдайте, как улитка ест. Можете ей предложить попробовать тонкий лист капусты или салата – для нее это настоящее лакомство. В процессе еды понаблюдайте за теми движениями, которые она делает.
А потом осмотрите лист – на нем останутся следы, словно от малюсеньких укусов.
Это она поработала языком!
Урок 5. ДВИЖЕНИЕ
Когда улитка наесться, она поползет по своим делам. Делает она это с помощью своей большой ноги. Именно из-за нее класс этих животных получил свое название «брюхоногие моллюски». Собственно, все тело улитки состоит только из головы и ноги.
Всего одна нога, как улитки с ее помощью передвигаются?
Очень просто – посмотрите на подошву ноги улитки, когда она ползет по стеклу.
Нога улитки очень пластична. Она может растягиваться чуть ли не вдвое. По ее подошве проходят волны мускульных сокращений. Это работают ПЕДАЛЬНЫЕ МЫШЦЫ.
Как ползет улитка |
Минутка филологии
Слово «педальные» что-то ребенку напоминает?
Правильно – педали есть у велосипеда!
И то, и то слово происходит от латинского «ножной», «нога»
А какие еще вы вспомните слова, произошедшие от латинского корня «пед» – «нога»?
Чтобы обеспечить лучшее скольжение по поверхности и защитить тело от повреждений и царапин, улитка при движении выделяет специальную слизь.
Может, вы знаете, что в косметологии применяют кремы на основе слизи улиток – муцина. Но это другая слизь – та, что идет на постройку раковины.
Говорят, что эта слизь позволяет улитке без вреда для себя ползти по лезвию ножа! Но мы это проверять на опыте не будем, мало ли что… Просто посмотрим утром на листья и дорожки в саду. На них видны блестящие дорожки там, где ползла улитка – это ее засохшая слизь.
ЭКСПЕРИМЕНТ 10. Улитка-художник
Положите улитку на лист черной бумаги. Пусть она поползает по нему. А потом уберите улитку и высушите лист – на нем останутся серебристые полоски.
У вас получилась картина, нарисованная улиткой! Можно вставить ее в рамку и повесить на стену! 🙂
Кажется, что улитки ползают медленно. Так и говорят “тащиться со скоростью улитки”. И тем не менее, в Англии устраивают улиточные бега – соревнования улиток в скорости.
А какая именно у них скорость? Посчитаем?
ЭКСПЕРИМЕНТ 11. Скорость улитки
Когда улитка ползет, отметьте точку начала движения и засеките время по секундомеру.
Сколько сантиметров она проползает за минуту?
Посчитайте (если ваш ребенок уже умеет такое считать), сколько ваша улитка проползает метров в час.
А километров?
Например, человек идет со средней скоростью 3-5 км в час.
А болотная черепаха ползет с максимальной скоростью 700 метров в час.
Сравните это значение со скоростью улитки.
Кто быстрее?
!!!Обратите внимание ребенка, что для сравнения нужно переводить сравниваемые величины к одним и тем же единицам – километры к километрам и т.д.
Урок 6. РАЗМНОЖЕНИЕ
Затронем деликатную тему размножения виноградных улиток.
Вариантов у разных видов моллюсков много: есть улитки, которые проходят стадию личинки, а есть и живородящие улитки. Но у сухопутных (виноградные, ахатины и т.д.) все происходит примерно одинаково.
Вы знали, что среди них нет мальчиков и девочек? Каждая улитка и то, и то.
То есть эти улитки – ГЕРМАФРОДИТЫ. У каждой особи есть и ПЕНИС, и ВАГИНА.
Как говорить об этом с ребенком? А так и говорите – научно и просто.
Так устроен мир. И чем меньше вы будете стесняться и умалчивать про улиток, тем проще потом будет вам обсуждать с подростком вопросы уже человеческой физиологии.
Так что не краснеем, а продолжаем:)
То, что улитки гермафродиты не говорит о том, что у них нет секса.
Если вы на прогулке увидите, как две улитки стоят, приклеившись друг к другу подошвами, не удивляйтесь – это они танцуют танец любви 🙂 Он длиться до 2х часов!
Кстати, у многих улиток есть интересное приспособление с романтичным названием СТРЕЛЫ ЛЮБВИ.
Такие небольшие известковые колючки, которые находятся в МЕШКЕ ЛЮБОВНЫХ СТРЕЛ.
Во время спаривания один из партнеров колет другого, чтобы вызвать у него ответное возбуждение.
После того, как улитки станцуют свой танец, внутри у них развиваются ЯЙЦА. Материал для них производит БЕЛКОВАЯ ЖЕЛЕЗА. Сухопутные улитки откладывают яйца в ямку в земле.
И больше мама-улитка судьбой своих детей не интересуется.
Ужасно интересно наблюдать за развитием маленьких улиточек.
У многих видов стенки яиц полурпрозрачные, и можно смотреть, как день за днем эмбрион превращается в улитку – у них появляется раковина и рожки, они движутся и в конце-концов вылупляются.
ЭКСПЕРИМЕНТ 12. Как вылупляются улитки?
Если вам посчастливилось обнаружить кладку яиц улиток – понаблюдайте за ее развитием. Выделите отдельную тетрадочку и делайте зарисовки и записи по дням.
На фото вы видите, как мы наблюдали за развитием яиц водной улитки катушки через микроскоп.
Развитие водных улиток из яиц |
В сухую или холодную погоду виноградных улиток вы на улице не найдете. Они предпочитают переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза – особого оцепенения.
Улитка выкапывает себе ямку в земле, вдавливается в нее своей раковиной «спиной назад», а сверху затягивает входное отверстие раковины пленочкой – ЭПИФРАГМОЙ, защищающей ее тело от высыхания.
В таком виде она может пролежать 3-5 месяцев. И проснется тогда, когда условия снова станут подходящими для нее.
Улитке ахатине при домашнем содержании спячка не нужна. Виноградные же все равно должны засыпать, следуя природным ритмам.
Как это устроить, читайте у меня в посте : “Как содержать дома виноградную улитку“
Использованные источники:
- Брюхоногие или улитки /404
- Гастроподы https://poznayka.org/s54966t1.html
- Д. Рауп, С. Стэнли. «Основы Палеонтологии» http://www.dyno-world.ru/library/osnpal/osnovi-paleontologii8.html
- Моллюски http://www.holocene.ru/work/methods/125/126/127
- Вестник зоологии. Определитель моллюсков http://mail.izan.kiev.ua/vz-pdf/suppl/Supplement%201998-08.pdf
- Моллюски – большая база про улиток http://www.pip-mollusca.org/ru/page/phg/land/sp/Xerolenta_obvia.php
- Содержание улиток средней полосы //vk.com/topic-103463336_33959989
- Разнообразие наземных улиток http://pedagog.pip-mollusca.org/presentation/2/screen/pres_2_rus.pdf
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эти материалы вам могут пригодиться для занятий со своим ребенком или их можно использовать для обучения групп детей в летних лагерях, кружках, при подготовке исследовательских проектов в детских садах и школе.
Все фото-материалы и тексты “Травяных уроков” подготовлены лично мной. Они защищены законом об авторских правах.
Поэтому вы их можете использовать ТОЛЬКО в личных целях и ТОЛЬКО с указанием активной ссылки на источник – мой блог www.tavika.ru
То есть вы можете заниматься по этим урокам со своими детьми или группой детей, рассказывать в интернете о СВОИХ занятиях, публиковать СВОИ фото, как вы выполняете задания уроков. И обязательно ставить ссылку на источник www.tavika.ru. Но полнная или частичная публикация в любой форме МОИХ фотографий, МОИХ иллюстраций и/или текстов ЗАПРЕЩЕНА.
А для использования материалов уроков в коммерческих целях свяжитесь со мной по электронной почте tavika2000@yandex.ru – договоримся об условиях.
Если вам понравились эти уроки, то вам будут интересны и другие мои развивающие занятия для детей:
- “Архитектурные прогулки” – 10 занятий-прогулок. Гуляем по городу, фотографируем его и изучаем архитектуру прямо на улице! На занятиях марафона детей ждет знакомство с архитектурными терминами и понятиями в максимально наглядной форме.
- “Травяные уроки” – 10 уроков для детей по ботанике в виде игр и других активностей.
- “Почва-уроки” – 7 уроков для детей о составе и свойствах разных почв в наглядных опытах и экспериментах.
- “
” – 10 уроков для детей любого возраста про весенние наблюдения за природой. Что наблюдать, как фиксировать, и введение в науку фенологию.
- “Червячные уроки” – 8 уроков про дождевых червей для детей: изучаем их образ жизни, ставим опыты.
- “Изучаем ветер” – 5 занятий о ветре и погоде для детей. Введение в метеорологию.
- “Детям про тыкву” – 6 занятий по ботанике для детей .
- “Эко уроки“: 6 уроков для детей об экологии и экологичном образе жизни.
- “Узнай свое сердце” – 6 опытов и экспериментов для детей по анатомии о сердце и его работе.
- “Моряк” – играем в моряков, а заодно знакомимся с азбукой Морзе и другими морскими азбуками, учимся вязать морские узлы, варить макароны по-флотски и много чего еще на 7 дневном цикле занятий для дошкольников и младших школьников.
А вот здесь почти сотня занятий моего “Клуба почемучек“ с детскими вопросами, присланными читателями блога, и моими ответами на них с помощью игр, поделок, опытов и экспериментов. Наглядно и нескучно!
Подписаться на новости моего блога и получать раз в 1-2 недели письмо от меня с полезной и интересной информацией для развития детей можно тут:
«Улитки… Какие они?»
Задачи:
Учить детей узнавать и называть новую улитку (ахатину), отличать её от садовой улитки (по форме, цвету, месте обитания); учить выделять общие для улиток признаки (есть туловище, раковина, рожки, усики, глаза); развивать умение видеть характерные признаки и вести по ним сравнение; уточнить знания об условиях, необходимых для нормального самочувствия улиток (в террариуме должна быть чистая земля, влажность, поддон с водой, улиток надо кормить); использовать слова, обозначающие признаки улиток (раковина, рожки-усики, ахатина); вызвать желание ухаживать за улитками.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Террариум с улитками, иллюстрации, оборудование для аппликации, ножницы, клей, шаблон улитки, цветная бумага.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Ползёт такая крошка –
Одна нога и рожки,
По тоненькой травинке,
Спиральный дом на спинке.
По листику, цветочку,
По камню, по песочку,
По тротуарной плитке
Ползет, ползет …. (УЛИТКА)
— Верно, улитка. А как вы догадались?
— Как называется улитка, которую мы наблюдали летом на наших растениях?
(ответы детей: садовая улитка)
— Правильно. Эта улитка живёт в садах и огородах Приморского края (показываем террариум с улиткой)
— Давайте мы с вами вспомним известную сказку К. Чуковского «Доктор Айболит». Назовите каких зверей Айболит лечил в Африке?
(ответы детей).
— А ещё в Африке живёт гигантская улитка и зовут её ахатина. Она живёт на деревьях в странах с тропическим климатом, а в наших условиях эти улитки живут дома в террариумах как домашние питомцы.
Улитки ахатины активны в тёмное время суток, а днём спят. Сейчас мы попробуем её разбудить. Мы польём теплой водой на её «домик».
— А как называется «домик» у улитки? (Ответы детей). Правильно, раковина. У каждой улитки раковины по цвету разные. Она им служит и домом, и защищает от врагов. А кто запомнил, как называют этих улиток? (Ахатины)
— Посмотрите, какие у неё рожки – усики, не одна пара, а две пары. Одна маленькая пара – это усики, которыми улитка нюхает. Вторая большая пара – это глаза. Рожки-усики очень чувствительные.
— Ребята, а как вы думаете, улитка движется быстро или медленно? (ответы детей)
Действительно, улитка движется медленно. Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет собой сплошную «ногу». Когда улитка ползёт, из ноги вытекает липкая жидкость, которая помогает улитке двигаться и удерживаться на поверхности.
— Улитки ахатины откладывают яйца в ямку и её засыпают. Из яиц вылупляются маленькие улитки.
— А как вы думаете, чем питается улитка? (ответы детей)
Улитки ахатины любят овощи и фрукты. На языке улитки расположены сотни маленьких зубов, ими она перемалывает пищу. Давайте мы её покормим. (Даем мелко нарезанные листья салата и огурец).
— А как питается наша садовая Приморская улитка?
— Она слизывает верхний слой с нежных листьев растений вместе с росой.
Тело улитки состоит из головы с рожками и глазами, ноги и раковины. Едят улитки всё подряд, особенно любят сочные зеленые листья растений. Садовая улитка роет в почве неглубокую ямку и так же как ахатина откладывает в неё яйца, засыпая их землёй. Потом проползает по зарытой кладке несколько раз, сглаживая её, чтобы сделать незаметной. На зиму улитки вырывают ногой ямку, забираются в неё, сверху подгребают опавшую листву и спят до весны.
— Улитка травоядное животное. Что это значит? Как вы понимаете значение слова «травоядная»?
Травоядная — значит та, которая питается травой и другими растениями.
— Улитки влаголюбивы. Что значит влаголюбивы? Послушайте внимательно это слово и оно подскажет вам своё значение.
Влаголюбива – любит влагу. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мху. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, на кормежку выходит ночью. Наиболее активна улитка ночью и после ливня.
В жаркое, засушливое лето улитка становится вялой, бездеятельной, впадает в оцепенение. В этот период улитка забирается в раковину, оклеивает выход из неё тонкой прозрачной пленкой. Как только пойдут дожди, она выходит из спячки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «УЛИТКА»
Ползет улитка по тропе
Свой домик носит на спине.
Ползет тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.
АППЛИКАЦИЯ из крупы «Улитка».
Ребята, мы с вами рассмотрели улитку, а теперь давайте изобразим ее из крупы.
— Посмотрите, что у вас лежит на столах? (Ответы детей)
Воспитатель рассказывает и показывает этапы работы, при необходимости помогает детям, напоминает о технике безопасности при работе с ножницами.
Рефлексия.