Литературное чтение, 2 класс
Урок 10. Оценка достижений по теме «Устное народное творчество»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Обобщение знаний по теме раздела «Устное народное творчество»
Глоссарий по теме
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста из поколения в поколение.
Фольклор – устное народное творчество.
Потешка — песенка, помогающая научить маленького ребенка понимать человеческую речь.
Прибаутка — шутливое выражение, обычно имеющее рифмованную форму или поговорочный характер и употребляемое для оживления речи, разговора.
Закличка — песня, исполняемая хором детей и обращенная к силам природы.
Колыбельная песня — песня, исполняемая при укачивании ребенка.
Сказка — литературное повествовательное произведение с невероятным сюжетом.
Докучная сказка — малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Бытовые сказки — это сказки в которых все действо происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях.
Сказки про животных — древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса, волк, медведь, заяц и др.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
Концовка – заключительная часть сказки.
Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Поговорка — фразеологизм, отражающий какое-либо явление жизни, не являющийся законченным высказыванием.
Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.
Считалка — небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из множества.
Ключевые слова
Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; потешки; прибаутки; считалки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.56-64
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем о жанрах фольклора, их особенностях; научимся их различать; сможем систематизировать свои знания о произведениях устного народного творчества.
Основное содержание урока
Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах.
Народ веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей, радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.
Одним из жанров устного народного творчества является лирическая народная песня. Лирические песни выражают чувства и настроение поющих. Каждая мама поет своему ребенку колыбельные песни. В старину часто использовались специальные песенки-заклички. Помните?
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей!
Народная песня – летопись жизни русского народа. Видов народной песни много, потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.
Отгадайте загадку.
В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий,
Бабка Ёжка у окна…
Догадайтесь, кто она?
Что вы знаете о народной сказке? Народная сказка — это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора. Народная сказка, как и любая другая, включает в себя присказку, зачин, завязку, развитие сюжета, кульминацию, троекратный повтор, развязку, концовку. В народной сказке добро всегда побеждает зло.
Другой жанр устного народного творчества связан с весельем и игрой. Это загадка. В загадках нас спрашивают про какой-либо предмет, не называя его. Они заставляют нас задуматься, поразмышлять. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Загадка развивает ум, сообразительность, смекалку. В будущем умение загадывать и отгадывать загадки вам пригодиться. Недаром есть такая поговорка «загадка – для ума зарядка». Загадка всегда требует отгадку. Отгадайте загадки.
Крашеное коромысло через реку повисло
Золотое решето черных домиков полно.
Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
«Без пословицы речь не молвится»,- говорили на Руси. Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Чаще всего пословица рифмуется. В них говорится о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», о труде: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», о материнской любви: «При солнышке тело, при матери – добро».
Какие два жанра похожи между собой? Это потешки и прибаутки — это веселые, забавные, смешные стишки, придуманные для маленьких детей.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса
Малые жанры фольклора – это:
1. пословица
2. народная сказка
3. загадка
4. стихотворение
5. потешка
6. басня
7. рассказ
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
1. пословица
3. загадка
5. потешка
Разбор типового контрольного задания.
Текст задания.
Зачеркните слова, не относящиеся к сказкам:
лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка
Цель урока: обобщить знания детей об изученных видах устного народного
творчества, прививать любовь к истории своей Родины, закрепить умения школьников
разбираться в различных жанрах устного народного творчества.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло
желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры
устного народного творчества, вы научились любить еще больше свою страну и
прикоснулись к истории нашей Родины.
Давайте сегодня повторим все, что мы узнали на этих волшебных уроках,
путешествуя по волнам чудесных открытий. Удачи вам!
2.Основной ход урока:
1) Какие виды устного народного творчества вы знаете?
Давайте проверим, что скажут нам волны синего океана.
(Учитель показывает Слайд 2 презентации.)
Конечно, вы правы. Мы знаем:
- Русские народные сказки.
- Потешки.
- Скороговорки.
- Загадки.
- Былины.
- Песни.
2) Следующая остановка – “ русские народные сказки”.
Учитель: “Народные сказки – это произведения устного народного
творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и
отношении друг к другу. Также вы знаете и сказки о животных, которые сочинил наш
народ.
(Показ Слайда 3.)
Какие сказки вы знаете?
Чему учат народные сказки?
Назовите любимую сказку.
А сейчас давайте поиграем, отгадывая названия сказок.
Игра “отгадай-ка”:
(Показ Слайда 4.)
А) Отгадай сказку:
Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
(Ответ: колобок.)
Б) Кто это?
(Показ Слайда 5.)
Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
(Ответ: Емеля.)
В) Еще одна загадка
(Показ Слайда 6.)
На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет.
(царевна-лягушка)
3)Следующая остановка – “Потешки”.
(Показ Слайда 7.)
Для чего они создавались? (Рассмешить народ и в смешной форме показать
отрицательные черты человека и его ошибки.)
Где можно было услышать потешки? (На ярмарках, народных гуляниях и
праздниках.)
Вспомни наизусть свои любимые потешки.
4) Остановка – “Скороговорки”.
(Показ Слайда 8.)
Какие скороговорки ты знаешь?
Что такое скороговорка?
Какой темп речи нужен для скороговорки? (Быстрый и четкий.)
Вспомни несколько скороговорок.
5)Остановка – “Загадки”.
(Показ Слайда 9.)
Что такое загадки?
Что развивает загадка в человеке?
Вспомни твои любимые загадки.
Блиц -турнир по загадкам:
1. – Стоит чудо в семи шубах,
Кто его тронет – сам заплачет.
(Лук.)2 – Стоит в горшке
На окне ежик.
(Кактус.)3. Горбатый мост
На четырех столбах стоит.
(Верблюд.)4. В пустом дупле по сто домов.
По сто котлов,
В середине – ярмарка.
(Улей.)5. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник.)
6) Остановка “Былины”.
Герои былин – богатыри, которые обладали недюжинной силой, умом и отвагой.
(Показ Слайда 10.)
Что такое былина?
Былины – это произведения русского фольклора о подвигах героев,
которые жили в далеком прошлом.
Каких героев былин ты знаешь?
Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д.
Назови те былины, которые ты уже читал?
7) Остановка “Колыбельные песни”.
Учитель: Название песни “колыбельная” происходит от слова “колыбель”.
Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала
ребенка и пела песенку. Эта песенка помогала малышу засыпать.
– Прочитайте выразительно колыбельные песни, которые вы подготовили.
(Дети читают песни.)
3. Итог урока:
(Показ Слайда 11.)
Вопросы к уроку:
- Кто создал это творчество?
- Как передавалось устное народное творчество?
- Назовите жанры устного народного творчества.
Слайд 1
Устное народное творчество (фольклор)
Слайд 2
ЖАНРЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. 1.Пословицы и поговорки. 2.Песни. 3.Потешки и прибаутки. 4.Считалки. 5.Небылицы. 6. Сказки. 7.Загадки.
Слайд 3
Русские народные песни
Слайд 5
Колыбельные песни Спи, моя радость, усни. В доме погасли огни, Пчелки затихли в саду, Рыбки уснули в пруду. Месяц на небе блестит, Месяц в окошко глядит. Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни. Усни… Усни… В доме все стихло давно, В погребе, в кухне темно. Дверь ни одна не скрипит, Мышка за печкою спит. Кто-то вздохнул за стеной, Что нам за дело, родной? Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни. Усни… Усни…
Слайд 6
Потешка и прибаутка Прибаутка – это малый юмористический жанр устного народного творчества (весёлая история). Потешка – это малый жанр устного народного творчества в форме игры (игра старших с маленьким ребёнком).
Слайд 7
Небылица — это шуточный рассказ о том, чего не бывает.
Слайд 8
Пословицы и поговорки — это краткие изречения народа поучительного содержания.
Слайд 9
Загадка – это… Бел, как снег, надут, как мех, на лопатах ходит. Встали братья на ходули, ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли им с ходулей не сойти. По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а всё стонет. Крылья есть, да не летает, ног нет, а не догонишь. Кто в лесу без топоров строит избу без углов? Летит – воет, сядет – землю роет. Спереди шильце, сзади вильце , снизу полотенце. Не портной, одежду никому не шьёт, а всю жизнь с иголками ходит. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всю деревню будит.
Слайд 10
Сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». План. 1.Петушок подавился. 2.Курочка просит у хозяйки маслица. 3.Курочка просит у коровушки молока. 4.Курочка просит у хозяина свежей травы. 5.Курочка просит у кузнеца косу. 6.Курочка спасла петушка.
Слайд 11
Сказка «У страха глаза велики». План. 1.Жили-были бабушка, внучка, курочка, мышка. 2.Пошли водоносы за водой. 3.Водоносы испугались. 4.Заяц испугался.
Слайд 12
Сказка «Каша из топора». ***Другой конец сказки. Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает: — Служивый! Когда ж топор будем есть? — Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю! Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс !
Слайд 13
Сказка «Гуси-лебеди». План. 1.Гуси-лебеди унесли братца. 2.Девочка ищет братца, встречает печку, яблоню, речку. 3.У Бабы-яги. 4.Девочка спасает братца, ей помогают речка, яблоня, печка.
Фольклор
Устное народное творчество
В данном разделе представлены произведения устного народного творчества, изучаемые во 2 классе.
Фольклор (с англ. – народная мудрость) – чаще всего устное народное творчество.
Это коллективная художественная творческая деятельность определенного народа, отражающая его повседневную жизнь, идеалы и мировоззрение.
Фольклор бытует в народных массах в качестве народной музыки (инструментальные наигрыши, песни и пьесы), народного театра (сатирические пьесы, драмы и театры кукол), народных танцев, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры и литературы.
Само по себе народное творчество, зародившееся еще в глубокой древности, является исторической основой для всей художественной культуры в мире, выразитель всего народного самосознания, источник художественных национальных традиций.
Устное народное творчество постоянно находится в развитии, в состоянии не прекращающейся эволюции.
Жанры фольклора
Пословица – емкое и краткое изречение, оценивающее характер и поступки людей.
Поговорка – точная фраза, не имеющая законченного суждения, а лишь намекающая на него.
Считалка – небольшое стихотворное произведение, имеющее прикладной характер – она помогает определиться с ролями во время игры.
Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике.
Побасенка – небольшой рассказ поучительного характера.
Небылица, шутка – небольшой рассказ с необычной, выдуманной, «перевернутой» картиной жизни, описание несуществующих событий.
Потешка, пестушка, прибаутка – небольшие стихотворные произведения для маленьких детей.
Колыбельная песня – песня, благодаря которой укладывают спать маленького ребенка.
Календарные песни – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие календарные праздники и события.
Игры – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие игру.
Скороговорка – емкая фраза, основанная на сочетании звуков, сложных для произношения, развивает четкость дикции и правильную речь.
Сказки – выдуманный рассказ о каких-либо событиях.
- Посетители
- 486
- Материалы
- 312
- Количество просмотров материалов
- 447189