Рассказ про вальс для детей

Конспект беседы о музыке «Его величество вальс» для детей
разновозрастной группы

Цель: формирование умения различать музыку разного
характера и соотносить музыкальные произведения с соответствующим пейзажем.

Задачи:

Образовательная: Учить различать средства музыкальной
выразительности.

Развивающая: Развивать творческие способности, умение передавать
характер.

музыки в движениях,
развивать внимание, музыкальную память детей.

Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к музыке, вызвать
эмоциональную отзывчивость на музыку.

Оборудование: портреты композиторов Ф. Шопена и И. Штрауса,
магнитофон.

Ход работы:

Части

Деятельность
воспитателя

Деятельность
детей

Методические
приемы и указания

В.ч

Здравствуйте,
ребята. Я снова приветствую вас в волшебной стране музыки. Вы знаете, в
волшебной стране музыки некоторые жанры занимают совершенно особое, королевское
положение. Вы хотите узнать, кто же является королем среди танцев?

Как вы
сами думаете, что это за музыка? Таким королем среди танцев по праву
считается вальс. Его танцевали давным-давно и танцуют сейчас люди во всех
странах мира. Вальс звучит на концертной эстраде, в оперном и балетном
театрах, в кино и по телевизору. Вальс живет уже триста лет и совсем не
постарел. Мы уже знаем, что каждый музыкальный жанр имеет свою историю.
Хотите узнать историю вальса?

Здороваются
с педагогом.

Дети
отвечают на вопрос.

Высказывают
свои предположения.

Слушают
педагога.

Эмоционально
реагируют на предложение воспитателя.

Организационный
момент

Беседа

История

О.ч.

История
вальса очень увлекательна. Когда много лет назад вальс родился, он был
простым деревенским танцем, и его на праздниках танцевали крестьяне. Они
весело кружились парами. От немецкого слова «кружиться» — «вальцен» —
произошло и название танца – вальс. Очень быстро вальс полюбился горожанам.
Он становился все более плавным, полетным, прекрасным, и скоро в вихре вальса
закружился весь мир! Вальсы писали очень многие композиторы, но сегодня мы с
вами познакомимся с двумя композиторами, которые создали удивительные по
красоте вальсы. Фредерик Шопен написал не много вальсов, но каждый из них так
прекрасен, что хочется его слушать снова и снова. Сегодня мы с вами послушаем
один из вальсов Шопена. Он так и называется «Вальс». (Прослушивание «Вальса»
до-диез минор) Понравилась вам эта музыка? Что вы можете о ней сказать? А
сейчас мы послушаем вальс композитора, которого назвали «Королем вальса». Имя
этого композитора – Иоганн Штраус. Интересно, что было два Иоганна Штрауса –
отец и сын, и оба они были композиторами и писали вальсы. Но «королем вальса»
стал Иоганн Штраус – сын. Музыка его вальсов – сверкающая, блестящая,
полетная. Сейчас мы с вами послушаем один из его вальсов, который называется
«На прекрасном голубом Дунае». (Прослушивание вальса). Какое настроение у
этого вальса? Какие образы вам представляются? Правильно, он торжественный,
«бальный». Кода его слушаешь, легко представить, как на балу кружатся пары,
мелькают счастливые лица, праздничные наряды…

Дети
слушают педагога.

Внимательно
слушают музыку.

Характеризуют
музыку.

Рассказывают
о своих чувствах.

Слушают
музыку. Говорят, какая звучала музыка. Делятся своими образами,
впечатлениями.

Беседа

Музыка

Рассуждения

Музыка

Рассуждения

З.ч.

Сейчас я
еще раз дам вам послушать каждый из вальсов, а вы покружитесь под музыку.

Ребята,
а какой из вальсов вам больше понравился? Запомнился? Почему?

Какие вы
сегодня молодцы. Мне понравилось с вами слушать эту прекрасную музыку.

Дети еще
раз слушают вальс и двигаются под музыку.

Отвечают
на вопрос, объясняют свой выбор.

Музыка

Рефлексия

Вопросы

Похвала

Цель мероприятия:

  • знакомить учащихся и их родителей с историей
    развития этого замечательного танца – вальса;
  • дать возможность услышать исполнение вальса на
    различных инструментах;
  • продолжать приобщать детей к музыкальной
    культуре и воспитывать художественный вкус.

Программые задачи:

  • расширять кругозор;
  • ознакомить с разнообразием вальсовой музыки
    разных эпох и композиторов;
  • способствовать воспитанию музыкальной
    культуры, культуры слушателя.

Форма проведения мероприятия
лекция-концерт.

Оборудование:

  • праздничное оформление сцены разноцветными
    шарфами;
  • плакат с названием мероприятия “Вальс о
    вальсе”;
  • музыкальные инструменты: баян, аккордеон,
    фортепиано, скрипки, флейта.

Ход мероприятия

Ведущий:

О вальсе сказано немало:
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.


Этот танец вечно юный, один из самых древних и
массовых.. Разумеется, вечных танцев нет. Они тоже
рождаются и умирают. Но из всех танцев ни один не
выдержал такого долгого испытания временем как
вальс.

В 70-х годах XVI века вальсом называли народный
танец, возникший в некоторых областях южной
Германии и Австрии. Это простой народный танец,
который хорошо себя чувствовал в звучании
нескольких инструментов, на которых играли 2-3
музыканта из народа, в широкополых шляпах, и
грубых деревянных башмаках. Музыке характерно
вальсовое сопровождение, размеренный
трехдольный шаг.

Многочисленные разновидности народных
деревенских танцев, бытовавших в южной Германии
и Австрии к началу XVIII века, объединились в одну
группу, получившую название лендлера или
немецкого танца. Большую популярность танец
приобрёл во II половине XVIII века в творчестве
композиторов Моцарта и Шуберта.

Благодаря своей необычайной увлекательности
он проник в аристократический салон, где
великолепно почувствовал себя в звучании
хрупкого клавесина, на котором играли
профессиональные музыканты в шелковых камзолах
и напудренных париках.

Этот естественный как сама жизнь танец стал
популярен на балах в великосветских салонах.

Хранители морали, ревнители этикета не могли
сдержать негодования. То, что кавалер во время
танца держал даму за талию, казалось им
неслыханной вольностью. Вальс пытались
запретить, но он снова возвращался в
великосветские салоны.

Привезённый из Германии в начале XIX века он
долго ютился по задним комнатам, прежде чем
ворвался в передовые салоны.

При французском дворе вальс оставался
запрещённым ещё в 1820 году. Матери предпочитали
вывозить дочерей на балы, где не признают
“судорожных объятий ” вальса.

В изданных в 1800 годах книгах говорилось, что
обществу, цивилизации, религии грозит
“вальсовая зараза” и вальс сравнивался с
холерой и проказой. Консервативное английское
общество допустило вальс на четверть века
позднее, чем большинство других европейских
стран.

Не сразу появился танец и в России, так как
Павел I высочайшими повелениями старался
помешать его распространению, и офицеров,
виновных “в танцевании пляски, вальсеном
именуемой” сразу с балла препровождали на
гауптвахту.

Во времена июльской монархии (1830 – 1848гг.) вальс
всё ещё страдал от дурной репутации, тем более,
что с недавних пор его стали танцевать быстрее на
два счёта, медицина, спеша на помощь морали,
сделала выводы: круговые движения вальса
вызывают приток крови к основным внутренним
органам, сердцу, лёгким, мозгу и нередко приводят
случай в салоне баронессы Т., где во время вальса
молодой человек неожиданно заметил, что с каждым
вращением мадемуазель всё тяжелее повисала на
его руке. Вот такой трудный путь у вальса, но
вместе с тем он стал популярным танцем во всех
слоях европейского общества, особенно в Вене.

Расцвет вальса связан с творчеством
австрийских композиторов Ланнера, Штрауса –
отца, а позднее его сыновей Иозефа и Иоганна,
прозванного “королём вальса”.

Свой талант, своё мастерство он посвятил
танцевальной музыке, прежде всего – вальсу и
оперетте. Его музыка отличается яркостью
мелодии, темпераментом, изящностью.

Искрятся, сверкают вальсы Штрауса, заражая
слушателя неподдельным весельем и
жизнерадостностью.

К.Н. 1 Вальс И. Штрауса “Сказки венского леса”

/фортепиано/

Ведущий:

Великий польский композитор Ф.Шопен написал
всего 14 вальсов, у Штрауса их 500. Но 14 вальсов
Шопена бесценные жемчужины. Под музыку этих
вальсов уже никто не танцевал, они созданы только
для концертного исполнения. Уже позже, под музыку
шопеновских вальсов стали танцевать на сценах
балетных театров.

К.Н. 2 Ф. Шопен “ Вальс №7 до минор”

/фортепиано/

Ведущий:

Большой популярность пользовались романсы –
вальсы. Особое место вальс приобрёл в русской
музыке. Вы знаете много русских старинных
романсов – вальсов, песен – вальсов.

Я помню вальса звук прелестный,
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный —
и песня чудная лилась.
К.Н. 3 Н. Листов “Я помню вальса звук
прелестный”.

/вокал/

Ведущий:

Вы не поверите ребята, но еще каких – нибудь пол
века назад телевизоры, магнитофоны и
радиоприемники имели единицы, а о компьютерах,
видеомагнитофонах, интернэте, плеерах и сотовых
телефонах даже слыхом не слыхивали. Что же было?
Как тогда жили, как отдыхали? А хорошо жили и
отдыхали хорошо. Были проигрыватели и патефоны,
радиоточки, библиотеки, кинозалы. Танцы в школах,
клубах и подумайте, нередко танцевали под
гармошку, баян, аккордеон – еще пол века назад. Да
и сейчас бывает танцуют.

Действительно танцы были одним из самых
доступных и любимых развлечений, способом досуга
всех возрастов. Недаром в клубных афишах писали:
“Кино, после кино танцы!” — которые оказывались
гвоздем клубной программы. Танцевали и во дворах,
и дома и на школьных вечерах.

К.Н. 4 “Фигурный вальс”

/хореография/

Ведущий:

Уже в советское время вальс шагнул из светских
гостиных в массы.

Летним довоенным вечером из парков культуры и
отдыха, танцевальных площадок слышались звуки
духовых оркестров, исполнявшие вальсы
Дунаевского, братьев Покрасс, и прекрасные
старинные вальсы.

Вот он вращается, вот он возник,
Чёрной воды чуть блистающий диск,
Кружиться, кружиться вальс над водой,
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Это над стаей притихших ветров
Встал он Илья Алексеич Шатров
Полузабытый людьми офицер
Вальс сочинивший, на старый манер.
Будет звучать оркестровая медь,
Тенор в саду городском будет петь.
И не сдержавшись у всех на виду
Мальчик заплачет, вдруг в третьем ряду.

К.Н. 5 И. Шатрова “На сопках Манчжурии”

/баян/

Ведущий:

Война она прошла через жизнь многих людей. Но и
в это тяжелое время композиторы писали свои
лирические песни, давая таким образом
возможность солдату пообщаться с близкими
людьми, высказать сокровенные думы свои,
высказать их подруге, невесте, жене, находившимся
где – то далеко, за тридевять земель, в далёком
тылу.

К.Н. 6 Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова

“Школьный вальс”

/вокал/

Ведущий:

Существуют вальсы написанные для оркестра,
фортепиано, скрипки, есть романсы и арии из опер
написанные в ритме вальса. Вальсовые традиции
получили развитие в творчестве Прокофьева,
Шостаковича, Хачатуряна и написаны они не в
традиционной форме вальса.

К.Н. 6 Д. Шостакович “Вальс — шутка”,

/флейта/

Ведущий:

Джаз одно из направлений в музыке.

Джазовое влияние коснулось практически всех
ведущих жанров музыки. Особенностью джаза
является конфликт ритмов, ставшей в последствии
основой специфики джаза. В “эпоху джаза”
джазированию подверглись некоторые танцы, вовсе
не имеющие непосредственного отношения к джазу.
Особенно это коснулось танго, вальса, вальса –
бостона. И танго и вальс прочно вошли в репертуар
джазовых коллективов.

К.Н. 7 Ю. Весняка “Джаз — вальс”

/фортепиано/

Ведущий:

Дойдя до наших дней, вальс приобрел такие черты:
широту и динамичность, необычайную плавность и
легкость.

Евгений Дога замечательный композитор написал
много музыки к кинофильмам. Один из лучших и
самый любимый вальс к кинофильму “Мой ласковый и
нежный зверь”.

К.Н. 8 Е. Дога “Вальс”

/трио скрипачей/

Ведущий:

Легкий, красочный, блестящий вальс звучит в
кинофильме “Метель” по одноименной повести
Пушкина, музыку к которому написал один из лучших
советских композиторов Георгий Свиридов.

К.Н. 9 Г. Свиридов “Вальс — Метель”

/ансамбль скрипачей/

Ведущий:

И завершит нашу концертную программу вальс
современного композитора Е.Доги, в исполнении
дуэта аккордеонистов. Аккордеон очень популярен
во Франции, его “разливистое” звучание
наполнено своеобразным шармом. И сейчас мы с вами
совершим прогулку по Парижским бульварам.

К.Н. 10 Е.Дога “Парижский каскад”

/дуэт аккордеонистов/

Ведущий:

Идут годы, но вальс по — прежнему свеж, он
прекрасен, как в дни своей молодости. Он желанный
гость танцевальных вечеров. К нему никогда не
остывает интерес композиторов. Можно с
уверенность сказать вальс бессмертен. Подобно
сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь
и вновь.

Библиография.

1. Тарасов, В. В мире вальса /В.Тарасов. — М. :
Мелодия, 1989

2. Булычевский, Ю.С, Краткий музыкальный словарь
для учащихся

3. [Текст] /Ю.Булычевский, В.Фомин, -8 –е изд.- Л.:
Музыка, 1986. – 216с. /Музыкальный энциклопедический
словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Советская
энциклопедия, 1990. – 672с.: ил.

4. Фрумкин, В.А. Поговорим о музыке:
Занимательный словарь школьника [Текст] /
В.А.Фрумкин. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, 1968. – 224с.

5. О бальном танце : Немного истории [Текст]
//Молодежная эстрада, 2004.- №3-4. – с.3-7.//

6. Ах, этот вальс!. [Текст] : вальс, вальс – бостон,
медленный вальс, фигурный вальс. //Молодежная
эстрада с.26 – 110.//

Сообщение о вальсе

На чтение 3 мин Обновлено 5 февраля, 2022

Краткий рассказ детям о вальсе поведает Вам много интересного об этом знаменитом танце. Также сообщение о вальсе можно использовать для подготовки к занятиям. 

Содержание

  1. Сообщение о вальсе
  2. Что такое вальс в музыке?  
  3. История вальса
  4. Виды вальса

Сообщение о вальсе

Что такое вальс в музыке?  

Вальс — это танец, который танцуют на свадьбах, выпускных вечерах, Венских балах. Классический вальс характеризуется такими чертами:

  • Ритмичная и быстрая структура. Ритм вальсовых шагов отбивается так—«Раз, два, три. Раз, два, три». 
  • Партнер кладет руку на талию партнерши. Женщина кладет руку на плечо партнеру. Свободные руки замыкают фигуру вальса. 
  • Воздушность, грациозность и легкость в каждом движении.
  • Каждый такт вальса включает 3 доли. Это называется трехдольным музыкальным размером, на который совершаются танцевальные движения.
  • Вальс выполняется в закрытой позиции: партнеры стоят друг к другу лицом. Женщина стоит немного правее. 

История вальса

 Вальс отнюдь не является старинным видом танца. Если сравнить с курантой или аллемандой, то вальс совсем юн: его возраст составляет не больше 2-ух столетий. А вот подробности происхождения танца точно неизвестны. Одна версия гласит, что прародитель вальса – это стремительный немецкий вальцер. Согласно другой версии он произошел от трехдольного танца австрийских и немецких крестьян – лендлера. Его танцевали в паре по кругу. Вроде бы довольно просто, однако в танце присутствовали элементы будущего вальса — движение по кругу, касание талии  партнером и вставание на колено. 

Со временем вальс вошел в аристократические круги, на светские приемы и балы. Вначале его приняли не очень тепло. В 1816 году танец вальс был включен в бальные танцы при дворе. Духовники и религиозные лидеры посчитали его постыдным и развратным, нарушающим нормы нравственности и морали, лишенным целомудрия. На вальс повесили ярлык непристойного и вульгарного и решили, что приличного общества он не достоин. Подобное отношение к танцу наблюдалось во всей Европе.

Однако вальсу удалось выжить. Его с восторгом приняла буржуазия, распространяя танец в танцевальных светских салонах среди горожан. Возможно, вальс бы так и остался «не принятым» в высшем кругу, если б не творчество композиторов эпохи романтизма (например, Ланнера и Штрауса). В ХІХ веке облагороженная вальсовая музыка дала толчок для дальнейшего развития вальсовой хореографии. Она приобрела легкость, грациозность и красоту. В начале ХХ века вальс приняли при дворе. Особенно он пользовался успехом во времена правления королевы Виктории. 

Виды вальса

Вальс танец достаточно разнообразный. Он пережил много видоизменений за свою историю. Сегодня существует много разновидностей этого танца. Наиболее распространенными являются:

  • Венский вальс — стремительный, быстрый, легкий и изящный.
  • Английский вальс — сдержанный, элегантный, требующий хорошей техники и дисциплины. Ему характерны смены темпа, фермат и пауз. 
  • Танго-вальс. Сочетает в себе элементы вальса и танго. Другое название Аргентинский вальс.
  • Фигурный вальс. Этот танец вошел в программу спортивных бальных танцев. Характеризуется выполнением большого количества строгих элементов.

Надеемся, что сообщение о вальсе помогло Вам подготовиться к занятию. А свой краткий рассказ о вальсе Вы можете оставить через форму комментариев ниже. 

Сообщение про вальс

Характеристика танца

Название танца произошло от немецкого слова «walzer», что означает «кружиться». Основа вальса — это плавные вращающиеся движения. А начинающие танцоры обычно представляют себе квадрат, по которому им нужно кружиться.

Классический вальс характеризуется несколькими особенностями:

  • ритмичная и быстрая структура;
  • трехдольный размер;
  • закрытая позиция;
  • грациозность и легкость.

Ритм шагов отбивается на счет три, а каждый такт содержит 3 доли. Именно на них и нужно совершать движения. Партнеры должны стоять лицом друг к другу, а женщина располагается чуть правее от мужчины. Танцор кладет руку на талию партнерше, а она — ему на плечо. Свободными ладонями они замыкают фигуру.

Каждое движение должно быть легким и грациозным.

Вальс — это бальный танец. Если раньше его исполняли только на торжественных приемах, то сейчас он стал частью соревнований. Он включен в Европейскую программу спортивно-бальных танцев.

История и развитие

Вальс впервые появился в 70-х годах ХVIII века, но ближайшие сто лет он был под запретом на балах и приемах. Чопорные аристократы и служители церкви осуждали этот танец. Ведь держать свою даму за талию на глазах у всех было неприличным.

Вальс возник среди простого народа. Но нельзя назвать одну страну, где исполняли этот танец. В нем прослеживаются мотивы сразу нескольких наций:

  • австрийский лендлер;
  • чешский фуриант;
  • французская вольта.

Австрийский лендлер

Лендлер сначала был частью обряда сватовства. Юноша кружил вокруг себя девушку, которая ему понравилась. Так он показывал серьезность своих намерений. Фуриант — настоящее театральное представление. Гордый молодой человек хватал симпатичную партнершу за талию, притягивал к себе и танцевал с ней. А вольта — это постоянные повороты и кружения пар.

Больше всего современный вальс похож на лендлер. Из сельских праздников он попал в дома аристократов благодаря Марии Терезии — эрцгерцогине Австрии. Девушке настолько понравился танец, что она перенесла его в зал своего дворца.

Европейская буржуазия переняла его, им увлеклись даже американцы. А жители СССР все еще считали танец вульгарным. Он только после Великой Отечественной войны появился во многих республиках.

Популярные композиции

Танец повлиял на появление разных направлений музыки: оперы, балета, сюиты. А для пар, исполняющих вальс, композиторы специально писали романтические мелодии. Некоторые из них стали шедеврами мировой классики:

  • «Весенние голоса» Штрауса;
  • «Вальс № 10» Шопена;
  • «Вальс цветов» Чайковского;
  • «Свадебный вальс» Дога;
  • «Школьный вальс» Дунаевского.

Иоганн Штраус

Иоганн Штраус создал свою мелодию в 1882 г., но лишь спустя год представил ее слушателям. Впервые она заиграла на благотворительном вечере в театре Вены «Ан дер Вин». Фредерик Шопен в 19-летнем возрасте повстречал юную Констанцию Гладковскую, в которую влюбился. Но подойти к очаровательной красавице он стеснялся. Тогда свои чувства композитор излил в мелодии, которую и сегодня используют для признания в любви.

Чайковский написал музыку, которая позже стала визитной карточкой балета «Щелкунчик». Ее включили также в советский одноименный мультфильм. Эта композиция считается самой знаменитой работой автора.

«Свадебный вальс» Дога используют многие молодожены в качестве мелодии для исполнения своего первого танца. Впервые он прозвучал в фильме «Мой ласковый и нежный зверь».

В 1950 году Дунаевскому написала школьница из Воронежа. Выпускница хотела сочинить песню, чтобы поблагодарить свою учительницу. И композитор помог ей, создав знаменитый «Школьный вальс».

Известные виды

Можно в сообщении о вальсе кратко рассказать о самых популярных видах этого танца. Они зарождались в разных странах, отличаются некоторыми движениями. Наиболее известные варианты:

  • венский;
  • вальс-бостон;
  • фигурный.

Знаменитый Императорский бал

В конце осени 1876 года «Бургтеатр» представил зрителям оперу под названием «Редкая вещь». Тогда вся труппа переживала серьезный кризис, и это выступление должно было улучшить ее финансовое положение. Опера вызвала настоящий фурор, но больше всего критикам и зрителям понравилось окончание второго акта. Тогда юные пары кружились под музыку, двигаясь легко и изящно.

До сих пор в Вене во время Танцевального сезона знаменитый Императорский бал открывают именно этим вальсом. Серьезной критике подвергаются все составляющие: одежда и украшения, манеры, жестикуляция и даже мимика.

В 1834 году одна дама, миссис Отис, собрала в своем доме в Бостоне богатую публику. Она хотела познакомить гостей с танцем, который учитель хореографии Лоренцо Папанти привез в США из Вены. Хотя он сделал движения более медленными, это не испортило общего впечатления. Вальс-бостон со временем прижился среди представителей аристократического класса. Сдержанные и элегантные па характеризуют этот танец.

Советский Союз долго восстанавливался после Второй мировой войны. Руководство страны следило за развитием культуры. Тогда хореографы пытались обучить других медленному красивому танцу. Позаимствовав движения из венского направления, они создали фигурный вальс. Он отличается упрощенными, но изысканными па.

Талантливые исполнители

Романтичный танец завоевал сердца хореографов, любителей музыки и композиторов. Для многих известных личностей вальс стал своеобразной музой. На его основе свои мелодии создавали талантливые люди:

  • Франц Шуберт;
  • Фредерик Шопен;
  • Александр Грибоедов;
  • Иоганн Штраус;
  • Петр Чайковский.

Композитор Шуберт

Краткий доклад о вальсе может содержать информацию о творчестве этих композиторов. Шуберт часто играл веселые мелодии на фортепиано в венских кабаках. Одна из его импровизаций напоминала вальс. Хотя Шуберт редко записывал композиции на бумаге, некоторые ноты дошли и до сегодняшних дней.

Шопен однажды проводил летние каникулы в деревне Шафарн. На сельском празднике он услышал мелодию, сыгранную на скрипке. На основе этой композиции он создал около 17 разных вальсов. Мелодии Грибоедова остались практически незаметными, хотя в музыкальных обществах Петербурга они были известными.

Штраус учился играть на скрипке в кабаке своего отца. Но родители не хотели, чтобы он был музыкантом. Хотя это не помешало ему написать более 150 вальсов. Чайковский создавал музыку для балетов, опер, романсов. Он писал композиции, которые в нотах передавали описания событий, происходящих на сцене.

Классический дресс-код

Для каждого музыкального направления создан свой комплект одежды, чтобы выполнять сложные движения было комфортно. В небольшом сообщении о танце вальс можно описать дресс-код партнеров.

Мужчина должен быть одет в черный фрак с длинными фалдами и белую рубашку. Обязательно наличие галстука-бабочки. А из обуви лучше выбрать классические оксфорды или лоферы. Разрешено минимальное количество аксессуаров: карманные часы на цепочке, запонки из золота, носовой платок. Если на кавалере нет перчаток из белоснежной ткани, дама может отказать ему в танце.

Классический дресс-код

Для девушки нужно подобрать длинное вечернее платье с пышной юбкой. Плечи должны быть оголены, желательно глубокое декольте. Белые ткани выбирают только те, кто впервые в жизни идут на бал. Остальным непозволительно надевать такое платье. Молодые дамы приобретают наряды светлых оттенков: кремового, голубого, розового, желтого. Замужние леди надевали темные платья — лиловые, красные, синие, черные.

Образ нужно дополнить туфлями на каблуке в тон одежде. А также необходимы длинные перчатки, искрящиеся украшения, миниатюрная сумочка. Волосы обязательно собирают на затылке, оголяя шею и плечи.

Интересные факты

С темой вальса связано множество интересных фактов. Лев Николаевич Толстой обязан ему своей семейной жизнью. Писатель был влюблен в Софью Берс, но боялся сделать ей предложение. На очередном приеме он загадал, что если ее младшая сестра Татьяна сможет правильно взять высокую ноту в композиции «Поцелуй», то он объявит о своих намерениях. И уже через пять минут Софья дала согласие на свадьбу.

В начале XIX века Джордж Байрон в одной из своих работ высмеял новое веяние моды — романтичный танец. Он с иронией относился к вальсу.

Во время Великой Отечественной войны вальсы писали для поднятия боевого духа офицеров и солдат. На музыку накладывали стихотворения поэтов, пишущих о силе и доблести воинов.

Фредерик Шопен и Жорж Санд

Фредерик Шопен постоянно писал музыку в порыве чувств. Он любил выливать в свои композиции сильные эмоции, освобождаясь от них. Каждой возлюбленной — Констанце Гладковской, Марии Водзиньской, Дельфине Потоцкой — он посвящал новую работу.

Известная многим композиция «Собачий вальс» на самом деле не имеет никакого отношения к этому музыкальному направлению. По звучанию мелодия больше похожа на польку — живой и энергичный танец.

Вальс изменил мышление многих хореографов. Благодаря ему танцевальный мир стал выразительнее и раскованнее. Но в то же время к нему добавились душевность, лирика и романтизм. Музыкальное направление развивается и до сих пор, современные композиторы создают уникальные мелодии.

Конспект занятия по теме «Вальс» разработан в соответствии с  требованиями ФГОС для учащихся 2-го года обучения  творческого объединения»Мир танца».

Просмотр содержимого документа

«Конспект занятия по теме «Вальс»»

МБОУ ДО «Центр детского творчества»

План-конспект занятия по теме «Вальс»

(занятие в рамках конкурса «Много занятий хороших и разных»)

учрежденческий уровень

Педагог: Н.В.Головкина

Березовка, 2015.

План-конспект занятия для учащихся 2 года обучения (2 класс).

Тема «Вальс»

Цель: сформировать представление у детей о бальном танце – вальсе; создание условий, способствующих повышению эмоциональной и музыкальной активности учащихся, познакомить детей с историей вальса, движениями вальса, музыкальным размером ¾.

Задачи:

Обучающие:

— познакомить с танцем вальс; историей вальса; техникой исполнения вальса.

— научить работать с различными источниками информации в ходе групповой работы;

— выучить этюд «Вальс осенних листьев»

Воспитывающие:

способствовать:

— воспитанию эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);

— привитие уважения к особенностям и традициям бальных танцев.

Развивающие:

развивать:

— кругозор, чувство ритма, музыкальный слух и память;

— умение работать в коллективе;

— способность учащихся к сотрудничеству;

коммуникативные умения.

Прогнозируемые результаты:

Предметные результаты:

— познакомятся с историей вальса, характером музыки, муз.размером ¾ ;

— научатся работать с разными источниками информации в ходе групповой работы;

— разучат этюд «Вальс осенних листьев».

Личностные результаты:

— развитие познавательной мотивации;

— формирование способности к сотрудничеству

Метапредметные результаты:

— умение планировать и оценивать свою деятельность;

— умение работать в группе и парах;

— умение работать с разными источниками информации, делать выводы.

Методическое обеспечение:

План-конспект открытого занятия, презентация.

Материально-техническое обеспечение:

Проектор, экран, ноутбук, магнитофон.

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность учащихся.

Примечание.

1.

Организационный момент.

Построение в шахматный порядок.

Пед: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем танцевальном зале. Мне хочется узнать с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. А определим мы это с помощью листочков. Какое время года сейчас?

Дети: Осень.

Пед: А что происходит осенью с листьями?

Дети: Листья опадают с деревьев.

Пед: Правильно. Осенью мы наблюдаем осенний листопад. Вот и у нас сегодня с вами прошел листопад. Выберете себе листок, соответствующий вашему настроению и прикрепите его на свою осеннюю веточку.

(внимание на экран).

— 3 листочка – настроение бодрое, активное, хочется прыгать, играть, танцевать.

— 2 листочка – настроение спокойное, хочется слушать, спокойно играть, немного танцевать, а где-то просто постоять.

— 1 листочек – мне трудно понять своё настроение, и не слишком хорошее и не слишком плохое.

(определение настроения).

Ну, что ж, с настроением определились, и мы начинаем наше занятие.

Есть в музыке и танце

Движенье, ритм и тон.

А мы начинаем занятие

Встаем все на поклон.

Построение.

Дети прикрепляют листочки, комментируют настроение.

Поклон.

5 сек.

1 мин.

15 сек.

2.

Актуализация знаний. Сообщение темы занятия и постановка учебных задач.

Пед: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на праздник. Но на какой праздник мы отправимся, попробуйте догадаться сами.

(фрагмент бала)

Пед. Мы отправляемся с вами на бал. А так как у нас осень, мы отправимся на осенний бал. Какой танец был популярен на балах?

Дети: вальс.

(если дети затрудняются назвать вальс, то педагог задает наводящий вопрос: Этот танец всегда танцуют школьники на выпускном бале?)

Пед: Конечно, это вальс. Итак, как вы думаете, какая у нас сегодня тема занятия?

Дети: Вальс.

Пед: А что вы знаете о вальсе? Что хотели бы узнать? Предлагаю ответить на 3 вопроса. Перед вами вопрос и три варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ. Если не знаете, ставите минус.

Вопросы:

Где зародился вальс?

А) Австрия

Б) Германия

В) Россия

Музыка вальса -…..

А) быстрая

Б) медленная

В) медленная и быстрая

Движения вальса — …

А) быстрые, легкие

Б) плавные, кружащие, легкие

В) быстрые, резкие.

(дети работают с вопросами).

Пед. Давайте оценим свою работу. Если вы ответили на все вопросы, то крепите к своей веточке 3 листочка, если ответили на 2 вопроса, то крепите 2 листочка, если на один или вообще ни на один, то крепите – 1 листочек.

(дети оценивают свою работу).

Пед. Я думаю, наша задача сегодня, на наши вопросы найти ответ. Вы со мной согласны?

Итак, задачи.

  1. История вальса.

  2. Музыка вальса.

  3. Особенности техники исполнения вальса.

  4. Разучить этюд «Вальс осенних листьев».

Формулируют тему занятия

Учащиеся отвечают на вопросы .

Оценивают свою работу.

Определяют задачи на занятие.

10 сек.

30 сек.

30 сек.

20 сек.

3.

Открытие детьми нового знания.

Предлагаю разбиться на группы и поработать в группах. Первая группа поработает с текстом и узнает об истории танца.

Вторая группа поработает с музыкой и текстом, расскажет нам о характере музыки.

Третья группа поработает с видеоуроком. Вы нам расскажете о технике исполнения, об особенностях.

У каждой группы есть вопрос, на который вы должны найти ответ. Время работы в группе 2 мин.

Текст 1 группы.

Вальс — романтический, парный бальный танец, один из любимых танцев во все времена. Именно вальсом открыла свой бал Наташа Ростова в романе Льва Толстого «Война и мир». Этот роман вы будете читать в старших классах по литературе в школе.

Именно под звуки вальса выпускники покидают школьный двор.

Зародился вальс в столице Австрии — Вене.

Вальс всегда кружится, ведь слово вальс от немецкого означает кружиться.

Текст 2 группы.

Вальс очень популярен у композиторов классиков. Впервые известен нам по произведениям австрийского композитора Иоганна Штрауса. Исполняется под музыку с тремя ударами в такте. Музыка вальса может быть медленной, степенной, быстрой и стремительной. Музыку вальса всегда можно отличить ощущением легкого кружения. Вальс писали и такие известные композиторы как Шопен, Чайковский, Прокофьев, Глинка.

Текст 3 группы.

Техника исполнения.

Исходная позиция – шестая. Шаг исполняется со скольжением, плавно и слитно, как бы скользя по паркету. Для вальса характерно покачивание вверх – вниз. В танце дама находится с правой стороны от кавалера.

(Дети работают в группах).

Пед: Ну, что, время истекло. Выберите в группе того, кто будет отвечать на вопрос. (Ответы детей, комментарий педагога).

Пед: А вы знаете, почему дама находится с правой стороны от кавалера, а не с левой?

(Ответы детей)

Пед: До XIIIв. мужчины были обязаны носить шпагу даже во время праздников и больших балов. Из этой традиции и вышло правило, по которому, выходя на танец, дама находилась справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть в полной готовности защитить даму.

Пед: А сейчас, каждый оцените свою работу в группе.

Если вы нашли ответ на вопрос, активно работали в группе, совещались – крепите 3 листочка.

Если вы нашли неполный ответ на вопрос, у вас возникли затруднения, вы не активно работали в группе – то крепите 2 листочка.

Если не смогли найти ответ на вопрос, не принимали участие в работе группы – то крепите 1 листочек.

(Самооценка работы детьми и оценка педагога).

Пед. Сейчас я предлагаю вам перейти к решению 4-ой задачи, это разучивание этюда «Вальс осенних листьев».

Но прежде чем, перейти к постановке танца, давайте разучим элементы вальса.

Делятся на группы.

Работа в группах.

Сообщение нового материала.

Оценивают свою работу.

5 сек.

2 мин.

3 мин.

15 сек.

4.

Применение новых знаний.

Пед: Сегодня мы разучим вальсовый шаг вперед, назад; шаг в сторону; кружение на полупальцах, закрытая перемена вперед.

Еще раз обращаю ваше внимание на то, что И.п. – 6 позиция. Шаги исполняются плавно, слитно, как бы скользя по паркету, с постепенным подъемом на п/п и опусканием. Спина ровная, чем ровнее, тем лучше.

(Идёт разучивание элементов вальса).

Пед: А сейчас я предлагаю разучить небольшой этюд. Наше занятие началось с осеннего листопада. Возьмите себе по 2 листочка. Они помогут нам разучить «Вальс осенних листьев».

(разучивание этюда)

Пед: А сейчас каждый оцените свою практическую работу.

Если вы во время танца исполнили все элементы, сохраняли красивую осанку, следили за техникой исполнения – прикрепляете 3 листочка.

Если вы во время танца исполнили все элементы, не всегда следили за техникой исполнения, осанкой, улыбались – крепите 2 листочка.

Если вы во время танца исполнили не все элементы, не следили за осанкой, техникой исполнения, не улыбались – 1 листочек.

(самооценка детей, комментарии педагога)

Пед: Молодцы, ребята! Вы отлично справились и с этим заданием.

Разучивание элементов вальса.

Разучивание этюда.

Оценка практической работы

15 мин.

15 мин.

30 сек.

5.

Итог занятия.

Пед: Наше занятие подходит к концу, я предлагаю ещё раз вернуться к задачам нашего занятия.

Как вы думаете, выполнили мы сегодня задачи, которые ставили с вами в начале занятия?

-Давайте проверим.

(ответы детей на вопросы).

Рефлексия.

Давайте подведем итог:

Если вам на занятии все было интересно, легко, доступно и у вас отличное настроение- крепите 3 листочка.

Если вам на занятии было не все понятно, некоторые задания были сложными, настроение у вас хорошее – крепите 2 листочка.

Если вам на занятии было трудно, многое непонятно, настроение у вас не очень хорошее – крепите 1 листочек.

(Педагог и учащиеся комментируют работу в течение занятия).

Пед: Ребята, наше занятие подошло к завершению. Посмотрите, какой замечательный яркий осенний букет вы сегодня собрали. Благодарю вас за работу. На следующем занятии мы продолжим изучать элементы вальса. Давайте скажем друг другу спасибо за работу.

Посмотрите, какие у вас получились замечательные осенние деревья, у кого-то еще полные листвы, а у кого-то уже опавшие. И мы возвращаемся с вами с нашего праздничного бала через красивый осенний лес.

Есть в музыке и танце

Движенье ритм и тон.

А мы закончили занятие

И сделаем — поклон.

(Дети делают поклон).

Пед: Занятие окончено. Всем спасибо.

Делают выводы

Самооценка деятельности всего занятия.

Комментарий педагога

Поклон.

30 сек.

1 мин.

30 сек.

10 сек.

Вальс: История танца. «Вальс устарел», — Говорит кое-кто, смеясь. Век усмотрел В нем отсталость и старость… Действительно, есть ли сегодня человек, для которого ничего не значат, которому ничего не говорят звуки вальса ? То упоительно веселые, то сладостно грустные… С ним связаны воспоминания наших родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. «Робок, несмел наплывает мой первый вальс »… Немного знаний об истории танца мы почерпнем из статьи журнала «Семья и школа», год. Сколько же лет живет этот танец? Бурной и шумной была молодость вальса. Он прошел через гонения, нападки, он выдержал долгую борьбу. Вальс появился в то время, когда бытовые танцы по характеру своему были строго регламентированы.

Отношения кавалеров и дам чопорны, танцующие были похожи на марионеток. У Мопассана есть рассказ, герой которого — студент встречает в пустынных уголках Люксембургского сада старичков, которые показывают, как танцевали менуэт во время Людовика XV (1715 — 1774 год). «Они двигались взад и вперед, по-детски жеманясь, улыбались друг другу, наклонялись, кланялись, подпрыгивали, точно две старые куклы, которым дает движение какой-нибудь старый испорченный механизм, сделанный когда-то рукой искусного мастера по правилам его времени». Призраки учтивого века… И вот когда на городские площади, в великосветские салоны, на увеселительные балы ворвался танец свободный, естественный, как сама жизнь, как то чувство, которое увлекает и кружит влюбленных, ревнители этикета, хранители морали не могли сдержать негодования. Само кружение партнера с дамой, то, что он держит даму за талию, казалось неслыханной вольностью. «Это грозит нравственным устоям общества, танец — это церемониал, он не должен отражать чувства танцующих», — говорили законодатели балов. «Танец должен иметь душу», — возражали роман¬тики, защищавшие вальс. Этот танец был созвучен самой эпохе, в которую и наука и искусство ставили в центр внимания человека, его естественные потребности, социальные устремления, общественные связи. Тем большую ненависть вызывал он у охранителей старины. «Я вполне понимаю дам, с таким увлечением танцующих этот танец, вальс, — но как они допускают, чтобы его танцевали их дочери?»— эта фраза принадлежит одному из общественных деятелей Франции начала XIX века. В предписаниях российской полиции при Павле I (1796 — 1801 год) значилось запрещение употреблять пляски, именуемые «вальсеном».

Вальс пытались убить, выгнать за дверь, но он расцветал на площадях и возвращался обратно в светские салоны. Ритмы вальса задолго до официального рождения существовали в народных песенках. Среди них особую любовь получила песня «Ах, мой милый Августин», известная и нам. Под нее танцевался медленный танец дреер — прямой предшественник вальса. Вальс запрещали, а он — дитя народного искусства — мужал, набирал силу. Но вот появились композиторы — короли вальса. И тогда под звуки музыки Ланнера (1801 — 1843) и великого Иоганна Штрауса (1825 — 1899) затанцевала Вена, а за Веной весь мир.

ИСТОРИЯ ВАЛЬСА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Вальс стал «королем танца». Вальсы танцевали и пели. Появились национальные разновидности вальса. Вальс стал классикой бытового танца. Классика в искусстве потому и называется классикой, что она прошла испытание временем.

Каждое время может черпать из этой классики свое, может заново прочитывать ее. Такой разный вальс… В сокровищнице танцевального искусства, пожалуй, нет танца более лаконичного, простого и одновременно сложного, потому что он требует благородной простоты, изящества. Нет танца более эмоционального, возвышенного и естественного, близкого природе человеческой. И нет танца более разнообразного. Вальсы бывают лирические, бравурные, искрометно веселые.

Бывают и трагические — вспомните вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» — предчувствие трагического исхода звучит в музыке. И пробуждение первого юношеского чувства в вальсе Наташи из оперы Прокофьева «Война и мир». «Смеётся вальс над всеми модами века…» Может быть, потому, что он многое может выразить. И не только в искусстве, просто — в быту. В разном настроении, в разном возрасте вальс будут танцевать по-разному, и о разном он будет рассказывать.

Только одного не допускает вальс — расхлябанности, некорректности в отношениях партнеров. Тогда он вянет, теряет свою прелесть. Вот заметьте: когда на вечере объявляют вальс, первое движение мужчины — подтянуться, стать стройнее, поправить галстук, а лотом уже подойти к даме. Да, вальс не устаревает потому, что в нем с особой полнотой раскрываются взаимоотношения мужчины и женщины. Как бы ни менялись времена, женщина будет ценить в мужчине его силу, возможность довериться ему, найти в нем покровителя, а мужчины будут, наверное, всегда, если не говорить, то ощущать, что сила женщины — в ее слабости. И какой танец, как не вальс, выражает эту доверчивость женщины, которую увлекает, кружит партнер!

Для того чтобы провальсировать 5—10 минут, мужчина должен проявить незаурядную силу и ловкость, а от женщины требуется легкость, грация и умение положиться на партнера. Весь танец — ответственность мужчины за женщину. Красиво танцуют вальс те, кто умеет выразить в нем и чувство собственного достоинства и целомудренное, уважительное отношение к женщине. В известном смысле этот танец становится проверкой самого себя. Красиво танцует вальс тот мужчина, который, увлекая партнершу в круженье, не стиснет ее, как в клещах. Красиво танцует вальс та женщина, которая свободно положит руку на плечо партнера, а не повиснет у него на шее. Порой, когда смотришь некоторые современные танцы, то замечаешь, что движения мужчин и женщин по характеру своему не разнятся, их взаимоотношения в танце небрежны, а то и вовсе не видны.

Вальс сохраняет самое прекрасное, что есть в женщине, — ее женственность. И самое достойное в мужчине — его рыцарственность, благородство. Твист и чарльстон — Вы заполнили шар земной. Вальс оттеснен, Без вины виноватый… Жизнь идет вперед. Рождаются новые танцы. Вальс «оттеснен» не только модой. Он требует простора, на вечеринках в маленьких квартирах не очень-то повальсируешь, да и на танцплощадках, где набивается множество народу, тоже не развернешься.

Жалко, что у нас исчез распорядитель танцев — молодой человек, следивший за соблюдением правил, часто он становился душой балов. И всегда особенно торжественно он объявлял вальс. Пусть проходят года. Все равно никогда Не состарится вальс. Я не считаю вальс единственным хорошим бальным танцем.

Я не рекомендую танцевать только его. И в танго, и в фокстроте, и в чарльстоне есть своя прелесть. Но думаю, что не ошибусь, если скажу, что все, кто танцует вальс история танца , получают истинное удовольствие.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Смотрите также

  • ИСТОРИЯ ТАНЦА ВАЛЬС ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Вальс в русской культуре. «Я помню вальса звук прелестный» — при этих словах в сознании русского человека, независимо от его возраста, а также…

  • КАК НАУЧИТЬСЯ ТАНЦЕВАТЬ ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Восточные танцы для начинающих детей. Родители часто задумываются над тем, в какой танцевальный кружок или студию записать своего ребенка. Существует…

  • ВАЛЬС ДЛЯ ДЕТЕЙ ВИДЕО ТАНЕЦ

    Спорт видео. Спорт видео. ☺ Как МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС ДЕТИ танцуют в 6 лет. Детский вальс танец./Любимые Дети. Видео. ☺ Как МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС ДЕТИ танцуют в 6…

  • КАК ТАНЦЕВАТЬ ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Скромность и сексуальность в одном флаконе – восточные танцы. Вряд ли нашелся бы человек, которому не нравится искусство восточного танца. Красивые и…

  • ИСТОРИЯ ТАНЦА ХИП-ХОП ДЛЯ ДЕТЕЙ

    HIP-HOP (Хип-Хоп) ДЕТИ. Направление Hip-Hop для детей – это современное танцевальное направление, наиболее актуально для подвижных, активных детей….

Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев

Вальс

История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет. По временным меркам, это очень молодой и юный танец, что полностью отражено в его характере, стремительном, легком и жизнерадостном. Но приковывает он взгляд не только энергичностью. Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе. Чтобы заслужить подобный «статус», этому танцевальному направлению пришлось многое пережить. Предлагаем узнать, что именно.

Историю вальса и множество интересных фактов об этом танце читайте на нашей странице.

Что такое вальс?

Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться. Основу вальса составляет именно плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу. Обычно начинающим танцорам предлагают мысленно представить большой квадрат, по которому им и предстоит вальсировать. Но это не единственная особенность танца.

Что такое вальс?

Для классического вальса характерно:

  • быстрая и ритмичная структура. «Раз, два, три. Раз, два, три» — так отбивается ритм вальсовых шагов;

  • трехдольный музыкальный размер. Это означает, что каждый такт включает три доли, на которые и совершаются движения;

  • танец исполняется в закрытой позиции, когда партнеры стоят лицом друг к другу. При этом женщина располагается чуть правее;

  • одна рука мужчина находится на талии партнерши. Она, в свою очередь, кладет руку ему на плечо. Свободными руками танцоры замыкают фигуру для исполнения вальса;

  • легкость, воздушность и грациозность в каждом движении.

Вальс относится к бальным танцам, то есть его исполняют двое — мужчина и женщина. Если раньше его танцевали на балах, то теперь на торжественных мероприятиях и соревнованиях. Европейская программа спортивно-бальных танцев обязательно включает медленный и венский вальсы.

Популярные вальсы

вальс «Весенние голоса»

Иоганн Штраус «Весенние голоса». Композиция написана в 1882 году, но услышать ее в первый раз ценителям музыки довелось лишь через год. Она прозвучала на благотворительном концерте в венском театре «Ан дер Вин».

Иоганн Штраус «Весенние голоса» (слушать)

Фридерик Шопен «Вальс №.10». Это настоящая исповедь молодого и талантливого композитора. Мелодия была написана им в начале творческого пути, когда ему повстречалась Констанция Гладковская. Девятнадцатилетний юноша долго не решался подойти и познакомиться с очаровательной особой, поэтому музыка стала для него спасением от избытка переполнявших чувств.

Фридерик Шопен «Вальс №.10» (слушать)

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик»). Эта композиция, написанная в ритмах вальса, по праву считается самой знаменитой работой автора. Она известна даже тем, кто ни разу не был на балете — трогательная, нежная мелодия звучит в советском мультфильме «Щелкунчик».

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (слушать)

вальс цветов

Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»). Всего одна-единственная летняя ночь понадобилась Евгению Дмитриевичу, чтобы написать завораживающую по красоте вальсовую композицию. В ней соединились романтика и трагичность — два главных чувства, сопровождавших героиню киноленты Ольгу Скворцову. Мелодия до сих пор считается самой известной среди киновальсов, написанных советскими композиторами. Ее часто выбирают в качестве первого танца молодожены.

Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (слушать)

И.О. Дунаевский «Школьный вальс». Именно эта мелодия символизировала окончание школы у советских школьников. Песня была написана в 1950 году. На ее сочинение композитора подвигло письмо выпускницы воронежской школы. Она вместе с одноклассниками никак не могла написать песню, в которой бы звучали слова благодарности своей учительнице. Не смог и Исаак Осипович. Вместо этого он написал «Школьный вальс», который звучал в каждой школе, а не только в одной воронежской.

И.О. Дунаевский «Школьный вальс» (слушать)

История вальса или «О времена! О нравы!»

история вальса

Это выражение, произнесенное древнеримским мыслителем Марком Туллием Цицероном, как нельзя лучше описывает момент зарождения и развитие вальса. Аристократы и церковные деятели посчитали его неприличным и постыдным. Особенно возмущались чопорные англичане. Как это можно, обнимать барышню за талию на глазах у всех! Поэтому практически весь XIX век вальс на европейских балах был под запретом. Даже Екатерина II не признавала его.

Мнение высших чинов мало волновало простой народ, среди которого и возник вальс. Ауэрбах Лев Давыдович, советский музыковед, относит его рождение к 70-м годам XVIII века. При этом назвать единственную страну, повинную в «развращении» общества, невозможно. Истоки вальса прослеживаются как минимум в трех национальных танцах:

  • чешский фуриант — настоящее представление, где молодой гордец притягивает к себе девушку за талию и начинает танцевать с ней под веселые песни;

  • французская вольта — это парный танец, для которого характерны различные повороты;

  • австрийский лендлер изначально представлял собой обряд сватовства, но позже превратился в быстрый танец, где юноша вращал понравившуюся девушку вокруг себя.

Лендлер

Получается, своим появлением вальс обязан многим танцам. Однако, его столицей принято считать Австрию из-за большего сходства танцевальных па с лендлером.

Примечательно, что и фуриант, и вольта, и лендлер — народные танцы. То есть их танцевали в деревушках и селах на различных праздниках. Как они попали на императорский двор? Его распространению в высших слоях общества помогла эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия. Ей настолько понравился лендлер, что она решила перенести его в роскошные залы своего дворца. Так родоначальник вальса оказался в центре внимания европейских вельмож. Великосветские нравы стали вытесняться простотой движений и свободой выражения чувств. Постепенно танец менялся, превращаясь в тот вариант, о котором не перестают говорить до сих пор.

Ограничения по времени, полный запрет, всевозможные гонения — все это было в истории вальса. Пока светское общество критиковало вальс, им наслаждалась французская буржуазия и другие слои населения Европы, которые были далеки от причуд аристократов. Его успели перенять даже американцы.

Одновременно танец оказывал сильное влияние на развитие различных музыкальных жанров: оперу, балет, сюиту. Специально для вальсирующих пар сочинялись красивые и великолепные мелодии, ставшие мировой классикой.

Полную свободу вальс приобрел в 1888 году благодаря Вильгельму II, последнему германскому императору. Теперь влюбленные могли без тени смущения наслаждаться любимым танцем и бесконечно кружиться по великолепным залам.

В настоящее время интерес к вальсу не столь ярок как в былые времена. Это танец больше интересует профессиональных танцоров и настоящих эстетов. Создаются школы, отдельные студии, где каждый желающий может научиться выполнять вальсирующие движения. Используются па в концертной и конкурсной деятельности танцевальных групп. При этом многие преподаватели танцев любят вальс за его сочетаемость с другими жанрами — в результате получается красивое выступление, где история переплетается с современностью.

Интересные факты

  • Вальс буквально связал узами брака Льва Николаевича Толстого и Софью Андреевну Берс. Дело в том, что граф все никак не мог решиться сделать предложение своей возлюбленной. Томясь в нерешительности в доме Софьи Андреевны, он загадал: если ее младшая сестра Татьяна хорошо споет верхнюю ноту в вальсе Ардити «Поцелуй», то он сразу же сделает предложение. Таня не подвела — через 5 минут Соня стала невестой великого писателя.

  • В годы Великой Отечественной войны композиторы не забывали про вальсы, накладывая трогательную музыку на стихи поэтов. «В лесу прифронтовом» М. Блантера, «Песенка о фонарике» Д. Шостаковича, «В землянке» К. Листова — некоторые примеры композиций, написанных в этом жанре для поднятия боевого духа.

  • Английский поэт Джордж Байрон в начале XIX века иронично высказывался по поводу вальса. Он даже сочинил одноименную поэму, где высмеял веяния моды.

  • Писать вальсы под влиянием чувственного опыта, любви и нежности было в духе Фридерика Шопена. На его творческом пути встретилось несколько очаровательных муз: Констанция Гладковская, Дельфина Потоцкая и Мария Водзиньская.

  • Известная многим пьеса «Собачий вальс» не имеет ничего общего с жанром, заявленным в названии. Композиция по размеру больше похожа на польку.

В чем танцуют вальс?

Платье для вальса

Чтобы понять, какой дресс-код для вальса считается классическим, достаточно хотя бы один раз оказаться на венском Оперном балу. Здесь царит идиллия ушедших эпох, воссозданная настоящими ценителями любимого многими танца.

Черный фрак с удлиненными фалдами сзади, белая сорочка и такого же цвета галстук-бабочка — обязательные элементы одежды для мужчин. На ногах исключительно классические модели обуви — оксфорды или лоферы с удлиненным мысом. Из аксессуаров позволительны золотые запонки, белый носовой платок, карманные часы на цепочке и белые перчатки. Раньше дама могла отказать кавалеру в танце, если тот стоял перед ней без перчаток.

Для женщин обязательно платье в пол с пышной юбкой для удобства передвижения по залу. При этом желательно, чтобы плечи были оголены, а декольте отличалось глубоким вырезом. Цвета самые разные, кроме белого. Белоснежный наряд — привилегия тех, кто впервые оказался на балу. Дополняют образ туфли на каблуке, сверкающие украшения, перчатки и миниатюрная сумочка. Волосы должны быть собраны и открывать шею.

Виды вальса

Венский вальс

Венский вальс. 17 ноября 1786 года в венском театре «Бургтеатр», который считался одним из самых престижных в Австрии, прошла премьера оперы «Редкая вещь». На новое произведение возлагали большие надежды, поскольку театр переживал кризис. Выступление артистов произвело впечатление на публику. Но больше всего театральным знатокам запомнился финал второго акта, в котором девушки танцевали под музыку с названием «Вальс». Это было начало венского вальса, завоевавшего весь мир своей красотой.

Подтянутый корпус, никакого намека на манерность, легкость и изящество в движениях — все это характерно для этой разновидности вальса. Создается впечатление, что пара словно парит в воздухе, едва касаясь пола. Партнеры мягко и одновременно быстро передвигаются по залу, очаровывая окружающих своей грациозностью.

Интересно, что до сих пор каждый год жители Вены возвращаются в прошлое, чтобы насладиться вальсом и отдать дань традициям. Танцевальный сезон открывает Императорский бал, на котором гости в роскошных нарядах начинают кружиться по залу. Особое внимание уделяется соблюдению бальных манер: от выбора аксессуаров к костюму до приглашения партнерши к танцу. Хотя встречаются места, где классика уступает место неформальной обстановке.

 виды вальса

Вальс-Бостон. В один из дней 1834 года в бостонском особняке миссис Отис собралось много знатных особ. Поводом для встречи стало знакомство с новым танцевальным направлением, вальсом. Идея привести частицу венской культуры в США принадлежит Лоренцо Папанти, бостонскому учителю танцев. Но в отличие от оригинала, он представил публике более медленные вальсирующие движения.

Как отреагировала американская общественность на европейские традиции? Изначально негативно. Высшие чины назвали вальс непристойным занятием. Но к середине XIX Новый Свет был покорен, а танец получил свое название — вальс-бостон.

У этого направления существует и другое название — английский вальс. Дело в том, что американская версия не раз пыталась завоевать расположение европейцев, которые снисходительно относились к «чужаку». И только в начале XX века вальс-бостон полюбился жителям Старого Света. Особой популярностью он пользовался в Лондоне, где возникло невероятное количество разновидностей этого танца на медленный манер. Каждый танцор пытался создать свой вариант, самый красивый и прекрасный.

Вальсу-бостон присущи сдержанность и элегантность в движениях. Партнеры движутся в медленном ритме, совершая длинные, скользящие шаги. Это и отличает его от других разновидностей.

 

Фигурный вальс. Середина XX века для СССР была временем бурного индустриального развития. Страна восстанавливалась после страшной войны. Не забывало руководство и о культурной стороне жизни советского народа. По мнению Верховного Совета, граждане должны были научиться танцевать по-советски. Для этой цели была разработана программа бальных танцев, которая включила и фигурный вальс.

Фигурный вальс — это упрощенный вариант Венского. Он лишен сложных по исполнению движений. Основа танца строится на кружении. При этом партнеру разрешается вставать на одно колено и вращать свою спутницу вокруг себя. Благодаря своей простоте и романтичности, эта разновидность вальса стала первым танцем молодоженов на свадьбе.

Вальс и музыка

Вальс и музыка

Быстрому, романтичному танцу удалось завоевать сердца не только светских людей Европы, но и композиторов. Именно вальс стал музой для многих известных личностей, чья жизнь была наполнена музыкой.

  • Франц Шуберт любил радовать своих друзей веселой игрой на фортепиано в одном из венских кабаков. Он импровизировал различные мелодии, среди которых чаще всего звучал вальс. Пока Франц виртуозно перебирал клавиши, окружающие танцевали. Он не стремился записывать все сочиненные на ходу композиции. На бумаге остались лишь самые яркие и запоминающиеся, которым автор не давал названий. Это не помешало вальсам Шуберта стать музыкальным наследием.

  • Знакомство юного Фридерика Шопена с вальсом, вероятнее всего, произошло в деревне Шафарне, где он проводил летние каникулы. Не обходился отдых и без сельских праздников, на которых молодежь вальсировала под звуки скрипки. Чести танцевать с молоденькой панночкой удостоился и Фридерик. С этих пор его мир был навсегда наполнен вальсом. Всего он сочинил 17 композиций, вернее, только они дошли до нас в печати.

  • Александр Сергеевич Грибоедов питал страсть к двум видам искусства: литературе и музыке. И если комедия «Горе от ума» известна многим со школьных времен, то два его вальса для некоторых остались незамеченными. Почему их только два? К сожалению, Александр Сергеевич редко записывал свои произведения на нотной бумаге, хотя и был популярен в московском и петербургском музыкальных обществах.

  • Игре на скрипке юный Иоганн Штраус обучался у музыкантов, выступавших в кабачке его отца. Но Франц Штраус был против того, чтобы сын музицировал — мальчика отдали в ученики к переплетчику. Но наперекор всему жизнь свела его с миром музыки. Штраус сочинял оригинальные вальсы и первоначально играл их в трактире «У пылающего петуха». Всего он написал более 150 вальсов и стал одним из создателей Венского вальса.

  • Композитор-драматург Петр Ильич Чайковский с удовольствием сочинял вальсы для опер, балетов, романсов и сюит. Благодаря ему жанр приобрел иное звучание: он стал не только поводом для танца, но и выразительным средством. При звуках вальса Чайковского перед зрителями разворачиваются красочные сцены, наполненные разнообразными бытовыми деталями.

  • Можно ли с помощью вальса обрисовать жизнь заводских рабочих? Да. Это удалось Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Он написал два вальса на старинный манер для фильма «Златые горы» о петербургских заводчанах. Шостакович всегда мечтал писать легкую и широкодоступную музыку. Вальс помог ему воплотить эту мечту.

С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, Гектор Берлиоз, Морис Равель… Перечислять имена композиторов, которые сочиняли вальс, можно долго. Лучше насладиться их произведениями и позволить себе кружиться в такт музыке.

Вальс изменил танцевальный мир. Он сделал его выразительнее и раскованнее, лиричнее и душевнее. Наверное, поэтому он продолжает жить в сердцах миллионов людей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вальс

  • Рассказ про вальс для 2 класса по музыке
  • Рассказ про валентину терешкову
  • Рассказ про валентина и женю первый раз
  • Рассказ про вавилонскую башню
  • Рассказ про вавилонского царя хаммурапи