Князь Олег Вещий – один из полулегендарных основателей древнерусского государства, чья биография во многом до сих пор является предметом споров среди историков, слишком много мифов за тысячелетие собралось вокруг этой фигуры и слишком мало достоверной информации сохранилось.
За время своего правления Олег смог расширить влияние дома Рюриковичей – объединил северный и южный центры расселения восточных славян, покорил несколько из проживающих поблизости от Киева племён, а также совершил успешный поход на столицу Византийской империи.
Происхождение
О родителях князя Олега ничего не известно. В летописях упоминается, что он был родственником или членом дружины князя Рюрика, призванного вместе с братьями Синеусом и Трувором в 862 году.
Согласно приводимой В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи[1]В. Н. Татщиев, “История Российская” кн 1, гл 4, Олег был шурином (т.е. братом жены) Рюрика и варягом.
Учитывая, что в летописях несколько раз упоминается, что во время княжения в Киеве Олега всегда окружали варяги, а с 882 года он установил Новгороду ежегодную дань в пользу варягов – он скорее всего и сам принадлежал к этому социальному классу.
Худ. В. Васнецов (1909 г.)
Смерть Рюрика и начало правления Олега Вещего
В 879 году князь Рюрик перед смертью назначил при своём малолетнем сыне Игоре регента – Олега. Очевидно, что такую миссию он мог возложить лишь на одного из самых близких людей, надеясь, что наставник сможет не только воспитать его сына, но и не станет узурпировать власть.
По данным В. Н. Татищева Олег приходился малолетнему княжичу Игорю дядей, соответственно такое поручение было вполне логичным.
Раздел о Рюрике
Поход на Юг: захват Смоленска, Любеча и Киева
Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег собрал большое войско: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей. Князь начал продвигаться на юг и взял города Смоленск и Любеч, посадив там верных ему воинов в качестве гарнизона. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили Аскольд и Дир[2]Происхождение Аскольда и Дира является предметом споров
историков до сих пор – согласно разным версиям
они были или соплеменниками Рюрика, отпросившимися
ранее в поход на Царьград, но остановившиеся в Киеве,
или отдельными независимыми варягами, занявшими город,
также есть версия о происхождении Аскольда и Дира
от легендарных основателей Киева – Кия, Щека
и Хорива.. Олег высадил часть своей дружины на берег, чтобы те устроили засаду, а оставшимся на кораблях приказал также не показываться на виду. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям:
«Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.».[3]Никоновская летопись
Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им:
«Вы нєста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ · но азъ єсмь роду кнѧжѧ»
(«Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду»).
«а сє єсть Рюриков Игорь кнѧжичь»
(«а это сын Рюрика Игорь, княжич»)
и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.
худ. К. В. Лебедев
Географическое положение Киева в более благоприятных условиях южных земель позволяло быстрее увеличивать численность подчинённых князю людей и проще добывать провиант. Кроме того, Киев был наиболее крупным городом на границе с Великой Степью, стоял на Днепре и обеспечивал контроль над судоходством по этой реке. Захватив Киев Олег оценил перспективное расположение города и, очевидно, решил закрепить новый статус — объявил его новой столицей.:
«Сей (город) да будет мать градам русским».[4]В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2
Закрепление на новой территории предполагало возведение крепостей-форпостов и князь приступил к строительству:
“Сей же Олег начал города строить по всей земле Русской…”[5]Татищев В. Н. “История Российская”, кн 2, гл 2
Это были весьма трудозатратные мероприятия, которые были жизненно необходимы для удержания власти. Городки-крепостицы выполняли и защитную и предупредительную функцию, туда стекались торговцы и ремесленники обслуживающие воинов.
Вокруг крепостей селились обычные жители – земледельцы и охотники, в случае опасности они укрывались за крепкими стенами.
Назначения размера и частоты выплат дани было одним из основных экономических рычагов управления, доступных князю в IX веке. Олег назначил верным ему воинам-варягам, размещённым в качестве гарнизонов в разных городах, выплату от Новгорода в размере 300 гривен в год:
“и установил варягам, бывшим под рукою его, давать от Новгорода по триста гривен в год покоя ради. И сие давали варягам до смерти Ярослава.”[6]Татищев В. Н. “История Российская”, кн 2, гл 2
Покорение племён поблизости от Киева
Заняв Киев после убийства Аскольда и Дира, Олег Вещий обратил своё внимание на близлежащие племена и начал принуждать их к подчинению. Ранее они платили дань расположенному рядом могущественному государству – Хазарскому каганату.
Древляне
В 883 году, согласно летописям:
“Олег ходил воевать на древлян и, покорив их, возложи дань по шкуре черной куницы от дыма.”[7]В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2
Древляне были достаточно свободолюбивым племенем, впоследствии, после смерти Олега, они отказались продолжать выплаты дани и его воспитаннику Игорю пришлось силой принуждать их к повиновению.
Северяне
В 884 году настал черед северян подчиниться новому киевскому князю – собрав войска, Олег совершил поход в их земли и обложил меньшей данью, чем они ранее платили хазарам.
Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам:
«Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань».[8]Там же
Радимичи
Наконец, в 885 году к радимичам Олег направил послов с вопросом:
«Кому дань даёте?».
Те ответили:
«хазарам».
Тогда князь потребовал:
«Не давайте хазарам, но мне давайте».[9]Повесть Временных Лет
Радимичи стали платить киевскому князю такую же дать, какую платили ранее хазарам.
Кроме того, летописи упоминают о “рати”, т.е. военных действиях, с племенами уличей и тиверцев, которые не пожелали подчиняться и оказали сопротивление. Таким образом, подчинив три крупных восточнославянских племени, проживающих поблизости от Киева, Олег закрепил ядро формирующегося древнерусского государства. Несмотря на то, что уличи и тиверцы не подчинились сразу, в описании похода на Царьград 907 года они присутствуют среди прочих перечисляемых племён, входивших в войска Олега Вещего – очевидно, перспектива участия в столь масштабном походе против известного своими богатствами Константинополя была достаточно заманчивой.
Осада Киева венграми
В период между 895-898 годами, в ходе массовой перекочёвки на запад, венгерсие племена подошли к Киеву. Предположительно возглавляемые своим ханом Альмошем, венгры переправились на правый берег Днепра на плотах. Выступивший против них киевский князь был разбит в сражении и скрылся за городскими стенами. На вторую неделю осады венгры пошли на приступ. Город не был взят, и начались мирные переговоры, в результате которых осаждающие получили большой откуп и покинули киевские земли.
Худ. Арпад Фести, 1894. Холст (циклорама, 1800 м²), написан к празднованию тысячной годовщины завоевания мадьярами Венгрии.
Свадьба Игоря Рюриковича и Ольги
Продолжение династической линии Рюриковичей было одной из главных задач князя Олега Вещего в качестве регента – в 903 году он поженил молодого князя на Ольге, которой было на момент свадьбы 10-12 лет.
Некоторые летописи указывают, что Ольга возможно была дочерью князя Олега Вещего[10]В. Н. Татищев – “История Российская”, кн 1, гл 4, раздел “G”. В таком случае князь присоединил к правящей линии и свою кровь.
Художник В. К. Сазонов
Иоакимовская летопись, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги[11]Татищев В. Н. “История Российская”, кн 2, гл 2 ; кн 1, гл 4. Если верить этому источнику, то получается, что князь Олег переименовал Прекрасу в своё имя (Ольга — женский вариант имени Олег).
Согласно «Новому Владимирскому Летописцу» Ольга была из Болгарии. В тоже время, в Степенной книге (вторая половина XVI века) излагается версия о случайной встрече Ольги с Игорем на переправе под Псковом.
Поход на Царьград-Константинополь
Согласно Повести временных лет, в 907 году Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:
“…взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.”[12]Повесть Временных Лет
Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.
Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.
Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы – уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.
Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция
Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость – приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.
Ольшанский Б.М.
Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:
«Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».[13]Повесть Временных Лет
Однако, за мнимой покорностью крылось коварство – вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя “наглых варваров” и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали “Вещим”.
Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:
«Сей человек не просто пришел, но гнев, из-за грехов наших, послан на нас от Бога».[14]В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2
После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.
В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит – этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.
Худ. Ольшанский Б.М.
Кроме выгодных условий для торговцев из “Гардарики” (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:
И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину[15]Уключина – приспособление в борту лодки для упора
весла при гребле., а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.[16]Повесть Временных Лет
Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:
«Возьмем лучше обыкновенные холщовые паруса, ибо ветер не знает, что дорого, но знает, что крепко».[17]В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2
Мирные договора Руси и Византии 907 и 911 годов
Из наиболее значимых положений, данный договор давал статус колонии поселению варяжских купцов в Константинополе. Русские купцы должны были прибывать через одни определённые городские врата, без оружия, в сопровождении императорской гвардии и не более 50 купцов на один раз. По прибытии они вставали на учёт имперскими властями для предоставления продовольствия и корма животным на срок до полугода. Возможность беспошлинной торговли, а также снабжение припасами при отбытии из города были еще одной очень весомой привилегией для любого торговца из Гардарики.
Впоследствии, в 911 году Олег Вещий направил в Константинополь послов, подтвердивших условия ранее заключённого договора. Пункты данного соглашения остались в летописях более детально – добавились пункты описывающие обязанности Руси и Византии в помощи лицам потерпевшим кораблекрушение, а также обязательства о попавших в плен или сбежавших преступников.
Договор 911 года
Смерть
Когда умер князь Олег Вещий – достоверно неизвестно. Согласно наиболее распространённой версии, причиной смерти стал укус змеи, выползшей из черепа коня, от которого волхвы когда-то пообещали смерть князю. Историками на основе разных источников называются 912 и 922 годы, как наиболее вероятные даты смерти.
В.М. Васнецов
Предсказание о смерти от коня
Еще до похода на Царьград, Олег Вещий однажды обратился к волхвам с вопросом, от чего ему суждено умереть, на что получил ответ одного из кудесников:
«Князь, конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него смерть примешь».[18]В. Н. Татищев, “История Российская” кн 2, гл 2
Когда же князь спросил, как суждено умереть самим кудесникам, они ответили, что он, князь, прикажет их убить за плохое пророчество. Желая показать собственную волю в распоряжении своей судьбой князь объявил, что все будет не так:
«И вас казнить не велю, и на коне своём ездить больше не буду, и не увижу его впредь»
Опечаленный князь приказал снять с коня сбрую и больше не готовить его к походам, лишь исправно кормить и ухаживать за ним – чистить, расчесывать гриву, да давать гулять в чистом поле.
Смерть от укуса змеи
Фрагмент Радзивиловской летописи
Спустя несколько лет (в разных источниках от 4 до 7) по возвращению из византийского похода, Олег Вещий обратился к своему конюху с вопросом:
«Где мой любимый конь, от которого мне пререкали смерть кудесники?»
На что конюший ответил:
«Уж несколько лет как твой конь умер»
Рассмеявшись, Олег сказал когда-то возвещавшим ему о смерти волхвам:
«В этом не правильно было ваше пророчество»
Затем, приказав повесить волхвов на дереве, призвал дружину и бояр и велел привести его туда, где лежали кости коня. Приехав на место, Олег спешился и, поставив ногу на белеющий под небом конский череп, произнёс:
«От сего ли лба смерть было взять мне?»
В черепе же жила ядовитая змея, которая выползла и ужалила князя в ногу. Этот укус оказался смертельным – Олег Вещий вскоре скончался.
В.М. Васнецов.
По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море». Легенда о предсказании смерти от коня и последующей гибели от укуса змеи, спрятавшейся в черепе находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде[19]Вырезка из саги об Одде-Стреле
Раздел “Олег Вещий”
Список литературы
- В. Н. Татщиев, “История Российская” кн 1, гл 4
- Происхождение Аскольда и Дира является предметом споров историков до сих пор – согласно разным версиям они были или соплеменниками Рюрика, отпросившимися ранее в поход на Царьград, но остановившиеся в Киеве, или отдельными независимыми варягами, занявшими город, также есть версия о происхождении Аскольда и Дира от легендарных основателей Киева – Кия, Щека и Хорива.
- Никоновская летопись
- В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2
- Татищев В. Н. “История Российская”, кн 2, гл 2
- Татищев В. Н. “История Российская”, кн 2, гл 2
- В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2
- Там же
- Повесть Временных Лет
- В. Н. Татищев – “История Российская”, кн 1, гл 4, раздел “G”
- Татищев В. Н. “История Российская”, кн 2, гл 2 ; кн 1, гл 4
- Повесть Временных Лет
- Повесть Временных Лет
- В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2
- Уключина – приспособление в борту лодки для упора весла при гребле.
- Повесть Временных Лет
- В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2
- В. Н. Татищев, “История Российская” кн 2, гл 2
- Вырезка из саги об Одде-Стреле
Загрузка…
Согласно некоторым историческим свидетельствам считается, что князь Олег являлся родственником Рюрика, а точнее братом жены Рюрика Ефанды, которая до замужества была норвежской принцессой. Точная дата его рождения неизвестна.
Власть к Олегу перешла после смерти Рюрика как к регенту его малолетнего сына Игоря.
Киевский князь
При малолетстве Игоря Олег стал проводить активную внутреннюю и внешнюю политику. В «Повести временных лет» говорится, что в 882 году Олег с большим войском захватил Смоленск и Любеч, посадил своих наместников и двинулся на Киев, где княжили варяги Аскольд и Дир, которые, по сути, узурпировали власть. Ему обманом удалось выманить их из города и убить. Киев Олегу понравился, и он сделал его столицей Древнерусского государства. Новую власть быстро признали славянские племена, в том числе поляне, северяне, древляне, ильменские словене, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Олег организовал структуру государства таким образом, чтобы в управлении территориями ему помогали местные князья и наместники.
В дальнейшем он продолжил расширение государства за счет близлежащих территорий. Под власть киевского князя в 883 году отошли земли древлян, в 884-м – северян и в 885-м – радимичей.
Походы князя
Нельзя не учитывать успехи Олега и во внешней политике. Особое место занимает борьба с Хазарским каганатом, который терроризировал восточнославянские земли, собирая с них дань. Олег сумел защитить своих подданных от их набегов. Летопись приводит его слова, обращенные к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань».
Особое место в летописях занимает легендарный поход Олега на Византию. В 907 году он снарядил большое войско, и на 2000 ладьях оно двинулось на Царьград (Константинополь). Византийцы не ожидали такого натиска и сделали все, чтобы обезопасить город, в том числе цепями перекрыли гавань. Неожиданные действия Олега напугали византийцев: он поставил все свои ладьи на колеса и при попутном ветре, на всех парусах двинулся на город. Смелость города берет: этого было достаточно, чтобы греки предложили Олегу мир и дань.
Русское войско получило по 12 гривен за каждую уключину (приспособление в борту лодки для упора весла при гребле), и в дальнейшем Византия должна была платить дань русским городам. Главным итогом мира стал договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. Легенды рассказывают, что Олег, отмечая победу, прибил свой щит на воротах Царьграда.
Некоторые историки ставят под сомнение этот поход, называя его легендой. Тем не менее «Повесть временных лет», в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году, передает слова византийского царя к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани».
В той же летописи приводится его прозвище Вещий, что соответствует знающему будущее, предвидящему его. Так Олега стали называть сразу по возвращении из похода на Византию 907 года.
Легенды о Вещем Олеге
Противоречивы свидетельства обстоятельств смерти Вещего Олега. «Повесть временных лет» сообщает, что его смерти предшествовало небесное знамение – появление «звезды великой на западе копейным образом».
Есть и другие версии, но везде присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали Олегу смерть от любимого коня. О коне князь вспомнил только через несколько лет после его смерти. Олег посмеялся над волхвами, пришел на место смерти коня, встал на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.
Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца Х века, носит условный характер. Тем не менее наиболее предпочтительной датой является 912 год.
Сказ о князе Олеге, который собирается в военный поход отомстить хазарам за набеги и разорения. По дороге князю встречается старец, предсказывает славные победы и смерть от коня. Поверив в предсказание, Олег прощается с конем. Вернувших из похода с победами, Олег узнает о смерти коня и идет на его могилу. Там он наступает на череп коня, из которого выползает ядовитая змея и смертельно жалит Олега. Пророчество сбывается!
«Песнь о Вещем Олеге» читать
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам;
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из тёмного леса, навстречу ему,
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай; уж не ступит нога
В твоё позлащённое стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,
Покройте попоной, мохнатым ковром,
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
«А где мой товарищ? — промолвил Олег.-
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
(Илл. В.Лосина, изд. Малыш, 1978 г.)
❤️ 306
🔥 242
😁 234
😢 246
👎 171
🥱 194
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам;
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из тёмного леса, навстречу ему,
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
“Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня”.
“Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего”.
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
“Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащённое стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,
Покройте попоной, мохнатым ковром,
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите”.
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
“А где мой товарищ? — промолвил Олег.-
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?”
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: “Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня”.
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: “Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!”
Из мёртвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
- Следующая сказка → Александр Пушкин — Сказка о попе и работнике его Балде
- Предыдущая сказка → Александр Пушкин — Сказка о медведихе
Читать сказку «Александр Пушкин — Песнь о Вещем Олеге» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
Вещий Олег — биография
Вещий Олег — легендарный русский воевода, князь Новгородский, а затем и князь Киевский.
Вещего Олега можно смело назвать великим сыном Русской земли, он был язычником, но при этом великим воином и жрецом. Он стал выше своей религиозности, дабы развить культуру и просвещение для будущего народов России, которое уже стало неизбежно, после того как народ обрёл славянскую письменность и русскую азбуку. Его образ князя-воителя, защитника русской земли и создателя Русского государства стал частью самоидентификации российского народа в течение всей его последующей за IХ столетием истории.
Происхождение Олега
Нужно понимать, что исторически доказанных фактов о жизни и рождение Вещего Олега несколько, какая из версий достоверна сказать точно не может никто. История его рождения и жизнь со временем окутались легендами и тайнами. Учёные могут оперировать только сведениями, которые черпают из немногих сохранившихся писаний.
О происхождении Олега имеются две версии, традиционной признано считать которая написана в «Повестях временных лет», но имеется библиография и Новгородской Первой летописи. В ней описываются фрагменты более раннего летописного свода, нежели повествующим в «Повести временных лет».
Если принимать версию «Повести временных лет», то Олег являлся соплеменником Рюрика, считается, что он мог быть шурином(братом) жены Рюрика, которую звали Ефанда, либо, что он был воеводой при Правителе.
Имеются полумифические скандинавские саги, рассказывающие об Одде Орваре, широко известном князе в Скандинавии. Но большинство учёных не поддерживают скандинавскую версию происхождения Олега.
Правление
Когда князь Рюрик был уже на сметном одре, он назначает Олега регентом при своём малолетнем сыне Игоре. Князь был уверен, что передаёт власть умелому и мудрому воину. И оказался прав. Предприимчивости и хитрости Олега можно было только удивляться. Своё правление он начал с авантюры, которая, впрочем, закончилась весьма успешно.
Достоверно известно, что на момент прихода к власти Олега, как такового Новгорода ещё не существовало, а имелось три селения, окружённых городской крепостью, которая была построена ещё в IX веке. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в Старгороде.
Рядом находился большой по тем меркам торговый город Ладога, но к 859-862 годам его значимость значительно снизилась, из-за многочисленных войн и непомерных налогов.
Олегу удалось объединить Древнюю Русь. Он стал первым кто дал отпор Хазарскому каганату, которому города платили дань не одно столетие. Он первый кто начал сотрудничество с греками.
В 882 году князь Олег захватывает хитростью Киев, он знал, что силою нелегко будет взять этот город, там были опытные вожди, да и дружина у них храбрая, бывалая. Пришлось применить хитрость, своё войско он оставил позади, а сам с несколькими лодками подплыл к Киеву, остановился неподалеку от города и послал сказать Аскольду и Диру, что их земляки, купцы варяжские, едут в Грецию, хотят повидаться с ними и просят их прийти к лодкам. А когда они пришли их умертвили. При въезде в город он произнёс слова, которые навсегда сохранились в истории, что Киеву быть матерью русских городов. И это действительно стало так.
Он был весьма доволен тем, насколько удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра, были практически непреступными, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для своих жителей. Наличие преграды со стороны водной границы города было очень актуальным, поскольку именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки.
Через несколько лет Олег решает расширять территории и подчинить себе племена, проживающие на них. Ему подчинились кривичи, ильмены и финно-угорские племена, в числе которых были чуди и веси. И покорил города Смоленск и Любич. Тогда же к Киеву были присоединены и угорские племена, которые ранее были вытеснены половцами. Недалеко от Киева сохранилось место, которое до сих пор называют Угорским.
На вновь захваченных землях были назначены наместники князя. Но ежегодно Олег сам объезжал владения. Это стало своеобразным сбором налогов, полюдье. Так же Олег вершил и правосудие решал возникшие разногласия.
А далее была война с хазарами, он смог освободить восточные земли от захватчиков, которые два столетия грабили русские земли. В 898 году вплотную к границам приблизились венгерские войска, но князю Олегу удалось мирным путём договориться о добрососедстве.
Отдельного упоминания заслуживает поход Олега на Константинополь. Легенда гласит, что князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой и готовился к отплытию. Византийский император Лев VI Философ, испугался многочисленного войска и приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда. Но и здесь Олег проявил хитрость, он велел к кораблям приладить колёса, и под поднятыми парусами пошёл к городу.
Собственно, после этого напуганные греки и предложили заключить мирное соглашение и выплатить дань по 12 гривен на каждого воина, а в знак победы Олег повесил свой щит на вратах Царьграда. Так же купцы получили право беспошлинно торговать в Византии. Но упоминание об этом событии можно найти только в средневековых писаниях Руси. В Византийских грамотах нет упоминания об этом событии, хотя их византийские летописцы всегда очень красочно описывали все события, включая и осады византийских городов. Историки ставят под сомнение самого похода и мирного договора от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир.
Именно после этого похода Олег получил прозвище «Вещий». Согласно легенде, правители Константинополя вышли за стены города договариваться и мире и предложили Олегу угощения, но князь предположил, что еда может быть отравлена и отказался принять яства.
Согласно некоторым документам имеются сведения, что Олег выступал и против персов, но описанные события не имеют конкретики. Восстановить хронологию не удалось точно, имеются лишь отдельные описания эпизодов. Так в XIII веке Ибн Исфандийар описал набеги русичей на персидский Абаскун.
Арабский ученый Аль-Масуди писал о том, что в 912 году правитель русов, которого он не называл по имени, на 500 ладьях прошел из Черного моря в Азовское через Керченский пролив. Далее он упоминал человека, которого по сходству имен можно было бы сравнить с Олегом.
Личная жизнь
Передавать бразды правления Игорю Олег не спешил. По летописям можно сделать вывод, что, вовремя участия Олега в походах Игорю было уже около 35 лет. И только на время своего отсутствия, Игорь имел право управлять Киевом. Но с возвращением власть опять переходила к Олегу.
О его личной жизни не сохранилось никаких достоверных сведений. Кто была его жена и дети не известно. Но по законам того времени, он мог иметь и несколько жён, тем более князь находился продолжительное время в походах. Чтобы пользоваться уважением у воинов, и иметь безусловный авторитет, он должен был быть полигамен.
Скорее всего официального брака Олег не заключал, и по некоторым исследованиям у него не было детей. Но моравские источники утверждают, что молодой человек по прозвищу Варяг, бежавший из Руси и имеющий отчество Олегович, является его сыном.
Так же утверждается что он был родным братом Ольги, которая стала впоследствии супругой Игоря. Так вот, есть предположение, что это дети Олега. В летописи написанной в XV веке имеется список, который подтверждает эту версию. Запланированный брак Ольги и Игоря мог свидетельствовать о том, что Олег рассчитывал таким образом сплотить Русь.
Смерть
Спросил как-то Вещий Олег у волхвов, от чего ему предстоит умереть. И они ему предсказали гибель от его любимого коня. Олег приказал поставить его в конюшню, кормить, но никогда более не показывать ему. Так же он дал себе клятву, что никогда не оседлает его. Олег ходил в походы, княжил в Киеве. С того времени уже прошло четыре года, и наступил пятый, 912 год. По возвращении князя Олега их Царьграда, он вспомнил о своем любимом коне, позвал конюха и спросил о состоянии здоровья своего верного спутника, и узнал, что конь умер три года назад.
Олег сделал вывод, что волхвы его обманули, конь мёртв три года, а он до сих пор жив. Но Олегу захотелось увидеть останки животного, и приказал его к ним отвести. Когда он увидел череп коня, то наступил на него со словами «От сего ли черепа смерть мне принять?». Вылезшая из черепа змея ужалила Вещего Олега за ногу, и он заболел, а в скорости и умер.
В пользу этой версии есть и другое доказательство, она перекликается с исландской сагой, которая описывает смерть викинга Орварда Одде. Историки делают заключение, что викинг и есть Вещий Олег.
Как и многие другие события тех времён, если касается дат, то всех их можно назвать условными. К примеру историк Шахматов написал, в 912 году согласно летописям умер и византийский император Лев VI. Они были современниками, и их кончины приурочили к окончанию правлений.
Но эта не единственная версия смерти Вещего Олега. Есть сведения, что он мог погибнуть в походе на персов. Учёные по этому поводу до сих пор ведут споры. Новгородская летопись к примру утверждает, что Олег погиб «за морем». Так же об этих событиях и повествует Аль-Масуди, он писал, что русич погиб в Керченском проливе.
Память о Вещем Олеге увековечена в литературных произведениях и фильмах, которые снимаются деятелями культуры. Предки хранят память о князе, который объединил славянские племена, и организовал единый центр — Киев. Он расширил границы Руси, и установил дружеские отношения с Византией. А прозвали его вещим, может быть за его прозорливость, умение выбирать правильную стратегию и за успешную внешнюю политику.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Вещий Олег
Место рождения
неизвестно
Семейный статус
неизвестно
Дети
предположительно был сын
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
Детство и юные годы
О жизни правителя Киевской Руси, князе Вещем Олеге известно по летописям «Повесть временных лет» и Новгородская Первая летопись. В древних записях воспеваются военные подвиги и государственные достижения легендарного воина, но не упоминаются биографические данные — дата и место рождения, происхождение.
Вещий Олег княжил тридцать три года. Он родился предположительно во второй половине 800-х годов. По одной из версий историков, князь был родственником варяга Рюрика, правителя Руси — приходился братом его жене Ефанде Урманской, нормандской принцессе.
В пользу версии о скандинавском происхождении Олега говорит эпос северных народов. Герой саги XIII века об Одде «Стреле» Орваре предположительно и есть славянский князь.
Имя «Олег» имеет скандинавские корни. В его основу заложено прилагательное «helgi» — «священный». От того же слова произошло имя Хельге, означающее «святой», «исцеляющий». Имена Ole и Oleif созвучны имени Олег.
По другой версии, имя князя исконно славянское, а прозвище «Вещий» придумали христианские монахи в рамках борьбы с язычеством и ритуалами предсказания будущего. В исторических трудах дореволюционного и советского времени князь Олег отождествляется с богатырем из былин Вольгой Святославичем, он же Волхв Всеславич.
Герой славянского эпоса родился у княжны Марфы Всеславьевны, когда она случайно наступила на змея. По преданию, при волшебном рождении он получил способность превращаться в животных и понимать их язык. Параллель между Вольгой и Олегом историки провели через военные походы: богатырь ходил с войском в Индию, а князь — в Константинополь.
Приход к власти
Правление Вещего Олега началось в 879 году после кончины Рюрика. Правитель Северо-Западной Руси и Ладоги принял власть после гибели братьев Синеуса и Трувора. При Рюрике был основан Новгород, а территория государства расширилась до Полоцка, Ростова и Мурома.
У Рюрика и княжны Ефанды родился сын Игорь, который должен был унаследовать престол. Но на момент смерти отца наследник был слишком мал, чтобы править государством. Брат Ефанды Олег был назначен регентом при Игоре. Юный княжий сын не торопился отбирать бразды правления, поэтому наместник благополучно осуществил планы по расширению владений и вошел в историю как человек, объединивший Русь.
Главные достижения князя:
- захватил Киев в 882 году;
- осадил Константинополь в 907 году;
- выступил против Хазарского Каганата.
В первые три года правления князь укреплял авторитет. В его планах был захват торгового пути в Грецию, который проходил по берегу реки Днепр.
При Вещем Олеге Русь превратилась в сильное и независимое государство, способное изменить баланс сил на мировой арене.
В стране ходили легенды о мистической силе князя. Ему покорились племена вятичей, радимичей, северян и уличей, а также византийцы. После похода в Константинополь Олег прославился проницательностью и расчетливостью, которая показалась простому люду способностью предвидеть будущее.
Милитаристская политика
Укрепление власти князь начал с захвата городов Смоленск и Любеч. Первый серьезный поход он задумал совершить на Киев, чтобы захватить торговый путь «от варягов в греки». В Киеве княжили братья Аскольд и Дир. Олег узнал, что киевские правители падки на роскошные дары. Регент придумал план, как одним махом избавиться от братьев и привлек своего подопечного.
Олег и Игорь переоделись варяжскими купцами, посланными от собственных имен, и договорились с Аскольдом и Диром встретиться на берегу Днепра, чтобы засвидетельствовать почтение землякам. Дружина спряталась неподалеку от места встречи. Олег заманил князей киевских в лодку, соблазнив бисером и украшениями, а затем убил. Перед тем он объявил, что Аскольд и Дир не княжьего роду и показал настоящего князя Игоря. К победителю присоединилась дружина, и он вошел в Киев, назвав его матерью городов русских.
Следующий легендарный поход князь совершил в Константинополь. Когда к городу приблизилось его войско из двух тысяч ладей, в которых разместились восемьдесят тысяч воинов, император Лев VI испугался. Запертые ворота не остановили славянского завоевателя. Войско продолжило путь на ладьях, которые хитроумный князь велел поставить на колеса.
Тогда император приказал вынести захватчику подношения. Олег заподозрил, что еда отравлена, и отказался от поднесенных даров, заработав репутацию провидца. Император понял, что под ворота города пришел серьезный противник, и согласился заключить мирный торговый договор. Русский князь назвал Константинополь Царьградом и прибил на ворота щит в знак победы.
Поход совершался от имени князя Игоря, но в договоре, предоставляющем привилегии русским купцам, великим князем назвали Вещего Олега.
Роль в объединении Древней Руси
Захват Киева ознаменовал установление связи между центрами севера и юга славянских земель. Благодаря этому событию основателем Киевской Руси некоторые историки называют не Рюрика, а Вещего Олега.
Когда регент приступил к своим обязанностям, Новгород был поселением с крепостью, а Ладога теряла первенство в торговле из-за войн и налогов. Присоединение Киева позволило укрепить торговые отношения с греками.
За двадцать пять лет правления к Руси примкнуло Полесье, населенное древлянами, территории северян (современная Черниговская и Сумская области Украины, Брянская и Курская области России). Жители верхнего междуречья Днепра и Десны радимичи, как и северяне, платили дань Хазарскому Каганату. Князь наказал им не платить хазарам и положил начало противостоянию с кочевым народом.
При Вещем Олеге в Киевской Руси появились нововведения:
- Новгород вырос до легендарного города;
- городами управляли наместники;
- появились зачатки налоговой инспекции и системы судопроизводства.
Князь лично каждый год объезжал владения. Кроме внутреннего благоустройства он заботился о мигрантах. Когда в 898 году территорию Руси пересекли угры или венгры, гонимые половцами, правитель разрешил им поселиться недалеко от Киева.
С кем был в отношениях
О жене и детях Вещего Олега нет прямых упоминаний. Есть предположение, что князь Игорь женился на дочери своего регента Ольге. Также она могла приходиться Олегу сестрой. Происхождение Ольги не ясно, а на родство регента и жены наследника Рюрика намекает Пискаревский летописец.
Олег и Игорь управляли государством вместе. Когда регент уезжал в военный поход, наследник Рюрика оставался за главного. Женитьба Игоря на дочери Олега укрепляла их содружество. При рождении внука или племянника князь по-прежнему оставался бы у власти.
У Вещего Олега предположительно был сын, известный под именем Варяг Олегович или Олег Моравский. Согласно летописям, он бежал из Киевской Руси из-за противостояния с князем Игорем. Сын Вещего Олега был последним правителем Моравии согласно историческим повестям XVI-XVII века. Той же версии придерживался польский историк Х. Ф. Фризе, живший в XVIII веке.
По древнему обычаю славянские воины уважали полководцев за полигамность. Вещий Олег пользовался авторитетом и уважением своей дружины. Вероятно, что в военных походах князь брал неофициальных жен или у него была супруга в Киеве, имя которой не попало в летописи.
Когда и как умер
В одном из походов волхвы напророчили, что конь принесет ему погибель. Олег отправил скакуна в Киев. Через три года князь узнал, что конь умер. По возвращении в столицу он захотел посмотреть на останки животного. С мыслью о том, что предсказание не сбылось, князь наступил на конский череп. Из глазницы вдруг вылезла змея и укусила его за ногу.
Легенда о гибели князя Киевского легла в основу поэмы А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».
Подобные пророчества получали и другие исторические герои. Скандинавский воин Одд Орвар, с которым отождествляют Вещего Олега, убил своего коня и завалил останки камнями. Спустя много лет он случайно попал на то же место и споткнулся о конский череп. Оттуда выползла змея и ужалила героя. До того, как отойти в Вальгаллу, Одд успел сложить сказание о собственных подвигах, которое записали его спутники.
Вещий Олег фото
Английский рыцарь XIV века Роберт де Шурланд буквально погиб от черепа своего убитого коня. Он пнул кость, и ее осколок проткнул рыцарю ногу сквозь сапог. Сэр Роберт скончался от сепсиса.
Вещий Олег умер предположительно в 912 году. Летописи не указывают точные даты. По Новгородским источникам, князь почил в 922 году и погребен в Ладоге. Дату 912 называют потому, что в тот год умер и византийский император Лев VI. Древние летописцы склонны приписывать двум историческим противникам кончину в один год.
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…
Будьте первым, кто оставит отзыв.
Сортировать:
Показать больше
Будьте первым, кто оставит отзыв.
- Привлекательность
- Харизма
- Обаяние
- Целеустремленность
Знаменитый древнерусский князь Вещий Олег и его подвиги многократно воспевались в отечественной литературе и живописи. Образ этого правителя на протяжении нескольких сотен лет является воплощением мудрости, храбрости и патриотизма. Однако его биография до сих пор не изучена в полной мере.
Происхождение князя
Достоверных источников с описанием происхождения Олега Рюриковича не существует. Историки опираются на письменные труды тех лет:
- Повесть временных лет.
- Новгородскую, Никоновскую и Иоакимовскую летописи.
- Скандинавские мифы и предания.
- Рассказы и письма иностранных историков.
Точная дата рождения Вещего Олега не определена. Согласно самой распространённой версии, будущий правитель Руси происходил из рода Рюриков. Некоторые историки полагают, что он приходился братом первому русскому князю. Другие учёные придерживаются мнения о том, что он был братом жены русского правителя. Про варяжского князя Олега Рюриковича есть упоминания в скандинавской литературе.
Согласно второй версии, разработанной противниками норманнской теории, князь Рюрикович имеет славянские, тюркские или даже иранские корни. Некоторые историки опровергают и родственную связь между Олегом и Рюриком. Они считают, что будущий правитель Руси служил воеводой в войске, он сумел завоевать доверие своей храбростью и преданностью.
Прозвище «Вещий» появилось из-за способности князя к провидению. Он отличался великолепным умом и решительностью.
Правление Вещего Олега
Очевидно, что Рюрик доверял князю больше, чем другим. Поэтому перед своей смертью в 879 году он доверил регентство над своим малолетним сыном именно ему.
Первые годы княжения
Князю Игорю, прямому наследнику Рюрика, в 879 году ещё не было и 12 лет. Править разрозненными племенами славян ребёнок не мог. По этой причине вся государственная власть сосредоточилась в руках воеводы Олега.
Главной целью нового Новгородского правителя было объединение славянских земель и осуществление контроля над знаменитым торговым маршрутом «из варяг в греки». В 882 году Вещий Олег собрал многочисленную армию и отправился в первый военный поход.
Его дружине удалось захватить и подчинить:
- Смоленск.
- Любеч.
- Киев.
Последний из городов был прекрасно укреплён, поэтому для захвата объекта князь применил хитрость. Представившись купцом, он выманил из осаждённого города правителей Аскольда и Дира и убил их. Киев находился в прекрасном, защищённом от врагов месте. Именно поэтому Вещий Олег принял решение назначить это место столицей Руси.
Внутренняя политика
Став Киевским правителем, князь продолжил политику укрепления государства. В первую очередь, он собрал и вооружил огромное войско, состоявшее из наёмных представителей разных племён. В годы правления Олега были проведены следующие мероприятия:
- захвачено и подчинено около десятка славянских племён;
- укреплена столица Руси (рвами, огромными стенами и частоколом);
- для племён введена особая форма дани — полюдье;
- заложены основы налоговой и судебной системы в Древней Руси.
Бунты и недовольства представителей славянских племён подавлялись дружиной Вещего Олега. Благодаря таким мерам, ему удалось создать сильное централизованное государство. Многие приписывают эту заслугу именно регенту Игоря, а не первому правителю Рюрику.
Заграничные военные походы
Захваченные Олегом племена перестали платить дань Хазарскому Каганату. Это привело к многочисленным стычкам с хазарами, а затем и с венграми на границе Руси. Все битвы Вещего Олега заканчивались победой. В своё войско он набирал только самых свирепых, сильных духом и телом воинов.
В 907 году он отправился в легендарный военный поход на Константинополь. История этого похода больше похожа на сказку. Не сумев захватить город с моря, князь приказал своей дружине крепить на ладьи колеса. Это позволило войску подобраться к стенам Константинополя. Охваченные ужасом правители осаждённого города выдали славянам огромное количество золота и подписали унизительный для Византии торговый договор. Окончательно документ был оформлен только в 911 году и содержал в себе следующие пункты:
- заключение мира между Русью и Византией;
- возможность представителям из Руси жить на территории Византии за счёт средств иностранного государства;
- беспошлинная торговля на территории Византии;
- союзная помощь Константинополю в случае вражеского нападения на город.
В честь удачного похода русских войск князь Олег прибил свой щит над главными воротами города. Таким образом, русское государство укрепило своё положение на международной арене.
Версии гибели русского правителя
Смерть Вещего правителя послужила мотивом для различных легенд и повестей. Согласно преданию, великому воину предсказали смерть от его собственной лошади. Олег, испугавшись такого пророчества, приказал увезти животное подальше от него. Спустя несколько лет он узнал, что любимый конь погиб. На могиле животного Олег усмехнулся пророчеству и наступил ногой на лошадиный череп. Оттуда выползла змея, укус которой стал для Вещего Олега смертельным.
Интересный факт заключается в том, что аналогичная история есть как в скандинавской, так и в средневековой литературе Европы, где описывается такая же гибель воинов.
О том, сколько лет княжил Олег, также неизвестно. По официальной версии, он умер в 912 году. Считается, что он правил 33 года. Ровно столько же, сколько и его последователь князь Игорь. Такая версия представлена в официальных источниках — в Повести временных лет и Википедии.
Есть и другая, более правдоподобная версия смерти воеводы. Согласно ей, он погиб в 922 году, возвращаясь из заграничного похода, когда войско было перебито хазарами. Об этом свидетельствует знаменитый «Кембриджский документ».
В истории жизни отважного князя полно противоречий. Некоторые учёные ставят под сомнение его роль в объединении племён. Они полагают, что все подвиги принадлежат юному князю Игорю, при котором Олег был всего лишь воеводой. Других поражает факт того, что дата смерти князя совпадает со временем гибели византийского правителя.
Какой бы невероятной ни была биография князя, не стоит отрицать того, что образ этого человека послужил прототипом для множества литературных произведений со всего мира.
Некоторые люди считают, что ребенку для занятий надо сразу купить письменный стол. Основной недостаток этой идеи в том, что за большим столом ребенку может быть неудобно. К тому же такая мебель предназначена для тех, кто уже умеет держать осанку. Ребенку же только предстоит этому научиться, сидя за партой.
Современная школьная мебель выглядит хоть и лаконично, сдержанно, но, все же, интереснее, чем взрослый стол. Она позволяет создать уголок, в котором ребенок будет с удовольствием делать уроки и заниматься творчеством.
На сайте Вы можете купить детские парты с доставкой по всем регионам России.
Будем благодарны за Вашу поддержку!
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда:
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
«А где мой товарищ? – промолвил Олег. —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят – на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Читать далее
Нецензурные выражения и дубли удаляются автоматически. Избегайте повторов, наш робот обожает их сжирать.
Правила и причины удаления
Отзывы и комментарии
Олег (Вещий). (879 (882) – 912 гг.)
Всё о князе Олеге.
Князь Олег. Гравюра неизвестного художника.
Внутренняя политика. Даты.
Создание и укрепление государства Киевская Русь.
- 882г. — поход на Киев, убийство правящих там князей Дира и Аскольда, объединение Киева и Новгорода, создание единого государства – Киевская Русь. «Да будет Киев матерью городов русских».
- Объединение восточных племён. Подчинил племена славян, кривичей (Смоленск), древлян в 883, радимичей в 885, северян в 883 (Любече), покорил вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, уличей.
- Из-за контроля над северянами и радимичами вступил в конфликт с Хазарией и одержал победу, сохранив эти племена под влиянием Руси.
- Принятие титула великого князя, признание его верховной власти остальными племенными князьями.
- Киев стал центром Руси, через него проходили важнейшие торговые пути.
- Собирал дань – полюдье, установил по всей территории общие налоги.
- В города посадил своих посадников.
- Вокруг Киева построил новые укрепления.
- Обеспечивал безопасность южных границ, строил там города. «Нача города строити».
Внешняя политика.
Защита Киевской Руси от набегов соседей.
Урегулирование отношений с варягами, выплата им 300 гривен, после чего те перестали вмешиваться во внутренние дела Руси.
Урегулирование отношений с венграми, создание русско-венгерского союза, направленного, в первую очередь, против Византии.
Вел успешную борьбу с хазарами. Освободил от дани Хазарии древлян, северян, радимичей. («Не дайте хазарам, а мне дайте.») Прекратил зависимость славян от хазар.
907 г., 911г. – возглавил два похода на Византию, одержал победу (прикрепил «щит на вратах Царьграда»), Византия вынуждена платить дань Руси и предоставить льготы для русских купцов (беспошлинная торговля, могли жить месяц за счёт греков, получали месячину — месячное содержание в течение 6 месяцев и др.).
Значение правления Олеге.
- Основатель государства по антинорманнской теории
- Придал княжеской власти авторитет и престиж.
- Объединил земли славян вдоль пути «из варяг в греки».
- Сделал Киев столицей.
- Подчинил ряд племён (древлян, славян, радимичей и др.)
- Упрочил внешнеполитическое положение государства.
- Совершал успешные походы на Византию
- Подписал ПЕРВЫЙ международный договор.
- Создал благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, формирование социальной структуры, развитие древнерусской культуры.
- Упрочил внешнеполитическое положение Руси.
Значение князя Олега в истории Руси огромно. Его помнят и чтят как основателя государства, который укрепил его, а также упрочил свою власть, поднял международный авторитет Руси. Однако, к сожалению, на постаменте памятника Микешина «Тысячелетие Руси» в 1862 году князю Олегу Вещему не нашлось места.
ТЕРМИНЫ.
Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков), согласно которой государство образовалось в 882 году.
Бортничество— сбор дикого мёда.
Великий князь – глава великого княжества на Руси в 10-15 веке, Русского государства в 15- середине 16 в.
Вече – народное собрание на Руси в 10-14 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими государствами.
Византия – государство, возникшее в 4 веке в восточной части Восточной империи в результате её распада. Существовало до 15 в. Столица- Константинополь, на Руси именовался Царьградом. В 1453 захвачена Византия Османской империей, столица переименована в Стамбул.
Военная демократия – общественное устройство, при котором выделяется военная знать, (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.
Древняя Русь — первое название государства в 11-13 вв.
Дружина –вооружённые отряды при князе , участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.
Дым — единица налогообложения с двора.
Закупы — крестьяне, бравшие у землевладельцев ссуду («купу»), скотом, зерном, орудиями труда и вынужденные отрабатывать долг.
Князь – сначала это был вождь племени, глава дружины. С развитием феодального общества — глава княжества. Старший назывался великим, остальные — удельными.
Летописи — исторические хроники в 11-18 вв. Запись событий по годам.
Оброк — ежегодный сбор дани – денег, продуктов, ремесленных изделий — с крестьян.
Вервь- мир — община.
Переложное земледелие— способ обработки земли, при котором вырубались и сжигались кустарники, удобрение использовалось в течение 5-7 лет.
Подсечно- огневое земледелие— выкорчёвывались леса, сжигались. Такого удобрения хватало до 15-3-20 лет.
Полюдье – объезд князем с дружиной всех своих земель для сбора дани.
Путь «из варяг в греки» — водный путь, связывающий Северную Русь с Югом. Шёл от Варяжского (Балтийского) моря по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, Ильменскому озеру, реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Чёрного моря , затем вдоль морского побережья до Византии.
Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно- общинного строя к феодальному. В 8-11 вв. происходил на Руси процесс формирования феодальных отношений при сохранении элементов первобытно-общинного строя ( вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи).
Рядовичи – смерды (крестьяне), заключавшие с землевладельцами договор( ряд) об условиях работы на него или пользования его землёй или орудиями труда.
Смерды — свободные крестьяне- общинники, имевшие своё хозяйство и пашню.
Удел — доля члена княжеского рода в родовом владении.
Феодализм — ступень развития человечества, пришедшая на смену первобытно- общинному строю. При феодализме земля принадлежит феодалам- крупным землевладельцам («феод»- земля), передававшим права по наследству .Крестьяне имели своё хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.
Феодальная рента – плата за пользование землёй феодалов в виде отработки (барщина), натурального продуктового оброка или денежного оброка.
Хазары — кочевники, тюрко-язычный народ. Государство- Хазарский каганат, столица- Итиль. Победил их окончательно Святослав в 965 г.
Холопы — феодально-зависимое население, по правовому положению близкое к рабам. Источники формирования этого сословия: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой и др.
Центристская теория — государство Русь было образовано в результате внутреннего общеславянского развития, но при участии варягов (А.Л. Юрганов, Л.А. Ковца и большинство современных историков).
Челядь – в 9-12 вв.- рабы, позже — широкий круг феодально-зависимых людей.
ЛИЧНОСТИ.
Кий, Щек, Хорив, Лыбедь – легендарные три брата и сестра, которые, по преданию, основали город Киев и назвали его в честь старшего брата.
Аскольд и Дир— легендарные князья, которые в конце IX века правили в Киеве. Были дружинниками Рюрика, отправленными им в поход на Царьград. Но они обосновались в Киеве. Подчинив полян, стали там править. В 860- они совершили первый поход на Византию (по другим источникам- в 866 г.) Были убиты Олегом в 882 г.
Лев VI Философ — император Византии (886-912). Это был человек незаурядный. Воспитанник ученейшего Фотия, он писал проповеди, оракулы, под его именем известна «Тактика» — сочинение о воинском искусстве, и не случайно потомки дали Льву прозвище Философа или Мудрого. При Льве VI особенно расцвели торговля и ремесла, были изданы специальные постановления (например, «Книга эпарха» — 911 г.), регламентирующие сложные отношения между производителем и государством, создан новый свод законов — «Василики».
Именно при Льве VI Византия заключила в 907 и 911 г. союз с Киевской Русью, договоры о мире и торговле. Дипломатия империи тогда вообще переживала пору расцвета, ибо таким путем многие вопросы решались без вооруженных конфликтов — войны в тот период держава ромеев вела хотя и не без отдельных успехов, в целом неудачно.
Это интересно.
Из биографии князя Олега.
- Олег — Князь Новгородский, с 882-Киевский князь.
- Правил около 30 лет, родственник или дружинник Рюрика (нет единого мнения). Одна из точек зрения: Вещий Олег родился в 850 году на территории Западной Норвегии. Мальчик вырос в богатой семье бондов, и назван Оддом, затем получил прозвище Орвар: «Стрела». Его сестра Ефанда впоследствии вышла замуж за правителя варягов Рюрика. Благодаря этому Олег стал его главным полководцем. Прибыл с Рюриком в Ладогу и Приильменье между 858 и 862 годами.
- Его называли Вещим, т.е. знающим будущее, за военную удачу, ум и проницательность. Был предприимчивым, воинственным, решительным, коварным (хитростью захватил Киев, убив Аскольда и Дира).
- Неутомимый воин, он много времени проводил в походах. После образования единого государства изменился и характер военных походов. Олег стал решать и политические задачи: расширение и защита границ государства, упрочение внешнеполитического положения Руси.
- Олег обманом заманил к своим ладьям правителей Киева Аскольда и Дира и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». После этого он убил Аскольда и Дира, а Киев сделал столицей Руси, назвав «матерью городов русских».
- До Олега в течение двух веков славянские племена платили дань хазарам. Олег первым нанёс им удар Хазарскому каганату, освободив Киев и ряд других городов и племён от дани хазарам.
- В 907 году Олег совершил первый поход на Византию. Его войско плыло на 2000 ладей по 40 воинов в каждой, а по берегу шла еще и конница. Византийский император приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.
- Он впервые применил психологическую атаку: поставил ладьи на колёса, когда подул ветер, они поехали к городу. Греки были испуганы этим и поспешили заключить мир. После успешного похода в 911 году был подписан с Византией выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли полгода жить в столичном предместье, получать продовольствие и даже ремонтировать свои ладьи за счёт византийской стороны, а главное- беспошлинно торговать. Кроме торговли, греки нанимали русских воинов к себе на службу. Вместе с купцами из Константинополя всякий раз приезжали на Русь христианские священники и проповедники. Все больше славян обращались в православную веру, но сам князь так и не принял христианство.
- Существует легенда, что Олег узнал предсказание волхвов, что умрёт он от коня своего. Тогда он велел увести коня, но приказал продолжать кормить и холить его. Через несколько лет Олег вспомнил о коне, однако конь уже умер. Тогда Олег захотел проститься с ним, посмотреть на кости коня. Но из черепа коня выползла змея, от укуса которой Олег скончался. Этот эпизод описал А.С. Пушкин в знаменитом произведении, которое называется «Песнь о вещем Олеге».
КАРТЫ.
Образование Руси.
Поход Олега на Византию. 907 г.
Князь Олег в искусстве — ЗДЕСЬ.