Рассказ про ветер для детей

Добрые сказки – это тот мир, в котором живет ребенок, где он фантазирует и играет, творит и размышляет, познает мир и себя в этом мире! Сегодня я предлагаю пять добрых сказок о ветре. Почему о ветре? Потому что ветер, особенно осенью – совсем непримечательное и даже неприятное явление с первого взгляда. Но если посмотреть на него глазами сказочника-творца, то увидишь в нем  то удивительно красивое и интересное, что не дано видеть многим.  Умение замечать необычное в обычном, видеть в совсем неприметном явлении то, что другие в нем не видят, и удивляться своему открытию – это начало развития творческих способностей  у ребенка, той самой креативности, о которой сейчас много пишут и говорят.

Приятного Вам путешествия в мир добрых сказок!

Добрые сказки. Пять сказок о ветре для детей.

Не спешите читать все сказки подряд. С каждой из них можно  знакомиться не день, не два, а даже неделю. А если сказка понравилась малышу, то он может потребовать читать ее еще и еще, играть в нее еще и еще! Значит, ребенок нашел в ней то, что ему нужно сейчас. Не стоит отговаривать его и предлагать вместо старой новую сказку. Продолжайте читать до тех пор, пока ребенок просит Вас ее повторять.

Добрые сказки для детей с 3-4 лет.

Добрая сказка – инсценировка для малышей «Где живет ветер?».

Знакомим с окружающим миром и развиваем речь. 

Спросите малыша, где живет ветер? Выслушайте его предположения (скорее всего сказочные – «ветер живет в домике в лесу и прячется там от нас» или «ветер живет в небе за облаками») и расскажите историю о том, как теленок ветер искал по сказке Геннадия Цыферова.

Добрые сказки: где прячется ветер?

«Глупый Теленок всё думал о ветре: «Где он прячется, когда его нет? Заглянул Теленок и в собачий домик, и в улей к пчелам, а потом на лужок пошел.

Добрые сказки для детей. Где живет ветер?

Искал там, искал и вдруг нечаянно тронул ножкой колокольчик. «Динь-динь-динь», — зазвенел колокольчик, и Теленок всё понял: там, в голубом колокольчике, и прячется ветер. «Я тебя нашел! Выходи, ветер!» — обрадовался Теленок. И ветер в колокольчике засмеялся: «Динь- динь – динь».

Где живет ветер. Добрые сказки для детей.

Инсценировка по мотивам сказки. 

Разыграйте эту сказку с игрушками. Совсем не обязательно, что в Вашей сказке именно теленок пойдет искать ветер. Это может быть и зайчонок, и медвежонок. Берите для инсценировки те игрушки или картинки, которые есть у Вас дома. А искать ветер Ваш персонаж будет:

  • в конуре, где живет кто? (пусть малыш заодно вспомнит, кто где живет),
  •  в дупле,
  •  в берлоге,
  •  в конюшне,
  •  в свинарнике, и
  •  в гнезде,
  •  в хатке (где живет бобр),
  •  в коровнике (и поговорит с коровкой),
  •  на лугу (где живет божья коровка)
  • и везде, где Вы придумаете вместе с малышом.

Кроме того, что мы с малышом вспомним, кто где живет, мы решим еще одну очень важную задачу развития ребенка. В этой игре мы разовьем умение строить диалог, задавать вопросы и отвечать на них.

Вот примерный сюжет сказки – игры с игрушками «Где живет ветер?»:

«Где живет ветер?» — подумал…  (Ваш персонаж, например, медвежонок) и отправился его искать. Шел, шел медвежонок. Видит – впереди… (сделайте паузу, чтобы ребенок мог придумать или назвать по картинке, что это) — дуб стоит. А в дубе – … что это? «Дупло», — ответит малыш. Кто же в нем живет? Да! Это белочка! Давай узнаем, может быть у нее в домике спрятался ветер!

-Тук-тук-тук.  Кто здесь живет? (взрослый)

— Это я белочка. А ты кто? (ребенок)

-А я …(например, медвежонок). Я люблю есть мед и малину. А ты что любишь? (взрослый)

— А я люблю орешки, грибы и желуди (ребенок от имени белочки).

-У меня коричневая теплая шубка. А у тебя?(взрослый от имени медвежонка)

-А у меня рыжая шубка и пушистый большой хвост.(белочка)

-Ты не знаешь, где ветер живет? Ты его не видела?

-Нет, не знаю. В дупле его нет.

И пошел медвежонок дальше ветер искать. Зашел в деревню. Видит… т.д.»

Где Вы найдете  ветер? Может быть, на подоконнике за цветочком – Вы поднесете руки к окну и почувствуете ветерок. А может быть, он в Вашей сказке спрячется на улице, и во время прогулки Вы продолжите его искать? Он может спрятаться в фене или пылесосе или просто под шкафом на полу. Фантазируйте вместе с малышом, получайте от этого удовольствие. Ветер может даже в прятки поиграть, и тогда получится сказка с продолжением, в которую можно играть долго и всегда с интересом! 

Сказка – мультфильм «Золотые колосья». Ветер – друг и помощник человека. Какой может быть ветер.

Еще одна добрая сказка о ветре по мотивам белорусских сказок.  Сказка о том, как Янко и Олеся ветер искали, и как ветер помог им вырастить урожай золотистых колосков. В ней ребенок увидит и ветряную мельницу, и разный характер ветра, и как ветер помогает вызвать дождь, перегоняя тучи с одного места на другое и многое другое, о чем мы ему рассказывали.

Обсудите это мультфильм с ребенком. Спросите его, какие герои мультфильма ему очень понравились, почему? А какие совсем не понравились? Почему? Как бы он поступил на месте мальчика? Что ему особенно запомнилось из мультика? Как ветер может людям помогать? А может ли он людям вред приносить?

Сказка – открытие  «Сказка о ветре».

Развиваем творческие способности малышей.

В этой доброй сказке мы будем рисовать ветер, пробуя передать линией или формой настроение и характер ветра. Как нарисовать настроение ветра? Однозначного решения нет! Именно задания, не имеющие  однозначного ответа, и развивают творческие способности малыша, помогают ему открыть свой собственный способ выражения видения мира.

Творческие задания гораздо легче «даются» детям, чем взрослым! Но  попробуйте сделать порисовать вместе с ребенком! Это доставит удовольствие, и не только! Ведь рисование без образца, по настроению, по интуиции, по наитию – это тот вид деятельности, который активизирует правое полушарие, чего нам так не хватает в нашей черезчур беспокойной  и логичной взрослой жизни! Итак, начинаем рисовать сказку!

Часть 1. 

Жил-был ветер. Сначала хорошо жил, весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду ветру радовались… Подует ветер с поля — аромат горячих колосьев принесет. Люди довольны. С луга ветер подует — запах скошенной травы прилетает. Снова люди довольны. Ну а уж если с моря ветер влажную соленую прохладу принесет — люди радуются, нарадоваться не могут. Ветер умел делать множество вещей. Умел листать страницы книг. Правда, не всегда в нужную сторону. Умел сушить стираное белье не хуже солнца. А еще умел надувать парус лодки и гнать ее по синему морю. Все у ветра хорошо получалось. И поэтому, если иногда он слишком громко хлопал окнами, никто на него не обижался. Ведь что бы делали люди жарким летом без доброго свежего ветра! Так было летом.

Давайте нарисуем ветер летом. Какой он? (Веселый, легкий, озорной, свежий, ароматный, приятный, прохладный). Дайте ребенку возможность выбрать, как он будет изображать летний ветер. Можно нарисовать ветер одной линией, передав характер ветра. Или выложить ветер  пушинками ваты на листе бумаги.

Покажите малышу несколько линий – линию, нарисованную с нажимом и без нажима, прямую и волнообразную,  ровную или кривую, с зигзагами или спиралью, толстую и тонкую, резкую и плавную. Какой линией он бы нарисовал летний ветер? Можно попробовать нарисовать линиями летний ветер в детской компьютерной программе для рисования, если у Вас такая программа есть и Вы ей пользуетесь.

Часть 2.

А вот что случилось с нашим ветерком дальше.

Но вот пришла осень. Холодная, сердитая осень. Небо затянулось тучами серыми-серыми. Дождь полил сильный-сильный. Все по домам попрятались. И люди, и кошки, и собаки, и зайцы, и волки. Вот только ветер на улице остался. Не было у него дома. Остался ветер под холодным дождем без крыши. Летал он по холодному лесу среди облетевших, без единого листочка деревьев. Летал ветер в поле, в поле сером, без единого желтого теплого колоска. Летал над холодным морем. Не синим, как летом, было море, а серым, как осенний дождь. Летал-летал озябший ветер, а чем быстрее он летал, тем холоднее становилось. Совсем замерз ветер. А люди в теплых домах спрятались. — Попрошу людей пустить меня в дом погреться,— решил ветер. Подлетел ветер к самому красивому дому, постучал в окно. — Пустите меня, пожалуйста! Это я, ветер! Мы летом дружили, а сейчас мне холодно. Но люди плотнее закрыли рамы и отошли от окон. «Они не узнали меня»,— подумал ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться. Но люди не понимали слов ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами. Люди не знали языка ветра. Вместо того чтобы открыть окна и пустить ветер погреться, люди вставляли вторые рамы. — Какая непогода! Какой дождь!— говорили люди.— Какой холодный ветер! — Я не холодный,— плакал ветер,— я замерзший. Но люди его не понимали.

Спросите малыша, что случилось с ветром осенью? Какой он стал? (Грустный, заунывный, печальный, холодный,  озябший) Почему люди закрывали перед ним окно?  Попробуйте предложить малышу нарисовать другой ветер – осенний, передав линией его настроение. Предложите показать жестами, как дует летний ветер, а как осенний? Неужели у сказки такой грустный конец? Послушайте, что было дальше с нашим ветерком.

Часть 3.

Вдруг кто-то окликнул ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и теплыми, как снежные одеяла. Конечно, это был голос зимы. — Ветер,— сказала зима,— не плачь, ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Легкую, красивую, теплую. Ты быстро согреешься. И зима бросила ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен. Она действительно была теплой и красивой. Когда люди посмотрели в окна, они увидели ветер в снежной накидке и не узнали его, таким красивым он стал. — Красавица-вьюга,— говорили они.— Красавица-метелица! А ветер летал по заснеженному лесу, размахивал своей прекрасной накидкой из снежинок, и было ему немножко обидно. Потому обидно было ветру, что не ему радовались люди, а красавице-вьюге. Но это ничего. Когда-нибудь кончится зима. Растает прекрасная снежная накидка ветра. Придет жаркое лето, и люди снова будут ждать его, свежего ветра. Будут радоваться ему, доброму ветру (текст сказки Натальи Абрамцевой)

Вот такая добрая сказка у нас получилась! Чем она закончилась? Попробуйте нарисовать  или выложить пушинками на листе бумаги зимний веселый ветер с прекрасной снежной накидкой. Какое у него настроение?

Покажите друзьям ребенка или папе, бабушке, дедушке Ваши три рисунка. Догадаются ли они, где какой ветер?  Отгадают ли Ваши рисунки-загадки? 

Две Добрые Сказки о ветре для детей  с 5-6 лет и старше.

Эти добрые сказки-притчи интересны тем, что они очень похожи по сюжету, и в обеих говорится о ветре. Но ветер в них совершенно разный по характеру! И это очень важно, чтобы дети увидели одно явление с разных сторон. Ведь в мире нет только черного или только белого. Итак, начинаем путешествие в сказку! И открываем для себя разные стороны одного и того же явления жизни.

Как заниматься с ребенком? Прочитайте ребенку две сказки о ветре и сравните их – чем они похожи и чем отличаются. Если ребенок еще маленький, то лучше обсудить каждую сказку отдельно. Если же ребенку уже 6-7 лет и более, то тогда можно прочитать две сказки подряд и сравнить их.

Какой ветер по характеру в этих двух сказках?  В первой сказке он сердитый, северный, сильный, злой, свирепый. А во второй – добрый защитник, нежный, ласковый, прохладный. Оказывается, ветер бывает очень разным! Он может помогать людям, а может разрушать!

Спросите ребенка после чтения каждой сказки, чему она нас учит.

Поговорите о том,  были ли в жизни малыша такие ситуации, чтобы кто-то  помог ему лаской и добротой в трудной ситуации? Вспомните такие ситуации из жизни семьи, друзей ребенка, близких и знакомых малыша. А было ли такое, что  он сам еще маленький, но уже кому-то тоже помог добрым словом? В каких еще сказках и мультфильмах герои помогли друг другу добрым словом и лаской?

К.Д. Ушинский. Солнце и Ветер (по басне Эзопа).

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. 

Солнце, мороз и ветер (латышская сказка)

Похожая сказка есть и у русских, белорусов и других славянских народов.

Случилось это в стародавние времена. Шли одним путем солнце, мороз и ветер и разговор промеж себя вели.
Солнце говорит:
— Я сильнее вас обоих.
Мороз отвечает:
— Нет, я сильнее.
Понимают они, что сильному легко жить на свете: куда он ни пойди, все его боятся. Но как узнать, кто из них самый сильный?
Идут они, идут и встречают человека. Завидя путников, снял человек шляпу, поклонился и пошел дальше. Но не успел он отойти, как те трое его обратно кличут: хотят знать, кому человек поклонился. Не всем же троим?
Вот и спрашивают они его:
— Скажи, человек, правду: кому из нас троих ты поклонился? Не всем же троим сразу?
Думал человек, думал, а что ответить, не знает. Скажешь — «всем троим» — бог знает, ладно ли будет? Скажешь — «одному», так не знаешь, которому: солнце спалить может, мороз — обморозить, а ветер — землю высушить. Подумал человек: «Не лучше ли сказать, что ветру поклонился? Солнце как ни жги, а ветер подует, вот и посвежеет. Мороз как ни студи, а ветер с юга подует, вот и потеплеет.
Надумал и говорит:
— Я поклонился ветру.
Солнцу это не понравилось, оно грозит человеку:
— Ты еще попомнишь, что ветер тебе любезнее меня был.
А ветер утешает человека, говорит:
— Не страшись ни солнца, ни мороза. Коль начнут они тебя обижать, ты меня помяни.
Летом солнце задумало отомстить человеку и давай палить лучами, сколько есть жару. Так человеку жарко стало, что не знает, куда и деваться: ни на дворе, ни в избе никакой прохлады, хоть в воде спасайся! Да долго ли в воде просидишь? Тут человек про ветер вспомнил и говорит:
— Хоть бы ветерок подул! Не так бы жарко было.
Ветер тут как тут — подул с севера, и сразу прохладнее сделалось. Человек опять за работу взялся, а солнцу пришлось признать, что ветер сильнее его оказался.
Зимой мороз надумал человеку отомстить и наслал такую стужу, что человек даже в избе в шубу кутался. Снова человек о ветре вспомнил и говорит:
— Хоть бы ветер подул, погонял бы облака, вот мороз и полегчал бы.
В тот же час подул ветер с юга, закрутил снежную вьюгу, мороз и полегчал. Человек вышел из дому и стал собираться в лес.
Тут и мороз понял, что ветер сильнее его, что с ним не потягаешься. И поехал человек спокойно в лес по дрова.
Повстречался ветер с солнцем и говорит ему:
— Сильнее тот, кто силой не бахвалится. Только на деле видно, у кого силы больше.

Понравились ли Вам наши добрые сказки? На какие темы Вы хотели бы увидеть сказки для детей в новых выпусках «Добрых сказок» на  сайте «Родная тропинка»! Буду очень благодарна, если Вы поделитесь своим мнением в комментариях или  через форму обратной связи на странице «Контакты».

До новых встреч на «Родной тропинке»

Еще о ветре Вы можете почитать:

 Откуда берется ветер?  — опыты, познавательные рассказы, развивающие задания, видео.

 «Стихи о ветре. Учимся, играя!» — стихи, загадки, развивающие задания, игры, пальчиковая гимнастика и веселая зарядка для детей.

Еще о сказках Вы можете почитать статьи:

Деревья: картинки, сказки и развивающие задания для детей.

Сочиняем сказку с детьми! Осенние сказки.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Сказка на ночь про котенка и щенка. Читать и слушатьЖил-был котенок Лютик. Однажды он засмотрелся на что-то такое, на первый взгляд совсем обычное. Щенок Шарик решил выяснить, что же это такое…

Читать и слушать сказку (3мин30сек)

Сказка на ночь "Принцесса Одуванчик". Читать и слушатьПринцессы бывают разные: понимающие и самовлюбленные, добросердечные и капризные, искусные и умные. А какой была принцесса Одуванчик? Сейчас мы об этом узнаем. Сказка стучится в наши двери…

Читать и слушать сказку (2мин55сек)

Сказка на ночь про маленький кораблик. Читать и слушатьЕсть на свете большие корабли и маленькие кораблики. Большие корабли хорошо знакомы с морем и понимают его законы. А маленькие кораблики знают далеко не все, что связано с морем. И иногда допускают ошибки. Сказка про кораблик – это сказка, которая научит главному: надо всегда думать о своей безопасности. Нужно уметь размышлять о том, что есть сейчас и что может быть потом.

Читать и слушать сказку (2мин57сек)

Сказка на ночь «Придуманный ветер». Читать и слушатьТрем друзьям – Торопыжке, Лулу и Челе надоел ветер. Такое тоже бывает. И они решили, что без ветра их жизнь будет спокойнее. Ошибались ли они?.. Вообще-то ветер появился давно. Никого не спрашивая, он начал шуметь, кружиться, сопеть…

Читать и слушать сказку (4мин2сек)

Сказка про Ветер расскажет об одном интересном факте из жизни освежающего пронзительного ветра. Ветер — могучий, сильный, всепроникающий, иногда бывает грустным и тихим. Ему, как и всем, хочется поговорить с другом. Но когда-то друга у него не было…

Читать сказку

Сказка про метель«Жила-была Метель. Ух, как она любила снежные танцы! Быстрые, лихие, разудалые. Призовёт в друзья ветер…» Мы и не заметили, как сказка про метель началась сама…

Читать сказку

"Солнце, Мороз и Ветер". Русская народная сказкаВот он какой, могучий ветер! Кажется, бесцельно дует туда-сюда, ан нет. И мороз он умилостивить умеет, и как не обжечься на солнышке знает. А ещё и поможет в трудной ситуации. Хитёр ты, бродяга ветер, да знающ!

Читать сказку

Мини-сказки собственного сочиненияВ сказках много вымышленного, фантастического, но мы так любим сказки! Лишь только мы видим волшебные слова «жили-были», так сразу настраиваемся на соответствующий лад. Все дела после – сейчас только сказка!

Читать сказки

Сказка про ветерок, который появился в один теплый денек и помчался по полям, лугам и лесам познавать мир. Долетев до моря, он окреп стал сильным и могучим Ветром.

Ветерок читать

В тёплый день, когда солнце ласково грело землю, на холме, возле Мельницы, по­явился на свет Ветерок. Первым делом он подхватил горсть пыли и швырнул в лицо Человеку, который шёл по дороге. Чело­век закашлялся и отвернулся.

— Ага! Испугался,— обрадовался Ве­терок и стал дуть на крылья Мельницы.

— Дуй, дуй. Ветерок! — заскрипела Мельница жерновами.— Помогай мне зер­но молоть. Из муки люди испекут вкус­ный хлеб и скажут нам спасибо.

Ветерок - Ярмыш Ю.

Но Ветерку надоело кружиться на одном месте, и он помчался на пшеничное поле.

Поле было зелёное-зелёное, потому что лето ещё только начина­лось. Ветерок закачал стебельки пшеницы, и над ними поднялось жёлтое облачко.

— Молодец, Ветерок! — похвалили Колоски.— Это пыльца с на­ших цветков. Когда она осядет, у нас появятся маленькие зёрна и быстро станут расти. Люди соберут их и намелют муки. Спасибо тебе, Ветерок!

«Приятно, когда тебе говорят спасибо»,— подумал Ветерок, но в это время тучи покрыли небо, и он почувствовал, что становится всё больше и сильнее.

— У-у-у! — зашумел он.— Какой я сильный, какой я свирепый! Но хочу-у-у больше стебельки раскачивать.

Он подул изо всей силы и сломал ветку Дуба. Он погнал далеко в поле маленького белого Козлёнка.

Козлёнок заблудился и жалобно заплакал:

— Ме-ме… М-ме! Где м-моя мама?

И мама Козлёнка страшно волновалась, покуда дети не разыска­ли её перепуганного малыша.

А Ветерок в это время был уже далеко в море.

— Хорош Ветерок! — радовались рыбаки.— Попутный!

Я не Ветерок, я настоящий Ветер! — крикнул Ветерок.— Никто со мной не справится. О-го-го!..

Он разошёлся не на шутку. Стал заливать водой лодку, мешал рыбакам вытягивать сети с уловом.

Тут впереди показалось что-то огромное, чёрно-серое. Оно зани­мало полсвета, а вершиной своей подпирало тучи.

Прочь с дороги, а то снесу,— пригрозил зазнайка Ветер, кото­рый ещё никогда не видел гор.

Ветерок - Ярмыш Ю.

Но огромная Гора молчала. Разозлился Ветер, надул щёки и ри­нулся на Гору…

И вдруг с налёту как стукнется об её каменный бок.

Ой, мне больно! Ой-ой-ой! — закричал, заплакал Ветер.

И сразу пропала у него злая сила. Стал он совсем маленьким, слабым Ветришкой. Забился под куст и затих.

Пожалело глупого хвастунишку Солнышко, вынырнуло из туч и согрело его. Набрался он силёнок, поднялся над землёю и полетел домой, на знакомый холм, на пшеничное поле — колоски раскачивать, мельничные крылья крутить, с малышами играть, добрую славу у людей наживать.

Ветерок - Ярмыш Ю.

(Илл. Булатова Э. и Васильева О.)

❤️ 47

🔥 21

😁 15

😢 11

👎 9

🥱 11

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Красивая добрая сказка для детей (3 – 7 лет) о ветре и цветке

Очень хорошая сказка для детей – сказка о ветре и цветке. Дети любят эту сказку, она для них интересна и полезна. Сказка учит ребенка мыслить и понимать некоторые важные моменты в жизни, которые обычно понимаются детьми в более взрослом возрасте.

Сказка

Жил-был Ветер. Он был очень веселый и жизнерадостный, и больше всего на свете он любил носиться по разным местам и находить себе все новые и новые игрушки.

Однажды он залетел в один симпатичный сад, где было много удивительных цветов и деревьев, интересных камней, ручейков и тропинок.

Ветру нравилось шелестеть зеленой листвой, звенеть прозрачными каплями воды в ручьях и исследовать таинственные извилистые дорожки. И он стал прилетать в этот садик очень часто, практически каждый свободный день.

Однажды, носясь по своему любимому саду, Ветер заметил чудесный Цветок, который расцвел на его любимой клумбе. Ветру так понравился Цветок, его нежные лепестки и яркие изящные листья, что он просто не мог сдержать своего восхищения и бросился обнимать Цветок и играть с ним.

Жаркое дуновение Ветра согнуло Цветок, помяло его хрупкие лепестки, но Ветер не заметил этого. Ему хотелось поднять Цветок в воздух, закружить его в своих вихрях, унести его с собой и никогда с ним не расставаться!

Цветок робко пытался сопротивляться, нежным голосом молил Ветер быть осторожнее, но среди бурных восторгов Ветер не чувствовал его боли и не слышал его тихих просьб… Он представлял себе, как весело им будет играть высоко в небе и просто не знал, что — вырванный из земли, Цветок погибнет!

И вот в одном из восторженных порывов Ветер поднял Цветок в воздух и закружил его над землей. Ах, как это здорово — кружиться вместе с другом!

Но что это? Головка Цветка вдруг поникла, стебель согнулся, и несколько капель сока как слезы выступили на месте оторвавшихся листьев… Ветер притормозил свое кружение и тут, в затишье, он услышал слабый шепот Цветка: — Ах, я умираю… О-о, помогите… Мои корни без земли и воды засыхают… Пожалуйста, верните меня на мою клумбу… Я Вас умоляю… — О, что я наделал! — Ветер вдруг все понял. — Своими бурными порывами я сделал моему любимому Цветку больно! Я не хотел!!! — расстроился Ветер,- я хотел только поиграть…

Что же теперь делать? Он нежно подхватил Цветок легкими прохладными струями воздуха и отнес его на клумбу. Но как быть дальше? Как снова посадить Цветок в землю?

Ветер метался по округе в поисках помощи. На его счастье, мимо как раз проходил садовник. Ветер с шуршанием взметнул перед ним фонтанчик листьев, и садовник обратил внимание на лежащий на земле Цветок. — Ох, уж этот озорник Ветер, когда же он научится играть с моими растениями мягко и бережно? — проворчал старый садовник, снова сажая Цветок в землю, и погрозил Ветру пальцем. — Лучше бы полезным делом занялся — пригнал бы тучку, побрызгал дождичком, глядишь, Цветок бы и ожил. И саду польза… — Я все понял! — хотелось крикнуть Ветру, но ему удалось только тихо прозвенеть каплями воды в ручье. — Я изменился,- рвался сказать он, но сумел только мягко пошевелить густую белую бороду старика.

Тогда он поспешил доказать свою любовь на деле. — Я спасу Цветок, — дал себе обещание Ветер и помчался сгонять облачка в небольшую Тучку, чтобы принести Цветку живительную влагу.

С тех пор Ветер и правда изменился — он научился управлять силой своих порывов и останавливаться при подлете к хрупким цветам, он научился направлять свои буйные порывы на полезные дела, а к цветам прилетает отдохнуть и успокоиться, он трогательно заботится о Цветке, согревает его в холод и приносит прохладу в жару, дарит ему радугу на мелких каплях воды из ручья и доносит до него голоса разных птиц и отголоски шелеста больших деревьев соседнего леса…

Цветок ожил и каждое утро, просыпаясь в первых лучах теплого солнышка, с радостью ждет своего верного и заботливого друга. И счастливо тянется ему навстречу всеми своими изящными листьями и нежными ароматными лепестками.

И весь сад расцветает, вдохновленный их нежной дружбой.

Ваня стоял у окна и смотрел, как по осеннему небу быстро неслись, одно за другим, тяжелые свинцовые облака. Отец Вани сидел у камина и читал книгу.

– Скажи мне, папаша, – спросил Ваня, – отчего так бегут облака? Я спросил об этом у Федора, и он сказал мне, что облака гонит ветер. «А ветер же отчего?» – спросил я. «Ветер от облаков», – отвечал мне Федор. Я как-то этого не понимаю: ветер гонит облака, а облака гонят ветер.

– Ты напрасно спрашивал об этом у Федора, – сказал отец Вани, улыбнувшись. – Спроси у него, как надобно закладывать лошадь, и он расскажет тебе это очень хорошо; у каждого надобно спрашивать о том, что он может знать. Если ты хочешь, я объясню тебе, отчего идут облака и дует ветер. Холодно ли у нас в передней?

– О да! Очень холодно, – отвечал Ваня, – гораздо холоднее, чем здесь.

– Это-то нам и нужно, – продолжал отец. – Замечай же внимательно, что я буду делать, слушай, что буду объяснять, и спрашивай, если чего-нибудь не поймешь.

Сказав это, отец встал, зажег свечу, приотворил немного дверь, так что образовалась узкая и длинная щель из кабинета в переднюю, и поднес свечу сначала к низу щели; пламя свечи сильно нагнулось по направлению от передней к кабинету.

– Куда теперь дует ветер? – спросил отец.

– Из передней в кабинет, – отвечал Ваня.

Отец поднял тогда свечу к верху щели, и пламя сильно пошатнулось в противоположную сторону, по направлению из кабинета в переднюю.

– Теперь ветер дует из кабинета в переднюю, – сказал Ваня, не дождавшись отцовского вопроса.

Повторив этот опыт еще раза два, отец Вани затворил дверь, из которой сильно дуло в ноги, поставил свечу на стол и начал:

– Теперь ты видел, что в растворенную дверь внизу дует ветер из холодной передней в теплый кабинет, а наверху, наоборот, из теплого кабинета в холодную переднюю.

Постараемся же объяснить себе, отчего это делается. Ты слыхал уже, что воздух, как всякое тело, от холода сжимается, становится гуще и, следовательно, тяжелее и, наоборот, от тепла расширяется, становится реже и легче. Ты знаешь также, что всякое тело, которое тяжелее воды, тонет в ней, а то, которое легче воды, подымается вверх; то же самое делается в воздухе, во всякой жидкости и во всяком газе. Чем воздух гуще, тем он тяжелее и тем сильнее жмется к земле; чем воздух теплее, тем он более стремится подняться вверх. Тяжелый же и легкий воздух, соединившись, всегда стремятся уравновеситься: тяжелый занять место внизу, а легкий – вверху. Таким образом, между теплым воздухом кабинета и холодным передней установились два течения воздуха: одно вверху, другое, обратное, – внизу. Это-то течение, или стремление, воздуха и называется ветром. На земном шаре так же, как и в нашем доме, не все места одинаково теплы и одинаково холодны. Ты, вероятно, слыхал, что в то время, когда у нас бывает зима, в другом месте, противоположном нашему, стоит самое жаркое лето. Ты, вероятно, знаешь также, что есть страны, где солнце круглый год подымается почти отвесно над головою и никогда не бывает зимы, и другие, где зима царствует большую часть года. Кроме того, ты, вероятно, замечал, что песок или камень накаляются гораздо сильнее и быстрее, чем земля, особенно влажная. Есть на земном шаре страны, почва которых вся состоит из песка или камня, тогда как другие имеют влажную почву, покрыты лесами и болотами; понятно, что в одно и то же время воздух в первых будет теплее, чем во вторых. Ты часто катался по реке и, вероятно, заметил, что над водою воздух прохладнее, чем над землею. Над морем воздух летом всегда прохладнее, а зимою всегда теплее, потому что вода в больших морях зимою не замерзает и сообщает теплоту воздуху. Следовательно, на земном шаре, в одно и то же время, в различных местностях воздух имеет различную температуру. (Температурою называется степень тепла или холода какого-нибудь тела.) Вот почему воздух никогда почти не бывает в спокойном состоянии: почти всегда движется с большей или меньшей силою, а эти движения воздуха и называются ветрами. Ты, вероятно, заметил, что у нас морской западный ветер влажен и тепел, приносит облака и дождь; южный – сух и приносит летом жар, восточный по большей части холоден и сух, северный дует от Ледовитого моря, наполненного плавающими льдинами, и всегда холоден. В Петербурге ветры очень переменчивы, потому что Петербург окружен самыми разнообразными местностями: на севере у него большое Ладожское озеро, иногда долго покрытое льдом, на западе – море, хотя замерзающее зимою, но только у берегов, на юге и востоке – обширные равнины, по которым свободно гулять ветрам.

Если ты будешь присматриваться к движению облаков, – продолжал отец Вани, – то заметишь, что облака движутся иногда в противоположные стороны. Это случается тогда, когда облака находятся на различных высотах и попадают поэтому в различные течения воздуха: одни плывут в низшем течении, другие – в верхнем. Если бы ты пустил перышко в верху дверной щели, то оно полетело бы в переднюю, пусти его внизу – и оно полетит в кабинет.

– Но отчего же облака бывают различного цвета? – спросил Ваня.

– От различного освещения их солнцем или луною, – отвечал отец, – от различия в расстоянии, на котором находятся от нас облака, и, наконец, от различной степени густоты пара.

Каждый ребёнок рано или поздно спрашивает взрослых, откуда берётся ветер? Как правильно и просто ответить на такой вопрос, чтобы малышу было понятно? Предлагаем воспользоваться новым познавательным рассказом от Академии любознательности. Юные друзья Оля и Витя побывают в гостях у Хранителя знаний. Учёный Кот расскажет детям о причинах появления ветра.

Закончилось жаркое лето. Начались осенние дожди, на улице похолодало, было сыро, ветрено и гулять не хотелось. Оля оформляла гербарий из засушенных листьев. Витя мастерил деревянную рамку для фотографий. В ненастные дни друзья смотрели весёлые фильмы.

Однажды по телевизору показывали старую комедию «Вождь краснокожих». В ней бойкий мальчик донимал своих незадачливых похитителей озорными проделками, изводил разными вопросами:

– Вы знаете, почему ветер дует? Нет? А я знаю: потому что деревья качаются!

Услышав такой ответ, Витя с Олей переглянулись.

– По-моему, он ошибается, – сказала девочка. – На самом деле ветер раскачивает деревья.

– Ты права, – согласился Витя. – Но, вообще-то, я тоже не знаю, откуда берётся ветер. Летом мы ездили в этнографический музей под открытым небом. Там была старая мельница с деревянными крыльями. Сначала она стояла без движения, а потом непонятно откуда подул сильный ветер и лопасти быстро-быстро завертелись.

Ветряная мельница. Познавательный рассказ для детей про ветер

– А я заметила, что на морском берегу ветры дуют чаще, чем в городе, и они сильнее, – сказала Оля. – Я спрашивала папу, почему так происходит, он ответил, что из-за большого открытого пространства. А в городе много зданий, которые не дают ветру разгуляться.

Витя подумал и произнёс:

– Если мы хотим точно узнать, как образуется ветер, лучше всего посетить Академию любознательности. Давай не будем откладывать, а перенесёмся туда прямо сейчас?

Оля согласилась, и Витя достал кьюриосити. Не прошло и минуты, как друзья оказались в Академии. Хранителя знаний нигде не было. Дети зашли в библиотеку, заглянули в оранжерею и обсерваторию, продолжили поиск в лаборатории, но безуспешно. Оля стала громко звать Котофея Ивановича, он не отзывался.

Витя испуганно смотрел по сторонам:

– Может, с ним что-то случилось? Заблудился, перемещаясь во времени или попал в плен?

Тут раздался едва слышный звон, и во дворе замка возник Учёный Кот. Дети со всех ног бросились к нему.

– Откуда вы взялись? С вами всё в порядке? – спрашивала взволнованная Оля.

– Друзья мои, как я рад вас видеть! – отвечал хозяин замка. – Я был на берегу Чёрного моря, наблюдал за смерчем, который кружил над волнами. Его воронка поначалу была узкой, но постепенно расширилась и через полчаса стала похожа на гигантский водяной столб! Ветер гнал её к берегу, я уже собрался уносить ноги, но смерч повернул назад и исчез вдали.

– Как интересно! – воскликнул Витя. – Ведь наш новый вопрос тоже связан с ветром! Мы хотим узнать, откуда он берётся?

Хранитель знаний сказал:

-Пойдёмте в библиотеку, я угощу вас чаем с молоком и расскажу, что мне известно.

Немного отдохнув после путешествия, Кот приступил к рассказу.

– Вы знаете, что на суше нас со всех сторон окружает воздух, из него состоит атмосфера Земли. Он способен двигаться с места на место. От движения воздушных масс – так их назвали учёные – появляется ветер. Чем больший объём воздуха перемещается, тем сильнее дует ветер.

– Но почему воздух двигается? – спросил Витя.

– Это зависит от его температуры, погоды и особенностей местности. Дело в том, что тёплый воздух легче холодного, поэтому нагреваясь, он устремляется вверх. А холодный, который находится ближе к земле, занимает его место. В результате перемещения воздушных пластов и образуется ветер.

– А на что влияют особенности местности? – напомнила Оля.

– От них зависит скорость воздушного потока и не только, – сказал Кот. – Вот вы живёте в приморском городе и, наверное, заметили, что рядом с морем ветры бывают чаще и дуют сильнее?

Дети согласно закивали головами.

– Это потому что воздух над водой прогревается гораздо медленней, чем над сушей, – продолжил Котофей Иванович. – Разница температур рождает ветер, чем больше перепад, тем выше его скорость. Тот смерч, который я наблюдал над Чёрным морем, возник от резкого вторжения холодных воздушных масс.

Хранитель знаний спросил своих гостей:

– Вы получили ответ на свой вопрос, всё стало понятно?

– Конечно, спасибо большое! – воскликнул Витя. – Теперь интересно побольше узнать про смерчи и торнадо.

– Ну что же, расскажу при следующей встрече, – ответил Кот.

Друзья тепло попрощались с Хранителем знаний и отправились домой.

Большинство познавательных рассказов Академии Любознательности объеденены единой историей об Учёном Коте Котофее Ивановиче, Вите и Оле. Подробнее почитать о героях рассказа и о том, как они познакомились, можно по ссылкам внизу.

Загрузка…

Жил-был маленький летний ветерок. Он любил ворошить листья на деревьях, подгонять букашек, спешащих по своим делам.

Ветерок рос, взрослел и однажды почувствовал, что стал очень сильным ветром. Ему захотелось доказать всем, что он очень силен.

Ветер сорвал веревку с бельем, что сушилось после стирки, и понес ее на соседнее дерево. Он поднял старую телегу в воздух и бросил ее обратно на землю. А потом взглянул на старое, очень толстое дерево и решил выкорчевать его из земли.

Ветер тужился, старался. Дерево трещало, ветки падали, листья сыпались… Но крепкий корень не хотел выходить из сухой земли.

Тогда ветер согнал к этому месту тучи и они стали обильно поливать землю. И ветер постарался снова выдрать огромное дерево из земли. Оно начало поддаваться. Но могучие корни были сильнее.

Два дня и три ночи бился с деревом ветер. Устал и решил отдохнуть.

И куда ему было отправиться на отдых, если не к маме.

Он решил похвалиться перед мамой своей силой. Рассказал о своих подвигах. И посетовал, что дерево попалось слишком крупное. Не удалось его из земли вытащить.

На что мама ответила:

— Нет особой заслуги в том, чтобы ломать деревья. Мы, ветры, созданы для другого. Молодые ветерки помогают опылять растения. Ветры постарше — убирать пыль, чистить природу. Более старшие ветры гонят облака к тем местам, где требуется полить почву. А самые мощные ветра работают в море. Они помогают парусникам быстро добираться туда, куда им нужно.

— А ураганы? Я так много читал сказок про ураганы! Это же круто — быть сильным!

— Ураганы бывают редко. Только когда подрастающий ветерок начинает испытывать свою силу. Настоящий сильный ветер никогда не будет буянить. Он знает свою силу, уверен в ней и не хочет никому ничего доказывать.

— Но как узнать свою силу, если не ураганить?

— Для этого можно работать на тяжелой работе. Найти мельницу и крутить ее. Покажется дело простым, найдешь посложнее — большое поле ветряных электрогенераторов. А если ломать и портить все вокруг — пользы никому не принесешь. Напротив, всех обидишь и настроишь против себя. Тебе ведь нравится, что тебя любят букашки и бабочки?

— Да! Это было так здорово, когда они щекотали меня своими усиками и крылышками!

— Так зачем их обижать ураганом? Они будут тебя бояться и прятаться.

— Да, мама, ты права. Я все понял. Сейчас отдохну и пойду мельницу искать или большой ветряк.

А в чем ты, малыш, можешь помочь другим людям? Куда можно приложить твою ураганную силу?

  • Рассказ про весну на татарском языке с переводом
  • Рассказ про весну на белорусском языке
  • Рассказ про весну для дошкольников
  • Рассказ про весну 3 класс по литературе
  • Рассказ про веру и анфису читать с картинками