Рассказ про вежливость 4 класс орксэ

Урок ОРКСЭ «Светская
этика». 4-й класс

Вежливость
— первая и самая приятная добродетель.

                                                     
Джон Локк

Вежливость
— это искусственно созданное хорошее настроение.

                                                          
Джефферсон Т.

Ничего не
стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

                                                
    Сервантес

Тема: «Вежливость. Вежливые слова».

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

  • продолжить знакомство учеников с
    общечеловеческими ценностями;
  • приучать учащихся использовать вежливые
    слова в разных жизненных ситуациях;
  • формировать у детей нравственное
    представление вежливости

Планируемые
результаты
:

Предметные:

  • воспитание вежливого поведения,
    доброжелательного отношения к окружающим;
  • воспитание потребности неформального
    соблюдения правил вежливости и этикета

Метапредметные:

регулятивные:

  • самостоятельно  формулировать задание: определять
    его цель;
  • планировать алгоритм его выполнения;
  • корректировать работу по ходу его
    выполнения;
  • самостоятельно оценивать

познавательные:

  • ориентироваться в учебнике: определять
    умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
  • определять круг своего незнания;
  • планировать свою работу по изучению
    незнакомого материала

коммуникативные:

  • участвовать в диалоге;
  • слушать и понимать других;
  • высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • соблюдать правила вежливости и этикета

Личностные:

  • ценить и принимать следующие базовые
    ценности:  «вежливость», «терпение», «понимать позицию другого»;
  • осознанно использовать слова вежливости в
    разных жизненных ситуациях;
  • соблюдать правила вежливости и этикета на
    улице, в школе и дома

Основные понятия: вежливость, тактичность, скромность, грубость, уважение.

Формы и виды
деятельности:
беседа, комментированное чтение, устный
рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с
источниками информации, работа с толковым словарём, участие в учебном диалоге

Ресурсы урока: учебник М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Основы светской этики»; толковые словари Владимира Даля; игра
«Волшебный горшочек», грамзапись песни «Если добрый ты»; карточки с заданиями;
плакаты пословицами и с частями пословиц, высказываниями о вежливости

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие.
Уже звонок нам дал сигнал,
Работать время подошло.
Не будем время мы терять,
Пора трудиться начинать.

II. Актуализация знаний

2. Разгадать
ребус
(отгадка слово: вежливость)

ag00630_OLDLADY2 

— Ребята, какое слово у нас получилось: ВЕЖЛИВОСТЬ

3. Чтение стихотворения                                                              

Придумано
кем – то

Просто
и  мудро

При
встрече здороваться:


Доброе утро!

Доброе
утро — солнцу и птицам,

Доброе
утро – улыбчивым лицам.

И
каждый становится добрым, доверчивым,

И
доброе утро длится до вечера.


Почему урок я начала с такого задания и прекрасных строк.


О чём мы будем говорить? ( Мы будем говорить о вежливых словах).

III. Самоопределение
к деятельности

1.
Постановка проблемы:


Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его
словесный портрет. (ответы детей)


То есть, как я понимаю, вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком,
который опрятен, спокоен, добр, воспитан? (ответы детей)

2.
Фронтальная работа


Инсценировка стихотворения:

Поросёнок
Хрюша хвост коту прижал,

Кот
мяукнул — он не слушал, дальше побежал!

Это
не годится, надо извиниться!

Медвежонок
Проша кролика задел

Ну
и Проша!

Что
ж такой ты не хороший?

Это
не годится. Надо извиниться!

Жеребёнок
Жужжа бегал и шалил.

Проскакал
по луже. Всех друзей облил!

Ну
и Жужжа!

Всех
друзей облил из лужи!

Это
не годится. Надо извиниться!

— Можно Хрюшу,
Прошу, Жужжу назвать вежливым?


Почему? Чего не знали герои? (вежливые слова)

3.
Притча о вежливости (
чтение притчи учителем)

Жил-был Кролик,
очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском
огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в
лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень
сердита и голодна.
           У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью
бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность —
в пещере поселилась Змея.
           Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в
чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с
кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье
мясо.
— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт
крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому
не повредила.
            Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему
просить разрешения войти!

— Как вы поняли притчу? (ответы детей)

4.
Определение темы и целей урока


Сформулируйте тему сегодняшнего урока.


Какие цели урока может быть поставлены в связи с темой?  (узнать, что такое
вежливость;
повторить и узнать новые вежливые слова…)

Что мы будем делать для достижения этой цели? (работать по учебнику,
работать самостоятельно и в парах, выполнять задания учителя, рассуждать,
отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы…
)

— Кто
нам поможет в достижении поставленных целей? (ответы детей)

5.
Работа с лесенкой знаний

— На лесенке
знаний
отметьте уровень ваших знаний по данной теме.

IV. Открытие
нового знания

1.
Из истории возникновения слова. Работа с толковым словарём В. Даля


Слово ВЕЖЛИВОСТЬ произошло от старинного слова ВЕЖЕСТВО, которое
означало учтивость, учёность.


Найдите в словаре определение (вежливость). Прочитайте.

2. Чтение высказываний о вежливости

v 
Вежливость
— первая и самая приятная добродетель.

Джон Локк

v 
Вежливость
— это искусственно созданное хорошее настроение.

      
Джефферсон Т.

v 
Ничего
не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сервантес

3.
Из истории вежливости…                                                                                                                         
— 21 ноября

– международный день приветствий. В 1973 году американцы, братья Маккормики,
предложили проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран
мира.

4.
Работа в парах


Какие вежливые слова вы знаете? (ответы детей)


Выполнение
задания на карточках

1
группа:
Прочитать
текст в учебнике с. 29-30. Найти ответ на вопрос: Какова история слов спасибо
и пожалуйста
?

2
группа:
Прочитать
текст в учебнике с. 30. Найти ответ на вопрос: Как быть, если тебя оскорбили
или несправедливо обидели?

3
группа:
Прочитать
текст в учебнике на с. 30. Найти ответ на вопрос: Можно ли обидеть словом?

4
группа:
Прочитать
текст в учебнике на с. 27-29. Найди ответ на вопрос: Как появился обычай
здороваться?

5. Отчёты групп

— Выступления
детей.

6.
Дополнение учителя:


Послушайте, как в древности люди приветствовали друг
друга:                                                                         
Рабы Древнего Рима при встрече обнажали бритые головы.

Рыцари
снимали шлем и несли его в руке, говоря тем самым  «я тебе доверяю».


Те времена давно прошли, а обычай остался.
Мальчики, входя в помещение, снимают головной убор, показывая свое хорошее
отношение к хозяевам и уверенность в том, что тебя уважают.
— С тех же времен идет обычай, здороваясь снимать перчатку с правой руки,
показывая, что в его ладони не спрятано оружие.
Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.
Военные отдают друг другу честь.

V. Физминутка

Прилетели
ангелочки –

Становились
на носочки!

Вверх
руками потянулись

И
друг другу улыбнулись.

Крылышки
расправили –

В
стороны направили,

Наклонились
до земли,

Словно,
тяжести несли.

Ножками
потопали,

Ручками
похлопали,

Поскакали
в высоту,

Чтобы
там поймать звезду.

Глубоко
вздохнули,

Плечи
развернули,

Повели
руками

Чуть
над головами,

А
теперь им всем пора

Делать
добрые дела.

VI. Закрепление
изученного материала

1. Игра «Волшебный горшочек»

— Здесь лежат
волшебные предметы с вопросами.

1. Вы встретили
друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны сказать?
(здравствуйте).

2. Вы шли по
школьному коридору и нечаянно кого – то толкнули. Что надо сказать? (простите)

3. Кто-то вам
сделал доброе дело, его вы  хотите отблагодарить. Какое слово скажите? (благодарю).

4. Чтобы вам
помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово

(пожалуйста).

5. Если вы
совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете? (извини)

6. А какое слово
показывает. Что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его говорите? (спасибо)

7. Какое слово
говорят при прощании (до свидания!)

2. Составление
правил вежливости


Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.


Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя –
прощайся.


Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько
вернёшься.

Не капризничай, не ворчи. Твой каприз
может испортить настроение другим.

3.
Работа в группах. Разыгрывание ситуаций

1
ситуация:


Каждый день по дороге в школу тебе встречается пожилой мужчина, который живёт в
соседнем дворе, но ты с ним не знаком. Нужно ли в таком случае здороваться?

2
ситуация:


Ты играешь во дворе, в это время твоя мама с тяжёлой сумкой в руках
возвращается домой. Как ты должен поступить?

3
ситуация:


На
скамеечке сидит пожилой человек. Ты садишься рядом. Кто должен подать первым
руку?

4
ситуация:


Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен
уступить дорогу, если одному12 лет, а другому 14 лет?

4.
Работа с пословицами


Чтение
и разбор пословиц, записанных на плакатах

«С
поклону голова не заболит»

«Поклоном
поясницы не переломишь»

«Поклоном
спины не надсадишь, шеи не свихнёшь»


Игра «Составь пословицу» (
Соедините части пословиц, записанных на
плакатиках
):

Учись доброму
—                                    на добрые дела.

Ласковое
слово                                     так и прослывёшь.

Жизнь
дана                                            дурное на ум не пойдет.

Как
проживёшь,                                    лучше мягкого пирога.

Про доброе дело                                   говори
смело.                                    

5. Песня
«Если добрый ты»

Дождик
босиком по земле прошёл

Клёны
по плечам хлопал

Если
ясный день это хорошо.

А
когда наоборот плохо.2 раза

2.Слышно
как звенят в небе высоко

Солнечных
лучей струны.

Если
добрый ты, то всегда легко

А
когда наоборот трудно.

3.С
каждым поделись

Радостью
своей

Рассыпая
смех звучно

Если
песни петь

С
ними веселей

А
когда наоборот скучно.

VII. Рефлексия

Прошу вас
хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже
ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый
пень,

Когда услышит (добрый
день
).

Если больше есть
не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и
развитый

Говорит при
встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят
за шалости,

Говорим (прости,
пожалуйста
)

И в Слаутном и в
Палане

На прощанье
говорят (до свидания!)


Оцените свою работу на уроке.                                                               

— Что
на уроке у вас хорошо получилось?

— Над
чем ещё надо поработать?

— На лесенке
знаний
отметьте уровень ваших знаний по данной теме на данный момент.

— Где
могут пригодиться в жизни новые знания?

VIII.
Подведение итогов урока


Ответы на вопросы и задания (учебник с. 38)

IX. Домашнее
задание

Учебник:
с. 34-36. Прочитать, ответить на вопросы после текста.

Оборудование: учебник: «Основы светской этики», 4 класс, М.Т.Студеникин: презентация, раздаточный материал.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

— Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок у вас проведу я.

— Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

3 мин

— Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо разгадать ребус.

— Какое ключевое слово получилось?

— Как вы думаете, о чем мы сегодня

будем говорить на уроке?

Выполняют задание

Разгадывают ребус

— Получилось слово вежливость

— Мы будем говорить о вежливости и о вежливых словах

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

учебный диалог

Словесный:

учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

3 мин

— Совершенно верно. Тема нашего урока: «Вежливость».

Давайте сформулируем цели урока:

Верно, ребята, сегодня  на уроке мы будем говорить о том, что такое вежливость и какую роль она играет в нашей жизни.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

С добрым утром! — я кричу.

Добрый день! – кричу я вслед

Всем идущим на обед!

«Добрый вечер!» — так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.
— О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

 — Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться?

— А вы знаете, что такое вежливость?

Давайте обратимся к учебнику на странице 27.

— Кто нам прочитает определение?

— Отлично, спасибо. Вообще знающего человека на Руси называли «вежа», вот от него-то и произошло слово «вежество», а потом «вежливость».

— А какие еще волшебные слова вы знаете?

— Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

— Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Слушают учителя

— 1. Узнать, что такое вежливость. 2. Повторить и узнать новые вежливые слова.

Слушают стихотворение

Слушают учителя

— Мы будем говорить о вежливых словах

— Приятно общаться с вежливым человеком

— Нет, но хотелось бы узнать

Работают с учебником

Читают определение в учебнике

Слушают учителя

Вежливые слова: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.

Слушают учителя

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

Р: целеполагание

Р: планирование

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: слово учителя

Динамическая пауза

Практический: выполнение физических упражнений

10 мин

— Сейчас давайте откроем учебник на странице 33 и выполним задание номер 5.

— Прочитай, пожалуйста, что необходимо сделать в этом задании?

— Спасибо.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого …

Мальчик, вежливый и развитый, 
Говорит, встречаясь …

Если больше есть не в силах, скажем мы …

Когда ругают нас  за шалости, 
Говорим … 
 
И во Франции, и в Дании 
На прощанье говорят … 

— А теперь поиграем в игру, я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

 1. Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны сказать?

2. Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого – то толкнули. Что надо сказать?

3. Кто-то вам сделал доброе дело, его вы хотите отблагодарить. Какое слово скажите?

4. Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово…

5. Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете?

6. А какое слово показывает. Что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его говорите?

7. Какое слово говорят при прощании?

— А сейчас мы с вами разомнёмся.

— Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Слушают учителя

Работают с учебником

Читают задание

Выполняют задание

— Спасибо

— Здравствуйте

— Спасибо

— Прости, пожалуйста

— До свидания

Слушают учителя

— Здравствуйте

— Простите

— Благодарю

— Пожалуйста

— Извини

— Спасибо

— До свидания!

Слушают учителя

Выполняют задание

Выполняют физические упражнения

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

— Сейчас мы с вами разберём небольшую ситуацию, послушайте, пожалуйста, внимательно

Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.

— Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться? 

— Следующая наша игра называется «Вопрос-ответ»

Какие слова мы говорим при встрече?

Какие слова мы говорим при расставании?

Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?

Какие слова мы говорим перед сном?

Слушают учителя

Слушают ситуацию

Извините, пожалуйста или простите пожалуйста

Слушают учителя

— «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад теб видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)

— «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»

— «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»

— «Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

-Сейчас вы поработаете в группах.

-Давайте с вами разделимся на группы. И вспомним правила работы в группе.

— Перед вами тексты. Вам нужно, посовещавшись, вставить пропущенные слова.

Работа в группах

Вставьте пропущенные слова.

1 группа: «Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь …”. Женщина очень вежливо поблагодарила Вову «…”. Неожиданно трамвай остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал «…”. Когда он переходил улицу, то увидел старушку. Он помог ей перейти перекресток и старушка ему сказала «…”. В театре он встретил знакомого и приветствовал его словами: «…”. Когда Вова возвращался домой, к нему подошла девочка и спросила: «Мальчик, скажи «…”, как можно пройти на площадь Победы? А когда Вова ей сказал, она поблагодарила его «…”.2 группа: Встретив зайку, ёж-сосед 
Говорит ему: «……………..» 
А его сосед ушастый 
Отвечает: «Ёжик, …»
К Осьминожке Камбала 
В понедельник заплыла, 
А во вторник на прощанье 
Ей сказала: «…»
Неуклюжий песик Костик 
Мышке наступил на хвостик. 
Поругались бы они, 
Но сказал он «…» 
Трясогузка с бережка 
Уронила червяка, 
И за угощенье рыба 
Ей пробулькала: «…»

3 группа: Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «…»
Или лучше – «…».
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «…»
Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «…».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «…».
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «…» добавим
Будут все довольны нами.

4 группа: Встречу, новый разговор
Мы со «…» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «….».
Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «…».
«Приятного аппетита!» —
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «…» маме.

Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «…»
И свою им предложи.

5 группа: Если в гости ты пришёл,
К другу в комнату зашёл.
То скажи всем: «…!»

Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«…» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать.
Ей «…» скажи,
Будете играть с ней вы.
Мишка зайчику — сосед,
Скажет он ему «…».
Пригласит зайчонка в гости —
Не опаздывать попросит.
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «…!».

6 группа: Если сел ты за обед,
А еды любимый нет –
Ты не морщись, не противься,
А к столу смелей приблизься
И скажи «…»
Вежливо, учтиво.
К другу в День его рожденья
Приготовься с поздравленьем.
При уходе на прощанье
Всем скажи ты «…».
Как вести себя в гостях? Вот для вас совет.
Вежливыми ты будь всегда, говори: «…!»
Когда я что-то подарю,

Мне говорят: — …

Тебе подарят что-нибудь –

Благодарить не позабудь!

Если сон смыкает очи

И тебя отправят спать,

Всем скажи: — …

А потом иди в кровать.

Играл медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду, к медведице — маме понуро пришел:

«…» меня, мама,

Я больше не буду.

— А сейчас давайте проверим, всё ли слова вы вставили правильно.

Слушают учителя

Делятся на групы

— Пожалуйста

— Спасибо большое

— Простите, пожалуйста

— Спасибо большое

— Здравствуй!

— Пожалуйста

— Спасибо большое

Работают с текстом

— Привет

— Здравствуй

— До свиданья!

— Извини

— Спасибо

Работают с текстом

— Простите

— Извините

— Спасибо

— До свиданья

— Пока

— Пожалуйста

— Здравствуйте

— Привет

— Спасибо

— Спасибо

— Извини

— Добрый день

— Спасибо

— Пожалуйста

— Привет

— Будь здоров!

— Спасибо

— До свиданья

— Привет

— Благодарю

— Спокойной ночи

— Прости

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

5 мин

Игра «Вежливо-невежливо». 

— Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если действия были вежливыми, то вы хлопаете, а если нет, то — топаете.

— Поздороваться при встрече …

-Толкнуть, не извиниться…

— Помочь подняться, поднять упавшую вещь…

— Не встать, обращаясь к учителю …

— Не уступить место пожилому…

 Слушают учителя

— Вежливо

— Невежливо

— Вежливо

— Невежливо

— Невежливо

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения 

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

5 мин

— У нас сегодня был насыщенный урок.

— Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

— Какие цели мы ставили на урок?

— Мы достигли поставленных целей?

— Что такое вежливость?

Высказывания ребят

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

— Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Слушают учителя

— Мы ставили цель, как можно больше узнать о вежливости и о вежливых поступках. Да, мы достигли поставленных целей

Выполняют задание

Дополняют фразы

Слушают учителя

— Отвечают на вопрос

— Слушают учителя

Р: оценка

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Главная>Сочинения по темам

Вежливость

Быстрый переход:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Похожие сочинения про вежливость

Вариант 1

15 предложений/ 236 слов

Вежливость — это, пожалуй, одна из наиболее приятных черт человеческого характера. Обладающие ей люди всегда располагают к себе других своей обходительностью, чувством такта и восхитительными манерами.

Вежливый человек хорошо знаком с правилами этикета и считает своим долгом соблюдать их. Он всегда здоровается первым со старшими, общается исключительно посредством русского литературного языка, одевается аккуратно и в соответствии с ситуацией, не опаздывает на встречи и т. д.

Но истинная вежливость не ограничивается лишь строгим следованием правилам поведения, установленным в нашем обществе. Эта черта характера предполагает также глубокое уважение к людям.

Вежливый человек умеет признавать их достоинства и право иметь собственное мнение. Он добродушно настроен по отношению к окружающим и всегда готов помочь им в сложной ситуации. Поэтому при общении никогда не перебивает собеседника, внимательно выслушивая все его предложения. В спорах не повышает голос и всегда ищет компромисс, старается войти в положение своего оппонента, понять его и при необходимости поддержать.

Вежливость, в моём понимании, невозможна и без наличия хорошего образования. Оно даёт человеку знания в различных областях и расширяет его словарный запас, что позволяет ему в дальнейшем умело поддерживать беседу на любом уровне.

В нашем обществе довольно много вежливых людей, которых чаще всего можно встретить в музеях, на выставках или в театрах. Особенно много среди них представителей старшего поколения, но меня всегда радует, когда я вижу проявления вежливости со стороны молодёжи. Я сама так же стремлюсь уважительно относиться к другим людям, быть интересной в общении и соблюдать правила этикета.

Вариант 2

15 предложений/ 239 слов

Как приятно встретить вежливого человека! Такой всегда и место в автобусе уступит, и доброе слово скажет, и двери за собой придержит. Жаль только, что таких людей не так много в нашем обществе.

Ежедневно нам приходится сталкиваться с человеческой грубостью. Думаю, каждый нередко становился свидетелем громкой ссоры в публичном месте или слышал едкие комментарии в свой адрес на улице. Не говоря уже о том, что порой окружающие просто забывают поздороваться или сказать «до свидания». Это всегда очень обидно, потому что всем людям нравится, когда хорошо относятся к ним самим, но они не всегда также хорошо относятся к другим. В чём же причина такого поведения?

Думаю, здесь многое зависит от воспитания. Именно родители учат нас быть благодарными, проявлять уважение к старшим и деликатно высказывать свои мысли. Ну а если в семье не существует культуры поведения, то как человек может научиться быть вежливым?! Безусловно, это ему будет очень трудно.

Но всё же, мне кажется, что не только воспитание формирует наше поведение. Я не раз замечал, что вежливые люди не просто формально говорят слова благодарности и соблюдают правила этикета, потому что их кто-то этому научил. Чаще всего они просто хотят сделать людям приятное, потому что хорошо относятся к ним.

Таким образом, доброта и любовь к людям — это очень важные качества, без которых истинная вежливость просто не может существовать. Значительную роль играет также и способность различать чувства других людей, что позволяет нам быть тактичным при разговоре и в нужный момент обходить острые углы стороной.

Вариант 3

28 предложений/ 304 слова

Кого мы обычно называем вежливым человеком? Того, кто умеет уважительно и тактично общаться, того, кто соблюдает правила и нормы этикета, а также того, кто в спорах готов пойти на компромисс. Я считаю, что вежливость – это признак силы человека. Но не физической, а духовной. Конечно, нельзя списывать со счетов воспитание, а также условия, в которых рос и формировался человек. Но конченый выбор всегда остаётся за ним.

Лично мне нравится общаться вежливо и учтиво. Ведь не зря наши предки формировали правила поведения и существования в обществе. Всегда приятно с улыбкой говорить: «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста», и получать обратно такой же приятный ответ.

Общаться вежливо – значит уважать других. У всех нас бывают плохие дни, когда всё валится из рук и ничего не клеится. В такие моменты, под влиянием плохого настроения, можно запросто на кого-нибудь сорваться. Но вежливость – это тот самый спасательный круг, который помогает тебе оставаться человеком.

Иногда вежливость творит чудеса. Вспоминаю случай, который произошёл со мной в отделении полиции. Мне как раз исполнилось 14 лет и пришла пора получать свой первый в жизни паспорт. Когда я пришёл туда, я оказался последним в очереди, которая, к слову, тянулась очень медленно. Из-за этого многие люди начинали жаловаться и причитать, чем ни разу не помогали процессу. Больше всех ругался мужчина, который был в очереди передо мной.

Женщина, которая работала на выдаче, заприметила его, и когда подошла очередь этого мужчины, работница отказала ему в выдаче паспорта. Сказала, что время её работы закончилось. Ему ничего не оставалось, как разгневанному уйти домой. Я и сам очень сильно расстроился, ведь надеялся уйти оттуда со своим новым документом. Но я решил испытать удачу, подошёл к окошку и вежливо и тактично попросил работницу выдать мне паспорт. И, о чудо! Я его получил.

Эта история стала для меня хорошим уроком. Я всегда общался вежливо, но в тот день осознал насколько это действительно важно.

­

Похожие сочинения про вежливость:

­ Азбука вежливости

Вежливость — главная черта воспитанного человека, умеющего вести себя в обществе и вызывающего симпатию у других людей. Поэтому с ранних лет все мы стремимся освоить азбуку хороших манер. Полное сочинение>>>

­ Воспитанность

1. Воспитанность — это обязательное качество, которым должен обладать каждый культурный человек. Прежде всего оно выражается во владении высокими манерами. Так, воспитанные люди всегда уступают место пожилым в транспорте, соблюдают правила этикета за столом, а в общественных местах ведут себя именно так, как это прописано в правилах заведения, где они находятся.

2. Воспитанность – это прекрасное качество. Если человек воспитанный, то он будет желанным гостем, где бы не находился. Однако, сам человек стать воспитанным не может, это всегда воздействие извне. Даже само слово «воспитанный» говорит нам о том, что человек был воспитан кем-то. Полное сочинение>>>

­ Культура поведения

Культура поведения — это то, чему нас начинают учить родители еще в самом раннем возрасте. В детском саду, а затем и в школе мы шаг за шагом постигаем искусство этикета, учимся принимать на себя обязательства перед другими людьми, осваиваем нормы морали и нравственности. Полное сочинение>>>

­ Моя культура поведения

­ Культура речи

­ Как отстоять свою точку зрения

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

Цель: углубить знание учеников об этикете и его важности в жизни человека; учить учеников жить в согласии с окружающими, содействовать развитию культурного уровня учеников; воспитывать у учеников уважение друг к другу.

Оборудование: учебник М. Т. Студеникина «Основы духовно — нравственной культуры народов мира» для 4 класса, презентация, карточки на доску, раздаточный материал: словарь качеств, тексты для разбора проблемных ситуаций.

Ход занятия (ученики работаю в группах, всего д. б. 6 групп)  

Слово учителя

– Каждому человеку известны пять чувств, которые помогают нам познавать этот мир. Это — обоняние, зрение, слух, вкус и осязание. Однако существует еще шестое чувство, доступное каждому, но не каждому заметное. Каждый день мы сталкиваемся с разными людьми: со знакомыми и незнакомыми, с близкими и чужими, со сверстниками и возрастом намного старше. Речь идет об ощущении комфортности в общении с окружающими. Что помогает нам в этом? (Этика – нормы и правила поведения) (Слайд № 1)

– О каком важном качестве воспитанного человека мы говорили на прошлом уроке? (О вежливости) (Слайд № 2)

– Какие правила вежливости вы знаете?

– Давайте прочитаем статью в учебнике и узнаем ещё одно правило вежливости. (стр. 34, «Царь и Илларион»)

– Почему Пётр по — разному поступил при первой и второй встречах с Илларионом?

– Найдите в тексте и зачитайте правило вежливости. (Пропускай прежде тех, кто раньше тебя на мост въехал)

– Кому бы вы адресовали это правило? (Водителям)

– Можно ли царя назвать культурным и вежливым человеком?

– Каждый из нас в повседневной жизни часто употребляет вежливые слова. Назовите самые распространённые из них.

– Какое влияние оказывают вежливые (добрые) слова на людей? Всегда ли они помогают?

– Рассмотрим этот вопрос на конкретных примерах. Каждая группа получит текст с описанием определённой ситуации. Ваша задача разобрать ситуацию и ответить на поставленные вопросы. Вам поможет словарь качеств. (Ученики зачитывают текст, предложенный учителем, и разъясняют данную ситуацию с точки зрения соблюдения правил вежливости. Всего 6 ситуаций, желательно сделать между ними физминутку «Воздушный поцелуй») (Тексты в приложении. )

Вывод (Слайд № 3)

Презентация Вежливость

– Продолжите предложение:

Вежливость проявляется не только в словах, но и … (в тоне, которым их произносят)

Произносить слова вежливости надо с … (улыбкой).

Важное качество вежливости – это … (искренность).

– Ещё одно важное качество вежливости, про которое забыл Витя – тактичность.

Слово учителя.

А что такое тактичность? (Слайд № 4) Это ощущение меры, умения чувствовать настроение окружающих, уважать их мнение, взгляды, чувства.

Тактичного человека сразу заметно. Он никогда не станет пренебрежительно высказываться о другом человеке, всегда выслушает, и не будет перебивать собеседника, обязательно извинится, если создаст кому — то неудобство.

Этот человек никогда не позволит себе толкаться у входа к транспорту, безразлично сидеть, когда рядом стоит ребенок или пожилой человек. В основе поведения тактичного человека лежит умение владеть собой.

Тактичность, воспитанность нужно постоянно воспитывать в себе. Например, кто — то из твоих одноклассников прочитал чужую записку. Что это — пустяк? Конечно, нет. По меньшей мере — нетактичность. У тебя есть привычка громыхать дверями, выходя из помещения? Это также свидетельствует о недостаточном уровне твоей культуры. А не уступить место в транспорте пожилому или больному человеку? Все это проявления нетактичности.

(Слайд № 5) Когда — то известный русский писатель Антон Павлович Чехов сказал: «. . . Доброе воспитание заключается не в том, чтобы не пролить соус на скатерть, а в том, чтобы не заметить, если это сделает кто — нибудь другой».

Вопрос к ученикам

 — Как вы понимаете это высказывание?

Итак, важными элементами комфортного или приятного общения должны стать (карточки на доске):

Вежливость

Искренность

Тактичность

– Как вы думаете, хватит ли этого для крепкой дружбы?

– Проведём эксперимент.

Учитель вызывает двух учеников, желательно разного пола, не связанных дружбой, и предлагает одному из них повернуться спиной к другому.

– Комфортно ли тебе стоять спиной к другому человеку?

Затем учитель предлагает ученику, стоящему спиной к другому, расслабиться и упасть, и обещает, что другой его поймает. Что произойдёт?

– Почему он не захотел падать? (не доверяет)

Учитель предлагает поменяться местами.

Затем, можно вызвать друзей и проверить их степень доверия друг к другу.

– Что же ещё необходимо для тёплого общения? (Доверие) (Слайд № 6)

 — Французский писатель Жан Лабрюйер о доверии сказал, что это первое условие дружбы.

Весь материал — смотрите архив.

        Вежливости необходимо всех детей учить с детства. Я считаю, что это качество характера не врожденное, а приобретенное. Его можно и нужно воспитывать. Дети очень многому учатся у своих родителей, берут с них пример, поэтому, чтобы воспитать в детях вежливость, родителям самим необходимо быть вежливыми. Родители должны учить детей первыми здороваться со старшими, не забывать прощаться, благодарить, уступать место старшим.

       Элементарная вежливость необходима каждому человеку, в ней проявляется уважение по отношению к другим людям. С вежливым человеком всегда приятно общаться, его считают хорошо воспитанным и отвечают вежливостью взамен.

       Если бы в мире было больше вежливых людей, то меньше было обид, ссор, хамства в очередях и в общественном транспорте. Одно грубое слово, сказанное в адрес другого человека, может испортить ему настроение на весь день, но люди часто не задумываются об этом. Вежливость делает нашу жизнь приятнее и гармоничнее. Очень жаль, что по-настоящему вежливых людей можно встретить не так уж много. Наблюдая за людьми в магазинах, я вижу, что очень мало кто говорит кассиру или продавцу «спасибо», то же самое я вижу и в общественном транспорте. Бывает, что кондуктор, уставший за целый день работы, идёт через весь салон автобуса к человеку, чтобы продать ему билет, но в ответ не слышит благодарности. Конечно, многие считают, что это работа кондуктора, его обязанность, но разве за работу не принято благодарить? Ничего не стоит сказать продавцу, кассиру или кондуктору простое слово «спасибо». Для того, кто произнёс «спасибо», это несложно, а вот человеку, кому эта благодарность адресована, будет приятно, возможно, даже настроение улучшится.

       Вежливость — очень хорошее качество человека, которое помогает ему быть уважаемым другими людьми, спасает от многих конфликтных ситуаций и грубых ссор. Вежливый человек уважает других и уважает самого себя и никогда не будет опускаться до ругани, до мелочного выяснения отношений, до нелестных слов в адрес другого человека.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: Ознакомить с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике; осознание ценности человеческой жизни;

Задачи:

Предметные: учить культуре поведения в гостях, в школе, дома; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям. создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: Способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Технологии, методы и приёмы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения) технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); презентация

Список учебной и дополнительной литературы: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Студеникин.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. Презентация по теме урока «Вежливость» составлена учителем. Словарь Ожегова С. И., Интернет.

1. Организационный момент, включающий:

Постановка цели: Организовать направленное внимание на начало урока.

Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности друг другу и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмоциональный настрой на урок.

Коммуникативные: сохранять доб­рожелательное отношение друг к другу

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приготовление к уроку, приветствие учителя. Ученики смотрят друг на друга с приветливой улыбкой. Отвечают на поставленные вопросы. Поднимают жёлтый или красный кружок (лучик)

Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подумайте. Какое у вас настроение? Если настроение хорошее – поднимите жёлтый лучик. Если настроение не очень хорошее – покажите красный лучик.

У вас хорошее настроение. Весь урок вам будет светить весёлое солнышко. Учитель прикрепляет к доске солнышко.

Диалог учителя и учащихся.

Мотивация к учебной деятельности: Актуализировать внимание учащихся на учебную деятельность.

Развитие мотивов учеб­ной деятельности и осо­знание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелатель­ности и эмоционально-­нравственной отзывчи­вости

Ученики слушают сказку.

Ответы детей:

Город был грустный, не цвели сады, не светило солнце, не распускались цветы. Люди были печальные и унылые. Дети плакали. Они никогда не слышали вежливых, приятных, ласковых слов.

Однажды прилетел мудрый волшебник. Он всем людям говорил вежливые слова. Люди стали вежливыми. Город стал светлым красивым.

«Вежливость».

Я хочу дружить с вежливыми людьми.

Учитель читает сказку.

Вопросы:

— Какой город был сначала? Как себя чувствовали люди? Как чувствовали себя дети?

Почему дети плакали?

Кто однажды прилетел? Почему его назвал автор мудрым волшебником? Какие слова он говорил людям? Какими стали люди? Как изменился город?

Как назовём эту сказку?

— С какими людьми вы бы хотели дружить, общаться?

Метод словестный: чтение сказки. Презентация, слайд № 2

Урок Вежливость.pptx

Метод словесный: обсуждение сказки.

Фронтальный опрос учащихся

Целеполагание

Познавательные: Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в презентации слайда,

Развитие мотивов учеб­ной деятельности и осо­знание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелатель­ности и эмоционально-­нравственной отзывчи­вости

Проблема: Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цель урока после предваритель­ного обсуждения;

Коммуникативные: — высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргу­ментировать;

Тема: Вежливость.

Я хочу дружить с вежливыми людьми.

— Научимся быть вежливыми, чуткими, культурными.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя составляют план урока.

План урока:

1 Понятие вежливость.

2 Происхождение слов.

3 Этикет приветствия.

4 Если обидели.

5 Портрет вежливого человека.

Контрольная шкала прохождения этапов урока:

1___2___3_____4______5_

— Назовите тему нашего урока.

— С какими людьми вы бы хотели дружить: с грубыми или с вежливыми? Почему?

Сформулируйте цель урока.

— Чему вы научитесь на уроке?

Составим план урока. Посмотрите на слайд и выберите то, что бы вы хотели узнать на уроке.

— Как вы думаете надо знать, что такое вежливость? Как назовём первый этап урока?

— Как появились вежливые слова? Как назовём второй этап урока?

— Надо ли вам знать, как вести себя дома, в школе, на улице?

— Как быть, если вас обидели?

— Какими бы вы хотели бы стать?

Диалог учителя и учащихся.

Наглядный метод. Презентация к уроку слайд № 3

Урок Вежливость.pptx

Коллективная работа учащихся.

3. Изучение нового учебного материала.

Цель: Обеспечение правильного восприятия изучаемой темы,

Коммуникативные: сохранять доб­рожелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие отношения.

Регулятивные: постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

Познавательные: принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

Иметь представление о поняти­ях: вежливость, уважение, так­тичность, скромность.

Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жиз­ненных ситуациях;

— соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома;

— уметь подобрать к термину новое зна­чение; говорить и слушать, учас­твовать в беседе, дискутировать,

— аргументированно обосновывать свою точку зрения

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Реализация плана урока.

1 Понятие вежливость.

Информацию можно узнать из учебника, из словарей, из интернета, спросить у взрослых.

Работать в группе.

Работа учащихся в группах.

Выступления представителей от каждой группы, зачитывают определение вежливости.

Учащиеся находят и зачитывают предложения.

Делают вывод: вежливость, уважение, так­тичность, скромность хорошие качества человека.

1 Понятие вежливость.

Где мы можем узнать информацию? Давайте договоримся как будем узнавать понятие вежливость? Как бы вы хотели работать? Разделитесь на группы и распределите роли. —- Какая группа будет искать объяснение вежливости в учебнике? Какая группа будет работать по словарю Ожегова. Какая группа будет искать значение слова в интернете?

Найти в учебнике объяснение слов: уважение, тактичность, скромность.

Форма организации: групповая.

Метод наглядный: — учебник М.Т. Студеникина «Основы светской этики» стр.27,

— словарь Ожегова,

— поиск в интернете.

Коллективная работа.

Выборочное чтение по учебнику стр. 27

Контрольная шкала прохождения этапов урока:

1___2___3_____4______5_

Учащиеся передвигают фишку на второй этап.

Происхождение слов.

Индивидуальная работа учащихся.

Учащиеся обсуждают, дополняют выполненную работу.

Дети выполняют зарядку

Как выдумаете мы выполнили первый этап урока.

— Какой следующий этап урока?

Происхождение слов: здравствуйте, спасибо, пожалуйста.

Как будем работать?

Учитель раздаёт индивидуальные карточки с разной степени сложности.

Физкульт минутка

Метод наглядный.

Работа по учебнику стр. 28, 29, 30.

Индивидуальная лично- ориентированная работа с разной степени сложности

Контрольная шкала прохождения этапов урока:

1___2___3_____4______5_

Учащиеся передвигают фишку на третий этап.

Этикет приветствия.

Учащиеся составляют правила этикета как вести себя дома, на улице, в школе.

Учащиеся подбирают рифму.

Как выдумаете мы выполнили второй этап урока.

— Какой следующий этап урока?

Этикет приветствия дома, на улице, в школе.

Давайте составим правила этикета опираясь на свой опыт, воспитания родителей, учителя.

Игра: «Рифмы»

Вам надо дополнить фразу

Коллективная работа под руководством учителя.

Контрольная шкала прохождения этапов урока:

1___2___3_____4______5_

Учащиеся передвигают фишку на четвёртый этап.

4 Если обидели.

Ответы на вопросы:

Фронтальная работа.

4. Закрепление учебного материала.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци­онально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные: Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

— понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Контрольная шкала прохождения этапов урока:

1___2___3_____4______5_

Учащиеся передвигают фишку на пятый этап.

Учащиеся готовятся по иллюстрациям учебника и выступают.

Учащиеся воспринимают дополнительную информацию.

Портрет вежливого человека.

Задания для групп, самостоятельно распределить роли и выбрать по желанию темы сценок.

1 Разыграть сценку как вести себя в доме.

2 Разыграть сценку вежливое поведение на улице.

3 Разыграть сценку норма поведения в школе.

4 Разыграть сценку на день рождении у друга

Рассказ учителя: «Обычай рукопожатия и обычай снимать головной убор».

Помогут иллюстрации в учебнике стр. 32-38

Творческая работа учащихся.

Словесный метод

Контроль и самоконтроль.

Цель – проверить усвоение материала.

Учащиеся отгадывают кроссворд

Проверяют свою работу.

Учитель предлагает отгадать кроссворд

Раздаточный учебный материал

Рефлексия.

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы

На листах оценки оценивают себя.

Учитель задаёт вопросы.

Раздаёт листы оценивания.

Презентация к уроку: слайд № 4

Урок Вежливость.pptx

5. Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся записывают домашнее задание, берут листок с крылатыми выражениями.

Учитель предлагает учащимся прочитать текст в учебнике: «Царь и Илларион». Подумать, какое крылатое выражение подходит к тексту:

«Точность – вежливость королей»,

«Аккуратность – вежливость королей»,

«Пунктуальность – вежливость королей»

Объяснить почему это высказывание подходит?

Учебник стр.34-36

Дидактический материал на уроке.

Игра «Рифмы»

— Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо)

— Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)

— Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь …(здравствуйте)

— Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста)

— Если словом или делом вам помог кто-либо, не стесняйтесь громко, смело говорить…(спасибо)

— И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидание)

— Придумано кем-то просто и мудро – утром при встрече… (доброе утро)

Доброе утро! – солнцу и птицам. Добре утро! – улыбчивым лицам.

Вопросы для кроссворда:

1.Какие слова надо сказать рано утром.

2.Какие слова надо сказать днём при встрече со знакомым.

3.Какие слова надо сказать родителям перед сном.

4.Какие слова надо сказать учителям, когда вы пришли в школу.

5. Какие слова надо сказать учителям, когда вы уходите домой после уроков.

6.Какие слова надо сказать, если ты нечаянно толкнул или задел товарища.

7.Какое слово надо сказать, если тебя угостили.

Раздаточный материал для домашней работы

«Точность – вежливость королей»,

«Аккуратность – вежливость королей»,

«Пунктуальность – вежливость королей»

Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе

Учитель: Щеткова Марина Викторовна

Тема: Вежливость.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

  • продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями;

  • приучать учащихся использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях;

  • формировать у детей нравственное представление о вежливости

Планируемые результаты:

Предметные:

  • воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим;

  • воспитание потребности соблюдения правил вежливости и этикета.

Метапредметные:

регулятивные:

  • самостоятельно формулировать задание: определять его цель;

  • планировать алгоритм его выполнения;

  • корректировать работу по ходу его выполнения;

  • самостоятельно оценивать свою деятельность.

познавательные:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

  • определять круг своего незнания;

  • планировать свою работу по изучению незнакомого материала

коммуникативные:

  • участвовать в диалоге;

  • слушать и понимать других;

  • высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • соблюдать правила вежливости и этикета.

Личностные:

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «вежливость», «терпение», «понимать позицию другого»;

  • осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях;

  • соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома

Основные понятия: вежливость, тактичность, скромность, грубость, уважение.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарём, участие в учебном диалоге.

Ресурсы урока: учебник М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»;

Аудиозапись «Вежливый вальс» (Композитор Д. Кабалевский, автор слов А.Барто); толковые словари Владимира Даля; карточки с заданиями для групповой работы; презентация учителя выполненная в программе «PowerPoint»

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие,

проверка подготовленности к учебному занятию,

организация внимания детей

Включаются в ритм урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами .

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

2.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация опорных знаний и способов действий

Ребята, собираясь к вам, я вспомнила детскую песенку, которая удивительно подходит к теме нашего урока. Автор слов – детская поэтесса А. Барто, а музыку написал композитор Д. Кабалевский.

(Приложение 1)

— Почему урок я начала с этой весёлой детской песни?

— О чём мы будем говорить?

Звучит аудиозапись

«Вежливый вальс» Композитор Д. Кабалевский, автор слов А.Барто.

-Мы будем говорить о вежливости.

Познавательные:

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные:

Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества

Регулятивные:

Контроль, коррекция, прогнозирование

3.

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

— Ребята, о чём мечтали авторы песни ? Как вы думаете, можно ли невежу вылечить с помощью лекарств и пилюль?

— То есть, как я понимаю, вы хотите сказать, что вежливым человек станет, если будет знать и соблюдать определённые правила, который опрятен, спокоен, добр и воспитан?

Послушайте притчу о вежливости.

Приложение 2

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…
И тогда Учитель взял его в ученики.

— Как вы поняли притчу?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

— Какие цели урока может быть поставлены в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

Ответы детей.

Дети высказываю свою точку зрения

Вежливость.

Узнать, что такое вежливость; повторить и узнать новые вежливые слова, учиться вежливо поступать..

Работать по учебнику, работать самостоятельно и в парах, выполнять задания учителя, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы… 

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Познавательные:

Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

Постановка вопросов

4.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы:

1. Из истории возникновения слова. Работа с толковым словарём В. Даля

— Слово ВЕЖЛИВОСТЬ произошло от старинного слова ВЕЖЕСТВО, которое означало учтивость, учёность.

— Найдите в словаре определение (вежливость). Прочитайте.

Прочитайте определение в учебнике на с. 27

2. Чтение высказываний о вежливости

  • Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сервантес

  • Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.

Ключевский В.

  • Вежливость ничего не стоит; должно быть, поэтому ее не найдешь в магазинах.
    Ядвига Рутковская

3. Работа в группах

— Какие вежливые слова вы знаете?

— Ребята, мы произносит эти слова каждый день, но не задумываемся откуда эти слова пришли в нашу жизнь. Сегодня у нас есть возможность узнать историю происхождения некоторых вежливых слов и правил вежливости.

1 группа: Прочитать текст в учебнике на с. 27-29. Найди ответ на вопрос: Как появился обычай здороваться?

2 группа: Прочитать текст в учебнике с. 29-30. Найти ответ на вопрос: Какова история слов спасибо и пожалуйста?

3 группа: Прочитать текст в учебнике с.28. Найти ответ на вопрос: Как появился обычай рукопожатия?

4 группа: Прочитать текст в учебнике на с. 36-37. Найти ответ на вопрос: Достаточно ли просто говорить вежливые слова, чтобы слыть вежливым человеком?

5. Отчёты групп

6. Физминутка

Игра «Вежливо — невежливо».

Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если действия были вежливыми, то вы — хлопаете, а если нет, то — топаете.

— Поздороваться при встрече …

— Толкнуть, не извиниться…

— Помочь подняться упавшему…

— Не встать, обращаясь к учителю …

— Сказать «спасибо» продавцу в магазине…

— Не уступить место пожилому человеку в автобусе…

— Громко разговаривать в кинозале…

-Здороваться с соседями по дому…

— Болтать с соседом на уроке…

1-2 группа – работает с толковым словарём

3-4 группа – работает в учебнике

Высказывают свою точку зрения

Ответы детей:

-Здравствуйте, спасибо, пожалуйста…

Ответы детей

Группы отчитываются о проделанной работе.

Вежливо

Невежливо

Вежливо

Невежливо

Вежливо

Невежливо

Невежливо

Вежливо

Невежливо

Познавательные:

Общеучебные:

поиск и выделение необходимой информации

Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез .

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

5.

Закрепление учебного материала

Установление правильности и осознанности изучения темы. Организовать самостоятельную работу и самопроверку.

7.Игра «Волшебный сундучок»

— Здесь лежат волшебные предметы с вопросами.

1. Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны сказать?

2. Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого – то толкнули. Что надо сказать?

3. Кто-то вам сделал доброе дело, его вы хотите отблагодарить. Какое слово скажите?

4. Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово

5. Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете?

6. А какое слово показывает. Что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его говорите?

7. Какое слово говорят при прощании

8. Работа в группах. Разыгрывание ситуаций

1 ситуация:

— Каждый день по дороге в школу тебе встречается пожилой мужчина, который живёт в соседнем дворе, но ты с ним не знаком. Нужно ли в таком случае здороваться?

2 ситуация:

— Ты играешь во дворе, в это время твоя мама с тяжёлой сумкой в руках возвращается домой. Как ты должен поступить?

3 ситуация:

— На скамеечке сидит пожилой человек. Ты садишься рядом. Кто должен подать первым руку?

4 ситуация:

— Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному12 лет, а другому 14 лет?

9. Комплименты. Упражнение «Вежливый круг»

Всем хочется стать чуточку лучше, быть вежливыми и добрыми, жить в классе бесконфликтно. Один из способов — это умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

здравствуйте

простите

благодарю

пожалуйста

извините

спасибо

до свидания

У каждой группы своя ситуация.

Ответы обсуждаются

Дети встают в большой круг. По часовой стрелке делают комплименты соседу.

Познавательные:

Общеучебные:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения, прогнозирование

6.

Итог урока. Рефлексия

Организовать фиксацию нового знания, рефлексивный анализ учебной деятельности, оценивание собственной деятельности

— О каких важных качествах человека мы сегодня говорили?

Закончите фразу:

Высказывания ребят (по желанию)

Я научилась…

Я понял(а)…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнал(а)…

— В конце нашего разговора мне хочется для вас прочитать стихотворение.

Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

-Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Дети оценивают свою работу

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.

Домашнее задание

Учебник: с. 34-36 прочитать и ответить на вопросы после текста.

с.34 задание 7 проверить свою вежливость.

Ответь на вопросы сам(а), а затем попроси родителей ответить за тебя . Сравни свои ответы и родителей. Попробуй сделать выводы.

Приложение 1

«Вежливый вальс» (Композитор Д. Кабалевский, автор слов А.Барто);

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут,

Распустятся фиалки,

Зимой придёт весна,

И в школьной раздевалке

Настанет тишина.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ребёнок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

logo

  • Помогите пожалуйста задали на завтра по ОРКСЭ написать сочинение на тему:что такое быть вежливым человеком

    • Предмет:

      Другие предметы

    • Автор:

      aryanknox443

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    Помогите с алгеброй

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    4 минуты назад

    Помогите определить тип связи

  • fizika
    Физика

    6 минут назад

    ОЧЕНЬ СРОЧНО

    Определи молярную массу смеси двух разрежённых газов 1 и 2 в закрытом резервуаре, учитывая их физические характеристики: массы — m1 = 9г и m2 = 15г, молярные массы — M1 = 2г/моль и M2 = 4г/моль. (Ответ округли до сотых.)

    Ответ:_______ г/моль.

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    9 минут назад

    Списать, расставив запятые. Подчеркнуть грамматические основы, начертить схемы, указать вид придаточных предложений.

  • algebra
    Алгебра

    14 минут назад

    Скажите ответ пж?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Рассказ про ведьму агнету
  • Рассказ про ведьмино наследство
  • Рассказ про ведунью варю читать
  • Рассказ про вашингтон на английском языке с переводом
  • Рассказ про васю куролесова