Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Водоемы Краснодарского края и их обитатели
Презентацию подготовила
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №14 г. Сочи
Стрелкова Лидия Сергеевна
Е.Н. Пелипенко 2015г -
2 слайд
Где бы ты ни жил, около твоего города,
посёлка, деревни протекает река, и ты бегаешь туда летом купаться.
Люди с давних пор строили свои жилища поближе к воде.
— А почему? -
3 слайд
Какие водоёмы
есть в вашей
местности?
река
ручьи
пруд -
4 слайд
ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ
естественные
искусственные
ручей
река
пруд
канал
болото -
-
-
7 слайд
В Краснодарском крае насчитывается около 700 больших и малых рек. Их разделяют на бассейны реки Кубань, Азово-Кубанской низменности и Черноморского побережья
Река Уруп -
8 слайд
Река Кубань – важнейшая водная артерия края. Её длина 941км. Она берёт начало на западном склоне величайшей горы Кавказа Эльбруса. В верховьях Кубань – типичная горная река, стремительно текущая в узкой долине с крутыми, отвесными склонами. В низовьях долина реки расширяется, течение успокаивается.
-
9 слайд
Основные притоки Кубани:
Уруп (231 км)
Лаба (214 км)
Псекупс (146 км)
Афипс (96 км)
Белая (265 км)
Пшиш (258 км) -
10 слайд
Какие там растут растения?
Какие животные обитают?
Что вы можете сказать о поверхности водоёмов?
Она покрыта маленькими зелеными листочками — ряской.
Это крошечное растение, плавающее на поверхности воды. Имеет самые маленькие цветы на земле. -
11 слайд
На поверхности можно увидеть кувшинку и кубышку.
Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране.
Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять.
Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема,
а широкие листья плавают на поверхности. -
12 слайд
Какие еще растения вы можете назвать?
камыш.
рогоз -
13 слайд
Роль пресных водоемов в жизни различных животных неодинакова.
Для многих из них (пиявки, водные клопы, жуки, рыбы и пр. ) пресные водоемы — это среда обитания, где они живут. -
14 слайд
Для других (водоплавающие птицы, некоторые звери) водоемы и побережья — места, в которых они находят обильный корм и надежные убежища.
-
15 слайд
А некоторые животные (стрекозы, лягушки, тритоны ) используют водоемы в основном как места размножения.
-
16 слайд
В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, бактерии.
Все они хорошо приспособлены к условиям жизни в водоёме и связаны между собой пищевыми цепочками.
дафнии
головастик
краснопёрка
окунь
чайка -
17 слайд
Водоём –это
природное
сообщество.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока.
Ученик:
— А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку “5”.
2. Новый материал.
а) Введение в тему:
— Что у меня в руках? (глобус)
— Скажите какого цвета больше на глобусе? Почему? (ответы
детей)
— Да, ребята! Вода покрывает около 70% всей
поверхности планеты.
— Вода находится повсюду, и в нас тоже. Каждый
человек больше чем наполовину состоит из
жидкости. Мы пьем воду, купаемся, готовим пищу.
Во всех жизненных процессах без воды просто не
обойтись.
А знаете ли вы, что мы пьем ту же воду, что пили и
динозавры? Только была она, конечно, намного чище.
Ведь динозавры не строили заводы и не стирали
порошком.
Без воды не будет ничего: ни деревьев, ни травы,
ни зверей, ни птиц.
— А на карте Краснодарского края что обозначает
этот цвет? (моря, реки, озера, водохранилища,
лиманы)
— Какое слово объединит все перечисленные
термины? (водоемы)
б) Сообщение темы и целей урока:
— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет на уроке
речь? (о водоемах)
— Правильно! Тема урока “Водоемы Краснодарского
края”.
Водоёмы Краснодарского края.
3. Проверка домашнего задания.
–А на чем можно путешествовать по водоемам?
(лодка, корабль, катер). Какой это транспорт? (водный).
Нас ждет на пристани катер “Кубань”. Как вы
думаете, почему его так назвали? (он ходит по
реке Кубань). Пароход “ Кубань”.
4. Работа над новым материалом.
Наш край уникален помимо прочего и тем, что у
него есть сразу два моря.
Давайте вспомним, как они называются? (Черное
и Азовское)
(Показ слайдов, нахождение морей на карте).
Если попробовать морскую воду на вкус, то сразу
почувствуется вкус соли. Такой привкус придают
ей различные минеральные вещества, принесенные
реками. Самым распространенным из этих минералов
является соль.
— Почему Черное море называется Черным, сейчас
мы узнаем.
Ученик:
ЧЕРНОЕ МОРЕ.
Площадь Черного моря – 422000кв.м.
— Самая большая глубина – 2245м.
— На этой глубине сосредоточен животный мир –
150-200м.
— 180 видов рыб обитает в Черном море.
— 40 видов промысловых рыб.
— Кто же дал такое мрачное название теплому морю?
Всегда ли море так называлось? Нет, не всегда. На
протяжении всей истории оно сменило несколько
названий. Древние греки называли его
гостеприимное море. Существует несколько
предположений названия моря.
Одна из них объясняет происхождения названия
“Черное море” тем, что турки и другие
завоеватели, которые приходили на его берега с
целью покорения местного населения, встречали
серьезное сопротивление со стороны черкесов,
адыгов и других племен. За это якобы турки
прозвали море- Черным, негостеприимным.
Ученик:
Второе предположение относит происхождение
названия “Черное море”
К его большой бурности, к сильным штормам.
Однако, надо сказать, что штормы как раз и не
являются характерным признаком Черного моря.
Возможно, произошла ошибка.
Ученик:
Третья версия названия “Черное море”,
основана на том, что металлические предметы,
например якоря, опущенные на некоторую глубину,
поднимаются на поверхность почерневшими. Это
происходит под воздействием находящегося на
глубинах моря сероводорода. Эта версия кажется
наиболее вероятной, так как она исходит из
характерного признака Черного моря.
Черное море:
— негостеприимное;
— сильные шторма;
— наличие сероводорода.
Ученик.
В ЧЕРНОМ МОРЕ ОБИТАЕТ 180 ВИДОВ РЫБ.
Черное море очень теплое, оно не замерзает даже
зимой.
В Черном море много рыбы и других морских
животных. Много разных видов водорослей, медуз,
рыб. Ученым известно 180 видов рыб, обитающих в
Черном море.На глубине 200 метров оно заражено
сероводородом и рыб там нет.
Ученик: Рыбу наш предки, древние люди,
стали ловить и рыбу и употреблять ее в пищу чуть
позже, чем мясо. А именно – когда перестали
бояться воды и научились делать из дерева и
костей орудия для ловли – прадедушки
современных удочек и гарпунов. А научившись,
распробовали! Да так, что многие племена и народы
почти полностью перешли на рыбный рацион.
Чем же так хороша рыба как продукт? Помимо того,
что она очень вкусна и готовится быстрее, чем
мясо, в ней очень много полезных веществ. Это и
витамин А, который “отвечает” за зрение, витамин
В2 (рибофлавин), помогающий быстрее расти,
витамин РР (ниацин), необходимый для
здоровья нашей кожи, фосфор, помогающий думать и
строить скелет, а еще в морской рыбе содержится
йод, которого жителям России часто не хватает в
питании, а между тем он может спасти от многих
тяжелых болезней. В рыбе, как и в мясе, очень много
ценного белка, который усваивается гораздо
быстрее и легче, чем мясной. Поэтому рыба очень
полезна и взрослым, и детям. Блюд с рыбой и из рыбы
не меньше, чем мясных. Рыбу жарят, варят, коптят,
солят, вялят, сушат, запекают, тушат. Существуют
сотни рецептов только одной рыбацкой ухи.
Традиционно самой вкусной считается красная и
белая рыба. К белой рыбе относится семейство
осетровых – белуга, осетр, севрюга, стерлядь. К
красной – представители семейства лососевых.
Красная икра (осетровых рыб) – изысканный
деликатес. Она ценится во всем мире. Красная икра
тоже очень вкусная, она действительно
красноватого цвета, и достают ее из брюшка
лососей – семги, нерки, кеты, чавычи и др. На любой
вкус и кошелек найдется рыбка – от чебачка,
карасика, щуки до стерляди, осетра, форели.
Ученик: Я хочу рассказать о таких
рыбах, как морская игла и морской конек.
Они отличаются от других рыб тем, что их самки
выметывают икру не в воду, а в особые кожные
складки на спине сацов. Самцы вынашивают икру, до
образования мальков. Интересны так же глаза
морского конька и морской иглы. Каждый из этих
глаз вращается самостоятельно. И конек, и игла
могут смотреть одним глазом в одну сторону, а
другим- в другую.
— Давайте обратимся к цифрам, что они нам скажут
о Черном море?
Учитель:
— А теперь перейдем к разговору об Азовском
море.
АЗОВСКОЕ МОРЕ.
Это море отличается от Черного, кто знает
главное отличие? (вода в нем пресная)
Послушаем рассказ ученика: (сопровождается
показом слайдов).
— Азовское море меньше Черного в 11 раз. Оно очень
мелкое. В самых глубоких местах глубина не больше
14 метров. Это самое маленькое и мелкое море. В
прогретой солнцем воде растут водоросли и
мельчайшие животные, которые служат кормом для
рыб. Поэтому рыбы в Азовском море очень много. Ее
здесь ловят почти круглый год. И на побережье
много рыболовецких хозяйств. Черное и Азовское
моря тесно связаны между собой, поэтому многие
виды рыб кочуют из Черного моря в Азовское и
обратно.
Учитель:
— Мы поговорили О Черном и Азовском морях, но
ведь у нас есть и Краснодарское море, в чем его
отличие от Черного и Азовского (его создали
люди).
— На какие две группы мы можем разделить эти
водоемы? (естественные и искусственные)
5. Физкульминутка.
Мы сейчас все дружно встанем (дети встают)
И немножко отдохнем (потягиваются)
Вправо, влево повернитесь (поворачиваются)
Наклонитесь, поклонитесь! (наклоны)
Руки вверх и руки вбок (движения руками)
И на месте прыг да скок! (прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку, (бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!
6. Продолжение работы по теме урока.
Учитель:
— Как вы думаете, сколько у нас в крае рек?
(ответы детей). Запишите число, а потом мы
сравним его с правильным ответом. Я не скажу вам
сразу ответ, чтобы его узнать вам нужно отгадать
загадки.
1-ая загадка:
Первая цифра всех красивее,
Первая цифра всех счастливее,
Ей знакомы дни недели,
С радугой она дружна.
Мы ее с друзьями спели:
Дружит с нотами она.
2-ая загадка:
Цифры 2-ая и 3-я – близняшки,
Похожи рубашки, похожи мордашки.
Они одинаковы и означают, что нет ничего,
Но считать помогают!
— Сколько рек у вас получилось?
У каждой реки свой характер (как и у всех вас).
Одни – спокойные, неторопливые, другие –
быстрые. Некоторые текут прямо, а другие –
постоянно петляют.
Самая главная река-это… Кубань.
Ученик:
— Она берет начало высоко в горах и несет свои
воды в Азовское море. Из маленького горного
ручейка Кубань постепенно превращается в
широкую и могучую реку. Кубань- трудолюбивый
работник: перевозит на себе грузы и пассажиров.
Длина Кубани 906 км, глубина в некоторых местах
достигает 10 метров.
В Кубани большое количество рыбы: сом, карп,
сазан, осетровые, щука, судак, окунь и др.
На берегах Кубани селятся водоплавающие птицы:
чайки, чибисы, кулики, гуси, утки. Растут желтые
кувшинки, водяные лилии, водяной орех, камыш.По
вечерам берега оглашаются многочисленным хором
лягушек.
Учитель:
— Все реки можно разделить на две группы, в
зависимости от того, где они протекают. Кто
догадался какие это реки? (равнинные и горные)
Кубань можно назвать и горной и равнинной
рекой, потому что сначала она течет в горах,
пенится, несется, бурлит, а не равнине она
становится спокойной- и тихо, плавно несет свои
воды.
Многие горные реки образуют водопады. А вы
видели водопад? Кажется, будто река прыгает вниз
с огромной высоты. Пена, брызги, грохот! Попадет
бревно в водопад и останутся от него одни щепки.
Вот какая силища! (демонстрация
слайдов)
Ученик:
У Кубани много притоков. Самые большие степные
реки – это Бейсуг, Ея , Сосыка и некоторые другие.
У них низкие берега, которые во многих местах
зарастают камышом и другой растительностью.
Летом, многие из рек, сильно мелеют. Почти все они
несут свои воды в Азовское море, но часто не
доходят до него и теряются в плавнях.
Учитель:
Плавни – новое для вас слово, сегодня мы узнаем,
что же такое плавни.
Ученик:
При впадении в Азовское море степные реки
образуют плавни. Это заболоченные земли. Они
зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в
плавнях пересыхает. И только тысячи лягушек, этих
“ кубанских соловьев”, перед дождем или по
вечерам нарушают тишину своим оглушительным
концертом.
Ученик:
Очень часто дети путают плавни с лиманами.
Лиманы – это тоже стоячие водоемы, но вода в них
живая, то есть не стоячая. В лиманы, которые
раскинулись около Азовского моря несут свои воды
многие степные реки. А также в них попадает и
морская вода. В переводе с греческого языка
“лиман” обозначает озеро, болото, залив. Весной,
когда реки полноводны, лиманы выглядят как озера.
Летом они мелеют и больше напоминают болота.
Лиман – это настоящий рай для водоплавающих
птиц и морских животных. Сюда идут многие рыбы-
чтобы отложить икру и вывести потомство.
— О каком водоеме мы поговорим сейчас. Вы мне
сами скажите.
Начинается на “О”
И кончается на “О”
Оно в горах встречается
Нигде не повторяется.
Ученик:
— Текут по земле реки и ручейки, выбиваются из
под земли ключи и родники. Собирается их вода в
какой-нибудь впадине и образуется озеро. Все
озера разные и нигде в мире нет одинаковых.
Наверное, все в нашей стране знают озеро Абрау,
около г. Новороссийска и горное озеро Кардывач,
которое находится высоко в горах. Озеро Ханское у
Азовского моря дарит людям радость не только
своей красотой, но и лечит многие болезни, так как
там есть целебные грязи.
Учитель:
В Краснодарском крае есть искусственное море-
огромное Краснодарское водохранилище. Его
создали люди.
7. Повторение изученного.
Учитель:
Изумительна и богата природа Краснодарского
края. Живописные берега реки, морской прибой,
благоухающая природа лиманов и плавней, красота
озер -дарят нам бесценное благо. А взамен мы с
вами обязаны позаботиться о природе, чтобы
сохранить ее в здоровом состоянии для будущих
поколений!
8. Закрепление изученного, подведение
итогов. Д.З.
-Давайте подведем итоги, что же нового сегодня
узнали мы, что повторили.
— Какие водоемы есть в Краснодарском крае?
— Назовите естественные водоемы. Искусственные.
— Какие моря омывают Краснодарский край?
— Самая большая и многоводная река нашего края?
— Что интересного узнали о реках?
— С какими новыми названиями водоемов
познакомились на уроке?
— Что называют 3-им Краснодарским морем?
Учитель благодарит детей, которые подготовили
сообщения. И весь класс за дружную работу.
Д. з. Водоемы Краснодарского края. (решить
тесты).
Слайд 1
Проект по кубановедению ВОДОЕМЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Выполнила ученица 2 класса МБОУ ООШ №15 п .Верхневеденеевского Алексанян Алина
Слайд 2
Актуальность темы Без воды нет жизни. Вода находится повсюду, даже во мне. Мы пьем воду, купаемся, готовим пищу. Во всех жизненных процессах без воды просто не обойтись. Интересно, а много ли воды в нашем крае?
Слайд 3
Цели проекта: Познакомится с водоёмами Краснодарского края ; Выяснить , какую роль играют водоёмы в жизни людей ; Составить правила поведения у водоёмов.
Слайд 4
План исследования: Знакомство с водоёмами края, краткое описание самых красивых (по моему мнению ); Как человек использует водоёмы в своей жизни ; Составление правил поведения у водоёмов.
Слайд 5
Методы исследования Изучение карты водоёмов Краснодарского края ; Чтение литературы о природе родного края ; Работа с интернетом. Подборка иллюстраций ; Беседа со взрослыми.
Слайд 6
Моря Реки Озёра Плавни Лиманы Водохранилища Своё исследование я начала с изучения карты водоёмов Краснодарского края. Я узнала, что наш край богат водоёмами. В Краснодарском крае встречаются разные водоёмы:
Слайд 7
ЧЁРНОЕ МОРЕ Очень тёплое, не замерзает даже зимой, но неспокойное и бурное. Во время шторма вода в нём действительно чёрная. Может, поэтому его так назвали. В Чёрном море обитают свыше тысячи видов животных и около 170 видов рыб.
Слайд 8
АЗОВСКОЕ МОРЕ Азовское море меньше Чёрного в 11 раз. Оно очень мелкое. В самых глубоких местах глубина не больше 14 метров. Это самое маленькое и мелкое море. В прогретой солнцем воде быстро растут водоросли и мельчайшие животные, которые служат кормом для рыб. Поэтому рыбы в Азовском море много.
Слайд 9
РЕКИ В крае более 3 тысяч рек. Горные быстрые. Это Мзымта , Псоу , Сочи. Степные наоборот спокойные. Это Кирпили , Бейсуг , Челбас , Бейсуг , Сосыка. р ека Кирпили река Сочи река Мзымта
Слайд 10
Главная река края –Кубань. В верховьях она неглубокая. Кубань несёт свои воды в Азовское море. У неё много притоков. Среди них Уруп, Белая, Лаба, Пшиш . приток Кубани — река Кубань река Белая
Слайд 11
ОЗЁРА В крае много озёр. Ханское, Голубицкое , Солёное, Чембурское расположены на равнине. Вода в них солёная, а грязь используется в лечебных целях. Горные озёра Абрау , Кардывач , Малое привлекают туристов своей красотой. озеро Кардывач озеро Малое
Слайд 12
ПЛАВНИ Из-за разливов рек и скопления дождевой воды образовались плавни. Здесь на заболоченных участках земли, в зарослях камыша гнездятся утки. В летнюю жару вода испаряется.
Слайд 13
ЛИМАНЫ При затоплении морем речных долин образуются лиманы. Самый крупный – Бейсугский . Приазовские лиманы удобны для нереста рыбы и богаты кормом для водоплавающих птиц .
Слайд 14
ВОДОХРАНИЛИЩА Крупнейшие водохранилища Кубани – Краснодарское, Крюковское , Варнавинское. Они помогают «укрощать» паводки на реках, поддерживать уровень воды, необходимый для судоходства, орошать поля
Слайд 15
РОЛЬ ВОДОЁМОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Водоёмы украшают являются дают воду для место землю «водной быта и отдыха дорогой» промышленности
Слайд 16
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ У ВОДОЁМОВ Нельзя бросать мусор в воду. Нельзя засорять берега рек, озёр, морей. Нельзя мыть машины, велосипеды и другие транспортные средства в водоемах . Надо беречь водоёмы.
Слайд 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате работы над проектом я поняла, что, наш край богат различными водоёмами. Это два тёплых моря, красивейшие озёра и реки, богатые растительностью и животными плавни и лиманы. Водоёмы играют огромную роль в жизни людей. Поэтому каждый из нас должен бережно относится к нашим водным богатствам.
Слайд 18
Используемая литература Анфимов Н.В., Бардадым В.П. и др. Кубанские рассветы. -Краснодарское книжное издательство, 1989. Л.Гринь Природа Краснодарского края. Учебное пособие по кубановедению для младших школьников.- Краснодар, 2005 Лотышев И.П., Сердечная В.В. Мой край родной. Путешествие по Кубани: книга для чтения. – Краснодар: Перспективы образования, 2010.- 40 с.: ил.
Слайд 19
Используемые интернет- ресурсы http :// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/68/938/68938701_1294488580_330451024x768.jpg http:// s47.radikal.ru/i116/1103/60/b1c27975dfd8.jpg http:// sphotos-a.ak.fbcdn.net/hphotos-ak-prn1/74952_100844563428266_1525679121_n.jpg http:// www.rtkorr.com/imgs-news/author/2010/14/1/630801259453265.jpg http:// pics.photographer.ru/nonstop/pics/pictures/277/277775.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/795/75795361_3241851__1_1_1_. JPG http:// img01.chitalnya.ru/upload/650/72884399862959.jpg http:// www.kubanmakler.ru/22/images/2.jpg http:// s1.fotokto.ru/photo/full/26/262768.jpg http://www.kbvu-fgu.ru/_ pictures/lib/photo-009.jpg http://www.yugopolis.ru/data/mediadb/2383/0000/0261/26148/600x10000_in__. jpg http:// im5-tub-ru.yandex.net/i?id=345417933-68-72&n=21
- Энциклопедия
- География
- Водоемы Краснодарского края
Краснодарский край расположен на Северном Кавказе в юго-западной его части. К водоемам следует отнести реки, озера, моря, водохранилища и лиманы.
Среди наиболее крупных водоемов стоит отметить моря — Азовское и Черное. Эти моря омывают территорию края с юго-запада и северо-запада.
Азовское море признано самым небольшим по своей территории среди морей России и самым богатым рыбой. Берег Азовского моря покрыт ракушками и песком. Берег Черного моря покрыт галькой и камнями. Вода в этом море очень соленая, к тому же при глубине ниже двухсот метров в ней содержится примеси сероводорода.
Границы Черного моря расположены между рекой Псоу и мысом Тузлы. Эти два моря края между собой соединены Керченским проливом.
Среди самых крупных озер этого края следует выделить – Кардывач, Псенодах и Абрау. Это пресные водоемы. Самым крупным среди них по своей территории является озеро Абрау. Этот водоем очень чистый, на его берегу можно увидеть много раков, которые известно, обитают только в чистых водоемах.
Озеро Кардывач считают самым наикрасивейшим озером Краснодарского края. Этот водоем еще носит название озера мечты. На берегу этого озеро расположен известный всему миру курорт, который носит название «Красная поляна». Это место очень излюблено туристами за правильную овальную форму водоема, к тому же это озеро называют зеркальным, потому что в нем отражаются будто в зеркале вершины гор и деревья. К тому же этот водоем меняет окрас своей воды весной с изумрудно-зеленого цвета и летом на ярко-синий цвет.
Озеро Псенодах уникально тем, что граница водоема подражает форме улыбки. Этот водоем является неглубоким, глубиной до 3-х метров.
На территории Красноярского края среди соленых озер стоит отметить такие, как: Чембурка, Ханское и Соленое, Суджукское и Голубицкое. Эти водоемы содержат лечебные грязи и широко используются в медицинских целях.
Среди других водоемов стоит отметить озеро Старая Кубань. Такое название водоем получил, потому что образовался из старого русла реки Кубани. Основным назначением этого водоема является то, что он служит для охлаждения Краснодарской ТЭЦ. К тому же в этом озере разводят рыбу и любят купаться.
На территории Краснодарского края существует целый природный огромный район водоемов, которые располагаются в лагунах и поймах и называются лиманами. Этот массив лиман находится в устье реки Кубань – самой главной речки Краснодарского края. Глубина таких природных водохранилищ составляет до 2,5 метров. Произошли они в результате речного залива речки Кубань в свою дельту.
На территории Краснодарского края также существуют и искусственные водоемы – это Варнавинское, Неберджаевское, Шапсугское, Атакайское, Краснодарское и Крюковское водохранилища.
Стоит отметить, что на сегодняшний день существует экологическая проблема водоемов Краснодарского края. Происходит уменьшение запасов рыбы, заболачивание лиманов, эрозия берегов рек. Со стороны государства постоянно выполняются наблюдения и работа по восстановлению и поддержанию нормального состояния водоемов Красноярского края.
Доклад №2
В самом широком смысле слова под водоемом понимается скопление воды. Оно может быть естественным, а может искусственно создаваться. Благодаря чему в современном мире существует большое разнообразие рек, озер, прудов, болот, морей и океанов.
Краснодарский край по праву считается настоящей сокровищницей водоемов. В общей сложности их насчитывается несколько тысяч. Границы края омываются Черным и Азовским морями. Здесь же пролегают Великие Кавказские горы. Сочетание морского и горного воздуха создает уникальный лечебный климат, а также неповторимые пейзажи. Это место является самым известным и популярным курортом в России.
Помимо двух морей, Кубань богата озерами (около трехсот), реками (более тысячи), десятками лиманов и водохранилищ, а также огромным количеством прудов и бассейнов.
Самая известная река Краснодарского края – Кубань. Ее длина составляет 870 км. Берет свое начало у горы Эльбрус, поэтому характер течения постепенно меняется от бурного горного до спокойного равнинного. Широко известны также ее притоки: Лаба, Афипс, Белая и т.д.
Еще одна крупная известная река – Мзымта (в переводе «бурная», «бешеная»). Является горной. Протяженность составляет 89 км и в районе Адлера она впадает в Черное море. Река знаменита своими экстремальными аттракционами, к примеру, Ахштырское ущелье со своим скайпарком.
Среди множества кубанских озер, которые располагаются в разных районах края, можно выделить следующие. Голубицкое – располагается рядом с морем на Тамани, знаменито лечебными грязями с уникальным содержанием микроэлементов. Неподалеку находится всем известное и необычайно красивое место – Долина лотосов.
Озеро Абрау – самое большое пресное и, что удивительно, горное. Расположено в центре поселка Абрау-Дюрсо, который славится производством шампанских вин еще с царских времен.
Туристы также могут посетить множество карстовых озер.
Что касается крупных водохранилищ, то на территории Краснодарского края их насчитывается семь: Атакайские (Верховое и Низовое), Варнавинское, Краснодарское, Крюковское, Шапсугское и Неберджаевское. Самым большим и рукотворным считается Краснодарское.
Украшением региона является также множество прудов. Это тихие уютные места, где можно насладиться плаванием птиц, катанием на катамаранах или увлекательной рыбалкой.
2, 3, 4 класс, кубановедение
Водоемы Краснодарского края
Популярные темы сообщений
- Река Амазонка
Воды Мирового Океана постоянно обновляют и пополняются. Происходит это благодаря обильным осадкам, таянию ледников, подземным источникам и рекам, несущим свои воды в океаны и моря.
- Лох-несское чудовище
Лох-несское чудовище по словам людей обитает в озере Лох-несс в Шотландии. Первые сведения появились ещё в VI веке. В то время люди говорили, что Лох-несское чудовище нападало на некоторых людей, которые вскоре умирали.
- Хорек
Домашний хорек – это одиночное плотоядное животное, которое сейчас чаще становится надежным другом для любого человека. Характер фуро проявляется к 3 месяцу жизни, и уже тогда необходимо обучать это смышленое создание,
- Открытия русских путешественников
Существует великое множество русских открывателей. Одни осваивали и познавали океан, натыкаясь на новые материки и острова. Другие интересовались жизнью других народов, открывая новые поселения и различные культуры.
- Сердце человека
Что является самым важным в организме человека? Конечно же, сердце. Этот удивительный маленький орган, всего размером с кулак, не прекращая, работает на протяжении всей жизни человека. Именно он разносит по органам столь необходимую для них
- Доклады
- Окружающий мир
- Водоемы Краснодарского края
Водоемы Краснодарского края — доклад сообщение
Водоемом называют скопление воды в естественных или искусственно созданных углублениях. Такое скопление может быть временным, как например большие лужи или старицы, возникающие в сезон дождей или половодья, а могут быть постоянными, примерами которых являются озера, пруды, водохранилища, реки и лиманы. В широком смысле, океаны или моря являются водоемами.
Именно поэтому, говоря о водоемах Краснодарского края, в первую очередь необходимо упомянуть о том, какие моря омывают его территорию, а именно Азовское с северо-запада и Черное с юго-запада.
Азовское море является самым маленьким в России, его максимальная глубина всего 13,5 метров, а из-за того, что в море впадают пресные реки Кубань и Дон, концентрация соли в нем достаточно мала, особенно в северной его части. Черное море наоборот, намного более соленое, его максимальная глубина в разы больше Азовского (2245 метров), побережье не песчаное, как на Азовском море, а покрыто галькой и является одним из туристических центров России, так как именно там располагаются такие курортные города как Анапа, Геленджик, Туапсе и Сочи.
Говоря о реках Краснодарского края, в первую очередь стоит сказать о реке Кубани, которая делит всю его территорию на равнинную и предгорную. Кубань берет свое начало в районе Эльбруса на высоте 1339 метров над уровнем моря и впадает в Азовское море. Для регулирований уровня воды в ней было создано Краснодарское водохранилище — крупнейшее водохранилище на Северном Кавказе. Так же среди рек можно выделить Мзымту, являющуюся самой длинной полноводной рекой из всех небольших рек, впадающих в Черное море.
На территории Краснодарского края есть множество соленых и пресных озер. Среди первых стоит выделить Абрау – самое крупное озеро Северного Кавказа, сохранившее свою первозданную чистоту и по сей день. Так же стоит отметить пресное озеро Кардывач, на берегу которого находится известный курорт Красная Поляна и которое считается самым красивым во всем крае. Среди соленых озер можно выделить Ханское, Соленое, Суджукское и Голубицкое озера, известные своими целебными грязями, используемыми в медицине.
Говоря об искусственных водоемах, стоит отметить, что в Краснодарском крае, помимо Краснодарского водохранилища, есть так же ряд других водохранилищ, как, например, Варнавинское, Неберджаевское, Шапсугское, Атакайское и Крюковское.
2, 3 класс
Картинка к сообщению Водоемы Краснодарского края
Популярные сегодня темы
- Мир профессий
Кем быть – этот вопрос занимает практически каждого человека, ведь человек определяется через собственные дела. Фактически мы можем определить человека через плоды его деятельности
- Планета Земля
Земля – является третьей, единственной обитаемой планетой, в порядке удаления от центральной планеты Солнечной системы — Солнца. Имеет круглую, слегка приплюснутую по полюсам форму
- Манул
Этот дикий кот обитает в степях Азии. Свой внешний вид он не изменил спустя 20 тысяч лет, со времени своего образования.
- Большой Кремлевский дворец
Большой кремлевский дворец является одним из построек в составе Московского Кремля, одним из его дворцов. Период его постройки – а это примерно 1838-1840 года, приходится на период правления
- Правильная осанка
Спорт — залог здоровья, но в современном мире при нынешней цифровизации, дети все больше времени уделяют не мячу во дворе, а современным гаджетам, просиживая часами дома у компьютеров или пла
- Вымершие животные
Наша планета богата различной живностью. За всю историю планеты на ней существовало большое количество самых разнообразных и необычных животных. О многих из них люди узнали из иллюстраций, кн
Конспект урока кубановедения во 2 классе.
«Водоёмы моей местности и их обитатели»
Цель: дать первоначальные представления о самых крупных водоёмах Краснодарского края, а также водоёмах , расположенных вблизи населённого пункта; их отличительными особенностями, обитателями; создать условия для формирования представлений о водных богатствах нашего края.
Задачи:
-
Личностные: осознавать важность соблюдения правил поведения у водоёмов; понимать необходимость охраны природы и своего участия в этой работе; формировать осознанное бережное отношение к водным ресурсам края.
-
Метапредметные:
• Регулятивные: формировать способность ставить цель при изучении конкретной темы, планировать свою деятельность, распределять время выполнения заданий.
• Познавательные: развивать умение находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания, строить рассказ по плану; устанавливать причинно – следственные связи между поведением человека и состоянием природы. формировать умение находить на карте водоёмы, используя знаково – символическую систему; умение производить простые (анализ, синтез, обобщение) и составные (построение рассуждений, утверждений) логические действия;
• Коммуникативные: формировать умение выражать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; формирование умения полно и точно высказывать свою точку зрения, аргументировать свой выбор; учитывать позицию собеседника; умение вести диалог; умение работать в парах и группах;
3.Предметные: научиться узнавать водоёмы их по описанию, формировать понятия значимости водоемов в жизни.
Оборудование: учебник — тетрадь, раздаточный материал для групп, ИКТ-презентация, карта Кубани, глобус, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока.
-
Мотивация к учебной деятельности.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
-
Актуализация знаний.
— Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Предлагаю разгадать кроссворд. (слайды 2 -7)
Слайд «Кроссворд ( повторение домашнего задания, итогом которого служит ключевое слово – ВОДА)
-
Создание проблемной ситуации.
— Посмотрите на глобус — модель Земли и послушайте отрывок стихотворения А. Усачёва (слайд
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться «Вода»?
— Какое вы заметили противоречие?
-Почему поэт предложил переименовать планету?
4. Целеполагание.
— Посмотрите на глобус, каким цветом обозначена вода? (Голубым).
— Вода занимает 2/3 поверхности земного шара. Вода – это жизнь. Наши предки относились к воде, как к чуду природы – благоговейно и трепетно.
— Какой волшебной силой наделял народ воду в русских народных сказках? (В народных сказках герои возрождались с помощью «живой воды».)
— Вода – основа и источник жизни на Земле.
Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки (слайды 10, 11, 12)
(Слайды с загадками).
Берег левый — берег правый,
По воде есть переправа,
Что же это за вода и течёт она куда?
Быстротечна, глубока вдоль бежит – течёт … (река)
Глядятся в него молодые берёзки,
свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды – в нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (озеро)?
Направо вода и налево вода.
Плывут здесь суда и туда, и сюда.
Но если захочешь напиться, дружок,
Солёным окажется каждый глоток. (море)
(Учитель прикрепляет на доску карточки со словами: река, озеро, море).
— Но существуют и другие «дома» для воды. (слайды 13 – 16)
Групповая работа с общей беседой.
— Прослушайте информацию, составьте из букв слова и у вас получится ответ на вопрос.
1) «Мелководные водоёмы, которые образуются при затоплении морей, долин равнинных рек. Их средняя глубина до 1 м. Их общее число в крае – более 250. Наиболее крупные Ахтанизовский, Бейсугский, Кирпильский. (лиманы)
2) «Они образуются в результате разлива степных и горных рек. Из скопления дождевой воды в низменных местах. Выделяются Закубанские, Адыгейские и Приазовские
( плавни)
5. Совместное открытие новых знаний.
— Море, озеро, река, лиманы, плавни — как можно назвать одним словом?
ВОДОЁМЫ
-Какие водоёмы вы еще знаете? (пруд, ручей и т.д.)
— Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд 17)
Наводящими вопросами учитель помогает сформулировать цель урока:
— Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водоёмах нашей местности.
— Ребята, что вы знаете о водных богатствах края?
— А что еще хотели бы узнать?
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
— А знаете ли вы, какие водоёмы есть в нашем крае? Назовите известные вам.
-Хотите узнать о них подробнее?
— Когда в повседневной жизни вам могут пригодиться эти знания?
-Где вы можете найти интересующую вас информацию, для получения достоверной информации?
Практическая работа (групповая работа с общей беседой).
Работа по учебнику с. 14
— Откройте учебники на с.14.Первое задание с условным знаком «!» о чём нам говорит?
(Определение нужно выучить наизусть).
-Море – огромный водоём, окружённый сушей. Территорию Краснодарского края омывают два моря.
-Какие?
— Покажите их на карте (слайд 19)
Работа по учебнику с. 14.(читают материал из учебника и вписывают пропущенные слова)
-Запишите название морей в рабочую тетрадь.
Работа с контурной картой (работа в парах) (слайды 20 — 23)
-А сейчас поработает в парах. У вас на партах имеются контурные карты. Подпишите на них названия морей. (проверка по эталону)
-Ребята, а о каких еще водоёмах шла речь в начале урока?
-Вернемся к учебнику с. 15.задание 1. (слайды 25, 26)
-О какой реке идёт речь?
Работа с контурной картой.
-На контурной карте найдите и отметьте р. Кубань (проверка по эталону)
(групповая работа с общей беседой).
-Жители издавна занимались на Кубани рыболовным промыслом.
Задание в тетради «Узнай, кого поймал рыбак».
7.Учебное действие по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
-Назовите водоемы своей местности.
(групповая работа с общей беседой).
— На партах групп карточки с изображением и описанием рек края (слайды 27 — 32)
Обучающийся выходит к доске, находит на карте реку, о которой будет рассказывать, показывает её.
1 группа Сосыка — река протекающая по территории Краснодарского края России. Является левым притоком реки Ея. Длина 159 км. Река Сосыка – это степная река, равнинная, с медленным и спокойным течением воды. Из видов рыб, в реке обитают: карп, карась, красноперка, щука, судак, лещ, сазан.
2 группа Кавалерка – Длина 78 км . Течение реки спокойное, она ведь степная река, дающая жизнь и урожай многим полям и садам, находящимся рядом. Водится сазан, карась, окунь, линь, красноперка.
-А какая река протекает в нашей станице? Мы очень любим жарким летом отдыхать на берегу нашей речки. Можно позагорать и искупаться.
3 группа Ея — Вторая по длине в Краснодарском крае после реки Кубань, Длина реки 311 км. Здесь обитают: щука, красноперка, сазан, карп, окунь красный и белый. толстолобик, сазан, карп, амур, много щуки, окуня, белого и красного карася, красноперки.
— Но наша река не совсем здорова и в этом виноваты люди.
— С чем это связано, почему это произошло?
— Вспомним, правила поведения у водоёмов.
Работа по учебнику с. 16.
(индивидуальная работа)
— Что изображено на картинках? Рассмотрите знаки. Обведите красным цветом запрещающие знаки, а синим – разрешающие.
(работа в парах)
— Ребята, попробуйте составить знаки на тему: «Охрана водоёмов» и придумайте им названия.
С.16 (слайд 34)
«Не загрязняйте водоёмы сточными водами и отходами производства!»
«Не выбрасывайте мусор на берегах водоёмов и в их воды!».
«Не мойте транспорт возле водоёма. В воду могут попасть нефтепродукты.
«Охраняйте родники, потому что в них чистая вода».
— О каких водоёмах края мы сегодня узнали?
— Назовите их обитателей.
— Почему водоемам и их обитателям угрожает опасность?
-Как это предотвратить?
— Может ли здоровье человека зависеть от чистоты воды, которую он употребляет в пищу и в которой купается?
— Как полученные сегодня знания пригодятся вам в жизни?
(групповая работа с общей беседой).
— Используя свои новые знания, разгадайте филворд — (венгерский кроссворд) —
выполненный в виде поля, заполненного буквами. (слайд 35)
Б |
А |
К |
В |
К |
У |
Б |
А |
Н |
Ь |
А |
В |
И |
О |
Н |
А |
О |
В |
С |
Н |
Ч |
Ё |
Р |
Н |
О |
Е |
Ч |
Д |
О |
У |
Й |
П |
Б |
Ю |
С |
У |
Л |
А |
С |
А |
С |
Б |
А |
Я |
С |
О |
Ч |
И |
Ы |
Е |
А |
З |
О |
В |
С |
К |
О |
Е |
К |
Я |
Г |
П |
Ь |
Г |
П |
Ш |
А |
Д |
А |
К |
К |
А |
В |
А |
Л |
Е |
Р |
К |
А |
И |
Проверка по эталону (слайд 36)
8. Рефлексия.
— Оцените свою работу на уроке.
Приём «Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
9. Домашнее задание.
С. 14 – 15 учить, составить устный рассказ об одном из водоёмов по плану с.15.
Ссылка на презентацию к уроку: https://disk.yandex.ru/i/9llh1vYa2h-cYQ
Ссылка на техническую карту урока : https://disk.yandex.ru/i/QgazGiHU9K-u-A
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Содержание
-
1.
Презентация по кубановедению на тему Водоёмы Кубани (2 класс) -
2.
Где бы ты ни жил, около твоего -
3.
Какие водоёмы есть в вашей местности? -
4.
ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫестественныеискусственныеручейрекапрудканалболото -
5.
Слайд 5 -
6.
Слайд 6 -
7.
В Краснодарском крае насчитывается около 700 больших -
8.
Река Кубань – важнейшая водная артерия края. -
9.
Основные притоки Кубани:Уруп (231 км)Лаба (214 км)Псекупс (146 км)Афипс (96 км)Белая (265 км)Пшиш (258 км) -
10.
Какие там растут растения? Какие животные обитают?Что -
11.
На поверхности можно увидеть кувшинку и кубышку.Кувшинку -
12.
Какие еще растения вы можете назвать?камыш.рогоз -
13.
Роль пресных водоемов в жизни -
14.
Для других (водоплавающие птицы, некоторые звери) водоемы -
15.
А некоторые животные (стрекозы, лягушки, тритоны ) используют водоемы в основном как места размножения. -
16.
В пресном водоёме совместно обитают -
17.
Водоём –это природное сообщество.
Где бы ты ни жил, около твоего города, посёлка, деревни протекает река, и ты бегаешь туда летом купаться.Люди с давних пор строили свои жилища поближе к воде.- А почему?
Слайд 1Водоемы Краснодарского края и их обитатели
Презентацию подготовила
учитель начальных классов
МОБУ
СОШ №14 г. Сочи
Стрелкова Лидия Сергеевна
Е.Н. Пелипенко 2015г
Слайд 2Где бы ты ни жил, около твоего города,
посёлка, деревни протекает
река, и ты бегаешь туда летом купаться.
Люди с давних пор строили свои жилища поближе к воде.
— А почему?
Слайд 3 Какие водоёмы
есть в вашей
местности?
Слайд 4ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ
естественные
искусственные
ручей
река
пруд
канал
болото
Слайд 7В Краснодарском крае насчитывается около 700 больших и малых рек. Их
разделяют на бассейны реки Кубань, Азово-Кубанской низменности и Черноморского побережья
Слайд 8Река Кубань – важнейшая водная артерия края. Её длина 941км. Она
берёт начало на западном склоне величайшей горы Кавказа Эльбруса. В верховьях Кубань – типичная горная река, стремительно текущая в узкой долине с крутыми, отвесными склонами. В низовьях долина реки расширяется, течение успокаивается.
Слайд 9Основные притоки Кубани:
Уруп (231 км)
Лаба (214 км)
Псекупс (146 км)
Афипс (96 км)
Белая
Слайд 10Какие там растут растения?
Какие животные обитают?
Что вы можете сказать о
поверхности водоёмов?
Она покрыта маленькими зелеными листочками — ряской.
Это крошечное растение, плавающее на поверхности воды. Имеет самые маленькие цветы на земле.
Слайд 11На поверхности можно увидеть кувшинку и кубышку.
Кувшинку в народе называют белой
водяной лилией, она нуждается в охране.
Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять.
Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема,
а широкие листья плавают на поверхности.
Слайд 12Какие еще растения вы можете назвать?
камыш.
рогоз
Слайд 13 Роль пресных водоемов в жизни различных животных неодинакова.
Для многих из них (пиявки, водные клопы, жуки, рыбы и пр. ) пресные водоемы — это среда обитания, где они живут.
Слайд 14Для других (водоплавающие птицы, некоторые звери) водоемы и побережья — места,
в которых они находят обильный корм и надежные убежища.
Слайд 15А некоторые животные (стрекозы, лягушки, тритоны ) используют водоемы в основном
как места размножения.
Слайд 16 В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, бактерии.
Все они хорошо приспособлены к условиям жизни в водоёме и связаны между собой пищевыми цепочками.
дафнии
головастик
краснопёрка
окунь
чайка
Слайд 17Водоём –это
природное
сообщество.
1
Водоёмы Кубани Презентация подготовлена Учителем нач.классов Кондаковой С.А.
2
Водоемы естественные искусственные океан море озеро река ручей Канал водохранилище пруд
3
Водоемы Кубани – это главные реки бассейна р. Кубани -Лаба, Белая, Уруп, Псекупс, более 500 малых рек, озера, водопады и моря, которые являются важным звеном экологической системы, — имеют огромное значение в поддержании жизнеобеспечения всего региона. Главная река края – это Кубань. Кубань берет начало от слияния рек Уллукам и Учкулап, вытекающих из-под ледников, расположенных на склонах горы Эльбрус. Река является главной водной артерией края. В верхнем течении река, прорезая поперечные хребты, прокладывает путь в каньонах и ущельях, суживающихся местами до 50 – 60 м. Длина самой Кубани составляет 870 км.
4
Один из рукавов Кубани река Протока, на которой расположен город Славянск- на-Кубани. Протока в районе города спокойная река с широким, хорошо разработанным руслом. То справа, то слева крутые берега. Там, где они пологие, почти везде защитные дамбы от паводковых наводнений.
5
Также к водоемам относятся озера. Горные озёра Кубани поражают своей красотой и великолепием. К числу самых живописных относят озеро Кардывач. Оно находится на высоте 1837 м над уровнем моря в 44-х км от поселклка Красная Поляна. Площадь озера кв км, максимальная глубина — 17 м, Средняя ширина м. В жаркие месяцы температура воды в озере не выше 12 градусов, месяцев в году озеро сковано льдом. Посещение туристами ограничено вследствие труднопроходности. Еще богата Кубань водопадами.
6
Азовское море мелководный бассейн, который можно рассматривать и как большой причерноморский лиман реки Дона. Его площадь 38 тыс. км 2, средняя глубина 8 м, максимальная 14 м. Это самое мелководное море в мире. Длина Чёрного моря с запада на восток – 1167 км, с севера на юг – 624 км. Наибольшая глубина м, а средняя – м. Длина побережья по периметру составляет 4090 км. На его площади в кв. км могли бы разместиться две Великобритании. Чёрное море одно из самых чистых морей в мире.
7
На территории Кубани много водоемов (родники, мелкие горные реки, искусственные водохранилища, болота, лиманы, пруды и. д.) Водоёмы – это хранилища воды. Дом для растений и животных. Место отдыха людей. Люди используют в быту и на производстве. Поэтому необходимо беречь ценную воду, которую нам дала природа. Правильно хранить и использовать удобрения и ядохимикаты. Сообщать в общество охраны природы об оставленных без присмотра ядовитых веществах. Оберегать животных и растения. Не выбрасывать мусор в водоёмы и не оставлять его на берегу. Следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.