В Русских былинах Вольга Святославич предстает в образе дивного героя. По сказаниям, Вольга обладал неимоверной силой и ведовскими способностями. Он мог менять облик, превращаться в зверей, птиц и рыб, понимал их язык.
Появление богатыря на свет Божий – уже было чародейством. Родителями Вольги Святославича были княжна Марфа и мифический змей. Потому-то Вольга в былинных сказаниях не просто могучий богатырь и ловкий охотник, а еще и волхв, способный победить врага силами природы. Такой герой нужен был, чтобы защитить землю Русскую от татарских набегов и всякой нечисти.
Характер богатыря Вольги раскрывается, когда он решает идти в поход на Индийское царство. Разузнав, что царь Салтык замышляет войну против народа русского, Вольга Святославич со своей крепкой дружиной, отправляется в чужеземные края, чтобы не допустить набега на Русскую землю. В долгом пути он заботиться о своих воинах. Добывает еду, превращаясь в диких зверей и рыб. Все речи Вольги к ратникам звучат уважительно. И воины дают ему поклон за храбрость и мудрость. Победа над царем Салтыком была одержана, только непростым боем, а хитростью богатыря Вольги Святославича.
Против врагов, он применяет все свои умения. Для разведки – превращается в птицу, чтобы узнать, что же замыслил царь поганый. Хищным зверьком портит луки и стрелы врагов. А диким волком убивает лошадей. Это показывает отвагу и бесстрашие могучего богатыря, ведь принимая обличие животного или птицы, он становится уязвим для охотников. Свою многотысячную дружину Вольга превращает в муравьев, чтобы без потерь преодолеть стены вражеского города, а затем возвращает им человеческое обличие. Во всем этом есть мудрость. Так он бережет своих воинов от смерти. И в дальнейших его поступках есть великая мудрость.
Своей дружине, Вольга Святославич приказывает убить всех в городе, кроме нескольких тысяч молодых девушек. Чтобы уже никто не смог прийти с войной на Русскую землю, надо было уничтожить почти все население. А девушек, оставшихся в живых, взяли в жены русские молодцы. В таких смешенных браках рождались сильные, выносливые дети, которые и становились великими воинами. Как человек ведающий (волхв), Вольга знал об этом, потому и поступил именно так. В народном фольклоре Вольга Святославич – это образ великого богатыря, героя и защитника русской земли. И за его мудрость и силу отождествляют его с реальным героем – князем Олегом, которого прозвали Вещим.
Вольга Святославович — один из главных героев былины «Вольга и Микула Селянинович». Богатырь Вольга — богатырь вещий, он прославился мудростью, знанием языков рыб, птиц и зверей, умением принимать их облик. Образ Вольги Святославовича, по мнению некоторых исследователей русских былин, близок к образу одного из самых древних былинных образов — Волха Всеславьевича, тоже прославившегося мудростью и умением оборачиваться в сокола, волка, тура. Высказывается и мнение о том, что в былинах о Вольге воссоздан образ не просто князя, а языческого божества охоты и рыболовства. Особенно это видно в былине «Вольга», в которой описано, как герой, приняв облик зверя, птицы или рыбы, заманивал зверей, птиц и рыб в ловушки и сети. Одно время было принято отождествлять этого героя с Вещим Олегом, княжившим в конце IX века, но сейчас такая точка зрения непопулярна.
Характеристика Вольги Святославовича, героя былины «Вольга и Микула Селянинович», представляет его как богатыря Вольгу, жившего во времена киевского князя Владимира.
Значение имени
Считается, что имя Вольга в современном русском языке стало писаться и говориться как «Олег». Имя Олег скандинавского происхождения, в переводе оно означает «священный».
Есть мнение, что имя героя былины славянского происхождения, от слова «воля». В таком смысле оно очень подходит ему. Стремление к воле-вольной чувствуется в желаниях князя-богатыря: хотелось «…Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, //Птицей-соколом летать ему под оболока, //Серым волком рыскать да по чистым полям».
Социальное положение
Отца Вольги звали Святослав. От него и получил герой титул князя. Великий стольно-киевский князь Владимир приходится герою былины родным дядей, кроме того, он является крёстным отцом Вольги.
Князь Владимир подарил своему крёстному сыну три города с крестьянами: Курцовец, Ореховец и Крестьяновец.
В былине рассказывается о том, как князь Вольга едет в свои города. Цель его поездки — «получка», то есть князь и его дружина поехали за сбором дани с подвластных князю городов. В дружине Вольги было 30 человек (вместе с князем). Молодцы из «дружинушки хороброй» сели на коней тёмно-карей масти и отправились в поход «за получкою» (данью) для князя.
Отношение к Микуле Селяниновичу
Во время похода за данью встретил Вольга в поле оратая (пахаря) и проникся уважением к нему. Это объясняется тем, что Микула Селянинович — не просто крестьянин, а очень могучий оратай. За работой в поле он так громко посвистывает, его сошка так громко поскрипывает, что князь и его дружинники, услышав это, доехали до оратая только на третий день.
Князь обращается к Микуле Селяниновичу с приветствием: «Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!» Его уважение к Микуле Селяниновичу объясняется и тем, что этот пахарь умеет постоять за себя. Услышав от него рассказ, как пахарь побил мужичков-разбойничков, которые требовали у него подорожные деньги, князь проникся к нему уважением и за силу, и за чувство собственного достоинства.
Характер, поступки
Вольга — богатырь вещий, у него рано проявилась тяга к знаниям. Вольге свойственны следующие качества характера:
- Любознательность («…Похотелося Вольге много мудрости…»). Научился он оборачиваться в рыб, птиц, зверей. В былине «Вольга» сказано, что с пяти лет он обучался знанию языков разных (имеются в виду языки зверей, рыб и птиц).
- Этот герой — умелый охотник (поэтому уплыли все рыбы в море, улетели птицы за облака, а звери ускакали в тёмные леса).
- Доброжелательность. — Князь говорит с оратаем вежливо, желает ему божьей помощи в работе, ласково называет его «оратай-оратаюшко». О князе Владимире он говорит: «…Родной дядюшка да крёстный батюшка, //Ласковый Владимир стольно-киевский…»
- Сообразительность. Узнав о том, что Микула Селянинович расправился с тысячью мужиков-разбойников, требовавших с него подорожные деньги, князь сразу предложил ему поехать с ним «во товарищах».
Вывод
Образ Вольги Святославовича в былине «Вольга и Микула Селянинович» представляет собой, казалось бы, образ типичного князя, выехавшего в свои владения за данью. Но всё же герой этот непростой — он понимает язык зверей и птиц и умеет оборачиваться в рыбу, птицу, зверя. И хотя внешность Вольги в былине не описана, читатель легко может представить, как он выглядит: статный молодой человек с умным лицом, в нарядной княжеской одежде. Так во времена Киевской Руси в образе этого князя мог воссоздаться языческий бог охоты.
Характеристика образа Вольги Святославовича, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Вольга Святославович
Вольх Всеславьевич. А. П. Рябушкин. 1895 г.
Вольга Святославович — богатырь-оборотень, способный менять свой облик, а также разговаривать со зверями и птицами.
Некоторые специалисты по древнерусскому фольклору считают, что данный персонаж и упоминаемый в некоторых былинах Волх Всеславь евич — одно и то же лицо. Точно судить сложно. Не исключено, что изначально это были два отдельных богатыря. Позднее в эпосе их образы слились воедино. Все-таки разные отчества можно считать слишком важным отличием, поскольку славяне трепетно относились к вопросам отцовства.
Родителями богатыря были княжна Марфа Все славьевна и Змей. Причем тут важно понимать разницу между славянскими понятиями «змей» и «змея». Если последнее — это обозначение пресмыкающегося, то «змей» — мифологический персонаж, имеющий в облике только часть змеиных черт. Он способен изменять свою внешность. Возможно, именно от отца Вольга и получил редкий дар понимать речь животных да оборачиваться зверем.
ЗАГАДКА ЛИЧНОСТИ
Вольга Святославович. И. К. Тарнагурская
«В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры скрылись в лесной чаще, лисицы и зайцы забрались в свои норы, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла: родился могучий богатырь» (из прозаически изложенной былины о Вольге. — Прим. автора).
Существует несколько версий относительно образа, который воплощал собой Вольга.
Богатырь-стихия. В момент рождения Вольги в природе происходят глобальные процессы. Это позволяет предположить, что могучий младенец — физическое воплощение некоей природной силы. Есть мнение, будто первоначально то был образ тучи, могучей и столь же переменчивой, как сам богатырь:
Громко, словно гром гремит, говорит молодой своей матушке Марии Всеславьевне такие речи.
Богатырь-волхв. По преданиям, именно волхвы могли разговаривать со зверями, птицами и даже менять свой образ. Единственное, они не были, пожалуй, столь могучими, как великий богатырь. Поэтому теоретически можно предположить, что имя Вольга — это видоизмененное слово «волхв». То есть в славном молодце объединены качества великих предсказателей и воинов: мудрость и сила.
Богатырь-тотем. Рожденный от княжны и Змея, Вольга представляет собой единение человеческой и животно-природной сути. И это полностью отвечает древнеславянским тотемным верованиям. Согласно им, предками людей были всесильные боги-звери. Таким образом, богатырь является не просто могучим воином, а неким полубогом, подобно греческому Гераклу, сыну бога Зевса и земной смертной женщины.
СТАНОВЛЕНИЕ БОГАТЫРЯ
Отличие от обычного человека у Вольги проявляется еще в младенчестве. Он растет «не по дням, а по часам» и просит у матери булатные латы, золотой шлем и свинцовую палку весом 300 пудов. Взрослому-то человеку не поднять подобной тяжести, а маленькому богатырю на тот момент нет и семи лет.
В скором времени Вольга уходит в обучение, а затем к волхвам, у которых перенимает искусство оборотничества. Но способность превращаться в зверя и птицу все же больше является даром, чем наукой. Можно предположить, что мудрецы специально дают богатырю знания, чтобы Вольга сумел управлять своими силами, или раскрывают в нем неизвестный ему самому потенциал.
В 12 лет Вольга набирает дружину общим счетом в 7000 грозных воинов и едет «добывать себе славы и богатства». Правда, удалые молодцы оказываются неспособными ни пичуги, ни зверя, ни рыбы на прокорм раздобыть. Богатырь, оборачиваясь то львом, то ловчей птицей, то щукой, запасает еду на все свое войско.
ЗНАМЕНИТЫЙ ПОДВИГ
Прошел по Киеву слух о том, что индейский царь Салтык Ставрульевич собирается разорить стольный град. Отправился Вольга со своей дружиной упредить нападение. Но не так-то просто захватить вражеское царство. Для того чтобы разведать планы противника, Вольга оборачивается туром, добирается до города, затем проникает в него ясным соколом и подслушивает беседу царя с царицей. После юрким горностаем забирается в погреба и портит вражеское оружие — перекусывает тетиву луков, отламывает и прячет наконечники стрел.
Но Индейское царство окружают высокие прочные стены, через которые дружине не перебраться без потерь. Вот тут проявляется еще один дар Вольги: он не только сам оборачивается муравьем, но и войско свое превращает в муравьиное.
Так, пробравшись в город, и одолели они противника. Вольга, «положив» царя Салтыка о кирпичный пол, взял себе в жены его царицу. А дружина русская переженилась на прекрасных девицах, оставленных в живых при захвате. И пошла по Руси громкая слава Вольге Святославовичу.
Принять облик зверя можно было с помощью заговоров и обрядов («премудростей») или перекидыванием. Перекидывание было самым распространенным способом. Человек, наделенный сверхъестественными способностями, становится волком, перекинувшись (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю нож или топор. Перекидывались также через коромысло, пень, обручи, 12 ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись против солнца.
Поделиться ссылкой
Пример сочинения 1
Главный герой былины — Вольга Святославович – один из древнейших богатырей русской земли. Знакомство читателя с историческим персонажем происходит в самом начале произведения, а именно с детства Вольги. Некоторые историки считают, что Вольга Святославович – это собирательный образ князя Олега, жившего в Киевской Руси. Будучи ещё ребенком, Вольга показал себя культурным, просвещенным и любящим приключения мальчиком. Он жаждал познавать окружающий мир, все новое и неизведанное: плавать, словно рыба, под водой, летать, как птица, высоко в небе, бегать быстро по темным лесам, будто дикий зверь.
Прошло несколько лет, мальчик подрос и стал взрослым молодцем. Родной дядя Владимир сделал Вольге ценный подарок, подарив ему три города. Безусловно, юноша захотел наведаться в эти города, познакомиться с народом, который там проживает. Пришло время создать сильное войско и оправиться в путешествие. Собрав смелую дружину и посадив ее на быстрых коней, отправились в далекий путь. На протяжении всей былины можно понять, что дружина уважает и во всем подчиняется своему предводителю. Во время странствий князь всегда с почтением и уважением относился к своим воинам, кроме того не жалел для них самых лучших боевых одежд и жеребцов.
Пример сочинения 2
В Русских былинах Вольга Святославич предстает в образе дивного героя. По сказаниям, Вольга обладал неимоверной силой и ведовскими способностями. Он мог менять облик, превращаться в зверей, птиц и рыб, понимал их язык.
Появление богатыря на свет Божий – уже было чародейством. Родителями Вольги Святославича были княжна Марфа и мифический змей. Потому-то Вольга в былинных сказаниях не просто могучий богатырь и ловкий охотник, а еще и волхв, способный победить врага силами природы. Такой герой нужен был, чтобы защитить землю Русскую от татарских набегов и всякой нечисти.
Характер богатыря Вольги раскрывается, когда он решает идти в поход на Индийское царство. Разузнав, что царь Салтык замышляет войну против народа русского, Вольга Святославич со своей крепкой дружиной, отправляется в чужеземные края, чтобы не допустить набега на Русскую землю. В долгом пути он заботиться о своих воинах. Добывает еду, превращаясь в диких зверей и рыб. Все речи Вольги к ратникам звучат уважительно. И воины дают ему поклон за храбрость и мудрость. Победа над царем Салтыком была одержана, только непростым боем, а хитростью богатыря Вольги Святославича.
Против врагов, он применяет все свои умения. Для разведки – превращается в птицу, чтобы узнать, что же замыслил царь поганый. Хищным зверьком портит луки и стрелы врагов. А диким волком убивает лошадей. Это показывает отвагу и бесстрашие могучего богатыря, ведь принимая обличие животного или птицы, он становится уязвим для охотников.
Свою многотысячную дружину Вольга превращает в муравьев, чтобы без потерь преодолеть стены вражеского города, а затем возвращает им человеческое обличие. Во всем этом есть мудрость. Так он бережет своих воинов от смерти. И в дальнейших его поступках есть великая мудрость.
Своей дружине, Вольга Святославич приказывает убить всех в городе, кроме нескольких тысяч молодых девушек. Чтобы уже никто не смог прийти с войной на Русскую землю, надо было уничтожить почти все население. А девушек, оставшихся в живых, взяли в жены русские молодцы. В таких смешенных браках рождались сильные, выносливые дети, которые и становились великими воинами. Как человек ведающий (волхв), Вольга знал об этом, потому и поступил именно так. В народном фольклоре Вольга Святославич – это образ великого богатыря, героя и защитника русской земли. И за его мудрость и силу отождествляют его с реальным героем – князем Олегом, которого прозвали Вещим.
Пример сочинения 3
Вольга Святославович — богатырь-оборотень, способный менять свой облик, а также разговаривать со зверями и птицами.
Некоторые специалисты по древнерусскому фольклору считают, что данный персонаж и упоминаемый в некоторых былинах Волх Всеславь евич — одно и то же лицо. Точно судить сложно. Не исключено, что изначально это были два отдельных богатыря. Позднее в эпосе их образы слились воедино. Все-таки разные отчества можно считать слишком важным отличием, поскольку славяне трепетно относились к вопросам отцовства.
Родителями богатыря были княжна Марфа Все славьевна и Змей. Причем тут важно понимать разницу между славянскими понятиями «змей» и «змея». Если последнее — это обозначение пресмыкающегося, то «змей» — мифологический персонаж, имеющий в облике только часть змеиных черт. Он способен изменять свою внешность. Возможно, именно от отца Вольга и получил редкий дар понимать речь животных да оборачиваться зверем.
ЗАГАДКА ЛИЧНОСТИ
«В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры скрылись в лесной чаще, лисицы и зайцы забрались в свои норы, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла: родился могучий богатырь» (из прозаически изложенной былины о Вольге. — Прим. автора).
Существует несколько версий относительно образа, который воплощал собой Вольга.
Богатырь-стихия. В момент рождения Вольги в природе происходят глобальные процессы. Это позволяет предположить, что могучий младенец — физическое воплощение некоей природной силы. Есть мнение, будто первоначально то был образ тучи, могучей и столь же переменчивой, как сам богатырь:
Громко, словно гром гремит, говорит молодой своей матушке Марии Всеславьевне такие речи.
Богатырь-волхв. По преданиям, именно волхвы могли разговаривать со зверями, птицами и даже менять свой образ. Единственное, они не были, пожалуй, столь могучими, как великий богатырь. Поэтому теоретически можно предположить, что имя Вольга — это видоизмененное слово «волхв». То есть в славном молодце объединены качества великих предсказателей и воинов: мудрость и сила.
Богатырь-тотем. Рожденный от княжны и Змея, Вольга представляет собой единение человеческой и животно-природной сути. И это полностью отвечает древнеславянским тотемным верованиям. Согласно им, предками людей были всесильные боги-звери. Таким образом, богатырь является не просто могучим воином, а неким полубогом, подобно греческому Гераклу, сыну бога Зевса и земной смертной женщины.
СТАНОВЛЕНИЕ БОГАТЫРЯ
Отличие от обычного человека у Вольги проявляется еще в младенчестве. Он растет «не по дням, а по часам» и просит у матери булатные латы, золотой шлем и свинцовую палку весом 300 пудов. Взрослому-то человеку не поднять подобной тяжести, а маленькому богатырю на тот момент нет и семи лет.
В скором времени Вольга уходит в обучение, а затем к волхвам, у которых перенимает искусство оборотничества. Но способность превращаться в зверя и птицу все же больше является даром, чем наукой. Можно предположить, что мудрецы специально дают богатырю знания, чтобы Вольга сумел управлять своими силами, или раскрывают в нем неизвестный ему самому потенциал.
В 12 лет Вольга набирает дружину общим счетом в 7000 грозных воинов и едет «добывать себе славы и богатства». Правда, удалые молодцы оказываются неспособными ни пичуги, ни зверя, ни рыбы на прокорм раздобыть. Богатырь, оборачиваясь то львом, то ловчей птицей, то щукой, запасает еду на все свое войско.
ЗНАМЕНИТЫЙ ПОДВИГ
Прошел по Киеву слух о том, что индейский царь Салтык Ставрульевич собирается разорить стольный град. Отправился Вольга со своей дружиной упредить нападение. Но не так-то просто захватить вражеское царство. Для того чтобы разведать планы противника, Вольга оборачивается туром, добирается до города, затем проникает в него ясным соколом и подслушивает беседу царя с царицей. После юрким горностаем забирается в погреба и портит вражеское оружие — перекусывает тетиву луков, отламывает и прячет наконечники стрел.
Но Индейское царство окружают высокие прочные стены, через которые дружине не перебраться без потерь. Вот тут проявляется еще один дар Вольги: он не только сам оборачивается муравьем, но и войско свое превращает в муравьиное.
Так, пробравшись в город, и одолели они противника. Вольга, «положив» царя Салтыка о кирпичный пол, взял себе в жены его царицу. А дружина русская переженилась на прекрасных девицах, оставленных в живых при захвате. И пошла по Руси громкая слава Вольге Святославовичу.
ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ
Закатилось красное солнышко за синие моря, за высокие горы, вышел на небо светлый месяц и вывел за собою веселый хоровод ясных частых звездочек… В эту ночь родился в Киеве могучий богатырь, молодой Вольга Святославич.
В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры забрались в свои норы, лисицы и зайцы скрылись в лесные чащи, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла на них: родился могучий богатырь.
Растет Вольга не по дням, а по часам, говорит громко, словно гром гремит; говорит молодой своей матушке Марфе Всеславьевне такие речи:
— Государыня-матушка! Не пеленай меня в дорогие пеленки, не надевай на меня пояса шелкового — пеленай меня в булатные латы крепкие, золотой шлем надень мне на буйную голову, в руки дай палку свинцовую тяжелую, грузную, весом в триста пудов!
Подрос могучий Вольга; семи лет отдала его мать учиться; пошла ему впрок наука: выучился он всяким наукам и хитростям, да мало ему этого ученья показалось. Уходил Вольга из дома в горы высокие, в леса темные, к старым волхвам-мудрецам и научился у них Вольга разным премудростям: научился Вольга обертываться ясным соколом, да серым волком, да гнедым туром с золотыми рогами.
В двенадцать лет стал Вольга прибирать себе дружинуш-ку: три года приходили к нему добрые молодцы, приходили с полудня1, и с севера, и с востока, и с запада: набралось дружины семь тысяч, все храбрые да сильные молодцы.
И поехал Вольга с дружиною в чистое поле добывать себе славы и богачества.
— Храбрая моя дружинушка! — говорит Вольга,— вейте-ка вы веревочки шелковые, становите силки по сырой земле, ловите куниц и лисиц, диких зверей и черных соболей.
Послушалась Вольги дружина: вили веревки, ставили силки; три дня и три ночи провели за работой добрые молодцы: только не ловится никакой зверь, как нарочно,— вернулась к В ольге дружина с пустыми руками.
Оборотился тогда Вольга львом могучим, побежал в леса, набил всякого зверя, накормил по-царски свою дружинушку, разодел в шубы черного соболя.
Во второй раз посылает Вольга добрых молодцев:
— Храбрая моя дружинушка! вейте-ка вы шелковые веревочки, наставьте силков на ветвях деревьев: наловите гусей, лебедей, ясных соколов, мелкой птички!
Три дня и три ночи провела на охоте дружинушка Вольги: ни одной птички в силках не запуталось; пришли к Вольге с пустыми руками.
Обернулся Вольга науй-птицей, взвился стрелой под небеса; наловил, набил всякой птицы, принес своей дружинушке.
В третий раз говорит Вольга:
— Храбрая моя дружинушка! Возьмите-ка вы стальные топорики, постройте крепкое судно дубовое, забросьте в море невода шелковые, наловите всякой рыбины: семги и белужинки, и щук, и плотичек маленьких, и осетров дорогих.
Три дня и три ночи пробыли витязи на море; не поймали и одной маленькой рыбки! Не знают, как Вольге и на глаза показаться. Видит Вольга, плохо дело, придется самому отправляться за добычей. Обернулся тут Вольга рыбой-щукой, опустился на морское дно глубокое, наловил всякой рыбы; накормил свою дружинушку яствами сахарными, да все переменными. Живут они себе, поживают, никакой заботы не знают, не ведают.
Пошли однажды по Киеву слухи, что собирается индейский царь войною на славный, стольный город; грозит взять Киев, разорить, божьи церкви огню предать.
Разумен и догадлив был добрый молодец Вольга; собрал он свою храбрую дружинушку, пошел в поход к Индейскому царству. Шли день, другой; говорит Вольга дружине:
— Удалые, добрые молодцы, собралось вас здесь ни много ни мало семь тысяч; нет ли между вами такого человека, который обернулся бы гнедым туром да сбегал бы сейчас в Индейское царство, поразведал, что замышляет царь Салтык Ставрульевич?
Низко кланяется Вольге дружинушка, словно травка ветром к земле пригибается, говорит:
— Нет у нас другого такого человека, кроме тебя, Вольга Святославич.
Обернулся тут Вольга гнедым туром с золотыми рогами и побежал к Индейскому царству: первый прыжок сделал — за версту ушел, а со вторым и совсем из вида скрылся. Обернулся Вольга потом ясным соколом, прилетел в Индейское царство, сел на косящатое окошечко2 царских палат белокаменных и слышит, как жена царя Салтыка, Елена Азвяковна, говорит своему мужу:
— Идешь ты, славный царь, войной на святую Русь, а не знаешь, что взошел на небо светлый месяц, родился в Киеве могучий богатырь, сильный враг твой, Вольга Святославич!
Разгневался тут на жену свою Салтык Ставрульевич за то, что она его отговаривает на Русь идти, чужого богатыря хвалит; схватил царицу да как ударит ее с размаху о каменный пол!
Полетел Вольга прочь от окошка; обернулся зверем-горностаем, пробрался в подвалы, погреба, в высокие терема Индейского царства, перекусил тетивы у тугих луков, отломал железа у каленых стрел и закопал в землю, чтобы не с чем было воевать Салтыку. И снова Вольга обернулся ясным соколом, взвился высоко под небеса, полетел в чистое поле, где оставил храбрую свою дружинушку. Видит Вольга — спит-почивает дружинушка. Разбудил он добрых молодцев:
— Вставайте, дружинушка моя храбрая, не время теперь спать-высыпаться: пора идти в Индейское царство!
Подошли они к каменной крепкой стене индейского стольного города: высоки стены и крепки, железные ворота глухо-наглухо заперты, медными крюками-засовами заложены. День и ночь ходят вокруг города царские караулы. На воротах резная решетка тонкая мудрой работы: только мурашек-крошка и может пробраться сквозь узоры решетки: такие они тоненькие да узенькие.
Закручинилась дружина Вольги:
— Напрасно мы тут свои головы сложим: как пробраться сквозь эти мудреные стены в стольный индейский город!
Слышит Вольга жалобу удалых добрых молодцев, говорит:
— Этому горю можно помочь!
Обернулся Вольга мурашком и дружинушку свою обернул мурашками, и пробрались они за городские стены в славное Индейское царство. Тут обернулись они снова добрыми молодцами на конях, вооружились кинжалами да копьями. Отдал им Вольга такой приказ:
— Ходите вы по Индейскому царству, рубите старого и малого, не оставляйте в живых ни одного злодея-татарина3 оставьте только в живых семь тысяч красных девушек!
А сам Вольга пошел в царские палаты к индейскому царю. Сидит царь Салтык Ставрульевич в своем крепком дворце: заперты железные двери тяжелыми замками булатными. Толкнул Вольга ногой двери, и слетели крепкие засовы: отворять не понадобилось. Увидал Вольга царя Салтыка да и говорит:
— Вас не бьют, не казнят! — схватил его за белые руки, ударил о кирпичный пол да и положил на месте.
И стал Вольга сам царем-государем в Индейском царстве, взял за себя замуж прекрасную царицу Елену Азвяковну, а дружинушка его переженилась на душеньках красных девушках.
Щедро наградил Вольга своих добрых молодцев: одарил серебром, золотом; каждому дал табун коней во сто тысяч.
Славит храбрая дружинушка своего удалого князя, и по всей Руси идет громкая похвала делам и подвигам славного богатыря Вольги Святославича и его удалых, добрых молодцев.
«Богатыри и Витязи Русской земли» составитель Н.И. Надеждин
КОММЕНТАРИИ
1 С юга.
2 В богатых домах были косящатые окна, т.е. с деревянными косяками, рамами, а в избах волоковые — маленькие задвижные окошки.
3 В данном случае «татарин» означает «иноземец, инородец». Читая книгу дальше, вы часто будете встречать это слово. Чтобы понять, почему враги, с которыми сражаются богатыри, зовутся татарами, необходимо знать, что на Руси так называли представителей огромной державы — Золотой Орды, в которую входило множество тюркских и монгольских племен. Под игом Золотой Орды Русь находилась более двух столетий. Со временем в устном народном творчестве обозначение золотоордынских племен слилось с обозначением хазар, печенегов, половцев, сарацин, совершавших набеги на нашу землю.
Былина Вольга Святославич
Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звездочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь — Вольга. Запеленала его мать в красные пеленки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.
Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пеленки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал да и говорит матери:
— Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.
Испугалась мать, а Вольга растет не по дням, не по часам, а по минуточкам.
Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга на учился уже грамоте — писать и считать и книги читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошел он по земле гулять. От его шагов земля заколебалась. Услыхали звери и птицы его богатырскую поступь, испугались, попрятались. Туры-олени в горы убежали, соболя-куницы на острова уплыли, мелкие звери в чащу забились, спрятались рыбы в глубокие места.
Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям.
Научился он соколом по небу летать, научился серым волком обертываться, оленем по горам скакать.
Вот исполнилось Вольге пятнадцать лет. Стал он собирать себе товарищей. Набрал дружину в двадцать девять человек,— сам Вольга в дружине тридцатый. Всем молодцам по пятнадцати лет, все могучие богатыри. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.
Собрал свою дружину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широкую степь. Не скрипят за ними возы с поклажей, не везут за ними ни постелей пуховых, ни одеял меховых, не бегут за ними слуги, стольники, поварники…
Для них периной — сухая земля, подушкой — седло черкасское, еды в степи, в лесах много — был бы стрел запас да кремень и огниво.
Вот раскинули молодцы в степи стан, развели костры, накормили коней. Посылает Вольга младших дружинников в темные леса.
— Берите вы сети шелковые, ставьте их в темном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, черных соболей, будем дружине шубы запасать.
Разбрелись дружинники по лесам. Ждет их Вольга день, ждет другой, третий день к вечеру клонится.
Тут приехали дружинники невеселы: о корни ноги сбили, о колючки платье оборвали, а вернулись в стан с пустыми руками. Не попалась им в сети ни одна зверушка.
Рассмеялся Вольга:
— Эх вы, охотнички! Возвращайтесь в лес, становитесь к сетям да смотрите, молодцы, в оба.
Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. Он и мелким зверьком не побрезговал, наловил к ужину серых заюшек.
Воротились дружинники с богатой добычей.
Накормил-напоил дружину Вольга да еще и обул-одел. Носят дружинники дорогие шубы соболиные, на перемену у них есть и шубы барсовые. Не нахвалятся Вольгой, не налюбуются.
Вот время идет да идет, посылает Вольга средних дружинников.
— Наставьте вы силков в лесу на высоких дубах, наловите гусей, лебедей, серых уточек.
Рассыпались богатыри по лесу, наставили силков, думали с богатой добычей домой прийти, а не поймали даже серого воробья.
Вернулись они в стан невеселы, ниже плеч буйны головы повесили. От Вольги глаза прячут, отворачиваются.
А Вольга над ними посмеивается:
— Что без добычи вернулись, охотнички? Ну, ладно, будет вам чем попировать. Идите к силкам да смотрите зорко.
Грянулся Вольга оземь, взлетел белым соколом поднялся высоко под самое облако, грянул вниз на всякую птицу поднебесную. Бьет он гусей, лебедей, серых уточек: только пух от них летит, словно снегом землю кроет. Кого сам не побил, того в силки загнал.
Воротилися богатыри в стан с богатой добычей. Развели костры, напекли дичины, запивают дичину ключевой водой, Вольгу похваливают.
Много ли, мало ли времени прошло, посылает снова Вольга своих дружинников:
— Стройте вы лодки дубовые, вейте невода шелковые, поплавки берите чистого золота, выезжайте вы в синее море, ловите семгу, белугу, севрюжину.
Ловили дружинники десять дней, а не поймали и мелкого ершика.
Обернулся Вольга зубастой щукой, нырнул в море, выгнал рыбу из глубоких ям, загнал в невода шелковые. Привезли молодцы полные лодки и семги, и белуги, и усатых сомов.
Гуляют дружинники по чистому полю, ведут богатырские игры, стрелы мечут, на конях скачут, силой богатырской меряются…
Вдруг услышал Вольга, что турецкий царь Салтан Бекетович на Русь войной собирается.
Разгорелось его молодецкое сердце, созвал он дружинников и говорит:
— Полно вам бока пролеживать, полно силу нагуливать, пришла пора послужить родной земле, защитить Русь от Салтана Бекетовича. Кто из вас в турецкий стан проберется, салтановы помыслы узнает?
Молчат молодцы, друг за друга прячутся: старший за среднего, средний за младшего, а младший и рот закрыл.
Рассердился Вольга:
— Видно, надо мне самому идти!
Обернулся он туром — золотые рога. Первый раз скакнул — версту проскочил, второй раз скакнул — только его и видели.
Доскакал Вольга до турецкого царства, обернулся серым воробышком, сел на окно к царю Салтану и слушает. А Салтан по горнице похаживает, узорчатой плеткой пощелкивает и говорит своей жене Азвяковне:
— Я задумал идти войной на Русь. Завоюю девять городов, сам сяду князем в Киеве, девять городов раздам девяти сыновьям, тебе подарю соболий шушун.
А царица Азвяковна невесело глядит:
— Ах, царь Салтан, нынче мне плохой сон виделся: будто бился в поле черный ворон с белым соколом. Белый сокол черного ворона закогтил, перья наветер выпустил. Белый сокол — это русский богатырь Вольга Всеславьевич, черный ворон — ты, Салтан Бекетович. Не ходи ты на Русь. Не взять тебе девяти городов, не княжить в Киеве.
— Рассердился царь Салтан, ударил царицу плеткою:
— Не боюсь я русских богатырей, буду я княжить в Киеве.
Тут Вольга слетел вниз воробышком, обернулся горностаюшкой. У него тело узкое, зубы острые. Побежал горностай по царскому двору, пробрался в глубокие подвалы царские. Там у луков тугих тетиву пооткусывал, у стрел древки перегрыз, сабли повыщербил, палицы дугой согнул.
Вылез горностай из подвала, обернулся серым волком, побежал на царские конюшни — всех турецких коней загрыз, задушил.
Выбрался Вольга из царского двора, обернулся ясным соколом, полетел в чистое поле к своей дружине, разбудил богатырей.
— Эй, дружина моя храбрая, не время теперь спать, пора вставать! Собирайтесь в поход к Золотой Орде, к Салтану Бекетовичу!
Подошли они к Золотой Орде, а кругом Орды — стена каменная, высокая. Ворота в стене железные, крюки-засовы медные, у ворот караулы бессонные — не перелететь, не перейти, ворот не выломать.
Запечалились богатыри, задумались: «Как одолеть стену высокую, ворота железные?»
Молодой Вольга догадался, обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами.
Ударили они на салтанову силу, словно гром с небес. А у турецкого войска сабли затуплены, мечи повыщерблены. Тут турецкое войско на убег пошло.
Прошли русские богатыри по Золотой Орде, всю салтанову силу кончили. Сам Салтан Бекетович в свой дворец убежал, железные двери закрыл, медные за совы задвинул.
Как ударил в дверь ногой Вольга, все запоры-болты вылетели, железные двери лопнули.
Зашел в горницу Вольга, ухватил Салтана за руки:
— Не бывать тебе, Салтан, на Руси, не жечь — не палить русские города, не сидеть князем в Киеве!
Ударил его Вольга о каменный пол и расшиб Салтана до смерти.
— Не хвались, Орда, своей силой, не иди войной на Русь-матушку!
История персонажа
Вольга Святославич — былинный герой, который понимает язык зверей и обладает ведовскими способностями. Наделение персонажа силами природы было вызвано необходимостью появления богатыря, который защитил бы Русь не только от татарских набегов, но и от нечисти.
История создания персонажа
Герой имеет и второе имя — Волх Всеславьевич. «Волх» созвучно «волхву», что указывает на связь с волшебством и кудесничеством. Некоторые исследователи считают, что прототипом Вольги стал Вещий Олег, который занял княжеский стол после Рюрика.
Так, сравнивают поход былинного героя на Индию и князя Олега на Царьград. Кроме этого, символичен образ змеи в биографии этих персонажей. Волх Всеславьевич родился от змеи, а Олег — принял из-за этого животного смерть.
Не все считают такую теорию состоятельной, утверждая, что появление богатыря-кудесника, прежде всего, обусловлено мифологией. Ведь Волх достигает побед над врагами и нечистью чаще магическими умениями.
Кроме того, в фигуре Волха Всеславьевича прослеживаются архаические черты, которые причисляют его к древнейшим фольклорным персонажам. Предполагается, что прообразом героя была громовая туча. Для сравнения: согласно былинам, в момент рождения мальчика раздался треск, земля сотряслась и животные в страхе замерли.
Вольге причисляют способности оборачиваться зверями, птицами, рыбами. Равно как и туча, которая принимает различные формы вод влияниям воздуха. Суждения же о связи между ним и богом Волхом не нашли подтверждения.
Согласно сравнительному анализу в изучении славянского фольклора, Волх Всеславьевич соответствует герою сербского эпоса — Змею Огненному Волку. Этот мифологический персонаж имеет схожее описание — также родился от змеи и умеет оборачиваться.
Сторонники «исторической школы» выявили еще одного прототипа. Это князь Всеслав Полоцкий, который правил с 1044 года на киевском престоле. Интересно, что в произведении «Слово о полку Игореве» Всеслав предстает кудесником, который так же, как и Волх, умеет превращаться в животных.
Биография и образ Вольги Святославича
В былинах персонаж предстает дивным героем. Мать будущего защитника Руси — княжна Марфа. А отцом стал мифический змей. Так, Марфа случайно наступила на животное, но избежала смерти, так как он влюбился в красивую девушку.
От такого союза родился могучий и ловкий охотник, который часто использует в благих целях силы природы. Характеристика героя в полной мере раскрывается в былине о походе в Индийское царство. До него дошли слухи, что царь Салтык собирает воинов, чтобы напасть на Русь. Стремясь защитить русский народ, богатырь решает опередить недруга и собирается в путь.
Двигаясь в Индию, кудесник не забывает о собственной дружине. Так, чтобы добыть еду, Вольга превращается в диких зверей. Общается с ратниками уважительно, а его чтят за мудрость и храбрость.
Чтобы обхитрить врага, былинный персонаж применяет магические умения. Например, чтобы разузнать обстановку, он оборачивается птицей. Став зверем, Волх наносит ущерб боеприпасам. В шкуре волка убивает лошадей индийских воинов.
Находясь в образе животного, богатырь становится уязвимым для охотников, но бесстрашный герой не боится положить жизнь ради спасения русского народа. Но в то же время не готов рисковать собственной дружиной и любым способом избегает ненужных смертей. Так, он превращает своих людей в муравьев для преодоления стены вражеского города.
Подвиги в Индийском царстве и победа над царем Салтыком дались герою только благодаря хитрости и ведунским способностям. Отставание в физической силе другим русским богатырям демонстрируется во встрече Вольги и Микулы Селяниновича. Последний — обычный пахарь, который пожаловался на неподъемные налоговые поборы.
Волх Всеславьевич увидел в Микуле сильного мужчину, поэтому позвал его в свою дружину. Отъехав от поля, пахарь вспомнил, что забыл соху. Два раза он посылал других дружинников вытащить инструмент из земли. На третий раз даже сам попытался сделать это, но силы не хватило ни у кого. Тогда богатырь понял, что Микула сильнее многих на Земле.
Вольга Святославич в мультфильмах
В 2010 году вышел мультфильм-сказка о приключениях Вольги Святославича. Мультипликационный фильм повествует о детстве русского героя, о том, как учился он понимать зверей и обращаться в них. Прознали о великом кудеснике далеко за холмами. В замке султана земля задрожала, а его жена-колдунья предсказала, что умрет он от рук богатыря.
Решили Айсуна и султан Бекетович извести героя. Да только ничего у них не вышло. А когда молодец вырос, то собрал дружину и пошел войной на войско далекое. Когда же Вольга увидел Айсуну, то влюбился в нее без памяти. А потом оказалось, что жена султана — русская девушка по имени Елена Александровна с характерной славянской внешностью и длинными русыми волосами.
Так что вернулся богатырь домой с победой да с красавицей невестой. Режиссер киноленты Айк Ханджян руководствовался русской литературой, изучал характерный жанр — былины. Но основные действия в мультфильме носят вымышленный характер.
Главная мысль режиссера заключалась не в освещении мифов славян, а в воспитательном моменте для детей. Некоторые отрицательные персонажи в финальных эпизодах исправляются и становятся на путь истинный.
В целом критики положительно оценили проект, отметив красивые картинки, озвучку, остроумные цитаты и благотворное влияние на подрастающее поколение. К сожалению, этого же нельзя сказать о короткометражном трехсерийном мультфильме 2007 года, который стал пробной версией фильма 2010 года и не получил популярности среди поклонников «русских богатырей».
Цитаты
Ай же ты, оратай‑оратаюшко! Ты поедем‑ка со мною во товарищах.
Ты постой‑ка ведь, оратай‑оратаюшко! Как бы этая кобыла коньком бы была, за эту кобылу пятьсот бы дали.
Ай же ты, Микула Селянинович! Я жалую от себя тремя городами со крестьянами. Оставайся здесь да ведь наместником, получай‑ка ты дань да ведь грошовую.
Библиография
- «Вольга Святославич»
- «Вольга и Микула Селянинович»
- «Вольга Святославич. Змей-богатырь»
Фильмография
- 2007 — «Вольга и султанова жена»
- 2010 — «Вольга и султанова жена»
«Вольга и Микула Селянинович» — великолепная былина, русское произведение в фольклорном жанре, которое писал народ. Рассмотрим основные моменты, которые играют важную роль в восприятии текста. Характеристика Вольги Святославовича в былине также имеет немаловажное значение.
Краткое содержание произведения
Вольга Святославович в былине отправился в поход со своими молодцами для того, чтобы собрать дань с людей, проживающих в трех городах. Услышали они стук сошки и устремились к ней, чтобы понять, откуда идет звучание. Ехал Вольга Святославович долго со своей дружиной и наконец достиг своей цели. Видит он: стоит перед ним молодец, крестьянин, одет он в бархатное одеяние, а в руках сошка. Молодой человек описан во всей своей красе. Увидев Вольгу Святославовича, молодец интересуется, куда направляется дружина. Князь отвечает ему, на что получает предупреждение. В городах, куда они собрались, проживают разбойники, поэтому Вольге Святославовичу с добрыми молодцами следует быть внимательнее и аккуратнее. После этого князь решает взять пахаря с собой. Он соглашается. Скачут молодые люди на своих конях, но вскоре крестьянин вспомнинает, что он забыл бросить сошку за куст, оставив ее на том же месте. Послал князь свою дружину для того, чтобы они выполнили поручение, но им не хватило сил. В итоге оратай возвращается, с легкостью вынув сошку из земли, бросает ее за ракитовый куст. Удивленный могуществом молодца, былинный герой Вольга Святославович интересуется, как зовут пахаря. Он отвечает, что Микула Селянинович. Приехав в город, мужики узнают Микулу. Они извиняются перед ним и перед Вольгой Святославовичем. Увидев, как здесь уважают Микулу, князь дарует ему три города.
Главные герои былины
Главные герои былины «Вольга и Микула Селянинович» — князь Вольга Святославович и пахарь Микула Селянинович. Оба персонажа описаны величественными молодцами. Несмотря на то, что крестьяне были одеты достаточно просто, Микула Селянинович представлен в прекрасном бархатном одеянии, в пуховом головном уборе и в ярких сапогах на каблуках. При описании используется народный язык, что добавляет выразительность произведению. Такой простой бытовой предмет, как сошка, описывается с помощью различных выразительных средств, множества эпитетов и метафор, благодаря чему образ сохи раскрывается наиболее подробно. Использован приём контраста, антитезы при описании образов Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича. Деятельность пахаря и его труд возвышается над воинским занятием Вольги Святославовича. Также сказитель употребляет такой прием, как гипербола — преувеличение, во время описания силы Микулы, что свойственно жанру русской былины. Целая дружина не справилась с трудом, который Микула Селянинович выполняет ежедневно и с легкостью. Отношение к крестьянину уважительное, это выражается также при помощи использования уменьшительно-ласкательнх прилагательных. Но тем не менее стоит отметить, что характеристике Вольги Святославовича сказитель уделяет меньшее внимание.
Выразительные средства для описания образов героев
Сказитель использует множество выразительных средств для описания образов Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича. Колорита произведению добавляет употребление народных слов и выражений. Большое количество эпитетов и метафор при описании образов пахаря и Вольги Святославовича представляют читателю наиболее подробно внешность и характер главных героев.
Происхождение образа Вольги Святославовича
Герой Вольга Святославович — реальный исторический персонаж, который сущестовал во времена Киевской Руси. Он представляет собой князя Киевской Руси Олега Святославовича. Его дедом был сам Ярослав Мудрый, а Владимир Мономах был двоюродным братом князя. Олег Святославович родился в 1073 году и был четвертым по счету ребенком Святослава Ярославича. Его образ также упоминается в произведении «Слово о полку Игореве».
Характеристика одного из главных героев — Вольги Святославовича
Вольга Святославович силён, его походка отличается особенной тяжестью, что подчеркивает его могущество и величие. Он словно составляет часть природы. Вольга Святославович настолько близок к естеству, к натуре, что он может превратиться в птицу и улететь. Близость к природному началу характеризует его как человека внимательного, умеющего вглядываться, всматриваться, ценящего красоту и искусство. Это означает, что князь развит не только физически, но и является обладателем богатого внутреннего мира. Он также имеет авторитет среди людей. Вольга Святославович сумел собрать молодцев для похода, создав мощную дружину. Один из главных героев обладает уважением и умеет правильно организовать такое важное событие, как поход. Все эти качества Вольги Святославовича характеризуют его как организованного, сильного, мощного, близкого к природе человека. Он является типичным героем фольклорных произведений.
Одежда Вольги Святославовича
Князь одет в русскую одежду, свойственную людям его сословия. В отличии от описания одежды Микулы Селяниновича, сказитель не придает такого важного значения характеристике Вольги Святославовича, а особенно тому, в чем предстает герой. Сказитель особенно выделяет его основные качества, такие как готовность к бою, умение собрать могучую дружину, быть частью природы, сливаясь с ней, составляя одно целое. Он обладает природной мудростью, самоотверженностью и храбростью. Но его образ блекнет перед образом Микулы Селяниновича, так как сказитель уделяет меньше внимания описанию Вольги Святославовича. Он показывает, что простой русский крестьянин превосходит своими качествами даже такого великого человека, как князь Вольга Святославович. Микула выделяется своей могучей силой, красотой одеяния и уважением среди народа.
Вывод
«Вольга и Микула Селянинович» — великое произведение русского фольклора, повествующее о встрече Микулы Селяниновича с князем Вольгой Святославовичем. Несмотря на всё величие князя, пахарь превосходит описание Вольги Святославовича по характеристике благодаря своей силе, а также красоте. Образы героев описаны очень точно и подробно с помощью использования множества художественно-выразительных средств.