Простота и однообразие – именно эти два слова как нельзя лучше характеризуют жизнь и быт крестьянина средних веков. На протяжении столетий крестьяне жили по единому распорядку: в будни занимались однообразной работой на поле или виноградниках, выходные посвящали церковной службе.
Праздники проходили по одному и тому же сценарию. Все жители деревень подчинялись единым законам и платили феодалам одинаковый оброк.
Условия для жизни были практически одинаковы. В деревнях располагалось 20-30 дворов с помещениями, где крестьяне жили, держали скот и занимались ремеслами. Мужчины занимались гончарным, кузнецким, а женщины – ткацким делом. Детей с малых лет приобщали к ремеслу и активному труду.
Крестьянский дом
Основной сруб и несущие конструкции жилого помещения строились из дерева. Крыша выкладывалась из соломы. Полы были земляные. Окон в большинстве домов не было.
Отапливались постройки благодаря очагу, установленному посреди комнаты. В крыше была проделана специальная дыра, играющая роль дымохода. Внутри предметы были покрыты копотью и пахли дымом.
Из мебели чаще всего был деревянный стол и скамейки. Роль кровати играл соломенный тюфяк, на котором спала вся семья. Также в доме находились предметы одежды, утварь, орудия труда.
Еда крестьян
Рацион крестьянских семей был однообразным. В основном готовили каши, овощные похлебки. А основой для блюд были продукты с поля – пшеница, ячмень, рожь. Также в огородах росли капуста, бобы, чечевица, репа, морковь. Хлеб ели только серый. Белый хлеб считался деликатесом.
Мясо ели только по воскресеньям и большим праздникам. Приготовленную свинину ела вся семья на протяжении всех праздничных дней.
Из напитков было популярно вино, брага и пиво. А самым сладким продуктом был мёд. Сахар был очень дорогим и считался изысканным продуктом.
Крестьянская одежда
Практичность и многослойность – именно эти понятия лучше всего характеризуют предметы крестьянской одежды. Одежда была широкой и бесформенной, чтобы было удобно работать в поле и дома. А материал в несколько слоев лучше защищал тело от холода и ветра. В основном одежду делали из растений (льна, крапивы) и шерсти.
Мужчины и женщины носили:
- рубахи свободного кроя длиной до колен;
- жилеты;
- туники;
- широкие штаны брэ длиной ниже колен;
- чулки-шоссы с завязками в области бедер;
- плащи с капюшоном;
- меховые тулупы.
По праздникам женщины надевали платья, юбки и передники, украшенные вышивкой и аппликациями.
Из обуви были башмаки одинаковые для обеих ног. В зимнее время носили грубые сапоги высотой до колена.
Орудия труда крестьян
Прямо в домах хранились предметы труда. И они были примитивные и тяжелые на вес. Набор орудий зависел от ремесла, которым занимался крестьянин. Крестьяне работали сохой, плугом, бороной, вилами. Также использовались гончарные круги, жернова для изготовления муки, грузила для ткацких станков.
Одним предметом труда крестьяне работали долгое время. Ни о каком обновлении орудий не было и речи. Феодалы были заинтересованы в получении максимального урожая с минимальными затратами.
Роль церкви в жизни крестьян
В каждой деревне было главное общественное здание – церковь. Священник считался духовным отцом для каждого человека.
Первый раз крестьянин попадал в церковь на свои крестины, затем посещал на протяжении всей жизни. Отпевания и проводы усопшего в последний путь проходили тоже в церкви.
Каждое воскресенье вся деревня собиралась в церкви, где проходила месса, и нужно было выслушать проповедь.
Церковь связана и с крестьянскими праздниками. Она придавала разным событиям религиозный смысл. На Рождество, в дни поминовения святых, на Пасху, в день летнего солнцестояния устраивались торжественные обряды, накрывались праздничные столы, устраивались танцы и народные гуляния.
Ещё в каждой семье отмечалось рождение ребёнка. Дети рождались практически каждый год. И это событие было праздником, так как появлялся новый работник, что в будущем сулило увеличение дохода.
Девушки выходили замуж в возрасте 12-14 лет за мужчин из своих деревень. И за годы замужества рождалось много детей (более 10). Но многие умирали в младенческом возрасте.
Пора подвести итог
На протяжении всей эпохи Средневековья жизнь и быт крестьян практически не менялся. И лишь в конце эпохи крестьянский народ обрёл личную свободу.
§ 16. В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство
Образ жизни средневекового крестьянина
Самым многочисленным сословием средневекового общества было крестьянство. Крестьяне кормили другие группы населения, но положение самих земледельцев было тяжелым. Детей в семьях рождалось, как правило, много, но из-за плохой пищи и болезней лишь некоторые из них доживали до совершеннолетия. Каждому в крестьянской семье находилась работа: мужчины трудились на своей и господской пашне; женщины занимались домашним хозяйством, пряли и ткали; дети помогали взрослым или пасли скот: овец, свиней, коз, коров.
Сенокос. Средневековый рисунок
Дом, построенный из жердей или бревен, служил крестьянской семье жилищем. Его крыша была покрыта соломой, которая в голодные годы шла на корм скоту. Трубы не было. Вместо нее в кровле было сделано отверстие, через которое уходил дым из открытого очага. В крестьянском доме всегда царил полумрак. Узкие маленькие оконца, затянутые бычьим пузырем, плохо пропускали дневной свет. Зимой, чтобы сберечь тепло, их и вовсе затыкали тряпками или соломой. Оконные стекла были большой редкостью и имелись лишь в церквях и домах богатых феодалов. В одном помещении крестьяне и спали, и готовили еду, а зимой даже держали скотину. Обстановка была убогой: грубо сколоченный стол, несколько лавок вдоль стен, самодельные полки, широкая кровать и деревянный сундук, который использовали для хранения одежды.
Одевались в Средние века просто. Крестьянки долгими зимними вечерами ткали грубое льняное или шерстяное полотно, из которого затем шили для себя рубашку с широкими рукавами и рабочую блузу, а также холщовую рубаху и полотняные штаны для мужа. Обувь была либо полностью деревянной, либо с кожаным верхом на деревянной подошве.
Крестьянская пища была простой и однообразной. Семья земледельца питалась хлебными лепешками и кашей из дробленых зерен ячменя или ржи, которые варились в чугунном котелке. Скудное питание дополняли выращенные на участке возле дома репа, редька, брюква, капуста, бобы, лук, яблоки и крыжовник. Ели также рыбу. Крестьяне пили молоко, виноградное вино или пиво, а также напиток из вереска, можжевельника или зверобоя. Мясо ели только по праздникам. Плохое питание, тяжелая работа, частые войны сказывались на продолжительности жизни. Редко кто из жителей средневековой Европы доживал до 30 лет, а человек, достигший 50 лет, считался старым.
Чем отличался образ жизни крестьян и феодалов?
Крестьянская община
Сначала крестьянские поселения были небольшими: всего два-три десятка дворов, но постепенно деревни разрастались. В центре деревни находилась площадь и колодец, вокруг которых стояли дворы земледельцев. Территория поселения была обнесена деревянной изгородью, а иногда даже валом и рвом. Крестьяне надеялись, что эти заграждения защитят их от враждебного мира. Именно поэтому селиться за изгородью никто не решался.
Крестьяне одной деревни составляли общину. Собираясь вместе, они избирали старосту и решали важнейшие вопросы сельской жизни. Главной задачей крестьянской общины было регулирование земельных отношений. Поскольку чаще всего крестьянская пашня располагалась чересполосно, нужно было объединять усилия в сельскохозяйственных работах. Община определяла, какой клин какой культурой нужно засеивать, когда следует начинать сев, обрабатывать поле и убирать урожай. На сходах крестьяне решали также земельные споры, распределяли между собой феодальные повинности и строго следили за их выполнением всеми земледельцами.
С согласия феодала община определяла порядок пользования общими угодьями. Она разрешала рубить дрова или собирать хворост в лесу, окружавшем деревню, охотиться на некоторые виды дичи, собирать дикие фрукты и ягоды. Крестьяне сами определяли, когда и сколько рыбы можно ловить в реке, где косить сено, на каких пустошах пасти скот. Крестьянская община оказывала помощь бедным, вдовам, сиротам, следила за порядком в деревне, поддерживала в хорошем состоянии дороги, церковь или часовню, содержала христианского священника, следила за соблюдением бытовых и культурных традиций. Все жители деревни должны были подчиняться решениям, принятым общиной. На нарушителя порядка налагался штраф, а за серьезные проступки его могли изгнать из деревни. Судьба изгнанного (изгоя) была печальна. Он лишался своего надела и чаще всего погибал.
Определите, какие работы показаны на рисунке.
Сельскохозяйственные работы. Средневековый рисунок
Мировоззрение средневекового крестьянина
Каждый земледелец считал себя частью общины и старался ничем не отличаться от других. Большинство крестьян были неграмотными. Дети помогали взрослым по хозяйству, поэтому часто у них не было времени посещать школу, которую обычно открывали при церкви. Мировоззрение крестьян представляло собой причудливое соединение христианских и языческих представлений.
Крестьяне на пашне. Средневековый рисунок
Земледельцы, как и все христиане, соблюдали посты, ходили в церковь и, одновременно с этим, торжественно отмечали приход весны, с заклинаниями обходили пашню, чтобы повысить урожай, шумели, пытаясь прогнать надвигающуюся бурю.
Определите, какие из названных действий крестьян продиктованы христианскими представлениями, а какие – языческими.
Феодалы презрительно относились к крестьянам, считая их грубыми, неотесанными, подобными диким зверям. Рыцари считали, что даже в рай попадут только «благородные». Феодалы придумывали про крестьян обидные поговорки: «Спина Жака-простака все вынесет» или «Мужик тот же бык, только без рогов».
Крестьяне платили феодалам той же монетой. Представления земледельцев о себе и своем месте в обществе нашли отражение в крестьянских песнях, сказках и поговорках. Особенно волновали земледельца тяжелые повинности, которые он должен был нести в пользу феодала. В Англии во второй половине XII века сеньору требовалось отдавать половину доходов. Остатка едва хватало, чтобы прокормить семью. «По свету бродит отчаяние и горе; насколько лучше сразу погибнуть, чем так трудиться», – пелось в песне бедняка, разоренного многочисленными поборами. Крестьяне считали, что их зависимое положение установлено Богом, и не выступали против него. Но они требовали уважения к себе и своему труду. В отличие от феодалов, считавших физическую работу уделом «неблагородных», божьим наказанием за их грехи, земледельцы рассматривали труд как достоинство, высшую христианскую добродетель.
Сбор урожая. Средневековая миниатюра
Почему крестьяне вынуждены были мириться со своим тяжелым положением?
Новые черты в сельском хозяйстве
Изменения в жизни крестьянина происходили очень медленно. В самом начале Средневековья поле пахали легким плугом или вскапывали лопатой. После пахоты комья земли рыхлили мотыгой, а порой даже руками. Прополку делали редко. Выросшие колосья жали серпами, стараясь срезать стебли у самого корня, чтобы затем использовать солому в качестве корма для скота. С помощью палок или цепов колосья молотили – выбивали из них зерно, которое затем веяли – отсеивали от шелухи.
Мельница. Средневековый рисунок
Единственным удобрением был навоз, да и того из-за малого количества скота у крестьян часто не хватало. Из-за отсутствия хороших орудий труда и нехватки удобрений почва медленно восстанавливала свое плодородие. Урожаи были очень низкими. Неурожаи и голод в Средние века случались довольно часто. Чтобы хоть как-то выжить в голодные годы, крестьяне объедали листья с деревьев, выкапывали из земли коренья, ели древесную кору, жарили мелких грызунов. Из-за натурального хозяйства голод иногда носил местный характер. В одном районе люди могли умирать от нехватки пищи, а рядом, в 200–300 км, царило изобилие продуктов.
Вспомните, что такое натуральное хозяйство. Почему оно способствовало голоду?
В XI–XIII веках в жизни Западной Европы произошли коренные изменения. Поле стали вспахивать легким плугом несколько раз или использовать тяжелый колесный плуг, который тянули 6–8 волов. Для разрыхления земли применяли орудие с металлическими зубьями – борону. Лучше обработанная земля стала давать более высокие урожаи. Широкое распространение получил хомут. Это позволило применять в сельскохозяйственных работах не неповоротливых волов, а более выносливых лошадей, которых стали подковывать. Повышению урожаев способствовало и постепенное распространение нового способа обработки пашни – трехполья. При изготовлении муки удалось уменьшить потери зерна. Вместо ручных приспособлений для растирания зерна все большее распространение стали получать водяные и ветряные мельницы. Все эти изобретения привели к улучшению жизни крестьян. Население значительно увеличилось, и крестьянам стало не хватать земель. Для того чтобы прокормить себя, земледельцы стали осваивать новые территории: корчевать лес, осушать болота, распахивать пустоши.
Трехполье
Подведем итоги
Крестьяне были самой многочисленной группой феодального общества, кормившей другие сословия. Крестьяне отличались особым взглядом на мир и образом жизни, для решения важнейших вопросов они объединялись в общину. В XI–XIII веках в сельском хозяйстве Западной Европы произошли важные изменения.
Трехполье — способ обработки пашни, при котором поле каждый год делится на три части. Одна часть засевается весной яровыми культурами и дает урожай в тот же год; другая – засевается осенью озимыми и дает урожай на следующий год; третья – «отдыхает».
«Богатым не был бы богатый – Не помогай ему оратай (пахарь)».
(Средневековый поэт Вернер Садовник)
Вопросы
1. Какое положение занимало крестьянское сословие в феодальном обществе? Каковы были условия жизни крестьян?
2. Что такое крестьянская община и какие вопросы она решала?
3. Как относились к труду крестьяне и феодалы? Как рыцари отзывались о крестьянах?
4. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве после XI века?
Задание
Используя материалы этого параграфа и § 5, дайте характеристику крестьянскому сословию (план характеристики см.: задание к § 14).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
1. О хлебе насущном Французский поселок. – Сельский дом. – Зимние посиделки. – Фермеры, землепашцы и подёнщики. – Меры площади. – Огород. – Злаки. – Скот. – Сезонные работы
1. О хлебе насущном
Французский поселок. – Сельский дом. – Зимние посиделки. – Фермеры, землепашцы и подёнщики. – Меры площади. – Огород. – Злаки. – Скот. – Сезонные работы
Горожане составляли лишь небольшую часть населения Франции, большинство проживало в деревнях
В ЗАБОТАХ О ЗДОРОВЬЕ: МЕДИЦИНА В ГРЕЦИИ
В ЗАБОТАХ О ЗДОРОВЬЕ: МЕДИЦИНА В ГРЕЦИИ
Я врачеванье открыл; целителем я именуюсь
В мире, и всех на земле мне трав покорствуют свойства…
Овидий. Метаморфозы, I, 523—524
Историю возникновения медицины у древних народов вкратце изложил уже в 1488 г. в своей «Речи о значении
О ежедневных трудах.
О ежедневных трудах.
Праздность – враг души, а поэтому в определенное время браться должны быть заняты трудом телесным, в другое же время – душеспасительным чтением. А поэтому считает нужным распределить время так, чтобы от Пасхи до 1 октября, выйдя рано, с часа первого и
О главных заботах руководителя
О главных заботах руководителя
Руководитель должен обеспечить поставку оружия в соответствии со своими средствами. Каждый отдел должен иметь надлежащие инструменты, полноценные ресурсы и информационное обеспечение для ведения сражения. Если эти вещи делаются в
Русколань и Роксалания в первоисточниках и трудах историков
Русколань и Роксалания в первоисточниках и трудах историков
История России, как и история Руси, – это история собирания русских земель под дланью царей московских и ранее великих князей киевских и это история великого расселения русского народа, история разрастания
Русколане в трудах древних историков
Русколане в трудах древних историков
Немало легенд и исторических известий о сарматах и роксаланах (русколанах) оставили нам античные историки.Самих сарматов почитали выходцами из Мидии – исторической области на северо-западе Иранского нагорья. Такого мнения
Закуски на хлебе
Закуски на хлебе
Вероятно, никто специально не изобретал закусок на хлебе. Они появились на столе так же давно, как и сам хлеб: ломоть хлеба с солью, салом, маслом, луком и др. В. Солоухин пишет: «Или, скажем, взять маленький ломтик черного хлеба, намазать его маслом, положить
Глава 1. Атлантида в трудах Платона
Глава 1. Атлантида в трудах Платона
Я обязан передавать то, что говорят, но верить этому не обязан.
Геродот, История, VII, 152
Истоки мифа об Атлантиде следует искать у Платона, в его двух диалогах «Тимэй» и «Критий».Предполагают, что Платон родился в Афинах в 427 г. и умер там же
«ПРЕДПОЧИТАЮ ЖИТЬ НА ХЛЕБЕ И ВОДЕ, НО НА СВОБОДЕ»
«ПРЕДПОЧИТАЮ ЖИТЬ НА ХЛЕБЕ И ВОДЕ, НО НА СВОБОДЕ»
Эти слова принадлежат человеку, который, в отличие от других высокопоставленных дипломатов, не пошел на добровольное заклание, не согласился играть роль шпиона и врага народа, не принес себя в жертву ради интересов
Источниковедение в трудах А. А. Зимина (к 90-летию со дня рождения)[185]
Источниковедение в трудах А. А. Зимина
(к 90-летию со дня рождения)[185]
«Никакая наука не может существовать без тщательно разработанной методики. И, возможно, дальнейший прогресс источниковедения будет зависеть, прежде всего, от совершенствования приемов анализа
§ 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
§ 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
Стремительное расширение Арабского халифата вовлекло в сферу арабской культуры наследие античной (особенно греческой) философии, научные достижения завоеванных стран и народов. В IX в. Багдад превратился в крупный
4) Пискаревский летописец в трудах по истории России
4) Пискаревский летописец в трудах по истории России
Этот параграф специально посвящен рассмотрению тех проблем и тем, для изучения которых привлекался Пискаревский летописец. Как уже отмечалось, многие историки обращались к Пискаревскому летописцу для решения многих
В едином хлебе
В едином хлебе
Учёные пишут, что понятие о роде, о большой семье, по мысли наших предков, включало сразу три связанные между собою категории единства: единство жилища, единство хозяйственное и, конечно, единство происхождения, то есть собственно родственную связь.Это
Крестьяне в Средние Века
Рыцари считали крестьян людьми второго сорта: низкими, необразованными, грубыми. Но вместе с тем крестьяне играли важнейшую роль в жизни средневекового общества. Считалось, что крестьяне, как еретики и евреи, являются потомками ветхозаветного Ханаана, который был сыном Хама. Хам, в свою очередь, был одним из сыновей Ноя, который надсмеялся над Ноем отца, когда тот был пьян. Ной сказал Ханаану пророческие слова: «Раб рабов будет он у братьев своих». Вот и стали потомки Ханаана крестьянами, которые занимали самое низкое положение в средневековом обществе.
Вместе с тем, согласно христианской морали, которая в Средневековье была господствующей, крестьяне – это люди, души который легче достигнут царства Божия, потому как крестьяне бедны.
Действительно, бедность крестьян в Средневековье не знала пределов. Они постоянно голодали, умирали от многочисленных болезней во время эпидемий. Они пытали протестовать против феодалов, но силы бедных крестьян и хорошо вооруженных рыцарей были неравными. Крестьян презирали. Им говорили о том, что они живут на земле феодала или на земле, которая принадлежит монастырю. Следовательно, все, что находится в их хозяйстве, также принадлежит феодалу. Крестьянину принадлежит только его жизнь.
Крестьяне часто воровали урожай с полей своего господина и поджигали его с целью отомстить за мздоимство, охотились в господских лесах без разрешения, ловили рыбу в господских водоемах, за что их жестоко наказывали.
Крестьяне не имели права покидать господские земли без разрешения. Беглых крестьян ловили и жестоко наказывали. Крестьяне вынуждены были обращаться к своему господину, если возникала необходимость решить какой-нибудь спор. Господин должен был рассудить крестьян по справедливости.
Один день из жизни крестьянина (СОЧИНЕНИЕ)
Автор: Бахова Мария
Утром с первыми лучами солнца крестьянин проснулся в своем небольшом домике, который находился в маленькой деревне, состоящей из 11 дворов. Большая дружная семья крестьянина собралась за грубо сколоченным столом за завтраком: крестьянин с женой, 4 дочери и 6 сыновей.
Помолившись, они сели за деревянные скамейки. На завтрак были зерна, сваренные в котелке, на домашнем очаге. После скорого обеда – на работу. Нужно отдать в срок положенный оброк и отработать барщину.
Почти все дети крестьянина уже работали, как взрослые. Только младший сын, которому едва минуло 5 лет, мог только пасти гусей.
Была осень. Жатва была в самом разгаре. Все домочадцы взяли серпы, доставшиеся от деда, и пошли срезать колосья.
Весь день семья трудилась в поле, сделав только один перерыв на обед.
Вечером, усталые, они пришли домой. Бабушка на ужин приготовила кашу, репу и вкусный виноградный напиток. После ужина жена крестьянина пошла кормить свиней и доить корову.
Поделиться ссылкой
Прожить всю свою короткую жизнь в грязи и навозе, работать с утра и до ночи, отдавая все заработанное своему хозяину. Голодать, замерзать холодной зимой, а если случится война, то тебе дают в руки копье и отправляют в битву прикрывать собой более ценных бойцов.
Или все было не так? Ведь в этом вашем средневековье, можно было жить со своей большой семьей в гармонии с природой, есть натуральную пищу, и не дышать дымом и выхлопными газами. А физическая работа на природе укрепляла организм, делая тебя не только сильным и здоровым, но и мудрым. Ведь недаром говорится, что вся мудрость от земли.
Так какова была доля крестьянина во времена средневековья? Насколько все было ужасно в его жизни, а может быть наоборот? Ведь если бы все было так плохо, как говорят некоторые, то как крестьяне не только выживали, но и служили основой средневековой экономики? Откуда взялись все эти легенды о народных героях «от сохи», всех этих Робин Гудах и Никитах Кожемяках, если крестьяне были бесправным и забитым быдлом.
Давайте разбираться.
Почему мы с вами вообще, заговорили о крестьянах? А потому что любой наш современник, попав те непростые времена, с 99,9% вероятностью стал бы именно крестьянином, ну, если бы ему вообще удалось дожить до этого знакового для него события.
Все мечты о рыцарских шпорах, рясе священника, должности лучшего дружинника ярла, или даже карьере знаменитого разбойника, можно смело выкинуть из головы, как малореальные и даже вредные. Потому что они будут только мешать, попыткам «попаданца» как-то устроится в этом дивном новом мире.
Но погодите, — скажет уверенный в себе читатель, — что, неужели нет никакой возможности стать кем-то более значимым, чем несчастный крестьянин? Ну что вы, конечно же есть, но для этого нужно обладать некоторыми вполне специфическими умениями и талантами.
Мы, жители XXI века, воспитаны совершенно не так как наши предки, живущие в средневековье. И смерть, а тем более убийство для нас это событие, причем чаще всего событие негативное, приносящее с собой серьезный стресс. И это, главная причина ставящая крест на военной карьере, большинства современных людей в средневековье.
Убивать вообще не просто, а убивать, смотря человеку в глаза, чувствуя как на себе его кровь…. Это чрезвычайно спорное «удовольствие» для большинства людей. И перешагнуть через это табу заложенное воспитанием получится не у всех, не просто и уж точно не быстро.
Шанс стать священником или монахом, так же были бы чрезвычайно невысоки. Для этого нужно иметь хотя бы базовое образование. В его средневековом понимании. Латынь, слово божье, молитвы, хороший почерк и хотя бы минимальное знание старофранцузского, или другого языка использующегося на землях, где расположен монастырь. Все эти дисциплины, не то чтобы часто преподают в наше время в каждом первом ВУЗе и СУЗе.
И даже мастеровым стать было бы совершенно не просто. И дело даже не в ремесленных цехах. Они появились достаточно поздно, уже в конце классического средневековья. А просто потому, что навыки гончарного, кузнечного, столярного дела, навыки капитального строительства или углежога встречаются у современного человека едва ли не реже чем латынь или каллиграфический почерк.
Вот и получается, что путь нашего с вами современника, был бы довольно легко предсказуем. Человек, абсолютно не понимающий как все вокруг устроено, не имеющий даже базовых навыков социального общения того времени, вполне очевидно бы угодил бы на самое дно социальной лестницы. И, это если бы ему вообще довелось выжить.
Такая себе перспектива конечно, но надо же с чего-то начинать.
А мы начнем… Ну, хотя бы с жилья. почему собственно бы и нет? Хотя, конечно, те дома, в которых жили крестьяне в раннем и классическом средневековье, к жилью в современном понимании этого слова, отношение имели чуть менее чем никакое.
У них, для начала, не было пола. Да-да дорогой читатель, большинство крестьянских домов в Европе, от Бретани до земель западных славян, не имело пола, обходясь вместо него просто утрамбованной землей. Хотя, конечно нужно признать, что зачастую землю эту застилали соломой и тростником, создавая, таким образом, некоторую термоизоляцию. Меняя такой настил, по мере его изнашивания.
Конечно же, такие архитектурные «изыски» были далеко не везде. В тех землях, где зима была длинная, а земля промерзала, как в Скандинавии или, например, в землях Старой Ладоги, пол отделенный от земли воздушной подушкой, конечно же, был. Но это не отменяет того, что в крестьянских домах на территории большей части Европы, он считался совершенным излишеством.
Но почему так произошло? Нашему современнику, трудно представить дом без пола. Что, неужели это было так сложно, наколоть досок и положить их на лаги? Конечно нет, просто не было такой необходимости. И в первую очередь, из-за системы отопления крестьянского жилища.
Все мы привыкли к тому, что крестьянские дома отапливаются печью. Большой русской, ну или печкой поменьше. Но печи с высокими дымоходами, это наследие сравнительно недавнего времени. А если говорить о средневековье, то значительную его часть, ну, по крайней мере, до конца классического средневековья, большинство домов в сельской местности отапливалось при помощи открытых очагов.
Да, открытый очаг, обычное костровище, сложенное из нескольких десятков больших камней, которые нагреваясь в то время, пока горит костер, медленно остывали, обогревая дом ночью. Они же служили для приготовления пищи, отжига дерева и множества других, необходимых в быту вещей.
Вообще крестьянский дом периода раннего и классического средневековья, больше всего напомнил бы нашему современнику сарай. Невысокие около метра стены, при высокой двускатной крыше без малейшего намека на потолок. Даже окна в стенах зачастую отсутствовали, для того чтоб уменьшить теплопотери зимой и осенью. Освещалось это жилище через окна в крыше, служащие так же дымоходом для очага устроенного на голой земле.
Дополняла это довольно примитивное жилище, такая же простая мебель. Лавки, для того чтоб сидеть, большие лавки для того чтоб на них спать, полки, сундуки для хранения немудреного крестьянского скарба и столы для всего остального. На этом все. Минимализм как он есть.
Вообще, если говорить о предметах быта во времена средневековья, то мы увидим очень четкое их разделение на вещи «высокого передела«, то есть инструменты и предметы, в которые было вложено много ценных ресурсов и труда мастеровых профессионалов, и вещи «низкого передела«, производить которые может кто угодно.
И вот первые, стоили в средние века, очень дорого. Металлические инструменты, оружие, привозные или окрашенные ткани, дорогая цветная керамика. Все это стоило больших, а иногда каких-то нереально больших денег. Как тот пресловутый топор, который стоил половину годового бюджета небогатой семьи.
Да и не топором единым. Например, цветная керамика в крестьянской семье, была вполне понятным показателем благополучия. А полка с такой керамикой обычно висела на видном месте, показывая гостям, что в семье есть достаток. Ну и вкус присутствует.
С другой стороны все продукты низкого передела, как то кожи, шерсть, деревянные изделия, простая лепная гончарка, и даже зерно, если конечно нет голода, были сравнительно недороги. Также работа низкой квалификации, вроде носильщиков, углежогов, лесорубов и прочее подобное считалась простой и крайне невысоко оплачивалась.
Вот такие вот реалии средневековья с личным топором вместо кредитного «Ford», и прекрасным расписным кувшином вместо «iPhone». Хотя если посмотреть внимательно.… Не такая уж и большая разница.
Ну, с жильем и бытом, худо-бедно разобрались. А что же ел средневековый крестьянин?
А ел он в основном зерно, во всех его видах. В виде хлеба, каши, пива, похлебки и затирухи. Вообще рацион крестьянина раннего и классического средневековья (да и большую часть позднего, если честно) был очень однообразен, и на три четверти состоял из этого самого зерна. С не сильно большой добавкой зелени, а также молока и продуктов его переработки.
Мясо, рыба и прочая белковая пища, была скорее исключением, чем правилом.
Однако не нужно думать, что крестьянин в средние века только и делал что, голодал. Это совершенно точно не так. Вернее он, конечно, голодал, но только тогда когда случался неурожай. Но тогда костлявую руку голода, чувствовали на своем горле все, ну может за исключением высшей знати.
В обычное же время, типичный крестьянин потреблял в пищу едва ли не больше калорий, чем наш с вами современник. Просто потому, что большую часть сознательной жизни, крестьянин занимался тяжелым физическим трудом, и при бескормице, протянул бы ноги во время первой же посевной или уборочной, когда работать приходилось по 12-15 часов в сутки.
Так что любители много поесть, попавшие в средневековье, не были бы разочарованы. Если бы конечно смогли смириться с однообразием крестьянского рациона. Хотя конечно с другой стороны, даже он лучше, чем голодная смерть.
Кстати если говорить о работе поподробнее, то двенадцать часов работы в день, это для средневекового крестьянина, в общем-то, норма. Работал крестьянин всегда, невзирая на пол, возраст и время года.
Вот сразу как проснулся и позавтракал, и до того момента как солнце зашло за горизонт, и наступившая темнота прервала трудовой процесс. Конечно, не всегда его работа была тяжелая и выматывающая, как например пахота или рубка деревьев, но в типичном крестьянском хозяйстве всегда было чем заняться.
Даже когда наступал вечер, и казалось бы, ничего толкового сделать было невозможно, крестьяне занимались несложной работой по дому. Женщины пряли и вязали (что, кстати, зачастую за работу вообще не считалось), толкли простые дешевые специи в ступке, чинили порванные вещи. Мужчины занимались ремонтом и мелкими ремеслами вроде резьбы и изготовления посуды из дерева.
И все это без отпусков и выходных. Ну, может за исключением немногочисленных церковных праздников.
Раз уж мы заговорили о церкви, нужно сказать, что церковь и вера, в средневековье, были вещью чрезвычайно важной. Может быть даже самой важной, в жизни человека. Это могло бы показаться странным нашему современнику, но для тогдашнего обитателя, религия была безальтернативна и естественна. Примерно настолько же насколько человеку естественно умение дышать.
Главная задача в обществе, которую в то время выполняла религия, была четкая маркировка человека, свой он или чужой. Человек, не исповедующий христианство в средневековой Европе, и не ходящий в церковь, это странный человек. Да и человек ли вообще?
Нет, на него, конечно же, не набегут местные инквизиторы и не потащат на костер, по крайней мере, если мы говорим о раннем и классическом средневековье. Но у него совершенно точно возникнут проблемы в общении с местным населением. Потому что если ты не христианин, то ты чужак. А если ты чужак, то, что ты делаешь среди нормальных людей?
И, конечно же, церковь выполняла массу других функций. От аналога современного ЗАГСа, где записывались все рождения, браки и смерти, до деревенского клуба. Являясь едва ли не единственным доступным развлечением для крестьян, хотя бы немного разбавляя, похожие друг на друга трудовые будни. Будучи местом, где можно встретиться с соседями, поговорить и узнать местные сплетни и новости из далеких земель.
Казалось бы, невелико развлечение, поболтать с соседями. Но это как посмотреть. Большинство наших современников совершенно не ценят то количество информации, которые проливается на них каждый день. Но представьте на минуту что, попав в средневековье, вы лишитесь всего этого.
Никаких новостей по утрам, никаких прикольных роликов. Нет сериалов фильмов, игрушек и телевизора. Нет вообще ничего кроме ежедневной работы и рутины домохозяйства. Ничего не изменяется и каждый последующий день как две капли воды похож на день предыдущий.
Скука, как по мне вообще была главным бичом для нашего современника, попавшего те далекие времена. Нет вообще никаких развлечений, кроме как поесть и напиться. Кстати именно поэтому в средние века были очень популярны любые развлечения, даже если это были откровенно паршивые музыканты и фигляры. Любое, даже самое грубое развлечение меняет что-то в твоей чрезвычайно однообразной жизни.
Хотя, конечно же, денег на такие излишества как «балаган» во время ярмарки (которая, кстати, сама по себе была серьезным праздником), оставалось немного. Просто потому, что даже за такую, не самую веселую жизнь, крестьянину всегда нужно было платить. Если кто-то думает что «налоговая служба» это изобретения недавнего прошлого, то пусть он так больше не думает. Славному искусству отнимать честно заработанные деньги у податного населения, уже не одна тысяча лет.
Хотя конечно налоги в разные времена были совершенно разными. Если мы говорим о раннем средневековье, то в эпоху «варварских королевств» свободный франк или, например бургунд, платил в общем–то, достаточно небольшой налог. Однако при этом имел перед правителем, родом и семьей неисчислимое количество обязательств. Он должен был идти воевать, если случится война, или обеспечить того кто пойдет воевать деньгами на оружие и прочее необходимое.
Должен был работать на благо общины, если была такая необходимость. Обязан был поддерживать родственников, если случилась беда и множество другого, что должен делать любой нормальный житель раннего средневековья.
Но чем дальше, тем более ослаблялись родовые связи, и обязанностей у средневекового земледельца становилось все меньше и меньше. Однако их место занимали налоги. Веку примерно так к XI, крестьянин был больше не должен ничего, кроме выплаты положенных налогов хозяину свой земли. И даже идти на войну, было больше идти не нужно.
Да и какой с него на войне был толк? Крестьянин классического средневековья, перестал быть какой-либо серьезной военной силой. Переход армии от родового принципа к феодальному, уничтожил раннесредневековое фирдовое ополчение. Оно и ранее-то не показывало отличных результатов в бою, а к концу XI века стало совершенно бесполезным против профессиональной рыцарской конницы.
Дело крестьянина теперь было только работать и обеспечивать военное сословие. Воевали и умирали за него уже совершенно другие люди.
Хотя справедливости ради, нужно признать, что даже во времена своего полного ничтожества, крестьянское ополчение все же присутствовало в армиях средневековья. Однако в бою его конечно не использовали. Просто потому, что это не привело бы ни к чему кроме совершенно фантастических потерь.
Крестьянское ополчение, вплоть до конца XIII века исполняли в армиях роль саперов, копающих и закапывающих траншеи, строителей, носильщиков и прочих подобных подсобных рабочих. Вступая в бой только, для того чтоб защитить свою жизнь, если судьба сведет их с настоящими воинами.
Поэтому нашему современнику, желающему ратных подвигов, автор усиленно рекомендует выбрать для попадания в средние века любое другое время кроме славных времен первых крестовых походов, рыцарской доблести и культа прекрасной дамы.
Куда угодно кроме классического средневековья. Даже во времена «варварских королевств». Особенно во времена «варварских королевств». Да жизнь там не сахар, даже по меркам средневековья. Но какие социальные лифты…
Вообще крестьянская среда, особенно в раннем средневековье, похоже, была очень толерантна. И если тебя сразу не убили за красивые штаны, и цветастую тунику с пуговицами, то даже человек современной эпохи мог в ней прижиться. Ну если конечно умеет работать руками.
Если нашего современника не испугает тяжелая работа, спартанский быт, скука и, невысокое положение в обществе, то он, получив у землевладельца свой участок земли, в аренду заведя со временем дом, жену и хозяйство, превратится в отличного средневекового крестьянина.
Не самая лучшая судьба. Но и не самая плохая. Если повезет, и минует его чума, война и несколько подряд неурожайных годов, то ждет его простая и незамысловатая, спокойная жизнь с тихим семенным бытом, нечастыми праздниками, ярмарками пару раз в году, воспоминаниями о почти забытой прошлой жизни и историями у очага, длинными зимними вечерами.
Хотя с другой стороны, всегда есть альтернатива. Волки в дальнем лесу не кормлены, да и медведь не набрал жира, перед тем как впасть в спячку.
Такая вот непростая жизнь, была у крестьянина в раннем, классическом, да зачастую и позднем средневековье. Тяжелый труд и почти никаких шансов улучшить свое положение. И хотя, это все еще лучше, чем смерть от голода, все же попав в средневековье, постарайтесь избежать крестьянской доли. Станьте, например королем.
Как жили крестьяне
Деревни в то время
насчитывали обычно не более 10—15 и лишь
изредка достигали 30—50 дворов. В каждом
дворе, кроме жилища, были сарай, хлев,
амбар, птичник и другие хозяйственные
постройки. Нередко к дому примыкали
сад, огород, виноградник.
Крестьянский дом
чаще всего строили из деревянных жердей,
бревен или местного камня, крыли соломой
или камышом. В одном помещении и спали,
и готовили, и ели. Когда разводили огонь
в очаге, дым выходил в отверстие в потолке
или через открытую дверь. Стены были
черны от копоти, пока не научились класть
печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол
в холодную погоду затыкали тряпками
или пучками соломы, на ночь закрывали
деревянными ставнями.
Обстановка в доме
состояла из грубо сколоченного стола,
нескольких скамей вдоль стен, сундука
для хранения праздничной одежды: ее
наживали годами и передавали по
наследству. Спали на широкой кровати
или скамьях, постелью обычно служил
тюфяк, набитый сеном или соломой.
В доме хранились
предметы обихода, различная утварь:
ухват и черпак, ушаты и бадьи, бочки для
воды, кадки для стирки, решето, корзины,
ручная мельница. Пищу готовили в глиняной
или чугунной посуде, которую подвешивали
на железном треножнике над огнем в
очаге.
Обычной пищей
крестьян были каша из зерновых культур,
бобы, репа, овощи, реже рыба и сыр. Печеный
хлеб в первые столетия средневековья
ели редко, так как размолоть зерно в
муку было очень трудоемкой работой.
Мясо появлялось на столе только по
праздникам. Сахара в Европе тогда не
знали, его заменял мед диких пчел. Люди
умели изготовлять животное масло, но
оно шло в пищу только богатым; крестьяне
же употребляли жир животных и растительное
масло.
Большим подспорьем
в хозяйстве была охота, пока она не стала
занятием главным образом феодалов. Рыбу
же ловили везде, где были водоемы — в
морях, реках, озерах. Поэтому она чаще,
чем мясо, попадала на стол крестьянину.
В это время европейцы
знали до 120 огородных и садовых растений,
но овощей и фруктов крестьяне употребляли
мало.
Из напитков
изготовляли виноградные и более дешевые
фруктовые и ягодные вина, а также
различные сорта пива.
Средневековая
одежда сильно отличалась от античной.
Крестьяне обычно надевали льняную
рубаху — камизу и штаны до колен и даже
до лодыжек. Поверх камизы носили еще
одну длинную рубаху с широкими и длинными
рукавами — блио (отсюда — блуза). Верхней
одеждой служил плащ, который стягивали
на плечах застежкой. Зимой надевали
либо грубо выделанный овчинный тулуп,
либо теплую накидку из плотной ткани
или меха.
Обувь шили из
мягкой кожи или звериной шкуры, без
твердой подошвы, с удлиненным заостренным
носком. Но крестьяне часто ходили босиком
или в башмаках на деревянной подошве.
Вопросы к уроку:
1). Назовите
причины возникновения городов в Западной
Европе в X — XI в в.
2). Где и почему
появлялись города в Средневековье?
3). Как выглядел
средневековый город?
4). Управление в
нём и городские жители.
5). Как жил
средневековый крестьянин?
6). Крестьянская
община и её задачи.
7). Феодал и
крестьянин. Какие феодальные повинности
нес крестьянин?
Сравните
зависимого крестьянина и ремесленника.
9) Дайте определение
барщины и оброка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #