Слайд 1
Проект по русскому языку Знаки препинания Выполнил ученик 4 класса Ельматов Артур МАОУ «СОШ п.Мирный»
Слайд 2
Без знаков препинания в письменной речи обойтись никак нельзя. С помощью знаков препинания человек на бумаге может выразить свои мысли, чувства и эмоции. А тот, кто потом это все прочитает, благодаря знакам, обязательно все правильно поймет.
Слайд 3
Как известно, в системе современной русской пунктуации десять знаков препинания : точка [ . ] запятая [ , ] точка с запятой [ ; ] многоточие [ … ] двоеточие [ : ] вопросительный знак [ ? ] восклицательный знак [ ! ] тире [ — ] скобки [ ( ) или [ ] ] кавычки [ « » или » » ]
Слайд 4
ТОЧКА Всех главней, конечно, точка. Без неё ведь никуда. Ей заканчивают строчку, Она в тексте есть всегда. отмечает конец предложения и тем самым служит для членения текста
Слайд 5
ЗАПЯТАЯ Чуть пореже запятая. И она порой нужна, Так как в знаках препинанья Очень важная она. Запятая, всем известно, Может миловать, казнить. Смысл речи её место Может сильно изменить. употребляемый для выделения и отделения друг от друга составных частей простого и сложного предложений
Слайд 6
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны!!! выполняет интонационную и отделительную функции
Слайд 7
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак – Вопросительный знак. ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения
Слайд 8
МНОГОТОЧИЕ Рядом три Сестрички-точки, Значит, нет конца У строчки, На рисунке это здесь показано. Многоточием зовемся, Если за руки возьмемся, Значит, в строчке Что-то недосказано… употребляется для обозначения перерыва в речи (при незаконченности высказывания или при паузах внутри него)
Слайд 9
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Точка с запятой ставится : между частями сложного бессоюзного предложения , если эти части распространены и слабо связаны по смыслу ( С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны, дубы ; потом они стали реже попадаться, сплошной стеной надвинулся густой ельник ; далее закраснели густые стволы осинника, а там опять потянулся смешанный лес ); между частями сложносочинённого предложения , если эти части распространены или имеют внутри себя запятые ( Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореаду или на водопад ; и прогулка удавалась, впечатления неизменного всякий раз были прекрасны, величавы ).
Слайд 10
ДВОЕТОЧИЕ Двоеточие ставится : после обобщающего слова перед однородными членами ( На лугу росли цветы : ромашки, лютики, колокольчики ); между простыми предложениями в сложном бессоюзном предложении, если второе предложение разъясняет или дополняет первое ( Что-то зачернело впереди : то был Пегас ); если второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом ( Любите книгу : оно поможет разобраться вам в путанице мысли ); после слов автора перед прямой речью ( Отец сказал : «Я подумаю об этом» ). употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными смысловыми отношениями с частью текста перед ним
Слайд 11
ТИРЕ В начале предложения тире ставится : при передаче диалога , если его реплики начинаются с абзаца: – Михаил приедет сегодня? – Приедет. при передаче прямой речи , если после слов прямая речь начинается с абзаца: Отец сказал: – Это замечательно! Тире ставится внутри простого предложения : между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки ( Доброе начало – половина дела. Жить – Родине служить. Большое искусство – уметь ждать. Дважды два – четыре ); перед распространённым приложением, находящимся в конце предложения ( Зашла соседка – Катина бабушка ); после однородных членов перед обобщающим словом ( Красный, розовый, оранжевый – эти цвета были её любимыми ); в неполном предложении ( Маша приехала из Тулы, Катя – из Саратова ). Тире ставится внутри сложного бессоюзного предложения : при быстрой смене событий ( Проснулся – пять станций убежало назад ); при противопоставлении ( На соседней улице дождь – у нас солнце ); при временных, условных, следственных, сопоставительных отношениях между предложениями ( Песня кончилась – раздались аплодисменты. Волков бояться – в лес не ходить. Дождь льёт с утра – выйти невозможно. Молвит слово – соловей поёт ).
Слайд 12
СКОБКИ В скобки могут заключаться : вводные (вставные) предложения ( В жаркое летнее утро ( это было в середине июля ) меня разбудили раньше обычного ); пояснительные слова ( Вчера ( 26 сентября ) был выходной ). употребляются для выделения слов, частей предложения или предложений, содержащих дополнительные сведения и пояснения к основной части текста
Слайд 13
КАВЫЧКИ Кавычками выделяются : слова малоупотребительные, на которые автор хочет обратить внимание ( Петушков » стрепенулся » , а солдат вытянулся, пожелал ему » здравья » и вручил ему большой пакет… ); слова, сказанные иронически ( А новый » родственник » оказался просто проходимцем ); слова из чужого текста, цитаты ( Он сказал про себя » подумаешь! » и пошёл дальше ); слова, употреблённые в условном значении ( Завоевать » золото » , разделить » серебро » , ограничиться » бронзой » ); названия литературных произведений ( роман » Война и мир » ); газет ( газета » Комсомольская правда » ); журналов ( журнал » Новый мир » ); музыкальных произведений ( балет » Лебединое озеро » ); картин ( картина » Утро в сосновом бору » ); фабрик ( фабрика » Женская мода » ); орденов и медалей ( орден » За военные заслуги » ); марок машин ( автомобиль » Волга » ); кондитерских изделий ( конфеты » Василёк » ); сортов растений ( георгин » Светлана » )
Слайд 14
Ребята, пишите грамотно!
Проект по русскому языку
«Похвальное слово знакам препинания»
Выполнила:
ученица 4б класса
МАОУ «Гимназия №1»
г. Брянска
Прохорова Арина
Цель проекта: узнать какую роль играют знаки препинания на письме и как с помощью них можно выражать свои мысли и чувства.
Задачи проекта :
1. Найти в Интернете и других источниках информацию о знаках препинания.
2. Сформировать уважительное отношение к знакам препинания.
3.Сформировать понимание особой роли знаков препинания в нашей речи и в литературе .
Объект исследования: знаки препинания.
Предмет: роль знаков препинания в предложении.
Гипотеза: предположим, что знаки препинания влияют на смысл сказанного или прочитанного и с их помощью можно выразить свои мысли и чувства.
Актуальность данного проекта заключается в том , что в нашей жизни мы часто пользуемся знаками препинания, порой не задумываясь об их роли в предложении. Оказывается, эти знаки играют большую роль в текстах. Мы проведём своё исследование и узнаем, почему даже одна запятая может изменить смысл написанного .
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. .
В письменном русском тексте 10 знаков препинания:
точка .
запятая ,
точка с запятой ;
двоеточие :
многоточие …
вопросительный знак ?
восклицательный знак !
тире —
скобки ( )
кавычки « »
До конца XV века тексты на русском языке писались без промежутков между словами.
Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая.
Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки
Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами , то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания .
У неё особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка –
Вывод прост:
Это значит –
Точка.
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать,
Точку слушать надо.
И хотя она тверда
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,
Если только мысли нить
От воды избавить,
Если Точку не забыть
Вовремя поставить.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.
Запятая используется:
для разделения (между частями сложного предложения, при однородных членах);
для выделения (обращения).
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня !
Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение без помощи союзов, особенно если такие предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые.
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак –
Вопросительный знак.
Восклицательный знак
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения –
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны .
МНОГОТОЧИЕ . . .
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки,
На рисунке это здесь показано
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано.. .
КАВЫЧКИ » «
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В «Синтаксисе» служим .
ДВОЕТОЧИЕ :
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный.
ТИРЕ –
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут,
Нужно – буду тут как тут.
СКОБКИ ( )
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы –
Неразлучно .
Вывод
В ходе работы над проектом мы узнали, что, знаки препинания очень важны и нужны в нашей жизни. С помощью них мы можем выражать на письме разнообразные эмоции и по — разному передавать информацию окружающим. Иногда, одна запятая может изменить смысл всего предложения. Поэтому нам необходимо обязательно изучать русский язык, чтобы быть грамотными и современными людьми.
ПРОЕКТ
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ
ПРЕПИНАНИЯ.
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
Знаки препинания С.Я. Маршак
У последней точки Собралась компания
На последней строчке Знаков препинания.
В письменном русском тексте 10 знаков препинания:
-
точка .
-
запятая ,
-
точка с запятой ;
-
двоеточие :
-
многоточие …
-
вопросительный знак ?
-
восклицательный знак !
-
тире —
-
скобки ( )
-
кавычки « »
Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного
высказывания.
В русском языке запятая используется:
для разделения (между частями сложного предложения, при однородных членах)
для выделения (обращения).
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.
От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.
Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чём?
Вот какой я мастак – Вопросительный знак.
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:
-
громко, с волнением,
выражаем:
-
удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость.
Друзья! В произведениях Не зря я от рождения –
Стою я для того, Противник тишины!
Чтоб выразить волнение, Где я, те предложения
Тревогу, восхищение, С особым выражением
Победу, торжество! Произнести должны.
Многоточие.
Рядом три сестрички-точки,
Значит, нет конца у строчки,
Многоточием зовёмся,
Если за руки возьмёмся,
Значит, в строчке что-то недосказано…
Скобки.
Нам друг без друга скучно, Друг с другом мы-неразлучно.
Двоеточие.
Зовусь я двоеточие, И я не то, что прочие
Я знак ужасно важный, Взгляни — я двухэтажный!
Тире.
Я не чёрточка, не минус, Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут, Нужно – буду тут как тут.
Точка с запятой.
Если вдруг подъём крутой иль длинная дорожка.
Встретив точку с запятой, отдохни немножко!
Кавычки.
Речь прямую, по привычке, Смело мы берём в кавычки!
После авторского слова,- Двоеточие.- Готово!
Речь в начале?- Не впервой! Ставь тире, да с запятой!
К знакам препинания надо относиться почтительно потому что, они расставляют акценты в тексте.
Знаки препинания — это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными.
Очень важно писать и читать грамотно!
Выполнил: Батин Артём 4 «А» класс.
Проект по русскому языку «Зачем нужны знаки препинания»
Подготовил:
ученик 4 «Б» класса МАОУ «Гимназия №1»
Семашко Тимофей
Учитель: Лукутова И.И.
Цель и задачи проекта
Цель: рассказать о значимости знаков препинания
Задачи:
- выявить роль знаков препинания
- исследовать функции знаков препинания
Гипотеза, объект и актуальность и план проекта
Гипотеза: предположим, что знаки препинания очень важны в русском языке
Объект: знаки препинания
Актуальность: без знаков препинания в русском языке текст был бы скучным однообразным, не всегда понятным.
План:
1. Термин-пунктуация
2. Значимость знаков препинания
3. Вывод
Знаки препинания
Названия знаков препинания
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
Стихотворение о знаках препинания
Знаки препинания С.Я. Маршак У последней точки Собралась компания На последней строчке Знаков препинания. В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка . запятая , точка с запятой ; двоеточие : многоточие … вопросительный знак ? восклицательный знак ! тире – скобки ( ) кавычки « »
Точка
Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации.
Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.
Запятая
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Запятая служит разделителем нескольких предложений в составе сложного, используется при перечислении однородных членов, обращений и др.
Вопросительный, восклицательный знаки. Многоточие.
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим: громко, с волнением, выражаем: удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость.
Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу, Помолчать даже немного не хочу
Многоточие. Многоточие выражает паузу или незаконченную мысль.
Тире, точка с запятой, двоеточие
Тире выделяет или разделяет предложения друг от друга, а также используется в качестве связки. Точка с запятой связывает два или несколько распространенных предложений в составе сложного.
Двоеточие помогает разделить основное предложение от последующего перечисления или разъяснения главного предложения.
Скобки и кавычки.
- Особое место среди всех знаков препинания в русском языке принадлежит скобкам.
- скобки нужны для выделения слов или предложений, которые синтаксически не связаны с основным предложением, но являются пояснением к нему или к его части.
- Во-первых они, как и кавычки, только парный пунктуационный знак. Исключением является выделение разделов или пунктов текста в виде цифры с одной скобкой.
- Во-вторых, из-за того что скобки выполняют в предложении функцию вставки и выделения, они дают возможность добавить к основной мысли, содержащейся в предложении, новую, дополнительную информацию.
- Кавычки – парный выделительный знак препинания. Ими отмечают левую и правую границы слова или отрезка текста; таким образом, кавычки могут быть открывающими и закрывающими, при этом открывающие и закрывающие кавычки, как правило, различаются по рисунку.
- В современном русском языке кавычки выполняют следующие функции:
- 1. Выделение безабзацной прямой речи и цитат.
- 2. Выделение условных (собственных) наименований.
- 3. Выделение слов, которые употребляются в необычном, ироническом, особом значении.
Вывод:
Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак, влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по значению.
Автор работы:
Глазачева Наталья, Худякова София
Руководитель проекта:
Макарова Наталья Куприяновна
В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом на тему «Похвальное слово знакам препинания» авторами была поставлена цель, закрепить и расширить знания о знаках препинания в предложениях. В работе приводятся сведения из истории появления знаков препинания и приобретения ими современного значения.
Подробнее о работе:
В готовой исследовательской работе по русскому языку «Похвальное слово знакам препинания» авторы рассмотрели историю возникновения знаков препинания, дали четкое определение таким знакам препинания, как тире, кавычки, точка, восклицательный знак, многоточие, скобки, запятая и вопросительный знак.
В ученическом проекте по русскому языку на тему «Похвальное слово знакам препинания» ученики 4 класса начальной школы дали простое описание случаев, требующих употребления на письме того или иного знака препинания, составили тренировочные упражнения, выполнение которых позволит лучше усвоить и закрепить знания школьников о правилах употребления знаков препинания.
Оглавление
Введение
1. История возникновения знаков препинания.
2. Роль знаков препинания (миниатюры).
3. Правила постановки знаков препинания.
4. Упражнения для тренировки постановки знаков препинания.
5. Проверка умения правильно ставить изученные знаки препинания.
Заключение
Список источников
Введение
Актуальность: на уроках русского языка изучая темы «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Знаки при диалоге», «Знаки в конце предложения», мы сталкивались с ситуациями, когда было непонятно, где должны стоять знаки препинания. А придумывая сочинения – не только где, но и какие знаки. Поэтому стало интересно узнать, какие знаки препинания есть ещё, и какую роль они выполняют.
Проблема: часто мы не знаем, какие знаки препинания ставится в предложениях, и где их надо поставить.
Цель: закрепление и расширение знаний о знаках препинания в предложениях.
Задачи:
- Определить, сколько знаков препинания, и как они появились.
- Выяснить значение знаков препинания на письме.
- Научиться ставить изученные знаки препинания.
План работы:
- Распределить задания.
- Найти справочный материал, упражнения и занимательный материал.
- Составить сборники упражнений, загадок и памяток.
- Решить задания с одноклассниками и сделать вывод об умении ставить знаки препинания.
- Представить полученные результаты и собранный материал на классной конференции.
Итоговый продукт: книжки-малышки, брошюры, презентации.
История возникновения знаков препинания
В русском языке есть такой очень важный раздел, как пунктуация. В нём изучаются знаки препинания, правила их расстановки. Знаки препинания: точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (—), скобки (круглые) ( ), кавычки (» «). Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая.
Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки. В «Грамматике словесности» Мелентия Смотрицкого (1619 год) появился первый парный знак препинания — круглые скобки.
Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё; в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. ТОЧКА, -и, ж. 1. След от прикосновения, укола чем-нибудь острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко.
Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово «запятая» встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.
Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелентия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
Восклицательный знак [!] нужен для выражения восклицания (удивления). Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755). Восклицательный знак происходит от выражения «note of admiration» (пометка об изумлении). По одной из теорий его происхождения, это было латинское слово для обозначения радости (Io), написанное с буквой «I» над буквой «o».
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;]. Придумали вопросительный знак немецкие книгопечатники, которые работали в Венеции в XVI. И произошло это, видимо так: первые ученые писали по-латыни, они помещали слово questio — то есть «вопрос» — в конце предложения, которое, сокращённое до «Qo», ставилось в конце вопросительных предложений. Чтобы сэкономить ценное пространство, «Qo» сократили до «Q», в результате чего появилась еще одна проблема — читатели могли путать ее с окончанием слова. В результате «Q» стали помещать над «o», что и привело в конечном итоге, к образованию всем известного символа. Со временем «o» превратилась в точку, а «Q» в загогулину.
Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в «Российской грамматике» А. А. Барсова.
Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [« »]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи принадлежит Н.М. Карамзину.
Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка- „лягушка“. Таким образом, кавычки- „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить, «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.
Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.
Роль знаков препинания
Каждый знак препинания играет свою роль и несет смысловую нагрузку в расставлении правильных акцентов и пауз в тексте.
Кавычки
Зимой мы с мамой шли по городу, и прямо на улице увидели выставку картин. Я заметила картину «Грачи прилетели» и говорю маме:
— Мам, смотри, грачи прилетели.
А мама удивлённо на меня посмотрела и говорит:
— Доча, какие грачи, они только весной прилетают! А я показываю на картину и говорю:
— Мама! Картина «Грачи прилетели». И тогда она увидела выставку, и мы с ней долго смеялись»
ЗАПОМНИТЕ НАВСЕГДА! Название картин, музеев, станций метрополитена и т.п. пишется в кавычках
Восклицательный знак
Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств» служит лишь восклицательный знак. В текстах восклицательный знак может встречаться несколько раз, выполняя различные функции.
Во-первых, предложение «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.
Во-вторых, в предложении «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак в конце предложения используется для выражения недоумения.
В-третьих, в предложении «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.
В-четвёртых, в предложении «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.
В-пятых, в предложениях «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь.
В-шестых, в предложениях «Не спеши! Не скачи! Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.
В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!
Точка
Если поставить точку неправильно, то получится предложение с другим смыслом. Например, у меня есть друзья Женя и Ира. Один раз они мне прислали эсэмэску про своего друга: «В комнате живёт ёжик Алёша он за ним ухаживает». Я её прочитала так: «В комнате живёт ёжик Алёша. Он за ним ухаживает». Потом долго удивлялась этой эсэмэске.
Так что друзья, пишите правильно, даже в эсэмэсках, разграничивая предложения, а то поймут не совсем так, как вы хотели!!!
Точка с запятой
Однажды я писала сочинение,и в нём оказалось предложение с огромным количеством запятых. Предложение выглядело вот так: «Это лето было тёплое, ласковое, милое, упрямое солнце светило с самого утра».
Но куда ещё запятые, их и так много!! И тут я узнала у мамы про знак препинания точка с запятой. Он ставится, когда в предложении много запятых. И я написала предложение так: «Это лето было тёплое, ласковое, милое; упрямое солнце светило с самого утра».Так я воспользовалась, совершенно новым для меня знаком препинания!!!
Многоточие
Моя подруга писала рассказ-описание о еже. Она старалась написать о ежике всё, что знала. Прочитав написанное сочинение в тетради, она вспомнила ещё кое-что, но писать уже устала. Что делать? И она позвонила мне: «Какой поставить знак, если есть ещё описание, а писать устала?».
Я подумала и ответила: «Что есть знак препинания – многоточие. Этот знак ставится, когда ты ещё не закончил высказывание». Это был выход! Она очень обрадовалась и поблагодарила меня!
Правила постановки знаков препинания
В тексте иногда встречаются такие места, когда непонятно, нужен ли знак препинания, и если да, то какой именно. Для ответа на эти вопросы необходимо применить определённое правило пунктуации.
Точка. На письме она используется для завершения предложений и отделения одного предложения от другого «На улице идет дождь. Я решил остаться сегодня дома.» и для сокращения слов «и т.д. — и так далее».
Запятая. Используется внутри предложения для отделения его частей друг от друга «Солнце светило так ярко, что даже насекомые спешили укрыться от него». Ставится при однородных членах предложения «Утром я проснулась, встала, умылась и пошла завтракать»; для выделения обращения «Дима, вставай, пора в школу».
Точка с запятой. Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».
Многоточие. Используется для обозначения паузы или незаконченной мысли: «Да, я все время думаю о том, как все могло бы сложиться, что было бы с нами… Почему ты спросил у меня об этом именно сейчас?».
Восклицательный знак. Он завершает предложение и обозначает эмоциональную окраску — волнение, удивление, гнев, сильную радость и многое другое, в зависимости от контекста самого предложения: «Скорей! Иначе мы опоздаем!». Восклицательный знак может ставиться не только в конце предложения, им можно выделять обращения: «Господа! Мы скоро начинаем» или после междометия: «Ах! Мне безумно жаль!».
Вопросительный знак. Обычно ставится в конце предложения и выражает вопрос или сомнение: «Зачем нужны знаки препинания в письменной речи?»
Двоеточие. Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «Ах, как много было там цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!». Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».
Тире. Используется внутри предложения и часто заменяет пропущенные слова или союзы. «Любящая семья — настоящее счастье», тире используется вместо пропущенного слова «это». Также тире используют для обозначения прямой речи «Что это?» – спросил Костя.
— Здравствуй, Ваня!
— Привет, Миша.
Кавычки. Кавычки являются выделительным знаком. Прежде всего, кавычки выделяют в тексте чужую речь — отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь:“Что же будет?” – подумал он.Выделяются необычно употребленные автором слова, названия картин «Золотая осень», книг «Заяц Коська и его друзья» и т.д.
Скобки. Скобки выделяют в предложении особо значимые части; особая значимость проявляется в дополнительной смысловой нагрузке: «В жаркое летнее время (это было в начале июля) мы отправились за ягодами».
Упражнения для тренировки постановки знаков препинания
1. Вставьте пропущенные знаки (-)
Приплыла к нему рыбка, спросила: Чего тебе надобно, старче? |
2. Вставьте ( — ), где понадобится. Из за братьев выступает И, надувшись, отвечает: Эта пара, царь моя, И хозяин тоже я. Ну, я эту пару покупаю! Продаёшь ты? Нет, меняю. |
3. Вставьте пропущенные ( , ) Подруга дней моих суровых Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь будто на часах И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь: Тоска предчувствие заботы теснят твою всечасно грудь. |
4. Вставьте пропущенные ( , ) Море пламенем горит Выбежал из моря кит: «Эй пожарные бегите! Помогите помогите!» Долго долго крокодил Море синее тушил Пирогами и блинами И сушёными грибами. Прибегали два курчонка Поливали из бочонка. Приплывали два ерша Поливали из ковша. Прибегали лягушата Поливали из ушата. Тушат тушат — не потушат Заливают — не зальют. Тут бабочка прилетала Крылышками помахала Стало море потухать — И потухло. |
5. Вставьте пропущенные ( ! ) «Прямо ехать — убитому быть Влево ехать – женатому быть Вправо ехать — богатому быть Всё судьбой сие предписано» Во глубоком раздумье Илья, Он стоит, сам себе говорит. |
6. Вставьте пропущенные ( ! ) В доме отдыха – плакат. Объявления висят: «Въезд машинам запрещён, Чтоб не портили газон» «Около подъезда Песни петь не место» «В семь часов у нас подъём. А не ночью и не днём» |
7. Вставьте пропущенные ( . ) Я возвращался с охоты собака бежала впереди вдруг она уменьшила шаги и стала красться на аллее я увидал воробышка молодой воробей выпал из гнезда он не умел летать и сидел неподвижно |
8. Вставьте пропущенные ( . ) Плывут паутины Над сонным жнивьём, Краснеют рябины Под каждым окном Хрипят по утрам Петушки молодые Дожди налегке Выпадают грибные Поют трактористы, На зябь выезжая Готовятся сёла Ко Дню урожая |
Проверка умения правильно ставить изученные знаки препинания
После того, как подобрали упражнения для тренировки в постановке знаков препинания, провели проверку, умеем ли мы правильно ставить знаки препинания. Для этого раздали одноклассникам свои тексты, затем собрали выполненные работы, проверили правильность, посчитали количество ошибок, поставили отметки и сделали вывод, что у нас получается лучше, а над чем ещё надо поработать. Мы получили следующие результаты:
Отметки
Вид задания |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Поставить точки | 7 | 4 | 8 | 5 |
Поставить запятые | 5 | 9 | 0 | 10 |
Поставить тире | 9 | 4 | 1 | 10 |
Поставить восклицательный знак | 10 | 9 | 2 | 3 |
Вывод: лучше всего мы научились ставить восклицательный знак, умеем ставить точки. Запятые и тире умеют ставить только половина ребят, поэтому нам необходимо и учить правила и учиться ставить знаки препинания.
Заключение
Работая над проектом, мы узнали очень многое о знаках препинания: какие знаки есть, историю их появления, правила постановки. Также мы учились их ставить. И, хотя у нас ещё не всё получается правильно, такая работа необходима. Она помогает научиться расставлять не только точки, запятые, но и точку с запятой, двоеточие, тире.
Проведённый нами эксперимент показывает, что не все ребята научились правильно расставлять изученные знаки препинания, и поэтому нам необходимо не только учить правила, но и учиться ставить знаки.
Правильно ставит знаки пунктуации очень важно, так как от этого зависит, поймут нас или нет. В устной речи мы изменяем голос, интонацию, делаем паузы, а на письме все это мы выражаем знаками препинания, которые точно передают наши мысли и чувства.
А знание правил пунктуации позволит нам стать образованными людьми.
Список литературы
- Загадки по русскому языку для школьников.
- Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. — М.: Просвещение, 2014 г.
- Пунктуация(или знаки препинания).
- Русский язык. 4 кл. в 2-х частях Канакина В.П., Горецкий В.Г. — М.: Просвещение, 2014 г.
- Стихи о знаках препинания/ Ирина Токмакова.
- Точка, точка, запятая: происхождение знаков препинания.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
ПРОЕКТ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»
Подготовила
ученица 4 класса
Исаевской ООШ
Попова Дарья
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
Цели и задачи:
закрепить и расширить знания
о русской пунктуации;
познакомиться с историей
появления знаков
препинания;
выяснить значение знаков
препинания на письме и в
устной речи.
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
Знаки препинания
Сегодня нам трудно представить,
что когдато книги печатались без
всем известных значков,
которые
называются знаками препинания.
В русском языке есть
такой очень важный
раздел, как
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
В письменном русском тексте
10 знаков препинания:
точка .
запятая ,
точка с запятой ;
двоеточие :
многоточие …
вопросительный знак ?
восклицательный знак !
тире
скобки ( )
кавычки « »
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
До конца XV века тексты на
русском языке писались или без
промежутков между словами,
Появившаяся позднее точка с
запятой вначале употреблялась
также в значении знака вопроса,
или делились на нерасчленённые
отрезки. Примерно в 1480е
годы появилась точка, в 1520е —
запятая. Следующими знаками
препинания стали
вопросительный и
восклицательный знаки.
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
Точка помогает выделить на письме то,
что мысль закончена. Если в устной
речи мы можем воспользоваться
паузами разных длин и характера, то на
письме обязательно должны
прибегнуть к точке. Она выражает
интонацию законченного
утвердительного высказывания.
В русском языке запятая
используется:
для разделения
(между частями сложного
предложения, при одно
родных членах)
для выделения
(обращения )
Наиболее распространённым знаком препинания
в русском языке считается запятая.
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
От одной запятой может зависеть
жизнь человека! Вспомним историю
Вити Перестукина из мультфильма «В
стране невыученных уроков», который
осознал значение запятой только
тогда, когда почувствовал,
смертельную опасность.
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
Разные вопросы
задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему?
Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому?
Который? Чья? Какие? В чём?
Вот какой я мастак –
Вопросительный знак.
В конце вопросительного
предложения
ставится вопросительный знак
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
громко,
с волнением,
Восклицательный знак на письме
ставится обычно тогда, когда мы чтото
произносим:
выражаем
удивление,
восхищение,
возмущение,
презрение,
радость,
гордость
удовольствие,
гнев,
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения –
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
Если прямая речь начинается
с абзаца, то перед началом её
ставится тире, например:
Маленькая девочка бежала
и кричала:
— Не видали маму? (М. Горький).
Многоточие ставится для обозначения
незаконченности высказывания, причём знаки
вопросительный и восклицательный, если они
требуются характером предложения,
сохраняются перед многоточием, например:
Простите, государь!.. Стоять я не могу… Мои
колени слабеют… Душно… Душно… Где ключи?
Ключи, ключи мои!.. (Пушкин)
.Не правда ль, ты одна?.. Ты плачешь? Я
спокоен… Но если… (Пушкин).
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
Знаки препинания
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
— Кто? Кого? Откуда? Как?
А дальше прочтите у
С.Я. Маршака
С.Я. Маршак
Презентация по русскому языку » Знаки препинания» 4 класс
Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания
- В русском языке 10 знаков препинания:
точка [ . ] вопросительный знак [ ? ]
запятая [ , ] восклицательный знак [ ! ]
точка с запятой [ ; ] тире [ — ]
многоточие […] скобки [ ( ) ]
двоеточие [ : ] кавычки [ « » ]
Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой ( ; ), двоеточие ( : ), многоточие ( … ).
1. Вспомните употребление знаков препинания:
а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес.).
Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают?).
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете!).
б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?
Запятая.
в) какой знак и когда ставится перед предложением?
Тире ставится перед каждой репликой в диалоге.
2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.
— Привет! Я Восклицательный знак! Я стою, вытянувшись во весь свой рост. Вы не найдёте во всей семье знаков препинания героя более шумного и эмоционального, чем Восклицательный знак. Моя задача — привлечь внимание, позвать, призвать, указать, заставить! Больше всего я не люблю тишину! Я требую от вас эмоций и чувств!
3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.
- Какие знаки препинания употреблены в стихотворении?
- Каких знаков больше?
- Какие знаки вам неизвестны?
Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой…
Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.
Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?
В стихотворении употреблены знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный знак, многоточие). Больше всего в тексте запятых. Мне ещё неизвестен знак препинания точка с запятой. Знаки препинания помогают читать стихотворение более выразительно.
Составьте сообщение на одну из тем:
- «Похвальное слово знакам препинания»,
- «Зачем нужны знаки препинания»,
- «Почему надо почтительно относиться к знакам препинания».
- Представьте своё сообщение в классе.
Моё сообщение классу
«Похвальное слово знакам препинания»
Знаки препинания появились значительно позднее букв. Их стали использовать для интонационного выделения, для разделения и выделения частей текста, для эмоциональной окраски. Антон Чехов говорил, что знаки препинания служат нотами при чтении. Само выражение «знак препинания» образовано от древнего глагола «препинать» – «остановить, задержать в движении». В русском языке десять знаков препинания. Расскажу обо всех.
1. Точка
«Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас».
Точка из стихотворения Самуила Маршака «Знаки препинания» практически права: можно представить себе фразу без запятой, без тире, без вопросительного знака, но невозможно без точки. Точка – самый древний знак препинания, им отмечали конец предложения ещё древние греки и римляне. Из самых, что ни на есть практических целей – для облегчения декламации.
В тёмные средние века о точке позабыли. Что там предложения! Даже слова писали, не отделяя их друг от друга. В русских и западных текстах точка появилась практически одновременно – в конце XV века. В русском языке слово «точка» происходит от глагола «ткнуть», на латыни punctum связано с латинским глаголом «колоть». Не все народы единодушны: в Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии – вертикальную линию, а в эфиопском письме вместо одной точки ставят сразу 4, но не в ряд, а квадратиком (።).
2. Запятая
Заявили запятые:
«Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ».
Истинная правда: запятая – самый распространённый знак в русской письменности. Ведь точка в предложении одна, а запятых мастер наставит столько, что считать собьёшься. Слово опять одолжили на Древней Руси, где глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть». Круглое и с хвостом, как в известной загадке, стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года. О том, как важно правильно поставить запятую, известно всем знакомым с письмом из исторической задачи: «Казнить нельзя помиловать».
3. Точка с запятой
«Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой!» –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
«Тётя» точка с запятой имеет своего вполне конкретного «отца»: её придумал и ввёл в употребление знаменитый венецианский издатель Альд Мануций. По его замыслу точка с запятой разделяла противоположные слова и независимые части сложносочинённых предложений. И прижилось: веком позже точка с запятой обнаружилась в творениях Шекспира. В современном русском языке творением Мануция пользуются в бессоюзном сложном или сложносочиненном предложении, если в его составных частях уже довольно запятых. Греческий язык зашёл куда дальше русского: в нём точка с запятой играет роль вопросительного знака.
4. Двоеточие
Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой».
«Мигающее» в стихах Маршака двоеточие – знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак оно употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого. До середины XIX века двоеточие использовалось в русском и в других европейских языках как знак сокращения. Экономные финны употребляют его для этой цели до сих пор, причём даже в середине слова: к примеру, вместо Helsinki они часто пишут H:ki.
5. Многоточие
«Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…»
Владимир Набоков назвал многоточие следами слов, ушедших на цыпочках, Александр Генис дорожным знаком, указывающим на перекрёсток текста с пустотой. Многоточие – полная противоположность безапелляционной точке: оно обозначает паузу или незакоченную мысль и может, к тому же, нести оттенок неуверенности. «Знак пресекательный», как назвал многоточие в своей «Грамматике» 1831 года русский филолог А.Х. Востоков, в английском и русском варианте изображаются тремя точками, а в китайском языке так целыми шестью. Как и букву «ё», многоточие популяризировал Карамзин: наверное, имел пристрастие к точкам, где бы они ни были поставлены…
6. Восклицательный знак
Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
Михаил Васильевич Ломоносов назвал восклицательный знак «удивительным» знаком. Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных текстах в XV веке и назывался знаком восхищения или восклицания. Есть версия, что он произошёл от латинского восклицания Io, выражающего радость. Бурные эмоции на письме начали выражать довольно поздно: к примеру, в немецкоязычном тексте восклицательный знак появился в 1797 году. А американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд призывал отказаться от восклицательного знака: «Ставить его – писал он, – это всё равно, что смеяться над собственной шуткой».
7. Вопросительный знак
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
Поэт Тредиаковский как-то спросил царского шута, знает ли тот что-нибудь о вопросительном знаке. «Знаю, – ответил шут. – Это маленькая горбатенькая фигура, которая задаёт дурацкие вопросы». Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак – это состарившийся восклицательный. А вот и нет: в предках у знака вопроса числится точка с тильдой, то есть волнистой чертой сверху, которая обозначала удивление в голосе. Так писали в VIII века при дворе Карла Великого. Потом книгопечатникам: то ли братьям фон Шпейер, которых в Венеции звали да Спира, то ли самому Мануцию, их современнику, пришло в голову использовать первые две буквы латинского слова quaestio, что значит поиск ответа. Сначала вроде бы писали букву q над буквой o, а потом эта сложная конструкция трансформировалась в наше привычное «?».
8. Тире
Сомерсет Моэм писал о тире, что в нём есть что-то грубое, порывистое и азартное, и что можно редко встретить предложение, в котором его можно было бы заменить элегантной точкой с запятой или чёткими отделяющими скобками. Русский лингвист А.А. Барсов в «Кратких правилах российской грамматики», изданных в 1771 году, очень точно назвал его «молчанкой», а полвека спустя другой русский ученый А.Х. Востоков в своей «Сокращённой русской грамматике» изящно обозначил тире, как знак мыслеотделительный. Свое двусложное название тире получило от французского глагола со значением «растягивать». Популяризировал тире неугомонный Николай Михайлович Карамзин, но истинным его апологетом называют Марину Цветаеву.
9. Кавычки
Писать как курица лапой, конечно, некрасиво. А вот лягушачьи лапки, то есть кавычки, в письменной речи не только возможны, но иногда и совершенно необходимы. Смешное слово произошло от диалектного «кавка», то есть лягушка, или «кавыкать» – ковылять. Но может быть, лапки утиные или гусиные: учёные обнаружили в русских диалектах слово «кавыш», что означает утёнок или гусёнок. Считают, что они попали к нам ещё в XV веке: в грамматическом руководстве «Сказание изъявлено о писменех» их употребление попытался регламентировать учёный Константин Философ. Сейчас французские «ёлочки» и немецкие «лапки» употребляют, как известно, для выделения прямой речи, цитат, названий, если они не географические, а также для обозначения иронии. Ирония, кстати, шагнула с бумаги в жизнь: жест «кавычки», то есть две «козы» из согнутых пальцев означают слово «якобы».
10. Скобки
«Наш первый университет» Михайла Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак. И пояснил: «слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения». Этот парный знак препинания впервые появился в русском языке на сто с лишним лет раньше, чем жил Ломоносов. Круглые скобки наличествуют уже в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого: эту книгу вместе с «Арифметикой» Магницкого, Ломоносов назвал «вратами своей учёности». Скобки, как правильно говорил Михайла Васильевич, указывают на относительную независимость содержащегося в них текста, от смысла всего предложения. Русская пунктуация разрешает и квадратные скобки – в них обычно помещается номер сноски.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.
Ответы по русскому языку. 4 класс
Канакина. 4 класс. Учебник №1. Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания с. 35
2.3 (46.78%) от 481 голосующих