Рассказ проверочное слово к нему 3 класс

Проверочное слово к слову «рассказ» — это глагол «рассказать», а также существительное «рассказец». Написание буквы «з» в конце слова «рассказ» проверят его падежные формы и форма существительного множественного числа «рассказы».

Проверочное слово к слову «рассказ» необходимо подобрать, так как при его произношении наблюдается фонетический процесс оглушения звонкого согласного [з] и замена его парным глухим согласным:

Такое же типичное оглушение конечных звонких согласных отметим в словах:

  • овраг [к]
  • обед [т]
  • мороз [с].

Как правильно пишется слово «расска́з» или «расскас», с буквой «з» или «с» в конце?

Как проверить букву «з» в слове «рассказ»?

Чтобы правильно написать конечную букву «з» в корне этого существительного, несмотря на его произношение, поищем проверочное слово среди родственных лексем или изменим грамматическую форму самого слова так, чтобы после сомнительного согласного оказался гласный звук, который прояснит его звучание:

  • рассказ — рассказать, рассказец;
  • рассказ — текст рассказа,  увлечен рассказом, узнаю о рассказе, мои рассказы.

Вывод

Проверочное слово «рассказать», а также «рассказец» и формы существительного «рассказ» (рассказа, рассказом, о рассказе, рассказы) докажут написание конечной буквы «з».

Рассказ проверочное слово

«Рассказ» или «расказ», как правильно пишется?

В написании этого слова может возникнуть еще одна орфографическая проблема: сколько в нем букв «с»?

Чтобы выяснить это, определим морфемный состав существительного:

рассказ   — приставка/корень/нулевое окончание.

Вот теперь сразу понятно, что на стыке двух морфем, приставки и корня, в этом слове правильно пишутся две буквы «с».

Чтобы усвоить правильное написание слова, прочтем примеры предложений.

Примеры предложений

Рассказ «Васюткино озеро» Виктора Астафьева — это увлекательная история о мальчике, заблудившемся в тайге.

Произведение «Он живой и светится» входит в сборник «Денискины рассказы» писателя В. Драгунского.

Рассказ «Косточка» известного русского писателя Льва Николаевича Толстого учит нас быть правдивыми.

Все с увлечением слушали рассказ Ивана Степановича об охоте на старого волка.

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 6

Проверочное слово к слову «рассказ»

  • Школьникам: Умскул, Тетрика, Фоксфорд, Учи.Дома, Skysmart, Сотка.
  • Английский: Skyeng, Инглекс, Lingualeo.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Skypro.

рассказ россказ разсказ расскас или расказ

Правильный вариант написания: «рассказ», с гласной «а» и согласной «с» в приставке, удвоенной буквой «с», согласной «з» в корне. Проверочные слова к согласной «з»: «рассказы», «рассказать», «рассказанный», «пересказ», «сказание», «сказочник».

Правило

Существительное «рассказ» состоит из приставки «рас» и корня «сказ». Окончание нулевое. Ударение падает на корень, поэтому гласная «а» в приставке находится в слабой позиции. Согласно правилу в безударном положении пишется приставка «рас» («раз»), под ударением — приставка «рос» («роз). В слове «рассказ» приставка «рас» находится в безударном положении, поэтому пишется с гласной «а».

В приставке «рас» присутствует также сомнительная согласная «с». Существует правило о приставках, оканчивающихся на букву «з» или «с». Буква «с» пишется перед глухими согласными корня, буква «з» — перед звонкими согласными и гласными. Корневая морфема «сказ» начинается с глухого звука «с», поэтому в слове пишется приставка «рас», с согласной буквой «с».

Убедиться в написании удвоенной буквы «с» поможет морфемный разбор слова. Первая согласная «с» принадлежит приставке, со второй буквы «с» начинается корень. Существительное «рассказ» пишется с удвоенной согласной буквой «с».

При произношении слова «рассказ» происходит фонетический процесс оглушения конечного звонкого согласного звука. Вместо «з» произносится «с». Для проверки согласного звука нужно изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет находиться гласный. Звук «з» ясно произносится в падежных формах проверяемого слова, а также однокоренных словах: «рассказы», «рассказать», «рассказанный», «пересказ», «сказание», «сказочник». Слово «рассказ» заканчивается на букву «з».

Пример

На уроке литературы школьники изучали рассказ Л. Н. Толстого «После бала».

«Рассказ»: какое проверочное слово?

На чтение 3 мин Просмотров 13 Опубликовано 01.11.2022

В слове «рассказ» последняя буква — «з» — проходит через фонетическое оглушение, поэтому нуждается в проверке однокоренным словом. Проверочное слово к слову «рассказ» — глагол «рассказать».

Какая это часть речи

«Рассказ» — это имя существительное, отвечающее на вопрос «что?». Множественное число — «рассказы». Склонение по падежам в единственном числе:

  • Именительный — рассказ;
  • Родительный — рассказа;
  • Дательный — рассказу;
  • Винительный — рассказ;
  • Творительный — рассказом;
  • Предложный — рассказе.

Морфемный разбор слова

Слово «рассказ» делится на следующие морфемы:

рассказ

  • приставка — «рас-»;
  • корень — «-сказ-»;
  • нулевое окончание.

Как можно заметить, именно из-за сочетания двух морфем, одна из которых начинается, а другая заканчивается на «с», в слове появляется «сс». Конечно, в транскрипции вторая «с» просто теряется, и мы произносим [р а с к а с], а не [р а с с к а c] или [р а з к а с]. Но, по правилам орфографии, в слове «рассказ» всегда пишется две «с».

Подбор проверочных слов

Как было сказано ранее, в слове «рассказ» в проверке нуждается последняя буква — «з», так как после фонетического оглушения она изменяется на «с». В доказательство этому процессу можно привести фонетический разбор — [р а с к а с].

Подобный фонетический процесс можно наблюдать и в других словах. Например: овраг — [о в р а к]; обед — [о б е т]; мороз — [м о р о с].

Для проверки буквы «з» нужно подобрать однокоренное слово, в котором эта буква «з» будет подтверждена ударной гласной.

Однокоренные слова к слову «рассказ»

Корень слова «рассказ» — «-сказ-». Однокоренными словами можно назвать все лексемы, близкие по смыслу, имеющие этот корень и принадлежащие к разным частям речи.

К таким лексемам относятся:

  • сказ — существительное;
  • сказка — существительное;
  • сказал — глагол;
  • сказать — глагол;
  • пересказ — существительное;
  • рассказчик –- существительное;
  • рассказчица — существительное;
  • сказывать — глагол;
  • рассказывать — глагол.

Примеры предложений

«Его рассказ начался бодро, но уже через пару минут все дети начали зевать».

«В его рассказе были и моменты радости, и моменты печали».

«Всей душой мне хотелось дослушать рассказ Петьки о страшном монстре на краю села, но бабушка уже целый час звала меня домой, и не слушать её дальше я уже был не в праве».

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс


1

11 ответов:

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс



3



0

Букву З на конце слова рассказ можно проверить глаголами рассказать, рассказывать. А можно поступить проще и взять родительный падеж: нет (чего?) расскаЗа. Слышится чёткое З. Значит, и в именительном падеже тоже будет писаться буква З.

Если Вы о приставке РАС-, то тут действуют два правила:

1) перед звонкой буквой пишется буква З, перед глухой — С (раздать, но расписать). В данном случае первая буква корня — глухая буква С. Значит, в приставке пишем букву С: рассказ, а не разсказ.

2) без ударения пишется приставка РАЗ- (или РАС-), под ударением — РОЗ- или РОС-. В данном случае приставка безударная. Значит, пишем рассказ, а не россказ.

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс



3



0

Перед нами слово «Рассказ», в котором сомнения по написанию буквы чаще всего может быть с последней буквы. То есть правильно слово выглядит именно так — «рассказ». Ошибкой будет другое написание слова, в том числе и вариант «расскас». Тем более, что при произношении слышится в конце именно буква «с». Но это будет неправильно.

А проверочным словом будет слово «рассказы». Уж в этом-то случае только по невнимательности можно допустить ошибку. А так букву в проверяемом слове проверили оверочным словом. Можно и просклонять первоначальное слово по падежам, и сомнния окончательно отпадут.

Так что проверяйте слова, в которых написание той или иной буквы сомневаетесь.

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс



2



0

Что бы проверить слово рассказ, нужно задать вопрос: что сделать? ответом будет слово рассказать, вот так можно и проверить, но можно ещё и по падежам.А удвоенная с, проверяется правилом,вот так и проверяется это слово.

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс



1



0

В слове «рассказ»-проверочным словом является слова :» сказ», «сказать», «сказание». Сказ-это корень слова. Буква «а»-проверка»сказка»,буква «з»-звонкая, согласная, проверочное слово- » сказание». «Рас»- это предлог, «с» в предлоге, ставится перед буквой «с» в корне слова, то есть две «раССказ» , нельзя поставить «раЗСказ»!

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс



0



0

Последняя буква «з» в слове «рассказ» проверяется при помощи глагола «рассказывать». Здесь звук «з» слышится отчетливо, а значит и писаться во всех случаях должна буква «з». Ну, а буква «с» в приставке определяется правилами, а не проверочными словами.

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс



0



0

В слове «Рассказ», возможные сомнения в правильности написания этого слова могут возникнуть в последней букве. Проверочными, в данном случае могут послужить слова — рассказы, рассказать или рассказывать, в которых последняя буква слышится отчётливо.

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс



0



0

Для того, чтобы проверить какую согласную нужно писать на конце слова «рассказ» — «з» или «с», нужно слово «рассказ», которое стоит в единственном числе, поставить во множественное число и тогда согласная «з» будет слышаться очень четко: рассказы.

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс



0



0

Для проверки правильного написания словарассказ достаточно просто написать или произнести его в разных падежах (расскаэ — рассказа — рассказом и тд). Или же произнести это слово во множественном числе. Сразу станет понятно.

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс



0



0

Чтобы не допустить ошибку в слове «рассказ», надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после согласной отчётливо было слышно гласный звук. Теперь можно проверить «рассказ», «рассказы», «рассказик», очень отчётливо слышно буква «з», а не «с».

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс



0



0

Думаю, что ошибку в слове можно допустить в конце, написав не рассказ, а «расскас». Чтобы проверить слово, достаточно поставить его во множественном числе. Итак, слово рассказы — проверочное слово в данном случае.

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс



0



0

Что бы узнать как писать слово просто поставьте его в множественном числе.

Тогда вы услышите что пишется слово через 2 с.

По другому это слова не пишется, всегда пишите слово рассказ с 2 с.

Нельзя ставить приставку раз перед буквой с.

Читайте также

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс

Если руководствоваться при произношении слова «начАть» словом «начало» как проверочным, то как же быть тогда с глаголами «началА», «нАчали»? Или правильно будет «начАли», «начАла»???

В русском языке словесное ударение разноместное (свободное) и может приходиться на любую часть слова.

В современном русском языке стала заметна тенденция смещения ударения в глаголах в неопределённой форме к началу слова. Раньше, например, глагол «клеить» имел ударение на втором слоге. Процесс идет не последовательно и с разной интенсивностью.

В настоящее время единственным нормативным вариантом считается ударение на последний слог в глаголах начать, облегчить, занять, убыстрить …, но, как знать, если уж мужской род слова «кофе» переделали на средний, но может быть и «нАчать» говорить будем… Прецеденты известны.

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс

К слову ДЕРЕВЦЕ проверочным будет слово ДЕРЕВЬЯ:

деревья — деревце — проверяем вторую безударную гласную в корне.

Первая гласная «Е» в слове деревце находится под ударением и в проверке не нуждается, проверять надо только вторую безударную «Е» в корне слова.

текст при наведении

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс

Данное слово,если мне не изменяет память,является словарным словом,которое в свою очередь нужно запомнить,чтобы после правильно его писать.По другому,вроде никак его и не проверить,а верное написание именно такое «свИрЕпый».

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс

Для того, чтобы из массы слов русского языка избрать проверочное для «лепить», нужно выявить буквы, которые требуют проверки. Этим и займёмся:

  1. «Л» — находится непосредственно перед гласной, поэтому обладает высокой отчётливостью. Не проверяем.
  2. «Е» — безударная в корне. Проверяем, чтобы не написать «липить» или «ляпить». Проверочные слова: «лепка», «слепок», «лепится». Трёх и достаточно. «Е» во всех случаях оказывается под ударением и исключает ошибочные написания.
  3. «П» — перед ударной гласной. Прекрасная, чёткая позиция.
  4. «И» — ударная гласная. Это наиболее выраженная позиция, которая только может быть в речи. Не проверяем.
  5. «Т» — не очень яркое положение. Можно ошибиться и написать «лепидь». Чтобы не смешить учителя и одноклассников, проверим подобием: «говорить», «сверлить», «дерзить». Убедимся, что «лепить» — это глагольный инфинитив, и никаких «дь» быть не может.
  6. «Ь» — мягкость «Т» ничем другим выразить невозможно. Поэтому, пишем «Ь».

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс

В русском языке не всегда безударный гласный можно проверить ударением, как, например, вот в этих случаях:

волны — волны;

гроза — грозы;

долина — дол;

скрипеть — скрип.

В ряде корней русских слов происходит чередование гласных о//а или е//и. Тогда следует воспользоваться орфографическим правилом.

В слове заря, зарница, озарённый в безударной позиции пишется буква а, а под ударением в корне зар-/зор- — тот гласный звук, который слышится: зорька, зарево, зоренька.

Исключением является слово зоревать, в котором без ударения пишется гласный о.

Это слово, которое помогает проверить сомнительную букву: пло(т/д) – плоТы.

981

Что такое проверочное слово

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс

Автор: Алексей Морозов

Дата: 18.08.2021

Проверочное слово – это такое слово, которое помогает проверить сомнительную букву. Например, вот пишете вы слово «мол…ко» и не знаете, какую букву надо писать после «л». То ли «о», то ли «а». Чтобы не ошибиться, надо подобрать проверочное слово: молОчный. Теперь сомнительная гласная под ударением и вы не сомневаетесь в ее написании.

Другой пример. Слово «ду(б/п)» – вы не знаете, то ли надо писать «б», то ли «п». Как не ошибиться? Надо подобрать проверочное слово: дубЫ. Теперь «б» слышится отчетливо и вы не сделаете ошибку.

Давайте узнаем, как правильно подбирать проверочные слова и в каких случаях проверочных слов просто не существует.

Как подбирать проверочное слово

Надо сначала понять, что вызывает сомнения – гласная или согласная.

Для гласных

Если сомнение вызывает гласная, то она, скорее всего, безударная. Как в слове «в…сна». Гласный после «в» безударный, и вы в нем сомневаетесь – то ли «е» надо писать, то ли «и».

В таком случае надо подобрать однокоренное слово, чтобы гласный был под ударением. Например, «вёсны». Теперь уже на гласный после «в» падает ударение и вы точно знаете, что писать надо «е», а не «и».

Обратите внимание

Слово должно быть обязательно однокоренным. Нельзя существительное «водитель» проверять существительным «воды», потому что «водитель» – это тот, кто «вОдит». Он с водой вообще никак не связан.

Для согласных

Согласные вызывают у нас сомнения в двух случаях:

  1. Когда они в конце слова.
  2. Когда после них глухие согласные.

Например, в слове «раб» согласный «б» сомнительный. Вы не знаете наверняка, то ли «б» надо писать, то ли «п».

То же самое в слове «здра(в)ствуйте». После «в» идет глухая согласная, даже две глухих согласных. И мы этот «в» вообще не произносим. Мы говорим [здраствуйти].

Чтобы проверить согласную, надо так изменить слово, чтобы после этой согласной была гласная или звонкая согласная. Или однокоренное слово подобрать с теми же условиями.

Существительное «раб» мы проверим формой множественного числа – «рабы». Как видите, после «б» стоит гласная «ы». И мы очень четко слышим, что там именно «б». Мы не говорим [рапы].

А для проверки междометия «здравствуйте» мы подберем однокоренное слово «здравие». Говорить человеку «здравствуйте» – значит желать ему «здравия», «здоровья». Вот мы и «услышали» сомнительный согласный «в».

Звонкие согласные могут нам помочь не хуже, чем гласные. Например, для проверки слова «лес» сгодятся не только «леса», но и «лесник», «лесничий». Сонорный «н» является звонким, поэтому согласная перед ним слышится очень четко. Мы ведь не говорим «лезник», верно?

Для каких гласных не существует проверочных слов

В статье про безударные гласные я уже писал, что если на гласную не падает ударение, то она относится к одной из трех групп:

  1. Проверяемая. Можно подобрать проверочное слово.
  2. Непроверяемая. Нет проверочного слова. Надо смотреть в словарь.
  3. Чередующаяся. Проверочное слово подбирать нельзя. Надо смотреть на условия чередования.

Давайте еще раз эти три типа проанализируем.

С первым типом все понятно. У нас безударная гласная, мы подобрали однокоренное проверочное слово, чтобы на гласный падало ударение. И все счастливы.

Теперь непроверяемые гласные. У них проверочных слов нет. Вот просто нет в языке. И как бы вы ни искали, не найдете. Например, никогда вы не проверите слово «собака». Вот этот «о» после «с» проверить невозможно. Нет слова, в котором на «о» падало бы ударение.

Непроверяемые гласные в словах надо запоминать. А чтобы их запомнить, надо смотреть в словарь. Орфографический.

Сложнее всего с чередующимися гласными. Например, вот перед вами слово «зат…рать». Вы думаете, что гласная проверяемая. Подбираете проверочное слово – «затЁртый» и пишете с «е» – «затерать». Ошибка.

Тер/тир – корень с чередованием. В нем пишется «и», если после корня есть «а». Если нет «а» – пишется «е». Вот и получается: затирать, но затереть, затёртый, затёр.

Корни с чередованием надо запомнить. К счастью, они очень похожи друг на друга, смотрите: бер-бир, пер-пир, мер-мир, дер-дир, тер-тир, гор-гар, зор-зар. Особнячком стоят только лож-лаг, рост-раст, блест-блист.

Проверять чередующиеся гласные нельзя. Если будете проверять их с помощью проверочных слов – однозначно допустите ошибку.

Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова

Обычно проверочные слова подбираются только для тех гласных и согласных, которые находятся в корне. Если у вас сомнительная буква не в корне – скорее всего, ее надо будет проверять каким-то другим способом.

Ну например, нельзя подобрать проверочное слово для прилагательного «пр…брежный». Надо запомнить, что в приставках пре/при пишется «и», если слово имеет значение приближения, присоединения, близости, неполного действия. А «е» пишется, если можно заменить на «пере» или на «очень».

Поэтому «прибрежный» пишется с «и» (он в «близости» к морю), а, скажем, «преогромный» – с «е», потому что можно заменить на «очень огромный».

Не подбираются проверочные слова для суффиксов. Например, с какой буквой надо писать слово «ключ…к» – с «е» или «и» в суффиксе «ч…к»? С «и», потому что при изменении слова она не выпадает: ключику, ключика, о ключике. А вот в слове «человечек» мы напишем «е», потому что она выпадает: человечка, человечку.

Ну а про окончания вообще говорить нечего. Там у каждой части речи свои тонкости. Например, в прилагательном «осенн…м (лесу)» мы напишем «е», если в вопросе будет «е» или «о». «В лесу (каком?) осеннем».

Как графически оформлять проверочное слово

Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?

Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.

«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.

«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.

В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:

Пример

Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.

Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:

Пример проверки

Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.

Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.

Как научиться быстро находить проверочные слова

Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.

Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:

  1. Сразу поставьте слово во множественное число. Или из множественного числа поставьте в единственное. Почему-то дети в школе не сразу додумываются это сделать. А таким способом можно очень многие слова проверить: в…сна – вёсны, в…да – воды, ст…лы – стол, д…ма – дом, г…рода – город.
  2. Подберите однокоренные слова других частей речи: вых…дить – ход, закр…пить – скрепка.
  3. Если первые два способа не подошли – «повспоминайте» все формы слова. Для существительных это все падежи, от именительного до предложного, для глаголов – формы совершенного и несовершенного вида, причастия и деепричастия.

Можно ли научиться писать грамотно без проверочных слов

Нет. Есть, конечно, люди с очень хорошим языковым чутьем. И они часто «автоматически» пишут правильные буквы и даже знаки препинания расставляют верно. Спросишь их: «А почему здесь вот такая буква?» Они говорят: «Не знаю». Но пишут правильно.

Однако русский язык чудовищно коварен и сложен. И я вам советую не полагаться на интуицию, а стараться подбирать проверочные слова, чтобы убеждаться в правильности написания той или иной буквы.

К тому же одно проверочное слово – это ключ к написанию сразу нескольких слов. Вот вспомнили вы про слово «ход» – теперь сможете грамотно писать и «выходить» и «входить», и «переходить», и «находить».

И еще момент. Если вы вот никак не можете найти проверочное слово – не торопитесь писать «словарное» или «запомнить». Откройте интернет и прямо так и напишите: «проверочное к …». В интернете сейчас полно сайтов с проверочными словами – вы там найдете весь необходимый материал.

С какими проблемами вы можете столкнуться в школе

Пишете вы упражнение по русскому. Там слово «р…бота». Вы что делаете? Вы пишете его с «а» и рядом в скобочках добавляете проверочное слово «раб». Ведь работа – это удел рабов, верно?

А учитель вам ставит ошибку. Ну, может, и не ошибку, но подчеркивает это объяснение как неправильное.

Почему?

Потому что в современном русском языке «работа» – это не удел рабов. Рабов вообще нет. Обычные свободные люди типа нас с вами работают. Бизнесмены работают. Творческие люди типа поэтов и художников тоже работают.

Что произошло? Связь между словами «работа» и «раб» разорвалась. И проверять первое слово вторым нельзя. «Работа» теперь – словарное слово, его проверить вообще невозможно.

Другой пример. Слово «б…гатый». Вы в нем пишете букву «о» и проверяете словом «бог». Тоже вроде правильно, но учитель ставит ошибку.

Здесь проблема примерно та же, что и с рабами. Давным-давно было в нашем языке слово «бог». Оно обозначало человека, который кому-то что-то отдает. От «бога» образовалось прилагательное «богатый». Богатый – это тот, кому «бог» (вот этот самый человек) многое дал.

А потом переводчики стали делать переводы церковных книг. И они не знали, как перевести нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. И взяли для перевода два слова: «господь» (господин) и «бог» (отдающий что-либо, податель благ). И перевели.

Прошли столетия. И первое значение у слова «бог» исчезло. Сейчас кого ни спроси «Кто такой бог?» – все подумают о боге в религиозном смысле. Про человека, который кому-то что-то отдает, никто вообще не вспомнит. Связь между «богатым» и «богом» разорвалась. И нельзя вот это прилагательное проверять вот этим существительным.

Как быть? В школе надо писать, что эти слова словарные. Но при письме надо все же помнить и про раба, и про бога. Чтобы не ошибиться.

Что еще читать

Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.

Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:

  1. Что такое орфография. В этой статье я объясняю, как правильно изучать орфографию, как систематизировать в голове все орфографические правила и не растерять их со временем.
  2. Как расширить словарный запас. Возможно, у вас возникают сложности с подбором однокоренных слов как раз потому, что у вас в целом узкий словарный запас. Расширить его не так уж и трудно.
  3. Корни Мер/Мир, Лож/Лаг – эти две статьи помогут вам понять, как работать с корнями, в которых есть чередующиеся гласные.
  4. Как научиться писать грамотно – общие рекомендации и практические упражнения. Прочитайте обязательно.

Дерзайте.

Заключение

Наш разговор о проверочных словах подошел к концу. Понятно ли вам теперь, как правильно находить проверочные слова, как их графические оформлять? Запомнили ли вы, что к чередующимся гласным проверочное слово находить категорически запрещено?

Если остались вопросы – обязательно их пишите в комментариях, отвечу.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

Рассказ проверочное слово к нему 3 класс

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

«РАССКАЗ» — проверочное слово к букве «З»

На чтение 3 мин Просмотров 1

Написание бук­вы «з» в кон­це сло­ва «рас­сказ» про­ве­рят его падеж­ные фор­мы и фор­ма суще­стви­тель­но­го мно­же­ствен­но­го чис­ла «рас­ска­зы», а так­же одно­ко­рен­ные сло­ва «рас­ска­зать», «рас­ска­зец».

При про­из­но­ше­нии в кон­це сло­ва «рас­сказ» наблю­да­ет­ся фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ко­го соглас­но­го [з] и заме­на его пар­ным глу­хим соглас­ным:

рас­ска́з [р а с к а с]

Такое же типич­ное оглу­ше­ние конеч­ных звон­ких соглас­ных отме­тим в сло­вах:

  • овраг [к]
  • обед [т]
  • мороз [с].

Как проверить букву «з» в слове «рассказ»?

Чтобы пра­виль­но напи­сать конеч­ную бук­ву «з» в корне это­го суще­стви­тель­но­го, несмот­ря на его про­из­но­ше­ние, поищем про­ве­роч­ное сло­во сре­ди род­ствен­ных лек­сем или изме­ним фор­му само­го сло­ва так, что­бы после сомни­тель­но­го соглас­но­го ока­зал­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нит его зву­ча­ние:

  • расска́з — рас­ска­зать, рас­ска­зец;
  • расска́з — текст рас­ска­за,  увле­чен рас­ска­зом, узнаю о рас­ска­зе, мои рас­ска­зы.

ВыводПроверочное сло­во «рас­ска­зать», а так­же «рас­ска­зец» и фор­мы суще­стви­тель­но­го «рас­сказ» (рас­ска­за, рас­ска­зом, о рас­ска­зе, рас­ска­зы) дока­жут напи­са­ние конеч­ной бук­вы «з».

«РАССКАЗ» — проверочное слово к букве «З»

«Рассказ» или «расказ», как правильно пишется?

В напи­са­нии это­го сло­ва может воз­ник­нуть еще одна орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма: сколь­ко в нем букв «с»?

Чтобы выяс­нить это, опре­де­лим мор­фем­ный состав суще­стви­тель­но­го:

рассказ    — приставка/корень/нулевое окон­ча­ние.

Вот теперь сра­зу понят­но, что на сты­ке двух мор­фем, при­став­ки и кор­ня, в этом сло­ве пра­виль­но пишут­ся две бук­вы «с».

Примеры предложений

Расска́з «Васюткино озе­ро» Виктора Астафьева — это увле­ка­тель­ная исто­рия о маль­чи­ке, заблу­див­шем­ся в тай­ге.

Произведение «Он живой и све­тит­ся» вхо­дит в сбор­ник «Денискины рас­ска­зы» писа­те­ля В. Драгунского.

Расска́з «Косточка» извест­но­го рус­ско­го писа­те­ля Льва Николаевича Толстого учит нас быть прав­ди­вы­ми.

Все с увле­че­ни­ем слу­ша­ли расска́з Ивана Степановича об охо­те на ста­ро­го вол­ка.

Беликова Ирина

Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказ про эмигранта в канаду снег
  • Рассказ про щенка под дождем
  • Рассказ про щенка который потерялся
  • Рассказ про шрека на английском языке с переводом 5 класс
  • Рассказ про школу 1 класс короткие

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии