Рассказ прозрение сакена жунусова

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по повести «Прозрение» Жунусова
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План повести «Прозрение» Жунусова

Идет Великая Отечественная война. Болтай Идрисов, мальчик-непоседа (ему около 12 лет), живет в казахском селе с умной и храброй мамой Карлыгайн (она пастух), бабушкой (ей около 60 лет) и сестричкой. Отец Болтая пропал без вести на фронте. За хозяйку в доме бабушка, любящая, но властная, проклинающая всех, кто ей не нравится.

После праздника по случаю отпуска раненого разведчика Ырыскельды, мальчик, как и все, работает на сенокосилке, засыпает от усталости, и встает с опухшим от укусов оводов и комаров глазом. Мать берет его с собой в степь пасти овечье стадо. Ведь школу-четырехлетку он уже закончил. Однажды всю ночь под холодным дождем они стерегли овец от волков. Мальчик ходил за помощью, мать забрали в больницу.

Болезнь перекинулась на другой глаз мальчика. По просьбе бабушки, за кормежку, мулла и шарлатан косой Шамшуали Караканов без толку изгоняет «шайтана» из мальчика. По совету Ырыскельды бабушка едет в больницу к дочке, прихватив с собой внука. Врач объясняет Болтаю, что у него трахома, это грозит слепотой, и нужен курс лечения. Но ему так больно от лекарства в глазах, что он больше не приходит.

Когда Карлыгайн умерла, бабушка разуверилась в медицине. Ырыскельды добился, чтобы муллу-дармоеда, «внутреннего врага», который опаснее «внешнего», выгнали из колхоза. После чего кто-то поджег дом разведчика. В итоге мулла попал в тюрьму, «залечив» до смерти старуху.

С весны 1945 года Болтай слепнет. Бабушка без толку водила его к знахарю. Его направили в областную больницу, где врач Сергей Иванович Трапезников, жалея сироту, хочет его прооперировать. Испуганный Болтай дважды сбегал. Операция прошла успешно. Бабушка благодарна врачу всем сердцем за спасение «своего жеребеночка», стыдит себя за доверие мулле.

Первого сентября глазастый Болтай пошел в школу. В классе он был старше всех и, чтобы не загораживать другим доску, уселся за последнюю парту.

Читательский дневник по повести «Прозрение» Жунусова

Сюжет

Отец 12-летнего казахского мальчика Болтая Идрисова ушел из села на фронт и пропал без вести. Однажды после покоса и сна у реки, у мальчика заболел укушенный оводом глаз. Вдобавок он промерз, охраняя овец от волков вместе с матерью Карлыгайн. Мать умирает в больнице. Бабушка, разочарованная в медицине, без пользы лечит внука с помощью муллы-пройдохи Шамшуали Караканова и знахаря.

Ырыскельды, раненый разведчик и председатель колхоза, выгоняет муллу из колхоза, советует бабушке идти к врачам. После войны она везет слепнущего от трахомы Болтая в область. Сергей Иванович Трапезников удачно оперирует мальчика. Бабушка благодарит врача, а Болтай, придя в школу, садится за последнюю парту, чтоб не загораживать доску младшим.

Отзыв

Повесть о жизни села в войну, тяжелом труде, сиротстве, выживании семей, пока отцы на фронте. Тема борьбы суеверий и науки. В конце повести бабушка убеждается, что медицина – благо, а кругом – отзывчивые люди. Повесть учит быть дружными, сплоченными, приходить на выручку, верить в достижения науки, врачам, а не знахарям, учиться и трудиться на совесть, прислушиваться к добрым советам, быть стойким, бесстрашным, терпеливым, не сдаваться, верить в лучшее.

План повести «Прозрение» Жунусова

  1. Село во время войны.
  2. Пропавший на фронте отец.
  3. Трудолюбивая семья Идрисовых.
  4. Болезнь глаз мальчика.
  5. Обман лекаря-муллы.
  6. Смерть матери.
  7. Недоверие бабушки к врачам.
  8. Угроза слепоты.
  9. Успешная операция.
  10. Возвращение Болтая в школу.

каз. Әжем мен емші және дәрігер · 1961
Краткое содержание повести
Читается за 8 минут

: Мальчик из казахского села слеп из-за глазной болезни. Его бабушка не доверяла врачам, лечила внука народными средствами и молитвами, потом сдалась и отпустила его в больницу, где мальчика вылечили.

Действие происходит в Казахстане, во время Великой Отечественной войны. Названия глав — условные.

Содержание

  • Начало болезни
  • Бабушкино лечение
  • Страшное приключение в степи, мама попадает в больницу
  • Мулла-обманщик лечит мальчика молитвами
  • Мальчик узнаёт, чем болен, но боится лечиться
  • Смерть мамы
  • Муллу-обманщика выгоняют из колхоза
  • Мальчик начинает слепнуть
  • Мальчик попадает в больницу
  • Побег с операции
  • Операция проходит успешно
  • Возвращение домой
  • Мальчик идёт в школу

Начало болезни

Болтай жил в казахском селе.

Болтай Идрисов — рассказчик; мальчик лет двена­дцати, озорник, вечно попа­дает в пере­дряги

Шла война, почти все мужчины ушли на фронт, поэтому в колхозе работали дети и старики. Когда с фронта возвращались на побывку или комиссованные из-за ранения, в селе устраивали большой праздник.

В тот день с фронта неожиданно вернулся Ырыскельды.

Ырыскельды — мужчина средних лет, разведчик, вернулся с фронта из-за ранения, стройный, весёлый, честный, любимец местной детворы

Несмотря на сенокос, все отправились на праздник по случаю его возвращения. Болтай и его друзья тоже отправились в дом Ырыскельды послушать его байки о войне.

Поздно вечером старшие разогнали детвору по домам, но мальчишки решили сразу отправиться в поле, надеясь поспать там несколько часов. Они выкрали самого быстрого в колхозе быка, запрягли его в телегу и отправились в путь.

До поля мальчишки добрались поздно: на полпути быстроходный бык выбился из сил. Старики не дали им поспать — отправили работать. Почувствовав, что падает с сенокосилки от усталости, Болтай удрал к реке и улёгся спать на мягкую траву.

Проснулся он с распухшим лицом и заплывшим глазом: так сильно его искусали комары и оводы. Один из стариков пожалел мальчика и уговорил бригадира отпустить его домой лечиться.

Бабушкино лечение

Кроме Болтая, в их глинобитном домике жили бабушка, мама Карлыгайн и младшая сестрёнка.

Карлыгайн — мама Болтая, красивая, стройная женщина, молча­ливая, сильная и смелая

Бабушка — мать отца Болтая, лет 60, крепкая, бодрая, моло­жавая, с прон­зи­тельным взглядом и сильным харак­тером, любит внуков и невестку

Отец мальчика ушёл на фронт осенью 41-го и пропал без вести.

Главой дома была бабушка. Она любила всех проклинать и знала огромное количество проклятий.

Если бы вдруг устроили всемирные состязания по тому, кто больше наговорит леденящих душу проклятий, моя бабушка была бы первой.

Мальчик знал, что бабушка была доброй и ругалась, не вникая в смысл произносимых слов. Однако говорил с ней Болтай с опаской: на любую просьбу она «ответит так, будто в лоб ударит». Соседи тоже её побаивались и старались угодить.

Ужаснувшись при виде распухшего лица внука, бабушка принялась за лечение, но ни один народный способ не помог. Сначала Болтай радовался, что ему не надо работать на жаре, но потом начал скучать по друзьям.

Когда опухоль немного спала, Болтай стал выходить на улицу и играть с малышами в прятки. Однажды во время игры он спрыгнул с высокого стога сена прямо на острые грабли и проткнул себе ступни. Когда ноги зажили, сенокос закончился, и Болтай пошёл пасти овец.

Страшное приключение в степи, мама попадает в больницу

Карлыгайн решила, что сын в этом году не пойдёт в школу: имевшуюся в селе четырёхлетку Болтай окончил, а чтобы учиться дальше, надо было переезжать в райцентр. Карлыгайн была пастухом, она забрала Болтая в степь.

Осенью, после стрижки овец, Карлыгайн поручили перегнать стадо на базу. По дороге началась буря, стало очень холодно, Болтай с матерью сильно замёрзли. Потом появились волки. До утра мальчик и женщина бегали вокруг стада под ледяным дождём и кричали, отгоняя зверей.

Оказывается, крик помогает самому человеку, попавшему в беду.

Утром выяснилось, что от холода стриженые овцы заболели и не могут идти дальше. Карлыгайн отправила Болтая за помощью, но домой её привезли только на следующий день.

Карлыгайн тяжело заболела, и Ырыскельды отвёз её в районную больницу.

Мулла-обманщик лечит мальчика молитвами

Укушенный слепнём глаз у Болтая так и не прошёл, а вскоре заболел и второй — мальчик начал слепнуть. Бабушка обратилась за помощью к Шамшуали, который считался местным муллой.

Шамшуали Караканов — старик, косо­глазый, невзрачный, хитрый и жадный обманщик

Дочь Шамшуали недавно вышла замуж за председателя колхоза, и старикашку стали уважать. Он пользовался этим, обирая и без того бедных односельчан.

Шамшуали заявил, что к глазу Болтая пристал шайтан, взялся вылечить мальчика молитвами и поселился в доме, объедая бабушку и детей. Об этом узнал Ырыскельды и посоветовал бабушке отвезти Болтая к врачу, а не полагаться на безграмотного старика, который может «только есть и пить за чужой счёт».

Мальчик узнаёт, чем болен, но боится лечиться

Через два месяца начались сильные морозы. Бабушке передали, что в районной больнице нестерпимо холодно, и Карлыгайн становится всё хуже. Бабушка потребовала в колхозе быка и поехала за ней, собираясь заодно показать внука врачу.

Женщина-врач сказала Болтаю, что его болезнь называется трахомой, она заразная, и мальчик ослепнет, если не будет лечиться. Она засыпала мальчику под веки лекарство и велела приходить каждый день, но Болтаю было так больно, что больше он в больнице не появился.

Смерть мамы

Дома Карлыгайн слегла и вскоре умерла. Бабушка сильно горевала и жалела, что позволила отвезти её в больницу. Теперь она совсем перестала доверять врачам.

Шамшуали прочёл над умершей молитвы и забрал последнюю ценную вещь — полотенце, которое Карлыгайн вышивала для мужа.

Муллу-обманщика выгоняют из колхоза

Ырыскельды стал заместителем бессменного председателя колхоза и начал наводить порядок. Он не позволял председателю и его семье красть колхозное добро.

Однажды Ырыскельды поссорился с председателем из-за Шамшуали, который, ни дня не поработав, вознамерился взять себе сено, предназначенное бедной вдове с кучей маленьких детей. Между Ырыскельды и председателем «пролегла чёрная бездонная пропасть».

Через два месяца состоялось колхозное собрание, на котором присутствовал уполномоченный из района. Ырыскельды рассказал, как Шамшуали сводил людей в могилу своим «лечением», обирал бедняков, бездельничал, когда работали даже дети.

Страшнее внешнего врага — внутренний. Он молча приходит, незаметно уничтожает!

В результате Шамшуали исключили из колхоза.

Ночью после собрания сгорел дом Ырыскельды. Он и его семья чудом уцелели. Как возник пожар, так и не выяснили.

Мальчик начинает слепнуть

Наступил апрель 1945 года. Ырыскельды стал председателем колхоза.

Глаза Болтая болели всё сильнее. Бабушка узнала, что в соседнее село приехал настоящий знахарь, изгоняющий все болезни, и повезла внука к нему. Знахарь, огромный мужик похожий на разбойника, оказался обманщиком и Болтаю, конечно, не помог. Односельчане начали называть мальчика слепым.

Мальчик попадает в больницу

Закончилась война, но отец Болтая так и не вернулся. Жизнь начала налаживаться, в селе построили новую школу-семилетку. Однажды в село из райцентра приехала группа врачей. Болтай попал в список нуждающихся в стационарном лечении. Бабушка смирилась и отпустила внука, а Ырыскельды дал лошадей.

Из районной больницы Болтая отправили в областную, где работал известный на всю округу Сергей Иванович Трапезников.

Сергей Иванович Трапезников — врач, крупный, с силь­ными руками, круглым лицом и маленькой бородкой, главный специ­а­лист по глазным болезням

Осмотрев Болтая, Трапезников положил его в больницу и назначил операцию. Это сильно напугало мальчика, и он чуть не сбежал, но его вернули, вымыли, обрили и оставили в больнице.

Побег с операции

Наступил день операции. Болтая отвели в операционную и положили на стол. Над ним уже склонились врачи, когда на соседнем столе начала кричать женщина. Пока больную усмиряли, Болтай сбежал в свою палату.

За мальчиком пришёл сам Трапезников, ласково погладил по голове, утешил. Узнав, что Болтай — круглый сирота, доктор пообещал, что через неделю прооперирует его сам, хотя обычно делал только самые сложные операции.

Операция проходит успешно

Трапезников успешно прооперировал Болтая, убрал бельмо с глаза — мальчик прозрел. Навестить его приехала бабушка. Она долго благодарила смущённого доктора за то, что он вылечил «её жеребёночка», и кляла себя за доверие к старому глупому мулле.

Возвращение домой

Болтая выписали — он вернулся домой. Бабушка зарезала последнюю овцу и устроила праздник.

— Такую же овцу я отдала проклятому Шамшуали, когда он Болтая моего «лечил»! Сейчас мне ничего не жалко! — говорила она гостям и выкладывала на стол все свои запасы.

Гордый Болтай всем желающим рассказывал про операцию, сильно преувеличивая свою храбрость.

На праздник явилась жена Шамшуали и рассказала, как в ночь пожара у Ырыскельды её муж откуда-то вернулся и от него сильно пахло керосином. Женщина поняла, что он виноват в пожаре. Потом они спешно уехали в Омск, но там от «лечения» Шамшуали умерла какая-то старушка. Его посадили в тюрьму, а жена вернулась домой.

Мальчик идёт в школу

Раннее утро первого сентября. Село уже проснулось: на фермах и колхозном дворе кипела работа, пустовало пока только здание новой школы. Первым туда пришёл Болтай с новым портфелем, в белой рубашке с красным пионерским галстуком. Он был самым старшим в классе и, чтобы не заслонять малышам доску, занял последнюю парту.

Предыдущая

Пересказы«Минувшие дни» за 8 минут. Краткое содержание романа Кадыри

Следующая

Пересказы«Мальчик в полосатой пижаме» за 10 минут. Краткое содержание романа Бойна

Обновлено: 10.01.2023

Произведения писателя отображают прошлую и настоящую жизнь во всей её сложности и многообразии, повествуют о детских судьбах, о благородстве и чистоте помыслов взрослых. Рассказы Сакена Жунусова не оставляют читателей равнодушными, трогают своей искренностью; его публицистика восхищает оригинальностью и бескомпромиссностью.

Повесть «Прозрение» С. Жунусов

Тема произведения: В повести «Прозрение» (Бабушка, я, знахарь и врач) показано трудное военное время, когда дети наряду со стариками трудились в тылу. Из детство не назовёшь счастливым, но ребята не падали духом: находили время для забав и развлечений, игр и шуток, оптимистично смотрели на жизнь, с нетерпением ждали Победу.

В произведении показана нелегкая судьба мальчика Болтая. На фронт уходит его отец и больше от него нет никаких вестей. В сознании мальчика часто возникает образ отца-героя, «идущего навстречу свинцовому ливню». Болтай мечтает оказаться рядом с отцом и совершить подвиг во имя Победы. Отец так и не вернулся с фронта. Мать Болтая Карлыгайн, сильно промокнув под проливным холодным дождём при перегоне овец, заболевает воспалением лёгких и вскоре умирает. Мальчик остаётся сиротой. Кроме бабушки и сестрёнки, у никого нет.

Произведение вошло в сборник «Первый вагон».

Идея произведения: Когда человеку плохо — со временем меняются его взгляды и мнения, происходит его нравственное прозрение.

Идет Великая Отечественная война. Болтай Идрисов, мальчик-непоседа (ему около 12 лет), живет в казахском селе с умной и храброй мамой Карлыгайн (она пастух), бабушкой (ей около 60 лет) и сестричкой. Отец Болтая пропал без вести на фронте. За хозяйку в доме бабушка, любящая, но властная, проклинающая всех, кто ей не нравится.

После праздника по случаю отпуска раненого разведчика Ырыскельды, мальчик, как и все, работает на сенокосилке, засыпает от усталости, и встает с опухшим от укусов оводов и комаров глазом. Мать берет его с собой в степь пасти овечье стадо. Ведь школу-четырехлетку он уже закончил. Однажды всю ночь под холодным дождем они стерегли овец от волков. Мальчик ходил за помощью, мать забрали в больницу.

Первого сентября глазастый Болтай пошел в школу. В классе он был старше всех и, чтобы не загораживать другим доску, уселся за последнюю парту.

Сюжет

Отец 12-летнего казахского мальчика Болтая Идрисова ушел из села на фронт и пропал без вести. Однажды после покоса и сна у реки, у мальчика заболел укушенный оводом глаз. Вдобавок он промерз, охраняя овец от волков вместе с матерью Карлыгайн. Мать умирает в больнице. Бабушка, разочарованная в медицине, без пользы лечит внука с помощью муллы-пройдохи Шамшуали Караканова и знахаря.

Ырыскельды, раненый разведчик и председатель колхоза, выгоняет муллу из колхоза, советует бабушке идти к врачам. После войны она везет слепнущего от трахомы Болтая в область. Сергей Иванович Трапезников удачно оперирует мальчика. Бабушка благодарит врача, а Болтай, придя в школу, садится за последнюю парту, чтоб не загораживать доску младшим.

Отзыв

Повесть о жизни села в войну, тяжелом труде, сиротстве, выживании семей, пока отцы на фронте. Тема борьбы суеверий и науки. В конце повести бабушка убеждается, что медицина – благо, а кругом – отзывчивые люди. Повесть учит быть дружными, сплоченными, приходить на выручку, верить в достижения науки, врачам, а не знахарям, учиться и трудиться на совесть, прислушиваться к добрым советам, быть стойким, бесстрашным, терпеливым, не сдаваться, верить в лучшее.

Очень кратко : Мальчик из казахского села слеп из-за глазной болезни. Его бабушка не доверяла врачам, лечила внука народными средствами и молитвами, потом сдалась и отпустила его в больницу, где мальчика вылечили.

Действие происходит в Казахстане, во время Великой Отечественной войны. Названия глав — условные.

Начало болезни

Болтай жил в казахском селе.

Болтай Идрисов — рассказчик; мальчик лет двена­дцати, озорник, вечно попа­дает в пере­дряги

Шла война, почти все мужчины ушли на фронт, поэтому в колхозе работали дети и старики. Когда с фронта возвращались на побывку или комиссованные из-за ранения, в селе устраивали большой праздник.

В тот день с фронта неожиданно вернулся Ырыскельды.

Ырыскельды — мужчина средних лет, разведчик, вернулся с фронта из-за ранения, стройный, весёлый, честный, любимец местной детворы

Несмотря на сенокос, все отправились на праздник по случаю его возвращения. Болтай и его друзья тоже отправились в дом Ырыскельды послушать его байки о войне.

До поля мальчишки добрались поздно: на полпути быстроходный бык выбился из сил. Старики не дали им поспать — отправили работать. Почувствовав, что падает с сенокосилки от усталости, Болтай удрал к реке и улёгся спать на мягкую траву.

Проснулся он с распухшим лицом и заплывшим глазом: так сильно его искусали комары и оводы. Один из стариков пожалел мальчика и уговорил бригадира отпустить его домой лечиться.

Бабушкино лечение

Кроме Болтая, в их глинобитном домике жили бабушка, мама Карлыгайн и младшая сестрёнка.

Карлыгайн — мама Болтая, красивая, стройная женщина, молча­ливая, сильная и смелая

Бабушка — мать отца Болтая, лет 60, крепкая, бодрая, моло­жавая, с прон­зи­тельным взглядом и сильным харак­тером, любит внуков и невестку

Отец мальчика ушёл на фронт осенью 41-го и пропал без вести.

Главой дома была бабушка. Она любила всех проклинать и знала огромное количество проклятий.

Если бы вдруг устроили всемирные состязания по тому, кто больше наговорит леденящих душу проклятий, моя бабушка была бы первой.

Ужаснувшись при виде распухшего лица внука, бабушка принялась за лечение, но ни один народный способ не помог. Сначала Болтай радовался, что ему не надо работать на жаре, но потом начал скучать по друзьям.

Когда опухоль немного спала, Болтай стал выходить на улицу и играть с малышами в прятки. Однажды во время игры он спрыгнул с высокого стога сена прямо на острые грабли и проткнул себе ступни. Когда ноги зажили, сенокос закончился, и Болтай пошёл пасти овец.

Страшное приключение в степи, мама попадает в больницу

Карлыгайн решила, что сын в этом году не пойдёт в школу: имевшуюся в селе четырёхлетку Болтай окончил, а чтобы учиться дальше, надо было переезжать в райцентр. Карлыгайн была пастухом, она забрала Болтая в степь.

Осенью, после стрижки овец, Карлыгайн поручили перегнать стадо на базу. По дороге началась буря, стало очень холодно, Болтай с матерью сильно замёрзли. Потом появились волки. До утра мальчик и женщина бегали вокруг стада под ледяным дождём и кричали, отгоняя зверей.

Оказывается, крик помогает самому человеку, попавшему в беду.

Утром выяснилось, что от холода стриженые овцы заболели и не могут идти дальше. Карлыгайн отправила Болтая за помощью, но домой её привезли только на следующий день.

Карлыгайн тяжело заболела, и Ырыскельды отвёз её в районную больницу.

Мулла-обманщик лечит мальчика молитвами

Укушенный слепнём глаз у Болтая так и не прошёл, а вскоре заболел и второй — мальчик начал слепнуть. Бабушка обратилась за помощью к Шамшуали, который считался местным муллой.

Шамшуали Караканов — старик, косо­глазый, невзрачный, хитрый и жадный обманщик

Дочь Шамшуали недавно вышла замуж за председателя колхоза, и старикашку стали уважать. Он пользовался этим, обирая и без того бедных односельчан.

Мальчик узнаёт, чем болен, но боится лечиться

Через два месяца начались сильные морозы. Бабушке передали, что в районной больнице нестерпимо холодно, и Карлыгайн становится всё хуже. Бабушка потребовала в колхозе быка и поехала за ней, собираясь заодно показать внука врачу.

Женщина-врач сказала Болтаю, что его болезнь называется трахомой, она заразная, и мальчик ослепнет, если не будет лечиться. Она засыпала мальчику под веки лекарство и велела приходить каждый день, но Болтаю было так больно, что больше он в больнице не появился.

Смерть мамы

Дома Карлыгайн слегла и вскоре умерла. Бабушка сильно горевала и жалела, что позволила отвезти её в больницу. Теперь она совсем перестала доверять врачам.

Шамшуали прочёл над умершей молитвы и забрал последнюю ценную вещь — полотенце, которое Карлыгайн вышивала для мужа.

Муллу-обманщика выгоняют из колхоза

Ырыскельды стал заместителем бессменного председателя колхоза и начал наводить порядок. Он не позволял председателю и его семье красть колхозное добро.

Страшнее внешнего врага — внутренний. Он молча приходит, незаметно уничтожает!

В результате Шамшуали исключили из колхоза.

Ночью после собрания сгорел дом Ырыскельды. Он и его семья чудом уцелели. Как возник пожар, так и не выяснили.

Мальчик начинает слепнуть

Наступил апрель 1945 года. Ырыскельды стал председателем колхоза.

Глаза Болтая болели всё сильнее. Бабушка узнала, что в соседнее село приехал настоящий знахарь, изгоняющий все болезни, и повезла внука к нему. Знахарь, огромный мужик похожий на разбойника, оказался обманщиком и Болтаю, конечно, не помог. Односельчане начали называть мальчика слепым.

Мальчик попадает в больницу

Закончилась война, но отец Болтая так и не вернулся. Жизнь начала налаживаться, в селе построили новую школу-семилетку. Однажды в село из райцентра приехала группа врачей. Болтай попал в список нуждающихся в стационарном лечении. Бабушка смирилась и отпустила внука, а Ырыскельды дал лошадей.

Из районной больницы Болтая отправили в областную, где работал известный на всю округу Сергей Иванович Трапезников.

Сергей Иванович Трапезников — врач, крупный, с силь­ными руками, круглым лицом и маленькой бородкой, главный специ­а­лист по глазным болезням

Осмотрев Болтая, Трапезников положил его в больницу и назначил операцию. Это сильно напугало мальчика, и он чуть не сбежал, но его вернули, вымыли, обрили и оставили в больнице.

Побег с операции

Наступил день операции. Болтая отвели в операционную и положили на стол. Над ним уже склонились врачи, когда на соседнем столе начала кричать женщина. Пока больную усмиряли, Болтай сбежал в свою палату.

За мальчиком пришёл сам Трапезников, ласково погладил по голове, утешил. Узнав, что Болтай — круглый сирота, доктор пообещал, что через неделю прооперирует его сам, хотя обычно делал только самые сложные операции.

Операция проходит успешно

Возвращение домой

Болтая выписали — он вернулся домой. Бабушка зарезала последнюю овцу и устроила праздник.

Гордый Болтай всем желающим рассказывал про операцию, сильно преувеличивая свою храбрость.

Мальчик идёт в школу

Раннее утро первого сентября. Село уже проснулось: на фермах и колхозном дворе кипела работа, пустовало пока только здание новой школы. Первым туда пришёл Болтай с новым портфелем, в белой рубашке с красным пионерским галстуком. Он был самым старшим в классе и, чтобы не заслонять малышам доску, занял последнюю парту.

О чем повесть «Прозрение» Сакена Жунусова (бабушка, я, знахарь и врач).

Жунусов «Прозрение» краткое содержание.

Сакен Жунусов «Прозрение» — это история о главном герое. которым является мальчик Болтай. Второе название произведения «Бабушка, я, знахарь и врач» полностью перечисляет главных действующих лиц.

Краткое содержание таково.

Болтай обычный мальчик, живет в деревне, приучен к сельскохозяйственным работам. Когда косили сено, то его покусали слепни. От этого у Болтая начались проблемы с глазами, сначала он ослеп на один, потом на второй глаз. Работать в поле он больше не мог. Лечили его сначала бабушка, как умела. Поскольку это не помогло, то привлекли местного знахаря. Но и тому не удалось вернуть нормальное зрение. К прозрению Болтая привела операция, которую сделал врач в городе. так что из всех «лекарей» ему помогла лишь официальная медицина.

Сакен Жунусов — писатель из Казахстана, во многих его произведениях фигурируют дети. Повесть «Прозрение» входит в сборник, посвященный ребятишкам, он называется «Первый вагон». Дети в сборнике из обычных сел и городов, их жизнь полна приключений и разных событий.

Казахский детский писатель Сакен Жунусов, рассказывает о детстве мальчика Болтая и его ровесников, описывает трудности детской жизни и показывает как сильно зависит жизнь детей тех людей, кто находятся рядом с ними. Рассказ учит доброте и милосердию.

Однажды на сенокосе мальчик Болтай лёг поспать, а когда проснулся почувствовал что его покусали слепни. Сильно пострадал его глаз. После этого он перестал ходить с друзьями на сельскохозяйственные работы, а находился постоянно дома. Бабушка пыталась вылечить глаз мальчика, но ей это не удавалось. Затем умерла мать мальчика. Потом у мальчика заболел другой глаз. Мальчика пытался лечить старик-знахарь чтением Корана и за это забирал из дома последнюю еду. Но знахарь не смог вылечить глаза мальчика. Потом Болтай отправился в город, где ему сделали операцию и он смог снова видеть.

М. Горький «Детство» «Старуха Изергиль»

О Генри » Дары Волхов»

Н.В Гоголь «Тарас Бульба»

Пушкин А.С Полтава. Станционный смотритель

Вся характеристика Стародума — в его фамилии. Приверженец старой морали, он на протяжении всей пьесы так многословно и нудно проповедует давно известные истины, что в какой-то момент читателю/зрителю становится от этого немного тошно.

На мой взгляд, для образа Стародума как нельзя лучше подойдет одна старинная китайская пословица:

4z34yYUxytgCy2hhGreke57DuL8iAFk.jpg

которую Стародум, похоже, не знал.

Среди его положительных качеств я бы отметила щедрость и нежную привязанность к племяннице: как-никак он сразу понял, что Митрофанушка ей не пара и не жених, и с готовностью согласился увезти ее прочь и выдать замуж за того, кто ей люб.

Видим отважного, храброго, смелого, честного, прямодушного и доброго человека, такого, как Петр Андреевич Гринев в произведении «Капитанская дочка». Это дворянин, боярский сын, который на семнадцатом году жизни отправляется на службу, чтобы научиться там всему, вместо того, чтобы поступить в гвардию Санкт-Петербурга. Дворянин по натуре, человек, которого воспитали с высокими идеалами, хотя рос, как сам выражается, «недорослем», гоняющим голубей, в момент опасности, когда надо сражаться, всегда помнит, что необходимо беречь честь смолоду. Он не просит его пощадить или помиловать, а ждет своей участи. Только случай помогает избежать смертного наказания от лица бунтаря: доблестный и благородный провожатый Савельич напоминает Пугачеву подаренный Гриневым заячий тулупчик обычному мужику. Самозванец оказывается способным на великодушие: помня добрый поступок, он милует Петра Андреевича и его слугу. Более того, несмотря, что не в состоянии вернуть разграбленное имущество, все же заботится, награждая лошадью и овчинным тулупчиком, а также деньгами, в ответ на щедрый поступок Гринева. Славный и мужественный молодой человек рад был избежать наказания, но об этом не просил. А после того, как пощадили, не сдавался и не поклонился отступнику, он отказался поцеловать руку «лжегосударя», хотя все равно, несмотря на упрямство, был снисходительно помилован. Петру Андреевичу честь превыше всего. Достигнув Оренбурга, первым делом идет к генералу и рассказывает обо всем увиденном, предупреждает, что случится в ближайшем будущем, отважно воюет против шайки Пугачева, защищая город. Максимыч, который доставил записку Гриневу от Маши, рассказывает девушке о подвиге молодого человека, который защищая город, всегда на передовой сражается отважно с людьми Пугачева.

Помним, что получив записку, Гринев едет спасать Машу. По дороге попадаются постовые, их молодой человек благополучно объезжает. Но Савельич, который плетется на худой лошадке, попадает в руки людям Пугачева. Петр Андреевич возвращается, чтобы стать на защиту своего дядьки. Снова приходится договариваться с Пугачевым, ехать вместе спасать Машу из рук Швабрина.

В пропущенной главе, рассказанной последней, описан еще один доблестный поступок, как молодой человек желает выпустить семью, но сам оказывается запертым, раздает себе и отцу оружие, чтобы отбиваться от осаждающих, до последней минуты защищает себя, мать, Машу, отца, получив ранение.

Стихотворение А. А. Фета написано в 1848 году, относится к любовной лирике.

В основе стихотворения лежит принцип параллелизм, когда между состоянием природы и душевным состоянием человека поэтом проводится параллель.

Стихотворение состоит из трех катренов, размер разностопный дактиль, рифма перекрестная.

Изобразительно-выраз­ ительных средства и приемы:

Эпитеты: «солнце тёплое», «душистый ландыш», «природа разнеженная», «холодное солнце зимы»;

Инверсия: «душой подкупленной»;

Вопрос — третья строфа.

Читатель смотрит на изображаемый пейзаж глазами лирического героя, для которого приход весны — это надежда на возрождение прежних отношений с его возлюбленной. Стихотворение, начатое как описание картин природы, постепенно становится лирических посланием. Рефреном звучит слово «снова». Лирический герой, наблюдая пробуждение природы, надеется на то, что их с лирическое героиней чувства снова будут свежи и ярки, как свежа и ярка весенняя природа. Лирический герой заканчивает свое послание вопросом, уже из которого можно сделать вывод, что влюбленные сильно отдалились от друг друга — метафора о близком «холодном солнце зимы». Однако в его вопросе звучит надежда на воссоединение и возрождение прежних чувств.

Читайте также:

      

  • Вопрос про школу и детский сад киров
  •   

  • Распорядок дня в гкп в детском саду
  •   

  • Пришвин хромка краткое содержание для читательского дневника
  •   

  • Кружок ораторского мастерства в школе
  •   

  • Живая азбука краткое содержание
  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация, доклад по литературе по теме Сакен Жунусов. Прозрение

Содержание

  • 1.

    Презентация по литературе по теме Сакен Жунусов. Прозрение

  • 2.

    Родился в селе Кызыл-Ту Кокчетавской области (ныне

  • 3.

    Автор романов, сборников рассказов и 17 пьес.

  • 4.

    Слайд 4

  • 5.

    Слайд 5

  • 6.

    «Прозрение» — это история о главном

  • 7.

    Аркадий Пластов

  • 8.

    Молдахмет Кенбаев

Родился в селе Кызыл-Ту Кокчетавской области (ныне — Кишкенеколь, Уалихановского района Северо-Казахстанской области). В 1957 году окончил филологический факультет и аспирантуру Казахского государственного университета им. С.М. Кирова. Работать начал литературным сотрудником журнала «Пионер» (1957—1959 гг.). В

Слайд 2Родился в селе Кызыл-Ту Кокчетавской области (ныне — Кишкенеколь, Уалихановского района

Северо-Казахстанской области). В 1957 году окончил филологический факультет и аспирантуру Казахского государственного университета им. С.М. Кирова. Работать начал литературным сотрудником журнала «Пионер» (1957—1959 гг.). В 1960—1964 годах — заведующий отделом литературы Казахского государственного академического театра драмы им. Мухтара Ауэзова. Параллельно преподавал в Кустанайском педагогическом институте.

В 1964—1968 годах — сотрудник газеты «Казах әдебиеті». С 1988 по 1992 год — директор казахского отделения Литературного фонда СССР, секретарь Союза писателей Казахстана. С 1992 года — на творческой работе.

Родился в селе Кызыл-Ту Кокчетавской области (ныне — Кишкенеколь, Уалихановского района Северо-Казахстанской области). В 1957 году окончил


Слайд 3Автор романов, сборников рассказов и 17 пьес.
Самым известным его произведением

стала дилогия «Ахан-сері» — роман о знаменитом казахском акыне 19 века. В книге изображены яркие картины социальной жизни, быта и нравов казахов-кочевников второй половины 19 века. Самого народного писателя за многогранный талант называли в народе «Сакен-сері». Сері — это народный поэт – песенник.
Умер 29 апреля 2006 года в Астане

Автор романов, сборников рассказов и 17 пьес. Самым известным его произведением стала дилогия «Ахан-сері» - роман о


Слайд 6 «Прозрение» — это история о главном герое, которым является мальчик

Болтай. Второе название произведения «Бабушка, я, знахарь и врач» полностью перечисляет главных действующих лиц.
Болтай — обычный мальчик, живет в селе, приучен к сельскохозяйственным работам. Когда косили сено, то его покусали слепни. От этого у Болтая начались проблемы с глазами, сначала он ослеп на один, потом на второй глаз. Работать в поле он больше не мог. Лечила его сначала бабушка, как умела. Поскольку это не помогло, то привлекли местного знахаря. Но и тому не удалось вернуть нормальное зрение. К прозрению Болтая привела операция, которую сделал врач в городе, так что из всех «лекарей» ему помогла лишь официальная медицина.


ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
ПРОИЗВЕДЕНИЯ САКЕНА ЖУНУСОВА

Статья посвящена обновлённому содержанию образования в Республике Казахстан. Рассматриваются произведения Сакена Жунусова, включенные в раздел «Дети и взрослые» учебника для 8 класса по русской литературе. Авторы описывают возможный путь изучения повести «Прозрение» («Бабушка, я, знахарь и врач»), предлагают вопросы и задания, нацеленные на понимание, анализ и оценку художественного текста, способствующие духовному воспитанию учащихся и формированию читательской грамотности. Описаны методы и приёмы изучения повести Сакена Жунусова в школе, которые соответствуют требованиям типовой учебной программы по предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновлённому содержанию (с русским языком обучения).

Ключевые слова: детская литература, обновлённая программа, Сакен Жунусов, нравственное воспитание

Учебный предмет «Русская литература» занимает важное место в системе образования Казахстана. Наряду с другими дисциплинами общественно-гуманитарного цикла, литература в яркой и образной форме раскрывает проблему человека и его места в мире. Обновлённая программа по «Русской литературе» призвана открыть перед учащимися новые возможности самовыражения, выявить специфику литературы в сопоставлении с другими видами искусства: живописью, театром, кино, телевидением. В рамках обновления содержания среднего образования школьники, анализируя на уроках литературы психологические ситуации, постигая переживания героя, учатся понимать окружающих людей, разбираться в себе.
Цель программы – способствовать формированию духовных ценностей через восприятие и анализ художественных произведений, через постижение произведений русской, казахской и мировой классики, содержащей в себе опыт духовного развития разных эпох, способствовать становлению внутреннего мира учащегося, приобщению его к общечеловеческим и национальным ценностям [1].
Согласно типовой учебной программе в перечень произведений для изучения в школе включены произведения Сакена Жунусова, посвященные теме детства.
Сакен Нурмакович Жунусов – народный писатель Казахстана, известный драматург, публицист, переводчик. Он был человеком разносторонним и проявлял свой талант в разных областях искусства: владел ораторским мастерством, играл на домбре, прекрасно исполнял казахские и русские песни, отрывки из арий на итальянском языке, любил рисовать. За это представители казахской интеллигенции, начиная с Габита Мусрепова, стали называть Сакена Нурмаковича Сакен сері. Своей творческой деятельностью Сакен Жунусов внес огромный вклад в развитие казахской литературы. Он оставил после себя богатое художественное наследие.
Произведения писателя (романы «Дом в степи», «Ахан-серэ», «Заманай и Аманай», пьесы «Сильнее смерти», «Трагедия Ажар», «Раненые цветы», «Девушка поневоле», «Кроссворд», «Пленники», «Вожди и их тени», «Пролитая кровь», рассказы «Последняя байга Кулагера», «Последний полёт орла Караторгай», «Печаль поэта» и другие) отображают историческое прошлое во всей его сложности и многообразии, повествуют о нелёгких людских судьбах. Рассказы, повести, романы Сакена Жунусова не оставляют читателей равнодушными, трогают своей искренностью.
На вступительном уроке о биографии Сакена Жунусова, его творческом пути учитель даёт учащимся задания, которые активизируют интерес к писателю и его духовному наследию. Предлагается прочитать цикл статей «К 80-летию народного писателя Казахстана Сакена Жунусова» (газета «Акмолинская правда» от 31.01.2014 г.) и рассказать одноклассникам об интересных фактах из жизни Сакена Нурмаковича, а также составить психологический портрет писателя, опираясь на воспоминания его друга Турсынбека Маликова, опубликованные в газете «Акмолинская правда» от 09.02.2013 г.
Учащиеся совместно с учителем рассуждают о том, можно ли высказывание писателя: «Мне нравятся личности, обладающие нравственным величием» отнести к нему самому и почему творческая интеллигенция называла Сакена Жунусова Сакен сері.
«В начале творческого пути адресатами художника слова были дети» [2, 5], которым он посвятил повесть «Бабушка, я, знахарь и врач», рассказы «Немой ботинок», «Кирпич», «Первый вагон», «Велосипед», «Урок вежливости» и другие, вошедшие в сборник «Первый вагон».
«Я как писатель, – подчёркивал Сакен Жунусов, – с самого начала хотел писать о детстве – этой замечательной, неповторимой поре в жизни человека. Обычно детство кажется беззаботным, одним из самых счастливых периодов. Но если заглянуть глубже, повнимательней в существо проблемы, то в трудные времена детство занимает свое особое место. Когда в 1941 году я окончил первый класс, началась война. С того момента мои сверстники вместо отдыха в пионерском лагере пахали колхозное поле, собирали колоски, укоротив и ушив, одевали одежду старших братьев, ушедших на фронт. С восходом солнца мы просыпались, слушая военные сводки информбюро, от которых по коже пробегал мороз, и также засыпали поздно ночью. А сколько детей осталось без отцов, без старших братьев. Это была война! Я поставил перед собой цель – довести до грядущих поколений, какую неизлечимую рану наносит нежной детской душе эта трагедия» [3].
В повести «Прозрение» («Бабушка, я, знахарь и врач») показано трудное военное время, когда дети, наряду со стариками, трудились в тылу. Их детство не назовешь счастливым, но ребята не падали духом: находили время для забав и развлечений, игр и шуток, оптимистично смотрели на жизнь, с нетерпением ждали победу.
На начальном этапе изучения произведения учащимся предлагаются вопросы и задания, направленные на выявление первичного восприятия текста: Поделитесь своими впечатлениями о прочитанной повести с одноклассниками. Кто из героев запомнился? Почему? Выразите свое отношение к героям. Кто вызвал ваше сочувствие, а кто – осуждение? Понимание художественного произведения выясняется с помощью ответов школьников на вопросы: Какую работу выполняли дети в тяжёлые военные годы? Как они помогали взрослым? Как старики относятся к тому, что детям приходится работать наравне со взрослыми? Что они говорят об этом? Кого винят? Выполнение задания по созданию иллюстрации демонстрирует понимание прочитанного учениками в их художественнообразном воплощении. Постижение литературного произведения через собственное иллюстрирование – результат творческой переработки и интерпретации текста.
Изучение особенностей сюжета и композиции произведения начинается с задания, в котором необходимо, пользуясь текстом повести, расположить цитаты в правильной хронологической последовательности. Обращение к тексту художественного произведения на уроке будет способствовать умению ориентироваться в нём, находить нужную информацию, правильно выстраивать сюжетную линию. Организовав выполнение задания в паре, учитель может предложить школьникам выполнить взаимопроверку, что соответствует требованиям обновлённого содержания образования. Размышляя над смыслом двойного названия повести, учащиеся придут к выводу о закономерности оптимистичного финала произведения: испытывая невзгоды, преодолевая трудности, герой обретает зрение.
В повести показаны события в их хронологической последовательности. Повествование начинается с 1941 года и заканчивается 1945 годом – годом Победы в Великой отечественной войне.
В произведении показана нелёгкая судьба мальчика Болтая. На фронт уходит отец, и от него нет никаких вестей. В сознании мальчика часто возникает образ отца-героя, «идущего навстречу свинцовому ливню». Болтай мечтает оказаться рядом с отцом и совершить подвиг во имя Победы. Отец так и не вернулся с фронта. Мать Болтая Карлыгайн, сильно промокнув под проливным холодным дождём при перегоне овец, заболевает воспалением лёгких и вскоре умирает. Мальчик остаётся сиротой. Кроме бабушки и сестрёнки у него никого нет.
У Болтая проблемы со здоровьем: после укуса слепня у него ухудшается зрение. Ни бабушка, ни мулла Шамшуали, ни знахарь не могут помочь ему избавиться от болезни глаз. В финале произведения герою делают операцию, к нему возвращается зрение. А самое главное – он побеждает свой внутренний страх: «И я прошёл через это испытание, которого так боялся!» [4, 416]. Конец повести оптимистичен: закончилась война, «всюду началась работа», в ауле появилась новая школа. Впереди – мирная жизнь.
Важным этапом в изучении литературного произведения является анализ способов, с помощью которых автор раскрывает образ главного героя. Выяснив, каким школьники представляют героя, следует перейти к анализу художественных средств и приёмов, с помощью которых автор создает детский образ. В повести «Прозрение» отсутствует портретное описание мальчика. Сакен Жунусов раскрывает характер Болтая через призму его восприятия и через отношение его к миру природы, окружающим, родным и близким людям, друзьям-сверстникам.
Герой повести Болтай отличается склонностью к самоанализу: часто задумывается о своём поведении, о своих поступках. Сокровенные мысли мальчика находят своё выражение в его внутренних монологах. Выполнение задания на установление соответствия между событиями, происходящими в жизни героя, и его размышлениями, содержащими оценку этих событий, позволит выявить основные черты характера персонажа: умение смотреть правде в глаза, признавать свои ошибки, испытывать угрызения совести, глубоко анализировать поведение и поступки других, бороться со своим внутренним страхом, чувствовать свою ответственность за всё, что происходит вокруг.
Все невзгоды, которые выпали на долю Болтая, не способны искоренить в нём чувство совестливости. Мальчик чувствует себя неловко, когда на тое в честь Ырыскельды мальчишки очень быстро расхватывают мясо. Сам герой ведёт себя застенчиво: «…мне было очень стыдно и за них, и за себя перед старшими. И я всё больше прятался за их спины» [4, 341]. Находясь во время сенокоса из-за болезни дома, он переживает за товарищей: «…мне было стыдно перед моими друзьями, которые изнывали от жары и валятся от усталости на сенокосе. Чувство было такое, будто я специально повредил ноги, чтобы не работать вместе с ними» [4, 355]. Винит себя мальчик и за то, что не отдал матери пальто перед дождём: «И почему я только не отдал ей тогда…бабушкино пальто!… Никогда не прощу себе этого! До конца своих дней буду казнить себя за это!..» [4, 363]. Он чувствует ответственность за всё, что происходит вокруг него.
Приём составления кластера с ключевым словом мечта «глазами» мальчика позволит стимулировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Перевоплотившись, школьники посмотрят на мечтания героя его взглядом. Анализируя мысли Болтая, учащиеся смогут глубоко проникнуться внутренним миром мальчика.
Сакен Жунусов в повести «Прозрение» («Бабушка, я, знахарь и врач») показывает, что сердце и душа мальчика Болтая не ожесточились. Несмотря на тяготы, которые выпали на его долю (отец не вернулся с фронта, умерла мать, его постигла глазная болезнь), он мечтает о том, как найдёт отца и спасёт его, как станет хорошо видеть, он живёт с надеждой на лучшее.
Герой повести отличается оптимистичным взглядом на мир. Несмотря на трудные военные годы, находит время для забав и развлечений. «После тяжёлого рабочего дня, когда гудят от усталости руки и ноги, когда кажется – нет уже больше сил, стоит только добраться до дома и что-нибудь поесть, как непонятная сила влечёт тебя на улицу, откуда уже доносятся голоса твоих друзей» [4, 333].
Болтай не таит обиды на друзей, которые пытаются его высмеять за болезненность, нерасторопность и мечтательность, он лишь старается «не попадаться никому на глаза».
Через написание письменных иллюстраций к эпизодам, в которых изображены картины природы, учащиеся продемонстрируют не только свои творческие способности, но и умение мальчика видеть и чувствовать её красоту и величие, ощущать от соприкосновения с ней чувство восхищения и настоящего счастья. Восприятие природы героем характеризует его как личность, которая может видеть и ценить прекрасное.
Болтай – герой, который способен видеть и чувствовать красоту природы: «Хороши у нас летние ночи!» [4, 332]. «Что может быть лучше запаха свежего клевера, смешанного с запахами полевых цветов, ягод и горькой полыни!» [4, 354]. Во время сенокоса, лежа на душистом сене, вдыхая аромат лугов, герой чувствует себя по-настоящему счастливым.
Анализируя поведение и поступки героев, Болтай испытывает по отношению к ним разные эмоции. Положительную оценку мальчик даёт бабушке, матери, Ырыскельды, врачу Сергею Ивановичу, отрицательную – Шамшуали, знахарю. На выявление чувств мальчика к разным персонажам повести направлено задание таблицы, в которой на основе цитат о героях необходимо определить чувства Болтая. Учащиеся приходят к выводу о том, что восприятие мальчика отличается чистотой, искренностью, отсутствием лицемерия.
Изучая литературное произведение, нельзя оставлять без внимания его язык и стиль. Система заданий, нацеленных на выявление языковых особенностей произведения. демонстрирует слияние авторского голоса с детским, богатство пословично-поговорочного фонда, специфику перевода текста повести.
Дать оценку произведению, главному герою, историческому времени, в котором разворачиваются события повести, выразить своё субъективное отношение по поводу прочитанного текста художественной литературы предлагается учащимся через творческое письмо: написание письма Болтаю от своего имени, эссе на тему «Детство, опалённое войной».
В сборник «Первый вагон», кроме повести «Прозрение» («Бабушка, я, знахарь и врач») вошли короткие рассказы «Немой ботинок», «Кирпич», «Первый вагон», «Велосипед», «Урок вежливости», «Футболка», «Себялюбивый цыплёнок», «Осторожно – фото» и другие, написанные С. Жунусовым для детей младшего школьного возраста. К заключительному уроку о творчестве Сакена Жунусова учащимся предлагается прочитать данные рассказы и подготовить рекламный проспект, посвящённый одному из них, Цель задания – заинтересовать выбранным произведением одноклассников.
Произведения Сакена Нурмаковича о детях и для детей актуальны и способствуют обогащению внутреннего мира учащихся, приобщению к общечеловеческим и национальным ценностям.
Уроки, система вопросов и заданий по изучению произведений Сакена Жунусова нацелены на формирование навыков первичного осмысления текста произведения, выявление особенностей его сюжета и композиции, способов и приёмов создания и раскрытия образа главного героя, умения видеть мир глазами героя, выявление эмоционально-чувственного состояния персонажа, специфики языка произведения, умение давать оценку героям, событиям, произведению в целом. Описанные в статье методы и приёмы направлены на выявление основной идеи произведения, позиции автора от «понимания и ответов на вопросы» через «анализ и интерпретацию» к «оценке и сравнительному анализу», что соответствует требованиям обновлённого содержания образования.

Список литературы:
1. Типовая учебная программа по предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновлённому содержанию (с русским языком обучения) // Электронный ресурс: http://nao.kz/
2. Жапанова М. Предисловие // Жунусов Сакен. Дом в степи. Роман; повесть; рассказы / Сакен Жунусов. Перевод с казахского. Астана: Аударма, 2011. – С.5-6.
3. Қазақ совет балалар әдебиетi/библиографиялық анықтама. 1945-1964/ – Алматы: Қазақстан, 1965.
4. Жунусов С. Прозрение // Жунусов Сакен. Дом в степи. Роман; повесть; рассказы / Сакен Жунусов. Перевод с казахского. Астана: Аударма, 2011. – С. 326-424.

О.А. Анищенко, Г.З. Шашкина, В.В. Шмельцер
БАЛАЛЫҚ МАҢЫЗДЫ МАЗМҰНДАҒЫ ОҚЫТУ ЖОҒАРЫ БІЛІМ БЕРУ МАЗМҰНЫ:
САҚАН ЖҮНІСОВТЫҢ ШЫҒАРМАЛАРЫ
Мақалада Қазақстан Республикасында білім берудің жаңартылған мазмұны туралы. Орыс әдебиетінде 8-сынып оқушыларына арналған «Балалар мен ересектер» секциясына енгізілген Сәкен Жүнісовтің еңбектері қаралды. Авторлар көркем мәтінді түсінуге, талдауға және бағалауға, оқушылардың рухани тәрбиесіне және әдеби сауаттылықты қалыптастыруға ықпал ететін сұрақтар мен тапсырмаларды ұсынатын «Ағартушылық» («әжеме, мен, әдемі доктор және доктор») әңгімесін зерттеудің ықтимал әдісін сипаттайды. Сәкен Жүнісовтың мектептегі тарихын зерттеудің әдістері мен әдістері сипатталған, олар базалық білім берудің «Орыс әдебиеті» пәні бойынша негізгі орта білім деңгейінің 5-9 сыныптарына жаңартылған мазмұнмен (орыс тілінде оқытумен) сәйкес келеді.
О.Anichshenko, G.Shashkina, V.Shmeltser
STUDY OF THE THEME OF CHILDHOOD IN THE CONTEXT UPDATED EDUCATION CONTENT:
WORKS OF SAKAN ZHUNUSOV
The article is devoted to the renewed content of education in the Republic of Kazakhstan. Saken Zhunusov’s works included in the section «Children and Adults» of a textbook for the 8th grade in Russian literature are considered. The authors describe a possible way of studying the story «Enlightenment» («Grandmother, I, Witch Doctor and Doctor»), offer questions and assignments aimed at understanding, analyzing and evaluating the artistic text, contributing to the spiritual education of students and the formation of literary literacy. Methods for studying the story of Saken Zhunusov at school are described. They correspond to the requirements of the standard curriculum on the subject «Russian literature» for grades 5-9 of the basic secondary education level with updated content (with the Russian language of instruction).

ӘӨЖ 004:001.8
С.Б. Бегалиева
Абай атындағы Қазақ Ұлттық педагогикалық университеті
Алматы қаласы, Қазақстан Sbegalieva@mail.ru

БОЛАШАҚ ПЕДАГОГ МАМАННЫҢ АҚПАРАТТЫҚ-КОММУНИКАЦИЯЛЫҚ
ҚҰЗІРЕТТІЛІГІН ҚАЛЫПТАСТЫРУ

Бұл мақалада болашақ педагог мамандардың кәсіби құзіретттілік мәселелері мен ақпараттық-коммуникациялық құзіреттілігін қалыптастыру мүмкіндіктері қарастырылған.
Кілт сөздер: болашақ маман, ақпараттық-коммуникациялық құзіреттілік.

Бүгінгі үздіксіз әрі қарқынды өзгеріп отыратын әлемде функционалды сауаттылық – адамның әлеуметтік, мәдени, саяси және экономикалық өмірге белсенді қатысуы үшін негіз болып қаланып қоймай, «өмір барысында білім алуға» ықпал ететін маңызды әрі басты фактор болып табылады.
TIMSS, PIRLS халықаралық бағдарламалары үш бағытта бағаланатыны баршаға аян – оқыту мен жазудың сауаттылығы, математикалық сауаттылық және жаратылыстану сауаттылығы. Соған байланысты, білім сабақ барысында ақпараттық технологиялар мен оқыту тәсілдерін тиімді қолданумен байланысты. Бұл мұғалімдерден үнемі шығармашылық ізденісте, жаңашылдыққа оқу, «өмір бойы білім алу» ұстанымы бойынша жұмыс жасауды талап етеді. Мұнда мұғалімлерде таңдау үшін еркіндік берілген. Мұндай тәсіл мұғалімдерге ақпараттық және коммуникативті технологиялардың ғажайып әлемін ашып көрсетеді. Үздіксіз білім алып, АКТ қолданудың дағдыларын жүзеге асыра отырып, педагогикалық кадрлар жаңа инновациялық технологияларға есік ашады.
«Біліктілік» және «құзыреттілік» сөздерінің мағынасын жақсырақ түсіну үшін сөздіктердің көмегіне жүгінелік. Мұнда «біліктілік –білімді игеру, адамның белгілі бір саладан хабардар болуы», сонымен қатар, «белгілі бір әрекеттер, кәсіби міндеттер т.б. орындаудағы біліктілігі, мәртебесі мен құқығының болуы» деген анықтама берілген. Сөздіктерде берілген анықтамаларда біліктілікке берілген мұндай сипаттама кез келген адамға емес, өзінің кәсіби ортасында мәртебеге ие маманға ғана қатысты екендігі айқын. Яғни, сауаттылыққа қарағанда, мұнда еңбек нарығындағы кәсіби және әлеуметтік бейімделу міндеті емес, кәсіби іс-әрекеттің жоғары деңгейі туралы сөз болып отыр. «Құзыреттілік» (латын тіліндегі competentis – қабілетті сөзінен шыққан) – белгілі бір пән немесе оқыту барысында қалыптасқан білім, дағды және шеберліктердің жиынтығы, сонымен қатар белгілі бір нақты әрекетті орындауға деген қабілет деген мағына береді. Басқаша айтқанда, бұл – құзыреттіліктердің белгілі бір саласы мен жауапкершіліктің белгілі бір аясы. Терминдерден шатаспас үшін, біліктілік – шкала атауы, ал құзыреттілік – шкаладағы деңгейлер деп белгілеу керек.
А.К. Маркова кәсіби құзіреттіліктің түрлерін жан-жақты сипаттап, өзінің еңбектерінде құзіреттіліктің түрлерін былай зерделейді.
1. Арнайы, немесе әрекеттік кәсіби құзыреттілік әрекетті жоғарғы кәсіби деңгейде меңгеруді сипаттайды. Ол тек арнайы білім ғана емес, сонымен бірге оны тәжірибеде қолдана алуды білдіреді.
2. Әлеуметтік кәсіби құзыреттілік кәсіби қоғамдастықта қабылданған кәсіби қарымқатынас тәсілдері мен бірігіп кәсіби өзара әрекеттестікті қолдану жолдарын меңгеруді сипаттайды.
3.Тұлғалық кәсіби құзыреттілік өзін өзі дамыту мен өз ойын білдіру әдістерін, кәсіби деформацияға қарсыласу құралдарын меңгеруді сипаттайды. Бұнда маманның өзі кәсіби әрекетін жоспарлау, өздігінен шешімдер қабылдау, проблеманы көре алу қабілеті де кіреді.
4. Жеке кәсіби құзыреттілік өзін өзі реттеу, кәсіби өсуге дайындық, кәсіби қартаюға қарсы тұру, тұрақты кәсіби уәждемесінің тәсілдерін меңгеруді сипаттайды [1].
Философияда (Д.Дьюи, К.Г. Юнг, П. Сорокин) кәсіби құзіреттілік деп қоршаған ортаға бейімделудің құралы ретінде қарастырады, өйткені кәсіп адамды өзінің кейпіне қарай жаратады, оның қызығушылықтарын, сенімдерін, талғамдарын, талпыныстарын, тілекқалауларын анықтайды; бірдей кәсіби іс-әрекетпен айналысатын тұлғалардың ұқсас жалпы қызығушылықтарын қалыптастырады деп өздерінің ойларын анықтаса, әлеуметтанушылар (Г. Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер) кәсіби құзіреттілікті кәсіби борыш, кәсіби парыз, адамның әлеуметтік мәртебесі оның өмір салты, кәсібі, білімінің бірлігі ретінде қалыптастырады деп түсіндіреді. Психологтар (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, К.К. Платонов) құзіреттілікті күнделікті өмірдің нақты жағдайларында пайда болған мәселелер мен проблемаларды тиімді шешуге көмек беретін арнайы қабілеттілік деп өз көзқарастарын нақтылайды, ал кәсіби құзіреттілікті белгілі бір кәсіптегі нақтыланған стандартты ұстану қабілеттілігі деп түсіндіреді.
Қазіргі білім беру стандартында жоғары білім беру үдерісіндегі білім алушылардың ақпараттық сауаттылығына жетекші рөл беріліп жатқаны анық. «Ақпараттық және коммуникативті технологиялар» ұғымының терминологиясын қарастырып өтелік. Мысалы, бұл ұғымдыАмерикалық Ғылым және білім беру мекемелерінің қауымдастықтары (АСRL) ақпараттық құзіреттілікті ақпараттарды анықтауда индивидуумға қажет қабілеттердің жиынтығы, яғни түрлі ақпараттарды тиімді қолдану мен бағалау, оларды таңдау қабілеттілігі деп анықтайды.
Ғалым И.В.Роберттің пікірінше ақпараттық технология деп ақпаратты жинау, өңдеу, сақтау, таратудағы техникалық құралдар мен әдістердің жиынтығы, яғни әлеуметтік және техникалық басқару мүмкіндігін жетілдіру және адамдардың білімін кеңейтуде ақпаратты ұсыну деп көрсетеді [2].
Ш.У.Унгарбаеваның пікірінше ақпараттық-коммуникациялық технологиялар деп қазіргі оқыту технологиясын интерактивті бағдарламалық-әдістемелік қамтамасыз ететін компьютерлік техника, телекоммуникациялық байланыс құралдары мен әдістерінің жиынтығы [3].
С.А. Зайцеваның ойынша АКТ – бастауыш сынып оқушыларының біліктілігі мұғалімнің ақпараттық және коммуникативті технологияларды төменгі мектеп жасындағы балаларды оқыту, тәрбиелеу мен дамыту барысында көппәндік және полифункционалды пропедевтикалық педагогикалық әрекет жағдайында тиімді қолдануға дайындығы мен қабілетінің уәждемелігімен сипатталады.
Болашақ педагог мамандардың ақпараттық-коммуникациялық құзіреттілігін қалыптастыруына бағытталған бірқатар тапсырмалар мен жатығулардың жүйесін ұсынып отырмыз.
Тәжірибелік жұмыс тапсырмалар мен жаттығулар:
Тапсырма 1.Төменде берілген пікірлерді талдаңыз, педагогикалық кәсіпке қандай ерекше талаптар қойылған. Өзіңіздің бастапқы пікіріңізді төмендегі сөздермен сәйкестендіріңіз (өз таңдауңызға қарай):
«Бұл мәселе туралы мен бұрын ойланғаным жоқ, бірақ бүгін …»;
«Менің ойымша бұл мәселеде ең маңыздысы болып …»;
«Менің пікірімше педагог кәсібіндегі ең маңызды құбылыс бұл …»
«Бұл мәселеде мені толғандарытан дүние …»;
«Педагог кәсібі арналған …»;
«Барлық пікірлермен таныса отырып, мен ойландым …»
«Қарастырылып жатқан мәселе, маған көмек берді …» және т.б.
Әл-Фараби: «Ұстаз… жаратылысынан өзіне айтылғанның бәрін жете түсінген, көрген, естіген және аңғарған нәрселердің бәрін жадында жақсы сақтайтын, ешнәрсені ұмытпайтын… алғыр да аңғарымпаз ақыл иесі…, мейлінше шешен, өнер-білімге құштар, аса қанағатшыл жаны асқақ және ар-намысын ардақтайтын, жақындарына да, жат адамдарына да әділ…, жұрттың бәріне… жақсылық пен ізгілік көрсетіп…қорқыныш пен жасқану дегенді білмейтін батыл, ержүрек болуы керек»
Я.А. Коменский: «Кім ғылымда табысқа жетіп, бірақ жақсы қасиеттерде артта қалған болса, ол табысты емес, керісінше, өте қателеседі»; «адамға сырттан ештеңені қосудың керегі жоқ, бірақ өзінің бойындағы қасиетті дамытып, анықтауы қажет»;
Л.Н.Толстой: «Егер мұғалім өз ісін ғана сүйсе, ол жақсы мұғалім. Егер мұғалім атаанасы сияқты оқушыны сүйсе, онда ол бүкіл кітапттарды оқып шыққан мұғалімнен де артық болады, бірақ өз ісіне де, оқушыға да сүйіспеншілік танытпайды. Егер мұғалім өз ісі мен оқушыға сүйіспеншілігін біріктірсе, онда ол кемел мұғалім»; «мұғалім өз ісіне деген сүйіспеншілікті оқушыға деген сүйіспеншілікпен ұштастыра алғанда ғана шын мәніндегі мұғалім болмақ».
В.А.Сухомлинский: «Мұғалімнің балаға махаббаты бұл баланың мұғалімге махаббаты ұғымына салынатын нәрсе, меніңше, бір адамның басқа адамның рухани байлығына таңырқауы, сүйсінуі…»; «мұғалімдік мамандық – бұл адамтану, адамның күрделі және қызықты, шым-шытырығы мол рухани жан дүниесіне үңіле білу. Педагогикалық шеберлік
пен педагогикалық өнер – ол даналықты жүректен ұға білу болып табылады»
Ы.Алтынсарин «Маған жақсы мұғалім бәрінен де қымбат, өйткені мұғалім – мектептің жүрегі»; «егер балалар бірдемені түсінбейтін болса, онда оқытушы оларды кінәлауға тиісті емес, оларға түсіндіре алмай отырған өзін кінәлауғатиіс»
А.Байтұрсынов: «Мектептің жаны – мұғалім. Мұғалім қандай болса, мектеп сондай болмақшы. Яғни, мұғалім білімді болса, ол мектептен балалар көбірек білім алып шықпақшы. Солай болған соң, ең әуелі мектепке керегі – білімді, педагогика, методикадан хабардар, жақсы оқыта білетін мұғалім».
Тапсырма 2.
Л.Н.Толстой атындағы Тула мемлекеттік педагогикалық университетінің педагогика кафедрасында А.А.Орлованың жетекшілігімен ғылыми әдебиеттерге жасалған талдау мен зерттеу нәтижелеріне сүйенсек, гуманистік бейімділікті ұстанған мұғалімдер маңызды кәсіби құндылықтар (құнды-мақсаттар) ретінде мыналарды ұсынады:
 мұғалім еңбегінің әлеуметтік маңызы (балаларға қажетті адам болу);
 мемлекет пен қоғамның болашағына ықпал ету мүмкіндігі (оқушыларда сыныптастарына, әлем халықтарына деген адамгершілік тәрбиені дамыту, өзінің өмірі, денсаулығы, елі мен туған табиғатына т.б. жауапкершілікпен қарауға үйрету);
 балалармен, ұжыммен, мүдделі тұлғалар мен ерекше адамдармен қарым-қатынас;
 мұғалім еңбегінің шығармашылық сипаты, педагогикалық іс-әрекетінің көпфункционалдылығы мен әрқилылығы;
 кәсіби еркіндік, тәуелсіздіктің жоғары дәрежесі, өзінің идеялары, ой-түсініктері, жоспарларын жүзеге асыру мүмкіндігі, өз бетімен зерттеу жұмысының басымдықтары;
 өздігімен жетілу және кәсәбі өсу мүмкіндіктері (Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность. – Тула, 2006. – С. 75–76).
Педагогтардың кәсіби құндылықтарын зерттеу нәтижелерімен келісесіз бе? Осы ұсынылған тізімді ары қарай жалғастыра аласыз ба? Өзіңіздің болашақ педагог ретіндегі құндылықтарыңызды сипаттайтын педагогикалық эссе жазыңыз. Жұмысты жазу барысында бағыт сілтеуші ретінде тапсырмада келтірілген материалды алыңыз.
Тапсырма 3.«Білім беру жағдайында тұлғаның даму факторлары мен жалпы заңдылықтары» тақырыбында ынтымақтастық (технология сотрудничества) технологиясымен сабақ дайындаңыз. И.И. Казимирская және А.В. Торохова ынтымақтастық технологиясы арқылы жұмыс жасаудың төмендегідей қадамдық алгоритмін ұсынады.
Қадам 1.Мақсат қою. (сабақ мақсаттары қою, топтық жұмыстың мақсаттарын қою, әр студенттің мақсатын қою)
Қадам 2. Ынтымақтастық технологиясымен жалпы танысу:
• жұмыстың ұйымдастыру ерекшеліктері;
• топтағы өзара әрекеттесу;
• рөлдерді бөлу, жауапкершіліктерін анықтау;
• топтағы қарым-қатынас
• топтағы жұмыстардың аяқталуы;
• топта жүргізілген жұмыстардың жалпы нәтижелері;
• ынтымақтастық технологиясымен өткізілген сабақ жұмысының жалпы нәтижелері.
Қадам 3.Топтарды анықтау (6-7 адамнан)
— Тұқым қуалаушылық
— Орта
— Тәрбие
— Тұлғаның белсенділігі мен іс-әрекеті
Қадам 4. Рөлдерді бөлу.
— Аналитикалық топ (барлық қатысушылар) — «Ғалым» (айғақтар, мысалдар, дәлелдемелер) — «Аналитик» (қорытындылар, жалпыламалар).
— «Редактор» (сөз мәтіні)
— Суретші-көркемдеуші (тірек-схемалар, көлемді модельдер т.б.) — Топ жетекшісі (рөлдер мен міндеттерді бөлу, жқмысты тексеру).
Қадам 5. Тапсырмаларды орындау бойынша нұсқама.
1. Топтың әр мүшесінің міндеттерін айқындап, рөлдерді бөлеміз.
2. Конспект, оқу материалдары мен басқа да дереккөздерді зерттейміз.
3. Негізгі ойды анықтаймыз (талқылау).
4. Рөлдерге сәйкес іс-әрекеттерді жасаймыз, тапсырмаларды орындаймыз (талқылау мен өзара жәрдем көрсету)
5. Бірлескен жұмыстың нәтижелерін рәсімдейміз.
6. Сөз сөйлейтіндердің реттілігін ойластырамыз (сөз сөйлейтіндердің саны, материал көлемі, материалды қорғау формасы).
7. Жүргізілген жұмыстың нәтижелерін көрсетеміз.
8. Жұмыс нәтижелерін талқылаймыз, қорытынды шығарамыз.
Қадам 6. Болжамды нәтижелерді анықтау.
1. Тақырыптың жалпы түсінігі;
2. Әрбір студенттің материалды терең меңгеруі;
3. Сөз сөйлейтіндердің мәтіндері (мысалдары мен дәйектемелері болу керек)
4. Тірек-схемасы, көлемді модель және т.б.;
5. Топтағы және сабақ барысындағы туындаған коммуникативтік ситуацияның жағымды ахуалы, атмосферасы;
6. Топ ішіндегі топшалардың шығып сөз сөйлегені, барлық қатысушылардың материалды ұғынуы;
7. Жасалған жұмыстың бағасы, коммуникативтік ситуациялары, белгілері. Қадам 7. Алынған нәтижелердің ұжымдық талқылануы.
Негізгі сұрақ: Талқыланып және қарастырылып жатқан фактор неліктен тұлғаның дамуындағы ең негізгі факторлардың бірі болып табылады?
Қадам 8.Жұмыс нәтижелерінің бағалануы, критерийлерді пайдалана отырып баға қою.
Қадам 9. Рефлексия
Бүгінгі сабақ маған көмектесті…
Сабақтағы ең күрделі болған мәселе…
Ынтымақтастық технологиясы мүмкіндік туғызды…
Сабақтың соңында мен мына нәрсені айтар едім…
Сабақтағы біздің жұмысымызды былай бағалауға болатын еді… Маған ұнағаны…
Тапсырма 4.
Профессор А.В.Хуторской екі өзара сәйкес білім беру парадигмаларының негізінде жатқан қарама-қайшы екі көзқарасты немесе құндылықты бейімділіктерді ұсынады: дәстүрлі және тұлғалық-бағдарлық.

Адам – дегеніміз балшық секілді. Ол – қалыптастырылушы педагогиканың үлгісі. Бұл жағдайда, адам өзінің бастапқы жаратылысынан («ақ қағаз») алыстап, онымен педагогикалық жұмыс жасауға материал болып саналады. Адам – тұқым, өзіндік генетикалық даму бағдарламасы бар. Бұл жағдайда, білім – адамның білімі, оның әуелгі баста тұқым секілді себілген және қоршаған ортаның ықпалымен жүзеге асырылып отыратын
жеке әлеуетті қасиеттерінің дамуы
А.В.Хуторскойдың адамның педагогикадағы және білім беру үдерісіндегі рөлі туралы ұсынған көзқарастарына талдау жасаңыз. Сіздіңше, қай көзқарас дұрыс? Өзіңіздің білім алу жүйесінде қай көзқарасты қабылдар едіңіз?
Тапсырма 5.Келесі жоспар бойынша өзін-өзі білімдендіруге бағытталған индивидуалды бағдарлама құрастырыңыз:
Қадам 1.Мәселенің сипаттамасы: болашақ педагог ретінде сіз өзіңізде не қалыптастырар едіңіз, қандай өзгерістер ендірер едіңіз?
Қадам 2. Мақсат қою. «Мен қалаймын…» сөйлемін жалғастыру арқылы нақты және анық мақсат құрыңыз.
Қадам 3. Өзіңіздің мүмкіндіктеріңізді бағалаңыз: Сіз қазіргі уақытта өз мақсатыңызға жету қай тұста екеніңізді бағалаңыз, оны мына тұзу сызықта белгілеңіз

Қадам 4.Мақсатқа жету амалдарын айқындау: мақсатқа жету үшін сіз не жасау керексіз? Баөылау мен бағалауға тиімді болу үшін нақты іс-әрекеттерді анықтаңыз. Әрбір ісәрекетіңізді уақытмен нақтылаңыз.
Қадам 5. Белгіленген ісіңізді жүзеге асыру: жоспарыңыздағы белгілеген тармақтарда бойынша өзін-өзі қадағалау мен өзін-өзі бағалау арқылы нәтижелеріңіздің жүзеге асқанын нақтылаңыз.
Қадам 6.Түзету: өзі-өзіңізбен жұмысыңыздың нәтижелеріне өажетті түзетулерді енгізіңіз. Егер ондай қажеттілік туындаса ғана түзету енгізуге болады. Қадам 7. Рефлексия:
• Өзін-өзі білімдендірудің мақсаты неде?
• Белгілі бір мақсатқа жетуді қалай жоспарлаған едіңіз?
• Неге қол жеткіздіңіз?
• Бұдан да жақсы нәтижелерге қол жеткізуге бола ма?
• Жеткен жетістігіңізбен қанағаттандыңызба?
• Өзін-өзі білімдендіру ұшін қандай мақсаттарды жүзеге асыру керек деп ойлайсыздар?
Қорытындылай келе болашақ мамандардың ақпараттық-коммуникациялық құзіреттілігін қалыптастыру барысында көптеген әдіс-тәсілдерді қолдана отырып, оларға түрлі тапсырмалар мен жаттығуларды жасата отырып, болашақ маман ретінде олардың біліктіліктері мен іскерліктерін дамыту маңызды болып саналады. Сабақ барысында мына әдістер кеңінен қолданылды: оқытудың проблемалық, хабарламалық, ізденістік (дәріс, әңгімелеу, түсіндіру, пікірталас, педагогикалық этюд, педагогикалық эссе, педагогикалық шығарма, реферат т.б.); репродуктивті (оқу материалын түсіндіру, мазмұндау, берілген үлгі бойынша тапсырмалар орындау, кесте құру); шығармашылық (педагогикалық жағдаяттарды талдау, оларды құрастыру, рөлдік және имитациялық жаттығулар, сабақтың сценарийін, жоспарын түзу, әр түрлі технологиялармен сабақ өткізу, мини-жоба жасау, оны қорғау, экспресс-сауалнама, бақылау күнделігін жүргізу және т.б. ), ақпараттық-коммуникациялық (компьютерлік бағдарламалармен жұмыс жасау, компьютердің стандарттық бағдарламалар арқылы (MS Word, MS Power Point, MS Excel және т.б.) шығармашылық (сөзжұмбақтар, викториналар, ребустар, тестік тапсырмалар ); жаппай, топтық, жұптық, жеке жұмыстар. Жоғарыда аталған әдіс-тәсілдер болашақ маманның жалпы білімдік, әлеуметтік – этикалық, арнайы кәсіби және ақпараттық-коммуникациялық құзіреттіліктерін қалыптастыруға қосатын үлесі зор.
Пайдаланылған әдебиеттер тізімі:
1 Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – С. 312.
2 Роберт, И.В. Теория и методика информатизации профессионального образования (психолого-педагогический и технооический аспекты) 2-ое издание, дополненное [Текст]/ И.В. Роберт. –М.: ИИО РАО, 2008. – 274 с.
3 Унгарбаева Ш.У. Жоғары мектептің білім беру үдерісінде ақпараттық және телекоммуникациялық технологияларды пайдалану тиімділігін арттырудың педагогикалық негіздері. 13.00.01. пед.ғыл.канд…дисс. Алматы, 2010.- 126 б.

С.Б. Бегалиева
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В этой статье рассмотрены проблемы профессиональной компетенции педагогов и рассморены возможности формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего специалиста.

S.B. Begalieva
FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS
This article deals with the problems of the professional competence of teachers and rassmoreny possibility of formation of information-communication competence of the future expert.

  • Рассказ прозрение сакен жунусов читать
  • Рассказ прозрение краткое содержание
  • Рассказ провинциалка 11 часть
  • Рассказ провинциал нам не подходит
  • Рассказ про ящерицу круглоголовка