Рассказ прыжок толстой основная мысль

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Толстой «Прыжок». Чему учит рассказ? Какой отзыв написать о прочитанном?

Какой отзыв написать о рассказе Льва Толстого «Прыжок»?

Чему учит рассказ Льва Толстого «Прыжок»?

Толстой «Прыжок». Чему учит рассказ? Какой отзыв написать о прочитанном?

2 ответа:



5



0

Рассказ Толстого «Прыжок» заставил меня переживать, поскольку на корабле сложилась экстремальная ситуация. Мальчик, сын капитана, вслед за обезьяной залез на самую верхушку мачты, и он наверняка бы разбился, если бы не действия его отца-капитана.

Мне очень понравился мудрый капитан, который верно оценил ситуацию и предпринял все, чтобы спасти сына. Именно отец заставил сына прыгнуть в воду, что и спасло ему жизнь. И только когда мальчик уцелел, капитан дал волю своим чувствам.

Поступок мальчика мне показался легкомысленным — он не смог вовремя остановиться и не справился со своими эмоциям. Мальчишеский задор чуть не стал причиной его гибели.

Рассказ мне очень понравился и сюжетом, и яркими персонажами, и даже озорная обезьянка не вызвала у меня антипатию. Я поняла, что это живое существо не виновато, поскольку не может мыслить разумно.

Рассказ учит нас в сложных ситуациях не поддаваться отчаянию, а искать путь к спасению. Нужно собраться с мыслями и найти верное решение, причем оно может быть нестандартным. Кроме того, рассказ учит нас всегда думать, прежде чем что-то сделать, владеть собой и не поддаваться эмоциям.



2



0

Недавно я прочитала рассказ «Прыжок».

Признаюсь, я очень сильно переживала за главного героя — мальчика, который полез за своей шляпой.

Обезьяна выхватила у мальчишки шляпу и взобралась на мачту. Она всячески кривлялась и дразнила мальчика, тот не выдержал и полез вслед за обезьяной. Мальчик мог бы разбиться, но его отец правильно среагировал на ситуацию и приказал ему прыгать в море. Благодаря этому мальчишка смог остаться в живых.

Рассказ нас учит не поддаваться своим эмоциям, прежде чем ввязываться в такие рискованные для жизни ситуации. Нужно сначала подумать и лишь потом принимать решение. Мальчик мог спокойно обойтись и без своей шляпы, но не смог совладать со своими эмоциями. Хорошо хоть все закончилось благополучно, ведь исход в этой истории мог быть намного печальнее.

Читайте также

Главная мысль рассказа «Пожар» Толстого непосредственно связана с действиями главных героев, то есть с сюжетом.

Главными героями являются дети: это девочка Маша — виновница трагедии, устроившая пожар; её младший брат Кирюша; и старший брат Ваня, спасший всех; а также их старенькая бабушка.

Главная мысль рассказа заключается в смелости Вани, который не побоялся огня, а побоялся гибели родных и в свои восемь лет повёл себя как взрослый и спас родных от гибели. А также в порицании Маши, девочка самовольно, когда бабушка уснула, разожгла костёр и чуть не погубила себя, маленького братика и бабушку.

Вывод такой, что нужно слушаться взрослых и нельзя детям играть с огнём. Нужно учить детей, к чему могут привести такие игры. А также, если трагедия случилась, то не паниковать, а наоборот стараться исправить ошибки свои и чужие, и помочь тому, кто очутился в беде, но сначала нужно рассчитать и свои силы, чтобы не погибнуть напрасно самому.

Мне эта книга Успенского о веселых приключениях школьницы Маши Филипенко очень понравилось. Однако нынешние дети ее могут не понять, поэтому желательно читать с кем-то, кто жил в Советском Союзе, чтобы объяснять некоторые моменты и слова — гороно, райком и т.д. Автор очень хорошо передал видение мира глазами главной героини. С одной стороны книга устарела ибо сейчас 21 век на дворе, а с момента написания этого произведения прошло более тридцать лет, но с другой стороны о нашей истории тоже интересно почитать и объяснить все детям. Произведение учит тому, что замалчивать проблемы и недостатки не стоит, их надо решать, а еще лучше не одному человеку, а сообща.

Отзыв к рассказу «Сухой хлеб»:

На днях я прочитала рассказ под названием «Сухой хлеб».

Этот рассказ меня заставил о многом задуматься, понять, что в жизни очень ценно иметь поддержку от своих родных.

Главный герой рассказа — мальчик Митя. ему всего-то семь лет, но ему очень жалко свою маму, которая тяжело работает на поле. Мама оберегает сына от тяжелой работы, жалеет его и хорошо о нем заботиться. Митя же мечтает как можно скорее вырасти, чтобы облегчить мамину работу.

Мальчик видит, что колоски ржи засохли и поэтому принимает решение помочь маме. он берет тяпку и начинает рыхлить землю, чтобы колоски могли питаться утренней росой.

К Мите присоединяются его учительница и ребята со школы и вскоре рожь оживает.

Рассказ нас учит быть трудолюбивыми и ответственными.

План к рассказу.

  1. Дети отправились в деревню к бабушке.
  2. Трудный путь через поле.
  3. Страхи детей.
  4. В гостях у бабушки.
  5. Детям становится скучно и они тайком уходят.
  6. Приближение грозы.
  7. Пожар в кузнице.
  8. Дети продолжают свой путь домой во время грозы и дождя.
  9. Незнакомый дедушка помогает детям добраться до дома.
  10. Председатель колхоза отчитывает отца детей за равнодушие.
  11. Дети рады, что они снова дома.

Вот мой отзыв.

Рассказ повествует о путешествии двух деревенских детей, старшей сестры и ее младшего брата, в другую деревню в гости к бабушке. Мне понравилось, что старшая сестра проявляет такую заботу о брате, несет его на руках, прикрывает голову своим платком. Но непонятно странное поведение детей, которые сбежали от бабушки, даже не поев блинов. Сестра пошла на поводу у брата, решив с ним вернуться домой. Этим они обидели бабушку. Началась гроза в поле, но дети не вернулись почему-то к бабушке. Они сильно промокли и были испуганы грозой. Спас их незнакомый дедушка, который донес их под дождем прямо до дома. Вот председатель колхоза поступил правильно, отругав отца детей за беспечное к ним отношение. Считаю, что нужно быть благоразумным в трудных ситуациях, не стоит рисковать, когда в этом нет необходимости.

Красочная миниатюра Тургенева «Воробей» о силе любви, которая способна даже маленькую птаху превратить в настоящего великана. Маленькая история о старом воробье, героически бросившемся на помощь своему маленькому птенцу и загородившему его от приближавшейся собаки.

Лев Николаевич Толстой – один из классиков русской литературы, известный всемирно своими произведениями. Много поучительных коротких рассказов он написал и для детей в стремлении в простой форме донести до подрастающего поколения мудрость и уроки жизни, которые в дальнейшем облегчат жизнь. Одним из таких одновременно поучительных и легких рассказов является короткое произведение под названием «Прыжок», которое написано простым языком и подходит для чтения в младших классах, но содержит в себе очень важные для понимания детьми и подростками уроки жизни.

Содержание рассказа «Прыжок»

Рассказ концентрируется вокруг одного события: прыжка в воду. Но обстоятельства, приведшие к этому прыжку, весьма интересны. Главным героем рассказа является сын капитана корабля, которого дразнит корабельная обезьянка. Животное ворует у мальчика шляпу и забирается с ней на мачту корабля. Вернуть головной убор можно, только направившись за ней, и мальчик бросается за ней, желая забрать у нее свою шляпу. Но обезьяна продолжает его дразнить и отступает выше, заставляя главного героя идти за ней, а в конце концов и вовсе вешает шляпу на перекладину, а сама устраивается на верхушке мачты и наблюдает.

Мальчик, добравшись до перекладины, вынужден делать выбор: отступить и оставить шляпу обезьяне, или же попытаться по перекладине дойти до ее кона и забрать свой головной убор. И, хотя идти по перекладине приходится без страховки, и риск упасть и разбиться о палубу довольно велик, сын капитана решает попробовать забрать шляпу. Когда он отпускает канат и встает на перекладину, на палубе начинается переполох, и, испугавшись, мальчик пошатывается. В этот момент на палубу выходит капитан с ружьем и под угрозой того, что застрелит сына приказывает ему прыгнуть. Мальчик слушается и прыгает в воду. Сына капитана вытаскивают из воды, а сам мужчина уходит в каюту и не сдерживает там слез.

Смысл рассказа «Прыжок»

Это произведение очень поучительно. Оно обращает внимание детей на то, с чем они постоянно сталкиваются, пока растут: на насмешки и желание быть лучше других. И, хотя в стремлении выделиться мы редко попадаем в те ситуации, когда ради достижения своей амбициозной ели нам приходится рисковать жизнью, Толстой в своем рассказе-были создает немного гиперболизированную ситуацию, чтобы сделать впечатления от прочитанного более яркими и позволить подрастающему поколению точно усвоить урок.

В рассказе также затрагивается тема провокаций и ответа на них. С провокациями мы также сталкиваемся довольно часто, но этот рассказ учит тому, что вестись на них не стоит. Стоит осмысливать каждое свое действие и лишний раз не идти на риск ради цели, которая того не достойна. И, кроме того, в рассказе прослеживается мысль о том, что далеко не все риски соизмеримы нашим целям, и иногда стоит не бояться показаться трусом или неуверенным в себе человеком, но отступить и поберечь себя.

В рассказе также затрагивается вопрос семьи и послушания. Мы можем сколько угодно говорить о глупости главного героя рассказа, но его беспрекословное послушание приказу отца, который может лучше оценить ситуацию и понимает весь риск положения, в котором оказался его ребенок, достойно уважения. При этом несмотря на то, что отец ребенка проявил себя как строгий и уверенный в себе человек на палубе, не показатель того, что в нем не было страха. Напротив, именно страх за сына заставил его действовать жестко и безапелляционно, принять быстро правильное решение и тем самым спасти своего ребенка. В то же время в каюте капитан дает волю своим эмоциям и не сдерживает слез от страха за ребенка, который он испытал, от любви к своему еще глупому, неопытному, по-юношески горячему сыну, который чуть было не погиб из-за какой-то глупой провокации.

Толстой Л., рассказ «Прыжок»

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа «Прыжок» и их характеристика

  1. Мальчик, сын капитана. 12 лет. Самоуверенный, решительный, смелый, обидчивый, стеснительный.
  2. Капитан. Решительный, находчивый, смелый.
  3. Обезьяна. Дурная, бестолковая, злобная.

План пересказа рассказа «Прыжок»

  1. Забавная обезьяна
  2. Шляпа мальчика
  3. Обезьяна на перекладине
  4. Мальчик на мачте
  5. Обезьяна вешает шляпу
  6. Мальчик бросает мачту
  7. Капитан с ружьем
  8. Прыжок мальчика
  9. Спасение и слезы капитана.

Кратчайшее содержание рассказа «Прыжок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. На палубе корабля большая обезьяна показывала забавные трюки.
  2. Она утащила шляпу мальчика и забралась на мачту
  3. Мальчик полез за обезьяной и на самом верху выпустил мачту
  4. Люди внизу перепугались и мальчик зашатался
  5. Капитан приказал ему прыгать в воду и мальчик прыгнул
  6. Мальчика подняли на борт и откачали, а капитан закричал.

Главная мысль рассказа «Прыжок»
Иногда, боясь показаться смешным, человек напрасно рискует своей жизнью.

Чему учит рассказ «Прыжок»
Рассказ учит не обращать внимание на глупые шутки и не обижаться на дураков и обезьян. Учит быть уверенным в себе, быть выше насмешек. Учит проявлять решительность и смелость, действовать быстро, по ситуации. Учит не потакать глупым шуткам.

Отзыв на рассказ «Прыжок»
Мне понравился этот рассказ, хотя поведение мальчика я не могу одобрить. Ему показалось стыдным, что обезьяна сорвала с него шляпу, и тем самым он словно уравнял себя и обезьяну, забыв, что человек всегда останется выше животного. А вот капитан поступил очень решительно и быстро. Только благодаря его действиям мальчик не разбился и все закончилось благополучно.

Пословицы к рассказу «Прыжок»
Что крестьяне, то и обезьяне.
Прощают обиду, но не позор.
На обиженных воду возят.
Не будь самоуверен, а будь в деле примерен.
Промедление смерти подобно.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Прыжок»
Один корабль возвращался домой после кругосветного путешествия. Народ на палубе смеялся над проделками большой обезьяны, которой казалось нравилось такое внимание людей и она веселилась еще больше.
Обезьяна подскочила к сыну капитана, мальчику двенадцати лет, и сорвала у него с голову шляпу.
Потом она ловко забралась на первую перекладину мачты и стала оттуда корчить мальчику рожи.
Матросы засмеялись, а мальчик покраснел. Он не знал что ему делать и стал ругать обезьяну. Но обезьяна принялась рвать шляпу и еще пуще дразнила мальчика.
Тогда мальчик полез на мачту и в минуту оказался на первой перекладине. Но обезьяна в то же время поднялась еще выше. Мальчик полез за ней, и очень скоро они забрались на самую вершину мачты.
Там обезьяна вытянулась во весь рост, ухватилась за веревку и повесила шляпу мальчика на самый край последней перекладины. А сама забралась на макушку мачты и оттуда стала корчить рожи.
Шляпа висела в двух аршинах от мачты и достать ее можно было только отпустив мачту и веревку.
Мальчик в азарте выпустил мачту и ступил на перекладину. Внизу все затаили дыхание. Если бы мальчик оступился и упал, он бы разбился о палубу.
Вдруг кто-то охнул и этот звук услышал мальчик. Он взглянул вниз и впервые испугался. Он зашатался на перекладине.
В эту минуту из каюты вышел капитан, отец мальчика. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидел мальчика и вскинул ружье.
«Прыгай сейчас же вниз!» — крикнул он и начал считать.
Мальчик ничего не понимал, но когда капитан крикнул: «Три», он прыгнул в воду.
Сразу несколько матросов бросилось за мальчиком и скоро втащили его на палубу. Мальчик закашлялся, у него изо рта хлынула вода и он начал дышать.
Капитан увидев это страшно закричал, словно его что-то душило, и убежал в каюту, чтобы никто не видел его слез.

Ответы на вопросы к рассказу «Прыжок»

  1. С чего началась эта история? Почему мальчик залез на мачту корабля? — Мальчик полез на мачту потому, что хотел вернуть шляпу. Ему было стыдно, что какая-то обезьяна издевается над ним.
  2. Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? — Когда все поняли, что мальчик может погибнуть и развлечение кончилось, люди внизу перепугались за жизнь мальчика. Думаю, многим хотелось пристрелить наглую обезьяну.
  3. Как находчивость капитана спасла мальчика? Почему капитан заплакал? — Капитан понял, что мальчик должен прыгнуть в море, чтобы не упасть на палубу и пригрозил ему ружьем. А заплакал он потому, что испытал сильное нервное потрясение.
  4. Какие эпизоды говорят о смелости мальчика, а какие о его самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии? — О смелости мальчика говорит то, что он ступил на перекладину и потом прыгнул в море. Об обидчивости и самолюбии говорит то, что он полез за обезьяной на мачту.
  5. Сравни тексты рассказов «Акула» и «Прыжок», что в них общего? — Общего в них находчивость и решительность взрослых, которые спасли жизни детей. И пренебрежение детей правилами безопасности, их самоуверенность.

Автор: Лев Николаевич Толстой

Название: «Прыжок»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: Опасный случай

Число страниц: 2

Главные герои и их характеристики:

  1. Мальчик – капитанский сын, резвый, быстрый, смелый, ловкий, бесстрашный
  2. Капитан – мудрый, умеет быстро принимать решения

О чем произведение:

Маленький мальчик едва не попал в большую беду из-за своей вспыльчивости и чрезмерной увлечённости.

Сюжет — краткое содержание:

На палубе корабля обезьяна развлекала матросов. Она украла шляпу у сына капитана. Мальчик полез за ней на мачту и забрался слишком высоко. Он легко мог упасть и разбиться. Из каюты вышел капитан и увидел своего сына. Мужчина взял ружье, крикнул мальчику, чтоб тот прыгнул в воду, иначе он его пристрелит. После того, как ребёнок упал в воду, несколько матросов прыгнули в море и спасли его. После того, как капитанский сын пришёл в себя, он убежал в каюту, чтоб никто не видел, что мальчик плачет.

Понравившийся эпизод:

Самый волнительный момент был, когда капитан кричал сыну, чтоб он прыгал в воду. Я очень переживала за мальчика, который мог разбиться о палубу. Я считаю, что именно капитан спас жизнь ребёнку.

План произведения для пересказа:

  1. Обезьяна и шляпа
  2. На мачте
  3. Страх
  4. Крики капитана
  5. Падение в воду
  6. Спасение мальчика

Главная мысль:

В любой ситуации важен контроль над эмоциями и желаниями, иначе это может обернуться трагедией.

Чему учит этот рассказ:

Рассказ учит контролировать свои эмоции, тщательно обдумывать свои действия.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Я очень рада, что всё закончилось хорошо, и мальчик не пострадал. Очень впечатлило, как отец смог быстро сообразить, что делать в этой ситуации.

Новые слова и выражения:

Мачта – высокий столб, часть парусного вооружения судна

Матросы – должность на гражданском флоте для младшей категории служащих, принадлежащих к палубной команде судна

Пословицы к произведению:

На задорном буяне всегда шкура в изъяне.

Если нрав горяч, жди неудач.

Море отважных любит.

Другие читательские дневники здесь

О чем рассказ прыжок

Этот рассказ о мальчике, сыне капитана судна, который полез на мачту за обезьяной, укравшей его шляпу. Все на палубе страшно перепугались, что мальчик упадет, ведь обезьяна повесила шляпу на дальний край перекладины. Что бы забрать свою шляпу мальчику пришлось бы отпустить канат и идти без страховки. На шум вышел капитан, отец мальчика, с ружьём. Он приказал сыну нырять в океан или застрелит. Мальчик нырнул. Его спасли, а отец ушел в каюту скрывая слезы.

Как я поняла рассказ

  1. Я думаю, что автор хотел донести до нас несколько мыслей:
  2. Не стоит поддаваться на провакации других людей. 
  3. Нельзя действовать необдуманно и рисковать своей жизнью из-за вещей и пустяков.
  4. Нужно рассчитывать свои силы и просить помощи, если понимаешь, что сам не справляешься.
  5. Родители всегда переживают и боятся за своих детей, хотят спасти их в любой ситуации.

Как я понимаю поступок отца

По-моему мнению, у мальчика было два выбора: пойти по перекладине, отпустив веревку и мачту. Один неосторожный шаг и мальчик разбился бы об палубу. Или дойдя до шляпы мог оступиться при развороте. Шансы на удачу были не высокие. Второй вариант — сыну капитана пришлось бы отступить и признать поражение. Это могло его опозорить и уронить в глазах окружающих. Могли пойти слухи, что он поддается на провакации, берется за дело, а потом пугается и отступает. Отец понял, что первый вариант убьет ребенка, а второй скажется на его самооценке и тоже опасен падением. Он решил спасти жизнь и честь своего ребенка. Он приказал прыгать, тем самым не оставил сыну шанса проявить трусость или упасть на палубу. Сын не мог ослушаться отца. Он прыгнул. Это охарактеризовали его как смелого человека и послушного сына. Отец очень испугался, но при этом он не мог поддаться чувствам — от его решения зависла жизнь мальчика и его честь. После благополучного  окончания истории, отец дал волю чувствам. Он плакал от страха потерять ребенка и от любви к нему. Родители несут ответственность за своих детей, а детям нужно слушаться и любить родителей.

 Автор и
эпоха:

Лев Николаевич
Толстой (1828-1910). Его произведения вошли в золотой писательский фонд
XIX
века. Принадлежал к богатому и знатному роду, был в родстве с князьями
Голицыными, Трубецкими, по матери – с А.С. Пушкиным. Много писал о детях и для
детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ
«Прыжок».

Жанр произведения:

Рассказ. Т.к.
действие происходит в короткие сроки (всего несколько минут описано) и
маленькое количество главных героев: мальчик, толпа и капитан. В отличие от
сказки (фантастического, придуманного повествования), рассказ — это правдивая
история, быль.

Тема:

Детство.
Взаимоотношение детей и взрослых. Воспитание детей на своем примере (будучи
сыном капитана, мальчик не мог позволить толпе смеяться над собой)

Проблема:

1.    
Конфликт между толпой на палубе корабля, «народом», скучающим
и ожидающим развлечений, и двенадцатилетним мальчиком, «сыном капитана»,
по воле случая оказавшимся в роли «обезьянки». Он вступил в борьбу не с
обезьянкой, а именно с толпой.

2.    
Дети часто стараются быть похожими на
своих родителей, особенно таких которые занимают какой-нибудь важный пост. И
стараются не ударить в грязь лицом и не подвести родителей.

3.    
Возраст ребенка. Автор не дал имя герою,
специально, чтобы показать, что это ребенок. Внутренние переживания
мальчика («он не знал, плакать ему или смеяться») и впервые
в отрочестве высокое чувство собственного достоинства, заставляющего героя
начать мальчишеское соревнование, переходящее в смертельно опасную игру.

Идея:

1.     Автор
призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам толпы. И
еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим
чадам, стараются защитить их от беды.

2.     Прежде
чем что-то делать, надо сопоставить цель с риском. Надо хорошо обдумывать свои
действия, не поддаваться сиюминутной обиде. Если случилась беда, то трезво
оценить все и найти выход, спрятав на время свои переживания, эмоции. Как это
сделал капитан.

3.     Нужно
ценить человеческую жизнь, особенно детскую, не деля детей на «капитанских» и
«матросских», иначе последствия могут быть необратимыми

Сюжет, его
элементы:

Концентрический:
все события разворачиваются вокруг одного конфликта (между толпой и мальчиком),
все подчинено причинно-следственным отношениям.

Экспозиция: «Один
корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ
был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех.
Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и
видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.»
Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и
физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений,
поэтому они, собравшись в кругу наблюдают за смешной обезьянкой.

Вот скажем если бы
была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не
полез бы на мачту.

Завязка:
«Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами
рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему
рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу».

Развитие
действия:
со слов: «Обезьяна села на первой
перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её». До слов:
«Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился,
глянул вниз и зашатался».

Кульминация:
«В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё,
чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и
закричал:

— В воду! Прыгай
сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался,
но не понимал.

— Прыгай, или
застрелю!.. Раз, два… — и как только отец крикнул: «три» — мальчик
размахнулся головой вниз и прыгнул.»

Развязка:
«Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть
его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд
через сорок — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили
и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась
вода, и он стал дышать.

Когда капитан
увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в
каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.»

Композиция: линейная

Пространство и
время:
действие разворачивается на палубе
парусного корабля, и происходит в течение нескольких минут.

Главные герои:

12-тилетний
мальчик сын капитана корабля:
Он хоть и
маленький, но самоуверенный, решительный, смелый, обидчивый. Полез спасать не
свою шляпу. А защищать свои честь и достоинство. Сильно испугался, когда
оказался на самом верху мачты. Но когда увидел отца испугался еще больше,
поверив, что отец выстрелит в него из ружья. Это значит, что отец человек
слова: сказал – сделал.  Мальчик смог преодолеть свой страх и прыгнуть в воду.

Капитан
— отец мальчика, решительный, находчивый,
смелый. В критический момент смог верно и быстро оценить обстановку и принять
правильное решение. Не поддающийся панике, но в тоже время любящий отец.

Народ-матросы
на палубе, которыми овладело что называется стадное чувство, и они в пылу
азарта потеряли рассудок и ради забавы рисковали жизнью человека. Не видя в нем
ребенка, а только сына капитана. Они ждали его реакции. Никто, ни один из них
не пошел против толпы. Никто не попытался его остановить, вразумить и
заступиться за мальчика.

Второстепенные
персонажи

Обезьяна: глупый
зверек, который выступил катализатором случившегося события. В конце автор не
говорит о ней ни слова. Это значит, что ее роль в произведении закончилась.   

Речь: в
рассказе всего несколько фраз, которые говорят мальчик и капитан

Мальчик: «Так не
уйдёшь же ты от меня!»

Капитан: «В воду!
Прыгай сейчас в воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю!.. Раз, два…»

Фразы короткие,
отрывистые. Это говорит, что оба героя были в эти моменты решительны и не
собирались отступать ни смотря ни на что.

Язык писателя,
тропы

Лексика:
нейтральная.

 Незнакомые
слова:

Профессионализмы:

Палуба — 
горизонтальное перекрытие на судне. Пол на судне. 

Мачта — Высокий
столб или высотное сооружение на кораблях для постановки парусов, наблюдения,
сигнализации, боевого управления и т. п.

Каюты —
 помещение на судне или корабле, оборудованное для проживания людей, а
также различных служебных целей (буфет, кают-компания и проч.).

Пушечное ядро —
снаряд для пушки в виде шара.

Историзмы:

Аршин — старая
рус. мера длины =71см

Разговорные слова:

Подманить —
подозвать к себе, с помощью приманки

Раззадорился —
ведет себя пылко, вызывающе.

Вдребезги – на
мелкие кусочки, в данном случае насмерть

Стилистические
фигуры:

Антитеза:
все смотрели и смеялись — замерли от страха. смеяться ли ему или плакать.

Риторическое
обращение:
Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал
мальчик и полез выше. 

Градация:
Мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной
на мачту.

Инверсия:
Секунд через сорок — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика.

Парцелляция:
В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю!.. Раз,
два… 

Эллипсис:
В воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю!..

Тропы:

Олицетворение:
корабль обошел

Эпитет:
тихая погода

Гипербола:
живо взобралась; громче стали смеяться; в одну минуту добрались до самого верха;
не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с
корабля в море; очень раззадорился

Сравнение:
Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море,

Метафора:
вдребезги разбился; закричал, как будто его что-то душило,

Перифраз:
замерли от страха; двадцать молодцов матросов.

  • Рассказ прыжок толстого льва николаевича толстого
  • Рассказ прыжок 3 класс
  • Рассказ про янтарь 2 класс
  • Рассказ прощание с матерой читать
  • Рассказ про яму и дядю вася