Рассказ пушкина станционный смотритель описание комнаты

Русский язык, 6 класс

Готов

Вопрос от
1189 дней назад

Срочно нужно описание комнаты в рассказе Станционный смотритель
А. С. Пушкин

Ответ от Ирина

1) Первый раз герой видит комнату:
Я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие.

2) Второй раз герой видит комнату (после того, как дуня уже уехала от отца) Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!

3) Описание зала в С-Петербурге, где жила Дуня с мужем, и куда приехал ее отец (Смотритель) : Смотритель, не отвечая, вошел в залу. «Нельзя, нельзя! — закричала вслед ему служанка, — у Авдотьи Самсоновны гости». Но смотритель, не слушая, шел далее. Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошел к растворенной двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя

Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя (Жилище Вырина)

Описание жилища Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель» встречается дважды. Рассказчику два раза довелось побывать в доме, где жил герой с дочкой. Он провёл там, не один час, потому смог его хорошенько рассмотреть и запомнить всю обстановку.

Первый раз это случилось в мае 1816 года. В дороге рассказчик промок под проливным дождём. Добравшись до станции, он поспешил переодеться и заказал горячего чаю. Пока смотритель переписывал подорожную, он рассматривал его небогатую обитель. Она была скромной, но чистой и опрятной. Везде чувствовалась женская рука дочери Самсона – красавицы и умницы Дуни. На подоконниках стояли цветочные горшки, в которых рос бальзамин. Кровать украшали пёстрые занавесочки. Разные другие милые предметы делали комнатку уютной. Хозяйскую часть прикрывала от той, где принимали путешественников, перегородка.

Однако особое внимание привлекали к себе картинки, висевшие на стенах комнатки. Все вместе они представляли собой историю евангельской притчи о блудном сыне. На первой изображался пожилой мужчина, благословляющий молодого человека и дающий ему мешок с деньгами. На второй картинке была ярко передана развратная жизнь юноши вдали от родной земли: веселье, пьянки, ложные друзья и бесстыжие женщины. На третьей – тот же юноша, но уже не в красивом наряде, а в рубище и треуголке. Он пас свиней и кушал то же, что и они. Лицо его выражало раскаяние и глубокую печаль. Наконец, на последней картине художник нарисовал возвращение блудного сына: старик почтенных лет выбегает встречать юношу, а тот падает перед ним на колени. Под каждой картинкой имелись неплохие стихи на немецком языке.

Второй же раз на станцию, где занимал должность станционного смотрителя Самсон Вырин, обстоятельства привели рассказчика через несколько лет. На стенах помещения висели те же картинки. Нехитрая мебель (то есть стол и кровать) находилась на прежних местах. Однако эту обитель уже нельзя было назвать смиренной и опрятной. С окон исчезли цветы. Все обветшало и выглядело как-то небрежно. Да и сам хозяин спал не под одеялом, а под тулупом.

С тех пор, как дочь Дуня, на которой держался весь дом, уехала с офицером, Вырин сильно изменился и пристрастился к водке, чтобы заглушить душевную боль. Очень постарел и сгорбился. Его мало что уже интересовало. Жизнь ему казалась бессмысленной, поэтому за домом он совершенно не следил.

Вариант 2

В повести «Станционный смотритель» смиреной обителью рассказчик назвал жилище Самсона Вырина. Её описание важно для восприятия смысла произведения. Особенно символичны в обители персонажи картин из истории жизни блудного сына, которые украшали её стены и сразу бросались в глаза посетителям.

На первой из них изображён отец, который провожает своего сына с мешком денег в путь из родного дома. На следующей картине юноша пирует в обществе своих друзей и непорядочных женщин. Далее – он в бедной одежде и грустный, промотав уже всё состояние, пасёт свиней. Итогом приключений сына является возвращение домой к отцу. Раскаявшись в своём неправильном поведении, он стоит перед ним на коленях, а отец  радуется встречи с сыном.

Вся обстановка в жилище смотрителя была простой и скромной. Комнату оживляли кровать с пёстрой занавеской и горшки с бальзаминами. Всё в доме дышало чистотой и уютом, во всём чувствовалась женская рука.

Как выяснилось позже, у Самсона не было жены, он давно овдовел. Всем хозяйством в доме занималась его проворная четырнадцатилетняя дочь Дуняша — красавица и умница.  Она не только следила за порядком в обители, но и помогала  отцу принимать   постояльцев, готовила еду и ухаживала за всеми. Благодаря очаровательной Дуняши, гости с удовольствием посещали гостеприимную обитель Вырина.

Через несколько лет обстоятельства вновь привели рассказчика в дом станционного смотрителя. Те же самые картинки украшали стены обители; небогатые предметы мебели стояли на  прежних местах, но с окон исчезли цветы. Всё говорило о бедности и запущенности жилища. От чистоты и уюта не осталось и следа. Таким же неухоженным  выглядел и хозяин обители. Он очень постарел: его давно небритое лицо было изборождено  глубокими морщинами, а спина сгорбилась. Жизнь Самсона потеряла смысл из-за невесёлых событий,  которые с ним произошли.  Его прекрасная Дуняша почти повторила судьбу блудного сына, изображённого на картинках обители. Несколько лет назад она тайно от отца сбежала из дома с проезжим гусаром. Дуняша променяла скромное жилище на роскошные апартаменты в Петербурге и забыла о  существовании бедного родителя.

Позже рассказчик узнал, что Самсон, в отличие от персонажа на картинках, так и не дождался возвращения в родную обитель своей любимой ненаглядной дочери. Он умер от горя, тоски и одиночества. Дуня всё-таки приехала к отцу с покаянием, но было уже поздно.

Таким образом, картинки с библейским сюжетом на стенах обители не случайны. Они являются напоминанием всем неблагодарным детям  о своих родителях.

Сочинение Жилище Вырина (дом)

Жилище станционного смотрителя Вырина предстает перед нами как смиренная, но опрятная обитель. В ней чувствуется присутствие женской руки. Ведь уют в жилище был создан Дуней – дочкой станционного смотрителя. Она сама и стол накрывала, и самовар ставила. Символами бережного ухода служат в обители цветочные горшки с комнатными растениями и пестрая занавеска, которая простую кровать отделяла от всего остального помещения. Однако, люди здесь живут очень скромно, даже немного бедно.

Особое внимание привлекают висящие в доме картины, которые написаны на темы библейских сюжетов. На одной из них изображено прощание отца с сыном, на другой – пиршество, на котором сын развлекается, на третьей – уже повзрослевший, но разорившийся отпрыск пасет свиней, чтобы хоть как – то заработать еду, а на четвертой – встреча сына с отцом. Понятно, что сюжет этих картин описывает библейскую историю о блудном сыне. Возможно, рассказчик это задумал с той целью, чтобы провести аналогию древней истории с историей, описанной в повести.

Как мне кажется, что эти картины в этом доме не должны были находиться. Ведь девочка на них ежедневно смотрела, и, возможно, именно сюжет картин непроизвольно подтолкнул Дуню к побегу от своего отца. Да и отец после того, как сбежала дочь, глядя на свои картины, все ждал ее возвращения, ее раскаяния. И, скорее всего, ему становилось легче от таких мыслей. Картины в повести сыграли некую побуждающую к определенным действиям роль.

При повторной встрече рассказчика с хозяином жилища обитель предстает такой же постаревшей, как и он сам. Вырин описывается как усталый, небритый и морщинистый. Раз уж ему и за собой не хотелось ухаживать, то о цветах в горшках тем более заботиться он не желал. Неряхой он, конечно, не был. Просто не было у него стимула для того, чтобы и себя и дом содержать в достойном виде. Ведь гости в его доме были очень редко, да и те незваные.

Я считаю, что именно присутствующие в жилище картины сыграли немаловажную роль в поступке Дуни. Они должны были указать ей на то, что не стоит делать в своей жизни и предостеречь от необдуманного поступка. Но, к сожалению, подсознание молодой девушки сработало иначе, тем самым приведя к печальным последствиям.

Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя

Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему Герда победила Снежную королеву? 5 класс

    В сказке Ганса Христиана Андерсона «Снежная королева» главными героями являются маленькие детишки: мальчишка Кай и девочка Герда. Дети уже давненько дружили и весь свой досуг проводят совместно, играют, выращивают розочки на подоконнике

  • Сочинение История жизни Петра Гринева (Капитанская дочка)

    Петр Гринев — это главный герой исторического произведения Александра Пушкина «Капитанская дочка». Повествование идет от лица главного героя, поэтому образ Гринева не статичен, а показан в развитии. Из чего состоит история жизни героя?

  • Сочинение О культуре общения

    Людям свойственно общаться, ведь это их естественная потребность. Можно, конечно, жить в одиночестве, или ограничивать свое общение, но это будет не совсем правильно и верно. Ведь человек существо социальное

  • Адресаты любовной лирики Пушкина 9 класс сочинение сообщение

    Ни один из поэтов в русской литературе не обошел в своем творчестве тему любви, которая раскрывает собственные переживания, вымышленные связи или наблюдения со стороны.

  • Сочинение на тему Правила дорожного движения

    С тех пор, как человек изобрёл колесо, началась эра сначала двухколесного, а потом трёх- и четырёхколёсного транспорта. С каждым годом машин на улицах городов становится всё больше и больше

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя

Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя

Обстановка в данной обители достаточно аскетична. Первое, что видит рассказчик – простенькая кровать, пестрая занавеска, цветочные горшки. Они служили символом бережного ухода. Да только вот в ту пору, когда Вырин уже пережил трагедию, цветов уже не было. Это намек на ветхую небрежность.

Следующее, что бросилось в глаза – это картины. На первой из них отец прощается с отпрыском, на второй происходит пиршество и данный сын предается развлечениям, а на третьей уже разорившееся взрослое чадо пасет свиней, чтобы выжить в этом мире, заработать на пропитание. Что же касается четвертого полотна – там парень уже вернулся пред ясные очи родителя. Нетрудно догадаться, что это история о блудном сыне.

Тем не менее, отец изображается  радостным. Возможно, таким бы был и герой, если бы отношения с дочерью сложились иначе. Кстати, Самсон не знал, что дочь после его смерти все же воротилась с раскаянием. Это также некий символ.

Автор характеризует жилище как «смиренное и опрятное». Несмотря на то, что персонаж не особо озабочен аккуратностью, женская рука все же чувствуется – растения радуют глаз. Мало того, даже занавеска не серая, а яркая. Этот факт также вносит некую нотку позитива. Чувствуется некая бедность. Неудивительно, ведь на смотрителя обрушивается больше упреков, чем барышей.  В свое время уют создавала Дуня. Накрывала на стол, ставила самовар, убиралась. А теперь отец живет «как придется», ему некогда наводить красоту. Да и желания нет.

Ситуация с картинами двояка. С одной стороны, им бы вовсе не нужно было находиться в этом доме. Если рассматривать воспитательный момент, то они могли повлиять на подсознание девочки, и история с полотна повторилась в реальности. С другой стороны, это может быть лишь надумыванием.

Примечательно, что когда рассказчик встретился со смотрителем во второй раз, обитель начала стареть вместе с хозяином. Морщины, усталость, небритость – все это выражалось на портрете самого Вырина.  Нет, героя нельзя назвать неряхой. У него просто не было стимулов для того, чтобы следить за собой и жилищем. Зачем, если практически никто не переступает порог его дома, кроме редких, незваных гостей. А ради незваных и прихорашиваться нечего…

2 вариант

Смиренная, но опрятная обитель — так сам рассказчик называет жилище этого самого станционного смотрителя. Там, всё-таки, чувствуется женская рука. Глаз «отдыхает» на комнатных растениях, на пестрой занавеске, которая отделяет кровать от остального помещения. Всё не просто так! Но в то же время люди живут тут скромные, немного бедные. Так и получалось, что смотритель зарабатывает больше попреков, чем денег. Уют создавала дочка смотрителя – Дуня. Она и самовар ставила, и на стол накрывала. Была поразительно красива, но автор уже в первую их встречу, когда девочке было лет четырнадцать, заметил точно, что она кокетлива. Если она не бросит привычки пользоваться своей красотой, то в старшем возрасте у неё могут начаться романы и проблемы. Соответственно, головная боль у её отца.

Так вот, дома у них висели картины на библейский сюжет. Возможно, автор это сам придумал, чтобы привести аналогию с той древней историей, ведь в его повести почти всё так же. Или он боялся, что его обвинят в плагиате… Но нет, он мог бы просто упомянуть эти историю, а тут картины! Про блудного сына. Как он ушел, всё потерял и вернулся.

Думаю, что такие картины не должны были висеть в доме у этого человека. Конечно, они могли быть предостережением, но ведь девочка смотрела на них, росла, даже уже не смотрела, но впитала в себя такую «программу», что надо сбежать, забыть отца, а после вернуться. Но не знала, что может быть уже поздно… Это ведь всё подсознание! Хорошо, что у них не было картины, на которой царь убивает сына, а в данной ситуации – дочь.

Когда Дуня сбежала, то её отец ведь тоже смотрел на эти картины, ждал, наверное. Утешал себя мыслью о том, что она раскается и вернётся. Неужели, она не могла и весточки ему отправить? Записку в два слова, что всё хорошо. Мне кажется, что это влияние таких картин. Ей нужно было объяснить, что вот так поступать нельзя, а то они висели, как руководство к действию.

Думаю, что на второй встрече с рассказчиком обитель его тоже «постарела», как и он сам. В повести особого внимания этому не уделяется, а больше говорится о портрете смотрителя: морщины, усталость, небритость… Если ему не хотелось даже побриться, то будет он за цветами в горшках ухаживать? Точно нет. И мужчины на это внимания не обращают.

В общем, по-моему, картины сыграли неправильную роль. Они должны были предупредить Дуню, а настроили её, наоборот, на сценарий блудного сына. Мне жаль героев очень сильно.

Сочинение Жилище Самсона Вырина

Известно, как важны в литературном произведении психологический портрет героя, пейзаж и прочие различные лирические отступления. Для понимания внутреннего мира персонажа важно также и описание его жилища.

В повести «Станционный смотритель» внешний вид жилища заглавного героя, Самсона Вырина, передано через восприятие автора-рассказчика. Он называет дом смотрителя обителью, что создает ассоциации с уединенной монашеской жизнью, добавляется еще и эпитет «смиренный», то есть кроткий, скромный. Но несмотря на эту уединенную, почти отшельническую жизнь, рассказчик замечает незапущенность, опрятность жилища, поддерживаемую, конечно же, Дуней, прекрасной дочерью смотрителя.

Первое, что замечает герой, это картинки, изображающие центральную библейскую притчу – притчу о блудном сыне. Четыре эпизода: уход сына из дома отца; его пиршества и увеселения; его разорение и работа пастухом; возвращение в родительский дом и раскаяние. Как мы знаем, Дуня тоже покинет отца, а после будет оплакивать его могилу, поэтому неспроста наше внимание обращено на эту художественную деталь. Следующее, что замечает рассказчик, это «горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою», еще раз подчеркивающие аскетизм убранства жилища станционного смотрителя.

Во время второго посещения домика станционного смотрителя, которое произошло через несколько лет, герой обращает внимание на те же детали, что и в прошлый раз, но он находит в них перемену. Хотя все вещи и оставались на прежних местах, но «на окнах уже не было цветов», ощущалась «ветхость и небрежение». Изменения в душе героя, в его обычном порядке жизни сказались и на месте его проживания. Станционный смотритель, с утратой Дуни, не имеет смысла жизни, больше не радуется ей, поэтому символ возобновляющейся жизни – цветы – теперь отсутствует. Теперь в доме не хозяйничает милая Дуняша, украденная коварным гусаром Минским, поэтому дом не чист, не опрятен, и сам Вырин теперь накрывается не одеялом, а тулупом.

Таким образом, описание дома смотрителя, пусть и в нескольких предложениях, но дает нам лучше понять и прочувствовать состояние и положение героя и даже предугадать сюжет.

6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя

Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Взаимоотношения людей

    Коммуникации в современном обществе существуют в самых разных формах, но самая главная из них – это социальные общение. Иметь возможность обмениваться информацией, делиться опытом, давать советы или же просто

  • Сочинение Как я научился ездить на велосипеде

    Я был в возрасте 9 лет, когда я научился ездить на велосипеде. Учился я тогда в третьем классе и большинство из моих одноклассников уже умели кататься. Когда-то давно родители мне купили небольшой велосипед

  • Сочинение-описание по картине Березовая аллея Грабаря

    Среди огромного количества картин известных русских художников пейзаж с изображением зимнего времени года с ясными морозными деньками занимает одну из первых позиций.

  • Характеристика и образ Марьи Гавриловны в повести Метель Пушкина сочинение

    В процессе повествования нас знакомят с Марьей Гавриловной, красивой молодой девушкой, дочерью знатного помещика Гаврилы Гавриловича. З

  • Характеристика Татьяны в рассказе Муму и ее образ сочинение по Тургеневу

    Татьяна одна из второстепенных героинь рассказа Тургенева «Му Му». Автором она представлена 28 летней прачкой, которая не покладая рук трудится у одной из московских барынь

«Повести Белкина» по праву считаются блестящим экспериментом Пушкина в малых прозаических жанрах. Писатель смело пробует различные художественные формы и приемы. Особенно важно в «Станционном смотрителе» описание комнаты Самсона Вырина: оно является примером того, как интерьер помогает автору раскрыть образ героев произведения, создать их психологический портрет.

Оглавление:

  • Трагический рассказ
  • Возвращение дочери
  • Блудный сын
  • Элементы домашнего уюта
  • Драматические перемены

А. С. Пушкин

Краткое содержание повести

Повествование ведется от первого лица и начинается с того, как рассказчику из-за сильной жары пришлось остановиться на небольшой станции и поменять лошадей. У смотрителя этого места была 14-летняя дочь Дуня, которая отличалась необыкновенной красотой.

«Повести Белкина»

Благодаря своему очарованию и обходительности она помогала отцу в его работе, особенно в общении с сердитыми клиентами. Девушка произвела очень приятное впечатление на автора, он долго не мог забыть эту встречу.

Через несколько лет ему снова довелось побывать на той же станции. Рассказчик поразился переменам в жилище смотрителя и в самом мужчине, который выглядел постаревшим и несчастным. За бокалом рома тот поведал ему печальную историю, которая превратила его в больного старика.

Трагический рассказ

Год назад на станцию приехал молодой гусар Минский. Из-за его внезапной болезни Дуне пришлось заботиться о нем несколько дней. Когда же он выздоровел, наступило воскресенье, и Дуня собиралась к обедне. Гусар предложил довести ее, однако из церкви девушка не вернулась домой. Расспросы свидетелей на соседней станции позволили предположить, что Минский увез Дуню в Санкт-Петербург. Страшное известие привело к тому, что смотритель заболел. Едва выздоровев, он отправился на поиски любимой дочки.

«Станционный смотритель»

Придя по адресу к гусару Минскому, отец Дуни потребовал от него объяснений. Тот лишь сказал, что не вернет ему девушку, она будет счастлива с ним. Он пытался откупиться от старика крупной суммой.

Смотритель, обескураженный таким приемом, попытался поговорить с самой Дуней. Когда девушка увидела в дверях комнаты своего отца, она без чувств упала на ковер. Гусар, сильно разозлившись на старика, грубо выгнал его из дома. С тех пор смотритель жил одиноко, оплакивая свою дочку и потерянное домашнее счастье.

Возвращение дочери

История осиротевшего отца

История осиротевшего отца оставила глубокий след в душе рассказчика.

Через несколько лет он решил еще раз доехать до станции и узнать, как поживает его знакомый. Приехав туда, он узнал, что старый смотритель спился и умер около года назад.

Рассказчик попросил отвести его на кладбище. Крестьянский мальчик проводил его и заодно рассказал о том, что недавно какая-то красивая барыня с детьми приезжала на кладбище. С глубокой скорбью она легла рядом с могилой и долго плакала. Так рассказчик узнал, что Дуня раскаялась в своем поступке и оплакивала отца.

Смиренная, но опрятная обитель

Первое описание комнаты смотрителя относится ко времени посещения автором станции в начале повести. Помещение произвело на него приятное впечатление: скромное, небольшое, но чисто убранное место. «Обитель», как называет комнату Пушкин, навевает воспоминания о монашеской келье, где уединенно и мирно живут люди.

Жизнь героя

Эпитет «смиренная» означает «лишенная гордости, высокомерия». Это качество вполне сочетается с рассуждениями Пушкина о трудной доле станционных смотрителей, их непростой жизни, унизительном положении.

Смирение стало, можно сказать, характерной чертой этой профессии. Жилище Самсона Вырина было смиренным, то есть простым, небогатым, без претензий на моду или какой-то шик.

В то же время комната была опрятной, то есть чистой, прибранной, аккуратной. Уставший и сердитый посетитель навряд ли отдавал себе в этом отчет, но наверняка эта опрятность оказывала на него умиротворяющее, успокаивающее действие. В интерьере комнаты можно выделить следующие яркие детали:

  • серия картинок на тему библейской истории о блудном сыне;
  • горшок с бальзамином на окне;
  • кровать с пестрой занавеской.

Эти простые неброские предметы позволяют автору воссоздать атмосферу жилища, понять взаимоотношения героев и их характеры.

Блудный сын

Дочь и отец

Подробное описание картин не ставит целью ознакомить читателя с библейским сюжетом. Современники Пушкина были в той или иной степени знакомы со Священным Писанием. Цель автора заключается в другом:

Судьба Дуни

  1. Такая деталь обстановки снова указывала на ее простоту, ведь подобные картинки украшали жилища бедных сословий в противоположность живописным полотнам, которые заказывали богачи. Их можно сравнить с современными плакатами или постерами.
  2. Картины, изображавшие историю блудного сына, пророчески указывают на то, что в итоге произошло в повести. Такой прием часто употреблялся писателем (вспомнить хотя бы сон Гринева во время метели). Дочь смотрителя, как и блудный сын, поспешила покинуть дом своего отца, влекомая мечтами о неизвестной и волнующей жизни, полной удовольствий.

Но судьба Дуни все же отличалась от участи блудного сына. Если юноша из притчи, попав в тяжелое положение, когда закончились деньги и все друзья бросили его, раскаялся и вернулся домой к прощающему отцу, то в истории Пушкина несчастный родитель так и не дождался своей дочери.

Судьба Дуни сложилась не так уж плачевно. У нее появились дети и семья, но она так и не увидела отца живым после своего побега. Наверное, всю жизнь она страдала муками совести из-за того, что без отцовского благословения ушла из дома и стала виновницей его гибели. Только спустя много лет, когда отец умер, она пришла отдать дань раскаяния на его могилу.

Элементы домашнего уюта

Такая трогательная деталь, как горшок с цветком, говорит о том, что дочь любила своего отца и дом, старалась сделать приятной обстановку в скромном жилище. Это вполне согласуется с ее характером, описанным автором.

Свадьба с гусаром Минским

Своими дружелюбными манерами и улыбкой Дуня умела усмирить гнев недовольных путешественников, сделать их нахождение на станции приятным и желанным.

Об этом же говорит читателю и пестрая занавеска на кровати. Она делает комнату ярче и веселее. Это такие простые и милые попытки создать домашний уют, сделать скромное жилище красивым для хозяев и гостей.

Драматические перемены

Совершенно другая картина предстает перед автором, когда он приезжает на станцию во второй раз. Вроде бы не изменилась общая обстановка, но пропали все предметы, указывавшие на присутствие заботливой и любящей хозяйки. Путешественник сразу же узнал картинки на стенах, кровать и стол также находились на прежних местах.

Горе отца

Тревожные перемены заключались в отсутствии уюта. Нет больше цветов на окнах, пропали красивые занавески. Без девушки станция стала совсем ветхой и неопрятной. Запущенная и пыльная комната производит поистине шокирующее впечатление на автора. Видно, что в доме не хватает хозяйской руки, которая бы вносила жизнь в простой быт.

Изменился и хозяин станции. При знакомстве Самсон Вырин произвел приятное впечатление на рассказчика. Он был бодрым и сильным мужчиной лет пятидесяти, который радовался жизни и гордился своей прелестной дочерью. Активный и веселый, в чистом зеленом сюртуке, грудь которого украшали медали, — таким он запомнился герою.

Но на этот раз Самсон Вырин не вышел встречать приезжего, он спал под старым тулупом. В нем пропал интерес к происходящему. Сильно поседевший, с глубокими морщинами на небритом лице, он из бодрого мужчины превратился в слабого старика, убитого своим горем.
Пушкин добивается того, что сравнение описаний одной и той же комнаты в разные периоды помогает понять характеры героев и их взаимоотношения, прочувствовать глубину постигшей их трагедии.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя

Описание жилища Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель» встречается дважды. Рассказчику два раза довелось побывать в доме, где жил герой с дочкой. Он провёл там, не один час, потому смог его хорошенько рассмотреть и запомнить всю обстановку.

Первый раз это случилось в мае 1816 года. В дороге рассказчик промок под проливным дождём. Добравшись до станции, он поспешил переодеться и заказал горячего чаю. Пока смотритель переписывал подорожную, он рассматривал его небогатую обитель. Она была скромной, но чистой и опрятной. Везде чувствовалась женская рука дочери Самсона – красавицы и умницы Дуни. На подоконниках стояли цветочные горшки, в которых рос бальзамин. Кровать украшали пёстрые занавесочки. Разные другие милые предметы делали комнатку уютной. Хозяйскую часть прикрывала от той, где принимали путешественников, перегородка.

Однако особое внимание привлекали к себе картинки, висевшие на стенах комнатки. Все вместе они представляли собой историю евангельской притчи о блудном сыне. На первой изображался пожилой мужчина, благословляющий молодого человека и дающий ему мешок с деньгами. На второй картинке была ярко передана развратная жизнь юноши вдали от родной земли: веселье, пьянки, ложные друзья и бесстыжие женщины. На третьей – тот же юноша, но уже не в красивом наряде, а в рубище и треуголке. Он пас свиней и кушал то же, что и они. Лицо его выражало раскаяние и глубокую печаль. Наконец, на последней картине художник нарисовал возвращение блудного сына: старик почтенных лет выбегает встречать юношу, а тот падает перед ним на колени. Под каждой картинкой имелись неплохие стихи на немецком языке.

Второй же раз на станцию, где занимал должность станционного смотрителя Самсон Вырин, обстоятельства привели рассказчика через несколько лет. На стенах помещения висели те же картинки. Нехитрая мебель (то есть стол и кровать) находилась на прежних местах. Однако эту обитель уже нельзя было назвать смиренной и опрятной. С окон исчезли цветы. Все обветшало и выглядело как-то небрежно. Да и сам хозяин спал не под одеялом, а под тулупом.

С тех пор, как дочь Дуня, на которой держался весь дом, уехала с офицером, Вырин сильно изменился и пристрастился к водке, чтобы заглушить душевную боль. Очень постарел и сгорбился. Его мало что уже интересовало. Жизнь ему казалась бессмысленной, поэтому за домом он совершенно не следил.

Сочинение Жилище Самсона Вырина

Известно, как важны в литературном произведении психологический портрет героя, пейзаж и прочие различные лирические отступления. Для понимания внутреннего мира персонажа важно также и описание его жилища.

В повести «Станционный смотритель» внешний вид жилища заглавного героя, Самсона Вырина, передано через восприятие автора-рассказчика. Он называет дом смотрителя обителью, что создает ассоциации с уединенной монашеской жизнью, добавляется еще и эпитет «смиренный», то есть кроткий, скромный. Но несмотря на эту уединенную, почти отшельническую жизнь, рассказчик замечает незапущенность, опрятность жилища, поддерживаемую, конечно же, Дуней, прекрасной дочерью смотрителя.

Первое, что замечает герой, это картинки, изображающие центральную библейскую притчу – притчу о блудном сыне. Четыре эпизода: уход сына из дома отца; его пиршества и увеселения; его разорение и работа пастухом; возвращение в родительский дом и раскаяние. Как мы знаем, Дуня тоже покинет отца, а после будет оплакивать его могилу, поэтому неспроста наше внимание обращено на эту художественную деталь. Следующее, что замечает рассказчик, это «горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою», еще раз подчеркивающие аскетизм убранства жилища станционного смотрителя.

Во время второго посещения домика станционного смотрителя, которое произошло через несколько лет, герой обращает внимание на те же детали, что и в прошлый раз, но он находит в них перемену. Хотя все вещи и оставались на прежних местах, но «на окнах уже не было цветов», ощущалась «ветхость и небрежение». Изменения в душе героя, в его обычном порядке жизни сказались и на месте его проживания. Станционный смотритель, с утратой Дуни, не имеет смысла жизни, больше не радуется ей, поэтому символ возобновляющейся жизни – цветы – теперь отсутствует. Теперь в доме не хозяйничает милая Дуняша, украденная коварным гусаром Минским, поэтому дом не чист, не опрятен, и сам Вырин теперь накрывается не одеялом, а тулупом.

Таким образом, описание дома смотрителя, пусть и в нескольких предложениях, но дает нам лучше понять и прочувствовать состояние и положение героя и даже предугадать сюжет.

6 класс

Краткое содержание повести

Повествование ведется от первого лица и начинается с того, как рассказчику из-за сильной жары пришлось остановиться на небольшой станции и поменять лошадей. У смотрителя этого места была 14-летняя дочь Дуня, которая отличалась необыкновенной красотой.

Благодаря своему очарованию и обходительности она помогала отцу в его работе, особенно в общении с сердитыми клиентами. Девушка произвела очень приятное впечатление на автора, он долго не мог забыть эту встречу.

Через несколько лет ему снова довелось побывать на той же станции. Рассказчик поразился переменам в жилище смотрителя и в самом мужчине, который выглядел постаревшим и несчастным. За бокалом рома тот поведал ему печальную историю, которая превратила его в больного старика.

Трагический рассказ

Год назад на станцию приехал молодой гусар Минский. Из-за его внезапной болезни Дуне пришлось заботиться о нем несколько дней. Когда же он выздоровел, наступило воскресенье, и Дуня собиралась к обедне. Гусар предложил довести ее, однако из церкви девушка не вернулась домой. Расспросы свидетелей на соседней станции позволили предположить, что Минский увез Дуню в Санкт-Петербург. Страшное известие привело к тому, что смотритель заболел. Едва выздоровев, он отправился на поиски любимой дочки.

Придя по адресу к гусару Минскому, отец Дуни потребовал от него объяснений. Тот лишь сказал, что не вернет ему девушку, она будет счастлива с ним. Он пытался откупиться от старика крупной суммой.

Смотритель, обескураженный таким приемом, попытался поговорить с самой Дуней. Когда девушка увидела в дверях комнаты своего отца, она без чувств упала на ковер. Гусар, сильно разозлившись на старика, грубо выгнал его из дома. С тех пор смотритель жил одиноко, оплакивая свою дочку и потерянное домашнее счастье.

Возвращение дочери

История осиротевшего отца оставила глубокий след в душе рассказчика.

Через несколько лет он решил еще раз доехать до станции и узнать, как поживает его знакомый. Приехав туда, он узнал, что старый смотритель спился и умер около года назад.

Рассказчик попросил отвести его на кладбище. Крестьянский мальчик проводил его и заодно рассказал о том, что недавно какая-то красивая барыня с детьми приезжала на кладбище. С глубокой скорбью она легла рядом с могилой и долго плакала. Так рассказчик узнал, что Дуня раскаялась в своем поступке и оплакивала отца.

Картины

Описание обители станционного смотрителя начинается с того, что рассказчик повествует о картинах, которые висят в доме у хозяина. Эти картины изображали историю блудного сына. На первой из них отец прощается со своим сыном, на второй – пиршество и развлечения сына, на третьей – разорившийся сын пасет свиней, на четвертой – сын возвращается к радостному отцу. Все картины сопровождались немецкими стихами.

Картины про блудного сына являются символом в произведении, так как дочь, которая оставит Самсона Вырина и уедет с офицером, также вернется к нему с раскаянием, однако уже после смерти станционного смотрителя. А. С. Пушкин фактически переосмысливает историю блудного сына в «Станционном смотрителе».

Шорная

Дальше у нас шорная, где занимались конным снаряжением. Закрыта. Так что смотрим только снаружи, а остальное пусть рисует фантазия:

В центре двора колодец, стойла для приёма пищи усталыми лошадьми на фоне пожарной каланчи и двух сараев. Всё было закрыто:

Колодец:

Сарай:

«Станционный смотритель»: план сочинения

Напоследок остается сказать только одно: Пушкин, намеренно или нет, но снабжает свою повесть одним существенным белым пятном — неясно, почему за 3 года отсутствия Дуня так и не нашла способа увидеться с отцом. Поэтому на эту тему может пофантазировать читатель, который, возможно, захочет заполнить в повествовании Пушкина эту пустоту.

План сочинения (разумеется, примерный) может выглядеть так:

  • сюжет;
  • описание ключевых событий;
  • размышления над мотивами поведения Дуни.

Конюшня

Говорят, что этот пандус сделан для заезда карет…

Но что-то мы засомневались. Может для зактывания огроменных бочек, одна из которых стояла прямо под ним? Зачем карету затаскивать на второй этаж? Эх, не спросили!

Снова выглянуло солнце и осветили потемневшие от времени брёвна конюшни:

Каретный двор

Двигаемся дальше. Каретный двор. Внезапно потемнело небо и полетел снег. Казалось, что вот сейчас раздастся звук бубенцов, распахнутся ворота и мы увидим въезжающего гусара Минского:

Как я люблю эти обветренные, чёрные брёвна и доски:

Между каретным двором и шорной, которая оказалась закрыта, собрана экспозиция из вещей того периода. Не именно 1816 года, когда описываются события в повести, а вообще всего 19 века и может даже начала 20-го:

Различная кухонная посуда.

Агрегатъ на переднем плане предназначен для производства пюре:

Ковшики и кастрюльки из цветных металлов:

А вот это целый шкаф-чемодан, который ремнями пристегивался к карете. В нём щеголеватый и богатый турист перевозил необходимый минимум из нескольких наглаженных и накрахмаленных костюмов, имеется специальное место для цилиндра (складные цилиндры стоили очень дорого), многочисленные отделения для помад важных и необходимых в пути шалабушек:

По высоте он примерно с пиджак человека среднего роста.

А вот собранные музеем кофемолки того времени:

Приборы для кипячения воды:

Ручной миксер:

2016-03-19_Дом-станционного-смотрителя-046

Саквояж, чемодан, футляр для головных уборов:

Набор необходимой одежды для поездки в какой-нибудь клуб под Вырой:

Главный замысел произведения

Это произведение говорит о чистоте родительской любви, родительском понимании и всепрощении. Разве часто встретишь такое, чтобы родитель осуждал своего ребенка, не смог понять и простить ему ошибки юности? Если ребенок придет с раскаянием, чистой душой, никто не станет его упрекать лишний раз, какая бы обида ни была им нанесена

Главный замысел пушкинского произведения заключается в том, чтобы показать читателю и, в первую очередь, старшему классу детей, что бескорыстная и бесконечная любовь принадлежит родителям.

Значение слов

Стоит о жилье станционного смотрителя назвал сам рассказчик, который был в тех местах и видел все своими глазами. В данных словах уже выражается оценка. Обитель – слово возвышенное, смиренное – слово, обозначающее негорделивость и отсутствие высокомерия, опрятная – ухоженная, несмотря на всю простоту. Станционному смотрителю и его дочери удавалось сохранять чистоту и комфорт в небогатом помещении.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Описание «смиренной, но опрятной обители» станционного смотрителя», рассмотрит общую обстановку дома Самсона Вырина, обратит внимание на символизм образа картин про блудного сына.

Значение повести в истории литературы

Фактически с «Повестей Белкина» началась русская реалистическая проза. Пушкинская проза отличается простотой или, по определению самого автора, «смиренностью». Современниками Пушкина «Повести Белкина» не были поняты, их воспринимали как собрание занятных и простых «анекдотов». Белинский назвал эти повести «сказками для семейного чтения» ради удовольствия или от скуки. Критик счел повести неплохими по уровню творчества для юноши, но не для уже зрелого литератора Пушкина. Сам же Пушкин считал, что повести нужно стараться писать «просто, коротко и ясно».

При кажущейся простоте содержание повестей наполнено глубоким смыслом. Повесть «Станционный смотритель» из всех «Повестей Белкина» является наиболее сложной по глубине смыслов, с нее начался новый этап творчества Пушкина. Он ввел в русскую литературу тип нового героя – беззащитного «маленького человека», к его образу будет неоднократно обращаться в дальнейшем творчестве. Образ «маленького человека» будут развивать в своих произведениях Н. Гоголь, Ф. Достоевский и другие писатели.

Выборочное изложение     по повести «Станционный смотритель»   А.С. Пушкина

Выборочное изложение   по повести «Станционный смотритель»  А.С. Пушкина

Интерьер –   Пейзаж – Портрет – изображение человека либо группы людей.   живописное изображение внутреннего содержания здания, комнаты. изображение природы или какой-либо местности.   Что такое интерьер? Для чего писатели описывают помещения, в которых живут герои?

Интерьер –

Пейзаж –

Портрет –

изображение человека либо группы людей.

живописное изображение внутреннего содержания здания, комнаты.

изображение природы или какой-либо местности.

  • Что такое интерьер?
  • Для чего писатели описывают помещения, в которых живут герои?

Повесть «Станционный смотритель»

Повесть «Станционный смотритель»

Повесть «Станционный смотритель» В произведении А.С.Пушкина

Повесть «Станционный смотритель»

В произведении А.С.Пушкина «Станционный смотритель» рассказывается о легкомыслии единственной дочери смотрителя – Самсона Вырина . Дуня помогала отцу, обслуживала дворян, когда те останавливались у  него и ждали лошадей. Но однажды она влюбилась в одного из дворян и уехала с ним без ведома отца. Ее отец не мог себе места найти и слег , ведь все, что у него было – это любимая дочь. В поисках дочери он отправляется пешком в Петербург , узнав из подорожной, куда направлялся ротмистр Минский. После недолгого разговора Минский дал Вырину немного денег и выпроводил его . Он ушел в глубоком горе, ведь Дуня была его единственной радостью и утешением, поэтому, когда ее не стало рядом, смотритель умер от горя : из его жизни ушло все самое дорогое , что у него было . Дуня потом приходила на кладбище к покойному отцу, но что толку, ведь его все равно не вернуть.

Работа с текстом Прочитайте розданный текст (1 и 2 часть). Что содержат оба текста?  Почему некоторые слова выделены жирным шрифтом? Все ли выделенные слова вам знакомы? Попробуйте дам им толкование.

Работа с текстом

  • Прочитайте розданный текст (1 и 2 часть).
  • Что содержат оба текста?
  • Почему некоторые слова выделены жирным шрифтом?
  • Все ли выделенные слова вам знакомы?
  • Попробуйте дам им толкование.

Словарная работа * Определите, к какому виду лексики принадлежат слова? (историзмы или архаизмы?) Смотритель –  Подорожная -  Смиренный –  Рубище – Трапеза – Шлафор – Бальзамин –  Сюртук –  Ветхость –  должностное лицо , которому поручено заведывание (управление) чем-либо, надзор, присмотр, наблюдение за чем-нибудь.  документ на право пользования почтовыми лошадьми, проездное свидетельство  исполненный смирения, проникнутый смирением (« скромность духа; отсутствие гордыни; кротость ») это старая, рваная или изношенная одежда из грубой материи ( застолье ) вкушение пищи с соблюдением благочестия. длинное мужское утреннее платье,  халат . вид однолетних или многолетних травянистых, растений семейства бальзаминовых длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.  состояние разрушения, старости.

Словарная работа

* Определите, к какому виду лексики принадлежат слова? (историзмы или архаизмы?)

Смотритель –

Подорожная —

Смиренный –

Рубище –

Трапеза –

Шлафор –

Бальзамин –

Сюртук –

Ветхость –

должностное лицо , которому поручено заведывание (управление) чем-либо, надзор, присмотр, наблюдение за чем-нибудь. 

документ на право пользования почтовыми лошадьми, проездное свидетельство 

исполненный смирения, проникнутый смирением (« скромность духа; отсутствие гордыни; кротость »)

это старая, рваная или изношенная одежда из грубой материи

( застолье ) вкушение пищи с соблюдением благочестия.

длинное мужское утреннее платье,  халат .

вид однолетних или многолетних травянистых, растений семейства бальзаминовых

длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный. 

состояние разрушения, старости.

Бальзамин Сюртук Шлафор Бальзамин

Бальзамин Сюртук Шлафор

Бальзамин

Работа с текстом Как автор назвал комнату героя? Почему? Отличаются ли описания комнаты? Почему, как думаете, автор 2 разных описал одно и тоже помещение?  С помощью чего мы можем понять, что настроение героя и автора изменилось?  найдите слова, подтверждающие, что комната и настроение изменились. Зафиксируем их в таблице .

Работа с текстом

  • Как автор назвал комнату героя? Почему?
  • Отличаются ли описания комнаты?
  • Почему, как думаете, автор 2 разных описал одно и тоже помещение?
  • С помощью чего мы можем понять, что настроение героя и автора изменилось?
  • найдите слова, подтверждающие, что комната и настроение изменились. Зафиксируем их в таблице .

Работа с текстом Комната до…  Комната после… «…картинки, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына». «тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына » . «на окнах уже не было цветов » . «горшки с бальзамином » «стол и кровать стояли на прежних местах » . «кровать с пёстрой занавескою » «всё кругом показывало  ветхость и небрежение » «самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого » «..как он постарел! » , «седина, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленная спина» «длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах » «бодрого мужчину в хилого старика » «смотритель спал под тулупом» Что автор хотел нам сказать этим примером перемены интерьера?

Работа с текстом

Комната до…

Комната после…

«…картинки, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына».

«тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына » .

«на окнах уже не было цветов » .

«горшки с бальзамином »

«стол и кровать стояли на прежних местах » .

«кровать с пёстрой занавескою »

«всё кругом показывало  ветхость и небрежение »

«самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого »

«..как он постарел! » , «седина, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленная спина»

«длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах »

«бодрого мужчину в хилого старика »

«смотритель спал под тулупом»

Что автор хотел нам сказать этим примером

перемены интерьера?

Картина «Возвращение блудного сына» Восстановите последовательность описания картинок, изображающих историю блудного сына, используя слова в первой, в другой, наконец, в перспективе , далее

Картина «Возвращение блудного сына»

Восстановите последовательность описания картинок, изображающих историю блудного сына, используя слова

в первой,

в другой,

наконец,

в перспективе ,

далее

План выборочного изложения Цель нашего выборочного изложение – описать комнату и состояние героя до и после . Какие фрагменты текста нам будут нужны? ВНИМАНИЕ: изложение должно быть от 3-го лица. Я (автор) = ОН. План изложения Первое посещение обители Самсона Вырина. Описание комнаты и героя. Второе посещение дома героя. Описание комнаты и героя. Вывод. Что автор хотел нам показать такими изменениями в интерьере комнаты станционного смотрителя?

План выборочного изложения

Цель нашего выборочного изложение – описать комнату и состояние героя до и после .

Какие фрагменты текста нам будут нужны?

ВНИМАНИЕ: изложение должно быть от 3-го лица. Я (автор) = ОН.

План изложения

  • Первое посещение обители Самсона Вырина. Описание комнаты и героя.
  • Второе посещение дома героя. Описание комнаты и героя.
  • Вывод. Что автор хотел нам показать такими изменениями в интерьере комнаты станционного смотрителя?

Удачной работы!

Удачной работы!

  • Рассказ пушкина станционный смотритель краткое содержание
  • Рассказ пушкина рыбак и рыбка
  • Рассказ пушкина руслан и людмила читать весь текст
  • Рассказ пушкина про осень
  • Рассказ пушкина полтава читать