Сидела однажды Ворона на дереве. Вдруг видит, внизу кошка за кем-то охотится. Ворона посмотрела внимательнее и увидела, что кошка охотится на Маленького Синенького Крокодильчика. Маленький Синенький Крокодильчик отбивался и уползал, а кошка все наседала и наседала — такой маленький был крокодильчик. Ворона было подумала не вмешиваться, но тут появилась вторая кошка, которая стала медленно подкрадываться с другой стороны. А крокодильчик ее явно не видит!
Не выдержала Ворона, слетела вниз, быстро подхватила Маленького Синенького Крокодильчика и взлетела с ним на дерево.
Принесла Ворона его в свое гнездо и спрашивает: «А мама-то у тебя есть ?». «Нет, » — грустно сказал Маленький Синенький Крокодильчик.
«Ой. А папа?» — спросила Ворона. «Тоже нет,» — еще более грустно ответил Маленький Синенький Крокодильчик.
«Хм… что же мне с тобой делать, » — задумалась Ворона, — «Вот что. Дай-ка я тебя сейчас покормлю, а там видно будет».
Так и остался Маленький Синенький Крокодильчик в ее гнезде.
Стал он постепенно рости и в гнездо уже не помещаться. Конечно, Ворона пыталась научить его летать, но крокодильчики летать все же не очень умееют, так что все так и осталось. С другой стороны, Крокодильчик ( а он уже научился из гнезда вылезать и по дереву вверх-вниз перебираться), пытался научить Ворону плавать — то лужа попадется, то до озера удается добраться.. Но Ворона плавать как-то так и не научилась.
А однажды маленький Синенький Крокодильчик посмотрел на себя и заметил, что он уже вырос. И стал Большим Синим Крокодилом. И решил Большой Синий Крокодил, что пора ему и отдельно от мамы-Вороны пожить. Попрощались они и отправился Крокодил в речку.
Так и стали они жить: Крокодил в речке, а Ворона на дереве. Они периодически встречались и разговаривали.
А в один день возвращалась как-то Ворона поздно домой и застигла ее на пути буря. Поднялся ветер, захлестал дождь и так тяжело стало лететь! Да еще к тому же обнаружила Ворона, что летит она как раз над рекой — а там же волны! И вот один из особо сильных порывов ветра подхватил птицу и швырнул ее в реку. И Ворона стала тонуть. «Помогите!» — из последних сил закричала Ворона.
И тут из воды вынырнул Большой Синий Крокодил, посадил ее себе на спину и аккуратно вынес на берег.
Цели:
- Развивающая: сформировать понятие «эмоционально окрашенные слова»
- Образовательная: научить отличать «эмоционально окрашенные слова» от нейтральных слов.
- Воспитательная: формировать нравственные представления учащихся, развивать творческие способности.
- Здоровьесберегающая цель: создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Объяснение нового материала:
— Объявление темы, постановка цели. Ребята, слова в русском языке можно разделить на следующие 2 группы: одни из них только называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая ( лошадь, желать), другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.
— Работа с эпиграфом (слайд 1)
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)
— Ребята, вы согласны с автором этих слов? Аргументируйте свой ответ.
— Как понять термин «эмоционально оценочные слова»?
— Что такое эмоция? Какими бывают эмоции? (слайд 2)
Ребята рассматривают смайлики и делают выводы о том, какие эмоции может выражать человек: грусть, ненависть, радость…
— А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий, радостный и т. д.)
— Сделайте выводы, какие слова называются эмоционально окрашенными? ( Слова , выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. д., называются эмоционально окрашенными.
Эмоционально оценочные слова делятся на две группы: (слайд 3)
1группа: Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:
— Давайте пригласим в гости героев любимых мультиков (Карлсон, клоун).
— Карлсон: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами, каким мы его знаем?
(уравновешенный, добрый, веселый, неунывающий, отличный друг)
— Клоун: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами: (веселый, неугомонный, добрый, радостный)
— А всех ли героев мультиков можно охарактеризовать только с положительной стороны?
(слайд 4)
— Попугай Кеша – в данной ситуации он какой? Запишите.( капризный, самодовольный)
— А Карабас Барабас? Запишите (злой, жестокий))
— Итак, сделаем вывод: 1 группа эмоционально окрашенных слов – это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.
2 группа эмоционально окрашенных слов: (слайд 5)
Слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически: особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.
Нога – ноженька (у балерины)– ножище (у слона).
Крыло – крылышко (у воробья), крылище (у орла).
Добрый – добренький, предобренький
Слон — слоник, слонище
Вывод: Какие суффиксы и приставки помогли образовать эмоционально окрашенные слова? (суффиксы –еньк-, -ищ-, -ик-, — ек- т. д., приставка пре-)
2. Закрепление: работа с текстом (слайд 6)
Барсуч…нок.
Из корзиночк… показалась мордочка с черненьким носиком, любопытными глазенками и стоячими ушками. Это был барсуч…нок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам т…нулись широкие черные полосы. Барсуч…нок выбрался из корзинки на диван. Какой же он был занятный!
Задание: выпишите в два столбика эмоционально окрашенные слова:
В 1 столбик выпишите эмоционально окрашенные слова, которые характеризуют предмет с положительной или отрицательной стороны, а во второй — эмоционально окрашенные слова , образованные с помощью приставок и суффиксов. Объясните пропущенные орфограммы.
3. Напишите сочинение – миниатюру по картинке, используя эмоционально окрашенные слова (слайд 7)
4. Выводы:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие слова называются эмоционально окрашенными?
- Чем они отличаются от нейтральных слов?
- На какие 2 группы делятся эмоционально окрашенные слова?
5. Домашнее задание.
Теория стр. 36, упр. 82 или написать рассказ на тему «История маленького крокодильчика», используя эмоционально окрашенные слова.
Внеурочная деятельность: Речь
Тема занятия:
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой;
- Учить выделять эмоционально окрашенные слова из текста,
- употреблять их в речи с учётом эмоциональной окраски.
- Пользоваться словарем толковым, орфографическим.
Развивающая:
- Развитие навыка работы в группах, парах
- Развитие умения анализировать и делать выводы.
- Развивать речь, творческое воображение.
Воспитательная:
- Воспитание у школьников любви к чтению
- Воспитание толерантности
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать, что такое эмоции.
Учиться выделять эмоционально окрашенные слова из текста,
употреблять их в речи.
Тип занятия: знакомство с новым.
Оборудование: медиапроектор для трансляции заготовленной презентации по изучаемой теме урока, карточки
Лит-ра Уроки развития речи в 3 классе Л.Д.Мали.и др.
Толковый словарь С.И.Ожегова
Стихи И. А. Бунина, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, рассказы И.С.Соколова- Микитова «От весны до весны»
Ход занятия:
- Организационный момент.
— Добрый день, добрый час!
Как я рада снова видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать, рассуждать.
А чтобы занятие пошло впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
.
2.Сообщение темы занятия, актуализация знаний.
— О чём будем говорить на нашем занятии, вы узнаете,если найдёте закономерность и прочитаете.
(ААА с ААА л ББ о ББ в ВВ о ВВ) (Слайд)
— Что вы можете сказать о словах? (предположения детей)
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)
-Ребята, вы согласны с автором этих строк? Аргументируйте свой ответ.
Все слова в русском языке можно разделить на 2 группы: одни из них называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая, другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.
3).Работа по новой теме.
Итак, какие задачи будем решать, чтобы новое узнать: (Слайд)
А). Узнать, что такое нейтральные и эмоционально окрашенные слова.
В).Уметь их в тексте находить и в своей речи употреблять.
Для решения этих задач совершим прогулку в осенний лес.
А чтобы быстрее дойти до леса, выполним упражнения.
4). Физминутка:
Вот осенние листочки(поднять руки вверх)
Ветер с веток их срывает(покачаться вправо- влево)
И листочки опадают(медленно опустить руки вниз)
Вниз листочки полетели
И на травушку присели(сесть на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял(встать на носочки, поднять руки вверх)
Повертел их, покружил(покружиться)
И на землю опустил(сесть на своё место).
Для зоркого внимания, постреляем глазами. (Слайд)
5) Наблюдение за Нейтральными словами.
Входим в лес , который полон сказок и чудес.
Откройте учебник №2, откройте стр. 24, прочитайте отрывок.
— Найдите в тексте слова, только называющие предметы, но не выражающие никаких чувств, эмоций, оценки.
— Как бы вы их назвали?
А по-научному слова, которые не выражают никаких чувств, эмоций называются Нейтральные (Слайд)
6)Продолжим знакомство со словами и прочитаем 2 отрывка из стих.(Слайд)
И.Бунин « Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной..
А. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
Какие это стихи : весёлые или грустные?
Как надо прочитать первый отрывок? (Выразительное чтение от лица Весёлого смайлика)
Как надо прочитать второй отрывок? (Выразительное чтение от лица Грустного смайлика)
— Рассмотрите другие смайлики и сделайте вывод о том, какие эмоции может (Слайд)выражать человек: грусть, ненависть, радость….
Что такое эмоции? Какими бывают эмоции?(Находят определение в Толковом словаре)поляной….
-А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий,злой, сердитый.)
Сделайте вывод, какие слова называются эмоционально окрашенными?(Слова,
выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д., называются эмоционально окрашенными).(Слайд)
Какие же средства используют писатели в тексте художественного стиля для выражения чувств, эмоций, настроения.
Эмоционально окрашенные слова делятся на 2 группы:
1группа:Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:
Работа в группах.
-Давайте понаблюдаем за лесными жителями.
( 1группа ребят характеризуют медведя, 2 группа- зайчика, 3 группа- волка.(Слайд)
-Охарактеризуем их эмоционально окрашенными словами.
-Итак, делаем вывод:1 группа эмоционально окрашенных слов- это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.
— Продолжим знакомство с художественным стилем и попытаемся определить, какие средства используют авторы, чтобы не только красиво рассказать о чём-либо, но и передать своё отношение к происходящему: радость, грусть, жалость негодование, испуг, удивление, восхищение…
— Сравните слова:
Осина -осинка(слайд)
Берёза — берёзонька
Волк-волчище
Лиса-лисичка
Заяц- зайчонок.
—Прочитайте слова парами с различной интонацией, так чтобы все почувствовали, чем они отличаются. Объясните,чем различаются эти слова, что вы пытались передать при чтении? Учитель выделяет суффиксы на презентации.
Вывод: Суффиксы могут сделать слова добрыми или злыми, милыми, ласковыми или страшными.
— Как вы думаете, какими добрыми или злыми, большими или маленькими делают слова суффиксы – чик, -оньк, -еньк, (Подтвердите примерами.)
— Если встретится в слове суффикс –онк, -енк вы испугаетесь? А –ищ?
— Как вы считаете суффикс –ат , -ят- какой он?
Вывод: 2группа эмоционально окрашенных слов выражается грамматически:особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.
7)Закрепление: работа с текстом в парах по вариантам:
Выписать из текста
1вариант: эмоционально окрашенные слова
2вариант: слова с говорящими суффиксами.
Быстро наступает вечер в глухом лесу.(Слайд)
Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны , чернеют густые разлапые ели.Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит совушка, то в дальнем болоте завоют , собирая волчат, злые волки.(Проверка.Слайд)
8)Обобщение изученного.
-Какую тему рассмотрели?
Что нового узнали?
Где будете использовать новые знания?
9).Рефлексия: Оцените свою работу:
если вы всё поняли, не было затруднений, на дерево прикрепляем красный листочек,
если были затруднения- жёлтый,
если ничего не поняли-зелёный листочек.
Спасибо за труд.
10). Д/з выписать 10 слов эм-окр. из любых произведений.