Рассказ с эмоционально окрашенными словами 3 класс

Сидела однажды Ворона на дереве. Вдруг видит, внизу кошка за кем-то охотится. Ворона посмотрела внимательнее и увидела, что кошка охотится на Маленького Синенького Крокодильчика. Маленький Синенький Крокодильчик отбивался и уползал, а кошка все наседала и наседала — такой маленький был крокодильчик. Ворона было подумала не вмешиваться, но тут появилась вторая кошка, которая стала медленно подкрадываться с другой стороны. А крокодильчик ее явно не видит! 
Не выдержала Ворона, слетела вниз, быстро подхватила Маленького Синенького Крокодильчика и взлетела с ним на дерево. 
Принесла Ворона его в свое гнездо и спрашивает: «А мама-то у тебя есть ?». «Нет, » — грустно сказал Маленький Синенький Крокодильчик.
«Ой. А папа?» — спросила Ворона. «Тоже нет,» — еще более грустно ответил Маленький Синенький Крокодильчик.
«Хм… что же мне с тобой делать, » — задумалась Ворона, — «Вот что. Дай-ка я тебя сейчас покормлю, а там видно будет».

Так и остался Маленький Синенький Крокодильчик в ее гнезде. 

Стал он постепенно рости и в гнездо уже не помещаться. Конечно, Ворона пыталась научить его летать, но крокодильчики летать все же не очень умееют, так что все так и осталось. С другой стороны, Крокодильчик ( а он уже научился из гнезда вылезать и по дереву вверх-вниз перебираться), пытался научить Ворону плавать — то лужа попадется, то до озера удается добраться.. Но Ворона плавать как-то так и не научилась.

А однажды маленький Синенький Крокодильчик посмотрел на себя и заметил, что он уже вырос. И стал Большим Синим Крокодилом. И решил Большой Синий Крокодил, что пора ему и отдельно от мамы-Вороны пожить. Попрощались они и отправился Крокодил в речку. 

Так и стали они жить: Крокодил в речке, а Ворона на дереве. Они периодически встречались и разговаривали. 
А в один день возвращалась как-то Ворона поздно домой и застигла ее на пути буря. Поднялся ветер, захлестал дождь и так тяжело стало лететь! Да еще к тому же обнаружила Ворона, что летит она как раз над рекой — а там же волны! И вот один из особо сильных порывов ветра подхватил птицу и швырнул ее в реку. И Ворона стала тонуть. «Помогите!» — из последних сил закричала Ворона. 
И тут из воды вынырнул Большой Синий Крокодил, посадил ее себе на спину и аккуратно вынес на берег.

Цели:

  • Развивающая: сформировать понятие «эмоционально окрашенные слова»
  • Образовательная: научить отличать «эмоционально окрашенные слова» от нейтральных слов.
  • Воспитательная: формировать нравственные представления учащихся, развивать творческие способности.
  • Здоровьесберегающая цель: создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Объяснение нового материала:

— Объявление темы, постановка цели. Ребята, слова в русском языке можно разделить на следующие 2 группы: одни из них только называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая ( лошадь, желать), другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.

— Работа с эпиграфом (слайд 1)

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)

— Ребята, вы согласны с автором этих слов? Аргументируйте свой ответ.

— Как понять термин «эмоционально оценочные слова»?

— Что такое эмоция? Какими бывают эмоции? (слайд 2)

Ребята рассматривают смайлики и делают выводы о том, какие эмоции может выражать человек: грусть, ненависть, радость…

— А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий, радостный и т. д.)

— Сделайте выводы, какие слова называются эмоционально окрашенными? ( Слова , выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. д., называются эмоционально окрашенными.

Эмоционально оценочные слова делятся на две группы: (слайд 3)

1группа: Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:

— Давайте пригласим в гости героев любимых мультиков (Карлсон, клоун).

— Карлсон: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами, каким мы его знаем?

(уравновешенный, добрый, веселый, неунывающий, отличный друг)

— Клоун: охарактеризуйте его эмоционально окрашенными словами: (веселый, неугомонный, добрый, радостный)

— А всех ли героев мультиков можно охарактеризовать только с положительной стороны?

(слайд 4)

— Попугай Кеша – в данной ситуации он какой? Запишите.( капризный, самодовольный)

— А Карабас Барабас? Запишите (злой, жестокий))

— Итак, сделаем вывод: 1 группа эмоционально окрашенных слов – это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.

2 группа эмоционально окрашенных слов: (слайд 5)

Слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически: особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.

Нога – ноженька (у балерины)– ножище (у слона).

Крыло – крылышко (у воробья), крылище (у орла).

Добрый – добренький, предобренький

Слон — слоник, слонище

Вывод: Какие суффиксы и приставки помогли образовать эмоционально окрашенные слова? (суффиксы –еньк-, -ищ-, -ик-, — ек- т. д., приставка пре-)

2. Закрепление: работа с текстом (слайд 6)

Барсуч…нок.

Из корзиночк… показалась мордочка с черненьким носиком, любопытными глазенками и стоячими ушками. Это был барсуч…нок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам т…нулись широкие черные полосы. Барсуч…нок выбрался из корзинки на диван. Какой же он был занятный!

Задание: выпишите в два столбика эмоционально окрашенные слова:

В 1 столбик выпишите эмоционально окрашенные слова, которые характеризуют предмет с положительной или отрицательной стороны, а во второй — эмоционально окрашенные слова , образованные с помощью приставок и суффиксов. Объясните пропущенные орфограммы.

3. Напишите сочинение – миниатюру по картинке, используя эмоционально окрашенные слова (слайд 7)

4. Выводы:

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Какие слова называются эмоционально окрашенными?
  • Чем они отличаются от нейтральных слов?
  • На какие 2 группы делятся эмоционально окрашенные слова?

5. Домашнее задание.

Теория стр. 36, упр. 82 или написать рассказ на тему «История маленького крокодильчика», используя эмоционально окрашенные слова.

Внеурочная деятельность: Речь                           

Тема занятия:

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Задачи занятия:
Образовательные:

  • Познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой;
  • Учить выделять эмоционально окрашенные слова из текста,
  • употреблять их в речи с учётом эмоциональной окраски.
  • Пользоваться словарем толковым, орфографическим.

 Развивающая:

  • Развитие навыка работы в группах, парах
  • Развитие умения анализировать и делать выводы.
  • Развивать речь, творческое воображение.

Воспитательная:

  • Воспитание у школьников любви к чтению
  • Воспитание толерантности

 Планируемые результаты:

 Учащиеся должны  знать, что такое эмоции.

Учиться выделять эмоционально окрашенные слова из текста,

употреблять их в речи.

Тип  занятия: знакомство с новым. 

Оборудование: медиапроектор для трансляции заготовленной презентации по изучаемой теме урока, карточки

Лит-ра Уроки развития речи в 3 классе Л.Д.Мали.и др.

Толковый  словарь С.И.Ожегова

Стихи И. А. Бунина, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, рассказы И.С.Соколова- Микитова «От весны до весны»

                                                 Ход  занятия:

  1. Организационный момент.

—    Добрый день, добрый час!

     Как я рада снова видеть вас.

    Друг на друга посмотрели

    И тихонечко все сели.

    Мы сегодня будем наблюдать,

    Выводы делать, рассуждать.

    А чтобы занятие пошло впрок,

   Активно в работу включайся, дружок!

.

2.Сообщение темы занятия, актуализация знаний.

— О чём будем говорить на  нашем занятии, вы узнаете,если найдёте закономерность и прочитаете.

(ААА с ААА л ББ о ББ в ВВ о ВВ) (Слайд)

— Что вы можете сказать о словах? (предположения детей)

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
(Персидский философ Саади)

-Ребята, вы согласны с автором этих строк? Аргументируйте свой ответ.

Все слова в русском языке можно разделить на 2 группы: одни из них называют предметы, признаки, действия, количество, никак не оценивая, другие выражают отношение к предметам, признакам, действиям.

  3).Работа по новой теме.

Итак, какие задачи будем решать, чтобы новое узнать: (Слайд)

А). Узнать, что такое нейтральные и  эмоционально окрашенные слова.

В).Уметь их в тексте находить и в своей речи употреблять.

Для решения этих задач  совершим  прогулку в осенний лес.

     А чтобы быстрее дойти до леса, выполним упражнения.

  4).   Физминутка:

      Вот осенние листочки(поднять руки вверх)

      Ветер с веток их срывает(покачаться вправо- влево)

      И листочки опадают(медленно опустить руки вниз)

       Вниз листочки полетели

      И на травушку присели(сесть на корточки)

      Ветер снова набежал

      И листочки вверх поднял(встать на носочки, поднять руки вверх)

      Повертел их, покружил(покружиться)

      И на землю опустил(сесть на своё место).

      Для зоркого внимания, постреляем глазами. (Слайд)

  5) Наблюдение за Нейтральными словами.

 Входим в лес , который полон сказок и чудес.

Откройте учебник №2, откройте стр. 24, прочитайте отрывок.

— Найдите в тексте слова, только называющие предметы, но не выражающие никаких чувств, эмоций, оценки.

— Как бы вы их назвали?

А по-научному слова, которые не выражают никаких чувств, эмоций называются Нейтральные  (Слайд)

6)Продолжим знакомство со словами и прочитаем 2 отрывка из стих.(Слайд)                              

И.Бунин « Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной..

А. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась

Какие  это стихи : весёлые или грустные?

Как надо прочитать первый отрывок? (Выразительное чтение от лица Весёлого смайлика)

Как надо прочитать второй отрывок? (Выразительное чтение от лица Грустного смайлика)

— Рассмотрите другие смайлики и сделайте вывод о том, какие эмоции может (Слайд)выражать человек: грусть, ненависть, радость….

Что такое эмоции? Какими бывают эмоции?(Находят определение в Толковом словаре)поляной….

-А какие слова помогают нам описать эти эмоции? (счастливый, ненавидящий,злой, сердитый.)

Сделайте вывод, какие слова называются эмоционально окрашенными?(Слова,

выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д., называются эмоционально окрашенными).(Слайд)

   Какие же средства используют писатели в тексте художественного стиля для  выражения чувств, эмоций, настроения.

Эмоционально окрашенные слова делятся на 2 группы:

1группа:Слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны:

Работа в группах.

-Давайте понаблюдаем за лесными жителями.

( 1группа ребят характеризуют медведя, 2 группа- зайчика, 3 группа- волка.(Слайд)

-Охарактеризуем их  эмоционально окрашенными словами.

     -Итак, делаем вывод:1 группа эмоционально окрашенных слов- это слова, которые характеризуют предмет, явление с положительной или с отрицательной стороны.

— Продолжим знакомство с художественным стилем и попытаемся определить, какие средства используют авторы, чтобы не только красиво рассказать о чём-либо, но и передать своё отношение к происходящему: радость, грусть, жалость негодование, испуг, удивление, восхищение…

— Сравните слова:

Осина  -осинка(слайд)

Берёза — берёзонька

Волк-волчище

Лиса-лисичка

Заяц- зайчонок.

Прочитайте слова парами с различной интонацией, так чтобы все почувствовали, чем они отличаются. Объясните,чем различаются эти слова, что вы пытались передать при чтении?  Учитель выделяет суффиксы на презентации.

Вывод: Суффиксы могут сделать слова добрыми или злыми, милыми, ласковыми  или страшными.

— Как вы думаете, какими добрыми или злыми, большими или маленькими делают слова суффиксы – чик, -оньк, -еньк, (Подтвердите примерами.)

— Если встретится в слове суффикс –онк, -енк  вы испугаетесь? А –ищ?

— Как вы считаете суффикс –ат , -ят- какой он?

Вывод: 2группа эмоционально окрашенных слов выражается грамматически:особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки.

7)Закрепление: работа с текстом в парах   по вариантам:

 Выписать из текста

1вариант: эмоционально окрашенные слова

2вариант: слова с говорящими суффиксами.

Быстро наступает вечер в глухом лесу.(Слайд)

Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны , чернеют густые разлапые ели.Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит совушка, то в дальнем болоте завоют , собирая волчат, злые волки.(Проверка.Слайд)

8)Обобщение изученного.

-Какую тему рассмотрели?

Что нового узнали?

Где будете использовать новые знания?

9).Рефлексия: Оцените свою работу:

если вы всё поняли, не было затруднений, на дерево  прикрепляем красный листочек,

если были затруднения- жёлтый,

если ничего не поняли-зелёный листочек.

Спасибо за труд.

10).  Д/з выписать 10 слов эм-окр. из любых произведений.

Просмотр содержимого документа

«Урок развития речи в третьем классе»

  • Рассказ с чистого листа про юлю ч 14
  • Рассказ с цитированием сон татьяны
  • Рассказ с фразовыми глаголами
  • Рассказ с фразеологизмом остаться с носом
  • Рассказ рябчонок чарушина распечатать