Ну что можно сказать на сегодняшний день?
Всё хорошо Не должно быть плохо )Философия, анатомия, латинский и русский язык… Такое ощущения, что я вне этого мира…До чего досадно, что окружающие тебя люди тебя не понимают…и чувствовать это с 9 до 16…. Действительно, большая разница, идти после высшего образования на средне-специальное…. Просто все люди очень разные…. Иногда, правда, не очень интересно проходить что-то по второму кругу, но, например, благодаря философии, мысли укладываются более стройными рядами….. Но им философия не нужна. И я даже не могу (хотя пыталась) объяснить, зачем она нужна. Медсестре. Человеку. Меня не поняли. Что ж, мне нужна и ладно
Есть и свои приколы. Я начинаю плавно и тихо не любить родной русский язык. А моя подруга, обучающаяся, к счастью, в другом учебном заведении, наоборот, начинает его обожать. Вот что значит методика преподавания и личность учителя….
А сегодня нам задали домашнее задание, над которым пришлось попотеть…. Объяснить некоторые медицинские фразеологизмы (оказывается, есть и такие)… Попутно узнала много интересного. Хотя, если честно, слушая всё это, становилось как-то жутковато…. (а заодно случайно вспомнила — это к мысли «чего только люди не придумают» и то, что у меня был где-то сборник названий цветов; помещу его в следующей записи, если найду….)
Итак, д/з по русскому языку (!):
«Мраморная бледность» (она же — «белый как полотно» или «белизна лилии») — характеристика цвета кожных покровов новорожденных (резкая бледность), характерная для гемолитической болезни новорожденных — тяжелого заболевания новорожденных, развивающееся при несовместимости крови матери и плода по различным системам групп крови, чаще по резус-фактору
«Пушечный ритм» (тон Стражеско) — признак полной предсердно-желудочковой блокады: усиленный первый тон, выслушиваемый над верхушкой сердца, сопровождающийся систолическим шумом, который обусловлен относительной недостаточностью митрального или трехстворчатого клапана. Если во время аускультации наблюдать за яремной веной справа, то можно отметить сильное набухание ее в периоде возникновения “пушечного” тона. Это связано с нарушением опорожнения правого предсердия, в результате чего возникает застой в яремной вене. Во время выслушивания “пушечного” тона отмечается резко усиленный верхушечный толчок, который больным воспринимается как удар и сотрясение грудной стенки.
«Грудь сапожника» (воронкообразная грудная клетка) — (funnel chest) – состояние, при котором нижняя часть грудины вдавлена вовнутрь, в результате чего уменьшается объем грудной клетки и легких, сердце сильно смещается влево и может быть сдавлено.
Звук «треснувшего горшка» (трахеальный тон Вильямса) — 1) тимпанический перкуторный звук (иногда с оттенком звучания «треснувшего горшка») под ключицей, лучше проявляющийся при открывании больным рта; симптом большого плеврального выпота; 2)перкуторный звук над легкими, напоминающий звук, возникающий при постукивании по закрытому треснувшему сосуду (горшку); наблюдается при пневмотораксе, осложненном бронхоплевральным свищом, или при большой периферически расположенной полости в легком, дренируемой узким бронхом.
Вот, собственно, их было четыре… Попутно наткнулась ещё на кое-какие, и посмотрела те, что разбирали в классе…
читать дальше
«Существуют «маски» лица, характерные для определенных состояний организма:
* «лицо Корвизара» — при сердечной недостаточности (отечное, желтовато-бледное, циаиотичное, рот постоянно приоткрыт, глаза тусклые);
* «львиное лицо» — при проказе (с бугорчато-узловатым утолщением кожи под глазами и над бровями и расширенным носом);
* «лицо восковой куклы» — при анемии Аддисона — Бирмера (слегка одутловатое, очень бледное, с желтоватым отеком и как бы просвечивающей кожей);
* «маска Паркинсона» — амимичное лицо, свойственное больным энцефалитом;
* «лицо Гиппократа» — при тяжелых заболеваниях органов брюшной полости — таких, как перитонит, перфорация язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д. Отличительные черты: запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, с синюшным оттенком и покрытая каплями холодного пота кожа лица.»
читать дальше — (pigeon chest) – клиновидная грудная клетка; деформация скелета, при которой грудина выступает вперед углом. Наблюдается у людей, с раннего детства страдающих бронхиальной астмой.
«Паучья кисть» — (arachnodactyly) — патологически длинные, паукообразные кисти и пальцы. Является признаком синдрома Марфана.
«Барабанные палочки» — (clubbing, finger clubbing) – утолщение концевых фаланг пальцев рук и ног. Ногтевые лунки становятся мягкими, ногтевые платины можно смещать из стороны в сторону. Наблюдается при различных заболеваниях, например, раке легких, бронхоэктазе, врожденной болезни сердца и циррозе печени. При этих заболеваниях уменьшается подача кислорода в ткани и часто наблюдается цианоз.
«Клевки аиста» — (stork bites) – простореч. название небольших красных пятнышек на коже вокруг глаз и на шее у новорожденных. Являются доброкачественными опухолями малых кровеносных сосудов (гемангиомы). Исчезают в течение первого года жизни.
«Кофейная гуща» — (coffee ground vomit) – рвотные массы, содержащие полупереваренную кровь. Является признаком медленного кровотечения в желудке или двенадцатиперстной кишке.
«Круглая спина» — (swayback) – патологическое усиление поясничного лордоза (изгиб поясницы вперед) и грудного кифоза (изгиб грудной клетки назад).
«Монетные столбики» — (rouleau) – неустойчивые агрегаты эритроцитов. Их образование указывает на повышение концентрации иммуноглобулинов в крови.
«Музыкальный синдром» — (musicians’ overuse syndrome) – острая боль, сопровождающаяся утратой скорости и точности движений, которая возникает вследствие перенапряжения мышц при игре на музыкальных инструментах, особенно при неправильной технике. Пораженные мышцы отекают, отдельные участки тела могут терять чувствительность. В качестве лечения рекомендуются строгое ограничение времени игры и использование подставок для инструментов. Иногда для полного выздоровления требуются недели и даже месяцы.
«Расколотая голень» — (shin splints) – боль в мышцах передней области голени после чрезмерной физической нагрузки. Наблюдается у бегунов и футболистов. Причинами возникновения являются полостной синдром, разрыв мышц, миозит, периостит или воспаление сухожилий.
«Горло священника» — (clergyman’s throat) – воспаление голосовых связок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле вследствие длительного или неправильного пользования речевым аппаратом. В настоящее время часто наблюдается у популярных певцов.
«Колено священника» — (clergyman’s knee) – воспаление и отек суставной сумки спереди коленной чашечки вследствие долгого сдавления, например, при молении на коленях. В настоящее время встречается редко.
«Бэйби блюз» — (baby blues) – американизм, термин, описывающий периоды плохого настроения и плаксивости, которые наблюдается у 50% всех беременных женщин, особенно ожидающих первого ребенка.
-
Напишите пожалуйста текст с медицинскими фразеологизмами
-
Предмет:
Другие предметы
-
Автор:
kaileeallison535
-
Создано:
1 месяц назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Физика4 минуты назад
Физика 7 класс Я ГУГЛИЛ! НУЖЕН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
-
Математика4 минуты назад
Найдите 2/5 от числа 70.
-
Химия4 минуты назад
Друзья,помогите с таблицей пожжж
8класс -
Информатика4 минуты назад
ПОМОГИТЕ СРОЧНО!!!Задача 1Есть число N. Затем в N строках записаны наименования продуктов, а в следующих Nстроках — цены этих продуктов.Все наименования продуктов разные и встречаются в списке один раз.Выведи цену конфет.Ввод3КонфетыРыбаПеченье12534093Вывод125
-
Математика4 минуты назад
Срочно 5 класс стр 195 номер 577
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика9 минут назад
Я нечего не понимаю т 94р
М 80 р также начинать а сколько надо писать?
-
Химия22 минут назад
Определить коэффициенты активности и активность всех ионов в водном растворе Na2SO4 с молярной концентрацией 0,005 М.
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2621
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Автор:
Кыран Дарья, Иванова Анастасия.
Презентация к докладу «Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения»на студенческой научно-практической конференции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Научно-практическая конференция «Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения» Докладчики: Кыран Дерья , группа 21м Иванова Анастасия, группа 21м Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский медицинский колледж»
Слайд 2
«МЕДИЦИНСКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ » Докладчик: Кыран Дерья , группа 21м.
Слайд 3
Цель исследования: доказать гипотезу: медицинские фразеологизмы, несмотря на образную природу, отражают точные клинические признаки заболеваний и синдромов.
Слайд 4
Задачи: Исследовать клинические признаки заболеваний и синдромов, на основе которых сложились медицинские фразеологизмы. Изучить отдельные статьи БМЭ и учебника В.Т. Ивашкина, В.К. Султанова «Пропедевтика внутренних болезней» для проверки правильности предположений.
Слайд 5
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Бить баклуши Капля в море
Слайд 6
Дело в шляпе Вставлять палки в колеса
Слайд 7
ЗАЯЧЬЯ ГУБА
Слайд 8
ГОЛОВА МЕДУЗЫ
Слайд 9
ГРУДЬ САПОЖНИКА
Слайд 10
ЖЕЛУДОК «ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ»
Слайд 11
ЛЬВИНОЕ ЛИЦО
Слайд 12
ПЕЧЕНОЧНЫЕ ЛАДОНИ
Слайд 13
ЛИЦО ГИППОКРАТА
Слайд 14
ПЕТУШИНАЯ ПОХОДКА
Слайд 15
ГУСИНАЯ ПЕЧЕНЬ
Слайд 16
ЛИЦО КОРВИЗАРА
Слайд 17
Выводы: Медицинские фразеологизмы отражают точные клинические признаки заболеваний и синдромов. Знание образных профессиональных медицинских фразеологизмов является одним из неотъемлемых направлений формирования профессиональных качеств будущего специалиста-медика, способствует развитию культуры речи, а также расширению кругозора.
Слайд 18
« МЕДИЦИНСКИЕ КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ» Докладчик: Иванова Анастасия, группа 21м.
Слайд 19
Цель исследования: доказать гипотезу: крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды наук и искусства последующих веков.
Слайд 20
Задачи: 1. Познакомиться с историей возникновения крылатых выражений о медицине. 2. Р ассмотреть область применения крылатых выражений в искусстве.
Слайд 21
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ Это устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности.
Слайд 22
Гиппокра́т (около 460 г. до н. э. — около 370 г. до н.э)
Слайд 23
Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat; quae ferrum non sanat, ignis sanat. Quae vero ignis non sanat, insanabilia reputari oportet. « Что не излечивают лекарства, то лечит железо, что железо не излечивает, то лечит огонь. Что даже огонь не лечит, то следует признать неизлечимым»
Слайд 24
«Не навреди»
Слайд 25
Summum bonum medicinae sanitas — «Высшее благо медицины- здоровье»
Слайд 26
Mens sana in соrроrе sano – avis rаrа — «В здоровом теле — здоровый дух»
Слайд 27
Де́цим Ю́ний Ювена́л ( ок . 60-ок.127) — римский поэт-сатирик
Слайд 28
Amor non est medicabilis herbis — «Любовь травами не лечится, нет лекарства от любви» (Овидий) Публий Овидий Назон (43г.до н.э.– 17–18г. н.э.) Вот здесь лежит больной студент, Его судьба неумолима. Несите прочь медикамент – Болезнь любви неизлечима! (А.С. Пушкин, юношеское стихотворение)
Слайд 29
ЯН СТЕН (1626-1679) «ЛЮБОВНЫЙ НЕДУГ»
Слайд 30
Medicus vero spectare vulturem et de manu mulieris pectore leonis «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва» АБУ АЛИ ИБН СИНА
Слайд 31
Средневековый врач
Слайд 32
Выводы: В мудрых изречениях о медицине даны указания по лечению и уходу за больными, по сохранению и поддержанию здоровья, раскрыт истинный облик медицинского работника, охарактеризованы его нравственные качества.
Слайд 33
Спасибо за внимание
«Медицинские фразеологизмы»
« Медицинские фразеологизмы, несмотря на образную природу, отражают точные клинические признаки заболеваний и синдромов, а крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды науки и искусства последующих веков».
Рембрандт Харменс ван Рейн
(художник эпохи Возрождения)
Кардиология
«Пляска каротид « (carotidpulse) или « танец сонных артерий »- отчетливо выраженная пульсация общих сонных артерий при недостаточности аортального клапана
«Кошачье мурлыканье»
Пальпаторное ощущение, возникающее у врача при прощупывании области сердца у больных некоторыми пороками сердца. Обусловлено дрожанием грудной клетки при прохождении крови через изменённые, суженные отверстия клапанов сердца.
Травматология и ортопедия
«Куриная грудь»
Деформация грудной клетки у детей из-за утолщения ребер в местах соединения кости и хряща и мышечной слабости
«Грудь сапожника»
Это наследственное искривление грудной клетки. Данный дефект не только некрасив, но и очень опасен, так как искривленная грудина мешает работе сердца.
Болезни органов брюшной полости
«Брюшная жаба»
Приступ ишемических болей в животе
«Булыжная мостовая «
Бугристая слизистая оболочка кишечника с многочисленными продольными, щелевидными язвами и поперечными трещинами при болезни Крона
Желудок «Песочные часы»
В ряде случаев форма желудка изменяется в результате заболевания.
Так, форму песочных часов желудок приобретает при рубцующемся язвенном процессе.
После операции бандажирования желудок напоминает песочные часы.
Благодаря этому, человек, страдающий избыточным весом, у которого большой желудок, очень быстро насыщается.
«Голова медузы»
Мифическое чудовище, голова которого вместо волос покрыта извивающимися змеями. Симптом цирроза печени, перенаполнение вен передней брюшной стенки.
Печеночные ладони
Симметричное пятнистое покраснение ладоней и подошв. Пятна бледнеют при надавливании и снова быстро краснеют при прекращении давления.
Наиболее часто наблюдается у больных хроническими диффузными заболеваниями печени, но бывает и при беременности, септическом эндокардите, тиреотоксикозе.
Нервные болезни
«Зеленый чепчик»
Вид головного мозга при гнойном менингите
«Пляска святого Витта»
Хроническая прогрессирующая хорея (болезнь Гентингтона), проявляющаяся в чрезмерном количестве непроизвольных некоординированных движений
«Мраморная бледность» (она же — «белый как полотно» или «белизна лилии»)
Характеристика цвета кожных покровов новорожденных (резкая бледность) , характерная для гемолитической болезни новорожденных — тяжелого заболевания новорожденных, развивающееся при несовместимости крови матери и плода по различным системам групп крови, чаще по резус-фактору
Сосудистые звездочки
Сосудистые звездочки состоят из пульсирующей центральной части и лучеобразных разветвлений сосудов, напоминающих ножки паука. Сосудистые звездочки располагаются на шее, лице, плечах, кистях, спине, весьма часто их можно обнаружить на слизистой оболочке верхнего неба, рта, глотки, реже — носа. Размеры сосудистых звездочек колеблются от 1 мм до 1—2 см. Пульсация крупных звездочек заметна на глаз, а у мелких звездочек ее позволяет выявить надавливание на кожу.
«Воротник Стокса»
Симптом, характеризующийся резким отеком и цианозом шеи, головы, области лопаток и верхних конечностей, а иногда и расширением поверхностных вен груди. Воротник Стокса возникает в результате сдавления верхней полой и безымянной вен.
«Лицо Гиппократа»
Проявляется при тяжелых заболеваниях органов брюшной полости — таких, как перитонит, перфорация язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д. Отличительные черты: запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, с синюшным оттенком и покрытая каплями холодного пота кожа лица.»
«Колено священника»
Воспаление и отек суставной сумки спереди коленной чашечки вследствие долгого сдавления, например, при молении на коленях. В настоящее время встречается редко.
Львиное лицо (лат. facies leonina)
Авторы названия древние ассирийские и вавилонские врачи, которые уже предпринимали первые попытки использования в медицинской терминологии образных сравнений. Обозначает специфический вид больных лепрой.
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области ОГАПОУ «Валуйский колледж»
ЭОР «Фразеология. Профессиональная медицинская фразеология»
Подготовила: преподаватель Иванова Е.А.
Валуйки, 2018
- Цели:
- Обучающая: создать условия для повторения и обобщения сведений о фразеологии и фразеологических оборотах. Углубить и расширить знания студентов по теме урока. Научить студентов находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, продолжить работу по предупреждению данного вида ошибок. Вспомнить известное о крылатых словах, пословицах, поговорках, об их особенностях.
- Развивающая: способствовать развитию умений студентов правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, развитию логического мышления.
- Воспитательная: повышать речевую культуру студентов, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову, любовь к истории развития родного языка.
Студент должен знать:
- типы фразеологических единиц;
- значение фразеологизмов, используемых в медицинской практике;
- профессиональную медицинскую фразеологию.
Студент должен уметь:
- самостоятельно работать с фразеологическим словарем;
- различать стилистическую принадлежность фразеологизмов и правильно употреблять их в речи;
- находить и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологизмов.
… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство. В.Г.Белинский
- Запиши слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы Пр_гн_зировать с_туацию, эксп_р_мент р_жи__ёра, р_скошный п_лисадник, извес_ный к_мм_нтатор т_л_видения,
- _нализировать с_стематически,
- пн_вм_ния, ф_зиот_рапия, гума__ое отношение, п_р_тонит, присутствовать на к_нференции, э__ективный метод, анамн_з, перку__ия.
Проверь себя! Прогнозировать ситуацию, эксперимент режиссёра, роскошный палисадник, известный комментатор телевидения, анализировать систематически, пневмония, физиотерапия, гуманное отношение, перитонит, присутствовать на конференции, эффективный метод, анамнез, перкуссия.
Словарная работа:
Монография — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.
Диссертация — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации (степени) магистра.
Клиника — лечебное учреждение, в котором — наряду со стационарным лечением больных — ведется учебная и научная работа.
Пролонгация — продление срока действия чего-либо, какого-либо процесса: процесса лечения, принятия медикаментов — в медицине; какого-либо соглашения, документа, имеющих ограниченное время действия — в делопроизводстве, праве.
Фразеологизмами (или фразеологическими оборотами) называются устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением, например: броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно).
Типы фразеологических единиц
В одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее, целостное значение такого оборота совершенно не вытекает из значений составляющих его элементов, например: «заморить червячка» (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить – «голодом довести до смерти» и слова червячок – «маленький червяк»). Это фразеологические сращения .
Вторую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу («уединиться», отчётливо видно переносное значение этого сочетания; в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу). Такие обороты называются – фразеологические единства .
Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово «закадычный» употребляется только со словами «друг», «приятель»), расквасить нос («расквасить» употребляется со словами «нос», «лицо», «губа»), плакать навзрыд (слово «навзрыд» употребляется только со словом «плакать»). Такие обороты называются – фразеологические сочетания .
- Наши помощники
«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова
«Школьный фразеологический словарь русского языка»
Устное упражнение на определение медицинских фразеологизмов
Голова Медузы
Грудь «сапожника»
Желудок «песочные часы»
Звук «треснувшего горшка»
«Мраморная бледность»
«Печеночные» ладони
«Маска Паркинсона»
«Пляска каротид»
«Ритм галопа»
«Пушечный» ритм
Симптом «кошачьего мурлыканья»
«Воротник Стокса»
«Сосудистые звездочки»
- Тестирование по теме «Фразеология»
1. Выбери правильный ответ. Фразеологизмы – это …
Слова различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Слова с противоположным значением.
Устойчивые сочетания слов.
Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
2. С чем связаны русские фразеологизмы?
С укладом жизни
С историей нашей Родины, с работой наших предков, с обычаями
С менталитетом русского народа
С обрядами
Укажи фразеологизм.
Белые бараны били в барабаны.
От стриженого барана шерсти не получишь.
Смотреть как баран на новые ворота .
Много шерсти и кудряшек – в гости к нам пришёл барашек.
4. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
С гулькин нос – много
Яблоку негде упасть – тесно
Обводить вокруг пальца – обманывать
Обводить вокруг пальца – обманывать
5. В какой строке указаны антонимичные фразеологические обороты?
Спустя рукава; одного поля ягода.
Зуб на зуб не попадает; намылить шею.
Заварить кашу; расхлебывать кашу.
Два сапога пара; кот наплакал.
6. Подберите антоним к данному фразеологизму «только пятки засверкали»
«Ползти как черепаха»
«Что есть духу»
«Бежать очень быстро»
«Словно на пожар»
7. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:
Сдержать слово
Втирать очки
Вступить в брак
Во веки веков
8.Люди употребляют выражение «Гора с плеч свалилась», когда…
Наступает облегчение после освобождения от забот.
Снимают с плеч тяжёлые рюкзаки после похода.
Несут чужие вещи, а потом бросят или откажутся их нести.
Желают альпинистам подняться на вершину высокой горы.
9. Укажите фразеологизм:
Работать с начала зимы
Сорвалось с балкона
Работать без году неделю
Держать в руках палку
10. Из четырёх приведённых ниже словосочетаний – выбери одно лишнее.
Береги нос в большой мороз.
Задирать нос.
Зарубить на носу.
Не видеть дальше собственного носа.
Интересное о фразеологизмах…
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Спасибо за внимание!
- Литература:
- 1. Аристова, Т.С., Ковшова, М.С. Словарь образных выражений русского языка. — М., 2005.
- 2. Вакуров, В.Н. Фразеология / Современный русский язык, под ред. Д.Э.Розенталя. — М., 1994.
- 3. Даль, В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. Сб.: В 2 т. — СПб., 1997.
- 4. Жуков, В.П., Жуков, А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — М., 2004.
- 5. https://videouroki.net/blog/vidieourok-po-russkomu-iazyku-proiskhozhdieniie-frazieologhizmov.html
Методический проект награжден дипломом второй степени в межрегиональном конкурсе «Лучший преподаватель среднего медицинского образовательного учреждения 2014 года» (Брянск, Новозыбков, Калуга, Липецк, Елец). Тема: «Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения» Тип занятия: интегрированный урок-исследование; Вид занятия: урок – объяснение нового материала; Время проведения: 2 часа (90 минут); Место проведения: кабинет русского языка и литературы. Мотивационное обоснование: актуальность заня…
Поделитесь с коллегами:
АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОЗЫБКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методический проект
«Интегрированный урок-исследование по русскому языку и культуре речи
«Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения»»
Специальность: 060501 «Сестринское дело», 060101 «Лечебное дело».
Курс: II
Дисциплина: ОГСЭ.05. «Русский язык и культура речи».
Раздел III: Лексика и фразеология.
Форма проведения: урок — интегрированное исследование.
Автор: преподаватель русского языка и литературы Пинчукова Е.В.
Новозыбков 2013
Методический проект награжден дипломом второй степени в межрегиональном конкурсе «Лучший преподаватель среднего медицинского образовательного учреждения 2014 года» (Брянск, Новозыбков, Калуга, Липецк, Елец).
Тема: «Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения»
Тип занятия: интегрированный урок-исследование;
Вид занятия: урок — объяснение нового материала;
Время проведения: 2 часа (90 минут);
Место проведения: кабинет русского языка и литературы.
Мотивационное обоснование: актуальность занятия заключается в формировании компетенций, необходимых при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника и для полноты владения языковым и культурным богатством.
Цели занятия:
Цель образовательная:
-
Познакомиться с медицинскими фразеологизмами и крылатыми выражениями о медицине;
-
Рассмотреть область их применения в науке, литературе, живописи.
Цель развивающая:
-
Прививать и развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;
-
Развивать умение анализировать и систематизировать изучаемый материал, применять его в речевой практике для выразительности и красоты речи;
-
Развивать аналитические способности учащихся при работе с таблицей;
-
Развивать умения и навыки владения языковым и культурным богатством.
Цель воспитательная:
-
Прививать гордость за выбранную профессию медицинского работника.
-
Прививать любовь и интерес к общечеловеческим ценностям.
Оснащение занятия:
-
Большая медицинская энциклопедия;
-
Учебник «Пропедевтика внутренних болезней» под ред. В.Т. Ивашкина, В.К. Султанова «Пропедевтика внутренних болезней»;
-
Словари «Латинские крылатые слова» под. ред. В.Т. Бабичевой, Я.М. Боровского;
-
Выставка альбомов по живописи из серии «Великие музеи мира»;
-
Компьютерные презентации;
Интеграционные связи: фразеология, стилистика, латинский язык, литература, живопись, основы патологии.
-
Оргмомент.
Слово преподавателя: Здравствуйте, ребята. Дежурный, доложите о готовности группы к занятию (рапорт дежурного).
Сегодня мы проведем интегрированный урок-исследование «Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения».
Цель нашего интегрированного урока-исследования — на основе полученных на I курсе общих сведений по фразеологии доказать гипотезу: «Медицинские фразеологизмы, несмотря на образную природу, отражают точные клинические признаки заболеваний и синдромов, а крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды науки и искусства последующих веков».
Рембрант Харменс ван Рейн
(1606 — 1669)
«Ученый в кабинете»
Какие же задачи мы должны решить для доказательства данной гипотезы?
Задачи I этапа исследования:
Задачи II этапа исследования:
1
Используя слайды презентации, исследовать клинические признаки заболеваний и синдромов, на основе которых сложились данные медицинские фразеологизмы (под контролем врача, преподавателя профессионального модуля ПМ-02 «Участие в лечебно-диагностическом процессе» Зубковой М.В.).
1
Познакомиться с историей возникновения крылатых выражений о медицине при помощи «Словаря латинских крылатых слов» под.ред. Бабичева Н.Т., Боровского Я.М. и др.
2
Изучить отдельные статьи БМЭ и учебника В.Т. Ивашкина, В.К. Султанова «Пропедевтика внутренних болезней» для проверки правильности предположений.
2
Рассмотреть область их применения в науке, литературе, живописи, используя серию «Великие музеи мира» и др.
3
Внести в таблицу «Медицинские фразеологизмы» результаты наблюдений для структуризации полученных знаний и подтверждения гипотезы.
Актуальность интегрированного урока-исследования заключается
в формировании компетенций, необходимых при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника и для полноты владения языковым и культурным богатством.
Теодор Ромбоутс
(1597- 1637)
«Зубодер»
В чем же необычность нашего занятия? Это соединение интеграции (русского языка с медициной, латинским языком, литературой, живописью) и исследования.
Проиллюстрируем виды работы двух этапов интегрированного исследования.
Демонстрация к I этапу интегрированного исследования:
Посмотрите на экран.
Гиппократ
(ок. 460 г. до н.э. — 377-356 до н.э.) Лицо Гиппократа
Назовите медицинский фразеологизм («Лицо Гиппократа»). Как вы думаете, на основе каких клинических признаков возник данный фразеологизм? (Запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, с синюшным оттенком и покрытая каплями холодного пота кожа лица).
Обратимся к эксперту за помощью для подтверждения правильности наших предположений и установления названий заболеваний и синдромов, при которых проявляется данный симптом?
Слово эксперта.
Демонстрация ко II этапу интегрированного исследования:
На примере афоризма древнеримского поэта Овидия —
Amor non est medicabilis herbis — Любовь травами не лечится, нет лекарства от любви (Овидий, «Героиды», V, 149)
Публий Овидий Назон
(43г.до н.э.-17-18г.н.э.)
— покажем различные области его применения. Этот афоризм использован великим русским поэтом А.С. Пушкиным:
Вот здесь лежит больной студент,
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент —
Болезнь любви неизлечима!
(А.С. Пушкин, юношеское стихотворение)
А вот другая область его применения — живопись.
Ян Стен
(1626-1679)
«Любовный недуг»
На картине голландского живописца 17 века Ян Стена «Любовный недуг» изображена молодая женщина, в изнеможении сидящая у стола, опершись одной рукой на подушку, а другую подав доктору, считающему пульс. В руке у «недужной» листок бумаги, на котором написан уже знакомый нам афоризм Овидия: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь».
Но самая важная, на мой взгляд, сфера применения крылатых выражений и медицине — ваша речевая практика. Пусть слова великого римского сатирика Ювенала, которые я прочту на латинском и русском языках, послужат вам напутствуем как к сегодняшнему уроку, так и ко всей жизни медицинских работников:
Ювенал
(ок.60 — ок.127 г.до н.э.)
Orandum est ut sit mens sana in corpore sano.
Fortem posce animum, morte terrore carentem,
Qui spatium vitae extremum inter munera ponat
Naturae, qui ferre queat quos cumque labors,
Nesciat irasci, cupiat nihil et potiores
Herculis aerumnas credat saevosque labores
Et Venere et cenis et pluma Sardanapalli.
(Ювенал, «Сатиры», Х)
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, —
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапалла.
-
Первый этап исследования (работа с медицинскими фразеологизмами).
Преподаватель: Посмотрите на экран. Рассмотрим и проанализируем клинические признаки заболеваний и синдромов, на основе которых сложились данные медицинские фразеологизмы
Учащиеся под контролем эксперта
-
называют медицинские фразеологизмы, их клинические признаки;
-
изучают отдельные статьи БМЭ и учебника В.Т. Ивашкина, В.К. Султанова «Пропедевтика внутренних болезней» для проверки правильности предположений;
-
вносят в таблицу «Медицинские фразеологизмы» результаты наблюдений для структуризации полученных знаний (работа проводится с каждым медицинским фразеологизмом отдельно)
Лицо Корвизара Львиное лицо
Бычье сердце Воротник Стокса
Голова Медузы Грудь сапожника
Гусиная печень Желудок «песочные часы»
Мускатная печень Бейби-блюз
Печеночные ладони Сосудистые звездочки
Тигровое сердце Заячья губа
Колено священника Мраморная бледность
Медицинские фразеологизмы
Клинические признаки
Заболевания, синдромы
Лицо Гиппократа
Запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, покрытая каплями холодного пота кожа лица
Тяжелые заболевания органов брюшной полости (перитонит, перфорация язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и др.)
Лицо Корвизара
«Сердечное лицо», обрюзгшее лицо с сонным взглядом, акроцианозом на фоне бледно-желтой кожи, багровыми, несколько выпяченными губами и постоянно полуоткрытым ртом
Сердечная декомпенсация (хроническая сердечная недостаточность)
Львиное лицо
Бугорчато-узловатое утолщение кожи под глазами и над бровями
Проказа (лепра)
Бычье сердце
Увеличение сердца до 600-800 граммов
Гипертрофия сердца при пороке
Тигровое сердце
Сердце, на разрезе которого под эндокардом, в особенности на сосочковых и гребенчатых мышцах, различимы тонкие желто-белые полоски, напоминающие тигровую шкуру
Жировая дистрофия миокарда
Мускатная печень
Печень уплотнена и на разрезе напоминает мускатный орех
Венозная гиперемия
Кофейной гущи рвота
Наличие крови в рвотных массах
Язва желудка
Воротник Стокса
Отек шеи, а иногда и лица, рук, верхней части груди и области лопаток, сопровождающийся набуханием кожных вен
Сдавление верхней полой вены при опухоли средостения
Голова медузы
Извитые расширенные подкожные венозные сосуды передней брюшной стенки
Портальная гипертензия
Грудь сапожника
Воронкообразная грудная клетка; западение грудины и ребер, сопровождающееся различными функциональными нарушениями дыхательной и сосудистой систем
Врожденный порок развития
Гусиная печень
Увеличенная в размерах печень однородно-желтого цвета
Резкая степень жировой дистрофии
Лицо восковой куклы
Лицо слегка одутловатое, бледное, с желтоватым отеком и слегка просвечивающей кожей
Анемия Аддисона-Бирмера
Мраморная бледность
Резкая бледность кожных покровов новорожденных
Гемолитическая болезнь новорожденных
Сосудистые звездочки
Слегка возвышающиеся над поверхностью кожи ангиомы, от которых лучеобразно разветвляются мелкие сосудистые веточки
Цирроз печени
Печеночные ладони
Разлитая ярко-красная диффузная окраска ладоней
Цирроз печени
Желудок «песочные часы»
Двуполостной желудок в виде «песочных часов»
Язва желудка
Заячья губа
Верхняя губа разделена расщелиной, разрывом, который доходит почти до носа, приоткрывает передние зубы и делает ротик малыша похожим на заячий
Патология формирования человеческого эмбриона
Итоги первого этапа исследования: медицинские фразеологизмы, несмотря на образную природу, отражают точные клинические признаки заболеваний и синдромов (итоги подводятся учащимися и их правильность подтверждается экспертом. Следовательно, первое положение гипотезы подтверждено).
-
Второй этап исследования (работа с крылатыми выражениями).
-
Знакомство с результатами самостоятельных исследований творческих групп учащихся (сообщения-презентации об истории возникновения крылатых выражений о медицине и области их применения):
-
Ars longa, vita brevis est — Искусство долговечно, жизнь коротка
-
Bene dignoscitur, bene curator — To, что хорошо распознается, хорошо лечится;
-
Contraria contrariis curantur — Противоположное лечится противоположным;
-
Omnium profecto artium medicina nobilissima — Из всех искусств, безусловно, медицина — самое благородное искусство
-
Исследование истории возникновения крылатых выражений о медицине и области их применения (работа со «Словарем латинских крылатых выражений» и серией «Великие музеи мира»).
Исследуются крылатые выражения, содержащие советы медикам:
-
Alliis inserviendo consumor —
Светя другим, сгораю;
(Надпись под свечой как символ самопожертвования,
приводившаяся в многочисленных изданиях популярных в Европе
с XVI века собраний символов и эмблем. Такая книга на русском языке впервые напечатана по распоряжению Петра I в 1705 году в Амстердаме, а в 1719 году издана в Петербурге. Из этих книг черпались гербы и девизы. В XIX века эта книга в России не была забыта — у Аксакова в «Детстве Багрова-внука» герой учился по ней чтению, ее читал у Тургенева в «Дворянском гнезде» мальчиком Лаврецкий).
-
Medice, cura te ipsum — Врач, исцелися сам
Евангелие от Луки, 4, 17 (В клинике при входе был вделан в стену крест с надписью per crucem ad lucem — через крест к свету. Несколько далее стояла на другой стене надпись: Medice, cura te ipsum (врачу, исцелися сам). Н.И. Пирогов, из «Записок старого врача»).
-
Medicus curat, natura sanat — Врач лечит, природа излечивает афоризм древнегреческого врача и естествоиспытателя Гиппократа
-
Praesente medico nihil nocet — в присутствии врача ничто не вредно.
Медицинский афоризм. (Пошел! В Стрельну! И выпьем там на «ты». Ты замечательный извозчик! Ну-с, господа, благословимся еще по одной! — Praesente medico nihil nocet! И.А. Бунин, [Заметки], СС, т.9, с.355).
-
Comple aegrotum bona spe! —
Внушай больному надежду на хорошее;
-
Medica mente, поп medicamentis —
Лечи умом, а не лекарствами!
-
Medice, cura aegrotum, sed non morbum —
Врач, лечи больного, а не болезнь —
Медицинские афоризмы
Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя: «Какие крылатые выражения о медицине вспоминаются вам, когда вы смотрите на эти картины?», «Какие крылатые выражения о медицине вы бы вложили в уста героев картин?» и др.
Рембрант Харменс ван Рейн
(1606-1669)
«Урок анатомии доктора Тюльпа»
Микеланджело Меризи да Караваджо
(1571-1610)
«Зубодер»
и другие картины мастеров мировой живописи.
Рассмотрим различные стилистические сферы употребления крылатых выражений о медицине и медицинских фразеологизмов. Сравните фразеологизмы: В час по чайной ложке (разг.) — маска Паркинсона (книж.) и крылатые выражения: Одно лечишь, другое калечишь (разг.) и Врачу, исцелися сам! (книжн.); синонимичность и антонимичность фразеологизмов и крылатых выражений о медицине — напр., Medica mente, поп medicamentis — Лечи умом, а не лекарствами!
Medice, cura aegrotum, sed non morbum — Врач, лечи больного, а не болезнь (син.)
Итоги второго этапа исследования: крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды науки и искусства последующих веков (итоги подводятся учащимися и преподавателем. Следовательно, второе положение гипотезы тоже подтверждено).
Слово учителя:
— Итак, цель нашего интегрированного исследования достигнута.
Домашнее задание:
-
Написать эссе-исследование «Какой медицинский фразеологизм кажется мне самым образным и самым точным?»
-
Выучить наизусть 5 любимых крылатых выражений о медицине.