Рассказ с ошибками внимательно прочитайте рассказ и исправьте исторические ошибки 25 августа 1533

Содержание

  1. объясните значение терминов:заповедные лета,урочные лета
  2. Значение словосочетания «заповедные лета»
  3. Делаем Карту слов лучше вместе
  4. Зеповедные лета
  5. Причины введения
  6. Сущность заповедных лет
  7. Упоминания о заповедных годах в источниках
  8. Отличие заповедных лет от урочных
  9. Последствия
  10. История термина
  11. Определение понятия «заповедные лета», течение и последствия
  12. Причины появления
  13. Особенности течения
  14. Последствия указа
  15. Практическое занятие №7

объясните значение терминов:заповедные лета,урочные лета

Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.

Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.

Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян.
Урочные лета введены в 90-х гг. XVI в. после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. По указу 24 ноября 1597 г. был установлен 5-летний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 в. фактически не осуществлялся. При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. В 1639 г. урочные лета были увеличены до 9 лет, а в 1642 — до 10 для беглых крестьян и 15 для увезённых др. владельцами.
По Соборному уложению 1649 года вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.

gЗаповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.

Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.

Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.

Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.

Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.

Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.

Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.

Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.

Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян.
Урочные лета введены в 90-х гг. XVI в. после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. По указу 24 ноября 1597 г. был установлен 5-летний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 в. фактически не осуществлялся. При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. В 1639 г. урочные лета были увеличены до 9 лет, а в 1642 — до 10 для беглых крестьян и 15 для увезённых др. владельцами.
По Соборному уложению 1649 года вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.

Источник

Значение словосочетания «заповедные лета»

Вопрос существования государственных указов о заповедных годах интересен для историков в связи с двумя гипотезами о закрепощении крестьян: «указного» и «безуказного» по терминологии Р. Г. Скрынникова. Указная теория восходит к В. Н. Татищеву, который считал закрепощение результатом закона, принятого Годуновым в 1592 году, но позже утерянного. Безуказная теория, по В. О. Ключевскому, утверждает, что не правительственные распоряжения, а условия жизни и задолженность крестьян постепенно прекратили крестьянские переходы от одного феодала к другому. Упоминания о «заповедных летах» в грамотах, датированных 1581—1592 годами, добавляют аргументов сторонникам теории «указного» закрепощения.

Согласно гипотезе В. И. Корецкого, в общегосударственном масштабе Юрьев день был отменён указом царя Фёдора Ивановича около 1592—1593 годов. По его мнению, существование такого указа подтверждается отсутствием ссылок на заповедные года после 1592 года (последнее упоминание содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592 года). Этот указ, по мнению Корецкого, запретил выход крестьян и сделал писцовые книги, работа над которыми велась в 1581—1593 годах и которые устанавливали принадлежность крестьян владельцу, юридическим основанием закрепощения. Корецкий считает, что режим заповедных лет не распространялся на южные уезды государства; помещики и крестьяне там продолжали руководствоваться статьёй 88 Судебника 1550 года (о крестьянском отказе).

Историки относятся к реконструкции указа Корецким в целом отрицательно. Г. Н. Анпилогов считает эту реконструкцию сомнительной, и утверждает, что режим заповедных лет распространялся и на южные уезды. Р. Г. Скрынников не признаёт существования указа 1592—1593 года и считает, что на юге правила крестьянского перехода формально не были отменены. Не согласен с Корецким и В. М. Панеях. Согласно интерпретации В. А. Аракчеева, реконструкция Корецкого ошибочна, существующие факты объясняются тем, что режим заповедных лет к 1590-м годам превратился в установившийся порядок, а термин просто постепенно исчез. Аракчеев отмечает, что термин «незаповедные лета» всё ещё используется в 1608 году.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ушибать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Зеповедные лета

Заповедные лета – это установленный на Руси запрет крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Предположительно просуществовал с 1581 по 1592. Стал важным этапом на пути формирования крепостного права.

Причины введения

1560-1570-е годы были крайне непростым временем для Московского царства. С 1558 года шла затяжная Ливонская война, в 1565 году был введен режим жесткого внутреннего управления – опричнина, сопровождавшийся массовыми репрессиями. Ситуация усугублялась частыми набегами со стороны крымских татар. Многие земли пришли в запустение и разорение.

По приказу Ивана Грозного и пришедшего ему на смену Федора Иоанновича составлялись писцовые книги, в которых фиксировались масштабы бедствия в хозяйстве страны.

Писцовые книги – это средневековые русские поземельные описи, в которых содержалось детальное описание условий жизни служилых людей в вотчинах, селах, монастырях.

Многие историки полагают, что именно по результатам проведения переписей 1580-х годов было принято решение о введении ограничительных мер на перемещение крестьян.

Причины появления заповедных лет:

Сущность заповедных лет

Согласно 57 статье Судебника 1497 года, принятого во время правления Ивана III, крестьянам разрешалось переходить от одного хозяина к другому один раз в год. Смена владельца называлась «крестьянским выходом».

Условия крестьянского выхода:

Пожилое – это специальная пошлина, которую крестьяне обязаны были выплачивать за переход из одного имения в другое. Обычно составлял от одного до полутора рублей. Величина пожилого зависела от типа местности: на лесистых территориях выкуп был меньше.

1 рубль в XVI-XVII веках – это были достаточно большие деньги. Например, 4 пуда ржаной муки стоили около 30 копеек. Это значит, что за 1 рубль можно было купить более 200 килограммов муки.

Юрьев день – день памяти высокочтимого в православии великомученика Георгия (Юрия). Отмечался 26 ноября по юлианскому календарю. Это соответствует 9 декабря по новому стилю. Крестьянский выход разрешался в Юрьев день, потому что к этому времени уже заканчивались все основные сельскохозяйственные работы.

В Судебнике 1550 года, принятом при Иване Грозном, в 88 статье сохранялся прежний порядок крестьянского выхода. При этом на 2 алтына(6 копеек) увеличивалась сумма пожилого.

В 1581 году вводился запрет на переход крестьян, обусловленный тяжелой ситуацией в стране. Это означало приостановку действия 88 статьи Судебника 1550.

У историков существуют разные мнения по поводу распространенности действия указов о заповедных годах:

Нет однозначного объяснения и того, что представляли собой заповедные лета. Основные версии:

Вторая точка зрения является более распространенной среди отечественных историков.

«Черный посадской люд» – это податное население средневековых российских городов. Они обязаны были выполнять многочисленные повинности.

Спор о заповедных годах тесно связан с двумя теориями возникновения крепостного права на Руси:

Татищев полагал, что существовал указ от 1592 года о фактическом введении крепостного права, но впоследствии он был утерян. Многие историки отрицают возможность существования данного документа.

Упоминания о заповедных годах в источниках

Термин «заповедные лета» редко встречается в средневековых русских источниках. Одним из первых хорошо изученных документов является запись в писцовой книге от 12 июня 1585 года, относящаяся к имению землевладельца Сомова, которое было приписано к Новгородской земле.

Последняя из найденных к настоящему времени достоверных записей с упоминанием заповедных лет относится к 12 апреля 1592. Она фиксирует ответ на жалобу о бегстве крестьян из Никольского монастыря и адресована двинскому земскому судейке. В грамоте содержится совет отыскать беглых крестьян и впредь не допускать их выхода в заповедные годы.

Земский судейка – местный судья, избиравшийся на мирском сходе и занимавшийся решением административных дел и хозяйственных споров. Уголовные дела были вне зоны его компетенции

Тот факт, что после 1592 года слово «заповедные лета» не употребляется, сторонники «указной теории» объясняют тем, что в этом году правительством под руководством Бориса Годунова был принят документ об утверждении крепостного права. Противники данной теории объясняют исчезновение термина постепенной утратой его актуальности.

Историк Владимир Аракчеев указывает, что в жалованной грамоте Василия Шуйского Казанскому монастырю от 1608 года встречается выражение «незаповедные лета», что может свидетельствовать об исторической памяти об административной практике 1580-х годов.

Отличие заповедных лет от урочных

Впервые термин «урочные лета» использовался в указе царя Федора Иоанновича от 20 февраля 1597. В нем обозначался пятилетний срок поиска крестьян, которые сбежали от своих владельцев. По истечении этого времени хозяева не имели права подавать в суд на розыск своих работников.

В 1607 году Василий Шуйский пытался ввести 15-летний срок сыска беглых крестьян, но из-за мощного народного восстания под руководством Ивана Болотникова данную меру пришлось отменить.

При первом правителе из династии Романовых Михаиле Федоровиче урочные годы сначала составляли 9 лет, в 1642 году были увеличены до 10 лет для обычных беглых крестьян и до 15 для только что купленных.

По Соборному уложению 1649, принятому при царе Алексее Михайловиче, урочные годы отменялись, и окончательно оформлялось крепостное право.

Таким образом, заповедные лета – это временный запрет на переход крестьян от одного землевладельца к другому, а урочные – это установленный срок поиска беглых крестьян.

Последствия

Введение заповедных лет:

Уже в 1597 году правительство было вынуждено утвердить порядок подачи заявлений о беглых крестьянах, зафиксировав 5-летний срок их розыска.

Многие историки рассматривают заповедные годы как закономерный этап оформления крепостного права в средневековой Руси.

История термина

Термин «заповедные лета» впервые появляется в документе 1581. В переводе на современный русский язык дословно это означает «запретные годы».

По правилам современной русской орфографии допустимы варианты написания: «Заповедные лета» и «Заповедные годы». Иногда встречающийся вариант «заповедные леты» является некорректным написанием термина, так как нарушает грамматические нормы.

Сам факт существования заповедных лет некоторыми историками оспаривается, поскольку термин встречается достаточно редко в ограниченном количестве источников.

Источник

Определение понятия «заповедные лета», течение и последствия

Крепостное право становилось на Древней Руси постепенно. Заповедные лета — это года, в которых запрещался выход крестьян в Юрьев день — момент, когда они могли уйти от одного помещика к другому, предварительно исполнив все обязательства перед ним. Подобное право было закреплено в 1497 году, но уже в 1581 ввели первые ограничения.

Причины появления

Осенью заканчивался сельскохозяйственный год. В это время крестьянин получал право сменить помещика. Но при этом он был обязан выплатить пожилое, т. е. пошлину. Долгое время это практиковалось, но после тяжелой Ливонской войны государство было вынуждено пойти на крайние меры.

В 1570 году случилось Новгородский погром. Во время него Иван Грозный вместе с опричным войском напал на город. Он обвинял местную знать в убийстве князя Старицкого. В 1572 году закончились набеги крымских татар. В это время началась перепись населения. Она была нужна, чтобы выявить масштаб упадка хозяйства.

Первый заповедный год был введен в 1581 году. В это время была осада Пскова и поход Ермака. У историков нет единого мнения, как происходило закрепощение. Есть несколько версий:

Если рассматривать определение заповедных лет, станет понятно одно — эта мера была направлена на укрепление крепостного права.

Особенности течения

После переписи населения были составлены писцовые книги. В них крестьяне закреплялись за помещиком, право перехода было отменено. Историки не знают, сделали ли это единым указом или несколькими мелкими.

После введения «закрепощения» помещик получил право возвращать беглых крестьян и тех, кого увезли насильно. С момента введения заповедных лет крепостные принадлежали одному хозяину. Постепенно меры только ужесточались. Например, после введения Соборного уложения беглых крестьян начали искать бессрочно.

В таком случае если человеку удавалось скрыться, он женился и заводил детей, его все равно могли обнаружить. После этого уже не только он, но и вся его семья переходила к помещику.

Под крепостное право попадали не только люди, которые работали в полях. Также пострадали конюхи, повара, прислуга, театральные и балетные труппы.

Последствия указа

Историки считают, что заповедные лета длились с 1581 по 1649 года. После этого был введен новый законопроект — Соборное уложение. В нем ужесточались меры контроля за крестьянами. Розыск беглых крепостных становился бессрочным, а место жительства не мог никто сменить. Даже если человек освободился от долгов, он все равно не имел права переехать.

Иногда заповедные лета путают с урочными летами — это 2 разных закона. Второй подразумевал поиск беглых крестьян. В 1597 г. он длился 5 лет, потом в 1607 г. срок увеличили до 15 лет. Это произошло из-за восстания Болотникова. С 1649 г. срок розыска стал бессрочным.

В истории России можно найти немало важных событий:

Значение исторических событий порой становится очевидным спустя года. Заповедные лета привели к ухудшению жизни крестьян и укреплению власти помещиков. После них началось активное развитие крепостного права.

Сам термин «заповедные лета» можно расшифровать как заповедь, т. е. запрет. Иван Грозный был вынужден ввести такую меру, так как крестьяне разбегались с центральных земель Руси. Такое опустение негативно сказывалось на неблагоприятной экономической обстановке, поэтому Иван Грозный ввел полный запрет на переход. Без подобной меры не удалось бы сформировать крепостное право.

Было и еще одно последствие — запрещено превращать в холопов людей, годных к государственной службе. Не разрешалось вести мелкую торговлю в городах, что также негативно сказывалось на положении крестьян.

Источник

Практическое занятие №7

Тема: Заполнение схем, таблиц «Опричнина, споры о ее смысле», решение теста.

Цель: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.

Обучающиеся должны знать о периоде правления и об исторической личности Ивана Грозного, о сущности опричнины, ее целях и последствиях; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.

закрепить знания, развивать навыки и умения аргументации, анализа исторических источников, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей

Порядок выполнения работы:

Часть1:

1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.

2.Найти в учебнике с информацию по теме и выполнить предложенные задания.

3.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию.

Часть2:

2.Сдать работы на проверку.

Часть1.

Задание 1

Найти и сформулировать причины введения опричнины, в учебнике «История»

Записать основные даты и события опричнины.

Задание2:

Рассмотреть точки зрения отечественных историков на сущность опричнины. Задача каждой группы – аргументировано доказать правильность точки зрения автора по сущности опричнины. По ходу выступлений заполнить таблицу «Проблема опричнины в российской историографии»

Задание3:

Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом. Сдать на проверку.

№ п/п Событие Дата
Боярское правление
Введение заповедных лет
Введение урочных лет
Венчание Ивана IV на царство
Взятие Астрахани
Взятие Казани
Деятельность Избранной рады
Ливонская война
Опричнина
Поход Ермака, разгром Сибирского ханства
Правление Елены Глинской
Правление Ивана IV Грозного
Принятие Судебника
Созыв первого Земского собора
Стоглавый собор

Часть 2.

Решите тест.

1. Найдите ошибки в словах и объясните их правильное написание: кармление, апричнина, метрополит, водчина, земский сабор.

3. Какие события были в указанные даты:

5. По какому принципу образован ряд:

А) Макарий, Афанасий, Филипп.

Б) Адашев, Курбский, Висковатый,

В) Ивангород, Копорье, Нарвы.

Г) Польша, Литва, Ливонский орден.

6. Определите, о чем или о ком идет речь:

А) Уральские купцы Строгановы пригласили к себе____________ с казаками для борьбы с ханом_________.

Б) Эти войска были постоянно действующей военной силой, имели одинаковое обмундирование, единое снаряжение и получали жалование._______________________

В) В______ году в __________________________ соборе короновался на трон Иван Грозный при поддержке митрополита ________________

Г) Во время опричного похода город _______________был разграблен, жители перебиты, подобного оскорбления ещё на Руси не знали.

7. Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных Иваном IV и «Избранной радой»

1. ограничение местничества

3. создание коллегий

4. создание приказов

5. принятие Судебника

6. введение всеобщей воинской обязанности

7. создание стрелецкого войска

8. отмена кормлений

9. подчинение церкви государству

8. Рассказ с ошибками. Внимательно прочитайте рассказ и исправьте исторические ошибки.

25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве. После смерти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её смерти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки. 16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления. Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии. Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».

1.Найдите ошибки в словах и объясните их правильное написание:

местнечество, пажилое, Пасольский преказ, Манетный двор, апекун.

2.На какие группы можно сгруппировать нижеприведенные названия и термины: поместье, губные староста, вотчина, уделы, городовые приказчики, земские старосты, земщина, Государев двор.

3. Какие события были в указанные даты:

5.По какому принципу образован ряд:

А) Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство.

Б) Ясак, оброк, барщина, тягло.

В) Дерпт, Юрьев, Нарва, Рига.

Г) «Апостол», «Часословец», «Хронограф».

6.Определите, о чем или о ком идет речь:

А) В 1564 году в Москве на ___________дворе Иван _________ с помощником напечатали первую книгу.

В) С присоединением Казанского и Астраханского ханств, Россия установила контроль над ________________________ торговым путем, вплоть до Каспия.

Г) ____________________________ была первым негласным правительством Ивана Грозного, куда вошли его сподвижники, они разработали первые реформы 1550-х годов.

7. Назовите положения, являющиеся целями опричнины

1) установление неограниченной власти царя

2) повысить роль народного вече

3) усилить налоговый гнёт

4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)

5) ускорить социально-экономическое развитие страны

6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

7) подавление очагов народного недовольства

8) введение новых пошлин

8. Рассказ с ошибками. Внимательно прочитайте рассказ и исправьте исторические ошибки.

25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве. После смерти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её смерти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки. 16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления. Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии. Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».

Источник

Фамилия   Имя__________________________________   Вариант 1

Лабораторная работа по теме  «Правление Ивана Грозного»  6 класс

1.        Найдите ошибки в словах и объясните их правильное написание: кармление, апричнина, метрополит, водчина, земский сабор.

2.        На какие группы можно сгруппировать нижеприведенные названия и термины:  «конно, людно, оружно», Казань, боевой топор, Кашлык,  Ногайская орда, стрельцы, Астрахань, «Уложение о службе», Сибирь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.        Какие события были в указанные даты:

1547 г.__________________________________________________

1550 г.__________________________________________________

1565-1572 гг.____________________________________________

1571,1572 гг.____________________________________________

1581 г.___________________________________________________

4.        «Историческая зарядка» — дайте письменный ответ, раскрывающий смысл значений слов:

Стоглав_______________________________________________

«Заповедные лета»___________________________________________

Поместье___________________________________________________

Избранная рада_______________________________________________

«Домострой»_________________________________________________

5.        По какому принципу образован ряд:

А) Макарий, Афанасий, Филипп.

Б) Адашев, Курбский, Висковатый,

В) Ивангород, Копорье, Нарвы.

Г) Польша, Литва, Ливонский орден.

6. Определите, о чем или о ком идет речь:

А) Уральские купцы Строгановы пригласили к себе____________ с казаками для борьбы с ханом_________.

Б) Эти войска были постоянно действующей военной силой, имели одинаковое обмундирование, единое снаряжение и получали жалование._______________________

В) В______ году в __________________________ соборе короновался на трон Иван  Грозный при поддержке митрополита ________________

Г) Во время опричного похода город _______________был разграблен, жители перебиты, подобного оскорбления ещё на Руси не знали.

7.        Назовите положения, являющиеся последствиями реформ,     проведенных  Иваном IV и «Избранной радой»

1.        ограничение местничества

2.        создание флота

3.        создание коллегий

4.        создание приказов

5.        принятие Судебника

6.        введение всеобщей воинской обязанности

7.        создание стрелецкого войска

8.        отмена кормлений

9.        подчинение церкви государству

Ответ: ___________

8. Рассказ с ошибками. Внимательно прочитайте рассказ и исправьте исторические ошибки.

25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве. После смерти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её смерти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки. 16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления. Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии. Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».

Фамилия   Имя__________________________________   Вариант 2

Лабораторная работа по теме  «Правление Ивана Грозного»  6 класс

1.Найдите ошибки в словах и объясните их правильное написание:

местнечество, пажилое, Пасольский преказ, Манетный двор, апекун.

2.На какие группы можно сгруппировать нижеприведенные названия и термины:  поместье, губные староста, вотчина, уделы, городовые приказчики, земские старосты, земщина, Государев двор.

3. Какие события были в указанные даты:

1549 г.______________________________________________

1551 г.__________________________________________________

1556 г.__________________________________________________

1552 г._________________________________________________

1550 г.____________________________________________________

4.«Историческая зарядка» — дайте письменный ответ, раскрывающий смысл значений слов:

Судебник_______________________________________________

«Заповедные лета»___________________________________________

Вотчина___________________________________________________

Приказ_____________________________________________

Засечная черта_________________________________________________

5.По какому принципу образован ряд:

А) Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство.

Б) Ясак, оброк, барщина, тягло.

В) Дерпт, Юрьев, Нарва, Рига.

Г) «Апостол», «Часословец», «Хронограф».

6.Определите, о чем или о ком идет речь:

А) В 1564 году  в Москве на ___________дворе  Иван _________ с помощником напечатали первую книгу.

Б)  В 1576 году на престол ____________ взошел талантливый военачальник______________________,  который успешно повел военные действия в Прибалтике и отбил у русских город ________________ .

В) С присоединением  Казанского и Астраханского ханств,  Россия установила контроль над ________________________ торговым путем, вплоть до Каспия.

Г) ____________________________ была первым негласным правительством Ивана Грозного, куда вошли его сподвижники, они разработали первые реформы 1550-х годов.

7. Назовите положения, являющиеся целями опричнины

1) установление неограниченной власти царя

2) повысить роль народного вече

3) усилить налоговый гнёт

4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)

5)  ускорить социально-экономическое развитие страны

6)  ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

7) подавление очагов народного недовольства

8) введение  новых пошлин

  Ответ: _________________

8. Рассказ с ошибками. Внимательно прочитайте рассказ и исправьте исторические ошибки.

25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве. После смерти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её смерти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки. 16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления. Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии. Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».

Лабораторная работа по теме  «Правление Ивана Грозного»  

1.        Найдите ошибки в словах и объясните их правильное написание: кармление, апричнина, метрополит, водчина, земский сабор.

2.        На какие группы можно сгруппировать нижеприведенные названия и термины:  «конно, людно, оружно», Казань, боевой топор, Кашлык,  Ногайская орда, стрельцы, Астрахань, «Уложение о службе», Сибирь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.        Какие события были в указанные даты:

1547 г.__________________________________________________

1550 г.__________________________________________________

1565-1572 гг.____________________________________________

1571,1572 гг.____________________________________________

1581 г.___________________________________________________

4.        «Историческая зарядка» — дайте письменный ответ, раскрывающий смысл значений слов:

Стоглав_______________________________________________

«Заповедные лета»___________________________________________

Поместье___________________________________________________

Избранная рада_______________________________________________

«Домострой»_________________________________________________

5.        По какому принципу образован ряд:

А) Макарий, Афанасий, Филипп.

Б) Адашев, Курбский, Висковатый,

В) Ивангород, Копорье, Нарвы.

Г) Польша, Литва, Ливонский орден.

6. Определите, о чем или о ком идет речь:

А) Уральские купцы Строгановы пригласили к себе____________ с казаками для борьбы с ханом_________.

Б) Эти войска были постоянно действующей военной силой, имели одинаковое обмундирование, единое снаряжение и получали жалование._______________________

В) В______ году в __________________________ соборе короновался на трон Иван  Грозный при поддержке митрополита ________________

Г) Во время опричного похода город _______________был разграблен, жители перебиты, подобного оскорбления ещё на Руси не знали.

7.        Назовите положения, являющиеся последствиями реформ,     проведенных  Иваном IV и «Избранной радой»

1.        ограничение местничества

2.        создание флота

3.        создание коллегий

4.        создание приказов

5.        принятие Судебника

6.        введение всеобщей воинской обязанности

7.        создание стрелецкого войска

8.        отмена кормлений

9.        подчинение церкви государству

Ответ: ___________

8. Рассказ с ошибками. Внимательно прочитайте рассказ и исправьте исторические ошибки.

25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве. После смерти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её смерти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки. 16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления. Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии. Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/310233-prakticheskaja-rabota-ivan-groznyj

  • Рассказ с необыденным и строгим сюжетом 7 букв сканворд
  • Рассказ рысь 1 класс для детей
  • Рассказ с невесткой в бане
  • Рассказ рыбаков кортик бронзовая птица
  • Рассказ с моралью в конце