Рассказ с употреблением устаревших слов

Обновлено: 10.01.2023

Жил-поживал велемудрый Михай на гати своей дубовой. Кушал клецки, да щи, запивал их медом да сивухою. Занимался он тем, что жерновами своими молол гречу, да ядрицу . По три пяди мог намолоть до обеда, потом перекусывал и дальше молол. Была у него дочка, писанная красавица, и в пору ей уже было за муж идти. Да была она привередлива , а еще и книг заморских начиталась. И вычитала она там, о принцах на конях да в латы закованных. Измыслил однажды Михай штуку, и пустил слух, что в землях этих чудо-юдо водиться, да и отослал письма ко дворам , где рыцари обитаются. Приехал один, чудо-юдо не нашел, но дочку в жены взял, и увез ее в свой замок, за три девять земель. Где жили они долго и весело.

В некоторой области, в некотором городе, в некой школе был 5″а»кл. И такой уж был он не управляемый, просто жуть. Каждый день что-то случалось. Учителя голову сломали, не знают что делать. При этой школе жил сторож, так, не приметный старик. Смотрел он на все это, как дети, словно чертята, учителей изводят и решил помочь школе. Стал он думать, как же их проучить да уму разуму научить. Когда дети спускались на физкультуру, то вещи свои оставляли в гаодеробе, за которым присматривал старик. Стал старик портить вещи, в дневниках писать всякую гадость. Дети все перессорились, обвиняли друг друга, даже и не подозревая, кто это мог сделать. Ведь на старика и подумать никто не мог. Перестали ребята дружить и наступила такая тишина и на перемене и на уроке. Дети следили друг за другом и ябедничали. Учителя и представить не могли, что настанет день такой. Ругали детей и дома. ВСе отдали бы дети за то, чтобы как прежде вместе играть, дружить .Поняли они, что не спроста все это с ними случилось. РАзобрались они во всем. Но старик так увлекся, что не хотелось ему все вернуть на свои места. В от и вывод, не делай плохо другому, не поняв, а каково было бы тебе.

СКАЗКА-БЫЛЬ ПРО ШКОЛУ

Жила-была в 90-м государстве Школа. Обычная Школа, средняя, № 13. Выпускала учеников с аттестатом об обязательном среднем образовании. И выучила она когда-то и Василису Премудрую, и Иванушку-дурачка (а он был не дурак вовсе, а золотой медалист), и многих других в жизнь вывела. Но особо любила она Иванушку-дурачка, который из народа был, а науки все своим умом постигал. Теперь он Иван-Какой-то-Там-Начальник в Тридевятом царстве…

И пришли к ней однажды Чиновники, и сказали: – Не надо обязательного среднего образования, давай обязательное основное (неполное). Вздохнула Школа, но что поделаешь? Стала давать неполное.

– Ну а это-то мне зачем?! –… Для солидности, наверное… – неуверенно пробормотали Чиновники… … Через какое-то время снова прибыли Чиновники и заявили: – Школа, а ведь тебе еще нужны реформы. Какие? А всякие. Мы еще не все продумали, но . надо начинать! И начали…

Уже после этого начала Школа занемогла. Но вновь примчались Чиновники: – Школа, тебе нужно пройти аттестацию! – Но мне плохо, я болею. Доктор прописал мне финансовые инъекции… Но не дослушали ее Чиновники, а прислали своих опричников-техников по аттестации.

… Два дня лихорадило Школу – аттестацию проходила… Прошла, но вышла, чуть шатаясь и немного заикаясь. Не успела дух перевести, а Чиновники уже тут как тут: – Школа, а Школа, пора лицензирование проводить! – и при этом притворно-сочувственно вздыхают. – Что ж поделать – закон того требует. Поднатужилась Школа (надо так надо!). Отчиталась перед пожарными, санэпидстанцией, МЧС… Прошла…

С виду-то нарумяненная, с застывшей дежурной улыбкой на осунувшемся лице, в красивом заштопанном платье, а в руках – желанная аттестация! Уф!

А Чиновники всё не унимаются: – Школа, а не слишком ли ты роскошно живешь? А не слишком ли много твои учителя получают? Вона, глянь-ка, они уже порог бедности начали преодолевать! Непорядок! А давайте-ка мы введем тебе подушевое финансирование, заодно уровень наполняемости классов увеличим, да и, кстати, неплохо было бы перевести тебя на отраслевую оплату труда со стимулирующими коэффициентами. То-то будет справедливо! А наглядные пособия учителя сами рисовать умеют…

Последние слова Чиновники произносили уже второпях, мчась в свой офис, чтобы подготовить очередную реформу. И пошла дальше Школа вся в слезах, бледная, тощая, стыдливо прикрывая прорехи на одеждах. А на протянутой ладони весело поблескивали на солнце редкие копеечки, пятачки и даже музыкальный центр от милосердных спонсоров…

Они могли б и больше дать, да их свои Чиновники одолели. Брела понурая Школа и не видела, что впереди в кустах, в засаде её поджидали Стандартизация и Оптимизация, которые еле сдерживали рвущихся с поводка новые учебные предметы…

070 Вьюга

Василий Сухомлинский
ВЬЮГА

094 Как вылететь шмелю?

Василий Сухомлинский
КАК ВЫЛЕТЕТЬ ШМЕЛЮ?

Залетел в класс шмель — жёлтый, мохнатый. Долго летал по классу, а потом прилетел к окну. Бился о стекло, плакал, а вылететь не может.
Когда дети пришли в школу, шмель тихо ползал по стеклу. Иногда он пробовал взлететь, но сил уже не было.
Ползает шмель по стеклу. Никто не обращает внимания на бедного шмеля. Только самая маленькая девочка Нина смотрит на него пристально-пристально.
Хочется Нине подойти к шмелю, взять его, посадить на ладонь, поднять к открытой форточке и выпустить.
Ждёт Нина перерыва не дождётся.
Только бы быстрее время шло.
Только бы быстрее звонок прозвенел.

099 Доброе утро

ДОБРОЕ УТРО

Однажды утром по дороге в школу шёл МАЛЬЧИК. Его звали Ваня Соловьев. Он нёс большой ПОРТФЕЛЬ. Там лежали ШКОЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.
В то же утро по дороге в школу шла ДЕВОЧКА, ее звали Катя Кукушкина. Она тоже несла большой ПОРТФЕЛЬ. Катя хотела, чтобы ВАНЯ шёл рядом. Она шла и думала: сейчас ВАНЯ подойдет и скажет: «Доброе утро!» и они вместе пойдут в школу. Вот так: ДЕРЖАСЬ ЗА РУКИ. Или так: ПОД РУЧКУ.
И ВАНЯ действительно подошёл. Он сказал: «Доброе утро!» Потом сказал: «Давай вместе пойдем в школу.»
И они пошли. Вот так: КАТЯ ВПЕРЕДИ, А ВАНЯ ПОЗАДИ, НЕСЯ ОБА ПОРТФЕЛЯ.

099 Дорога в школу

Любовь Воронкова
ДОРОГА В ШКОЛУ

Маше в ШКОЛУ идти через ЛЕС. Шла-шла МАША, потом села под ДЕРЕВО. Достала из своего ПОРТФЕЛЯ чистую новую ТЕТРАДЬ. «Какая хорошая ТЕТРАДЬ»,-подумала Маша и пошла дальше. А ТЕТРАДЬ под ДЕРЕВОМ забыла.
Видит ПЕНЁК. «Какой хороший», — подумала Маша и достала КАРАНДАШ. Стала Маша РИСОВАТЬ. Нарисовала и пошла дальше. А КАРАНДАШ забыла.
Видит Маша ПОЛЯНУ. А на полянке ЦВЕТЫ растут. Маша достала ПАЛОЧКИ, по которым учатся считать. Сделала вокруг цветов ЗАБОР и пошла дальше. А палочки собрать забыла.
Пришла в ШКОЛУ. Начался урок. Все ребята достали из ПОРТФЕЛЕЙ ТЕТРАДИ, ПАЛОЧКИ, КАРАНДАШИ. Маша тоже раскрыла свой ПОРТФЕЛЬ. А там ничего нет!

112 Два портфеля

ДВА ПОРТФЕЛЯ

По дороге в школу шел МАЛЬЧИК, его звали Вася. За спиной висел ПОРТФЕЛЬ. Рядом шли две ДЕВОЧКИ: Даша и Наташа. Каждая несла ПОРТФЕЛЬ.
«Вася, — сказала НАТАША, — понеси мой ПОРТФЕЛЬ». «Хорошо», — сказал ВАСЯ. Он взял ПОРТФЕЛЬ. Там лежали две КНИГИ, две ТЕТРАДИ и одно ЯБЛОКО. «Тяжело? «- спросила НАТАША. «Тяжело»,- ответил ВАСЯ.
«Тогда понеси мой»- сказала ДАША. «Хорошо», — сказал ВАСЯ. Он взял ПОРТФЕЛЬ, там лежали четыре КНИГИ, пять ТЕТРАДЕЙ и три ЯБЛОКА, а еще запасные ТУФЛИ. «Тяжело? «- спросила ДАША. «Совсем не тяжело», — ответил ВАСЯ. «Странно!» — сказали обе ДЕВОЧКИ. Они хорошо знали, у кого что лежит.
«Ничего странного» — подумал ВАСЯ, просто ДАША мне нравится гораздо больше, чем НАТАША.

135 Как Алёшке учиться надоело

Сергей Баруздин
КАК АЛЁШКЕ УЧИТЬСЯ НАДОЕЛО

Было Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует. Школьный год ещё не кончился, зима только-только наступает, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать. Цифры сложить.
Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алёшке в лицо светило. И вдруг Алёшка подумал, что ему надоело учиться.
Алёшка поднялся с парты, портфель взял и пошёл к выходу.
— Ты куда? – спросила учительница.
— Домой! – ответил Алёшка. – До свидания! – И ушёл.
Домой пришёл и говорит матери:
— Я больше в школу не пойду! Работать буду!
— Ладно, — согласилась мать. – Выпиши лекарство больному, у которого грипп, латинскими буквами. …
Подумал Алёшка, подумал и говорит:
— Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.

136 Весна

Анна Аксёнова
ВЕСНА

145 Время

Валентина Осеева
ВРЕМЯ

Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
– Я не решил примера, потому что он был со скобками, – оправдывался Юра.
– А я потому, что там были очень большие числа, – сказал Олег.
– Мы можем решить его вместе, у нас ещѐ есть время!
Часы на улице показывали половину второго.
– У нас целых полчаса, – сказал Юра. – За это время лѐтчик может перевезти пассажиров из
одного города в другой.
– А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.
– Что – за двадцать. – деловито сказал Юра. – Иногда пять – десять минут много значат.
Надо только учитывать каждую минуту.
– А вот случай! Во время одного состязания…
Много интересных случаев вспомнили мальчики.
– А я знаю… – Олег вдруг остановился и взглянул на часы. – Ровно два!
Юра ахнул.
– Бежим! – сказал Юра. – Мы опоздали в школу!
– А как же пример? – испуганно спросил Олег.
Юра на бегу только махнул рукой.

156 Кто?

Евгений Пермяк
КТО?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.
— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.
— Нет, я… Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне ещё две белые ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.
— Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, — ответила Маша. — Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.
— А зачем? — спрашивают девочки.
— А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, — сказала Маша и принялась снова читать букварь.
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

+

8 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Ответы 8

+

Ответ

+

ответ:В некоторой области, в некотором городе, в некой школе был 5″а»кл. И такой уж был он не управляемый жуть. Каждый день что-то случалось. Учителя голову сломали, не знают что делать. При этой школе жил сторож, так, не приметный старик. Смотрел он на все это, как дети, словно чертята, учителей изводят и решил школе. Стал он думать, как же их проучить да уму разуму научить. Когда дети спускались на физкультуру, то вещи свои оставляли в гаодеробе, за которым присматривал старик. Стал старик портить вещи, в дневниках писать всякую гадость. Дети все перессорились, обвиняли друг друга, даже и не подозревая, кто это мог сделать. Ведь на старика и подумать никто не мог. Перестали ребята дружить и наступила такая тишина и на перемене и на уроке. Дети следили друг за другом и ябедничали. Учителя и представить не могли, что настанет день такой. Ругали детей и дома. ВСе отдали бы дети за то, чтобы как прежде вместе играть, дружить .Поняли они, что не с все это с ними случилось. РАзобрались они во всем. Но старик так увлекся, что не хотелось ему все вернуть на свои места. В от и вывод, не делай плохо другому, не поняв, а каково было бы тебе.

Ответ

+

Было в школе волшебство. На глаз его не кто не мог увидеть, но все что там происходит показывало то, что оно есть.
Ну вот например. Стоит девочка у доски и не знает как ей решить задачу, а ту она берет мел и начинает писать решение. Или мальчик не может вспомнить стих который учил, а тут сразу как вспомнит и начнёт говорить, с красной речью.
И только один ученик, не верил в существование.
Но вот однажды в классе была контрольная работа. Он никак не мог решить задачу. От. И вдруг, как будто кто-то подсказал. И он записал в тетрадь задачу. Потом он стал верить с особенности этой школы, ведь это так здорово иметь такую школу

Ответ

+

Вот
некоторой области, в некотором городе, в некой школе был 5″а»кл. И такой уж был он не управляемый, просто жуть. Каждый день что-то случалось. Учителя голову сломали, не знают что делать. При этой школе жил сторож, так, не приметный старик. Смотрел он на все это, как дети, словно чертята, учителей изводят и решил школе. Стал он думать, как же их проучить да уму разуму научить. Когда дети спускались на физкультуру, то вещи свои оставляли в гаодеробе, за которым присматривал старик. Стал старик портить вещи, в дневниках писать всякую гадость. Дети все перессорились, обвиняли друг друга, даже и не подозревая, кто это мог сделать. Ведь на старика и подумать никто не мог. Перестали ребята дружить и наступила такая тишина и на перемене и на уроке. Дети следили друг за другом и ябедничали. Учителя и представить не могли, что настанет день такой. Ругали детей и дома. ВСе отдали бы дети за то, чтобы как прежде вместе играть, дружить .Поняли они, что не спроста все это с ними случилось. РАзобрались они во всем. Но старик так увлекся, что не хотелось ему все вернуть на свои места. В от и вывод, не делай плохо другому, не поняв, а каково было бы тебе.

Ответ

+

Жила была в некотором государстве, в некотором городе ,в некой школе был ученик Шишкин . И такой уж был он не управляемый,просто жуть.Каждый день что-то случалось.Учителя голову сломали,не знают что делать. При этой школе жил сторож,так ,не приметный старик.Смотрел он на все это,как дети ,словно чертята , учителей изводят и решил школе.Стал он думать,как же их проучить да уму разуму научить.Когда дети спускались на физкультуру,то вещи свои оставляли в гаодеробе,за которым присматривал старик. Стал старик портить вещи,в дневниках писать всякую гадость.Дети все перессорились ,обвиняли друг друга,даже и не подозревая ,кто это мог сделать.Ведь на старика и подумать никто не мог.Перестали ребята дружить и наступила такая тишина и на перемене и на уроке.Дети следили друг за другом и ябедничали.Учителя и представить не могли,что настанет день такой.Ругали детей и дома.ВСе отдали бы дети за то ,чтобы как прежде вместе играть ,дружить .Поняли они,что не спроста все это с ними случилось.РАзобрались они во всем.Но старик так увлекся,что не хотелось ему все вернуть на свои места.В от и вывод,не делай плохо другому,не поняв,а каково было бы тебе

Ответ

+

Ответ

+

Некой школе был 5″а»кл. и такой уж был он не , просто жуть. каждый день что-то случалось. учителя голову сломали, не знают что делать. при этой школе жил сторож, так, не приметный старик. смотрел он на все это, как дети, словно чертята, учителей изводят и решил школе. стал он думать, как же их проучить да уму разуму научить. когда дети спускались на физкультуру, то вещи свои оставляли в гаодеробе, за которым присматривал старик. стал старик портить вещи, в дневниках писать всякую гадость. дети все перессорились, обвиняли друг друга, даже и не подозревая, кто это мог сделать. ведь на старика и подумать никто не мог. перестали дружить и наступила такая тишина и на перемене и на уроке. дети следили друг за другом и ябедничали. учителя и представить не могли, что настанет день такой. ругали детей и дома. все отдали бы дети за то, чтобы как прежде вместе играть, дружить .поняли они, что не спроста все это с ними случилось. разобрались они во всем. но старик так увлекся, что не хотелось ему все вернуть на свои места. в от и вывод, не делай плохо другому, не поняв, а каково было бы тебе. однажды дедушка решил рассказать мне свою смешную из детсва. вот как это было. мой дедушка ваня пришел в школу. первым уроком был язык. он сел за свою парту и начал готовится к уроку. вдруг прозвенел звонок, все сели на места. в класс вошла мария петровна. -добрый день! — сказала она классу. -здраствуйте! — вежливо сказали ученики. -итак, к доске припустим ваня смешков.- сказала учительница. мой дедушка вышел к доске. -итак, смешков. какое я вам задала? — сказала мария петровна. -страница 48 149. -, ваня.- ответила учительница. -итак читай .- сказала учительница. -спишите стих, вставьте пропущенные буквы. травка зеленеет, солнышко блестит. ласточка с весною в сени к нам летит. -итак, а теперь прочитай по буквам.- сказала мария петровна. трофка зилинеит, салнышько блистить. ласточька с висною в сени к нам литит. -иван! ты что, решил надо мной издеваться? — строго спросила учительница. -нет, я вам прочитал то, что я сделал. а что не так? -все не ! садись, 2! после этого случая над моим дедушкой смеялись еще долго. вот 2 сказки,выбирайте

Читайте также:

      

  • Тема по самообразованию использование икт в детском саду
  •   

  • Система для школы танцев
  •   

  • Принцип системности в психологии кратко
  •   

  • Программа казачий фольклор в доу
  •   

  • Упражнения на гибкость для дошкольников по программе от рождения до школы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШИХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Юровских Е.С. 1


1МБОУ «Лицей № 1» г. Шадринска


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Тема «Использование устаревших слов в современной жизни» волнует многих. Язык — живой организм, он сам регулирует набор слов, нужный данному поколению в данное время. Все попытки искусственно изменить язык ни в одной стране ни в какое время не привели к результату. Старые слова ходят, вместе с ними — новые, потом что-то отпадёт, что-то останется, что-то вновь присоединится. Поверьте, что через пять-шесть лет из нашей разговорной речи уйдут слова «гламур», «хайп» и пр., прошлое — некогда популярные «клёво», «вау» и т. д. Язык непрерывно развивается, при этом отдельные слова устаревают и становятся непонятными или малопонятными. [6]

Меня эта тема заинтересовала, поэтому я решил подробнее изучить устаревшие слова.

Цель: выяснить, как часто мы употребляем устаревшие слова в нашей речи.

Для достижения цели были выделены следующиезадачи:

Как часто мы употребляем устаревшие слова;

От кого мы слышим устаревшие слова;

Какие устаревшие слова чаще всего мы употребляем.

Объект исследования: одноклассники, знакомые люди.

Предмет исследования: современная речь.

Гипотеза: устаревшие слова помогают нам полнее и ярче представить жизнь, быт Древней Руси.

Методика исследования:

Теоретический анализ литературы.

Анкетирование.

Математико-статистическая обработка данных.

Поисковый.

База исследования: МБОУ «Лицей № 1» г. Шадринска.

Глава I. Теоретическая часть.

Роль устаревших слов в современной речи

У каждого человека есть своя малая родина — то место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это большой город, у других небольшое село, у третьих — маленькая деревенька. К сожалению, сейчас эти корни основательно забыты, а ведь это целый культурный «пласт» прошлых поколений. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» — цитата великого учёного М.В. Ломоносова актуальна всегда. В последнее время начал пробуждаться интерес к прошлому. Но история неумолима. В наши дни исчезают мелкие населённые пункты, существовавшие порой по 300 ­- 400 лет. Гибнут документы, домашние архивы, устаревшие слова, у которых со временем появилось новое значение. Например: живот — жизнь, живот — часть тела. Или урок — порча, сглаз, урок в школе. Новое поколение знает их под новым значением. Некоторые слова имеют несколько значений. Например: руда — кровь, руда — полезное ископаемое. Это могло произойти из-­за большой численности народностей и их последующего смещения. А вместе со всем этим углубляется разрыв между прошлым и будущим. Проследить этот разрыв необычайно трудно. Нынешнее поколение школьников и их бабушки и дедушки пользуются разной разговорной речью.[7]

. Устаревшие слова в произведениях литературы

Шадринский район  расположен в северо-западной части Курганской области и граничит со Свердловской областью. Район был образован в 1924 году в составе Шадринского округа Уральской области. В 1934 году вошёл в состав вновь образованной Челябинской области, в 1943 году — в состав Курганской области. Численность населения района в последние годы снижается и в 2017 году составила примерно 25600 человек. Основное население района — русские — 91,1 %. Кроме того здесь проживают: татары — 4,2 %, украинцы — 1 %, другие — 3,7 %: белорусы, литовцы, башкиры, казахи и др. Из этого можно предположить, что устаревшие слова, которые использовались и используются на территории Шадринского района, образовались благодаря слиянию и сглаживанию языковых различий, и распространению новых языковых особенностей, которые образовали новые слова.

Диале́кт — разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. Говор – мельчайшая единица диалекта. Незнакомые слова, притом в каждой местности свои, особые. Это слова областные или диалектные. Они не входят в состав национального языка, а употребляются только в говорах, и не повсеместно, а лишь на определённой территории. Вот почему все современные языки на разных территориях своего распространения представлены местными диалектами (в наше время – лишь в сельской местности).

Слова нашей лексики по времени своего появления в языке могут быть самыми разными. Подавляющее большинство старых слов входят в активный словарный запас, употребляются нами часто и в силу их постоянного использования в речи старыми не считаются. Более того, они составляют основу современной речи, хотя она пополняется новыми словами весьма интенсивно.

Значения старинных слов можно найти в словарях и справочниках.

Авось — как-нибудь, либо, возможно, может быть

Бает — говорит, рассказывает

Балакать — говорить

Батог — палка, которой бьют

Ветошь — тряпки, обрывки тканей для мытья чего-либо

Выдюжить — выдержать, вытерпеть, перенести

Горница — комната

Давеча — недавно, незадолго до момента разговора

Завсегда — всегда, постоянно

Изба — дом из круглых бревен

Кузов — плетеная корзинка

Кулёк — небольшой мешочек или свёрток

Лады! — выражение согласия, одобрения; синоним «Хорошо!»

Не галди! — не шуми!

Недуг — болезнь

Несолоно хлебавши — обмануться в своих ожиданиях, сделать что-то без ожидаемого результата.

Отлынивать — уклоняться от дел

Парит! душно, жарко

Полати — дощатый помост для спанья, устроенный под потолком между печью и противоположной стеной

Почать — начать

Сдюжить — выдержать, вытерпеть, перенести

Седмица — неделя

Сусек — ларь, в котором хранится мука или зерно

Чеплажка — небольшая посуда для жидкости (чашка / плошка, бутыль)

Шибко — очень, слишком

Яства — еда, пища, кушанье

Устаревшие слова часто можно встретить в произведениях литературы. В рамках данного проекта проведено исследование устаревших слов в сказках А.С. Пушкина. В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, долгорукавка, душегрейка. Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению. 

В сказках у Пушкина встречается описание мужской одежды царя Салтана: 
«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате 
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».
Можно встретить и описание женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:
«В дорогой собольей душегрейке, 
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: 
алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

В стихотворении Ивана Сурикова «Детство» также встречаются устаревшие слова (Приложение 1). Вот отрывок из этого стихотворения.

Но меж тем уж село

Солнышко давно;

Поднялася вьюга,

На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —

Руки не согнешь, —

И домой тихонько,

Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку

Скинешь с плеч долой;

Заберешься на печь

К бабушке седой,

И сидишь, ни слова…

Тихо всё кругом;

Только слышишь: воет

Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,

Лапти дед плетет;

Матушка за прялкой

Молча лен прядет.

Избу освещает

Огонек светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца.

У любого человека в жизни было детство, полное воспоминаний и мечтаний. Именно такие хорошие, добрые воспоминания хотел передать читателям автор. Эти строчки написаны немного с грустной интонацией. Кажется, что автор скучает по своему детству, где было уютно в кругу семьи.[8]

Точно описывает разницу между старинными и современными предметами поэт Самуил Яковлевич Маршак в стихотворении «Вчера и сегодня» (Приложение 1). Вот отрывок из стихотворения:

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

— Никто по воду не ходит,
Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде —
Завели водопровод.

Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?

Речка спятила с ума —
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек
Повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, —
И вода бежит рекой…

Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!

Не каждый знает в настоящее время, что такое коромысло. Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины. Коромыслом пользовались наши прабабушки, чтобы сходить за водой.

«Вчера и сегодня» — это поэтический рассказ о том новом, что вошло в быт русских людей. Но Маршак не просто говорит о преимуществе нового перед старым, но и о необходимости приносить людям пользу.

У современной поэтессы Людмилы Никоры есть стихотворение «Притяжение». (Приложение 1)

С годами все сильнее тянет
В тот рай, где старый русский дом.
Полешки там в подтопке шают
И пахнет хлебом и теплом.
Бабуля в штопаном запоне
Хлопочет около шоштка,
Груздянку, видно, ладит ноне,
А давеча была уха.
Дед, притулившись возле печки,
Домашний курит табачок.
Бухтит, что в пять утра на речке
Чебак сам лезет на крючок.
Там летом в лывах весь проулок,
И дожжык матросит с утра.
От аромата свежих булок
Не мудрено сойти с ума.
А если устоится вёдро, —
Бегом до колков – по грибы.
Коль натакашься, полны ведра
Обабков можно там добыть.
Потеряны ключи от рая,
Нет больше крынок и лучин,
И вкус паренок не узнает
Мой сын…

Не каждый, например, знает, что запон – это фартук. А шошток – это чугунная плита у русской печи. Крынка – кувшин из глины. Удивляет в этом стихотворении зауральский говор: бухтит, дожжык, вёдро, натакашься.

Изучив и проанализировав литературный материал, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование языковых особенностей прошло длинный исторический путь.

2. По произведениям литературы можно отследить этот путь.

Глава II. Практическая часть.

2.1. Описание методов исследования

Используем ли мы сейчас устаревшие слова? Был проведён опрос учеников 6А класса, родителей учеников и знакомых. Опрашиваемые (30 человек) были разделены на три группы: школьники, взрослые люди до 45 лет и взрослые старше 45 лет. Было задано три вопроса.

Какие старинные слова вы употребляете в своей речи?

От кого вы про них узнали?

Знаете ли вы значение слов запон, полешки, лыва?

Данные опроса приведены в таблице 1.

Таблица1
Употребляемость старинных слов с учётом возрастных категорий

 

Какие слова употребляются

Откуда узнали слова

Школьники

Кабы, ёжиться, схорониться, баять, бадог

Родственники, 3 человека – книги

Взрослые до 45 лет

Давеча, лыва, докулью, баять, блажить, веньгать, стибрить, оклематься, возгудать, скукожиться

Родственники, книги

Взрослые от 45 лет

Лопотина, на притчу, доколе, пошто, дожжык, изурочить, аркать, гоношиться, ойёченьки, хоромы, хрушкой, куржак, ни зги не видно, сочни скать, кулёма, окомёлок, голбец, мизгирь

Родственники

По результатам опроса было выявлено, что школьники  практически не употребляют старинные слова, т.к. сейчас модно употреблять западные слова, а старые слова забываются. В основном опрашиваемые слышали эти слова от родственников и стали употреблять их. Но они имеют своеобразное произношение. Поэтому употребляются редко. Есть люди, которые знают слова из книг. Количество употребляемых устаревших слов снижается в зависимости от возраста.

Таблица 2

Уровень знаний значений старинных слов

 

Запон

Полешки

Лыва

Школьники (10чел.)

1%

10%

60%

Взрослые до 45 лет (10 чел.)

45%

80%

100%

Взрослые от 45 лет (10 чел.)

60%

100%

100%

Можно предположить, что следующее поколение совсем перестанут употреблять данные слова, т.к. они не изучаются и произносятся довольно редко. Таким образом, может исчезнуть большой пласт культурной жизни народа.

Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод:

Произношение и значение слов передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Реже узнаются из книг.

В зависимости от возраста употребляемость данных слов снижается.

Многих заинтересовало не только значение устаревших слов, но и то, как выглядят предметы старины, которые мы ни разу не видели в обиходе. В Шадринском краеведческом музее есть небольшая экспозиция на эту тему. Теперь мы знаем как выглядит ухват, люлька и многое другое. (Приложение 2)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённой работы можно сделать следующие выводы.
Формирование языковых особенностей прошло длинный исторический путь. Произношение и значение слов передаются из поколения в поколение от родителей к детям. Реже узнаются из книг. В зависимости от возраста употребляемость данных слов снижается.

При всем совершенстве ежедневная речь русского человека будет выглядеть скучной без старинных русских слов. Слова из русского прошлого добавляют в речь русского человека краски, эмоции, выразительность, осуществляя незримую духовную связь русского человека со своими историческими корнями.

Привычка использовать эти слова позволит нам сохранить свою русскую душу, обеспечит преемственность поколений и позволит нам, русским, остаться уникальным  народом.

Таким образом, мы опытным путём доказали, что в зависимости от возраста употребляемость устаревших слов снижается, наша речь становится менее разнообразной и менее красочной.

Все поставленные задачи исследования выполнены, цель работы достигнута. Таким образом, гипотеза в ходе исследования нашла свое подтверждение.

Используемые источники

Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1- 4. М.: Русский язык, — 1978 — Т. 1. А-З — 1978. — 699 с.

Шадринская старина: краеведческий альманах. /сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 1993. — 132 с.

Мокеев В.М. Шадринск: путеводитель-справочник /В.М. Мокеев. Челябинск, 1986. — 140 с.

Словарь устаревших слов

 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Четвёртое издание под редакцией Шведовой Н.Ю. – М.: Русский язык, 1982. — 816с

http://www.bolshoyvopros.ru

https://infourok.ru

http://stydopedia.ru

https://nsportal.ru

Приложение 1.

Используемые стихи.

И. Суриков «Детство»

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнешь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой,

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.

Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поет,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

С. Маршак «Вчера и сегодня»

Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.

Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
— Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему — я не пойму —
Не нужна я никому?

А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.

Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.

Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!
Пузырёк под абажуром.
В середине пузырька —
Три-четыре волоска.

Говорю я:- Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.

Пузырёк у вас запаян,
Как зажжёт его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: — Вам дела нет!

Я, конечно, загудела:
— Почему же нет мне дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела.
Почему же нет мне дела?

Да при этом,- говорю,-
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит:
— Глупая вы баба!
Фитилёк у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льётся свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я — электрическая
Экономическая
Лампа!

Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлёт по проволоке ток.
Не простой я пузырёк!

Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?

Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
— Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!

Перо в пустой чернильнице,
Скрипя, заговорило:
— В чернильнице-кормилице
Кончаются чернила.

Я, старое и ржавое,
Живу теперь в отставке.
В моих чернилах плавают
Рогатые козявки.

У нашего хозяина
Теперь другие перья.
Стучат они отчаянно,
Палят, как артиллерия.

Запятые, точки, строчки —
Бьют кривые молоточки.
Вдруг разъедется машина —
Едет вправо половина…
Что такое? Почему? Ничего я не пойму!

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
— Никто по воду не ходит.
Коромысла не берёт.

Стали жить по новой моде —
Завели водопровод.

Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума —
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек
Повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик,
И вода бежит рекой!

Так сказало коромысло
И на гвоздике повисло.

Л. Никора «Притяжение»

С годами все сильнее тянет
В тот рай, где старый русский дом.
Полешки там в подтопке шают
И пахнет хлебом и теплом.
Бабуля в штопаном запоне
Хлопочет около шоштка,
Груздянку, видно, ладит ноне,
А давеча была уха.
Дед, притулившись возле печки,
Домашний курит табачок.
Бухтит, что в пять утра на речке
Чебак сам лезет на крючок.
Там летом в лывах весь проулок,
И дожжык матросит с утра.
От аромата свежих булок
Не мудрено сойти с ума.
А если устоится вёдро, —
Бегом до колков – по грибы.
Коль натакашься, полны ведра
Обабков можно там добыть.
Потеряны ключи от рая,
Нет больше крынок и лучин,
И вкус паренок не узнает
Мой сын…

Приложение 2.

Фототчёт о посещении краеведческого музея

Зыбка (люлька)

Ухват

Светец

Гармонь и туеса берестяные

Фрагмент горницы

Просмотров работы: 13739

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Исследовательская работа по русскому языку

по теме

 «Использование устаревших слов в повседневной жизни»

Работу выполнили ученики 10 класса

МКОУ «Осыпнобугорская СОШ»

Приволжский район, с. Осыпной Бугор

Нуруллаев Рубин и

Дуйсенова Динара.

Научный руководитель: Кириченко

Светлана Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

2013

Технологическая карта

Тема научной работы – «Использование устаревших слов                                                   в повседневной жизни»

Сведения об авторах – Нуруллаев Рубин Рафаэльевич и Дуйсенова Динара Байрамовна

Школа: МКОУ «Осыпнобугорская СОШ»

Сведения о научных руководителях – Кириченко Светлана Георгиевна

 категория – первая, педагогический стаж – 25 лет

Информация о представленной работе:

Вид работы – реферативно-исследовательская

Наличие во введении объекта, предмета, целей, задач исследования — +

Наличие плана работы — +

Количество источников в библиографическом списке –

Предварительная апробация работы – школьная конференция

Период проведения исследования – октябрь-январь

Научный руководитель: Кириченко С.Г.

Руководитель учреждения:                        Хальметова Г.А

План исследовательской работы

№ пункта

Сроки

Вид работы

1

сентябрь

Работа над выбором темы

2

октябрь

Сбор информации по выбранной теме

3

ноябрь

Обработка собранной информации

4

декабрь-

январь

Работа над экспериментом.

5

февраль

Написание работы, создание презентации, участие в школьной конференции.

6

март

Подведение итогов работы.

Содержание

  1. План исследовательской работы. стр 3
  2. Введение. стр 5
  3. Цель работы  стр.5
  4. Гипотеза.стр. 5
  5. Актуальность и значимость работы.стр. 5
  6. Задачи стр.5
  7. Вступление. стр 6.
  8. Глава I «Историческая справка Приволжского района».стр 6.

Глава II «Почему же так много разных языков?» стр. 7.

  1. Глава II «Устаревшие слова». стр 8.
  2. Социологический опрос. стр11
  3. Знание устаревших слов. Стр. 12
  4. Употребляемость слов с учётом разныхвозрастных категорий.стр. 13
  5. Зависимость употребляемости слов с учётом возрастных  особенностей.стр. 15
  6. Списки людей по категории узнаваемости.стр. 16
  7. .Список слов, имеющих другие значения.стр. 17
  8. Конкурс «Лучший знаток  устаревших слов».стр. 19
  9. Заключение. стр. 20
  10. Списоклитературы. стр. 21
  11. Приложение.стр. 22

Введение

У каждого человека есть своя малая родина — то место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это большой город, у других небольшое село, у третьих — маленькая деревенька. К сожалению, сейчас эти корни основательно забыты, а ведь это целый культурный «пласт» прошлых поколений. «Без знаний прошлого — нет настоящего». В последнее время, правда, начал пробуждаться интерес к прошлому. Но история неумолима. В наши дни исчезают мелкие населённые пункты, существовавшие порой по 300 — 400 лет. Гибнут документы, домашние архивы, устаревшие слова, у которых со временем появилось новое значение. Например: живот — сельскохозяйственное животное, живот — часть тела. Урок — порча, сглаз, урок в школе. И новое поколение знает их под новым значением. Некоторые слова имеют несколько значений. Например: Печера — пещера, Печера — река. Руда — кровь, руда — полезное ископаемое. Это могло произойти из-за большой численности народностей и их последующего смещения. А вместе со всем этим углубляется разрыв между прошлым и будущим. Проследить этот разрыв необычайно трудно. Нынешнее поколение школьников и их бабушки и дедушки пользуются разной разговорной речью.

Цель работы: Узнать, как используются устаревшие слова в повседневной жизни.

Гипотеза: Мы предположили, что слова употребляются, но с каждым годом меньше.

Актуальность и значимость работы: Без знания прошлого – нет настоящего.

Новизна работы: сохранение устаревших слов как историю, память о своей малой родине.

Задачи: 1)Изучить литературу по данной теме.

 2)Провести социологический опрос.

3)Выяснить степень употребляемости слов в виде графиков и

 таблиц.

Вступление. Историческая справка Приволжского района

Приволжский район — муниципальное образование в юго-восточной части Астраханской области России.

Приволжский район расположен в юго-восточной части Астраханской области в дельте реки Волга и граничит на севере с Наримановским и Красноярским районами, на востоке с Володарским районом и территорией города Астрахани. Площадь района составляет 840,9 км².

На основании Указа президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Приволжского района в Астраханской области» от 20 октября 1980 года — в Астраханской области образован Приволжский район, с центром в селе Началово, за счет части территории Наримановского района Астраханской области. 39 сельских населенных пунктов.

Население составляет 40,1 тыс. человек.

Почему же так много разных языков?

Развитие языка как средства общения регулируется двумя противоборствующими тенденциями: дивергенцией (расхождением)

конвергенцией (схождением). Эти тенденции тесно связаны друг с другом и каждом отдельном отрезке исторического развития языка уступают место друг другу в  условиях общения. Проявляется это в том, что распад некогда единого языкового коллектива обуславливает языковую дивергенцию: новые языковые особенности, появляющиеся в речи одного из отделившихся племён, не распространяется на язык остальных отделившихся групп, а это ведёт к накоплению языковых различий между ними. Так образуются диалекты разновидности некогда единого языка.

Говор – мельчайшая единица диалектного  членения языка. Во всех говорах рассматривается  языковый ландшафт.  Говоры объединяются в наречия, более крупные территориальные  единицы.

Незнакомые слова, притом в каждой местности свои, особые. Это слова областные или диалектные. Они не входят в состав национального языка, а употребляются только в говорах, и не повсеместно, а лишь на определённой территории. Вот почему все современные языки на разных территориях своего распространения представлены местными диалектами (в наше время – лишь в сельской местности), отражающими древнюю раздробленность населения разных областей.

За длительный период изолированного развития может накопиться столько различий, что разные диалекты могут перерасти в разные языки. Напротив, в случае объединения племен неизбежно начинается интеграция диалектов, которая выражается в сглаживании языковых различий, распространении новых языковых особенностей на речь всех групп населения, вошедших в такое объединение. Из-за большой численности народностей слова приобрели разное значение.

Например: беда — очень, беда — тяжело, трудно.

Березник — берёзовый лес, березник — гриб подберёзовик.

Ляпа — нерасторопный человек, ляпа — быстро уйти, ляпа- небольшая рыбка.

Устаревшие слова

Слова нашей лексики по времени своего появления в языке могут быть самыми разными. Подавляющее большинство старых слов входят в активный словарный запас, употребляются нами часто и в силу их постоянного функционирования в речи старыми не осознаются (ср. праславянские по происхождению слова отец, белый, нести, когда, сам, дом, небо и т.п.). Более того, они составляют основу современной актуальной лексики, хотя она пополняется новыми словами весьма интенсивно. Вместе с тем среди старых по времени появления слов (даже сравнительно недавних) выделяется и такая в целом весьма значительная группа слов, которые употребляются редко, в определенных условиях, иначе говоря, являются устаревшими.

     Устаревшие словаможно разделить на две группы: 1) историзмы; 2) архаизмы.

Историзмы(от греч. historia — рассказ о прошлых событиях) — это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Например:

«Теперь являлись челобитчики…»

Выделенное слово является историзмом. Оно не имеет синонимов в современном русском языке. Объяснить значение можно, только прибегнув к энциклопедическому описанию. Именно так они и  подаются в толковых словарях:

  1. Челобитье, -я, ср. 1. В древней Руси: поклон до земли с прикосновением лбом к земле. 2. В древней  Руси: письменная  просьба.
  2. Челобитчик, -а, м. В древней Руси: тот, кто подавал челобитную. Челобитная, -ой, ж. В древней Руси: челобитье (во 2 значении), Стольник, -а, м. В древней Руси: придворный, степенью ниже боярина первоначально придворный, прислуживавший за княжеским или Царским столом).

     Причина появления в языке историзмов – в изменении быта, обычаев, в развитии техники, науки, культуры. На смену одним вещам и отношениям  приходят другие. Например, с исчезновением таких видов одежды, как армяк, камзол, кафтан, из русского языка ушли названия этих видов одежды; их теперь можно встретить лишь в исторических описаниях. Навсегда ушли в прошлое, вместе с соответствующими понятиями, слова: крепостной, оброк, барщина и другие, связанные с крепостным правом в России.

Архаизмы(от греч. archaios — древний) — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи. Все они имеют синонимы в современном русском языке.

Архаизмы могут отличаться от современного слова-синонима разными чертами: иным лексическим значением (гость — купец, живот — жизнь), иным грамматическим оформлением (исполнити— исполнить, на бале — на балу), иным морфемным составом (дружество — дружба, рыбарь — рыбак), иными фонетическими особенностями (гишпанский — испанский, зерцало — зеркало).Некоторые слова устаревают целиком, но имеют современные синонимы: дабы — чтобы, пагуба — гибель, вред, уповать — надеяться и твёрдо верить. Для уточнения значения таких слов при работе с текстом художественного произведения необходимо пользоваться толковым словарём или словарём устаревших слов. Это поможет избежать ошибок в толковании текста.

     Причина появления архаизмов – в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие.

       Вытесняемые из употребления слова не исчезают бесследно: они необходимы в исторических романах и очерках  — для воссоздания быта и языкового колорита эпохи.

        Иногда устаревшие слова начинают  употреблять в новом значении. Так, в современный русский язык вернулось слово династия. Раньше оно могло сочетаться  только с такими определениями, как царская, монархическая. Теперь же говорят и пишут о рабочих династиях, династиях шахтёров, имея в виду семьи с «наследуемой» профессией.                

Мы заинтересовались населением, проживающим на территории Осыпнобугорского сельского совета, так как в ходе изучения материала выяснилось, что устаревшие слова складываются из диалектов разных народов, их обычаев, быта, с развитием техники. А  это связано с появлением историзмов и архаизмов в языке.

        Изучив национальности населения нашего села, мы вывели свои исследования в диаграмме:

Татары

65%

Русские

21%

Казахи

8%

Другие

6%

Из данной диаграммы видно, что на территории Осыпнобугорского  сельского совета проживают люди разных  национальностей, что составляет  3140 человек. Большее количество занимают татары. Из этого можно предположить, что устаревшие слова, которые использовались и используются на данной территории, образовались благодаря слиянию  и сглаживанию языковых различий, и распространению новых языковых  особенностей, которые образовали новые слова.

Социологический опрос

Следующим этапом исследовательской  работы стал социологический опрос среди жителей села Осыпной Бугор, относящимся к разным возрастным группам.

Было выделено 3 группы. Всего опрошено 100 человек.

К первой группе мы отнесли людей до 11 лет (4 класс). Всего 53 человека. Интересно было выяснить, используются ли предложенные слова данной возрастной категорией, т.к. в основном для них является ценностью всё современное.

Во вторую возрастную категорию вошли люди от 12 до 15(6 – 9 классы) лет. Всего 33 человека. Особенностью данного возраста является переход детских взглядов к более серьёзному осмыслению жизни.

В третью возрастную категорию вошли  люди 16- 17 лет (10-11 классы). Всего 17 человек.  В данном возрасте люди всё более начинают ценить обычаи, традиции своих предков. Все чаще вспоминают о своём прошлом, оценивая новым взглядом свои поступки.

Были предложены вопросы анкеты.

Вопросы:

1) Знают ли они представленные слова?

2) Какие слова употребляют?

3) Откуда ты узнал о них?

Каждой группе мы дали  разные слова.

См. Приложение 1

Знание устаревших слов

Возраст

Знают

Не знают

до 11 лет

Комод, лазурь,былица, передавать из уст в уста, ёжится, у лукоморья,схоронилась.

Кабы, ярким пурпуром, пряник печатный, бирюк, тенетник

12 – 15 лет

Алтын, баять, зеница, дол, пострелёнок, выя, десница,откуль, аршин.

Голик, каменка,алкота,бажить, вечор,есень,садень тын, шабёр.

16 – 17 лет

Панталоны, баять,голик, каменка, утекай, урок, невод, благовонье.

Бажить,веньгать,гасник,ись,качюли, нозём,углан,файшонка.

Таблица 1

Употребляемость слов учётом разных возрастных категорий.

Возраст

Употребляются

Не употребляются

до 11 лет

Комод, лазурь,былица,

у лукоморья.

Кабы, ярким пурпуром, пряник печатный, бирюк, тенетник,  ёжится, схоронилась, передавать из уст в уста.

12 – 15 лет

Алтын, баять, зеница, пострелёнок, выя, десница,  аршин.

Дол,откуль,  выя,  Голик, каменка,алкота,бажить, вечор,есень,садень тын, шабёр.

30— 50 лет

Панталоны, баять,  урок, утекай, невод, благовонье.

Бажить,веньгать,гасник,ись,качюли, нозём,углан,файшонка.

Таблица 2

По таблице можно распределить употребление слов таким образом. До 11 лет слов знают 65%

Они знают данные слова т.к.

1)Слышали их от родителей.

2)Запомнили их.

Не употребляют 55% слов.

12 — 15 лет 75% фактически не употребляют т.к. слова старые, а сейчас модно употреблять Западные слова: клево, отпад, супер, О.К. и др., а старые слова забываются.

16 – 17 лет  знают 50%, слышали от родственников и стали употреблять данные слова. Но они имеют своеобразное произношение. Употребляют редко.

Зависимость употребляемости слов от возрастных особенностей

Из графика видно, что процент употребляемости слов снижается и можно предположить, что следующее поколение совсем перестанут употреблять данные слова, т.к. они не изучаются и произносятся довольно редко. Таким образом, может исчезнуть большой пласт культурной жизни села.

Списки людей по категории узнаваемости

Вывод: Таблица показывает, что слова знают большинство людей от родственников. Есть люди, которые знают слова из книг. Небольшой процент людей, узнавшие слова от жителей села.

Список слов, имеющих другие значения

В ходе исследования мы изучили дополнительные сведения по данному списку слов. Выяснилось, что данные слова имеют разные значения. Это зависит от территории и особенностей культуры населения, данной местности.

Бажить 1.Предсказывать.

ОбросихаИльинск.

2.Водить в игре.

МусонкиноКараг.

Баять 1.Перех. Толковать, повествовать, рассказывать что — либо.                                                   Плишкари Ел.

2.Созывать.

Берёзовка Ус.

З.Ругать.

Н.Залесная Ос.

Каменка 1 .Ежевика.

ВильваСол.

2.Сорное растение с правильными жёлтыми мелкими цветами и горько — кислым соком, используемое как лечебное средство; чистотел.

ОсокиноСол.

Орёл Ус  Р.Романово Ус.

 З.Об отсталом, молодом человеке.

РакиноЧерд.

Урок 1 .Работа, заданная на определённый срок. Губдор Краснов.

СваловаСол.

2.Налог

Ленск Кунгур..

На территории нашего села, многие слова совпадают по смыслу и произношению. Это говорит о том, что традиции и обычаи населения данной территории очень близко переплетаются. Это касается и языковых особенностей.

В каждом селе Приволжского района имеется своя изюминка. В данном случае это слова, которые использовались только в нашем селе.

Конкурс «Лучший знаток устаревших слов»

Для сохранения устаревших слов мы провели конкурс на звание «Лучшего знатока устаревших слов», которые использовались на территории Осыпнобугорского сельского совета.

Вывод: конкурс заинтересовал не всех учащихся. А так как молодое поколение не интересуются прошлым, возникает проблема связи поколений.

Заключение

Из исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

1) Формирование языковых особенностей жителей села прошло длинный исторический путь.

2) Складывание традиций, обычаев и обрядов произошло благодаря развитию нескольких археологических культур на данной территории.

З) Образование современных народов — это результат политического и экономического объединения племён или групп населения.

4) Из-за большой численности народностей слова приобрели разное значение.

5) Произношение и значение слов передаются из поколения в поколение от родителей к детям. Реже узнаются из книг.

6) В зависимости от возраста употребляемость данных слов снижается.

Мы считаем, что необходимо знать устаревшие слова нашей местности, ведь это наша культура, наша история.

Результатом работы стала книжка «Устаревшие слова в картинках»

Предлагаемые методы сохранения слов:

1)Открытие лингвистического кружка на базе  школы.

2)Проведение школьных праздников с использованием устаревших слов.

3)Проведение мероприятий в музее с использованием предметов старины.

Список литературы

1.Г.Н.Чагин «Народы и культуры Астрахани ХIХ — ХХвв. «Астрахань,1986г.»

2.И.С.Капцугович «Книга для чтения по истории Астрахани» Астраханское  книжное издательство,1992

3.Учебник «Современный русский язык» Издательство  «Просвещение»2005 г.

4. Ресурсы Интернета.

5. Словарь говоров с. Осыпной Бугор.

Приложение

Приложение 1. Социологический опрос.

Словарь для 4 класса

Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей,

Лазурь – светло – синий цвет, синева,

Передавать из уст в уста – сообщать что — нибудь другому человеку,

Былица – былинка, стебель травы,

Схоронилась – спряталась,

Кабы – если,

У лукоморья – у морского залива,

Ярким пурпуром – красным цветом,

Ёжится – кто – то жмётся от холода,

Пряник печатный – пряник с отпечатанными рисунками, буквами,

Бирюк – зверь, медведь,

Тенетник – паутина,паук.

Словарь для 6 -9 класса

Баять – говорить, беседовать,

Голик – веник,

Каменка – печь в бане,

Зеница – глаз, зрачок,

Алкота – голод,

Пострелёнок – непоседа, шалун,

Дол – то же, что и долина,

Бажить – предсказывать,

Алтын – монета в три копейки,

Аршин – мера длины (0,71 м)

Вечор – вечер,

Выя – шея,

Десница – правая рука,

Есень — осень

Откуль – откуда,

Садень – боль,

Тын – изгородь,

Шабёр – сосед.

Словарь для 10- 11 класса

Панталоны — брюки,

Бажить — предсказывать.

Баять — говорить, беседовать.

Веньгать — плакать.

Верес — можжевельник.

Гасник — шнурок.

Голик — веник.

Ись — есть.

Каменка — печь в бане.

Качюли — качели.

Нозём — навоз.

Оконница — окно.

Углан – мальчик,

Утекай – убегай,

Урок — порча, сглаз.

Файшонка – косынка,

Невод – большая рыболовная сеть,

Благовонье – приятный, ароматный запах.

  • Рассказ своими словами о красоте животных родного края окружающий мир 2 класс
  • Рассказ с тузиком я встретился в июле
  • Рассказ сводный брат читать
  • Рассказ с трагическим концом
  • Рассказ свинья под дубом распечатать