Рассказ с устаревшими словами 6 класс

Устаревшие слова — это слова, которые не используются в современной повседневной речи. Такие слова обозначают исчезнувшие понятия или заменяются современными словами-синонимами.

Что такое устаревшие слова?

Узнаем, что такое устаревшие слова в русском языке, если примем во внимание, что лексика складывается из слов активного употребления и слов пассивного запаса. Это значит, что в словарном составе русского языка различают активную и пассивную лексику. Одни слова востребованы в речи говорящими каждый день:

город, народ, море, учёба, тетрадь.

Значение этих слов понятно всем владеющим русским языком. Они не отличаются оттенком архаичности или новизны и составляют активный словарный запас. А другими словами мы не пользуемся ежедневно. Они существуют в русском языке, зафиксированы в словарях, но не востребованы в повседневной живой речи и поэтому принадлежат к пассивной лексике. Это устаревшие слова, которые можно разграничить на две группы:

  • историзмы
  • архаизмы

Устаревшие слова

Рассмотрим более детально каждый тип устаревших слов.

Историзмы

Лексика русского языка все время изменяется: с одной стороны, она пополняется новыми словами, а с другой стороны, некоторые слова устаревают. Слова могут стареть по-разному. К примеру,  с течением времени исчезает предмет, явление или понятие, которое обозначало слово:

  • девичья (комната дворовых девушек);
  • кушак
  • ямщик

Само слово сохраняется в лексике, но не используется ежедневно в речи. Оно принадлежит уже истории и поэтому называется соответствующим термином.

Определение

Историзм — это устаревшее слово, обозначающее исчезнувшее понятие в языке.

Такие слова связаны с историей. Если взглянуть на некоторые слова с точки зрения времени, то установим, что они были востребованы когда-то в прошлом:

  • кольчуга
  • камзол
  • воевода

Историзмы

Предметы и явления, которые обозначают историзмы, не сохранились до нашего времени, а устаревшие слова остались и пополнили пассивный запас лексики. Историзмы не имеют синонимов в русском языке. Это единственные названия исчезнувших из обихода предметов и понятий. Их значение не всегда ясно современному человеку. Чтобы понять, что значит тот или иной историзм, следует обратиться к историческому прошлому, например:

  • корчма — постоялый двор;
  • камеристка — комнатная служанка;
  • дровни — крестьянские сани.

Примеры историзмов

По значению историзмы можно разграничить на несколько семантических групп:

  • названия, связанные с административным устройством (приказ, уезд, повет, волость, присутствие, околоток);
  • слова, отображающие социальный уклад общества (царь, боярин, граф, дворянин, барин, крепостной, холоп, смерд);
  • названия должностей и лиц по роду занятий (сокольничий, постельничий, бурлак, рабфаковец);
  • названия старинных единиц измерения (верста, сажень, аршин, золотник, пуд, фунт, десятина, гарнец, доля);
  • названия денежных единиц (алтын, полушка, гривенник, де́ньга);
  • названия предметов вооружения (забрало, палица, кольчуга, булава);
  • названия одежды (кафтан, сермяга, зипун, сюртук, картуз, лапти).

Архаизмы

Некоторые слова с течением времени потеряли свою актуальность и были вытеснены из активного употребления современными словами с тем же значением. Предмет или явление существует в реальности, а слово, называющее его, устарело и вышло из активного употребления.

Определение

Архаизмы — это устаревшие слова, которые по значению соотносятся с современными словами, обозначающими те же понятия.

Термин «архаизм» восходит к греческому слову archaios, что значит «древний».

В русском языке архаизмы всегда имеют современные слова-аналоги, или синонимы, которые называют то же явление, понятие или предмет:

  • брадобрей — парикмахер;
  • гать — настил в топком месте;
  • ежели — если;
  • дабы — чтобы.

Устаревшие названия частей тела человека

Устаревшие названия частей тела человека

Некоторые современные слова совпадают в одном из своих значений с архаизмами. Так, современное слово «живот», кроме общеизвестного названия части тела человека, имеет архаичное значение «жизнь».

Примеры архаизмов

Архаизмы неоднородны по своему составу. Некоторые устаревшие слова полностью были заменены соответствующими современными словами с другим корнем. Значение таких слов иногда  трудно понять современному человеку без помощи словаря. Ряд архаизмов отличаются некоторыми морфемами или отдельными звуками от их синонимов. С этой точки зрения архаизмы делят на группы:

1. лексические архаизмы — устаревшие слова с другим корнем:

  • ветрило — парус;
  • вежды — веки;
  • рамена — плечи;
  • ланиты — щёки;
  • уста — губы;
  • перст — палец;
  • перси — грудь;
  • чело — лоб;

2. лексико-словообразовательные архаизмы — устаревшие слова с другим суффиксом:

  • содейство — содействие;
  • дружество — дружба;
  • знакомец — знакомый;
  • рыбарь — рыбак;

3. лексико-фонетические архаизмы отличаются одним или несколькими звуками:

  • нощь — ночь;
  • нумер — номер;
  • нужа — нужда;
  • зерцало — зеркало;

4. лексико-семантические архаизмы — слова, имеющие другое значение в современном языке:

  • архаизм урод (красота) — урод (человек с физическим недостатком);
  • позор (зрелище) — позор (стыд).

Дополнительный материал

Смотрите больше примеров в словаре устаревших слов.

Итак, архаизмы вышли из активного употребления из-за замены их современными словами с тем же значением. Они используются в научных трудах и художественной литературе как стилистическое средство для создания колорита исторической эпохи, характеристики речи персонажей.

Видеоурок «Новые слова. Устаревшие слова»

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 40

Устаревшие слова

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Шапарь А.Д. 1


1МБОУ СОШ ст.Терской Моздокского района РСО-Алания

Толмачева Е.В. 1


1МБОУ СОШ ст.Терской Моздокского района РСО-Алания


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

При чтении произведений художественной литературы и на уроках русского языка нередко возникают трудности, связанные с пониманием значения отдельных слов. Например: аршин, удел, око. Мы не пользуемся этими словами для общения с друзьями, родителями. Нас заинтересовало, что это за слова, что обозначают и почему сегодня они не используются.

На уроках родного языка мы узнали, что интересующие нас слова называют устаревшими. Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются.

Отсюда возникли проблемные вопросы:

-Что происходит с вытесненными из языка словами?

-Нужно ли их изучать и зачем?

Таким образом, нами была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи моей работы.

Гипотеза: Происходит устаревание слов, но они остаются в нашей речи.

Цель:

— расширить знания об устаревших словах

— выяснить различие архаизмов от историзмов

— узнать, как используются устаревшие слова в повседневной жизни.

Задачи:

— собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию об устаревших словах;

— выяснить источники происхождения архаизмов и историзмов;

— составить свой словарь устаревших слов;

— формировать умение правильно использовать в речи устаревшие слова.

Актуальность и значимость работы: Без знания прошлого – нет настоящего.

Методы исследования:

1) Изучение литературы .

2) Работа с Интернет- ресурсами.

3) Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных).

Объект исследования: русский язык.

Предмет исследования: устаревшие слова

Теоретическая значимость проекта:

Изучены устаревшие слова.

Практическая значимость проекта:

Создан словарь устаревших слов.

Перспективы развития проекта:

— провести классные часы об устаревших словах для учащихся младших классов;

— создать словарь устаревших слов жителей нашей станицы.

I.Теоретическая часть

1.1 Архаизмы

Архаизмы — это слова, которые перешли в пассивный запас в связи с тем, что у обозначаемых ими — и существующих по сей день — предметов, явлений, понятий появились другие названия. В зависимости от того, какой аспект слова устарел.

В составе архаизмов можно выделить различные группы слов.

Одни из них отличаются от современных своих синонимов какими-нибудь особенностями в звучании, например неполногласными сочетаниями звуков. Подобные архаизмы называются фонетическими:

младой – молодой,
брег – берег,
град – город,

Другая группа архаизмов объединяет слова с устаревшими суффиксами, приставками.
Такие архаизмы называются словообразовательными:

музеум (совр. музей)
содейство (совр. содействие)

Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие
не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица.
Это лексические архаизмы:

око– глаз, уста – губы,
ланиты– щёки,
десница– правая рука,
шуйца– левая рука.

Причина появления архаизмов

Причина появления архаизмов в языке – в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие

С архаизмами шутить нельзя! Не следует и пренебрегать ими: дескать, уходят из языка, ну и пусть, забудем их! Не спешите выносить приговор устаревшим словам. Бывают случаи, когда они возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, губернатор, полицейский, рождество, лицей, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. В первые годы революции они успели архаизоваться, но потом вернулись, обретя новое значение.

1.2 Историзмы

Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений называются историзмы.

Они занимают в языке совершенно особое положение, являясь единственными наименованиями давно ушедших из нашего обихода предметов: аршин, вершок, сажень, верста, фунт, пуд; армяк, кафтан, лапти, камзол и др.

Поэтому у историзмов нет и не может быть синонимов.

Теперь мы не меряем аршины, не кланяемся волостным старшинам и приказчикам и рады забыть все «ненужные», как нам кажется, слова.

Историзмы представляют собой достаточно разнообразные тематические группы слов:

1) Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан и др.;

2) Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др.;

3) Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог и др.;

4) Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др.;

5) Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др.

Причины появления историзмов

Причина появления в языке историзмов – в изменении быта, обычаев, в развитии техники, науки, культуры. На смену одним вещам и отношениям приходят другие. С исчезновением из языка таких видов одежды, как армяк, камзол, кафтан, из русского языка ушли названия этих видов одежды: их теперь можно встретить лишь в исторических описаниях.

1.3 Историзмы и архаизмы как средства лексической изобразительности

Историзмы и архаизмы являются специфическими средствами лексической изобразительности.

В поэтической, общелитературной, обиходно-разговорной речи вполне допустимы, а в ряде случаев даже и необходимы устаревшие слова, способные повысить ее выразительность, придать описанию прошлого черты исторической достоверности. В исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы.

Лучшие русские писатели с изумительным мастерством и тактом использовали архаические слова в целях воссоздания характера языка изображаемой эпохи, показа ее колорита. Читая их произведения, мы имеем наглядный пример того, как происходит устаревание слов, что даёт нам чёткое представление о том, как совершенствуется и «приспосабливается» к новым условиям существования наш язык, как он живёт и развивается вместе с нами.

Три девы, красоты чудесной,
В одежде легкой и прелестной
Княжне явились, подошли
И поклонились до земли.
Тогда неслышными шагами
Одна поближе подошла;
Княжне воздушными
перстами
Златую косу заплела
С искусством, в наши дни не новым,
И обвила венцом
перловым
Окружность бледного чела.

А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»

II. Практическая часть

2.1 Составление собственного словаря

Устаревшие слова чаще всего встречаются в литературных произведениях, дошедших до нас с давних времен. И, конечно же, прежде всего — это сказки. В детстве каждому из нас читали про удалых молодцев, про красных девиц. Даже начинались они характерно: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Эти слова указывают на то, что произведение историческое, наполнено народной мудростью и опытом. Так говорили раньше наши предки.

Многие древнерусские тексты («Слово о полку Игореве», былины о русских богатырях) переведены на современный язык, но устаревшие слова в них все же присутствуют. У А.С.Пушкина много сказок написано с использованием таких слов. Они делают произведение колоритнее и достовернее. Именно из сказок мы узнаем, как раньше назывались те или иные предметы, понятия. Некоторые слова очень легко понять, но многие из них без расшифровки не поймешь.

Поэтому и пришла идея составить свой словарь устаревших слов, которым можно было бы пользоваться на уроках. Значение устаревших слов узнавали сразу по нескольким источникам (словарям).

Слово

Примечание

Толковый словарь Д. Н. Ушакова

Толковый словарь В. И. Даль

Толковый словарь С, И. Ожегова

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой

Бает

баять, по Далю — баить

Говорить, толковать.

сев. и вост. также в зап. губ. говорить, болтать, беседовать, рассказывать, разговаривать, толковать; бахорить,

 

Говорить, рассказывать.

Вашему вниманию мы представим лишь некоторые из слов

Бояре – люди ,принадлежащие к высшему слою общества на Руси

Столбовая дворянка – дворянка древнего рода. Дворянский род записывался в родословных книгах, которые назывались столбцами, т.к. писались на длинных полосках бумаги

Светёлка — чистая , светла я комната.

Палаты – большое богатое здание, помещение

Полати – дощатый помост для спанья, устроенный под потолком.

Терем – высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома

Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.

Кичка – женский парадный головной убор.

Остальные слова вы можете увидеть в словаре.

2.2 Сравнение оригинального текста и переделанного

(по сказкам А.С.Пушкина)

Текст оригинала

Текст переделанный

«Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;»

«Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, даже глаза
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;»

«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.»

«Правду говорить, молодая женщина
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, упряма
Своенравна и ревнива.»

«И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.»

«И царевна очутилась
В светлой комнате; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с выжженным выступом

«Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса.»

«Пёс залаял, и девица
Видит: нищая монашка

Ходит с палкой по двору,

Отгоняя пса.»

«Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.»

«Позвала к себе Чернавку
И приказывает ей,
Служанке своей,
Отвести царевну в глушь
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам

Заключение

Итак, в ходе работы я выяснила, что слова живут своей жизнью. Они рождаются, живут и уходят из повседневного общения.

Роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен.

В ходе этой работы я научилась проверять свои идеи, подбирать научную литературу по интересному для меня вопросу, проводить эксперимент. А главное, я составила Словарь устаревшей лексики, который поможет мне и моим одноклассникам с ещё большим удовольствием читать литературные произведения.

Выводы

Устаревшие слова уходят из повседневной жизни по двум причинам:

— потому, что исчезают предметы, которые они обозначали

— они заменяются современными синонимами

Многие устаревшие слова не исчезли. Они употребляются не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни среди сельского населения для того чтобы ярче выразить эмоции.

Устаревшие слова употребляются в художественной литературе для того, чтобы мы могли лучше прочувствовать настроение того времени, о котором читаем и приобщиться к традициям русского народа.

Создан словарь устаревших слов, часто употребляемых в учебниках литературы.

Список используемой литературы и Интернет — источников

Биржакова Е.Э., Войнова Л.А., Кутина Л.Л. Очерки по исторической лексикологии русского языка XVIII века. — Л., 2005. — с. 18-19

Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. М., 1984. — с. 203

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Гослитиздат, 2011. — с.71

Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63

Голубева А.Н. О чем рассказывают устаревшие слова // Русский язык. — 2004. — №34.

Гофман В.А. Язык Пушкина.— В сб.: Стиль и язык А.С. Пушкина, М., 1987. — с.14 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1978.

Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1 Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Худож. лит.,1985.

 https://ru.wikipedia.org/wiki /Архаизм

 http://skazvikt.ucoz.ru

 http://www.openclass.ru/node/348278

 http://otvet.mail.ru/question/9526853

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа станицы Терской

Моздокского района республики Северная Осетия — Алания

Словарик

устаревшихслов

Словарь устаревших слов

В словаре устаревших слов размещены такие термины, которые в настоящее время уже практически не используются, либо используются очень редко. Устаревшие слова и выражения — это такие слова, с которыми важно ознакомиться перед чтением сказки или узнать их значение во время чтения, чтобы смысл произведения воспринимался именно так, как хотели бы авторы. Некоторые устаревшие слова и их значение будут особенно полезны для общего развития, например, меры длины вершок, сажень и другие.

Устаревшие слова русского языка — это в большинстве своем те слова, которые вышли из обихода в современном мире, но которые ещё очень часто могут использовать в общении наши старенькие бабушки и дедушки. Доброту Красной шапочки, нежность Дюймовочки, трудолюбие Золушки и многие другие лучшие черты характеров персонажей мы можем передать языком прадедушек и прабабушек и заодно привить уважение и интерес к нашей истории.

Русский язык — самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Все эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс,

И русский язык станет другом для вас!

Абвахта- гауптвахта

Авось — либо- возможно, может быть

Ажно- так что

Азовка- мифическое существо

Аксамит- бархат

Алтын- три копейки

Аспиды- ядовитые змеи

Бабайка- большое весло, прикрепленное к лодке

Бает- говорит, рассказывает

Байдак- речное судно с одним большим парусом

Балагта- болото

Балакать- говорить

Балдахин- украшенный навес на столбиках

Балодка- одноручный молот

Баса- красота, украшение, щегольство

Батог- палка

Бергамоты- сорт груш

Беремя- охапка

Босовики- домашние туфли

Бояре- богатые и знатные люди

Брань- битва

Братим- побратим

Броня- одежда из металла, защищающая воина от ударов

Буерак — Небольшой овраг.

Булат- оружие из стали

Бурочки- высокая корзинка с крышкой из березовой коры

Бюро- стол с ящиком для хранения бумаг

В дозор ходить- караулить, сторожить

В сугон- в погоню

Вакантное время- каникулы

Вакация- каникулы

Ведаться- знаться

Венути- повеять, подуть

Вершок- старая мера длины, равна 4.4 сантиметра

Вестимо- конечно, само собой разумеется

Ветошка- тряпочка

Витязь- храбрый воин, богатырь

Встреть- встретить

Выворотень- корневище большого дерева, вывернутого из земли

Выдюжить- выдержать, вытерпеть, перенести

Галушка — клецка, сваренная в воде или в борще

Гальёта — небольшое купеческое судно

Ганать — гадать

Глас послушания — ответный голос

Голдеть, голдобить— шумно разговаривать, кричать, браниться.

Горазд — умеет

Горка — этажерка в форме пирамиды для дорогой посуды

Горница — комната

Гребля — узкая плотина на реке

Девушка сенная — служанка

Десть — 24 листа

Дивить — удивлять, удивить

Дружество – дружба

Ества- кушанья, еда

Жалейка — дудочка из ивовой коры

Жбан — кувшин с крышкой

Жемчуг бурмицкий (бурмитский)- крупный и круглый жемчуг

Жерновцы- небольшая ручная меленка

Загнетка — место в предпечье, куда сгребают жар

Загнетка — место перед топкой, куда сгребают жар

Заговеться — начать поститься

Загодя — заранее

Запеть Лазаря — льстиво упрашивать

Зерцало — зеркало

Злыдни- маленькие фантастические существа

Империал — золотая монета

Инда — даже, так что

Казна — деньги, достояние, имущество

Камка — шелковая цветная ткань с узорами

Кармазин — сукно темно-красного цвета

Кожух — верхняя одежда из кожи

Кокурочка- сдобная лепешка

Колымага — карета, в которой ездили знатные люди

Короб — лукошко, корзинка

Косая сажень- древнерусская мера длины, расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см

Котомочка — Сумка, носимая за плечами.

Криница — колодец, родник

Кросна — домашний ткацкий станок

Кудель — пучок льна или шерсти

Кузов — плетеная корзинка

Кушак — Пояс, обычно широкий, матерчатый.

Латы — железная или стальная броня, которую надевали воины

Ланиты – щёки

Льзя — можно

Лыко — кора молодой липы, ивы, вяза, из неё плетут лапти, лукошки, корзинки

Лытать- уклоняться от дела, отлынивать

Лытка- часть ноги ниже колена

Меч булатный — меч из особенно прочной стали

Молвить – сказать, произнесть.

Мошна — Мешок для хранения денег…

Мне не первина- мне не впервые

Мотыга — ручное земледельческое орудие

Муравчатый — поросший травой (муравой)

Набольший — старший

Нагайка — ременная плеть

Намале — мыло

Несолоно хлебать — обмануться в своих ожиданиях

Николи — никогда

Огниво — камень или кусок стали для высекания огня из кремня

Однова — один раз, однажды

Око (очи)- глаз, глаза

Околоток — Окружающая местность, окрестность

Опамятоваться — одуматься

Орать — пахать

Отзнобить – отморозить

Пансион — школа с общежитием для учеников

Пенять — укорять, упрекать

Перст — палец

Плат — То же, что платок.

Повой — прием новорожденного

Полати — широкие спальные нары в избе под потолком между печью и противоположной стеной

Полог — Занавеска, закрывающая, загораживающая кровать,а также (устар.) вообще занавеска

Помело — метла, обмотанная на конце тряпкой, слудит для подметания в печке

Попытали — примерили

Похитник — вор

Почать — начать

Прогалина — незаросшая деревьями поляна или лужайка в лесу

Прыскучий — быстрый

Пряжон — жарен (жарить в масле)

Пядь — старинная мера, расстояние между большим и указательным пальцами руки

Рать — войско

Росстань — перекресток двух дорог

Рядиться — уговариваться

Сажень — древнерусская мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой

Салоп — старинное верхнее женское платье

Сам-десят — в десять раз больше

Сам-пят — в пять раз больше

Сам-четверг — в четыре раза больше

Середович- человек средних лет

Скатерть бранная — скатерть, вытканная узорами

Совесть не зазрит — совесть не беспокоит

Сорокопул, сорокопут — птица из отряда воробьиных

Студенец — колодец со студеной водой

Супостат — противник, недруг

Сусек — ларь, в котором хранится мука или зерно

Талисман — предмет, который, как думали суеверные люди, приносит счастье, хранит от бед

Темница — место заключения, тюрьма.

Теребень кабацкая — постоянный посетитель кабака, завсегдатай

Терем — высокие, с башенкой наверху, дома

Тувалет — туалет, зеркало

Тюря — кушанье; хлеб, крошенный в квас, воду, молоко.

Убраться — нарядиться

Уста — губы

Устьице — наружное отверстие в русской печи

Форейтор — кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом

Хлопок — пакля, очесы льна

Хоромы — большой дом

Хранить паче зеницы ока — хранить что-либо больше, чем глаза

Хусточка — платоч

Цеп — примитивное орудие для обмолота зерна, состоящее из двух связанных палок: длинной рукоятки и более короткой рабочей части, ударяющей по злакам.

Чело — лоб

Челядь — служанка в доме

Черевички — женские башмаки на каблучках и с острым носом

Чугунка — устаревшее название железной дороги

Шандал — подсвечник

Ширинка — короткое полотенце или платок

Шлейф — удлиненный подол женского платья

Щелок — раствор древесной золы

Щепа — деревянная посуда.

Эфа — небольшая ядовитая змейка

Юшка — уха

Юр — высокое место.

Южик — родственник

Юза — цепь, оковы

Яства — еда, кушанья

Ярмячишко — в старину у крестьян: кафтан из толстого сукна.

Ядение — еда, пища, процесс еды.

Яже – которая, которые, которых

Яко — что, так что, чтобы, ибо, хотя

Якоже – как; чтобы

Яруга — проходимый овраг

Ярый — мощный, буйный

Ясти — есть

Яти — взять, брать, схватить, достигнуть

Просмотров работы: 12187

Обновлено: 10.01.2023

Жил-поживал велемудрый Михай на гати своей дубовой. Кушал клецки, да щи, запивал их медом да сивухою. Занимался он тем, что жерновами своими молол гречу, да ядрицу . По три пяди мог намолоть до обеда, потом перекусывал и дальше молол. Была у него дочка, писанная красавица, и в пору ей уже было за муж идти. Да была она привередлива , а еще и книг заморских начиталась. И вычитала она там, о принцах на конях да в латы закованных. Измыслил однажды Михай штуку, и пустил слух, что в землях этих чудо-юдо водиться, да и отослал письма ко дворам , где рыцари обитаются. Приехал один, чудо-юдо не нашел, но дочку в жены взял, и увез ее в свой замок, за три девять земель. Где жили они долго и весело.

В некоторой области, в некотором городе, в некой школе был 5″а»кл. И такой уж был он не управляемый, просто жуть. Каждый день что-то случалось. Учителя голову сломали, не знают что делать. При этой школе жил сторож, так, не приметный старик. Смотрел он на все это, как дети, словно чертята, учителей изводят и решил помочь школе. Стал он думать, как же их проучить да уму разуму научить. Когда дети спускались на физкультуру, то вещи свои оставляли в гаодеробе, за которым присматривал старик. Стал старик портить вещи, в дневниках писать всякую гадость. Дети все перессорились, обвиняли друг друга, даже и не подозревая, кто это мог сделать. Ведь на старика и подумать никто не мог. Перестали ребята дружить и наступила такая тишина и на перемене и на уроке. Дети следили друг за другом и ябедничали. Учителя и представить не могли, что настанет день такой. Ругали детей и дома. ВСе отдали бы дети за то, чтобы как прежде вместе играть, дружить .Поняли они, что не спроста все это с ними случилось. РАзобрались они во всем. Но старик так увлекся, что не хотелось ему все вернуть на свои места. В от и вывод, не делай плохо другому, не поняв, а каково было бы тебе.

СКАЗКА-БЫЛЬ ПРО ШКОЛУ

Жила-была в 90-м государстве Школа. Обычная Школа, средняя, № 13. Выпускала учеников с аттестатом об обязательном среднем образовании. И выучила она когда-то и Василису Премудрую, и Иванушку-дурачка (а он был не дурак вовсе, а золотой медалист), и многих других в жизнь вывела. Но особо любила она Иванушку-дурачка, который из народа был, а науки все своим умом постигал. Теперь он Иван-Какой-то-Там-Начальник в Тридевятом царстве…

И пришли к ней однажды Чиновники, и сказали: – Не надо обязательного среднего образования, давай обязательное основное (неполное). Вздохнула Школа, но что поделаешь? Стала давать неполное.

– Ну а это-то мне зачем?! –… Для солидности, наверное… – неуверенно пробормотали Чиновники… … Через какое-то время снова прибыли Чиновники и заявили: – Школа, а ведь тебе еще нужны реформы. Какие? А всякие. Мы еще не все продумали, но . надо начинать! И начали…

Уже после этого начала Школа занемогла. Но вновь примчались Чиновники: – Школа, тебе нужно пройти аттестацию! – Но мне плохо, я болею. Доктор прописал мне финансовые инъекции… Но не дослушали ее Чиновники, а прислали своих опричников-техников по аттестации.

… Два дня лихорадило Школу – аттестацию проходила… Прошла, но вышла, чуть шатаясь и немного заикаясь. Не успела дух перевести, а Чиновники уже тут как тут: – Школа, а Школа, пора лицензирование проводить! – и при этом притворно-сочувственно вздыхают. – Что ж поделать – закон того требует. Поднатужилась Школа (надо так надо!). Отчиталась перед пожарными, санэпидстанцией, МЧС… Прошла…

С виду-то нарумяненная, с застывшей дежурной улыбкой на осунувшемся лице, в красивом заштопанном платье, а в руках – желанная аттестация! Уф!

А Чиновники всё не унимаются: – Школа, а не слишком ли ты роскошно живешь? А не слишком ли много твои учителя получают? Вона, глянь-ка, они уже порог бедности начали преодолевать! Непорядок! А давайте-ка мы введем тебе подушевое финансирование, заодно уровень наполняемости классов увеличим, да и, кстати, неплохо было бы перевести тебя на отраслевую оплату труда со стимулирующими коэффициентами. То-то будет справедливо! А наглядные пособия учителя сами рисовать умеют…

Последние слова Чиновники произносили уже второпях, мчась в свой офис, чтобы подготовить очередную реформу. И пошла дальше Школа вся в слезах, бледная, тощая, стыдливо прикрывая прорехи на одеждах. А на протянутой ладони весело поблескивали на солнце редкие копеечки, пятачки и даже музыкальный центр от милосердных спонсоров…

Они могли б и больше дать, да их свои Чиновники одолели. Брела понурая Школа и не видела, что впереди в кустах, в засаде её поджидали Стандартизация и Оптимизация, которые еле сдерживали рвущихся с поводка новые учебные предметы…

070 Вьюга

Василий Сухомлинский
ВЬЮГА

094 Как вылететь шмелю?

Василий Сухомлинский
КАК ВЫЛЕТЕТЬ ШМЕЛЮ?

Залетел в класс шмель — жёлтый, мохнатый. Долго летал по классу, а потом прилетел к окну. Бился о стекло, плакал, а вылететь не может.
Когда дети пришли в школу, шмель тихо ползал по стеклу. Иногда он пробовал взлететь, но сил уже не было.
Ползает шмель по стеклу. Никто не обращает внимания на бедного шмеля. Только самая маленькая девочка Нина смотрит на него пристально-пристально.
Хочется Нине подойти к шмелю, взять его, посадить на ладонь, поднять к открытой форточке и выпустить.
Ждёт Нина перерыва не дождётся.
Только бы быстрее время шло.
Только бы быстрее звонок прозвенел.

099 Доброе утро

ДОБРОЕ УТРО

Однажды утром по дороге в школу шёл МАЛЬЧИК. Его звали Ваня Соловьев. Он нёс большой ПОРТФЕЛЬ. Там лежали ШКОЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.
В то же утро по дороге в школу шла ДЕВОЧКА, ее звали Катя Кукушкина. Она тоже несла большой ПОРТФЕЛЬ. Катя хотела, чтобы ВАНЯ шёл рядом. Она шла и думала: сейчас ВАНЯ подойдет и скажет: «Доброе утро!» и они вместе пойдут в школу. Вот так: ДЕРЖАСЬ ЗА РУКИ. Или так: ПОД РУЧКУ.
И ВАНЯ действительно подошёл. Он сказал: «Доброе утро!» Потом сказал: «Давай вместе пойдем в школу.»
И они пошли. Вот так: КАТЯ ВПЕРЕДИ, А ВАНЯ ПОЗАДИ, НЕСЯ ОБА ПОРТФЕЛЯ.

099 Дорога в школу

Любовь Воронкова
ДОРОГА В ШКОЛУ

Маше в ШКОЛУ идти через ЛЕС. Шла-шла МАША, потом села под ДЕРЕВО. Достала из своего ПОРТФЕЛЯ чистую новую ТЕТРАДЬ. «Какая хорошая ТЕТРАДЬ»,-подумала Маша и пошла дальше. А ТЕТРАДЬ под ДЕРЕВОМ забыла.
Видит ПЕНЁК. «Какой хороший», — подумала Маша и достала КАРАНДАШ. Стала Маша РИСОВАТЬ. Нарисовала и пошла дальше. А КАРАНДАШ забыла.
Видит Маша ПОЛЯНУ. А на полянке ЦВЕТЫ растут. Маша достала ПАЛОЧКИ, по которым учатся считать. Сделала вокруг цветов ЗАБОР и пошла дальше. А палочки собрать забыла.
Пришла в ШКОЛУ. Начался урок. Все ребята достали из ПОРТФЕЛЕЙ ТЕТРАДИ, ПАЛОЧКИ, КАРАНДАШИ. Маша тоже раскрыла свой ПОРТФЕЛЬ. А там ничего нет!

112 Два портфеля

ДВА ПОРТФЕЛЯ

По дороге в школу шел МАЛЬЧИК, его звали Вася. За спиной висел ПОРТФЕЛЬ. Рядом шли две ДЕВОЧКИ: Даша и Наташа. Каждая несла ПОРТФЕЛЬ.
«Вася, — сказала НАТАША, — понеси мой ПОРТФЕЛЬ». «Хорошо», — сказал ВАСЯ. Он взял ПОРТФЕЛЬ. Там лежали две КНИГИ, две ТЕТРАДИ и одно ЯБЛОКО. «Тяжело? «- спросила НАТАША. «Тяжело»,- ответил ВАСЯ.
«Тогда понеси мой»- сказала ДАША. «Хорошо», — сказал ВАСЯ. Он взял ПОРТФЕЛЬ, там лежали четыре КНИГИ, пять ТЕТРАДЕЙ и три ЯБЛОКА, а еще запасные ТУФЛИ. «Тяжело? «- спросила ДАША. «Совсем не тяжело», — ответил ВАСЯ. «Странно!» — сказали обе ДЕВОЧКИ. Они хорошо знали, у кого что лежит.
«Ничего странного» — подумал ВАСЯ, просто ДАША мне нравится гораздо больше, чем НАТАША.

135 Как Алёшке учиться надоело

Сергей Баруздин
КАК АЛЁШКЕ УЧИТЬСЯ НАДОЕЛО

Было Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует. Школьный год ещё не кончился, зима только-только наступает, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать. Цифры сложить.
Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алёшке в лицо светило. И вдруг Алёшка подумал, что ему надоело учиться.
Алёшка поднялся с парты, портфель взял и пошёл к выходу.
— Ты куда? – спросила учительница.
— Домой! – ответил Алёшка. – До свидания! – И ушёл.
Домой пришёл и говорит матери:
— Я больше в школу не пойду! Работать буду!
— Ладно, — согласилась мать. – Выпиши лекарство больному, у которого грипп, латинскими буквами. …
Подумал Алёшка, подумал и говорит:
— Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.

136 Весна

Анна Аксёнова
ВЕСНА

145 Время

Валентина Осеева
ВРЕМЯ

Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
– Я не решил примера, потому что он был со скобками, – оправдывался Юра.
– А я потому, что там были очень большие числа, – сказал Олег.
– Мы можем решить его вместе, у нас ещѐ есть время!
Часы на улице показывали половину второго.
– У нас целых полчаса, – сказал Юра. – За это время лѐтчик может перевезти пассажиров из
одного города в другой.
– А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.
– Что – за двадцать. – деловито сказал Юра. – Иногда пять – десять минут много значат.
Надо только учитывать каждую минуту.
– А вот случай! Во время одного состязания…
Много интересных случаев вспомнили мальчики.
– А я знаю… – Олег вдруг остановился и взглянул на часы. – Ровно два!
Юра ахнул.
– Бежим! – сказал Юра. – Мы опоздали в школу!
– А как же пример? – испуганно спросил Олег.
Юра на бегу только махнул рукой.

156 Кто?

Евгений Пермяк
КТО?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.
— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.
— Нет, я… Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне ещё две белые ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.
— Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, — ответила Маша. — Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.
— А зачем? — спрашивают девочки.
— А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, — сказала Маша и принялась снова читать букварь.
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

+

8 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Ответы 8

+

Ответ

+

ответ:В некоторой области, в некотором городе, в некой школе был 5″а»кл. И такой уж был он не управляемый жуть. Каждый день что-то случалось. Учителя голову сломали, не знают что делать. При этой школе жил сторож, так, не приметный старик. Смотрел он на все это, как дети, словно чертята, учителей изводят и решил школе. Стал он думать, как же их проучить да уму разуму научить. Когда дети спускались на физкультуру, то вещи свои оставляли в гаодеробе, за которым присматривал старик. Стал старик портить вещи, в дневниках писать всякую гадость. Дети все перессорились, обвиняли друг друга, даже и не подозревая, кто это мог сделать. Ведь на старика и подумать никто не мог. Перестали ребята дружить и наступила такая тишина и на перемене и на уроке. Дети следили друг за другом и ябедничали. Учителя и представить не могли, что настанет день такой. Ругали детей и дома. ВСе отдали бы дети за то, чтобы как прежде вместе играть, дружить .Поняли они, что не с все это с ними случилось. РАзобрались они во всем. Но старик так увлекся, что не хотелось ему все вернуть на свои места. В от и вывод, не делай плохо другому, не поняв, а каково было бы тебе.

Ответ

+

Было в школе волшебство. На глаз его не кто не мог увидеть, но все что там происходит показывало то, что оно есть.
Ну вот например. Стоит девочка у доски и не знает как ей решить задачу, а ту она берет мел и начинает писать решение. Или мальчик не может вспомнить стих который учил, а тут сразу как вспомнит и начнёт говорить, с красной речью.
И только один ученик, не верил в существование.
Но вот однажды в классе была контрольная работа. Он никак не мог решить задачу. От. И вдруг, как будто кто-то подсказал. И он записал в тетрадь задачу. Потом он стал верить с особенности этой школы, ведь это так здорово иметь такую школу

Ответ

+

Вот
некоторой области, в некотором городе, в некой школе был 5″а»кл. И такой уж был он не управляемый, просто жуть. Каждый день что-то случалось. Учителя голову сломали, не знают что делать. При этой школе жил сторож, так, не приметный старик. Смотрел он на все это, как дети, словно чертята, учителей изводят и решил школе. Стал он думать, как же их проучить да уму разуму научить. Когда дети спускались на физкультуру, то вещи свои оставляли в гаодеробе, за которым присматривал старик. Стал старик портить вещи, в дневниках писать всякую гадость. Дети все перессорились, обвиняли друг друга, даже и не подозревая, кто это мог сделать. Ведь на старика и подумать никто не мог. Перестали ребята дружить и наступила такая тишина и на перемене и на уроке. Дети следили друг за другом и ябедничали. Учителя и представить не могли, что настанет день такой. Ругали детей и дома. ВСе отдали бы дети за то, чтобы как прежде вместе играть, дружить .Поняли они, что не спроста все это с ними случилось. РАзобрались они во всем. Но старик так увлекся, что не хотелось ему все вернуть на свои места. В от и вывод, не делай плохо другому, не поняв, а каково было бы тебе.

Ответ

+

Жила была в некотором государстве, в некотором городе ,в некой школе был ученик Шишкин . И такой уж был он не управляемый,просто жуть.Каждый день что-то случалось.Учителя голову сломали,не знают что делать. При этой школе жил сторож,так ,не приметный старик.Смотрел он на все это,как дети ,словно чертята , учителей изводят и решил школе.Стал он думать,как же их проучить да уму разуму научить.Когда дети спускались на физкультуру,то вещи свои оставляли в гаодеробе,за которым присматривал старик. Стал старик портить вещи,в дневниках писать всякую гадость.Дети все перессорились ,обвиняли друг друга,даже и не подозревая ,кто это мог сделать.Ведь на старика и подумать никто не мог.Перестали ребята дружить и наступила такая тишина и на перемене и на уроке.Дети следили друг за другом и ябедничали.Учителя и представить не могли,что настанет день такой.Ругали детей и дома.ВСе отдали бы дети за то ,чтобы как прежде вместе играть ,дружить .Поняли они,что не спроста все это с ними случилось.РАзобрались они во всем.Но старик так увлекся,что не хотелось ему все вернуть на свои места.В от и вывод,не делай плохо другому,не поняв,а каково было бы тебе

Ответ

+

Ответ

+

Некой школе был 5″а»кл. и такой уж был он не , просто жуть. каждый день что-то случалось. учителя голову сломали, не знают что делать. при этой школе жил сторож, так, не приметный старик. смотрел он на все это, как дети, словно чертята, учителей изводят и решил школе. стал он думать, как же их проучить да уму разуму научить. когда дети спускались на физкультуру, то вещи свои оставляли в гаодеробе, за которым присматривал старик. стал старик портить вещи, в дневниках писать всякую гадость. дети все перессорились, обвиняли друг друга, даже и не подозревая, кто это мог сделать. ведь на старика и подумать никто не мог. перестали дружить и наступила такая тишина и на перемене и на уроке. дети следили друг за другом и ябедничали. учителя и представить не могли, что настанет день такой. ругали детей и дома. все отдали бы дети за то, чтобы как прежде вместе играть, дружить .поняли они, что не спроста все это с ними случилось. разобрались они во всем. но старик так увлекся, что не хотелось ему все вернуть на свои места. в от и вывод, не делай плохо другому, не поняв, а каково было бы тебе. однажды дедушка решил рассказать мне свою смешную из детсва. вот как это было. мой дедушка ваня пришел в школу. первым уроком был язык. он сел за свою парту и начал готовится к уроку. вдруг прозвенел звонок, все сели на места. в класс вошла мария петровна. -добрый день! — сказала она классу. -здраствуйте! — вежливо сказали ученики. -итак, к доске припустим ваня смешков.- сказала учительница. мой дедушка вышел к доске. -итак, смешков. какое я вам задала? — сказала мария петровна. -страница 48 149. -, ваня.- ответила учительница. -итак читай .- сказала учительница. -спишите стих, вставьте пропущенные буквы. травка зеленеет, солнышко блестит. ласточка с весною в сени к нам летит. -итак, а теперь прочитай по буквам.- сказала мария петровна. трофка зилинеит, салнышько блистить. ласточька с висною в сени к нам литит. -иван! ты что, решил надо мной издеваться? — строго спросила учительница. -нет, я вам прочитал то, что я сделал. а что не так? -все не ! садись, 2! после этого случая над моим дедушкой смеялись еще долго. вот 2 сказки,выбирайте

Читайте также:

      

  • Тема по самообразованию использование икт в детском саду
  •   

  • Система для школы танцев
  •   

  • Принцип системности в психологии кратко
  •   

  • Программа казачий фольклор в доу
  •   

  • Упражнения на гибкость для дошкольников по программе от рождения до школы

(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой  куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.
__________________________________________________________________________________________

(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой  куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.

__________________________________________________________________________________________

(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой  куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.

__________________________________________________________________________________________

(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой  куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.

(Кто?)____________под… ехали к р…ке. У многих бл…стали   на груди (что?)________________    __________. Св…ркали на со…нце глухие   …громные (что?)____________,  с…яли  (какой?)___________насечкой (что?) ___________и (что?) _________. Ру…кие  (что?)__________, (что?)__________, (что?)____________, (что?)________, чудовищные (что?) __________ сшиблись с турецк…ми саблями. Пол…тели (что?)_______________ . Зак…пел бой.
Словарь:
Арбалет — ручное метательное оружие;

булава — короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служивший в старину оружием;

гривна — денежная единица в Древней Руси; золотое или серебряное украшение, надевавшееся на шею:

злато — золото;

копье — старинное колющее или метательное оружие на древке;

меч — холодное орудие с обоюдоострым длинным прямым клинком;

палица — тяжелая дубинка с утолщенным концом:

панцирь металлическая одежда для защиты туловища от ударов холодного оружия;

ратник воин;

секира старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;

шлем — старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов стрел;

щит — старинное ручное вооружение в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от удара стрел.

(Кто?)____________под… ехали к р…ке. У многих бл…стали   на груди (что?)________________    __________. Св…ркали на со…нце глухие   …громные (что?)____________,  с…яли  (какой?)___________насечкой (что?) ___________и (что?) _________. Ру…кие  (что?)__________, (что?)__________, (что?)____________, (что?)________, чудовищные (что?) __________ сшиблись с турецк…ми саблями. Пол…тели (что?)_______________ . Зак…пел бой.

Словарь:

Арбалет — ручное метательное оружие;

булава — короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служивший в старину оружием;

гривна — денежная единица в Древней Руси; золотое или серебряное украшение, надевавшееся на шею:

злато — золото;

копье — старинное колющее или метательное оружие на древке;

меч — холодное орудие с обоюдоострым длинным прямым клинком;

палица — тяжелая дубинка с утолщенным концом:

панцирь металлическая одежда для защиты туловища от ударов холодного оружия;

ратник воин;

секира старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;

шлем — старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов стрел;

щит — старинное ручное вооружение в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от удара стрел.

(Кто?)____________под… ехали к р…ке. У многих бл…стали   на груди (что?)________________    __________. Св…ркали на со…нце глухие   …громные (что?)____________,  с…яли  (какой?)___________насечкой (что?) ___________и (что?) _________. Ру…кие  (что?)__________, (что?)__________, (что?)____________, (что?)________, чудовищные (что?) __________ сшиблись с турецк…ми саблями. Пол…тели (что?)_______________ . Зак…пел бой.

Словарь:

Арбалет — ручное метательное оружие;

булава — короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служивший в старину оружием;

гривна — денежная единица в Древней Руси; золотое или серебряное украшение, надевавшееся на шею:

злато — золото;

копье — старинное колющее или метательное оружие на древке;

меч — холодное орудие с обоюдоострым длинным прямым клинком;

палица — тяжелая дубинка с утолщенным концом:

панцирь металлическая одежда для защиты туловища от ударов холодного оружия;

ратник воин;

секира старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;

шлем — старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов стрел;

щит — старинное ручное вооружение в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от удара стрел.

  • Энциклопедия
  • Разное
  • Устаревшие слова

Письменная и устная речь современного человека представлена огромным разнообразием слов, которые помогают правильно выражать мысли. Большинство из них это те слова, которые нам привычны, человек употребляет их каждый день. Однако изредка мы вынуждены обращаться к выражениям, которые в настоящее время вышли из употребления. Несмотря на редкое их использование, мы применяем их в своей речи вновь и вновь.

Вся группа устаревших слов имеет подразделение на подгруппы – архаизмы и историзмы. Некоторые слова исчезли потому, что им на смену пришли похожие по смыслу, но имеющие иную звуковую оболочку фразы, то есть изменился лишь их внешний облик. Их называют архаизмами. Примерами являются слова: ветрило (ветер), чело (лоб). Они называют то, с чем мы имеем дело каждый день.

Если речь идет о вещах, переставших существовать в настоящее время, которые имели место в далеком прошлом, то такие предметы со временем получили название историзмы. Например, бурлак, воевода и другие. Это слова, которые вышли из повседневного употребления в связи с тем, что подобное понятие перестало существовать. Их принято группировать в словари, объясняющие их значение. При этом они имеют специальное обозначение – устар. Роль историзмов в современном русском языке бесценна. Они являются доказательством многих явлений, имеющих место ранее. Обращаясь к ним в настоящее время, можно с их помощью воспроизвести основные моменты исторических событий, признаков тех лет.

Очень часто устаревшие слова можно услышать от пожилых людей. Благодаря этому можем окунуться в мир истории, обычаев давних лет.

Таким образом, в русском языке постоянно происходят изменения. Новые слова входят в употребление, часть слов убывает из повседневного применения. Но забывать об ушедших словах нельзя. Они являются отпечатком прошлого, так как напоминают о жизненном укладе прошлых лет, быте и традициях. Они подчеркивают особенности определенного временного отрезка, помогают воссоздать образы, события давно ушедших лет. Немаловажна их функция в произведениях художественной литературы. За счет применения устаревших слов любо текс приобретает особое высокое звучание, некоторую взволнованность, праздничную ноту.

Устаревшие слова – это невидимая, но ощутимая нить в историческое прошлое, она не позволяет забыть то, что было дорого нашим предкам, дает возможность познакомиться и узнать поближе прежние явления, предметы.

4, 5, 6 класс, по русскому языку

Устаревшие слова

Устаревшие слова

Популярные темы сообщений

  • Значение культуры халифата

    После того, как арабы захватили народы Ближнего Востока, Африки и некоторых частей Европы, их средневековая культура начала тесно переплетаться с другими культурами. Арабская культура начала формироваться в момент образования ислама.

  • Зубр

    Такое животное как зубр можно считать лесным гигантом. Этот удивительный вид животного, давным-давно был распространен почти по всей территории Европы. Сегодня зубров можно встретить только в специально созданных заповедниках.

  • Самое необычное животное

    Самое удивительное животное – это утконос. Если посмотреть на него в первый раз, то покажется, что он вобрал в себя сразу несколько частей других животных. Когда его открыли в XVIII веке на побережье восточной Австралии,

  • Творчество Ирины Пивоваровой

    Ирина Михайловна Пивоварова – знаменитый писатель. Появилась в интеллигентной семье врача. Родилась и проживала в Москве. Она не оправдала надежды своего отца, который предполагал,

  • Цветок Крокус

    Крокус – первоцвет, низкорослое многолетнее растение; максимальная высота 10 сантиметров; не имеет стебля; листья у крокуса очень узкие и растут от самой земли. У крокуса всего лишь три тычинки жёлтого цвета.

  • Рассказ семенова дело было в пенькове читать
  • Рассказ с условными знаками по географии 6 класс 10 предложений в тетради
  • Рассказ с условными знаками по географии 6 класс 10 знаков
  • Рассказ семейные пары на даче
  • Рассказ с употреблением фразеологизмов