Рассказ сгущенное молоко о чем

Краткое содержание «Колымские рассказы»

Краткое содержание «Колымские рассказы»

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 457.

Обновлено 10 Ноября, 2022

О произведении

Книга «Колымские рассказы» Шаламова была написана в 1962 году после его возвращения из исправительно-трудовых лагерей. Произведение представляет собой сборник воспоминаний писателя о четырнадцати годах, проведенных на Колыме.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Колымских рассказов» по главам. Проверить знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События произведений происходят в 1930–1950-х годах в СССР, в исправительно-трудовых лагерях на Колыме.

Главные герои

  • Главный герой – писатель, испытавший на себе все ужасы лагерного заключения.

Другие персонажи

  • Наумов – коногон, безжалостный представитель блатного мира.
  • Севочка – вор, опытный шулер.
  • Фризоргер – столяр, в прошлом немецкий пастор, друг главного героя.
  • Назаров – конвоир, жестокий мужчина, пристреливший собаку.
  • Шестаков – заключенный инженер-геолог, подлый человек, вербовавший арестантов для побега.
  • Андрей Платонов – известный писатель, отбывавший заключение.
  • Штеменко – начальник лагеря, задушивший из ревности свою любовницу.
  • Тетя Поля – добрая, отзывчивая женщина, всегда помогавшая землякам-украинцам.
  • Маруся Крюкова – хромоногая вышивальщица, дочь эмигранта.
  • Серафим – замкнутый, нелюдимый арестант, лаборант.
  • Андрей Михайлович – молодой доктор, спасший жизнь главному герою.
  • Андреев – студент юридического института, заключенный.

Краткое содержание

По снегу

Дорогу «по снежной целине» протаптывают следующим образом: впереди идет один человек к намеченной цели, а следом за ним – «пять-шесть человек в ряд плечом к плечу». Дорогу прокладывают в тихий, безветренный день, «чтоб ветры не замели людских трудов».

На представку

Заключенные собрались у коногона Наумова играть в карты. На расстеленных одеялах стояла подушка – «стол», а колода игральных карт была вырезана «из томика Виктора Гюго». Напротив железнодорожного вора Наумова сидел вор и шулер Севочка, который в итоге выиграл. Проиграв свой костюм, коногон потребовал сыграть на представку, то есть в долг. Он потребовал у Гаркунова шерстяной свитер, подаренный женой. Тот отказался, и подручный Наумова, недолго думая, заколол его ножом.

Ночью

Наскоро поужинав, Багрецов и Глебов отправились к скале, где принялись «отбрасывать в сторону камни». Вскоре показался человеческий палец. Приятели вытащили труп молодого мужчины, сняли с него кальсоны и рубашку, которые планировали обменять на хлеб. После они положили труп на место, закидав камнями.

Плотники

«Круглыми сутками стоял белый туман», а температура воздуха держалась ниже отметки в пятьдесят пять градусов. Однако рабочим «выходить на работу приходилось в любые градусы». Поташникову было всего тридцать лет, но он настолько слаб, что с трудом поднимался на нары. Узнав, что потребовались плотники, Поташников вызвался на работу, хотя был далек от плотницкого дела. Но у него была цель – хотя бы один день провести «в тепле столярной мастерской».

Одиночный замер

Молодому парню Дугаеву выделили одиночный замер, но он выполнил лишь четверть от намеченного объема работы. Никого не интересовало, что вчерашний студент физически не может «выдержать шестнадцатичасового рабочего дня». Этот день стал последним в его жизни.

Посылка

Простояв в очереди на вахте, главный герой получил долгожданную посылку, в которой оказался чернослив и бурки. Жена не понимала, что эта обувь была слишком роскошной для заключенных. Мужчине пришлось продать бурки горному смотрителю и на вырученные деньги купить килограмм хлеба и килограмм масла. Продукты у него сразу же отобрали другие заключенные, а котелок, в котором варился чернослив, опрокинули.

Дождь

Заключенные работали на полигоне уже три дня, но так и не смогли продвинуться больше, чем на полметра. Бригада работала молча, под холодным дождем, который не прекращался несколько дней. Главный герой хотел «спасти свою жизнь, сломав себе ногу», но из этой затеи ничего не вышло.

Кант

Из всех северных деревьев герой «больше других любил стланик, кедрач», по которому можно было предугадывать погоду. Мужчину перевели на сборку стланика, из древесины которого на заводе изготавливали витамины против цинги. Он был очень слаб и не выполнил суточную норму. Выручил героя напарник, положивший в мешок с ветками большой камень.

Сухим пайком

Главного героя и еще троих заключенных отправили на рубку деревьев. Их «десятидневные пайки выглядели пугающе»: настолько они были скудными, и на совете было решено ссыпать всю еду вместе. Мужчины были ко всему безучастны: они уже понимали, «что смерть нисколько не хуже, чем жизнь». Один из них повесился на дереве, а другой отрубил себе пальцы.

Инжектор

Начальник участка «Золотой ключ» написал рапорт начальнику прииска, в котором сообщал о поломке инжектора, повлекшего за собой шестичасовой простой одной бригады на морозе «свыше пятидесяти градусов». На что начальник прииска приказал «з/к Инжектора арестовать на трое суток без выхода на работу».

Апостол Павел

Когда герой вывихнул ногу, его отправили в качестве помощника к столяру Фризоргеру, который в прошлой жизни «был пастором в каком-то немецком селе». Они подружились, и немец рассказал герою о своей единственной дочери. Этот разговор подслушал начальник и предложил старику подать в розыск дочь, адреса которой он не знал. Спустя полгода пришло письмо, в котором девушка отрекалась от своего отца. Однако герою удалось вовремя перехватить его и сжечь.

Ягоды

Однажды бригаду, в которой работал герой, отправили на работу в лес, где рос шиповник, брусника и голубика. Во время перекура его товарищ Рыбаков «набирал ягоды в консервную банку», которые собирался обменять на хлеб у повара. Он увлекся и подошел слишком близко к запрещенной территории, за что поплатился жизнью.

Сука Тамара

Однажды кузнец Моисей привел в лагерь крупную суку «волчьего вида», которую назвал Тамарой. Вскоре сука ощенилась, и для щенят построили конуру. Когда в лагерь прибыл отряд конвоиров, неожиданно для всех Тамара «молча бросилась на ближайшего охранника и прокусила ему валенок». Ее ненависть к Назарову была безмерна, и было ясно, что собака давно знает его. Когда отряд покидал лагерь, Назаров пристрелил Тамару, но на обратном пути напоролся на пень и погиб в мучениях.

Шерри-бренди

На лагерной койке умирал известный поэт, который «верил в бессмертие, в настоящее человеческое бессмертие». Он уже давно не записывал своих стихов, надеясь на собственную память. Когда он скончался, дату смерти записали двумя днями позднее, чтобы соседи получили его порцию хлеба.

Детские картинки

Закончив пилить дрова, отряд заметил неподалеку от забора кучу мусора. Самой ценной добычей заключенных оказались рваные носки – большая редкость в лагере. Копошась в мусоре, герой «увидел – впервые за много лет – серую ученическую тетрадку», в которой детской рукой были нарисованы незамысловатые северные пейзажи.

Сгущенное молоко

Однажды к герою подошел заключенный инженер-геолог Шестаков и предложил бежать вместе с ним. Мужчина понял, что Шестаков наберет людей «в побег и сдаст – это совершенно ясно», но сделал вид, что согласился на побег, попросив молочных консервов. Вскоре он узнал, что была поймана группа беглецов – заключенных наказали, а Шестакова, всегда сытого и гладко выбритого, перевели на другой участок.

Хлеб

Главный герой оказался «в тифозном карантине», но даже больных людей заставляли работать. В этот раз мужчине крупно повезло, и его вместе с другим заключенным отправили на хлебозавод. Там их накормили хлебом с повидлом, а после отправили таскать битый кирпич. Эта работа оказалась не под силу ослабленным мужчинам, и их вернули обратно, дав по буханке хлеба.

Заклинатель змей

В лагере герой встретил известного писателя Андрея Платонова, которому довелось провести целый год в «Джанхаре», среди безграмотных воров. Чтобы выжить, он «рассказывал, «тискал романы», как говорят на блатном жаргоне». Он мечтал о том, чтобы написать «об этом рассказ», и даже название для него придумал – «Заклинатель змей».

Татарский мулла и чистый воздух

В душной тюремной камере оказался татарский мулла, который мечтал скорее оказаться на чистом воздухе, то есть в лагере. Он еще не знал, что лагерная жизнь таила в себе куда больше опасностей: тяжелые погодные условия, неотапливаемые бараки, тучи комаров летом, ежедневную каторжную работу «по шестнадцать часов», огромное количество болезней. Неудивительно, что тюрьма «всем казалась отсюда лучшим местом на земле».

Первая смерть

Герой был свидетелем многих смертей, но сильнее всего в память врезалась самая первая. Возвращаясь в барак после работы, он увидел начальника Штеменко, возле которого лежала задушенная им Анна Павловна – хрупкая блондинка, работавшая секретаршей. Штеменко «осудили на десять лет за убийство из ревности».

Тетя Поля

В лагере все без исключения любили Тетю Полю – добрую женщину преклонных лет, которая работала у жены начальника в качестве прислуги. Она всегда помогала «устроить кого-либо из земляков-украинцев на легкую работу», другим же раздавала полезные советы. Умерла тетя Поля в лагерном лазарете от рака желудка. Для нее сделали исключение, согласившись на могилке поставить православный крест.

Галстук

Будучи дочерью эмигранта, обосновавшегося в Японии, Маруся Крюкова решила вернуться на историческую родину в начале 30-х годов. Оказавшись на территории СССР, она была арестована. На следствии девушке «сломали ногу и, когда кость срослась, увезли на Колыму». Кость срослась неправильно, и Маруся на всю жизнь осталась хромой. Будучи прекрасной рукодельницей, девушка устроилась вышивальщицей в местный «Дом директора». В знак благодарности врачу, вылечившему ее от остеомиелита, Маруся вышила чудесный галстук, но его отобрал замначальника больницы.

Тайга золотая

Однажды, пребывая на территории малой зоны, герой познакомился с артистами – двумя фокусниками и певцом. Блатной Валюша попросил последнего что-нибудь спеть, и тот, испугавшись, проникновенно исполнил песню «Тайга золотая».

Васька Денисов, похититель свиней

Васька Денисов из последних сил колол и пилил дрова, но вместо еды получил от хозяина всего три рубля, на которые «он не купил бы и щепотку махорки». Обезумевший от голода, он кинулся в казенный дом, в подвале которого увидел примерзшую тушу поросенка. Денисов схватил его и сгрыз почти половину, пока его не настигла погоня.

Серафим

Серафим получил письмо и очень боялся его распечатать. Он уже год работал «в маленькой химической лаборатории», но никак не мог забыть прошлую свою жизнь. Из письма Серафим узнал о разводе с любимой женой. Он развел в воде щепотку серого порошка и выпил – «жжение в горле, легкий позыв на рвоту – и все». Тогда Серафим вскрыл вену, но кровь текла очень медленно. Он попытался утопиться в речке. Его спасли и отправили в больницу, где Серафим скончался от действия выпитой им кислоты.

Выходной день

Однажды священник Замятин стал свидетелем того, как двое блатных зарубили топором щенка. В тот вечер блатари приготовили мясной суп, но не смогли его доесть. Они предложили его Замятину, сказав, что суп приготовлен из баранины. Когда священник узнал, что съел похлебку из собачатины, его долго рвало. Успокоившись, он признался, что мясо было хорошее, «не хуже баранины».

Домино

Рост главного героя – сто восемьдесят сантиметров, а вес составлял сорок восемь килограммов. Он был настолько слаб, что даже на вопросы доктора Андрея Михайловича отвечал «медленно и трудно». Молодой доктор пожалел истощенного мужчину и оставил его в лазарете, чтобы тот смог немного восстановиться. Спустя неделю Андрей Михайлович вызвал больного, чтобы сыграть с ним в домино. Тот согласился, хотя и ненавидел эту игру. Этому человеку герой был «обязан жизнью».

Геркулес

На праздновании серебряной свадьбы начальник больницы Сударин получил в подарок живого петуха. Среди почетных гостей на торжестве оказался и начальник санотдела Черпаков. Когда он достиг «надлежащего градуса», то принялся одной рукой поднимать стулья, «демонстрируя гармоничность своего физического развития». Затем он заявил, что голыми руками оторвет петуху голову, и сделал это.

Шоковая терапия

Изнурительный голод забрал у Мерзлякова все силы, и он «скоро понял, что смерть близка». Во время выполнения общих работ он упал и уже не смог нести бревно. Его отправили в больницу, хотя к тому времени у Мерзлякова уже ничего не болело. Доктор быстро понял, что новый пациент симулирует, и пригрозил ему шоковой терапией. Испытав все прелести этой процедуры, при которой начинается нечто вроде эпилептического припадка, Мерзляков попросил о выписке.

Стланик

На Крайнем Севере растет «дальний родственник кедра» – стланик, который помогает людям ориентироваться в погоде. Так, если осенью деревья начнут пригибаться к земле – скоро быть снегу. Кроме того, стланик – единственное вечнозеленое северное дерево.

Красный крест

Реальную помощь в лагере может оказать только медицинский работник. Врач мог «освободить человека от работы официально», положить в больницу, увеличить паек, определить трудовую категорию. Блатари быстро поняли значимость докторов и принялись их задабривать или, напротив, запугивать, чтобы те покрывали симулянтов. Немало лагерных врачей было убито именно блатными.

Заговор юристов

В бригаде Шмелева оказывался «человеческий шлак – людские отходы золотого забоя». В этой бригаде был студент юридического университета Андреев, которому пришлось в шестидесятиградусный мороз ехать в Хатыннах. Ответив на ряд вопросов, Андреев опять отправился со своими конвоирами в путь. Он «промерз до костей, онемел от мороза», и в результате длительной поездки отморозил все десять пальцев ног. Как выяснилось, студента подозревали в «заговоре» заключенных юристов, к которому он не имел ни малейшего отношения.

Тифозный карантин

После медосмотра Андреева отвели на склад, где был тифозный карантин. Здесь благодаря регулярной дезинфекции он смог избавиться от вшей. После окончания карантина людей стали отправлять в тайгу. Андрееву удавалось долгое время не попадаться на глаза нарядчику, но в итоге и он оказался в числе арестантов, отправленных глубоко в тайгу.

И что в итоге?

На представку

Гаркунов — отказывается отдать шерстяной свитер, и его убивает подручный Наумова.

Ночью

Багрецов и Глебов — снимают с трупа кальсоны и рубашку, затем оставляют его, где лежал, и закидывают камнями.

Плотники

Поташников — вызвался на работу плотником, чтобы провести день в тёплой мастерской.

Одиночный замер

Дугаев — не выдержав 16-часового рабочего дня, умирает.

Посылка

Мужчина — его продукты отбирают другие заключённые и опрокидывают котелок, где варился чернослив.

Дождь

Главный герой — безуспешно пытается сломать ногу, чтобы спастись от работы под холодным дождём.

Кант

Мужчина — не выполняет дневную норму по сбору дерева, но его выручает напарник.

Сухим пайком

Мужчины — чувствуют, что для них смерть не хуже жизни.

Инжектор

Начальник — приказывает арестовать инжектор за простой.

Апостол Павел

Главный герой — сжигает письмо, в котором дочь отрекается от своего отца.

Ягоды

Рыбаков — подходит слишком близко к запрещённой территории, за что его убивают.

Сука Тамара

Назаров — застрелив Тамару, отправился в обратный путь, напоролся на пень и умер в мучениях.

Шерри-бренди

Поэт — умирает после болезни.

Детские картинки

Главный герой — находит в мусоре тетрадку с детскими рисунками.

Сгущенное молоко

Главный герой — разгадав замысел Шестакова, не стал участвовать в побеге.

Шестаков — после того как он сдаёт беглецов, переведён на другой участок.

Хлеб

Главный герой — получив буханку хлеба, возвращается с остальными заключёнными обратно.

Заклинатель змей

Андрей Платонов — рассказывает о своём заключении в «Джанхаре».

Татарский мулла и чистый воздух

Татарский мулла — мечтает о чистом воздухе, не зная, что жизнь в лагере ещё тяжелее, чем в тюрьме.

Первая смерть

Штеменко — осуждён на 10 лет за убийство секретарши.

Тетя Поля

Тётя Поля — умирает от рака желудка.

Галстук

Маруся — вышивает галстук доктору в благодарность, но его отбирает замначальника больницы.

Тайга золотая

Валюша — просит певца исполнить песню «Тайга золотая».

Васька Денисов, похититель свиней

Васька Денисов — не получив еды от хозяина, от голода ест промёрзшую тушу поросёнка.

Серафим

Серафим — умирает в больнице из-за выпитой им кислоты.

Выходной день

Замятин — его рвёт, когда он узнаёт, что суп был из собачатины; затем признаёт, что мясо было неплохое.

Домино

Главный герой — соглашается сыграть в домино с Андреем Михайловичем из благодарности.

Андрей Михайлович — спасает главному герою жизнь, позволив остаться в лазарете.

Геркулес

Черпаков — демонстрируя свою силу, отрывает петуху голову голыми руками.

Шоковая терапия

Мерзляков — узнав, что к нему могут применить шоковую терапию, просит о выписке из больницы.

Заговор юристов

Андреев — во время длительной поездки отморозил все пальцы на ногах.

Тифозный карантин

Андреев — отправлен с другими заключёнными глубоко в тайгу.

Заключение

Заключение

В своем произведении В. Шаламов без прикрас показал лагерную жизнь, которая безжалостно перемалывает даже самых сильных духом людей.

Краткий пересказ «Колымских рассказов» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по книге

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дарья Сметанина

    9/10

Рейтинг пересказа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 457.


А какую оценку поставите вы?

Краткое содержание Колымские рассказы Шаламова для читательского дневника

Шаламов Варлам Тихонович родился в Вологде в поповской семье. Окончив школу и поступив в Московский университет, Шаламов активно пишет поэтические произведения, работает в литературных кружках. За участие в митинге против вождя народов был осужден на три года, после освобождения ещё несколько раз подвергался лишению свободы. В общей сложности Шаламов провёл в заключении семнадцать лет, о чём он и создаёт свой сборник «Колымские рассказы», который является автобиографичным эпизодом пережитого автором за колючей проволокой.

На представку

В этом рассказе речь идёт о карточной игре, где играют двое блатных. Один из них проигрывается и просит играть в долг, что было не обязательным, но Севочке не хотелось лишать проигравшего блатаря последнего шанса отыграться, и он соглашается. Поставить на кон нечего, но вошедший в раж игрок уже не в силах остановиться, он взглядом выбирает одного из осужденных, оказавшегося здесь случайно, и требует снять свитер. Попавший под горячую руку заключённый отказывается. Тут же один из шестёрок Севы неуловимым движением выбрасывает в его сторону руку, и заключённый замертво валится в сторону. Свитер переходит в пользование блатаря.

Ночью

После скудного тюремного ужина, Глебов и Багрецов отправились к скале, находившейся за отдалённой сопкой. Идти было далеко, и они останавливались отдохнуть. Два приятеля, привезённые сюда одновременно на одном корабле, шли выкапывать труп товарища, зарытого только сегодня утром.

Отбросив в сторону камни, прикрывавшие мёртвое тело, они вытаскивают покойника из ямы и стаскивают с него рубашку. Оценив качество кальсон, приятели стаскивают и их. Сняв вещи с мертвеца, Глебов прячет их под свой ватник. Закопав труп на место, друзья идут в обратный путь. Их радужные мечты согревает предвкушение завтрашнего дня, когда они смогут обменять на эти что-нибудь из съестного, или даже махорку.

Плотники

На улице стоял жестокий мороз, от которого на лету замерзала слюна.

Поташников чувствует, что силы его на исходе, и если что-нибудь не произойдёт, то он просто умрёт. Всем своим измученным организмом, Поташников страстно и безнадёжно желает встретить смерть на больничной кровати, где ему будут уделять хоть чуточку человеческого внимания. Ему претит смерть при наплевательском отношении окружающих, с полнейшим равнодушием взирающих на смерть себе подобных.

В этот день Поташникову сказочно повезло. Какой-то приезжий начальник требовал у бригадира людей, умеющих плотничать. Бригадир понимал, что с такой статьёй, как у осужденных его бригады, не может быть людей с такой специальностью, и он объяснял это приезжему. Тогда начальник обратился к бригаде. Поташников вышел вперёд, за ним шагнул ещё один заключённый. Оба пошли за приезжим к месту своей новой работы. По дороге они выяснили, что ни один из них никогда не держал в руках ни пилы, ни топора.

Раскусивший их хитрость за право выживания, столяр отнёсся к ним по-человечески, подарив заключённым пару дней жизни. А через два дня пришло тепло.

Одиночный замер

После окончания рабочего дня, надзиратель предупреждает арестанта, что тот завтра будет работать отдельно от бригады. Дугаев удивился лишь реакции бригадира и своего напарника, услышавших эти слова.

На завтра надзиратель показал место работы, и человек покорно начал копать. Его даже радовало, что он один, и некому его подгонять. К вечеру молодой арестант выбился из сил до такой степени, что даже не ощущал голода. Сделав замер выполненной человеком работы, смотритель сказал, что сделано четверть нормы. Для Дугаева это было огромной цифрой, он был удивлен, как много он сделал.

После работы осужденного вызвал следователь, задал обычные вопросы, и Дугаев отправился отдыхать. На другой день он копал и кайлил со своей бригадой, а ночью солдаты повели арестанта туда, откуда уже не приходят. Наконец-то осознав, что сейчас произойдет, Дугаеву стало жаль, что он зря работал и страдал в этот день.

Ягоды

Бригада отработавших в лесу людей спускается к баракам. У каждого на плече лежит бревно. Один из заключенных падает, за что один из конвоиров обещает завтра его убить. На другой день арестанты продолжали собирать в лесу все, что можно было использовать для отопления бараков. На пожухлой прошлогодней траве попадаются ягоды шиповника, кустики перезревшей брусники и голубики.

Один из арестантов собирает сморщенные ягодки в баночку, после он их обменяет на хлеб у отрядного повара. День клонился к вечеру, а баночка была ещё не наполнена, когда арестанты подошли к запретной полосе. Один из них предложил вернуться, но у товарища велико было желание получить лишний кусок хлеба, и он шагнул на запретную зону, тут же получив пулю от конвоира. Первый заключённый поднял откатившуюся в сторону баночку, он же знал, у кого можно получить хлеб.

Конвоир пожалел, что первый не преступил черту, так ему хотелось отправить его на тот свет.

Шерри-бренди

На нарах умирает человек, которому прочили великое будущее на литературной стезе, он был талантливым поэтом двадцатого века. Он умирал мучительно и долго. В его голове проносились различные видения, путались сон и явь. Приходя в сознание, человек верил, что поэзия его нужна людям, что она даёт человечеству понимание чего-то нового. До сих пор в его голове рождались стихи.

Наступил день, когда ему дали пайку хлеба, которую он уже не мог жевать, а просто мусолил по гниющим зубам. Тогда сокамерники стали останавливать его, убеждая оставить кусок на следующий раз. И тогда поэту стало всё ясно. Он умер в тот же день, но соседи сумели ещё два дня использовать его мёртвое тело для получения лишней пайки.

Сгущённое молоко

Сокамерник писателя по Бутырской тюрьме, инженер Шестаков, работал не на прииске, а в геологической конторе. Однажды он увидел, с каким вожделением тот смотрит на буханки свежего хлеба в продовольственном магазине. Это позволило ему предложить своему знакомому сначала закурить, а потом и уйти в побег. Рассказчику сразу стало ясно, какой ценой Шестаков решил заплатить за свою непыльную должность в конторе. Арестанту было прекрасно известно, что преодолеть огромный путь не по силам ни одному из осужденных, но Шестаков пообещал ему принести сгущённое молоко, и человек дал согласие.

Всю ночь арестант думал о несбыточном побеге, и о банках молочных консервов. Весь рабочий день прошёл в ожидании вечера, дождавшись гудка, писатель пошёл к бараку инженера. Шестаков поджидал его уже на крыльце, в карманах у него были обещанные банки. Сев за стол, человек вскрыл банки и выпил молоко. Посмотрел на Шестакова, и сказал, что он переменил решение. Инженер понял.

Арестант не мог предостеречь своих сокамерников, и двое из них лишились жизни через неделю, а трое получили новый срок. Шестаков был переведён на другой рудник.

Шоковая терапия

На одном из приисков работал Мерзляков. Пока человек мог воровать овёс из лошадиных кормушек, он ещё как-то поддерживал свой организм, но когда его перевели на общие работы, понял, что долго не сможет вытерпеть, а смерть его страшила, человеку очень хотелось жить. Он начал искать любые способы попасть в больницу, и когда осужденного жестоко избили, сломав ребро, решил, что это его шанс. Мерзляков всё время лежал в согнутом состоянии, в больнице не было необходимой аппаратуры, и ему удалось целый год обманывать врачей.

В конце концов, больной был отправлен в центральную больницу, где ему могли сделать рентген и поставить диагноз. Невропатологом в больнице служил бывший заключённый, имеющий в своё время должность доцента одного из ведущих медицинских учреждений. Не имея возможности помогать людям на воле, повышая свою квалификацию, он оттачивал своё мастерство, разоблачая осужденных, симулирующих болезнь, чтобы хоть как-то облегчить свою участь. То, что Мерзляков является симулянтом, Петру Ивановичу стало понятно с первой минуты, и тем сильнее ему хотелось доказать это в присутствии высокого начальства, и испытать чувство превосходства.

Сначала врач разгибает согнутое тело при помощи наркоза, но когда пациент и дальше продолжает настаивать на своей болезни, Пётр Иванович применяет метод шоковой терапии, и через некоторое время пациент сам просится из больницы.

Тифозный карантин

Годы работы на приисках подорвали здоровье Андреева, и его отправили в тифозный карантин. Всеми силами, стремясь выжить, Андреев старался как можно дольше задержаться в карантине, отдалить день возвращения в жестокие морозы и нечеловеческий труд. Приспосабливаясь и выкручиваясь, он смог продержаться три месяца в тифозных бараках. Большинство сокамерников уже были отправлены из карантина на дальние пересылки. Осталось лишь десятка три людей, Андреев уже думал, что он победил, и его отправят не на прииски, а на ближайшую командировку, где он проведёт оставшийся срок. Сомнения закрались, когда им выдали зимнюю одежду. А когда вдали остались последние близкие командировки, он понял, что судьба его переиграла.

На этом не заканчивается цикл рассказов великого русского писателя В. Т. Шаламова, на собственном опыте перенёсшим 17 лет каторги, сумевшему в лагерях не только остаться человеком, но и вернуться к прежней жизни. Все пережитые тяготы и страдания повлияли на здоровье писателя, он лишился зрения, перестал слышать, почти не мог двигаться, но читая его рассказы, понимаешь, как важно стремление к жизни, к сохранению в себе человеческих качеств.

Гордость и достоинство, честь и благородство должны быть неотъемлемой чертой настоящего человека.

Оцените произведение:

  • 2.86
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 88

Читать краткое содержание Шаламов — Колымские рассказы. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Шаламов — Колымские рассказы

Шаламов - Колымские рассказы для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Арбузов Иркутская история

    Автором рассказа «Иркутская история» является Арбузов. В произведении идет описание жизни людей при советском строе, об их отношении между собой, и отношении к жизни.

  • Краткое содержание Тургенев Ермолай и мельничиха

    В начале произведения передам нами описание Ермолая, ему было 45 лет, ,был высоким, худым, со смешным длинным носом и непослушными волосами. Ходил все время в желтом кафтане и синих штанах. У него было старое оружие и собака, которую звали Валетка

  • Краткое содержание Заходер Птичья школа

    Стихотворение Бориса Заходера повествует о том, что во дворе появилось объявление о том, что открыта школа для птенцов. В объявлении было указано, что занятия начинаются в 5:00 утра, и что в этой школе можно учиться даже летом.

  • Краткое содержание Стивенсон Черная стрела

    События повести происходят в Англии в конце XV столетия в разгар кровопролитной войны Алой и Белой Роз. В деревушку, хозяином которой является сэр Дэниэл Брэкли

  • Краткое содержание Госпожа Бовари Флобер (Мадам Бовари)

    Главная героиня романа Флобера, собственно, мадам Бовари была провинциалкой с мышлением столичной светской львицы. Она рано вышла замуж за овдовевшего доктора, который лечил перелом ноги у ее отца, а сам ухаживал за молоденькой Эммой — будущей Бовари.

  • Краткое содержание Дудинцев Белые одежды

    лавный герой романа Федор Иванович Дежкин. Он приезжает в город для того, чтобы с коллегой – Василием Степановичем Цвяхом, проверить работу сотрудников кафедры. Еще им обоим велено проверить информацию о незаконной и запрещенной деятельности студентов

Шаламов - Колымские рассказы пересказ читать онлайн

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса»

Литература

Педагогическая технология «Способ диалектического обучения»

Вопросы-суждения к рассказу В.Т.Шаламова «Сгущенное молоко» (II курс, 11класс)

подготовила

преподаватель русского языка и литературы

Азарова Светлана Васильевна

г. Зеленогорск

2015

1.Чем объяснить, что заключённые завидовали Шестакову?

2.Как доказать, что герой постоянно испытывает голод?

3.Когда герой рассказа познакомился с Шестаковым?

4.В каком случае заключённый мог получить в лагере работу по специальности?

5.Каким образом Шестаков отрабатывает своё «тёплое» место?

6.Вследствие чего герой отказался от предложения Шестакова совершить побег?

7.Почему герой вначале съел сгущенное молоко, а потом отказался от побега?

Ответы:

1.«На прииске Шестаков не работал в забое. Он был инженер-геолог, и его взяли на работу в геологоразведку, в контору». Заключённые завидовали тем, кому «удалось попасть на работу в контору, в больницу, в конюшню – там не было многочасового тяжёлого физического труда». Рабочий день длился шестнадцать часов, выдержать могли немногие заключённые.

2.Герой постоянно испытывает голод. Стоя у продуктового магазина, не имея возможности купить, он не может «отвести глаз от хлебных буханок шоколадного цвета». Он стоит, смотрит на хлеб, и у него нет сил уйти в барак. «Задыхаясь от счастья», герой «заказывает» Шестакову молочных консервов, а ночью видит во сне огромную банку сгущенного молока. «Огромная, синяя, как ночное небо, банка была пробита в тысяче мест, и молоко просачивалось и текло широкой струёй Млечного Пути. И легко доставал я руками до неба и ел густое, сладкое, звёздное молоко». В ожидании герой не помнил, что делал и как работал в этот день. Получив обещанную сгущёнку, он съел сразу две банки.

3.Герой познакомился с Шестаковым ещё на «Большой земле», в Бутырской тюрьме, он сидел с ним в одной камере.

4.Чаще всего заключённый получал работу по специальности, «в конторе», если соглашался выполнять все требования начальства: собирать и сообщать необходимую информацию, устраивать провокации среди заключённых и т.п. «…И вдруг я испугался Шестакова-единственного из нас, кто устроился на работу по специальности. Кто его туда устроил и какой ценой? За всё ведь надо платить. Чужой кровью, чужой жизнью».

5.Шестаков уговорил пятерых заключённых совершить побег. «…Двоих убили недалеко от Чёрных Ключей, троих судили через месяц». Шестакова перевели на другой прииск. «Дополнительного срока за побег он не получил-начальство играло с ним честно».

6.Герой отказался от предложения Шестакова совершить побег, потому что понял его замысел, «просчитал» его. «Думать было больно, но думать было надо. Он соберёт нас в побег и сдаст-это совершенно ясно. Он заплатит за свою конторскую работу нашей кровью, моей кровью. Нас или убьют там же, на Чёрных Ключах, или приведут живыми и осудят-добавят ещё лет пятнадцать. Ведь не может он не знать, что выйти отсюда нельзя».

7.Герой сделал вид, что согласен на предложение Шестакова, но поставил условие: две банки сгущённого молока. Съев обе банки сгущёнки, герой отказался от побега. Это была его месть предателю. «Это было, конечно, ничтожной местью, слабой, как все мои чувства. Но что я мог сделать ещё? Предупредить других-я не знал их».

Список использованной литературы

1.Шаламов В.Т. Колымские рассказы: Кн.1.-М.: Русская книга (Сов. Россия), 1992.-592с.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/170642-analiz-rasskaza-vtshalamova-sguschjonnoe-molo

Урок литературы в 11 классе по рассказу В.Т.Шаламова.

Тема урока: Анализ рассказа В.Т.Шаламова «Сгущенное молоко».

Цель: развивать умения анализировать художественные произведения через ТРКМЧП.

Задачи:

— познакомить учащихся с рассказом В.Т.Шаламова «Сгущенное молоко», пробудить познавательную активность,

-работать над осознанностью чтения, над развитием читательских умений,

-расширять кругозор учеников, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное, развивать критическое мышление,

-воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь и уважение к близким.

Тип урока: получение новых знаний.

Используемые методы, технологии обучения:

-технология критического мышления через чтение,

-метод читательского прогноза.

Используемые приемы:

-словарно-лексическая работа,

— мозговой штурм, «Корзина идей»,

— прием «толстых и тонких вопросов»,

— прогноз,

— сравнение.

Используемые формы организации познавательной деятельности:

— фронтальная,

— групповая.

Оборудование и основные источники информации:

проектор, экран, доска, компьютер, презентация, тексты, карты «Словарно-лексическая работа»

Прогнозируемые результаты(формируемые компетенции) :

Личностные УУД:

— эмоциональное отношение к поступкам героев литературного произведения эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному;

— умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

— умение принимать решение, основываясь на идеалах добра и справедливости;

— умение формулировать собственные ценностные ориентиры.

Метапредметные УУД

Регулятивные :

— формулирование вопроса (проблемы) урока, целей своей деятельности;

— умение контролировать и оценивать свои действия, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные:

— способность высказывать свою точку зрения, выражать свои мысли в диалоге и монологе;

— способность слушать и понимать точку зрения собеседника, проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе,

— способность вести дискуссию.

Познавательные:

— строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

— поиск необходимой информации с помощью текста;

— переработка и преобразование информации из одного вида в другой;

— анализировать , сравнивать, делать выводы.

Информационные:

— владение методом читательского прогноза при анализе текста;

— умение формулировать собственные ценностные ориентиры.

Компетенции личностного самосовершенствования:

— уважительное отношение к чужой позиции;

— формирование гражданской позиции.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

Сегодня мы постараемся освоить такой метод критического осмысления, как читательский прогноз. С ним мы познакомимся на примере рассказа В.Т.Шаламова «Сгущенное молоко»

«Помните, самое главное:

лагерь – отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно.

Человеку – ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть.

Но уже если ты его видел – надо сказать правду, как бы она ни была страшна».

В.Т. Шаламов

Слайд № 1.

Мы постоянно будем» отгадывать «- Что же там будет дальше в рассказе?» Кроме того,мы будем читать по частям , с остановками.(Учащиеся вспоминают те факты из лагерной жизни Шаламова, которые потрясли их , ставят цели урока).

Работа в группах.

— Попробуем собрать предположения,почему банка сгущенки стала названием рассказа?

— Попытайтесь спрогнозировать, запишите ваши предположения и поместите их в «Корзину идей».

— Попробуем спрогнозировать сюжет. Перед вами карточки «Фрагменты сюжета», где записаны основные эпизоды рассказа.

(Смотри приложение)

Слайд № 2.

А сейчас обратимся к карточке «Дерево ожиданий».

Ваша задача спрогнозировать- расположить обозначенные моменты произведения в соответствии с сюжетом. Запишите в облако слева последовательность эпизодов на ваш взгляд. Обозначим их просто цифрами.

Слайд № 3

«Дерево ожиданий» или «Перепутанные логические цепочки».

*Слово учителя: Прежде, чем начнем читать ,проведем словарно-лексическую работу. Возьмем в руки карточки с таким названием и соединим слова и выражения с их значением. Это нам нужно для того,чтобы вы не испытывали затруднения в их толковании.

Слайд № 4,№5.

Сравним результаты. Оцените свою работу.

Обратимся к тексту.

Читать его будем с остановками ,как я у же сказала раньше. По ходу чтения можете обращаться к своим карточкам словарно-лексической работы, если

Вы забудете значения выделенных слов.

2.Стадия осмысления.( Чтение с остановками и прием «толстых и тонких вопросов»)

Чтение отрывка №1.

Слайд №6.

Текст.

Прием «толстых и тонких вопросов». Обсуждение.

— Как вы считаете, где происходит описание действия?

— Какие ощущения у вас возникают?

— От какого лица ведется повествование? Кто Является главным героем?

— Почему в лагерном магазине продукты могли покупать только осужденные по бытовым статьям?

-Объясните ,почему наш рассказчик , зная , что ему не продадут в магазине, всё равно стоял у дверей

*Слово учителя: враги народа – политические, осужденные по ст.58 считались инакомыслящими, то есть не согласными с идеологией советского государства. Этот термин ввел Сталин и такие люди подвергались

Жесточайшим репрессиям.

Возьмите карточку «Фрагменты сюжета»

— Какой из предложенных вы бы выбрали первым? Почему?

(притупление живых чувств, бессилие от голода).

Запишите его в карте «Дерево ожиданий » в правом облаке.

Итак, мы видим, что прогнозировали, а напротив –оправдался ли наш прогноз.

-Интересно узнать, что хотел сказать Шестаков? Тогда давайте читать дальше.

Чтение отрывка №2.

Слайды №7, №8. Текст.

Прием «толстых и тонких» вопросов.Обсуждение.

-Кто такой Шестаков?

-Почему рассказчик называет его «счастливцем»?

-Что предложил Шестаков? О чем шел разговор?

— Почему рассказчик обращает внимание на носки Шестакова? Почему именно шахматные носки?

— Какие у вас возникают ассоциации?

Найдите в тексте слова и словосочетания, которые характеризуют моральное и физическое состояние героев рассказа.

Слайды №9,№10 (фотографии Колымы).

*Слово учителя: Колыму часто сравнивают с Освенцимом, но без печей и газовых камер. Здесь убивало другое – мороз, голод, непосильный труд. По официальным данным, с 1932 по 1953 годы 130 тысяч умерли от голода, холода и болезней.

— Мог ли наш герой согласиться? Почему?

*Слово учителя: Это произведение входит в цикл «Колымские рассказы», который создавался Шаламовым на протяжении 20 лет. Самыми страшными лагерями были Колымские: не выполнил норму-

Оставляли со второй сменой, лишали пайки, а после этого- снова работа в вечной мерзлоте работали по 16 часов в сутки. Все мысли только о лишней миске баланды.

— Вы знаете, что такое баланда?

Баланда- это суп из камбалы. Эту камбалу прямо из бочки, неочищенную, с кишками вываривали с солью,

Шаламов неоднократно был доходягой, неудивительно, что мысли о еде затмевали его разум.

Человек в таких условиях превращался в животное, в бессловесную скотину.

Слово учителя, ответы учеников.

Прием сравнения.

-Посмотрите, я взяла лист. Охарактеризуйте его. Мну лист.

-Как теперь вы можете охарактеризовать его.

А если представить, что лист – это человек…Что произойдет с ним после внешнего воздействия? Грубого,

безжалостного… Возможно ли ему возродиться?

Колыма и была издевательством над человеческой личностью.В таких условиях и находились наши герои.

-Какой из предложенных фрагментов мы запишем вторым? Почему?

-Не забудьте в правом облаке записать название второго отрывка.

— Вы заинтересованы,что будет происходить дальше? Что вам хочется узнать? Тогда продолжаем читать!

Чтение отрывка №3.

Слайды№11,№12.ТЕКСТ.

Прием «толстых и тонких» вопросов. Обсуждение.

-Объясните , почему рассказчик вдруг испугался Шестакова?

— Согласны ли вы , что его страх не заблуждение? Почему?

— Мог ли действительно Шестаков достать консервы? Почему?

-Попытайтесь представить мотивы поведения Шестакова. Почему он пытался уговорить своего же на побег?

— Что чувствовал наш герой в тот момент, когда вспоминал о сгущенном молоке?

— Перед каким выбор он стоит?

-Как озаглавим этот отрывок? (Сгущенное молоко . Мутится разум.)

— Предположите, что будет дальше – согласится он на побег или нет?

-Каким вам хочется видеть финал рассказа?

— Давайте проверим наш прогноз.

Чтение отрывка № 4.

Слайды№ 13,№14. ТЕКСТ.

Прием «толстых и тонких» вопросов.Обсуждение.

— Неожиданный поворот… Верно ли , что наш персонаж сожалеет о своем отказе?

— Почему Шестаков так спокойно отреагировал на отказ рассказчика?

— Дайте 3 объяснения, почему рассказчик отказался от побега?

— Согласны ли вы , что он поступил правильно?

— Какое название для этого отрывка ? (Спектакль окончен).

Запишите его.

— Как вы считаете, как сложится дальнейшая судьба этих героев? Какой прогноз вы даете?

— Читаем последний отрывок.

Чтение отрывка № 5.

Слайд№ 15. ТЕКСТ.

Прием «толстых и тонких» вопросов. Обсуждение.

— Почему Шестаков не отомстил? Не донес на него начальству?

— Как вы считаете – виноват ли автор , что не предупредил других о побеге?

— Можно ли это назвать местью?

Запишите в правое облако заглавие последнего фрагмента сюжета. (Расплата).

— Как вы считаете о какой расплате идет речь? Кто расплатился и кто поплатился?

— Какой мир изобразил автор , по каким законам этот мир существует?

-На какие качества героев рассказчик обращает внимание?

Слайд № 16. (Эпиграф урока).

— Обратимся вновь к эпиграфу нашего урока. Как вы считаете,он подошел к нашему уроку?

— Какую мысль Шаламов хотел донести до читателя?

Делаем выводы, что :

    • Лагерь – школа зла ,поскольку в нем человека пропускают через мясорубку и освобождают от всего слишком человеческого;

    • Лагерь – отмена всякого земного человеческого порядка.

— Почему Шаламов выбрал такое название для своего рассказа?

-Какие чувства вы испытали за время прочтения рассказа?

— Можно ли , на ваш взгляд, общественно-историческими условиями оправдать человеческую жестокость?

Слайд № 17.

Писатель учит оставаться в нечеловеческих условиях людьми , помнить о человеческой боли , чтобы не очерствели сердца. Хотя Шаламов и отмечал , что лагерь – это отрицательный опыт , однако свою историю надо знать , чтобы удержать человечество от ошибок в будущем.

3. Стадия рефлексии.

(выведение знаний на уровень применения и понимания , систематизации полученных знаний)

Слайд № 18( Дерево ожиданий).

— Возьмите ,пожалуйста, лист »Дерево ожиданий». Сравните. Оправдались ли ваши прогнозы?

— Поделитесь вашими мнениями.

— Обратимся вновь к «Корзине идей».

— Что бы вы еще дополнили?

— Что дал нам такой прием анализа , как читательский прогноз?

— Помог ли он нам критически осмыслить текст?

— Где мы можем применять полученные знания?

— Актуально ли в наши дни это произведение?

(Произведение актуально и сегодня, так как в нем поднимается вечная проблема жизни и смерти, свободы и рабства, истины и лжи, добра и зла)

— Как вы считаете, мы достигли тех целей, которые ставили в начале урока?

Заполните, пожалуйста, листы самооценки.

(Смотри приложение)

4. Домашнее задание. (по выбору)

1.Написать отзыв на рассказ.

2.Подготовить презентацию на тему «Жизнь по ту сторону…» (о лагерях в период сталинских репрессий)

3. Используя прием «Пирамида», дайте оценку произведению

-О чем рассказ? (одно слово)

— Характер рассказа (два слова)

-Место, время действия (три слова).

— Главные события в рассказе (четыре слова).

— Главные герои, какие они? (пять слов ).

— Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (шесть слов).

— О чем этот рассказ? (дополните первую строчку семью словами).

— Ваша реклама (антиреклама, рекомендации (восемь слов)

Приложение.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке было трудно….

Сегодня на уроке было интересно…..

Сегодня на уроке я повторил….

Сегодня на уроке я закрепил

Фрагменты сюжета.

  1. Сгущенное молоко! Мутите разум!

  1. Притупление живых чувств, бессилие от голода.

  1. Расплата.

  1. Заманчивое предложение.

  1. Спектакль окончен.

«Перепутанные логические цепочки»

Барак

Поверхность отбитой горной массы, которая перемещается в процессе горных работ

Нары

Кусок ткани размером приблизительно 35-90 см. для обматывания ноги

Прииск

Временное, быстро возводимое дешевое строение. Как правило, одноэтажное здание

Махорка

Болезнь, вызываемая острым недостатком витамина С, приводящая к потере прочности соединительной ткани

Забой

Место, где найдено и разрабатывается драгоценное ископаемое

Портянки

Курительный табак низшего сорта, приготовленный из измельченных листьев и стеблей этого растения

Цинга

Примитивное приспособление, предназначенное для сна, обычно представляет собой настил из досок.

  • Рассказ священника о силе прощения
  • Рассказ сейчас я маминой иконе глаза выколю
  • Рассказ священника кентерберийские рассказы
  • Рассказ сегодня утром поехала на работу у мужа выходной остался досыпать
  • Рассказ связь живой и неживой природы