Рассказ щенок заблудился в пригородном поселке

Определите и запишите основную мысль текста.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

Текст 2Щенок

(1)Щенок заблудился в пригородном поселке. (2)Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы.

(3)Над головой темное небо, крупные холодные звезды. (4)Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. (5)Под ногами чавкает сырая земля. (6)В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

(7)Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. (8)Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. (9)Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. (10)Но никто не внимал его голосу. (11)Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. (12)И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

(13)Наконец раздался окрик хозяина. (14)Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.

(15)На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро прочувствовал одиночество.

(По А. Баркову)

1

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


2

Почему щенку на всю жизнь запомнится сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка?


3

Определите и запишите лексическое значение слова «отрывали» из предложения 11. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Отрывали  — …


4

Определите стилистическую принадлежность слова «чавкает» из предложения 5, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Чавкает  — …


5

Объясните значение фразеологизма «много воды утекло», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Много воды утекло  — …

Спрятать пояснение

Пояснение.

Основная мысль текста.

Без хозяина собака чувствует себя одинокой, потому что умеет быть верным и преданным другом.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух

речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении

допущены два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от

наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения

и словоупотреблении

0
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение

построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-

два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении

допущен один речевой недочёт

1
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно,

в нём употреблены слова в свойственном им значении

2
Максимальный балл 2

Обновлено: 10.01.2023

Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы.
Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой.
Усталый малыш вспомнил теплый дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.
Наконец раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.
На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро прочувствовал одиночество.

Ответы

кровельщик.. он покрывает крышу кровля это покрытие крыши. например: из черепицы, из и т.д.

все окна в помещении были закрыты наглухо. петухи запели засветло. изредка я прибегал к димке, чтобы поиграть с ним. зима разукрасила весь лес набело. мама вытерла досуха своё дитя полотенцем. справа виднелся домик мальвины. дальше дорога уходила влево.

обо-зр-е-ва-я (зрю в корень, зреть,обозревать)

рас-тер -я-вши-сь (потеря, терять, растерявши)

мир не без добрых людей- считают многие.

с этим можно соглашаться и не соглашаться. когда человеку нужна , чаще всего находятся те, которые могут , но их иногда приходится долго ждать, а когда все же находятся они, бывает уже слишком поздно. почему же тогда каждый человек не может ? почему нужно ждать кого-то, а не самому? нужно искать добро в себе и окружающих ,а не ждать, что кто-то найдется.

я думаю, что есть добрые люди, но их мало, так чтобы мы меньше задавались этим вопросом, нужно начать с себя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока обучающего подробного изложения текста-повествования с элементами описания в 6 классе

Тип урока: урок отработки и закрепления знаний, умений, навыков

Оборудование: памятки, тетради для работ по развитию речи, черновики

Цель учителя: создать и закрепить представление об изложении как письменном пересказе текста; способствовать формированию умения пересказывать текст подробно и связно, самостоятельно подбирая языковые средства.

Цель учащихся: отработать и закрепить умение подробно и связно пересказывать текст-повествование с элементами описания письменно.

Планируемые результаты урока

Метапредметные:

— регулятивные УУД:

учиться проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности, формы сотрудничества, взаимоконтроль и самоконтроль;

-учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и планировать пути ее достижения;

-искать и выделять необходимую для выполнения разных видов работы информацию и применять ее в ходе работы (чтение, письмо, аудирование, говорение);

-оценивать правильность выполнения учебной задачи.

— познавательные УУД:

объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения в ходе создания текста.

— коммуникативные УУД:

учиться использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля, оценки и самооценки;

-строить диалогическую и монологическую связную устную речь.

-учиться подробно и связно пересказывать текст письменно;

-строить диалогическую и монологическую связную устную речь;

-применять правила, регулирующие правописание повторяемых орфограмм, на практике, входе написания собственного текста;

-расширять активный словарный запас путем подбора синонимов.

Этапы урока

Актуализация знаний. Цель этапа – актуализировать знания об изложении как письменном пересказе текста

Продуктивная беседа. Актуализация имеющихся знаний об изложении в ходе беседы

Какой вид работы по развитию нашей речи называется изложением? Для чего может пригодиться человеку умение писать изложение?

Работа с памятками. Поиск недостающей (новой, забытой) информации в тексте памяток

Изложение – это письменный пересказ текста, создание своего (вторичного) высказывания на основе чужого текста (первичного). Пересказ – это устное изложение текста.

Излагать (пересказывать) тексты можно подробно и сжато.

Цель подробного изложения – пересказать текст и события, отраженные в нём, максимально точно и полно, не упуская ничего. Цель сжатого изложения – передать основное, суть событий, отражённых в тексте, сократив подробности, детали, излишние описания.

Репродуктивная беседа. Актуализация знаний о типах текста

Изложение – это письменный текст. Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.

Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.

Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.

Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).

4. Повторяем и закрепляем понятия темы текста и его основной мысли.
Изложение – вторичный текст, построенный на основе первичного. Но как и первичный, текст, который создадите вы, должен быть СВЯЗНЫМ. Что это значит? Это значит, что он должен обладать темой (предмет речи, О ЧЕМ говорится) и основной мыслью (содержанием речи, тем, ЧТО говорится). Кроме того, в связном тексте все предложения связаны не только по смыслу, но и с помощью особых средств связи. Например, местоимения, которые заменяют существительные и помогают избежать многочисленных и излишних повторов.

II . Работа с текстом. Цель этапа – подготовиться к письменному пересказу текста: познакомиться с содержанием, составить план будущего высказывания, предупредить возможные ошибки

Первичное чтение, слушание, беседа по тексту. Определяем тип, тему, основную мысль и количество абзацев

Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы.

Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

Вдруг раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.

На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро почувствовал одиночество.

Вопросы для беседы:

К какому типу относится этот текст?

Какова тема текста?

Какова основная мысль текста?

Как бы вы озаглавили этот текст? (Заголовок отражает тему и основную мысль).

Сколько абзацев имеет текст? (Части текста отражают последовательность раскрытия его темы).

Составление плана и запись плана в тетради

Для того чтобы текст было легче восстановить по памяти, необходимо составить план. План может быть кратким и подробным. Сейчас мы составим подробный план теста, чтобы восстановить его было легче.

Вопросы для составления плана:

Как правило, любой хороший текст имеет трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключительная часть. Сколько частей имеет наш текст?
1. Как начинается текст? О чем говорится во вступлении? НБ: Природа вторит состоянию щенка: небо темное, звезды холодные, страх, одиночество)
2. Что идет дальше? (Антитеза: улица и дом).
3. Чем заканчивается текст? Холод сменяют теплые ладони хозяина. Это художественные образы, выражающие идею. Из одиночества, холода, ночи, сырости в теплые руки. КОНТРАСТ, противопоставление).

План текста:

I . Вступительная часть. Заблудившийся щенок остался один на один с враждебным миром.

II . Основная часть. Щенок вспоминает тёплый дом и молит о помощи.

III . Заключительная часть. Хозяин отыскал щенка, но навсегда ему запомнится чувство одиночества, которое он испытал той ночью.

Работа с языковыми средствами, обогащение активного словаря

На доске записаны ключевые слова, обучающиеся подбирают и записывают синонимичные языковые средства (прилагательные, глаголы)

Заборы (незнакомые, чужие, высокие), псы (разъяренные, беспощадные, злобные, цепные, огромные, небо (темное, холодное, ночное, далекое), звезды (холодные, крупные, стеклянные, белые, ледяные), ночь (сырая, холодная), ветер (завывает, печально поет, клонит деревья, воет, плачет), земля (сырая, черная, мокрая, холодная).

Щенок (малыш, усталый, уставший, измученный, испуганный, отчаявшийся, одинокий, замерзший, обессиливший), дом (теплый, просторный, уютный, светлый), хозяйский сын Шурик (шустрый, добрый, заботливый) на коврике (что делать?) (потягиваться, дремать, спать, свернуться калачиком, греться), визг (тонкий, отчаянный, плач).

Окрик хозяина (раздался, послышался, нарушил ночную тишь), бросился (со всех ног, радостно, пулей), ладони хозяина (широкие, теплые, горячие, родные руки), н очь (сырая, осенняя, холодная, пугающая).

Орфографическая и пунктуационная работа:

а) объяснение орфограмм в словах: пятилетний, разразился, по-своему, по-собачьи, впервые;

б) повторение орфографических правил: тся/ться, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, употребление строчной и прописной букв;

в) повторение пунктограмм: запятая при однородных членах; запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения, запятая перед союзами А, НО. Отсутствие запятой при однородных членах, соединенных союзом И. Запятая перед словом КОТОРЫЙ.

5. Итоговое чтение текста. Запись заголовка. Пересказ текста одним из желающих учеников, оценивание по критериям: насколько близко к тексту; насколько точно подобраны речевые средства.

Сивкова 7“Б”

Ольга Сивкова

Ольга Сивкова запись закреплена

Русский язык 24.12.2020 год (2-ой урок)

1.- Начинаем второй урок русского языка. Сегодня у нас с вами подробное изложение. Но для этого давайте вспомним: что такое изложение?
( Изложение – это письменный текст)
— Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.
(Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.
Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.
Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов)).

2. Повторяем и закрепляем понятия темы текста и его основной мысли.
Изложение – вторичный текст, построенный на основе первичного. Но как и первичный, текст, который создадите вы, должен быть СВЯЗНЫМ. Что это значит? Это значит, что он должен обладать темой (предмет речи, О ЧЕМ говорится) и основной мыслью (содержанием речи, тем, ЧТО говорится). Кроме того, в связном тексте все предложения связаны не только по смыслу, но и с помощью особых средств связи. Например, местоимения, которые заменяют существительные и помогают избежать многочисленных и излишних повторов.

3. Последовательность работы над изложением
1) Первое чтение текста, при котором ученики внимательно слушают и определяют для себя тему текста, основную информацию и её последовательность, структуру текста. Делать записи при первом чтении нежелательно. Если есть слова, значения которых непонятны, их нужно объяснить; названия, даты, собственные наименования можно записать на доске.
2) Пауза в 5-7 минут, во время которой ученики записывают примерный план текста, фиксируют его структуру. План составляется в произвольной форме, в чистовик не записывается. Нужно порекомендовать детям делать записи через 2-3 строки, оставляя место для дополнения и уточнения материала при втором прослушивании.

3)Второе прослушивание текста, при котором ученики делают записи опорных, ключевых слов, используя сокращения. При втором прослушивании они проверяют правильность определения структуры текста, уточняют основную информацию, о которой идёт речь в тексте.

4) Работа по воспроизведению текста изложения. Ученики пишут текст изложения в черновике.

5) Проверка написанного текста с точки зрения связности, последовательности, то есть с точки зрения содержания; затем – проверка правильности написания слов, постановки знаков препинания.

6) Ещё раз перечитать и проверить весь текст, переписать его в чистовик.

— В этом году мы с вами уже писали сжатое изложение, теперь нам предстоит написать подробное изложение. Подробное — значит передать весь текст своими словами.

Текст изложения
абзацев
Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы. Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

Вдруг раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро почувствовал одиночество.

Вопросы для беседы:

К какому типу относится этот текст?
Какова тема текста?
Какова основная мысль текста?
Как бы вы озаглавили этот текст? (Заголовок отражает тему и основную мысль).
Сколько абзацев имеет текст? (Части текста отражают последовательность раскрытия его темы).
Составление плана и запись плана в тетради
Для того чтобы текст было легче восстановить по памяти, необходимо составить план. План может быть кратким и подробным. Сейчас мы составим подробный план теста, чтобы восстановить его было легче.
План текста:

I. Вступительная часть. Заблудившийся щенок остался один на один с враждебным миром.

II. Основная часть. Щенок вспоминает тёплый дом и молит о помощи.

III. Заключительная часть. Хозяин отыскал щенка, но навсегда ему запомнится чувство одиночества, которое он испытал той ночью.

Работа с языковыми средствами, обогащение активного словаря
На доске записаны ключевые слова, обучающиеся подбирают и записывают синонимичные языковые средства (прилагательные, глаголы)

Заборы (незнакомые, чужие, высокие), псы (разъяренные, беспощадные, злобные, цепные, огромные, небо (темное, холодное, ночное, далекое), звезды (холодные, крупные, стеклянные, белые, ледяные), ночь (сырая, холодная), ветер (завывает, печально поет, клонит деревья, воет, плачет), земля (сырая, черная, мокрая, холодная).

Щенок (малыш, усталый, уставший, измученный, испуганный, отчаявшийся, одинокий, замерзший, обессиливший), дом (теплый, просторный, уютный, светлый), хозяйский сын Шурик (шустрый, добрый, заботливый) на коврике (что делать?) (потягиваться, дремать, спать, свернуться калачиком, греться), визг (тонкий, отчаянный, плач).

Окрик хозяина (раздался, послышался, нарушил ночную тишь), бросился (со всех ног, радостно, пулей), ладони хозяина (широкие, теплые, горячие, родные руки), ночь (сырая, осенняя, холодная, пугающая).

Орфографическая и пунктуационная работа:
а) объяснение орфограмм в словах: пятилетний, разразился, по-своему, по-собачьи, впервые;

б) повторение орфографических правил: тся/ться, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, употребление строчной и прописной букв;

в) повторение пунктограмм: запятая при однородных членах; запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения, запятая перед союзами А, НО. Отсутствие запятой при однородных членах, соединенных союзом И. Запятая перед словом КОТОРЫЙ.

5. Итоговое чтение текста. Запись заголовка. Пересказ текста одним из желающих учеников, оценивание по критериям: насколько близко к тексту; насколько точно подобраны речевые средства.

III. Написание собственного текста.
Вопросы для беседы:

К какому типу относится этот текст?
Какова тема текста?
Какова основная мысль текста?
Как бы вы озаглавили этот текст? (Заголовок отражает тему и основную мысль).
Сколько абзацев имеет текст? (Части текста отражают последовательность раскрытия его темы).
Составление плана и запись плана в тетради
Для того чтобы текст было легче восстановить по памяти, необходимо составить план. План может быть кратким и подробным. Сейчас мы составим подробный план теста, чтобы восстановить его было легче.
План текста:

I. Вступительная часть. Заблудившийся щенок остался один на один с враждебным миром.

II. Основная часть. Щенок вспоминает тёплый дом и молит о помощи.

III. Заключительная часть. Хозяин отыскал щенка, но навсегда ему запомнится чувство одиночества, которое он испытал той ночью.

Работа с языковыми средствами, обогащение активного словаря
На доске записаны ключевые слова, обучающиеся подбирают и записывают синонимичные языковые средства (прилагательные, глаголы)

Заборы (незнакомые, чужие, высокие), псы (разъяренные, беспощадные, злобные, цепные, огромные, небо (темное, холодное, ночное, далекое), звезды (холодные, крупные, стеклянные, белые, ледяные), ночь (сырая, холодная), ветер (завывает, печально поет, клонит деревья, воет, плачет), земля (сырая, черная, мокрая, холодная).

Щенок (малыш, усталый, уставший, измученный, испуганный, отчаявшийся, одинокий, замерзший, обессиливший), дом (теплый, просторный, уютный, светлый), хозяйский сын Шурик (шустрый, добрый, заботливый) на коврике (что делать?) (потягиваться, дремать, спать, свернуться калачиком, греться), визг (тонкий, отчаянный, плач).

Окрик хозяина (раздался, послышался, нарушил ночную тишь), бросился (со всех ног, радостно, пулей), ладони хозяина (широкие, теплые, горячие, родные руки), ночь (сырая, осенняя, холодная, пугающая).

Орфографическая и пунктуационная работа:
а) объяснение орфограмм в словах: пятилетний, разразился, по-своему, по-собачьи, впервые;

б) повторение орфографических правил: тся/ться, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, употребление строчной и прописной букв;

в) повторение пунктограмм: запятая при однородных членах; запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения, запятая перед союзами А, НО. Отсутствие запятой при однородных членах, соединенных союзом И. Запятая перед словом КОТОРЫЙ.

5. Итоговое чтение текста. Запись заголовка.

III. Написание собственного текста.

— Откройте тетради. Запишите число
ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТОЕ ДЕКАБРЯ.
ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Заблудившийся щенок

-Теперь возьмите черновики. Изложите на них своими словами текст изложения.

Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы. Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

Вдруг раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро почувствовал одиночество.

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Первое декабря Автор презентации Текст для изложения

Слайд 2

Слайд 3

Теория

Подробное изложение – это подробный пересказ исходного текста, содержащий композиционные и языковые особенности первоисточника. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем. Каждый абзац на письме выделяют красной строкой – небольшим отступом. Количество абзацев в изложении должно соответствоватьколичеству микротем исходного текста. Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Основные части речи текста — описания: существительные, прилагательные, наречия. МЕНЮ

Слайд 4

Слайд 5

Анализ текста

О чем говорится в тексте? 2. Есть ли в тексте слова, в лексическом значении которых, вы затрудняетесь? 3. Словосенивам знакомо? Внимать: слушать. Бранить: ругать, упрекать. Окраина: периферия, край. Сени – это помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и встарину в городских домах.

Слайд 6

О чем говорится в тексте? 2. Есть ли в тексте слова, в лексическом значении которых, вы затрудняетесь? 3. Слово сени вам знакомо? Внимать: слушать. Бранить: ругать, упрекать. Окраина: периферия, край. Сени – это помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и встарину в городских домах.

Слайд 7

О чем говорится в тексте? 2. Есть ли в тексте слова, в лексическом значении которых, вы затрудняетесь? 3. Слово сени вам знакомо? 4. Сколько микротем можно выделить в анализируемом фрагменте? Составьте план!

Слайд 8

1. Пригородный поселок. 2. Воспоминания о доме. Поиск помощи. 3. Встреча с хозяином. Можно выделить 3-4 микротемы: Описание пригородного поселка, в котором заблудился щенок. Описание дома, о котором вспоминает щенок. Описание встречи щенка с хозяином. *Заключение. Описание чувств щенка. МЕНЮ

Слайд 9

Анализ текста

О чем говорится в тексте? 2. Есть ли в тексте слова, в лексическом значении которых, вы затрудняетесь? 3. Слово сени вам знакомо? 5. Какие средства выразительности и для чего использует автор в данном фрагменте? 6. Перечислите слова, которые помогают автору описать место, передать запахи и звуки. 4. Сколько микротем можно выделить в анализируемом фрагменте? Составьте план! 7. Орфографический анализ. Назовите слова с безударными гласными, а затем подберите проверочные слова. МЕНЮ Прилагательные, с помощью которых автор описывает место, где потерялся щенок (пригородный поселок): высокие заборы, сырая земля, незнакомая тропа. Прилагательные, с помощью которых автор описывает дом: теплый, просторный дом. Слова, помогающие передать запахи: пахнет горькой осиновой корой, сырая ночь. Слова, помогающие передать звуки: отчаянный визг, гавкают и рычат злобные псы. Холодные – холод. Тополей – тополь. По тропе – тропка. Молил – мольбы, молится.

Слайд 10

Критерии оценки устного изложения

Удалось/не удалось отразить основную мысль текста? Все ли микротемы раскрыты в пересказе? Насколько близок пересказ к первоисточнику? МЕНЮ

Слайд 11

Источники

Слайд 12

Автор презентации

Широкова Ирина Александровна студентка IV курса ИФФ, группы Рла-15-1 К титульному слайду

Слайд 13

Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы. Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой. 46 Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка. Наконец раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони. На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро прочувствовал одиночество. 161 слово К титульному слайду

Читайте также:

      

  • 1 день из жизни грека сочинение
  •   

  • Сочинение по теме мечты и реальность 7 класс
  •   

  • Как вы понимаете смысл высказывания инвестиции в поездки это инвестиции в себя итоговое сочинение
  •   

  • Мое любимое произведение гоголя сочинение
  •   

  • Сочинение на английском мое любимое время года лето

Конспект урока в 6 классе «Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания»

Тип урока: урок отработки и закрепления знаний, умений, навыков 

Оборудование: памятки, тетради для работ по развитию речи, черновики

Цель учителя: создать и закрепить представление об изложении как письменном пересказе текста; способствовать формированию умения пересказывать текст подробно и связно, самостоятельно подбирая языковые средства.

Цель учащихся: отработать и закрепить умение подробно и связно пересказывать текст-повествование с элементами описания письменно.

Этапы урока

  1. Актуализация знаний. Цель этапа – актуализировать знания об изложении как письменном пересказе текста
  1. Продуктивная беседа. Актуализация имеющихся знаний об изложении в ходе беседы Какой вид работы по развитию нашей речи называется изложением? Для чего может пригодиться человеку умение писать изложение?
  2. Работа с памятками. Поиск недостающей (новой, забытой) информации в тексте памяток
  3. Репродуктивная беседа. Актуализация знаний о типах текста

Изложение – это письменный текст. Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.

Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.

Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.

Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).

4. Повторяем и закрепляем понятия темы текста и его основной мысли.
Изложение – вторичный текст, построенный на основе первичного. Но как и первичный, текст, который создадите вы, должен быть СВЯЗНЫМ. Что это значит? Это значит, что он должен обладать темой (предмет речи, О ЧЕМ говорится) и основной мыслью (содержанием речи, тем, ЧТО говорится). Кроме того, в связном тексте все предложения связаны не только по смыслу, но и с помощью особых средств связи. Например, местоимения, которые заменяют существительные и помогают избежать многочисленных и излишних повторов.

II. Работа с текстом. Цель этапа – подготовиться к письменному пересказу текста: познакомиться с содержанием, составить план будущего высказывания, предупредить возможные ошибки

  1. Первичное чтение, слушание, беседа по тексту. Определяем тип, тему, основную мысль и количество абзацев

        Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы. Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

        Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

        Вдруг раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро почувствовал одиночество.

Вопросы для беседы:

  • К какому типу относится этот текст?
  • Какова тема текста?
  • Какова основная мысль текста?
  • Как бы вы озаглавили этот текст? (Заголовок отражает тему и основную мысль).
  • Сколько абзацев имеет текст? (Части текста отражают последовательность раскрытия его темы).
  1. Составление плана и запись плана в тетради

Для того чтобы текст было легче восстановить по памяти, необходимо составить план. План может быть кратким и подробным. Сейчас мы составим подробный план теста, чтобы восстановить его было легче.
План текста:

I. Вступительная часть. Заблудившийся щенок остался один на один с враждебным миром.

II. Основная часть. Щенок вспоминает тёплый дом и молит о помощи.

III. Заключительная часть. Хозяин отыскал щенка, но навсегда ему запомнится чувство одиночества, которое он испытал той ночью.

  1. Работа с языковыми средствами, обогащение активного словаря

На доске записаны ключевые слова, обучающиеся подбирают и записывают синонимичные языковые средства (прилагательные, глаголы)

1 абзац:

Заборы (незнакомые, чужие, высокие), псы (разъяренные, беспощадные, злобные, цепные, огромные, небо (темное, холодное, ночное, далекое), звезды (холодные, крупные, стеклянные, белые, ледяные), ночь (сырая, холодная), ветер (завывает, печально поет, клонит деревья, воет, плачет), земля (сырая, черная, мокрая, холодная).

2 абзац:

Щенок (малыш, усталый, уставший, измученный, испуганный, отчаявшийся, одинокий, замерзший, обессиливший), дом (теплый, просторный, уютный, светлый), хозяйский сын Шурик (шустрый, добрый, заботливый) на коврике (что делать?) (потягиваться, дремать, спать, свернуться калачиком, греться), визг (тонкий, отчаянный, плач).

3 абзац:

Окрик хозяина (раздался, послышался, нарушил ночную тишь), бросился (со всех ног, радостно, пулей), ладони хозяина (широкие, теплые, горячие, родные руки), ночь (сырая, осенняя, холодная, пугающая).  

  1. Орфографическая и пунктуационная работа:

а) объяснение орфограмм в словах: пятилетний, разразился, по-своему, по-собачьи, впервые;

б) повторение орфографических правил: тся/ться, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, употребление строчной и прописной букв;

в) повторение пунктограмм: запятая при однородных членах; запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения, запятая перед союзами А, НО. Отсутствие запятой при однородных членах, соединенных союзом И. Запятая перед словом КОТОРЫЙ.

5. Итоговое чтение текста. Запись заголовка. Пересказ текста одним из желающих учеников, оценивание по критериям: насколько близко к тексту; насколько точно подобраны речевые средства.

III. Написание собственного текста.

Конспект урока в 6 классе «Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания»

Тип урока: урок отработки и закрепления знаний, умений, навыков

Оборудование: памятки, тетради для работ по развитию речи, черновики

Цель учителя: создать и закрепить представление об изложении как письменном пересказе текста; способствовать формированию умения пересказывать текст подробно и связно, самостоятельно подбирая языковые средства.

Цель учащихся: отработать и закрепить умение подробно и связно пересказывать текст-повествование с элементами описания письменно.

Этапы урока

  1. Актуализация знаний. Цель этапа – актуализировать знания об изложении как письменном пересказе текста

  1. Продуктивная беседа. Актуализация имеющихся знаний об изложении в ходе беседы Какой вид работы по развитию нашей речи называется изложением? Для чего может пригодиться человеку умение писать изложение?

  2. Работа с памятками. Поиск недостающей (новой, забытой) информации в тексте памяток

  3. Репродуктивная беседа. Актуализация знаний о типах текста

Изложение – это письменный текст. Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.

Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.

Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.

Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).

4. Повторяем и закрепляем понятия темы текста и его основной мысли.
Изложение – вторичный текст, построенный на основе первичного. Но как и первичный, текст, который создадите вы, должен быть СВЯЗНЫМ. Что это значит? Это значит, что он должен обладать темой (предмет речи, О ЧЕМ говорится) и основной мыслью (содержанием речи, тем, ЧТО говорится). Кроме того, в связном тексте все предложения связаны не только по смыслу, но и с помощью особых средств связи. Например, местоимения, которые заменяют существительные и помогают избежать многочисленных и излишних повторов.

II. Работа с текстом. Цель этапа – подготовиться к письменному пересказу текста: познакомиться с содержанием, составить план будущего высказывания, предупредить возможные ошибки

  1. Первичное чтение, слушание, беседа по тексту. Определяем тип, тему, основную мысль и количество абзацев

Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы. Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

Вдруг раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро почувствовал одиночество.

Вопросы для беседы:

  • К какому типу относится этот текст?

  • Какова тема текста?

  • Какова основная мысль текста?

  • Как бы вы озаглавили этот текст? (Заголовок отражает тему и основную мысль).

  • Сколько абзацев имеет текст? (Части текста отражают последовательность раскрытия его темы).

  1. Составление плана и запись плана в тетради

Для того чтобы текст было легче восстановить по памяти, необходимо составить план. План может быть кратким и подробным. Сейчас мы составим подробный план теста, чтобы восстановить его было легче.
План текста:

I. Вступительная часть. Заблудившийся щенок остался один на один с враждебным миром.

II. Основная часть. Щенок вспоминает тёплый дом и молит о помощи.

III. Заключительная часть. Хозяин отыскал щенка, но навсегда ему запомнится чувство одиночества, которое он испытал той ночью.

  1. Работа с языковыми средствами, обогащение активного словаря

На доске записаны ключевые слова, обучающиеся подбирают и записывают синонимичные языковые средства (прилагательные, глаголы)

1 абзац:

Заборы (незнакомые, чужие, высокие), псы (разъяренные, беспощадные, злобные, цепные, огромные, небо (темное, холодное, ночное, далекое), звезды (холодные, крупные, стеклянные, белые, ледяные), ночь (сырая, холодная), ветер (завывает, печально поет, клонит деревья, воет, плачет), земля (сырая, черная, мокрая, холодная).

2 абзац:

Щенок (малыш, усталый, уставший, измученный, испуганный, отчаявшийся, одинокий, замерзший, обессиливший), дом (теплый, просторный, уютный, светлый), хозяйский сын Шурик (шустрый, добрый, заботливый) на коврике (что делать?) (потягиваться, дремать, спать, свернуться калачиком, греться), визг (тонкий, отчаянный, плач).

3 абзац:

Окрик хозяина (раздался, послышался, нарушил ночную тишь), бросился (со всех ног, радостно, пулей), ладони хозяина (широкие, теплые, горячие, родные руки), ночь (сырая, осенняя, холодная, пугающая).

  1. Орфографическая и пунктуационная работа:

а) объяснение орфограмм в словах: пятилетний, разразился, по-своему, по-собачьи, впервые;

б) повторение орфографических правил: тся/ться, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, употребление строчной и прописной букв;

в) повторение пунктограмм: запятая при однородных членах; запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения, запятая перед союзами А, НО. Отсутствие запятой при однородных членах, соединенных союзом И. Запятая перед словом КОТОРЫЙ.

5. Итоговое чтение текста. Запись заголовка. Пересказ текста одним из желающих учеников, оценивание по критериям: насколько близко к тексту; насколько точно подобраны речевые средства.

III. Написание собственного текста.

Презентация на тему «Подробное изложение описательного типа по фрагменту рассказа А. Баркова «Щенок».» 6 класс

  • Скачать презентацию (2.82 Мб)


  • 6 загрузок

  • 1.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Подробное изложение описательного типа по фрагменту рассказа А. Баркова «Щенок».» по русскому языку, включающую в себя 13 слайдов. Скачать файл презентации 2.82 Мб. Средняя оценка: 1.0 балла из 5. Для учеников 6 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    13

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Подробное изложение описательного типа по фрагменту рассказа А. Баркова «Щенок».

    Слайд 1

    Подробное изложение по фрагменту рассказа А. Баркова «Щенок»

    Первое декабря
    Автор презентации
    Текст для изложения

  • Слайд 2

    Меню

    теория
    чтение фрагмента
    рассказа
    А. Баркова
    «Щенок»
    анализ текста
    составление плана
    критерии
    оценки
    устного
    изложения
    ИСТОЧНИКИ
    ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

  • Слайд 3

    Теория

    Подробное изложение – это подробный пересказ исходного текста, содержащий композиционные и языковые особенности первоисточника.
    Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

    Каждый абзац на письме выделяют красной строкой – небольшим отступом.
    Количество абзацев в изложении должно соответствоватьколичеству микротем исходного текста.
    Описание – это словесное изображение предмета, явления, события.
    В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета.
    Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках.
    Основные части речи текста — описания: существительные,
    прилагательные,
    наречия.
    МЕНЮ

  • Слайд 4

  • Слайд 5

    Анализ текста

    О чем говорится в тексте?
    2. Есть ли в тексте слова, в лексическом значении которых, вы затрудняетесь?
    3. Словосенивам знакомо?

    Внимать: слушать.
    Бранить: ругать, упрекать.
    Окраина: периферия, край.

    Сени – это помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и встарину в городских домах.

  • Слайд 6

    О чем говорится в тексте?
    2. Есть ли в тексте слова, в лексическом значении которых, вы затрудняетесь?
    3. Слово сени вам знакомо?

    Внимать: слушать.
    Бранить: ругать, упрекать.
    Окраина: периферия, край.

    Сени – это помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и встарину в городских домах.

  • Слайд 7

    О чем говорится в тексте?
    2. Есть ли в тексте слова, в лексическом значении которых, вы затрудняетесь?
    3. Слово сени вам знакомо?
    4. Сколько микротем можно выделить в анализируемом фрагменте? Составьте план!

  • Слайд 8

    План

    1. Пригородный поселок.
    2. Воспоминания о доме. Поиск помощи.
    3. Встреча с хозяином.

    Можно выделить 3-4 микротемы:

    Описание пригородного поселка, в котором заблудился щенок.
    Описание дома, о котором вспоминает щенок.
    Описание встречи щенка с хозяином.
    *Заключение. Описание чувств щенка.
    МЕНЮ

  • Слайд 9

    Анализ текста

    О чем говорится в тексте?
    2. Есть ли в тексте слова, в лексическом значении которых, вы затрудняетесь?
    3. Слово сени вам знакомо?
    5. Какие средства выразительности и для чего использует автор в данном фрагменте?
    6. Перечислите слова, которые помогают автору описать место, передать запахи и звуки.
    4. Сколько микротем можно выделить в анализируемом фрагменте? Составьте план!
    7. Орфографический анализ. Назовите слова с безударными гласными, а затем подберите проверочные слова.
    МЕНЮ
    Прилагательные, с помощью которых автор описывает место, где потерялся щенок (пригородный поселок): высокие заборы, сырая земля, незнакомая тропа.

    Прилагательные, с помощью которых автор описывает дом: теплый, просторный дом.
    Слова, помогающие передать запахи: пахнет горькой осиновой корой, сырая ночь.
    Слова, помогающие передать звуки: отчаянный визг, гавкают и рычат злобные псы.

    Холодные – холод.
    Тополей – тополь.
    По тропе – тропка.
    Молил – мольбы, молится.

  • Слайд 10

    Критерии оценки устного изложения

    Удалось/не удалось отразить основную мысль текста?
    Все ли микротемы раскрыты в пересказе?
    Насколько близок пересказ к первоисточнику?
    МЕНЮ

  • Слайд 11

    Источники

    МЕНЮ
    Барков А. «Щенок».
    Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
    Иллюстрации https://www.liveinternet.ru/users/viva-scarlett/post241984614
    Иллюстрации https://yandex.ru/images/search?text=сени&stype=image&lr=237&source=wiz

  • Слайд 12

    Автор презентации

    Широкова Ирина Александровна
    студентка IV курса ИФФ, группы Рла-15-1
    К титульному слайду

  • Слайд 13

    Фрагмент рассказа А. Баркова «Щенок»

    Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы. Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой. 46
    Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.
    Наконец раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.
    На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро прочувствовал одиночество.
    161 слово
    К титульному слайду

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Текст как речевое произведение

Презентация: Текст и предложение. Признаки текста

Презентация: Публицистический стиль речи на практике

Презентация: Изложение c элементами повествования

Презентация: Сочинение по тексту

Презентация: Рекомендации по работе над сжатым изложением

Презентация: Методика проведения изложений

Презентация: Комментарий к проблеме текста ЕГЭ

Презентация: Материал для учащихся начальных классов в таблицах и алгоритмах

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Рассказ ю яковлева багульник текст
  • Рассказ шутка с фразеологизмами пропустить мимо ушей
  • Рассказ ю п казакова запах хлеба
  • Рассказ шукшина экзамен читать
  • Рассказ ю коваль приключения васи куролесова читать