− Язык, на котором мы говорим, красив и богат. В русском языке слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие, вежливые, добрые, важные, родные, самые дорогие. Много слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. Вы все умеете читать. Много нового и интересного вам помогли узнать стихи и сказки Александра Александровича Шибаева.
− Я хочу подарить вам еще одну его сказку:
Одна буква
− Дедушка, смотри, какую я варону нарисовала! Хорошо? [На доске: нарисована ворона и написано слово «варона».]
− Очень хорошо! Но слово «ворона» ты написала неверно: после «в» надо «о», а не «а».
− Ну, подумаешь, – одна буква… «вАрона» или «вОрона» – какая тут разница?
− А ну-ка, зачеркни в слове «ворона» букву «н». Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву «т». Что получилось?
− Вот чудеса! получились «ворота»!
− Поняла теперь, что значит одна буква?
* * *
− Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте.
Чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета».
− Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Григория Остера. Прочитайте название рассказа.
Беседа после прочтения.
− Какой это рассказ: грустный или весёлый? Что вам показалось смешным?
− Этот рассказ больше похож на правду или вымысел? Почему?
– Кто хочет сам прочитать этот рассказ?
Словарная работа.
− Прочитайте слова плавно:
Чердак
Пожалуйста
Из подъезда
Заволновался
Без присмотра
8. Повторное самостоятельное чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета».
Выборочное чтение текста.
− Для чего щенок пришёл на чердак? (Щенок принёс на чердак котлету, положил её в уголок и сказал котёнку: «Посмотри, пожалуйста, чтоб никто не взял мою котлету. Я немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её».)
− Кому щенок доверил охранять котлету? Почему?
− С какой просьбой обратился щенок к котёнку?
− Почему щенок заволновался?
− Было ли это приятным сюрпризом? Ведь он все-таки «спрятал»?
− Как надо читать слова Гава? Почему? Какое слово подсказывает?
− Убедил ли котенок своего друга в надежности того места, куда он спрятал котлету?
Работа с иллюстрацией.
− Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, как менялось настроение у щенка. Почему?
− Найдите и прочитайте самый важный момент в рассказе.
− Предположите, что произойдет потом. Будут ли друзья ссориться из-за котлеты? (Нет. В рассказах Г. Остера герои-звери разговаривают друг с другом, поэтому они всегда могут договориться.)
III. Итог урока.
− Кто главные герои историй Г. Остера, которые мы прочитали?
– Как к ним относится автор?
– Каково ваше отношение к ним?
Урок 13
Б. ЖИТКОВ «КАК МЕНЯ НАЗЫВАЛИ».
А. КуШНЕР «БОЛЬШАЯ НОВОСТЬ»
Цели : познакомить с писателем Б. Житковым и его произведением «Что я видел»; совершенствовать навыки правильного выразительного чтения; учить работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент.
ПОЧЕМУЧКА
Почему на крыше кот?
Почему у тигра рот?
Почему люблю варенье?
Почему есть день рожденья?
Почему один скучаю?
Почему все замечаю?
Почему прошу ответить
На вопросы: все на свете?
Почему в Москве живу?
Почему не пишет ручка?
И еще я не пойму,
Почему я почемучка?
С. Николаева
II. Объявление темы урока.
На доске: выставка книг Б. Житкова, портрет писателя.
у ченик рассказывает о творчестве писателя.
Борис Степанович Житков (1882–1938) переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.
Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика, – все это отважные и умелые люди.
Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди.
Самая знаменитая книга писателя – «Энциклопедия для тех, кому от трёх до шести лет», он назвал ее «Что я видел» («Почемучка»). Первым слушателем и критиком стал настоящий почемучка – его сосед Алеша.
− Мы познакомимся с главами из этой книги.
III. Работа по теме урока.
Технологическая карта урока чтения в 2 Д классе
Ф.И.О. педагога: Бровкиной А.И. Должность: учитель начальных классов
Полное название: ГБОУ школа 131 Красносельского района Санкт-Петербурга
Предмет (дисциплина, направление деятельности) «Чтение» Класс: 2
(УМК, программа): рабочая программа по предмету «Чтение»; учебник: С.Ю. Ильина, А.К.Аксенова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова «Чтение» Часть I. Издательство «Просвещение» 2019г.;
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Тема урока: А. Шибаев «Одна буква»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: показать детям, правильность написания слова; развивать связную речь.
Предметные задачи:
-развивать фонематический слух, анализ и синтез, внимание и память;
— развивать навык произнесения слов различной звукослоговой структуры;
-уметь правильно определять наличие букв в словах.
Познавательные:
-выделять первый звук в словах-предметах;
-анализировать предлагаемый наглядный материал по теме урока;
-делать обобщение по информации.
Регулятивные:
-определять проблему, опираясь на изученный материал и личный опыт;
-оценивать правильность выполнения действия;
— делать выводы, исходя из предложенных фактов и материалов.
Коммуникативные:
— взаимодействовать с учителем и в работе друг с другом;
-приводить примеры, из ходя из личных наблюдений и изученного материала.
Личностные:
-применять новые знания в повседневной жизни;
-оценивать свои поступки, опираясь на полученные знания.
Оборудование: презентация Power Point, плакат со словом ворота, исправленное на ворона, слоговые таблицы, индивидуальные листы слов, индивидуальные конверты с разрезными картинками, магнитная азбука, раскраска Ворона ( у каждого учащегося), цветные карандаши (жёлтый и черный цвет), смайлы (поощрение в конце урока), аудиозапись (для проведения физминутки).
Основные этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
БУД |
Оборудование |
I.Орг. момент |
Громко прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. |
Эмоциональный настрой на урок Актуализируют знания |
Регулятивные: уметь произвольно включаться в учебную деятельность |
Визуальное расписание |
II. Актуализация опорных знаний. |
-Ребята, на прошлом уроке мы с вами прочитали стихотворение, которое называется «Падают, падают листья…» Давайте вспомним, о чем это стихотворение. Кто может прочитать отрывок? Ребенок читает отрывок стихотворения. -Ребята, все птицы улетели, посмотрите, кто остался? -Кто это? (Ворона) -Кто-нибудь знает как разговаривает ворона? -А давайте сейчас проверим? (открываем слоги на доске) -Так как говорит ворона? (Кар-кар) |
Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем. Читают и отвечают на вопросы. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем. |
Коммуникативные: уметь вступать в контакт учитель-ученик Познавательные: выделять существенные и общие признаки Личностные: психологическая подготовка к восприятию материала |
Изображение Вороны. Схема слогов на доске (Кар-кар-кар, га-га-га, кря-кря, ку-ку, чик-чирик, чив-чив) |
III. Сообщение темы урока. |
-Ребята, ворона осталась, потому что дети перепутали буквы, и написали слово ворона не правильно. А вот, какие буквы перепутали мы узнаем прочитав рассказ, который называется «Одна буква» |
Дети слушают, рассуждают, делают выводы. |
Коммуникативные: рассуждать, высказывать своё мнение, обобщать, делать вывод |
|
IV. Основная часть. |
Учитель читает текст. Учитель задает вопросы. -Ребята, кого нарисовала Лена? Как подписала картинку Лена, правильно или нет? Какую ошибку в слове ворона сделала Лена? -Давайте еще раз прочитаем вместе рассказ. Ребята читают рассказ. |
Слушают, читают, анализируют и отвечают на вопросы. |
Познавательные: анализ и выделение существенной информации и детальная работа с ней; Регулятивные: активно участвовать в деятельности, Коммуникативные: рассуждать, высказывать и доказывать своё мнение, слушать, отвечать на вопросы Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие умения оценивать свою деятельность. |
Учебник, картинки (ворона, ворота) |
V. Физминутка. |
Педагог включает музыкальное сопровождение. |
Обучающиеся выполняют динамическую паузу. |
Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений по экрану монитора. |
аудиозапись |
VI. Закрепление материала. |
-Теперь вы знаете какую ошибку допустили ребята. Давайте вместе правильно составим слова ворона и ворота. (Ребята составляют слова из слогов, учитель составляет на доске ) — Давайте сделаем Вороне подарок, её портрет и покажем, как раскрашивать картинки. |
Оценивают и комментируют свою работу и коллективную работу. Индивидуальная работа с раскрасками. |
Регулятивные: ориентация в выполнении заданий, оценивают свои действия и действия одноклассников Коммуникативные: взаимодействие в процессе игры Познавательные: делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируют на наглядном материале |
Условно-графическая схема слов Во-ро-на, Во-ро-та, раскраска Ворона с образцом. |
VII. Рефлексия. |
Итоги урока. Оценивание учащихся. Подарки от Вороны. |
Оценивают и комментируют свою и коллективную работу. |
Личностные: осуществляют самооценку Коммуникативные: поддерживают беседу с педагогом |
Тема: Чудесные превращения слов.
Цель: показать детям, как изменяются слова; прививать любовь к родному языку, развивать связную речь.
Оборудование: таблица (2 колодца), плакат со словами, медали для смекалистых.
Ход занятия:
1.Организация класса.
2. Сообщение темы и цели.
— Сегодня мы с вами поговорим о словах, об их чудесных превращениях, которых в русском языке очень много, и каждое по-своему интересно. Чем больше знает слов человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. И чтобы наша речь была красивой,
надо знать много слов. Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте.
-Что бывает, если на место одной буквы встанет другая?
(слово изменится)
3.Рассказ Шибаева «Одна буква».
-Об этом мы узнаем из рассказа Шибаева «Одна буква».
Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала «варона».
Я ей говорю:
— Ты неверно написала. После «в» надо «о», а не «а».
А Маша отвечает:
-Ну, подумаешь, одна буква. Варона или ворона-какая тут разница? И так все поймут.
Тогда я сказал:
-А ну-ка, зачеркни в слове «ворона» букву «н». Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши букву «т». Что получилось?
Смеётся Маша:
-Вот чудеса, получились ворота!
-Поняла, говорю, что значит одна буква?
— А потом писатель сочинил для Маши несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. И вот что получилось:
Говорят, один рыбак
в речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
-Кто попался на крючок? (дом)
-Какое слово должно быть в стихотворении? (сом)
Какая буква встала не на своё место?
Оказывается, одна маленькая буква может превратить одно слово в другое. Был сом, стал дом. Послушаем другие стихи и найдём в них слова с заблудившимися буквами.
1.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
-Там ползёт зелёный лук с длинными усами. (лук- жук).
2.Врач напомнил дяде Мите: -не забудьте об одном:
Обязательно примите 10 цапель перед сном. (капель)
3.Жучка будку не доела; Неохота; надоело. (булку).
4.На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес).
5.Забодал меня котёл, на него я очень зол. (козёл).
6.Закричал охотник: ой! Двери гонятся за мной. (звери).
7.На виду у детворы крысу красят маляры. (крышу).
8.Посмотрите-ка, ребятки, баки выросли на грядке. (маки)
9.Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)
10.Мы собирали васильки, на головах у нас щенки.(венки)
11.Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.(коне).
12. Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)
13.Миша дров не напилил, печку кепками топил.(щепками)
14.Синеет море перед нами, летают майки над волнами.(чайки).
4.Занимательные упражнения.
-Интересные изменения могут произойти со словами, если заменить одну букву другой. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой в русском языке очень много, и мы убедимся в этом, выполнив несколько упражнений.
На плакате: бочка (замените подчёркнутую букву другой, так, чтобы получилось новое слово) Точка, дочка, кочка, почка , мочка, ночка.
Лапка (шапка, папка)
Ум (ус, уж)
Кот, кол, ком, кон, код
Коза, кожа, кора, коса.
-На таблице 2 колодца, рядом стоят вёдра, которыми нужно достать воды. Выберите ведро так, чтобы буква подошла к тем, что написаны на срубе. У вас получится по 4 разных слова. Будьте внимательны!
М…к у л…к
Б…к а с…к
Р…к б…к
Л…к ж…к
-Послушайте стихи Викторова и найдите в них ошибки:
1.На верхушке каланчи день и ночь кричат врачи,
А о чём они кричат, вы спросите у врачат.
2.Пустили щуку в печку, пирог спустили в речку.
Часок подержали, и вынули в срок горелую щуку и мокрый пирог.
-Почему появились эти ошибки?
—Вы убедились, что слова в предложениях могут стоять только на своём месте, а не в следующем предложении.
-На доске слова: хлев, уточка, щель, укол, коса, мрак, удочка, столб, зубр, полк, волк. В каждом из этих слов спряталось ешё одно слово. Какие слова спрятались?
-Когда вы ходили в лес или вечером на речку, то слышали эхо. Вы кричали, а эхо вам отвечало, и вы слышали лишь конец слова. Проведём игру «эхо». Вам будет названо слово, а вы хором назовите конец слова так, чтобы получилось новое слово.
( смех, скот, экран, олень, клещ, мель, снаряд, кремень, град.)
5.Шуточные стихи Шибаева «Озорные буквы».
-Я прочитаю стихи А. Шибаева «Озорные буквы», а вы называйте последнее слово.
Не давали буквам дела, им безделье надоело.
Надоело им скучать и пошли озорничать.
В карман к монтёру – прыг! А в кармане – ролики.
Из кармана в тот же миг выскочили кролики.
6.Итог урока.
-С чем познакомились на уроке?
-Что нового узнали?