Рассказ шибаева одна буква

− Язык, на котором мы говорим, красив и богат. В русском языке слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие, вежливые, добрые, важные, родные, самые дорогие. Много слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. Вы все умеете читать. Много нового и интересного вам помогли узнать стихи и сказки Александра Александровича Шибаева.

− Я хочу подарить вам еще одну его сказку:

Одна буква

− Дедушка, смотри, какую я варону нарисовала! Хорошо? [На доске: нарисована ворона и написано слово «варона».]

− Очень хорошо! Но слово «ворона» ты написала неверно: после «в» надо «о», а не «а».

− Ну, подумаешь, – одна буква… «вАрона» или «вОрона» – какая тут разница?

− А ну-ка, зачеркни в слове «ворона» букву «н». Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву «т». Что получилось?

− Вот чудеса! получились «ворота»!

− Поняла теперь, что значит одна буква?

* * *

− Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте.

Сказка А. Шибаева «Одна буква» - №1 - открытая онлайн библиотека

Чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета».

− Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Григория Остера. Прочитайте название рассказа.

Беседа после прочтения.

− Какой это рассказ: грустный или весёлый? Что вам показалось смешным?

− Этот рассказ больше похож на правду или вымысел? Почему?

– Кто хочет сам прочитать этот рассказ?

Словарная работа.

− Прочитайте слова плавно:

                  Чердак

                  Пожалуйста

                  Из подъезда

                  Заволновался

                  Без присмотра

8. Повторное самостоятельное чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета».

Выборочное чтение текста.

− Для чего щенок пришёл на чердак? (Щенок принёс на чердак котлету, положил её в уголок и сказал котёнку: «Посмотри, пожалуйста, чтоб никто не взял мою котлету. Я немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её».)

− Кому щенок доверил охранять котлету? Почему?

− С какой просьбой обратился щенок к котёнку?

− Почему щенок заволновался?

− Было ли это приятным сюрпризом? Ведь он все-таки «спрятал»?

− Как надо читать слова Гава? Почему? Какое слово подсказывает?

− Убедил ли котенок своего друга в надежности того места, куда он спрятал котлету?

Работа с иллюстрацией.

− Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, как менялось настроение у щенка. Почему?

− Найдите и прочитайте самый важный момент в рассказе.

− Предположите, что произойдет потом. Будут ли друзья ссориться из-за котлеты? (Нет. В рассказах Г. Остера герои-звери разговаривают друг с другом, поэтому они всегда могут договориться.)

III. Итог урока.

− Кто главные герои историй Г. Остера, которые мы прочитали?

– Как к ним относится автор?

– Каково ваше отношение к ним?

Урок 13
Б. ЖИТКОВ «КАК МЕНЯ НАЗЫВАЛИ».
А. КуШНЕР «БОЛЬШАЯ НОВОСТЬ»

Цели : познакомить с писателем Б. Житковым и его произведением «Что я видел»; совершенствовать навыки правильного выразительного чтения; учить работать в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

ПОЧЕМУЧКА

Почему на крыше кот?

Почему у тигра рот?

Почему люблю варенье?

Почему есть день рожденья?

Почему один скучаю?

Почему все замечаю?

Почему прошу ответить

На вопросы: все на свете?

Почему в Москве живу?

Почему не пишет ручка?

И еще я не пойму,

Почему я почемучка?

С. Николаева

II. Объявление темы урока.

На доске: выставка книг Б. Житкова, портрет писателя.

у ченик рассказывает о творчестве писателя.

Борис Степанович Житков (1882–1938) переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.

Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика, – все это отважные и умелые люди.

Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди.

Самая знаменитая книга писателя – «Энциклопедия для тех, кому от трёх до шести лет», он назвал ее «Что я видел» («Почемучка»). Первым слушателем и критиком стал настоящий почемучка – его сосед Алеша.

− Мы познакомимся с главами из этой книги.

III. Работа по теме урока.

                                                           Технологическая карта  урока чтения в 2 Д классе

Ф.И.О. педагога: Бровкиной А.И.    Должность: учитель начальных классов

Полное название: ГБОУ школа 131 Красносельского района Санкт-Петербурга

Предмет (дисциплина, направление деятельности)  «Чтение»  Класс: 2

 (УМК, программа): рабочая программа по предмету «Чтение»;  учебник: С.Ю. Ильина, А.К.Аксенова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова «Чтение» Часть I. Издательство «Просвещение» 2019г.;

адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Тема урока: А. Шибаев «Одна буква»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: показать детям, правильность написания слова; развивать связную речь.

Предметные задачи:

-развивать фонематический слух, анализ и синтез, внимание и память;

— развивать навык произнесения слов различной звукослоговой структуры;

-уметь правильно определять наличие букв в словах.

Познавательные:

-выделять первый звук в словах-предметах;

-анализировать предлагаемый наглядный материал по теме урока;

-делать обобщение по информации.

Регулятивные:

-определять проблему, опираясь на изученный материал и личный опыт;

-оценивать правильность выполнения действия;

— делать выводы, исходя из предложенных фактов и материалов.

Коммуникативные:

 взаимодействовать с учителем и в работе друг с другом;

-приводить примеры, из ходя из личных наблюдений и изученного материала.

Личностные:

-применять новые знания в повседневной жизни;

-оценивать свои поступки, опираясь на полученные знания.

Оборудование: презентация Power Point, плакат со словом ворота, исправленное на ворона, слоговые таблицы, индивидуальные листы слов, индивидуальные конверты с разрезными картинками, магнитная азбука, раскраска Ворона ( у каждого учащегося), цветные карандаши (жёлтый и черный цвет), смайлы (поощрение в конце урока), аудиозапись (для проведения физминутки).

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

БУД

Оборудование

I.Орг. момент

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Эмоциональный настрой на урок

Актуализируют знания

Регулятивные: уметь произвольно включаться в учебную деятельность

Визуальное расписание

II. Актуализация опорных знаний.

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами прочитали стихотворение, которое называется «Падают, падают листья…»

Давайте вспомним, о чем это стихотворение.

Кто может прочитать отрывок?

Ребенок читает отрывок стихотворения.

-Ребята, все птицы улетели, посмотрите, кто остался?

-Кто это? (Ворона)

-Кто-нибудь знает как разговаривает ворона?

-А давайте сейчас проверим? (открываем слоги на доске)

 -Так как говорит ворона?

(Кар-кар)

Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем.

Читают и отвечают на вопросы.

Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем.

Коммуникативные: уметь вступать в контакт учитель-ученик

Познавательные: выделять существенные и общие признаки

Личностные: психологическая подготовка к восприятию материала

Изображение  Вороны.

Схема слогов на доске (Кар-кар-кар, га-га-га, кря-кря, ку-ку, чик-чирик, чив-чив)

III. Сообщение темы урока.

-Ребята, ворона осталась, потому что дети перепутали буквы, и написали слово ворона не правильно. А вот, какие буквы перепутали мы узнаем прочитав рассказ, который называется «Одна буква»

Дети слушают, рассуждают, делают выводы.

Коммуникативные: рассуждать, высказывать своё мнение, обобщать, делать вывод

IV. Основная часть.

Учитель читает текст.

Учитель задает вопросы.

-Ребята, кого нарисовала Лена? Как подписала картинку Лена, правильно или нет? Какую ошибку в слове ворона сделала Лена?

-Давайте еще раз прочитаем вместе рассказ.

Ребята читают рассказ.

Слушают, читают, анализируют и отвечают на вопросы.

Познавательные: анализ и выделение существенной информации и детальная работа с ней;

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, Коммуникативные: рассуждать, высказывать и доказывать своё мнение, слушать, отвечать на вопросы

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие умения оценивать свою деятельность.

Учебник, картинки (ворона, ворота)

V. Физминутка.

Педагог включает музыкальное сопровождение.

Обучающиеся выполняют динамическую паузу.

Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений по экрану монитора.

аудиозапись

VI. Закрепление материала.

-Теперь вы знаете какую ошибку допустили ребята. Давайте вместе правильно составим слова ворона и ворота.

(Ребята составляют слова из слогов, учитель составляет на доске )

— Давайте сделаем Вороне подарок, её портрет и покажем, как  раскрашивать картинки.

Оценивают и комментируют свою работу и коллективную работу.

Индивидуальная работа с раскрасками.

Регулятивные: ориентация в выполнении заданий, оценивают свои действия и действия одноклассников

Коммуникативные: взаимодействие в процессе игры

Познавательные: делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируют на наглядном материале

Условно-графическая схема слов Во-ро-на, Во-ро-та, раскраска Ворона с образцом.

VII. Рефлексия.

Итоги урока.

Оценивание учащихся.

Подарки от Вороны.

Оценивают и комментируют свою и коллективную работу.

Личностные: осуществляют самооценку

Коммуникативные: поддерживают беседу с педагогом

Внеклассное занятие по русскому языку. 1класс.
Тема: Чудесные превращения слов.

Цель: показать детям, как изменяются слова; прививать любовь к родному языку, развивать связную речь.

Оборудование: таблица (2 колодца), плакат со словами, медали для смекалистых.

Ход занятия:

1.Организация класса.

2. Сообщение темы и цели.

— Сегодня мы с вами поговорим о словах, об их чудесных превращениях, которых в русском языке очень много, и каждое по-своему интересно. Чем больше знает слов человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. И чтобы наша речь была красивой,

надо знать много слов. Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте.

-Что бывает, если на место одной буквы встанет другая?

(слово изменится)

3.Рассказ Шибаева «Одна буква».

-Об этом мы узнаем из рассказа Шибаева «Одна буква».

Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала «варона».

Я ей говорю:

— Ты неверно написала. После «в» надо «о», а не «а».

А Маша отвечает:

-Ну, подумаешь, одна буква. Варона или ворона-какая тут разница? И так все поймут.

Тогда я сказал:

-А ну-ка, зачеркни в слове «ворона» букву «н». Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши букву «т». Что получилось?

Смеётся Маша:

-Вот чудеса, получились ворота!

-Поняла, говорю, что значит одна буква?

— А потом писатель сочинил для Маши несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. И вот что получилось:

Говорят, один рыбак

в речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

-Кто попался на крючок? (дом)

-Какое слово должно быть в стихотворении? (сом)

Какая буква встала не на своё место?

Оказывается, одна маленькая буква может превратить одно слово в другое. Был сом, стал дом. Послушаем другие стихи и найдём в них слова с заблудившимися буквами.

1.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

-Там ползёт зелёный лук с длинными усами. (лук- жук).

2.Врач напомнил дяде Мите: -не забудьте об одном:

Обязательно примите 10 цапель перед сном. (капель)

3.Жучка будку не доела; Неохота; надоело. (булку).

4.На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес).

5.Забодал меня котёл, на него я очень зол. (козёл).

6.Закричал охотник: ой! Двери гонятся за мной. (звери).

7.На виду у детворы крысу красят маляры. (крышу).

8.Посмотрите-ка, ребятки, баки выросли на грядке. (маки)

9.Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)

10.Мы собирали васильки, на головах у нас щенки.(венки)

11.Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.(коне).

12. Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)

13.Миша дров не напилил, печку кепками топил.(щепками)

14.Синеет море перед нами, летают майки над волнами.(чайки).

4.Занимательные упражнения.

-Интересные изменения могут произойти со словами, если заменить одну букву другой. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой в русском языке очень много, и мы убедимся в этом, выполнив несколько упражнений.

На плакате: бочка (замените подчёркнутую букву другой, так, чтобы получилось новое слово) Точка, дочка, кочка, почка , мочка, ночка.

Лапка (шапка, папка)

Ум (ус, уж)

Кот, кол, ком, кон, код

Коза, кожа, кора, коса.

-На таблице 2 колодца, рядом стоят вёдра, которыми нужно достать воды. Выберите ведро так, чтобы буква подошла к тем, что написаны на срубе. У вас получится по 4 разных слова. Будьте внимательны!

М…к у л…к

Б…к а с…к

Р…к б…к

Л…к ж…к

-Послушайте стихи Викторова и найдите в них ошибки:

1.На верхушке каланчи день и ночь кричат врачи,

А о чём они кричат, вы спросите у врачат.

2.Пустили щуку в печку, пирог спустили в речку.

Часок подержали, и вынули в срок горелую щуку и мокрый пирог.

-Почему появились эти ошибки?

Вы убедились, что слова в предложениях могут стоять только на своём месте, а не в следующем предложении.

-На доске слова: хлев, уточка, щель, укол, коса, мрак, удочка, столб, зубр, полк, волк. В каждом из этих слов спряталось ешё одно слово. Какие слова спрятались?

-Когда вы ходили в лес или вечером на речку, то слышали эхо. Вы кричали, а эхо вам отвечало, и вы слышали лишь конец слова. Проведём игру «эхо». Вам будет названо слово, а вы хором назовите конец слова так, чтобы получилось новое слово.

( смех, скот, экран, олень, клещ, мель, снаряд, кремень, град.)

5.Шуточные стихи Шибаева «Озорные буквы».

-Я прочитаю стихи А. Шибаева «Озорные буквы», а вы называйте последнее слово.

Не давали буквам дела, им безделье надоело.

Надоело им скучать и пошли озорничать.

В карман к монтёру – прыг! А в кармане – ролики.

Из кармана в тот же миг выскочили кролики.

6.Итог урока.

-С чем познакомились на уроке?

-Что нового узнали?

  • Рассказ чудесный доктор читать полностью
  • Рассказ что я делал вчера на английском
  • Рассказ что такое хорошая книга
  • Рассказ что такое счастье
  • Рассказ что такое семья для детей