Рассказ школьного портфеля тимянский читать

И.Р.  Калмыкова,
г. Ярославль

Занимательные
упражнения и игры к разделу
«Фонетика. Орфоэпия.
Орфография»

Тема «Ударение»

Ударение как
средство смыслового различения слов

Единственный в городе
орган

Однажды первоклассник Петя открыл
газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль
приехали немецкие специалисты, чтобы
отремонтировать единственный в городе орган.
Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля
своим великолепным звучанием. Особенно рада
этому хозяйка органа – заслуженная артистка
Российской Федерации Л.Шишханова».

Петя очень удивился.

«Мама, – спросил он. – Почему во всем
Ярославле только один орган? Ведь орган есть у
каждого человека, и не один. И какой орган
вылечили – сердце? почки? Какая-то странная
заметка!»

Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты
перепутал два похожих, но разных по смыслу
слова».

Какие же слова спутал Петя? Почему
возникла эта путаница?

Странные подарки

Первого сентября Артем проснулся рано.
Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе
лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари
их твоему любимому учителю по техническому
труду, а ирис – твоему классному руководителю
Ольге Константиновне».

Артем взял большие гвозди, конфеты
ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно
вручил учителю труда, а ириски – классному
руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В
чем дело, Артем?» – спросили они.

Что перепутал Артем?

Непонятное слово

Учительница написала Ане в дневник:
«Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла
дома атласный материал и принесла его в школу. На
уроке учительница Галина Александровна сказала:
«А теперь откройте ваши атласы и найдите в них
Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая
Африка? Какая Америка? У меня материал
однотонный». Она оглянулась, посмотрела на
других ребят – и все поняла…

Что поняла Аня?

Почему автор поставил
ударение?

Знак ударения в письменном тексте
обычно не ставится. Почему же он поставлен в
данных предложениях?

1. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский)
2. Что это тут, духи или духи? (Л.Н.  Толстой) 3.
Дела в приказе Большого дворца было много, и дела
путаные. (А.Н.  Толстой) 4. И чувства и мысли
так и остаются не столько несказанные, сколько
несказанные. (А.Эфрон)

Особенности русского
ударения

Ударение в русском языке очень
своеобразно. В чем его специфика?

Первой особенностью русского
ударения является то, что оно свободное,
то есть не прикреплено к определенному слогу в
слове. Оно может падать и на первый слог (воля,
город)
, и на второй (свобода, природа), и на
третий (молоко, молодой) и т.д. Такое ударение
называется также разноместным.

В других языках ударение зачастую
прикреплено во всех словах к определенному
слогу. Например, во французском и турецком языках
оно всегда падает на последний слог. Сравни
французские слова: одеколон, эскимо, пломбир,
туалет, пальто, комбинезон, салют, Париж, дебют
.

В польском языке ударение всегда
падает на предпоследний слог: Варшава,
Освенцим, Краков, Сопот, Висла, Зелена Гура,
Вроцлав, Познань
. В чешском и венгерском языках
оно всегда приходится на первый слог. Возьмем
чешские слова: Прага, Карловы Вары, чехи, Влтава
– и венгерские: Венгрия, Ференц Лист, Шандор
Петефи, Ференц Ракоци
.

Второй особенностью русского
ударения является его подвижность, то
есть способность менять свое место в зависимости
от формы слова.

Например: понять – понял – поняла;

сестра – сёстры;

стена – нет стены.

Третьей особенностью русского
ударения является его изменчивость,
которая выражается в том, что с течением времени
ударение меняет свое место в слове и появляется
новый вариант произношения. Например, раньше
говорили: кладбище, паспорт, эпиграф, воздух,
библиотека, музыка, призрак, роскошный
.

Сейчас такое произношение считается
неправильным. Но оно сохранилось в
художественных произведениях. И мы можем
встретить старое произношение в стихах Пушкина,
Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в
произведениях других поэтов и писателей.

Сравни:

Гремит музыка полковая.

(А.Пушкин)

Вертит очками так и сяк.

(И.Крылов)

Ворон не жарят, не варят.

(И.Крылов)

А как же читать эти строчки нам,
современным людям? Произносить их нужно
по-старому, в соответствии с нормой XIX века, так
как при изменении ударения на современный лад
«ломаются» размер и ритм стиха, исчезают его
слаженность, гармоничность.

Процесс изменения ударения идет и
сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно
было произносить только договор, то сейчас
допустимым является и договор. Это касается и
таких слов, как камбала, кулинария, феномен,
ракушки, августовский
. Если раньше такие
варианты их произношения, как камбала,
кулинария, ракушка, феномен, августовский,

считались нелитературными, то теперь они
являются допустимыми.

Такая вариативность и подвижность
русского ударения создает определенные
трудности при произношении не только для
иностранцев, но и для русских людей. Очень часто
возникают сомнения, как произносить то или иное
слово. В этих случаях неоценимую помощь вам
окажут словари – орфоэпические, толковые,
энциклопедические.

Задания, игры,
упражнения

Правы ли классики?

Прочитайте отрывки из стихотворений
русских поэтов XIX века. Как вы думаете, не
является ли ошибочным ударение в выделенных
словах? Неужели Пушкин, Крылов и Некрасов
ошибались? Можно ли исправить текст?

И долго с бурными волнами
Боролся опытный гребец.

(А.Пушкин)

Воротись, дурачина, ты к рыбке:
Поклонись ей, выпроси уж избу.

(А.Пушкин)

Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.

(И.Крылов)

Мы, старики, уж нынче не танцуем,
Музыки гром не призывает нас.

(А.Пушкин)

Известно, что слоны в диковинку у нас –
Так за слоном толпы зевак ходили.

(И.Крылов)

Ищем произносительные
архаизмы

В приведенных ниже парах слов одно
слово является по своему произношению
устаревшим. Найдите такие устаревшие слова.

кладбище – кладбище

ножны – ножны

удалой – удалый

безудержный – безудержный

случай – случай

паспорт – паспорт

библиотека – библиотека

жаворонок – жаворонок

Проверь себя

Прочитайте варианты
произношения слов. В каком варианте вы
произносите приведенные слова сами? В какой речи
– официальной или разговорно-обыденной –
используете вы эти варианты?

Закончи текст

Прочитайте незаконченные тексты.
Ответьте на вопросы. Придумайте концовки
текстов.

а) Эту историю рассказал известный
русский ученый-лингвист Р.А.  Будагов:

«Как-то я слушал по радио передачу для
детей «В мире животных». Научный сотрудник
Московского зоопарка интересно и увлекательно
рассказывал о том, как у медведицы в неволе
родились медвежата и какие они забавные. И вдруг
прозвучало: «Новорожденные чувствуют себя
хорошо». Я выключил радио. И все из-за того, что…»

Почему же выключил радио известный
ученый?

б) А вот какой случай привел ученый Р.А.
 Будагов из собственной практики:

«Читая лекцию о культуре языка в
подготовленной аудитории, я неожиданно для
самого себя поставил неправильное ударение в
слове принявший и сейчас же заметил
насмешливые огоньки в глазах моих слушателей –
«ишь, поучает, а сам…». Я почувствовал, что
потеряю внимание и доверие аудитории, если не
исправлю ошибку. Пришлось извиняться и повторить
предложение с правильным ударением: принявший».

С каким ударением произнес слово принявший
известный ученый во второй раз, то есть
правильно?

Подсказка

К 1-му тексту:

А все из-за того, что ударение в первом
слове было поставлено неправильно. Вспомним
Максима Горького – «рождённый ползать
летать не может». Ударение остается на том же
слоге и в слове новорождённый.

Ко 2-му тексту:

Правильно говорить принявший.

Фельетон

Прочитайте стихотворный фельетон
В.Масса и Н.Червинского. Выпишите выделенные
слова, поставьте правильные ударения. Какое
впечатление произвел на вас человек,
изображенный в фельетоне?

Между прочим

Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».

Коварный творог

Прочитайте шутливое стихотворение и
скажите, как не нужно произносить слово творог?

Какую произносительную ошибку
допустил кассир? Как правильно сказать?

Шутка

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог…
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!».

(В.Громов)

Ответ. В разговорно-бытовой речи
допустим и тот, и другой вариант произношения
слова творог. Но в соответствии со строгими
литературными нормами лучше говорить творог.
А кассирша должна была сказать распродана.

Догадайся по рифме

Правильно поставить ударение в слове
помогают поэтические тексты, где нужное ударение
подсказывает рифма. Прочитайте отрывки из
стихотворений и определите ударение в
выделенных словах.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала

(А.Пушкин)

Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.

(А.Барто)

Стоит девочкам начать,
Дай им только волю, –
Будут целый день качать
И баюкать Лелю.

(А.Барто)

И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен – на всем своем массиве, –
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем все делался
красивей.

(М.Исаковский)

Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.

(А.Пушкин)

Погиб! К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!

(М.Лермонтов)

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

(Ю.Тимянский)

Выучи наизусть

Обратите внимание на ударения в
выделенных словах. Выучите наизусть это
стихотворение.

Выполняя договоры,
Инженеры и шофёры,
Столяры и маляры –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы.

Рифма-помощница

Вставьте вместо точек слова,
расставляя ударения. А поможет вам в этом рифма.

Самолетом правит летчик.
Трактор водит тракторист.
Электричку – машинист.
Стены выкрасил … .
Доску выстругал … .
В доме свет провел … .
В шахте трудится … .
В жаркой кузнице … .
Кто все знает – … !

(А.Шибаев)

Отгадай загадки

Запоминать слова с правильно
поставленным ударением помогают загадки.
Например, такие:

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный … .

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все … .

Мнемонические пары

Есть в русском языке слова, в
произношении которых многие делают ошибки.
Выучить их вам помогут рифмующиеся слова.
Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.

договор – приговор – разговор
каталог – диалог – некролог
шофёр – монтёр
облегчить – полечить
звонит – говорит
столяр – маляр
документ – инструмент – медикамент
портфель – щавель
средства для детства

Игра «Кто быстрее?»

Распределите слова в три столбика: в
первый – слова с ударением на первом слоге; во
второй – слова с ударением на втором слоге; в
третий – с ударением на третьем слоге.

Побеждает тот, кто сделает быстрее и не
ошибется.

Контрольный
лист

километр
красивее
квартал
каталог
баловать
банты
ворота
газопровод
договор
заржаветь
звонит
магазин
молодёжь

медикаменты
начать
нефтепровод
обеспечение
партер
портфель
распоясался
случай
столяр
танцовщица
украинский
шофёр
щавель

Соревнование на
лучшего диктора

Расставьте в словах ударения. Кто это
сделает без ошибок, тот победитель.

Алфавит, арест, диалог, документ,
каталог, квартал, километр, комбайнер, магазин,
медикаменты, мельком, морковь, призыв, портфель,
процент, случай, столяр, свекла, цемент, шофер,
щавель, молодежь, звонить, ремень
.

Обновлено: 10.01.2023

Общая: Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.

Частная: Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.

  1. Познакомить учащихся с нормами литературного языка.
  2. Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.
  3. Способствовать повышению речевой культуры.
  4. Содействовать развитию коммуникативных навыков.

I блок – вводный (постановка учебной проблемы);

II блок – работа над нормами литературного языка (поиск решения данной проблемы);

III блок – выражение найденного решения;

IV блок – реализация готового продукта.

Предупредить 2-3 человека, чтобы положили портфели на парты, и 2-3 человека, чтобы остались сидеть, когда прозвенит звонок и учитель войдет в класс.

Ну шо вы стоите, как с т а т`у и?

Нихто вас не учил что-ли, чё нужно ответить?

П о в т`о р и м ещё раз!

А вы почему сидите.

Сколько р а з`о в; вам было г о в`о р е н о , что, когда; х в`о д и тp; учитель, надобно вставать…

Теперь с и д`а й т е…

Ну сколько можно в д`о л б л и в а т ь , шоб не л`ож и л и п`о р т ф е л и на парты, убирайте щас–же.

Сидите тут, спрятались за ними, как `а г е н т ы 007 (нуль, нуль, семь).

Вот и дилехтур опять жаловалась на вас.

Пораскидывали п`о л ь т а в колидоре по окнам, как в м`а г а з и н е.

Чтобы больше не показывали свои хвокусы, а унесли одёжу на перемене в галдероб.

Всё, а теперь ; с л`у х а е м меня.

Начнём наш учебный; д и`а л о г!

/ Пауза. Учитель выходит из образа /

— Ребята, почему вы смеялись? /Дети отвечают/

А возможна ли такая ситуация в школе? Почему? /Ответы детей/

Литературный язык – это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.

2. Формулировка темы, целей, задач урока.

а) — Сегодня мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде красиво и правильно звучащей речи. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку. Это очень важно, потому что небрежная, невнятная, неряшливая речь свидетельствует о низком культурном уровне говорящего, о неуважении к собеседнику.

б) Работа в тетрадях: запись даты, темы урока.

в) Чтение учителем эпиграфа.

Работая на уроке, будем постоянно помнить о словах великого писателя.

г) Итак, чтобы в нашей речи не появлялись слова – уродцы, нужно владеть нормами литературного языка.

Что же такое нормы? /Ответы детей/

Нормы литературного языка – это общие правила произношения слов, их изменения и связи друг с другом.

А теперь, друзья, отправляемся за чудесами!

/Учитель читает стихотворение, у детей на парте листы со стихотворением/

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

И до меня дошёл черёд:

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут П е т`я.

— П е т`я! – несётся со двора, —

Тебе домой идти пора!

— Не трогай малыша, П е т`я,

Ведь ты большой, а он дитя!

— Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

— Как бы вы ответили на вопрос мальчика? /Ответы детей/

— Почему нельзя нарушать произносительные нормы? /Ответы детей/

Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно произносить слова?

Как думаете, в какой словарь? /Ответы детей/

Орфоэпический словарь.

Орфоэпия — наука, которая изучает нормы произношения.

Это слово пришло из греческого языка (орфос – правильный, эпос – речь)

Перед вами орфоэпический словарь, давайте посмотрим, как по нему работать. /Дети слушают объяснение учителя/

— Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя произносил неправильно.

— Запишем их правильно в тетрадь.

Коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла.

Если дети слово свёкла не называют, то задаётся вопрос: Что сечёт хозяйка?

— Найдите это слово в словаре.

4. Работа в группах.

— Так что же нужно делать, если слово встретилось вам впервые, и вы не знаете, как его надо произносить? /Ответы детей/

— Предлагаю вам поработать в группах по карточкам. Класс делится на 6 групп, каждая получает свою карточку.

Вам необходимо рассмотреть слова, записанные на карточке, научиться произносить и употреблять их в письменной речи. Каждая группа выбирает того, кто будет отвечать, и он всем рассказывает задание, которое выполняла его группа.

Произноси правильно! Прочитайте вслух. Следите за правильным ударением, буква, которая подчёркнута, является ударной.

Досуг, цемент, километр, щавель, пихта, хвоя, статуя, звонить, звонит, свёкла.

Прочитайте существительные. Запомните, как они произносятся и пишутся в именительном падеже м. ч. Подчёркнутая буква является ударной.

Учитель – учителя, доктор – доктора, директор – директора, шофёр – шофёры. Сторож – сторожа, инженер – инженеры, трактор – тракторы, стакан – стаканы, карман – карманы.

Прочитайте существительные, запомните, как они произносятся и пишутся в родительном падеже мн. ч.

И. п. Р. п. И. п. Р. п.
носки — носков колготки — колготок
ботинки — ботинок валенки — валенок

Говори правильно!

Пара ботинок (валенок, колготок, сапог), но пара носков.

Одно пальто – много пальто

И. п. что? пальто

Р. п. чего? пальто

Д. п. чему? пальто

В. п. что? пальто

Т. п. чем? пальто

П. п. о чём? о пальто

Слова пальто, метро, такси, шоссе, кофе не склоняются и не изменяются по числам.

С. Ю. Тимянский
Рассказ школьного портфеля
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему теснее двенадцать лет.
Но разговаривает он до сих пор
Не коридор, а колидор.
Дилектор заходит в кабинет.
Закрыт магазин на обед.
Секёт свеклу.
Пекёт блины.
И до меня дошёл черёд:
Портфель он ранцем зовёт
Но мне не зря Родную речь
Долей доверено оберегать.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
— Петя! несётся со двора.
Для тебя домой идти пора!
— Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты великий, а он дитя!
Петя обижен на ребят:
— Скажите, в чём я виноват?
Я не бранился, не дерзил
И никого не обидел,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Найдите в тексте синонимы.Для чего употребляет их создатель?

  • Васька
  • Русский язык
  • 2019-05-10 08:56:50
  • 7
  • 1

Малыш-дитя,грубиянил-оскорбил
для того,чтоб не было повтора слов,в первом случае для сопоставления.

Сергей Чесноков

Надежда, ясное дело, Петя профессиональный школьник! Ему 12 лет, а всё ещё в первом классе!

Надежда Козлова

Сергей Чесноков

Надежда Козлова

😯

А вот с «клала» интересная история: скажите вы в Москве клАла, и вас засмеют, как если бы вы сказали «хочете».
. с «косить трАву» та же история

Olga Antonova

Надежда Козлова

Olga,

Надежда Козлова

😊

Буквально вчера тут, по соседству, заспорили: пимы или пимЫ. Одни жители Севера утверждали — пИмы, другие — пимЫ

Елена Витязева

Надежда Козлова

🌹

Елена, спасибо!

Надежда Козлова

Прошло лет десять, но Петя
Не встал на верные путя
И говорит всегда «свекла»,
«Привезен творог нам с села».
Хоть он из города Москва,
Показать полностью.
Но вечно путает слова
И говорит: «Я в Строгино,»
Ему на это всё равно.
Ведь и в газете, и в кине —
Во всей его большой стране,
Подростков тьма и взрослых ряд,
Походу, так и говорят.
Поэтов прайд, писатель рой,
Да и филологи порой —
Великий русским языку
Гнут так — ни в лыко, ни в строку.
Согласно буквы языка
Не пишет ихняя рука.
И где-то «свешают» конфет, «грамм сто»,
Придвинут «тубарет»,
«Займут вам денег» в трудный час,
Живя как есть, без выкрутас,
Под вечер алкоголь вкусив,
Отправив грамотность в пассив.

-воспитывать правильную самооценку организованность, выдержку, умение соблюдать правила игры.

Форма проведения: игра-путешествие.

— Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского языка. Будем учиться бережному отношению к русскому языку.

Я мечтаю о звёздных полётах,

Межпланетным я стану пилотом,

Намечаю маршруты путей,

Только б вырасти мне поскорей.

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет —

В дальний рейс поведу звездолёт.

-Я права? Близки мысли лирического героя вашим мечтам?

В космос летят…космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты — знатоки языка.

(Записываем дату и тему урока)

(опрос по частям речи)

а) Внимательно прочитайте текст, найдите в нём словосочетания по схемам, запишите по 1 примеру

1.Я мечтаю о звёздных полётах,

Намечаю маршруты путей,

Межпланетным я стану пилотом,

Только б вырасти мне поскорей.

2.Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

3.Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет —

В дальний рейс поведу звездолёт.

Умнички, вы справились!

— Ребята, что-то повредилось в обшивке нашего корабля. Это сигналы предупреждения. Нужно выходить в открытый космос — устранять повреждение. А вот и оно. Нужно срочно выполнить синтаксический разбор предложения, иначе наш корабль упадет в пропасть.

Грозные инопланетяне мешают вашему путешествию.

/Учитель читает стихотворение, у детей на парте листы со стихотворением/

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

И до меня дошёл черёд:

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут П е т`я.

— П е т`я! – несётся со двора, —

Тебе домой идти пора!

— Не трогай малыша, П е т`я,

Ведь ты большой, а он дитя!

— Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

— Как бы вы ответили на вопрос мальчика? /Ответы детей/

— Почему нельзя нарушать произносительные нормы? /Ответы детей/

-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно произносить слова?

-Как думаете, в какой словарь? /Ответы детей/

— Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя произносил неправильно.

— Запишем их правильно в тетрадь и поставим ударение.

Коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла.

-А вот ещё попробуйте расставить ударение в словах:

Звонит, украинский, свекла, каталог, договор. (слайд6)

Молодцы! Вы, наверное, немного устали, давайте отдохнем!

Сначала буду маленьким,
(присесть)
К коленочкам прижмусь.
(обнять колени руками)
Потом я вырасту большим,
(встать)
До неба дотянусь.
(поднять руки вверх, встать на носочки)
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)

Нам пора отправляться на следующую планету, но чтобы туда попасть мы должны вспомнить пословицы и поговорки о русском языке. Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?

От доброго слова язык не усохнет.

Каков разум, таковы и речи.

Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Живое слово дороже мертвой буквы.

-Мы сегодня с вами не просто приземлились на этой планете, но еще и погуляем по ней.

Но на этой планете очень много ошибок, давайте их исправим, иначе мы не сможем двигаться дальше.

Ребята, перед нами письмо одной не очень грамотной девочки Оли. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля и тогда мы полетим на следующую планету.(на каждой парте карточка с письмом)

-Молодцы, и здесь хорошо поработали!Ребята, а где мы сможем проверить правильность написания слов? Правильно в орфографическом словаре.

Ребята, 8 сентября отмечается Международный день грамотности (International Literacy Day). Этот день призван привлечь внимание общественности к проблемам грамотности человечеста, ведь до сих пор очень многие взрослые остаются неграмотными, и многие дети также не посещают школы в силу отсутствия таковых, или по другим причинам социальным, финансовым. Более того даже те, кто окончил школу или иные образовательные учреждения не могут считаться грамотными, т.к. не соответствуют уровню современного мира и образованного человека.
В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей.

Грамотность — праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель. Сочетание амбициозных целей с недостаточностью и дублированием усилий, неадекватностью ресурсов и стратегий, а также с продолжающейся недооценкой глубины и сложности задачи повинны в сложившейся ситуации. Уроки последних десятилетий показывают, что достижение всеобщей грамотности нуждается не только в более эффективных усилиях, но и в дополнительной политической воле и в другом подходе на всех уровнях: местном, национальном и международном.

Какие стихотворения о русском языке и грамотности знаете вы?(Дети рассказывают стихи)

Какие же вы сегодня умнички!

— Итак, обсудим наш полёт.

— Отметим самых активных космонавтов.(Подсчёт звёздочек. Оценки)

Читайте также:

      

  • Шаблоны анализаторы для школ
  •   

  • Элементы дымковской росписи в детском саду во второй младшей
  •   

  • Школа плетения идеи кос
  •   

  • Экзистенциальная психотерапия ялом краткое содержание
  •   

  • Гу га краткое содержание

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля».

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»

О. А. Панова,

учитель начальных классов МОУ СОШ с. Поима

Белинского района, Пензенской области.

Данный урок способствует формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, обеспечивает осмыслению новых слов и понятий «спор», «обида», содействует воспитанию в детях культуры речи, чувства сострадания, помогает учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Технологическая карта урока литературного чтения

Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Поима, Панова Ольга Алексеевна

Предмет: литературное чтение

Класс 2

Тема урока Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»

Тип урока Урок постановки учебной задачи

Цель:

  • Развитие восприятия художественного произведения, обогащение опыта читателя-слушателя.

Задачи урока:

образовательные:  познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, обеспечить осмысление новых слов и понятий «спор», «обида», культура речи, соблюдать орфоэпические нормы языка.

  • развивающие:  содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов. Формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение (автор плюс заголовок), тему и жанр произведения, обогащать речь учащихся, расширять словарный словарь, развивать навык грамотной и красивой речи

  • воспитывающие: формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку, содействовать воспитанию в детях культуры речи, чувства сострадания, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Предметные:

— формировать у обучающихся представление о стихотворении, где происходят превращения слов.

Метапредметные:

Личностные:

— создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения.

Регулятивные:

— формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные:

— понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать стихотворение с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные:

— использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания. .Методы обучения: эвристическая беседа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, парная.

Средства обучения: учебник и печатная тетрадь, средства ИКТ.

Этап урока

Цель

Содержание

учебного материала

Форма учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Проверка готовности обучающихся.

их настрой на работу

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем нашим гостям!

Доброе утро всем-

кто любит литературное чтение!

Спасибо. Начнем наш урок.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Выполнение комплекса упражнений

Настрой обучающихся на работу.

Мобилизация энергетического потенциала, стимулирование памяти,

нормализация деятельности нервной системы

Ф

Выполнение комплекса упражнений:

  1. Соединить ладони перед грудью, интенсивно потереть друг о дружку

  2. Массаж головы: «расчесывание» согнутыми пальцами обеих рук

  3. Легкий массаж глаз (поглаживание)

  4. Массаж крыльев носа косточками больших пальцев вверх до линии волос. Вниз движение свободно

Этап проверки домашнего задания

Спор – это «горячее» общение между говорящими

И+Ф

-Что такое спор? Умение общаться, вести спор.

Чтение стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус», «Утёс», «Горные вершины»

Постановка учебной задачи

Подведение обучающихся к формулированию темы урока

Прислушайся к речи учеников на перемене. Твой тонкий слух наверняка уловит неверные выражения, неграмотные формы слов. Ученик сказал, не подумав, и побежал дальше. А слово отозвалось обидой, грубостью. Знатоку речи, родного языка, любителю литературы такие высказывания, как говорят, режут слух. Стоит призадуматься о том, как твоя речь выглядит со стороны. Согласись, читатель, трудно себя контролировать. Неверное словцо так и норовит вылететь изо рта и сорваться с губ. Не торопись, не делай этого, подумай, прежде чем сказать!

Иначе с тобой произойдёт нелепая история. Неграмотная речь вызывает смех и недоумение у культурных людей. И не только у них! Иногда даже у обычного школьного портфеля.

Ф

Почему нужно прислушиваться к своей речи и речи своих друзей? Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского языка. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку. 

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Сообщение темы урока

Поиск решения.

Слушай речь свою и своего товарища

Ф

Писатель А.Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Знакомство с автором стихотворения

Знать автора произведения

Юрий Самуилович Тимянский – выпускник МИСИ, профессор кафедры архитектуры МИСИ-МГСУ. Первую половину дня он посвящает работе со студентами, вторую – серьезным научно-методическим делам, третью – сочинению несерьезных стихов

Чтение стихотворения.

Чем необычно стихотворение?

Слушают учителя

Словарная работа

Организация наблюдения за словами Проверка первичного восприятия произведения

Текст произведения.

Определение понятия юмористический рассказ. Как думаете, в какой словарь надо обратиться? Орфоэпический словарь.

Ф

Читает произведение.

Задает вопросы

Какие чувства у вас возникли при чтении стих?

Слушают чтение учителя.

Отвечают на вопросы.

Открытие нового

Найди доказательства обиды портфеля.

За что портфель обиделся на Петю?

За что Петя обиделся на ребят?

Ф

Уточняет понимание учащимися записанных слов

Объясняют лексическое значение слов и их сочетаний

-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно произносить слова?

ф

— Как бы вы ответили на вопрос мальчика? — Почему нельзя нарушать произносительные нормы?

/Ответы детей/

/Ответы детей/

Физминутка

Соблюдение санитарно — гигиенических норм

Ф

Сначала буду маленьким, 
К коленочкам прижмусь. 
Потом я вырасту большим, 
До неба дотянусь. 

(обнять колени руками) 
(встать) 

(поднять руки вверх, встать на носочки) 

Обобщение полученных знаний учащимися

8 сентября отмечается Международный день грамотности. Этот день призван привлечь внимание общественности к проблемам грамотности человечества, ведь до сих пор очень многие взрослые остаются неграмотными, и многие дети также не посещают школы в силу отсутствия таковых, или по другим причинам социальным, финансовым. Более того даже те, кто окончил школу или иные образовательные учреждения не могут считаться грамотными, т.к. не соответствуют уровню современного мира и образованного человека.
В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей.

И

Передай настроение портфеля

Чем опасно такое отношение к языку?

Искалеченные таким образом слова засоряют наш язык, речь становится невыразительной, непонятной.

Выразительное чтение стихотворения.

Петя не знает норм литературного языка, во-вторых, относится к слову небрежно.

Опасность, грозящая языку, — это искажение слов в результате невежества, неверного их употребления, неправильного ударения и произношения.

Работа с пословицами

Умение использовать пословицы к тексту

От доброго слова язык не усохнет. Каков разум, таковы и речи. Живое слово дороже мертвой буквы.

Ф

Объяснение пословиц

Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает

Жужжащее чтение (3 мин.)

Формирование читательских умений

Текст произведения.

И

Организует индивидуальную работу учащихся

Читают текст в течение 2 минут удобным для каждого ученика темпом

Выборочное чтение

Формирование читательских умений

Обсуждение правильности чтения каждой части стихотворения.

Перечитай ту часть стихотворения, в которой Петя выглядит неграмотным человеком

Ф

Организует и контролирует правильность чтения

Определяют количество частей в тексте,

«настроение» чтения каждой части, подбирают строчки произведения к иллюстрациям

Формирование умения работать с текстом.

— О каком событии рассказывает автор?
— Какое настроение передал автор в стихотворении?

И

   Найди в стихотворении «доказательства» обиды портфеля. За что портфель обиделся на Петю

Дети ищут

Размышляем

Проблемный вопрос

Подумай о том, как читаются подобные стихи.

Ф

Как называются такие стихи? Скорее всего, и читать подобные стихи нужно так, чтобы вызвать улыбку у слушателей. Попробуй!

Они называются юмористическими, шуточными. Автор, описывая смешную ситуацию, хочет, чтобы читатель улыбнулся, наблюдая за поведением героя.

Повторное чтение стихотворения

Формирование навыков грамотного произношения и написания слов

Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя произносил неправильно.

И

— Запишем их правильно в тетрадь и поставим ударение. 

Работают в тетрадях: коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла

Правильная постановка ударения

В парах

Взаимоконтроль

Моделирование обложки

Формирование специальных читательских умений

Шаблон для обложки,

И

Организует самостоятельную работу,

осуществляет индивидуальный контроль

Моделируют обложку,

осуществляют самопроверку

Поэтическая минутка

Стихи об осени

Формирование культуры грамотного выразительного чтения

Читают дети

Сообщения детей и учителя

Основные правила по культуре речи:

Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
Говори только о том, что знаешь.

Не спеши высказывать свои мысл…



  • 0




С. Ю. Тимянский
Рассказ школьного портфеля
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магазин на обед…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «портфелем» зовёт
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
— Петя! — несётся со двора. —
Тебе домой идти пора!
— Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
— Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Найдите в тексте синонимы.Для чего использует их автор?

  • Комментариев (0)



  • 0


Малыш-дитя,грубил-оскорбил
для того,чтобы не было повтора слов,в первом случае для сравнения.

  • Комментариев (0)

  • Рассказ школа гайдар читать
  • Рассказ шишкова про тайгу
  • Рассказ шишки драгунский читать
  • Рассказ шишка сыска фыфка хыхка читать
  • Рассказ ширвиндта про старость