Рассказ сирень нагибин краткое содержание

  • Краткие содержания
  • Нагибин
  • Сирень

Краткое содержание Нагибин Сирень

Действие рассказа Юрия Марковича Нагибина разворачивается летом в усадьбе Сатиных. В это время пышно цветёт сирень. Кусты с белыми, голубыми и розовыми цветами наполняют улицы душистым запахом.

В доме Сатиных строгий распорядок дня: каждое действие жителей этого дома расписано по часам. Кроме того, строго воспрещалось выходить в приусадебный сад раньше установленного времени. Несмотря на запреты, юная Верочка выбегает к пышной сирени. Девушка вдыхает прекрасный аромат, обнимает душистые кусты. Из-за ранней росы на сирени героиня становиться сырой. Вдруг Вера слышит шорох. Девушке на ум приходят разные догадки, что же это могло быть. Юную героиню даже посетила мимолётная боязнь быть пойманной и наказанной за непослушание. Но, к счастью для девушки, у кустов она встречает Сергея Рахманинова. Герои поговорили и побрели на завтрак.

За несколько дней Верочка и Сергей много разговаривали. Однажды, подчиняясь своим чувствам, Сергей признаётся в любви Верочке. Между героями вспыхивает страстная любовь. Вскоре молодому человеку приходится уехать. Молодые влюблённые общаются с помощью писем. Однако во время разлуки любовь Веры ослабевает. Девушка узнала, что нравиться Серёже Толбузину. Не сумев перечить родителям, героиня выходит за него замуж. Перед свадьбой она сжигает письма возлюбленного.

Сергей Рахманинов заканчивает консерваторию, становится знаменитым музыкантом и женится на сестре Верочки — Наташе, которая давно любила его.

После прочтения рассказа Юрия Марковича Нагибина читатель понимает, что мимолётные чувства не приводят ни к чему. В то лето сирень быстро и пышно зацвела, но скоро завяла. Как и эта сирень, чувства Веры и Сергея Рахманинова стремительно вспыхнули. Однако, при первых же испытаниях расстоянием, любовь погасла.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Нагибин. Все произведения

  • Зимний дуб
  • Мальчики
  • Мой первый друг, мой друг бесценный
  • Сирень
  • Старая черепаха
  • Эхо

Сирень. Картинка к рассказу

Сирень кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гроссман Жизнь и судьба

    Произведение «Жизнь и судьба», написанное писателем Василием Гроссманом, повествует о жизни советских людей во время страшной войны, разгоревшейся в середине 20 века.

  • Краткое содержание Вампилов Прощание в июне

    С первых страниц пьесы перед нами предстает молодая девушка по имени Татьяна, которая стоит на остановке и читает афиши. Ее отвлекает Студент одного из институтов Николай Куролесов, желающий с ней завести знакомство

  • Краткое содержание Борген Маленький Лорд

    В книге описывается жизнь норвежской семьи, которая жила в 20 веке. Главным персонажем книги считается Вилфред Саген. Вилфред является маленьким лордом, который растет среди богатых и лицемерных людей

  • Краткое содержание Обезьяний язык Зощенко

    Один человек, который пришел на собрание и считал себя неграмотным и темным, называл русский язык трудным и непонятным. Причина, почему мужчина не мог полностью понимать говорящих рядом с ним людей

  • Краткое содержание Берн Люди, которые играют в игры

    Произведение знаменитого психолога посвящено идеям психологического анализа Фрейда, развивающего общую теорию и методы лечения различных психических болезней.

  • Краткое содержание
  • Нагибин
  • Сирень

Сирень — краткое содержание рассказа Нагибина

Лето в этом году было не совсем обычное: в конце мая зацвела сирень. На даче Сатиных прекрасным утром распустились одновременно все сорта сиреневых кустов.

Дочь генерала, Верочка Скалон, в тайне от своей гувернантки выбежала рано утром в сад и несмотря на то, что кусты сирени были мокрыми от дождя, она шла среди них. Там она заметила своего дальнего кузена Сергея Рахманинова. Парень брал кисти сирени и слизывал с них капли дождя. Девушка попробовала сирень на вкус и ей это понравилось. Сергей заметил Верочку и подошёл к ней. Девушка попросила никому не говорить об увиденном. Это стало маленькой тайной молодых людей.

На даче гостили композиторы и просто друзья семьи Сатиных. Они играли на различных музыкальных инструментах и беседовали об искусстве. Кроме Верочки там были её сёстры и дочь хозяев Наташа. Девушка была младше Веры. Наташе нравился Сергей. Он давал девушке уроки музыки. Старшая сестра Татьяна, которая была очень красива, заигрывала с Митей и Сергеем. Верочка же начала понимать, что ей нравится Рахманинов. Сергей поначалу попал под очарование старшей сестры, но потом понял, что его любит Вера. Они проводили вместе время, болтали обо всем и гуляли. Но лето пролетело и сёстры Скалон уехали в Петербург, а Рахманинов со своим учителем в Москву. Юный композитор сочинял музыку. Он был беден и однажды сёстры Скалон купили ему пальто.

Вера и Сергей переписывались. Но родители девушки решили выдать её замуж за богатого молодого человека. Вера не сильно протестовала. Она поначалу жила счастливо. Все своё время женщина уделяла мужу и детям. Рахманинов много работал, но богатым так и не стал. Наталья Сатина, которая любила его с детства, жила с Сергеем и помогала ему во всем.

Вера Скалон потом поняла, что ей сильно не хватает любви Рахманинова. У женщины с детства было слабое сердце. Тоска по потерянной любви мучила Веру и она умерла в возрасте 34 лет.

Рахманинов сочинил много прекрасных музыкальных произведений и умер во время концерта. У него был рак.

Также читают:

Рассказ Сирень (читательский дневник)

Сирень

Популярные сегодня пересказы

  • Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим — краткое содержание романа Диккенса

    Дэвид в раннем детстве был окружен любовью и заботой двух женщин – мамы и нянечки. Его отец умер ещё до его рождения, поэтому мать выходит замуж второй раз. Это сильно меняет её характер, она подчиняется властному мужу

  • Краткое содержание пьесы Мистерия-Буфф Маяковского

    Данное произведение описывает время, когда шла революция. Сам же автор решил помочь в осуществлении великой революции. В это время Маяковский был в Смольном, он писал стихи в жанре сатиры

  • Каин и Авель — краткое содержание истории

    Данная история взята из книги под названием Библия. Два брата по имени Каин и Авель первые дети Адама и Евы. Старший – это Каин, младший – Авель. Каин занимался земледелием, он целыми днями находился на поле

  • Крестьянские дети — краткое содержание поэмы Некрасова

    В поэме «Крестьянские дети» Николай Некрасов описывает свои наблюдения за деревенскими ребятишками. Однажды, устав после охоты, поэт крепко заснул в сарае. Проснувшись

  1. Краткие содержания
  2. Нагибин
  3. Сирень

Краткое содержание рассказа Сирень Нагибина

Летом в загородном доме Сатиных происходят разные приключения. Всё было не так, как обычно. Вот даже сирень поздно зацвела в этом году. Случилось чудо: ранним утром одновременно распустились все сиреневые кусты. Воздух наполнился душистым ароматом розовых, белых, голубых цветов.

В усадьбе Сатиных всегда придерживались определённого строгого режима: по часам были расписаны все события дня. Многое запрещалось и не поощрялось. Генеральская дочка Верочка Скалон, несмотря на все запреты, вышла в сад, чтобы насладиться запахом сирени. Там она повстречала своего кузена Сергея Рахманинова. Он слизывал с кустов дождевые капли. Вера также захотела попробовать на вкус «сиреневое вино». Ей очень понравилось. Она наслаждалась этим чудесным эликсиром. В этот момент Серёжа заметил девушку. Они разговорились. Верочка просит его сохранить их маленькую тайну. Затем они идут завтракать.

Разные известные композиторы и близкие друзья приехали навестить Сатиных. Они играют на музыкальных инструментах и ведут беседы об искусстве. Там были сёстры Верочки и дочь хозяев Наташа. Она была влюблена в Сергея, он учил её музыке. Но парень понял, что его также любит Верочка. Они проводили много времени вместе, часто гуляли и много разговаривали. Однажды Серёжа признаётся Верочке в любви. Между ними зарождается взаимная любовь.

Закончилось лето. Молодые влюблённые вынуждены расстаться. Сёстры Скалон уезжают в Петербург, а молодой композитор — в Москву. Вера и Сергей долго переписываются. На расстоянии их чувства слабеют. Вскоре девушка понимает, что в неё влюблён Сергей Толбузин. Чтобы угодить родителям, она выходит за него замуж. Накануне свадьбы все письма от Сергея Рахманинова сжигает. Он же, закончив консерваторию, женится на Наташе Сатиной, которая всегда его любила и поддерживала. Верочка думала, что сможет быть счастливой, позабыв о Рахманинове. Но потом она поняла, что всегда любила только Серёжу. Она тоскует по забытой любви. С детства у Верочки было больное сердце, в 34 года она умерла.

Рахманинов, испытавший взлёты и падения, болеет неизлечимой болезнью. Он умирает во время концерта.

В произведении автор показал, как зародилось первое чувство влюблённости между героями. Оно быстро вспыхнуло и, подобно сирени, так же стремительно и завяло. Идея рассказа — только настоящая любовь может преодолеть множество испытаний.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Сирень. Читательский дневник

Сирень

Советуем почитать

  • Краткое содержание рассказа Художники Гаршина

    Повествование в рассказе ведется поочерёдно от имени двух талантливых художников, обладающих разными взглядами на назначение искусства: Дедова и Рябинина. Оба совершенствуют своё мастерство в художественной академии.

  • Любовница французского лейтенанта — краткое содержание романа Фаулза

    В марте 1867 г. по набережной в городе Лайм-Риджес гуляли двое, мужчина и женщина. На даме было модное платье красного цвета. Мужчина был одет в прекрасно скроенное серое пальто, в его руках – цилиндр.

  • Беглец — краткое содержание произведения Лермонтова

    Сюжет поэмы Михаила Лермонтова Беглец основан на личном жизненном опыте поэта. В нем отражены мысли поэта о Кавказской войне, на которой разворачиваются основные события.

  • Скрипучие половицы — краткое содержание рассказа Паустовского

    Великий композитор Чайковский жил в старом доме, который стоял на поляне в сосновом лесу. Композитор любил этот дом, но его ужасно раздражали скрипучие половицы. Чтобы пройти к роялю, ему нужно переступить через пять половиц

  • Матренин двор — краткое содержание рассказа Солженицына

    Летом 1956 года рассказчик вернулся в среднюю полосу России. Его тянуло работать учителем, после поисков, его отправили в Торфопродукт работать математиком. Со станции он пошел пешком, встречная женщина рассказала

  • Краткие содержания
  • Нагибин
  • Сирень

Действие рассказа Юрия Марковича Нагибина разворачивается летом в усадьбе Сатиных. В это время пышно цветёт сирень. Кусты с белыми, голубыми и розовыми цветами наполняют улицы душистым запахом.

В доме Сатиных строгий распорядок дня: каждое действие жителей этого дома расписано по часам. Кроме того, строго воспрещалось выходить в приусадебный сад раньше установленного времени. Несмотря на запреты, юная Верочка выбегает к пышной сирени. Девушка вдыхает прекрасный аромат, обнимает душистые кусты. Из-за ранней росы на сирени героиня становиться сырой. Вдруг Вера слышит шорох. Девушке на ум приходят разные догадки, что же это могло быть. Юную героиню даже посетила мимолётная боязнь быть пойманной и наказанной за непослушание. Но, к счастью для девушки, у кустов она встречает Сергея Рахманинова. Герои поговорили и побрели на завтрак.

За несколько дней Верочка и Сергей много разговаривали. Однажды, подчиняясь своим чувствам, Сергей признаётся в любви Верочке. Между героями вспыхивает страстная любовь. Вскоре молодому человеку приходится уехать. Молодые влюблённые общаются с помощью писем. Однако во время разлуки любовь Веры ослабевает. Девушка узнала, что нравиться Серёже Толбузину. Не сумев перечить родителям, героиня выходит за него замуж. Перед свадьбой она сжигает письма возлюбленного.

Сергей Рахманинов заканчивает консерваторию, становится знаменитым музыкантом и женится на сестре Верочки — Наташе, которая давно любила его.

После прочтения рассказа Юрия Марковича Нагибина читатель понимает, что мимолётные чувства не приводят ни к чему. В то лето сирень быстро и пышно зацвела, но скоро завяла. Как и эта сирень, чувства Веры и Сергея Рахманинова стремительно вспыхнули. Однако, при первых же испытаниях расстоянием, любовь погасла.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

  • Путешествие на утреннюю звезду — краткое содержание книги Губарева
    Произведение является замечательной детской сказкой. Главные герои произведения ребята Никита, Илья, Алёша, девочка Вероника и её дедушка который был учёным.
  • Краткое содержание книги Медея и ее дети Улицкая
    В этом произведении описана жизнь нескольких поколений одной семьи. Главная героиня Медея в возрасте шестнадцати лет потеряла родителей, поэтому заботу о двенадцати братьях
  • Сорока-воровка — краткое содержание повести Герцена
    Произведение начинается с беседы трех мужчин, разговаривающих о театре и роли женщины в нем. У мужчин имеется разная точка зрения по вопросу хороших российских актрис, при этом все соглашаются с тем, что в России они отсутствуют.
  • Краткое содержание сказки Карлик нос Гауф
    Когда-то в одном из крупных городов Германии жил бедный сапожник со своей семьёй: женой и сыном Якобом. Он каждый день чинил чужие башмаки, а жена продавала на рынке зелень, овощи и фрукты, которые сама выращивала.

Анализ рассказа «Сирень»

Тема первой любви — самая животрепещущая на мой взгляд из всех тем литературы. Здесь и чувства, и переживания, пьянящий аромат цветов и первые признания… Все это кружит голову, вдохновляет и приносит в скучную жизнь необъяснимый восторг. Это прекрасное чувство живет во многих произведениях русской и зарубежной литературы, не оставляя никого равнодушным. Одним из многочисленных примеров произведений о любви является рассказ Ю. Нагибина «Сирень», в котором рассказывается о рождающихся чувствах между Верочкой Скалон и Сергеем Рахманиновым. Большую часть рассказа занимают события одного лета. Композиция рассказа четкая и ясная, в ней логично выделяются шесть частей: вступление о лете, «в котором все перепуталось», встреча Верочки и Сергея у сирени, раздумья героини и ее разговоры с Рахманиновым, гадание, поездка на дрожках и заключение, похожее на пролог. Основная тема — любовь, — корреспондирует с названием текста. Ю. Нагибин сравнивает любовь Верочки и Рахманинова с сиренью, которая «зацвела вся разом, в одну ночь вскипела», а в конце пребывания главных героев в усадьбе завяла. Так и чувства Верочки и Рахманинова неожиданно вспыхнули и так же неожиданно закончились. Нужно отметить, что к образу сирени обращались и другие русские классики, такие, как И. А. Гончаров в романе «Обломов», где сирень стала символом
увядающей любви Обломова к Ольге, и А. Куприн в своем рассказе «Куст сирени», где сирень является символом единства и любви главных героев. Можно сказать, что и в рассказе Нагибина сирень тоже символична. Автор в своем повествовании использует сложные предложения и синтаксические конструкции с множеством деталей, чтобы точно описать все события лета. В этом проявляется художественное своеобразие стиля Нагибина, он мастерски описывает мелочи. Когда читаешь этот рассказ вслух, то слова Верочки читаешь не очень громко, с придыханием и паузами — автором умело показано вечно взволнованное состояние героини. Тон Рахманинова же более уверенный, при обращении к героям он использует саркастические, но все-таки милые прозвища: «Психопатушка», «Миссочка», «Тунечка». Все это подчеркивает доброту героев. Нагибин в своем произведении ставит перед нами несколько проблем: неразделенная любовь, взросление, мнение против чувств, непризнанность таланта. Из всех проблем, высказанных автором, меня больше всего волнует проблема «мнение против чувств». Я считаю, что Верочка предала любовь Рахманинова. «Покорная дурной силе рода, Верочка даже не пробовала сопротивляться тому, что «в высшем суждено совете»». Она не боролась за свою любовь, не смогла пойти против устоев семьи. Любовь на расстоянии ослабила ее чувства к Рахманинову, и этим она только терзала его. В итоге, спустя некоторое время она поняла, что скучает по Рахманинову и ей «стало печально и пусто в ее богатом доме». Ей в противовес можно поставить образ шекспировской Джульетты, которая ради своей любви пошла на крайность. Но это уже другая история. Прочитав этот рассказ, возникает множество литературных ассоциаций, прежде всего с произведениями А. С. Пушкина. Первое «ассоциативное произведение» — «Евгений Онегин». Сон Верочки похож на сон Татьяны, да и судьбы героев Нагибина схожи с судьбами пушкинских персонажей, только в случае Рахманинова и Верочки последняя отказалась от своей любви. Второе «ассоциативное произведение», а точнее стихотворение — «Сожженное письмо». Эпизод, в котором Верочка сжигает все письма Рахманинова, напомнил мне об этом стихотворении. В голове так и всплывают строки: «…Как долго не хотела// Рука предать огню все радости мои!..// Но полно, час настал. Гори, письмо любви…». И во времена Пушкина, и во времена Нагибина, и в наше время тема любви и расставания является актуальной. В своем расскаже Ю. Нагибину удалось многое показать: и искреннюю влюбленность в лице Верочки, преданность и любовь со стороны Наташи, которая стала женой Рахманинова. Автор осудил стереотипное поведение и стереотипную судьбу в общем. В этом рассказе каждый найдет для себя что-то свое, может, увидит себя каком-то из персонажей. Кто-то и покритикует это произведение — но никто не сможет остаться равнодушным.

Литературный барин, уставший врать

Вот, казалось бы, о скольких великолепных писателях мы забыли. А личность Нагибина продолжает вызывать споры и притягивать внимание. Недавно один критик написал в статье, что имя Нагибина известно широкой публике прежде всего по его сценарным работам к фильму «Дерсу Узала» и сериалу «Гардемарины». И вызвал тем самым невиданный скандал. «Какие еще «Гардемарины»? — возмущались одни несогласные. — Он известен прежде всего как сценарист популярнейшего фильма «Председатель», прославившего его на Западе. Именно благодаря этому фильму его позвали в советско-западные проекты: «Чайковский» и «Красная палатка», а уже потом «Дерсу Узала».

СЕКСУАЛЬНЫЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР

«Да как вы можете называть Нагибина сценаристом, — подавали голос другие возмущенные. — Свои сценарии он сам считал халтурой. Прежде всего он великолепный писатель!»

По поводу лучших писательских работ Нагибина спорящие тоже не пришли к консенсусу. Кто-то вспоминал, как в библиотеках стояла очередь на «Чистые пруды», «Срочно требуются седые человеческие волосы», «Терпение» и биографические повести о Чайковском, Гагарине, Анненском, Гете… А кто-то интересовался, читали ли комментаторы его поздние вещи. Например, шокирующую откровением «Мою золотую тещу» о горячем романе с мамой жены, которую автор «почтил вставанием» даже после смерти ея. Особенные ценители загадочно цитировали: «Луи Селин со всеми своими ужасами может идти спать». Этой фразой заканчивалась запись из «Дневника» за 1968 год, где — невиданное дело — Нагибин рассказывал о девушке, проживающей в однокомнатной квартире с родителями и получающей удовольствие от подслушивания происходящих в родительской кровати процессов.

С точки зрения этих ценителей, Нагибин совершил в литературе сексуальную революцию. Он писал об этом, как в советские времена не писал никто, даже Эдичка Лимонов, и щеголял знанием не всем понятных слов вроде «мастурбация».

(Кстати, по поводу слова «трахаться», встреченного в «Дневнике», потом еще долго спорили филологи, не веря, что в Советском Союзе это слово использовалось. Всем казалось, что оно было позже.)

ПИСАТЕЛЬ ДЛЯ СЕРЬЕЗНЫХ ГОСПОД

Сегодня Нагибина стало особенно модно любить и почитать, особенно в среде состоятельных писателей, занимающих высокие посты. В нашей традиции принято считать, что талант должен быть голодным. Юрий Маркович же служит примером обратного: того, что можно кататься как сыр в масле, ни в чем себе не отказывать, но при этом оставаться великолепным мастером слова.

То, что Нагибин — безупречный стилист, признают даже недоброжелатели. Ранние рассказы немного напоминают по стилистике Бунина, ведь и начинал Нагибин как ученик Бунина. Его проза плотна, осязательна и вызывает восторг от точности деталей. Испытываешься невероятную радость, читая описание тетрадки, листы которой были похожи на сито, потому что ученик выковыривал из них плоские кусочки древесины, или засыпающего в душной каюте человека, лицо которого «начинает течь».

(Справедливости ради, далеко не все написанное было одинаково хорошо. С возрастом он начал работать как простой ремесленник — на дачу, на мебель, на машину и курорты. И, как писал критик Валерий Шубинский, не гнушался помощью литературных негров. В частности, подрабатывал у него Сергей Чудаков. Но все-таки большая часть из массива его произведений хороша, и, прекрасно зная себе цену, Нагибин говорил: «Не важно, что писать, главное — как писать»).

ПОХОЖИЙ НА АЛЕНА ДЕЛОНА

Есть некий тренд представить его мучеником времени, нелюбимым сыном советской власти, но все эти попытки смешны и беспомощны. Нагибин был оценен, и еще как. Литературный барин, крайне обласканный властями и женщинами. (Считалось, что писатель был похож на Алена Делона.) Жил на широкую ногу, имел шофера и двух поваров. Почти беспрепятственно ездил по заграницам (сокрушаясь в редких случаях отказа: «Кому помешала моя любовь к сосискам?»). Про него говорили: богат, как Крез. А недоброжелатели дали прозвище «нагибон».

В начале карьеры был ярым сталинистом и писал очерки о том, как проголосовать за Сталина приползают раненые летчики на обрубках ног, парализованные старухи из Лопасни, слепые, глухие и прокаженные. Неоднократно говорил, что работает для поколения, рожденного в двадцатые годы. Всячески пропагандировал советскую власть даже там, где этого не требовалось. И, скорее всего, вряд ли бы мы спорили сегодня, чем прекрасен Нагибин, если бы не невероятный трюк. За несколько недель до смерти он дал согласие на публикацию своего дневника, который вел всю жизнь.

1960 г. Юрий Нагибин со своей пятой женой - Беллой Ахмадулиной. Они прожили вместе девять лет. В своих «Дневниках» писатель рассказал, что расстались они из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы. Фото: Семейный архив Ю. Нагибина.

1960 г. Юрий Нагибин со своей пятой женой — Беллой Ахмадулиной. Они прожили вместе девять лет. В своих «Дневниках» писатель рассказал, что расстались они из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы. Фото: Семейный архив Ю. Нагибина.

ДНЕВНИКИ

Мужество писать о себе правду

В этом «Дневнике» честно, интересно, жестко и мизантропически он сказал о своей жизни. В частности, о том, что все, о чем писал раньше, было неправдой. Он врал, рассказывая о своей любви к родине. Он врал, выступая сталинистом. Да и вообще врал всю свою жизнь. В принципе о своем вранье он заявил чуть раньше. На склоне лет у него выходили произведения совсем иного толка. Например, рассказ «Любовь вождей» почти в пелевинском духе — о том, как Сталин и Гитлер мастурбируют на фотокарточки друг друга. Или, например, книга «Тьма в конце туннеля», где он, человек, воевавший за Родину и получивший контузию, неожиданно признавался, что ненавидит Родину так, что из-за ненависти к ней не завел детей ни от одной из своих шести жен. Но именно «Дневник» прозвучал громче всего и мгновенно перевел Нагибина в разряд классиков литературы.

В этом своем последнем труде Нагибин выступил сплетником похлеще Садальского, не пощадив никого из своих друзей и знакомых. (Как писал Леонид Зорин, автору сильно повезло, что он умер до выхода книги.)

И, уже не боясь никого рассердить, скажу, что современному поколению Нагибин в первую очередь знаком все-таки по «Дневнику». Особенно по той части, где автор рассказывал о взаимоотношениях с супругой Беллой Ахмадулиной и пикантном расставании с ней по причине ее смелых сексуальных опытов.

До сих пор остается непонятным, почему сексуально раскрепощенного человека, не побоявшегося признаться в связи с собственной тещей, смутил чей-то «смелый сексуальный опыт»?

Но в этом весь Нагибин, о двойственности которого сказали все и прежде всего он сам. Среди череды отвратительных персонажей своего дневника себя он показал едва ли не самым отвратительным, поставив под сомнение собственный постулат: «Не важно что, важно — как». Он рассказал о дорогой цене, которую ему пришлось заплатить за свое теплое место под солнцем. О том, как «дьявол овладел душой», и о том, что сам не может объяснить себе природу своих поступков. Например, почему не пришел в больницу к любимому отчиму, который ждал и умер от его предательства. (Случайность ли, что тема предательства — ключевая в его книгах.) «Если у тебя хватало мужества быть дурным в жизни, не пасуй перед своим изображением в литературе», — сказал Нагибин.

Многие современники не приняли эти его последние работы. Леонид Зорин считал, что «Дневник» был расчетливым эксгибиционизмом, появившимся потому, что автор предвидел популярность нон-фикшен-литературы. По мнению критика, обнажать личность с такой неоправданной беспощадностью было ошибкой…

Но Зорин ошибался. С момента публикования «Дневников» прошло больше четверти века, и за это время они стали документом эпохи.

А что касается читателей, то, заинтересовавшись Нагибиным по этому откровенному труду, многие с удивлением открыли для себя первого, раннего, писавшего о Москве, о Чистых прудах, о любви к трамваям, о воробьях, которые кажутся душами ушедших чистопрудненских мальчишек, и о том, как он мечтал рассказать жене про свою любовь к Чистым прудам, но она была ленинградка и тоже не поняла его.

Белла и Нагибин

Нагибин сходил с ума от счастья — рядом с ним была такая женщина! Он сдувал с нее пылинки, всюду возил ее в своем автомобиле. Ровесники Беллы, бедные поэты- шестидестяники, засматривались на ее шляпы с вуальками, модные туфли, сумочки… Красавица, богиня, ангел…

«…Я так гордился, так восхищался ею, когда в битком набитом номере она читала свои стихи нежно-напряжённым, ломким голосом и любимое лицо её горело, — я не отважился сесть, так и простоял у стены, чуть не падая от странной слабости в ногах, и мне счастливо было, что я ничто для всех собравшихся, что я — для неё одной…».

И — они были совсем разными. Белла — импульсивная, безалаберная. Нагибин — невероятно дисциплинированный и педантом во всем. Он просыпался ровно в семь, делал зарядку, в восемь спускался в столовую. К этому времени на столе должны были стоять тарелка овсянки на воде и вазочка с тремя абрикосинами. Если этого не было, он приходил в бешенство. Если задерживался обед, просто свирепел. Не выносил, когда опаздывали, когда нарушали слово… Белле было трудно жить на этом «особом режиме». К тому же друзья всегда были для нее важнее, чем возлюбленные.

По улице моей который год Звучат шаги — мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден.

Очень скоро их отношения стали нервными и сложными. Нагибин и Ахмадулина то расставались, то снова сходились. Однажды перерыв длился целый год, но он без нее не мог. Оба они любили выпить, мать Нагибина сокрушалась:

«Уходят два красавца — приходят две свиньи».

Но у Беллы эта проблема с каждым годом усугублялась. С ней стало тяжело. Она могла пропасть на несколько дней и появиться с каким-то непонятным милиционером и маленьким ребенком: «Это мой друг, он будет у нас жить». Нагибин все терпел. Считается, что последней каплей стал эпизод, описанный Аксеновым в «Таинственной страсти»: неожиданно герой возвращается домой и застает свою жену, поэтессу, спящей в объятиях женщины.

Это или другое, но было что-то, что потрясло и смертельно оскорбило Нагибина. Дальше он пишет о жене без восхищения, в каждом слое яд, ненависть, желание ударить как можно больнее.

«А ведь в тебе столько недостатков. Ты распутна, в двадцать два года за тобой тянется шлейф, как за усталой шлюхой, ты слишком много пьешь и куришь до одури, ты лишена каких бы то ни было сдерживающих начал, и не знаешь, что значит добровольно наложить на себя запрет, ты мало читаешь и совсем не умеешь работать, ты вызывающе беспечна в своих делах, надменна, физически нестыдлива, распущена в словах и жестах».

Юрий Нагибин — Белая сирень

Архитектор. Боже праведный, у тебя 39°!

Рахманинов. Не говори Наталье. Пора одеваться.

Рахманинов пытается встать и со стоном падает назад в кресло. Лицо его сереет, покрывается испариной. Архитектор в растерянности смотрит на него.

Рахманинов. Ну, что стоишь, помоги мне встать!

Архитектор кидается на помощь, поднимает Рахманинова с кресла, с его помощью тот делает несколько шагов к зеркалу.

Рахманинов. Давай скорее фрак, а то я, боюсь, упаду, жуткая боль.

Архитектор. Тебе нельзя выступать в таком виде.

Рахманинов. Боль сейчас спадет, я знаю, давай фрак.

Архитектор подает фрак. Рахманинов с трудом поднимает руки, чтобы вдеть их в рукава, смотрит на себя в зеркало и, прерывисто дыша, беззвучно смеется.

Рахманинов. Ты погляди на меня в зеркало. Я похож на старую шлюху. Потрепанна, еле дышит, но желание гулять так сильно, что каждую ночь она прется на улицу в поисках клиента.

Зал набит битком. В проходах стоят стулья. Наверху, в ложах, везде люди вынуждены стоять. На сцену начинает выходить оркестр, музыканты занимают свои места.

400. (Съемка в помещении.) АРТИСТИЧЕСКАЯ. ВРЕМЯ ТО ЖЕ.

Рахманинов сидит в кресле, готовый к выходу. Рядом Наталья и Соня. Со стороны не видно, каких трудов ему стоило одеться и приготовиться.

Наталья. Ты померил температуру?

Рахманинов. Нормальная… Хороший все-таки кларнетист в этом оркестре.

Появляется возбужденный Фолли.

Фолли. Вас ждут, маэстро!

Рахманинов, опираясь на ручку, осторожно встает, но тут же с глухим стоном валится обратно. Наталья и Соня переглядываются с Фолли.

Рахманинов. Сейчас отпустит.

Наталья. Тебе нельзя выступать.

Рахманинов. Уже прошло, помогите мне, пожалуйста.

Наталья. Сережа, ты к тому же простужен. Надо отменить.

Рахманинов. Ни в коем случае!

Наталья. Чарли, отменяйте концерт и вызовите «скорую»…

Рахманинов. Не сметь! Я здесь решаю! Помогите мне встать. Соня!

Соня. Сереженька, послушай, ты абсолютно без сил. Ты так умрешь на эстраде…

Рахманинов (с отчаянием). Соня, Чарли, помогите мне. Я должен подняться.

Наталья. Это безумие, ты никуда не пойдешь.

С огромным усилием, облокотившись о ручку, Рахманинов приподнимается и снова падает. Фолли, Наталья и Соня не знают, что делать.

Рахманинов (с мольбой в голосе). Девочки мои, Наташенька, Соня, если вы хотите, чтобы я еще пожил хоть немного, доведите меня до рояля. Разве вы еще не поняли, что я живу только потому, что играю? Вы слышите меня? Помогите!

Соня. Да, да, Сереженька, ты прав, ты должен играть. Мы тебя проводим.

Наталья и Соня подхватывают Рахманинова с двух сторон, и он, неверно переступая ногами, движется в раскрытую Фолли дверь.

401. (Съемка в помещении.) КОРИДОР ЗА КУЛИСАМИ. ВРЕМЯ ТО ЖЕ.

Провожаемый взглядами дежурных, поддерживаемый сестрами, Рахманинов добирается до кулисы. У приоткрытой двери стоит взволнованный, растерянный Фолли. За ним — залитая светом эстрада, черные фраки оркестрантов, полумрак набитого до отказа зала.

Наталья. Надо, чтобы кто-нибудь довел тебя до рояля.

Рахманинов. Теперь я сам доберусь, не волнуйся.

Он одергивает фрак, лицо его преображается, подтягивается, как бы молодеет.

Рахманинов (бормочет, как бы про себя). Там жизнь, понимаете, мои родные, там, у рояля, ждет меня моя жизнь!

Он замирает на мгновение и шагает в яркую полосу света. Зал раскалывается от оваций. Все встают — и зрители, и оркестранты. Сестры смотрят на его покатую, согбенную фигуру, как всегда неторопливо пересекающую сцену. Соня не может сдержать слез, вослед осеняет его крестным знамением.

402. (Съемка в помещении.) СЦЕНА. ВРЕМЯ ТО ЖЕ.

Рахманинов на авансцене, облокотившись о рояль, едва заметно кланяется. По проходу двое дежурных несут огромную корзину белой русской сирени, ставят на авансцену. Медленно, словно боясь упасть, Рахманинов садится за рояль. Овации не смолкают. Он смотрит в зал, переводит взгляд на пышную сирень, потом смотрит на дирижера. Зал неистовствует. Рахманинов смотрит на свои руки.

Рахманинов (глядя на руки, еле слышно). Прощайте, мои бедные руки!..

Наконец овации смолкли. Дирижер взмахнул палочкой. Большие рахманиновские руки ложатся на клавиатуру, и волшебные, полные скорбной мощи аккорды Второго концерта заполняют зал…

403. (Натурная съемка.) СТАЛИНГРАД. ЗИМА. ДЕНЬ.

Тема концерта разворачивается как сопровождение к образам. Идет хроника Сталинградской битвы. Падающие русские воины. Разрывы снарядов. Засыпанная снегом, разбитая и ржавая военная техника. Машина смерти… Падающие горящие самолеты и трупы, трупы… По истерзанной, дымящейся земле — присыпанные снегом тела убитых. Знакомый нам молодой боец тащит смертельно раненного Ивана.

Иван (открыв глаза). Не трудись, сынок… Все… Слышь? Срубили под корень.

Молодой боец (в отчаянии). Погоди, дядя Иван… Погоди умирать, я тебя дотащу… Пробьемся.

Иван. Все, сынок, все… Дожил… (Он улыбается щербатым ртом.) А хорошая вышла у меня жизнь…

Он откидывается и как бы перестает жить. Но внутренний взор его видит… как над огромным полем Сталинградской битвы к нему из-за горизонта приближается нарядный, весь в лентах и цветах воздушный шар Монгольфье… Музыка Второго концерта продолжает звучать.

404. (Съемка в помещении.) «КАРНЕГИ-ХОЛЛ». КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ.

Тему оркестра опять подхватывает рояль. Лицо Рахманинова, полное внутреннего напряжения, живет в созвучии с музыкой, тонкие крылья носа раздуваются, когда он напевает, вторя льющейся мелодии. Рахманиновские руки творят волшебную музыку, в которой слышится грохот океанского прибоя и раскаты грома, шум дождя по листьям сирени, шелест ветра в ветвях…

Надпись: «ЭТО БЫЛ ПОСЛЕДНИЙ КОНЦЕРТ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА. ОН СКОНЧАЛСЯ В СВОЕМ ДОМЕ В КАЛИФОРНИИ, НЕ ДОЖИВ ДВЕ НЕДЕЛИ ДО СВОЕГО СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЯ».

405. (Съемка в помещении.) КУЛИСЫ. ВРЕМЯ ТО ЖЕ.

В кулисах, обнявшись, стоят Наталья и Соня. Лица их освещены каким-то светом, который словно исходит из музыки. Они смотрят на своего единственного и любимого человека, как бы прощаясь с ним… Мы приближаемся к их глазам, вместе с ними прощаемся с нашим героем, и перед нами летящим хороводом проносятся образы…

Игры в прятки в Сенаре, съемки любительского фильма, смеющиеся Шаляпин и Рахманинов.

А вот испуганные Наталья и Соня слушают разгульную цыганскую песню в обшарпанном номере дешевой гостиницы и молодой Сергей с бутылкой вина…

Наталья и Сергей, обнявшиеся, счастливые, в толпе, приветствующей государя-императора и императрицу в карете…

А вот совсем маленькая Наталья влюбленно смотрит сквозь балясины беседки на загоревшего подростка Сергея, который склонился над нотными листами…

И Зилоти в головокружительном вальсе с молоденькой гувернанткой, а за роялем в шесть рук дубасят вальс Вера, Татуша и Сергей…

Маленький Сергей в окне поезда, уносящего его из Петербурга в Москву, к новой жизни…

…Детские ножки в стоптанных ботинках карабкаются по обшарпанным ступеням. Шестилетний мальчик с загоревшим продолговатым личиком одолевает крутую лестницу, ведущую туда — к колоколам. Этот мальчик — Сергей Рахманинов. Потный, радостный, с взъерошенными волосами, он смотрит сквозь арки колокольни на раскинувшийся вокруг простор России.

И в музыке Второго концерта мы слышим колокола. Колокола, поющие о любви и рождении, набатные кличи, возвещающие грядущие беды и пожарища, и сквозь все это — ликующие призывы, полные веры в торжество бесконечной жизни на земле и на небесах…

К колокольне, как далекое видение детства, над необъятными русскими просторами плывет, приближается яркий, цветастый шар Монгольфье…

Конец

Примечания

1

Сценарий написан при участии Андрея Кончаловского. — Примеч. издателей.

Белла и Евтушенко

Евтушенко и Белла поженились, наверное, потому, что были первыми поэтами своего поколения. Самыми признанными, самыми популярными, самыми-самыми. Вместе они прожили три года, бурно ссорились, мирились… Все закончилось как-то само собой. К тому же он был конформистом, а ее отчислили из института за отказ участвовать в травле Пастернака. Но они еще были женаты, когда на вечеринке в честь дня рождения Евтушенко пьяный Юрий Нагибин встал на колени и попросил Беллу выйти за него замуж. Евтушенко бросил в Нагибина тяжелым подносом, к счастью, промахнулся.

Нагибин понимал, что на его жизнь надвигается что-то неотвратимое, как тайфун на маленький остров. Но надеялся, что тайфун пройдет мимо. Уже была неловкая первая близость, Белла уже написала ему стихи, а Нагибин продолжал играть роль старшего друга, «седого, усталого красавца».

«Я понял, что негаданное свершилось, лишь когда она запрыгала передо мной моим черным придурком-псом с мохнатой мордой и шерстью, как пальмовый войлок; когда она заговорила со мной тихим, загробным голосом моего шофера; когда кофе и поджаренный хлеб оказались с привкусом ее; когда лицо ее впечаталось во всё, что меня окружало».

Они пошли в «Эрмитаж», и Нагибин впервые не испытывал трепета перед картинами, вазами и доспехами — девушка рядом с ним, которая смеялась тоненьким детским смехом, была совершенней. Юрий мог часами ждать от нее звонка, не сводя глаз с телефона. Но однажды телефон «потерял над ним власть» — Белла пришла насовсем.

«Сирень» С.В.Рахманинов

Тема урока: «Счастье в сирени живёт

»

Раздел: «В концертном зале»

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4

Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова.

Обучающая задача: знакомство с творчеством С.В. Рахманинова. Продолжить знакомство с музыкальными жанрами.

Развивающая задача: формировать художественно – образное мышление учащихся.

Воспитательная задача: воспитание любви и уважения к Родине через творчества С.В. Рахманинова. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный, групповой)

Комплексно – методическое обеспечение: компьютер, компакт – диск, инструмент, фонохрестоматия.

И.К.Т.: Технология становления ассоциативно – образного мышления.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

У.: Сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта С.В. Рахманинова. С.В. Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером и прекрасным пианистом.

3.Обьяснение нового материала.

С.В. Рахманинов – гордость отечественной культуры. Широчайшая известность его музыки, горячая любовь к ней во всём мире сравнимы лишь с популярностью музыки П.И. Чайковского.

С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детские годы прошли в имении Онег неподалёку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы: бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце – гусляре Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. «Он любил русскую землю, деревню, крестьянина, любил хозяйничать на земле, сам летом брал косу, ненавидел. Как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часами мне рассказывал, как хороша деревня», — вспоминала известная писательница Мариэтта Шагинян. Но в 1917 году в рассвете творческих сил он навсегда покинул Россию. 1917 год стал переломным в судьбе Рахманинова и его семьи. Февральскую революцию он встретил радостно, октябрьская вынудила его покинуть Россию навсегда. Главными причинами были опасения за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу.

В декабре 1917 года Рахманинов с семьёй выезжает в Швецию, а затем переезжает в США. Началась изнурительная концертная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе, подчинявшаяся суровым законам музыкального бизнеса.

Его концерты проходили в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шофёры такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фоторепортёров. Но триумф Рахманинова – исполнителя не мог заглушить в нём страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников как за рубежом, так и на родине.


0

Юрий Нагибин «Сирень»: краткое содержание какое?

Юрий Нагибин. Сирень. Краткое содержание.

Краткое содержание «Сирень» Нагибина.

1 ответ:



2



0

В рассказе «Сирень» Юрий Нагибин описывает зарождение и развитие чувств между героями — Сергеем Рахманиновым и Верочкой Скалон.

Основную часть рассказа автор описывает события одного лета в усадьбе Сатиных. Того самого лета, когда у куста пышно цветущей сирени произошла встреча Сергея с Верочкой. В этом рассказе сирень символизирует неожиданно вспыхнувшую и быстро погасшую любовь героев. В то лето сирень как-то внезапно разом зацвела и наполнила воздух душистым терпким запахом. Но цвела она не долго и быстро завяла. Так же стремительно вспыхнули чувства Сергея и Верочки, и так же, при первом же испытании расставанием, быстро погасли.

После отъезда Сергея на учебу, любовь Верочки ослабевает. А через некоторое время по настоянию родителей она выходит замуж за Толбузина.

Рахманинов, после блестящего окончания консерватории, женился на сестре Веры — Наташе, которая любила Сергея уже давно.

Читайте также

Сорока и заяц.

С содержанием этого совсем короткого сказочного рассказа Николая Сладкова можно ознакомиться ниже.

Как видим, рассказ построен в форме диалога сороки и зайца. Сорока спрашивает трусливого у зайца, насколько ему могут помочь различные органы других животных (лисьи зубы, волчьи ноги, рысьи когти).

А заяц сокрушённо отвечает, что это ему не поможет, поскольку душа-то у него всё-равно заячья.

Видимо, главной мыслью этого произведения можно считать, что никакие ухищрения не могут помочь в изменении качеств, которыми наделила сама природа.

Применительно к человеку, можно сказать, что сколько его не вооружай, он не станет героем, а останется трусом, если у него такая природа.

Воротничок. Краткое содержание для читательского дневника.

В этой сказке Андерсена рассказывается о франтоватом Воротничке, который любил похвастаться своими достоинствами, которых у него было совсем немного.

Воротничку нравилась чулочная подвязка, но она оказалась чересчур скромной, фривольные развязные речи Воротничка, вгоняли её в краску.

Затем, Воротничок сватался к гладильной плитке. Но плитка даже не дослушала его до конца, проехалась по нему.

Подкатывался Воротничок и к ножницам, расточая ей комплименты за стройные ножки. Но был отвергнут и покалечен

Затем, Воротничок нахваливал зубки гребёнки, но у гребёнки уже был жених.

После того, как Воротничок был всеми отвергнут, он стал презирать женитьбу.

После попадания на бумажную фабрику, Воротничок пожелал бумажным листом и его желание было удовлетворено.

Так Воротничок был наказан за излишнее хвастовство.

Египетская принцесса в образе лебедушки прилетела в Данию за цветком лотоса для исцеления больного отца. Она оказалась в плену у болотного царя. Их дочку аист подкинул жене викинга. Хельга, как назвали девочку, днем была красавицей со злобным и диким нравом, а ночью превращалась в кроткую печальную жабу. Через 16 лет ее преобразила встреча с христианским священником.

Хельга с матерью вернулись в Египет, и фараон выздоровел. Во время свадьбы Хельги с аравийским принцем ей явился погибший христианин. Хельга упросила его показать ей небесную обитель. А когда вернулась, оказалось, что прошло уже много-много лет. Она увидела в саду памятник и узнала в мраморной скульптуре себя. Когда взошло солнце, на земле лежал цветок лотоса, а Хельга исчезла.

Совсем не детская сказка. О любви, вере, противоборстве светлого и темного начал в человеке.

По телу спящего льва пробежала мышка. Проснувшийся лев схватил ее. Мышка пообещала отплатить льву добром, если он отпустит ее. Льву стало смешно от такого обещания, и он отпустил мышь.

Через какое-то время лев попал в руки охотников и оказался привязанным к дереву. На рев пойманного хищника примчалась мышь. Она перегрызла веревку, освободив льва. И назидательно сказала ему, что зря он сомневался в ее словах. На самом деле, даже крохотная мышка может оказаться полезной.

Мне рассказ показался очень необычным: совершенно простой сюжет, но написано так, что просто захватывает дух и ты сам готов бежать вместе с Дугласом — вдаль, без остановки, в новенькой паре теннисных туфель…

Итак, главный герой — мальчик Дуглас. Возвращаясь с родителями из кинотеатра, он видит в витрине обувного магазина теннисные туфли и сразу представляет, как хорошо было бы бегать в них все лето.

Отец напоминает, что у него есть прошлогодняя пара, но ведь это совсем не то, они были хороши для прошлого лета, а сейчас нужны новые! «Накопи за полтора месяца», — предлагает отец тогда, однако через два месяца лето кончится…

Мальчик не спит ночью, снова и снова приходит к магазину полюбоваться туфлями и наконец выкладывает старому продавцу мистеру Сэндерсону свой план: он платит часть стоимости, а остальных денег у него нет, поэтому он будет выполнять все поручения продавца, станет курьером у него… в новых туфлях!

Продавец задумывается, и Дуглас предлагает ему самому надеть эти туфли и почувствовать всю полноту жизни, когда ты словно обгоняешь ветер. Мистер Сэндерсон уступает — и мальчик надевает новые туфли, получает список дел на сегодня и уносится с поручениями. Они в расчете!

  • Краткие содержания
  • Нагибин
  • Сирень

Действие рассказа Юрия Марковича Нагибина разворачивается летом в усадьбе Сатиных. В это время пышно цветёт сирень. Кусты с белыми, голубыми и розовыми цветами наполняют улицы душистым запахом.

В доме Сатиных строгий распорядок дня: каждое действие жителей этого дома расписано по часам. Кроме того, строго воспрещалось выходить в приусадебный сад раньше установленного времени. Несмотря на запреты, юная Верочка выбегает к пышной сирени. Девушка вдыхает прекрасный аромат, обнимает душистые кусты. Из-за ранней росы на сирени героиня становиться сырой. Вдруг Вера слышит шорох. Девушке на ум приходят разные догадки, что же это могло быть. Юную героиню даже посетила мимолётная боязнь быть пойманной и наказанной за непослушание. Но, к счастью для девушки, у кустов она встречает Сергея Рахманинова. Герои поговорили и побрели на завтрак.

За несколько дней Верочка и Сергей много разговаривали. Однажды, подчиняясь своим чувствам, Сергей признаётся в любви Верочке. Между героями вспыхивает страстная любовь. Вскоре молодому человеку приходится уехать. Молодые влюблённые общаются с помощью писем. Однако во время разлуки любовь Веры ослабевает. Девушка узнала, что нравиться Серёже Толбузину. Не сумев перечить родителям, героиня выходит за него замуж. Перед свадьбой она сжигает письма возлюбленного.

Сергей Рахманинов заканчивает консерваторию, становится знаменитым музыкантом и женится на сестре Верочки — Наташе, которая давно любила его.

После прочтения рассказа Юрия Марковича Нагибина читатель понимает, что мимолётные чувства не приводят ни к чему. В то лето сирень быстро и пышно зацвела, но скоро завяла. Как и эта сирень, чувства Веры и Сергея Рахманинова стремительно вспыхнули. Однако, при первых же испытаниях расстоянием, любовь погасла.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

  • Новая жизнь — краткое содержание сборника Данте
    Рассказ в повести ведется от имени автора. Данте оказался в лесу и встретил призрака древнеримского поэта Вергилия. Данте попросил вывезти его из леса. На что призрак сказал, что Данте должен увидеть чистилище, рай и ад
  • Статья Обломов роман Гончарова — краткое содержание Дружинина
    Великий поэт и писатель — это всегда просветитель, творчество которого бессмертно. Русская литература не исключение. Пушкин, Гоголь и Кольцов – эта та поэтическая триада
  • Обелиск — краткое содержание повести Быкова
    Произведение начинается с того, что главный герой узнает о смерти своего школьного учителя. Он был замечательным и уважаемым человеком, звали его Павлом Миклашевичем. Жил и работал Павел в деревне под названием Сельцо
  • Краткое содержание стиха Школьник Некрасова
    Здесь описана встреча автора, с одетым в рваную одежду пареньком, сыном бедных крестьян. Постепенно, по словам писателя, мы понимаем, что это с твёрдым характером ребёнок

LiveInternetLiveInternet

Суббота, 08 Февраля 2014 г. 12:28 + в цитатник

«…Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня — им время в августе, когда убраны хлеба и поля бронзовеют щетиной стерни, — усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке. А ведь положено так: сперва запенивается белая, голубая и розовая отечественная сирень, ее рослые кусты теснятся меж отдельным флигелем и конюшнями, образуют опушку Старого парка, через пять-шесть дней залиловеет низенькая персидская сирень с приторно-душистыми свешивающимися соцветиями, образующая живую изгородь меж двором и фруктовым садом; а через неделю забросит в окна господского дома отягощенные кистями ветви венгерская сирень с самыми красивыми блекло-фиолетовыми цветами. А тут сирени распустились разом, после сильной ночной грозы, переполошившей обитателей усадьбы прямыми, отвесными, опасными молниями. И даже куст никогда не цветшей махровой сирени возле павильона зажег маленький багряный факел одной-единственной кисти. …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать — купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича — так церемонно полагалось ей называть семнадцатилетнего кузена, — была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала ему примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени — у каждой был свой привкус. Белая — это словно лизнуть пробку от маминых французских духов, даже кончик языка сходно немеет; лиловая отдает чернилами; самая вкусная — голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой. Сиреневое вино понравилось Верочке, и она стала лучшего мнения о длинноволосом кузене».
Нагибин Юрий Маркович. Отрывок из рассказа «Сирень».

Врубель Михаил Александрович. Сирень. 1901.

Рубрики: = Живопись. Вблизи шедевров = Тени зазеркалья

Процитировано 1 раз Понравилось: 8 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 8
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось8
0

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Краткие содержания
  • Нагибин
  • Сирень

Действие рассказа Юрия Марковича Нагибина разворачивается летом в усадьбе Сатиных. В это время пышно цветёт сирень. Кусты с белыми, голубыми и розовыми цветами наполняют улицы душистым запахом.

В доме Сатиных строгий распорядок дня: каждое действие жителей этого дома расписано по часам. Кроме того, строго воспрещалось выходить в приусадебный сад раньше установленного времени. Несмотря на запреты, юная Верочка выбегает к пышной сирени. Девушка вдыхает прекрасный аромат, обнимает душистые кусты. Из-за ранней росы на сирени героиня становиться сырой. Вдруг Вера слышит шорох. Девушке на ум приходят разные догадки, что же это могло быть. Юную героиню даже посетила мимолётная боязнь быть пойманной и наказанной за непослушание. Но, к счастью для девушки, у кустов она встречает Сергея Рахманинова. Герои поговорили и побрели на завтрак.

За несколько дней Верочка и Сергей много разговаривали. Однажды, подчиняясь своим чувствам, Сергей признаётся в любви Верочке. Между героями вспыхивает страстная любовь. Вскоре молодому человеку приходится уехать. Молодые влюблённые общаются с помощью писем. Однако во время разлуки любовь Веры ослабевает. Девушка узнала, что нравиться Серёже Толбузину. Не сумев перечить родителям, героиня выходит за него замуж. Перед свадьбой она сжигает письма возлюбленного.

Сергей Рахманинов заканчивает консерваторию, становится знаменитым музыкантом и женится на сестре Верочки — Наташе, которая давно любила его.

После прочтения рассказа Юрия Марковича Нагибина читатель понимает, что мимолётные чувства не приводят ни к чему. В то лето сирень быстро и пышно зацвела, но скоро завяла. Как и эта сирень, чувства Веры и Сергея Рахманинова стремительно вспыхнули. Однако, при первых же испытаниях расстоянием, любовь погасла.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

  • Валя — краткое содержание рассказа Андреева
    Маленький Валя увлеченно читал большую книгу, когда к нему в комнату мама ввела незнакомую худую женщину. Обе были заплаканные. Бросившись к мальчику, незнакомка, от которой неприятно пахло гнилью и сыростью
  • Сельское кладбище — краткое содержание элегии Жуковского
    Произведение по жанровой направленности относится к элегии и является одним из многочисленных переводов поэта английских стихотворений.
  • Краткое содержание басни Обоз Крылова
    Крылов в басне «Обоз» рассказывает об истории двух лошадей. Одна тащит на себе тяжелый обоз с домашней бытовой утварью. Лошадка везет груз очень осторожно, даже настороженно
  • Последняя жертва — краткое содержание комедии Островского
    Эта пьеса А.Н. Островского, как и большинство его произведений ― рассказ о жизни московского купечества. В центре история отношений молодой состоятельной вдовы Юлии Павловны Тугиной и разорившегося помещика Вадима Григорьевича Дульчина.

LiveInternetLiveInternet

К сирени у меня особое отношение

—————————————

Андрей Кончаловский

7 мая 2021 г.

———

«Фиолетовой, белой, лиловой, Ледяной, голубой, бестолковой Перед взором предстанет сирень. Летний полдень разбит на осколки, Острых листьев блестят треуголки, И, как облако, стелется тень.

Сколько свежести в ветви тяжелой, Как стараются важные пчелы, Допотопная блещет краса! Но вглядись в эти вспышки и блестки: Здесь уже побывал КОНЧАЛОВСКИЙ, Трогал кисти и щурил глаза…»

Александр Кушнер «Сирень», фрагмент, 1981

———-

В 1956 году известнейший русский селекционер сирени Леонид Колесников (1893-1968) вывел новый, очень красивый сорт махровой голубовато-лиловой, иногда — чисто голубой сирени. Эта сирень носит имя моего деда, Петра Петровича Кончаловского, который был знаком с Колесниковым и, как известно, написал более сорока знаменитых натюрмортов с сиренью. И вот уже полвека сирень «Кончаловский» входит в семёрку лучших сортов Мировой коллекции.

К сирени у меня особое отношение. Сирень много писал мой дед, сирень рисовали мои любимые художники — Константин Коровин, Михаил Врубель, Исаак Левитан. Сирень обожал мой любимый композитор Сергей Рахманинов. Его романс «Сирень» пели и великий Шаляпин и Лемешев. Много лет назад я прочитал рассказ Юрия Марковича Нагибина «Сирень», и позже мы вместе написали сценарий о жизни Сергея Рахманинова — «Белая сирень».

Сегодня я хотел бы поделиться с вами «ароматными», сочными фрагментами из того памятного для меня рассказа Нагибина. Пусть они сопровождают великолепные, темпераментные натюрморты Петра Петровича. В общем, совсем скоро — во всех садах….

————-

«….И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке. А ведь положено так: сперва запаривается белая, голубая и розовая отечественная сирень, ее рослые кусты теснятся межотдельным флигелем и конюшнями, образуют опушку Старого парка, через пять-шесть дней залиловеет низенькая персидская сирень с приторно-душистыми свешивающимися соцветиями, образующая живую изгородь меж двором и фруктовым садом; а через неделю забросит в окна господского дома отягощенные кистями ветви венгерская сирень с самыми красивыми блекло-фиолетовыми цветами. А тут сирени распустились разом, после сильной ночной грозы, переполошившей обитателей усадьбы прямыми, отвесными, опасными молниями. И даже куст никогда не цветшей махровой сирени возле павильона зажег маленький багряный факел одной-единственной кисти… *

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать — купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича — так церемонно полагалось ей называть семнадцатилетнего кузена, — была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала ему примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени — у каждой был свой привкус. Белая — это словно лизнуть пробку от маминых французских духов, даже кончик языка сходно немеет; лиловая отдает чернилами; самая вкусная — голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой. Сиреневое вино понравилось Верочке, и она стала лучшего мнения о длинноволосом кузене… *

Из Старого парка тепло, густо, сильно ударило сиренью. Аромат накатил стремительно, упругим, мощным валом накрыл, закружил, наполнил сладкой дурнотой, почти лишил сознания. В дурманной истоме Верочка едва добралась до кровати… *

«…В память Ивановки и того странного лета, когда запоздало и мощно забродило сиреневое вино, Рахманинов написал свой самый нежный и взволнованный романс «Сирень». Там есть удивительная, щемящая, как взрыд, нота. То промельк Верочкиной души, откупленный любовью у вечности…

СИРЕНЬ «По утру, на заре, По росистой траве Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду свое счастье искать… В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живет; На зеленых ветвях, На душистых кистях Мое бедное счастье цветет»

Бекетова Екатерина 1878».

/Фрагменты рассказа Юрия Нагибина «Сирень»/

===============

Сиреневые дожди

Прогремела шумная гроза И ушла, грохоча и вздыхая, Но оставила после себя Воздух, сотканный запахом мая.

Ароматы душистой сирени И медовые запахи трав Сладкой негой наш сад наполняют! Как свободно и вольно дышать!

Я в тяжелые гроздья сирени погружаюсь, Умываясь душистым дождем. Умываюсь дождем лепестковым, Бело-розовым нежным дождем!

Е. Выговская

=========================

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)

Натюрморт с сиренью 1928 Холст, масло 80 x 65,4 см

————————

16 и 17 мая “Натюрморт с сиренью” впервые выставят в Москве, в пространстве аукционного дома Christie’s. После картина отправится в Лондон, на аукцион русского искусства, который состоится 3 июня.

“Натюрморт с сиренью” художник написал в 1928 году. В 1932-м работа стала частью экспозиции советского павильона на Венецианской биеннале — вместе с произведениями Дейнеки, Кузнецова, Кончаловского и Штеренберга. На продажу картина выставляется из коллекции итальянского искусствоведа и издателя Джованни Шейвиллера, получившего ее в подарок от советского искусствоведа Бориса Терновца, одного из организаторов советской выставки.

==============

Ахилл Бельтрам (Achille Beltrame;1871 -1945)-итальянский художник

Девушка с сиренью (Girl with lilacs) Холст, масло 59 x46,5 см Частная коллекция

=============

Счастье

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый — сиреневый — день,

Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья-цветы…

С. Я. Маршак

Михаил Костин (1918 — 1972) «Весна», 1951 год. Холст, масло. 116х80 см.

***

Цветет сирень у дома нашего,

Ко мне склоняется доверчиво.

Ты ни о чем меня не спрашивай,

Мне все равно ответить нечего.

Ты не дари мне песен ласковых,

Пусть в них слова и шёлком вышиты.

Ведь песня, самая прекрасная,

Неодинаково всем слышится….

Михаил Рябинин

***

Николай Заболоцкий

А весна хороша, хороша!

Охватило всю душу сиренями.

Поднимай же скворешню, душа,

Над твоими садами весенними.

Поселись на высоком шесте,

Полыхая по небу восторгами,

Прилепись паутинкой к звезде

Вместе с птичьими скороговорками.

Повернись к мирозданью лицом,

Голубые подснежники чествуя,

С потерявшим сознанье скворцом

По весенним полям путешествуя.

***

О весне… Зацвела, зазвенела, выстрелила! Облаками сирени на улицах. Ворвалась, как врывается ввысь стрела, А теперь хохочет и жмурится. И раскинула руки в стороны, Словно хочет объять необъятное Только ей одной и понятные Так выходят под занавес к зрителю, Собирая оваций ворохи… Но бывают такие воители, Что с порога войдут и — всполохом! Алена Давыдова

***

Есть у сирени темное счастье — Темное счастье в пять лепестков! В грезах безумья, в снах сладострастья, Нам открывает тайну богов.

Много, о много, нежных и скучных В мире печальном вянет цветов, Двухлепестковых, чётносозвучных… Счастье сирени — в пять лепестков!

Кто понимает ложь единений, Горечь слияний, тщетность оков, Тот разгадает счастье сирени — Темное счастье в пять лепестков!

Н.Тэффи, 1910

***

ДОН-АМИНАДО

Уездная сирень

Как рассказать минувшую весну, Забытую, далекую, иную, Твое лицо, прильнувшее к окну, И жизнь свою, и молодость былую?

Была весна, которой не вернуть… Коричневые, голые деревья. И полых вод особенная муть, И радость птиц, меняющих кочевья.

Апрельский холод. Серость. Облака. И ком земли, из-под копыт летящий. И этот темный глаз коренника, Испуганный, и влажный, и косящий.

О, помню, помню!.. Рявкнул паровоз. Запахло мятой, копотью и дымом. Тем запахом, волнующим до слез, Единственным, родным, неповторимым,

Той свежестью набухшего зерна И пыльною, уездною сиренью, Которой пахнет русская весна, Приученная к позднему цветенью.

Кустодиев Б.М. «Сирень» (1906)

***

Художник Левитан Исаак Ильич (1860 — 1900). Крыльцо в Мелихово. Сирень (Весна. Белая сирень). 1894-1895.

***

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964). Сирень в цвету.

***

Михаил Федорович Ларионов(1881-1964). Сирень. Натюрморт со стулом. 1907 г.

***

ПОЛИКСЕНА СОЛОВЬЕВА

Белая сирень.

Умирают белые сирени. Тихий сад молитвы им поет, И ложатся близкой смерти тени На цветы, как ржавчины налет.

А вокруг все дышит жизнью смелой, Все цветы надеждами полны, Лишь тебе, рожденной ночью белой, Умереть с последним днем весны.

Но душой, не ведающей тленья И земных мгновений и оков, Буду помнить белую сирень я И дыханье звездных лепестков.

Художник: Саулов Олег.

***

НИКОЛАЙ АГНИВЦЕВ

В тот день все люди были милы, И пахла, выбившись из силы. Как сумасшедшая, сирень. Трень-брень.

И, взяв с собою сыр и булку, Сюзанна вышла на прогулку. Ах, скучно дома в майский день. Трень-брень.

Увидев издали Сюзанну, Благословлять стал Жан Осанну, И прыгнул к ней через плетень. Трень-брень.

Пылая Факелом от страсти. Промолвил Жан Сюзанне: «3драсте» И тотчас с ней присел на пень. Трень-брень.

Была чревата эта встреча И, поглядев на них под вечер, Стал розоветь в смущенье день. Трень-брень.

И вот наутро, как ни странно, Не вышла к завтраку Сюзанна, У ней всю ночь была мигрень. Трень-брень.

Вот что от края и до края С Сюзаннами бывает в мае, Когда в саду цветет сирень. Трень-брень.

1921

***

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ

На меня нацелилась груша да черёмуха — Силою рассыпчатой бьёт меня без промаха.

Кисти вместе с звёздами, звёзды вместе с кистями, — Что за двоевластье там? В чьем соцветьи истина?

С цвету ли, с размаха ли — бьёт воздушно-целыми В воздух, убиваемый кистенями белыми.

И двойного запаха сладость неуживчива: Борется и тянется — смешана, обрывчива.

4 мая 1937

Художник: Исаак Левитан

***

Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956). «Натюрморт с сиренью» 1944

==================

===============

***

Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту – Его запекшееся лето Лиловым мозгом разогрето, Расширенное в духоту.

А тень-то, тень всё лиловей, Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, – Ты скажешь: повара на кухне Готовят жирных голубей.

Угадывается качель, Недомалёваны вуали, И в этом солнечном развале Уже хозяйничает шмель.

1932 О.Мандельштам

Константин Алексеевич Коровин(1861 — 1939). «Сирень». 1915 г.

***

МИРРА ЛОХВИЦКАЯ

Сирень расцвела; доживали смелее Свой радужный век мотыльки, Одна я бродила по старой аллее В приливе невольной тоски.

Что в душу закралось, чей голос так нежно Навеял былые мечты?.. Я счастья искала и с ветки небрежно В раздумье срывала цветки.

Вставали минувшего милые тени, Слезою туманился взор, И сыпались венчики белой сирени, Как снег, на зеленый ковер…

А все наслаждалось, все жизнью дышало В весенний ликующий день, И, тихо качаясь, кругом разливала Свой сладостный запах сирень…

1890

Художник: Беатрис Парсонс

***

Художник Maria Serafina.

Луппов Сергей Михайлович (1893 — 1977) Портрет О.С.Лупповой с сиренью. 1930-е

=============

===========

«Так упоительны с сиренью вечера…» /почти ©/ Фото Элен Кондраш

НИКОЛАЙ КРЮКОВ

Открыты окна в сад. Едва видны ступени. На бронзе канделябр есть отблески зари, И брошен на рояль тобой букет сирени. В саду задумчивом уже ложатся тени. Здесь сядем мы с тобой. Но ты не говори.

Не говори. Молчи. Впивай цветов дыханье. Слова солгут. Все скажет тишина, Нет чувствам и мечтам волнующим названья И выразить нельзя, чем наша жизнь полна!..

Рояль молчит и все темнее в зале. Померкла бронза канделябр. Все — сон. И бледные лучи в листве затрепетали. Баллада лунная… В полумраке балкон.

Уснула жизнь с ее безумной суетою, Цветы льют аромат в серебряный туман. И оба мы поверили с тобою В красивую мечту, в чарующий обман.

«Пробуждение» № 12, 1915 г.

Художник: Анатолий Талалаев, «Сирень на рояле», 1960-е

  • Рассказ серая шейка мамин сибиряк читать с картинками
  • Рассказ сирень и рябина
  • Рассказ серая шейка мамин сибиряк распечатать
  • Рассказ синяя звезда о чем
  • Рассказ серая мышь читать