Рассказ сирота мухтара ауэзова читать

 Рассказ «Сирота». Мухтар Ауэзов

Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок. Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грозно легли тяжелые тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно-багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно.

Три всадника едут по холмам. Они не спешат, но все же иногда с опаской поглядывают на черную тучу, надвинувшуюся на горы. Там идет дождь.

Тоскливую тишину засыпающей долины нарушила песня одного из путников. Ему подтянули другие. Заунывно-протяжная песня казалась долгим возгласом великого смирения и терпения. Словно откликаясь на окружающее, песня то взмывала задорно и звонко, то снова текла уныло-однообразной дремотной мелодией. Песня как бы повторяла игру лучей уходящего солнца, которое бросало на вершины холмов крупные золотисто-алые мазки, а через мгновенье вдруг тускнело и скрывалось за тучами.

Очевидно, стремясь сократить путь, всадники не свернули на широкую проселочную дорогу, ведущую мимо аулов, а поехали по петляющей среди холмов узенькой тропинке.

В то же самое время с противоположной стороны долины навстречу всадникам торопливо шел одинокий мальчик лет десяти-одиннадцати. На лице его застыла неутешная печаль, большое недетское горе. Все вокруг кажется ему холодным, чужим, жестоким. Задумчиво-грустные вершины холмов, окутанная сумраком долина, дикие ущелья, молчаливо хранящие тайны ночи, нагоняют страх, который сжимает сердце.

Что же заставляет мальчишку на ночь глядя идти одного в незнакомые места? Кто гонит его? Заставляет его, гонит его — судьба.

Год назад умерла бабушка Касыма. Незадолго до этого скончались родители. Тяжелое то было горе, но тогда у него оставалась бабушка, было кому утешить. Да он и не понимал всей тяжести утраты, всего ужаса постигшей его беды, и если плакал, то больше потому, что плакали другие. Смерть бабушки он переживал куда тяжелее. Теперь он один, совсем один, некому приласкать, некому осушить слезы. В этот день мальчику показалось, что само небо всей тяжестью легло на его хрупкие плечи.

Близких родственников у Касыма не было. Бабушку хоронили миром. Не было траурной процессии, никто не оплакивал ее. Только Касым, безудержно плача, громко причитал:

— Бабуленька, родненькая! На кого ты меня покинула?.. Почему ты не взяла меня с собой?! Теперь я совсем сирота…

Слушая его рыдания, присутствующие тоже вытирали невольные слезы, они знали, какова тяжкая сиротская доля.

Да, смерть бабушки была для Касыма самой большой утратой. Он так привык к ней, к ее ласковому взгляду, к легкому прикосновению ее рук, к тому, что она всегда с ним. Он любил вечером приласкаться к ней, положить голову на колени и сидеть так долго-долго.

Старуха понимала, как невыносимо трудно будет Касыму одному, знала, что его ожидает, и, собрав все свои силы, старалась, чтобы ничто не омрачало сиротскую жизнь мальчика. С какой-то странной улыбкой смотрела она на Касыма, когда тот ласкался к ней, казалось, всю боль и жалость вкладывала она в эту улыбку.

Хотелось ли ей жить? Что и говорить, очень хотелось. Хоть бы дожить до совершеннолетия Касыма. «О господи!— молилась она.— Продли мои дни, пока окрепнут ноги моего жеребеночка. Не оставь его одного на произвол судьбы!» С этой молитвой на устах старуха и умерла.

Оплакав бабушку, Касым, глядя на взрослых, соблюдал траур. Тоска одиночества и бесприютность мучили его. Чуть вспомнит мать, отца, бабушку, и они встают перед глазами как живые. Часто Касым брал палку, уходил в степь и там звал родных. Но никто не приходил, даже не откликался, и мальчик снова горько плакал.

Часто, вконец уставший, измученный, он засыпал прямо в степи. И тогда к нему возвращалось счастье — приходили отец, мать, бабушка. Они ласкали его, обнимали, целовали. Бабушка, ероша его жесткие волосы, приговаривала: «Теперь мы больше не умрем. Твои слезы вернули нас к жизни. Ты уже не беззащитный, и больше плакать не надо».

Касым радовался во сне, припадал к материнской груди и по-детски жаловался: «Зачем ты обижала меня, зачем не откликалась и заставляла плакать? ».

Тут Касым просыпался. Он понимал, что это был сон, и. все же не хотел верить, что родители больше никогда не придут к нему. В душе мальчика теплилась надежда, что хоть кто-нибудь из них да вернется.

Шли дни. Для Касыма это были горькие, сиротские дни. Но как ни цепка детская память, а время делает свое. Забывались отец и мать, стала забываться и бабушка. Кочуя, род все дальше и дальше уходил от ее могилы, черневшей одиноким холмиком на склонах Улытау.

Шли месяцы. И время, прожитое с бабушкой, овеянное ее лаской, осталось в памяти Касыма как неясное воспоминание, как сладкий сон, который не повторится. Увлекательные, полные волшебства сказки бабушки, ее щемящие душу тихие и протяжные песни тоже ушли безвозвратно. Все погасло, как гаснет солнце на закате, и сплошной мрак окружил сироту.

После смерти бабушки Касыма, будто бы из жалости, взял к себе их сосед Иса. Забрал он и скот, доставшийся мальчику в наследство,— десятка три баранов, несколько коров и лошадей.

Соседи говорили Исе: «Не зарься на сиротское добро. Раз берешь к себе Касыма, не обижай его, вырасти человеком!».

Детей у Исы и своих было много, а скота почти не было. Ни он, ни его сварливая жена Кадиша не вняли советам соседей. Они сразу же стали распоряжаться этим скотом, как своим собственным.

Будь все ладно в новом доме, может и не знал бы ничего об этом Касым. Да не очень рады были ему в семье Исы. Как-то поздней ночью, когда все дети улеглись и только Касым, видно, из-за непривычной обстановки, не мог уснуть и лежал, укрывшись с головой ветхим одеялом, он услышал разговор Исы и Кадиши. Они решали, как распорядиться наследством Касыма.

— Черноголового барана и серую кобылу зарежем на зиму, корову продадим и справим детишкам одежонку, — говорила Кадиша.— А то совсем обносились.

Касым заплакал, громко всхлипывая и шмыгая носом. Но на него никто не обратил внимания. Иса и Кадиша продолжали свой разговор.

С того дня Касым все больше и больше стал задумываться о себе, о своем горе. Но поделиться ему было не с кем. Да и кто мог помочь? Сердобольные соседки да всевидящие старики сами замечали все. Иногда говорили Касыму:

— Смотри будь хозяином, а то не останется у тебя скота, все сожрет Иса!— Но потом, как бы опомнившись, добавляли:— Дитя еще! Ну что он может сделать?

Касыму нечего было возразить им. Сиротство, как тяжелый камень, давило его все больше и больше. Прошло немного времени, и Касым, круглолицый и крепкий, любознательный и веселый, превратился в худенького, хмурого, убитого горем мальчика, Весь его вид говорил о заброшенности и несчастье.

Настали те дни, которых больше всего опасалась бабушка Касыма. Внук остался один, всем чужой. Ису интересовал только его скот, которым можно было воспользоваться. И он воспользовался.

— Пожалейте сироту! Грешно резать мой скот!— сквозь слезы закричал Касым, когда Иса собрался вести на убой серую кобылу. Мальчик обхватил ее за шею и заплакал. В ответ он получил от Исы и Кадиши несколько увесистых тумаков. Вдобавок его оставили без обеда.

Дети Исы были избалованные. При каждом удобном случае они всячески издевались над Касымом. Отец и мать не запрещали им этого. Наоборот, всю работу по дому они сразу же свалили на сироту. На целый день отправляли они Касыма в степь собирать кизяк. Мальчик так уставал, что, придя домой вечером, падал и засыпал как убитый. Оправдывая безделье своих детей, Иса еще выговаривал Касыму: «Ведь скот твой, вот и работай. У них ничего нет, могут порезвиться».

Аульные ребята тоже не дружили с сиротой. Касым видя, что в ауле все забыли о нем, что никто не принимает никакого участия в его судьбе, замкнулся. Он ни с кем не вступал в разговоры, избегал людей. Мальчик еще больше похудел, лицо его стало желтовато-серым.

Тихий и покорный, он все больше погружался в свое одиночество, в нем росли подозрительность, недоверие к людям. Эти чувства подтачивали его силы, ломали душу. Голод, нищета, изнурительная работа все больше озлобляли мальчика. Не было дня после смерти бабушки, когда бы жизнь подарила ему хоть маленькую радость. Касым и с виду стал похож на маленького старичка, и душа его с каждым днем дряхлела.

Кадиша, любящая мать своих детей, была для Касыма воплощением зла. Ежедневные побои, постоянная ругань. «Ах ты, негодяй!.. Ах ты, бездомная собака!..»— иных слов сирота от нее и не слышал.

Сейчас, беспросветной темной ночью, Касым идет один по горной тропинке, далеко от дома. Иса и Кадиша еще утром избили его и прогнали из аула. Но перед закатом солнца Касым все-таки вернулся домой. Силы иссякли, хотелось забиться куда-нибудь в уголок и хоть полежать тихонько, смежив веки. Но перед юртой стоял разъяренный Иса. Не говоря ни слова, он стал снова избивать мальчика. И тогда терпенье Касыма иссякло.

— В чем я виноват?.. За что ты истязаешь меня?.. Что я должен тебе?.. Вся моя вина в том, что я сирота, что за меня некому заступиться!..— злобно выкрикнул он и, схватив увесистый булыжник, швырнул в Ису а сам что есть мочи кинулся бежать в степь.

Иса схватился за колено и грузно сел, посылая вслед Касыму грязные ругательства. Дети Исы выскочили из юрты и, прихватив камни, бросились вдогонку за Касымом, но он был уже далеко. Он бежал в горы.

Ясно, что в аул ему теперь возвращаться нельзя. Касым подумал, что давно не был на могилах родителей, и направился в сторону прошлогодней зимовки. Он вспомнил, как хотел в день поминок зарезать на кладбище, у родных могил барана, угостить бедняков, а муллу попросить почитать Коран, но Иса и Кадиша обругали его за это и не позволили резать скотину.

Сейчас Касыму некуда было идти, и он твердо решил одолеть перевал, добраться до прошлогодней зимовки, пойти на кладбище, припасть к надгробным камням и хоть нареветься вволю, выплакать свое горе.

Туда и шел он сейчас по горной тропинке, темной ночью, один.

Видя, что темнота сгущается, Касым ускорил шаг, затем побежал. Озираясь по сторонам, вздрагивая от страха, он бежал, надеясь хоть кого-нибудь встретить. По вокруг ни души. Глухая ночь.

В раннем детстве Касым наслушался от бабушки страшных рассказов о чертях и ведьмах, драконах и всякой нечистой силе, которая бродит по земле темными ночами. В рассказах вся эта нечисть не раз пугала путников, сбивала с пути и уводила то в пропасть, то в трясину. Касым вспомнил все это, и ему стало страшно. Он дрожал, как в лихорадке, сердце стучало часто и громко, ноги отяжелели и не слушались его.

Окутанные мраком каменные глыбы кажутся пристанищем злых духов. На мгновенье вспыхивает свет. По после него темнота кажется еще гуще, она, как ведьма, сразу же поглощает не только ночные сполохи, но и саму луну. Страх прячется и в таинственных ущельях, и между обнаженных скал; в густой листве деревьев тоже скрывается что-то ужасное и выжидает момента, чтобы броситься на тебя. Касыму казалось, что ночь пристально глядит на него тысячами черных страшных глаз из-под каждого камня, из-под каждого куста. А по горам бредет звездоглазая, каменнобровая, с лицом черным, как ночь, злая старуха, шепчет какие-то заклинания и громко чихает.

Нет, он ослышался. Вокруг тихо, только изредка птица захлопает крыльями или зашуршит в листве. Касым почувствовал себя еще более одиноким. Вдруг, словно зная о том, как боится Касым темноты, словно догадываясь, как мрак сжимает его сердце, в стороне что-то сверкнуло. Дорога проходила рядом с небольшим леском. Касым замер. И тут почти из-под ног что-то шарахнулось в сторону. Холод пополз по спине. Мальчик не мог сдвинуться с места.

Это была птица. Просто глупая птица. Но Касыму показалась она чем-то страшным, неземным. Ангел? А может быть, черт? Что за нечистая сила преграждает ему путь? А может, это человек?.. Касым тихонько кашлянул. Но ответа не последовало, и мальчик медленно двинулся вперед. Он сделал всего несколько шагов, как кто-то с гиком и хохотом бросился на него и с маху хлестнул по лицу. Касым закрыл глаза. Когда он осмелился открыть их, то увидел устремленный на него взгляд двух огненных глаз… Перед ним стоял долговязый и тощий человек. Из-под выпяченных губ видны длинные зубы. В руках длинный нож. «Это, наверно, и есть степной шайтан»,— подумал Касым. В это время чудовище крикнуло повелительно:

— Шагай за мной! Иди, несмотря на усталость и слабость. Оцарапаешь ноги, разобьешь в кровь пальцы об острые камни — все равно иди. Ну, марш за мной!-И чудовище зашагало вперед.

— Дяденька, я сирота…— отозвался Касым, но на него снова грозно блеснули огненные глаза. И Касым побежал, побежал сломя голову, не обращая внимания ни на что.

…Близилась полночь. Трое всадников ехали по взгорью, слегка поторапливая лошадей. Тропинка была узкая, и кони шли гуськом. Вдруг у небольшого леска, густым кустарником подступавшего прямо к дороге, головная лошадь остановилась, запрядала ушами, коротко заржала и стала пятиться. Остановились и другие.

Туча все же догнала путников. Рванул ветер, и хлестнул дождь. Сверкнула молния. И тут всадники увидели мальчика. Он стоял, прислонившись к дереву, и не двигался. Успокоив лошадей, всадники подъехали ближе. Окликнули, но мальчик не отозвался. Тогда они спешились и подошли к дереву. Один из них тронул мальчика за плечо, и тот навзничь свалился в траву. Он был мертв.

Очень интересные рассказы, необычные. От «Сэди» аж разревелась. Озвучка Владимира супер!

Самые новые Новогодние ужастики 2023

Телята, коровы, бычки, козы пришли из небытия в Хэвен, чтоб мстить за то, что их употребляли в пищу!? Серьёзно!? У…

Грин Саймон — Подземелья Хейвена

Слушал и более глупых авторов, этого — можно, придираться не хочется, нет нудных и никому не нужных описаний,…

Корчевский Юрий — Убить оборотня

Прекрасный рассказ, и прочитано замечательно. Спасибо.

Шекли Роберт — Опытный образец

Пришлось зарегистрироваться, чтобы оставить отзыв на этого чтица. Кто там из древних жил в бочке и с камнями во рту…

Гудкайнд Терри — Третье правило волшебника, или Защитники паствы

О! спасибо!

Кинг Уильям — Истребитель вампиров

да и не только с интонациями.

Спасение Cessna 188 над Тихим океаном

2018 читал, 2020 слушал, сейчас переслушиваю в 11.01.2022. Все намного интересней воспринимается)

Брукс Макс — Мировая Война Z

«Быть интеллигентом вовсе не значит обязательно быть идиотом…» Одно из ранних во многом, автобиографичное…

Булгаков Михаил — Необыкновенные приключения доктора

они хотят иметь все и сразу, а получат ничего и постепенно. М.Жванецкий.

Шекли Роберт — Самое дорогое

А слабо прочитать что-то, что до этого не озвучивали 8 раз?

Лавкрафт Говард — Дагон

Спасибо большое🤝

Мерсер Тайлер — Амаркорд смерти

У меня книга была, в двух частях. Одно и любимых произведений. Сколько раз я ее перечитывала — не помню, но много….

Павлов Сергей — Лунная радуга

Я уже спокойно отношусь к тому, что из всего произведения люди способны увидеть только 1-2 слова. Я этого не понимаю,…

Оркас Анатолий — Чужие сны

Добрый день, Лето! Большое спасибо за Ваш отзыв! Очень приятно. С уважением Ваш чтец Дмитрий Д

Новогоднее. Сборник стихов

Ну, да, есть единственно верное мнение — «моё». Все, кто его не поддерживает — это вражеские мины, и из-за них (а не…

Сборник расследований — Тайны века

ИНТЕРЕСНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Абдуллаев Чингиз — Линия аллигатора

Невероятно сильная вещь. Слов нет. Не выразить впечатление. Философское, но… не для интеллекта, а на уровне ощущений,…

Далин Макс — Рукопись, найденная под прилавком

Расизм ломает судьбы, рассказ и чтец очень хороши!

Янг Роберт — У шатров Кидарских

Да, Пророк меня потряс! Переслушал три раза, и ещё раз послушаю, когда больше понимать начну!

Блаватская Елена — Напутствие бессмертным

Полезное чтение. Рассказы о детях-сиротах

У М. Горького и М. Ауэзова есть рассказы с одинаковым названием – «Сирота». Это тяжелые истории о детях, которые остались без родственников. Судьбы их складываются трагически. Жизнь большинства беспризорников в России тоже была очень тяжелой. Об их жизни написаны произведения, которые не оставляют равнодушными читателей.

Полезное чтение. Рассказы о детях-сиротах

Рассказ М. Горького о мальчике Петруньке. У него умерла бабушка – единственный родной и любимый человек. В дождливый день бабушку похоронили. Петрунька долго стоял на могиле и плакал вместе с дождем. Он не понимал, что с ним будет, и как он будет жить без бабушки у чужих людей. Его определили на проживание к местному священнику. С кладбища его вел псаломщик и объяснял, что Петруньке надо смириться с горем. Ему придется привыкнуть к людям, с которыми он будет жить. Мальчик боялся задиристых детей священника и не хотел с ними дружить. На сердце было тяжело и тоскливо. Маленькому одинокому сердцу было тесно в груди. От безысходности некуда деться. Слово «сирота» легло тяжелым бременем на маленького беззащитного мальчика.

У мальчика Касыма умерла бабушка. Он остался сиротой. Его приютила семья Исы. Хозяин семьи был злым и корыстным человеком. Он присвоил все, что принадлежало мальчику: имущество и скот. К Касыму в семье относились плохо: ругали, били, издевались.

Мальчик с тоской вспоминал родителей и бабушку. Тяжелая работа и жестокое отношение людей сделали мальчика отстраненным и ожесточенным. Он душевно страдал от одиночества и равнодушия людей. Похудел и был похож на маленького старичка. Часто убегал в степь.

В жизни Касыма не было больше радости, ему не хотелось жить. Тоскливые думы отнимали силы и ломали душу. От безысходности он пошел на могилу к родителям, ночью, по степи. На утро его нашли проезжающие мимо всадники. Мальчик был мертв. Что с ним случилось — никто не знает. Автор пишет, что мальчику пригрезился шайтан – злой дух. Не было рядом добрых людей в трудную минуту, злые силы взяли верх.

Алексей Еремеев – это настоящее имя. Писателем он публиковался под псевдонимом «Ленька Пантелеев». Он не был сиротой. У него была хорошая полная семья, брат и сестра. Отец во время революции пропал без вести. Мама умерла позднее, но ей было тяжело одной с тремя детьми в голодные революционные времена. Алексей хотел помочь матери и искал работу. Но в те времена близко работы не было, да и не брали подростков работать за деньги. Приходилось скитаться и побираться. Его часто задерживали стражи порядка и доставляли в приюты. Он сбегал и опять бродяжничал. Так он и стал якобы «сиротой». Однажды попал в приют им. Достоевского, сокращенно ШКИД. В истории он так и остался для всех беспризорником. Всю оставшуюся жизнь он писал о революции, войне и детях и для детей. Его известная книга «Республика Шкид» почти автобиографическая. Так трагически повлияла на судьбы многих людей и детей Октябрьская революция.

Раздел долгосрочного планирования:  
Раздел I. Семья и подросток.
8 класс
Русский язык и литература 
 Школа:  Талдыбулакская ОСШ
 Дата: 
 Класс: 8
ФИО учителя:  Кейкова Жанганым Насипхановна
 Участвовало: 13
 Не участвовали:0
  Тема урока
Судьбы детей­сирот.  М.Ауэзов  «Сирота». 
Цели обучения 
(ЦО)  
Цели обучения, 
достигаемые на 
этом уроке 
(Ссылка на 
учебный план)
 
Цель урока
 
Критерии 
оценивания
8.1.1.1 понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4­6 минут, объединяя разрозненные факты в
общий контекст, определяя причинно­следственные связи и делая выводы;
8.4.1.1 создавать тексты публицистического стиля (статья) и официально­делового стиля (характеристика).
Все   учащиеся   смогут:  определить   основную   и   детальную   информацию   видеоролика  «Судьбы   детей­сирот»   и   аудиозаписи
фрагмента рассказа «Сирота»   продолжительностью 6 минут, объединить разрозненные факты, выявить причины и следствия,
сделать вывод через сратегию «Фишбоун»;
напишут статью по выбору «Мир без сиротства», «Окажем помощь сиротам», «Подари детям счастливую жизнь», опираясь на
причинно­следственные связи из «рыбьей кости» и на 15 дополнительных ключевых слов.
Большинство учащихся смогут: привести факты из жизни о сиротах; напишут статью, опираясь на причинно­следственные связи
из «рыбьей кости» и на 10 дополнительных ключевых слов.
привести факты из жизни, дать объяснение изменениям, происходящему в понимании  семейных ценностей  обществом;
Некоторые учащиеся смогут:  обосновать изменения в понимании семейных ценностей, происходящих в современном обществе;
напишут статью, опираясь на причинно­следственные связи из «рыбьей кости».
Обучающийся:
­ Понимают основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 6 минут;
­ Объединяют разрозненные факты в общий контекст;
­ Определяют причины и следствия;
­ Делают выводы; Языковые цели
  Воспитание 
ценностей
 Межпредметная 
связь
Предыдущие 
знания
Здоровье и 
безопасность
поддержка ИКТ
­ Пишут статью.
Учащиеся могут:  объединить разрозненные факты в общий контекст, определить причины и следствия судеб детей­
сирот, делать выводы, писать статью
Ключевые слова и фразы:   семья, семейные ценности, ребенок в семье, сирота, усыновление, детский дом, 
общество, общественное сознание.
Полезные фразы для диалога/ письма 
Что вы понимаете под словом «судьба»? Что знаете о судьбах детей­сирот?
Вопросы для обсуждения: Какая проблема общества поднимается в данном видеоролике? По каким причинам так 
сложились судьбы этих детей? Что явилось следствием этих причин?  Что послужило причиной несчастной жизни 
Касыма у Исы и Кадиши? Почему Касым ушел от них? Кто виноват в смерти Касыма? Только ли Иса и Кадиша? 
Какое заключение можно сделать исходя из причин и следствия, рассматриваемой  проблемы на уроке?
  Письменные   подсказки…  заботливые   опекуны,   попечительство,   защита   прав   и   интересов,   органы   опеки   и
попечительства,   уголовная   отвественность,   защищены   законом,;   благотворительность,   благотворительный   фонд,
волонтерские программы, частичку тепла и заботы; жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывать, с трудом
сводить концы с концами, с трудом выживать,  денег  куры не клюют, купаться в деньгах.
    Ценность:   основанное на национальной идее «Мәңгілік ел»: семейное воспитание с приоритетом воспитания 
нравственных, духовных и гумманистических ценностей; реализация основополагающего права каждого ребенка жить и 
воспитываться в  семье.  Привитие ценностей осуществляется посредством сотрудничества учащихся при работе.
Формировать ответственную гражданскую позицию через обсуждение проблем, связанных с функционированием семьи в 
современном обществе. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.
  Самопознание
Второй урок по рассказу М.Ауезова «Сирота»; понимают основную и детальную информацию, определяют причины и следствия, 
делают вывод,, знают публицистический жанр статьи.
ИКТ используется для укрепления процесса преподавания и обучения (видео­ и аудио материал, задания проецируются на 
интерактивной доске).
  Ход урока Время /
этапы урока
  Деятельность учителя.
 
 
 Каким образом я достигну целей
обучения?   
  Деятельность
учащихся
  Оценивание 
(метод/ прием/ 
техника/ 
стратегия)
 
Начало
урока
( 5 мин)
 
 
   Создание положительного
 эмоционального настроя. 
“Приветствие – комплимент»
В кругу каждый по очереди приветствует 
соседа и делает ему комплимент, отмечая 
положительные нравственные качества. 
Например, «Ты всегда Отзывчивый!» 
  
Тот, кому сделан 
комплимент, 
благодарит за это и 
говорит комплимент 
своему соседу и т.д.
Деление на группы (по 5 учеников 3 
группы)
«Члены семьи» (дедушка, бабушка, папа,
мама, ребенок)
­
­
­
«Отзывчивые»;
«Любящие»;
«Заботливые».
Подходят к столу 
берут листочки, где 
изображены  члены 
семьи.
Ресурсы
 Способы 
дифференциаци
и
(какую 
дополнительную 
поддержку вы 
планируете 
оказывать?/ какие
задачи вы будете 
ставить перед 
более способными
учащимися?)
Листочки с 
иллюстрация
ми (К) Актуализация жизненного опыта. 
Целеполагание.
Стратегия «Корзина идей».
 
 
1 Что вы понимаете под словом 
«судьба»?
2 Что знаете о судьбах детей­сирот?
3 Как вы думаете о чем мы будем 
говорить сегодня на уроке?
4 Какова будет цель урока?
Корректирую, уточняю цель.
(Г) Показ видеоматериала о детях­
сиротах, слушание аудио отрывка 
рассказа М.Ауэзова  «Сирота». 
Стратегия «Фишбоун»
Задания:
­ Просмотрите видеоматериал и 
прослушайте отрывок из рассказа «Сирота»
М.Ауэзова;
­ Заполните «Рыбью кость», указав на 
верхних косточках причины, на нижних 
следствия.
Вопросы­помощники для учащихся со 
слабой мотивацией:
 ­ Какая проблема общества поднимается в 
данном видеоролике?
­ По каким причинам так сложились судьбы
этих детей?
­ Что явилось следствием  этих причин?
­ Что послужило причиной несчастной 
жизни Касыма у Исы и Кадиши?
­ Почему Касым ушел от них? 
­ Кто виноват в смерти Касыма?
Отвечают на вопросы.
Определяют тему, 
цель урока.
Словесная 
похвала, 
комментирование,
поощрение.
Работа с 
видеоматериалом. 
Объединяют 
разрозненные факты в
общий контекст. 
Определяют 
проблему, выясняют 
причины, указывают 
следствия,
 делают вывод.
Словесная 
похвала, 
комментирование.
.
Карточки 
для работы 
со 
стратегиями.
­Поддержка 
учителя. 
Для учащихся со 
слабой 
мотивацией   даю 
вопросы для 
размышления.
Для учащихся со 
средней 
мотивацией  при 
помощи стратегии
«Взять на 
карандаш».
Для учащихся с 
повышенной 
мотивацией 
Основная
часть 
(6 мин.
видео­,
аудио
материал)
(7 мин.
обсуждение
заполнение
«Фишбоуна»
и
)
(7 мин.
защита
работы) ­ Только ли Иса и Кадиша?
­ Какое заключение можно сделать исходя 
из причин и следствия, рассматриваемой  
проблемы на уроке?
Раздать  учащимся рабочие листы с 
вопросами, на которые они могут отвечать 
после просмотра видеоролика.
На «голове» рыбы укажите проблему темы.
На верхней «косточке» запишите причины 
существующей проблемы, а на нижней – 
следствие причин. 
На «хвосте» запишите вывод для решения 
проблемы.
Дескрипторы:
­ указывают на проблему;
­ определяют причины и следствия;
­ делают вывод.
(И) Написать статью по данной теме.
         Задания:  
­
­
­
выберите тему статьи;
сформулируйте тезис;
приведите доказательства (актуальные 
на сегодняшний день);
используйте ключевые слова и 
словосочетания из «рыбьей кости» и 
опорной карточки;
сделайте вывод.
­
 «Подари детям счастливые минуты»;
«Окажем помощь сироте»;
«Мир без сиротства».
Дескрипторы:
­
создает текст публицистического стиля;
­
  Конец
урока
( 10мин.)
Взаимооценивани
е. Стратегия «Три
М и Д». 
выдается «Лист 
для решения 
проблем».
 Пишут статью  
«Редакторский 
совет» ­ будут 
оценивать по 
критериям:
­соответствие 
статьи теме; 
­ правильная 
формулировка 
тезиса; 
­ актуальность 
темы; 
­ наличие 
ключевых слов и 
словосочетаний; 
 
на
­   Учащиеся   с
низкой
мотивацией,
опираясь
причинно­
следственные
связи   из   рыбьей
кости   и   на   15
ключевых слов на
карточке;
­   Учащиеся   со
средней
мотивацией,  
опираясь
 
причинно­
на
Раздаточный 
материал с 
дескриторам
и к 
написанию 
статьи.
Карточки с 
ключевыми  
словами. ­
­
­
пишет статью, соблюдая структуру;
раскрывает актуальность темы;
учитывает целевую аудиторию.
­ вывод . 
(5 мин.)
Вывод: Прием «Шкатулка»: собрать в 
шкатулку все, что поможет детям­сиротам 
в дальнейшем.
(И) Рефлексия.
Было интересно…
Было трудно…
Я смог (ла)…
Урок дал мне для жизни…
Домашнее задание: написать эссе на 
тему «Кто такая Мама».
«Незаконченное 
предложение»
Учащиеся
на
  повышенной
следственные
связи   из   рыбьей
кости   и   на   10
ключевых слов на
карточке;
­
с
мотивацией, 
опираясь
 
причинно­
следственные
связи   из   рыбьей
кости.
Будут   выполнять
роль   «редактора»
при   оценивании
работ учащихся.
стикеры
 
Предложить
право
выбора
письменного   или
устного  ответа. 
 Рефлексия учителя по проведенному уроку
Были ли цели обучения/урока достижимыми? Чему 
сегодня научились учащиеся?
Какой была атмосфера обучения? 
Успешными ли были задания по установлению различий 
между учащимися? 
Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на
вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.
Цели урока были достижимы, учащиеся указали на проблему, нашли причины
и следствия, сделали вывод, написали статью, связав с жизнью.
Все были активны, была оказана поддержка учителем. Придерживался   ли   я   временного   графика?   Какие
отступления от плана я сделал и почему?
Задания были успешны, так как сами учащиеся это озвучили в обратной связи
так:   «задания   доступны»,   «было   интересно   и   увлекательно   работать»,
«дополнительные ресурсы с ключевыми словами оказали большую поддержку
при расскрытии темы статьи».
Временного графика придерживалась.
Итоговое оценивание
Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и учения)?
1: Сумела собрать разный по теме материал в одно целое.
2: Взаимооценивание учащихся с помощью стратегии «Три М и Д».
Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и учения)?
1: Давать точные и четкие указания по выполнению заданий.
2: Во время работы с дополнительным ресурсом, не уточнять у учащихся каким ресурсом пользуется.
Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится на проведении моего следующего урока?
Работа со стратегией «Фишбоуна» вызвала немного затруднений у учащейся 1­ой группы и «редакторский совет» не до конца понял свои 
функции оценивания.
Более тщательнее и внимательнее подойти к дифференциации учащихся.

Открытый урок по литературе в 4 «А» классе.

Тема: М.О.Ауэзов «Сирота» (Слайд 1)

Цель урока. Познакомить учащихся с творчеством М. Ауэзова-выдающимся представителем казахской литературы, чьё творчество не было (Слайд2) ориентировано на детское восприятие, но чьё имя и произведения вошли в «золотой фонд» казахской литературы и являются гордостью казахского народа. Познакомить с рассказом «Сирота».

Осознание учащимися проблемы взаимоотношений взрослых и ребёнка, переживших смерть близких людей.

Задачи урока. 1. Выразить учащимися свою точку зрения, проанализировав произведение, определить основную мысль; помочь разобраться в идейном содержании рассказа; вызвать у детей сочувствие, сострадание к мальчику, попавшему в беду.

          1. Способствовать развитию устной, выразительной речи; мышления, воображения; творческих способностей.Расширение кругозора учащихся.

          2. Дать понятие необходимости и ценности толерантности в межличностных отношениях и в обществе в целом, стремиться строить своё отношение к другим людям на принципах толерантности.

          3. Воспитание навыков эмоционального восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания.Воспитание толерантности, милосердия, доброты.

Оборудование: презентация, автобиография М.О.Ауэзова, индивидуальные карточки с заданием, портрет писателя, иллюстрации к произведению.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Ход урока.

1.Побуждение. Эмоциональный настрой.

Учитель:

-Настроение-важный момент в нашей жизни. Улыбнитесь друг другу, подарите добрые слова. Когда мы произносим добрые слова и совершаем добрые, хорошие поступки, наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Девизом нашего урока будут слова: «Мало уметь читать, надо уметь думать». (Слайд 3)

-Ключевыми словами на уроке будут слова: чуткость, доброта, милосердие, терпимость, толерантность.

-Мы будем сегодня говорить о творчестве выдающегося писателя казахского народа Мухтаре Омархановиче Ауэзове. Его произведения составляют «золотой фонд» казахской литературы. Попробуем ещё раз разобраться, что же такое толерантность.

2.Графическая разминка. (Слайд 4)

Учитель: -Ребята, а где зарождается доброта? (В сердце). В начале урока мы проведём графическую разминку. Изобразите своё сердце, своё душевное состояние, подберите для своего сердца любой цвет. -Какое сердце у каждого из вас?(Уч-ся высказывают своё мнение).

-О сердце можно говорить, как о живом Существе, оно может плакать, смеяться, чувствовать.

Одно сердце большое красное- оно доброе, а другое всё искаверканое, серое, пустое, похожее на камень. — А кто или что живёт в сердце человека? (Живут три дочери: Вера, Надежда, Любовь).-А как воспитать своё сердце, чтобы в нём поселились: Доброта, Вера, Любовь и Надежда?

-Что вы делаете для того, чтобы ваше сердце стало добрее? Есть ли у вас недостатки злого сердца?

3.Автобиографическая справка.

Учитель: -Вы познакомились с каким произведением? («Сирота») -Кто автор этого рассказа? (М.Ауэзов) (Слайд 5)

-Что вы знаете об этом писателе? (Уч-ся сообщают автобиографические данные М.Ауэзова).

            -Режи Бержерон писал: «Счастливы те народы, которые могут быть воспеты с таким величием и любовью голосом, подобным голосу Ауэзова». (Слайд 6)

            — «Он -явление, он-великий символ нашей жизни, человек-легенда, мудрец нового времени, истинный поэт и человек…» — писал Ираклий Андроников о Мухтаре Ауэзове.

            -Мухтар Омарханович Ауэзов-великий казахский писатель, человек проживший нелёгкую жизнь, полную борьбы за правдивое слово о писателе Абае Кунанбаеве. (Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12)

            -Сама земля, где родились великие батыры казахского народа, воспитала в мальчике любовь к правде, искренности в выражении своих чувств и мысли. Когда Мухтару было 6 лет, он увидел Абая. Эта встреча навсегда оставила свой след в сердце писателя. Долгие годы он пишет роман «Путь Абая».

            В своих произведениях он прославлял щедрость, стойкость, терпимость своего народа. Передал всю мощь и красоту казахского языка. Он очень хорошо знал русский язык. Много читал, беседовал с людьми, собирал легенды и обычаи казахского народа. Поэтому его произведения интересны и поучительны. -С каким произведением мы знакомились на прошлых уроках?(«Возвращение») -О чём оно? Сейчас ребята прочитают отрывки из этого произведения, где описывается родная земля, природа, красота родного края. Учащиеся читают наизусть отрывки из произведения Ауэзова «Возвращение».

            Рассказ «Сирота», написанный в 1925 г., относится к ранней прозе Ауэзова.

            4. Работа над произведением.

            а) Понятие сиротства.

            -А что такое рассказ? (Рассказ-небольшое по объёму прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, где описывается одно событие с малым количеством героев.) Докажите, что данное произведение-рассказ?

            -Ребята, почему изучаемое произведение называется «Сирота» ? Что означает это слово? (Слайд 13)

            ( Сирота- ребёнок потерявший родителей…) Какие определения можно подобрать к этому слову? ( бедный, одинокий, ненужный, несчастный). Кому из героев подходят эти слова? (Касыму)

            -Как вы понимаете слово «одинокий» ? Кто может быть одиноким? (Одиноким может быть как человек, так и домашнее животное, отдалённость от других,незащищённость).

-Кто является главным героем произведения? Какие чувства вы испытали, какое настроение было у вас после того, как вы прочитали это произведение? У кого из вас этот рассказ вызвал сострадание к чужому одиночеству? Почему? Послушайте пословицу: « В сиротстве жить- слёзы лить». (Слайд 14)

-Как вы понимаете эту пословицу?

    -С чего начинается рассказ? Чем он заканчивается? Какую роль играют три всадника? (Слайд 15)

    (Рассказ начинается с того момента, когда Касым, покинув аул, идёт по направлению к кладбищу, и ему встречаются три всадника, которые стремясь сократить путь, сворачивают на узенькую тропинку. Именно они находят мёртвого мальчика в конце рассказа. Используемый автором приём композиционного кольца подчёркивает трагизм произошедшего: три всадника, видевшие пешего мальчика только вечером, когда солнце начинало закатываться и чувствовалось приближение дождя, уже в полночь где-то в предгорьях обнаруживают тело Касыма. При этом идёт сильный ливень и дует порывистый ветер).

    Словарная работа.

    -Во время чтения рассказа, у вас могли возникнуть трудности в определении значения некоторых слов: грузный, зариться, изнурительный, пристанище, прядать (ушами), сердобольный, сполох. -Сейчас определим толкование этих слов. (Слайд 16) б) Описание пейзажа.

    -Найдите в тексте описание природы. Соответствует ли оно настроению сироты? Сравните пейзажи в начале и в конце рассказа. В чём их разница? (Неизбежность разбушевавшейся стихии в конце рассказа (рванул ветер, хлестнул дождь, сверкнула молния), подчёркивают её «негодование» в связи с гибелью невинного существа).

    -Какие эпитеты (средства художественной выразительности речи) использовал автор в описании пейзажа в начале произведения? (хмурый вечер, сумрачная прохлада, тяжёлые тучи, темно-багровый цвет, грустные сиротливые холмы). (Слайд 17)

    -А если сравнить эпитеты описания пейзажа в конце текста? (каменые глыбы, ночные сплохи, злые духи, таинственные ущелья, обнажённые скалы, густая листва, чёрный страшный глаз).

    -Какие сравнения (образные выражения, делающие акцент на особых свойствах предмета, путём сравнения с другим предметом со схожими признаками) можно назвать? (темнота-как ведьма, ночь-злая старуха) (Слайд 18)

    Найдите олицетворение ( наделение неодушевлённых предметов свойствами,качествами,присущими одушевлённым предметам), (бродит ночь,

    страх прячется, ночь глядит).

    -Давайте попробуем представить, что чувствовал мальчик в ненастную погоду, одинокий, когда разыгралась непогода? Посмотрите на слайды. (Слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24)

    -Что чувствовали бы вы в такой ситуации ?

    в) Анализ содержания рассказа.

    Ключевой вопрос: Через какие испытания пришлось пройти герою?

    -Какие эпитеты, характеризуют прежнюю жизнь мальчика?

    (Счастливая, беззаботная, весёлая, интересная, радостная)

    Почему вы считаете, что прежде жизнь Касыма была такая беззаботная?

    -Когда мальчик осиротел? Чью смерть он переживал сильнее? Почему?

    Словесное рисование образа бабушки. (Вывод: только после смерти любимой бабушки, мальчик стал круглым сиротой).

    -А какая стала жизнь мальчика после потери родных?

    (Тяжёлая, несчастная, одинокая,бесприютная, невыносимая). (Слайд 25)

    -Как жилось мальчику после смерти родных?

    -Как окружающие вначале отнеслись к тому, что Касым остался один? Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)

    -Был ли счастлив мальчик после смерти родных? А бывал ли он счастлив хоть иногда? (только во сне).

    -Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена-добрые же люди, которые помогли сироте? Так ли это?

    -Как Иса распорядился скотом Касыма?

    -Докажите лицемерное и жестокое поведение Исы и его семьи по отношению к сироте?

    -Давайте посмотрим на картины художников и фотографии, где запечлены картины природы во время ненастья. Всё говорит отом, как тяжела была жизнь мальчика, даже состояние погоды тому подтверждение. Каждый художник или фотограф стремится показать особенность природы перед дождём, во время непогоды. Какие краски используют художники?(тёмные…) (Слайд 26, 27, 28. 29, 30, 31)

    -Что пытались сделать окружающие? (Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться на сиротское добро, нельзя обижать мальчика.)

    Выборочное чтение. Проследить, как менялась жизнь Касыма?

    («Касым заплакал… на него никто не обратил внимание».

    «С того дня Касым всё больше и больше стал задумываться о своём горе».

    «Сиротство как тяжёлый камень, давило его всё больше и больше».)

    -Как менялся герой?

    -Почему Касым ушёл из аула?

    (Невыносима была жизнь Касыма в доме Исы-соседа, взявшего ребёнка в свою семью будто бы из жалости, а на самом деле-чтобы присвоить скот мальчика. Доведённый до отчаяния несправедливостью, голодом и тяжёлой физической работой Касым сбегает из аула и решает посетить могилы своих родных, чтобы там выплакать своё горе.)

г) Знакомство с заповедями мировых религий.

Учитель: — Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. (Слайд 32, 33)

-Существуют три мировые религии (Религия-благочестие, набожность,

вера людей в бога…).

Буддизм учит милосердию ко всему живому. Христианство призывает: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой. Ислам-самая молодая из мировых религий. Она включает в себя основные положения Библии. Давайте познакомимся с некоторыми заповедями этих религий (заповедьрелигиозно-нравственное предписание, краткое назидание, правила) .

Работа с раздаточным материалом.

-На партах у вас лежат листочки, прочитайте. Найдите сходства, соедините линиями. Назовите сходные заповеди из всех мировых религий. (Слайд 34)

Заповеди

Буддизм Христианство Ислам

Не убивать, «Почитай отца своих и мать». «Поистине, Аллах любит

не красть, «Не убей, не кради, не желай ничего делающих добро».

никому не желать зла, у ближнего твоего». «Будьте справедливы».

не желать имущества другого, «Вдову и сироту не обижай». «Делай добро и близким,

никому не завидовать, «Уклоняйся от зла и делай и сиротам, и беднякам,

не оскорблять словами, добро; ищи мира и следуй за ним». и соседу, и другу, и путни-

отрицай всякое насилие, ку».

отрицай всякую ненависть. Требует человеческого

отношения с пленными.

-Все заповеди мировых религий призывают к одному и тому же: милосердию, доброте, справедливости, честности, взаимопомощи,уважению, состраданию, чуткости.

Мы должны проявлять уважение к религии другого человека, быть терпимыми, т.е. проявлять толерантность. (Слайд 35)

Толерантность-это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. В нашем государстве более 100 национальностей, и все живут в мире и согласии. Наш президент Н.А.Назарбаев с гордостью говорит: «Я бы хотел особо отметить толерантность и терпимость казахстанцев, их радушие и приветливость. Это отмечают все иностранцы.

И я благодарен своим согражданам за это.»

-В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, помогать друг другу, уважать, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникают ощущения, что к нам придираются и стремясь быть сильными мы становимся интолерантными, и остаёмся в одиночестве.

-Вернёмся к нашему произведению.

-Как вы думаете, что чувствовал Касым один, ночью, в поле, когда разразилась гроза? Страшно ли было мальчику? Какие ассоциации возникают у вас со словами страх, ужас? Какие видения возникли у мальчика? (Всё перемешалось в голове Касыма, и вымысел, и реальность. Вновь появляются три всадника. И это не случайно: ведь лошадь для казахов- самое благородное, выносливое и умное животное. Лошади очень заботливые, они не дают своих жеребят в обиду.)

Но в нашей жизни не всё имеет счастливый конец. Вот и всадники не успели помочь Касыму.

-Можно ли сказать, что Иса и Кадиша поступили согласно заповедям религии? Почему? Какую заповедь они нарушили? Кто виноват в смерти Касыма? ( Не только Иса и его семья оказались виноватыми в смерти Касыма, но и молчаливое попустительство аулчан, видевших, как разворовывается добро ребёнка и не осмелившихся поставить на место зарвавшегося соседа, жестокость сверстников-мальчишек, не признававших дружбы с сиротой, полнейшее одиночество и отсутствие любви.)

( Прямые виновники смерти мальчика-это Иса, Кадиша, нечистая сила. Косвенные виновники произошедшего-это те, кто видел всё, но ничего не сделал, чтобы спасти мальчика. Это -старики, соседи, аульные ребята.) Окружающие люди остались равнодушны к судьбе мальчика. А одному тяжёло выжить. (Слайд 36)

-Не зря у казахов есть пословица: «Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли».

    -Автор описал зависимость жизни Касыма от солнца- источника тепла и света: только после заката солнца и наступления темноты (своеобразная «смерть» дня) мальчик покидает этот мир.

    -Закономерной ли была смерть мальчика? В чём идея произведения?

    (Одинокий ребёнок, не встретивший ни от кого ласки и понимания, постепенно умирал уже при жизни. Всё погасло, как гаснет солнце на закате, и сплошной мрак окружил сироту. Касым с виду стал похож на маленького старичка, и душа его с каждым днём дряхлела.)

    -В этом году мы изучали произведение, где тоже была затронута тема сиротства? Вспомните этот рассказ. (В. Гюго «Козетта») -В рассказе М.Ауэзова сирота -Касым, в рассказе В.Гюго-Козетта.

    -В чём сходство и в чём различие этих героев? (У героев много общего, но есть и различия. О Касыме никто не хотел заботится и в конце рассказа он умирает.Козетта продолжает жить счастливо, потому- что нашелся человек, который подарил ей маленькое чудо, в виде куклы, и забрал с собой, чтобы она жила счастливо после смерти матери).

    -Тема сиротства волновала и волнует многих. Я предлагаю послушать поэтические произведения о тех, кто одинок, кто нуждается в помощи окружающих, кто брошен или потерян и что для человека представляет семья, как каждый нуждается в семье, заботе.

    Учащиеся читают стихи.

5. Домашнее задание. (Слайд 37)

1. Выразительное чтение и подробный пересказ произведения М.О.Ауэзова «Сирота».

            2. Составить эссе «Как можно было бы помочь Касыму?»

            3. Придумать свою концовку произведения.

            6. Рефлексия. (Слайд 38)

            -Что понравилось на уроке? Какое настроение было у вас в течении всего урока?

            Какие моменты урока произвели на вас впечатление? Что мы должны извлечь из урока?

            Каким должен быть человек?

            7. Дискуссия. Подумайте и ответьте на вопрос: -Как по — вашему, что такое детство? (высказывание учащихся). Детство-прекрасная беззаботная пора или время душевных травм?

            -Изменилось ли ваше сердце в течении урока? Почему? А какое сердце у Исы и Кадиши? Чего вы в своей жизни никогда не сделаете?

            8.Оценивание. Итог урока.

            -Я желаю вам, чтобы ваши сердца были добры, милосердны, чутки. Я желаю, чтобы ваши семьи были крепкими, дружными. Чтобы в ваших семьях царили любовь, уважение, доброта, чтобы не было потерь, грусти, страданий. Я желаю вам быть толерантными по отношению к окружающим людям.

            -А завершить урок мы хотели бы стихотворением Э.Асадова «Будьте добрее, люди!»

  • Рассказ серая шейка распечатать текст
  • Рассказ сирень нагибин краткое содержание
  • Рассказ серая шейка мамин сибиряк читать с картинками
  • Рассказ сирень и рябина
  • Рассказ серая шейка мамин сибиряк распечатать