Рассказ сирота самарского чему учит

Мастер-класс учителя рус.языка и лит-ры Долгих Т.В

Смысловой анализ рассказа М. Самарского «Сирота»

1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

— Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да?)

Деток вы любите? Да или нет ?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем

мастер-класс

-Уважаемые коллеги! Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. На своём мастер-классе Использование приёмов технологии интерактивного обучения на уроках литературы я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы. Не менее замечательны и слова Бернарда Шоу: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Очень важно повышать познавательную активность школьников, а это — Верите ли вы, что можно сегодняшних детей можно научить учиться?

— Многолетний опыт учителей показал, что и даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти приём, который позволит не просто ввести учащихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность,. Я не буду вдаваться в теорию, попробую показать на практике , как можно использовать приёмы интерактивного обучения возможно использовать на разных этапах урока. 

Рзделившись на 3 группы с помощью фигурок, которые вы сами выберете,надеюсь, что вы с интересом будете работать на сегодняшнем мастер-классе, немного почувствуете себя в роли ученика, возможно, какие-то элементы возьмете на заметку«Символьный тест» Разделение на группы

(слайд)

Инструкция: «Посмотрите на эти три фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.

1 группа.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

2 группа.

Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

3 группа.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Итак, начнем работу.

!.этап урока – стадия вызова

Прослушайте отрывок из музыкального произведения современного исполнителя Паскаля.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

— А кто это – сирота?

Рисуем схему приём Персонаж на стене ( предположение) – 1 группа

Чтение рассказа По ходу чтения 2 группа заполняет таблицу Блума

Причинно- следственные связи Цепочка вопросов

-Почему рассказчику не понравился Ванька Брызгалов?

-Как наш рассказчик относится к Катьке Белоноговой?

-Что вы можете сказать о семье приёмных родителей Вани? Почему рассказчик называет их «странной парочкой»?

-Что же означает выражение «Сыночка» своего, наверное, вечерами ублажают»?

Фишбоун

Круги Вена

Согласны ли вы с мнением главного героя? Почему?

-А как бы вы отнеслись к тому, если бы в вашем классе был такой мальчик?

Мы с вами познакомились лишь с первой частью рассказа, но есть и продолжение. Прежде, чем мы его прочитаем, давайте побудем в роли писателей и придумаем свою концовку.

-ЛИСТ №2 ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ

— Как закончилась эта история?

-Как вы понимаете последнюю фразу?

За свое поведение Костя наказан судьбой. Ему досталось по заслугам, верно?

-Какие выводы вы можете сделать, прочитав этот рассказ?

Есть «золотое правило нравственности». Может, кто-то его знает?

Конечно же, Ванька не собирался никого наказывать за обидное к нему отношение. Главного героя наказал жизнь.

Ситуации будут встречаться чаще, будут более жестокими

?

Рефлексия приём 3 шляп

Черная шляпа – негативное в рассказе( критики)

Красная шляпа- эмоции

Жёлтая шляпа- положительное в рассказе

5. Заключительное слово.

Дорогие коллеги , сегодня я хотела показать вам, как интересные приёмы на уроке могут раскрывать возможности учащихся. Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали и искренне желаю нам всем, чтобы:

— мы на каждом шагу пытались бы раскрасить нашу жизнь более яркими красками;

— нас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»;

— и всегда помнить: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»

— Берегите свои души от уныния, тоски, бегите от одиночества. Не забывайте, что мы сами себе можем причинять страдания, терзая свою душу неудачами и разочарованиями.

Выбор за тобой

«Это невозможно!» — сказала Причина.

«Это безрассудство!» — заметил Опыт.

«Это бесполезно!» — отрезала Гордость.

«Попробуй…» — шепнула Мечта.

М.Самарский

СИРОТА

Ванька Брызгалов пришёл к нам в третьем классе. Это был первый детдомовец, которого мы увидели живьём. Мне он почему-то сразу не понравился. Тихоня. Вечно хмурый, чем-то недовольный. А тут ещё эта дура, Катька Белоногова, в него втрескалась. Бегает за ним будто хвостик: «Ваня, Ваня, Ванечка!» Действительно, дура. Нашла себе женишка. Он же круглый сирота. У него ни матери, ни отца. Почему он и оказался в детдоме. А к нам он попал из-за того, что его усыновила одна семейка. Такая странная парочка. Я их знаю. Они раньше по вечерам гуляли у нашего дома. Умора! Идут, как в старинном фильме, под ручку, что-то друг дружке нашёптывают, хихикают, остановятся и целуются. Ну, не странные ли? Давно я их не видел. Как Ваньку усыновили, перестали прогуливаться. «Сыночка» своего, наверное, вечерами ублажают, не до прогулок.

Баба Зина из третьего подъезда сказала нам с Серёгой по секрету, что Ванька даже не сын этой парочке, а пасынок. Так называют усыновлённых сирот. Какие некрасивые слова: «сирота», «пасынок», «детдомовец»… Бр-р! Какие-то холодные и склизкие. Интересно, а почему у него нет родителей? Алкаши, наверное, были. У всех нормальных детей кто-то, но есть. Хотя бы или мама, или папа. А если нет ни мамы, ни папы, то тут уже что-то не то. У нас в классе есть и пацаны, и девчонки, у которых только мама. Ничего, нормальные. А Ваня…

Да ладно, что-то много я о нём говорю. Лучше расскажу, какой сегодня прикол случился.

Мой приятель Антоха из 5-го «б» говорит мне:

— Костик, давай приколемся над вашим «пасынком», — теперь у Ваньки такое прозвище.

— Что ты ещё придумал? – спрашиваю я, ведь Антоха юморист ещё тот.

— Давай на стенде «Лучшие ученики» маркером на фотке Ваняхи напишем «Лучшая сирота школы». И усы какие-нибудь, как у кота, пририсуем. Прикольно?

— Можно, — согласился я.

Мы задержались после уроков и разрисовали портрет «пасынка». Получилось очень смешно.

Вечером ко мне в комнату вошла бабушка. Она была вся в слезах и ловила ртом воздух.

— Ба, ты чего? – вскочил я с кровати. – Что случилось?

— Вот, — она протянула мне трубку телефона. – СМС…

Бабушка упала на пол. Я метнулся к городскому телефону, вызвал скорую. Мне пообещали, что будут быстро.

Я поднял с пола телефон и прочитал сообщение: «Мама, держись. Косте пока не говори. Варя и Олег погибли в Египте в автокатастрофе».

Я не сразу понял, что речь идёт о моих родителях. Врач со «скорой» сказал, что к бабушке они опоздали…

А больше у меня никого нет…

Героями произведений Николая Семеновича Лескова обычно становятся люди, которые по каким-то причинам сталкиваются с непониманием со стороны общества. Но вопреки всем проблемам они остаются добродетельными, достойными, сильными личностями. Одним из таких героев является мещанин Селиванов из рассказа “Пугало”, поэтому Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом данного произведения по плану ниже. 

История создания 

Из личных писем Лескова известно, что сюжет для рассказа взят из реальной жизни. 

Произведение задумывалось как “святочное”, то есть, фантастическое, на социальную тему и обязательно с моралью и счастливым концом. Кроме того, писатель хотел показать читателям обычного человека, столкнувшегося с несправедливостью.

Впервые опубликовано “Пугало” было в журнале для детей и подростков «Задушевное слово» в 1885 году. Позднее рассказ неоднократно входил в сборники сочинений писателя, но не редактировался и не изменялся.

История написания рассказа «Пугало» тесно связана с событиями из жизни самого автора. Если раньше он стремился отыскать на русской земле праведников, исполняя завещание Гоголя (у автора было намерение противопоставить мраку русской души ее светлые стороны, но так и не успел воплотить этот замысел во втором и третьем томе «Мертвых душ», где Чичиков и ему подобные должны были исправиться), то в 80-е годы он все больше стал разочаровываться в этом намерении. Пытаясь отыскать праведников, Лесков изучил много архивных материалов и разочаровался в церкви. На его мировоззрение повлияло и сближение с Л.Н. Толстым, который был отлучен от церкви. Например, его очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть» вызвал бурный протест цензуры и стоил ему места в Министерстве русского просвещения. Но писатель продолжил разоблачать предрассудки народа, вызванные религиозными суевериями. Эту темы он затрагивал и в детских произведениях.

О своих последних работах, наполненных разочарованием и озлобленностью, он сказал: 

Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.

Жанр, направление

«Пугало» относится к жанру рассказа. На протяжении двадцати одной главы развивается центральная сюжетная линия, связанная с загадочным Селиваном. Кроме того, рассказ о событиях ведется от одного лица (юноши, который хочет встретиться с объектом неприязни многих), а все остальные персонажи лишь помогают раскрыть основную проблему.

Несмотря на то, что в произведении есть элементы мистики (суеверия насчет Селивана; убежденность людей в том, что отшельник умеет превращаться в зверей и управлять погодой, чтобы досадить местным жителям), “Пугало” все же остается реалистическим рассказом. Участвующие в действиях лица типичны: господа с высоким положением в обществе, служанки, крестьяне и прочие. Также повседневны ситуации и темы, затрагиваемые автором. А мистические мотивы получают вполне реальное объяснение.

Смысл названия

Пугалом в рассказе прямо называют одного из героев, который становится настоящей местной “страшилкой”. 

Такой страх овладел мною потому, что дом наш и весь наш край, оказалось, находился во власти одного престрашного разбойника и кровожадного чародея, который назывался Селиван…”

Но в итоге заголовок, по сути, себя не оправдывает. Селиван оказывается хоть и крайне осторожным, но очень добрым и отзывчивым человеком. На удивление, он является наиболее положительным персонажем среди остальных, ведь он не ожесточился по отношению к тем, кто долгое время его унижал.

Суть: о чем?

В рассказе «Пугало» повествуется о мужчине по имени Селиван, который долгое время живет в уединении вместе с женой. 

Раньше он продавал калачи вместе с наставником, но потом внезапно исчез из города. Вернувшись, поселился на постоялом дворе одного купца, который вскоре умер. Никаких доходов у Селивана не было, но с голоду ни он, ни супруга так и не погибли. Поэтому местные жители стали называть отшельника коварным волшебником, разбойником и начали сторониться его.

Практически единственный, кто не верит молве полностью — сам рассказчик, ребенок, который страстно желает познакомиться с Селиваном. И такая возможность ему вскоре представляется во время поездки с другими ребятами в лес, который располагается недалеко от дома мужчины.

Во время встречи выясняется, что Селиван — вовсе не монстр, а вполне хороший человек, который к тому же помогает ребёнку, в отличие от тех, кто оставил его в лесу.

Во второй раз столкновение происходит во время сильного бурана. Экипаж, где находятся рассказчик и некоторые члены семьи, сбивается с пути, а лошади случайно выводят их к дому “колдуна”. Путешественники пережидают некоторое время у Селивана, а затем из-за недоразумения сбегают, оставив в доме драгоценную шкатулку.

Чужую вещь мужчина возвращает, его честность поражает всех, и Селивана в конце концов принимают в обществе как достойного уважения и любви человека.

Вот подробное краткое содержание рассказа «Пугало».

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои и их характеристика раскрываются в рассказе «Пугало»:

  1. Рассказчик — мальчик, через взгляд которого читатели следят за развитием событий. В произведении содержится множество его мыслей, переживаний. Это позволяет погрузиться в атмосферу “Пугала” полностью и проникнуться другими персонажами. Как однажды замечает повествователь, все рассказанные им эпизоды реальны и правдивы. И этому можно поверить, так как недоверие, беспричинная ненависть, всеобщая злоба по отношению к одному человеку — все это существует на самом деле и встречается довольно часто. Как ребенок, рассказчик впечатлителен, любопытен, эмоционален, не боится показывать истинные чувства. Он единственный желает узнать таинственного Селивана поближе, так как ощущает в нем некое внутреннее тепло. Повествователь не думает, что отшельник на самом деле такой ужасный, каким его все считают. Удивительно то, что несмотря на более высокий социальный статус, ребенок чувствует себя с обычными людьми очень комфортно. Ибо именно с ними он наполняется жизнью и искренним счастьем.
  2. Селиван — сирота, ранее был помощником калачника. Его считали хорошим работником, но даже в юношеские годы называли опасным из-за красной метки на лице. Согласно поверьям местных жителей, таким образом высшие силы отмечали тех, кому не следовало доверять. Разительным образом отношение к Селивану меняется после того, как он селится с дочерью палача вдали от остальных. Теперь окружающие не только высказывают какие-то подозрения, а откровенно боятся и ненавидят отшельника. И даже обвиняют его во всем плохом, что происходит: пропадают люди, портится урожай, ухудшается погода. Тем не менее, к финалу произведения выясняется, что герой очень милостив и сострадателен к ближним. Он спасает рассказчика и его маленького брата, дает семье повествователя приют во время бури и возвращает драгоценную шкатулку его тетушке. За все благородные поступки он не требует награды, потому что действует так, исходя из собственного понимания правильного. 

“Что такой за закон, — отвечал он, снова отстраняя от себя тетушкину руку с бумажками. — Чужою бедою не разживешься… Не надо…”

Селиван, пережив все испытания, обретает наконец счастье. Его вновь начинают уважать, он получает хороший дом и добрых друзей.

Темы

В рассказе очень заметна тема мистицизма и суеверий, связанных с народными обычаями. Слухи о том, что Селиван — злобный оборотень и колдун, разлетаются быстро и остаются в головах людей надолго. Ведь гораздо проще возложить ответственность за все проблемы на кого-то одного.

Помимо этого, раскрывается тема одиночества и вынужденного изгнания. Селиван и его сожительница уходят подальше от остальных, чтобы их не осуждали, но становится только хуже. У них нарушены связи со внешним миром, и это приводит к серьезным недопониманиям в будущем.

Стоит выделить тему милосердия. Селиван готов прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, вопреки негативу, что он постоянно получает от людей.

Проблемы

Среди основных проблем в рассказе «Пугало» — человеческое невежество и беспричинная ненависть. Крестьяне предвзято относились к Селивану еще с того времени, когда он был подростком. И все из-за небольшой красной метки на лице, которая якобы указывала на связь с нечистой силой.

Суеверия настолько сильно влияют на людей, что те не могут взглянуть на мальчика (а затем и зрелого мужчину) иначе и портят жизнь невиновному.

Кроме того, поднимается проблема внутренней красоты, которая скрыта за отталкивающим образом. Герои страшатся не только репутации Селивана, но и его внешности. Но за пугающим, на первый взгляд, обликом (низкий рост, спутанная борода, черные от грязи руки) прячется чуткая, добрая и совестливая личность. Только вот разглядеть эту истину, как оказалось, может далеко не каждый.

Затрагивается и проблема влияния толпы на мышление отдельного человека. Рассказчик хочет узнать и понять Селивана, ему даже снится, как они дружат. Но под воздействием страхов окружающих и он испытывает тревогу.

Основная идея

Смысл рассказа «Пугало» заключается в том, что не стоит судить о ком-то слишком поспешно. Иначе можно серьезно ошибиться, а исправлять последствия придется очень долгим и сложным путем. А иногда случается так, что шанса что-то изменить уже не будет из-за различных обстоятельств.

Главная мысль рассказа «Пугало» состоит в несостоятельности суеверий и предрассудков. Подлинная вера должна учить добру и милосердию, а не указывать на дьявольские метки и другие поводы для вражды. Человек должен избавляться от предрассудков, иначе они уничтожат весь смысл его религиозных исканий и порывов. Истинные христиане в рассказе в погоне за демонами и вурдалаками позабыли о том, чему на самом деле учит их Библия.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ «Пугало»? Введя в рассказ трагическую фигуру Селивана, автор показывает, что зачастую общество становится излишне жестоким. У героев нет объективных причин ненавидеть отшельника, лишь суеверия, построенные на догадках и нежелании разобраться в ситуации. 

Поэтому, утверждает автор, необходимо быть внимательнее к тем, кто нас окружает. Ведь необоснованное зло порождает только ответное зло, которое способно испортить жизнь каждому. Такова мораль рассказа «Пугало».

Художественные особенности

Особенностями писательского стиля Лескова являются многословие, витиеватость языка и употребление необычных сочетаний. Конечно, встречается все это и в “Пугале”.

Автор использует слова высокого, книжного стиля, которые резко контрастируют с образом рассказчика — несовершеннолетнего наивного юноши: потворствовать, содействовало, водворилось и прочие. Несложно отыскать устаревшие слова и термины, которые едва ли будут понятны широкому кругу современных читателей: подторжье, этишкет, фриз, вершиник, кутас, черевички и другие.

Есть в тексте упоминания мифических существ: Пифон, Цербер. 

Из более привычных средств выразительности автором употребляются эпитеты (страшный, черный, жилистый, хорошенький, красный и другие), восклицательные предложения (“Но дитя!”, “О ты, жестокая!”),  и риторические вопросы (“Кому охота с палачом знаться?”).

Благодаря всем перечисленным приемам текст становится более живым, образным, а герои — реалистичными.

Критика

Как следует из личных писем Лескова, о которых уже упоминалось ранее, рассказ понравился публике. Его положительно оценили как дети, так и взрослые. 

И даже до момента печати “Пугало” не подвергалось цензуре. Так что можно судить о том, что произведение пришлось по душе и читателям, и профессионалам.

Автор: Инна Колокольникова

Автор: Марютина Наталья Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ города Мурманска «Гимназия №8»
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Добро творящий творит Жизнь (смысловой анализ рассказа М.Самрского «Сирота»)

Раздел: среднее образование

Конспект урока

Автор: Марютина Н.В., учитель

русского языка и литературы МБОУ

г.Мурманска «Гимназия №8»

ТЕМА: Добро творящий творит Жизнь

(смысловой анализ рассказа М.Самрского «Сирота»)

Цели урока:

Ι. Образовательные:

формировать

умение

анализировать

текст

художественного

произведения;

развивать

умение

выражать

свои

мысли,

оценивать поступки героев, делать выводы; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки смыслового

анализа художественного произведения.

ΙII.

Воспитательные: в о с п и т ы в а т ь

ч у т ко е

о т н о ш е н и е

к

художественному слову; гуманное отношение к окружающим.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному

мнению;

развитие

мышления,

внимания;

развитие

самостоятельности

и

личной

ответ ственно сти

за

ре зульт аты

сво ей

д е я т е л ь н о с т и ,

доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные

УУД: самостоятельно

формулировать

тему

и

цели

урока; развивать способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание

прочитанного текста;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё

мнение;

владеть

монологической

и

диалогической

формами

речи;

применение знаний в жизни.

Методы: проблемно-поисковый, словесный

Элементы

технологии

критического

мышления (стадия

вызова,

смысловая стадия, рефлексия)

Приемы: диалог, работа с текстом, творческая работа, синквейн, работа

в парах

Средства обучения: компьютер, презентация, текст, рабочие материалы

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организаци

онный

момент

Ребята, у нас на уроке гости, поздороваемся

с ними.

«Спешите делать добрые дела»,

Почаще улыбайтесь, люди — людям,

Ведь с добротой, давно я поняла,

Мы радостнее и счастливей будем!

Я постараюсь, чтобы наш урок помог вам

стать чуточку добрее.

2.Стадия

вызова

Нам сегодня предстоит разговор на очень

серьезную

тему,

определить

которую

вам

поможет

фрагмент

художе ственного

фильма «Чучело», снятого по одноименной

повести Владимира Железникова

(ФРАГМЕНТ)

-О чем фрагмент?

-Оцените

их

поступок

по

отношению

к

главной героине

-В чем проявляется их жестокость?

-Чего не хватает в их отношениях?

-Так

о

чем

же

мы

поведем

сегодня

разговор?

-Об отношениях

ребят-

одноклассников

-Они поступают

плохо, жестоко

-Издеваются над

Леной

Бессольцевой

-Доброты,

понимания

-Об отношениях

к окружающим,

надо быть

добрее

3.Смысловая

стадия

Подобные

ситуации

в

нашей

жизни

не

редкость:

в

Интернете

много

видео

о

жестоком отношении детей-подростков, да

и на переменах мы иногда можем увидеть

такие ситуации.

-А что будет, если мы будем равнодушными

к этой проблеме?

Сегодня

мы

познакомимся

с

рассказом

молодого

автора,

ему

всего

20

лет,

но

несмотря

на

свою

молодость

он

уже

является

основателем

благотворительного

фонда

«Живые

сердца».

Это

Михаил

Самарский,

а

рассказ

его

называется

«Сирота»

-О чем этот фрагмент?

-Чем

не

понравился

Ванька

Бызгалов

главному герою?

-Согласны ли вы с мнением главного героя?

Почему?

-Какие некрасивые слова называет автор в

тексте?

-Согласны ли вы с мнением главного героя?

Почему?

-А как бы вы отнеслись к тому, если бы в

вашем классе был такой мальчик?

Мы

с

вами

познакомились

лишь

с

первой

частью

рассказа,

но

есть

и

продолжение.

П р е ж д е ,

ч е м

м ы

е г о

прочитаем,

давайте

побудем

в

роли

писателей и придумаем свою концовку.

-ЛИСТ №2 ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ

— Как закончилась эта история?

-Как вы понимаете последнюю фразу?

За свое поведение Костя наказан судьбой.

Ему досталось по заслугам, верно?

-Какие

выводы

вы

можете

сделать,

прочитав этот рассказ?

Есть

«золотое

правило

нравственности».

Ситуации будут

встречаться

чаще, будут

более

жестокими

(ЧИТАЕТ

УЧЕНИК)

-Об отношениях

одноклассников

-Он сирота

-Нет

-Сирота,

пасынок,

детдомовец

-Мальчик не

виноват, что он

сирота

-Помогали, не

обижали

(ВАРИАНТЫ

ДЕТЕЙ)

-Печально,

трагично

-Мальчик Костя

стал сиротой

-Да, но это

слишком

жестокое

наказание

-Нельзя

издеваться над

одноклассник.

-Относись…

Может, кто-то его знает?

Конечно же, Ванька не собирался никого

наказывать за обидное к нему отношение.

Главного героя наказал жизнь.

3.Выводы

Предлагаю

вернуться

к

теме

занятия:

«Добро творящий творит Жизнь». Как вы

понимаете эти слова?

О

добре

говорят

люди

на

протяжении

многих

веков.

Русский

народ

увековечил

м уд р ы е

м ы с л и в

пословицах.

О н и

записаны

у

вас

на

листах.

Соедините

линией

начало

и

концовку

пословицы.

Зачитайте

получившиеся

варианты

(На

доску)

Мы

сегодня

много

говорим

о

добре.

И,

скорее всего, у вас возникают ассоциации с

эти

словом.

Запишите

их

на

лепестках.

Оформим наш цветок добра

Люди должны

совершать

добро, от этого

мир станет

светлее, теплее,

добрее. Добро

делает жизнь

лучше

(Читают,

размещают)

(на доске)

4. Рефлексия

А

сейчас

я

предлагаю

п о р а б о т ат ь

творчески:

составьте синквейн

на тему

«ДОБРО»

Составляют,

читают

5. Итог

Закончить

наше

занятие

я

бы

хотела

словами

известного

педагога.

Шалва

Алекс андрович Амонашвили

с к а з а л :

(СЛАЙД)

Давайте начнем прямо сейчас: на сердечках

напишите

доброе

пожелание

любому

человеку

в

этой

аудитории

(ученику

или

гостям) и передайте его

Обновлено: 10.01.2023

Автор: Марютина Наталья Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ города Мурманска «Гимназия №8»
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Добро творящий творит Жизнь (смысловой анализ рассказа М.Самрского «Сирота»)
Раздел: среднее образование

Автор: Марютина Н.В., учитель

русского языка и литературы МБОУ

ТЕМА: Добро творящий творит Жизнь

Ι. Образовательные:

оценивать поступки героев, делать выводы; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки смыслового

анализа художественного произведения.

Воспитательные: в о с п и т ы в а т ь

о т н о ш е н и е

художественному слову; гуманное отношение к окружающим.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному

ответ ственно сти

д е я т е л ь н о с т и ,

Метапредметные результаты:

– регулятивные

УУД: самостоятельно

урока; развивать способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё

применение знаний в жизни.

Методы: проблемно-поисковый, словесный

критического

мышления (стадия

смысловая стадия, рефлексия)

Приемы: диалог, работа с текстом, творческая работа, синквейн, работа

Средства обучения: компьютер, презентация, текст, рабочие материалы

Котлова Ира Николаевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

урок открытия нового знания

На примере литературных образов и жизненного опыта учащихся:

формирование критического мышления в качестве нового подхода формирования компетенций обучающихся, определения собственной позиции, личного мнения по прочитанному произведению;

совершенствование умения анализа художественного произведения;

воспитание чувств милосердия и сострадания, уважительного отношения к людям.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

  1. Узнают некоторые факты из жизни и творчества молодого писателя Михаила Самарского, главные темы его творчества;
  2. Научатся понимать отраженные в рассказе проблемы мальчика из детского дома;
  3. Узнают о духовных ценностях, нравственных законах, по которым живут герои рассказа;
  4. Увидят, какую роль играет в жизни уважение к тем, кто тебя окружает;
  5. На примере этого рассказ приблизятся к полноценному анализу художественного произведения, усовершенствуют коммуникативные навыки, научатся работать над собственной культурой речи;
  6. Сумеют представить точку зрения писателя и собственные суждения, узнают об этических нормах взаимоотношений друг с другом.

Герой, произведение, идея, тема, пословица, письмо

История, обществознание, русский язык, теория литературы

Групповые, фронтальные, индивидуальные

Мультимедийная аппаратура, раздаточный материал: задачи для групп

-компетенция личного самосовершенствования

-знание содержания произведения, темы, идеи

-умение понимать смысл рассказа

-самооценка результатов деятельности

-представление о значимости литературы как науки

-уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (регулятивные УУД)

-уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные УУД)

-уметь ориентироваться в тексте, в статье, находить нужную информацию, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (познавательные УУД)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, формы работы

Время

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, мотивация к учебной деятельности.

Положительный эмоциональный и психологический настрой на урок

ВЫЗОВ. Актуализация опорных знаний.

Определение темы урока.

Реализация индивидуального задания к уроку (выступление ученика, представляющего мини-проект).

Беседа по теории литературы.

Чтение с остановками.

— Прослушайте отрывок из музыкального произведения современного исполнителя Паскаля.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

— А кто это – сирота?

— Вот какое определение даёт нам толковый словарь В. И Даля:

Сирота́ — человек, лишившийся одного или обоих родителей в связи со смертью последних. Как правило, этот термин применяется к детям, не достигшим еще совершеннолетия.

— Подберите однокоренные слова к этому слову.

-Определяем цели нашего урока:

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ: совершенствование навыков анализа литературного произведения;

формирование личного отношения к прочитанному;

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ:

развитие монологической речи обучающихся

— О жизни и творчестве Михаила Самарского, главных темах его творчества

расскажет автор мини-проекта Котлова Дарья.

-Есть вопросы к докладчику?

— Михаил Самарский пишет короткие острые рассказы.

-Вспомним,что называется рассказом?

Мы читаем фрагмент рассказа и останавливаемся на самом интересном месте, беседуем и читаем дальше.

Чтение текста, разделённого на части.

Чтение первой части.

Беседа:

-Почему рассказчику не понравился Ванька Брызгалов?

-Как наш рассказчик относится к Катьке Белоноговой?

Чтение второй части.

Беседа:

-Встречал ли рассказчик раньше круглого сироту?

Чтение 3 части.

Беседа:

-Какое прозвище дал рассказчик Костя Ваньке Брызгалову?

Чтение 4 части.

Беседа:

-Что произошло с родителями Кости?

-Что произошло с бабушкой?

-Как вы думаете, как сложится судьба Кости?

-О сиротах, о сиротской доле.

определяют тему урока.

Однокоренные слова – сиротинушка, сиротка, сиротский, осиротеть

Осмысление полученной информации, делают необходимые выводы.

Автор представляет мини-проект и отвечает на вопросы учащихся.

Знакомство с жизнью и творчеством молодого писателя Михаила Самарского

Отвечают на вопросы по теории литературы.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Тема – основа произведения. Очень часто тема отражена в заглавии произведения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Добро творящий творит Жизнь

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки смыслового анализа художественного произведения.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к окружающим.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; развивать способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё мнение; владеть монологической и диалогической формами речи; применение знаний в жизни.

Методы: проблемно-поисковый, словесный

Элементы технологии критического мышления (стадия вызова, смысловая стадия, рефлексия)

Приемы: диалог, работа с текстом, творческая работа, синквейн, работа в парах

Средства обучения: компьютер, презентация, текст, рабочие материалы

Ребята, у нас на уроке гости, поздороваемся с ними.

«Спешите делать добрые дела»,

Почаще улыбайтесь, люди — людям,

Ведь с добротой, давно я поняла,

Мы радостнее и счастливей будем!

Я постараюсь, чтобы наш урок помог вам стать чуточку добрее.

-Оцените их поступок по отношению к главной героине

-В чем проявляется их жестокость?

-Чего не хватает в их отношениях?

-Так о чем же мы поведем сегодня разговор?

-Об отношениях ребят-одноклассников

-Они поступают плохо, жестоко

-Издеваются над Леной Бессольцевой

-Об отношениях к окружающим, надо быть добрее

Подобные ситуации в нашей жизни не редкость: в Интернете много видео о жестоком отношении детей-подростков, да и на переменах мы иногда можем увидеть такие ситуации.

-А что будет, если мы будем равнодушными к этой проблеме?

-О чем этот фрагмент?

-Чем не понравился Ванька Бызгалов главному герою?

-Согласны ли вы с мнением главного героя? Почему?

-Какие некрасивые слова называет автор в тексте?

-Согласны ли вы с мнением главного героя? Почему?

-А как бы вы отнеслись к тому, если бы в вашем классе был такой мальчик?

— Мы с вами познакомились лишь с первой частью рассказа, но есть и продолжение. Прежде, чем мы его прочитаем, давайте побудем в роли писателей и придумаем свою концовку.

-ЛИСТ №2 ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ

— Как закончилась эта история?

-Как вы понимаете последнюю фразу?

За свое поведение Костя наказан судьбой. Ему досталось по заслугам, верно?

-Какие выводы вы можете сделать, прочитав этот рассказ?

Конечно же, Ванька не собирался никого наказывать за обидное к нему отношение. Главного героя наказал жизнь.

Ситуации будут встречаться чаще, будут более жестокими

-Об отношениях одноклассников

-Сирота, пасынок, детдомовец

-Мальчик не виноват, что он сирота

-Помогали, не обижали

-Мальчик Костя стал сиротой

-Да, но это слишком жестокое наказание

-Нельзя издеваться над одноклассник.

О добре говорят люди на протяжении многих веков. Русский народ увековечил мудрые мысли в пословицах. Они записаны у вас на листах. Соедините линией начало и концовку пословицы. Зачитайте получившиеся варианты (На доску)

Мы сегодня много говорим о добре. И, скорее всего, у вас возникают ассоциации с эти словом. Запишите их на лепестках. Оформим наш цветок добра

Люди должны совершать добро, от этого мир станет светлее, теплее, добрее. Добро делает жизнь лучше

Закончить наше занятие я бы хотела словами известного педагога. Шалва Александрович Амонашвили сказал: (СЛАЙД)

Давайте начнем прямо сейчас: на сердечках напишите доброе пожелание любому человеку в этой аудитории (ученику или гостям) и передайте его

Да ладно, что-то много я о нём говорю. Лучше расскажу, какой сегодня прикол случился.

— Что ты ещё придумал? – спрашиваю я, ведь Антоха юморист ещё тот.

— Можно, — согласился я.

Вечером ко мне в комнату вошла бабушка. Она была вся в слезах и ловила ртом воздух.

Урок развития речи в 9 классе.Аннотация. Рецензия.Учитель Лебедева Евгения Игоре

№ слайда 1

Урок развития речи в 9 классе.Аннотация. Рецензия.Учитель Лебедева Евгения Игоревна,МОУ Новлянская основная общеобразовательная школа

АннотацияАннотация (от лат.annotatio – замечаю) – краткая характеристика книг, с

№ слайда 2

АннотацияАннотация (от лат.annotatio – замечаю) – краткая характеристика книг, статьи и т.п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка).Аннотация. Это – краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или последней странице книг, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно прокомментировать книгу. Задача аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник)Что общего в определениях аннотации и в чём различие?

Признаки аннотации:1. Аннотация состоит из 3-4 предложений.2. Аннотация – это св

№ слайда 3

Признаки аннотации:1. Аннотация состоит из 3-4 предложений.2. Аннотация – это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги.3. Аннотация помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.

Пример аннотации.Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2 т. Т 1/

№ слайда 4

Пример аннотации.Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2 т. Т 1/ Сост. биографические очерки и прим. В.В.Кунина.- М.: Правда, 1985.- 640 с.В двухтомнике собраны документы и материалы, характеризующие отношения А.С.Пушкина с тридцатью его близкими друзьями. В отрывках из писем, мемуаров, дневников передаётся атмосфера трудной и прекрасной жизни поэта и тех людей. Которые были ему близки и дороги. Все подборки материалов предваряются биографическими очеркам о друзьях Пушкина.

Баба Зина из третьего подъезда сказала нам с Серёгой по секрету, что Ванька даже

№ слайда 6

Вечером ко мне в комнату вошла бабушка. Она была вся в слезах и ловила ртом возд

№ слайда 7

Рецензия Рецензия – отзыв, письменный разбор, содержащий критическую оценку науч

№ слайда 8

Рецензия Рецензия – отзыв, письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, научно-популярного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма.(Из Толкового словаря). Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер героев, их настроение. В рецензии отмечаются художественные особенности произведения, особенности его построения, особенности авторского языка.

Примерный план написания рецензии1.Укажите название книги, ее автора. Как Вы узн

№ слайда 9

Примерный план написания рецензии1.Укажите название книги, ее автора. Как Вы узнали об этой книге? Как книга читалась?2. Исходные данные произведения. (Где и когда оно было опубликовано?)3. Какова цель автора? Какие задачи им ставятся?4. Каково основное содержание книги? Основные проблемы?5. Кто герои книги? Каковы их стремления, дела, характеры? Какое отношение вызывают они у читателя?6. Что удалось автору? Есть ли недостатки? В чем они заключаются?7. В чем художественное своеобразие книги? Как она построена? Каков её язык?8. Какова Ваша общая оценка книги?

Используемая литература:1. Е.Н.Никитина. Русская речь. Учебное пособие по развит

№ слайда 11

Читайте также:

      

  • Spotlight 6 english in use 3 конспект урока
  •   

  • Теорема обратная теореме пифагора 8 класс конспект урока
  •   

  • Развитие речи музыкальные игрушки конспект
  •   

  • Конспект урока свойства степени с натуральным показателем 7 класс мерзляк
  •   

  • Алексеев генерал жуков конспект урока

  • Рассказ серая шейка читать 2 класс
  • Рассказ сирота мухтара ауэзова читать
  • Рассказ серая шейка распечатать текст
  • Рассказ сирень нагибин краткое содержание
  • Рассказ серая шейка мамин сибиряк читать с картинками