Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого
Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.
Средства: иллюстрации с изображением осенних пейзажей, разноцветные листочки с разных деревьев (вырезанные из цветной бумаги, магнитофон с записью произведения Чайковского «Осень», произведение «Осень» Г. Скребицкого, мяч средних размеров.
Виды деятельности: беседа, игра с мячом, игра с листочками (физкультминутка)
Ход образовательной ситуации.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, как там красиво, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему?
Воспитатель: А хотите послушать рассказ про работу волшебницы – осени?
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень».
Для своей работы Художник — Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлет прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.
Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?
Вопросы детям:
• Какими красками раскрасила осень деревья: березки, клены, дуб-богатырь?
• На что стали похожи листья осинок?
• С чем еще можно их сравнить?
• Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна»?
• А сосны и ели осень в какой цвет красит?
• Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи»?
• Почему лебеди шлют прощальный привет?
• Какие еще птицы улетают в дальние края?
• Ребята, а почему воробьи улетают в теплые края?
Физкультминутка «Раз, два, три…»
На полу лежат листочки с разных деревьев. Под «Осеннюю» музыку дети бегают вокруг них, а когда музыка заканчивается, то выполняют просьбу воспитателя.
— Раз-два-три! Красный лист бери!
— Раз-два-три! Кленовый лист бери!
— Раз-два-три! Осиновый лист бери!
— Раз-два-три! Два листа бери!
— Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!
— Раз-два-три! Ничего не бери!
Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось?
Давайте попробуем его пересказать. Читаю еще раз.
Игра с мячом:
Нужно подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения.
• Осень какая?
• Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.)
• Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.)
• Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.)
• Трава какая?
• Листья какие?
• Погода какая?
• А можно сказать, что погода вьюжная?
• А можно сказать, что погода знойная?
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, почему говорят «Волшебница Осень»?
Катя начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. Суббота тяну¬лась медленно, и, казалось, ей не будет конца. И вот оно наступило – сентябрьское воскресенье. Проснулась Катя, как только начало светать. Но дедушка Иван Иванович уже тихонько хозяйничал в кухне, собирая припасы в дорогу. Катя с дедушкой вышли на автобусную остановку, сели в автобус и поехали. Ехали долго, почти час, Катя всё в окно смотрела и остановку ждала. Но вот дедушка махнул Кате рукой, мол, приехали. Они вылезли и пошли по тропинке от остановки в гущу деревьев. Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Кати глаза зоркие. Бросилась на обочину, разбросала листья – вот и первый гриб! Скорее сорвала его, от земли очистила и побежала дедушке показывать. Но дедушка нахмурился и Катю не похвалил:
— Во-первых, это ярко-красная сыроежка, её собирать не надо. Горькая она. Во вторых, если грибы из земли вырывать, то на будущий год урожая не жди, — строго сказал он. – Грибницу повредишь. Надо ножом срезать гриб. Да не всякий, а то ты поганок нарвёшь, а потом немытыми руками в рот полезешь. Знаю я тебя!
Обиделась Катя на дедушку. Что она — маленькая, в рот руками лезть. Надулась, отошла в сторону. И ножа ей дедушка не дал.
Но недолго Катя грустила. Увидела орешник и решила орехов набрать. Орехи высоко, не достать до веток. Стала Катя палки бросать и орехи сбивать. Насбивала полные карманы. Оглянулась – где же дедушка? А дедушка уже идёт по тропинке обратно, Катю высматривает и опять хмурится:
— В лесу нельзя отставать от старших, — говорит он Кате строго. – Потеряешься – кричи сразу «ау». А то я тебя до темноты искать буду.
Показала Катя дедушке орехи. Засмеялся дедушка:
— Это же жёлуди, дурёха. Их люди не едят.
Рассердилась Катя, высыпала жёлуди из кармана и ногой топтать стала. А дедушка не разрешает топтать:
— Люди не едят жёлуди, а белке, кабану, птице жёлудь – отличное лакомство. Не порти жёлуди зазря.
Подобрал дедушка жёлуди и сунул в карман. Велел Кате букет из осенних листьев собрать – для мамы. А потом её обедать позвал. Пообедали они бутербродами, сидя прямо на жухлой траве. Катя конфетку съела и фантик на землю бросила. Дедушка поднять велел:
— Тут, — говорит, — тебе не город, дворников нет. Нельзя в лесу мусорить. Мы тут в гостях, должны себя прилично вести.
Сколько, оказывается, всяких правил в лесу соблюдать надо. Устала Катя, и пошли они с дедушкой опять на остановку. Домой приехали, Катя маме Тамаре взахлёб рассказывала, как в лесу здорово, как хорошо пахнет. Букет из листьев в вазу поставили, красиво. Жалко, что она грибов не нашла. Зато у дедушки полная корзинка. А Катю дедушка научил из желудей человечков делать и собачек. Оказывается, и они на что-то сгодились. Довольна Катя – будет, что ребятам в школе рассказать в понедельник!
Конспект НОД по развитию речи в старшем возрасте «Чтение рассказа
Г.А.Скребицкого «Осень»
Программное
содержание: закрепить знания детей об
изменениях осенней природы в различные периоды осени (ранняя, золотая,
поздняя). Чувствовать и понимать образность языка поэтов. Вызвать эмоциональный
отклик при любовании красками осенней природы в процессе рассматривания картин
осени и слушания художественных текстов. Желание выразить свои впечатления в
образном слове, развивать поэтический слух: умение воспроизводить образные
выражения, подбирать сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы; упражнять в
образовании сравнительной степени прилагательных. Учиться импровизировать под
музыку, передавая осеннее настроение.
Оборудование: рассказ Г.А.Скребицкого «Осень, картина И.И.Левитана «Золотая
осень», картины осенней природы, магнитофон, запись произведения
П.И.Чайковского «Осень», осенние букеты, макеты осенних деревьев, костюм
осеннего дерева с экспонатами овощей и фруктов, угощение, мольберты.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
—
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, я вам хочу что-то рассказать. Вчера я
была в лесу, любовалась – как там красиво и вспомнила очень красивое
стихотворение, которое мне хочется вам рассказать.
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца.
— А
как вы думаете, почему мне вспомнилось это стихотворение?
—
Правильно, потому что сейчас осень. А какая же пора осени у нас сейчас за
окном? (поздняя)
—
Какие основные приметы поздней осени вы можете назвать? (листья почти все
опали, стало холодно, перелетные птицы улетели в дальние края, насекомые уснули
до весны, люди стали теплее одеваться, животные поменяли летнюю шубку на
зимнюю, трава пожухла, стали частыми дожди, солнце светит очень редко и не
греет, небо почти всегда серое, частые туманы, день короче ночи….)
— Да,
осень очень богата на различные приметы; много их вы услышали в стихотворении,
а многие назвали сами.
ИГРА:
—
Какое небо поздней осенью? (темное, серое, мрачное, синее, облачное, тяжелое…)
— А
какая погода поздней осенью? (холодная, ясная, ветреная, дождливая, морозная,
тоскливая, безветренная, печальная…)
—
Что вы можете сказать об осеннем ветре? (холодный, резкий, сильный, свежий,
легкий…)
—
Какой же поздней осенью дождь? (сильный, редкий, частый, холодный, ливневый,
прозрачный…)
— А
какое поздней осенью солнце? (низкое, холодное, светит, но не греет, желтое,
перед морозом красное…)
—
Ребята, о поздней осени вы рассказали очень много, а теперь я хочу напомнить
вам о самом начале осени. Погода стояла теплая. Листья на деревьях только
начали желтеть. Солнце еще согревало землю. Небо было яркое, голубое.
— Как
же называется эта пора осени? (ранняя)
— Я
приглашаю вас посетить картинную галерею и найти где же спряталась здесь ранняя
осень?
—
Почему вы решили, что это именно она? (деревья только начали желтеть, трава еще
зеленая, солнце ясное, небо синее и чистое)
— А
потом, после ранней осени, листья вдруг стали разноцветными, погода холодной.
Начался отлет птиц в теплые края.
— Как
же называется эта пора осени? (золотая)
—
Послушайте, как красиво, ярко рассказал о золотой осени Георгий
Алексеевич
Скребицкий. (дети садятся полукругом на стульчики)
(чтение рассказа о золотой осени)
—
Какими красками раскрасила осень березы и клены? (лимонной желтизной)
— На
что стали похожи листья осинок в рассказе? (румяные яблоки)
— С
чем сравнивается осинник? (с ярко-красным огнем)
— Как
писатель говорит о дубе? (столетний дуб-богатырь, густой листвой потряхивает,
старика одела осень в медную, кованую броню)
—
Вспомните, пожалуйста, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? (в
желтый и ярко-красный наряды)
— А
какие же деревья осень не могла разукрасить? Почему? (сосны и ели, т.к. у них
вместо листьев иголки)
—
Молодцы! Вы хорошо отвечали на вопросы. А что же больше всего вам понравилось в
этом рассказе и почему?
ИГРА: Да, осень
прямо волшебница. А как вы думаете, если листья стали красными, значит, что с
ними стало? Они…(покраснели). А желтые листья…? (пожелтели). А золотые листья…?
(позолотились, стали золотыми). Деревья были красивыми, а стали еще…? (краше).
—
Молодцы! Сколько красивых слов дарит нам осень!
— Вы
уже слышали, как красиво, ярко рассказывают об осени поэты, художники,
писатели, а теперь предлагаю вам послушать, как красиво рассказывает об осени
композитор Петр Ильич Чайковский. Мы будем любоваться картиной золотой осени
под его музыку. (СЛОВА ПОД МУЗЫКУ: прекрасный день осени. Роща пылает
кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки
отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега,
красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. (музыка
останавливается).
— Вам
понравилась мелодия осени?
— А
какое настроение она у вас вызвала? (грустное, печальное, тоскливое)
—
Может, кому-то эта музыка напомнила еще какие-то картины осени?
— А
теперь давайте превратимся в листочки с этих деревьев, которые кружатся на
ветру и танцуют в воздухе свой осенний танец (импровизация под музыку)
— Мы –
легкие листочки, кружимся и кружимся в воздухе… А теперь
представьте
себя опавшими листочками и поднимитесь только тогда, когда закончится музыка
(воспитатель переодевается в «Чудо-дерево», музыка утихает)
ДЕРЕВО:
— Здравствуйте, ребята! Я – чудо-дерево! Посмотрите, какой на мне богатый
урожай.
— А кто
же принес этот урожай? (осень)
—
Конечно осень! Ведь, кроме того, что она красивая, она еще и очень богатая,
щедрая, урожайная.
—
Осень передала вам очень щедрый гостинец. Но прежде мне хочется с вами немного
поиграть. Отгадайте мои вкусные загадки, а отгадки вы найдете на мне. Я начну,
а вы продолжайте:
— ОР,
ОР, ОР, очень красный…(помидор) (повторить вместе всю фразу)
— ИВА,
ИВА, ИВА, синенькая…(слива0
— АН,
АН, АН, с грядки синий…(баклажан)
— КОС,
КОС, КОС, с красным боком …(абрикос)
— УК,
УК, УК, заставляет плакать…(лук)
— КО,
КО, КО, да КО, КО, КО, кругленькое…(яблоко)
—
ОВКА, ОВКА, с хвостиком…(морковка)
— УША,
УША, сладенькая…(груша)
— ЕЦ,
ЕЦ, ЕЦ, очень длинный…(огурец)
— АН,
АН, АН, желтый, длинненький…(банан)
—
Молодцы, ребята! Мне пора в лес, а вы примите от осени ее щедрые дары.
Приятного вам аппетита и будьте здоровы! До свидания!
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Г.А. Скребицкого «Осень»
Цель:познакомить детей с рассказом Г.А. Скребицкого «Осень», ввести образный словарь в речь детей.
Задачи:
—формировать эмоционально-образное восприятие произведения;
— обогащать образный словарь детей;
— развивать интерес к художественной литературе;
— воспитывать любовь к природе.
Оборудование:иллюстрации к рассказу Г.А. Скребицкого «Осень»; осенние листья березы, клена, осины, дуба, липы; иллюстрации, объясняющие значение слов: хлеба, гумно, копна, стог; репродукции картин И.И. Шишкин «Ранняя осень», В.Д. Поленов «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень», С.Ю. Жуковский «Осень. Веранда.»
Содержание НОД
Подготовка к восприятию рассказа.
— Ребята, послушайте загадку:
Вот художник так художник —
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?
— Осень.
— Как вы думаете, почему в загадке осень сравнивается с художником? Ведь она не живая? (Осень, как художник, перекрашивает листья деревьев в разные цвета.)
— Что вы знаете об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Осенью становится холоднее, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т.д.)
— Осень бывает разная. Какая может быть осень? (Осень золотая, осень дождливая, осень теплая, осень хмурая, осень холодная, осень яркая и т.д.)
— Подберите существительные к слову «осенний». (Осенний день, дождь, небо, погода, тучи, краски, деревья, листва и т.д.)
— Послушайте рассказ Скребицкого «Осень».
Восприятие рассказа Г.А. Скребицкого «Осень».
(Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций.)
Беседа по содержанию рассказа.
— Понравилось вам произведения? Чем?
— Как писатель называет Осень? Почему?
— Что делала в лесу Художник-Осень? (Художник – Осень разными красками раскрасила листья на деревьях, помогала животным и птицам готовиться к зиме.)
— Как осень помогала готовиться к зиме ежику, барсуку, медведю? (Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев.)
— Чему учила Осень белочку и сойку? (Белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.)
— Какой вы себе представили Художника-Осень?
Физминутка «Мы – листики осенние»
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Работа над образным словарем.
— Когда настоящий художник пишет картину, он не спешит, вдумчиво подбирает краски, чтобы передать красоту природы, кладет мазки постепенно, отходит в сторону, чтобы посмотреть как бы со стороны на свое произведение. Так и Осень, не спеша, внимательно рассматривает свою картину, что подобрать нужный оттенок каждому деревцу, кустику.
— Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Рассмотрите березовый лист и кленовый. Что можете сказать об их цвете? (Они ярко желтые, как солнышко, как лимон, как золотые монетки.)
— Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Рассмотрите осиновый листочек. Какой он? На что похож? (Осиновый листочек яркий, красный, круглый, как спелое румяное яблоко. А если много осин рядом, то из далека кажется, будто в лесу пожар, огонь горит.)
— Рассмотрите дубовый лист. Какого он цвета? (Лист дуба красно-коричневый.)
— На кого оказался похож дуб в листве медного цвета? (Дуб стал похож на могучего богатыря в медной кованой броне.)
— Какой наряд подобрала Осень липам? Почему? (Липам осень подобрала наряд из тяжелой золотой парчи. Наряд из парчи носили знатные богатые бояре. Такими их увидела Художник-Осень.)
— Почему сосны и ели Осень оставила зелеными? (Сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь.).
-Что изменила Осень на полях и лугах? (Убрала с полей золотые хеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.)
(Объяснить значение слов: хлеба, гумно, копна, стог. Показать иллюстрации.)
— Настоящие художники тоже ни раз изображали осень. Из предложенных картин выберите ту, которая, по вашему мнению, лучше всех подходит к данному рассказу, и объясните, почему вы так решили.
В.Д. Поленов «Золотая осень»
И. И. Шишкин «Ранняя осень»
И.И. Левитан «Золотая осень»
С.Ю. Жуковский «Осень. Веранда.»
Подведение итогов.
— Ребята, вы любите осень?
— За что вы её любите?
— Я предлагаю вам отправиться на прогулку, рассмотреть осенние деревья, подумать на кого они похожи в своем пестром осеннем наряде. А дома, вместе с родителями, попробуйте изобразить Художника-Осень с ее красками и кистью.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Осень» Г. Скребицкого с использованием ИКТ
Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.
Средства: презентация к занятию (иллюстрации с изображением осенних пейзажей, запись произведения Чайковского «Осень»,) дидактическая игра «Времена года» с использованием ИКТ, произведение «Осень» Г. Скребицкого, шаблоны осенних листьев, краски, кисти.
Ход образовательной ситуации.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Давайте поздороваемся с нашими гостями. Улыбнемся друг другу и подарим улыбку нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение целый день.
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку.
Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля в разные времена года)
Воспитатель: Какие время года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, по каким признакам мы узнаем времена года?
Игра на интерактивной доске «Времена года»
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад вы заметили, как красиво кругом, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему? (Наступила осень)
Воспитатель: Правильно. Осень, как художник, самые яркие краски выбирала, чтобы раскрасить всё вокруг. Об осени композиторы сочиняли музыку, художники писали картины, поэты – стихи, а писатели – рассказы.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Георгия Алексеевича Скребицкого. Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь в Тульскую область. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать сыну. Г. Скребицкий был влюблен в родные поля, леса, горы. Его книги повествуют о путешествиях в прекрасный мир природы. Г. Скребицкий писал рассказы для детей о природе, животных, птицах и его рассказы похожи на сказку.
Послушайте, как рассказал об осенних красках природы писатель Георгий Скребицкий в рассказе «Осень»
Чтение рассказа Георгия Скребицкого «Осень»
«Для своей работы Художник — Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.»
Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?
Вопросы детям:
• Какими красками раскрасила осень деревья: березки, клены, дуб-богатырь? (Осень раскрасила деревья в ярко – жёлтые, красные цвета).
• На что стали похожи листья осинок? (Листья осинок стали похожи на спелые яблоки).
• С чем еще можно их сравнить? (На ветках весят листочки словно монетки)
• Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна»?
• А сосны и ели осень в какой цвет красит? (Оставила зелеными, как летом)
• Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи»?
• Почему лебеди шлют прощальный привет?
• Какие еще птицы улетают в дальние края?
• Ребята, а как звери готовятся к холодам?
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте превратимся в осенние листочки.
Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся. (дети кружатся на цыпочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся, (руки в стороны приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо- влево)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся).
Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось? Давайте прочитаем его еще один раз. (Рассказ читается повторно)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь Волшебнице Осени? Давайте поможем ей раскрасить листья в осенние краски. Проходите в нашу мастерскую, присаживайтесь за столы.
(Дети садятся за столы. На столах лежат шаблоны белых листьев, краски, кисти)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие краски использовала Осень в рассказе Георгия Скребицкого. (лимонные, ярко-красные, багряные)
Дидактическая игра «Детки с какой ветки»
Заключение
Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? С каким рассказом мы сегодня познакомились? О чем говорится в этом рассказе? Вы сегодня молодцы все старались, помогли Волшебнице Осени. А за это она вам тоже приготовила подарки, и угощает вас яблоками.
Обновлено: 10.01.2023
Содержимое публикации
Задачи:
—формировать эмоционально-образное восприятие произведения;
— обогащать образный словарь детей;
— развивать интерес к художественной литературе;
— воспитывать любовь к природе.
Содержание НОД
Подготовка к восприятию рассказа.
— Ребята, послушайте загадку:
Вот художник так художник —
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?
— Как вы думаете, почему в загадке осень сравнивается с художником? Ведь она не живая? (Осень, как художник, перекрашивает листья деревьев в разные цвета.)
— Что вы знаете об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Осенью становится холоднее, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т.д.)
— Осень бывает разная. Какая может быть осень? (Осень золотая, осень дождливая, осень теплая, осень хмурая, осень холодная, осень яркая и т.д.)
(Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций.)
Беседа по содержанию рассказа.
— Понравилось вам произведения? Чем?
— Как писатель называет Осень? Почему?
— Что делала в лесу Художник-Осень? (Художник – Осень разными красками раскрасила листья на деревьях, помогала животным и птицам готовиться к зиме.)
— Как осень помогала готовиться к зиме ежику, барсуку, медведю? (Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев.)
— Чему учила Осень белочку и сойку? (Белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.)
— Какой вы себе представили Художника-Осень?
Физминутка «Мы – листики осенние»
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Работа над образным словарем.
— Когда настоящий художник пишет картину, он не спешит, вдумчиво подбирает краски, чтобы передать красоту природы, кладет мазки постепенно, отходит в сторону, чтобы посмотреть как бы со стороны на свое произведение. Так и Осень, не спеша, внимательно рассматривает свою картину, что подобрать нужный оттенок каждому деревцу, кустику.
— Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Рассмотрите березовый лист и кленовый. Что можете сказать об их цвете? (Они ярко желтые, как солнышко, как лимон, как золотые монетки.)
— Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Рассмотрите осиновый листочек. Какой он? На что похож? (Осиновый листочек яркий, красный, круглый, как спелое румяное яблоко. А если много осин рядом, то из далека кажется, будто в лесу пожар, огонь горит.)
— Рассмотрите дубовый лист. Какого он цвета? (Лист дуба красно-коричневый.)
— На кого оказался похож дуб в листве медного цвета? (Дуб стал похож на могучего богатыря в медной кованой броне.)
— Какой наряд подобрала Осень липам? Почему? (Липам осень подобрала наряд из тяжелой золотой парчи. Наряд из парчи носили знатные богатые бояре. Такими их увидела Художник-Осень.)
— Почему сосны и ели Осень оставила зелеными? (Сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь.).
-Что изменила Осень на полях и лугах? (Убрала с полей золотые хеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.)
(Объяснить значение слов: хлеба, гумно, копна, стог. Показать иллюстрации.)
— Настоящие художники тоже ни раз изображали осень. Из предложенных картин выберите ту, которая, по вашему мнению, лучше всех подходит к данному рассказу, и объясните, почему вы так решили.
В.Д. Поленов «Золотая осень»
И. И. Шишкин «Ранняя осень»
И.И. Левитан «Золотая осень»
С.Ю. Жуковский «Осень. Веранда.»
Подведение итогов.
— Ребята, вы любите осень?
— За что вы её любите?
Словарная работа: золотая парча, лимонная желтизна, дуб-богатырь, медная кованная броня, душистая копна, стога, косяки перелётных птиц, осинник.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, подойдите пожалуйста ко мне (воспитатель стоит около окна).
(Дети подходят к воспитателю)
Воспитатель: Полюбуйтесь какая красота на улице! Ребята, как вы думаете, почему так происходит?
Дети: Наступила осень!
Воспитатель: Правильно, ребята, наступила осень, она разукрасила листья деревьев разными красками. А кто знает, какие любимые цвета у осени?
Дети: жёлтые, оранжевые, красные, зелёные.
Воспитатель: Молодцы. Осень и правда очень красочная пора года. Много писателей любят эту пору и написали много рассказов, сказок, стихотворений. Давайте присядем на свои места.
(Дети садятся на стульчики полукругом).
Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно. В рассказе вам могут встретиться незнакомые словосочетания такие как:
• золотая парча — это ткань с золотой нитью;
• лимонная желтизна — это очень яркий жёлтый цвет;
• дуб-богатырь — большой, сильный дуб;
• медная кованная броня- одежда из металла;
• душистая копна — вкусно пахнущая куча;
• стога — большая куча;
• косяки перелётных птиц — это когда птицы улетают на юг они выстраиваются в ряд похожую на галочку;
• осинник — это дерево похожее березку.
Воспитатель: Умнички! Вы слушали внимательно. А теперь пора отдохнуть.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
(садятся на корточки)
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
(летают по комнате)
И на землю тихо сели.
(вновь тихо садятся)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(поднимаются, кружатся и снова садятся)
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Сейчас я вам прочту рассказ ещё раз слушайте внимательно.
(Чтение рассказа второй раз).
Воспитатель: Умнички! Все внимательно слушали, а кто помнит куда отправилась художник осень?
Дети: Отправилась осень из леса в поля, луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие словно башни, стога.
Воспитатель: Чем осень покрыла берёзы и клёны?
Дети: Берёзы и клёны осень накрыла лимонной желтизной.
Воспитатель: А листья осинок?
Дети: Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.
Воспитатель: Каким стал осинник?
Дети: Стал осинник ярко-красный, весь как огонь горит.
Воспитатель: Во что подумала осень одеть дуб?
Дети: Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит густой листвой потряхивает. Думает осень : «Нужно богатыря в медную кованную броню ё
Воспитатель: Как разукрасила осень кусты и деревья?
Дети: Все деревья и кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему : кого одела в жёлтый наряд, кого одела в ярко-красный.
Воспитатель: Что осень сделала с соснами и елями?
Дети: Одни только сосны и ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, не разукрасит их. Пусть какими были летом, такими и останутся.
Воспитатель: Я вам буду говорить слово в единственном числе, а вы мне его будите называть во множественном числе, готовы? Слушайте внимательно:
Воспитатель: Молодцы! Хотите ещё поиграть?
Воспитатель: Слушайте внимательно!
Воспитатель: Молодцы! Вы все справились. Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я очень рада что вам понравилось, вы все умнички, старались мне было очень приятно.
Осень
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох. Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять. Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает хлодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Программное содержание: закрепить знания детей об изменениях осенней природы в различные периоды осени (ранняя, золотая, поздняя). Чувствовать и понимать образность языка поэтов. Вызвать эмоциональный отклик при любовании красками осенней природы в процессе рассматривания картин осени и слушания художественных текстов. Желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух: умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы; упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных. Учиться импровизировать под музыку, передавая осеннее настроение.
— Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, я вам хочу что-то рассказать. Вчера я была в лесу, любовалась – как там красиво и вспомнила очень красивое стихотворение, которое мне хочется вам рассказать.
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца.
— А как вы думаете, почему мне вспомнилось это стихотворение?
— Правильно, потому что сейчас осень. А какая же пора осени у нас сейчас за окном? (поздняя)
— Какие основные приметы поздней осени вы можете назвать? (листья почти все опали, стало холодно, перелетные птицы улетели в дальние края, насекомые уснули до весны, люди стали теплее одеваться, животные поменяли летнюю шубку на зимнюю, трава пожухла, стали частыми дожди, солнце светит очень редко и не греет, небо почти всегда серое, частые туманы, день короче ночи….)
— Да, осень очень богата на различные приметы; много их вы услышали в стихотворении, а многие назвали сами.
— Какое небо поздней осенью? (темное, серое, мрачное, синее, облачное, тяжелое…)
— А какая погода поздней осенью? (холодная, ясная, ветреная, дождливая, морозная, тоскливая, безветренная, печальная…)
— Что вы можете сказать об осеннем ветре? (холодный, резкий, сильный, свежий, легкий…)
— Какой же поздней осенью дождь? (сильный, редкий, частый, холодный, ливневый, прозрачный…)
— А какое поздней осенью солнце? (низкое, холодное, светит, но не греет, желтое, перед морозом красное…)
— Ребята, о поздней осени вы рассказали очень много, а теперь я хочу напомнить вам о самом начале осени. Погода стояла теплая. Листья на деревьях только начали желтеть. Солнце еще согревало землю. Небо было яркое, голубое.
— Как же называется эта пора осени? (ранняя)
— Я приглашаю вас посетить картинную галерею и найти где же спряталась здесь ранняя осень?
— Почему вы решили, что это именно она? (деревья только начали желтеть, трава еще зеленая, солнце ясное, небо синее и чистое)
— А потом, после ранней осени, листья вдруг стали разноцветными, погода холодной. Начался отлет птиц в теплые края.
— Как же называется эта пора осени? (золотая)
— Послушайте, как красиво, ярко рассказал о золотой осени Георгий
Алексеевич Скребицкий. (дети садятся полукругом на стульчики)
(чтение рассказа о золотой осени)
— Какими красками раскрасила осень березы и клены? (лимонной желтизной)
— На что стали похожи листья осинок в рассказе? (румяные яблоки)
— С чем сравнивается осинник? (с ярко-красным огнем)
— Как писатель говорит о дубе? (столетний дуб-богатырь, густой листвой потряхивает, старика одела осень в медную, кованую броню)
— Вспомните, пожалуйста, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? (в желтый и ярко-красный наряды)
— А какие же деревья осень не могла разукрасить? Почему? (сосны и ели, т.к. у них вместо листьев иголки)
— Молодцы! Вы хорошо отвечали на вопросы. А что же больше всего вам понравилось в этом рассказе и почему?
ИГРА: Да, осень прямо волшебница. А как вы думаете, если листья стали красными, значит, что с ними стало? Они…(покраснели). А желтые листья…? (пожелтели). А золотые листья…? (позолотились, стали золотыми). Деревья были красивыми, а стали еще…? (краше).
— Молодцы! Сколько красивых слов дарит нам осень!
— Вы уже слышали, как красиво, ярко рассказывают об осени поэты, художники, писатели, а теперь предлагаю вам послушать, как красиво рассказывает об осени композитор Петр Ильич Чайковский. Мы будем любоваться картиной золотой осени под его музыку. ( СЛОВА ПОД МУЗЫКУ : прекрасный день осени. Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. (музыка останавливается).
— Вам понравилась мелодия осени?
— А какое настроение она у вас вызвала? (грустное, печальное, тоскливое)
— Может, кому-то эта музыка напомнила еще какие-то картины осени?
— А теперь давайте превратимся в листочки с этих деревьев, которые кружатся на ветру и танцуют в воздухе свой осенний танец (импровизация под музыку)
— Мы – легкие листочки, кружимся и кружимся в воздухе… А теперь
ДЕРЕВО: — Здравствуйте, ребята! Я – чудо-дерево! Посмотрите, какой на мне богатый урожай.
— А кто же принес этот урожай? (осень)
— Конечно осень! Ведь, кроме того, что она красивая, она еще и очень богатая, щедрая, урожайная.
— Осень передала вам очень щедрый гостинец. Но прежде мне хочется с вами немного поиграть. Отгадайте мои вкусные загадки, а отгадки вы найдете на мне. Я начну, а вы продолжайте:
— ОР, ОР, ОР, очень красный…(помидор) (повторить вместе всю фразу)
— ИВА, ИВА, ИВА, синенькая…(слива0
— АН, АН, АН, с грядки синий…(баклажан)
— КОС, КОС, КОС, с красным боком …(абрикос)
— УК, УК, УК, заставляет плакать…(лук)
— КО, КО, КО, да КО, КО, КО, кругленькое…(яблоко)
— ОВКА, ОВКА, с хвостиком…(морковка)
— УША, УША, сладенькая…(груша)
— ЕЦ, ЕЦ, ЕЦ, очень длинный…(огурец)
— АН, АН, АН, желтый, длинненький…(банан)
— Молодцы, ребята! Мне пора в лес, а вы примите от осени ее щедрые дары. Приятного вам аппетита и будьте здоровы! До свидания!
Ход образовательной ситуации.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Давайте поздороваемся с нашими гостями. Улыбнемся друг другу и подарим улыбку нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение целый день.
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку.
Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля в разные времена года)
Воспитатель: Какие время года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, по каким признакам мы узнаем времена года?
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад вы заметили, как красиво кругом, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему? (Наступила осень)
Воспитатель: Правильно. Осень, как художник, самые яркие краски выбирала, чтобы раскрасить всё вокруг. Об осени композиторы сочиняли музыку, художники писали картины, поэты – стихи, а писатели – рассказы.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Георгия Алексеевича Скребицкого. Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь в Тульскую область. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать сыну. Г. Скребицкий был влюблен в родные поля, леса, горы. Его книги повествуют о путешествиях в прекрасный мир природы. Г. Скребицкий писал рассказы для детей о природе, животных, птицах и его рассказы похожи на сказку.
«Для своей работы Художник — Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?
• Какими красками раскрасила осень деревья: березки, клены, дуб-богатырь? (Осень раскрасила деревья в ярко – жёлтые, красные цвета).
• На что стали похожи листья осинок? (Листья осинок стали похожи на спелые яблоки).
• С чем еще можно их сравнить? (На ветках весят листочки словно монетки)
• А сосны и ели осень в какой цвет красит? (Оставила зелеными, как летом)
• Почему лебеди шлют прощальный привет?
• Какие еще птицы улетают в дальние края?
• Ребята, а как звери готовятся к холодам?
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте превратимся в осенние листочки.
Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся. (дети кружатся на цыпочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся, (руки в стороны приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо- влево)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся).
Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось? Давайте прочитаем его еще один раз. (Рассказ читается повторно)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь Волшебнице Осени? Давайте поможем ей раскрасить листья в осенние краски. Проходите в нашу мастерскую, присаживайтесь за столы.
(Дети садятся за столы. На столах лежат шаблоны белых листьев, краски, кисти)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие краски использовала Осень в рассказе Георгия Скребицкого. (лимонные, ярко-красные, багряные)
Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? С каким рассказом мы сегодня познакомились? О чем говорится в этом рассказе? Вы сегодня молодцы все старались, помогли Волшебнице Осени. А за это она вам тоже приготовила подарки, и угощает вас яблоками.
Читайте также:
- Роль значение и проблемы тэк конспект урока 9 класс
- Роль растений в жизни животных конспект урока 1 класс
- План конспект урока в 5 классе при высокой степени миопии
- Конспект урока не с существительными 5 класс
- Материки 7 класс география конспект урока
Конспект
образовательной
деятельности по речевому развитию на тему «Пересказ рассказа
Г. Скребицкого и В. Чаплиной
«Лес осенью»
в
старшей группе
Цель:
Формировать
умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие
рассказы.
Задачи:
— Обучать детей связному последовательному
пересказу литературного текста
по опорным схемам, отражающих последовательность событий;
—
упражнять в подборе прилагательных к
существительному;
—
закреплять правильное, отчетливое произнесение чистоговорок с разной силой голоса;
—
совершенствовать умение согласовывать
слова в предложении;
—
продолжать развивать умение поддерживать беседу, речевое дыхание;
—
развивать внимание, память, мышление, творческий потенциал, мелкую
моторику;
—
воспитывать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.
Оборудование:
Опорные схемы к рассказу, деревья с
осенними листьями , книга «Лес осенью»,
произведение П.И.Чайковского «Времена года — Осень», осенний мяч.
Организационный момент.
Воспитатель — У нас сегодня много гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь.
Вспомним наше правило: Наши
глаза внимательно смотрят
Наши уши внимательно слушают
Наши руки нам не мешают, а помогают.
Воспитатель — Ребята, послушайте очень внимательно произведение, которое будет
сейчас звучать.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (октябрь)
-Какие чувства у Вас возникли, когда слушали это произведение? (чувство
печали, тоски, грусти)
-А какое время года вы себе представили? (Осень)
-Почему осень? (потому что музыка грустная, тоскливая, печальная).
— Может из вас кто-то вспомнит название этого произведения и композитора?
— Верно, это произведение написал композитор П.И. Чайковский.
Называется Времена года.
Воспитатель- А что в нашей группе напоминает об осени?
Дети: Мы собрали осенний букет из листьев.
Мы рисовали
рисунки об осени.
Украсили
нашу группу листьями.
Рассматривали
картины.
Воспитатель: Действительно, осень снами повсюду.
— Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Осень в сентябре (какая?) – ранняя
— Осень в октябре (какая?)– золотая.
Как быстро заканчивается золотая осень и наступает какая осень?
Дети:
— Какой сейчас месяц?
— А в ноябре (какая?)-поздняя.
Логопед — В
старину этот месяц называли— «предзимье» Почему «предзимье»?
Дети-
Воспитатель—
Правильно, потому что ноябрь последний месяц осени, за ним следует зима.
Ударили уже первые морозы. Снег выпадает. Но еще тает.
Воспитатель— Вспомните и назовите,
что происходит в природе осенью? Игра называется «Подбери признак осени»
У меня разноцветный мяч:
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель:
— Осенью
небо какое? (Серое, темное, хмурое,
пасмурное, тяжелое)
— Осенью
погода (какая?) (Холодная, дождливая, ветреная, солнечная, унылая, хмурая,
пасмурная, морозная).
— Осенью
листья какие? (Яркие, красивые, золотые, желтые, оранжевые).
— Деревья осенью (какие?) — ранней — с
разноцветными листьями, поздней -голые.
— Как вы понимаете «деревья голые»?
— Дождь осенью (какой?) — холодный,
моросящий.
— Осенью
ветер какой? (Пронзительный, северный,
свирепый, колючий)
Воспитатель — Молодцы, вы точно рассказали об изменениях в
природе.
Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Дни короче, ночь длиннее,
солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев.
А сейчас мы покажем, какой бывает ветер
осенью. Возьмите дерево с осенними листочками. Подуем на листья: вдыхаем
носиком, выдыхаем ртом, щеки не надуваем. Плечи не поднимаем. Губки вытянули
трубочкой.
Воспитатель — «Дуют ветры слабые, дуют ветры
сильные» (Дыхательное упражнение).
Воспитатель — Да, осень прекрасна. С давних времен композиторы сочиняют мелодии об осени,
художники рисуют картины. А писатели и поэты пишут рассказы.
Вот и
сегодня я познакомлю вас с рассказом Г.Скребицкого
и В.Чаплиной, который называется «Лес осенью».
«Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные.
Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно
бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена
их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения».
Беседа по содержанию рассказа:
1) Летом лес был какой?
2) Какие теперь стали березки и клены?
3) Осины какие?
4) Что между ними зеленеют?
5) Налетит что?
6) Как закружатся листья в воздухе?
7) С чем
можно еще сравнить листья?
Как на землю опускаются листья?
9) Что
происходит с травами и цветами?
10)
Как можно сказать по-другому?
11)
Куда осыпаются семена?
12)
Что на следующий год из семян вырастут?
Воспитатель —
Молодцы дети, все правильно отвечали на мои вопросы.
А теперь все покружитесь и в листочки превратитесь. Под музыку кружимся,
как листочки. (Психогимнастика
«Осенние листочки»)
Сильный ветер вдруг
подул
И листочки быстро сдул(воздушная струя).
Все листочки полетели (с-с-с)
И на землю тихо сели (ш-ш-ш).
Теперь снова покружитесь
И в детишек превратитесь.
Воспитатель:
А сейчас
послушайте еще раз рассказ внимательно и постарайтесь его запомнить. Потом
будем пересказывать этот рассказ. Вы внимательно слушайте,
чтобы ничего не пропустить. И в этом вам помогут опорные схемы. Надо рассматривать схемы в определенной последовательности, тогда
рассказ получится красивым без повторов.
«Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные.
Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно
бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена
их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения».
Работа с мнемотаблицами:
— Давайте посмотрим на 1 схему, о чем она
рассказывает?
— Что видите на 2 схеме?
— Давайте рассмотрим 3 схему. Что на ней
изображено?
— Обратим внимание на 4 схему. О чем она
рассказывает?
— Что видим на последней схеме?
Воспитатель — Когда пересказываем надо сидеть
спокойно, голову не опускать, ведь дети и взрослые вас внимательно слушают.
Приступаем к пересказыванию по цепочке. Тагир начинай. (Пересказ по цепочке).
Воспитатель— Молодцы дети. А теперь пересказывать
будут только мальчики. Слушаем внимательно.
Дети — мальчики пересказывают.
Воспитатель — А теперь мы послушаем девочек.
Дети — девочки пересказывают.
Воспитатель — Молодцы дети, у вас получились
связные, последовательные рассказы. Вы были очень внимательны.
Воспитатель— Может быть кто-то хочет попробовать
сам пересказать целый рассказ?
Дети-
Воспитатель – замечательный рассказ у тебя
получился. Молодец.
Дети, ну вот беда – пройдет время и мы забудем
рассказ, как бы хотелось чтобы этот рассказ остался в нашей памяти и напоминал
нам об осени. Как нам поступить в этой ситуации?
Дети-
Воспитатель – замечательная идея, при помощи ваших
рисунков мы создадим свою книгу, которую так и назовем «Лес осенью». Посмотрите
у нас есть готовая обложка. А страницы для книги я поручаю вам сделать
самостоятельно.
И чтобы наши рисунки не повторялись и рассказ
был полным, к нам на помощь придут наши
помощники – опорные схемы. На каждом столе по одной схеме, которая раскрывает
свой сюжет рассказа. Подумайте, какой сюжет рассказы вы хотели бы нарисовать.
Кто определился с сюжетом, подходите к столу. Вы можете использовать весь
материал – это цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты, гуашь,
ватные палочки.
Прежде чем приступить к работе, подготовим
наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Листья, листья закружились
И на землю опустились (ладони
зигзагами опустить вниз)
Дождик стал по ним стучать (стучать
пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
Град по ним заколотил, (стучать
кулаками по столу)
Листья все на сквозь пробил
Снег потом припорошил (плавные движения вперед-назад)
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
О-О-О стало им тепло.
Воспитатель: Проговорим чистоговорку с разной
силой голоса. Громко, тихо.
Воспитатель — приступаем к работе.
Воспитатель — Дети нам предстоит нарисовать
рисунки, оформить книгу. Не будем
задерживать наших гостей, попрощаемся. Их ждут другие дети к себе в гости. И
скажем спасибо, что пришли к нам на занятие.
Вам, мы гости обещаем
Свою книгу показать
Пусть немного в ней
страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Итог занятия: Ребята, вам понравилась
заниматься?
— В какие игры мы играли?
— Что было трудно выполнять?
— А что легко?
Похлопаем себе за внимание и старание!
Рейтинг:
.
Оценили:
.