Рассказ скребицкого осень старшая группа текст

Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого

Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Средства: иллюстрации с изображением осенних пейзажей, разноцветные листочки с разных деревьев (вырезанные из цветной бумаги, магнитофон с записью произведения Чайковского «Осень», произведение «Осень» Г. Скребицкого, мяч средних размеров.

Виды деятельности: беседа, игра с мячом, игра с листочками (физкультминутка)

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, как там красиво, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему?

Воспитатель: А хотите послушать рассказ про работу волшебницы – осени?

Чтение рассказа ГСкребицкого «Осень».

Для своей работы Художник — Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлет прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.

Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?

Вопросы детям:

• Какими красками раскрасила осень деревья: березки, клены, дуб-богатырь?

• На что стали похожи листья осинок?

• С чем еще можно их сравнить?

• Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна»?

• А сосны и ели осень в какой цвет красит?

• Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи»?

• Почему лебеди шлют прощальный привет?

• Какие еще птицы улетают в дальние края?

• Ребята, а почему воробьи улетают в теплые края?

Физкультминутка «Раз, два, три…»

На полу лежат листочки с разных деревьев. Под «Осеннюю» музыку дети бегают вокруг них, а когда музыка заканчивается, то выполняют просьбу воспитателя.

— Раз-два-три! Красный лист бери!

— Раз-два-три! Кленовый лист бери!

— Раз-два-три! Осиновый лист бери!

— Раз-два-три! Два листа бери!

— Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!

— Раз-два-три! Ничего не бери!

Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось?

Давайте попробуем его пересказать. Читаю еще раз.

Игра с мячом:

Нужно подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения.

• Осень какая?

• Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.)

• Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.)

• Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.)

• Трава какая?

• Листья какие?

• Погода какая?

• А можно сказать, что погода вьюжная?

• А можно сказать, что погода знойная?

Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, почему говорят «Волшебница Осень»?

Катя начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. Суббота тяну¬лась медленно, и, казалось, ей не будет конца. И вот оно наступило – сентябрьское воскресенье. Проснулась Катя, как только начало светать. Но дедушка Иван Иванович уже тихонько хозяйничал в кухне, собирая припасы в дорогу. Катя с дедушкой вышли на автобусную остановку, сели в автобус и поехали. Ехали долго, почти час, Катя всё в окно смотрела и остановку ждала. Но вот дедушка махнул Кате рукой, мол, приехали. Они вылезли и пошли по тропинке от остановки в гущу деревьев. Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Кати глаза зоркие. Бросилась на обочину, разбросала листья – вот и первый гриб! Скорее сорвала его, от земли очистила и побежала дедушке показывать. Но дедушка нахмурился и Катю не похвалил:
— Во-первых, это ярко-красная сыроежка, её собирать не надо. Горькая она. Во вторых, если грибы из земли вырывать, то на будущий год урожая не жди, — строго сказал он. – Грибницу повредишь. Надо ножом срезать гриб. Да не всякий, а то ты поганок нарвёшь, а потом немытыми руками в рот полезешь. Знаю я тебя!
Обиделась Катя на дедушку. Что она — маленькая, в рот руками лезть. Надулась, отошла в сторону. И ножа ей дедушка не дал.
Но недолго Катя грустила. Увидела орешник и решила орехов набрать. Орехи высоко, не достать до веток. Стала Катя палки бросать и орехи сбивать. Насбивала полные карманы. Оглянулась – где же дедушка? А дедушка уже идёт по тропинке обратно, Катю высматривает и опять хмурится:
— В лесу нельзя отставать от старших, — говорит он Кате строго. – Потеряешься – кричи сразу «ау». А то я тебя до темноты искать буду.
Показала Катя дедушке орехи. Засмеялся дедушка:
— Это же жёлуди, дурёха. Их люди не едят.

Рассердилась Катя, высыпала жёлуди из кармана и ногой топтать стала. А дедушка не разрешает топтать:
— Люди не едят жёлуди, а белке, кабану, птице жёлудь – отличное лакомство. Не порти жёлуди зазря.
Подобрал дедушка жёлуди и сунул в карман. Велел Кате букет из осенних листьев собрать – для мамы. А потом её обедать позвал. Пообедали они бутербродами, сидя прямо на жухлой траве. Катя конфетку съела и фантик на землю бросила. Дедушка поднять велел:
— Тут, — говорит, — тебе не город, дворников нет. Нельзя в лесу мусорить. Мы тут в гостях, должны себя прилично вести.
Сколько, оказывается, всяких правил в лесу соблюдать надо. Устала Катя, и пошли они с дедушкой опять на остановку. Домой приехали, Катя маме Тамаре взахлёб рассказывала, как в лесу здорово, как хорошо пахнет. Букет из листьев в вазу поставили, красиво. Жалко, что она грибов не нашла. Зато у дедушки полная корзинка. А Катю дедушка научил из желудей человечков делать и собачек. Оказывается, и они на что-то сгодились. Довольна Катя – будет, что ребятам в школе рассказать в понедельник!

Конспект НОД по развитию речи в старшем возрасте «Чтение рассказа
Г.А.Скребицкого «Осень»

Программное
содержание:
закрепить знания детей об
изменениях осенней природы в различные периоды осени (ранняя, золотая,
поздняя). Чувствовать и понимать образность языка поэтов. Вызвать эмоциональный
отклик при любовании красками осенней природы в процессе рассматривания картин
осени и слушания художественных текстов. Желание выразить свои впечатления в
образном слове, развивать поэтический слух: умение воспроизводить образные
выражения, подбирать сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы; упражнять в
образовании сравнительной степени прилагательных. Учиться импровизировать под
музыку, передавая осеннее настроение.

Оборудование: рассказ Г.А.Скребицкого «Осень, картина И.И.Левитана «Золотая
осень», картины осенней природы, магнитофон, запись произведения
П.И.Чайковского «Осень», осенние букеты, макеты осенних деревьев, костюм
осеннего дерева с экспонатами овощей и фруктов, угощение, мольберты.

ХОД ЗАНЯТИЯ:


Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, я вам хочу что-то рассказать. Вчера я
была в лесу, любовалась – как там красиво и вспомнила очень красивое
стихотворение, которое мне хочется вам рассказать.

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца.

— А
как вы думаете, почему мне вспомнилось это стихотворение?


Правильно, потому что сейчас осень. А какая же пора осени у нас сейчас за
окном? (поздняя)


Какие основные приметы поздней осени вы можете назвать? (листья почти все
опали, стало холодно, перелетные птицы улетели в дальние края, насекомые уснули
до весны, люди стали теплее одеваться, животные поменяли летнюю шубку на
зимнюю, трава пожухла, стали частыми дожди, солнце светит очень редко и не
греет, небо почти всегда серое, частые туманы, день короче ночи….)

— Да,
осень очень богата на различные приметы; много их вы услышали в стихотворении,
а многие назвали сами.

ИГРА:


Какое небо поздней осенью? (темное, серое, мрачное, синее, облачное, тяжелое…)

— А
какая погода поздней осенью? (холодная, ясная, ветреная, дождливая, морозная,
тоскливая, безветренная, печальная…)


Что вы можете сказать об осеннем ветре? (холодный, резкий, сильный, свежий,
легкий…)


Какой же поздней осенью дождь? (сильный, редкий, частый, холодный, ливневый,
прозрачный…)

— А
какое поздней осенью солнце? (низкое, холодное, светит, но не греет, желтое,
перед морозом красное…)


Ребята, о поздней осени вы рассказали очень много, а теперь я хочу напомнить
вам о самом начале осени. Погода стояла теплая. Листья на деревьях только
начали желтеть. Солнце еще согревало землю. Небо было яркое, голубое.

— Как
же называется эта пора осени? (ранняя)

— Я
приглашаю вас посетить картинную галерею и найти где же спряталась здесь ранняя
осень?


Почему вы решили, что это именно она? (деревья только начали желтеть, трава еще
зеленая, солнце ясное, небо синее и чистое)

— А
потом, после ранней осени, листья вдруг стали разноцветными, погода холодной.
Начался отлет птиц в теплые края.

— Как
же называется эта пора осени? (золотая)


Послушайте, как красиво, ярко рассказал о золотой осени Георгий

Алексеевич
Скребицкий. (дети садятся полукругом на стульчики)

(чтение рассказа о золотой осени)


Какими красками раскрасила осень березы и клены? (лимонной желтизной)

— На
что стали похожи листья осинок в рассказе? (румяные яблоки)

— С
чем сравнивается осинник? (с ярко-красным огнем)

— Как
писатель говорит о дубе? (столетний дуб-богатырь, густой листвой потряхивает,
старика одела осень в медную, кованую  броню)


Вспомните, пожалуйста, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? (в
желтый и ярко-красный наряды)

— А
какие же деревья осень не могла разукрасить? Почему? (сосны и ели, т.к. у них
вместо листьев иголки)


Молодцы! Вы хорошо отвечали на вопросы. А что же больше всего вам понравилось в
этом рассказе и почему?

ИГРА: Да, осень
прямо волшебница. А как вы думаете, если листья стали красными, значит, что с
ними стало? Они…(покраснели). А желтые листья…? (пожелтели). А золотые листья…?
(позолотились, стали золотыми). Деревья были красивыми, а стали еще…? (краше).


Молодцы! Сколько красивых слов дарит нам осень!

— Вы
уже слышали, как красиво, ярко рассказывают об осени поэты, художники,
писатели, а теперь предлагаю вам послушать, как красиво рассказывает об осени
композитор Петр Ильич Чайковский. Мы будем любоваться картиной золотой осени
под его музыку. (СЛОВА ПОД МУЗЫКУ: прекрасный день осени. Роща пылает
кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки
отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега,
красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. (музыка
останавливается).

— Вам
понравилась мелодия осени?

— А
какое настроение она у вас вызвала? (грустное, печальное, тоскливое)


Может, кому-то эта музыка напомнила еще какие-то картины осени?

— А 
теперь давайте превратимся в листочки с этих деревьев, которые кружатся на
ветру и танцуют в воздухе свой осенний танец (импровизация под музыку)

— Мы –
легкие листочки, кружимся и кружимся в воздухе… А теперь

представьте
себя опавшими листочками и поднимитесь только тогда, когда закончится музыка
(воспитатель переодевается в «Чудо-дерево», музыка утихает)

ДЕРЕВО:
— Здравствуйте, ребята! Я – чудо-дерево! Посмотрите, какой на мне богатый
урожай.

— А кто
же принес этот урожай? (осень)


Конечно осень! Ведь, кроме того, что она красивая, она еще и очень богатая,
щедрая, урожайная.


Осень передала вам очень щедрый гостинец. Но прежде мне хочется с вами немного
поиграть. Отгадайте мои вкусные загадки, а отгадки вы найдете на мне. Я начну,
а вы продолжайте:

— ОР,
ОР, ОР, очень красный…(помидор) (повторить вместе всю фразу)

— ИВА,
ИВА, ИВА, синенькая…(слива0

— АН,
АН, АН, с грядки синий…(баклажан)

— КОС,
КОС, КОС, с красным боком …(абрикос)

— УК,
УК, УК,  заставляет плакать…(лук)

— КО,
КО, КО, да КО, КО, КО, кругленькое…(яблоко)


ОВКА, ОВКА, с хвостиком…(морковка)

— УША,
УША, сладенькая…(груша)

— ЕЦ,
ЕЦ, ЕЦ, очень длинный…(огурец)

— АН,
АН, АН, желтый, длинненький…(банан)


Молодцы, ребята! Мне пора в лес, а вы примите от осени ее щедрые дары.
Приятного вам аппетита и будьте здоровы! До свидания!

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Г.А. Скребицкого «Осень»

Цель:познакомить детей с рассказом Г.А. Скребицкого «Осень», ввести образный словарь в речь детей.

Задачи:

формировать эмоционально-образное восприятие произведения;

— обогащать образный словарь детей;

— развивать интерес к художественной литературе;

— воспитывать любовь к природе.

Оборудование:иллюстрации к рассказу Г.А. Скребицкого «Осень»; осенние листья березы, клена, осины, дуба, липы; иллюстрации, объясняющие значение слов: хлеба, гумно, копна, стог; репродукции картин И.И. Шишкин «Ранняя осень», В.Д. Поленов «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень», С.Ю. Жуковский «Осень. Веранда.»

Содержание НОД

Подготовка к восприятию рассказа.

— Ребята, послушайте загадку:

Вот художник так художник —

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?

— Осень.

— Как вы думаете, почему в загадке осень сравнивается с художником? Ведь она не живая? (Осень, как художник, перекрашивает листья деревьев в разные цвета.)

— Что вы знаете об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Осенью становится холоднее, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т.д.)

— Осень бывает разная. Какая может быть осень? (Осень золотая, осень дождливая, осень теплая, осень хмурая, осень холодная, осень яркая и т.д.)

— Подберите существительные к слову «осенний». (Осенний день, дождь, небо, погода, тучи, краски, деревья, листва и т.д.)

— Послушайте рассказ Скребицкого «Осень».

Восприятие рассказа Г.А. Скребицкого «Осень».

(Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций.)

Беседа по содержанию рассказа.

— Понравилось вам произведения? Чем?

— Как писатель называет Осень? Почему?

— Что делала в лесу Художник-Осень? (Художник – Осень разными красками раскрасила листья на деревьях, помогала животным и птицам готовиться к зиме.)

— Как осень помогала готовиться к зиме ежику, барсуку, медведю? (Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев.)

— Чему учила Осень белочку и сойку? (Белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.)

— Какой вы себе представили Художника-Осень?

Физминутка «Мы – листики осенние»

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

Работа над образным словарем.

— Когда настоящий художник пишет картину, он не спешит, вдумчиво подбирает краски, чтобы передать красоту природы, кладет мазки постепенно, отходит в сторону, чтобы посмотреть как бы со стороны на свое произведение. Так и Осень, не спеша, внимательно рассматривает свою картину, что подобрать нужный оттенок каждому деревцу, кустику.

— Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Рассмотрите березовый лист и кленовый. Что можете сказать об их цвете? (Они ярко желтые, как солнышко, как лимон, как золотые монетки.)

— Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Рассмотрите осиновый листочек. Какой он? На что похож? (Осиновый листочек яркий, красный, круглый, как спелое румяное яблоко. А если много осин рядом, то из далека кажется, будто в лесу пожар, огонь горит.)

— Рассмотрите дубовый лист. Какого он цвета? (Лист дуба красно-коричневый.)

— На кого оказался похож дуб в листве медного цвета? (Дуб стал похож на могучего богатыря в медной кованой броне.)

— Какой наряд подобрала Осень липам? Почему? (Липам осень подобрала наряд из тяжелой золотой парчи. Наряд из парчи носили знатные богатые бояре. Такими их увидела Художник-Осень.)

— Почему сосны и ели Осень оставила зелеными? (Сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь.).

-Что изменила Осень на полях и лугах? (Убрала с полей золотые хеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.)

(Объяснить значение слов: хлеба, гумно, копна, стог. Показать иллюстрации.)

— Настоящие художники тоже ни раз изображали осень. Из предложенных картин выберите ту, которая, по вашему мнению, лучше всех подходит к данному рассказу, и объясните, почему вы так решили.

В.Д. Поленов «Золотая осень»

И. И. Шишкин «Ранняя осень»

И.И. Левитан «Золотая осень»

С.Ю. Жуковский «Осень. Веранда.»

Подведение итогов.

— Ребята, вы любите осень?

— За что вы её любите?

— Я предлагаю вам отправиться на прогулку, рассмотреть осенние деревья, подумать на кого они похожи в своем пестром осеннем наряде. А дома, вместе с родителями, попробуйте изобразить Художника-Осень с ее красками и кистью.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Осень» Г. Скребицкого с использованием ИКТ

Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Средства: презентация к занятию (иллюстрации с изображением осенних пейзажей, запись произведения Чайковского «Осень»,) дидактическая игра «Времена года» с использованием ИКТ, произведение «Осень» Г. Скребицкого, шаблоны осенних листьев, краски, кисти.

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте поздороваемся с нашими гостями. Улыбнемся друг другу и подарим улыбку нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение целый день.

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку.

Кто в году четыре раза переодевается?

(Земля в разные времена года)

Воспитатель: Какие время года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, по каким признакам мы узнаем времена года?

Игра на интерактивной доске «Времена года»

Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад вы заметили, как красиво кругом, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему? (Наступила осень)

Воспитатель: Правильно. Осень, как художник, самые яркие краски выбирала, чтобы раскрасить всё вокруг. Об осени композиторы сочиняли музыку, художники писали картины, поэты – стихи, а писатели – рассказы.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Георгия Алексеевича Скребицкого. Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь в Тульскую область. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать сыну. Г. Скребицкий был влюблен в родные поля, леса, горы. Его книги повествуют о путешествиях в прекрасный мир природы. Г. Скребицкий писал рассказы для детей о природе, животных, птицах и его рассказы похожи на сказку.

Послушайте, как рассказал об осенних красках природы писатель Георгий Скребицкий в рассказе «Осень»

Чтение рассказа Георгия Скребицкого «Осень»

«Для своей работы Художник — Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.»

Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?

Вопросы детям:

• Какими красками раскрасила осень деревья: березки, клены, дуб-богатырь? (Осень раскрасила деревья в ярко – жёлтые, красные цвета).

• На что стали похожи листья осинок? (Листья осинок стали похожи на спелые яблоки).

• С чем еще можно их сравнить? (На ветках весят листочки словно монетки)

• Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна»?

• А сосны и ели осень в какой цвет красит? (Оставила зелеными, как летом)

• Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи»?

• Почему лебеди шлют прощальный привет?

• Какие еще птицы улетают в дальние края?

• Ребята, а как звери готовятся к холодам?

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте превратимся в осенние листочки.

Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся. (дети кружатся на цыпочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (руки в стороны приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо- влево)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся).

Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось? Давайте прочитаем его еще один раз. (Рассказ читается повторно)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь Волшебнице Осени? Давайте поможем ей раскрасить листья в осенние краски. Проходите в нашу мастерскую, присаживайтесь за столы.

(Дети садятся за столы. На столах лежат шаблоны белых листьев, краски, кисти)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие краски использовала Осень в рассказе Георгия Скребицкого. (лимонные, ярко-красные, багряные)

Дидактическая игра «Детки с какой ветки»

Заключение

Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? С каким рассказом мы сегодня познакомились? О чем говорится в этом рассказе? Вы сегодня молодцы все старались, помогли Волшебнице Осени. А за это она вам тоже приготовила подарки, и угощает вас яблоками.

Обновлено: 10.01.2023

Содержимое публикации

Задачи:

формировать эмоционально-образное восприятие произведения;

— обогащать образный словарь детей;

— развивать интерес к художественной литературе;

— воспитывать любовь к природе.

Содержание НОД

Подготовка к восприятию рассказа.

— Ребята, послушайте загадку:

Вот художник так художник —

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?

— Как вы думаете, почему в загадке осень сравнивается с художником? Ведь она не живая? (Осень, как художник, перекрашивает листья деревьев в разные цвета.)

— Что вы знаете об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Осенью становится холоднее, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т.д.)

— Осень бывает разная. Какая может быть осень? (Осень золотая, осень дождливая, осень теплая, осень хмурая, осень холодная, осень яркая и т.д.)

(Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций.)

Беседа по содержанию рассказа.

— Понравилось вам произведения? Чем?

— Как писатель называет Осень? Почему?

— Что делала в лесу Художник-Осень? (Художник – Осень разными красками раскрасила листья на деревьях, помогала животным и птицам готовиться к зиме.)

— Как осень помогала готовиться к зиме ежику, барсуку, медведю? (Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев.)

— Чему учила Осень белочку и сойку? (Белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.)

— Какой вы себе представили Художника-Осень?

Физминутка «Мы – листики осенние»

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

Работа над образным словарем.

— Когда настоящий художник пишет картину, он не спешит, вдумчиво подбирает краски, чтобы передать красоту природы, кладет мазки постепенно, отходит в сторону, чтобы посмотреть как бы со стороны на свое произведение. Так и Осень, не спеша, внимательно рассматривает свою картину, что подобрать нужный оттенок каждому деревцу, кустику.

— Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Рассмотрите березовый лист и кленовый. Что можете сказать об их цвете? (Они ярко желтые, как солнышко, как лимон, как золотые монетки.)

— Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Рассмотрите осиновый листочек. Какой он? На что похож? (Осиновый листочек яркий, красный, круглый, как спелое румяное яблоко. А если много осин рядом, то из далека кажется, будто в лесу пожар, огонь горит.)

— Рассмотрите дубовый лист. Какого он цвета? (Лист дуба красно-коричневый.)

— На кого оказался похож дуб в листве медного цвета? (Дуб стал похож на могучего богатыря в медной кованой броне.)

— Какой наряд подобрала Осень липам? Почему? (Липам осень подобрала наряд из тяжелой золотой парчи. Наряд из парчи носили знатные богатые бояре. Такими их увидела Художник-Осень.)

— Почему сосны и ели Осень оставила зелеными? (Сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь.).

-Что изменила Осень на полях и лугах? (Убрала с полей золотые хеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.)

(Объяснить значение слов: хлеба, гумно, копна, стог. Показать иллюстрации.)

— Настоящие художники тоже ни раз изображали осень. Из предложенных картин выберите ту, которая, по вашему мнению, лучше всех подходит к данному рассказу, и объясните, почему вы так решили.

В.Д. Поленов «Золотая осень»

И. И. Шишкин «Ранняя осень»

И.И. Левитан «Золотая осень»

С.Ю. Жуковский «Осень. Веранда.»

Подведение итогов.

— Ребята, вы любите осень?

— За что вы её любите?

Словарная работа: золотая парча, лимонная желтизна, дуб-богатырь, медная кованная броня, душистая копна, стога, косяки перелётных птиц, осинник.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, подойдите пожалуйста ко мне (воспитатель стоит около окна).

(Дети подходят к воспитателю)

Воспитатель: Полюбуйтесь какая красота на улице! Ребята, как вы думаете, почему так происходит?

Дети: Наступила осень!

Воспитатель: Правильно, ребята, наступила осень, она разукрасила листья деревьев разными красками. А кто знает, какие любимые цвета у осени?

Дети: жёлтые, оранжевые, красные, зелёные.

Воспитатель: Молодцы. Осень и правда очень красочная пора года. Много писателей любят эту пору и написали много рассказов, сказок, стихотворений. Давайте присядем на свои места.

(Дети садятся на стульчики полукругом).

Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно. В рассказе вам могут встретиться незнакомые словосочетания такие как:

• золотая парча — это ткань с золотой нитью;

• лимонная желтизна — это очень яркий жёлтый цвет;

• дуб-богатырь — большой, сильный дуб;

• медная кованная броня- одежда из металла;

• душистая копна — вкусно пахнущая куча;

• стога — большая куча;

• косяки перелётных птиц — это когда птицы улетают на юг они выстраиваются в ряд похожую на галочку;

• осинник — это дерево похожее березку.

Воспитатель: Умнички! Вы слушали внимательно. А теперь пора отдохнуть.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

(садятся на корточки)

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

(летают по комнате)

И на землю тихо сели.

(вновь тихо садятся)

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(поднимаются, кружатся и снова садятся)

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Сейчас я вам прочту рассказ ещё раз слушайте внимательно.

(Чтение рассказа второй раз).

Воспитатель: Умнички! Все внимательно слушали, а кто помнит куда отправилась художник осень?

Дети: Отправилась осень из леса в поля, луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие словно башни, стога.

Воспитатель: Чем осень покрыла берёзы и клёны?

Дети: Берёзы и клёны осень накрыла лимонной желтизной.

Воспитатель: А листья осинок?

Дети: Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.

Воспитатель: Каким стал осинник?

Дети: Стал осинник ярко-красный, весь как огонь горит.

Воспитатель: Во что подумала осень одеть дуб?

Дети: Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит густой листвой потряхивает. Думает осень : «Нужно богатыря в медную кованную броню ё

Воспитатель: Как разукрасила осень кусты и деревья?

Дети: Все деревья и кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему : кого одела в жёлтый наряд, кого одела в ярко-красный.

Воспитатель: Что осень сделала с соснами и елями?

Дети: Одни только сосны и ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, не разукрасит их. Пусть какими были летом, такими и останутся.

Воспитатель: Я вам буду говорить слово в единственном числе, а вы мне его будите называть во множественном числе, готовы? Слушайте внимательно:

Воспитатель: Молодцы! Хотите ещё поиграть?

Воспитатель: Слушайте внимательно!

Воспитатель: Молодцы! Вы все справились. Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я очень рада что вам понравилось, вы все умнички, старались мне было очень приятно.

Осень

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох. Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять. Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает хлодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание: закрепить знания детей об изменениях осенней природы в различные периоды осени (ранняя, золотая, поздняя). Чувствовать и понимать образность языка поэтов. Вызвать эмоциональный отклик при любовании красками осенней природы в процессе рассматривания картин осени и слушания художественных текстов. Желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух: умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы; упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных. Учиться импровизировать под музыку, передавая осеннее настроение.

— Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, я вам хочу что-то рассказать. Вчера я была в лесу, любовалась – как там красиво и вспомнила очень красивое стихотворение, которое мне хочется вам рассказать.

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца.

— А как вы думаете, почему мне вспомнилось это стихотворение?

— Правильно, потому что сейчас осень. А какая же пора осени у нас сейчас за окном? (поздняя)

— Какие основные приметы поздней осени вы можете назвать? (листья почти все опали, стало холодно, перелетные птицы улетели в дальние края, насекомые уснули до весны, люди стали теплее одеваться, животные поменяли летнюю шубку на зимнюю, трава пожухла, стали частыми дожди, солнце светит очень редко и не греет, небо почти всегда серое, частые туманы, день короче ночи….)

— Да, осень очень богата на различные приметы; много их вы услышали в стихотворении, а многие назвали сами.

— Какое небо поздней осенью? (темное, серое, мрачное, синее, облачное, тяжелое…)

— А какая погода поздней осенью? (холодная, ясная, ветреная, дождливая, морозная, тоскливая, безветренная, печальная…)

— Что вы можете сказать об осеннем ветре? (холодный, резкий, сильный, свежий, легкий…)

— Какой же поздней осенью дождь? (сильный, редкий, частый, холодный, ливневый, прозрачный…)

— А какое поздней осенью солнце? (низкое, холодное, светит, но не греет, желтое, перед морозом красное…)

— Ребята, о поздней осени вы рассказали очень много, а теперь я хочу напомнить вам о самом начале осени. Погода стояла теплая. Листья на деревьях только начали желтеть. Солнце еще согревало землю. Небо было яркое, голубое.

— Как же называется эта пора осени? (ранняя)

— Я приглашаю вас посетить картинную галерею и найти где же спряталась здесь ранняя осень?

— Почему вы решили, что это именно она? (деревья только начали желтеть, трава еще зеленая, солнце ясное, небо синее и чистое)

— А потом, после ранней осени, листья вдруг стали разноцветными, погода холодной. Начался отлет птиц в теплые края.

— Как же называется эта пора осени? (золотая)

— Послушайте, как красиво, ярко рассказал о золотой осени Георгий

Алексеевич Скребицкий. (дети садятся полукругом на стульчики)

(чтение рассказа о золотой осени)

— Какими красками раскрасила осень березы и клены? (лимонной желтизной)

— На что стали похожи листья осинок в рассказе? (румяные яблоки)

— С чем сравнивается осинник? (с ярко-красным огнем)

— Как писатель говорит о дубе? (столетний дуб-богатырь, густой листвой потряхивает, старика одела осень в медную, кованую броню)

— Вспомните, пожалуйста, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? (в желтый и ярко-красный наряды)

— А какие же деревья осень не могла разукрасить? Почему? (сосны и ели, т.к. у них вместо листьев иголки)

— Молодцы! Вы хорошо отвечали на вопросы. А что же больше всего вам понравилось в этом рассказе и почему?

ИГРА: Да, осень прямо волшебница. А как вы думаете, если листья стали красными, значит, что с ними стало? Они…(покраснели). А желтые листья…? (пожелтели). А золотые листья…? (позолотились, стали золотыми). Деревья были красивыми, а стали еще…? (краше).

— Молодцы! Сколько красивых слов дарит нам осень!

— Вы уже слышали, как красиво, ярко рассказывают об осени поэты, художники, писатели, а теперь предлагаю вам послушать, как красиво рассказывает об осени композитор Петр Ильич Чайковский. Мы будем любоваться картиной золотой осени под его музыку. ( СЛОВА ПОД МУЗЫКУ : прекрасный день осени. Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. (музыка останавливается).

— Вам понравилась мелодия осени?

— А какое настроение она у вас вызвала? (грустное, печальное, тоскливое)

— Может, кому-то эта музыка напомнила еще какие-то картины осени?

— А теперь давайте превратимся в листочки с этих деревьев, которые кружатся на ветру и танцуют в воздухе свой осенний танец (импровизация под музыку)

— Мы – легкие листочки, кружимся и кружимся в воздухе… А теперь

ДЕРЕВО: — Здравствуйте, ребята! Я – чудо-дерево! Посмотрите, какой на мне богатый урожай.

— А кто же принес этот урожай? (осень)

— Конечно осень! Ведь, кроме того, что она красивая, она еще и очень богатая, щедрая, урожайная.

— Осень передала вам очень щедрый гостинец. Но прежде мне хочется с вами немного поиграть. Отгадайте мои вкусные загадки, а отгадки вы найдете на мне. Я начну, а вы продолжайте:

— ОР, ОР, ОР, очень красный…(помидор) (повторить вместе всю фразу)

— ИВА, ИВА, ИВА, синенькая…(слива0

— АН, АН, АН, с грядки синий…(баклажан)

— КОС, КОС, КОС, с красным боком …(абрикос)

— УК, УК, УК, заставляет плакать…(лук)

— КО, КО, КО, да КО, КО, КО, кругленькое…(яблоко)

— ОВКА, ОВКА, с хвостиком…(морковка)

— УША, УША, сладенькая…(груша)

— ЕЦ, ЕЦ, ЕЦ, очень длинный…(огурец)

— АН, АН, АН, желтый, длинненький…(банан)

— Молодцы, ребята! Мне пора в лес, а вы примите от осени ее щедрые дары. Приятного вам аппетита и будьте здоровы! До свидания!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте поздороваемся с нашими гостями. Улыбнемся друг другу и подарим улыбку нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение целый день.

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку.

Кто в году четыре раза переодевается?

(Земля в разные времена года)

Воспитатель: Какие время года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, по каким признакам мы узнаем времена года?

Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад вы заметили, как красиво кругом, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему? (Наступила осень)

Воспитатель: Правильно. Осень, как художник, самые яркие краски выбирала, чтобы раскрасить всё вокруг. Об осени композиторы сочиняли музыку, художники писали картины, поэты – стихи, а писатели – рассказы.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Георгия Алексеевича Скребицкого. Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь в Тульскую область. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать сыну. Г. Скребицкий был влюблен в родные поля, леса, горы. Его книги повествуют о путешествиях в прекрасный мир природы. Г. Скребицкий писал рассказы для детей о природе, животных, птицах и его рассказы похожи на сказку.

«Для своей работы Художник — Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?

• Какими красками раскрасила осень деревья: березки, клены, дуб-богатырь? (Осень раскрасила деревья в ярко – жёлтые, красные цвета).

• На что стали похожи листья осинок? (Листья осинок стали похожи на спелые яблоки).

• С чем еще можно их сравнить? (На ветках весят листочки словно монетки)

• А сосны и ели осень в какой цвет красит? (Оставила зелеными, как летом)

• Почему лебеди шлют прощальный привет?

• Какие еще птицы улетают в дальние края?

• Ребята, а как звери готовятся к холодам?

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте превратимся в осенние листочки.

Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся. (дети кружатся на цыпочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (руки в стороны приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо- влево)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся).

Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось? Давайте прочитаем его еще один раз. (Рассказ читается повторно)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь Волшебнице Осени? Давайте поможем ей раскрасить листья в осенние краски. Проходите в нашу мастерскую, присаживайтесь за столы.

(Дети садятся за столы. На столах лежат шаблоны белых листьев, краски, кисти)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие краски использовала Осень в рассказе Георгия Скребицкого. (лимонные, ярко-красные, багряные)

Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? С каким рассказом мы сегодня познакомились? О чем говорится в этом рассказе? Вы сегодня молодцы все старались, помогли Волшебнице Осени. А за это она вам тоже приготовила подарки, и угощает вас яблоками.

Читайте также:

      

  • Роль значение и проблемы тэк конспект урока 9 класс
  •   

  • Роль растений в жизни животных конспект урока 1 класс
  •   

  • План конспект урока в 5 классе при высокой степени миопии
  •   

  • Конспект урока не с существительными 5 класс
  •   

  • Материки 7 класс география конспект урока

Конспект

образовательной
деятельности по речевому развитию на тему «Пересказ рассказа

Г.  Скребицкого и В. Чаплиной 

«Лес осенью»

в
старшей группе 

Цель:

Формировать
умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие
рассказы.

Задачи:

Обучать  детей связному последовательному
пересказу 
литературного  текста
по опорным схемам, отражающих последовательность событий;


упражнять в подборе  прилагательных к
существительному;


закреплять правильное, отчетливое произнесение чистоговорок  с разной силой голоса;


совершенствовать умение  согласовывать
слова в предложении;


продолжать развивать умение поддерживать беседу, речевое дыхание;


развивать внимание, память, мышление, творческий потенциал, мелкую
моторику;


воспитывать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Оборудование:

Опорные схемы к рассказу, деревья с
осенними листьями ,  книга «Лес осенью»,
произведение П.И.Чайковского «Времена года — Осень», осенний мяч.

Организационный момент.

Воспитатель — У нас сегодня много гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь.

Вспомним наше правило:      Наши
глаза внимательно смотрят

                   
                     
        Наши уши внимательно слушают

                   
                     
        Наши руки нам не мешают, а помогают.

Воспитатель — Ребята, послушайте очень внимательно произведение, которое будет
сейчас звучать.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (октябрь)

-Какие чувства у Вас возникли, когда слушали это произведение? (чувство
печали, тоски, грусти)

-А какое время года вы себе представили? (Осень)

-Почему осень? (потому что музыка грустная, тоскливая, печальная).

— Может из вас кто-то вспомнит название этого произведения и композитора?

— Верно, это  произведение написал композитор П.И. Чайковский.
Называется Времена года.

Воспитатель- А что в нашей группе напоминает об осени?

Дети: Мы собрали осенний букет из листьев.

Мы рисовали
рисунки об осени.

Украсили
нашу группу листьями.

Рассматривали
картины.

Воспитатель: Действительно, осень снами повсюду.

— Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Осень в сентябре (какая?) – ранняя

— Осень в октябре (какая?)– золотая.

Как быстро заканчивается золотая осень и наступает какая осень?

Дети:

— Какой сейчас месяц?

— А в ноябре (какая?)-поздняя.

Логопед — В
старину этот месяц называли— «предзимье» Почему «предзимье»?

Дети-

Воспитатель
Правильно, потому что ноябрь последний месяц осени, за ним следует зима.
Ударили уже первые морозы. Снег выпадает. Но еще тает.

ВоспитательВспомните и назовите,
что происходит в природе осенью? И
гра называется «Подбери признак осени»

У меня разноцветный мяч:

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель:

— Осенью
небо какое?   (Серое, темное, хмурое,
пасмурное, тяжелое)

— Осенью
погода (какая?) (Холодная, дождливая, ветреная, солнечная, унылая, хмурая,
пасмурная, морозная).

— Осенью
листья какие? (Яркие, красивые, золотые, желтые, оранжевые).

— Деревья осенью (какие?) — ранней — с
разноцветными листьями, поздней -голые.

— Как вы понимаете «деревья голые»?

— Дождь осенью (какой?) — холодный,
моросящий.

— Осенью
ветер какой?  (Пронзительный, северный,
свирепый, колючий)

Воспитатель  Молодцы, вы точно рассказали об изменениях в
природе.
 

Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Дни короче, ночь длиннее,
солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев.

А сейчас мы покажем, какой бывает ветер
осенью. Возьмите дерево с осенними листочками. Подуем на листья: вдыхаем
носиком, выдыхаем ртом, щеки не надуваем. Плечи не поднимаем. Губки вытянули
трубочкой.

Воспитатель — «Дуют ветры слабые, дуют ветры
сильные» (Дыхательное упражнение).

Воспитатель — Да, осень прекрасна. С давних времен композиторы сочиняют мелодии об осени,
художники рисуют картины. А писатели и поэты пишут рассказы.

Вот и
сегодня я познакомлю вас с рассказом
Г.Скребицкого
и В.Чаплиной, к
оторый называется «Лес осенью».Хочу такой сайт

«Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные.
Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно
бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена
их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения».

Беседа по содержанию рассказа:

1)    Летом лес был какой?

2)    Какие теперь стали березки и клены?

3)    Осины какие?

4)    Что между ними зеленеют?

5)    Налетит что?

6)    Как закружатся листья в воздухе?

7)     С чем
можно еще сравнить листья?

8)     Как на землю опускаются листья?

9)     Что
происходит с травами и цветами?

10)          
 Как можно сказать по-другому?

11)          
 Куда осыпаются семена?

12)          
 Что на следующий год из семян вырастут?

Воспитатель 
Молодцы дети, все правильно отвечали на мои вопросы.

А теперь все покружитесь и в листочки превратитесь. Под музыку кружимся,
как листочки. (Психогимнастика
«Осенние листочки»)

Сильный ветер вдруг
подул
И листочки быстро сдул(воздушная струя).
Все листочки полетели (с-с-с)
И на землю тихо сели (ш-ш-ш).
Теперь снова покружитесь
И в детишек превратитесь.

Воспитатель:
А сейчас
послушайте еще раз рассказ внимательно и постарайтесь его запомнить. Потом
будем пересказывать этот рассказ.
Вы внимательно слушайте,
чтобы ничего не пропустить. И в этом вам помогут опорные схемы.
Надо рассматривать схемы в определенной последовательности, тогда
рассказ получится красивым без повторов.

«Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные.
Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно
бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена
их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения».

Работа с мнемотаблицами:

— Давайте посмотрим на 1 схему, о чем она
рассказывает?

— Что видите на 2 схеме?

— Давайте рассмотрим 3 схему. Что на ней
изображено?

— Обратим внимание на 4 схему. О чем она
рассказывает?

— Что видим на последней схеме?

Воспитатель — Когда пересказываем надо сидеть
спокойно, голову не опускать, ведь дети и взрослые вас внимательно слушают.
Приступаем к пересказыванию по цепочке. Тагир начинай. (Пересказ по цепочке).

Воспитатель— Молодцы дети. А теперь пересказывать
будут только мальчики. Слушаем внимательно.

Дети — мальчики пересказывают.

Воспитатель — А теперь мы послушаем девочек.

Дети — девочки пересказывают.

Воспитатель — Молодцы дети, у вас получились
связные, последовательные рассказы. Вы были очень внимательны.

Воспитатель— Может быть кто-то хочет попробовать
сам пересказать целый рассказ?

Дети-

Воспитатель – замечательный рассказ у тебя
получился. Молодец.

Дети, ну вот беда – пройдет время и мы забудем
рассказ, как бы хотелось чтобы этот рассказ остался в нашей памяти и напоминал
нам об осени. Как нам поступить в этой ситуации?

Дети-

Воспитатель – замечательная идея, при помощи ваших
рисунков мы создадим свою книгу, которую так и назовем «Лес осенью». Посмотрите
у нас есть готовая обложка. А страницы для книги я поручаю вам сделать
самостоятельно.

И чтобы наши рисунки не повторялись и рассказ
был полным, к нам на помощь придут  наши
помощники – опорные схемы. На каждом столе по одной схеме, которая раскрывает
свой сюжет рассказа. Подумайте, какой сюжет рассказы вы хотели бы нарисовать.
Кто определился с сюжетом, подходите к столу. Вы можете использовать весь
материал – это цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты, гуашь,
ватные палочки.

Прежде чем приступить к работе, подготовим
наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Листья, листья закружились

И на землю опустились                                         (ладони
зигзагами опустить вниз)                                            

Дождик стал по ним стучать                                (стучать
пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап

Град по ним заколотил,                                        (стучать
кулаками по столу)

Листья все на сквозь пробил

Снег потом припорошил                                       (плавные движения вперед-назад)

Одеялом их накрыл.                                               (крепко прижать ладони к столу)

О-О-О стало им тепло.

Воспитатель: Проговорим чистоговорку с разной
силой голоса. Громко, тихо.

Воспитатель — приступаем к работе.

Воспитатель — Дети нам предстоит нарисовать
рисунки, оформить книгу.  Не будем
задерживать наших гостей, попрощаемся. Их ждут другие дети к себе в гости. И
скажем спасибо, что пришли к нам на занятие.

Вам, мы гости обещаем

Свою книгу показать

Пусть немного в ней
страниц, 

В целом мире, как известно, 
Нет и не было границ. 

Итог занятия: Ребята, вам понравилась
заниматься?
— В какие игры мы играли?
— Что было трудно выполнять?
— А что легко?

Похлопаем себе за внимание и старание!










Рейтинг:
.


Оценили:
.


  • Рассказ склонение у слова какое
  • Рассказ серебряное копытце распечатать
  • Рассказ скворцы белов читать полностью
  • Рассказ серебряное копытце главная мысль
  • Рассказ сказки про курочку рябу